Джакомо Кваренги - архитектор: биография, самые известные работы. Краткая биография джакомо кваренги Кваренги архитектор влияние его отца

В создание неповторимого облика двух российских столиц, Москвы и особенно Санкт-Петербурга, внесли заметный вклад зодчие итальянского происхождения. Творчество Джакомо Кваренги - яркая страница в истории европейской и русской архитектуры эпохи классицизма.

Кроме проектов зданий самого различного масштаба и назначения, среди которых множество воплощенных, в его наследии - графические листы с реальными видами городов (ведутами) и фантазийными архитектурными композициями. По ним изучали ремесло несколько поколений зодчих.

Южная родина

Считавший себя истинно русским архитектором Джакомо Кваренги (1744-1817) родился в семье члена городского суда североитальянского города Бергамо. Склонность к изобразительному искусству была наследственной: его дед и отец считались умелыми живописцами. На выбор им архитектуры как главного занятия в жизни повлияло знакомство с Винченцо Бренна (1745-1820), ставшим потом придворным архитектором Павла I, и с Дж. Б. Пиранези (1720-1778), великим мастером архитектурной графики.

Стилистические предпочтения Джакомо Кваренги сформировались при знакомстве со знаменитым трактатом (1508-1580) «Четыре книги об архитектуре». В этой работе были обозначены схемы традиционных ордеров, применявшихся в античном зодчестве и выработана система применения классических приёмов для планировки зданий и разработки фасадных решений. Палладианство на долгое время стало главным течением классического стиля.

Освоение классического наследия

Образцами для изучения ордерных систем стали для Джакомо Кваренги достопримечательности многих итальянских городов - Рима, Флоренции, Вероны, Венеции. Они не только были насыщены древними памятниками, но и являлись настоящими центрами культуры эпохи Возрождения.

Ренессанс был тем временем, когда принципы высокой гармонии, выработанные в Древней Греции и в Древнем Риме, были подхвачены мастерами в разных областях европейской культуры. Обмерянные и зарисованные Джакомо Кваренги постройки лучших мастеров того времени - Альберти, Браманте и, конечно, Палладио - стали для молодого зодчего примером творческого освоения античных традиций в архитектуре. Он проявил интерес и к зданиям, которые построили мастера раннего классицизма Англии и Франции.

Начало творческого пути

Первым крупным заказом для Кваренги стала реконструкция церкви Санта-Сколастико, расположенной в городке Субиако близ итальянской столицы. В интерьере церкви он применяет классические элементы: ниши, пилястры и колонны Умело организованное освещение помогло добиться легкого и эффектного впечатления от внутреннего декора.

Простота и строгость художественных и композиционных решений становятся определяющими чертами его почерка. Этими приёмами в работе пользовался архитектор Джакомо Кваренги и тогда, когда начал свою деятельность в России.

При дворе Екатерины Великой

С осени 1779 года начинается служба 35-летнего итальянского зодчего при русском дворе. Он владел многими знаниями о палладианском течении в классической архитектуре и достаточным опытом применения их на практике. Его прибытие было своевременным, так как вкусовые предпочтения русской императрицы в отношении официального стиля менялись.

Её перестали устраивать тяжеловесные традиции французского классицизма, идеалом становилась утонченная палладианская неоклассика. Джакомо Кваренги как верный ученик и твердый сторонник Палладио быстро стал во главе нового течения русской архитектурной мысли. Его талант обогатился изучением лучших образцов древнерусской архитектуры, общением с признанными отечественными зодчими: И. Старовым, Н. Львовым, Ч. Камероном и другими.

Английский дворец в Петергофе

Первым значительным проектом на российской земле стал дворец, расположенный в Петергофа. Джакомо Кваренги начал работу над ним в 1780 году. Согласно своим эстетическим воззрениям, итальянский зодчий положил в основу планировки и объёмных решений палладианский дом кубической формы с доминантой в виде восьмиколонного портика коринфского ордера. Торжественность и монументальность пропорций сочеталась с простотой и изысканностью декора.
Творческий подход, который обозначил в этом объекте архитектор Джакомо Кваренги, работы, созданные им для загородной резиденции в Царском Селе - четыре церкви и многочисленные культовые постройки - полностью соответствовали вкусам главного заказчика, императрицы Екатерины. За итальянцем прочно закрепилось звание «архитектора двора».

Период расцвета и успехов

C работы над Концертным павильоном в Царском Селе, около (1782), началось самое успешное для архитектора десятилетие. В этот период им были созданы наиболее значительные проекты для Санкт-Петербурга и Москвы. По указанию императрицы он занимается обновлением интерьеров Зимнего дворца, возводит множество построек вокруг главной императорской резиденции.

Джакомо Кваренги, биография которого отныне тесно связана с русской столицей, возводит целый ряд сооружений, определяющих политический имидж столицы и всего государства. Среди них - комплекс административных зданий Академии наук (1783-1785) и здание Ассигнационного банка (1783-1799). Он много работает и над частными заказами, украшая столицу и окрестности прекрасными образцами русской классической усадьбы. Среди них выделяются усадьба Безбородко на правом берегу Невы (1783-1784), особняк Юсуповых на Фонтанке (1789-1792), дом Фитингофа (1786) и др.

Театр на Дворцовой набережной

Настоящий шедевр этого периода - Эрмитажный театр Джакомо Кваренги (1783-1787). Здание с двухэтажной рустованной лоджией, слегка заглубленной между двумя выступами - ризалитами - и украшенной большим коринфским ордером, стало настоящим украшением комплекса главных правительственных зданий.

Верный последователь Палладио, Кваренги при оформлении театрального зала позволил себе почти дословную реплику сооружения своего великого учителя. В планировке сцены и зрительских мест, в элементах декора Эрмитажный театр очень напоминает театр Олимпико в Виченце, построенный по проекту Андреа Палладио.

Проекты для Москвы

Один из наиболее заметных объектов, возведенных итальянским зодчим для первопрестольной - старый Гостиный двор. Джакомо Кваренги начал его строительство в 1789 году. Здание дошло до нынешнего времени существенно измененным в ходе переделок и восстановлений после многочисленных пожаров. Но по сохранившейся аркаде с коринфскими колоннами можно оценить гармоничный классический характер постройки.

В числе московских построек - Головинский дворец в Лефортово (1780) и торговые ряды на Красной площади (1786). Постройки на главной столичной площади не сохранились, а другое здание - Странноприимный дом Шереметьева на Сухаревской площади (1803-1807) - до сих пор впечатляет масштабом и гармонией.

Поздний период жизни и творчества

Спроектированные и построенные Джакомо Кваренги достопримечательности Санкт-Петербурга, относящиеся к началу XVIII века, - учебные, медицинские и общественные здания. (1804-1807) отличается величественным обликом, который определяется восьмиколонным портиком Мариинская больница на Литейном (1803-1805) отличается рациональным планировочным решением и строгим декором. Любимым детищем Кваренги позднего периода стал (1806-1808).

Гармонично вписанное в окружение, это здание стало воплощением самых важных идей палладианства. Выразительность архитектурного облика достигается сочетанием гладкой протяженности стен с пластически богатым акцентом в центре композиции. Им стал великолепный портик на основании в виде аркады.

Джакомо Антонио Кваренги много работал не только для столиц, но и для провинциальных городов Российской империи. Известны и его европейские постройки. Связав свою судьбу с Россией, он до конца своих дней оставался её патриотом. Когда во времена Бонапарта всем итальянцам было приказано вернуться на родину, Кваренги отказался и был заочно приговорён итальянским королём к смертной казни.

Последним же значимым проектом великого архитектора считается величественные Триумфальные ворота (1814) воздвигнутые в Санкт-Петербурге по случаю победоносного возвращения русских войск после победы над Наполеоном.

Джакомо Кваренги. Краткая биография

  • 20 сентября 1744 года - на севере Италии, в окрестностях Бергамо, в семье судьи родился будущий великий архитектор и художник-график.
  • С 1762 года - обучение живописи в Риме у Р. Менгса, архитектуре у С. Поцци, А. Деризе, Н. Джансомини.
  • 1769 - начало архитектурной деятельности, проекты культовых сооружений в окрестностях Рима и в Ломбардии.
  • 1 сентября 1779 года - Кваренги подписывает контракт с советником русской императрицы И. Я. Рейфенштейном и приезжает на работу в Россию.
  • 1780-1817 - проектирование и руководство строительством общественных и жилых зданий в Санкт-Петербурге, Москве, в провинции, в странах Европы.
  • 1811 - отказался покинуть русскую службу по приказу бонапартистских властей, за что был приговорен ими к смерти с конфискацией имущества.
  • 2 марта 1817 года - Джакомо Кваренги скончался в Санкт-Петербурге. Впоследствии был перезахоронен в Александро-Невской лавре.

Выдающийся архитектор, представитель русского классицизма Джакомо Антонио Доменико Кваренги (Quarenghi, Giacomo Antonio Domenico) родился в селении Рота Фуори (провинция Бергамо, Италия) 20 сентября 1744 года. Его родители были представителями двух аристократических семей, влиятельных на севере Италии, отец - Джакомо Антонио Кваренги, мать - Мария Урсула Рота. Новорожденный мальчик, ставший вторым ребенком в семье, был назван по имени отца - Джакомо Антонио.

Начальное образование Джакомо получил в самом значительном и известном в Бергамо коллеже "Милосердие". С раннего детства родители готовили сыну карьеру священнослужителя. Но мальчик отдавал предпочтение изобразительному искусству. Видя увлеченность сына рисованием, отец Кваренги как художник решил предоставить ему возможность учиться живописи у Паоло Бономини и Джованни Раджи, ученика Тьеполо. Но уроки рисования, которые Кваренги берет у лучших художников Бергамо, не приносят удовлетворения. Он настаивает на учебе в Риме, куда уезжает в 1762 году и учится живописи у А.Р. Менгса и С.Поцци. Немного позже он изучает архитектуру, посещает и рисует классические руины и виллы в Веннето. Особый интерес Кваренги проявляет к архитектуре. Полный сомнений относительно правильности методов изучения архитектурного искусства, преподносимых его римскими учителями, Кваренги натолкнулся однажды на знаменитый трактат архитектора Андреа Палладио "Четыре книги об архитектуре". Он нашел близкую и созвучную его мировоззрению методику творчества. Нужно сказать, что Кваренги был знаком с творчеством этого архитектора. Он рос среди построек Палладио и знал все его творения.

В конце 1760-х годов Кваренги создает свои первые архитектурные работы. Сначала от ирландского скульптора Кристофера Юкстона, работавшего в Риме, Джакомо получил заказ на проекты двух особняков "для английских господ" и выполнил поручение с успехом. После этого он разработал проекты каминов, а также таких утилитарных зданий, как склады, тоже для англичан. Вскоре Кваренги получил признание и у итальянских заказчиков. В 1770 году Кваренги получил заказ от монахов-бенедиктинцев, в котором они просили обновить их старую церковь Санта-Сколастика в Субиако близ Рима при условии не трогать ни одного камня прежней постройки, хотя во всей церкви не было ни одной части, которая соответствовала бы другой. Кваренги, которому было тогда 25 лет, должен был решить поистине одну из самых трудных в архитектуре задач, связанную с реконструкцией существовавшего средневекового здания. И он ее выполнил умело. Первый камень был заложен 3 мая 1770 года, а закончилась стройка осенью 1773 года. Обновленная церковь была превращена изнутри в один из первых в Италии храмов неоклассического типа. Еще до своего отъезда из Италии Кваренги построил манеж в Монако и столовую залу в доме эрц-герцогини Моденской в Вене.

Достаточно длинный перечень работ Кваренги говорит о его признании как архитектора заказчиками - соотечественниками и иноземцами. Он работал и в Риме, и в Бергамо, его проекты были отправлены в Англию, Швецию; в конце 1770-х годов он был вхож в круги римской знати, имел влиятельных друзей и покровителей. Возможность путешествовать обеспечивалась достаточным его благосостоянием, которое после женитьбы было упрочено.

Слава Кваренги дошла и до России. Императрица Екатерина II увидела его рисунки и пригласила в Санкт-Петербург. 1 сентября 1779 года Джакомо Кваренги выехал в столицу России ко двору Екатерины II. Когда ему предложили поступить на службу в Россию, Кваренги согласился почти сразу. Он заключил контракт сроком на три года, по которому ему полагалось высокое жалование - 2360 рублей в год и казенная квартира. Не ожидая много от жизни в Италии или в Западной Европе, Кваренги не упустил шанс, предоставленный ему Екатериной. В январе 1780 года 35-летний зодчий вместе со своей семьей переехал в Москву.

Кваренги покидал Италию сторонником строгой и величественной архитектуры, опирающейся на античную культуру, обогащенной достижениями великих мастеров эпохи Возрождения. Положенные в основе его творчества убеждения широко развернулись в чужой для него стране. По своему служебному положению "архитектора двора ее величества" Кваренги был обязан исполнять в первую очередь заказы Екатерины II. Первой работой зодчего в Москве была перестройка императорского, так называемого Екатерининского дворца на Яузе (не сохранился). К этому времени Екатерина II уже успела оценить способности архитектора, и в феврале 1782 года поручила ему разработку проекта всего внутреннего убранства московского дворца.

Затем Кваренги стал жить в основном в Петербурге. Он был поражен размахом русской столицы. Он работал самозабвенно, справлялся с огромным числом поручений, охотно выбирая в помощники русских архитекторов, художников, скульпторов. Однако высококвалифицированных исполнителей в Петербурге не хватало, и Кваренги в разное время приглашал специалистов из Италии. К наиболее значительным постройкам, возведенным по его проектам, принадлежат Английский дворец в Петергофе (1781-1794, полностью разрушен в 1942), Академия наук (1783-1785), Ассигнационный банк на Садовой улице (1783-1799), Эрмитажный театр (1783-1787), Екатерининский институт на Фонтанке (1804; ныне часть Публичной библиотеки), Конногвардейский манеж (1804-1807), Смольный институт (1806-1808), деревянные Нарвские триумфальные ворота (1814; перестроены в камне и металле В.П. Стасовым) в Петербурге, павильон "Концертный зал" (1782-1786) и Александровский дворец (1792-1796) в Царском Селе, торговые ряды на Красной площади (1786, не сохранились), Старый Гостиный двор (1790-1805) и Странноприимный дом (1794-1807; ныне институт им. Склифосовского) в Москве. Под его руководством было создано немало проектов и для усадеб, провинциальных городов (например, дом Денисьева в Курске, 1790; дом Сибирякова в Иркутске, 1800-1804).

В 1793 году в семье Кваренги произошла трагедия: во время родов скончалась его жена, оставив новорожденную девочку и еще четырех малолетних детей. Осенью 1796 года он вступил во второй брак. К тому времени известность Кваренги как выдающегося архитектора двора Екатерины II разошлась по всей Европе. В январе 1796 года он был избран членом шведской Королевской академии искусств. Официальное признание зодчего Санкт-Петербургской Академией художеств, как ни странно, произошло значительно позднее. Только 1 сентября 1805 года на чрезвычайном собрании Академии Кваренги был избран почетным членом. Его карьера в России была очень успешна. Вскоре после того, как он приехал в Россию он обнаружил, что здесь его ценят больше, чем в Европе. Во многих отношениях Кваренги, вместе с Чарльзом Камероном, установил стандарты для архитектуры Санкт-Петербурга. Хотя позже эта архитектура стала квинтэссенцией русского, в его время архитектура Кваренги считалась итальянской по природе и стилю. Кваренги видел, что причина исключительности его творений заключалась в его итальянском происхождении, но несмотря на это делил славу между Россией и его родной Италией. Каждый раз когда Кваренги возвращался в Италию, он продолжал учиться и творить, возвращаясь каждый раз с новым вдохновением.

Как писал Кваренги, в его творчество часто вмешивалась Екатерина II. Однако, завоеванное положение позволяло ему вводить в архитектурные рамки все высочайшие предначертания. Кваренги сумел сохранить высокий авторитет и у преемника царицы Павла I , а затем и у императора Александра I. Джакомо Кваренги жил и творил в России 37 лет и вошел в число лучших русских зодчих, наряду с В.И. Баженовым, И.Е. Старовым, Н.А. Львовым и М.Ф. Казаковым. В 1814 году Кваренги получил потомственное российское дворянство и орден св. Владимира 1-й степени.
Отношения Кваренги с Италией не всегда складывались хорошо. В 1801 году он посетил родину, где был встречен с триумфом. Когда в 1812 году велась подготовка к походу Наполеона на Россию, итальянский король приказал всем итальянцам вернуться в Италию. Кваренги решительно отказался. За это он был приговорен королем к смертной казни и конфискации всего имущества. Италии как родины у него не стало. Новая родина - Россия - приняла его в число своих славных сынов. Зато с каким юношеским подъемом, с каким талантом престарелый Кваренги поставил Триумфальные Нарвские ворота для победной русской армии, возвращавшейся в 1814 году из Франции! С каким воодушевлением и мастерством он составил проект храма "в память 1812 года" для постройки в Москве! Но построить ему помешала смерть.



По окончании строительства Эрмитажного театра (1787) зодчий получил разрешение поселиться в одном из помещений этого здания, обращенном окнами на Неву. Там он жил до конца своих дней. Умер Кваренги в Петербурге 18 февраля (2 марта) 1817 года. Он был похоронен на Волковском лютеранском кладбище, где место его могилы считалось давно утраченным.

В 1967 году, когда отмечалось 150-летие со дня смерти Кваренги, ленинградские историки попытались найти место захоронения великого архитектора. В результате специальных архивных исследований и археологических раскопок останки Д.Кваренги были обнаружены и перенесены в музейный Некрополь XVIII века Александро-Невской лавры. Новый памятник на его могиле - полуколонна с урной на постаменте - был установлен Музеем городской скульптуры.

Кваренги нашел в России свою вторую родину, и его творчество, как и творчество ряда других архитекторов, иностранцев по происхождению, под воздействием русской культуры творчески развивавших национальные традиции, вошло ценным вкладом в историю русской архитектуры.

Классический стиль Ляличской усадьбы определили два её главных строения: Зимний дворец и церковь Св. Екатерины, созданные по проекту итальянского архитектора Джакомо Антонио Доменико Кваренги (Giacomo Antonio Domenico Quarenghi). Будущий архитектор родился 20 сентября 1744 года в провинции североитальянского города Бергамо в маленьком селении Рота-Фуори.В юном возрасте Джакомо увлекался изобразительным искусством, но со временем на смену урокам живописи приходит изучение зодчества.

А. Палладио (1508-1580гг.)
Большое влияние на формирование творческой манеры Кваренги оказало знакомство с книгой Андреа Палладио (1508–1580 гг.) «Четыре книги об архитектуре». «Красота возникает из грациозной формы и соотношения различных частей между собой и общего к частному, потому что здания, подобно красивому человеческому телу, не должны иметь ничего лишнего и все в них должно быть пропорционально и уместно», – писал Палладио. Кваренги был очарован философией античной архитектуры, которую брал за основу средневековый архитектор. «Научиться обходиться без неуместных вольностей, варварских вычур и чрезмерных затрат…» – вещал со страниц своей книги Палладио.


Palladio Villa Trissino (Meledo di Sarego)
Подобно Палладио, Кваренги взял за эталон античное зодчество. Он учился у классиков, зарисовывая античные памятники, делая их тщательный обмер, а затем воспроизводил всё в чертежах. Точные зарисовки и вариации на римские темы принесли Кваренги славу в художественных кругах Рима и среди иностранцев.
КВАРЕНГИ-АРХИТЕКТОР
В конце 1760-х гг. Кваренги получил свой первый заказ на проекты двух особняков «для английских господ» и выполнил поручение с успехом. После ещё нескольких работ для англичан к Кваренги стали обращаться и соотечественники. Одним из объектов был храм Св. Схоластики близ Рима. Реставрация была успешно осуществлена и получила высокую оценку у специалистов.


Церковь Санта-Схоластика в бенедиктинском монастыре
Жажда знаний и самосовершенствования подвигла Кваренги на ряд путешествий по Италии с целью «изучить все лучшее, что находится в ее главных городах». Все увиденные сооружения римских и греческих мастеров Кваренги скрупулезно зарисовывал.
В 1770-е годы расширилась география его путешествий: Франция, Австрия, Монако... Плодом этих поездок стали знакомства с коллегами и многочисленные копии с их проектов. Таким образом Кваренги оттачивал графические навыки и расширял профессиональный кругозор.
А В ЭТО ВРЕМЯ В РОССИИ…
Екатерина II, продолжая дело Петра Великого, застраивала столицу. Императрица, как и многие ценители искусства того времени, оказалась под обаянием красоты и величия античности. В связи с этим она озадачила своего корреспондента Ф.М. Гримма: «Я хотела двух итальянцев, ибо у нас есть французы, которые слишком много знают и строят дрянные дома, негодные ни внутри, ни снаружи…». Гримм, хорошо изучив контингент римских архитекторов, остановил свой выбор на молодом и очень одаренном архитекторе и художнике Кваренги, увлеченность которого античностью в палладианской* ее интерпретации, несомненно, должна была понравиться Екатерине II.
Кваренги легко дал своё согласие, так как приглашение в Россию было шансом получить творческую независимость и следовать выбранному направлению по стопам великого Палладио.
1 сентября 1779 года Джакомо Кваренги подписал контракт на три года и получил статус придворного архитектора. Ему полагались высокое жалованье – 2360 рублей в год и бесплатная квартира.
ПРИДВОРНЫЙ АРХИТЕКТОР


Первые три года в Петербурге Д.Кваренги снимал «во втором этаже 4 покоя, одну кухню и для кареты место» в новостроенном угловом доме Н.И.Чичерина на Невском проспекте.
Объём работ, который выполнил Кваренги с самого начала пребывания его в России, был поистине огромным. Уже в 1783 году он пишет другу: «У меня так много-много работы, что я едва нахожу время есть и спать. Без преувеличения могу сказать Вам, что среди тех многочисленных зданий, относительно которых императрица пожелала, чтобы их проекты были составлены мною, чтобы я руководил их постройкой, нет ни одного, которое не требовало бы для этого всего человека».
Гримм не ошибся в своём выборе – Кваренги обладал необходимой гибкостью и вкусом. «Мой первый принцип, – писал Джакомо, – заключается в том, что чувство здравого разума не должно подчиняться определённым правилам и примерам, что рабское следование теориям и высказываниям великих мастеров без изучения их произведений,без учёта местности, условий и обычаев приведёт лишь к созданию посредственных вещей. Человек, который мыслит и наделён талантом, должен подняться над педантизмом…». Чтобы учесть новые «местность, условия и обычаи», следовало тщательно их изучить. Самым привычным способом изучения объектов была зарисовка. Наследие Кваренги включает в себя сотни и сотни рисунков, значительная часть которых изображает виды российских столиц.


Дворец в Павловске.Рисунок Д.Кваренги
КЛАССИЦИЗМ
Во второй половине ХVIII века архитектура Петербурга представляла собой сплав исконно русских традиций и веяний европейской моды, в том числе вычурного барокко. Но бурная эпоха диктовала свои законы, и прежние излишества оказались невостребованными. Поиски более экономичной и функциональной архитектуры заставили обратиться к классицизму**.
Вообще зарождение этого стиля в России началось ещё при Петре I. Очень большую роль в распространении принципов классицизма в русском зодчестве играла Академия художеств, чьи профессора были сторонниками данного направления. Таким образом, у Джакомо Кваренги в России оказалось много единомышленников. Итальянский зодчий изучал всё, что было создано в столицах до него, и активно сотрудничал с современниками.
Большое влияние на мировоззрение Кваренги оказал архитектор Н.А. Львов. Этих зодчих объединяла верность идеалам палладианства, что способствовало их продуктивному сотворчеству. Примером такого альянса может служить усадьба в Ляличах, где Н.А. Львов спроектировал летний домик, который настолько идеально вписался в композицию усадебного ансамбля, словно принадлежал руке того же мастера.
Сходились взгляды архитекторов и на устройство усадебных участков. Они умело разбивали модные в то время английские парки и пейзажные сады. Суть их устройства была в естественности форм и единстве с архитектурой поместья.
При Екатерине II вошло в обычай устраивать купальные места в парках поместий. Искусство подобных сооружений освоил и Кваренги. Термы, русские бани, бассейны, парильни, холодные ванны, турецкие бани – Кваренги виртуозно создавал всё новые проекты. Усадьба в Ляличах не отставала от столичной моды и радовала видом искусно выполненных и отделанных купален.
Что касается зданий, то Кваренги не только создавал проекты, но и успевал контролировать строительные работы. Он вникал во все тонкости возведения домов от чертежа до внутренней отделки и вскоре овладел строительной техникой и искусством оформления интерьеров. Кроме того, Кваренги обладал незаурядными художественными способностями. В самых ответственных заказах он выступал декоратором. Пол, плафоны, живопись и лепка на стенах и даже эскизы мебели – всё мастер продумывал сам и воплощал в окончательном чертеже. Для выполнения своих проектов Кваренги задействовал как местных, так и зарубежных мастеров.
Столь феноменальная продуктивность и талант Кваренги привлекали к нему всё новых и новых клиентов. Сначала заказы поступали от императрицы, а потом и от государственных деятелей, вельмож, помещиков и купцов. Уже в 1785 году Екатерина выражала свой восторг новым архитектором: «Этот Кваренги делает нам восхитительные вещи; весь город уже полон его постройками, он строит банк, биржу, множество складов, лавок, частных домов, и его постройки так хороши, что лучше и быть не может».
Немудрено, что слава Кваренги росла и выходила за пределы России. 26 января 1796 года он был избран членом Шведской королевской академии искусств. Санкт-Петербургская Академия художеств приняла Джакомо в свои ряды чуть позже, 1 сентября 1805 года.
Авторитет и почёт, завоёванный при Екатерине II, Кваренги не уронил и при её наследниках. Императоры Павел I и Александр I отмечали архитектора своим вниманием и поручали ему важные заказы. За свои заслуги архитектор был награждён орденом Св. Владимира I степени (в 1814 году), а также ему было даровано потомственное российское дворянство.
Умер зодчий от простуды на 73-м году жизни 18 февраля 1817 года. Он был похоронен в Петербурге на Волковском лютеранском кладбище. В 1967 году, когда отмечали 150-летие со дня смерти Кваренги, останки архитектора были перенесены в музейный Некрополь ХVIII века Александро-Невской лавры. В этом же году был установлен памятник-бюст великому зодчему перед фасадом одного из его творений – здания Ассигнационного банка.
Сохранившиеся чертежи и гравюры Кваренги являют собой проекты самых разных сооружений. Что-то не было реализовано, что-то не сохранилось до наших дней. Но есть здания, без которых невозможно представить современный Петербург или Москву. В Москве это Екатерининский дворец (ныне кадетский корпус), старый Гостиный двор, Слободской дворец (сейчас МГТУ им. Баумана); для Н.П. Шереметева Кваренги строил особняк в Останкино и Странноприимный дом, известный сейчас как институт им. Н.В. Склифасовского.
Больше всего построек авторства Кваренги сохранилось в Петербурге. Самые известные из них: Смольный и Екатерининский институты, Эрмитажный театр, Академия наук и др. А так же здание Ассигнационного банка, чертежи которого легли в основу проекта Зимнего дворца в Ляличах.


Здание Ассигнационного банка. Арх. Д.Кваренги
И. Грабарь сказал об архитекторе: «Кваренги вернул архитектуру снова на ту большую дорогу, которая ведет от Греции через Рим к Палладио и которая, конечно, у ворот его вилл еще не пресекается. Не оставив школы архитекторов, непосредственно ведущих начало от него и продолжавших его дело, он оставил столь гигантское наследство, что в распыленном виде, своими дробными и почти неуловимыми частицами, оно вошло в плоть и кровь лучших мастеров ближайшей эпохи».
Пройдя по этой дороге «от Греции через Рим…», мы попадём в … Ляличи, чьи постройки выполнены по подобию античных сооружений. Эдакий привет из Древнего Рима, который пронёс для нас через время и расстояние итальянский архитектор Джакомо Кваренги.


Зимний дворец в Ляличах. Графическая реконструкция В.Городкова


Летний домик в Ляличах. Фото 1910 г.
___________________
*В основе палладианства лежит строгое следование симметрии, учёт перспективы и заимствование принципов классической храмовой архитектуры Древнего Рима и Греции.
**Классицизм – художественный стиль в европейском искусстве ХVII – начала ХIХ века, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как идеальному эстетическому эталону.
(Из книги Г.А.Пикиной «Ляличи. Усадьба Завадовского»)

Джакомо Антонио Кваренги родился 20 сентября 1744 г. в местечке Рота-Иманья, предместье Бергамо. С давних пор этот город считался одним из центров художественной культуры севера Италии. Кваренги принадлежал к старинному и знатному семейству, известному еще с XII века.
Джакомо был вторым из трех сыновей в семье. Родители прочили ему карьеру священнослужителя или адвоката, однако молодой Джакомо избрал иной путь.

С юношеских лет он увлекся изящной словесностью, занимаясь переводами Катулла, Вергилия и других древнеримских поэтов. Любовь к литературе Кваренги пронес через всю свою жизнь. И дед, и отец Джакомо владели кистью, хотя никто из них не считал это своим основным занятием. Склонность к живописи унаследовал и Джакомо.

Юного Кваренги все же отдали в обучение к лучшим бергамским художникам того времени - Джованни Раджи и Паоло Бономини. Занятия будущего зодчего продвигались настолько успешно, что в 1762 г. по настоянию отца Джакомо отправляется для продолжения образования в Рим, который в те времена считался центром художественной жизни Италии и стал школой многих поколений художников и архитекторов. Началась самостоятельная жизнь молодого человека. Древний город поразил и покорил юношу.

К 30 годам Кваренги был женат и имел дочь. Он стал уже известным архитектором, но заказы его носили случайный характер. Прожив еще несколько лет в Риме, он так и не смог найти применения своему таланту. В те времена многие итальянцы в поисках заработка и славы покидали родные края. Между тем Россия по-прежнему охотно нанимала на службу талантливых иноземцев. Екатерина II постоянно была в курсе всех достижений культурной жизни Европы. Так попали в Россию живописец Стефано Торелли, украсивший своими росписями дворцы Петербурга и Ораниенбаума, а также скульптор Этьен Морис Фальконе - автор «Медного всадника» - и другие мастера. В сентябре 1779 г. Кваренги подписал контракт, а к концу года вместе с семьей прибыл в Петербург.

Во второй половине XVIII века в России формировался новый архитектурный стиль, получивший название классицизма. Кваренги суждено было стать крупнейшим мастером этого стиля и создать выдающиеся произведения зодчества.
Кваренги приехал в страну, где жаждали строить много и всегда нуждались в талантах. Екатерина II увидела в Кваренги архитектора новой формации. Замыслы Кваренги напоминали о прекрасной древности, но вместе с тем отвечали духу времени - строить много и экономно. Императрица осыпала нового архитектора милостями, сделав его первым придворным архитектором.

Кваренги поразили масштабы строительства в российской столице. В отличие от средневековых европейских городов, Петербург развивался не стихийно, а по строгому плану. Построенные здания поражали великолепием и свидетельствовали о высоком мастерстве их архитекторов. Но даже в центральной части города оставалось еще много архитектурно незавершенных участков. Тем не менее, Кваренги начал работать не в самой столице, а в ее пригородных царских резиденциях. Они ошеломляли великолепием, и поле деятельности для зодчих в них было вообще неограниченно.

Первой значительной постройкой Кваренги в России стал дворец в Английском парке Петергофа. Еще одной ранней работой архитектора был госпиталь в Павловске, который входил в комплекс хозяйственных построек на берегу Мариентальского пруда.

1783 г. положил начало многим новым постройкам архитектора. В течение последующего десятилетия Кваренги создал основные и лучшие свои произведения. Это были дворцы, загородные усадьбы, театры, гостиные дворы, частные дома, церкви, банк, биржа. В 1783 г. Кваренги приступил к строительству здания Академии наук. Но из-за возникших разногласий с президентом Академии княгиней Е. Р. Дашковой продолжать строительство отказался. Еще одно здание, прекрасно сохранившееся до наших дней, - это Эрмитажный театр. Архитектор создал один из лучших камерных театров мира. Он вызывал восторги современников. Кваренги отвели там постоянную ложу, а также квартиру в театральном доме, где он жил до конца своих дней.
В 1789 г. было завершено строительство Ассигнационного банка на Садовой улице. Сейчас в этом здании находится Финансово-экономический институт.
В 1780-е гг. Кваренги находился в зените своей славы. У него было много заказчиков, ему подражали другие архитекторы. Помимо общественных зданий он строил новые и перестраивал старые дома в Петербурге, Москве и дальних имениях петербургской знати.
Один из крупнейших государственных деятелей екатерининской эпохи канцлер А. А. Безбородко приобрел в 1781 г. два дома вблизи Почтамта. В результате перестройки оба дома были объединены. Интерьеры нового дворца отделывал Кваренги. Сейчас в этом доме находится Музей связи.
Дача А. А. Безбородко, которую перестроил Кваренги, и сейчас является украшением правого берега Невы, а в те времена это был целый архитектурный ансамбль с пейзажным парком и прекрасным видом на Неву. После смерти канцлера имение унаследовал его брат И. А. Безбородко, а потом внук брата А. Г. Кушелев, которому было разрешено носить двойную фамилию Кушелев-Безбородко. Под этим названием усадьба и дошла до наших дней, а символом ее является знаменитая ограда из 29 сидящих львов.

Для другого вельможи, А. Д. Ланского, предназначался один из трех домов на Дворцовой площади, которые начали возводить по проекту Ю. М. Фельтена. В оформлении некоторых его интерьеров также принимал участие Кваренги. Позднее именно эти здания послужили той основой, на которую опирался К. И. Росси, создавая свой замечательный ансамбль. Дом Ланского включен в центральную часть здания Главного штаба.
Выполнял также архитектор и работы во дворце графов Шереметевых на Фонтанке. К тому времени дворец уже перестраивался архитектором И. Е. Старовым. Кваренги построил во дворце галерею, кабинет и манеж в саду, но до сегодняшних дней они не сохранились.
На набережной Невы у Марсова поля в 1784-1789 гг. Кваренги построил дом для купца Гротена. Потом это здание было продано Н. И. Салтыкову. Сейчас в этом доме находится Институт культуры.

Кваренги построил дом для князя Гагарина на Дворцовой набережной, дом купца Сиверса на Миллионной улице, дом Фитингофа на Адмиралтейском проспекте. Перестроил Кваренги и дворец князя Юсупова на Фонтанке, сохранив существующее в усадьбе здание середины XVIII века. Изменился только характер декоративного решения фасадов и интерьеров.
Одной из наиболее крупных работ архитектора является Александровский дворец в Царском Селе, предназначенный для любимого внука императрицы Александра. Поначалу здание было решено возводить в Петербурге, но потом выбрали Царское Село. Здание оказалось очень удобным для жилья, и вскоре стало одним из любимейших мест пребывания царской семьи в летнее время.

С началом нового века среди построек зодчего стали преобладать общественные сооружения. Это были здания Мариинской больницы, Екатерининского института на Фонтанке (ныне филиал Российской Национальной библиотеки).

Работал Кваренги и для военного ведомства. В 1804-1807 гг. он построил манеж, который входил в комплекс казарменных построек Конногвардейского полка. И сегодня Конногвардейский манеж выделяется монументальностью своих форм и служит украшением города.
Летом 1814 г. русская гвардия возвращалась в Петербург по Нарвской дороге после победоносной войны с Наполеоном. На окраине столицы, при въезде в город, решено было построить Триумфальные ворота, проект которых создал Кваренги. Из-за спешности строительства ворота были выполнены из дерева и скоро обветшали. Они были перестроены архитектором В. П. Стасовым в 1824-1833 гг. Лучшей же постройкой своей жизни Кваренги считал Смольный институт (1806-1808). Здание предназначалось для закрытого дворянского учебного заведения - Института благородных девиц. Зодчий продумал не только каждую деталь внутри здания, но и все его окружение.

Заслуги Кваренги перед своим вторым отечеством были высоко оценены. Он получил права потомственного российского дворянства и стал кавалером ордена св. Владимира.

В последние годы жизни слепнувший Кваренги почти не имел заказов. Он часто гулял по улицам города, где многие его узнавали. Умер Джакомо Кваренги 18 февраля 1817 г. Его похоронили в католической части Волкова кладбища. После смерти архитектора его вдова недолго оставалась в России. Она уехала в Италию и вывезла туда семейный архив. Сейчас он находится в городской библиотеке Бергамо.
Вклад Кваренги в русское зодчество невозможно переоценить. Он не проектировал архитектурных ансамблей, но без зданий, им построенных, невозможно представить себе наш город. Они в значительной степени определяют «строгий, стройный вид» северной столицы. Прошло более двухсот лет, но его творения по-прежнему продолжают служить людям, а творчество архитектора настолько значительно и многогранно, что интерес к нему не иссякает и по сей день.

Все, кто интересуется историей архитектуры или принимает активное участие в создании архитектурных шедевров, слышали о таком замечательном человеке, настоящем мастере своего дела, как Джакомо Кварнеги. Этот человек не прожил свою жизнь напрасно. Он оставил огромнейший след на Земле. О жизни этого прекрасного архитектора и его творениях пойдет речь в статье.

Биография

Джакомо Антонио Доменико Кваренги родился в провинции Бергамо, маленьком селении Италии, в довольно обеспеченной семье. Живописцами были и его дедушка, и отец, причем очень известными. От них Джакомо досталась тяга к прекрасному и талант художника. Природа рвалась наружу, и мальчик демонстрировал желание творить, рисовать, но у родителей был задуман для него совсем другой путь: в монастырской школе он учился языкам, литературе, философии, юриспруденции. Кваренги говорил, что изучение последних двух наук вызвало в нем только отвращение. Впрочем, впоследствии Джакомо настоял на своем, став учеником художников Раджи и Бономини. Те обнаружили в нем выдающийся талант и посоветовали не сходить с выбранного пути.

В 1861 году Джакомо Антонио Кваренги отправился в Рим, где завел много полезных знакомств: его учителями и друзьями стали А. Менгс, С. Поцци, В. Бренна. Именно последний подал Джакомо идею стать архитектором, и так Кваренги увлекся до конца жизни, постепенно став настоящим знатоком темы. Он начал знакомиться с историей архитектуры, трудами архитекторов Рима, вдохновенно зачитывается трактатами зодчих Ренессанса, особенно близкими ему стали идеи Андреа Палладио.

Известность не заставила себя долго ждать: аббат Торп познакомил Джакомо с К. Редзонико. Этот меценат, в то время бывший очень знаменитым, заказал у Кваренги крупный проект церкви в Субиако. Сложность заключалась в том, что церковь надо было переделать, но старое здание изменять нужно было по минимуму. Так архитектору фактически пришлось создать новый храм внутри старого. Уже в этом проекте можно было разглядеть стиль Кваренги, которому присуща строгость и лаконичность. После выполнения этого первого крупного заказа к архитектору посыпались предложения со всей Европы.

1775 год подарил Джакомо Антонио Доменико Кваренги семейное счастье - жену и дочь.

Приглашение из России было для Кваренги следующим важнейшим этапом в жизни и карьере. До этого он лишь выполнял перестройки и небольшие случайные проекты, крупных самостоятельных проектов у него не было, как и не было полного чувства собственной самореализации. Поэтому архитектор Джакомо Кварнеги сразу же согласился отправиться в Россию, где подписал контракт с Екатериной II, став ее придворным архитектором. Это произошло в 1780 году.

Начало работы Кваренги в России было положено дворцом в Петергофе, который не только украсил природный ландшафт, но и впоследствии стал настоящей достопримечательностью Санкт-Петербурга. По проектам Кваренги были построены беседки и павильоны, церкви в Царском Селе и имения высокопоставленных особ. Он стал буквально нарасхват среди русских аристократов того времени, здесь его талант и познания в архитектуре наконец раскрылись в полной мере, внесли в городской облик штрихи классицизма. Екатерина всегда контролировала работу архитектора, общаясь непосредственно с ним, иногда даже принимала участие в разработке эскизов, но, бывало, слишком торопила в сроках осуществления проектов, о чем он сетовал в письмах.

Как бы то ни было, императрица всегда была весьма довольна работами архитектора, обновленные интерьеры в Зимнем дворце и все остальные постройки Кваренги были поистине грандиозными. Стабильность в работе не покинула придворного архитектора и после смерти Екатерины. С наступлением XIX столетия Джакомо Кваренги, постройки которого признаны шедеврами, стал проектировать больницы, институты. Смольный институт он сам даже называл лучшим из своих творений.

Проект Эрмитажного театра обеспечил архитектора квартирой неподалеку и персональной ложей. Вдохновением для создания послужил театр «Олимпико» А. Палладио. Джакомо Кваренги, краткая биография которого представлена вашему вниманию в статье, спроектировал театр очень продуманно, так что он был комфортен для посетителей, а акустика там была потрясающая. Архитектор писал, что стремился совместить в проекте античный вид и современные решения.

Хотя со временем у архитектора и погибли две дочери и две жены, у него осталось еще пятеро детей. Он остался в России до самой смерти, эта страна стала его второй родиной. Джакомо Кваренги скончался в Санкт-Петербурге в 1817 году, причиной послужила банальная простуда.

Современники о Кваренги

Архитектор был человеком заметным, о нем много говорили, писали, рисовали карикатуры, так как внешностью он обладал запоминающейся.

  • Екатерина II писала, что архитектор «делает нам восхитительные вещи» и его работы «так хороши, что лучше и не может быть», а также что он намного лучше французских архитекторов, с которыми ей приходилось сотрудничать до него, их работы она называла дрянными.
  • И. Грабарь говорил, что благодаря Кваренги архитектура вернулась на ту дорогу, что «ведет от Греции через Рим к Палладио и которая, конечно, у ворот его вилл еще не пресекается».
  • Ф. Вигель отмечал, что работы Джакомо Кваренги «более всего красят Петербург». Он также много шутил на тему непропорциональных размеров носа архитектора.

Джакомо Кваренги: достопримечательности

Абсолютно все проекты Кваренги сочетают в себе лаконичность композиции, строгий классический вид и одновременно пропорциональность, придающую им изящную аристократичность. Строения, созданные этим архитектором, ни в коем случае не перегружены излишествами и декором, их акценты не кричат, а лишь слегка намекают на изысканность. Джакомо Кваренги, биография которого насыщенна интересными фактами, проектировал не только сами здания, но и интерьеры, мебель, поэтому все убранство гармонично сочеталось между собой.

Проект Холодной бани, Кухня-руина, Концертный зал в Екатерининском парке и мост около него, храм на Кузьминском кладбище, казармы на Кадетском бульваре, множество мостов, Александровский и Константиновские дворцы, Серебряный кабинет во дворце Екатерины - это лишь некоторые примеры работ Джакомо Кваренги.

Институт Склифосовского

Интересна история создания Института Склифосовского в Москве, в проектировании которого принимал непосредственное участие Д. Кваренги. Института бы сейчас не было, если б не давняя любовь графа Шереметьева к Прасковье Жемчуговой, по просьбе которой тот создал в Сухаревке Странноприимный дом для бедных и страждущих. К сожалению, любимая женщина умерла, не дожив до открытия, и граф обратился к Кваренги, ее другу, за помощью в перестройке. Здание построено в форме полукруга и напоминает храм с куполом и колоннами. Впоследствии Странноприимный дом стал Шереметьевской больницей, но не все знают, что это своего рода символ любви.

Круглый рынок

Здание можно отнести к числу старейших рынков, построено было в 1790 г. Автор проекта - Кваренги. Здесь бывал А. С. Пушкин, некоторое время он жил рядом с рынком. Планировка рынка вовсе не круглая, а треугольная, но с закругленными краями, отсюда и название. Занимает постройка целый квартал. В основном на рынке торговали продовольственными товарами, но были и складские помещения.

Английский парк

Джакомо Кварнеги создал его летом 1781 г. Он стал самым первым пейзажным парком Петергофа и самым большим из них. Интересно то, что при планировании композиции парка в основу были положены естественные очертания водоемов. На берегу пруда был возведен трехэтажный Английский дворец. Парк и дворец не пережили Великую Отечественную войну, сохранились лишь руины.

Летний дворец Павла I

Кваренги был не единственным архитектором, работавшим над проектом дворца. Павловский дворец строили на протяжении полувека, строительство было завершено в 1786 г. В числе соавторов проекта были К. Росси, Ч. Камерон, А. Воронихин, В. Бренна.

Мариинская больница

Здание было построено в 1803 г. по инициативе Марии Федоровны. Главным архитектором проекта был Джакомо Кваренги. Больница имеет строгую симметричную планировку, вход украшен колоннадой. В основе плана лежит усадебная схема, палаты располагаются по обе стороны коридора, проходящего через все здание. В каждой палате не боле 15 кроватей, разделены они достаточно толстыми стенами, чтобы больные не беспокоили друг друга.

Триумфальные ворота

Знаменитые Нарвские триумфальные ворота - тоже проект авторства Кваренги. Были возведены в 1814 году всего за месяц в спешном порядке, чтобы русские войска вернулись с победой и прошли через них. Колоннада с возвышающимися над ней всадниками и богиней Славы выглядела необычайно торжественно. Однако материалы были, мягко говоря, не самыми долговечными (дерево и алебастр), так что в дальнейшем ворота были отстроены заново, но уже из камня и металла.

Университет экономики и финансов

Здание было создано в 1799 г. До университета в здании находился Ассигнационный банк, на время ВОВ учебное заведение было эвакуировано, с 1944 заработало вновь. Основой для построения плана послужили палладианские постройки, Кваренги во многом использовал наследие этого итальянского зодчего, но не путем слепого копирования, а добавляя свои идеи. Одним из принципов Кваренги было убеждение в том, что рабское следование теориям великих мастеров ведет к созданию посредственных сооружений.

Фасад здания с одинаковыми окнами выглядит уравновешенно, они образуют четкую геометрическую сетку. Классическая композиция, выверенность линий дарят архитектурному сооружению респектабельность и внушительность. Львиные маски придают фасаду нарядность, той же цели служат античные статуи на фронтоне и шесть колонн коринфского ордера. Впоследствии прямо перед фасадом был установлен памятник - бюст Д. Кваренги.

Александровский дворец Джакомо Кваренги

Этот дворец - признанный шедевр мировой архитектуры, яркий пример строгой классики. Историк искусства И. Грабарь говорил, что есть дворцы более крупного размера, но нет таких, которые превзошли бы Александровский в архитектуре. Здесь много времени проводила императрица Екатерина II, здесь проводились грандиозные празднества: балы с фейерверками, маскарады.

Проект Александровского дворца был готов в 1792 году, однако после этого неоднократно дополнялся и дорабатывался по пожеланиям императрицы. В итоге здание идеально вписалось в ансамбль парка, не выбиваясь, а как бы растворяясь в нем. Все части здания соразмерны, великолепие и роскошь достигаются не обилием золота, барельефов, живописных деталей и орнаментов, а лишь богатством и разнообразием архитектурных приемов. Дворец производит впечатление простоты и легкости, изящности и элегантности. Большое влияние на Кваренги оказало творчество итальянского архитектора А. Палладио, что сказалось и на облике Александровского дворца.

Двухэтажное здание выполняло функцию летней резиденции царской семьи. Кваренги безошибочно просчитал освещение дворца, и, несмотря на недостаток солнца в России, все залы светлые. Фасад здания украшен колоннадой, придающей ему торжественный и гостеприимный вид. Окна, ротонды расположены так, чтобы подчеркивать пейзаж парка, чтобы можно было любоваться чудесным видом на пруд и растительность вокруг него. Что немаловажно, элегантность и великолепие дворца сочетались с удобством внутреннего убранства, так что не одно поколение высокопоставленных персон прожило там с полным комфортом.

Смольный институт

В письмах Екатерины II то здесь, то там можно встретить искреннее восхищение работами Джакомо Кваренги, в том числе Смольным институтом. Мастер и сам признавал этот проект наиболее значимым в своем творчестве.

Название «Смольный» происходит от смоляного двора, который был создан близ Адмиралтейской верфи. Так бочки со смолой для обработки кораблей дали название дворцу, монастырю и институту. Как и все сооружения Кваренги, Смольный институт отличается сдержанностью, монументальностью, классической уравновешенностью, идеальной вписанностью в ландшафт. Здание Смольного Джакомо Кварнеги состоит из трех корпусов: главного и двух боковых, но производит впечатление единого. Каждый корпус при этом имеет отдельные входы.

Главный акцент в архитектурном оформлении фасада - портик из восьми колонн. Также здесь можно увидеть лепное изображение герба России. Внутри Смольного института располагается актовый зал, учебные и жилые помещения. Актовый зал выглядит очень торжественно: сквозь большие оконные проемы льется свет, белые колонны делят его на три части, висячие светильники, статуи, изразцовые печи, лепнина дополняют общую картину.

  • За три года до собственной смерти (в 1814 г.) он стал почетным обладателем ордена Святого Владимира I степени, а также российского дворянства.
  • При планировке Смольного института Кваренги разместил его немного позади от Смольного монастыря, будто признавая его значимость и отдавая поклон предшественнику.
  • Один из астероидов носит имя Кваренги (32807 Quarenghi).
  • Первый в России чугунный мост был построен именно благодаря ему.
  • Сейчас местом захоронения архитектора является Лазаревское кладбище, однако первоначально он был похоронен на Волковом.
  • На петербургской улице Садовой можно найти бюст Джакомо Кваренги.
  • Телеканал «Культура» снял фильм об архитекторе под названием «Красуйся, град Петров!»
  • Свой характер Кваренги описывал как «вспыльчивый, но отходчивый».
  • В 2012 году тиражом 1,5 тысячи штук была выпущена именная монета Джакомо Кваренги номиналом 25 рублей, на ней архитектор изображен с макетом и чертежами в руках.
  • В 2017 году в Санкт-Петербурге на углу Почтамтского переулка и ул. Якубовича поставили горку высотой под два метра в виде носа Кваренги, приурочив появившийся арт-объект к 200-летию со дня смерти архитектора.
  • В Пушкинском музее можно найти портрет знаменитого смешного носа Кваренги работы художника Орловского.
  • Институт Склифосовского, здание Старого Гостиного двора сохранились и по сей день.
  • Младшую дочь архитектора звали так же, как и императрицу, - Екатерина.
  • В Санкт-Петербурге есть переулок, названный в его честь.