Значение слова принципат. Римская империя

Когда он достиг наибольшего расцвета во всех сферах. Формально Римская империя насчитывает почти пятнадцать столетий: с 27 года до н. э. до 1453 года н. э. Столь длительное время существования одного государственного строя — хотя его единство с некоторых пор стало почти символическим — можно разделить на три отдельных периода. Первый из них, называемый принципатом , насчитывает 250 лет: его начало связано с императором Августом , основателем империи, и заканчивается временем правления Александра Севера .

Второй период означен несколькими десятилетиями глубокого кризиса — политического, экономического и военного, — сменившимися затем двумя веками новой формы государственного и политического строя, получившего название доминат . Этот период закончился со свержением в 476 году последнего из западных императоров Ромула Августула.

Историкам легче всего разобраться с принципатом, первым, так сказать, классическим периодом истории Римской империи. В тот период царствовали двадцать восемь императоров — известно точное число. Тогда империя охватывала самую большую территорию за всю свою историю, была самой могущественной в военном отношении мировой державой и, являясь воплощением наивысших достижении цивилизации и культуры, распространяла их среди всех народов, входивших в ее состав. Римская империя той поры в какой-то степени стала общей родиной для всех европейских народов, оставив нам в наследство завоевания науки и техники, прекрасные произведения культуры, литературы, архитектуры.

Римским государством правили тогда, пожалуй, самые известные потомкам, инам с вами в том числе, государи. Большинство из них были выдающимися личностями, яркими индивидуальностями, причем отнюдь не только в положительном отношении. Некоторые были и остались в истории тиранами, злодеями, извращенцами, достаточно назвать имена Тиберия и Калигулы , Нерона и Домициана, Каракаллы и Гелиогабала. Благодарная память потомков сохранила имена настоящих государей, умных правителей, заботящихся о благе государства и его народов, замечательных юристов, администраторов, дипломатов и воинов. Таковыми были, по единодушному мнению и древних, и всех современных историков, императоры Август, Веспасиан , Тит , Траян , Адриан , Антонин Пий , Марк Аврелий .

Ну и, наконец, третий период, самый длительный, но наименее римский. Это история Восточной Римской империи, — вскоре превратившейся в самостоятельное государство, Византию , — и заканчивается она захватом в 1433 году Константинополя турками.

Известны попытки воссоздания империи в Западной Европе в период Средневековья , но этих правителей трудно принять за законных наследников Августа и его преемников; это были, скорее, политические фикции, однако нельзя не упомянуть о них, ибо они обращались к великой традиции в истории человечества.


За упомянутые пятнадцать столетий империей правили более двухсот цезарей. Точное их число трудно установить по причинам и формальным, и фактическим. Появлялись и узурпаторы, и самозванцы, и порой бывало нелегко определить, кто же является законным государем. Сравнительно немного таких сомнений вызывает период принципата, насчитывающий двадцать восемь императоров.

Принципат — это исторически самый важный период в жизни Римской империи, так сказать, классическая эпоха империи. В этот период Римская империя была самой большой территориально и самой сильной державой мира. Кроме того, превосходя остальной мир развитием цивилизации, Римская империя распространяла эти материальные и духовные завоевания цивилизации по всем странам вокруг Средиземного моря. Наследием этих веков являются великолепные произведения науки и литературы, шедевры изобразительного искусства и архитектуры, оказавшие ни с чем не сравнимое влияние на все последующие поколения европейцев. Римская империя. Правящие в период принципата цезари (они же императоры) достаточно хорошо известны культурному человечеству благодаря многим ценным источникам той поры.

В римском государстве правили четыре великие династии: Юлиев-Клавдиев, Флавиев , Антонинов и, наконец, Северов (сирийская). Почти все представители этих династий — выдающиеся личности, не обязательно положительные, но оставившие в истории Рима важный след. Некоторые из них запомнились прямо-таки зловещим обликом, прославились жестокостью и даже каким-то изуверским безумием. Речь идет о таких персонажах римской истории, как Тиберий и Калигула, Нерон и Домициан, Каракалла и Гелиогабал. В благодарной памяти потомков остались выдающиеся правители, умные, справедливые, много сделавшие для блага страны и в хозяйственном, и в культурном отношении, а также укрепившие военную мощь империи.

Эпоха домината , промежуток между 235 и 476 гг. Эти почти два с половиной века отчетливо подразделяются на три периода. Первый из них, длившийся около пятидесяти лет, в истории носит название кризиса — политического и экономического. За эти годы на мировой арене промелькнули несколько десятков цезарей, правивших Римской империей порой всего по месяцу, погибавших, как правило, насильственной смертью, на страну со всех границ напирали враги, а экономика ее была почти полностью разрушена.

От полного краха империя была спасена благодаря реформам умного и энергичного императора Диоклетиана, пришедшего к власти в 284 г., и его последователям. Так начался новый этап в истории Римской империи — доминат, в котором цезарь уже является не принцепсом — первым среди равных, но господином (лат. dominus — господин).

В этот же период в правление Константина Великого и по его воле произошла идеологическая революция — христианство было признано господствующей религией, и за удивительно короткий срок, всего за несколько десятилетий, из религии преследуемой превратилось в религию господствующую.

Самой трагической фигурой,из правителей этого периода, наверняка является император Юлиан Отступник , до конца сохранивший верность идеалам, традициям и богам древней культуры, пожалуй, последний из власть имущих, отважный и последовательный защитник прежних традиций, человек удивительно скромный и простой, но обладавший необыкновенным гражданским мужеством. Настоящий римлянин в его лучшей ипостаси, бесконечно преданный интересам вверенной ему страны.

И наконец, в 395 г. со смертью императора Феодосия Великого произошел распад империи на Западную и Восточную. Теперь уже ничто не могло спасти Западную империю от неминуемого краха, и произошло это в поразительном темпе. Всего при жизни двух-трех поколений рухнуло и перестало существовать одно из самых монументальных и импонирующих политических образований, когда-либо созданных человечеством — Римская империя. Главной причиной его гибели считается натиск варварских племен.

Какое-то время продолжалась агония умирающего государственного организма, растянувшийся на несколько десятков лет процесс добивания жертвы, когда из живого еще «тела» вырывались его отдельные органы, отдельные составные части и территории некогда грандиозной державы.

Заключительный акт представляется не очень впечатляющим. И все же хочется назвать его символичным: последнего цезаря, маленького мальчика, прозванного цезаренком , которого сместил с императорского трона германский вождь, звали Ромулом. А ведь согласно римской мифологии это было имя одного из двух мальчиков, основавших Вечный Город Рим.

Принципат Принципат - в Древнем Риме специфическая форма монархии, при которой формально сохраняются республиканские учреждения. Период принципата, или ранней империи, охватывает время с 27 г. до н.э. до 193 г. н.э. [правление династий Юлиев - Клавдиев (27 г. до н.э.Ч 68 г. н.э.), Флавиев (69-96 гг.), Антонинов (96-192 гг.)]. Август и его преемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредоточивали в своих руках высшую гражданскую и военную власть. Формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, народные собрания (комиции), магистратуры, но фактическая власть находилась в руках принцепса.

Исторический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Принципат" в других словарях:

    Назв. первого периода римской империи, служившего переходом от республики к монархии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРИНЦИПАТ название первого периода римской империи; п. служил переходом от… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (лат. principatus, от princeps первый, глава) в Древнем Риме в период ранней империи (27 г. до н.э. 193 г. н.э.) специфическая форма монархии, при которой формально сохранялись некоторые республиканские учреждения, но власть фактически… … Юридический словарь

    - (лат. principatus от princeps первый; глава), в Др. Риме форма монархии, при которой сохранялись республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку принцепсу (первому в списке сенаторов); существовала с 27 до н. э. до… … Большой Энциклопедический словарь

    ПРИНЦИПАТ, принципата, муж. (лат. principatus) (ист.). В древнем Риме политический строй, переходный от республики к империи, характеризующийся разделением власти между сенатом и императором, который был фактическим правителем, но считался первым … Толковый словарь Ушакова

    - (лат. principatus, от princeps первый, глава) условный термин, обозначающий политическую систему ранней Римской империи (1 3 вв. н. э.). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

    Принципат - (лат. principatus, от princeps первоприсутствующий в сенате) в Др. Риме (I в. до н.э. III в. н.э.) ранняя империя, форма ограниченной монархии, при которой формально сохранялись республиканские учреждения, а император, являясь фактически… … Энциклопедия права

    ПРИНЦИПАТ - (лат. principatus от princeps первый, глава) в исторической литературе условный термин для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 г. до н.э. 193 г. н.э.) специфической формы монархии, при которой формально сохранялись… … Юридическая энциклопедия

    Император Октавиан Август. Бронзовая скульптура из Геркуланума … Википедия

    А; м. [лат. prīncipātus] В древнем Риме во второй половине 1 в. до н.э.: государственный строй, при котором сохранялись республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному лицу императору, считавшемуся первым среди равных… … Энциклопедический словарь

    - (лат. principatus, от princeps первый, глава) условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 до н. э. 193 н. э.) специфические формы монархии, при которой формально… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Принципат Августа , Н.А. Машкин. Классический труд известного историка Николая Александровича Машкина посвящен исследованию проблем принципата как политической формы и его идеологии, генезиса принципата и его социальной…
  • Принципат Августа , Н.А. Машкин. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Классический труд известного историка Николая Александровича Машкина посвященисследованию проблем…

Общественный и государственный строй.

Установление военно-диктаторского режима, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис. Рабовладельческий строй достигает кульминации в своем развитии. Закрепляются социальные изменения, происходившие в последние века существования республики, возникают новые классовые и социальные противоречия.

С расширением пределов Римского государства растет численность свободного населения, в том числе количество римских граждан (как отмечалось, уже в период республики права гражданства были предоставлены жителям Италии). Этот процесс продолжался и с переходом к империи: права граждан все чаще предоставлялись и внеиталийским жителям провинций - завоеванных Римом стран. Наконец, в 212 году эдиктом императора Каракаллы право гражданства было предоставлено всем свободным жителям Римской империи.

Наряду с этим развивается социальная и сословная дифференциация свободных. С развитием рабовладельческого строя и расширением государственных границ значительно вырос и укрепился класс рабовладельцев. Окончательно оформилось и сословное деление в нем. Ряды нобилей и всадников, поредевшие в период гражданских войн, пополняются крупными рабовладельцами из Италии и провинций - муниципалами, провинциальной знатью, а также государственными чиновниками. Нобилитет превращается в сенаторское сословие с имущественным цензом в один миллион сестерциев.

То обстоятельство, что социально-экономические изменения в период империи были в основном порождением процессов, зародившихся еще в республиканский период, определило и характер политической структуры Рима - устаревшие республиканские учреждения сохраняются и в первые века существования империи. Немалую роль в этом сыграли и традиционные республиканские представления, утверждавшиеся почти половину тысячелетия, покончить с которыми сразу было невозможно.

Период империи принято делить на два этапа:

1) принципат (I в. до н.э. - III в. нэ.), от "принцепс - сенатус" - первый сенатор. Этот титул впервые получил от сената основатель империи Октавиан Август, поставленный первым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате, что позволяло предопределять решения последнего;

2) доминат (III-V вв.), от "доминус" - господин, владыка, что

свидетельствовало об окончательном признании абсолютной власти императора.

Принципат

Рим, полученный в правление Августом после многих лет гражданских войн был далёк от былого величия времён ранней республики. Сама республиканская форма правления полностью себя дискредитировала. Понятие "республика" было связано в сознании каждого римлянина с беспрерывными войнами, разрушительными и кровавыми.

Выбрав Августа, одного правителя, а на его месте мог быть любой из участников последних гражданских войн, римляне прежде всего сделали ставку на спокойствие и мир в обмен на право участвовать в общественной жизни. Но это стало понятно значительно позже. А пока Август оставался всего лишь консулом, пусть и без напарника, но избираемым каждый год на эту должность.

Важнейшей задачей нового правителя на первом этапе было установление непоколебимого мира внутри государства, так как свеж был пример Цезаря, личности харизматической, тем не менее убитого уже на второй год правления.

Август укрепил собственную власть, укрепил настолько, что "высшие и почётнейшие государственные должности он получал досрочно, в том числе некоторые новые или бессменные". Вторым шагом, и не менее важным чем первый, стало учреждение преторианских когорт: "Август создал особые преторианские когорты, которые, в отличие от легионов, стоявших на границах империи, были расквартированы в Риме". Подчинённые исключительно Августу преторианцы были мощной военной опорой, способной уберечь от военных переворотов. Сразу нужно сказать, что первому императору прибегнуть к помощи преторианцев не пришлось, а для его потомков этот рычаг власти будет просто необходим.

Продвижение Октавиана по государственной лестнице шло безостановочно. Год за годом он избирался консулом, военным трибуном, чуть позже великим понтификом. Это позволяло ему владеть всей полнотой власти. "Вся власть народа и сената перешла к Августу". "Создавая видимость сохранения республики, Август принял титул принцепса, первого среди равных". Видимость республики была необходима, так как она была по-прежнему традиционной формой правления и любая попытка очевидно её поколебать приводила к непредсказуемым последствиям. "Конечно, и при Цезаре власть сената была призрачной. Но единодушия не было, и свидетельство тому - убийство Цезаря в сенате".

Говоря о политической поддержке правления Августа нельзя не упомянуть новую политику в отношении провинций, которые из "собственности римского народа" превратились во вполне полноправные составные части империи. Рим перестал быть единственно необходимой опорой власти. Он по прежнему оставался политическим центром империи, но для полноты власти очень важны были ровные отношения с провинциями. Для этого император сделал немало, прежде всего прекратив выкуп прав на сбор налогов с провинций, что естественно повлекло за собой улучшение их финансового состояния. Часть из них, наиболее перспективные, принадлежали Августу: "из провинций он взял на себя те, которые были значительнее", более старые и устойчивые в политическом отношении - во власти сената. Именно с Октавиана берёт начало традиция более тесного контроля над провинциями.

Феномен чиновничества появился при Августе и был связан с политическими реформами в управлении. Бывшие когда-то выборные должности трансформировались в назначаемые императором и стали оплачиваемыми. "Чтобы больше народу участвовало в управлении государством, он учредил новые должности". С ростом должностей естественным образом падала их значимость, народ был постепенно удалён от управления государством. Причём видимость республиканского устройства сохранялась, император активно поддерживал её традиции: "Присутствуя на выборах должностных лиц, он всякий раз обходил трибы со своими кандидатами и просил за них по старинному обычаю".

Реформы Августа носили не только политический характер. "Целью законов Августа было укрепление традиционных моральных ценностей, пошатнувшихся в результате гражданских войн, создание новой администрации, подчинённой не выборным органам власти, а ему". В рамках восстановления моральных ценностей он: "Он восстановил и некоторые древние обряды, пришедшие в забвение, например, гадание о благе государства, жречество Юпитера, игры на луперкалиях, столетние торжества, праздник перепутий". "Он пересмотрел старые законы и ввёл некоторые новые: например о роскоши, о прелюбодеянии и разврате, о подкупе, о порядке брака для всех сословий".

Действия и решения неполитические всегда были так или иначе связаны с политикой, с попыткой укрепить и увековечить своё имя. "Стремление представить себя отцом и благодетелем народа, а своё царствование - образцом, достойным подражания, было присуще в той или иной мере всем древним монархам". Август прославился необыкновенным количеством новых сооружений в Риме: "Общественных зданий он выстроил очень много". Новый император старался слыть традиционалистом: "Даже одежду и платье он старался возродить древние".

Октавиан не только возродил старые традиции, но и стал законодателем новых. Время его правления Немировский называет: "от культа богов к культу личности". Старый пантеон во многом утратил свою значимость и ниша главной религиозной идеи оставалась незаполненной. Введённый после смерти Августа "культ императора" был совсем не похож на восточную сакрализацию власти. Новые жертвы, новый культ - всё это помогло новому социальному развитию империи. "Культ императора" стал неотъемлемой чертой принципата и в дальнейшем перерос в признание императоров Dominus in deus, богами на земле в период домината.

Принципат - монархия особого типа, воплощённая в жизнь императором Октавианом Августом. Основными его особенностями являлись: неограниченная власть правителя, лишь формально связанная с бывшими республиканскими традициями (с этим же связано образование чиновничьего аппарата не из выборных, а из назначаемых должностей), проводимая правителем политика патернализма и улучшение внутри имперских отношений с провинциями, введение новой религиозной системы не вместо, а вместе со старой ("культ императора").

Раннеримская монархия - это система государственного устройства, при которой упор сделан на традиционность правления (вплоть до сакрализации), верность армии и поддержку выборных органов власти (сената и комиций).

Сходств и различий между двумя этими формами монархии примерно поровну: с одной стороны, что естественно, Август старался не повторять ошибок царей, дискредитировавших свою власть, с другой - должен был опираться на традиции ими созданные.

Царский Рим намного демократичнее империи Августа. Прежде всего он имеет немало сходного с полисной системой эллинов, при этом первых царей избирали комиции, что само по себе подразумевает демократизацию. Сенат и комиции при царях не столь формальны, как при Августе. Царский Рим меньше - им ещё можно управлять, как полисом.

Последние цари имели почти неограниченную власть, которая не удовлетворяла воле народа, что привело к смещению Тарквиния Гордого и установления республики. Стройная система Рима первых царей была разрушена их потомками, что произошло и с последними императорами эпохи принципата.

Переход управления государством к принцепсу произошел благодаря наделению его высшей властью, избранию на важнейшие должности, созданию им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого образованием собственной казны принцепса, и командованию всеми армиями.

Уже Октавиан получил imperium, включавший помимо традиционного командования армией (он взял на себя командование всеми армиями) право объявлять войну, заключать мир и международные договоры, содержать собственную гвардию (преторианские когорты), право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы. Постановления принцепса начинают рассматриваться как имеющие силу закона, и к концу принципата общепризнанным станет положение: "что решил принцепс, то имеет силу закона".

Принцепсы избираются в нарушение республиканских традиций одновременно консулами, цензорами и народными трибунами. Как консул он мог, воспользовавшись правом интерцессии, отменить решение любого магистрата, как цензор - формировать сенат из своих сторонников, как трибун - наложить вето на постановление сената или решение магистрата. Кроме того, Октавиан получил звание понтифика - верховного жреца, ведавшего отправлением религиозных культов.

Первоначально власть принцепса не была наследственной. Юридически он получал власть по решению сената и римского народа, но он мог указать своего преемника (обычно сына или усыновленного), которого сенат и избирал принцепсом. Вместе с тем все чаще бывали случаи свержения принцепсов и назначения новых в результате дворцовых переворотов, совершаемых с помощью армии. Преемники Октавиана стали пользоваться теми же полномочиями, постепенно усиливая власть принцепса, хотя поначалу им приходилось иногда преодолевать оппозицию сената.

Компетенция сената существенно изменяется. Поскольку из народных собраний сохранились только трибутные, созывавшиеся к тому же все реже, с I в. постановления сената - сенатус-кон-сульты получают силу закона. Но право принцепса назначать сенаторов и периодически проводившиеся принцепсами "чистки" сената привели к тому, что со II в. сенат практически только утверждал предложения принцепса. Почти то же произошло с перешедшим от народного собрания к сенату правом избирать и контролировать магистратов - часть из них могла быть избрана только из кандидатов, предложенных принцепсом. Ограничиваются права сената по распоряжению государственными финансами и управлению провинциями. Полностью утрачивается его компетенция в военной и внешнеполитической областях.

Параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ведомств со штатом чиновников. В совет включались префекты, "друзья" императора, начальники ведомств канцелярии. В канцелярию входили ведомства финансов, прошений, официальной переписки, личного имущества императора, императорского суда и др. Члены совета, выполнявшего совещательные функции, и начальники ведомств канцелярии назначались самим принцепсом из его приближенных.

Произошла реорганизация управления провинциями, ставшими составными частями Римского государства. Они были разделены на императорские и сенатские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, осуществлявшими военную и гражданскую власть с помощью собственного совета и канцелярии, вторые - назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, избиравшимися из сенаторов по жребию и находившимися в двойном подчинении - сената и принцепса.

Разделение провинций на императорские и сенатские имело еще одно важное последствие. Доходы с сенатских провинций поступали в государственную казну, которой распоряжался сенат, доходы же с императорских провинций шли в казну принцепса - фикс. Поскольку к первым были отнесены немногочисленные (11 из 45), давно завоеванные и, следовательно, разграбленные Римом провинции, казна сената была перманентно скудной, а порой и пустой. Императорские провинции были завоеваны сравнительно недавно, и ограбление их только начиналось, что давало принцепсу громадные доходы, увеличиваемые поступлениями от императорских поместий и широко практиковавшихся проскрипций. Сенат иногда вынужден был брать у принцепса деньги взаймы.

Постепенно власть принцепса распространялась и на сенатские провинции, и к III в. они все стали императорскими.

Определим особенности государственного строя Рима в период ранней империи (принципата) .

Период империи принято делить на два этапа: раннюю империю (I - III века н. э.) и позднюю империю (IV-V века н. э.).

Период ранней империи называют «принципатом », так как в литературе императоров данного периода использовалось слово PRINCEPS (во времена республики указанным термином обозначали «первоприсутствующих» в сенате).

В это время императоры ещё не идентифицировали себя в качестве монархов. Императоры именовали себя только «первыми гражданами », которые имеют наибольший авторитет и высшие полномочия.

Император воспринимался всё ещё республиканским магистратом, но пожизненным и обладающим особой высшей и неограниченной властью. Императора чаще всего называют «Принцепсом », реже - «Августом » и «Императором ». Со временем титул императора приобретает постоянный характер.

После смерти императора сенат давал заключение о характере и значении его деяний.

Если деяния признавались недостойными, то сенат отменял законы и распоряжения данного императора. Помимо этого, он предписывал обречь на забвение умершего императора, что предполагал вычеркивание его имени из системы государственных документов.

Если правление и деяния умершего характеризовались как положительные, то сенат имел возможность специальным постановлением объявить его «божественным ». Например, подобным образом поступили в отношении Октавиана Августа .

Во времена принципата значимым признаком монархической власти являлся её переход по наследству. Однако, в Риме отсутствовал закон, который бы регламентировал порядок престолонаследия . Существовало как бы молчаливое признание права императора на передачу власти по наследству .

Согласно устоям государственного строя Рима юридически и формально нового императора выбирал сенат. Фактически же император сам указывал своего преемника в завещании.

В период принципата императорский престол фактически полностью оказывается в руках армии. Первый император Веспасиан (69-79 годы н. э) из династии Флавиев был выдвинут легионами, которые располагались в Сирии и Иудее.

В остальных случаях императоров выдвигала на престол преторианская гвардия . Она представляла собой привилегированную воинскую часть, своеобразную гвардию римских императоров. Ряд императоров в результате дворцовых интриг были насильственно свергнуты с престола и убиты преторианцами.

При Октавиане Августе (27 год до н. э. - 14 год н. э.) в политике Рима заметную роль играли родственники и друзья. Эти приближённые к императору люди представляли собой императорский совет , которые обсуждали вопросы, возбуждавшиеся перед ними императором.

Во времена принципата в государственном управлении возрастающее значение получает императорская канцелярия . В её состав входили свободные люди и вольноотпущенники. Императорская канцелярия имела нескольких отделений. Одно из них ведало официальной перепиской императора, другое отделение оформляло ответы на прошения, третье - получало справки для решения судебных дел, четвертое - составляло и редактировало речи императора.

При принципате с юридической точки зрения сенат считался законодательным органом, так как императорские указы вносились в сенат для получения силы закона. Однако обычно сенатские постановления принимались по инициативе императора.

На обсуждение в сенат попадали лишь те вопросы, которые уже рассмотрели в императорском совете. Отсутствовали случая, когда сенат отклонил подобный проект. Это неудивительно, поскольку сенаторы назначались и снимались с должности императором. Как правило, законопроекты принимались единогласно.

Август определ для сенаторов большой имущественный ценз. Со временем правомочия сената все более сокращаются. Его решения вытесняют императорские указы, которые имели силу закона. Помимо этого, император имел возможность наложить VETO на решения сената. При Августе и последующих принцепсах за сенатом все ещё закреплялись отдельные финансовые, управленческие, административные и судебные функции.

В период принципата отмечалось также ослабление магистратуры . В данной ситуации Август замкнул на себе полномочия важнейших республиканских должностей (цензора, народного трибуна и т.д).

В соответствии с основами государственного строя Рима во времена империи особым сенатским постановлением император приобрел звание верховного понтифика .

Заметную роль в управлении государством выполняли так называемые «префекты ».

В период республики последний консул, который оставлял столицу, назначал градоправителя (городского префекта ). Префектов перестали назначать после появления в 367 году до нашей эры должности городского претора .

В период принципата префектов назначают уже на постоянной основе. Впоследствии вообще всех должностных лиц стали титуловать префектами.

В самом Риме префект заведовал полицией. Также он имел судебную власть и выступал в качестве апелляционной инстанции. Правомочия городского префекта распространялись на территорию города и его округу радиусом 150 км.

Со времен Августа, префекты становятся начальниками дворцовой стражи императора, в результате чего их называют «префектами претория ». В качестве наиболее известных префектов претория можно назвать таких выдающихся юристов как Папиниан, Павел и Ульпиан.

Со времен императора Коммода (180-192 гг. н. э.), префекты претория выполняют не только административные, но и судебные функции. Они отправляют правосудие от имени принцепса в качестве апелляционной инстанции.

Императорская власть уделяла огромное внимание провинциальному управлению . В провинциях искоренялись грабежи и пиратство, проводились дороги, которые имели большое военное и торговое значение.

В период республики провинциями руководили «проконсулы ». Ими являлись бывшие консулы, которым сенат продлевал их империй, для того, чтобы они имели возможность выполнить государственное поручение.

Впоследствии термин проконсул прилагался наместнику провинции, в которой он вершил правосудие. Данную юрисдикцию проконсул мог делегировать помощнику либо заместителю, который действовал в звании «легата ».

Начальников провинций, которых считали наместниками императора, называли «презесами ». Они наделялись судебными функциями по гражданским и уголовным делам. Решение презеса по ним было окончательным. Также он осуществлял командование войском.

Вся римская территория подразделялась на две половины: императорскую и сенатскую . Однако указанные части были не одинаковы по своему значению и роли.

Сенатские провинции были спокойными и замиренными провинциями, в которых отсутствовали римские войска. Так как характеристика «замиренные» было синонимом «разграбленные», то доходы от этих провинций были крайне малыми. Сенатские провинции являлись бедными областями.

Выделяли два вида казны - сенатскую и императорскую . Сенатская казна постепенно истощалась, а императорская казна напротив обильно пополнялась и процветала.

Таким образом, принципат представлял собой монархию , которая маскировалась республиканскими формами.

  • Назад

То обстоятельство, что социально-экономические изменения в период империи были в основном порождением процессов, зародившихся еще в республиканский период, определило и характер политической структуры Рима - устаревшие республиканские учреждения сохраняются и в первые века существования империи. Власть императоров усиливается постепенно. Необходимость в ее маскировке республиканскими учреждениями уходит в прошлое. К концу II в. сенат окончательно отстраняется от управления. Оно переходит к чиновничье-бюрократическому и военному аппарату, возглавляемому императором. В конце III в. монархия утверждается в чистом виде.

Период империи принято делить на два этапа:

1) принципат (I в. до н.э. - III в. нэ.), от "принцепс-сенатус" - первый сенатор. Этот титул впервые получил от сената основатель империи Октавиан Август, поставленный первым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате, что позволяло предопределять его решения;

2) доминат (III-V вв.), от "доминус" - господин, владыка, что свидетельствовало об окончательном признании абсолютной власти императора.

Принципат. Переход управления государством к принцепсу произошел благодаря наделению его высшей властью imperium.

Уже Октавиан получил imperium, включавший помимо традиционного командования армией право объявлять войну, заключать мир и международные договоры, содержать собственную гвардию (преторианские когорты), право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы. "Что решил принцепс, то имеет силу закона".

Принцепсы избираются в нарушение республиканских традиций одновременно консулами, цензорами и народными трибунами, что означало на практике скрытую полноту власти.

Компетенция сената существенно изменяется. Поскольку из народных собраний сохранились только трибутные, созывавшиеся к тому же все реже, с I в. постановления сената - сенатус-консульты получают силу закона. Но право принцепса назначать сенаторов и периодически проводившиеся принцепсами "чистки" сената привели к тому, что со II в. сенат практически только утверждал предложения принцепса.

Параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ведомств со штатом чиновников. В совет включались префекты, "друзья" императора, начальники ведомств канцелярии.

Произошла реорганизация управления провинциями, ставшими составными частями Римского государства. Они были разделены на императорские и сенатские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, осуществлявшими военную и гражданскую власть с помощью собственного совета и канцелярии, вторые - назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, избиравшимися из сенаторов по жребию и находившимися в двойном подчинении - сената и принцепса.



Постепенно власть принцепса распространялась и на сенатские провинции, и к III в. они все стали императорскими.

Доминат. С конца III в. начинается новый этап истории империи - доминат, во время которого Рим превратился в монархическое государство с абсолютной властью императора. В 284 году приход к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом. Титулы императора - Август и Доминус подчеркивали неограниченный характер его власти. Как правило, императоры обожествлялись, а некоторые из них после смерти объявлялись богами. Население империи превратилось из граждан в подданных императора, которые стали рассматриваться даже как его рабы - сервы.

Существовавший при принципате совет принцепса превращается в государственный совет - консисториум. Складывается развитый аппарат чиновников, с определившейся иерархией и правилами повышения в должности. Римом стал управлять префект, назначаемый императором и подчиненный ему. Сенат превратился в совет города Рима, а магистраты - в муниципальных должностных лиц. Усиление важности и роли армии и общеимперской полиции (вторжения, набеги на корованы).

Большое значение для дальнейших судеб империи имели реформы Диоклетиана, закрепленные и развитые в законодательстве Константина.

Диоклетиан провел экономическую, военную и административную реформы. В экономической области Диоклетиан попытался приостановить обесценение денег в результате выпуска монет с низким содержанием драгоценного металла. Он выпустил полноценные золотые и серебряные монеты, но они скоро исчезли из обращения, и пришлось вернуться к выпуску низкопробных монет.

Более эффективной оказалась реформа налогообложения. Большая часть налогов стала взиматься не натурой, а деньгами. В целях обеспечения поступления налогов была введена периодически повторявшаяся перепись населения. В основу налогообложения в сельской местности были положены размер землевладения и количество обрабатывающих землю лиц. В городах вводилось подушное налогообложение.

Военная реформа, закрепившая образование пограничных и подвижных войск, ввела помимо существовавшего набора в армию добровольцев рекрутский набор. Землевладельцы в зависимости от размера землевладения были обязаны поставлять определенное число рекрутов из колонов и сельскохозяйственных рабочих.

Наиболее далеко идущие последствия имела административная реформа Диоклетиана . Сложная внутриполитическая обстановка, тяжелое внешнеполитическое положение империи, далеко зашедшие процессы экономического обособления провинций вынудили его в 285 году назначить себе соправителя - цезаря. Через год цезарь был объявлен Августом, с такой же, как у Диоклетиана, властью по управлению частью империи. Империя была разделена на две части - западную и восточную. Правда, законодательство еще оставалось единым, поскольку законы издавались от имени обоих императоров. Каждый из них назначал себе соправителя - цезаря. В результате возникла тетрархия , состоявшая из четырех частей, включавших 100 провинций.

После двадцатилетнего правления Диоклетиана и последовавшей борьбы за власть между его преемниками наступает период тридцатилетнего правления Константина (306-337 гг.), вновь восстановившего единство власти.

Константин продолжил экономические реформы Диоклетиана. Новая денежная реформа оказалась более удачной и привела к стабилизации денежного обращения. Упорядочение налогообложения еще более усилило прикрепление колонов и ремесленников к земле и профессии. Постановлением (конституцией) "О беглых колонах" 332 года беглые колоны возвращались на свои участки и должны были работать закованными в цепи как рабы. Лица, укрывавшие беглых колонов, в наказание должны были выплачивать налоги за них.

В военной области профессия воина становилась наследственной. В армию стали широко привлекаться варвары, получавшие римское гражданство и возможность продвигаться по служебной лестнице вплоть до высших должностей.

Только в церковном вопросе они с Диоклетианом различались. Константин уловил, что христианство является религией, которая может идеологическими средствами укрепить государственный строй. Он увидел в христианской церкви прочную опору абсолютной власти императора, что повлекло за собой резкий поворот в религиозной политике. Христианство в 337 году стало гос религией.

Армия, чиновничество и христианская церковь становятся тремя главными опорами домината - военной, политической и идеологической.

Наконец, учитывая, что восточная часть империи относительно меньше западной подвергалась нападениям варварских племен и была экономически более развитой, Константин перенес туда свою столицу - в древнегреческий город Византии, дав ему новое название Константинополь. В 330 году Константинополь был официально провозглашен столицей империи. Перенос столицы в Константинополь закрепил процесс распада империи на две части, приведший в 395 году к окончательному ее разделу на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию).

В 476 году командующий императорской гвардией германец Одоакр сверг с престола последнего римского императора и отослал в Константинополь знаки императорского достоинства. Западная Римская империя прекратила свое существование.

Вопрос 25. Права на вещи и обязательственное право по Законам 12 таблиц.

Важной чертой римского права собственности было под подразделение вещей на два типа - res mancipi и res nec mancipi. К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля в Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения, т.е. объекты традиционно общинной собственности. Ко второму типу относились все прочие вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано.
Для отчуждения вещей первой категории-продажи, мены, дарения и пр. - требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Слово это произошло от "manus" - рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Наложив руку, следовало еще сказать: "я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов..." (то есть потомков обожествленного Ромула-Квирина). Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег без манципации было еще недостаточно, как видим, для возникновения права собственности.
Следует еще сказать, что передача манципируемой вещи происходила в торжественной форме, в присутствии 5 свидетелей и весодержателя с весами и медью. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты-асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности же служили запоминанию сделки, если когда-нибудь, в будущем времени, возникнет связанный с ней спор о собственности.
Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью простой традиции, то есть без формальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.
Старый раб, как и старая лошадь, требовали - при переходе из рук в руки - манципации. Драгоценная ваза - традиции. Первые две вещи относились к разряду орудий и средств производства; по своему происхождению они тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь были как изначально, так и в последующем времени предметами индивидуальной собственности. И в этом все дело!
Уже в древнейший период складывается порядок, в соответствии с которым, право собственности на вещь могло возникнуть вследствие длительного владения вещью. (VI,3: Давность владения в отношении земельного участка (устанавливалась) в два года, в отношении всех других вещей - в один год.1).
Особым видом вещного права, зафиксированным в Законах XII таблиц, являются сервитуты, нормы права, ограничивающие права собственников на принадлежащее им имущество, а также наделяющее субъекта рядом прав на имущество ему не принадлежащее.
В Законах XII таблиц собственнику прямо предписывалось:
* Оставлять незастроенное место вокруг здания (VII.1.);
* Отступать от границ участка на определенное расстояние (VII.2.);
* Обрезать деревья на высоте 15 футов, дабы не причинять вред соседнему участку (VII. 9а);
Помимо этого предоставлялось право прохода по чужой земле "Пусть (собственники придорожных участков) огораживают дорогу, если они не мостят её камнем, пусть едет на вьючном животном, где пожелает"2. Собственники участков имели право при определенных обстоятельствах пользоваться продуктами приносимыми чужой собственностью: "VII.9б. Законом XII таблиц разрешалось собирать желуди, падающие с соседнего участка"3, а также обращаться с иском к владельцу собственности, наносящей ущерб "VII.10. Если дерево с соседнего участка склонилось ветром на твой участок, ты на основании Закона XII таблиц можешь предъявить иск об уборке его".

В условиях неразвитости товарно-денежных отношений (появление собственно монет в Древнем Риме относят к середине V в. до н.э.) такая форма фиксации обязательств как договор (контракт) использовалась крайне редко и отличалась ярко выраженным формализмом. При одностороннем характере древнейших договоров (право требования принадлежало только одной стороне, а обязательства возлагались на другую сторону) именно внешняя формальная сторона определяла характер контракта.
Наиболее ярко раннерабовладельческое право отражалось в договорах самозаклада (nexum), при этом Законы XII таблиц не разделяют сделки самозаклада и отчуждения вещи, регулируя и те и другие общей статьей Законов "VI.1. Если кто заключает сделку самозаклада или отчуждения вещи (в присутствии 5 свидетелей и весовщика), то пусть слова, которые произносятся при этом, почитаются ненарушимыми". В этой же форме осуществлялись и договоры займа, регулированию которых Законы уделяют особое внимание. Должник после признания за собой долга или после принятия против него судебного решения получал тридцать льготных дней (III.1.). Если же в течение этого льготного срока задолженность не погашалась, кредитор получал право "наложить руку" на должника, т.е. доставить его к месту судопроизводства (III.2.). Законы XII таблиц строго регламентируют процедуру принуждения должника к исполнению обязательств, не допуская самоуправства кредитора и однозначно требуя судебного решения для ограничения прав должника. И хотя наказание для несостоятельного должника могло быть очень жестоким, от продажи в рабство и смертной казни (III.5.) до пропорционального расчленения сообразно претензиям кредиторов (III.6.) 4, Законы регламентировали движение ссудного капитала, ограничивая размеры взимаемых процентов, не более одного процента в месяц (VIII. 18а), наказывая ростовщичество крупным штрафом (VIII. 18б). Только в 326 году до н. э. законом Петелия договор займа был реформирован, и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.

Законы XII таблиц определяют ряд обязательств, которые возникают вследствие причинения вреда, и рассматривают их не как правонарушение, а как посягательство на права частного лица (частные деликты), которое ставило обидчика в положение должника пострадавшего.

К категории таковых частных правонарушений относились личная обида, которая наказывалась штрафом в 25 ассов (VIII. 4.). Особо жестоко наказывалась клевета или позорящие слова (смертная казнь) (VIII.1a; VIII. 1б). Обязательство в виде штрафов или возмещения причиненного ущерба полагалось в случае порубки чужих деревьев, неосторожного уничтожения чужого имущества, хранение краденых вещей, ростовщичество, предъявление суду поддельных вещей, потрава или кража урожая в ночное время (для несовершеннолетних).

При этом наряду со штрафами сохраняется древнейший принцип талиона ("VIII.2. Кто причинит членовредительство и не помирится с (потерпевшим), то пусть и ему самому будет причинено то же самое").

Законам XII таблиц известны и публичные деликты, относящиеся прежде всего к посягательствам на государство. "IX.5. Закон XII таблиц повелевает предавать смертной казни того, кто подстрекает врага (римского народа к нападению на Римское государство), или того, кто предает врагу римского гражданина"5

Однако, несмотря на достаточно широкий спектр преступлений, наказываемых смертной казнью, решение о лишении жизни римского гражданина могло быть принято только в центуриатной комиции.