Анк Марций – четвертый древнеримский царь, заселивший Авентин и основавший Остию. Анк марций - четвёртый царь рима

Анк Марций Анк Марций

(Ancus Marcius). Четвертый римский царь, царствовавший между 640-616 гг. до Р.Х. Он победил латинов и заселил ими Авентинский холм в Риме. Преемником его был Тарквиний Приск.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

Анк Марций

Согласно установленному обычаю, народом был избран на царство внук царя Нумы Помпилия, Анк Марций. По своему характеру Анк Марций был скорее миролюбив, как его дед, но он понимал, что в случае нападений соседей будет вынужден дать им должный отпор. Иначе, испытывая меру его терпения и убедившись в своей безнаказанности, враги Рима станут презирать то, перед чем недавно смирялись. Страшная смерть Тулла Гостилия показала, что не следует пренебрегать всеми правилами богослужений и принесения жертв. Поэтому Анк Марций распорядился, чтобы понтифик(1) выписал на специальной доске уставы Нумы Помпилия для свершения священнодействий, выставив ее в общественном месте. Забота нового римского царя о богослужениях и жертвоприношениях вселила в сердца латинян (с которыми Туллом Гостилием был заключен мирный договор) уверенность, что можно безнаказанно разорять римские поля и угонять скот, поскольку царь собирается проводить свою жизнь среди храмов и жертвенников. Однако Анк Марций двинулся с войском на земли латинян, и после многих кровопролитных сражений ему удалось взять их укрепленные города, разрушить их, как некогда была разрушена Альба-Лонга, и переселить всех жителей в Рим. Анк Марций вернулся с огромной добычей, захваченной у врага. По приказанию царя через реку Тибр был построен первый мост на сваях, чтобы соединить вновь укрепленный Яникульский холм с городом. Для устрашения преступников, которых много развелось в столь населенном городе, как Рим, была сооружена тюрьма, высеченная в Капитолийском холме со сводами в два этажа. В ее нижней части совершалась смертная казнь(2). С расширением границ после удачных войн Римское государство достигло моря. Анк Марций основал в устье Тибра город Остию - морской порт Рима. Остерегаясь гнева богов, особенно раздражительного и быстрого на расправу Юпитера, Анк Марций в знак благодарности за блестящие военные успехи римлян велел расширить и украсить храм Юпитера Феретрия(3). Следуя в своей деятельности примеру славного деда, Анк Марций, подобно Нуме Помпилию, устроителю мирных церемоний и обрядов, ввел специальную воинскую церемонию - порядок объявления войны, целый ритуал, которому с этого времени римляне неуклонно стали следовать. По этому ритуалу, специальный посол, обвязав голову шерстяной лентой, должен был приблизиться к границе народа, которому предъявлялись претензии римлян, и произнести следующую формулу: "Услышь, Юпитер, услышь, народ (здесь называлось имя племени), услышь, священное право! Я, вестник, явившийся от лица всего римского народа. Согласно с божественными и человеческими законами, я являюсь послом, и да будут выслушаны мои слова с доверием". После этого излагались требования. Заключалось все следующей фразой: "Если я против законов божественных и человеческих требую все перечисленное, то не дай мне, Юпитер, никогда больше видеть отечество!" Эти слова посол повторяет первому, кто встретится ему на пути к городу, вступая в город и прибыв на форум. Если же в течение тридцати трех дней посол не получает требуемого, то он объявляет войну, произнося следующие слова: "Услышь, Юпитер, и ты, Янус Квирин, и все боги-небожители, и вы, обитающие на земле, и боги подземного царства, услышьте! Вас я призываю в свидетели, что этот народ не исполняет долга, а о том, как добиться принадлежащего нам по праву, посоветуемся дома со старейшинами". После этого вестник должен был возвратиться в Рим для совещания. Затем царь, собрав сенат опрашивал всех сенаторов, начиная с самого уважаемого, и если они отвечали, что все требования следует удовлетворить "войной честной и законной", то выносилось решение об объявлении войны. После этого фециал(4) нес к границе враждебного племени копье, запятнанное кровью, и в присутствии трех вооруженных воинов бросал его во вражескую землю со словами: "Я и римский народ объявляю и открываю войну против народа и граждан (следовало название племени) за то, что они погрешили против римского народа Квиритов, так как римский народ и сенат римского народа Квиритов повелел быть войне"(5). Введение этого торжественного ритуала снискало в римском народе еще большее уважение к Анку Марцию, поскольку видимость законности снимала с римлян тяготевшее на них со дня основания города клеймо народа с разбойничьими наклонностями, буйного и беззаконного. Анк Марций умер, процарствовав 24 года, оставив по себе славу властителя, умевшего разумно править и в мирные, и в военные времена. (1. Член жреческой коллегии, наблюдавший за всей религиозной жизнью римлян, за правильным выполнением общественных и частных богослужений.) (2. Эта тюрьма (Мамертинская) сохранилась до нашего времени.) (3. Феретрий ("несущий победу", "податель военной добычи") - эпитет Юпитера, первый храм которого был воздвигнут на Капитолийском холме царем Ромулом.) (4. Фециал - член коллегии жрецов, ведавших международными отношениями в римском государстве, вопросами войны и мира.) (5.В более позднее время, когда Рим вел войны с отдаленными от него народами и государствами, этот обряд, сохранившись, носил чисто формальный характер. Фециал в знак объявления войны бросал копье от "воинской колонны" у храма богини войны Беллоны.)

(Источник: «Легенды и сказания древнего Рима».)


Смотреть что такое "Анк Марций" в других словарях:

    Лат. Ancus Marciuss … Википедия

    - (лат. Ancus Martius), четвертый из семи легендарных царей Древнего Рима (см. ДРЕВНИЙ РИМ) (640 616 гг. до н. э.), внук Нумы Помпилия (см. НУМА ПОМПИЛИЙ). Традиция приписывает ему заботу о культах богов и связывает его имя со строительством моста… … Энциклопедический словарь

    - (лат. Ancus Martius) один из семи легендарных царей Др. Рима, внук Нумы Помпилия. Традиция приписывает ему заботу о культах богов и связывает его имя со строительством моста через Тибр и закладкой порта Остия … Большой Энциклопедический словарь

    Анк Марций - (лат. Ancus Marcius) (VII в. до н.э.) по преданию, четвертый царь Рима (641 616 до н.э.), по происхождению сабинянин. Расширил римские владения до устья р. Тибр, где построил, согласно преданию, гавань Остию. Аврелий Виктор рассказывает: «Анк… … Античный мир. Словарь-справочник.

    - (Ancus Marcius) согласно римской легендарной традиции, 4 й царь Рима [по традиции, 641 616 до н. э.]. По происхождению сабинянин. Расширил римские владения до устья Тибра, где построил гавань Остию (археологические раскопки показали, что… … Большая советская энциклопедия

    По сказанию, сын Помпилии, дочери царя Нумы Помпилия и Марция, четвертый царь римский, правил от 638 614 до Р. Х. Подобно деду, он был очень благочестив, старался восстановить глубоко упавшее у римлян уважение к богам и обратить их к земледелию и … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (Ancus Marcius) по преданию 4 й царь Рима (традиц. даты 641 616 до н.э.). Ему приписывают постройку дерев. моста через р. Тибр, укрепление Яникула, основание гавани Остии … Советская историческая энциклопедия

    Ancus Martius, (служитель Марса), вероятно, внук Нумы с материнской стороны, четвертый царь Рима. Время его правления 640 616 гг. до Р. X. (114 138 u. с.). Более всего он заботился о том, чтобы возвысить значение обрядов… … Реальный словарь классических древностей

    Анк Марций - согл. рим. легенд. традиции, четвертый царь древнейш. Рима 640 616 до н.э. По происхожд. сабинянин, внук Нумы Помпилия; подобно своему деду, считался покровителем мирных занятий, земледелия, ремесел и восстановителем религ. обрядов до… … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Анк Марций - четвертый из семи легендарных царей Рима, внук Нумы Помпилия. История приписывает ему культовые нововведения (фециалы), закладку порта Остии на мор. побережье, разработки соляных залежей, строительство транспортной дороги (известной под… … Словарь античности

Вечно хранимая ларами, Светится под луной Старая Via Salaria, Или «путь соляной».

К самому сердцу Лация С солью пойдут корабли. Рим по почину Марция Станет «солью земли».

Туллу Гостилию наследовал Анк Марций, сын дочери Нумы Помпилия. Верный памяти деда, он принял знаки власти не иначе как в надежде возвратить римлянам благочестие, утраченное ими в годы правления своего сурового предшественника. По повелению нового римского царя понтифик извлек из хранившихся в храме записок Нумы все наставления, относящиеся к священнодействиям, и начертал их для всеобщего обозрения на побеленной известью деревянной доске. Казалось бы, в Лаций вскоре вернутся добрые времена Нумы Помпилия.

Но этому воспрепятствовал груз старых недоразумений и обид. Латиняне не могли забыть о судьбе Альбы Лонги и не дали новому царю возвратить в Лаций мир. Восприняв мирные намерения внука Нумы то ли как слабость, то ли как уловку, они совершили незаконный набег на римские земли. А когда Анк Марций потребовал возмещения убытков, ответили отказом. И пришлось Анку Марцию вопреки своим намерениям взяться за оружие.

Не найдя в записках Нумы ничего относящегося к правилам ведения войны, ибо он думал только о мире,

Анк Марций учредил по собственной инициативе специальную коллегию жрецов-фециалов, возложив на нее угодную богам процедуру объявления войны и иные связанные с войною обряды.

Если Риму кто-либо чинил обиду, в его земли посылался фециал с пучком травы на голове, извлеченным вместе с корнями и землей со склона Капитолия. Другой фециал, сопровождавший первого, сжимал в кулаке кремневый нож. Достигнув границ обидчика, тот, что с ножом, прикрыв голову шерстяным покрывалом, произносил такие слова: «Внемли, Юпитер, внемлите (латиняне, сабиняне, этруски), да слышит меня Вышний закон! Я вестник всего римского народа, по праву и чести прихожу послом, и словам моим да будет вера! Вы (латиняне, сабиняне, этруски) напали на нашу землю и увели столько-то овец, столько-то коров и стольких-то пастухов. Возвратите их. Если неправо и нечестиво требую я, чтобы эти люди и эти вещи были мне выданы, да отторгнешь ты меня, Юпитер, навсегда от моего отечества!»

Перейдя рубеж города-обидчика и затем встретив кого-либо на пути, жрец с кремневым ножом повторял то же самое. Так же поступал он, входя в городские ворота, и затем на городской площади. Не получив возмещения, через тридцать дней на рубеже города-обидчика фециал во всеуслышание призывал богов в свидетели, что его требование не выполнено. После этого в течение трех дней римский народ на своих сборищах объявлял нарушителю мира войну, и сенат это решение утверждал. И снова фециалы в сопровождении трех квиритов шли к вражеским рубежам, и, сообщая им и Юпитеру о принятом решении, один из жрецов бросал через границу копье с железным наконечником или кизиловое древко с обожженным концом. Война была объявлена!

Точно выполнив всю эту процедуру, Анк Марций вторгся в пределы латинян. Первым под натиском римлян пал латинский город Политорий. Взломаны ворота. Повалены стены. Политорийцы от мала до велика выброшены наружу. Победители гонят пленников в Рим, подталкивая копьями, а за их спиной слышится вой и визг убиваемых животных, грохот обрушиваемых зданий, и вскоре над развалинами поднимается пламя. В огне сгорает все, что побежденным не дали унести, а победители не пожелали взять. От города ничего не осталось, кроме пепла, но имя его продолжало жить на Авентине, куда поселили политорийцев и где возник Политорийский квартал.

Вскоре так же возникли Телленский, Фиканский кварталы, ибо Теллена и Фикана разделили судьбу Политория. Латинские войска были оттеснены к прекрасно укрепленному людьми и природой городу Медуллию, где развернулись самые ожесточенные схватки Латинской войны. Латиняне сражались с яростью обреченных, нанося недругам чувствительные удары. И все же Анк Марций одержал победу, и в низине, соединяющей Авентин с Палатином, вскоре появился Медуллийский квартал.

Пришлось Марцию воевать и с Фиденами, городом, населенном по преимуществу этрусками. Фиденяне не объявляли Риму войну, но совершали постоянные набеги на римские земли, разоряли селения, уводили скот и пленных. При этом послы Фиден клятвенно уверяли, что их город более всего стремится к прочной дружбе с римлянами. Марций повел против Фиден легион и стал лагерем близ городских стен. Фиденяне ожидали нападения, но римляне ничего не предпринимали, словно бы просто хотели напугать своим присутствием. Однако по ночам они рыли подземный ход в город и проникли в него, вызвав ужас осажденных. Когда были сломлены незначительные очаги сопротивления, Марций через глашатая велел побежденным снести оружие в одно место, наказал розгами зачинщиков интриг, а потом всех отпустил по домам.

Царь надеялся, что мягкостью он склонит фиденян к дружбе с Римом. Но просчитался. На протяжении столетий фиденяне много раз воевали против римлян, неизменно поддерживая всех их врагов.

Войны не помешали строительной деятельности Анка Марция. На правом берегу Тибра, откуда всегда угрожали этруски, он укрепил холм Яникул и соединил его с Римом деревянным мостом на сваях. Это был первый мост через Тибр, сооруженный по предписаниям понтификов. Другое не менее знаменитое сооружение Анка

Марция - знаменитая Мамертинская тюрьма у подножия Капитолийского холма на Форуме. Впрочем, тюрьма была не зданием, а ямой. Туда бросали первоначально военнопленных, а затем собственных преступников для телесных наказаний и казни. Дожди, лившие сверху, и сточные воды, проникавшие сквозь щели в массивной кладке, превращали темницу в подземный пруд. Много столетий спустя один из приговоренных к смерти царей, сброшенный в эту тюрьму, воскликнул: «Хорошее же купание вы приготовили мне, римляне!»

Завоевания Анка Марция расширили пределы римского государства до самого моря, и римлянам ничего не стоило построить корабли и стать морским народом. Но пастухи, выросшие в горах, питали неприязнь к неоглядным морским далям. И все же, будучи практичными людьми, они взяли у моря его соль, которую так любили лизать их овцы. В устье Тибра они соорудили соляные варницы. Как поселение солеваров возник городок Остия (Устье), впоследствии ставший одним из главных портов римской державы.

В конце своего сорокадвухлетнего правления Анк Марций расширил храм Юпитера Феретрия, ибо ему, а не какому-либо другому богу он был обязан своими победами.

Изложено по "Римской истории" Тита Ливия.

Согласно установленному обычаю, народом был избран на царство внук царя Нумы Помпилия, Анк Марций. По своему характеру Анк Марций был скорее миролюбив, как его дед, но он понимал, что в случае нападений соседей будет вынужден дать им должный отпор. Иначе, испытывая меру его терпения и убедившись в своей безнаказанности, враги Рима станут презирать то, перед чем недавно смирялись. Страшная смерть Тулла Гостилия показала, что не следует пренебрегать всеми правилами богослужений и принесения жертв. Поэтому Анк Марций распорядился, чтобы понтифик выписал на специальной доске уставы Нумы Помпилия для свершения священнодействий, выставив ее в общественном месте. Забота нового римского царя о богослужениях и жертвоприношениях вселила в сердца латинян (с которыми Туллом Гостилием был заключен мирный договор) уверенность, что можно безнаказанно разорять римские поля и угонять скот, поскольку царь собирается проводить свою жизнь среди храмов и жертвенников. Однако Анк Марций двинулся с войском на земли латинян, и после многих кровопролитных сражений ему удалось взять их укрепленные города, разрушить их, как некогда была разрушена Альба-Лонга, и переселить всех жителей в Рим. Анк Марций вернулся с огромной добычей, захваченной у врага. По приказанию царя через реку Тибр был построен первый мост на сваях, чтобы соединить вновь укрепленный Яникульский холм с городом. Для устрашения преступников, которых много развелось в столь населенном городе, как Рим, была сооружена тюрьма, высеченная в Капитолийском холме со сводами в два этажа. В ее нижней части совершалась смертная казнь . С расширением границ после удачных войн Римское государство достигло моря. Анк Марций основал в устье Тибра город Остию - морской порт Рима. Остерегаясь гнева богов, особенно раздражительного и быстрого на расправу Юпитера, Анк Марций в знак благодарности за блестящие военные успехи римлян велел расширить и украсить храм Юпитера Феретрия . Следуя в своей деятельности примеру славного деда, Анк Марций, подобно Нуме Помпилию, устроителю мирных церемоний и обрядов, ввел специальную воинскую церемонию - порядок объявления войны, целый ритуал, которому с этого времени римляне неуклонно стали следовать. По этому ритуалу, специальный посол, обвязав голову шерстяной лентой, должен был приблизиться к границе народа, которому предъявлялись претензии римлян, и произнести следующую формулу: "Услышь, Юпитер, услышь, народ (здесь называлось имя племени), услышь, священное право! Я, вестник, явившийся от лица всего римского народа. Согласно с божественными и человеческими законами, я являюсь послом, и да будут выслушаны мои слова с доверием". После этого излагались требования. Заключалось все следующей фразой: "Если я против законов божественных и человеческих требую все перечисленное, то не дай мне, Юпитер, никогда больше видеть отечество!" Эти слова посол повторяет первому, кто встретится ему на пути к городу, вступая в город и прибыв на форум. Если же в течение тридцати трех дней посол не получает требуемого, то он объявляет войну, произнося следующие слова: "Услышь, Юпитер, и ты, Янус Квирин, и все боги-небожители, и вы, обитающие на земле, и боги подземного царства, услышьте! Вас я призываю в свидетели, что этот народ не исполняет долга, а о том, как добиться принадлежащего нам по праву, посоветуемся дома со старейшинами". После этого вестник должен был возвратиться в Рим для совещания. Затем царь, собрав сенат опрашивал всех сенаторов, начиная с самого уважаемого, и если они отвечали, что все требования следует удовлетворить "войной честной и законной", то выносилось решение об объявлении войны. После этого фециал нес к границе враждебного племени копье, запятнанное кровью, и в присутствии трех вооруженных воинов бросал его во вражескую землю со словами: "Я и римский народ объявляю и открываю войну против народа и граждан (следовало название племени) за то, что они погрешили против римского народа Квиритов, так как римский народ и сенат римского народа Квиритов повелел быть войне" . Введение этого торжественного ритуала снискало в римском народе еще большее уважение к Анку Марцию, поскольку видимость законности снимала с римлян тяготевшее на них со дня основания города клеймо народа с разбойничьими наклонностями, буйного и беззаконного.

Анк Марций умер, процарствовав 24 года, оставив по себе славу властителя, умевшего разумно править и в мирные, и в военные времена.

Примечания:

Добавлено ок. 2006-2007 гг.

27 марта 2019 г.

1416 г. - родился Франческо ди Паола, итальянский священник, отшельник, католический святой, покровитель итальянских моряков

1836 г. - в штате Огайо открыт первый храм мормонов

Случайный Афоризм

Русский крестьянин суеверен, но равнодушен к религии, которая для него, впрочем, является непроницаемой тайной. Он для очистки совести точно соблюдает все внешние обряды культа; он идет в воскресенье к обедне, чтобы шесть дней больше не думать о церкви. Священников он презирает как тунеядцев, как людей алчных, живущих за его счет. Героем всех народных непристойностей всех уличных песенок, предметом насмешки и презрения всегда является поп и дьякон или их жены.

Герцен А.И.

Случайный Анекдот

Батюшка, алкоголь - враг здоровью?
- Враг.
- А почему вы его потребляете?
- А как сказано в писании: «Возлюби врага своего».

    Творец сидел на Престоле и размышлял. Позади Него простиралась безграничная твердь небес, купавшаяся в великолепии света и красок, перед Ним стеной вставала черная ночь Пространства. Он вздымался к самому зениту, как величественная крутая гора, и Его божественная глава сияла в вышине подобно далекому солнцу...

    День субботний. Как обычно, никто его не соблюдает. Никто, кроме нашей семьи. Грешники повсюду собираются толпами и предаются веселью. Мужчины, женщины, девушки, юноши - все пьют вино, дерутся, танцуют, играют в азартные игры, хохочут, кричат, поют. И занимаются всякими другими гнусностями...

    Принимала сегодня Безумного Пророка. Он хороший человек, и, по-моему, его ум куда лучше своей репутации. Он получил это прозвище очень давно и совершенно незаслуженно, так как он просто составляет прогнозы, а не пророчествует. Он на это и не претендует. Свои прогнозы он составляет на основании истории и статистики...

    Первый день четвертого месяца года 747 от начала мира. Нынче исполнилось мне 60 лет, ибо родился я в году 687 от начала мира. Пришли ко мне мои родичи и упрашивали меня жениться, дабы не пресекся род наш. Я еще молод брать на себя такие заботы, хоть и ведомо мне, что отец мой Енох, и дед мой Иаред, и прадед мой Малелеил, и прапрадед Каинан, все вступали в брак в возрасте, коего достиг я в день сей...

    Еще одно открытие. Как-то я заметила, что Уильям Мак-Кинли выглядит совсем больным. Это-самый первый лев, и я с самого начала очень к нему привязалась. Я осмотрела беднягу, ища причину его недомогания, и обнаружила, что у него в глотке застрял непрожеванный кочан капусты. Вытащить его мне не удалось, так что я взяла палку от метлы и протолкнула его вовнутрь...

    …Любовь, покой, мир, бесконечная тихая радость – такой мы знали жизнь в райском саду. Жить было наслаждением. Пролетающее время не оставляло никаких следов – ни страданий, ни дряхлости; болезням, печалям, заботам не было места в Эдеме. Они таились за его оградой, но в него проникнуть не могли...

    Мне уже почти исполнился день. Я появилась вчера. Так, во всяком случае, мне кажется. И, вероятно, это именно так, потому что, если и было позавчера, меня тогда еще не существовало, иначе я бы это помнила. Возможно, впрочем, что я просто не заметила, когда было позавчера, хотя оно и было...

    Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам. Мне это совсем не нравится: я не привык к обществу. Шло бы себе к другим животным…

    Дагестанцы - термин для обозначения народностей, исконно проживающих в Дагестане. В Дагестане насчитывается около 30 народов и этнографических групп. Кроме русских, азербайджанцев и чеченцев, составляющих немалую долю населения республики, это аварцы, даргинцы, кумьти, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, таты и др.

    Черкесы (самоназв. - адыге) - народ в Карачаево–Черкесии. В Турции и др. странах Передней Азии черкесами называют также всех выходцев с Сев. Кавказа. Верующие - мусульмане–сунниты. Язык кабардино–черкесский, относится к кавказским (иберийско–кавказским) языкам (абхазско–адыгейская группа). Письменность на основе русского алфавита.

[ глубже в историю ] [ последние добавления ]

Последние изменения: Сентябрь 22, 2018

Внук второго древнеримского царя Нумы Помпилия был таким же миролюбивым и рассудительным, как и его дед. Анк Марций, четвертый древнеримский царь , переживал по поводу упадка благочестия в период предыдущего правления и неправильного проведения обрядов, которые и вознамерился возродить по всем правилам. Будущее царствование предвещало мир и согласие – римляне надеялись, что Анк Марций будет руководствоваться принципами правления своего деда. Но обстоятельства заставили четвертого древнеримского царя ввязаться в войну с соседствующими племенами, которые его неагрессивную политику приняли за слабость.

Первыми устраивать набеги на римские земли начали латины. Они угоняли скот и грабили население. Марций не стерпел подобной наглости и, собрав воинов, смог победить врага в результате кровопролитных сражений, разрушив несколько городов противника. Решающая битва была выиграна, а царь вернулся в Рим с огромной добычей.

Древнеримская тюрьма. Одно из помещений

Некоторые исследователи считают, что могут быть одним и тем же легендарным персонажем, хотя четвертый царь считается уже реальной личностью . Противоречия связаны с многочисленными мифами.

Он был очень благочестив, как и его дед, старался восстановить глубоко упавшее у римлян уважение к богам и обратить их к земледелию и мирным промыслам.

Царский титул он получил не по наследству, а в результате народного избрания, как и два его предшественника. В предании о римских царях Анк Марций полностью противопоставляется своему предшественнику, воинственному Туллу Гостилию .

Анк Марций

677 г. до н. э. – 617 г. до н. э.

лат. Ancus Marcius

4-й царь Древнего Рима
641 г. до н.э. — 617 г. до н. э.
Предшественник Тулл Гостилий
Преемник Луций Тарквиний Приск
Место рождения
Место смерти Рим, Римское царство
Вероисповедание римская религия
Место погребения
Отец Нума Марций
Мать Помпилия
Род Марции
Жена
Дети 2 сыновей

На динариях Луция Марция Филиппа , выпущенных в 56 г. до н. э., изображен легендарный Анк Марций , которого мастер считал своим прародителем

Имя Анка Марция означает «служитель Марса». Внук со стороны матери не подражал воинственным и , а пошел путем своего мирного деда, восстановил религиозные обряды в их прежней чистоте и снова приучил народ к благочестивой жизни, к мирным занятиям земледелием и скотоводством.

Смерть показала, что не следует пренебрегать всеми правилами богослужений и принесения жертв. Анк Марций поручил одному верховному жрецу собрать все предписания о религии и выставить их публично.

Соседи Рима, привыкшие видеть в римлянах отважных завоевателей, восприняли его миролюбие за слабость. Племена латинов и сабинян, этрусков и вольсков нарушили мир вошли в римские владения и стали опустошать их. Анк Марций успешно начал войну, взял города Политорий, Теллен и Фиканы, разбил войско противника при Медуллии. Латинское население всех этих городов стало основой плебейского сословия и было переселено на Авентинский холм, который вместе с Мурцийской долиной был присоединен к составу города.

Сначала переселенцев включали в трибы и курии; позже доступ туда был закрыт. Так образовалась особая группа населения — плебс. Плебеи были лишены прав на общественную землю (ager publicus), они не входили в курии и не участвовали, следовательно, в куриатных комициях, не считались квиритами, их представителей не было в сенате.

Плебеи были преимущественно земледельцами в этой местности, свободными людьми со свободной землей, но без участия в управлении, без права голоса в народных собраниях (jus suffragii) и без права на государственные должности (jus honorum), без коннубия (права на законные бракосочетания с полноправными гражданами) и без участия в богослужебных отправлениях старых граждан. Плебеи составляли общину полуграждан, подчиненных полноправным гражданам (патрициям), без обыкновенных государственных прав, но обязанных военной и поземельной податью. От них отличались клиенты (наследственные домочадцы) – часть древнейшего римского населения, тесно связанная с патрициями, распределенная между отдельными патрицианскими родами и состоявшая под их особым покровительством. Патриций в качестве патрона, подобно отцу, должен был замещать своего клиента пред судом и в других общественных актах, а клиенты за это были обязаны известной службой патрону. Уже после эпохи Анка Марция клиенты слились с плебеями, и многие из последних тоже стали клиентами патрициев.

Чтобы лучше обеспечить продуктами питания все более возрастающее население Рима, Анк Марций старался завладеть течением Тибра и судоходством на нем. Благодаря удачным войнам с вейями, он завладел устьем этой реки, и основал на нем город Остию, который со временем стал крупнейшей торговой гаванью римлян. Археологические раскопки показали, что Остия возникла лишь в IV в. до н. э. Чтобы обезопасить Рим от нападений этрусков, он укрепил крепость Яникул по ту сторону Тибра, а через Тибр построил первый деревянный мост.

Затем Анк Марций двинулся навстречу вольскам, которые несколькими отрядами шли на Рим. Он разбил их и с сильным войском осадил их столицу - Велитру. Вольски вынуждены были заключить с Римом наступательный и оборонительный союз. Анк Марций захватил этрусские города Вейи и Фидены.

При Анке Марции в Рим прибыл из этрусского города Тарквинии и получил почётный приём будущий царь Рима . За свои способности он получил должность начальника конницы и участвовал в войне против сабинов.

Новые переселения увеличили число жителей, общественный порядок стал чаще, чем прежде нарушаться. Для устрашения преступников, которых много развелось в столь населенном городе, была сооружена тюрьма, высеченная в Капитолийском холме со сводами в два этажа. В ее нижней части совершалась смертная казнь.

Эта темница была построена над вырубленными в скале Капитолийского холма подвалами, которые уцелели до сих пор. Правда, сооружение этих подвалов, приписываемое одними известиями Анку Марцию , другими приписывается шестому царю Рима, Сервию Туллию . Позже это подземное сооружение называлось водоемом Туллия (Tullianum) – потому что римляне следующих столетий считали строителем подвалов Сервия Туллия .

Подобно устроителю мирных церемоний и обрядов , Анк Марций стал основателем специальной воинской церемонии — порядка объявления справедливой войны (bellum iustum). Этому ритуалу римляне неуклонно стали следовать со времен Анка Марция .

Анк Марций учредил специальную коллегию жрецов-фециалов, возложив на нее процедуру объявления войны и иные связанные с войною обряды.

Если Риму кто-либо чинил обиду, в его земли посылался фециал с пучком травы на голове, извлеченным вместе с корнями и землей со склона Капитолия. Другой фециал, сопровождавший первого, сжимал в кулаке кремневый нож. Достигнув границ обидчика, тот, что с ножом, прикрыв голову шерстяным покрывалом, произносил такие слова: «Услышь, Юпитер, услышь, народ (латиняне, сабиняне, этруски), услышь, священное право! Я вестник всего римского народа, по праву и чести прихожу послом, и словам моим да будет вера! Вы (латиняне, сабиняне, этруски) напали на нашу землю и увели столько-то овец, столько-то коров и стольких-то пастухов. Возвратите их. Если я против законов божественных и человеческих требую все перечисленное, то не дай мне, Юпитер, никогда больше видеть отечество!»

Перейдя рубеж города-обидчика и затем встретив кого-либо на пути, жрец с кремневым ножом повторял то же самое. Так же поступал он, входя в городские ворота, и затем на городской площади.

Не получив возмещения, через тридцать три дня на рубеже города-обидчика фециал во всеуслышание призывал богов в свидетели, что его требование не выполнено. Он произносил следующее: «Услышь, Юпитер, и ты, Янус Квирин, и все боги-небожители, и вы, обитающие на земле, и боги подземного царства, услышьте! Вас я призываю в свидетели, что этот народ не исполняет долга, а о том, как добиться принадлежащего нам по праву, посоветуемся дома со старейшинами».

После этого в течение трех дней римский народ на своих сборищах объявлял нарушителю мира войну, а царь, собрав сенат опрашивал всех сенаторов, начиная с самого уважаемого, и если они отвечали, что все требования следует удовлетворить «войной честной и законной», то выносилось решение об объявлении войны. После этого фециалы в сопровождении трех квиритов шли к вражеским рубежам, и, сообщая им и Юпитеру о принятом решении, один из жрецов бросал через границу копье с железным наконечником или кизиловое древко с обожженным концом со словами: «Я и римский народ объявляю и открываю войну против народа и граждан (называлось племя ) за то, что они погрешили против римского народа Квиритов, так как римский народ и сенат римского народа Квиритов повелел быть войне» (в более позднее время этот обряд носил чисто формальный характер — фециал в знак объявления войны бросал копье от «воинской колонны» у храма богини войны Беллоны).

Видимость законности снимала с римлян тяготевшее на них со дня основания города клеймо народа с разбойничьими наклонностями, буйного и беззаконного, поэтому введение торжественного ритуала объявления войны снискало в римском народе еще большее уважение к Анку Марцию .

Анк Марций умер, процарствовав 24 года согласно Титу Ливию , оставив по себе славу властителя, умевшего разумно править и в мирные, и в военные времена. Анк Марций умер естественной смертью, оставив двух детей, один из которых был еще ребенком. Его сменил , ставший первым этрусским царем Рима. Амбициозный стал другом Анка Марция и воспитателем двух его сыновей. Благодаря умелым политическим маневрам его избрали преемником Анка Марция .