Анализ главы приговор поэмы реквием. Анализ поэмы "реквием" ахматовой

Любить эту землю было для Ахматовой совсем не просто, потому что именно здесь, на родной земле, приходилось испытывать муки, которые не поддавались никаким сравнениям. Сама родина была тут, разумеется, ни при чем, но от осознания этого не становится легче.

Стоя в очереди у стен тюрьмы, где был заточен ее сын, Ахматова услыхала полушепотом произнесенный вопрос: «А это вы можете описать?» - и ответила: «Могу».

Так рождались стихотворения, вместе составившие «Реквием» - поэму, которая стала данью скорбной памяти о всех безвинно загубленных в годы сталинского произвола. Спустя два десятилетия после завершения ей был предпослан эпиграф, в котором позиция Ахматовой в жизни и в поэзии получила итоговую - поразительную по суровой строгости и выразительному лаконизму - характеристику:

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

Дважды повторяющееся слово чуждый дважды отвергается, перечеркивается словами мой народ: прочность слияния судеб народа и его поэта проверяется общим для них несчастьем.

О том, почему Ахматова не могла не написать «Реквием», сказано ею в кратком предисловии к поэме: это был ее долг перед теми, вместе с кем она провела «семнадцать месяцев в тюремных очередях Ленинграда».

В русской поэзии найдется немного стихов, где с такой же силой был бы выражен ужас потери, выражено горе, заставляющее усомниться в возможности (и необходимости) собственного существования, проникающее, кажется, во все поры тела, лишающее человека душевных сил. Подробности происходящего воспроизводятся с обычной для Ахматовой достоверностью, но оказываются столь страшными, что позволяют почувствовать леденящее дыхание смерти. «Уводили тебя на рассвете, За тобой, как на выносе, шла...», «На губах твоих холод иконки, Смертный пот на челе... He забыть!», «И прямо мне в глаза глядит, и скорой гибелью грозит Огромная звезда». Обращенная к смерти мольба: «Ты все равно придешь - зачем же не теперь? Я жду тебя - мне очень трудно» - является одной из высших точек развития лирического сюжета в поэме.

Острая боль, которой вызваны к жизни строки поэмы, не мутит зрения. Она, без преувеличения, заливает мир, и в этом - страшная правда времени, о котором идет здесь речь. Масштабы трагедии заданы уже первыми строками посвящения к поэме: «Перед этим горем гнутся горы, He течет великая река...» И раньше, чем прозвучат слова «помолитесь обо мне», возникает образ всеобщей беды: «Подымались, как к обедне ранней, По столице одичалой шли, Там встречались, мертвых бездыханней, Солнце ниже и Нева туманней, А надежда все поет вдали». Ho избранному поэтом жанру - реквиему, звучащему во время заупокойной службы, и эти вселенские рамки оказываются слишком узкими: трагедия, о которой идет речь в поэме, вызывает в памяти самое страшное из преступлений, которые знает человечество, - распятие Христа. И здесь Ахматова сумела разглядеть горе Матери, о котором даже сказать страшно: «...Туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел».

Черты создаваемого в поэме обобщенного человеческого портрета («Узнала я, как опадают лица, Как из-под век выглядывает страх, Как клинописи жесткие страницы Страдание выводит на щеках...») становятся здесь чертами облика эпохи. Ее приметы множатся, и каждая из них увидена, пережита и вместе с тем словно бы находится уже за гранью реального. Слова о безумии, которое «крылом души закрыло половину», относятся уже не только к той, кого настигла беда, но к самому времени, когда, «обезумев от муки, Шли уже осужденных полки». Правда жизни в стихах нигде не нарушается ни в большом, ни в малом. Ho при этом грань между реальностью и кошмаром размывается - уже «не разобрать теперь, кто зверь, кто человек».

Крик боли прорывается, но предпочтение отдается слову, сказанному негромко, на пределе душевных сил. Сказанному шепотом - так, как говорили в той страшной очереди. Оттуда же и особенности строя стихотворной речи, не бьющей на эффект, обращенной к «невольным подругам» пережитых поэтом «двух осатанелых лет» и сотканной «из бедных, у них же подслушанных слов».

Бедность бедности рознь, и здесь она не от ограниченности, не от замкнутости на собственном горе, а от того, что смысл жизни человека сведен к немногим понятиям и рамки ее очерчены очень жестко. Каждое из этих немногих, что еще остались в употреблении, слов наполнено огромным смысловым и эмоциональным содержанием:

Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

Слово, которым в ту страшную пору именовали везущие осужденных машины, Русь и звезды в небе над нею оказываются здесь деталями одной картины. И кровавые сапоги вовсе не метафора, а одно из орудий тогдашнего так называемого следствия. Нужды в метафорах, в сложной образности нет там, где появляются слова: смерть, корчиться (от боли), кровавый, черный. И строка «...безвинная корчилась Русь» тоже не воспринимается здесь как метафора - это скупое и точное определение.

Устами поэта говорит народ - убежденность в этом в поэме Ахматовой реализуется впрямую: «...Мой измученный рот, Которым кричит стомильонный народ». Только этот крик едва выдавливается из сдавленного ужасом горла: он едва слышен, но от этого становится еще страшнее.

Впрочем, не только уста, продолжая кричать, онемевают: в «Реквиеме» психологически точно воссоздано состояние, когда сама жизнь становится для человека обузой. Ho здесь и смерть - желанный, но недоступный для человека способ освобождения от ужаса обрушившейся на него кары за несовершенные им грехи. Есть нечто пострашнее смерти: «...Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить».

Нигде в поэме Ахматова не бросает вызов, обвинение палачам, не грозит возмездием. Страшным обвинением эпохе беззакония звучит вся поэма, и нет необходимости специально выделять в ней обвинительные заключения - таким заключением может быть, без преувеличения, едва ли не каждая строка. «Легкие летят недели, Что случилось, не пойму. Как тебе, сынок, в тюрьму Ночи белые глядели...» И «легкие недели», и «ночи белые» - все это привычные для лирики Ахматовой образы, но здесь они переосмыслены, наполнены другим - жутким - содержанием. Нежное слово «сынок», встав рядом со словом «тюрьма», звучит не радостно, а горько. И у белых ночей, с которыми связано представление об очаровании северной столицы, неожиданно оказывается «ястребиное жаркое око»: здесь слова наполнены новым - страшным - смыслом. Белые ночи давно уже стали символом поэзии, разлитой в самом петербургском воздухе: здесь они говорят о смерти. Стоящие далее слова «крест высокий», служа напоминанием о распятии, позволяют ощутить истинный смысл (масштабность!) свершающегося.

Она апеллирует к истории, в которой закрепляется память: она надеется на поминание. Ho именно тут обнаруживается, что о смирении, о покорности и всепрощении в поэме нет и речи. Простой обычай поминания, освященный именем распятого Сына Божьего, но уже воспринимающийся в житейском плане, является буквально воплощением благодарной и неоскудевающей памяти.

«Реквием» прочитывается как заключительное обвинение по делу о страшных злодеяниях кровавой эпохи. Однако предъявляет эти обвинения не поэт, а время, которое, все расставляя на свои места, непременно воздвигнет памятник безвинно погибшим, но еще и тем, в чьих жизнях отразилась их трагическая судьба. Потому-то так эпически величаво - внешне спокойно, сдержанно - звучат заключительные строки поэмы, где сама природа, поток времени, ощутимый, как течение державной реки, выносят свой суд человеку, его судьбе и деяниям: «И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли».

Был написан в период с 1935-1940 годы. А вот эпиграф и "Вместо предисловия" датированы 1961 и 1957 годами. Многие годы произведение не было записано, и практически нигде его невозможно было прочесть, поэтому содержание поэмы знали только друзья поэтессы. В 50-е годы Ахматова все же решилась записать его, но выходит в свет произведение спустя 22 года после ее смерти, в 1988 году.

Все эти сведения, касающиеся истории создания поэмы, пригодятся нам в анализе "Реквием". Еще можно отметить, что в 30 годы Ахматова увлекалась творчеством Моцарта. Современники нашли общие черты у поэмы Ахматовой и музыкальной формы Моцарта. В поэме 12 глав.

Немного о жанре, проблематике и основных образах

По жанру "Реквием" - это лиро-эпическая поэма, которая состоит из 10 стихотворений, Посвящения и Эпилога. Но "Реквием" - траурное произведение, последующее после погребения. Это можно считать символом погребения ее души. В поэме также можно услышать звуки музыки, но не в прямом смысле. Ощущение реальности добавляют: гудок паровоза, скрежет, стоны и плачи, громыханье воронков. Эти детали добавляют динамики и атмосферности, но еще больше нагнетает тишина, о которой упоминается лишь в "Распятие".

Проблематикой поэмы является изображение тягостей судьбы, своих личных переживаний, некое опустошение души. Эпоха ежовщины и свиданий "через окошко" также затронуты в поэме.

Если говорить о теме произведения, делая анализ "Реквием" Ахматовой, то, конечно же, основной темой является тема памяти. Ведь Ахматова описывает реальные события. Ее сын Лев был гоним по лагерям и, несмотря на их натянутые отношения, мать всегда приезжала к сыну. Она стояла огромные очереди вместе с другими несчастными матерями. У них было одна общая боль. В эпилоге поэтесса говорит о том, что главной наградой для нее будет воздвижение памятника возле этой стены, чтобы память об этом тяжелом времени дошла до нынешнего поколения. Чтобы и другие люди узнали, через что прошли эти женщины-героини. А кто является основными образами?

Образ лирической героини очень схож с самоощущением самой Ахматовой. Она показывает все свои переживания, которые пришлось прочувствовать за годы ожидания сына. Великая поэтесса показала не только свою боль, но и общенародную т. е. всех матерей.

Важные детали в анализе поэмы "Реквием"

Поэма недаром создавалась не один год. Все это время Ахматова пропускала свои переживания через себя. Поездки к сыну продолжались, а значит, она переживала новые эмоции. Зная многих женщин, таких же, как она, Ахматова писала очень чувственное произведение с разными взглядами разных людей.

Поэтесса понимает, что нужно отпустить и пережить это время, но для нее это слишком дорогие моменты встречи с сыном, который находится далеко от нее и в тяжелых условиях, и она считает нужным написать рукописи в знак памяти времени. Так сказать, увековечить эпоху, самый сложный период своей жизни.

"Реквием" - самое необычное произведение Ахматовой, живой и мертвый памятник того времени, пик ее мастерства.

Мы рады, если анализ поэмы "Реквием" окажется для вас полезным и информативным. Поделитесь статьей с друзьями, добавьте наш сайт в закладки, чтобы регулярно посещать литературный

Жизнь этой русской поэтессы неразрывно связана с судьбами ее страны. По ее стихотворениям легко проследить, как затягивалась петля и все больше нагнетался ужас. Именно в эти страшные годы и была создана поэма, где открылась вся Анна Ахматова, - «Реквием». Анализ этого произведения нужно начать с того, когда оно было написано. С 1935 по 1940 год. Целых шесть лет ушло на то, чтобы закончить поэму, и каждый год, месяц и день были напоены скорбью и страданием.

Поэма состоит из разноплановых глав, и каждая из них несет свою идею. Есть и эпиграф, которым предваряет Ахматова «Реквием». Анализ этих нескольких строк раскрывает, почему Анна отказалась от идеи Слова «Я была с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был» по-гениальному скупо очерчивают весь трагизм тогдашней эпохи. Интересно, что эпиграф был написан спустя двадцать один год после поэмы, в 1961-м, уже после смерти «отца народов».

Глава «Вместо предисловия» также датируется 1957 годом. Поэтесса сочла, что для нового поколения, которое не видело ужасов «ежовщины» и террора времен Берии, повествование останется непонятным. Сына Анны, трижды арестовывали на протяжении этих лет. Но не о своем личном горе рассказывает Ахматова. «Реквием», анализ которого необходимо провести, чтобы вскрыть глубинные пласты поэтики тех лет, повествует о горе, «которым кричит стомильонный народ».

Ахматова в сильных, размеренных, как гул похоронного звона, строках рисует портрет всего Советского Союза: бесчисленных матерей, и невест, стоящих в очередях к тюремным окошкам, чтобы передать своим близким нехитрую снедь и теплые вещи.

Слог и размер на протяжении всего лирического цикла меняются: то это трехстопный анапест, то верлибр, то четырехстопный хорей. Оно и неудивительно, ведь создавала Ахматова «Реквием». Анализ этой поэмы позволяет провести прямую параллель с Моцарта, который написал заупокойную панихиду для неизвестного заказчика в черном.

Так же, как и у «Реквиема» гениального композитора, у поэмы был заказчик. Глава «Посвящение» написана прозой. Читатель узнает, что эта заказчица - «женщина с синими губами», стоявшая в одной очереди с Ахматовой к окошку в ленинградских Крестах. «Посвящение» и «Вступление» еще раз подчеркивают объем охвативших страну репрессий: «Где теперь невольные подруги… осатанелых лет?». Десять последующих глав, которые имеют названия «Приговор», «К смерти» и «Распятие», еще раз подчеркивают, что хотела создать Ахматова «Реквием». Анализ заупокойной службы перекликается со Страстями Христа и мукой матери - любой матери.

«Эпилог», которым заканчивается произведение, очень значимый. Там поэтесса еще раз вспоминает бесчисленных женщин, вместе с нею прошедших по всем кругам ада, и дает в некотором роде лирическое завещание: «И если когда-нибудь в этой стране воздвигнуть задумают памятник мне… [пусть поставят его напротив тюрьмы «Кресты»], где стояла я триста часов и где для меня не открыли засов». Анализ стихов Ахматовой, чьи произведения долгое время не были написаны на бумаге (ибо за них могли посадить), а только разучивались наизусть, которые были изданы в полном объеме лишь во времена перестройки, говорит нам, что пока завещание поэтессы не будет выполнено, и памятник ей не будет возвышаться у «Крестов», тень тоталитаризма будет висеть над страной.

В основе поэмы Анны Андреевны Ахматовой «Реквием» лежит личная трагедия поэтессы. Итогом пережитых лет сталинских репрессий стало произведение, о публикации которого долгое время не могло быть и речи. Предлагаем ознакомиться с анализом поэмы, который будет полезен ученикам 11класса при подготовке к уроку по литературе и ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1938-1940 годы.

История создания – История написания поэмы тесно связана с личной трагедией поэтессы, чей муж был расстрелян в период реакции, а сын арестован. Произведение посвящено всем тем, кто погиб в период репрессий только потому, что осмелился мыслить иначе, чем того требовала действующая власть.

Тема – В своем произведении поэтесса раскрыла много тем, и все они равнозначны. Это тема народной памяти, скорби, материнского страдания, любви и родины.

Композиция – Первые две главы поэмы образуют пролог, а последние две - эпилог. Следующие за прологом 4 стиха являются обобщением материнского горя, 5 и 6 главы - кульминация поэмы, наивысшая точка страданий героини. Последующие главы посвящены теме памяти.

Жанр – Поэма.

Направление - Акмеизм.

История создания

Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Первоначально Анна Андреевна планировала написать цикл стихов, посвященных реакционному периоду. Одними из первых жертв тоталитарного произвола стали самые близкие и родные люди поэтессы - ее супруг, Николай Гумилев, и их общий сын, Лев Гумилев. Мужа расстреляли как контрреволюционера, а сын был арестован только потому, что носил отцовскую «позорную» фамилию.

Осознав, что царящий режим беспощаден в своей кровожадности, Ахматова спустя время изменила свой первоначальный замысел и приступила к написанию полноценной поэмы. Самым плодотворным периодом работы стали 1938-1940 годы. Поэма была завершена, но по понятным причинам не опубликована. Более того, Ахматова сразу сжигала рукописи «Реквиема» после того, как прочитывала их самым близким людям, которым безгранично доверяла.

В 60-е годы, в период оттепели, «Реквием» стал постепенно распространяться среди читающей публики благодаря самиздату. В 1963 году один из экземпляров поэмы попал за границу, где впервые был опубликован в Мюнхене.

Полная версия «Реквиема» была официально допущена к печати лишь в 1987 году, с началом в стране Перестройки. Впоследствии произведение Ахматовой вошло в обязательную школьную программу.

Смысл названия поэмы достаточно глубок: реквием - это религиозный термин, означающий проведение заупокойной церковной службы по умершему человеку. Свое произведение Ахматова посвятила всем узникам - жертвам режима, которым была уготована смерть правящей властью. Это душераздирающий стон всех матерей, жен и дочерей, провожающих своих любимых людей на плаху.

Тема

Тема народного страдания раскрывается поэтессой сквозь призму собственной, личной трагедии. Вместе с тем она проводит параллели с матерями разных исторических эпох, которые точно так же отправляли на смерть своих ни в чем не повинных сыновей. Сотни тысяч женщин буквально лишались рассудка в ожидании страшного приговора, который навсегда разлучит ее с близким человеком, и эта боль вне времени.

В поэме Ахматова переживает не только личное горе, она болеет душой за свое отчество, вынужденное стать ареной для бессмысленно жестоких казней своих детей. Родину она отождествляет с женщиной, вынужденной беспомощно смотреть на муки своего чада.

В поэме прекрасно раскрыта тема безграничной любви , сильнее которой нет ничего на свете. Женщины не в состоянии помочь своим близким, оказавшимся в беде, однако их любовь и верность способны согреть в период самых тяжких жизненных испытаний.

Основная мысль произведения - память. Автор призывает никогда не забывать о народном горе, и помнить тех невиновных людей, ставших жертвами беспощадной машины власти. Эта часть истории, и вычеркивать ее из памяти будущих поколений - преступление. Помнить и никогда не допускать повторения страшной трагедии - то, чему учит Ахматова в своей поэме.

Композиция

Проводя в поэме «Реквием» анализ произведения, следует отметить особенность его композиционного построения, указывающей на первоначальный замысел Ахматовой - создать цикл законченных отдельных стихов. Как следствие, создается впечатление, что поэма написана стихийно, урывками, отдельными частями.

  • Первые две главы («Посвящение» и «Вступление») являются прологом поэмы. Благодаря им читатель узнает, каково место и время действия произведения.
  • Последующие 4 стиха представляют собой исторические параллели между горькой участью матерей всех времен. Лирическая героиня вспоминает свою молодость, не ведавшую никаких проблем, арест сына, последовавшие за ним дни невыносимого одиночества.
  • В 5 и 6 главах мать терзается предчувствием смерти сына, ее пугает неизвестность. Это кульминация поэмы, апофеоз страданий героини.
  • 7 глава - страшный приговор, сообщение о ссылке сына в Сибирь.
  • 8 стих - мать в порыве отчаянии взывает к смерти, она хочет принести себя в жертву, но уберечь от злой участи своего ребенка.
  • 9 глава - тюремное свидание, навсегда запечатлевшееся в памяти несчастной женщины.
  • 10 глава - всего в нескольких строках поэтесса проводит глубокую параллель страданий своего сына с мучениями невиновного распятого Христа, а свою материнскую боль сопоставляет с тоской Богородицы.
  • В эпилоге Ахматова призывает людей не забывать тех страданий, которые перенес народ в те страшные годы репрессий.

Жанр

Литературный жанр произведения - поэма. Однако «Реквием» обладает и характерными чертами эпоса: наличие пролога, основной части эпилога, описание нескольких исторических эпох и проведение параллели между ними.

Направление, которому принадлежит поэма, называется акмеизм. Это одно из модернистских литературных направлений, для которого характерна ясность слога, образность, прямота и классическая строгость стиля.

/ / / Анализ «Эпилога» поэмы Ахматовой «Реквием»

Поэма стала итогом всего творческого пути Ахматовой, поэтесса говорит об очень важных вещах. Она пытается емко и кратко, но предельно ясно дать характеристику своей эпохе. Для этого используется несколько основных маркеров, с помощью которых выражается гражданская и жизненная позиция.

В эпилоге Ахматова продолжает тему смерти, которая поддерживается практически во всех главах. Темы смерти и жизни тесно переплетаются между собой в пространстве данного произведения. Поэтесса говорит о своих чувствах и переживаниях. То, что ей удалось познать, на самом деле касается многих, в первую очередь, матерей, который ждут своих сыновей. Для этого используется несколько емких и лаконичных персонификациях: как опадают лица, из-под век выглядывает страх. В первом четверостишье звучит как будто итог всего текста.

Автор акцентирует внимание на мелких изменениях в портретных характеристиках. Локоны, которые из пепельных и черных превращаются в серебряные, морщины, которые появляются на щеках от страдания. В таких тонких деталях передается вся боль.

Анна Ахматова вспоминает всех тех, кто вместе с ней стоял под стенами тюрьмы, она молиться за этих людей. Эпитет красная стена много о чем говорит. Это стена человеческих слез и человеческой крови, поэтому и красная. Далее в тексте упоминается уже более широкая метафора: под красною ослепшею стеной. Для людей, которые стояли там дни и ночи стираются временные рамки: “и в лютый холод, и в июльский зной”.

И вот приближается поминальный час. Ахматова говорит о том, что слышит всех и чувствует их боль и страдания. Каждый человек ей по-своему дорог, их переживания она воспринимает как свои: О них вспоминаю всегда и везде. Использован стилистический прием – полисендитон, зачастую сочетается с анафорой. Это необходимо для того, чтобы акцентировать внимание на определенных словах, которые имеют важное звучание. С помощью повторения определенных звуков, союзов, слов это выглядит очень гармонично, текст становится более художественным и красивым.

Актуализируется тема исторической памяти, Ахматова говорит о том, что она не против, чтобы ей воздвигли памятник. Но при этом она просит не ставит его около моря, ни в царском саду, ведь связь с этими местами потеряна. Она говорит о том, что место памятнику там, где она выстояла 300 часов, возле этих тюремных стен. Это увековечит человеческие страдания не только поэтессы, но и будет служить памятником всем тем, кто был здесь вместе с Ахматовой.

В последних строчках эпилога поэтесса актуализирует тему мира, она верит в светлое будущее, она верит в том, что каждый получит то, чего на самом деле заслуживает. Таким образом, в эпилоге имеет место оппозиция свобода и несвобода. С помощью использования образа-символа голубя автор говорит нам о том, что скоро наступят лучшие времена. Спокойную размеренную жизнь подчеркивает фраза: “И тихо идут по Неве корабли”. Ахматова пыталась донести до читателя основную мысль: важно верить в светлое будущее, невзирая на безутешное настоящее.