Лев Толстой (Leo Tolstoy). Лев Толстой (Leo Tolstoy) Алгоритм знания изученного материала

Вопрос: Допишите сложноподчинённые предложения. 1 Пассажир торопливо вышел из вагона,..... .2...., солнце садилось, и его последние лучи золотили верхушки деревьев.3 Туристы поднялись на рассвете,... .4 По крутому откосу ребята спустились к реке,... . 5 .... за окнами мелькали поля, леса и перелески. 6 Они свернули в сторону и шли по скошенному полю,.... . 7 Была грустная августовская ночь, грустная потому, ... .

Допишите сложноподчинённые предложения. 1 Пассажир торопливо вышел из вагона,..... .2...., солнце садилось, и его последние лучи золотили верхушки деревьев.3 Туристы поднялись на рассвете,... .4 По крутому откосу ребята спустились к реке,... . 5 .... за окнами мелькали поля, леса и перелески. 6 Они свернули в сторону и шли по скошенному полю,.... . 7 Была грустная августовская ночь, грустная потому, ... .

Ответы:

1. ..., чтобы успеть на свой рейсовый автобус. 2. Когда мы вышли из дома на улицу,... 3. ..., потому что начали взбираться на гору поздним вечером. или: ..., чтобы посмотреть на удивительно красивый восход солнца над красным морем 4. ..., чтобы искупаться и утолить чувтво жажды 5. Когда мы с папой ехали домой с курорта,... 6. ..., потому что на другой дороге было грязно и трава не была скошена 7. ..., что конец лета становился все ближе

Похожие вопросы

  • с какими веществами реагируют оксиды? подскажите,пожалуйста:)
  • Объясните слово "вещий" к кому в большей степени по вашему мнению оно относится.(песнь о вещем олеге)
  • Стороны параллелограмма равны 32 и 64.Высота опущенная на первую сторону равна 48.Найдите высоту опущенную на вторую сторону параллелограмма.
  • Помогитттеее: W(C) = 62,1% W(H) = 10,3% W(O) = 27,6% ____________ CxHyOz - ?
  • Из четырех неравенств: 2x > 70; x 25; x > 5 два истинны и два ложны. Найдите значение x, если известно, что оно целое.
  • на рисунке 44 построены графики движенния двух машин, следующих из города А в город В, расстояние между которыми 200км. с помощью этих графиков ответьте на вопросы: а)какое время была в пути 1 машина, 2 машина? б) какая машина начала свое движение раньше? в) с какой скоростью двигалась каждая машина? г) какая машина прибыла в город В раньше? д) что означает точка пересечения графиков?
  • Как называется запись а=15*2 1)числовым выражением 2)буквенным выражением 3)произведением 4)уравнением
  • Учащимся для определения качественного состава было выдано кристаллическое вещество – средняя соль, катион которой не является ионом металла. При взаимодействии данного вещества с гидроксидом натрия выделяется газ с резким раздражающим запахом, а при приливании к раствору выданного вещества раствора нитрата серебра выпадает осадок жёлтого цвета. Запишите химическую формулу и название неизвестного вещества. Составьте два молекулярных уравнения реакций, которые были проведены в процессе его исследования.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Саргассово море – одно из самых солёных мест Атлантики. (2)3десь хорошо перемешиваются поверхностные и глубинные воды, а прогретая вода с поверхности опускается на 400 м, согревая глубины до +17°С. (З)Солёность и высокая температура мешают развитию фитопланктона, ____ зоопланктонных организмов, питающихся одноклеточными водорослями, здесь тоже мало, и воды Саргассова моря исключительно прозрачны.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Благодаря солёности и высокой температуре, мешающим развитию фитоплактона, воды Саргассова моря исключительно прозрачны.

2. Поскольку вода с поверхности опускается на 400 м, согревая глубины, то в водах Саргассова моря плохо развивается фитопланктон.

3. Воды Саргассова моря исключительно прозрачны благодаря солёности и высокой температуре, мешающим развитию фитоплактона.

4. Организмов, питающихся одноклеточными водорослями, в Саргассовом море очень мало.

5. Воды Саргассова моря исключительно прозрачны, потому что в нём хорошо перемешиваются поверхностные и глубинные воды.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

1. вряд ли

3. видимо,

4. поэтому

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МЕСТО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МЕСТО, -а, мн. места, мест, местам, ср.

1. Пространство, к-рое занято кем-чем-н., на к-ром что-н. происходит, находится или где можно расположиться. Двигать с места на м. М. в вагоне. Положить на м. (туда, куда следует). На месте кто-что-н. (там, где надо). Проводить до места (до нужного пункта). На месте убить (наповал). Ни с места! (не двигайся!). Рабочее м. (место, где производится работа). На месте решить (никуда не обращаясь). Места себе не находить (перен.: быть в волнении). Сердце или душа не на месте у кого-н. (перен.: чувствует себя неспокойно, тревожится).

2. Участок на земной поверхности, местность (в 1 знач.). Живописные места.

3. Помещение, пространство, предназначенное для временного пребывания кого-н. одного. М. в вагоне, каюте. Плацкартное м. Больничная палата на четыре места. Номер люкс на одно м. (одноместный). Свободных мест нет (объявление в ресторане, гостинице).

4. Роль, отведённая кому-чему-н. в какой-н. деятельности, а также положение, занимаемое кем-н. среди кого-н. М. отца в семье. М. искусства в жизни человека. Занять первое м. в соревновании.

5. Должность, служба. Вакантное м. Искать м. Остаться без места.

Какая-н. определённая часть, отдельный момент из книги, повествования, текста. Самое интересное м. в пьесе. Существенные места в статье. На самом интересном месте (также перен.: в самый интересный момент; разг.).

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

красИвее

довезЁнный

вероисповедАние

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Она унесла с собой ДВОЙСТВЕННОЕ чувство: Иван и нравился ей, и в то же время был противен.

2. Сегодня эти дома УСТАРЕЛИ и нуждаются в реконструкции.

3. За нарушение требований инструкции пользователь несёт ДИСЦИПЛИНИРОВАННУЮ ответственность.

4. Николай Сергеевич – человек добрый, мягкий, ДОВЕРЧИВЫЙ, ясный и поэтому недалёкий.

5. С каждым годом РЫБОЛОВНЫЙ спорт становится всё более популярным.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

варенье из АБРИКОСОВ

НОВЕЙШИЕ технологии

ПОЛОЖИ на стол

больше ПЯТЬ ТЫСЯЧ километров

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Поэзия убеждает человека не только в возможности счастья, но и сама вносит счастье и мир. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Листва, обмытой росой, радовавшая глаз яркостью, теперь потускнела. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) В журнале «Огоньке» по- прежнему можно найти много интересного материала. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Окрашивая верхушки деревьев малиновым цветом, начало светать. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Сразу по прибытию я вышла на балкон, вокруг – волшебное море, вдали – Аю-Даг. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

инц..дент

подж..гать

оп..лчение

аб..риген

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..морский, пр..остановить

и..целить, ра..долье

пр..бабка, пр..молчать

бе..донный, во..певающий

пр..обладать, пр..школьный

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

уклонч..вый

присва..вать

пальт..цо

подмиг..вать

изменч..вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А(Я).

они хвал..тся

бор..щийся

стел..щийся

шепч..щие

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Никита шёл по улицам всё прямо и ни о чём (не)думая.

2. Большой двор, (не)смотря на сильный зной, был оживлён.

3. Из-за каменных зданий солнца (не)видно.

4. Врагов (не)было только у беркута и коршуна.

5. Лось – зверь далеко (не)простой.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Молния умертвила часть ветвей, обращённых к востоку, но ЗА(ТО) остальные ветки (ПО)ПРЕЖНЕМУ цвели и плодоносили.

2. Тульский пряник вкусный-вкусный: (С)ВЕРХУ корочка, (С)НИЗУ корочка, а посередине сладость.

3. Во время диктанта я (С)БОКУ посмотрел в тетрадь соседа и ужаснулся, ПОТОМУ(ЧТО) в каждой фразе было по ошибке.

4. Они свернули (В)СТОРОНУ и шли по скошенному полю то прямо, то забирая (НА)ПРАВО.

5. Прилетели первые скворцы и ТУТ(ЖЕ), (НЕ)СМОТРЯ на усталость после долгого перелёта, начали оживлённую работу.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Корабли, успевшие заблаговреме(1)о укрыться в гавани, были вытаще(2)ы на берег или привяза(3)ы двойными канатами к причалам, но и сюда докатывались рассерже(4)ые волны.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Солнце уже заливает своим светом лес и поле и речку.

2. Вот кончается день и солнце опускается всё ниже и ниже.

3. Настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости.

4. Ветер только шумел в вершинах сосен и проносился над ними.

5. Левитан прятался от дачников тосковал по ночной певунье и писал этюды.

16

Большая низкая лампа с непрозрачным абажуром (1) стоявшая на письменном столе (2) освещала только поверхность стола да полпотолка (3) образуя на нём (4) дрожащее круглое пятно.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Две стихии – море и ветер (1) казалось (2) сговорились, чтобы не дать мне достигнуть цели. Преодолеть это расстояние при тихой погоде было бы не трудно, а сейчас оно (3) казалось (4) огромным.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

У всех (1) кто прошёл войну (2) терял своих лучших товарищей (3) есть острое ощущение того (4) что жить надо достойно.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В незапамятные времена здесь было большое болото (1) которое потом высохло (2) и заросло (3) и сейчас о нём напоминал только вековой мох (4) небольшие окна-колодцы в этом мху (5) да обилие багульника.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В 1931 г. инженеры открыли линейный ускоритель.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Быть или казаться?

(2)Своеобразно возникает эта проблема в жизни людей свободных профессий – актёров, литераторов, музыкантов. (З)Многим из них веками было свойственно стремление выделиться, подчеркнуть свою исключительность, принадлежность к избранному кругу. (4)Так появились выражения: «поэтическая причёска», «актёрская физиономия», «художественный беспорядок». (5)Поэтические кудри до плеч, бархатные куртки и банты художников, шевелюры музыкантов описаны в литературе, запечатлены в живописи и на фотографиях. (6)Высмеяны в карикатурах и эпиграммах. (7)Менялась мода, а вместе с ней и её художественно-артистическое ответвление. (8)Помните провинциального «первого любовника» в одном из рассказов Чехова?

(9)Молодого человека в прюнелевых* ботиночках и с томным голосом, который хвастается своими любовными победами?

(10)Настоящим актёрам, поэтам, музыкантам не приходится заботиться о том, чтобы их узнавали по оригинальности одежды и манер. (11)Такое стремление – почти всегда признак внутренней неуверенности.

(12)Первыми известными литераторами, с которыми я познакомился в юности, были Михаил Аркадьевич Светлов, Константин Георгиевич Паустовский, Александр Иосифович Роскин, Рувим Исаевич Фраерман – каждый личность, да какая! (13)Но напрасно стараться вспомнить, чем отличался их облик от облика любого представителя интеллигентной профессии тридцатых годов. (14)Ничем!

(15)Вот у меня на столе одна из фотографий Светлова. (16)Он сидит на сцене Центрального Дома литераторов в день своего последнего юбилея. (17)Тёмный костюм, незаметный галстук, ни намека на оригинальность или фатовство.

(18)Огромная витрина с довоенными фотографиями литераторов, погибших на фронтах Отечественной войны. (19)Какие скромные костюмы, пиджаки, куртки, кепки, рубашки! (20)И какие прекрасные, незаурядные лица! (21)Зато вспомните, как вызывающе импозантен, демонстративно-элегантен был некий литератор в неоконченном «Театральном романе» Булгакова и какую сатирическую злость автора вызывало его демонстративное пижонство и сибаритство!

(22)В годы моего довоенного студенчества нас не занимало, как мы одеты. (23)Донашивали одежду школьных лет, покупали дешёвые бумажные свитера, тяжёлые ботинки на кожимите или парусиновые туфли. (24)Многие ходили на занятия в байковых лыжных костюмах – они отличались бесформенностью, унылыми расцветками, но большой практичностью.

(25)Молодые люди, не совсем равнодушные к моде, носили домодельные пуловеры, выпуская поверх выреза воротничок рубашки.

(26)Так был одет обаятельный молодой герой из антифашистского фильма, снятого по роману Фейхтвангера «Семья Оппенгейм».

(27)Нам казалось, что это выглядит по-европейски. (28)О настоящих импортных вещах никто и не слыхивал. (29)Одежду, не мудрствуя лукаво, поставлял «Москвошвей», мы её носили. (30)О том, как она выглядела, можно прочитать в опубликованном в те годы фельетоне Ильфа и Петрова «Директивный бантик». (31)Читали, хохотали, но продолжали носить изделия «Москвошвея», – а куда денешься!

(32)Драм из-за того, что нечего надеть, среди моих сверстников не помню. (ЗЗ)Пока у меня самого не возникли впервые переживания на этой почве. (34)Был я тогда студентом I курса. (35)Осенью оказалось, что моё пальто, купленное ещё в восьмом классе, носить более невозможно. (36)Я получал стипендию, подрабатывал переводами, но вклад мой в семейный бюджет был невелик. (37)Просить у родителей, а тем более требовать новое пальто мне, восемнадцатилетнему, было стыдно. (38)Мама извлекла из сундука папино осеннее пальто-реглан, сшитое из верблюжьего сукна в начале двадцатых годов. (39)Я оторопел. (40)Пальто доходило мне до пят, было бутылочно-зелёного цвета и застёгивалось на огромные костяные пуговицы. (41)Сейчас оно, вероятно, заставило бы модников побледнеть от зависти.

(42)– Весьма эффектно!– сказала в утешение моя тётя, вызванная на консультацию, и ушла хохотать в другую комнату. (43)Я покорился судьбе. (44)В ту пору мы увлекались Александром Грином. (45)Такое пальто вполне могло бы облекать одного из его героев. (46)Почувствуют ли это сходство мои товарищи? (47)Примирит ли оно с моим пугающим видом любимую девушку? (48)Чтобы подчеркнуть суровый романтизм своего одеяния, я в огромную петлю на лацкане вместо пуговицы просовывал большой палец правой руки, зажимая четырьмя остальными грубую ткань пальто, ходил подчёркнуто широкими шагами, мрачно насупившись и нервно комкая ткань, казавшуюся мне столь же суровой, как моя жизнь в роли одного из героев Грина. (49)Но этого сходства не оценил никто из нашей компании. (50)Только мой друг Женька сказал однажды, когда мы возвращались из института домой.

Данный урок разработан для IX класса и был проведен в рамках моей педагогической практики. Его особенность заключается в том, что он содержит десятиминутный блок работы по повторению и закреплению норм литературного языка (в данном случае орфоэпических, лексических, синтаксических). Согласно точке зрения, разрабатываемой в дипломной проекте, предполагается, что блоки подобного характера нужно включать в содержание уроков для VIII-IX классов как можно чаще, поскольку, с одной стороны, основной материал по орфографии и пунктуации уже изучен и он должен быть осмыслен учащимися в качестве надежной базы для повышения их коммуникативной грамотности, а, с другой стороны, речевые ошибки встречаются в речи школьников все так же часто и их нужно устранять. Блок такой работы, как правило, должен предварять знакомство с новой темой, в противном случае он нарушит целостность изучаемого материала, сделает структуру урока «рыхлой». Задания могут быть тематически не связаны с изучаемой темой. Важно в начале блока работы по повторению и закреплению норм литературного языка правильно и четко мотивировать учащихся на выполнение предлагаемых заданий, что повысит их внимательность, ответственность, познавательный интерес.

Конспект урока

Тема урока : «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места».

Вид урока : урок изучения нового материала.

Форма урока : комбинированная.

Цели и задачи урока:

1. Образовательные : 1) выявить отличительные особенности сложноподчинённых предложений с придаточными места и времени; 2) формировать у учащихся умение распознавать придаточные места и времени, отличать их от других видов придаточных предложений; 3) выяснить, какие союзы и союзные слова служат средством связи между частями; 4) правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений; 5) формировать умения и навыки анализа структуры таких предложений, продуцирования таких предложений по структурным схемам к ним; 6) повторить ряд норм русского литературного языка; 7) повысить грамотность учащихся.

2. Развивающие : развивать устную и письменную речь учащихся, формировать коммуникативные компетенции.

3. Воспитательные : воспитывать интерес к русскому языку и литературе, воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность учащихся в целом.

Методы и приемы обучения : фронтальный опрос, беседа, самостоятельная работа.

Оборудование: индивидуальные карточки; Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. – М., 2004.

План урока:

1. Вступительное слово учителя, организационный момент – 5 мин.

2. Работа по повторению и закреплению норм литературного языка – 10 мин.

3. Знакомство с теоретическим материалом по теме урока – 5 мин.

4. Выполнение практических заданий по теме урока – 20 мин.

5. Подведение итогов урока – 5 мин.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя, организационный момент. Добрый день. Сегодня нам снова предстоит пополнить свои знания о сложноподчиненном предложении, познакомиться с его новыми разновидностями. Тема достаточно сложная и потребует от вас внимания, сосредоточенности, ответственного подхода, ну и конечно желания работать. А начнем мы как обычно с небольшой работы по изученным ранее нормам русского литературного языка, основное внимание уделяя повышению культуры речи. Как говорится, «повторенье – мать ученья»!

2. Работа по повторению и закреплению норм литературного языка . Современный русский литературный язык – это язык художественной литературы, науки, печати, радио, телевидения, театра, школы. Важнейшей особенностью его является нормативность, а это означает, что состав словаря литературного языка строго отобран из сокровищницы национального языка; значение и употребление слов, произношение, правописание, а также образование грамматических форм подчиняются общепризнанному образцу. Невнимание к нормативной стороне речи приводит к проявлению неграмотности, множеству самых разнообразных речевых ошибок. Сегодня мы обратимся к повторению произносительных, лексических и синтаксических норм современного русского литературного языка и выполним несколько заданий, представленных на учебной карточке № 1

– Прочитай слова, вспомнив произносительные нормы:

Орхид[э]я, сон[э]т, стр[э]сс, т[э]зис, пресса, термин, т[э]мбр, т[э]мп, фанера, шин[э]ль, эпидемия, фон[э]тика, т[э]ст, тенор, д[э]по .

– Вспомните, что такое паронимы (Это слова, близкие по звучании, но совершенно разные по значению).

– Составьте словосочетания из данных слов, вдумываясь в лексическое значение слова.

Концертный (абонемент , абонент). (Безответная, безответственная ) покорность.

(Вдох, вздох ) сожаления.

(Зрительные, зрительские ) аплодисменты.

(Непроницательный , непроницаемый) исследователь.

(Предоставить, представить ) к награде.

(Искусно , искусственно) рисовать.

(Героические , геройские) усилия.

(Драматический , драматичный) кружок.

– Согласуйте подлежащее и сказуемое:

1) Много молодежи пришл...(о) на вечер танцев.

2) Мать с грудным ребенком сел...(а) у окна.

3) Оставшийся десяток тетрадей был... спрятан... в шкаф.

4) Человек пятнадцать геологов был...(и) направлен...(ы) в горы.

– Запишите предложения в тетради. Замените прямую речь косвенной:

«Живей, живей, ребята, подсобляйте!» – крикнул Николай Петрович (Николай Петрович крикнул, чтобы ребята работали живее).

«Да, я знаю вас, Базаров», – подтвердила она (Она подтвердила, что знает Базарова).

«Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов, – проговорил Аркадий, – и я ничем не занимаюсь» (Аркадий сказал, что его зовут Аркадий Николаевич Кирсанов и что он ничем не занимается).

«Хлопот у меня с мужиками в нынешнем году», – продолжал говорить Николай Петрович (Николай Петрович сказал, что у него много хлопот с мужиками в нынешнем году).

– Проведите обратную замену, преобразовав предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью.

Кирилла Петрович спросил у Маши, где она была (Кирилла Петрович спросил у Маши: «Где ты была?»).

Я заметил, глядя на светлое небо, что погода славная будет (Я заметил, глядя на светлое небо: «Погода славная будет!»).

Отец крикнул Феде, чтобы он держал правее (Отец крикнул Феде: «Держи правее!»).

Дубровский спросил, все ли здесь и не осталось ли кого в доме (Дубровский спросил: «Все ли здесь и не осталось ли кого в доме?»).

Сергей спросил тихо, почему она ушла (Сергей спросил тихо: «Почему ты ушла?»).

– Что изменилось в семантике и стилистике высказываний? (Они стали более эмоциональными, но при этом приобрели разговорный характер).

3. Знакомство с теоретическим материалом по теме урока . Перейдем теперь к изучению нового материала. На прошлых уроках мы уже говорили с вами о различных типах сложного предложения. С целью его более прочного закрепления немного повторим их. Вспомните, каких? (Сложносочиненном, сложноподчиненном и бессоюзном).

– Верно. А какие разновидности сложноподчиненных предложений выделяют в русском языке? (Сложноподчиненные предложения с изъяснительными, определительными и обстоятельственными придаточными).

– Как определить вид придаточной? (Задать к ней вопрос от главной части).

– Сегодня мы продолжим изучать обширную группу сложноподчиненных предложений с обстоятельственными придаточными и познакомимся с придаточными времени и места. Их «говорящие» названия облегчат вашу работу. Запомните, что в сложноподчиненном предложении с придаточным времени придаточное предложение указывает на время протекания действия в главном и отвечает на вопросы где? куда? откуда?

4. Выполнение практических заданий по теме урока . А теперь, чтобы новый материал лучше заполнился, выполним ряд упражнений.

– Перед каждым из вас учебная карточка с предложениями (учебная карточка № 2). Перепишите их в тетради. Поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их разновидность.

1. Уже смеркалось, когда мы приехали домой .

2. Как только папа ушел (когда? – придаточная времени) , я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.

3. Вот и теперь (когда? – придаточная времени) , когда я вошел в комнату , Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.

4. С тех пор как я себя помню (с каких пор? – придаточная времени) , помню и Наталью Савишну.

5. Через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят .

6. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу (до каких пор? – придаточная времени) .

7. Чуть-чуть светлела красноватая полоска там, где село солнышко (где? – придаточная места) .

8. Пурпурное, темное и ласковое небо манило туда, где оно касалось краем темной зелени лугов (куда? – придаточная места) .

9. Откуда дует ветер (откуда? – придаточная места) , оттуда и тучи плывут.

– Какое из данных предложений построено по следующей схеме: [… (…) …]? (третье).

– Чтобы лучше и проще вам было определять вид придаточной, запомните те союзы и союзные слова, которые обычно служат «приметами» (учебная карточка № 3).

Едва

Пока

Перед тем как

До тех пор пока

С тех пор как

Как только

Когда

В то время как

– Составьте с ними несколько предложений и запишите в тетради (самостоятельная работа учащихся).

– Выполним упражнение № 124 (один из учащихся читает задание, один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях). В ходе работы над данным упражнением вы лучше запомните подчинительные союзы и союзные слова, участвующие в организации сложноподчиненных предложений с придаточными времени.

1. Придя домой (когда?), когда уже см е ркалось (непроверяемая безударная в корне слова), Мешков застал одного Володю.

2. Перед тем как взят ь ся (что сделать? в инфинитиве пишем ь ) за скрипку (когда?), он засучивал рукава рубахи , обнажал (н а г) грудь и становился у окна .

3. До тех пор пока не узнаеш ь горя (раздельное написание не с глаголами, написание ь на конце глаголов во 2-м лице ед. числа) (до каких пор?), не станеш ь (раздельное написание не с глаголами, написание ь на конце глаголов во 2-м лице ед. числа) взрослым.

4. Я тебя отлично вид е ла (глагол на -еть ) (до каких пор?), пока ты стоял позади толпы.

5. Все смотрели на дверь, оставл енн ую (суффикс -енн- в причастиях прошедшего времени страдательного залога) полу открытой (приставка полу- ) (с каких пор?) , с тех пор как пришла Лиза.

6. Когда Меркурий Авдеевич подош е л (см. подош е дший ) к бульвару (когда?) , аллея была пуста.

7. Она с и дела (написание проверяемой безударной гласной в корне, ср. с и дя ) на постели до тех пор (до каких пор?) , пока ра сс вет (парные согласные на стыке приставки и корня) не прочертил ровненькие линеечки в щелях став е н.

– А теперь выполним похожее упражнение, но нацеленное уже на закрепление материала по сложноподчиненным предложениям с придаточными места (упр. 125). Перепишите, задав вопросы к придаточным места и подчеркнув союзные слова как члены предложения. Возможность задать вопрос и определенная синтаксическая функция как раз и отличают, как вы помните, союзные слова от союзов. Отметьте значком х указательные слова, к которым относятся придаточные места.

1. Откуда ветер (откуда?) , оттуда и счастье.

2. Куда конь с копытом (куда?) , туда и рак с клешней.

3. Где тонко (где?) , там и рвется.

4. Где любовь да совет (где?) , там и горя нет.

– К какому жанру принадлежат данные предложения? (Пословицы).

– Какую синтаксическую функцию выполняют союзные слова в придаточных предложениях места? (Функцию обстоятельства).

– Ну а последнее задание на сегодня вам поможет лучше усвоить структуру сложноподчиненных предложений с придаточными времени и места. Поэтому вам предстоит поработать со схемами. По данным схемам составьте предложения (проверка методом фронтального опроса).

1. (пока…), […].

2. […], (где…).

3. […], (до тех пор пока…).

4. [… (едва…) …].

5. Подведение итогов урока . Итак, сегодня мы снова говорили с вами о сложноподчиненном предложении, на этот раз с придаточными времени и места. В сложноподчиненном предложении с придаточным времени придаточное предложение указывает на время протекания действия в главном и отвечает на вопросы когда? как долго? до каких пор? с каких пор? В сложноподчиненном предложении с придаточным места придаточное предложение указывает на место (пространство), где совершается то, о чем говорится в главном предложении. Придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда? Изученный сегодня материал очень важен и является неотъемлемой частью раздела «Сложное предложение». Надеюсь, что мы сегодня интересно и продуктивно поработали. Д/з: упр. № 126.


В сложноподчинённом предложении с придаточным времени придаточное предложение указывает на время протекания действия в главном и отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

В сложноподчинённом предложении с придаточным места придаточное указывает на место (пространство), где совершается то, о чём говорится в главном предложении. Придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда?

Поставьте вопросы к выделенным придаточным предложениям времени и места.

  1. 1. Уже смеркалось, когда мы приехали домой.
    2. Как только папа ушёл, я живо оделся в студенческий сюртук и пришёл.
    3. Вот и теперь, когда я вошёл в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.
    4. С тех пор как я себя помню, помню и Наталью Савишну.
    5. Через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят. (По Л. Толстому.)
    6. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу. (А. Чехов.)
  2. 1. Чуть-чуть светлела красноватая полоска там, где село солнышко. (В. Арсеньев.)
    2. Пурпурное, тёмное и ласковое небо манило туда, где оно касалось краем тёмной зелени лугов. (М. Горький.)
    3. Откуда дует ветер, оттуда и тучи плывут.

124. Прочитайте. Задайте вопросы к придаточным времени. Спишите. Заключите в овал временные союзы; запомните, как они пишутся.

1. Придя домой, когда уже см..ркалось, Мешков застал одного Володю. 2. Перед тем как взят..ся за скрипку, он засучивал рукава рубахи, обн..жал грудь и становился у окна. 3. До тех пор пока (не)узнаешь(?) горя, (не)станеш(?) взрослым. 4. Я тебя отлично вид..ла, пока ты стоял позади толпы. 5. Все смотрели на дверь, оставле(н, нн)ую (полу)открытой, с тех пор как пришла Лиза. 6. Когда Меркурий Авдеевич подош..л к бульвару, аллея была пуста. 7. Она с..дела на постел.. до тех пор, пока ра(с, сс)вет (не)проч..ртил ровненькие л..неечки в щелях став..н.

(К. Федин.)

125. Прочитайте. Задайте вопросы к придаточным места. Спишите. Союзные слова подчеркните как члены предложения. Отметьте значком Х указательные слова, к которым относятся придаточные места.

  1. Откуда ветер, оттуда и счастье.
  2. Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.
  3. Где тонко, там и рвётся.
  4. Где любовь да совет, там и горя нет.

126. Спишите. В сложных предложениях после главного поставьте вопрос к придаточному и определите его вид. Расставьте пропущенные запятые. В простых предложениях подчеркните с помощью условных обозначений обстоятельства места.

1. Однажды, чаще всего в студё(н, нн)ую ноч(?), река останавли-ва..тся. И там где она сердито громоздила льдины остаёмся нагромождение т..росов. 2. Я всё смотрел на поле открывш..ся передо мной и силился вспомнить где я ещё его видел? <...> A-а, вспомнил. Я видел такое(же) поле, только с жёлтыми хлебами, на картине у школьного учителя. 3. Там где вода выбуривала тугим змеиным клубком и кипела ещё оставалось тёмное, яростное окно ещё (не)замерзшей воды. 4. Над обрывом где уже (не)было деревьев, только таволга акация колючки и выводки горной репы я остановился. 5. Плохо в наших горных местах с сен..косными угодьями. <...> И вот в таком вот месте откуда сено спустить зимой сподручно только отчая(н, нн)ым мужикам на не менее отчая(н, нн)ых и диких конишках считался покос удачным. 6. Куда отправят работать? 7. Я много раз, с разных мест смотрел туда где сливаются Енисей и Манна.

(По В. Астафьеву.)

127. Прочитайте. Определите тип текстов. Подберите одно общее заглавие для двух отрывков. Сформулируйте главную мысль первого фрагмента. С помощью каких сложноподчинённых предложений описано бережное отношение к памяти А. С. Пушкина?

В каких сложноподчинённых предложениях во втором отрывке показано разрушительное для природы течение времени?

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Союзы или союзные слова соединяют в сложноподчинённых предложениях придаточные предложения с главными? Покажите это графически.

I. Дом Пушкина в Михайловском хоть и музей а живой. Он наполнен теплом приветлив и свет..л. И живёт в полной п.рмонии с природой. Когда в рощах цв..тут сосны душистая пыльца обл..ком стоит над домом. А когда на куртинах распускается с..рень ж..смин и ш..повник в доме станов..тся особенно ар..матно. В каждом уголке его всегда живые цветы. Они (не)только собра(н, нн)ы в большие пышные букеты как делал. .сь (в)старь но и просто ра(с, сс)тавлены в подходящих местах. Когда на уса..ьбе расцв..тают липы тогда дом пропитывае..ся зап..хами воска и мёда.

II. После жизни Пушкина многое переменилось в Тригорском. Маленькая кокетливая берёзка стала ныне старым дряхлым деревом юные когда(то) липы «Аллеи Керн» пр..вратились в древних инвалидов на ств..лах которых душ..грейки из мха и лишайника. Пор..дела ганнибаловская Еловая аллея. Время ун..сло многое. Произ..шла и смена пород деревьев. Там где шумели берёзы и липовые рощи т. .перь разросся ельник осина ольшаник. Там где цвели каштаны теперь луговые травы. Многое изм..нилось.

(По С. Гейченко.)

128. Время можно выразить различными синтаксическими средствами. Перестройте каждое предложение, используя для выражения времени разные синтаксические средства.

Образец:

    1. С наступлением вечера температура резко упала.- Наступил вечер, и температура резко упала.- Едва наступил вечер, температура резко упала.

    2. Придя домой, я сразу присоединился к смотревшим телепередачу.- Когда я пришёл домой, то сразу присоединился к смотревшим телепередачу.- Я пришёл домой и сразу присоединился к смотревшим телепередачу.

1. С пр..ходом нового трен..ра тренироваться стало гораздо интереснее. 2. После постройк.. моста через овраг молодёжь с самых отд..ленных улиц зач..стила на стадион. 3. Готовясь к чтению (на)изусть, больше думай о соответстви.. интонации основной мысли высказывания. 4. Директор школы, беседуя с режи(с, сс)ёром местного театра, пр..гласил труппу дать несколько предст..влений для учеников.

129. Составьте по данным схемам сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени.

130. Составьте четыре сложноподчинённых предложения с придаточными места (или связный текст, включающий эти предложения) на тему «Я путешествую...».

Возможное начало (для связного текста):

Не один раз в своём воображении я совершал(а) путешествие в разные страны. Я летел(а) самолётом туда...