Ларра убивает девушку. Образ и характеристика ларры в рассказе горького старуха изергиль сочинение

Поучительная история заставляет читателя пересмотреть свою жизненную позицию, отношения с окружающими людьми.

Описание

Ларра — персонаж необычный. Его отец — свободный орел, мать — смертная женщина. Статный красивый юноша выделяется среди молодых людей племени. Отталкивающее впечатление создает взгляд холодных презрительных глаз. Читатель понимает: Ларра — отрицательный персонаж легенды.

Двадцать лет назад гордый орел украл молодую девушку, сделав супругой. У них родился сын Ларра — полуптица, получеловек. Орел разбился о скалы — женщина решила вернуться домой. Двадцатилетний юноша пошел следом.

Становясь членом племени, он был обязан соблюдать существующие законы: уважать женщин, почтительно относиться к старейшинам. Однако юноша поступает иначе.

Первая встреча сына орла и соплеменников закончилась трагедией. Сначала он демонстрирует неуважительное отношение к старейшинам. Затем жестоко убивает понравившуюся девушку, отказавшуюся стать собственностью самовлюбленного красавца. Юноша считает, что волен поступать так, как хочется. Ему безразлично мнение старейшин. Он лишен умения сочувствовать, сострадать. Ларра никого не любит, считая себя центром Вселенной. Виной тому непомерная гордыня, эгоизм, самовлюбленность. Качества, которыми наделил его царственный отец – орел.

Объятые ужасом люди пытались понять причину страшного убийства, но Ларра не чувствовал угрызения совести. Он считал себя правым.

Долго не могли придумать наказание, соразмерное преступлению. Быстрая смерть казалась слишком легкой расплатой.

Наконец, приняли решение — оставить юношу свободным. Наказание одиночеством — самое страшное испытание.

Ларра, гордый, независимый, непокоренный, удалился прочь. Через несколько лет понял, как тяжело существовать одному. Единственным избавлением была смерть. Пытаясь спровоцировать людей на агрессивные действия, Ларра искал гибели. Но его никто не хотел убивать. Старейшины вновь прогнали его.

Став тенью, лишившись рассудка, бродит Ларра повсюду. Его образ напоминает нам о том, как важно соблюдать законы человеческого бытия. Думая только о собственном благополучии, человек обрекает себя на одиночество.

Вечная одинокая жизнь, бессмертие, которое страшнее смерти, — расплата за гордое презрение.

Максим Горький вошел в литературу и как автор романтических рассказов. В их числе было произведение «Старуха Изергиль», написанное в 1894 году. В нем автор пытается дать оценку человеку, основываясь на анализе его поступков. Мерилом их становится польза для других людей. Таким образом реализовалось свойственное романтизму понятие идеала и антиидеала.

В центре внимания писателя оказываются три героя: Изергиль, выступающая в роли рассказчицы, осужденный на вечное бессмертие Ларра и отдавший свою жизнь ради спасения племени Данко. Сопоставительный анализ всех трех историй (легенды удачно переплетаются с судьбой самой старухи) является ключом к пониманию ответа на вопрос, никогда не теряющий своей актуальности: в чем смысл существования человека на земле? Интересно в связи с этим порассуждать над тем, за что был наказан Ларра. И только ли он виноват во всем случившемся?

Предыстория легенды о Ларре

Действие рассказа разворачивается в вечернее время на берегу моря - типичный фон для романтического произведения. Величественная свободная природа, окружающая повествователя и старую молдаванку, живет по своим законам и в то же время отражает устремления человека, помогает понять его внутренний мир.

Легенду, рассказывающую о том, кто такой Ларра, старуха Изергиль вспоминает не случайно. Она указывает своему собеседнику на плывущие по бескрайнему небу тени. Одна из них была «темней и гуще», да и двигалась быстрее остальных. «Он живет тысячи лет… Вот что может сделать бог с человеком за гордость!» - эти слова стали началом сказки о невероятной гордыне человека-орла, ставшей причиной его проклятья и бессмертия.

История рождения героя

Понимание того, за что был наказан Ларра, начинается с его происхождения. Однажды могучий орел украл в сильном и могучем племени девушку. Она вернулась лишь спустя двадцать лет, а рядом с ней был прекрасный юноша - сын, родившийся от орла. Начавший слабеть царь птиц поднялся ввысь и, сложив крылья, бросился на острые скалы.

Теперь его потомок стоял перед людьми - внешне казавшийся таким, как они, но все же отличавшийся гордыми и холодными глазами. И все его поступки подчеркивали, что он чувствует превосходство над остальными - даже со старейшинами юноша разговаривал, как равный им. Причина проста. Юноша от рождения отличался иной психологией, делающей его непохожим на людей, потому ему нет места среди них. Такова первая характеристика Ларры - сына могучего и свободолюбивого орла и земной женщины.

Убийство девушки

Сразу же противопоставив себя всему племени, Ларра хладнокровно расправляется с дочерью одного из старейшин. Та сначала завлекла его взглядом, а затем оттолкнула, испугавшись отца. Всех вокруг сковал страх - впервые на их глазах так жестоко убивали женщину. А сын орла гордо стоял над своей жертвой, не опуская головы и чувствуя свое превосходство над остальными, за что был наказан.

Ларра смутил своим поведением старейшин. Долго пытались они понять поступок юноши. Не найдя ответа на свои вопросы, обратились к нему самому. А для Ларры все было просто: «Я убил ее потому …, что меня оттолкнула она». Так причиной противостояния одного человека толпе, характерной для романтического произведения, стали непомерная гордыня и индивидуализм, унаследованные от царской птицы.

Отчуждение от людей

Долго думали старейшины, какого наказания заслуживает Ларра. Старуха Изергиль рассказывала, что много вариантов они перебрали, пока сам юноша своими речами не подсказал им ответ. Он считал себя первым на земле, а потому, как заметил один из старейшин, самым страшным наказанием для него станет свобода. Неожиданно грянувший в этот момент «гром с небес» убедил их в правильности решения. Ларру отпустили, и с тех пор он стал «отверженным» - такое значение имеет его имя.

Прошло более тысячи лет, а его тень все так же одиноко бродит по земле. Сначала он жил вольно, как птица, делал все, что хотел. Никто не обращал на него внимания. Но однажды гордый сын орла сам пришел к людям: долго стоял и не трогался с места. Кто-то догадался, что он ищет смерти. Однако все помнили, за что был наказан Ларра, и потому только смеялись, глядя на него. Тогда Ларра схватил нож и ударил им себя в грудь. Но тот отскочил от его тела, как от камня.

Давно уже плоть его иссохла, а он, превратившись в тень, все ищет смерти, которой никогда не обретет.

Образ Ларры: оценка и значение

Автор осуждает своего героя за его крайний индивидуализм, за то, что посмел противопоставить себя всему племени. По мысли М. Горького, главная цель человеческого существования - служение людям. Именно таким представлен в рассказе Данко. Ларра же - антиидеал, поведению и поступку которого нет оправдания.

Однако не стоит забывать, что Ларра - не простой человек. Он сын орла, выросший вдали от людей и не приученный к человеским законам. Но его беда и в том, что он не птица, как его отец. Поэтому Ларры заслуживает не только осуждения, но и сочувствия. Его трагедия была предопределена уже при рождении.

Данко (рис. 2) же стал символом подвига, героем, готовым на самопожертвование. Таким образом, рассказ строится на антитезе, а герои произведения являются антиподами.

Антипод (от др.-греч. «противоположные» или «противостоящие») - в общем смысле что-нибудь противоположное чему-нибудь другому. В переносном смысле может применяться к людям с противоположными взглядами.

Термин «антипод» был введён Платоном в его диалоге «Тимей» для объединения относительности понятий «верх» и «низ».

В рассказ «Старуха Изергиль», помимо старинных легенд, автор включил повествование о жизни самой старухи Изергиль. Вспомним композицию рассказа. Воспоминания о старухе Изергиль композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы: Ларра - символ эгоизма, Данко - альтруизма. Что же касается образа старухи Изергиль (рис. 3), то её жизнь и судьба вполне реалистичны. Поговорим об этом подробнее.

Рис. 3. Старуха Изергиль ()

Изергиль очень стара: «Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Старуха Изергиль рассказывает о себе, о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом бросала, и только ради одного из них она была готова была отдать жизнь. Её возлюбленные необязательно должны были быть красивыми. Она любила тех, кто способен был на настоящий поступок.

«…Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи, или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда бы жизнь не пожирала бы людей бесследно…»

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Достаточно вспомнить случай, когда она сбежала из гарема султана вместе с его сыном. Сын султана вскоре умер, о чём старуха вспоминает так: «Я плакала над ним, может быть, это я его убила?..». Зато другие моменты своей жизни, когда она любила по-настоящему, она была готова на подвиг. Например, ради спасения любимого человека из плена она рисковала своей жизнью.

Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, способность на поступок. Именно этих людей она считает красивыми. Изергиль презирает людей скучных, слабых, трусливых. Она гордится, что прожила жизнь яркую и интересную, и верит, что свой жизненный опыт должна передать молодым.

Вот почему она рассказывает нам две легенды, словно давая нам право выбора, по какому пути идти: по пути гордыни, как Ларра, или по пути гордости, как Данко. Потому что между гордыней и гордостью разница в один шаг. Это может быть неосторожно сказанное слово или поступок, продиктованный нашим эгоизмом. Мы должны помнить, что живём среди людей, и считаться с их чувствами, настроением, мнениями. Мы должны помнить, что за каждое свое слово, каждый свой поступок мы в ответе перед окружающими так же, как и перед своей совестью. Именно об этом хотел заставить задуматься читателя Горький (рис. 4) в рассказе «Старуха Изергиль».

Рис. 4. М. Горький ()

Пафос (от греч. «страдание, воодушевление, страсть») - эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя.

В истории литературы термин «пафос» использовался в разных значениях. Так, например, в эпоху Античности пафосом называлось состояние души человека, страсти, которые переживает герой. В русской литературе критик В.Г. Белинский (рис. 5) предложил использовать термин «пафос» для характеристики произведения и творчества писателя в целом.

Рис. 5. В.Г. Белинский ()

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. - 2012.
  2. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. - 2009.
  3. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. - 2012.
  1. Nado5.ru ().
  2. Litra.ru ().
  3. Goldlit.ru ().

Домашнее задание

  1. Расскажите, что такое антипод и пафос.
  2. Дайте развёрнутую характеристику образа старухи Изергиль и подумайте, какие черты Ларры и Данко воплощает в себе образ старухи.
  3. Написать сочинение на тему: «Ларра и Данко в наше время».

Максим Горький вошел в литературу и как автор романтических рассказов. В их числе было произведение «Старуха Изергиль», написанное в 1894 году. В нем автор пытается дать оценку человеку, основываясь на анализе его поступков. Мерилом их становится польза для других людей. Таким образом реализовалось свойственное романтизму понятие идеала и антиидеала.

В центре внимания писателя оказываются три героя: Изергиль, выступающая в роли рассказчицы, осужденный на вечное бессмертие Ларра и отдавший свою жизнь ради спасения племени Данко. всех трех историй (легенды удачно переплетаются с судьбой самой старухи) является ключом к пониманию ответа на вопрос, никогда не теряющий своей актуальности: в чем смысл существования человека на земле? Интересно в связи с этим порассуждать над тем, за что был наказан Ларра. И только ли он виноват во всем случившемся?

Предыстория легенды о Ларре

Действие рассказа разворачивается в вечернее время на берегу моря - типичный фон для романтического произведения. Величественная свободная природа, окружающая повествователя и старую молдаванку, живет по своим законам и в то же время отражает устремления человека, помогает понять его внутренний мир.

Легенду, рассказывающую о том, кто такой Ларра, старуха Изергиль вспоминает не случайно. Она указывает своему собеседнику на плывущие по бескрайнему небу тени. Одна из них была «темней и гуще», да и двигалась быстрее остальных. «Он живет тысячи лет… Вот что может сделать бог с человеком за гордость!» - эти слова стали началом сказки о невероятной гордыне человека-орла, ставшей причиной его проклятья и бессмертия.

История рождения героя

Понимание того, за что был наказан Ларра, начинается с его происхождения. Однажды могучий орел украл в сильном и могучем племени девушку. Она вернулась лишь спустя двадцать лет, а рядом с ней был прекрасный юноша - сын, родившийся от орла. Начавший слабеть царь птиц поднялся ввысь и, сложив крылья, бросился на острые скалы.

Теперь его потомок стоял перед людьми - внешне казавшийся таким, как они, но все же отличавшийся гордыми и холодными глазами. И все его поступки подчеркивали, что он чувствует превосходство над остальными - даже со старейшинами юноша разговаривал, как равный им. Причина проста. Юноша от рождения отличался иной психологией, делающей его непохожим на людей, потому ему нет места среди них. Такова первая характеристика Ларры - сына могучего и свободолюбивого орла и земной женщины.

Убийство девушки

Сразу же противопоставив себя всему племени, Ларра хладнокровно расправляется с дочерью одного из старейшин. Та сначала завлекла его взглядом, а затем оттолкнула, испугавшись отца. Всех вокруг сковал страх - впервые на их глазах так жестоко убивали женщину. А сын орла гордо стоял над своей жертвой, не опуская головы и чувствуя свое превосходство над остальными, за что был наказан.

Ларра смутил своим поведением старейшин. Долго пытались они понять поступок юноши. Не найдя ответа на свои вопросы, обратились к нему самому. А для Ларры все было просто: «Я убил ее потому …, что меня оттолкнула она». Так причиной противостояния одного человека толпе, характерной для романтического произведения, стали непомерная гордыня и индивидуализм, унаследованные от царской птицы.

Отчуждение от людей

Долго думали старейшины, какого наказания заслуживает Ларра. Старуха Изергиль рассказывала, что много вариантов они перебрали, пока сам юноша своими речами не подсказал им ответ. Он считал себя первым на земле, а потому, как заметил один из старейшин, самым страшным наказанием для него станет свобода. Неожиданно грянувший в этот момент «гром с небес» убедил их в правильности решения. Ларру отпустили, и с тех пор он стал «отверженным» - такое значение имеет его имя.

Прошло более тысячи лет, а его тень все так же одиноко бродит по земле. Сначала он жил вольно, как птица, делал все, что хотел. Никто не обращал на него внимания. Но однажды гордый сын орла сам пришел к людям: долго стоял и не трогался с места. Кто-то догадался, что он ищет смерти. Однако все помнили, за что был наказан Ларра, и потому только смеялись, глядя на него. Тогда Ларра схватил нож и ударил им себя в грудь. Но тот отскочил от его тела, как от камня.

Давно уже плоть его иссохла, а он, превратившись в тень, все ищет смерти, которой никогда не обретет.

Образ Ларры: оценка и значение

Автор осуждает своего героя за его крайний индивидуализм, за то, что посмел противопоставить себя всему племени. По мысли М. Горького, главная цель человеческого существования - служение людям. Именно таким представлен в рассказе Данко. Ларра же - антиидеал, поведению и поступку которого нет оправдания.

Однако не стоит забывать, что Ларра - не простой человек. Он сын орла, выросший вдали от людей и не приученный к человеским законам. Но его беда и в том, что он не птица, как его отец. Поэтому Ларры заслуживает не только осуждения, но и сочувствия. Его трагедия была предопределена уже при рождении.

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» противопоставляются равнодушие и отзывчивость. Безразличие к людям выражается в образе сына орла Ларры - гордого, эгоцентричного юноши, который хочет оставаться полностью свободным от людей и обязанностей перед ними. Отзывчивость выражается в образе Данко - это мужественный, сильный, ответственный герой, который решил вывести людей из лесов и болот и указать им путь. Поэтому данное произведение идеально подходит для того, чтобы стать литературным материалом для аргументов к итоговому сочинению.

  1. Равнодушие никогда не приводит человека к счастью. Например, Ларра, сын орла, презирает людские законы и относится безразлично к человеческим чувствам, которых не испытывает. Он никого не уважает, убивает девушку на глазах у людей из её племени, не отдавая себе полностью отчёта в том, что поступает жестоко: он слышит только себя и свои желания. Но за это он обречён на вечное страдание от одиночества. Из племени его изгнали, а Бог «наградил» героя вечной жизнью, чтобы тот познал бездну отчаяния за свою гордыню. Так, несчастный персонаж стал скитальцем, в глазах которого навеки поселилась тоска, что не утолить ни времени, ни пространству.
  2. К сожалению, люди далеко не всегда понимают и ценят отзывчивость. Например, благородный Данко приносит себя в жертву интересам племени, а его народ остается равнодушным к подвигу и не осознает его роли в своем спасении. Без храброго юноши они никогда бы не выбрались. Даже находясь в пути к цели, соплеменники начали осуждать и упрекать вождя за то, что он не знает сам, куда их ведёт. Тогда он в порыве человеколюбия вырвал из своей груди пылающее сердце и, осветив им дорогу, вывел толпу на волю, а сам умер. И кто-то даже растоптал его сердце – в этом поступке Горький изобличил черную неблагодарность общества за отзывчивое отношение к себе.
  3. В легенде о Ларре люди более отзывчивы, нежели в легенде о Данко. Они пытаются разговаривать с убийцей, понять его, объяснить ему правила жизни в человеческом обществе. Но герой - их антагонист, он чёрств, равнодушен и не желает вникать в сущность людей. Он считает их слабыми и ограниченными: куда их свободе до его вседозволенности? Однако именно эта «ограниченность» возвышает племя над сыном орла. Персонажи не решаются лишать преступника жизни, они не дерзнули покуситься на это священное право, хоть Ларра и дал повод для жестокого наказания. Община просто отправила его в изгнание, и более мудрого решения в данном случае не придумать. Если людьми правит отзывчивость, к ним приходит гармония и мудрость, а вот равнодушие сулит лишь разрушения и жестокость.
  4. На способность индивидуума к отзывчивости не влияет социум. Например, в образе Ларры и Данко выражены две противоположных стороны человеческой натуры: равнодушие и отзывчивость. В первой легенде в образах людей в определённой степени присутствуют черты отзывчивого Данко, а в третьей легенде - черты равнодушного Ларры. Образы второстепенных персонажей контрастируют с главными героями обеих легенд. Так автор показывает читателю то, что в каждом человеке одновременно присутствуют качества Ларры и Данко, и они проявятся в независимости от того, как окружение будет относиться к личности.
  5. Равнодушие приводит человека к одиночеству. Например, старуха Изергиль из одноименного рассказа Горького всю жизнь предавалась легкомысленным увлечениям, не щадя чувств кавалеров. Она нередко разбивала сердца и лишь забавлялась этим процессом. Но ее красота и сила были растрачены попусту, ведь на настоящую любовь их не хватило. Человек, которого она спасла из плена, рискуя погибнуть, мог любить ее лишь в благодарность, а она из гордости не приняла подачку. В результате «роковая красотка» влачила одинокую старость, ведь молодость и успех и мужчин покинули ее. Вот, к чему привело ее безразличие к чувствам других людей. Теперь всем было наплевать на нее.
  6. Настоящая отзывчивость – это человеколюбие. К примеру, Данко приносит себя в жертву ради народа, и только всепоглощающая любовь к людям могла позволить ему простить упреки и смешки недалекого племени. Он, невзирая на неблагодарное поведение соплеменников и отсутствие поддержки, шел к цели и вел за собой толпу. Любой на его месте сдался бы, видя такое обращение. Однако герой обладал непоколебимым подспорьем для своей отзывчивости – любовью, которая когда-то заставила Христа взойти на Голгофу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!