Что произошло в 1913 году история. Для всех и обо всем

1911 1912 1913 1914 1915 Портал:Железнодорожный транспорт См. также: Другие события в 1913 году История метрополитена в 1913 году … Википедия

1911 1912 1913 1914 1915 Портал:Театр См. также: Другие события в 1913 году События в музыке и События в кино Содержание … Википедия

1911 – 1912 1913 1914 – 1915 См. также: Другие события в 1913 году В 1913 году были различные научные и технологические события, некоторые из которых представлены ниже. Содержание 1 События … Википедия

1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 См. также: Другие события в 1913 году История железнодорожного транспорта в 1913 году История общественного транспорта в 1913 году В этой статье перечисляются основные события из истории метрополитенов … Википедия

1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 См. также: Другие события в 1913 году Другие события в истории метрополитена Другие события железнодорожного транспорта В этой статье перечисляются основные события из истории общественного … Википедия

Содержание 1 Избранное кино 1.1 Мировое кино 1.2 Российское кино … Википедия

Годы в литературе XX века. 1913 год в литературе. 1896 1897 1898 1899 1900 ← XIX век 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 … Википедия

Годы в авиации XIX век … Википедия

Гостиница "1913 год" - (Санкт Петербург,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Вознесенский прос … Каталог отелей

Содержание 1 В астрономии 2 В литературе 3 В искусстве … Википедия

Книги

  • Журнал "Саратовский садовод" . Полный годовой комплект за 1913 год , . Саратов, 1913 год. Издание Саратовского общества садоводства. Владельческий переплет. Сохранность хорошая. Ежемесячный иллюстрированный журнал. Орган СаратовскогоОбщества Садоводства,…
  • Свод отчетов фабричных инспекторов. За 1913 год , . Свод отчетов фабричных инспекторов за 1913 год. Rapports annuels des inspecteurs de fabriques. Annee 1913. Министерство торговли и промышленности. Отделение промышленности. Воспроизведено в…

Тест по всеобщей истории Первая мировая война (1914-1918) с ответами для учащихся 9 класса. Тест состоит из 21 вопроса и предназначен для проверки знаний по соответствующей теме.

1. Что из названного произошло в 1913 году?

1) Вторая Балканская война
2) создание Тройственного союза
3) подписание соглашения между Великобританией и Францией (начало Антанты)
4) Испано-американская война

2. Что из названного произошло в 1916 году?

1) подписание Советской Россией Брестского мира с Гер- манией
2) провал германского плана молниеносной войны
3) сражение под Верденом
4) подписание Компьенского перемирия

3. Какое из названных событий произошло раньше всех дру­гих?

1) битва на Марне
2) Брусиловский прорыв
3) вступление И талии в войну на стороне Антанты
4) убийство эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево

4. Компьенское перемирие, завершившее боевые действия на фронтах Первой мировой войны, было подписано в

1) 1916 г.
2) 1917 г.
3) 1918 г.
4) 1919 г.

5. Расположите события в хронологическом порядке. Запишите полученную последовательность цифр.

1) сражение под Верденом
2) подписание Компьенского перемирия
3) покушение в Сараево
4) выход России из мировой войны

6. Какое из названных понятий связано с планом А. фон Шлиффена?

1) позиционная война
2) эскалация
3) контрибуция
4) блицкриг

7. В 1914 году в качестве союзника Германии в Первую мировую войну вступила

1) Австро-Венгрия
2) Бельгия
3) Великобритания
4) Италия

8. В начале Первой мировой войны в европейских странах

1) усилилась пропаганда социалистов-интернационалистов
2) поднялась волна национал-патриотических настроений
3) развернулись крестьянские выступления
4) активизировалась политическая борьба рабочих

9. На начальном этапе Первой мировой войны рабочие пар­тии выдвинули лозунг

1) гражданского мира
2) развертывания социалистической революции
3) пролетарского интернационализма
4) борьбы против монополий

10. В годы Первой мировой войны в воевавших странах

1) значительно расширились связи с колониями
2) поощрялась свободная рыночная торговля
3) осуществлялось государственное регулирование экономи­ки
4) вводилось всеобщее избирательное право

11. Укажите лишнее название в ряду.

1) Ватерлоо
2) Верден
3) Компьен
4) Марна

12. Какие два из названных средств ведения боевых действий были впервые применены на фронтах Первой мировой войны? За­пишите цифры, под которыми они указаны.

1) гранаты
2) газовые снаряды
3) танки
4) пулеметы

13. Какие три из названных сражений произошли на Запад­ном фронте? Запишите цифры, под которыми они указа­ны.

1) у оз. Нарочь
2) на р. Марне
3) под Верденом
4) под Лодзью
5) на р. Сомме

14. Какие три из названных понятий, терминов появились в годы Первой мировой войны? Запишите цифры, под кото­рыми они указаны.

1) государственное регулирование экономики
2) карточная система
3) пацифизм
4) черный рынок
5) эмиграция

15. Какие три из названных имен принадлежат известным военачальникам Первой мировой войны? Запишите циф­ры, под которыми они указаны.

1) О. Бисмарк
2) А.Ф. Петен
3) П. Гинденбург
4) А.А. Брусилов
5) М.Д. Скобелев

16. Что из названного относится к результатам Первой миро­вой войны? Укажите три верных положения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) победа Германии и ее союзников
2) раздел Европы на сферы влияния
3) выход России из войны
4) победа государств Антанты
5) подъем освободительной борьбы народов

17. Установите соответствие между именами исторических лиц, занимавшихся одним видом деятельности, являвших­ся коллегами.

А) Вильгельм II
Б) Ф. Фош
В) Р. Пуанкаре

1) Д. Ллойд Джордж
2) Франц Иосиф
3) В. Либкнехт
4) П. Гинденбург

18. Установите соответствие между историческими событиями и названиями государств, являвшихся их основными уча­стниками.

А) кризис после покушения в Сараево
Б) подписание Брестского мира
В) подписание Компьенского перемирия

Государства

1) Германия, Франция
2) Великобритания, Италия
3) Австро-Венгрия, Сербия
4) Россия, Германия

19. Прочитайте отрывок из воспоминаний известного в начале ХХ века российского дипломата С.Д. Сазонова и ответьте на вопросы.

«Объявление войны Сербии, последовавшее через сорок восемь часов после вручения в Белграде ультиматума, делало продолжение каких-либо переговоров чрезвычайно затрудни­тельным. Краткость назначенного в Вене срока имела в виду именно эту цель.
Тем не менее, я продолжал употреблять все усилия, чтобы не дать им сорваться. В этом направлении мне оказывали энергическую поддержку наши союзники и друзья. На по­мощь французского правительства я мог вполне рассчиты­вать, зная миролюбивые течения, которые бессменно преоб­ладали в Париже с самого начала Балканских войн. Но мне было еще важнее добиться, без всякого промедления, откры­того заявления Великобританского правительства о его соли­дарности с Россией и Францией в Австро-Сербском столкно­вении. С первой же минуты мне было ясно, что, хотя удар и был направлен из Вены, надо было действовать на Берлин, чтобы предотвратить страшную опасность, угрожавшую миру Европы».

1) Когда и в связи с чем происходили события, о которых пишет автор воспоминаний?

2) Используя информацию источника и знания по курсу, объясните, какое отношение к описываемому конфликту имели Россия и другие европейские государства.

3) Чем завершились описываемые события?

20. Прочитайте отрывок из воспоминаний Р. Пуанкаре и ответьте на вопросы.

«В 5 часов начался потрясающий грохот орудий, и тяжелые снаряды стали глухо рваться над __________ и над многими деревнями, которые раньше редко или даже вовсе не об­стреливались. Ноздри людей, ближе находившихся к фронту, втянули запах какой-то адской эссенции. Те, которые были ближе к северным окопам впереди __________ , увидели два странных призрака из зеленовато-желтого тумана, медленно ползущих и постепенно расплывающихся, пока не слились в один, а затем, двигаясь дальше, не растворились в синевато-­белое облако.
Облако это висело над фронтом двух французских диви­зий (алжирской и территориальной), примыкавших к британ­ским частям и удерживавших левый сектор. Вскоре офицеры за фронтом британских войск и вблизи мостов через канал были потрясены, увидев поток бежавших в панике людей, стремившихся в тыл. Африканцы, соседи британцев, кашля­ли и показывали во время бега на горло; вперемежку с ними неслись обозные и повозки. Орудия французов пока еще стре­ляли, но к 7 часам вечера и они внезапно и зловеще замолкли.
Беглецы оставили за собой на фронте прорыв шириной более 4 миль, заполненный лишь мертвыми или полумертвы­ми, которые, задыхаясь, агонизировали, отравленные хлори­стым ядом. Обе французские дивизии почти полностью пере­стали существовать».

1) О каких событиях идет речь, где они происходили? Впи­шите пропущенное название реки.

2) В чем заключалось военное значение этих событий?

21. Прочитайте отрывок из рассказа владельца фабрики в английском городе Бирмингеме (1917 г.) и ответьте на во­просы.

«Типичные случаи, которые я лично наблюдал, показы­вают, что женщины предпочитают фабричную жизнь. Им нравятся свобода, дух независимости, поощряемый впервые обретенной способностью зарабатывать, общественная жизнь. Они говорят, что их дети имеют лучшие условия, чем рань­ше, лучше обеспечены питанием, жильем, одеждой».

1) Привлекая знания из курса истории, объясните, при ка­ких обстоятельствах женщины, о которых идет речь, приходили на фабричное производство.

2) Что являлось «оборотной стороной» активного вовлечения женщин в работу на промышленных предприятиях в рас­сматриваемое время?

Ответы на тест по всеобщей истории Первая мировая война
1-1, 2-3, 3-4, 4-3, 5-3142, 6-4, 7-1, 8-2, 9-1, 10-3, 11-1, 12-23, 13-235,
14-124, 15-234, 16-345, 17-241, 18-341
19 задание
1) Речь идет о событиях лета 1914 г. После убийства сербом Г. Принципом наследника австрийского престола Франца Фердинанда Австрия предъявила Сербии ультиматум, а затем объявила войну.
2) Россия, выступая в защиту Сербии, стремилась урегулировать конфликт мирным путем. Великобритания и Франция, о которых упоминает Сазонов, являлись союзниками России по Антанте. А Германия входила вместе с Австро­Венгрией в другой блок — Тройственный союз.
3)Описываемые события привели к началу Первой мировой войны (Австро­-Венгрия объявила войну Сербии и затем России, а Германия — России и Франции).
20 задание
1) Речь идет о первом применении немцами на Западном фронте отрав­ляющего газа. По названию реки Ипр, где произошло это событие, он стал из­вестен как иприт.
2) Военное значение события — использование нового вида оружия — хи­мических снарядов.
21 задание
1) Женщины пришли в качестве работниц на фабрики и заводы в годы Первой мировой войны, заменяя ушедших на фронт мужчин.
2) К негативным последствиям можно отнести то, что на военном произ­водстве женщины выполняли тяжелую, непосильную для них работу, разру­шавшую их здоровье.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

Первая мировая война (1914-1918)

2-ВАРИАНТ

    В каком городе было совершено покушение на австрийского эрцгерцога Франца-Фердинанда:

А) в Белграде В) в Сараево

Б) в Кракове г) в Вене

2. В чем состояла суть плана войны в Европе, разработанного начальником генштаба Германии фон Шлиффеном:

А) основной удар наносится по Франции, после её разгрома – по России

Б) разгромив Россию, пока она не успела отмобилизовать силы, германия побеждает Францию

В) главный удар наносится на море, по флоту и коммуникациям Великобритании

Г) Германия нанесет одновременные удары по всем своим крупным противникам – Великобритании, Франции и России

3. Что послужило поводом для объявления Германией войны России:

А) объявление Россией войны Австро-Венгрии

Б) отказ России от прекращений мобилизации

В) заявление России о солидарности с Сербией

Г) Россия начала военные действия против Германии

4. Поводом для вступления Великобритании в войну было:

А) бомбардировка Белграда артиллерией Австро-Венгрии

Б) вторжение войск Германии на территорию нейтральной Бельгии

В) объявление Германией войны России

Г) вступление в войну Японии

5 . Почему затягивание войны было не выгодно для Германии:

А) по людским ресурсам и экономическому потенциалу Германия и её союзники уступали странам Антанты

Б) лидеры Германии опасались, что в Европу прибудут войска Японии, которая в 1914 г. объявила войну Германии

В) германские военные опасались, что тяготы военного времени вызовут в Германию революцию

6. Что из перечисленного не имело отношения к углублению кризиса в воюющих странах в 1916-1917 гг.:

А) нехватка продовольствия и переход к его распределению по карточкам

Б) рост забастовочного движения, выдвижение политических требований профсоюзами, участившиеся кризисы политического и военного руководства

В) рост потребностей фронта в оружии, боеприпасах, продовольствии

Г) привлечение к работе на заводах женщин и детей

7. Какая из приведенных оценок роли Восточного фронта в первой мировой войне представляется вам правильной:

А) Россия была обузой для союзников, получала от них оружие и боеприпасы, не ведя серьезных боевых действий

Б) Восточный фронт сыграл крайне ограниченную роль в первой мировой войне
В) решительный действия русских войск в 1914 и 1916 гг. помогли Франции избежать поражения

Г) действия России в 1-й мировой войне не носили масштабного характера

8. В какой европейской стране в условиях войны произошло первое вооруженное восстание под лозунгами национального и социального освобождения:
А) в Австро-Венгрии В) в Ирландии
Б) в России Г) в Германии

9. Что пробудило США в 1917 г. вступить в войну в Европе:

А) США превратились в крупнейшего кредитора стран Антанты и не могли допустить поражения своих должников

Б) США были заинтересованы в захвате германских колоний

В) США считали, что Германия нарушает «доктрину Монро» и угрожает Латинской Америке

Г) США считали, что Германия угрожает планам американцев в Тихоокеанском регионе

10. Какие три из названных понятий, терминов появились в годы Первой мировой войны? Запишите цифры, под которыми они указаны.

    государственное регулирование экономики

    карточная система

    пацифизм

    черный рынок

    эмиграция

11. Что входило в условия перемирия между Германией и странами Антанты:

А) оккупация Германии войсками союзников и создание временной союзной администрации на ее территории

Б) отвод войск Германии со всех оккупированных территорий, передачу союзниками всех запасов тяжелого вооружения

В) роспуск германской армии, затопление ее военно-морского флота

Г) раздел территории Германии между странами-победительницами

12. Укажите лишнее название в ряду.

    Ватерлоо

    Верден

    Компьен

    Марна

13. Определите цели основных стран-участниц первой мировой войны:

А) Россия 1. Завоевание гегемонии в Европе, передел колоний

Б) Франция 2. Помощь Сербии, ослабление Германии, захват черноморских проливов

В) Англия 3. Защита от нападения Германии, возврат Эльзаса и Лотарингии

Г) Австро-Венгрия 4. Ослабление Германии, захват её колоний

Д) Германия 5. Уничтожение ядра сильного славянского государства на Балканах, ослабление России

14. Распределите по группам даты и события первой мировой войны:

А) сентябрь 1914 1. Сражение у Камбрэ

Б) апрель 1915 2. Брусиловский прорыв

В) март 1916 3. Битва на Марне

Г) июнь-август 1916 4. Применение немцами отравляющих веществ у города Ипра

Д) октябрь-ноябрь 1917 5. Сражение под Верденом

15. Что из названного относится к результатам Первой мировой войны? Укажите три верных положения. Запишите цифры, под которыми они указаны, в строку ответов.

    победа Германии и ее союзников

    раздел Европы на сферы влияния

    выход России из войны

    победа государств Антанты

    подъем освободительной борьбы народов

16. Расположите события в хронологическом порядке.

    сражение под Верденом

    подписание Компьенского перемирия

    покушение в Сараево

    выход России из мировой войны

17. Компьенское перемирие, завершившее боевые действия на фронтах Первой мировой войны, было подписано в

    1916 г.

    1917 г.

    1918 г.

    1919 г.

18. Прочитайте отрывок из воспоминаний известного в начале XX века российского дипломата С.Д. Сазонова и ответьте на вопросы.

«Объявление войны Сербии, последовавшее через сорок восемь часов после вручения в Белграде ультиматума, делало продолжение каких-либо переговоров чрезвычайно затруднительным. Краткость назначенного в Вене срока имела в виду именно эту цель.

Тем не менее, я продолжал употреблять все усилия, чтобы не дать им сорваться. В этом направлении мне оказывали энергическую поддержку наши союзники и друзья. На помощь французского правительства я мог вполне рассчитывать, зная миролюбивые течения, которые бессменно преобладали в Париже с самого начала Балканских войн. Но мне было еще важнее добиться, без всякого промедления, открытого заявления Великобританского правительства о его солидарности с Россией и Францией в Австро-Сербском столкновении. С первой же минуты мне было ясно, что, хотя удар и был направлен из Вены, надо было действовать на Берлин, чтобы предотвратить страшную опасность, угрожавшую миру Европы».

1) Когда и в связи с чем происходили события, о которых пишет автор воспоминаний?

2) Используя информацию источника и знания по курсу, объясните, какое отношение к описываемому конфликту имели Россия и другие европейские государства

3) Чем завершились описываемые события?

Российская Академия Наук Институт Российской истории

Россия 1913 год

Статистико-документальный справочник

Санкт-Петербург 1995

Редакторы-составители :

доктор исторических наук А. М. АНФИМОВ

доктор исторических наук А. П. КОРЕЛИН

Ответственный редактор

А. П. КОРЕЛИН

Художник

Н. С. КАШТАНОВА

Технический редактор

З. М. АРХИПОВА

Компьютерный набор

Л. Л. ПОДЪЯЧЕВА

Компьютерная верстка

Н. В. МИТРОФАНОВА

Корректор

Е. Э. ЕПИФАНОВА

Издание осуществлено при участии Народно-Трудового Союза Российских солидаристов.

Издательство «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ» выражает глубокую признательность Ростиславу Борисовичу ЕВДОКИМОВУ, без помощи и поддержки которого это издание вряд ли увидело бы свет.

© Институт Российской истории, РАН, 1995.

© Издательство «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 1995.

ISBN 5-86789-013-9

I. ТЕРРИТОРИЯ И НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ

II. ЭКОНОМИКА

V. ФИНАНСЫ. КРЕДИТ. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

VI. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

VII. КООПЕРАЦИЯ

VIII. ТОРГОВЛЯ

XI. СОЦИАЛЬНАЯ СТУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ

X. ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

XI. ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ (армия и флот)

XII. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ (потребление, заработная плата, цены)

XIII. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

XIV. ПРОСВЕЩЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. ПЕЧАТЬ

XV. РОССИЙСКИЕ ГОРОДА В 1910 г.: хозяйство и благоустройство (по переписи 1910 г.)

XVI. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗРЕНИЕ

XVII. СТАТИСТИКА ПРЕСТУПНОСТИ

XVIII. МАССОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Введение

Предвоенное пятилетие - особая веха в истории дореволюционной России. Казалось бы, еще сравнительно недавно, воспевая успехи социалистического строительства в нашей стране, журналисты, писатели да и ученые в поисках достойного и наиболее показательного критерия достижений социализма непременно обращались к цифровым показателям 1913 года - последнего года в преддверии первой мировой войны, ставшего кульминацией, высшим рубежом в многовековой истории Российской империи. Предполагалось, что такое сравнение наполнит читателя гордостью за достижения «первой страны победившего социализма»: по всем важнейшим показателям оно должно было оказаться не в пользу царской России.

Исследователи, находившиеся под давлением идеологического пресса, оказывались перед неразрешимой дилеммой: с одной стороны, обязанные доказывать готовность России к построению социализма, они в чем-то склонны были завышать уровень развития страны; с другой стороны, показывая преимущества нового строя перед капитализмом, преуменьшать успехи предреволюционного периода. Все это обусловило, по крайней мере, «вольное обращение» с источником.

Сегодня ситуация парадоксальным образом повторяется. Оказавшись перед лицом кризиса, остро ощутив дефицит во всех сферах нашей жизни, мы вновь обращаемся к тому же самому 1913 году, стремясь более четко представить и осмыслить наши исходные рубежи. При этом нередко часть искателей «новой истины», обращаясь к анализу прошлого и рассматривая российские достижения того времени через призму доказательств упущенных возможностей эволюционного пути развития страны, альтернативного революционным потрясениям 1917 года, склонна абсолютизировать эти успехи. Документальная база фактически не пополнилась за счет каких-либо новых открытий. Заключения же и выводы, сделанные на ее основе, теперь порой кардинально расходятся как с прежними общими представлениями об уровне социально-экономического развития предреволюционной России, так и между современными авторскими трактовками. И чаще всего дело здесь не в применении новых методов работы с источниками (например, математического анализа и обработки массовых данных с использованием ЭВМ). Если исключить попытки искусственного жонглирования цифровыми показателями, обусловленные сознательной тенденциозностью их подбора и интерпретации в угоду тем или иным предвзятым соображениям, то, видимо, немалая часть фактических ошибок, которые, к сожалению, нередко наличествуют в нашей литературе по этому вопросу, особенно в публицистике, обусловливается как неоднозначностью и противоречивостью процесса социально-экономического и политического развития предреволюционной России, так и сложностью и трудоемкостью работы с источниковой базой по интересующим нас проблемам.

Действительно, предвоенное пятилетие - время наивысшего, последнего взлета дореволюционной России, затронувшего все важнейшие стороны жизни страны. Демографическая ситуация в империи была вполне благоприятна, хотя средний ежегодный прирост населения несколько сокращался (в 1897-1901 гг. он составлял 1,7%, в 1902-1906 гг. - 1,68%, в 1907-1911 гг. - 1,65%), что, впрочем, характерно для всех урбанизирующихся стран. В связи с быстрым ростом городов удельный вес горожан заметно увеличивался, составив, однако, к кануну войны всего около 15% населения. Высокими темпами шло развитие промышленности. Преодолев последствия тяжелого экономического кризиса 1900-1903 гг. и последовавшую за ним депрессию, она за годы предвоенного экономического подъема (1909-1913 гг.) почти в 1,5 раза увеличила объем производства. Причем, отражая продолжавшийся процесс индустриализации страны, тяжелая промышленность по темпам роста заметно превосходила легкую (174,5% против 137,7%). По общему объему промышленного производства Россия занимала 5-6-е место в мире, почти сравнявшись с Францией и превзойдя ее по ряду важнейших показателей тяжелой промышленности.

Заметно выросло производство сельскохозяйственной продукции, прежде всего зерновых и картофеля, а также ряда технических культур: хлопка, сахарной свеклы, табака. Достигнуто это было, в основном, за счет увеличения площади обрабатываемых земель на окраинах империи - Сибири, Средней Азии, но в какой-то мере и за счет повышения урожайности, более широкого использования машин, усовершенствованных орудий, удобрений и т.д. Увеличилось в абсолютном выражении поголовье скота, хотя показатели на душу населения продолжали устойчиво сокращаться. Продолжалось формирование современной инфраструктуры - путей сообщения, средств связи, кредитной системы. Русский рубль считался одной из твердых конвертируемых валют, его золотое обеспечение было одним из самых прочных в Европе.

Наконец, в сфере культуры правительство прилагало большие усилия к преодолению тяжелого недуга российского общества - низкого уровня грамотности: расходы по министерству народного просвещения возросли с 1900 года почти в 5 раз, составив в 1913 году 14,6% бюджетных расходов.

Темпы экономического и культурного развития страны, структурные изменения в народном хозяйстве казались столь впечатляющими, что председатель синдикальной палаты парижских биржевых маклеров М. Вернайль, приезжавший летом 1913 года в Петербург для выяснения условий предоставления России очередного займа, предсказывал неизбежный, как ему казалось, в течение ближайших 30 лет громадный подъем российской промышленности, который можно будет сравнивать с колоссальными сдвигами в экономике США в последней трети XIX века. С ним фактически солидаризировался французский экономический обозреватель Э. Тэри, также знакомившийся по заданию своего правительства с состоянием российской экономики. Его заключение, сделанное в книге «Россия в 1914 году. Экономический обзор», гласило: «... Экономическое и финансовое положение России в настоящий момент превосходно, ... от правительства зависит сделать его еще лучше». Более того, он предупреждал: «Если у большинства европейских народов дела пойдут таким же образом между 1912 и 1950 годами, как они шли между 1900 и 1912, то к середине настоящего столетия Россия будет доминировать в Европе как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении». Профессор Берлинской сельскохозяйственной академии Аухаген, обследовавший в 1912 - 1913 годах ряд губерний центральной России на предмет изучения хода аграрной реформы, завершал свой анализ так: «Я заканчиваю изложение своего мнения о вероятном успехе предпринятого правительством дела, соглашаясь с мнением выдающегося сельского хозяина, уроженца Швейцарии, управляющего около 40 лет одним из крупнейших имений России в Харьковской губернии, о том, что «еще 25 лет мира и 25 лет землеустройства - тогда Россия сделается другой страной».

Предсказания и прогнозы эти сбылись лишь отчасти и совсем не тем путем и не в том виде, как предполагали цитированные выше авторы. История не отвела России необходимых лет спокойствия и мира - внутреннего и внешнего. И тому много причин - экономических, социальных, политических, что должно являться предметом специального изучения. Важно при этом правильно оценить как общие тенденции развития страны в начале XX века и особенно в предвоенное пятилетие, так и конкретные параметры уровня этого развития в важнейших сферах жизни российского общества. Сделать это весьма непросто и прежде всего - по причине отсутствия компактной и доступной источниковой базы.

Российская статистика - одна из наиболее полных в мире - в целом достаточно адекватно отражает основные тенденции экономической, социально-политической и культурной жизни общества. Однако при этом следует иметь в виду, что статистические данные собирались различными ведомствами: прежде всего, Центральным Статистическим Комитетом Министерства внутренних дел, статистическими службами других министерств, органами местного самоуправления (земствами, городскими думами), научными и общественными организациями и т.д. Методика и техника сбора сведений, а также территориальные рамки обследований порой существенно варьировались. По этой причине в статистических публикациях порой приводятся различные цифровые показатели, касающиеся иногда одних и тех же аспектов жизни общества, что требует особого внимания исследователей к оценке достоверности и полноты используемых источников. Именно эти обстоятельства, видимо, в немалой степени объясняют фактические неточности и ошибки, имеющие место в некоторых современных публикациях, затрагивающих те или иные важные проблемы истории предреволюционной России, в том числе и по самым актуальным и дискуссионным вопросам, касающимся современности.

Э.В.: Бочка ледянной воды на головы тех,кто рассказывает сказочки про Россию 1913 г.,которую,мол,мы потеряли...Супертекст...

Тут на днях, в твшоу "Время покажет", у накалённого антисоветчика и антилениниста Пети Толстого, "просвещённая" либеральная общественность нам рассказывала, в очередной раз, свой розовый миф о России 1913-года которую мы потеряли. Очень кстати пришёлся материал А.Брусилова, как раз в конкретных цифрах и по пунктам, описывающий тот "неимоверный прорыв" 1913 года в промышленности, в социальной сфере:

Царская Россия в цифрах

Я давно интересуюсь историей. Поэтому вынужден критиковать некоторых авторов, вещающих о процветающей и изобильной России до 1917 г. Увы, факты говорят обратное.

Промышленность


Прежде всего Россия даже по объемам промышленного производства отставала от США , Англии, Германии и Франции. Доля ее в совокупном промышленном производстве пяти вышеперечисленных держав составляла всего 4,2%. В общемировом производстве в 1913 г. доля России составляла 1,72%, доля США - 20, Англии - 18, Германии - 9, Франции - 7,2% (это все страны, имеющие население в 2-3 раза меньше, чем Россия). И это при том, что в России в 1913 г. был рекордный (80 млн.т.) урожай зерновых. По размерам валового национального продукта на душу населения Россия уступала США - в 9,5 раза, Англии - в 4,5, Канаде - в 4, Германии - в 3,5, Франции, Бельгии, Голландии, Австралии, Новой Зеландии, Испании - в 3 раза, Австро-Венгрии - в 2 раза.

Россия не то что "рванула", а продолжала отставать - в 1913 г. ее ВНП соотносился с ВНП Германии как 3,3 к 10, в то время как в 1850 г. соотношение равнялось 4 к 10.

Объемы промышленного производства в 1913 г.:

Общие, млрд .руб На душу населения, руб.

США 38,13 397,19

Великобритания 15,5 336,96

Германия 12,4 182,35

Франция 10,54 263,5

Россия 7,75 44,29

На 24472 заводах имелось всего 24140 злектрических, паровых, дизельных двигателей (со средней мощностью 60 л.с.). То есть даже не всякий завод имел хотя бы один двигатель . Вот вам и "передовые технологий". По энерговооруженности и механовооруженности Россия отставала от США в 10 раз, от Англии - в 5, от Германии, Бельгии, Новой Зеландии в 4 раза. Добавим сюда же еще один интересный факт: в 1913 г. в США имелось 3,035 млн. абонентов телефонной сети, в Германии 797 тыс., в Англии 536,5 тыс., во Франции - 185 тыс., в Австро-Венгрии - 110 тыс., в Швеции - 102 тыс., в Дании - 98 тыс., а вот в России - 97 тысяч абонентов. И это при российских-то расстояниях...

В 1913 г. Россия импортировала из других стран более 1 млн . т. стали и 8,7 млн. т. каменного угля.

Приведем еще несколько цифр. В 1913 г. США выплавили 25 млн. т. стали, Россия - 4,2 млн. т., за 5 лет в США выплавка стали возросла на 5 млн. т.,- в России на 1,7 млн. тонн (в среднем на 1 млн., и 0,34 млн. т. в год). 1% прироста выплавки стали тянул в США на 200 тыс. т., в России всего на 25 тыс. т. - в 8 раз меньше.

Уровень производительности труда в промышленности в России был меньше чем: в США - в 9 раз; в Англии - в 5 раз; в Германии - в 4 раза.

В 1909-1914 гг. англичане наклепали 64 крупных надводных корабля, немцы - 47, французы - 24, итальянцы - 16, Россия с потугами достроила и вновь создала 10 надводных кораблей класса линкор-крейсер. И это при всем том, что в России военные расходы в 1908-1913гг. составляли 32 - 33% от общей суммы госбюджета.

Эффективность экономики


Возьмем теперь госбюджет. Сколько проклятий было обрушено на головы большевиков и КПСС за "пьяные" бюджеты, начиная с середины 70-х годов. Но что мы видели в царской России? Вот "Статистические Ежегодники России" (под редакцией директора Центрального статистического Комитета МВД Н.Н.Белявсгого) за 1908-1913гг., ежегодники мировой статистики С.Запа "Социально-политические таблицы всех стран мира" издательства "Сотрудничество" Москва.

Итак, 1908-1913 гг. общие суммы доходов, поступивших в бюджет, составили: 14987 млн. руб., в том числе доходы от водочной монополии: 3993 млн. руб. (26,64%), прямые налоги: 1115 млн. руб. (7,44%), косвенные налоги: 3111 млн. руб. (20,76%), пошлины: 943 млн. руб. (6, 29%)

Западу нечего было бояться "рванувшей" вперед России. Чем эффективнее работала экономика России, тем больше дохода получали банки западных стран. В 1887-1913 гг. Запад инвестировал в Россию 1783 млн. золотых рублей. За этот же период из России было вывезено чистого дохода - 2326 млн. золотых рублей (превышение за 26 лет доходов над инвестициями - на 513 млн. золотых рублей). Ежегодно переводилось за границу выплат по процентам и погашениям займов " до 500 млн. золотых рублей (в современных ценах это 15 млрд. долл.).

Недешева была и жизнь в России. Так семья рабочего из 4-х человек в Санкт-Петербурге расходовала около 750 руб. в год. При этом расходы на питание составляли до 100% оплаты труда главы семьи из 4-х человек, а трудились, как правило, все, включая детей. Из оставшейся суммы до 45% шло на оплату жилья, до 25% - на одежду и обувь.

Для сравнения: у германского рабочего оплата питания семьи отнимала 20-25% зарплаты (одного взрослого), у английского - 40%.

Подводя итоги промышленного развития России в 1908-1914 гг., надо указать еще и на такой факт: в 1893-1900 гг. среднегодовой прирост промышленной продукции составлял 9%, а в 1908-1913гг. - 8,8%.

Параллельно с ростом промышленного производства шел процесс роста цен. В 1908-1913 гг. цены на потребительские товары возросли на 24%, зарплата же по России возросла в среднем на 34 руб. (на 14,52%), таким образом мы видим, что реальные доходы рабочих не возросли, а упали. Цены (оптовые) на пшеницу в 1901-1912 гг. возросли на 44%; на рожь - на 63,63% на свинину - на 55,86%. Естественно, что не менее чем оптовые, возросли и цены на продукцию хлебобулочной промышленности и на мясо в розничной торговле. В итоге в 1913 г. реальные доходы трудящихся в России составляли 90% от уровня 1900 г.

Народное здоровье


Не все благополучно было и в сфере образования и здравоохранения.

По данным статистики в 1913 голу в России более 12 млн. человек (7,26% населения) были поражены эпидемиями холеры, дифтерии, сибирской язвы, чесотки. Еще 9 млн. человек страдали малярией, трахомой, коклюшем и т.д. Всего хронических больных заразными болезнями имелось 21877869 человек (13,2% населения страны).

На 10000 человек населения в России имелось 1,6 врача, 1,7 фельдшера, 1,7 акушера и повивальной бабки. В сельской местности 1 врач приходился на 26 тыс. человек.

В США врачей на 10000 человек населения было в 4 раза больше, в Германии - в 2,7, в Англии - а 3,5, в Дании, Швеции, Бельгии, Голландии - в 3,2 раза больше.

Из каждой 1000 новорожденных в возрасте до 1 года в России умирало 263 ребенка. Для сравнения: в Швеции умирало 70 детей до 1 года на каждую 1000 родившихся, Англии - 108, в США и Франции - 112-115,. в Италии - 138, в Германии - 151. Т.е. Россия превосходила по детской смертности страны Европы и США в 1,74 - 3,76 раза.

В России 1913 г. число учащихся во всех видах учебных заведений (включая духовные и военные) составляло 9,7 млн. человек (60,6 человека на 1000 жителей). 70% детей и подростков были лишены возможности учиться. В России, по данным "Статистического Ежегодника России", среди населения старше 9-ти лет (возраст поступления на учебу) грамотных было 27% (без учета Закавказья и Средней Азии). Для сравнения: в США даже среди негритянского населения грамотность достигала 56%. В США в 1913 г. насчитывалось 18,3 млн. учащихся (190,6 учащихся на 1000 жителей).

Для сравнения с Россией, имевшей 227-228 человек грамотных на 1000 населения (без учета детей дошкольного возраста) Бельгия имела 998 грамотных на 1000 населения, Германия - 980, Англия - 816, Франция - 930, Австралия - 816, Австрия - 644, Венгрия - 524, Аргентина - 495, Италия - 440, Португалия - 214 человек.

Даже внутри России было неравенство: в Финляндии грамотных было 988 на 1000 человек населения (без детей дошкольного возраста), в Польше - 305, на Кавказе - 124, в Средней Азии - 53 человека. Великороссия, Малороссия, Белоруссия, Сибирь - 268 человек.

В российских ВУЗах в 1913 г. обучалось 127423 человек, в США - 258000 (в два раза больше, чем в России). В США имелось несколько десятков ВУЗов уровня университета, в Англии - 18 университетов, в Германии - 22, во Франции - 14, в России - 8 университетов. На 1 университет в России приходилось около 20 млн. жителей, в Англии - 2,5 млн., во Франции - 2,8 млн., в Германии - 3 млн. жителей. В Россий на 1000 человек населения было 1,7 учителя, в США - 5,45 учителя - в 3 с лишним раза больше. Благодаря известному циркуляру министра просвещения Делянова (во время царствования Александра III) "0 кухаркиных детях", был перекрыт доступ к образованию лицам из сословий крестьян и мещан. И хотя в 1911-1914 гг., циркуляр фактически не действовал, тем не менее из 119000 человек, обучавшихся в гимназиях, выходцы из крестьянских семей составляли 18000 человек (15,12%). Во всех же учебных заведениях министерства просвещения (включая профессиональные, коммерческие и т.д.) крестьяне составляли около 15% учащихся (и это в стране, где 80% населения было крестьянским!!!). В кадетские корпуса, военные училища выходцы из крестьянских семей вообще не допускались.

Сельское хозяйство


Теперь рассмотрим то, чем гордятся многие апологеты царской России - сельское хозяйство. "Россия была сытая и изобильная! " провозглашают они. К сожалению, вынужден констатировать, что это не так. В ХIХ в. Россия пережила 40 голодовок. В ХХ в. голодными были 1901/02 гг., 1905; 1906; 1907; 1908 г.; 1911/12 гг. В 1901-1902 годах голодали 49 губерний, в 1905; 1906; 1907;1908 гг. голодало от 19 до 29 губерний, в 1911-1912 гг. за 2 года голод охватил 60 губерний. На грани смерти находилось 30 млн. человек. По различным оценкам в 1901-1912 гг. от голода и его последствий погибло около 8 млн. человек. Царское же правительство было более всего озабочено тем, как бы скрыть масштабы голодовок. В печати цензура запрещала употреблять слово голод, заменяя его словом "недород".

Если при Александре II во время крупнейшего голода 1871 г., для оказания помощи голодающим были активно привлечены земства, Красный Крест и другие организации, то Николай II резко урезал права земств по борьбе с голодом, а в 1911 и 1912 годах полностью запретил участие земств, Красного Креста и благотворительных организаций в оказании помощи голодающим.


Получение голодающими помощи ("голодная ссуда") было также сопряжено со сложностями. "Голодная ссуда" составляла 1 пуд муки в месяц на взрослого и 1/2 пуда муки на ребенка. При этом "голодную ссуду" не имели права получать взрослые в возрасте от 18 до 55 лет (мол, нечего тунеядцев подкармливать, сами выкрутятся), Исключались из получателей "голодной ссуды" бесхозяйные крестьяне (а таких по России было 3,5 млн. семей, это как правило были батраки)) вдовы и сироты, которых должно было кормить сельское общество "из излишков помощи". Каково! Самые беззащитные слои общества обрекались на голодную смерть. Откуда у голодающего села "излишки"?

Более того, полученную "голодную ссуду" впоследствии приходилось возвращать. В 1911 г. с голодающей Самарской губернии взыскали свыше 20 млн. руб. недоимок за "голодные ссуды" предыдущих лет. Скольких людей в 1911-1912 гг. убили "голодные ссуды", полученные в 1901-1902 гг. 1905, 1906, 1907, 1908 гг....

И, несмотря на голод, из России в Европу потоком шло зерно. Лозунг царского министра финансов Вышнегородского - "недоедим сами, но вывезем" - претворялся в жизнь.

Не являлась Россия и лидером в мировом сельскохозяйственном производстве. Громадные просторы России позволяли ей производить большое количество зерна, но уровень агрокультуры, урожайность и продуктивность были низкими. В 1913 г. получив рекордный урожай зерновых - 80 млн. т. - Россия на душу населения имела порядка 471 кг зерна. Англия, Франция, Германия имели около 430-440 кг, США - свыше 1000 кг, Канада - около 800 кг, Аргентина 1200 кг. Откуда берутся утверждения, что Россия производила зерна больше, чем другие страны вместе взятые? Ведь США произвели 96 млн. тонн зерновых - больше чем Россия. Если взять общее производство с/х продукции, то оно имело следующий вид (в руб).

сельскохозяйственное производство, млрд.руб. на душу населения, руб.

США 15, 162 157, 83

Германия 7,727 113, 63

Великобритания 4,262 92,22

Франция 7,727 193,18

Россия 10 57, 06

Если в общих объемах производства Россия стояла на 2-м месте после США, то производство на душу населения ставило ее на 5 место. Если же брать и другие европейские страны, Австралию, Канаду, то Россия отбрасывалась во 2-ю десятку и даже ниже. Необходимо обратить внимание на цифры, характеризующие производство зерна на душу населения. Англия, Франция, Германия, производя зерна менее 500 кг на душу населения, являлись его импортерами США, Канада, Аргентина, производя 800-1200 кг зерна на душу населения его экспортировали. И лишь Россия, производя менее 500 кг (норма самообеспечения производственным зерном) зерна на душу населения, вывозила его. Т.е. экспорт шел за счет обречения части населения на недоедание и голод. Даже царские офицеры и генералы свидетельствовали, что 40% призывников в начале ХХ в. впервые в жизни ели мясо в армии.

Низким был уровень технического оснащения сельского хозяйства. Более 52% крестьянских хозяйств не имели плугов, обрабатывая землю сохами и косулями. В 1913 г. в России имелось лишь 152 трактора (в США, Германии, Франции, Бельгии, Голландии, Дании счет тракторам шел на тысячи и десятки тысяч). 80% сельскохозяйственных работ производилось вручную (хотя в 1908-1913 г. парк с/х машин значительно вырос).

Из-за хронического безземелья ежегодно до 2-х млн. крестьян из центральных нечерноземных губерний вынуждены были в летние месяцы уходить на заработки в южные губернии, нанимаясь батраками к кулакам и помещикам.

В России продолжался хронический кризис животноводства. Так число рабочих лошадей в сельском хозяйстве на 100 человек сельского населения упало с 38 в 1870 г., до 30 в 1911 г. На 100 человек населения количество скота (крупного рогатого и свиней) сократилось с 67 голов в 1896-1898 гг. до 65 голов в 1899-1901 гг. и до 55 голов в 1911-1913 гг.

В 1914 г. в России на 1000 жителей приходилось 293 головы крупного рогатого скота, в США - 622, в Дании - 888 голов.

Продуктивность дойной коровы в 1913 г. составляла: в России - 28 руб., в США - 94, (1:3,36), в Швейцарии 150 руб. (1:5,36). Уступала Россия и в продуктивности производства зерновых с одного гектара (десятины).

Так урожайность в 1913 г. с десятины составляла,

пудов: пшеница рожь

Россия 55 56

Австрия 89 92

Германия 157 127

Бельгия 168 147

Наука и инженерия


И вновь вернусь к промышленности. Вспомните, на каких самолетах блистали Уточкин и Нестеров? "Ньюпор", "Фарман", "Бристоль-Бульдог", "Сопвич", "Фоккер". Англия, Франция, Бельгия.., но только не Россия. За 1914-1917 гг. было собрано всего 94 "Ильи Муромца" и то двигатели и приборы были импортные.

А автомобили? "Форд", "Мерседес-Бенц", "Фиат", "Рено", "Пежо". А где русские фирмы, производящие автомобили полностью (от сырья до готового изделия) -их нет.

На русских эсминцах, крейсерах и линкорах стояли немецкие и шведские турбины, английские гирокомпаса и дальномеры.

Я столь подробно разбираю отставания России не с целью посмаковать их. Нет. Я не менее многих горжусь Д.И.Менделеевым, К.Э.Циолковским, многими другими талантливыми учеными и инженерами. Я помню, что первые дизели и теплоходы были созданы в Коломне, я помню, что эсминцы типа "Новик" и русские паровозы считались эталонными, я помню, что Россия - родина радио, но, к сожалению, это были лишь лучики света в общей безрадостной картине.

Вспомним, что Менделеев и Сеченов (гордость России!!!) были забаллотированы в академии наук (вот если бы они были немцами...), изобретатель радиосвязи Попов так и остался скромным преподавателем в военно-морской школе.

Все это анализируется для того, чтобы не дать создать новую мифологию, ибо любой миф, в конце концов, оборачивается против себя самого, что мы видели на примере КПСС, когда Суслов, Яковлев и т.д. и т.п. изолгались сначала в одну сторону, а затем в другую.

Нравственность


Ведь Россия отнюдь не была тихой и богобоязненной страной высокой христианской морали и законности (сразу же после Февральской революции в 1917 г., когда Временное правительство отменило обязательное посещение молебнов, в русской армии, состоявшей в основном из крестьян, 70% солдат перестали посещать церковь).

В Санкт-Петербурге в 1913 г. число высших учебных заведений равнялось числу официально зарегистрированных публичных домов.

Вспомним великого князя Алексея Александровича, разворовавшего средства, отпущенные на строительство броненосцев типа "Бородино", в результате чего Россия к 1904 г. вместо 10 броненосцев данного типа, находящихся в строю, имела всего 5. Да и то только на стапелях.

Если мы хотим получить более полное впечатление о жизни России тех времен, то, право, стоит обратиться к творчеству таких писателей, как Л.Толстой, А.Чехов, И.Шмелев, В.Засодимский, И.Златовратский, Г.Успенский, Д.Мамин-Сибиряк, Ф.Решетников, М.Горький, И.Бунин.


Владимир Николаевич Коковцев

Ну и, наконец, предложу заявление премьер-министра царского правительства Коковцева для депутатов 4 Государственной Думы:

"Разговоры о том, что Россия в 15-20 лет догонит страны с передовой культурой - это, господа, требование, которое не является серьезным." А Коковцев знал, что говорил...

Как это ни прискорбно звучит для тех, кто пытается представить Россию страной, где господствовала патриархальная тишина и всеобщее братство между бедными и богатыми, надо отметить, что в стране шла упорная борьба, упоминание о которой столь немодно сейчас, и которая называется борьбой классов.

По данным 4 Государственной Думы, с 1901 по 1914 гг. царские войска более 6000 раз открывали огонь, в том числе и артиллерийский, по митингам и демонстрациям рабочих, а также по сходам и шествиям крестьян . И это только по МИРНЫМ митингам, шествиям, сходам. Число жертв колебалось от 9-ти до тысячи человек. Всего же число жертв подобного рода "стрельб" превысило 180 тыс. В 1907-1910 гг. в каторжных централах погибло свыше 40 тыс.

Все написанное в этом материале должно дать нам ясную картину, почему события неизбежно шли к 1917 г., почему военная помощь Англии, Франции, США, Японии, предоставленная Колчаку, Деникину, Юденичу, Миллеру, прямая иностранная военная интервенция не смогли сломить большевиков. Данный материал дает ответ, почему белое движение, контролируя летом 1918 г. до 4/5 территории России, потерпело в итоге поражение.

Не террор ВЧК был этому причиной. Крестьянская Россия заключила негласный договор с большевиками - согласилась терпеть продразверстку, ВЧК, ЧОН, комбеды и т.д. и т.п., но при условии, что большевики ГАРАНТИРУЮТ НЕВОЗВРАЩЕНИЕ СТАРЫХ ПОРЯДКОВ. И этот поворот крестьянства к большевикам в 1918 г. и обеспечил крушение белого движения. Крестьянин, увидев Колчака и Деникина, белочехов и Краснова, понял, что его ждет, и сделал свой выбор. А итогом этого выбора был парад Победы, был полет Гагарина, была одна из ДВУХ сверхдержав - СССР.

Нельзя мифологизировать прошлое. Иначе правда о нем превращается во всеразрушающий таран.