Дети герои во время войны. Герои-пионеры Великой Отечественной войны

Доброго дня, мои дорогие читатели! В День Великой Победы предлагаю вам поговорить на тему «Дети герои войны». Тысячи обычных девчонок и мальчишек прилежно учились, беззаботно веселились и даже предположить не могли, что в одно мгновение их счастливое детство прервётся трудными и жестокими годами с 1941-го по 1945-ый.

В грозный час они приняли на свои хрупкие плечи беды и горечь, трудности и даже смерть, чтобы хоть чем-нибудь помочь в борьбе с врагом, показав, насколько бесстрашными могут быть детские сердца и насколько горяча бывает любовь к родной стране и своему народу.

За героические подвиги сражавшиеся вместе с отцами и братьями маленькие «сыновья и дочери полков», как их часто называли, были награждены орденами и медалями. Пятеро пионеров военного времени были удостоены высшего звания Героев Советского Союза, к сожалению, все – посмертно. Их имена стали известны далеко за пределами маленькой родины каждого, поэтому хочу именно про этих юных героев и рассказать в сообщении о детях войны.

План урока:

Мальчик из легенды

Так наречён славой юный разведчик Ленинградской партизанской бригады Лёня Голиков. Худенький 14-летний деревенский мальчишка из Лукино Новгородской области с добытой на поле боя винтовкой ушёл в партизаны и бродил под видом нищего по населённым пунктам, оккупированным немцами, собирая ценные тайные сведения о количестве боевой техники и расположении вражеских войск.

На его счету 27 боевых походов и 78 убитых немецких солдат. Лёня Голиков остановил врага, разрушив 2 железнодорожных и 12 автомобильных мостов, тем самым не дав немцам пройти. Он уничтожил 2 вражеских продовольственных склада, оставив неприятеля без пропитания, и 9 машин, лишив немцев боеприпасов. Отважный деревенский паренёк в одиночку остановил машину с немецким генералом, добыв ценные сведения для советской разведки.

Свою первую медаль «За отвагу» Лёня Голиков получил ещё в июле 1942 года. Они погиб вместе со штабом своей партизанской бригады в 1943 году в неравном бою. Матери принесли наградной лист о присвоении сыну за его героический подвиг высшего звания Героя Советского Союза.

Девочка с косичками

Это название произведения А.Солодова о юной подпольщице, которая тоже была удостоена высшего звания за подвиги в Великой Отечественной, Зинаиде Портновой. Ученица 7 класса Ленинградской школы в свои 15 приехала в 1941-м на лето в Витебскую область и стала участницей подпольной юношеской организации «Юные мстители».

Участники молодёжного движения подрывали электростанции, поджигали заводы, на которых советских людей заставляли работать на фашистскую Германию, сожгли вагоны со льном, которые планировались к отправке для оккупантов. Всего «Юные мстители» совершили больше 20 диверсионных операций.

Девушка стала участвовать в диверсиях, вела разведывательную работу, распространяла листовки против врага. Устроившись в столовую для немецких офицеров, она сумела отравить более 100 солдат. С 1943 года она стала партизанкой-разведчицей в отряде.

После разгрома молодёжного движения по заданию партизан Зина Портнова должна была установить новые связи с теми, кому удалось выжить, но её по наводке предателя поймали после очередной операции. Немцы допрашивали юную разведчицу, обещая сохранить жизнь за имена партизан и подпольщиков. Но даже самые изощрённые фашистские пытки не сломили её характер. В 1944 году искалеченную, но так и не поддавшуюся Зинаиду Портнову расстреляли.

Ему было всего 14

Белорус Марат Казей попал в партизанский отряд в 13 лет, в 1942 году, после того, как его мама была повешена немцами в Минске. Полный ненависти к фашистам, он пробирался в немецкие гарнизоны, добывая необходимые для советской армии разведсведения.

Вместе со старшими Марат участвовал в диверсионных мероприятиях на объектах, особо важных для немцев: подрывал вражеские эшелоны, минировал железную дорогу. В 1943 году, будучи раненым, поднял солдат в атаку, что помогло им выбиться из вражеского кольца. За свой подвиг юный пионер тогда получил награду «За отвагу».

В 1944 году по время возвращения с разведки Марат вместе с командиром наткнулись на врага, который взял их в «кольцо». Когда все патроны закончились, и осталась лишь только граната, Марат подпустил ближе фашистов и взорвал их вместе с собой. Награждённому Герою Советского Союза тогда было всего 14.

Не жалея себя

Ещё один юный герой, который хотел вместе с немцами подорвать себя на гранате, — школьник из Тульской области Саша Чекалин. С 1941 года он стал добровольцем партизанского отряда «Передовой», который действовал на оккупированной территории его родного села. Прослужить он там успел чуть больше месяца, но внёс героический вклад в борьбу с фашистами.

Юный патриот собирал сведения о местах нахождения и количестве немецких военных частей и их вооружении, выслеживал маршруты передвижения. Партизанский отряд, где состоял Александр, поджигал складские помещения, подрывал на минах гитлеровский автомобильный транспорт, отправлял под откос немецкие вагоны, уничтожал вражеские патрули и караулы.

Простудившись, Саша слёг, по переданным предателем сведениям фашисты его нашли в доме, где он был спрятан. Партизан пытался взорвать себя вместе с немцами, но граната не сработала. После долгих пыток и допросов Сашу Чекалина повесили на центральной площади на глазах согнанных односельчан. В 1942 году юному герою за его подвиги было присвоено высшее звание.

Самый юный из всех Героев СССР

Окончив всего 5 классов украинской школы, Валя Котик стал партизаном-разведчиком, собирая оружие и боеприпасы, рисуя и расклеивая карикатуры на фашистов. В 1942-м получил первое задание, подорвав немецкого жандарма. Участвовал в 6 подрывных операциях, в результате которых были разрушены железнодорожные поезда и склады с боеприпасами.

Работал связным в подполье, узнавал о расположении немецких постов и времени смены вражеского караула. В 1943 обнаружил место нахождения телефонного кабеля противника, по которому поддерживалась связь с Гитлером в Варшаве.

Во время участия в двух боях он был ранен, но смертельное ранение Валя получил в 1944-м во время боевых действий за город Изяслав. Он стал самым молодым из тех, кто был удостоен звания Героя Советского Союза.

В своём сообщении мы рассказали лишь про пять детей-героев Великой Отечественной. На самом деле их, самоотверженных и смелых, было намного больше. Они сражались на море и в небе, в отрядах партизан и подпольях, катакомбах и крепостях.

Детям войны установлены памятники в их родных городах, их именами названы улицы. Об их подвигах написаны литературные произведения, сложены стихи и сняты кинофильмы. Всё это для того, чтобы мы никогда не забывали о том, что пришлось пережить советским людям во имя нашего с вами мира. Официальный список всех пионеров-героев был составлен в 1954 году.

А закончить проект предлагаю отрывком из произведения Сергея Михалкова:

Не забудем тех героев,

Что лежат в земле сырой,

Жизнь отдав на поле боя

За народ - за нас с тобой.

А знаете ли вы, что Героями становились не только люди, но и целые города? Прочитайте об этом . А расположен тест по теме войны.

На этом я с вами прощаюсь. Не забудьте 9 мая отдать дань памяти погибшим во время войны и возложить цветы к памятнику в вашем городе. О подвигах советских людей нужно помнить!

Во время Великой Отечественной войны в рядах Красной армии служило более 3500 фронтовиков младше 16 лет. Их называли "сыновьями полка", хотя были среди них и дочери. О судьбе некоторых из них – в нашем материале.

Данные Центрального архива Министерства обороны России о количестве сыновей полка в годы в войны, очевидно, не совсем верны. Во-первых, в указанное ими число не входят дети-участники партизанских отрядов и подполья (только в оккупированной Белоруссии в партизанских отрядах воевали почти 74,5 тысячи мальчишек и девчонок, юношей и девушек); во-вторых, командиры зачастую старались скрыть наличие в подразделении ребенка. При этом традиция "сынов полка" берет свое начало еще в XVIII веке, когда в каждой воинской части в России был хотя бы один юный барабанщик или гардемарин — на флоте.

С началом Великой Отечественной войны дети вновь начали вступать в действующую армию. Попасть в регулярные части РККА можно было несколькими путями: солдаты подбирали детей-сирот и потерявшихся в ходе боев ребятишек; дети и сами убегали на фронт и, если им удавалось достичь передовой, командирам ничего не оставалось, как принять их; нередки были случаи, когда командиры брали с собой своих детей, полагая, что так будет безопаснее для них. Конечно, командиру подразделения приходилось скрывать появление ребенка во вверенном ему подразделении, но бывало и так, что юных солдат официально ставили на довольствие — "сын полка" получал обмундирование, а иногда и личное оружие. Обычно их берегли и поручали разные хозяйственные работы, но иногда они становились полноправными участниками боевых операций.

Володя Тарновский

Фотография, на которой запечатлен мальчик, оставляющий автограф на стене Рейхстага, давно стала исторической реликвией. Это 15-летний Володя Тарновский, который попал в действующую армию в 1943 году, когда советские войска освободили его родной Славянск. Председатель сельсовета рассказал о мальчике капитану стрелковой бригады, и тот предложил Володе пойти в армию. Как признавался сам юный разведчик, он буквально загорелся этой идеей — хотелось отомстить за расстрелянную мать, погибшего отчима и младшего брата, которого увезли с Донбасса и которого и после войны Владимиру не удалось разыскать.

Сначала он был обычным посыльным, но вскоре стал ходить на боевые задания вместе со старшими товарищами. Солдаты к мальчику относились с отеческой любовью, перешили ему форму и даже справили сапоги.

Свою первую награду Володя Тарновский получил за форсирование Днепра и спасение офицера. Но еще раньше, когда он вывел заблудившиеся "студебеккеры" с горючим и продовольствием прямо на передовую, его представили к награде, но тогда замполит решил, что нехорошо раздавать награды ординарцам и посоветовал перевести мальчика в разведчики. Так в 14-летнем возрасте Володя Тарновский стал разведчиком. Медаль "За отвагу" уже ефрейтор Тарновский получил после захвата "языка": когда Володя вел пленного унтер-офицера в расположение своей части, проходящие мимо солдаты не могли сдержать улыбки— виданное ли дело, двухметрового здоровяка конвоирует ребенок?! Однако маленькому конвоиру было совсем не до смеха — всю дорогу он шел со взведённым автоматом.

А потом был Берлин и знаменитый автограф на Рейхстаге. Тогда он расписался за себя и своих боевых товарищей.

После войны Владимир Тарновский закончил школу с золотой медалью, а затем Одесский институт инженеров морского флота. По распределению уехал в Ригу, где работал на Рижском судоремонтном заводе, был его директором. А выйдя на пенсию, Владимир Владимирович активно включился в общественную деятельность, был заместителем председателя Латвийской ассоциации борцов антигитлеровской коалиции. Он скончался в феврале 2013 года.

Сережа Алешков (Алешкин)

Одним из самых юных бойцов РККА в годы войны был Сережа Алешков. В шестилетнем возрасте он лишился матери и старшего брата — гитлеровцы казнили их за связь с партизанами. Семья жила тогда в деревне Грынь в Калужской области, которую партизаны использовали как базу. Летом 1942 года Грынь была атакована карателями, партизаны спешно уходили в леса. Маленький Сережа во время одной из перебежек споткнулся и запутался в кустах. Неизвестно сколько ребенок бродил по лесу, питаясь ягодами, когда его обнаружили разведчики из 154-й стрелковой, позже переименованной в 142-й гвардейский полк. Майор Михаил Воробьев забрал обессиленного мальчика с собой и стал для мальца вторым отцом. Позднее он официально усыновил Серёжу.

Мальчика в полку полюбили, одели, обули - найти сапоги 30-го размера в действующей армии - задача не из легких! В силу возраста Серёжа не мог принимать участие в боевых операциях, но как мог старался помочь своим старшим товарищам: приносил пищу, подносил снаряды, патроны, а в перерывах между боями пел песни, читал стихи, разносил почту. А майор Воробьев именно благодаря Сереже нашел своё счастье - медсестру Нину.

Вместе со 142-м гвардейским полком Серёжа прошел славный боевой путь, участвовал в обороне Сталинграда, дошел до Польши. И однажды спас жизнь своему командиру и, по совместительству, названному отцу. Во время фашистского налёта бомба угодила в блиндаж командира полка, и взрывом завалило выход. Мальчик сначала попытался самостоятельно разобрать завал, и поняв, что не справится, под продолжающейся бомбежкой побежал за подмогой. За подвиг этот он был награжден медалью "За боевые заслуги" и боевым трофейным пистолетом. Пока солдаты разбирали бревна и вытаскивали своего командира, Сережа стоял рядом и, как положено ребенку, рыдал…

А как-то, уже на Днепре, наблюдательный мальчик заметил двух мужчин в скирде соломы и немедленно доложил об этом командованию. Так удалось схватить двух немцев с рацией, которые пробирались в тыл, чтобы скорректировать огонь артиллерии…

За время, проведенное на фронте, Сережа несколько раз был ранен, контужен, что не помешало ему поступить в Тульское суворовское военное училище. Позже отучился на юриста в Харькове, по окончании уехал в Челябинск, где жили его приемные родители. Работал прокурором. В 1990 году самого юного бойца Красной армии не стало — сказались тяжелые ранения.

Аркадий Каманин

Сын советского офицера, летчика и будущего Героя Советского Союза Николая Каманина попал в расположение воинской части благодаря своему упрямству. В феврале 1943 года его отца назначили командиром одного из штурмовых авиакорпусов Калининского фронта, и вместе с ним к месту дислокации подразделения переехали жена и сын. 14-летний Аркадий сразу же начал работать авиамехаником — самолеты были интересны мальчику с детства, и он успел поработать механиком на московском авиазаводе и на одном из аэродромов. Отец пытался отослать ребенка в тыл, но тот упрямо заявил: "Не поеду!" Пришлось уступить, тем более, что квалифицированные механики требовались фронту.

Очень скоро младший Каманин стал учиться летать и поднимался в небо на двухместном учебном У-2 в качестве штурмана-наблюдателя и бортмеханика. Уже в июле 1943 года генерал Каманин лично вручил 14-летнему Аркадию официальный допуск на самостоятельные полеты. "Летунку" — именно так в эскадрилье называли Каманина-младшего — наряду со взрослыми пилотами приходилось ежедневно рисковать жизнью, выполняя задания командования. Но самый юный летчик Великой Отечественной войны отличался бесстрашием. В один из вылетов он увидел подбитый Ил-2, кабина которого была зарыта в землю. Самолет лежал на нейтральной полосе, и Аркадий немедленно поспешил на помощь раненому пилоту. Перегрузив в свой У-2 советского офицера и фототехнику, "летунку" удалось невредимым добраться до своего штаба. За этот подвиг он был впервые награжден Орденом Красной Звезды. В начале 1945 года Аркадий Каманин доставил секретный пакет партизанскому отряду, совершив полет за линию фронта по неизученному маршруту в горной местности. За два года службы получил шесть наград, среди которых Орден Красного Знамени, а также медали за взятие Будапешта, Вены и победу над Германией.

После окончания войны, как и многим сыновьям полка, Аркадию пришлось вернуться за школьную парту, чтобы получить аттестат о школьном образовании — ему потребовался всего один учебный год, чтобы наверстать своих сверстников в учебе. В октябре 1946 года старшина Каманин поступил на подготовительный курс в Военно-воздушную академию имени Жуковского. А спустя год самый молодой летчик Великой Отечественной скоропостижно скончался от менингита.

Валерий Лялин

На флоте сыновей полка называли юнгами. Чаще всего ими становились дети погибших моряков. Валерий, или как его называли Валька, Лялин во флот попал в весной 1943 года. К этому моменту отец его, командир, погиб на фронте, а мать, работавшая на заводе, погибла под бомбежкой, он скитался батумскому порту и, случайно встретив капитана торпедного катера ТКА-93 лейтенанта Андрея Черцова, попросил того взять его на корабль. "Вспомнил я свое детство, как беспризорничал, чувствую: в горле запершило. Жаль мальчишку", — вспоминал Черцов. Посовещавшись с механиком, решили взять ребенка с собой и при случае устроить в школу юнг. Никто и предположить не мог, что за несколько месяцев тот станет полноправным членом экипажа, освоит моторное дело и управление катером.


Свой подвиг Валька совершил в сентябре 1943 года, когда морякам-черноморцам было поручено освободить Новороссийский порт от боносетевого заграждения. Понимая всю опасность задания, лейтенант Черцов категорически запретил юнге участвовать в операции. В ночь на 11 сентября под шквальным огнем фашистов катер подошел к намеченному месту, высадил десантников, затем в Геленджике принял на борт еще 25 десантников и новые боеприпасы и вновь отправился в порт Новороссийска. Уже начало светать, немцы подтянули к порту артиллерию и минометы, но Черцов принял решение прорываться сквозь сплошную стену огня. Уже на подходе к причалам в маслопровод одного из моторов попали осколки снаряда. Пока юнга Лялин — а он проскользнул на борт, когда катер забирал вторую группу десантников — ремонтировал один мотор, заглох и второй. Снаряды рвались рядом с бортом, большая часть команды погибла, ранило и капитана. Надежды на спасение уже практически не оставалось, как вдруг Валька доложил, что починил правый мотор. Высадив десантников, полузатопленный от полученных пробоин катер отправился в обратный путь. Когда Черцов, потеряв сознание, выпустил штурвал, его место в рубке занял юнга Лялин. Чтобы увидеть ветровое стекло, ему пришлось стоять на ящике, а штурвал приходилось вращать, налегая на него всем телом. Превозмогая усталость и боль в руках, юнга довел катер до мыса, за которым был вход в Геленджикскую бухту.

Позже Черцов все-таки устроил Вальку Лялина в Тбилисское нахимовское училище. По воспоминаниям его однокашников, он был единственным воспитанником, у кого на груди красовались четыре боевые медали. Позднее получил Валька и орден Красной Звезды, а вот звание Героя, о чем ходатайствовал лейтенант Черцов, ему так и не присвоили — командир дивизиона испугался разжалования за то, что в нарушение всех правил и инструкций на корабле служит несовершеннолетний подросток.

С именами Вальки Лялина и капитана Андрея Черцова связана и еще одна удивительная история. После того страшного похода все выжившие члены экипажа проходили лечение в госпитале под Новороссийском. Как-то с концертом к раненым приехала Клавдия Шульженко. А когда выступление закончилось, Клавдия Ивановна увидела, что один из моряков тянет к ней забинтованные руки. Она не поняла, что же хотел сказать раненый. Но тут подбежал юнга и объяснил, что командир просит исполнить его любимую песню "Руки". Много лет спустя, в середине 70-х годов, экипаж ТКА-93 вновь встретился с великой певицей, и случилось это на съемке "Голубого огонька". По воспоминаниям Шульженко, в группе мужчин за одним из столиков она узнала и возмужавшего Валерия Лялина, и седовласого Андрея Черцова, на груди которого красовалась звезда Героя Советского Союза, и других членов экипажа, которым довелось выжить в тот страшный поход. Певица вновь исполнила "Руки".

В ноябре 1943 года вышел приказ о зачислении всех сыновей полков в суворовские и нахимовские училища. Однако мальчишкам в тот момент больше хотелось дойти до Берлина, а не сесть за школьную парту. Так случилось, например, с Толей Рябковым. Солдаты артиллерийского полка спасли его в буквальном смысле от голодной смерти в блокадном Ленинграде - определили маленького солдата сначала на кухню, потом в отряд связистов, а в феврале 1942 года 13-летний мальчуган принял присягу. Спустя год Толика отправили в Суворовское училище, однако оставаться там он не захотел и вернулся домой. В обычной школе мальчик тоже выдержал всего пару недель, а потом сбежал в Кронштадт.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разводили гол

ДЕТИ - ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 И ИХ ПОДВИГИ

 23:09 08 мая 2017

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разводили голубей, иногда даже участвовали в потасовках. Но пришел час тяжелых испытаний и они доказали, каким огромным может стать обыкновенное маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине, боль за судьбу своего народа и ненависть к врагам. И никто не ожидал, что именно эти мальчишки и девчонки способны совершить великий подвиг во славу свободы и независимости своей Родины!

Дети, оставшиеся в разрушенных городах и сёлах становились беспризорными, обречёнными на голодную смерть. Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. Детей могли отправить в концлагерь, вывезти на работы в Германию, превратив в рабов, сделать донорами для немецких солдат и т.д.

Вот имена некоторых из них: Володя Казьмин, Юра Жданко, Леня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Таня Морозова, Витя Коробков, Зина Портнова. Многие из них так воевали, что заслужили боевые ордена и медали, а четверо: Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков, стали Героями Советского Союза.

С первых дней оккупации мальчишки и девчонки начали действовать на свой страх и риск, который действительно был смертельным.


"Федя Самодуров. Феде 14 лет , он воспитанник мотострелковой части, которой командует гвардии капитан А. Чернавин. Подобран был Федя на своей родине, в разрушенном селе Воронежской области. Вместе с частью участвовал в боях за Тернополь, с пулемётным расчётом вышибал немцев из города. Когда почти весь расчёт погиб, подросток вместе с уцелевшим бойцом взялся за пулемёт, долго и упорно отстреливаясь, задержал врага. Федя был награждён медалью «За отвагу».

Ваня Козлов, 13 лет, он остался без родных и уже второй год находится в мотострелковой части. На фронте он доставляет пищу, газеты и письма бойцам в самых сложных условиях.

Петя Зуб. Не менее трудную специальность избрал себе Петя Зуб. Он давно решил стать разведчиком. Родители его убиты, и он знает, как можно рассчитаться с проклятым немцем. Вместе с опытными разведчиками добирается до врага, сообщает по радио его местонахождение, и артиллерия по их указке даёт огонь, сокрушая фашистов". («Аргументы и факты», №25, 2010, с. 42).

А шестнадцатилетняя школьница Оля Демеш со своей младшей сестрой Лидой на станции Орша в Белоруссии по заданию командира партизанской бригады С. Жулина взрывали с помощью магнитных мин цистерны с горючим. Конечно, девчонки привлекали к себе куда меньше внимания немецкой охраны и полицаев, чем мальчики-подростки или взрослые мужчины. Но ведь девочкам впору в куклы было играть, а они сражались с солдатами вермахта!

Тринадцатилетняя Лида часто брала корзину или сумку и уходила на железнодорожные пути собирать уголь, добывая разведданные о немецких военных эшелонах. Если ее останавливали часовые, она объясняла, что собирает уголь, чтобы отапливать комнату, в которой живут немцы. Маму Оли и младшую сестрёнку Лиду фашисты схватили и расстреляли, а Оля продолжала бесстрашно выполнять задания партизан.

Не один десяток лет назад появился на свет Михаил Ефремов - блестящий военачальник, проявивший себя в периоды двух войн - Гражданской и Отечественной. Однако те подвиги, которые он совершил, оценили по достоинству не сразу. После его смерти прошло много лет до того момента, пока им не было получено заслуженное звание. Какие еще герои Великой Отечественной войны были забыты?

Стальной командарм

В 17 лет Михаил Ефремов вступил в ряды армии. Службу он начал вольноопределяющимся в пехотном полку. Уже через два года в чине прапорщика он участвовал в знаменитом прорыве под командованием Брусилова. В ряды Красной армии Михаил вступил в 1918 году. Известность герой Великой Отечественной войны приобрел благодаря бронелетучкам. В связи с тем, что Красная армия не имела бронепоездов с хорошим оснащением, Михаил решил создавать их самостоятельно, используя подручные средства.

Великую Отечественную войну Михаил Ефремов встретил во главе 21-й армии. Под его руководством солдаты сдерживали войска противника на Днепре, обороняли Гомель. Не давая гитлеровцам выйти в тыл Юго-Западного фронта. Начало Отечественной войны Михаил Ефремов встретил, руководя 33-й армией. В это время он участвовал в обороне Москвы и в последующем контрнаступлении.

В начале февраля ударная группа, которой командовал Михаил Ефремов, пробила брешь в обороне противника и вышла к Вязьме. Однако солдаты были отрезаны от основных сил и окружены. На протяжении двух месяцев бойцы совершали рейды по тылам немцев, уничтожали солдат противника и боевую технику. И когда кончились патроны с продовольствием, Михаил Ефремов принял решение прорываться к своим, попросив по радио об организации коридора.

Но герой так и не смог этого сделать. Немцы заметили движение и разбили ударную группу Ефремова. Сам Михаил, чтобы не оказаться в плену, застрелился. Был похоронен немцами в селе Слободка со всеми воинскими почестями.

В 1996 году настойчивые ветераны и поисковики добились того, что Ефремову присвоили звание Героя России.

В честь подвига Гастелло

Какие еще герои Великой Отечественной войны были забыты? В 1941 году с летной полосы аэродрома, который находился под Смоленском, вылетел бомбардировщик ДБ-3Ф. Александру Маслову, а именно он управлял боевым самолетом, была дано задание ликвидировать колонну врага, двигавшуюся по дороге Молодечно-Радошковичи. Самолет подбили вражеские зенитки, экипаж был объявлен пропавшим без вести.

Через несколько лет, а именно в 1951 году, для того, чтобы почтить память известного бомбардировщика Николая Гастелло, который на том же шоссе совершил таран, было принято решение о переносе останков экипажа в поселок Радошковичи, в центральный сквер. Во время эксгумации нашли медальон, принадлежавший сержанту Григорию Реутову, который был стрелком в экипаже Маслова.

Историографию изменять не стали, однако, экипаж стал числиться не пропавшим без вести, а погибшим. Герои Великой Отечественной войны и их подвиги были признаны в 1996 году. Именно в этот год весь экипаж Маслова получил соответствующее звание.

Летчик, имя которого было забыто

Подвиги героев Великой Отечественной войны останутся в наших сердцах навсегда. Однако не обо всех героических поступках сохранилась память.

Петр Еремеев считался опытным летчиком. Свой он получил за отражение нескольких немецких атак за одну ночь. Сбив несколько Юнкерсов, Петр получил ранение. Однако, перевязав рану, уже через несколько минут он на другом самолете снова вылетел отражать вражескую атаку. А уже через месяц после этой памятной ночи им был совершен подвиг.

Ночью 28 июля Еремеев получил задание патрулировать воздушное пространство над Ново-Петровском. Именно в это время он и заметил вражеский бомбардировщик, который шел на Москву. Петр зашел ему в хвост и начал стрелять. Противник ушел вправо, советский летчик при этом потерял его. Однако тут же заметил другой бомбардировщик, который уходил на Запад. Подойдя к нему вплотную, Еремеев нажал на гашетку. Но стрельба так и не была открыта, так как кончились патроны.

Долго не думая, Петр врубился винтом в хвост немецкого самолета. Истребитель, перевернувшись, стал разваливаться. Однако Еремеев спасся, выпрыгнув с парашютом. За этот подвиг ему хотели вручить Однако не успели этого сделать. Ночью 7 августа под был повторен Виктором Талалихиным. Именно его имя и было вписано в официальную летопись.

Но герои Великой Отечественной войны и их подвиги забыты не будут никогда. Это доказал Алексей Толстый. Он написал очерк под названием «Таран», в котором описал подвиг Петра.

Только в 2010 году его признали героем

В Волгоградской области есть памятник, на котором написаны имена красноармейцев, погибших в этих краях. Все они герои Великой Отечественной войны, и их подвиги навсегда сохранятся в истории. На том памятнике значится имя Максим Пассар. Соответствующее звание ему было присвоено только в 2010 году. И следует отметить, что он его полностью заслужил.

Родился он в Хабаровском крае. Потомственный охотник стал одним из самых лучших среди снайперов. Проявил себя еще в К 1943 году он уничтожил около 237 гитлеровцев. Немцами за голову меткого нанайца была установлена значительная награда. На него вели охоту вражеские снайперы.

Свой подвиг он совершил в самом начале 1943 года. Для того чтобы освободить село Песчанка от вражеских солдат, надо было избавиться сначала от двух немецких пулеметов. Они были хорошо укреплены на флангах. И именно Максим Пассар должен был это сделать. За 100 метров до огневых точек Максим открыл стрельбу и уничтожил расчеты. Однако выжить ему не удалось. Герой был накрыт огнем вражеской артиллерии.

Несовершеннолетние герои

Все вышеперечисленные герои Великой Отечественной войны и их подвиги были забыты. Однако всех их надо помнить. Они сделали все возможное, чтобы приблизить день Победы. Однако не только взрослые сумели проявить себя. Есть и такие герои, которым не исполнилось даже 18 лет. И именно о них речь пойдет дальше.

Наравне со взрослыми в боевых действиях участвовало несколько десятков тысяч подростков. Они так же как и взрослые погибали, получали ордена и медали. Образы некоторых были взяты для советской пропаганды. Все они герои Великой Отечественной войны, и их подвиги были сохранены в многочисленных рассказах. Однако следует выделить пятерых подростков, которые получили соответствующее звание.

Не желая сдаваться в плен, взорвал себя вместе с вражескими солдатами

Марат Казей родился в 1929 году. Произошло это в деревне Станьково. До войны успел окончить всего лишь четыре класса. Родители были признаны «врагами народа». Однако, несмотря на это, мать Марата еще в 1941 году стала прятать партизан у себя дома. За что и была убита немцами. Марат с сестрой ушли в партизаны.

Марат Казей постоянно ходил в разведку, принимал участие в многочисленных рейдах, подрывал эшелоны. Им была получена медаль «За отвагу» в 1943 году. Он сумел поднять своих товарищей в атаку и пробиться сквозь кольцо врагов. При этом Марат был ранен.

Рассказывая про подвиги героев Великой Отечественной войны, стоит сказать, что погиб 14-летний боец в 1944 году. Случилось это при выполнении очередного задания. Возвращаясь из разведки он со своим командиром былы обстреляны немцами. Командир погиб сразу, а Марат стал отстреливаться. Уходить ему было некуда. Да и возможности как таковой не было, так как он был ранен в руку. Пока не закончились патроны, он удерживал оборону. Потом взял две гранаты. Одну кинул сразу, а вторую держал до того момента, пока не подошли немцы. Марат взорвал себя, убив таким образом еще нескольких противников.

Марат Казей был признан Героем в 1965 году. Несовершеннолетние герои Великой Отечественной войны и их подвиги, рассказы о которых распространенны в достаточно большом количестве, останутся в памяти надолго.

Героические поступки 14-летнего парня

Партизан-разведчик Валя появился на свет в селе Хмелевка. Произошло это в 1930 году. До захвата села немцами окончил всего 5 классов. После этого стал заниматься сбором оружия, боеприпасов. Он передавал их партизанам.

С 1942 года стал разведчиком у партизан. Осенью им было получено задание уничтожить начальника полевой жандармерии. Задание было выполнено. Валя совместно с несколькими своими сверстниками взорвал две вражеские машины, убив семерых солдат и самого начальника Франца Кенига. Около 30 человек было ранено.

В 1943 году занимался разведкой места расположения подземного телефонного кабеля, который впоследствии был успешно подорван. Валя также принял участие в уничтожении нескольких эшелонов и складов. В этом же году, находясь на посту, юный герой заметил карателей, которые решили устроить облаву. Уничтожив вражеского офицера, Валя поднял тревогу. Благодаря этому партизаны подготовились к бою.

Погиб в 1944 году после боя за город Изяслав. В том сражении молодой воин получил смертельное ранение. Звание героя им было получено в 1958 году.

Чуть-чуть не хватило до 17 лет

Какие еще герои Великой Отечественной войны 1941-1945 года должны быть упомянуты? Разведчик в будущем Леня Голиков родился в 1926 году. С самого начала войны, добыв себе винтовку, он ушел в партизаны. Под видом нищего парень обходил деревни, собирая данные о противнике. Всю информацию он передавал партизанам.

В отряд парень вступил в 1942 году. За весь свой боевой путь принял участие в 27 операциях, уничтожил около 78 солдат противника, подорвал несколько мостов (железнодорожных и шоссейных), взорвал около 9 машин с боеприпасами. Именно Леня Голиков подорвал машину, в которой ехал генерал-майор Ричард Витц. Все его заслуги полностью перечислены в наградном листе.

Вот такие вот несовершеннолетние герои Великой Отечественной войны и их подвиги. Дети порой совершали такие подвиги, на которые и у взрослых не всегда хватало мужества. Леню Голикова было решено наградить медалью «Золотая звезда» и званием Героя. Однако получить их он так и не смог. В 1943 году боевой отряд, в котором состоял Леня, был окружен. Вышли из окружения всего несколько человек. И Лени среди них не было. Он был убит 24 января 1943 года. До 17 лет парень так и не дожил.

Погиб по вине предателя

Редко вспоминали о себе герои Великой Отечественной войны. И их подвиги, фото, образы остались в памяти у многих людей. Саша Чекалин один из таких. Родился он в 1925 году. В партизанский отряд вступил в 1941 году. Прослужил в нем не больше месяца.

В 1941 году партизанский отряд нанес существенный урон силам противника. Горели многочисленные склады, автомашины постоянно подрывались, поезда шли под откос, часовые и вражеские патрули регулярно исчезали. Во всем этом принимал участие боец Саша Чекалин.

В ноябре 1941 года он сильно простыл. Комиссар решил оставить его в ближайшей деревне у проверенного человека. Однако в деревне был предатель. Именно он и выдал несовершеннолетнего бойца. Саша был захвачен партизанами ночью. И, наконец, постоянные пытки были закончены. Сашу повесили. На протяжении 20 дней его запрещали убирать с виселицы. И только после освобождения села партизанами Саша был похоронен с воинскими почестями.

Соответствующее звание Героя ему было решено присвоить в 1942 году.

Расстреляна после длительных пыток

Все вышеперечисленные люди - герои Великой отечественной войны. И их подвиги для детей являются самыми лучшими рассказами. Дальше пойдет речь о девушке, которая по храбрости не уступала не только своим сверстникам, но и взрослым солдатам.

Зина Портнова родилась в 1926 году. Война ее застала в деревне Зуя, куда она приехала отдыхать к своим родственникам. С 1942 года занималась расклеиванием листовок, направленных против захватчиков.

В 1943 году вошла в партизанский отряд, став разведчицей. В этом же году получила свое первое задание. Она должна была выявить причины провала деятельности организации под названием «Юные мстители». Ей также полагалось наладить связь с подпольем. Однако в момент возвращения в отряд Зину схватили немецкие солдаты.

Во время допроса девушка сумела схватить пистолет, лежавший на столе, застрелить следователя и еще двух солдат. При попытке бегства была схвачена. Ее постоянно пытали, стараясь заставить отвечать на вопросы. Однако Зина молчала. Очевидцы утверждали, что однажды, когда ее вывели на очередной допрос, она бросилась под машину. Однако автомобиль остановился. Девочку достали из-под колес и увели на допрос. Но она снова молчала. Вот какими были герои Великой Отечественной войны.

1945 года девушка так и не дождалась. В 1944 году ее расстреляли. Зине на тот момент было всего лишь 17 лет.

Заключение

Героические подвиги солдат во время боевых действий исчислялись несколькими десятками тысяч. Никто не знает, сколько точно было совершено храбрых и мужественных поступков во имя Родины. В данном обзоре были описаны некоторые герои Великой Отечественной войны и их подвиги. Кратко нельзя передать всю ту силу характера, которой они обладали. Но на полноценный рассказ об их героических поступках просто не хватит времени.

По сей день помнят солдат, защищавших нашу Родину от врагов. Заставшими эти жестокие времена были дети, родившиеся в 1927 году по 1941 год и в последующие годы войны. Это — дети войны. Они пережили всё: голод, смерти близких, непосильный труд, разруху, дети не знали что такое душистое мыло, сахар, удобная новая одежда, обувь. Все они уже давно старики и учат молодое поколение дорожить всем, что у них есть. Но зачастую им не уделяют должного внимания, а для них это так важно передать свой опыт другим.

Обучение во время войны

Несмотря на войну, многие дети учились, ходили в школу, в чем придется. «Школы работали, но мало кто учился, все работали, обучение было до 4 класса. Были учебники, а тетрадей не было, дети писали на газетах, старых квитанциях на любом клочке бумаги, какой нашли. Чернилами служила сажа из печи. Её разводили водой и наливали в баночку — это были чернила. Одевались в школу в то, что было, определенной формы не было ни у мальчиков, ни у девочек. Учебный день был короткий, так как нужно было идти на работу. Брата Петю забрала папина сестра в Жигалово, он один из семьи закончил 8 классов» (Фартунатова Капитолина Андреевна).

« У нас была неполная средняя школа (7 классов), я уже выпустилась в 1941 году. Помню то, что учебников было мало. Если человек пять жили рядом, то им давался один учебник, и они все вместе собирались у кого-то одного и читали, готовили домашнее задание. Давали одну тетрадь на человека делать домашнюю работу. У нас был строгий учитель по русскому и литературе, он вызывал к доске и просил рассказать наизусть стихотворение. Если ты не расскажешь, то на следующий урок тебя обязательно спросят. Поэтому я до сих пор знаю стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и многих других» (Вороткова Тамара Александровна).

« В школу пошла я очень поздно, не чего было одевать. Беднота и нехватка учебников и была и после войны» (Кадникова Александра Егоровна)

«В 1941 году я закончила 7 класс в Коноваловской школе с наградой – отрезом ситца. Мне дали путёвку в Артек. Мама попросила меня показать на карте, где тот Артек и отказалась от путёвки, сказав: «Далеко сильно. А вдруг война?» И не ошиблась. В 1944 году я поехала учиться в Малышевскую среднюю школу. До Балаганска добирались на ходках, а затем на пароме в Малышевку. В деревне не было родственников, но был знакомый отца – Собиграй Станислав, которого я видела однажды. По памяти нашла дом и попросилась на квартиру на время обучения. Я убирала дом, стирала, тем самым отрабатывала за приют. Из продуктов до нового года был мешок картошки и бутылка растительного масла. Это надо было растянуть до каникул. Училась старательно, хорошо, так хотела стать учительницей. В школе большое внимание уделяли идейно-патриотическому воспитанию детей. На первом уроке первые 5 минут учитель рассказывал о событиях на фронте. Каждый день проводилась линейка, где подводились итоги успеваемости в 6-7 классах. Рапортовали старосты. Красное переходящее знамя получал тот класс, было больше хорошистов и отличников. Учителя и ученики жили одной семьёй, уважая друг друга».(Фонарева Екатерина Адамовна)

Питание, повседневная жизнь

Большинство людей во время войны столкнулось с острой проблемой нехватки продуктов питания. Питались плохо, в основном с огорода, из тайги. Ловили рыб из ближайших водоемов.

«В основном нас кормила тайга. Мы собирали ягоды и грибы, заготавливали на зиму. Самым вкусным и радостным было когда мама пекла пироги с капустой, черемухой, картошкой. Мама садила огород, на котором работала вся семья. Ни одного сорняка не было. А воду на полив носили с речки, поднимались высоко в гору. Держали скот, если были коровы, то 10 кг масла за год отдавали на фронт. Копали замершую картошку и собирали оставшиеся на поле колоски. Когда папу забрали, то Ваня заменил нам его. Он, как и отец был охотником и рыбаком. В нашей деревне текла река Илга, в ней водилась хорошая рыба: хариус, беляк, налим. Поднимет нас Ваня рано утром, и пойдем мы ягоды разные собирать: смородину, боярку, шиповник, бруснику, черёмуху, голубицу. Соберем, высушим и сдаем за деньги и на заготовку в фонд обороны. Собирали, пока роса не сойдёт. Как сойдёт, бегом домой – надо на колхозный сенокос, грести сено. Еды выдавали очень мало по маленькому кусочку только бы всем хватило. Брат Ваня шил на всю семью обувь ”Чирки”. Папа был охотником добывал много пушнины и сдавал ее. Поэтому когда он уехал осталось большое количество запасов. Выращивали дикую коноплю и из неё шили штаны. Старшая сестра была рукодельницей она вязала носки, чулки и варежки» (Фартунатова Капиталина Андреевна).

« Нас кормил Байкал. Мы жили в деревне Баргузин, у нас был консервный завод. Были бригады рыбаков, они ловили как из Байкала, так и из реки Баргузин, разную рыбу. Из Байкала ловили осетра, сига, омуля. В реке водилась рыба такая как окунь, сорога, карась, налим. Сделанные консервы отправляли в Тюмень, а затем на фронт. Старики немощные, те, которые не пошли на фронт, имели своего бригадира. Бригадир был всю жизнь рыбак, имел свою лодку и невод. Они созывали всех жителей и спрашивали: «Кому нужна рыба?» Рыба нужна была всем, так как в год выдавали всего 400 г, а на работника 800г. Все, кому нужна была рыба, тянули невод на берегу, старики заплывали в реку на лодке, ставили невод, затем второй конец выводили на берег. С обеих сторон равномерно выбирали верёвку, подтягивали невод к берегу. Важно было не выпустить косяк из «мотни». Потом бригадир делил рыбу на всех. Так сами и кормились. На заводе после того, как сделают консервы, продавали головы от рыб, 1килограмм стоил 5 копеек. Картошки у нас не было, да и огородов тоже. Потому что вокруг был только лес. Родители ездили в соседнюю деревню и меняли рыбу на картошку. Сильного голода мы не чувствовали» (Вороткова Томара Александровна).

« Кушать было нечего, ходили по полю собирали колоски и замершую картошку. Держали скот и садили огороды» (Кадникова Александра Егоровна).

« Всю весну, лето и осень ходила босиком – от снега до снега. Особенно плохо было, когда работали на поле. По стерне ноги кололи в кровь. Одежда была как у всех – холщёвая юбка, кофта с чужого плеча. Еда – капустный лист, свекольный лист, крапива, болтушка из овсяной муки и даже кости сдохших от голода лошадей. Кости парили, а потом хлебали подсоленную воду. Картошку, морковь сушили и в посылках отправляли на фронт» (Фонарева Екатерина Адамовна)

В архиве я изучала Книгу приказов по Балаганскому Райздраву. (Фонд № 23 опись № 1 лист №6 — Приложение 2) Обнаружила, что эпидемий инфекционных болезней за годы войны среди детей не было допущено хотя по приказу Райздрава от 27 сентября 1941 года медицинские сельские акушерские пункты были закрыты. (Фонд № 23 опись № 1 лист №29-Приложение 3) Лишь в 1943 году в селе Молька упоминается эпидемия (болезнь не указана)., вопросы здоров К месту вспышки были направлены на 7 дней санитарный врач Волкова, участковый врач Бобылёва, фельдшер Яковлева. Делаю вывод, что недопущение распространения инфекции было очень важным делом.

В отчётном докладе на 2-й районной партийной конференции о работе районного комитета партии 31 марта 1945 года подводятся итоги работы Балаганского района за годы войны. Из доклада видно, что 1941,1942,1943 годы были для района очень тяжёлыми. Урожайность катастрофически снижалась. Урожайность картофеля в 1941 – 50, в 1942 – 32, в 1943 – 18 ц. (Приложение 4)

Валовой сбор зерна – 161627, 112717, 29077 ц; получено на трудодни зерна: 1,3 ; 0,82; 0,276 кг. По этим цифрам можно сделать вывод, что люди действительно жили впроголодь.(Приложение 5)

Трудная работа

Работали все и стар и млад, работа была разной, но по-своему трудной. Трудились изо дня в день с утра до поздней ночи.

«Работали все. И взрослые, и дети с 5 лет. Мальчики возили сено, управляли лошадьми. Пока сено не уберут с поля никто не уходил. Женщины брали скот молодняк и растили его, дети же им помогали. Они водили скот на водопой, задавали корм. Осенью во время учебы, дети все также продолжают работать, находясь утром в школе, а по первому призыву уходили работать. В основном, дети работали на полях: копали картошку, собирали колоски ржи и т.д. Большинство людей работали в колхозе. Работали на телятнике, растили скотину, работали на колхозных огородах. Старались быстрее убрать хлеб, не жалея себя. Как хлеб уберут, снег выпадет, отправляют на лесозаготовки. Пилы были обычные с двумя ручками. Ими валили в лесу огромные лесины, обрубали сучья, распиливали на чурки и кололи дрова. Приходил обходчик и замерял кубатуру. Надо было заготовить не меньше пяти кубов. Помню, как с братьями и сёстрами везли из лесу дрова домой. Везли на быке. Он был большой, с норовом. С горки стали съезжать, а он понёс, задурил. Воз раскатился, и дрова вывались в обочину. Бык упряжь порвал и убежал на конюшню. Скотники поняли, что это наша семья и отправили в помощь деда на коне. Так и довезли до дому дрова уже затемно. А зимой волки подходили близко к деревне, выли. Часто задирали скот, но людей не трогали.

Расчет велся в конце года по трудодням, некоторых хвалили, а некоторые оставались в долгах, так как семьи были большие, работников мало и надо было кормить семью в течение года. В долг брали муку, крупы. После войны я пошла работать в колхоз дояркой, мне дали 15 коров, а вообще дают 20, я попросила, чтобы дали как всем. Коров добавили, и я перевыполнила план, надоила много молока. Мне за это дали 3 м сатина голубого цвета. Это была моя премия. Из сатина пошили платье, которое было мне очень дорого. В колхозе были как трудяги, так и лентяи. Наш колхоз всегда перевыполнял план. Мы собирали посылки на фронт. Вязали носки, варежки.

Не хватало спичек, соли. Вместо спичек в начале деревни старики поджигали большую колоду, она потихоньку горела, дымина. От неё брали уголёк, приносили домой и раздували огонь в печи». (Фартунатова Капитолина Андреевна).

«Дети работали в основном на заготовке дров. Работали ученики 6-7 классов. Все взрослые ловили рыбу и работали на заводе. Работали без выходных.» (Вороткова Тамара Александровна).

«Началась война, братья ушли на фронт, Степан погиб. Три года я работала в колхозе. Сначала нянечкой в яслях, потом на постоялом дворе, где чистила с младшим братом двор., возила и пилила дрова. Работала учётчиком в тракторной бригаде, затем в полеводческой и вообще, шла туда, куда посылали. Заготавливала сено, убирали урожай, опалывала поля от сорняков, сажала овощи в колхозном огороде». (Фонарева Екатерина Адамовна)

В повести Валентина Распутина «Живи и помни» описывается подобная работа во время войны. Одинаковые условия (Усть-Уда и Балаганск расположены рядом, рассказы об общем военном прошлом как будто списаны с одного источника:

« — И нам досталось, подхватила Лиза. — Верно, бабы, досталось? Тошно вспоминать. В колхозе работа- это ладно, это свое. А только хлебушек уберем- уж снег, лесозаготовки. По гроб жизни буду помнить я эти лесозаготовки. Дорог нету, кони надорванные, не тянут. А отказываться нельзя: трудовой фронт, подмога нашим мужикам. От маленьких ребят в первые годы уезжали…А кто без ребят или у кого постарше- с тех не слазили, пошел и пошел. Настена она не одной зимушки, однако, непропустила. Я и то два раза ездила, на тятю тут ребятишек бросала. Навалишь эти лесины, кубометры эти, и стяг с собой в сани. Без стяга ни шагу. То в сугроб занесёт, то еще что - выворачивай, бабоньки, тужься. Где вывернешь, а где нет. Настена он не даст сорвать: в позапрошлую зиму раскатилась моля кобыленка под горку и на завороте не справилась- сани в нег, набок, кобыленку чуть не сшибло. Я билась, билась- не могу. Из сил выбилась. Села на дорогу и плачу. Настена сзади подъехала - я ручьем заливаюсь реву. — На глаза у Лизы навернулись слезы. — Она пособила мне. Пособила, поехали вместе, а я никак не успокоюсь, реву и реву. — Еще больше поддаваясь воспоминаниям, Лиза всхлипнула. — Реву и реву, ниче не могу с собой поделать. Не могу.

Я работала в архиве и просматривала Книгу учёта трудодней колхозников колхоза «Памяти Ленина» за 1943 год. В ней записывали колхозников и работу, которую они выполняли. В книге записи ведутся посемейно. Подростки записаны только по фамилии и имени — Медвецкая Нюта, Лозовая Шура, Филистович Наташа, Страшинский Володя, в общем я насчитала 24 подростка. Перечислялись следующие виды работ: лесозагоговки, заготовки зерна, заготовка сена, дорожные работы, уход за лошадьми и другие. В основном у детей указаны следующие месяцы работы: август, сентябрь, октябрь и ноябрь. Я связываю это время работы с заготовкой сена, уборкой урожая и обмолотом зерновых. В это время надо было провести уборочную до снега, поэтому привлекали всех. Количество полных трудодне у Шуры – 347, у Наташи – 185, у Нюты – 190, у Володи – 247. К сожалению, больше сведений об детях в архиве нет. [Фонд №19, опись №1-л, листы №1-3, 7,8, 10,22,23,35,50, 64,65]

В постановлении ЦК ВКП (б) от 05.09.1941 года «О начале сбора тёплых вещей и белья для Красной Армии» указывался перечень вещей для сбора. Школы Балаганского района также собирали вещи. По перечню заведующей школой (Фамилия и школа не установлены) в посылку вошли: папиросы, мыло, платки носовые, одеколон, перчатки, шапка, наволочки, полотенца, помазки для бритья, мыльница, кальсоны.

Проведение праздников

Несмотря на голод и холод, а так же на такую тяжелую жизнь люди в разных селах пытались отмечать праздники.

« Праздники были, например: когда весь хлеб убран, и молотьба закончена, то проводился праздник “Отмолотки”. На праздниках пели песни, танцевали, играли в разные игры например: городки, прыгали на доске, готовили кочулю (качели) и мячи катали, делали мяч из засохшего навоза.Брали круглый камень и слоями насушивали навоз до нужных размеров. Тем и играли. Старшая сестра шила и вязала красивые наряды и наряжала нас на праздник. На празднике веселились все и дети и старики. Пьяных не было, все были трезвыми. Чаще всего в праздники приглашали домой. Ходили из дома в дом, так как много угощения ни у кого не было.» (Фартунатова Капиталина Андреевна).

« Праздновали Новый год, День конституции и 1 мая. Так как окружал нас лес, выбирали самую красивую елку, и ставили её в клубе. Жители нашей деревни несли игрушки на елку, какие только могут, большинство было самодельных, но были и богатые семьи они уже могли принести красивые игрушки. На эту елку ходили все по очереди. Сначала первоклассники и ученики 4-х классов, потом с 4-5 классы и затем два выпускных класса. После всех школьников вечером туда приходили рабочие с завода, из магазинов, с почты и с других организаций. На праздниках танцевали: вальс, краковяк. Подарки дарили друг другу. После праздничного концерта, женщины устраивали посиделки с алкоголем и разными разговорами. 1 мая проходят демонстрации, на нее собираются все организации» (Вороткова Тамара Александровна).

Начало и конец войны

Детство-это самый лучшей период в жизни, от которого остаются самые лучшие и яркие воспоминания. А какие воспоминания у детей, которые пережили эти четыре страшных, жестоких и суровых года?

Раннее утро 21июня 1941 года. Люди нашей страны тихо и мирно спят в своих постелях, и некто не знает, что их ожидает впереди. Какие муки им придется одолеть и с чем придется смириться?

« Мы всем колхозом убирали камни с пашни. Работник Сельсовета ехал в роли посыльного верхом на коне и кричал “Началась Война”. Сразу же начали собирать всех мужчин и юношей. Тех, кто работал прямо с полей собирали и увозили на фронт. Забрали всех лошадей. Папа был бригадиром и у него был конь Комсомолец и его тоже забрали. В 1942 году пришла похоронка на папу.

9 мая 1945 года мы работали в поле и опять ехал работник Сельсовета с флагом в руках и объявил, что война кончилась. Кто плакал, кто радовался!» (Фартунатова Капитолина Андреевна).

« Я работала почтальоном и тут меня вызывают и объявляют, что началась война. Все плакали в обнимку друг с другом. Мы жили в устье реки Баргузин от нас дальше по течению было еще очень много деревень. Из Иркутска к нам ходило судно Ангара на него помещалось 200 человек и когда началась война, он собирал всех будущих военных. Он был глубоководный и поэтому останавливался в 10-ти метрах от берега, мужики плыли туда на рыбацких лодках. Много было слез пролито!!! В 1941 году на фронт в армию забирали всех, главное, что бы ноги и руки были целы, и голова на плечах была».

«9 мая 1945 г. Вызвали и сказали сидеть и ждать пока все свяжутся. Вызывают “Всем, Всем, Всем” когда все связались, я всех поздравила “Ребята война кончилась”. Все радовались, обнимались, некоторые плакали!» (Вороткова Тамара Александровна)