Что означает значимость. Что такое Значимость? Значение и толкование слова znachimost, определение термина

  • 5. Методология языкознания. Понятие об универсальной схеме научного исследования и её роли в целостно-системном подходе к проблемам изучения языка.
  • 2) Пять ступеней сущности предмета.
  • 3) Пять аспектов универсальной схемы научного исследования. Достоинства универсальной схемы научного исследования.
  • 4) Общие выводы, вытекающие из универсальной схемы научного исследования.
  • 6. Понятие о пяти ступенях сущности языка и пяти целевых подсистемах его изучения.
  • 1) Пять ступеней сущности языка. Уровни мышления, языка, психофизиологии, речи и общения. Науки, их изучающие.
  • 2) Пять целевых подсистем (основных аспектов) изучения языка – генетический, логический, динамический, функциональный, личностный аспекты.
  • 7. Несовпадение речевых фактов и их интерпретации.
  • 8. Язык как особое общественное явление. Язык и раса. Язык и другие средства общения. Понятие о социолингвистике.
  • 9. Функции языка как его сущностные характеристики.
  • 10. Язык и культура. Отражение в языке культуры общества.
  • 11. Язык и "картина мира".
  • 12. Социальная дифференциация языков.
  • 13. Территориальная дифференциация языков. Виды диалектов.
  • 14. Основные теории происхождения языка.
  • 15. Историческое развитие языков. Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи (стадии развития языков). Понятие о внешних и внутренних факторах изменений в языке.
  • 16. Проблема праязыка (почему его все ищут?). Праязык и славянские языки.
  • Термины родства Местоимения
  • Суффиксы Приставки
  • 17. Развитие национальных языков, понятие литературного языка и нормы.
  • 18. Исторические изменения в словарном составе, грамматическом строе, звуковой стороне языка.
  • 19. Языки живые и мертвые, искусственные языки.
  • 20. Перспективы языкового развития человечества.
  • 21. Языковые контакты. Билингвизм.
  • 22. Язык как системно-структурное образование.
  • 23. Количественные и качественные различия элементов системы.
  • 24. Лексические и грамматические значения.
  • 25. Понятие яруса (уровня) языка, основные языковые ярусы и единицы системы языка.
  • 26. Понятие об элементах и единицах языка.
  • 27. Элементы и единицы языка, речи и коммуникации. Понятие об инварианте и варианте языковых элементов и единиц.
  • 28. Функции элементов и единиц языка.
  • 29. Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке.
  • 30. Язык и мышление.
  • 31. Язык как средство выражения и передачи мысли.
  • 32. Психофизиологический и психологический субстрат единиц мышления, языка, речи и коммуникации.
  • 33. Учение ф. Де Соссюра о лингвистическом знаке.
  • 34. Понятие о нулевом языковом знаке.
  • 35. Значение и значимость языкового знака (по а.А.Реформатскому).
  • 36. Лингвистический знак и разграничение элементов и единиц языка.
  • 37. Значение письма и письменности в истории общества.
  • 38. Соотношение письменного и звукового языка.
  • 39. Пиктография.
  • 40. Идеография.
  • 41. Алфавитное письмо.
  • 42. Теория письма. Графика и орфография.
  • 43. Принципы орфографии. Фонетический, морфологический и традиционный принципы орфографии.
  • 44. История письма.
  • 35. Значение и значимость языкового знака (по а.А.Реформатскому).

    Если наши представления и отработанные сознанием понятия являются «копиями», «слепками», «образами» действительных вещей и процессов природы, то это не относится к словам языка и к языку в целом.

    Прямое «отражение» вещей может быть только в звукоподражаниях (ку-ку, хрю-хрю и т. п.), да и то внутренние фонетические законы могут препятствовать более точному воспроизведению звуков природы звуками речи. Поэтому одни и те же звуки природы как звукоподражания различны в разных языках. Обычные же, незвукоподражательные слова своим материальным составом ничего общего не имеют с обозначаемыми ими вещами и явлениями. Действительно, что общего между звуковыми комплексами дом, нос, брат, кот и т. п. и соответствующими вещами и явлениями? Совершенно ясно, что эти звуковые комплексы не «отражают» действительности, как ее отражают представления и понятия.

    Почему же мы все-таки знаем и узнаем, что дом – это «дом», а кот – это «кот» и т. д.?

    Ответ на это мы находим в теории знака. Что же надо понимать под термином знак? Это можно применительно к языку свести к следующим пунктам:

    1) Знак должен быть материальным, т.е. должен быть доступен чувственному восприятию, как и любая вещь.

    2) Знак не имеет значения, но направлен на значение, для этого он и существует, поэтому знак – член второй сигнальной системы.

    5) Знак и его содержание определяется местом и ролью данного знака в данной системе аналогичного порядка знаков.

    Это можно пояснить такими примерами. Если сравнить кляксу и букву, материальная природа которых одинакова и обе они доступны органам восприятия, то выясняется, что для характеристики кляксы все ее материальные свойства: и размер, и форма, и цвет, и степень жирности – одинаково важны. А для буквы важно лишь то, что отличает эту букву от других: а может быть больше или меньше, жирнее или слабее, может быть разного цвета, но это «то же а», тогда как при различии этих признаков кляксы будут разные. Клякса ничего не значит, а буква значит, хотя и не имеет своего значения; а же существует для того, чтобы, различаясь с о, у и т.п., различать стал от стол, стул и т. п. У буквы же может быть существенно изменен ее материальный вид, например: а, а, А, А и т. д., но это то же самое, тогда как для кляксы изменения ее контуров приводят к тому, что это разные кляксы. Дело здесь именно в том, что знак – это член определенной знаковой системы, для буквы – алфавитной и графической, тогда как любая клякса может «существовать» сама по себе и ни в какой системе не участвовать.

    Перенесение знака в другую систему может изменять его место в системе и его функцию, так, р в русском алфавите – знак для фонемы [р], а в латинском р – знак для фонемы [п]; как «вещи» – это то же самое, но как знаки они разные.

    Возможность знаков выполнять свою различительную функцию основана на том, что знаки в пределах данной знаковой системы (алфавит, звуковой строй языка) сами различаются либо в целом, либо посредством какой-нибудь частной, отдельной диакритики. Диакритика – от греческого diakritikos «различительный»; здесь: диакритика – различительный значок. Это тоже легче всего показать на буквах. Так, о и х различаются в целом, не имея ничего общего, наоборот, ш и щ имеют все общее, кроме одной диакритики – «хвостик» у щ; такие буквы, как А и Н, построены из тех же трех линий, из которых две – вертикальные и одна – горизонтальная, но у Н вертикальные линии параллельны, а у А они сходятся под острым углом. Аналогичные соотношения имеются и у фонем.

    Что такое значение и что такое значимость? Можно разобрать этот вопрос на примере слова. Значение слова – это отношение слова к обозначаемому им предмету или явлению, т.е. отношение факта языка к внеязыковому факту (вещь, явление, понятие), значимость же – это собственное, языковое свойство слова, полученное словом потому, что слово – это член лексической системы языка.

    Значимость таких слов, как 1) есть, 2) лицо, 3) кричать определяется их соотношениями:

    1) для есть: вкушать, кушать, жрать, лопать, трескать, шамать;

    2) для лицо: лик, физиономия, морда, харя, мурло, рыло, рожа, образина, ряшка;

    3) для кричать: гласить, вопить, орать, реветь.

    Значимость слова определяется так же, как и значимость других единиц языка (фонем, морфем...), – по соотнесённости в одном ряду.

    Ряд для определения значимости слова называется лексическое поле. Лексическое поле – это не область однородных предметов действительности и не область однородных понятий, а сектор лексики, объединенный отношениями параллелизма (синонимы), контраста (антонимы) и сопутствования (метонимические и синекдохические связи слов), а главное, различного рода противопоставлениями. Только в пределах лексического поля слово может получить свою значимость, так же как и фонема – в своем. Ни в коем случае не следует смешивать понятие контекста и поля . Контекст – это область употребления слова, речи, а поле – сфера его существования в системе языка и поля. Контекст – это область употребления слова, речи, а поле – сфера его существования в системе языка.

    Значение и значимость

    Рассмотрение знака как простого соединения звука с понятием является серьезным упрощением. Ведь знак существует не сам по себе, а входит определенным образом в сложную систему, поэтому понять его можно, только рассматривая в составе этой системы.

    Всякий знак может быть определен двояким образом, поскольку помимо значения он обладает также и значимостью.

    Если бы не различие значения и значимости, то каждому слову одного языка можно было бы поставить в соответствие слово другого языка. Тогда перевод с одного языка на другой был бы точным, ясным и однозначным. Но всякий, кому случалось заниматься переводами, мог убедиться в том, что это далеко не так. Бывают, конечно, ситуации, когда, заглядывая в словарь, мы видим там только один- единственный эквивалент нужного слова. Однако гораздо чаще мы видим целый набор таких эквивалентов. И тогда для того, чтобы выбрать нужный вариант, мы обращаемся к контексту. Такое обращение и есть поиск нужной значимости слова. Можно сказать, что значение – это словарный смысл слова, а значимость – его контекстуальный смысл.

    Будучи включенным в языковую систему, слово обретает, помимо значения, еще и значимость. Так, например, французское слово mouton (баран) по значению совпадает с английским sheep (баран), но не совпадает с ним по значимости, хотя бы в том отношении, что французское mouton означает и баранину, а от английского sheep такое производное не образуется. Англичанин скажет в этом случае mouton. Или, например, первое словарное значение русского предлога на – располагаться сверху, но как тогда иностранец может понять фразу: "Давай посидим на солнышке"?!

    Строение языковой системы: синтагма и ассоциация

    Различия и отношения между членами языковой системы формируются одновременно в двух сферах, в каждой из которых образуется свой ряд значимостей. Обе эти сферы равно необходимым для жизни языка и соответствуют двум формам нашей умственной деятельности.

    † Синтагма (греч. syntagma, букв. – нечто соединенное). Слова в речи, соединяясь друг с другом, входят в отношения, образующие цепочку знаков. Эта цепочка является линейной, поскольку наш речевой аппарат воспроизводит звуки друг за другом, а не одновременно. Сочетания, образуемые звуковыми элементами, выстроенными в один ряд, называют синтагмами. Член синтагмы получает значимость благодаря месту, занимаемому им в этой цепочке, между предыдущим и последующим знаками. Например: "Один за всех и все за одного!"

    † Ассоциация (лат. associatio – соединение). Вне процесса речи слова, имеющие между собой что-то общее (звучание, смысл, конструкцию и т.п.), объединяются в нашей памяти, образуя более или менее обширные группы. Это отношения совершенно иного рода, чем синтагмы. Они принадлежат уже не к речи, а к языку и не являются линейными, поскольку не опираются на протяженность. Такие группы называют ассоциациями. Они могут образовывать уже не линейные, а "ветвящиеся" системы, поскольку переход от одной ассоциации к другой может осуществляться благодаря сближению по самым разным признакам: смысловому, звуковому, структурному и т.д.

    Например, "учеба" → "повторение" → "копирование" → "репродукция" → "продукция" → "товар" → "повар" → "кулинар" → "бульвар" → "боливар".

    Представляется, что между первым и последним членами этого ряда вообще нет ничего общего, но каждые два смежных члена по какому-то из признаков сходны.

    Образующая язык совокупность звуковых и смысловых различий является результатом двоякого рода сближений: ассоциативных и синтагматических. Именно эта совокупность отношений и составляет язык. Синтагматические группы связаны с ассоциативной взаимозависимостью, в результате линейно развертывающаяся (синтагматическая) речь в любой точке готова "взорваться" россыпью ассоциаций по самым различным основаниям: смысловым, структурным, звуковым, ритмическим и т.п. Наша память хранит все более или менее сложные типы синтагм. Когда нужно их использовать, мы прибегаем к ассоциативным группам, чтобы обеспечить выбор нужного сочетания.

    Когда мы говорим на родном языке, мы не занимаемся подбором слова, означающего мелькнувшую мысль, а приводим в действие "спусковой механизм" речи, включающий в работу сразу и речевые, и мыслительные органы. Мы буквально помещаем мысль "на кончике языка" и порой, начиная говорить, сами не знаем, куда приведет нас ветвящаяся цепь свободных ассоциаций. В этом смысле язык подвластен мышлению говорящего не в большей степени, чем его мышление подвластно языку. Здесь уместна аналогия с литературным персонажем, порой "выходящим" из воли автора и начинающим жить по логике ситуации.

    Индивида окружает множество находящихся от него на различном расстоянии объектов живой и неживой природы. Если вычесть из их числа те, которые ему неизвестны, а также те, которые ему не нужны, останутся только те, которые нужны, значимые для него.

    Значимость (чего-либо) - мера жизненной необходимости (этого). И мера вероятности затруднения или прекращения жизни в случае отсутствия, дефицита (этого). Объект обретает актуальную значимость, как только он становится предметом какой-либо потребности. Чем важнее потребность, тем выше значимость ее предмета (объекта).

    Значимость (объекта процесса, явления) - качество динамичное: сегодня это мне нужно «позарез», а завтра, быть может, не нужно вовсе. Следовательно, важную роль здесь играет фактор времени. Важен и фактор пространства: если нечто, в принципе подходящее для удовлетворения моей потребности, для меня недосягаемо, значимость этого для меня может снижаться.

    Субъективность оценки - существенный ее недостаток: так можно упустить нечто важное из свойств оцениваемого объекта, а это, в свою очередь, создает основания для пренебрежения его соб-" ственными, внутренними закономерностями.

    Значимость имеет индивидуальный и видовой аспекты: совокупность всех значимых для человечества (т.е. человека как вида) объектов много больше, чем совокупность всех значимых для индивида. При этом у животных индивидная значимость чего-либо почти полностью совпадает с видовой, а у человека - нет: в процессе своего развития наш вид сумел реализовать в широкой мере процесс индивидуализации своих представителей.

    Итак, значимость это:
    - особое качество объекта: объекта обязательно в связи с субъектом потребности, т.е. в плане его пригодности для ее удовлетворения;
    - это мера жизненной необходимости (этого). Значимо для живого существа все, посредством чего может быть удовлетворена какая-либо его потребность сейчас или потом;
    - значимость динамична, конкретна, имеет общечеловеческий и индивидуальный масштаб.

    Виды значимости. Значимость может быть:
    - первичной (непосредственной) и вторичной (опосредованной) - пища первично значима, а ложка, вилка, тарелка значимы вторично, только вследствие их связи с приемом пищи.
    - условной и безусловной (ситуационной и внеситуационной) -вода для человека (как и любою существа) значима всегда, а некоторые материальные ценности - только при определенных условиях;
    - актуальной и потенциальной - (багаж в пути мешает, но по приезде в пункт назначения необходим);
    положительной и отрицательной - все то, что способствует удовлетворению наших потребностей, для нас значимо положительно, а все то, что этому препятствует, значимо отрицательно.
    - большой и малой;
    - подлинной и мнимой - при увлечении чем-либо мы придаем значимость тем предметам, которые не являются жизненно необходимыми.

    Объекты, необходимые в плане удовлетворения потребностей человека, образуют целые значимостные цепочки, где каждое звено оценивается и само по себе, и в свете целого. Важную роль играют изменения, происходящие с самим человеком, и одно из самых главных - в связи с этапами его жизненного пути. Для ребенка значимо одно, для взрослого - другое.

    Выгода - мера значимости объекта или способа взаимодействия с ним с точки зрения степени вероятности удовлетворения потребности. Выгода может иметь большое число характеристик как количественных, так и качественных. Одна из ипостасей выгоды - прибыль.

    Значимость (чего-либо) индивид находит (определяет) и переживает Способом выявления значимости является оценка, способом проявления уже найденной благодаря оценке значимости является отношение и связанное с ним поведение: по тому, к чему и как человек относится, можно понять, что именно и в какой мере для него значимо. Оценка - это психический механизм нахождения (определения, выявления) значимости, а отношение - способ пребывания (отражения) значимости в психике (сознании) индивида.

    Переживание значимости происходит в форме желания: то чего мы в данный момент хотим, то в данный момент для нас и наиболее значимо. Чем интенсивнее нагие желание (чего-либо), тем это значимее для нас. Желание - одна из форм проявления отношения как способа проявления значимости, и оно же, будучи неотъемлемым компонентом иотребностного цикла, отражает процесс ситуационной актуализации и дезактуализации постоянно имеющейся значимости.

    Что такое Значимость? Значение и толкование слова znachimost, определение термина

    1) Значимость - – мировая совокупность на-значений. Значимость – структура мира понятого, как совокупность отсылающих друг к другу средств. Хайдеггер особо подчеркивает, что значимость составляет структуру мира, в котором уже есть присутствие. Присутствие в мире “освоилось” со значимостью. Освоенность присутствия со значимостью создает условие того, что присутствие может истолковывать значения, а это создает предпосылки для слова и языка.

    2) Значимость - - признание понятия или суждения, его логическая "допустимость" или "допустимость" с точки зрения ценности; материальная истинность какой-либо мысли, идеальная истинность какой-либо идеи. Вещи " суть ", события "происходят", а понятия, положения и выводы "являются значимыми". Согласно Лотце, если истины "значимы", то совершенно безразлично, будут ли они только мыслиться кем-нибудь или они в чем-нибудь осуществятся. В то же время ценности истинного, нравственного и прекрасного хотя и имеют абсолютную значимость, но не имеют реальности; их бытие исчерпывается их значимостью.

    Значимость

    – мировая совокупность на-значений. Значимость – структура мира понятого, как совокупность отсылающих друг к другу средств. Хайдеггер особо подчеркивает, что значимость составляет структуру мира, в котором уже есть присутствие. Присутствие в мире “освоилось” со значимостью. Освоенность присутствия со значимостью создает условие того, что присутствие может истолковывать значения, а это создает предпосылки для слова и языка.

    Признание понятия или суждения, его логическая "допустимость" или "допустимость" с точки зрения ценности; материальная истинность какой-либо мысли, идеальная истинность какой-либо идеи. Вещи " суть ", события "происходят", а понятия, положения и выводы "являются значимыми". Согласно Лотце, если истины "значимы", то совершенно безразлично, будут ли они только мыслиться кем-нибудь или они в чем-нибудь осуществятся. В то же время ценности истинного, нравственного и прекрасного хотя и имеют абсолютную значимость, но не имеют реальности; их бытие исчерпывается их значимостью.

    Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

    Язык - наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, ...
    Янсенизм - теологическое движение названное по имени нидерл. теолога...
    Ясновидение - (франц. clairvoyance ясное видение) обладание информацией, ...
    Язык - - знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную...
    Янсенизм - - религиозно политическое течение, распространенное в Нидерландах и...
    Абсолют - Самосуществующая метафизическая субстанция, характеризующаяся полнотой, самостоятельностью, завершенностью, негеометрической...
    Антиабсолют - Асимметричная противоположность абсолюта характеризующаяся отрицательной протяженностью антисубстанциональностью, самоуничтожающейся...

    • Нельзя не отметить социальную значимость периптера.
    • Театр порой приравнивался по значимости к университету.
    • Напротив, он считал, что произвел огромное впечатление и упивался собственной значимостью .
    • Трудно переоценить всю значимость этого события.
    • Тем не менее, это не умаляет значимости его труда.
    • Каждый обладает и своим внутренним миром и своей особой личностной значимостью .
    • Оба были в черных фраках, что подчеркивало значимость визита.
    • Теперь наука по своей значимости уравнивается с философией.
    • Западные историки преувеличивают значимость этих явлений.
    • Просвещением называлось признание значимости этих законов.
    • Почтение, каким они окружали своих весталок, доказывает значимость их жречества.
    • Он свидетельствует о постепенном падении значимости религиозного фактора.
    • Однако относительная значимость каждого из них в разных странах была различной.
    • Аристократическое происхождение отходило по значимости на второй план.
    • Чувствуя историческую значимость момента, атаманские гости рассматривали их исподтишка.
    • В целях усиления практической значимости сказанного сделаем несколько важных замечаний.
    • При этом учитывается значимость и применимость каждого подхода в конкретной ситуации.
    • Притчи различаются не только по странам, народам, социальным слоям, но и по значимости .
    • Даже символы, использованные в самой надписи, усиливали значимость слов с помощью повтора.
    • И все же при всей значимости предсказательных возможностей гипотезы они - лишь этап научного познания.
    • Предполагалось, что они выступят на параде, дабы придать происходящему пущую значимость .
    • Упадок значимости обоих факторов сопровождался падением роли партий и идеологий в политической жизни.
    • Начальник школы замолчал, словно паузой хотел подчеркнуть значимость того, о чём собирался сообщить.
    • Таким образом, гипотезу ценностной значимости недостающего надо раскрывать в связи с гипотезой социализационной.
    • Ришелье, думается, хорошо понимал высокую значимость литературы как фактора формирования духа нации.
    • Окончательный результат оценки выводится с учетом значимости того или иного подхода в каждом конкретном случае.