Главные герои басни крылова мартышка и очки. Урок «Басни И.А.Крылова: «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»

Анализ басни Крылова И.А. «Мартышка и очки»

Басня – небольшой рассказ, имеющий чаще всего стихотворную форму, это произведение иронической направленности. Басня – это иносказание, хотя в ней обычно рассказывается о птицах и зверях, но на самом деле в ней поднимаются проблемы, которые волнуют общество. «Мартышка и очки» является ярким примером такого произведения.

В баснях часто используется такой приём, как аллегория. Птицы, насекомые, звери – это всего лишь «маска», за которой скрывается человеческая натура, негативные черты которой изобличает баснописец. В к басне обязательно должно быть небольшое заключение – мораль. По структуре каждая басня похожа на коротенькую пьесу, которая очень динамична и образна, с закадровым комментированием действий главных героев.

Басня «Мартышка и очки» была создана в 1812 году. Мартышка – главный герой – написана в басне с большой буквы, из чего можно сделать вывод, что автор имеет в виду вовсе не животное, а человека.

В басне рассказывается об обезьяне, у которой из-за возраста возникли проблемы с глазами – видеть стала плохо. Мартышка не могла скрывать свои проблемы и рассказала о них окружающим. Нашлись добрые люди, которые подсказали ей, что очки смогут помочь увидеть мир чётче, но, к сожалению, не пояснили бедной Мартышке, как же ими пользоваться. Добыть очки Мартышка сумела, а вот уж использовать их по назначению было ей не по плечу. Куда только Мартышка не пыталась их примерить – и на хвост, и к темени, попробовала их на вкус и на запах. Естественно, что все эти пробы не дали нужных результатов – не стало лучше зрение Мартышки. Обезьянка же после таких долгих «мучений» делает вывод: люди ей соврали, а от очков нет никакого толка. Досада Мартышки была так велика, что она разбивает добытые очки вдребезги, а осколки от них разлетаются во все стороны. Мораль, как и полагается в басне, находится в конце – хоть вещь, которую имеет Мартышка, и полезна, но, не зная, в чём именно её польза, невежда уничтожает её.

Данную мораль можно перевести и так: если человек, который не разбирается в своём деле, занимает высокое положение, то он может не пропустить те идеи, новинки, которые просто не сможет понять. История знает немало таких случаев. К примеру, в советской России гонениям подверглись генетики. Чиновники не поняли эту науку, не смогли в ней разобраться и бесповоротно решили, что она ложная. Очевидно, что «невежды оказались на троне». Как раз о таких людях и повествует Крылов, высмеивая в своих баснях человеческую глупость и недальновидность.

Произведение Крылова вышло весьма ироничным. Автор точно определил людские пороки и недостатки. Он не высмеивает конкретную Мартышку, он смеётся над каждым невеждой, не желающим увидеть очевидные вещи. Прибегая к аллегории, Крылов вдумчивому и внимательному читателю раскрывает тайны замысла басни, а читателю, которого можно назвать недальновидным, думается, что автор произведения решил потешить народ историей про глупую обезьяну. Ряды однородных членов, описывающие действия Мартышки, делают образ ещё более комичным. Использование диалоговых форм делает повествование легким и увлекательным. Мораль басни будет понятна только вдумчивому читателю.

Сегодня трудно встретить человека, незнакомого с творчеством Ивана Андреевича Крылова - знаменитого на весь мир поэта, который зарифмовал множество жизненных истин понятным для малышей языком. Мало кто из нас имеет представление о том, насколько сложно донести информацию до юного читателя взрослому человеку. В таком деле существует масса нюансов, и все они были доступны великому русскому баснописцу. Ярким примером его творчества является басня «Мартышка и очки». Крылов наиболее подробно показал детям на примере животного, как не стоит вести себя с незнакомым предметом. Кроме того, стихотворение имеет определенную психологическую нагрузку. Давайте подробно рассмотрим все, что хотел выразить поэт в этом произведении.

Басня «Мартышка и очки» (Крылов И.А.): краткое содержание

Образовательные программы сегодня значительно отличаются друг от друга. Так, в 4 или 5 классе ребятам может преподаваться басня «Мартышка и очки». Крылов И.А. на примере такого животного, как маленькая и любопытная обезьянка, в произведении разыграл поучительная сценку. Главная героиня начала испытывать проблемы со зрением, и для того чтобы как-то их решить, купила себе очки. Мартышка слышала где-то, что они отлично помогают людям, поэтому и решила испробовать эту вещь на себе. К очкам, само собой, не прилагалось абсолютно никакой инструкции, поэтому озабоченная дама вертела предмет, как могла, и цепляла ко всем частям своего тела, но ничего не помогало. Что же делать? Мартышка выбросила их и с досадой заявила, что люди придумали совершенно бесполезную вещь.

Мораль басни «Мартышка и очки»

Не секрет, что произведения русских классиков в большинстве своем имеют глубокий смысл, который и хотят донести до читателя авторы. Не является исключением и басня «Мартышка и очки». Крылов наградил ее глубокой моралью, понятной даже детям. Именно поэтому данное произведение включено в обязательную программу уроков литературы. Наиболее полноценно дети усваивают информацию в игровой форме, поэтому действия животных в стихах Ивана Андреевича вызывают у них удивление и восторг. За что же так любят данную басню представители министерства здравоохранения России? Очевидно, за понятное раскрытие морали, казалось бы, простой жизненной ситуации, и доступно оно именно детям

«Мартышка и очки»: анализ текста

Основная мысль, которую автор хотел донести до нас текстом басни, сформирована в последних строчках рифмованного произведения. Она гласит, что никто не имеет права осуждать то или иное изобретение, не зная правил обращения с ним. можно перенести и на отношения с людьми: не нужно сравнивать себя с другими и рассуждать об их уровне жизни, будучи незнакомым с ними.

Басни Ивана Крылова завоевали огромную аудиторию по всему миру, именно поэтому они включены в школьную программу как обязательные для изучения произведения. Отличным станет вариант возвращения к стихам данного автора и во внешкольное время. Малыш еще лучше поймет основной смысл басни, если мама или папа объяснит ему суть некоторых моментов.

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКИКА

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ДОНЕЦКА

Отдел образования администрации Ворошиловского района города Донецка

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа №9 города Донецка»

Материалы

  1. Всероссийского дистанционного конкурса для учителей начальных классов на лучшую методическую разработку урока с мультимедийным сопровождением

« Басни И. А. Крылова: «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Мораль басен. Герои. Нравственный урок читателю»

(урок - литературная студия)

Харлап И.А. - учитель начальных классов

Урок литературного чтения (3 класс)

Тема. Басни И. А. Крылова: «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Мораль басен. Герои. Нравственный урок читателю.

Цели: познакомить обучающихся с баснями И.А.Крылова; сформировать умения определять особенности басни; научить выделять мораль в текстах, различать речь автора и героев, изображённые события и скрытый смысл; развивать читательскую компетентность, интеллектуальные и творческие способности, поэтический слух, творческое и воссоздающее воображение и ассоциативное мышление, навыки беглого чтения; воспитывать активного читателя, любовь к русской литературе, уважение к творчеству баснописца.

Тип урока: интегрированный урок с элементами интерактивного обучения.

Форма урока: урок - литературная студия (с использованием игровых, мультимедийных технологий).

Оборудование: портрет И.А.Крылова, выставка книг И.А.Крылова для детей, выставка иллюстраций к басням «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; карточки (текст речевой разминки, задания); презентация «И.А.Крылов».

Формы работы: фронтальная, работа в группах, парах.

Методы и приемы : слово учителя, беседа, выразительное чтение и анализ басен, ролевая игра, мозговой штурм, самооценка.

Ход урока

І. Организационный й момент

Прозвенел звонок весёлый.

Все готовы? Всё готово?

Мы уже не отдыхаем.

Все работать начинаем!

Метод «Прогноз погоды»

(Каждый обучающийся определяет свой эмоциональный настрой на урок в градусах: от 1 до 5.)

ІІ. Проверка домашнего задания (с.132-133, чтение текста о И.А.Крылове)

Проверьте себя, внимательно ли вы читали.

Викторина «Продолжите предложение»

Иван Андреевич Крылов родился в … (Москве).

Он без помощи учителей овладел … (русским языком, математикой, изучил французский и итальянский языки).

Более тридцяти лет он проработал в … (Петербургской публичной библиотеке).

И.А.Крылов написал более … (200) басен.

В чем секрет басен И.А.Крылова?

В каких источниках можно найти информацию о Крылове?

«Дедушка Крылов» - так назвал его народ, выразив этим свою любовь к великому русскому баснописцу. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Если прочтете это имя справа налево, то сразу все поймете.

Какой вывод можно сделать из прочитанного вами дома материала?

ІІІ. Речевая разминка

(Задание на карточке)

Прочитайте текст, определите его жанр. (Это басня.)

Случается нередко нам
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.

Прочитайте отрывок с «ворчащей» интонацией (с интонацией удивления, интонацией восхищения, с веселой интонацией).

Прочитайте отрывок из басни выразительно.

І Y . Актуализация опорних знаний

Подготовительная работа. Слово учителя.

Популярность басен была огромна. Их знали даже императоры Александр І и Николай ІІ. Русский поэт Петр Андреевич Вяземский писал:

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта - наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

Y . Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

1. Работа с иллюстрациями (один ученик из каждой группы представляет работы обучающихся).

1 группа - иллюстрации к басне «Мартышка и Очки».

2 группа - иллюстрации к басне «Зеркало и Обезьяна».

3 группа - иллюстрации к басне «Ворона и Лисица».

- Ребята, посмотрите на иллюстрации к произведениям И.А Крылова.

Сформулируйте самостоятельно тему и цели урока.

Сегодня мы начинаем знакомиться с творчеством замечательного русского баснописца. Александр Сергеевич Пушкин очень любил Ивана Андреевича Крылова и называл его «истинно народным поэтом».

Каждая группа уже выступила в роли художников - иллюстраторов. Сегодня вы попробуете себя в роли поэтов, актёров (в конкурсе инсценированной басни) и критиков.

2. Проблемный вопрос

И.А. Крылов писал: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

Подумайте, что высмеивают, обличают басни И.А.Крылова.

В конце урока мы выслушаем ваши ответы и подведем итог нашей работы.

Y І . Работа по теме урока

Чтение басни «Мартышка и Очки» (с.134-135) обучающимися

(1 группа) с последующей беседой:

Почему слова Мартышка и Очки написаны с большой буквы. Можно ли по названию определить, о чем будет произведение?

Чтобы текст басни был нам понятен, определите значение слов (задание на карточке).

Мартышка - …

Дюжина - …

Нанижет - …

К худу клонит - …

Познатней - …

(Ключик: маленькая обезьяна, 6, 12, верхняя часть головы, наденет подряд на нитку или проволоку, к плохому клонит, высший слой привилегированного класса).

Ребята, почему И.А.Крылов выбрал для своей басни именно Мартышку?

Соответствуют ли действия Мартышки тому, что обычно делают с очками? (Нет, так очками не пользуются).

Почему Мартышка решила, что люди ее обманули? (Она не знала, как пользоваться очками, поэтому они ей не помогли).

В чем комичность ситуации? Что вам показалось в басне забавным, смешным? (Было смешно, что очков она достала себе много и надевала их на себя, как только можно было надеть).

Если бы в басне не было морали, можно догадаться, какие недостатки людей высмеиваются в басне? (Высмеивается человек - невежда).

2. Работа в парах.

Похожи ли между собой слова невежа и невежда. Объясните смысл каждого из них. Кому сложно, то можете воспользоваться подсказкой (задание на карточке).

Невежда - необразованный человек, неуч, недоучка, невежа - грубый и невоспитанный, невежливый человек, не знаком с простыми правилами поведения. Невежа - грубиян (синоним), невежда - эрудит (антоним).

Y ІІ. Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

(подскоки на правой ноге).

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

(подскоки на левой ноге).

По тропинке побежим

(бег на месте),

До лужайки добежим

(бег продолжается).

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки

(прыжки на месте на обеих ногах).

Стоп! (присели). Немного отдохнем.

И с лужайки в класс пойдем

(ходьба на месте, руки в стороны, вверх, вниз, вдох-выдох).

Все, закончилась игра -

Заниматься нам пора.

Y ІІІ . Продолжение работы по теме урока

1. Чтение (с остановками) басни «Зеркало и Обезьяна» (с.136) обучающимися (2 группа) с последующей беседой:

- Как вы считаете, исходя из названия, о чем может быть данный текст?

Зеркало и Обезьяна
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Кто мог быть рядом?
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка», - говорит, - «кум милый мой!
Что это там за рожа?

Понравилось ли Обезьяне ее отражение в зеркале?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.

Узнала ли она себя в нем?
А ведь, признайся, есть

Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть».

Что ответил Медведь?
- «Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» -
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Как вы думаете, в ком легче найти недостатки: в себе или в других?

Таких примеров много в мире:

не любит узнавать никто себя в сатире.

2. Работа со словарем.

Как вы понимаете значение слова «сатира»?

Найдите значение этого слова в «Толковом словаре русского языка» под ред. проф. Д. Ушакова (1 обучающийся у доски).

Запишите в рабочую тетрадь это определение.

Сатира - это произведение, осмеивающее какой-либо порок, недостаток.

3. Работа с иллюстрацией к басне.

Рассмотрите рисунок к басне (с.137) и найдите в тексте строки, соответствующие ему.

Какие строки басни стали крылатым выражением? («Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться»).

Запишите их в рабочую тетрадь.

Сравните слова из басни и народную пословицу «Других не суди, на себя погляди».

4. Инсценирование басни

Поиграем в театр. Попробуйте, читая басню, изобразить Мартышку.

5. Прослушивание аудиозаписи басни «Ворона и Лисица» (исполняет Анатолий Дмитриевич Папанов - советский актер театра и кино).

Понравилась ли вам басня?

Что было непонятно?

Почему Иван Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?

7. Самостоятельная работа. Игра «Найди лексическое значение слова» (задание на карточке)

Установите соответствие между словами и их лексическими значениями

(Ключик: 1 - Б, 2 - А, 3 - Г, 4 - В)

(Взаимопроверка, оценивание)

8. Работа со словариком (с.220)

Найдите и прочитайте лексическое значение слова. (Пленил - привлек внимание, привел в восторг)

9. Чтение басни «Ворона и Лисица» обучающимися (с.137-138)

(3 группа) по ролям.

Предлагаю вам на несколько минут стать актерами и выразительно прочитать басню по ролям.

Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?

Как изображает Лисицу Крылов? (Она хитрая, ловкая, коварная)

Прочитайте слова, характеризующие ее. (Плутовка к дереву на цыпочках подходит; / Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит / И говорит так сладко, чуть дыша…)

Как разговаривает Лисица с Вороной? Найдите в тексте и прочитайте ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне.

Как Крылов передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы?

Образ какого человека воплощает в себе Ворона? (Глупого, невнимательного)

Почему эта история случилась с Вороной?

- Как Лисице удалось достичь своей цели?

11. Словесное рисование

- А сейчас, ребята, поработайте в парах.

- Обсудите, как баснописец относится Лисице и Вороне: с завистью, с любовью, с нежностью, с состраданием, с юмором, с восхищением? Почему вы так думаете?

12. Чтение по ролям

Приготовьтесь к выразительному чтению в лицах одной из басен.

ІХ . Заключительный этап

- Продолжите предложение:

Мораль - это … (отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение).

1. Угадайте название басни по морали.

1. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна… (Ворона и Лисица.)

2. К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит. (Мартышка и Очки.)

3. Таких примеров много в мире:

Не любит узнавать никто себя в сатире.

Я даже видел то вчера:

Что Климыч на руку нечист, все это знают;

Про взятки Климычу читают,

А он украдкою кивает на Петра. (Зеркало и Обезьяна.)

Викторина

Отгадайте, к каким басням эти иллюстрации.

(Слайд 5-8)

Х . Рефлексия

1. «Синквейн»

Составьте синквейн к слову «Крылов»

(Ответы детей)

2. Творческое задание

Составьте монолог по алгоритму:

Я - ученик.

Я знаю … Я желаю …

ХІ. Итог урока

- В чем сила басни?

- Подумайте, что высмеивают, обличают басни И.А.Крылова.

- Кому и в каком городе благородные потомки установили этот памятник?

- Продолжите предложение:

Это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей - … (хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость) называется … (басней).

Метод «Прогноз погоды» (определение эмоционального настроя на конец урокав градусах: от 1 до 5).

ХІІ. Домашнее задание

2. Выучить одну из басен наизусть.

Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.

Спасибо всем за работу.

Карточка для работы

Речевая разминка

Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.

Определите лексическое значение слов

Мартышка - …

Дюжина - …

Нанижет - …

К худу клонит - …

Познатней - …

(Ключик: маленькая обезьяна, 6, 12, верхняя часть головы, наденет подряд на нитку или проволоку, к плохому клонит, высший слой привилегированного класса).

Работа в паре «невежа» или «невежда»?

- - Похожи ли между собой слова невежа и невежда. Объясните смысл каждого из них.


(Ключик: невежда - необразованный человек, неуч, недоучка, невежа - грубый и невоспитанный, невежливый человек, не знаком с простыми правилами поведения).

Невежа - грубиян (синоним), невежда - эрудит (антоним).

Установите соответствие между словами и их лексическими значениями


Презентация "И.А.Крылов".
PPTX / 2.8 Мб

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. - 3-е изд. - М.: Флинта, Наука, 2000. - 248 с.

2. Иван Андреевич Крылов. Басни. Пьесы: Иван Андреевич Крылов — Москва, Мир книги, Литература, 2006 г. - 400 с.

3. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Проф. Д.Ушакова. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2007. - 752 с.

4. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2012. - С. 76- 84.

Басня «Мартышка и очки» была написана Крыловым в 1814 году, но это отнюдь не уменьшает ее значимость и актуальность для современного поколения, скорее, даже наоборот, ведь наука не стоит на месте, а постигать ее, к сожалению, стремится не каждый. При этом признают свою необразованность лишь единицы, остальные превращаются в таких же Мартышек, как в этой басне. Ее и приглашаем вас сейчас прочитать.

Басня «Мартышка и очки»

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! - говорит она, - и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Мораль басни Крылова «Мартышка и очки»

Мораль басни «Мартышка и очки» не просто традиционно прописана в последних строках произведения, но даже структурно выделена пустой строкой, а расшифровывается она так: если не знаешь, как использовать ту или иную вещь либо информацию, это еще не значит, что она бесполезна. А высмеивая или запрещая ее (когда речь идет о чиновниках), люди-Мартышки сами выставляют себя на посмешище.

Анализ басни «Мартышка и очки»

Сюжет басни «Мартышка и очки» банален. Мартышка – в русском фольклоре довольно глупое животное, но очень схожее по восприятию мира и действиям с человеком – услышала от людей, что исправить проблему ухудшившегося к старости зрения можно с помощью очков. Не разобравшись, что и к чему, она набрала себе их побольше (полдюжины – 6 штук) и, примеряя очки на разные части тела (ведь, как их правильно использовать, Мартышка не спросила/не дослушала), очень удивлялась, почему же они не помогают. В конце повествования животное, обидевшись на людей, назвав их лжецами и так и не найдя применения неизвестному ей предмету, разбивает очки о камень.

Простая ситуация, но такая наглядная, особенно, если учесть, что Мартышка здесь олицетворяет всех невежд, а очки – науку. И все не было бы так грустно, если бы невежды встречались, только среди простых людей, но ведь в истории достаточно примеров, когда люди-Мартышки занимали высокопоставленные должности и своим невежеством лишали остальных (пусть и на время, до момента смены власти), новых знаний и возможностей.

Крылатые выражения из басни «Мартышка и очки»

  • «Тот дурак, кто слушает людских всех врак» – употребляется как насмешка в басне «Мартышка и очки» над теми, кто слишком большое значение придает мнению/словам окружающих.
  • «Мартышка к старости слаба глазами стала» – один из видов самоиронии в отношении собственной близорукости.

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! - говорит она, - и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
___________

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Анализ / мораль басни «Мартышка и очки» Крылова

Басня «Мартышка и очки» — одно из самых известных произведений Ивана Андреевича Крылова, неизменно включаемое в школьную программу.

Басня написана в 1815 году. Ее автору в тот момент исполнилось 46 лет, он трудится в Публичной библиотеке Петербурга. В литературном отношении писатель практически полностью переключился на басенное творчество. Сборник 1815 года вышел с иллюстрациями. Басня сочинена в размере вольного ямба, типичного для И. Крылова. Активность одного действующего лица (Мартышки) перекрывается невозмутимостью другого (Очков). Небольшая узконосая обезьянка «к старости» стала подслеповатой. В неволе она могла достигнуть весьма преклонного возраста – лет тридцати и даже сорока. «Слаба глазами»: стала плохо видеть, а значит – попадать впросак. «У людей слыхала»: она жила у кого-то (скорее всего, в дворянском доме) почти на правах члена семьи. «Зло не большой руки»: идиома, означающая, что дело поправимо. «Очков с полдюжины»: шесть штук. «Достала»: попросту стянула. «Вертит и так и сяк»: пример устаревшего ударения в слове. «Темя»: область головы ближе к затылку. Дальше череда колоритных приставочных глаголов, соединенных перечислительной градацией: прижмет, понюхает, нанижет, полижет. «Не действуют никак». Очки не «оживают», чтобы поведать ей свои тайны, точнее, главную из них – искусство их ношения. «Тьфу пропасть!»: обезьяна бранится. Достается и людям за «враки», даже себя она величает «дураком» за то, что слушала небылицу про пользу очков. «На-волос»: очередная идиома И. Крылова, означающая «ни на волосок, нисколько». «О камень хватила»: разозленная Мартышка выбежала с очками во двор, где и расколотила их так, что «брызги засверкали» (это еще и метафора). «Познатней»: имеющий имя и вес в обществе. Следом идет мораль: невежде все не впрок, не разобравшись, он бранит даже весьма хорошие вещи. Если не получилось что-то у одного, не факт, что не выйдет у другого. Также обыгрывается тема знаний, просвещения, попадающих в руки неучей. Возможно, есть и подтекст восприятия новшеств разными поколениями (обезьяна-то была пожилой). Наконец, доступность очков героине не принесла пользу. Лексика разговорная, пересыпанная выразительными, местами устаревшими, оборотами. Перепадам ритма и интонации способствуют широкие возможности разностопного ямба.

В «Мартышке и очках» И. Крылов представляет на суд читателя невежество и самодовольство.