Краткая логопедическая характеристика на дошкольника образец готовый. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с онр iii уровня

, учитель-логопед, Тульская область.

Егор М. поступил в старшую группу МБДОУ “детский сад №9 компенсирующего вида” в возрасте 5 лет с диагнозом – задержка речевого развития, сочетающаяся с задержкой интеллектуального развития. F80.82. Заикание. F98.5.

Речевая среда.

Многоязычия, нарушений речи у близких родственников нет. Процесс воспитания под контролем: родители интересуются проблемами своего ребенка, консультируются с педагогическим составом. Следуют рекомендациям специалистов.

Состояние ручной моторики: недостаточно развита мелкая моторика рук; ведущая правая рука; пробы Хеда выполняет медленно с ошибками. При выполнении упражнений на динамическую организацию движений (“Колечки”, “Звенья” и т.д.) также наблюдаются неточности.

Общая моторика. Отмечается задержанная переключаемость движений, медлителен, моторно неловок.

Артикуляционный аппарат. Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Наблюдаются гиперкинезы языка, страдает объем, точность выполняемых движений. Гиперсаливация.

Речевая моторика развита недостаточно. Движения замедленные, не может длительно удерживать положение органов артикуляции.

Общее звучание речи. Речь невнятная; говорит односложно, не использует сложные предложения. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Наблюдается замедление ритма в конце фразы. Логическое ударение отсутствует. Голос слабо-модулированный, тихий.

Пассивный и активный словари характеризуются бедностью. Многие слова употребляет в приближенном значении (например, “кружка – чашка”). Егор знает такие обобщающие понятия как “овощи”, “фрукты”, “одежда”, “посуда”, “мебель”, “домашние животные”. Самостоятельно называет последовательность времен года, с помощью - порядок дней недели. Пассивный словарь преобладает над активным. Наиболее страдает употребление глаголов, прилагательных. В речи мало наречий, сложных предлогов.

Грамматический строй речи. Наблюдаются аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (например, “сливый сок – сливовый сок”, “стекловый стакан – стеклянный стакан”); в согласовании прилагательного и существительного (например, “у мальчика синий флаг, а у девочки красная платье”, мягкая кресло”); в согласовании существительных с числительными 1,2,5 (например, “5 цыпленков”, “5 деревов”, “5 медведёв”). В речи преимущественно использует простые распространенные предложения (2-3 слова).

Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.

Имеются нарушения в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез), например, не называет конечный гласный звук, конечный согласный, не составляет слова из отдельных звуков. Егор не определяет последовательность и количество звуков в слове, его место в слове. Допускает ошибки при определении звука в середине и в конце слова.

Фонематические представления недостаточно сформированы.

Звукопроизношение.

Поставлены проблемные звуки [Р], [Л], [З] и их мягкие пары, но в речи они не закреплены. Отмечаются повторы или продление начальных звуков иногда слогов слов.

Искажена звукослоговая структура слова. Отмечаются пропуски слогов (например, “гусеца” - гусеница, “велосед” - велосипед). Грубо искажены слова сложной слоговой структуры.

Егор называет почти все буквы алфавита (кроме Щ, Ь, Ъ), читает короткие слова и предложения типа “кот”, “мак”, “Вот дом”. Читает медленно, часто обнаруживается недостаточное понимание прочитанного. Способ чтения – побуквенное с переходом чтения по слогам. При пересказе текста упускает главные события, вследствие чего теряется смысл текста. Пересказ осуществляет с использованием помощи (наводящие вопросы, повторное чтение взрослым). Затруднения при составлении рассказа по серии сюжетных картинок – меняет последовательность событий.

Мальчик знает сведения о себе, понимает родственные связи. Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, слабо ориентируется в основных понятиях времени.

Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно. Егор не принимает активное участие в организованной деятельности, так как осознает свой речевой дефект и стесняется отвечать на вопросы. Однако мальчику нравится посещать индивидуальные логопедические занятия. В таком виде деятельности он “раскрывается”, пытается рассказать о событиях, происходящих с ним и вокруг него.

Ситуации успеха вызывают у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение и замечание адекватная.

Взаимоотношения со взрослыми сдержанные, но неустойчивые. В контакт со сверстниками вступает сложно. Предпочитает спокойные игры, часто играет один, так как не умеет подчиняться общим правилам игры. Двигательная активность в игре низкая, малословен.

Следует отметить, что Егор аккуратен, отзывчив на просьбу взрослого, помогает воспитателю.

Логопедический диагноз:

Задержка речевого развития. Общее недоразвитие речи III уровня. Заикание.

Ребенок наблюдается у штатного врача психоневролога, регулярно два раза в год находится на комплексном лечении в условиях стационара.

К моменту окончания подготовительной группы усвоил программу недостаточно: отмечается несформированность компонентов готовности к школьному обучению и сложности при овладении программным материалом. Рекомендовано продублировать программу подготовительной группы.

III уровень речевого развития характеризуется наличием раз­вернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей (воспитателей), вносящих соот­ветствующие пояснения («Мамой ездиля асьпак. А потом ходиля, де летька, там зьвана. Потом аспальки не били. Потом посьли пак» - С мамой ездила в зоопарк. А потом ходила, где клетка, там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк).

Свободное же общение крайне затруднено. Даже те звуки, ко­торые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко.

Характерным является недифференцированное произнесение зву­ков (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы. Например, ребенок заменяет звуком с", еще недостаточно четко произносимым, звуки с («сяпоги» вместо сапоги), ш («сюба» вместо шуба), ц («сяпля» вместо цапля).

Вместе с тем на данном этапе дети уже пользуются всеми час­тями речи, правильно употребляют простые грамматические фор­мы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения («Кола посол в лес, помал маленькую белку, и тыла у Коли кетка» - Коля пошел в лес, поймал маленькую белку, и жила у Коли в клетке).

Улучшаются произносительные возможности ребенка (можно выделить правильно и неправильно произносимые звуки, характер их нарушения), воспроизведение слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Дети обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ («Кошка пошья куёуке. И во она хоует сыпьятках ешть. Они бежать. Кошку погана куицг Сыпьятках мого. Шама штоит. Куица хоёша, она погана кошку» - Кошка пошла к курице. И вот она кочет цыпляток есть. Они 6ежать. Кошку прогнала курица. Цыпляток много. Курица хорошая, он прогнала кошку).

Однако тщательное изучение состояния всех сторон речи позво­ляет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики.

В устном речевом общении дети стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Но если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать те или иные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают достаточно отчетливо.

Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испыты­вают большие трудности при самостоятельном составлении пред­ложений, чем их нормально говорящие сверстники.

На фоне правильных предложений можно встретить и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении. Эти ошибки не носят постоянного характера: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно.

Наблюдаются ошибки и при построении сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами («Мишя зяпякаль, атому упал» - Миша заплакал, потому что упал). При составлении предложений по картине дети, нередко правильно называя дейст­вующее лицо и само действие, не включают в предложение назва­ния предметов, которыми пользуется действующее лицо.

Несмотря на значительный количественный рост словарного запаса, специальное обследование лексических значений позволяет выявить ряд специфических недочетов: полное незнание значений ряда слов (болото, озеро, ручей, петля, бретельки, локоть, ступ­ня, беседка, веранда, подъезд и др.), неточное понимание и упот­ребление ряда слов (подшивать - зашивать - кроить, подрезать - вырезать). Среди лексических ошибок выделяются следующие:

а) замена названия части предмета названием целого пред­мета (циферблат - «часы», донышко - «чайник»);

б.)подмена названий профессий названиями действия (бале­рина - «тетя танцует», певец - «дядя поёт» и т. п.);

в)замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей -

«птичка»; деревья - «ёлочки»);

г) взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный -

«большой», короткий - «маленький»).

В свободных высказываниях дети мало пользуются прилага­тельными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.

Недостаточный практический навык применения способов слово­образования обедняет пути накопления словарного запаса, не дает ребенку возможности различать морфологические элементы слова.

Многие дети нередко допускают ошибки в словообразовании. Так, наряду с правильно образованными словами появляются ненормативные («столёнок» - столик, «кувшинка» - кувшинчик, «вазка» - вазочка). Подобные ошибки в качестве единичных могут встречаться у детей в норме на более ранних ступенях рече­вого развития и быстро исчезают.

Большое число ошибок приходится на образование относи­тельных прилагательных со значением соотнесенности с продук­тами питания, материалами, растениями и т. д. («пухный», «пухавый», «пуховный» - платок; «клюкин», «клюкный», «клюконный» - кисель; «стекляшкин», «стекловый»- стакан и т. п.).

Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:

а) неправильное согласование прилагательных с существитель­ными в роде, числе, падеже («Книги лежат на большими (большие)

столах» - Книги лежат на больших столах);

б) неправильное согласование числительных с существитель­ными («три медведем» - три медведя, «пять пальцем» - пять паль­

цев; «двух карандаши» - двух карандашей и т. п.);

в) ошибки в использовании предлогов - пропуски, замены, недоговаривание («Ездили магазин мамой и братиком» - Ездили в

магазин с мамой и братиком; «Мяч упал из полки» - Мяч упал

г) ошибки в употреблении падежных форм множественного

числа («Летом я был деревне у бабушки. Там речка, много деревов, гуси»).

Звуковое оформление речи у детей с III уровнем речевого развития значительно отстает от возрастной нормы: у них про­должают наблюдаться все виды нарушений звукопроизношения (отмечаются нарушения произношения свистящих, шипящих, Л, ЛЬ, Р,Рь, дефекты озвончения и смяг­чения).

Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах («Гинасты выступают в цирке» - Гимнасты выступают в цирке; «Топовотик чинит водовот» - Водопроводчик чинит водопровод; «Такиха тёт тань» - Ткачиха ткет ткань).

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется го­товность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

Галина Кондрашова
Педагогическая характеристика ребенка с ОНР (образец)

Педагогическая характеристика

На ФИО, воспитанника ___

(образовательное учреждение )

(ФИО ребенка , год рождения) посещает детский сад с ___ года по настоящее время.

Ребёнок воспитывается в полной семье, где кроме него есть старший брат. Материально-экономическое положение удовлетворительное. Стиль детско-родительских отношений – демократичный. В семье интересуются вопросами воспитания. Проявляют интерес к консультациям и рекомендациям воспитателей в уголке для родителей, а также регулярно посещают родительские собрания Воспитанием , в основном, занимается мама. В семье придерживаются режима дня, соблюдаемого в детском саду.

(Имя) – здоровый рослый мальчик. Физическое развитие соответствует возрасту. Моторно неуклюж, неловок, ведущая рука правая.

Вовремя НОД старается вести себя спокойно сдержанно, слушать объяснения педагога , Замечания воспитателя по поводу допущенных ошибок воспринимает не всегда адекватно, может отказаться от выполнения задания. Внимание не устойчивое, мальчик подвижный активный, быстро реагирует на окружающие события, любознательный.

Программу воспитания и обучения по основным областям усваивает с трудом, преобладает зрительная память.

Объем словаря не соответствует возрастной норме. Затрудняется называть предметы, выходящие за рамки бытовой лексики, испытывает трудности в подборе прилагательных и глаголов к слову. Испытывает трудности в образовании относительных прилагательных. Отмечается низкий уровень сформированности обобщающей функции слова. Нарушена структура четырех сложных слов. Слуховая дифференциация фонетически близких звуков нарушена, допускает ошибки при повторении серии слогов с фонетически близкими звуками. Составление рассказа по картине заключается в перечислении знакомых объектов. Пересказ простого текста выполняется самостоятельно после повторного прочтения. Громкость голоса нормальная речь медленная, не достаточно выразительная.

Мальчик дружелюбный, открытый, охотно играет с детьми, подчиняется правилам игры, в игровой деятельности активен.

(Имя) общительный, добрый, ласковый, легко вступает в контакт с детьми и взрослыми. Преобладает радостное настроение, послушный, соблюдает правила элементарной вежливости. Может проявить инициативу в оказании помощи товарищам и взрослым. Во взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность. Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй.

(Имя) неаккуратный мальчик, неопрятный, за своим внешним видом не следит. Навыки самообслуживания сформированы в достаточной мере.

Положительные черты личности ребенка , на основе которых можно строить коррекционную работу : любознательность, трудолюбие, доброта, общительность.

Воспитатель (ФИО) : ___

Материал сайта сайт

«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА»

Лиза Л. поступила в старшую группу в детский сад компенсирующего вида в возрасте 5 лет с диагнозом F -83 с синдромом Шерешевского-Тернера.

Речевое окружение: Имеются речевые нарушения у близких родственников (дизартрия у мамы). Родной язык – русский. Семья полная. Процесс воспитания под контролем: родители интересуются проблемами ребёнка, консультируются со специалистами и педагогами. Но из-за речевых нарушений не могут оказывать должную логопедическую помощь своему ребёнку.

Понимание речи, инструкций: обращённую речь понимает, выполняет одноступенчатые инструкции (но без желания).

Общая характеристика речи: Объём пассивного словаря преобладает над активным (П>А). Активный словарь значительно отстаёт от возрастной нормы и ограничен бытовой тематикой. В речи использует существительные, глаголы, реже прилагательные. Совсем не применяет союзы, наречия, опускает предлоги. Неадекватно употребляет местоимения. Самостоятельно может составить простую фразу (П+С), предложения строит из 2 – 3 слов.

Темп речи: ускоренный.

Внятность речи : смазанная, невнятная, малопонятная для окружающих, интонационно маловыразительна.

    дыхание учащённое, носовое дыхание затруднено (хронический ринит).

Артикуляционный аппарат:

    речевая моторика развита слабо;

    губы узкие, подвижность недостаточная, необходима пластика уздечки верхней губы;

    язык массивный, недостаточно подвижен, движения нечёткие, объём движений нечёткий (ограничен подъём вверх);

    зубы мелкие и частые;

    перекрёстный прикус челюсти, прогения;

    нёбо без патологии;

    подъязычная уздечка очень короткая, необходима пластика.

Звукопроизношение:

Свистящие: [ C ] [С’]; [З] [З’] ; [Ц]

- - - - -

Шипящие: [Ш] [Ж]; [Ч] ; [Щ]

ТЬ -

Соноры: [Р] [Р’]; [Л] [Л’] ;

- - - -

Другие: [Х] [В] [Ф] [Г] [Т]

Ат. - - -

Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез: на стадии формирования.

    допускает ошибки в повторении сохранных звуков и серии слогов: па-а-ба, ошибки в употреблении слов – паронимов.

    недостаточно сформирован звуковой анализ и синтез. Выделяет только I гласный звук в словах, но не называет конечный гласный звук. При выделении I согласного звука в слове называет весь I слог. Ребёнок не составляет слово из отдельных звуков.

Слоговая структура : искажена.

Слова сложного звукослогового состава воспроизводит с ошибками. Отмечаются пропуски и перестановка отдельных звуков и слогов.

Обучение грамоте:

Девочка не знает алфавит, не читает.

Грамматический строй (образцы речи): не сформирован.

Наблюдаются грубые аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных («мехный» - меховой; «стекловый» - стеклянный); допускает грубые ошибки в употреблении имён существительных во множественном числе («ухи» - уши; «окны» - окна; «домы» - дома и т.д.); нарушения в согласовании числительных с существительными (5 «медведев»; 5 «стулов»; 5 «деревов»); допускает ошибки в падежных окончаниях и употреблении простых и сложных предлогов.

Связная речь: ниже возрастной нормы.

Испытывает большие затруднения при построении связного высказывания. При пересказе текста требуется помощь взрослого (наводящие вопросы, повторное чтение). Высказывания бедны, строит простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Серию картинок (3-4) раскладывает самостоятельно, но рассказ не составляет. Повествовательная речь возможна лишь при наличии наводящих вопросов (вопрос - ответ). Степень самостоятельности при свободных высказываниях низкая.

З аключение учителя – логопеда:

Недоразвитие речи системного характера (II уровень речевого развития).

Елизавета Костылева
Логопедическая характеристика

Фамилия, имя, отчество ребёнка : Дата рождения :

Учреждение дошкольного образования, общеобразовательный тип, логопедическая группа V вида . Ребёнок поступил в старшую логопедическую группу в возрасте 5 лет 1 мес. с заключением ОНР Ш уровня у ребёнка с дизартрическим компонентом.

Речевая среда.

Нарушений речи у близких родственников нет.

Состояние ручной моторики.

Недостаточно развита мелкая моторика рук, ведущая правая рука, при выполнении упражнений на динамическую организацию движений наблюдаются неточности, недостаточный объём движений, испытывает затруднения в штриховке.

Общая моторика приближена к возрастным нормам.

Артикуляционный аппарат.

Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Общее звучание речи. Речь не внятная, высказывания интонационно не выразительны. Пассивный и активный словари приближены к возрастным показателям. Некоторые слова употребляет в приближенном значении (например : «кружка – чашка» ). Ребенок знает такие обобщенные понятия как : «овощи» , «фрукты» , «игрушки» , «посуда» , «мебель» , «животные» и др., называет времена года, допускает ошибки в порядке дней недели. Пассивный словарь преобладает над активным. В речи мало сложных предлогов . Грамматический строй речи. В речи преимущественно использует простые распространенные предложения (3-5 слов, допускает незначительные ошибки в словообразовании, словоизменении,преимущественно в малознакомых словах. Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез. Имеются нарушения в звукобуквенном анализе, в следствии частых пропусков по состоянию здоровья, испытывает затруднения в определении места звука в слове, в определении последовательности звуков в слове. Звукопроизношение. Поставлены звуки [Ц], [Ш], [Ж] ], [Л], ], [Р],на этапе постановки звуки [Р] ], [Ч]. Однако в речи они недостаточно автоматизированы в следствии частых пропусков и недостаточного контроля за исправленными звуками со стороны родителей. Слоговая структура слова . Допускает незначительные искажения в слоговой структуре слова , главным образом в незнакомых словах. Связная речь. Пересказ осуществляет самостоятельно, близко к тексту. Испытывает незначительные затрудняется при составлении рассказа по серии сюжетных картинок. Ребенок знает сведения о себе, понимает родственные связи. Навыки пространственной ориентировки сформированы. Познавательные интересы сформированы. Ребенок принимает активное участия в организационной деятельности, не стесняется отвечать на вопросы. Ситуация успеха вызывает у ребенка положительные эмоции, в случае затруднения охотно принимает помощь взрослого . В контакт со сверстниками и взрослыми вступает легко. Ребенок отзывчив на просьбу взрослого , всегда помогает. Логопед :

Публикации по теме:

Консультация «Звуковая характеристика» Звуки русского языка делятся на несколько групп и подгрупп:гласные,согласные,согласные твёрдые,согласные мягкие,согласные звонкие,согласные.

Характеристика компонентов образовательной среды Характеристика компонентов образовательной среды. Предметно-развивающая среда в группе учитывает все направления развития ребенка. Она направлена.

Характеристика на ПМПК (краткая) Психолого – педагогическая характеристика воспитанника Казанцевского детского сада … 1.. Широкова Софья Максимовна 2. 02.07.2012.

Характеристика на ПМПК (развернутая) Психолого – педагогическая характеристика воспитанника Казанцевского детского сада … 1. … 2. 02.07.2012 г. р. 3. МБДОУ Казанцевский детский.

Характеристика невербальных компонентов коммуникации Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова.

Квалификационная характеристика педагогических работников Заместитель директора общеобразовательного учебного заведения по научной, учебной, учебно-воспитательной работе (школы, школы-интерната,.

Педагогическая характеристика Дата рождения: Домашний адрес: Данил посещает детский сад с сентября 2013 года. Адаптационный период проходил долго. Мальчик не сразу.