Методика "найди лишнее". Характеристика решения задач

Диагностические методики для 1 – х классов

1.«Лесенка»

Цель : выявление уровня развития самооценки.

Оцениваемые УУД : личностные УУД, самоопределение.

Возраст: 1- 4 класс.

Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.

Обучающимся предлагается следующая инструкция:

Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек (учитель показывает на доске).

На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, на третьей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят саамы лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа?

Критерии оценивания: 1-3 ступени – низкая самооценка;

4-7 ступени – адекватная самооценка;

8-10 ступени – завышенная самооценка.

2. АНКЕТА ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

(Н. Лусканова)

Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Может быть использована в работе со школьниками 1-4-х классов

Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.

Форма: анкета

Анкета первоклассника по оценке уровня школьной мотивации (Н. Лусканова)

1.Тебе нравиться в школе?

    Нравиться

    Не очень нравиться

    Не нравиться

2.Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

    Иду с радостью

    Бывает по-разному

    Чаще всего хочется остаться дома

3.Если учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

    Не знаю точно

    Остался бы дома

    Пошел бы в школу

4.Ты доволен, когда у вас отменяют какие-либо уроки.

  • Бывает по-разному

    Не доволен

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

  • Не хотел бы

    Не знаю точно

6.Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены?

  • Не хотел бы

    Не знаю точно

7.Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе?

  • Почти никогда не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

    Точно не знаю

    Не хотел бы

9.Много ли у тебя друзей в классе?

    Не очень много

    Почти нет

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

    Нравятся

    Некоторые нравятся, а некоторые – не очень

    Большинство не нравится

За первый ответ – 3 балла,

За второй ответ – 1 балл,

За третий ответ – 0 баллов.

5 основных уровней школьной мотивации .

    25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

    20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно

справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является

средней нормой.

    15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

    10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

    Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно- психического здоровья.

    Методика "Рисование по точкам".

Цель:

Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность

Возраст: 6,5 -8 лет

Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа.

Методика включает 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе специальной книжечки, выдаваемой испытуемому. Образцами в задачах № 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 - неправильная трапеция, в задаче № 3 - ромб, в задаче № 4 - квадрат и в задаче № 5 - четырехлучевая звезда:

Обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально. Детей рассаживают за столы по одному. Перед каждым ребенком кладут книжечку с заданием. Экспериментатор, стоя так, чтобы его было хорошо видно всем детям, раскрывает такую же книжечку и показывает лист с заданием № 1. Затем он говорит: "Откройте свои книжечки на первой странице. Посмотрите: у вас нарисовано так же, как и у меня". (Если кто-либо из детей открыл не ту страницу, экспериментатор поправляет его.)

Указывая на вершины треугольника-образца, экспериментатор продолжает: "Видите, здесь были точки, которые соединили так, что получился этот рисунок (следует указание на стороны треугольника; слова вершина, стороны, "треугольник" экспериментатором не произносятся). Рядом нарисованы другие точки (следует указание на точки, изображенные справа от образца). Вы сами соедините эти точки линиями так, чтобы получился точно такой рисунок. Здесь есть лишние точки. Вы их оставите, не будете соединять.

Теперь посмотрите в своих книжечках: эти точки одинаковые или нет?" Получив ответ "нет", экспериментатор говорит: "Правильно, они разные. Тут есть красные, синие и зеленые. Вы должны запомнить правило: одинаковые точки соединять нельзя. Нельзя проводить линию от красной точки к красной, от синей к синей или от зеленой к зеленой. Линию можно проводить только между разными точками. Все запомнили, что надо делать? Надо соединить точки, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (следует указание на образец-треугольник). Одинаковые точки соединять нельзя. Если вы проведете линию неправильно, скажите, я сотру ее резинкой, она не будет считаться. Когда сделаете этот рисунок, переверните страницу. Там будут другие точки и другой рисунок, вы будете рисовать его".

По окончании инструктирования детям раздаются простые карандаши. Экспериментатор по ходу выполнения задания стирает по просьбе детей неверно проведенные линии, следит за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, ободряет детей, если это требуется.

Оценка выполнения задания.

Основным показателем выполнения задания служит суммарный балл (СБ). Он выводится следующим образом. В каждой задаче прежде всего устанавливается точность воспроизведения образца. В задачах № 1 и 5 воспроизводящим образец (хотя бы приблизительно) считается любой треугольник, в задачах № 2, 3 и 4 - любой четырехугольник, в задаче № 6 - любая звезда. Незавершенные фигуры, которые могут быть дополнены до вышеперечисленных, также считаются воспроизводящими образец.

Если ребенок воспроизвел образец хотя бы приблизительно, он получает по одному баллу за каждый правильно воспроизведенный элемент фигуры (в задачах № 1-5 в качестве элемента выступает отдельная линия, в задаче № 6 - луч). Правильно воспроизведенным считается элемент, не включающий нарушений правила (т.е. не содержащий соединения одинаковых точек).

Кроме того, начисляется по одному баллу за:

1. соблюдение правила, т.е. если оно не было нарушено в данной задаче ни разу;
2. полностью правильное воспроизведение образца (в отличие от приблизительного);
3. одновременное соблюдение обоих требований (что возможно только в случае полностью правильного решения).

Суммарный балл представляет собой сумму баллов, полученных ребенком за все 6 задач. Балл, получаемый за каждую из задач, может колебаться: в задачах № 1 и 5 - от 0 до 6, в задачах № 2, 3, 4 и 6 - от 0 до 7.

Таким образом, суммарный балл может колебаться от 0 (если нет ни одного верно воспроизведенного элемента и ни в одной из задач не выдержано правило) до 40 (если все задачи решены безошибочно).

Стертые, т.е. оцененные самим ребенком как неправильные, линии при выведении оценки не учитываются.

В ряде случаев достаточной оказывается более грубая и простая оценка - число правильно решенных задач (ЧРЗ). ЧРЗ может колебаться от 0 (не решена ни одна задача) до 6 (решены все 6 задач).

Интерпретация результатов:

33-40 баллов (5-6 задач) - высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

19-32 балла (3-4 задачи) - ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности .

Менее 19 баллов (2 и менее задачи) - чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушает заданную систему требований, предложенную взрослым.

    Коммуникативные действия, направленные

на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию)

Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Оцениваемые УУД : коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Возраст : начальная ступень (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания) : работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания : наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.

Инструкция : «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Материал : Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.

Критерии оценивания :

    продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

    умение детей договариваться , приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

    взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

    взаимопомощь по ходу рисования,

    эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания :

1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;

2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

    Тест “Найди несколько различий?”

Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия

Форма проведения: письменный опрос

Возраст: 6-7 лет.

Перед показом рисунков ребенку предлагают найти несколько различий между двумя рисунками и отметить значком (V).

Оценка результатов теста

10 баллов - ребенок справился с заданием менее чем за 20 сек

8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.

6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.

4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.

2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.

0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития восприятия

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний

2-3 балла - низкий

0-1 балл - очень низкий.

    Методика изучения учебной мотивации первоклассников по итогам обучения в 1-м классе.

При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его книге "Изучение учебной мотивации". Формулировка вариантов окончания каждого неоконченного предложения и его балльная оценка учитывают наличие шести мотивов (внешнего, игрового, получения отметки, - позиционного, социального, учебного).
Учащимся сообщается инструкция.
"Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак "+".


1. Я учусь в школе, потому что...

а) так хотят мои родители;
б) мне нравится учиться;
в) я чувствую себя взрослым;
г) я люблю хорошие отметки;
д) хочу получить профессию;
е) у меня хорошие друзья.

2. Самое интересное на уроке...

а) игры и физкультминутки;
б) хорошие оценки и похвала учителя;
в) общение с друзьями;
г) ответы у доски;
д) познание нового и выполнение задания;
е) готовиться к жизни.

3. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а) получить хорошую отметку;
б) больше знать и уметь;
в) мне покупали красивые вещи;
г) у меня было больше друзей;
д) меня любила и хвалила учительница;
е) приносить пользу, когда вырасту.

4. Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что...

а) я хорошо все выучил(а);
б) в дневнике стоит хорошая отметка;
в) учительница будет рада;
г) дома меня похвалят;
д) смогу побольше поиграть на улице;
е) я узнаю больше нового. Спасибо!"

Обработка результатов

Каждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе (таблица ниже).

Для оценки эффективности образовательного процесса на этапе тестирования первоклассников определяются следующие показатели:
- количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как очень высокий;
- количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как высокий;
- количество учащихся с нормальным уровнем учебной мотивации;
- количество учащихся со сниженным уровнем учебной мотивации;
- количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации.

Все названные показатели необходимо выразить в процентах от общего числа обследуемых детей. Полученные процентные показатели информируют педагогов о начальном уровне учебной мотивации у детей, начинающих школьное обучение, и являются отправной точкой в отслеживании динамики развития мотивации учения на последующих возрастных этапах.

Диагностический материал за 1 класс

1.«Лесенка»

Цель: выявление уровня развития самооценки.

Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.

2. Анкета для первоклассника по оценке уровня школьной мотивации

(Н. Лусканова)

Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности.

Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для обучающегося.

3.Методика "Рисование по точкам".

Цель: уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность.

4. Коммуникативные действия, направленные

на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию)

Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

5. Тест “Найди несколько различий?”

Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия

6. Методика изучения учебной мотивации первоклассников по итогам обучения в 1-м классе.

методика М.Р. Гинзбурга "Изучение учебной мотивации".

Внимание - важный показатель интеллектуального развития ребёнка. Существует несколько методик, которые позволяют определить, насколько хорошо может сосредотачиваться малыш на том или ином задании. Однако большинство из них требует интерпретации профессионального психолога. Тест «Найди и вычеркни» удобен тем, что для анализа его результатов достаточно обладать элементарными навыками математических вычислений.

Характеристика методики «Найди и вычеркни» и её авторы

Идея создания методики «Найди и вычеркни» принадлежит Татьяне Давидовне Марцинковской, доктору психологических наук, специалисту в области истории психологии. Приём изначально задумывался как часть диагностической процедуры, определяющей роль переживания в механизме социализации детей 5–6 лет. Позднее Евгений Леонидович Доценко, доктор психологических наук, в рамках исследований психологии взрослеющей личности адаптировал тест для малышей 3–4 лет. Суть диагностики заключается в последовательном и ограниченном по времени вычёркивании заданных фигур, изображённых на листе бумаги. Целями тестирования является следующее:

  • исследование продуктивности внимания;
  • определение его устойчивости, объёма и переключаемости.

Существует два варианта методики: для детей 3–4 лет и для тех, кому исполнилось 5–6. В первом случае испытуемому предлагается матрица с ёлочками, звёздочками, цветами, домиками, ведёрками, грибками, флажками и мячами. Во втором - с треугольниками, прямоугольниками, флажками, кружками, звёздочками, полукругами. Для определения показателей внимания у детей младшего школьного возраста и старше используется корректурная проба «Кольца Ландольта».

Процедура проведения теста для дошкольников и младших школьников

Тестирование «Найди и вычеркни» проходит в индивидуальной форме. На выполнение задания ребёнку выделяется 2,5 минуты, в течение которых испытуемому необходимо 5 раз вычеркнуть по 2 предмета на выбор экспериментатора. На работу с одной парой отводится 30 секунд. Каждую фигурку необходимо вычёркивать определённым образом, чтобы организатору было легче подсчитывать результаты: например, домик горизонтальной чертой, а грибок - вертикальной.

Инструкция:

  1. Ребёнок получает лист с картинками.
  2. Взрослый объясняет: «Ты видишь перед собой много знакомых тебе предметов. Мы с ними будем играть, точнее, вычёркивать. Я назову 2 объекта, скажу, каким образом каждый из них отметить, и дам команду «начинай». После этого ты приступишь к работе. Когда услышишь «стоп», тебе нужно будет показать, на какой фигурке ты остановился. А потом мы продолжим, и по команде ты будешь вычёркивать следующую пару фигур. И так до тех пор, пока я не скажу «конец»».
  3. Экспериментатор ставит отметку на бланке каждые 30 секунд.
  4. После завершения работы над заданием испытуемый отдаёт выполненный тест.

Файлы: Материалы к тестированию

Обработка и анализ результатов

По данным исследований Института психологии при РАН, за последние 5 лет продуктивность и устойчивость внимания детей в возрасте 5–6 лет повысились на 4,5% в сравнении с результатами, полученными 10 лет назад.

В процессе анализа результатов важно определить, сколько предметов малыш вычеркнул за всё время теста, а какое количество за каждые 30 секунд.

Для подсчёта общего уровня развития продуктивности и устойчивости внимания используется формула:

S=(1/2 N - 2,8 n) / t, где S - общее значение показателей внимания, N - сколько фигур ребёнок просмотрел, n - какое количество ошибок испытуемый допустил (то есть неправильно отметил или пропустил фигуру), t - время, потраченное на работу.

По этой формуле рассчитываются 6 показателей:

  • для всего времени работы над тестом;
  • для каждого из пяти «подходов».

Следовательно, в качестве показателя t нужно учитывать 150 секунд (весь тест) или 30 (работа с одной парой фигур).

После подсчёта результатов экспериментатор переводит получившееся значение в баллы:

Затем взрослый составляет график и сравнивает получившуюся кривую с образцом:

  • 10 баллов - все точки построенного графика не выходят за пределы одной зоны, а сама линия напоминает образец кривой 1;
  • 8–9 баллов - все точки располагаются в двух областях значений, напоминающих кривую 2;
  • 6–7 баллов - точки находятся в трёх зонах значений, а сама линия похожа на образец 3;
  • 4–5 баллов - точки графика располагаются в четырёх областях, а кривая напоминает график 4;
  • 3 балла – все точки находятся в пяти зонах, а кривая похожа на график 5.

Для формулировки выводов об устойчивости и продуктивности внимания можно обойтись и без графиков, которые нужны в том случае, если для ребёнка создаётся портфолио психологического развития личности (таковое требуется в некоторых дошкольных учреждениях и школах). Результаты оцениваются так:

  • 10 баллов - очень высокие показатели продуктивности и устойчивости внимания;
  • 8–9 баллов - высокая продуктивность и устойчивость;
  • 4–7 баллов - средние показатели и продуктивности, и устойчивости;
  • 2–3 балла - низкие показатели продуктивности и устойчивости;
  • 0–1 балл - очень низкие показатели продуктивности и устойчивости.

При средних показателях с ребёнком рекомендуется регулярно (2–3 раза в неделю) выполнять упражнения, развивающие внимание. Например, такие как «Запомни и расставь точки» (подробнее об этом можно прочитать в статье «) или «Тест Бурдона» (о нём рассказывается в материале «Как правильно провести тест Бурдона для диагностики внимания младших школьников). В случае низких показателей необходима помощь психолога, который сможет подобрать индивидуальную программу работы с малышом.

Методика «Найди и вычеркни» - удобный и простой способ определить, насколько хорошо ребёнок способен концентрировать внимание, переключать его и усваивать информацию. Данные такого теста особенно пригодятся для определения готовности малыша к дальнейшему обучению в школе.

Тест «Найди и вычеркни» не предполагает слишком сложных манипуляций со стороны организатора и испытуемого. Дети воспринимают диагностику как игру, они свободны и расслаблены, что способствует получению наиболее достоверных результатов. О том, как провести исследование внимания дошкольников и младших школьников по этой методике, и пойдёт речь далее.

Методика «Найди и вычеркни»: автор, суть, предназначение

В период обучения ребёнка (это касается не только школьного возраста детей) очень важный показатель восприятия информации - внимание. Именно от этой категории зависит умственная и физическая деятельность малыша, вычленение и усвоение полезных знаний.

Тестирование по методике «Найди и вычеркни» даёт возможность проанализировать умение ребёнка длительно удерживать интерес на каком-либо предмете или понятии - устойчивость внимания. Также диагностика позволяет сделать вывод о продуктивности этого состояния сознания, сосредоточенности, его объёме.

Устойчивость внимания находится в непосредственной связи с состоянием здоровья девочки или мальчика, а также нервной системой. На этот показатель могут влиять любые посторонние отвлекающие моменты: внешний шум, свет, общение взрослых или детей, запахи и так далее.

Доктор психологических наук Марцинковская Татьяна Давидовна стоит у истоков создания и применения этого исследования. Сначала методика предназначалась для определения переживаний деток в период социализации (дошкольников 5–6 лет и младших школьников). В дальнейшем тестирование было адаптировано под малышей 3–4 лет. Сделал это доктор наук в области психологии Доценко Евгений Леонидович при изучении психологического состояния личности в период взросления.

Суть диагностики заключается в вычёркивании определённых фигур, представленных на бумажном листе. Рисунки простые и не вызывают у детей трудностей в восприятии: домики, грибочки, мячи, флажки, ведёрки.

Порядок проведения теста среди детей разного возраста

Для дошкольников

Время, отведённое на выполнение задания, составляет две с половиной минуты. Этот период делится на пять отрезков по тридцать секунд, в течение которых испытуемому требуется вычёркивать по 2 предмета, названных экспериментатором. Делать это ему нужно предложенным организатором способом. Например, грибок помечать горизонтальной линией, а ведёрко - вертикальной.

Инструкция, которая даётся ребёнку перед началом проведения теста, такова: «Я приглашаю тебя сыграть в игру. Предлагаю посмотреть карточки с картинками знакомых предметов. Как только дам команду «Начинай», ты будешь внимательно проглядывать ряды, искать те фигурки, которые я назову, и вычёркивать их. Всё это тебе нужно делать до следующей моей команды - «Стоп». Когда услышишь её, сразу же прекрати рассматривание и вычёркивание и укажи на изображение, которое ты обнаружил последним. В это время я обозначу место, где произошла остановка, и снова скажу «Начинай!» После этой команды необходимо будет продолжить находить и зачёркивать предметы, которые я назову. Так будем играть до моей команды «Конец»».

Исследователь выделяет на карточках места подачи команд самостоятельно.

При тестировании детей-дошкольников методика используется в двух вариантах:

  • Для испытуемых 3–4 лет используются следующие изображения: ёлочки, звёздочки, грибки, домики и так далее.
  • Малыши 5–6лет получают бланк с простейшими геометрическими фигурами (кругами, прямоугольниками, половинками круга), а также рисунки, изображающие флажки, звёздочки.

Для младших школьников

В младшем школьном возрасте ребятам предлагают корректурную пробу Ландольта. Она представляет собой бланк с нанесёнными разрывными полукольцами, причём направление этих разрывов абсолютно разное.

Один из вариантов инструкции: «Давай поиграем с тобой в интересную игру. Для победы в ней нужно быть очень внимательным и быстрым. Постарайся просматривать ряды с кольцами с наибольшим вниманием. Все колечки отличаются лишь местом расположения разрыва. Ищи те фигуры, в которых линии прерываются только вверху и внизу, и зачёркивай их». Затем исследователь объясняет ребёнку его действия в момент, когда организатор подаст команду «Черта!» и «Стоп!» (по аналогии с инструкцией к тестированию дошкольников).

На выполнение такого задания отводится времени вдвое больше - пять минут. Команда «Черта!» подаётся исследователем через каждые шестьдесят секунд. В это время ребёнок ставит отметку на бланке там, где его «застало» слово организатора, после чего диагностика продолжается. По истечении пяти минут взрослый даёт команду «Стоп!», и школьник ставит двойную вертикальную черту на бланке, означающую окончание теста.

Файлы: Стимульный материал

Обработка и анализ результатов

После окончания теста оцениваются такие показатели:

  • общее количество просмотренных картинок за 2,5 минут (или колец - за 5 минут для школьников);
  • объём изображений, отсмотренных во время интервала за 30 секунд для дошкольников (за шестьдесят секунд - для младших школьников);
  • количество ошибок, допущенных за короткий временной интервал (30 секунд или минуту);
  • общее число неправильных ответов за всё время проведения теста.

Для оценки результатов организатору нужно воспользоваться специальной формулой:

S = (1/2N-2,8n)/t, где S - общее значение показателей внимания, N - количество просмотренных ребёнком фигур, n - количество ошибок, допущенных испытуемым (пропуски нужных фигур, неправильное зачёркивание), t - время, потраченное на работу.
По приведённой формуле тестируемый проводит вычисления для шести категорий:

  • всего временного периода теста (2,5 или 5 минут);
  • коротких отрезков (по 30 секунд или 1 минуте) – 5 интервалов.

Соответственно, значение t будет меняться: для дошкольников это будет 150 и 30 секунд, для школьников - 300 и 60 секунд.

Соответствие баллов и показателя S продемонстрировано в таблице:

Исходя из данных, полученных при исследовании, можно сделать вывод об общем развитии дошкольника или школьника:

  • ребёнок, набравший 10 баллов, характеризуется высоким уровнем устойчивости и продуктивности внимания;
  • если испытуемый заработал 8–9 очков, то это свидетельствует о том, что показатели внимания находятся на приемлемом уровне;
  • о средней продуктивности и средней устойчивости внимания можно говорить при 4–7 баллах;
  • низкий уровень характеризуется 2–3 очками, набранными испытуемым;
  • об очень низком уровне устойчивости и продуктивности внимания говорят 0–1 баллов.

После вычислений исследователь выстраивает график, наглядно показывающий изменения в продуктивности и устойчивости внимания ребёнка в разные временные отрезки. Для его создания используются не прямые результаты подсчётов, а баллы, в которые переводят итоги применения формулы. Получившийся график следует сравнить с образцом:

Ориентируясь на нижеприведённую таблицу, можно дать анализ важных показателей внимания ребёнка:

Номер типичной кривой Устойчивость Продуктивность
1 В В
2 В Н
3 С С
4 Н С
5 ОН С

Условные обозначения:

  • В - высокая
  • С - средняя
  • Н - низкая
  • ОН - очень низкая

Использование методики «Найди и вычеркни» поможет специалистам, работающим с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, просто и эффективно определить уровень устойчивости и продуктивности внимания. Это необходимо для определения готовности ребёнка к школе (в случае с дошкольниками) и умения правильно отбирать и усваивать информацию (для школьников).

Каждый из нас помнит, как мама учила его в детстве: «Будь внимательней! Не отвлекайся!». Шла ли речь о переходе через дорогу или о выполнении домашнего задания, родители придавали важное значение тому, насколько их дети внимательны. Почему?

На самом деле требования взрослых не безосновательны, ведь внимание - один из главных познавательных психических процессов человека, без которого невозможно успешное обучение в школе, вузе, а затем и профессиональная деятельность. Именно поэтому еще за год до поступления ребенка в первый класс рекомендуется выявить текущий уровень развития внимания ребенка и, при необходимости, подготовить малыша с помощью развивающих внимание игр и упражнений.

Что такое внимание?

Внимание - направленность и сосредоточенность психики на определенном объекте. Психологи различают два вида внимания.

Легче всего сосредотачиваться на тех объектах окружающего мира, которые интересны и важны в данный момент. Яркий свет, внезапный звук, резкий запах, необычный вкус, что-то новое, неожиданное, удивительное, интересное для человека - всё это невольно привлекает наше внимание. Такой его вид называется непроизвольным. Непроизвольное внимание не требует управляемого выбора объекта внимания, не требует усилий, чтобы его удержать и сохранить. Оно свойственно всем людям от рождения, а в дошкольном возрасте является преобладающим. Именно поэтому, когда начинается обучение ребёнка на этом этапе, оно строится, прежде всего, на игре, красочной наглядности и пробуждении интереса ребенка к объекту внимания.

Произвольное внимание отличается своей осознанностью и целенаправленностью: мы сами выбираем объект, на котором хотим сосредоточиться. Без управления своим вниманием невозможно с успехом учиться в школе, в вузе и эффективно трудиться. Первые попытки управлять своим вниманием ребенок предпринимает уже в 6 лет, когда заставляет себя сосредоточиться на чем-то важном, жертвуя чем-нибудь интересным. Такие попытки требуют от него физических усилий и воли, поэтому малышу трудно долгое время заниматься одним и тем же, он легко отвлекается и утомляется. Однако взрослые могут помочь дошкольнику научиться владеть своим вниманием еще в детском саду - с помощью развивающих внимание игр и упражнений.

Свойства внимания

Прежде чем вводить развивающие игры, следует определить текущий уровень развития внимания ребенка. Для этого разберемся со свойствами внимания: именно их развитие мы будем проверять с помощью диагностики внимания младших школьников.

1. Объем внимания - то количество объектов, на которые одновременно может быть направлено внимание ребенка. Это свойство внимания пригодится школьнику при овладении навыками счета.

Объем внимания ребенка в 4–5 лет - 1–2 объекта (причем самых ярких и необычных), в 6 лет - уже 3 объекта, в школьном возрасте - до 5 объектов. Сравните: объем внимания взрослого человека - 7 объектов.

2. Устойчивость внимания показывает, как долго ребёнок может сосредотачиваться на объекте внимания. Это свойство внимания помогает человеку познавать окружающий мир, не отвлекаясь на посторонние связи и малосущественные характеристики, а также формировать внутренний план действий. Навык решения арифметических задач, написание творческих текстов, создание рисунков - всё это требует устойчивости внимания.

Как показывают исследования, дети 5–6 лет могут заниматься малоинтересным для них делом в 4 раза дольше, чем дети 2–3 лет. Однако даже в этом возрасте наиболее активно и продуктивно заниматься делом дети могут не более 10–15 минут.

3. Концентрация внимания определяет, насколько сильно ребенок способен сосредотачиваться на объекте внимания и сопротивляться отвлекающим моментам. Этим свойством внимания мы пользуемся при овладении навыками чтения.

4. Переключение внимания - скорость преднамеренного перехода ребёнка от одного объекта (или вида деятельности) к другому. Плохая переключаемость внимания иногда может проявляться в таком широко распространенном явлении, как рассеянность.

5. Распределение внимания - рассредоточение внимания на несколько объектов в одно и то же время, возможность совершать несколько действий сразу. Необходимо для обучения письму.

Последние три свойства внимания у дошкольников, как правило, развиты слабо.

Именно на выявление индивидуальных особенностей этих свойств внимания и направлены методики диагностики внимания, а также тесты на внимание для детей.

Методики диагностики внимания

Для диагностики уровня развития внимания и его свойств у детей существует несколько методик. Ниже следует их краткое описание, картинки к каждой методике можно скачать в конце статьи.

При тестировании следуйте двум основным правилам:

Наилучшие результаты ваш ребёнок покажет за первые 15 минут, после его внимание снизится, поэтому ограничивайтесь только этим временем;
- ведущим видом внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте является непроизвольное внимание, поэтому обязательно проводите тесты в игровой, интересной ребёнку форме.

Итак, все методики делятся на:

1. задания на диагностику уровня внимания:

- «Найди отличия/сходства», «Найди два одинаковых предмета/пару»
- «Что изменилось на картинке?», «Что убрали/добавили на картинке?»
- «Найди круг/прямоугольник/треугольник, „спрятанный“ на картинке»
- «Пройди лабиринт». Внимание! В этом задании детям помладше (3–4 года) разрешается помогать себе карандашом или пальчиком, старшие должны стараться «проходить лабиринт» только глазами).

2. задания на диагностику объема и концентрации внимания:

Методика «Корректурная проба»

Ребёнку дают бланк с буквами. В каждом ряду нужно вычеркнуть такие же буквы, как та, с которой начинается ряд. Время работы -5 минут.

Количество просмотренных букв указывает на объем внимания, а количество сделанных ошибок - на его концентрацию. Норма объема внимания для детей 6–7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; для детей 8–10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.

3. задания на диагностику устойчивости внимания:

- «Что изображено на картинке?»

Ребёнок должен внимательно рассмотреть картинку и ответить на вопросы типа «Какие животные нарисованы на картинке? Какие животные живут у нас, а какие в теплых странах? Каких животных на рисунке два?». Обратите внимание на то, как ребёнок рассматривает картинку: активен, заинтересован, сосредоточен ли он.

- «Найди и вычеркни»

На картинке в случайном порядке изображены простые фигуры. Перед тестом ребёнок получает инструкцию:

«Давай поиграем с тобой в игру на внимательность. Я покажу тебе картинку, на которой нарисованы знакомые тебе предметы. Когда я скажу слово „начинай“, ты начнешь искать по строчкам и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать необходимо до тех пор, пока я не скажу слово „стоп“. В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово „начинай“. После этого ты продолжишь делать то же самое, т. е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово „конец“. На этом игра завершится».

Время работы - 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ребенку говорятся слова «стоп» и «начинай». Далее подсчитывается количество найденных предметов за каждый интервал времени: примерно равное их количество будет указывать на высокую устойчивость внимания.

4. задания на диагностику переключения внимания:

Методика « Красно-черная таблица»

Имеется таблица с красными и черными цифрами от 1 до 12, расположенными в случайном порядке, исключающем логическое запоминание. Ребенку предлагают показать на таблице сначала черные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке, а затем красные числа в убывающем порядке от 12 до 1 (время выполнения в обоих случаях фиксируется). Следующее задание: показать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа - в убывающем (время также фиксируется).

Показателем переключения внимания будет разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: чем она меньше, тем более развито это свойство внимания.

5. задания на диагностику распределения внимания:

Методика «Разный счет»

Ребенок должен написать числа от 1 до 20, одновременно считая вслух от 20 до 1. Вариант: ребенок должен считать вслух от 1 до 31, не называя числа, включающие тройку или кратным трем, а говоря вместо них слово «не собьюсь». Если ребенок сразу начинает сбиваться, распределение внимания развито слабо.

Методика «Кольца»

На таблице изображены кольца, имеющие разрыв в разных частях. Ребенок должен как можно быстрее найти и зачеркнуть два типа колец с разрывом в указанных местах (например, справа и сверху). Время работы - 2 мин (10–11 строк для ребенка 6–7 лет).

6. другие задания:

а. на диагностику избирательности внимания («Закрась сначала буквы, а потом цифры»)

б. на уровень развития мышления и внимания (поиск несоответствий «Что перепутал художник?»)

в. на диагностику памяти и внимания:

В течение 30 секунд ребенку предъявляется картинка с изображением предметов, затем картинку убирают и ребенок по памяти должен ответить на вопросы типа «Какие предметы нарисованы на картинке? Сколько предметов ты видел на картинке? Что ты видел, ручку или карандаш? Сколько конфет на картинке?»

г. на скорость ориентировочно-поисковых движений глаз:

Таблицы Шульте. Ребенок должен показать и назвать на таблице все числа от 1 до 25 как можно быстрее и без ошибок. По сигналу «Начали!» включается секундомер, и фиксируется время работы с каждой таблицей. Норма - 30–50 секунда на таблицу.

Каждую указанную методику можно использовать не только в качестве теста, но и в качестве развивающего упражнения.

Внимание - особое свойство человеческой психики. На нем базируется и память, и мышление, и даже успех в жизни. Вовремя занявшись развитием внимания своего ребенка, можно не только подготовить его к обучению в школе, но и создать для него потенциальную возможность успешно самореализоваться во взрослой жизни.



Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)

Диагностика развития внимания у детей в возрасте от 3 до 6 лет

Рекомендуем родителям и педагогам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru . Здесь вы найдете большое количество игр на развитие мышления, внимания, памяти у детей-дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению, поделки, уроки рисования и многое другое. Если вас интересует тема развития внимания у детей, обязательно посетите специальный раздел сайта "Игры на развитие внимания у детей" . Приведем здесь скриншоты некоторых заданий:

Предлагаемые задания для диагностики развития внимания можно использовать и в качестве развивающих упражнений для занятий с детьми. В заданиях не приводятся количественные критерии для оценки внимания. В зависимости от того, справляется ребенок или нет с каким-либо типом заданий, надо подбирать ему упражнения подобного типа для развивающих занятий.

Задания должны быть яркими, красочными, а занятия по диагностике и тренировке внимания желательно проводить с детьми дошкольного возраста в игровой форме и не дольше, чем 15 минут в день.

1. К первому типу методик относятся всевозможные задания на нахождение сходства и различий картинок, поиск парных изображений:

2. Ко второй группе относятся задания на определение изменений, перестановок, произошедших на картинке (что-то убрали, добавили, заменили либо поменяли местами - надо указать, что изменилось):

3. Третий тип заданий: нахождение различных геометрических фигурок, "спрятанных" на картинке:

4. Всевозможные лабиринты. Ребятишкам помладше (3-4 годика) разрешается прослеживать путь карандашом либо пальчиком, дети постарше должны стараться следить только глазами:

5. Задания на нахождение нелепиц, несоответствий на картинках ("Что перепутал художник?"). Здесь также диагностируется уровень развития мышления ребенка, его знания о мире:

6. Задания на диагностику памяти и внимания: ребенку на короткое время (30 секунд) предъявляется либо картинка с изображением различных предметов либо настоящие предметы (какие-то вещи могут быть парными). После этого картинку убирают и ребенок по памяти должен ответить на вопросы, которые касаются показанных ему предметов или их изображений. Например:

После этого картинку убирают, и ребенок должен ответить на вопросы:

Какие предметы нарисованы на картинке?
- Сколько вишен ты видел на картинке?
- Что ты видел, ручку или карандаш?
- Сколько конфет на картинке?

7. Ответы на вопросы по картинке, описание того, что на ней изображено:


Ответь на вопросы:

Какие животные нарисованы на картинке?
- Какие животные живут у нас, а какие в теплых странах?
- Каких животных на рисунке два?
- Какое животное из тех, которых ты видишь, ходит на двух ногах?

В этом задании (впрочем, как и в большинстве остальных, описанных в данном разделе методик) для более полной характеристики уровня концентрации внимания фиксируется характер процесса рассматривания (целенаправленность, активность, заинтересованность работой и пр.), сосредоточенность и наблюдательность.

8. Задание на диагностику избирательности внимания: