Классное руководство начальная школа. Особенности работы классного руководителя в начальной школе
- наличие системы воспитательной работы.
Классный руководитель – воспитатель, основная деятельность которого направлена на помощь учащимся в их личностном развитии. Я планирую свою деятельность в соответствие с требованиями к планированию, установленными ОУ, стремлюсь к созданию гуманистической атмосферы в классном коллективе, воспитывающей среды, развитию творческого потенциала учащихся.
Главное в воспитательной системе моего класса – создание соответствующего морально-психологического климата, творчества атмосферы, доброжелательного стиля отношений – всего того, что способствует развитию личности каждого ученика, коллектива в целом; помогает в формировании жизненной позиции, общего отношения к жизни; признанию личности человека как абсолютной ценности. В педагогической деятельности ставлю несколько задач:
дать учащимся качественное образование;
раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого учащегося;
привить навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях. Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии;
совершенствование форм организации учебной деятельности;
использование новых педагогических технологий, эффективных методик обучения.
Глубоко изучив, пользуюсь технологиями воспитательного воздействия на личность, методикой воспитательной работы, коллективной творческой деятельности, техникой индивидуального общения с учащимися и родителями. В своей педагогической деятельности использую технологии : проблемное обучение; игровые технологии; обучение в сотрудничестве; технология разноуровнего обучения; технология модульного обучения; технология проектного обучения; технология развития критического мышления; здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии. Руководствуюсь демократическим стилем общения. Психологическая атмосфера в классе доброжелательная, основанная на взаимном уважении, доверии и открытости.
Основные формы работы:
Организация воспитывающей среды: привитие навыков выполнения правил общения в коллективе, совместно с родителями и учащимися эстетизация среды классного коллектива, организация самообслуживания, регулировка питания.
Организация коллективной деятельности: участие класса в общешкольных мероприятиях, организация совместных творческих и коллективных дел учащихся, проведение экскурсий, посещение музеев.
Индивидуальная работа с учащимися: изучение здоровья, интересов, характера, познавательных способностей, семейных условий и внешкольного общения, оказание учащимся помощи в развитии интеллектуальных и творческих интересов, способствование преодолению учащимся трудностей в общении с коллективом, регулирование информационных интересов учащихся.
Координация действий с другими педагогами, родителями, руководителями творческих объединений, медработником.
Проведение педагогических исследований, направленных на изучение личности учащихся.
Вот уже пятый год воспитательная система класса направлена на саморазвитие и самосовершенствование личности.
С моей точки зрения это очень актуально на современном этапе развития общества, поскольку переход общества к новому социально-экономическому и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях высообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных приумножить духовные и материальные богатства общества.
- наличие системы самоуправления в классе;
Я отношусь к той категории классных руководителей, которая считает работу классного наставника не просто главной, а наиглавнейшей, ведь в его должностные обязанности, если в очередной раз изучить все инструкции и обобщить, входит огромное количество аспектов, призванных воспитать нового человека нового поколения, способного найти своё место в жизни и стать достойным гражданином общества.
Самоуправление – это принцип автономного управления малыми сообществами, общественными организациями и объединениями в гражданском обществе. Исходя из данного определения, строится работа ученического самоуправления, которая является формой организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Цели ученического самоуправления можно сформулировать следующим образом: воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества. Классное самоуправление – это один из режимов протекания совместной и самостоятельной деятельности обучающихся, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Первоначальной целью самоуправления было сплотить учеников в дружный и крепкий коллектив. Классное самоуправление развивается поэтапно. В первое время функция ребят была исполнительская. Моя же позиция как классного руководителя была – учитель. Проводилось анкетирование с целью выявления склонностей и интересов к чему-либо. Выявив интересы, ребята получали задания, поручения. На начальном этапе для того, чтобы привлечь их к самоуправлению я сама назначала ответственных, присматривалась, кто на что способен. Постепенно обучающиеся начали оценивать события в классе, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. У них появилась первая самооценка. Радовало то, что ребята перестали быть равнодушными друг к другу, начали проявлять инициативу в жизни класса и школы. Дети сами стали предлагать мероприятия, в которых хотели бы принимать участие. В классе достигнуты следующие результаты классного самоуправления:
хорошо налажено дежурство по классу и школе;
хорошо поставлены трудовые дела (уборка территории, утепление класса, благоустройство и генеральная уборка в классе);
организация досуга (проведение классных огоньков, конкурсов и других мероприятий);
выпуск всевозможных тематических газет;
проведение спортивных мероприятий;
проведение тематических классных часов.
Исходя из опыта организации ученического самоуправления, я пришла к таким выводам:
Самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания.
Его цель в современных условиях – адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.
Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.
Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.
-психолого-педагогическая диагностика;
Огромную роль в работе классного руководителя играет диагностика. Воспитателю необходимо уметь прослеживать различные изменения в классе, формирование отношений между детьми, их ценностные ориентиры, тенденции формирующихся отношений.
Цели изучения классного коллектива многоплановы: определение статуса каждого старшеклассника в системе межличностных отношений в классном коллективе; выявление уровня развития классного коллектива и стиль его жизнедеятельности; определение психологического климата в коллективе и эмоционального самочувствия отдельных его членов; наличие опыта совместной деятельности и др.
При систематическом диагностировании классного коллектива каждый раз можно увидеть новый уровень развития во взаимоотношениях подростков: возрастает степень его сплоченности, организованности, самостоятельности, расширяется сфера и возможности осуществления в нем разнообразной деятельности.
Были проведены следующие диагностики:
Исследование удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Диагностика воспитанности.
Диагностика нравственной самооценки.
Диагностика этики поведения.
Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Диагностика нравственной мотивации.
Диагностика профпригодности.
Изучение удовлетворенности родителей работой педагога.
Изучение психологического климата в детском коллективе.
В общении с детьми стремлюсь к преобладанию демократического стиля руководства, поощрению растущей автономии своих учеников. По результатам исследований, учащиеся в классе превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль, социальные навыки, обладают хорошей самооценкой.
В классном коллективе среди учащихся нет отверженных, изолированных детей, в ходе обследования выявлен высокий уровень групповой сплоченности.
При определении уровня воспитанности итоговая оценка 4,5, что говорит о высокий уровень воспитанности обучающихся .
- отсутствие правонарушений и нарушений общественного порядка учащимися класса;
Важным направлением своей деятельности считаю формирование правовой культуры учащихся и профилактику правонарушений среди них. В течение пяти лет веду тесную связь с ГАИ, сотрудниками правоохранительных органов. Положительным результатом воспитательной деятельности считаю то, что за время работы в качестве классного руководителя в моих классах не было учащихся, поставленных на внутришкольный учет и в инспекции по делам несовершеннолетних.
- отсутствие пропусков занятий обучающимися без уважительных причин;
Без уважительной причины дети моего класса уроки не пропускают, о чем сдается еженедельно отчет заместителю директора по УВР. Каждый пропуск подтверждается медицинской справкой, звонком или заявлением родителей о причине отсутствия ученика.
- участие класса в жизни местного социума;
В каждом ученике своего класса я вижу, прежде всего, личность. Мои ученики талантливы и разносторонне развиты, так, среди них есть особо отличившиеся и в учебе, и в спорте, и в общественной жизни. Они являлись неоднократными призерами районных и зональных соревнований, как в командном, так и в личном первенстве.
Приложение 1. Участие учащихся класса в мероприятиях по годам на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях по годам.
Учащиеся принимают активное участие в социально-значимых мероприятиях не только школы, но и села. В рамках экологической акции «Пробуждение" учащиеся участвовали в проекте "Красивая школа - красивое село": убирали территорию не только школы, но и всего сельского поселения, сажали деревья. Активно принимают участие в вахте Памяти, концерте ко дню пожилых, оказывают помощь престарелым, работают летом в хозяйстве.
Таким образом, дети постоянно вовлечены в классные, общешкольные, поселковые, муниципальные и республиканские мероприятия, где просматривается их активность.
- отлаженная система взаимодействия с родителями;
Сегодня многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребёнка. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке детей к жизни и к труду. Начиная работать с детским коллективом, я попыталась максимально изучить семейную ситуацию, понять уклад жизни семьи каждого ученика, традиции, обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Свою задачу как классного руководителя вижу в том, чтобы создать атмосферу взаимопонимания между детьми, учителями и родителями в образовательном процессе. За годы работы с данным классом сумела сплотить детей и родителей в единый коллектив. Родители – постоянные участники всех творческих и познавательных дел класса, мои первые помощники. Совместно с родителями и детьми провожу тематические классные часы, на которых родители выступают не только в роли благодарного слушателя, но и активного ведущего. Незабываемыми стали спортивные состязания «Папа, мама, я – спортивная семья», вечер отдыха. Такая связь поколений, на мой взгляд, является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей, так как младшее поколение на жизненном примере родителей может убедиться в незыблемости таких понятий, как доброта, порядочность, честность.
Родительские собрания являются одной из основных форм работы с родителями. Тематика родительских собраний весьма разнообразна, поскольку широк круг проблем, с которыми сталкиваются родители.
Родительские собрания 5 класс:
Родительские собрания 6 класс:
Родительские собрания 7 класс:
Родительские собрания 8 класс:
Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование, дискуссии на родительских собраниях показали, что в основном все дети имеют хорошие отношения с родителями. Но в некоторых семьях наблюдается излишняя строгость и требовательность к ребёнку, а в некоторых наоборот, не хватает контроля со стороны родителей. Благодаря совместной деятельности, родители начали осознавать, что с ребёнком необходимо общаться как с равным, относиться к нему, как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение; что терпение и снисходительность к ребёнку – главное средство в воспитании.
-жалоб и обращений родителей на неправомерные действия классного руководителя нет;
- реализация здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе;
Наша школа является экспериментальной площадкой физкультурно-оздоровительного направления и Пилотной школой по реализации проекта «Спортивная суббота», Приказ Министерство образования Республики Мордовия №190 от 25.02.2010 г.
Глубоко убеждена, что здоровье учащихся – главная составляющая часть всего педагогического процесса, поэтому провожу постоянную целенаправленную работу по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся, которая сводится не только к разъяснительным беседам с детьми и родителями, но и обучению приемам, как и что нужно делать, как быть здоровым. Понимая важность того, что знать, как быть здоровым недостаточно, нужно еще вырабатывать навык и потребность в здоровом образе жизни, уделяю большое внимание созданию новых форм поведения, полезных для здоровья, осознаваемых учащимися.
Система оздоровительных мер:
а) ежедневное проведение физзарядки с применением специально подобранных комплексов упражнений;
б) использование физминуток, в которые включены упражнения для мозгового кровообращения, для снятия утомления плечевого пояса и рук, для снятия утомления туловища, для уроков с элементами письма, упражнения для мобилизации внимания, комплекс гимнастики для глаз для напряжения глазных мышц;
в) серия бесед по закаливанию организма как профилактики заболеваемости;
г) беседы о предупреждении вредных привычек;
д) снятие напряжения опорно-двигательного аппарата;
е) чередование видов деятельности;
ж) следим за освещенностью в классе (наличие ламп), замер уровня освещенности классного помещения;
з) использование технических средств обучения согласно нормам;
и) мониторинг заболеваемости учащихся.
Провожу классные часы, беседы с родителями, выступаю на заседаниях методического объединения, педагогических советах по проблеме сохранности здоровья учащихся.
- духовно-нравственное воспитание и народные традиции.
Духовное становление человека – процесс длительный и сложный. Каждый год, каждый этап духовного становления ребенка связан с новыми запечатлениями отношений к социальным ценностям, которые являются подготовкой к определенным действиям во взрослом мире. Этот процесс последователен и необратим. Главный принцип, заложенный природой в процессе духовного развития человека, можно выразить фразой: «Душа обязана трудиться». В противном случае ее развитие можно приостановить и деградировать. Моя задача – помочь ребенку в нелегком процессе духовного становления. Этому способствует целенаправленная программа духовно – нравственного воспитания. Придерживаясь ее, я составляю план мероприятий данного направления. За последние годы проведены мероприятия: классные часы «Волшебная сила добра», «Все мы разные» (толерантность), «Воспитай себя», акция «Спешите делать добро», беседы «Моя семья – моё богатство», «Ценности, права, ответственность» и д.р.
Большое внимание в воспитательной деятельности я уделяю работе с ветеранами Великой Отечественной войны, пожилыми людьми и пенсионерами-ветеранами школы. В своей работе я опираюсь на принцип «Не опоздать с добротой». С 5 класса за моими учащимися были закреплены Кулянов Иван Григорьевич – участник ВОВ, Шляпникова Тамара Алексеевна – ветеран школы, которым мы помогаем по хозяйству, заботимся об их здоровье, не забываем о них и в праздничные дни: сообща готовим подарки, импровизированные концерты. Пенсионеры на празднике «День пожилых» выразили большую благодарность моим учащимся за внимательность и чуткость, проявленные к ним.
Анализируя воспитательную работу классного коллектива и классного руководителя можно сделать вывод: имеются позитивные результаты деятельности в качестве классного руководителя, вся система работы направлена на создание товарищеской заботы, на представление каждому ребёнку возможности раскрыть свои способности, на то, чтобы научить их анализировать явления и события, иметь своё мнение о них и уметь его отстаивать. Чтобы каждый ребёнок с удовольствием и с радостью ходил в школу.
Приложение 1
2006-2007 учебный год |
||
Республиканский уровень |
||
Республиканский конкурс ВДПО |
Кузьмин А., 11 кл. |
III место в районе (в составе команды) |
Пятый республиканский конкурс изложений «Рассказ ветерана» |
Гарин Н., 11 кл. |
Благодарственное письмо |
Республиканский конкурс творческих работ «Святыни земли Мордовской» |
Кузьмин А., 11 кл. |
Лауреат |
Муниципальный уровень |
||
Районная олимпиада по немецкому языку |
Гарин Н., 11 кл. |
II место |
Районный конкурс сценариев на противопожарную тематику |
Кузьмин А., 11 кл. |
участие |
Республиканский конкурс стихов и частушек «Голосуй, Россия – процветай, страна!» |
Кузьмин А.,11 кл. |
I место, публикация в сборнике |
Районная олимпиада по русскому языку |
Щербакова Н., 11 кл. |
участие |
2007 – 2008 учебный год |
||
Всероссийский уровень |
||
Всероссийский конкурс « Русский медвежонок- 2007» |
Земцов А. |
74 б. |
|
Земцов А. |
105 б. (8 место в регионе) |
|
Земцов А. Кашуркин И. |
250 б. |
Республиканский уровень |
||
Зональные соревнования по хоккею на приз клуба «Золотая шайба» |
Земцов А. Кашуркин И. |
I место |
Соревнования по бегу на 60 м в младшей возрастной группе ДЛ СОК НП СКО «Профтургаз» |
Кашуркин И. |
I место |
Муниципальный уровень |
||
Районные соревнования по мини – футболу |
Земцов А. Кашуркин И. |
участие |
Районный конкурс «Ребячьи компании» |
Медведев А. (в составе команды) |
I место- номинация «Пантомима», I место- номинация «Цирковой капустник» |
Районный конкурс рисунков «Ребята о зверятах». |
Земцов А. Кашуркин И. |
|
Районный конкурс Новогодней игрушки на приз Главы района |
Земцов А. Кашуркин И. |
III место |
Районный конкурс детского творчества по противопожарной тематике |
Земцов А. |
участие |
2008-2009 учебный год |
||
Всероссийский уровень |
||
Всероссийский конкурс «Медвежонок-2008» |
Земцов А. |
100 б. (1 место в районе) |
Всероссийский конкурс «Математический чемпионат» |
Земцов А. Кашуркин И. |
86 б.(1 место регион) 76 б. (2 место регион) |
Всероссийский конкурс «Кенгуру» |
Кирдяшкин Е. Земцов А. |
91 б.(3 место район) 106 б. (1 место регион) |
Всероссийский конкурс «Золотое Руно» |
Земцов А. Кашуркин И. | |
Республиканский уровень |
||
Республиканские соревнования юных хоккеистов Клуба « Золотая шайба» имени А.В.Тарасова среди средней возрастной группы в сезоне 2008-2009 гг. |
Земцов А. Кашуркин И. Кирдяшкин Е.
|
(в составе команды)
|
Республиканские зональные соревнования юных хоккеистов Клуба « Золотая шайба» имени А.В.Тарасова среди средней возрастной группы в сезоне 2008-2009 гг. |
Земцов А. Кашуркин И. Кирдяшкин Е.
|
I место
(в составе команды) |
Республиканский конкурс среди учащихся общеобразовательных школ муниципальных районов и городского округа Саранск Республики Мордовия на лучшую работу по вопросам избирательного права и избирательного процесса «Конференция 2008» |
Земцов А. |
Лучшая работа в районе |
Турнир, посвященный Году молодежи (Ельники) |
Земцов А. Кашуркин И. Кирдяшкин Е.
|
I место (в составе команды) лучший игрок |
Муниципальный уровень |
||
Районный Новогодний турнир по хоккею с шайбой среди общеобразовательных школ Краснослободского муниципального района |
Земцов А. Кашуркин И. Кирдяшкин Е.
|
Лучший вратарь I место
|
Районные соревнования по мини-футболу среди общеобразовательных школ (в рамках общероссийского проекта «Мини-футбол в школу») в младшей возрастной группе (1996 -1997 г.р.) |
Земцов А. Кашуркин И. Кирдяшкин Е.
|
II место (в составе команды) |
Районные отборочные соревнования IV зимней спартакиады учащихся Краснослободского района по шорт-треку на дистанции 200 м |
Кашуркин И. |
участие |
Районный конкурс «Новогодняя игрушка» |
Земцов А. Кашуркин И. |
участие участие
|
Районные соревнования по шашкам и шахматам |
Земцов А. |
II место (личный зачет) I место (команда) |
Районный конкурс на противопожарную тематику |
Кашуркин И. |
участие |
Республиканских командных соревнований по бегу на призы Главы Администрации Краснослободского муниципального района |
Кашуркин И. |
II место (личный зачет) |
2009-2010 учебный год |
||
Всероссийский уровень |
||
Всероссийский конкурс « Русский медвежонок- 2009» |
Кашуркин И., 7 кл. Земцов А., 7 кл. |
90 б.(1 место-район) |
|
Земцов А., 7 кл. Кирдяшкин Е., 7 кл. |
80 б. (3 место-район) |
Всероссийский игровой конкурс «КИТ-2009» |
Земцов А., 7 кл. |
101 б. (1 место-район) |
Всероссийский игра-конкурс по информатике и информационным технологиям «Инфознайка-2010» |
Земцов А., 7 кл. |
90 б. (2 место – район) |
|
Земцов А. 7 кл. |
89 б. (1 место-регион) |
|
Земцов А. 7 кл. |
победитель |
Всероссийский конкурс «Золотое Руно» |
Земцов А., 7 кл. |
162 б. (2 место-район) |
Республиканский уровень |
||
Республиканский конкурс «Экология. Дети. Творчество» |
Кашуркин И., 7 кл. |
участие |
Республиканские соревнования юных хоккеистов Клуба « Золотая шайба» имени А.В.Тарасова среди средней возрастной группы |
Земцов А. Кашуркин И. Кирдяшкин Е.
|
участие
|
Первенство РМ по хоккею с шайбой |
Земцов А. Кашуркин И. Кирдяшкин Е.
|
4 место |
Республиканские соревнования «Веселые старты» |
команда |
участие |
бегу на призы В.Д.Волкова |
Кашуркин И. 7 кл. |
участие |
с. Атюрьево 11.04.10 |
Кашуркин И., 7 кл. |
участие |
Республиканские соревнования по бегу на 500, 1000, 2000 м. с. Атюрьево 18.04.10 |
Кашуркин И., 7 кл. |
участие |
Республиканские соревнования по бегу на призы главы Ельниковского района в с. Ельники
|
Кашуркин И. 7 кл. |
участие |
Республиканский интеллектуально-творческий конкурс «Флот в судьбе России». Номинация: исследовательские работы. |
Земцов А., 7 кл. |
победитель заочного тура |
Зональные соревнования на призы клуба юных хоккеистов «Золотая шайба» имени А.В.Тарасова (ср. возр. группа 1995-1996) |
Кирдяшкин Е., Кашуркин И., Земцов А. |
I место |
Республиканский конкурс «Военная техника Победы» |
Земцов А. |
участие |
Муниципальный уровень |
||
Районные соревнования по волейболу среди юношей в школе №2 |
Кирдяшкин Е. Земцов А. |
II место |
|
Земцов А. 7 кл. |
участие |
Районная олимпиада по истории |
Земцов А. 7 кл. |
участие |
Районные соревнования по мини-футболу среди мальчиков 1995-1996гг. |
Земцов А. Кашуркин И. Кирдяшкин Е.
|
II место |
2010 – 2011 учебный год |
||
Всероссийский уровень |
||
Международный конкурс «Подводный мир»: конкурс прозы и поэзии |
Земцов А., 8 кл. |
II место |
Всероссийский игра-конкурс «Золотое руно» |
Земцов А., 8 кл. |
153 б. |
Всероссийский игровой конкурс «Человек и природа» |
Земцов А., 8 кл. | |
Всероссийский игровой конкурс «КИТ-2010» |
Земцов А., 8 кл. |
115 б.(1 место-район +регион) |
Всероссийский математический игровой конкурс «Кенгуру» |
Земцов А., 8 кл. |
95 б. (1 место-район) |
Всероссийский игра-конкурс по информатике и информационным технологиям «Инфознайка-2011» |
Земцов А., 8 кл. |
83 б. победитель |
Молодежный математический чемпионат |
Земцов А. 8 кл. |
111 б. (1 место-регион) |
Всероссийский конкурс « Русский медвежонок- 2010» |
Кашуркин И., 8 кл. Земцов А., 8 кл. Кирдяшкин Е., 8 кл.
|
73 б. 73 б. |
Заочная математическая олимпиада «Авангард» |
Земцов А., 8 кл. |
победитель |
Республиканский уровень |
||
Республиканские соревнования по хоккею с шайбой на Первенство РМ |
Кашуркин И., 8 кл. Земцов А., 8 кл. Кирдяшкин Е., 8 кл.
|
II место |
Республиканские соревнования по бегу на призы ЗТР, ЗРФК Республики Мордовия И.И.Данина. с. Атюрьево |
Кашуркин Игорь |
участие |
Республиканские соревнования по бегу , посвященных памяти директора ДЮСШ, Отличника физической культуры России М.М. Мишариной. п. Торбеево
|
Кашуркин Игорь |
III место |
Республиканские соревнования по бегу , посвященных памяти ЗРФК РМ, МС России А.И.Базарова г.Ковылкино |
Кашуркин Игорь |
участие |
Республиканские соревнования по бегу на призы Почетного гражданина РМ, Олимпийского чемпиона, ЗМС России П.Г.Болотникова (районный уровень) Командное место
(кубок ЦОПа) г.Краснослободск
|
Кашуркин Игорь команда
|
III место |
Муниципальный уровень |
||
Районные соревнования по шашкам команда
|
Земцов А., 8 кл. команда
|
III место I место
|
Районные соревнования по шахматам команда
|
Земцов А., 8 кл. команда
|
I место I место
|
Районные соревнования по шорт-треку |
Кирдяшкин Е., 8 кл. |
I место |
Районная научно-практическая конференция по физике |
Земцов А., 8 кл. |
участие |
Районная олимпиада по математике |
Земцов А. 8 кл. |
участие |
Районная олимпиада по ОБЖ |
Земцов А., 8 кл |
Призер |
Районная олимпиада по физике |
Земцов А., 8 кл. |
участие |
Районная олимпиада по химии |
Земцов А., 8 кл. |
участие |
Районные соревнования по волейболу среди мальчиков |
команда |
III место |
1 . Спортивно-оздоровительная.
Цель:
1. Сохранение нравственного, психического и физического здоровья детей.
2.Привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
3. Создание здоровьесберегающих технологий и их использование в образовательном процессе, создание взаимосвязи со всеми заинтересованными службами.
Задачи:
*Формировать у учащихся осознанный выбор здорового образа жизни.
*Учить соблюдать режим дня и правила личной гигиены.
*Развивать спортивные умения и навыки, интерес к спорту.
*Формировать основы безопасности жизнедеятельности.
Формы работы:
*Беседы
*Классные часы
*Спортивные игры, соревнования.
*Уроки здоровья, праздники.
Художественно - эстетическая деятельность:
Цель:
1.Способствовать полноценному развитию личности через самовыражение и творчество.
2. Воспитание у учащихся нравственно - эстетических качеств.
3. Формирование потребности в творческой деятельности.
Задачи:
*Развивать художественный вкус у учащихся.
* Научить детей видеть красоту во всех сферах жизни.
*Формирование эстетического отношения к труду. (Красота создаваемых вещей)
Формы работы:
* Беседы
*Творческие мастерские
* Выставки детских работ и др.
Экологическая деятельность:
Цель:
1. Формирование ответственности за состояние природного окружения.
2. Воспитания бережного отношения к природе и любовь к природе.
3. Способствовать развитию экологической культуры.
Задачи:
* Развивать мышление и наблюдательность учащихся.
* Учить детей наблюдать, видеть и понимать прекрасное в природе, уметь передать это увиденное в рисунках, поделках, творческих работах.
Формы работы:
*Поэтические минутки на экологическую тему.
*Конкурсы рисунков.
*Праздники и др.
Духовно -нравственная деятельность:
Цель:
1. Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России и родном крае.
2.Развивать чувство патриотизма.
3. Познакомить с моральными качествами личности.
4.Воспитание у учащихся нравственно - этических качеств.
Задачи :
*Знакомство с традициями русского и мордовского народов.
*Способствовать пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны.
*Расширять знания детей об окружающем мире, экологических проблемах.
*Научить ребенка уважительно относиться к своему дому,своей семье, к окружающем его людям.
Формы работы:
*Классные часы
*Заочные путешествия
*Беседы
Коммуникативная (социальная) деятельность:
Цель:
1. Способствовать формированию ценности человеческого общения.
2. Способствовать формированию умений совершенствоваться в
Ученическом коллективе.
3. Формирование коммуникативных навыков.
Задачи:
*Познакомить с основными правилами делового и бытового этикета
*Формировать у детей отрицательное отношение к проявлению негативных качеств,
Учить детей находить пути их преодоления.
Формы работы:
*Уроки-сказки
*Диспуты
*Творческие игры
Интеллектуальная (познавательная) деятельность:
Цель:
1. Способствовать повышению интереса школьников к знаниям.
2.Развивать интеллектуальные способности учащихся, развивать мышление, кругозор учащихся,
поддерживать интерес к новому.
Задачи:
*Создавать условия для приобщения к ценности познания.
*Прививать интерес к литературе, правильно выбирать книги и пользоваться ими.
*Научить детей анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию.
Формы работы:
*Викторины
* Библиотечные уроки
*Предметные олимпиады.
1.Один раз в год:
Оформление личных дел учащихся.
Анализ и составление плана воспитательной работы с коллективом класса.
Анализ и составление календарно- тематического планирования по предметам.
2.Один раз в четверть:
Оформление классного журнала.
МО учителей начальных классов
Анализ и выполнение КТП и его корректировка.
Анализ выполнения плана классного руководителя и его корректировка.
3.Ежемесячно: Консультации у школьного психолога.
Работа с родительским комитетом.
Консультации с педагогами, ведущими уроки по другим предметам.
Консультации с педагогами, ведущими занятия по внеурочной деятельности.
4.Еженедельно: Проверка дневников учащихся.
Работа с активом класса.
Работа с родителями. проведения консультаций.
Проведение мероприятий по плану.
Работа с воспитателем ГПД по вопросам воспитания и образования.
5.Ежедневно: Индивидуальная работа с учащимися .
Встреча класса.
Организация дежурства в классе.
1. Индивидуальные беседы.
2.Классные родительские собрания.
3. Общешкольные родительские собрания.
4. Внеклассные мероприятия с привлечением родителей.
1.Первый раз в первый класс.
2.Режим дня в жизни школьника.
3.Как поддерживать в школьниках желание учиться.
4. Мир эмоций и чувств ребенка.
1.Развитие самостоятельности школьников при приготовлении домашних заданий.
2.Товарищество и дружба.
3.Принципы семейного воспитания.
4.Роль игры в школьном возрасте.
1.Вредные привычки в детском возрасте.
2. Воспитание толерантного взаимодействия с окружающим миром.
3.Развитие творческих способностей у учащихся.
4.Способности и одаренность.
1.Компьютерные игры: возможные опасности.
2.Значение проектной деятельности в развитии учащихся.
3.Природа детской агрессии.
4. Как помочь ребенку подготовиться к переходу в среднюю школу.
1. Консультации - индивидуальные и коллективные тематические.
2. Дни открытых дверей - разрешение родителям побывать на уроках, внеурочных мероприятиях.
3. Практические занятия для небольших групп родителей (по организации домашних праздников, по культуре поведения и т.д.)
4.Телефон доверия - обсуждение с педагогом в определенные часы важные вопросы по воспитанию.
5.Привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников.
Приложение 8
МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
«ЯМАЛЬСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ (СРЕДНЕГО) ПОЛНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
СПРАВКА
о результатах деятельности Никовской Натальи Дмитриевны, учителя начальных классов, в качестве классного руководителя
Стаж работы Никовской Н.Д. в должности классного руководителя составляет 32 года. В настоящее время Наталия Дмитриевна Никовская является классным руководителем учащихся 2д класса.
За время работы классным руководителем показала себя творчески работающим учителем. У педагога сложилась система воспитательной работы с учащимися начального звена. Основное направление воспитательной работы осуществляется на основе разработанной в МБОШИ «ЯШИС(П)ОО» целевой программы «Школа - воспитательное пространство». В 2012 году Наталия Дмитриевна разработала авторскую воспитательную программу «Шаг за шагом», которую использует в данное время.Ведущий замысел воспитательной системы состоит в создании в классном коллективе комфортной атмосферы жизнедеятельности, основанной на дружелюбном обращении друг с другом, способствующей индивидуальному и коллективному творчеству.
При проверке планов воспитательной работы выявлено, что классным руководителем Никовская Н.Д. перспективные планы составлены в соответствии с требованиями современной педагогики, на весь учебный год. В плане воспитательной работы отражено: характеристика класса, социальный состав семей, предусмотрена ежедневная, еженедельная и годовая циклограмма работы с классным коллективом. Прослеживается индивидуальная работа с учащимися (проблемными, гиперактивными), и их родителями, работа с активом класса, работа с дневниками. В планах прослеживается участие ребят как во внутриклассных, так и в общешкольных мероприятиях.
Анализ посещенных классных часов показал, что Наталия Дмитриевна Никовская большое внимание уделяет воспитанию:ответственности, дисциплины, объективной самооценки, правильно относиться к собственным успехам и неудачам, умению соревноваться с другими, умению подчиняться, умению руководить, умению добиваться успеха, развивать уверенность в себе.
Работая с классом, Наталия Дмитриевна добилась больших результатов в образовательном и воспитательном процессе с обучающимися. Результат - высокаяуровень успеваемости учащихся класса. Инициативность, активность, живой отклик на новые дела, творческие начинания – вот основные черты учащихся класса. Важнейшим аспектом воспитательной системы является снижение негативного влияния социума на личность ребёнка. Классный руководитель и коллектив класса тесно сотрудничают с домом культуры, спортивно-оздоровительным комплексом «Артика». Все ребята класса Наталии Дмитриевны активно занимаются в спортивных секциях, участвуют в школьных соревнованиях, являются участниками мероприятий, проводимых на базе школы – интерната.
Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывает значительное влияние на процесс развития личности ребёнка. Никовская Наталия Дмитриевна работает в тесном контакте с родителями, отношения строит на основе уважения и сотрудничества. Сотрудничество с родителями включает основные направления: психолого – педагогическое просвещение; вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс. Формы взаимодействия Натальи Дмитриевны при работе с семьей разнообразные: как индивидуальные, групповые, так и творческие (родительское собрание, родительский лекторий, встречи родительской общественности с администрацией школы, индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия учащихся и родителей, участие родителей в ученических конференциях и фестивалях, дни открытых уроков, праздники знаний, недели предметов, формы досуга: совместные праздники, соревнования, конкурсы, КВНы, экскурсионные поездки и т.д.)
Организуя процесс воспитания, Никовская Н.Д. большое внимание уделяет воспитанию нравственной культуры у своих обучающихся, так как это основа воспитательной системы работы с классным коллективом. Проведён цикл бесед по теме «Уроки толерантности», цикл классных часов «Я причастен к России», « История Ямальского района», «Наша школьная семья» , лекторий и практикумы по этике поведения (открытые классные часы-практикумы «Этика речи и поведения», «Сквернословию – бой.Начни бой с себя!».), цикл бесед по психологии дружбы (открытый классный час «Истину назови мне»), классные часы « Что я могу», «Спешите делать добро», «Праздник светофорчика», «Народные игры на Святки», «9 мая – День Победы!», «Мы – Земляне!», «Спорт против наркотиков»
Обучающиеся активно участвовали в акции «Подари улыбку детям », «Чистый двор и моя школа», «Посылка и письмо солдату». Ребята с удовольствием следят за уголком живой природы «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Активное участие обучающихся класса в жизни школы, местного социума (концерты, фестивали, КВН, конкурсы, олимпиады, конференции, соревнования, экскурсии) отмечено грамотами и дипломами от институционального до федерального уровня.
Заместитель директора по ВР ________________ О.В.Лутошкина
Учитель начальных классов и классный руководитель – неразделимые понятия. Весь учебный процесс младших школьников является воспитательным, как в урочное, так и во внеурочное время. Это объясняется психологическими особенностями младшего школьника, для которого ведущим видом деятельности является учебная деятельность. Поэтому основой работы классного руководителя в начальных классах считается духовно-нравственное воспитание, формирование «морального фундамента» обучающегося. Формирование классного коллектива способствует улучшению образовательного процесса в классе, повышает мотивацию обучающихся. С чего начинается формирование детского коллектива? Поскольку эта работа возможна только в тесном взаимодействии с родителями младших школьников, то работа классного руководителя в начальных классах начинается с формирования родительского коллектива.
Работа с родителями обучающихся – приоритетная в начальной школе. Только в единстве деятельности учителя и родителей достигается положительный результат. Классный руководитель продумывает свою деятельность так, чтобы максимально вовлечь все семьи в школьную деятельность. Это требует большого такта от педагога и индивидуального подхода к каждой семье. Родители добровольно выбирают то направление, по которому они хотели бы сотрудничать со школой (культмассовое, учебно-социальное, хозяйственно-трудовое, спортивно-оздоровительное). Когда с первого класса удается наладить работу этих направлений, то в дальнейшем облегчается вся воспитательная работа в детском коллективе.
Как отмечают И.И. Юдин, И.В. Каменева, внеклассная воспитательная работа в начальном классе, ориентированная на развитие духовных потребностей, творческих способностей и национального самосознания детей, должна опираться на совместную деятельность с родителями, представителями интеллигенции и общественности района и города. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – важная и ответственная задача учителя. Решение данной задачи представляется возможной, если в плане работы класса и школы найдут отражение следующие направления деятельности классного руководителя с родителями:
изучение семей обучающихся; педагогическое просвещение родителей; обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе; педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса; индивидуальная работа с родителями; информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития обучающихся.
Работа по каждому из перечисленных направлений складывается из определенной совокупности форм и способов деятельности. Выбор их обусловлен целями и задачами воспитательной работы в классе, личностными и профессиональными особенностями классного руководителя, традициями школы, класса, своеобразием состава обучающихся и их родителей, тенденциями развития воспитательных отношений в классном сообществе, принципами взаимодействия учителя и родителей.
Работа классного руководителя в начальных классах – целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
Работа классного руководителя начинается с диагностической деятельности. Диагностическая деятельность проводится с учетом следующих условий: исследования направлены на выявление особенностей развития каждого ребенка; результаты диагностики сравниваются только с предыдущими результатами того же обучающегося, чтобы выявить степень его продвижения в развитии; изучение личности обучающегося и ученического коллектива осуществляется на протяжении всех лет обучения в школе; определяются перспективы развития обучающегося и коллектива; исследования носят комплексный системный характер; диагностика проводится в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.
Изучение детей и коллектива проводится не только с помощью специальных психологических методик, но и путем индивидуальных бесед, наблюдений, бесед с родителями, учителями.
После проведенной диагностики и определения цели и задач воспитания, классные руководители выбирают направления воспитательной работы, реализация которого становится первым кирпичиком для формирования системы воспитательной работы в классе.
Положение классного руководителя начальных классов в системе управления школой определяется, во-первых, общими задачами обучения и воспитания, стоящими перед данной школой; во-вторых, местом класса как организованного объединения обучающихся, основной и устойчивой ячейки общешкольного сообщества и главной сферой самореализации каждого ребенка; в-третьих, функциональными обязанностями классного руководителя и потребностями в нем класса; в-четвертых, особенностями личности педагога.
В процессе своей деятельности классный руководитель взаимодействует:
С педагогом-психологом классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро- и макросоциум. Классный руководитель координирует связь педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку. При поддержке педагога-психолога, классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогает ребенку определиться в выборе будущей профессии; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной внеклассной деятельности.
С педагогами дополнительного образования . Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения; поддерживает допрофессиональную подготовку обучающихся. Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие, как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.
С педагогом-организатором . Согласуя совместную деятельность, классный руководитель привлекает его к проведению мероприятий внутри класса, организует участие обучающихся своего класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время.
С социальным педагогом . Классный руководитель призван быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся. При непосредственном участии социального педагога классный руководитель организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.
Роль классного руководителя в
начальном звене.
Перемены в общественной жизни, экономические перестройки в стране привели к разрушению многолетних идеалов, нравственных и духовных ценностей. От многолетней позиции « делай как все» происходит резкий поворот к индивидуальности и самоценности каждого человека.
Основой воспитательной системы становится личностно -ориентированный подход.
Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю
Главная воспитательная цель – создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса.
самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе
Задачи классного руководителя :
1. Формирование классного коллектива.
2. Создание условий для формирования личности каждого учащегося.
3. Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.
4. Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в данном классе.
На в начальной школе ложится большая ответственность
Формирование классного коллектива способствует улучшению образовательного процесса в классе, повышает мотивацию учащихся.
Это процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки. Для достижения положительных результатов были использованы различные формы. методы и средства воспитания.
Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи,
свою жизненную программу. Это самопознание,
самоопределение, саморегуляция, самореализация.
И каким бы ученик не был в учёбе - отличником или « серым » троечником - он, для меня, яркая, индивидуальная школьная личность, здесь в школе его место для самовыражения и самореализации.
Личность, имеющая высоконравственные идеалы, разностороннее образование, чёткую гражданскую позицию,
личность достойная и уважающая себя, сможет найти своё место в обществе, реализовать свои способности,
жить счастливой жизнью..
Во всём и всегда я стараюсь идти вместе со своими учениками.
Говоря о наших творческих делах, хочется отметить энтузиазм и большое желание, с которыми ученики и их родители берутся за работу. При правильной расстановке приоритетов каждая семья вносит посильный вклад в общее дело. Формы работы очень разнообразны:
Тематическая мастерская поделок и игрушек;
Участие в различных акциях и конкурсах;
- календарные и школьные праздники.
- -совместные выезды в театры и т. д.
Главные задачи современной школы
раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
«Наша новая школа»
СПАСИБО