Глаза смотрят влево вверх. Как распознать лжеца по движению глаз

Глаза - универсальный детектор лжи

Глаза один из самых совершенных детекторов лжи, по движению глазных яблок можно определить о чем думает человек в данный момент, говорит ли он правду или лжет. Люди перемещают глаза в определенных направлениях в зависимости от того, какой типа мышление задействован. Наблюдение за глазами один из самых простейших приемов получения информации про мысли и эмоции человека

Исследования показывают что зрачок расширяются всернем на 45 % если то что мы видим нам нравится, и наоборот сужается если не нравится. Так же человеку свойственно прищуривать глаза когда он испытывает негативные эмоции. Данные реакции глаз длятся около 1/8 секунды, но если внимательно наблюдать вы обязательно их заметите. Одним из вариантов невербальных сигналов с участием глаз является блокировка глаз. Когда человек в ответ на визуальную или аудиальную информацию прикрывает глаза рукой, прикасается к веку или просто закрывает глаза на долю секунды, это указывает на негативные эмоции от полученной информации. Такую реакцию могут вызвать даже собственные мысли. Стоит заметить что в момент стресса моргания глаз учишается. Когда человек испытывает позитивные эмоции глаза будут широко открыты, брови приподняты. Так же расширение глаз наблюдается в момент удивления. Внимательно изучите фотографии в галереи эмоций сайта. Определите какие группы мышц лица задействуются взависимости от эмоции.


Расшифровка движения глаз.


1.- Движение глаз вверх налево.

(Образ-воспоминание). Когда мы визуализируем что-то из нашего опыта: «Какого цвета Ваша машина?» и вместе со словесным ответом Вы получите типичный для зрительных воспоминаний взгляд влево вверх.

«Когда Вы последний раз видели этого человека?»

2. – Расфокусировка глаз.

Глаза расфокусированны, их положение фиксировано, зрачок несколько расширен. Визуальные образы могут быть из памяти или конструируемыми.

3. – Движение глаз вверх направо.

Конструируемый образ. Зрительное представление образов, явлений или предметов, которые мы не видели раньше, или представление явлений и предметов не такими, какими мы их видели раньше. «Как будет выглядеть корова?».

Слуховое вспоминание, тех звуков, которые мы уже слышали раньше. «Как звучит Ваша любимая песня? »

Слуховая конструкция. Слуховое представление звуков, которые мы никогда не слышали раньше. «Как звучит песня Вашей мечты?». «Как бы звучал Ваш телефон, если его накрыть рукой?».

6. Движение глаз вниз налево.

Внутренний разговор. Это направление глаз совпадает еще с функцией контроля речи, когда человек выбирает слова, которые хочет произносить. Это направление взгляда часто можно видеть у переводчика во время устного перевода, у студента на зашите диплома у человека, дающего интервью.

7. – Глаза вниз направо.

Ощущение эмоций, осязательные ощущения, чувства движения, обоняния. «Как Вы чувствуете себя, когда ощущаете гнев?». «Что ты чувствуешь, когда занимаетесь спортом? «Вспомните как печет ожог?» Важный момент в том что конструировать ощущения нельзя – мы не можем вообразить те чувства, которых не испытывали на самом деле.

Есть типичный шаблон движений глазных яблок, который называют «детектором лжи»: направление взгляда от зрительной конструкции (вправо вверх, вправо по горизонтали) к контролю речи (влево вниз); во внутреннем опыте это соответствует такой последовательности – сначала представить, сконструировать, как бы это могло быть, а потом говорить только то, что этому соответствует, ничего лишнего.

А теперь пару примеров из жизни.

Следователь на допросе задает вопрос женщине: В каких отношениях вы были с гражданином «К»?

Ответ: Мы были друзьями» – и опускает глаза вправо вниз. Она уходит в кинестетические (чувственное воспоминания). Судя по реакции глаз, а именно воспоминания ощущений можно сделать вывод что женщина сказала неправду.

Аналогичная ситуация: Муж возвращается с отпуска, жена спрашивает: Как отдохнул? Муж отвечает: Скучновато было и опускает глаза вправо вниз. Он уходит в кинестетические (чувственное воспоминания). О лжи выводы делать рано, но можно сказать что ему есть что вспомнить.

Вопрос: Что произошло на вашей встречи?

Ответ: Ничего особенного, мы поговорили и попрощались. Глаза уходят в лево – вверх, при этом зрачки сужаются. Встреча действительно была, но воспоминания он ней вызывают негативнее эмоции. Можно предположить что на встречи произошла ссора.

Инструкция

Когда человек врет, глаза чаще всего его выдают. Можно научиться контролировать движения, можно научиться придумывать правдоподобную ложь. Но контролировать движение глаз очень и очень сложно. В момент лжи человек чувствует себя некомфортно, поэтому он отводит взгляд от глаз собеседника. По е, куда направлен взгляд собеседника, если он упорно не смотрит вам в глаза - это первый признак лжи.

Люди, которые знают этот признак, иногда делают противоположное действие. То есть смотрят человеку в глаза. И второй признак лжи – прямой немигающий взгляд прямо в глаза. Как правило, люди в этот момент пытаются обелить себя, поэтому их взгляд чересчур честный.

Из-за неприятной ситуации глаза лгущего человека меняются. И это контролировать вообще невозможно. Зрачок резко уменьшается в размерах. Посмотрите собеседнику в глаза. Если зрачок сужен, велика вероятность, что он лжет.

Когда человек лжет, кровь чуть сильнее приливает к лицу. Вокруг глаз появляются микроскопические красные пятна. Иногда это возможно заметить невооруженным взглядом. Пристально посмотрите на кожу вокруг глаз оппонента. Если вы увидели появившиеся небольшие пятна, то, скорее всего, человек говори неправду.

Посмотрите, в какую сторону смотрит человек, когда говорит. Если он смотрит в правую сторону, он врет. Если человек смотрит вправо и вверх, они в этот момент придумывает образ, картинку. Если он смотри вправо и прямо, то он прокручивает в голове звуки, подбирает фразы. Если же он смотрит вправо и вниз, то это значит, что он закончил обдумывать ситуацию и готов ее рассказать.

Применяйте эти правила, если вы уверены, что человек правша. Если же он левша, то он будет смотреть в левую сторону, когда говорит неправду. Учитывайте это, когда будете рассекречивать человека.

Иногда ложь можно определить еще одним способом. Наблюдайте за глазами оппонента. Если его взгляд начал быстро перемещаться от одного предмета к другому, его тоже можно заподозрить во лжи.

Видео по теме

Обратите внимание

Не спешите обвинять человека во лжи. Если во время разговора он не смотрит вам в глаза, а смотрит куда-то вдаль, то это может означать и то, что за вашей спиной находится телевизор, по которому транслируют футбол.

Полезный совет

Нет ни одного действия, которое бы говорило о том, что человек лжет, на все 100%. По этим признакам можно лишь предположить, что человек в этот момент не совсем откровенен.

К примеру, если появляется необходимость в расположении другого , не нужно длительную и сбивчивую беседу, будет достаточно, если вы просто улыбнетесь и встретиться с ним глазами.

Излишнюю нервозность, волнение выдают следующие позы: поджатые колени, прижатые к груди руки и многое другое. Нерешительность, слабость и неуверенность можно прочесть по ерзанью на стуле, тереблению ручки и небольших предметов в руках, бегающим глазам.

Самоуверенное поведение видно по явному сверлению взглядом собеседника, откинувшемуся положению на спинке стула в кабинете руководства.

Лживому поведению характерно неконтролируемые прикосновения к лицу, подбородку, мочки уха, воротнику, незаметным похлопываниям. Несоответствие движения тела сказанным словам, к примеру, если собеседник качает головой в том момент, когда что-либо одобряет.

Потирания ладони говорит о невербальной передаче положительного момента. Если человек потирает ладони, он находится в ожидании победы в чем-либо. За исключением ситуации, когда на автобусной остановке в зимний период, человек тщательно потирает руки, это совершенно не значит, что язык его жестов говорит о том, что он с нетерпением ожидает автобуса. Очевидно, ему стало холодно и таким образом он пытается согреть замерзшие руки.

Не полностью скрещенные руки - одна рука располагается поперек тела, держась за другую. Так ведут себя люди, которые оказались в компании незнакомых людей. Жест им помогает почувствовать некую уверенность.

Руки за спиной говорят о чрезмерной уверенности человека, даже некотором чувстве превосходства над всеми остальными. Как показывают эксперименты, в стрессовой ситуации (во время собеседования, походу к стоматологу, на экзамене) такое положение рук способствует уверенному состоянию, помогает снять напряжение, стать более властным над ситуацией.

Руки за спиной с захватом запястья информируют о том, что человек очень расстроен, старается взять себя в руки, успокоиться, а также пытается избежать нанесения удара.

Видео по теме

Поведение лгущего человека всегда отличается от поведения искреннего. Маленькая деталь, иногда заметная только опытному психологу, все-таки выдаст обманщика, как бы он ни маскировался: это могут быть мимика, пантомимика, поза. Взгляд собеседника тоже может подсказать, говорит ли он правду.

Инструкция

Первый признак лжи – отведенный взгляд. Но это не абсолютный показатель. Некоторые люди и при обычной, искренней речи не смотрят на собеседника, а обращаются в сторону, так им проще найти слова и жесты. Такие люди, обманывая, напротив, могут смотреть вам в глаза и смотреть даже с некоторым вызовом.

Изменение выражения глаз. Как правило, лгущий человек все-таки боится быть раскрытым, отсюда и слегка испуганное выражение. Впрочем, не путайте страх раскрытия обмана и обычное стеснение перед незнакомым человеком или необычной ситуацией.

Видео по теме

Обратите внимание

Глаза – не единственный показатель лжи. При анализе поведения смотрите на полную картину: жесты, выражение лица, позу. Анализируйте всю информацию о человеке, которую знаете: соответствуют ли слова тому, что вы знаете и что видите?

Общение между людьми происходит посредством вербальных и невербальных методов. Зачастую слова собеседника расходятся с той информацией, которую человек доносит до нас своими жестами. В такие моменты, не зная, чему верить точно: словам или внешним признакам - мы начинаем теряться, сомнения одолевают нас. Наиболее правдивую информацию собеседник передает жестами, так как именно их он, зачастую, неспособен контролировать в момент вербального общения.

Инструкция

О том, что у собеседника закрались сомнения в правдивости ваших слов, расскажет чуть заметное пожимание плеч, а также блуждающий по комнате взгляд. Если человек неосознанно поглядывает в сторону выхода, то вы ему уже неинтересны, и он решил удалиться при любой удобной возможности.

Ваш собеседник скрестил руки на груди? Это закрытая поза, которая говорит, что человек не принимает вашу точку зрения, и вам нужно либо сменить тему, либо привести убедительные доказательства своей правоты. Если же собеседник не проявляет никаких особых жестов, и пространство перед ним открыто, то он принимает вашу сторону и полностью доверяет вам.

Видео по теме

Определить, врет человек или нет помогут знаки – будьте наблюдательнее к вашему собеседнику, присматривайтесь к языку его тела, прислушивайтесь к тону его голоса – все это поможет определить ложь. Но не порицайте его за обман при малейших подозрениях, ведь у лжи могут быть и уважительные причины.

Вам понадобится

  • Наблюдательность
  • Проницательность
  • Хладнокровие
  • Терпение

Инструкция

Замечайте непоследовательность и несостыковки в том, что рассказывает вам человек. Запоминайте все – временные рамки описываемого происшествия, ошибки и перемешивание деталей, разные интерпретации одной и той же истории. Все эти вещи помогут выявить ложь.

Явным знаком, по которому можно определить ложь, является нежелание человека отвечать на любые вопросы. Если он ведет себя агрессивно в ответ на расспросы, скорее всего, он что-то скрывает.

Если ваш собеседник пытается обвинить вас во лжи, когда для этого нет никаких явных причин, это может свидетельствовать о том, что как раз он вас и обманывает. Обвиняя вас, он проецирует свои эмоции вовне, тем самым снижая чувство вины.

В некоторых случаях определить ложь помогает интуиция, которая подсказывает вам, что человек врет. Но не пытайтесь сразу переходить к обвинениям, обоснуйте свои чувства и догадки с помощью доказательств.

Спросите собеседника напрямую, лжет он или нет. Многие люди чувствуют себя ужасно, когда их ловят с поличным, и желают облегчить душу признанием.

Людям всегда хочется знать правду о том или ином событии. Но нередко интересующиеся подвергаются обману. Нет такого человека, который бы не врал родителям, второй половинке или друзьям. Согласитесь, каждый из нас мечтает знать, правду ли говорит нам в данный момент наш собеседник. А определить это не так уж сложно, достаточно присмотреться к некоторым деталям поведения говорящего.

Вам понадобится

  • - Книга "Новый язык телодвижений. Расширенная версия", А. Пиз, Б. Пиз, 2006.

Инструкция

Между произносимыми словами появляется чуть больший интервал, чем обычно. Также этот интервал может сопровождаться какой-нибудь мимикой (например, похвалив кого-то и осознав, что мы произнесли, вероятнее всего, мы улыбнемся). Если же не врет, эмоции будут возникать параллельно со словами, т.к. обдумывать сказанное не нужно.

Выражение его лица может не соответствовать тому, что он произносит. Обычно при выражении эмоций задействовано все лицо. Например, в искренней участвует рот, мышцы щек, глаз, носа, а иногда даже уши. Глаза также выражают приязнь. Если же улыбка неискренна, не все ее компоненты могут быть задействованы.

Психологи утверждают, что, говоря неправду, человек обычно зажимается, движения его слегка скованны. Неопытный врун не сможет смотреть вам в глаза, начнет избегать прямого взгляда, отворачивать голову или тело целиком.

Некоторые жесты также могут свидетельствовать об искренности произносимой информации. Многочисленные прикосновения к носу и ушам, а иногда и к области сердца, свидетельствуют о том, что говорящий лжет.

Тактика разговора может резко поменяться. Лгуны наступлению предпочитают оборону, чаще отвечают на вопросы, чем задают их, а также могут начать несознательно повторяться.

Врущий человек, сам не осознавая того, может выбрать для разговора место с какими-то объектами и сделает так, чтобы предмет послужил некоторым барьером, находясь между вами.

Обманщик всегда будет отвечать на вопрос вашими же словами, чтобы ответ в наибольшей степени соответствовал вопросу, но при этом никогда первый не начнет вдаваться в детали того случая, о котором пойдет речь.

Двусмысленные ответы, отсутствие конкретики – явный признак вранья. Человек, уверенный в том, что говорит, скажет все четко, ясно и внятно.

Еще один признак лжи – отсутствие интонации в голосе, пропуск слов, нарушение структуры произносимого и правил русского языка. Особо опытные, чтобы ввести вас в заблуждение, могут специально путать предложения.

Если есть подозрения на то, что вам врут, попробуйте сменить тему. Нечистый помыслами собеседник с радостью сменит ее, напряжение спадет, поведение сильно изменится. Человек начнет говорить лишнее, постоянно что-то добавлять. Молчание в разговоре тоже выводит вруна из себя.

Источники:

  • Международный целительский центр Рейки

Наше поведение можно разделить на вербальное и невербальное. Невербальное поведение, не связанное со словами или речью, иногда бывает важнее, чем то, что человек говорит. Сюда входят мимика, жесты, взгляд, поза человека. Все это может сказать очень многое, особенно жесты.

Инструкция

Чтобы понимать язык жестов в полной мере, нужно уяснить себе его специфику. С одной стороны, в каждой стране язык жестов свой. Где-то люди обходятся без жестикуляции вообще, где-то не могут без них выразить свою мысль. С другой стороны, у каждого человека есть свои особенные жесты, свойственные только ему или скопированные с кого-то. И наконец, есть вполне устоявшиеся знаковые системы, такие, как язык глухонемых, которые необходимы им для общения с другими людьми. Что именно вы понимаете под языком жестов жесты вас интересуют - решать вам.

Если вы решили овладеть языком жестов какой-то определенной страны, чтобы у вас не случалось казусов, то изучите для начала специфику невербального поведения в этой стране. Например, в Италии люди, скорее всего, даже вас не поймут, если вы не будете жестикулировать. В же смысл некоторых жестов разительно отличается от того смысла, который в эти жесты вкладываем мы, например, оттопыренный большой палец (жест, которым пользуются автостопщики) будет восприниматься там как неприличный.

Есть всем жесты, которые выполняют функцию замены того или иного слова или выражения. Например, когда нам нужно узнать у человека, который сейчас час, но вслух спросить мы не можем, мы показываем на запястье левой руки с тыльной стороны - там, где обычно находится циферблат наручных часов. Если нужно, предположим, заставить человека замолчать, мы подносим указательный палец к вытянутым губам. Этот язык жестов универсален, но также может варьироваться от страны к стране.

Язык жестов, присущий буквам русского алфавита. С глухонемыми вам вряд ли доведется пообщаться, если у вас уже нет таких знакомых: многие стесняются своего недостатка и просто не будут «говорить» с вами вообще. Кроме того, многие психологи выступают против такого языка жестов, поскольку он изолирует глухонемых людей от остального общества.

Видео по теме

Источники:

  • Язык тела и жестов влюбленного мужчины - как понять сигналы

Мы живем в обществе и часто общаемся с самыми разными людьми. Если для вас верно утверждение «человек - раскрытая книга», то вы внимательны и наблюдательны. Однако, для многих из нас близко другое: «Человек – загадка, тайна, покрытая мраком». Как же понять, кто перед вами и разгадать человека?

Инструкция

Смотрите на внимательно, учитывайте детали и нюансы. Тут важно не перегнуть палку и не быть пристальным или назойливым. Обратите внимание на то, как одет - какие или оттенки преобладают в его гардеробе, какой тип вещей он носит, что можно сказать о выбираемых им тканях, фасоне и лейбле? Так например, яркие цвета одежды могут о том, что человек любит привлекать к . Лейблы часто свидетельствуют о зависимости от общественного мнения и определенной группы людей. Если одежда старомодна, возможно, ее владелец консервативен во взглядах или же у него могут быть финансовые трудности.

Обращайте внимание на внешний вид человека - осанку, умение держать себя, выражение лица, аккуратность, ухоженность. Для того чтобы понять, что человек чувствует, достаточно порой принять ту же позу, в которой он находится. Незаметно для собеседника скопируйте его положение тела. Проанализируйте, какие чувства у вас возникли, удобно или неудобно вам в этой позе?

Посмотрите, какие жесты чаще всего использует человек. Если он прикрывает рот в процессе разговора, то он рассказал информацию, которую нельзя было распространять. Частое касание носа в процессе беседы может означать неправду. А открытые жесты характерны для дружелюбного человека, которому нечего от вас скрывать.

Узнайте его интересы. Иногда достаточно посмотреть, что за книги он читает, какая картинка размещена на экране мобильного телефона. Часто можно догадаться об интересах по стилю и образу человека или предметах в его руках.

Заведите с человеком абстрактную беседу на интересующую вас тему. Не говорите конкретно про вас, так как щепетильную информацию бывает сложно сказать открыто. Обсудите историю, которая случилась с вашей знакомой или что-то из репортажей с телевидения. Проанализируйте ответ. Показателем может являться как большой развернутый ответ, свидетельствующий о том, что у человека есть свое мнение, так и отсутствие вариантов. Во втором случае человек может быть очень застенчивым или же ему нечего сказать.

Когда анализируете ситуацию, избегайте однозначных трактовок. Только несколько деталей в совокупности могут дать ясную картину. Проверяйте свои догадки, чтобы не мыслить штампами. Прислушивайтесь к подсказкам вашей интуиции.

Видео по теме

«Все лгут!» - утверждает один доктор из известного телесериала. Но тем ценнее становятся минуты правды, когда собеседник не врет, не приукрашивает и не увиливает. Это нужно научиться замечать, чтобы случайно не оскорбить человека своим недоверием.

Инструкция

Вторая разновидность – ложь утаивания. Практически в любом случае информацию можно подать так, что она будет работать на вас, скрыв при этом незначительные детали.

Ложь для красного словца – приукрашивание своих поступков с целью добиться к себе уважения.

Манипулятивная ложь – это обман в привычном смысле слова, рассчитанный на то, чтобы с помощью вранья добиться каких-либо действий от оппонента. И провокационная ложь рассчитана на то, чтобы с ее помощью от собеседника.

Есть у лжи и свои . Во время разговора внимательно наблюдайте за собеседником. Он будет моргать чаще, чем обычно, голос его станет монотонным и даже слегка усыпляющим. Смотреть он будет не вам в лицо, а немного в сторону. Перед тем, неправду, человек сделает паузу.

В последнее время подобной информации о том, как распознать лжеца, в книгах и в интернете появилось предостаточно. Разумеется, некоторые люди стараются контролировать себя. Но и такую ложь с легкостью можно распознать. Обратите внимание, что у контролирующего себя вруна будет неестественная улыбка, напряженное лицо и сузившиеся зрачки (ведь он старается смотреть вам в глаза, хотя ему хочется отвернуть голову). Ваш собеседник приведет множество фактов, доказывающих его правоту, которые он не стал бы произносить, будь его слова действительностью.

Обращайте внимание на интонацию собеседника. Обратите внимание на высоту тона во фразе, в которой человек точно не лгал (к примеру, перед началом разговора ваш приятель сообщил, что недавно приехал с отдыха или приобрел новый свитер). И на основании интонации стройте выводы о том, лжет ли ваш собеседник. Ведь даже фразу «я люблю тебя» можно произнести таким тоном, что становится ясно - она означает прямо противоположное.

Сказать многое могут и жесты. Сложно поверить человеку, который сообщает, что знает, как поступить, и при этом чешет затылок.

Однако не стоит сразу же делать вывод о том, что человек лжет, на основании пауз в речи, изменения интонации и жестов. Человек может волноваться, возможно, перед встречей с вами с ним случилось какое-то важное событие, и он до сих пор испытывает эмоции по этому поводу. В конце концов, у вашего собеседника может попросту зачесаться нос. А вот широко распахнутые глаза, обращенные к вам, спокойный голос и расслабленная поза могут сразу же сказать, что человек говорит вам правду.

Видео по теме

Согласно слогану весьма известного телесериала – все врут. В повседневной жизни люди и впрямь редко говорят чистую правду, скрывая что-то или приукрашивая. Однако когда дело доходит до серьезных вопросов, малейший обман может стать роковым, и каждому человеку стоит обладать базовыми навыками «распознания» лжи.

Инструкция

Анализируйте жесты говорящего. Ложь противоестественна человеческой природе, поэтому каждый раз, говоря неправду, оратор чувствует себя некомфортно. Прежде всего, это выражается в инстинктивном «сокрытии лица» - говорящий может касаться носа, ушей, рта и шеи. Кроме того, лжец будет постоянно и уверенно смотреть вам в глаза, чтобы проверить – верите ли вы обману, и не нужно ли сменить тактику диалога. Обратите внимание также на направленность ладоней: честность и открытость инстинктивно усиливаются поднятыми вверх ладонями, в то время как спрятанные руки означают сокрытие намерений.

Следите за построением предложений. Ложь (особенно, если она плохо подготовлена) всегда строится на основных фактах и решительно избегает деталей, поэтому рассказ, содержащий необязательные мелочи наверняка будет правдив. Однако если мелочей слишком много, и они буквально «задавливают» ответ на ваш прямой вопрос, то правдивость речи стоит поставить под сомнение. Не лишним будет обратить внимание на формулировки: человек больше занят выдумыванием истории, поэтому строить красивые и длинные фразы у него не получится. Возможно, он просто продублирует вашу же формулировку: «Ты сходил в буфет, посмотрел?» - «Да, я сходил в буфет, посмотрел…».

Ищите несоответствия. Например, если человек указывает пальцем в сторону и не провожает собственный жест взглядом – считается, что собеседник излишне сконцентрирован на том, что говорит. Аналогично, если утвердительная фраза подкрепляется мотанием головы в разные стороны, жест явно противоречит сказанному, и что-то одно неверно.

Лжец пытается укрепить пространство вокруг себя. Он может сесть за стол, подойти к окну, отойти в угол, взять в руки книгу – сделать что-то, что поможет ему отгородиться от вас, расширить собственный ареал комфорта. Такое поведение гарантирует, что тема разговора неприятна собеседнику, хотя он может при этом и не . Следите за остальными признаками.

Видео по теме

Полезный совет

Наиболее подробно механика лжи разбирается в книге Аллана Пиза «Язык телодвижений».

В известной народной поговорке «глаза – зеркало души» заложен глубокий смысл. По глазам можно многое узнать о человеке. Движение век, глазных яблок, бровей, наклон головы говорят о собеседнике и его эмоциях больше, чем слова.

Инструкция

Зная некоторые секреты, по глазам можно определить, искренен с вами человек или нет. Давно замечено: если человек испытывает чувство вины, то опускает их вниз (иногда вниз и в сторону). Чтобы узнать, что именно испытывает ваш собеседник, достаточно сопоставить такое движение глаз с контекстом разговора.

Глубина резкости глаза и поле зрения очень малы. Взгляд, поэтому, охватывает изображение не целиком, а маленькими участками. Движение взгляда по ним не хаотично, а следует определенным линиям. Считается, что взгляд движется слева-снизу вправо-вверх прежде чем перейти к осмотру других частей изображения.

Важно понимать, что это естественная для взгляда линия, а в реальном изображении он может двигаться совершенно иначе. Представьте себе пустой кадр, на котором есть только дорога из левого верхнего в правый нижний угол. Взгляд будет двигаться именно по ней, хотя и задержится на пустоте справа вверху. Взгляд обходит картину по реально присутствующим в ней активным линиям. Отход от естественных линий передает интересные ощущения: тяжести, беспокойства или остановки.

В дальнейшем, для простоты, условимся называть линию слева-снизу вправо-вверх восходящей, а обратную ей диагональ слева-сверху вправо-вниз - нисходящей. Именно так их воспринимает глаз в движении слева направо.

Предмет неподвижен, но взгляд дорисовывает его движение по активной линии. За счет этого умозрительного предсказания, в изображении возникает динамика.

Движение по восходящей диагонали вверх динамично. Понятно, о каком движении идет речь, если изображена дорога и по ней едут автомобили. Но смысловое движение возможно и в натюрморте: расположим по восходящей диагонали маленький ящик вина, бутылку вина, бокал, кусочек сыра, капли вина. В этом примере смысловое убывание подкреплено перспективой: чем дальше предметы, тем они меньше. Такая композиция будет очень динамичной. Но динамика здесь совершенно неестественна: ведь естественным окончанием будет покой, а вовсе не максимальная активность. Расположим те же предметы по нисходящей диагонали - и они станут смотреться натурально. Ниспадающая диагональ передает спокойствие. Аналогично, в натюрморте из самовара и стакана правильно будет располагать высокий самовар слева, стакан справа, формируя нисходящую диагональ, передающую спокойное настроение, свойственное чаепитию. Река, расположенная по нисходящей диагонали, воспринимается как спокойная, текущая к зрителю, а по восходящей - быстрая, текущая от него. Движение вверх по ниспадающей диагонали воспринимается как трудное, предмет как бы преодолевает препятствие, передает ощущение тяжести. В этом направлении хорошо человеку на фотографии взбираться по крутой лестнице. Взгляд вверх против ниспадающей диагонали - тяжелый, грустный.

Движение по восходящей диагонали вниз воспринимается почти как остановка. Спускающаяся по лестнице в этом направлении модель как бы замерла перед зрителем. Взгляд влево-вниз передает покой.

Сочетание противоположных диагоналей придает изображению беспокойство; взгляд модели в одну сторону, рука в другую напомнят лыжницу перед стартом. Длинная активная линия, идущая из одного угла изображения в другой, передает уверенность.

Располагать ли основной объект в начале или конце диагонали? Это разные послания. Предмет в начале диагонали легок, свободен, взгляд быстро проскальзывает по нему и движется дальше - но затем и возвращается, формируя задумчивую ретроспективу. Объект в конце активной линии воспринимается мощным, тяжелым, он приперт к рамке фотографии; взгляд на пути к нему насыщается информацией об остальных элементах композиции. Есть ли в вашем изображении повод задуматься? Да - в портрете, нет - в натюрморте. Смысловой центр натюрморта располагайте в конце активной линии или на их пересечении.

Представим себе автомобиль в правой части изображения, движущийся влево - против активной линии. Он движется так тяжело, что лучше его немного отодвинуть от правого края, иначе зритель примет его за стоящий объект. Движущийся справа автомобиль, оказавшийся в левой части изображения, преодолел трудности и уперся в невидимую стену. Активная линия, доведенная до края кадра, выглядит особенно динамично. Почувствуйте, как отличается изображение в зависимости от того, обрезана ли активная линия рамкой кадра, или же чуть-чуть до края не доходит.

Пространство справа растягивается; слева - сжимается. “Воздух” справа от модели кажется больше, чем такое же пустое пространство слева.

Взгляд модели образует воображаемую активную линию. Именно взгляды персонажей формируют путь глаза в “Сикстинской мадонне”, а в центре внимания оказывается персонаж, на которого устремлены все взгляды. Капеллу вы расписывать не будете, но понимание направления взглядов понадобится вам в любой групповой фотографии.

Взгляд влево-вверх следует против нисходящей диагонали, лишен легкости. Взгляд влево-вниз - против восходящей диагонали, очень тяжел. Взгляд влево сильный, как бы припечатывает зрителя. Взгляд вправо-вниз - по ниспадающей диагонали - несет легкость и игривость. Взгляд вправо-вверх - по восходящей диагонали - энергичен. Важно понимать, что это естественное ощущение, а в конкретном изображении мимика может его перевешивать.

Интересная смесь ощущений возникает в конфликтных направлениях. Голова повернута вправо, мы ожидаем легкости и энергии, - но взгляд направлен влево, придавая тяжесть. И наоборот, разворот головы влево настраивает нас на серьезный лад, но взгляд вправо придает ему неожиданную легкость. Конфликт направлений активных линий должен быть мотивирован; противоречие, возникшее явно по ошибке, выглядит неопрятно.

Как и любой конфликт активных линий, конфликт диагонали и направления света притягивает внимание мощно, хотя и не комфортно. Например, изображение скомпоновано по восходящей диагонали, а свет направлен вниз против нее. Освещенное таким конфликтующим светом лицо модели станет центром изображения.

Отклонение от активной линии лучше делать значительным, тогда оно смотрится как авторский прием, и зритель ищет в изображении цель этого приема. Значительное отклонение от диагонали может внести стабильность в изображение, оно как бы имеет больше осей. И наоборот, легкое отклонение от диагонали беспокойно, неприятно.

Когда мы радуемся, то прищуриваемся и с улыбкой смотрим вправо вверх. Когда грустим - смотрим влево и немного вниз. Классический портрет и, в большинстве случаев, портрет жанровый имеет минорную тональность, поэтому взгляд направлен влево. В нарочито радостных фото, взгляд хорошо направлять вправо вверх. На детских фотографиях тоже было бы естественно направлять взгляд по восходящей диагонали, но большинство фотографов предпочитают придавать детям взрослое выражение лица, поэтому взгляд в упор в камеру или даже против восходящей диагонали. Не всегда нужен акцент на лице: в пин-апе он на ягодицах, и именно они располагаются на активной линии изображения.


Профиль, повернутый влево, воспринимается как открытый и располагающий, тогда как повернутый вправо видится замкнутым, ушедшим в себя. Объяснение этому кроется в том же движении взгляда слева направо: повернутый влево профиль обращен к зрителю, тогда как повернутый вправо профиль сигнализирует, что модель повернулась спиной.


Фактор осмотра изображения слева направо важен и для понимания сцены. Зритель вначале увидит левую часть картины. Не обязательно самую левую, но слева от центра. Именно ее он примет за суть. Остальные предметы будут восприниматься как пояснение. Для усиления эффекта, располагайте главный предмет не только левее, но и выше центра изображения, на уровне зрительного центра тяжести. Именно так в “Сикстинской мадонне” Рафаэль расположил заказчика картины, Юлия II в образе Сикста, обеспечив максимальную комплиментарность изображения. В портретах, фактор чтения картины слева направо значения не имеет: как ни располагайте лицо, зритель понимает, что художник передавал именно его. Теперь вы понимаете, почему плохо смотрится изображение, перевернутое в фотошопе по горизонтали: меняется его смысл.


Не стремитесь создать активную линию в каждом изображении. Множество хороших портретов написаны без нее; они монотонно-спокойны, неподвижны. Особенно спрашивайте себя о необходимости активных линий в архитектуре. Они возникают естественно за счет линейных поверхностей, но активность чужда архитектуре. На конце активной линии хорошо будет смотреться модель, автомобиль, смысловой центр - но не стационарный объект. Например, уличный фонарь на столбе будет выглядеть неестественно в конце активной линии, но такой же фонарь, раскачивающийся на дожде и ветру, смотрится отлично.

Одна активная линия оживляет изображение, заставляет его двигаться. Две-три активные линии, особенно перпендикулярные, наполняют картину динамикой. Беспокойным выглядит изображение, на котором важные предметы расположены вне активных линий - или же активных линий много, они короткие и ломаные.

Во времена Ренессанса, нормой было изображение солидное, устойчивое - и
активные линии замыкали в треугольник. Барокко, обозначившее движение в народ, искало динамику даже в простом портрете - и нормой стали Z-образные активные линии. Основная диагональ располагалась из нижнего угла в верхний; за треть до вершины от нее отходила диагональ перпендикулярно вверх; на треть от низа от нее отходила диагональ перпендикулярно вниз. Для фотографии, стиль Ренессанса слишком стабильный. По сути своей, фотография больше расположена к спонтанности и движению, свойственным барокко.




Треугольник - не единственное “стабильное” сочетание активных линий. Представьте себе крупное изображение земного шара в космосе: взгляд обтекает его по кругу. Рассматривать ли это как одну закругленную активную линию, или же как сочетание прямых активных линий, своими хордами формирующих окружность, - не важно. В любом случае, глаз движется по кругу, притягивая к нему внимание. Круглым не обязательно должен быть предмет - вы редко будете снимать большой шар. В круг могут быть объединены предметы композиции.

Уместно спросить, почему мы все время говорим о диагоналях, хотя по сути, обсуждается движение слева направо и справа налево. Ответ в том, что взгляд не движется по ровным линиям: ни по горизонтальной, ни по вертикальной. Поэтому активные линии напоминают диагональ, хотя обычно она и не точно соединяет углы картины. Чем ближе активная линия к диагонали, тем интенсивнее ее ощущение. Изображение вполне может передавать безжизненность, уныние, изможденность, и тогда вертикальные и горизонтальные линии придутся к месту - например, анорексичной модели.

Когда углы картины пустые, диагональ пролегает между ближайшими к углам крупными предметами. Поскольку пустое пространство тоже имеет небольшой зрительный вес, то восходящая диагональ на изображении с пустыми углами оказывается чуть выше предмета справа и чуть ниже - слева.

Взгляду некомфортно упираться в пустоту, поэтому избегайте ее в конце активной линии. Допустимое исключение - пустота в направлении вытянутой руки или задумчивого взгляда; там мозг не ожидает встретить предметов, иначе взгляд оказался бы иным, сфокусированным. Но и это исключение - если не ошибка, то слабый уровень работы. Пустое пространство в начале активной линии воспринимается нормально, как разгон для взгляда.

Активные линии могут задаваться чередованием светлых и темных тонов - принцип, известный по работам Тициана. Взгляд соединяет однотонные пятна, образуя линию между ними. Если на изображении одно светлое пятно, то глаз устремляется к нему, образуя диагональ. Активные линии также соединяют яркие пятна одного цвета: например, от красного платья модели к красным розам на окне. В отсутствие ярких цветов, подойдет яркий свет - взгляд будет двигаться между световыми пятнами на темном фоне. Или, конечно, наоборот - между самыми темными предметами на светлом фоне.

Современные исследования показали, что рассматривая маленький предмет - как, например, фотография - взгляд не следует из угла в угол. Похожая на диагональ дуга начинается почти из центра - и каждый раз взгляд рывком возвращается в центр, чтобы оттуда двинуться в другой угол. Можно сказать приблизительно, что из центра взгляд движется в верхний правый угол, потом из центра же в левый нижний, потом движется вправо и влево почти по горизонтали, а потом осматривает низ изображения - и так по кругу безостановочно. Рафаэль угадал это движение, разместив ангелов в самом низу “Сикстинской мадонны”.

Можно предполагать, что восходящая диагональ состоит из двух частей. От центра вверх, движение становится сильнее, соответствуя традиционной интерпретации диагоналей. Но нижняя половина восходящей диагонали ведет себя подобно диагонали нисходящей: движение вверх снизу до центра происходит с трудом. Можно запомнить это так, что машина по восходящей диагонали трудно разгоняется, но быстро едет. А нисходящая диагональ может восприниматься трудной именно потому, что глаз в своем естественном движении ее игнорирует, и возвращение взгляда на нисходящую диагональ является искусственным, затрудненным процессом.

Интуитивно, художники изображают энергично движущиеся объекты в верхней половине картины, а трудно движущиеся - в нижней. Традиционное понимание диагоналей в этих зонах совпадает с научным.

Скачать книгу целиком:

Мы, конечно же, знаем, что люди, окружающие нас все очень-очень разные. Бедные и богатые, счастливые и не очень-то... Да и еще куча всяких градаций… С точки зрения НЛП (нейро-лингвистическое программирование) люди различаются по типу мышления.

Любой из нас мыслит при помощи различных образов. Как мы отмечали выше, образы (переживания) делятся на пять категорий – образы зрительные, слуховые, образы кинестетические (ощущения, запахи и вкус). А также на различных комбинациях этих образов. В качестве примера вспомните ваш последний звонок в школе. Что вам приходит на ум? Нарядные одноклассники на линейке перед школой или, быть может мелодия школьного вальса? Люди используют все типы образов, но наибольшее предпочтение отдают какому-то одному. Отметим что многие даже не осознают свою мыслительную деятельность - она лежит вне их сознания.
Существует определенная взаимосвязь между типом мыслительной деятельности и положением глаз собеседника (именно поэтому так важно смотреть человеку в глаза при разговоре).
Взгляд вверх и вправо означает, что в данный момент ваш собеседник создает зрительный образ. Также о мышлении зрительными образами свидетельствует и расфокусированый взгляд.
Если собеседник смотрит влево или вправо это свидетельствует о создание звукового образа. Такой человек слышит и обсуждает свои мысли, беседуя с самим собой.
Взгляд человека влево и вниз должен насторожить вас. Если ваш собеседник и не врет, то уж точно весьма хорошо подсознательно контролирует то, о чем он говорит.
Ну и последний тип мышления - мышление кинестетическими образами характеризуется взглядом вниз и вправо. Если вы заметили такой взгляд у собеседника, то вполне вероятно в этот самый момент он вспоминает телесные ощущения, такие как боль, страх, холод, вспоминает различные запахи или вкусы.
Понятно, что не каждый взгляд выражает внутреннюю мыслительную деятельность. Люди могут просто смотреть себе по ноги или считать деньги. Для нас самым важным является определение именно того взгляда, который указывает на формирование того или другого образа в сознании человека.
Итак, взгляд может указывать на то, какими именно образами мыслит человек в данный момент. Теперь немного практики. Постарайтесь найти среди своих знакомых человека, который при разговоре часто смотрит вверх и вправо. Этот человек буквально описывает вам встающие в его памяти картины. Обычно таким людям присущи такие фразы как:
Поглядел я тут на все и подумал
Если взглянуть на это с другой стороны
Я вижу нечто большее

Для того что бы как-то повлиять на собеседника нужно «говорить на его языке», иначе говоря - мыслить не только его категориями, но и образами. (Вроде бы все настолько очевидно, но заметьте, на сколько редко мы используем это нашей повседневной жизни).
Следовательно, если мы хотим повлиять на собеседника, использующего, преимущественно, зрительные образы мы должны употреблять следующие фразы:
Можно взглянуть на это и с другой стороны…
Не будем упускать из вида…
Только представьте…

Аналогичные фразы можно подобрать и для других типов собеседников.
Для слуховых образов это будет:
Послушайте…
Прислушайтесь только, как это звучит…
Звучит заманчиво…

Для кинестетиков:
Почувствуйте это…
Давайте коснемся темы…

Теперь пришло время усвоить некоторые специальные термины. Дело в том, что при прочтении более углубленных книг по НЛП, они используются без всякого объяснения. Изредка я буду делать такие «около - научные» вставки для последующего вашего глубоко понимания специфических сторон НЛП. Итак, разделение людей по типу воспроизведения внутреннего опыта (зрительные, слуховые и кинетические) называется разделением по модальности внутреннего опыта.
Любое зрительное воспроизведение (глаза вверх и вправо) – визуальная модальность.
Слуховые образы (глаза влево и вправо) – аудиальная модальность.
Ощущения – кинестетическая модальность
Отметим, что большинство грамотных начальников и неформальных лидеров- визуалы. Визуально гораздо проще контролировать настоящее и прогнозировать будущее.
Люди, основной работой которых является общение (например, продавцы) в большинстве своем аудиалы. Человек такого типа различает малейшие изменения интонации в голосе собеседника, которые в большинстве случаев могут рассказать о человеке гораздо больше чем слова.
Ну и, собственно, кинестетики. У кинестетиков очень развита интуиция, поэтому они прекрасно решают различные проблемы в различных сферах жизни. Поговаривают, что кинистетики – прекрасные любовники - ведь именно они умеют прислушиваться не только к ощущениям собственного тела, но и к ощущениям тела партнера.

Представьте, что этот человек смотрит влево; тогда это будет справа от вас. Но вы должны помнить, что эти движения будут с точки зрения этого человека, поэтому если его глаза смотрят влево и вверх, тогда с вашей точки зрения, они смотрят вправо и вверх.

Постарайтесь представить себе глаза этого человека.

Только примите во внимание, что движение глаз нельзя правильно читать на все 100%. Смотрите на движение глаз человека, когда вы говорите что-то или спрашиваете о чем-то.

Знайте, что вряд ли обычные вопросы выявят глазные сигналы. Когда вы говорите с кем-то и спрашиваете их о том как прошел их день, эти люди обычно отвечают: " О, это было прекрасно. А как прошел ваш день? ". Тогда вы не увидите никаких глазных сигналов, поскольку, это почти запрограммированные ответы.

Обратите внимание на глазные сигналы, когда тема разговора важна для другого человека. Когда человек поглощен разговором, вы оказываете некоторое влияние на этого человека или же он полностью уделяет вам свое внимание, тогда вы в состоянии увидеть бессознательные сигналы глаз, что позволит вам получить более глубокое понимание того, что происходит в голове этого человека.

Для начала рассмотрим, что означает, если глаза человека смотрят в левую сторону. Левая сторона обычно связана с доступом к материалу из вашего прошлого, такого как изображения и звуки:

  • Представьте себе на минуту, что вы разговариваете с вашим другом. Вы обсуждаете планы на выходные и что вы хотите делать.
  • Вы упомянули другу о новой дискотеке, которая недавно открылась в центре города.
  • Ваш друг говорит, что он уже был там и прекрасно провел время и при этом смотрит вверх и влево.
  • Вы спрашиваете своего о том, какая музыка играла ночью, когда он ходил туда.
  • Он смотрит влево, по направлению к уху и говорит, что музыка была замечательной, и он действительно хорошо провел вечер.
  • Таким образом, что популярная психология сказала нам об ответах друга?
  • Во-первых, он смотрел в верхний левый угол. Эта реакция говорит, о том, что человек пытается воспроизвести картинки в своей памяти. То означает, что он пытается вспомнить время, когда он был на дискотеке и скорей всего он говорит правду. Когда человек смотрит вверх и влево, это означает, что он пытается что-то вспомнить, следовательно, это произошло в прошлом.
  • Будьте осторожны и подбирайте тщательно ваши вопросы. Ваш друг может сказать, что он не был и все еще смотреть влево, но думать о чем-то своем.
  • Вы спросили знакомого о музыке на дискотеке. Он посмотрел налево к уху. Это говорит нам, о том, что он пытается вспомнить музыку, которая звучала на дискотеке.
  • Попробуйте этот хороший тестер. Попросите вашего друга, описать, как звучит его дверной звонок. Смотрите, как двигаются его глаза и как он пытается вспомнить этот звук. Даже если у него нет дверного звонка он все равно будет смотреть влево и пытаться вспомнить, как звучал дверной звонок, который, может быть, у него когда-то был.

  • Теперь рассмотрим, о чем сигнализируют глаза, когда человек смотрит вправо:

    • Представьте, что вы говорите своему другу о вашем автомобиле, который вы одолжили ему на выходные.
    • Он протягивает вам ключи, но ничего не говорит о разбитой фаре.
    • Вы спрашиваете его об этом, и он смотрит верхний левый угол. Это говорит о том, что он пытается вспомнить картинку разбитой фары, затем он смотрит в верхний правый угол, и вы ждете его ответ.
    • Он говорит вам, что кто-то ударил машину возле супермаркета и уехал.
    • Взгляд в верхний правый угол означает, что человек создает образ, а это является главным признаком того, что он лжет.
    • Имейте в виду, что ваш друг может и не отреагировать, таким образом, если у него было время придумать оправдание. В этом случае вы можете вы можете спросить что-то чего, он не ожидает, например о пропаленном сигаретой сидении в машине. Наблюдайте за движениями его глаз!
    • Затем наблюдайте за созданием звуков; вы угадали с этим. Если ваш испытуемый смотрит в сторону правого уха, это является верным признаком того, что он пытается создать звук.
    • Нет, каких либо сильных примеров, которые можно использовать в данном контексте, просто вы должны знать, что такое случается.
    • Вы можете попробовать попросить вашего друга представить действительно сильный шум, самый сильный который он может себе представить, и наблюдайте за движениями его глаз.