Некрасов и история. Некрасов краткая биография

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 г. в местечке Немирове Каменец-Подольской губернии. Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, служил в то время в армии в чине капитана. Через три года после рождения сына, выйдя в отставку майором, он с семьей навсегда поселился в своем родовом ярославском имении Грешневе. Здесь, в деревне, неподалеку от Волги, среди бесконечных полей и лугов, поэт провел свое детство.

Детские воспоминания Некрасова связаны с Волгой, которой он потом посвятил столько восторженных и нежных стихов. «Благословенная река, кормилица народа!» – говорил он о ней. Но здесь же, на этой «благословенной реке», ему довелось испытать первое глубокое горе. Однажды он бродил по берегу в жаркую погоду и вдруг увидел бурлаков, которые брели вдоль реки,

Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой...

Мальчик долго бежал вслед за бурлаками и, когда они расположились на отдых, приблизился к их костру. Он услышал, как один из бурлаков, больной, замученный трудом, сказал товарищам: «А кабы к утру умереть – так лучше было бы еще...» Слова больного бурлака взволновали Некрасова до слез:

О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!

У впечатлительного мальчика очень рано появилось то страстное отношение к людским страданиям, которое и сделало его великим поэтом.

Вблизи усадьбы Некрасовых проходила дорога, по которой гнали в Сибирь закованных в кандалы арестантов. Будущий поэт на всю жизнь запомнил «печальный звон – кандальный звон», раздававшийся над проторенной цепями» дорогой. Рано открылось ему «зрелище бедствий народных». Дома, в родной семье, ему жилось очень горько. Его отец был одним из тех помещиков, каких тогда было множество: невежественный, грубый и буйный. Он угнетал всю семью и нещадно бил своих крестьян. Мать поэта, любящая, добрая женщина, бесстрашно заступалась за крестьян. Защищала она и детей от побоев сердитого мужа. Его это так раздражало, что он набрасывался с кулаками и на жену. Она убегала от мучителя в дальнюю комнату. Мальчик видел слезы матери и горевал вместе с ней.

Кажется, не было другого поэта, который так часто, с такой благоговейной любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. Ее трагический образ увековечен Некрасовым в стихотворениях «Родина», «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю», «Затворница», «Несчастные». Задумываясь в детстве о печальной судьбе матери, он уже в те годы научился сочувствовать всем бесправным, униженным, замученным женщинам. По словам Некрасова, именно под влиянием воспоминаний о матери им написано столько произведений, протестующих против угнетения женщины («Тройка», «В полном разгаре страда деревенская...», «Мороз, Красный нос» и др.).

Когда Некрасову исполнилось десять лет, его отдали в Ярославскую гимназию. Учителя в гимназии были плохие: они требовали от учеников только зубрежки и за всякую провинность секли их розгами.

Ничему путному такие учителя не могли научить любознательного, богато одаренного мальчика. Некрасов не кончил гимназию. Он ушел из V класса, так как отец отказался вносить плату за его обучение.

В эти годы Некрасов полюбил книги. Они заменили ему школу. С жадностью прочитывал он все, что мог раздобыть в провинциальной глуши. Но этого ему было мало, и вскоре он задумал уехать из деревни в Петербург, чтобы поступить в университет, стать студентом.

Ему шел семнадцатый год, когда он покинул родительский дом и в ямщицкой телеге впервые приехал в столицу. При нем была лишь большая тетрадь его полудетских стихов, которые он тайком мечтал напечатать в столичных журналах.

В Петербурге Некрасову жилось очень трудно. Отец хотел, чтобы сын поступил в военную школу, а сын стал хлопотать, чтобы его приняли в университет. Отец рассердился и заявил, что не вышлет ему больше ни копейки. Юноша остался без всяких средств к жизни. С первых же дней по приезде в столицу ему пришлось добывать себе пропитание тяжелым трудом. «Ровно три года, – вспоминал он впоследствии, – я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, но и не каждый день...»

Поселился он в убогой каморке, которую снимал с одним товарищем. Однажды им нечем было заплатить за нее, и хозяин выгнал их на улицу. Ютясь то на чердаке, то в подвале, без хлеба, без денег, без теплой одежды, Некрасов на себе испытал, каково живется бедноте и как обижают ее богатые люди.

Некоторые из своих ранних стихов ему удалось напечатать в журналах. Увидев, что юноша талантлив, петербургские книготорговцы стали ради наживы заказывать ему разные книжки, за которые платили гроши. Некрасов, чтобы не умереть с голоду, сочинял для них всевозможные стихи и рассказы, писал день и ночь, не разгибая спины, и все же оставался бедняком.

В это время он познакомился и близко сошелся с великим русским критиком, революционным демократом Виссарионом Григорьевичем Белинским. Он требовал от современных писателей правдивого, реалистического изображения русской действительности. Некрасов и был таким писателем. Он обратился к сюжетам, подсказанным ему подлинной жизнью, стал писать проще, без всяких прикрас, и тогда особенно ярко засверкал его свежий, многосторонний талант.

В 1848 г. писатель Панаев вместе с Некрасовым приобрели журнал «Современник». Им вместе с Белинским удалось превратить его в боевой печатный орган, на страницах которого печатались произведения самых передовых и даровитых писателей: Герцена, Тургенева, Гончарова и многих других. Там же, в «Современнике», Некрасов помещал и свои стихотворения. В них он с гневом писал о жестоких обидах, которые приходилось терпеть при царе трудовому народу. Вся лучшая молодежь того времени с восторгом читала «Современник». А правительство царя Николая I возненавидело и Некрасова, и его журнал. Поэту не раз угрожала тюрьма, но он бесстрашно продолжал свое дело.

После смерти Белинского Некрасов привлек для работы в журнале продолжателей дела Белинского – великих революционных демокра­тов Чернышевского и Добролюбова, и «Современник» стал еще бесстрашнее и последовательнее призывать к революции. Влияние «Современника» росло с каждым годом, но вскоре над ним разразилась гроза. В 1861 г. умер Добролюбов. Через год арестовали и (после заключения в крепости) сослали в Сибирь Чернышевского.

Правительство, вступившее на путь жестокой расправы со своими врагами, решило уничтожить ненавистный журнал. В 1862 г. оно приостановило издание «Современника» на несколько месяцев, а в 1866 г. совсем запретило его издание.

Но не прошло и двух лет, как Некрасов стал редактором журнала «Отечественные записки»; в качестве соредактора он пригласил великого сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина . «Отечественные записки» стали таким же боевым жур­налом, как и «Современник». Они следовали революционным заветам Чернышевского, в них впервые проявился во всей своей мощи сатирический гений Салтыкова-Щедрина. Некрасову вместе с Салтыковым-Щедриным приходилось по-прежнему вести упорную борьбу с царской цензурой.

Наивысший расцвет творчества Некрасова начался с 1855 г. Он закончил поэму «Саша», в которой заклеймил так называемых «лишних людей», выражавших свои чувства к народу не делами, а болтовней. Тогда же он написал: «Забытая деревня», «Школьник», «Несчастные», «Поэт и гражданин». В них обнаружились его могучие силы народного певца.

Первый сборник стихов Некрасова (1856) имел огромный успех – не меньший, чем в свое время «Евгений Онегин» и «Мертвые души». Царская цензура, испугавшись такой популярности поэта, запретила газетам и журналам печатать хвалебные отзывы о нем.

Стихи Некрасова прекрасны и певучи, написаны они замечательно богатым и в то же время очень простым языком, тем самым, которому поэт научился еще в детские годы, живя в ярославской деревне. Когда мы читаем у него:

Стала скотинушка в лес убираться,
Стала рожь-матушка в колос метаться,

мы чувствуем, что это подлинная, живая народная речь. Как хороши, например, здесь два слова: рожь-матушка, выражающие любовь и даже нежность крестьянина к тем долгожданным колосьям, которые он с таким упорным трудом взрастил на своей скудной земле!

Много в поэзии Некрасова ярких, метких и чисто народных выражений. Он говорит о ржаных колосьях:

Стоят столбы точеные,
Головки золоченые.

И о свекле, которую только что выдернули из земли:

Точь-в-точь сапожки красные
Лежат на полосе.

О весеннем солнце, окруженном веселой толпой облаков, Некрасов пишет:

Весной, что внуки малые,
С румяным солнцем-дедушкой
Играют облака.

Некоторые из этих сравнений он брал из народных загадок, поговорок и сказок. В сказках он нашел и замечательный образ Мороза-воеводы – могучего богатыря и чародея. Особенно близки Некрасову русские народные песни. Слушая с детства, как поет их народ, он и сам научился создавать такие же прекрасные песни: «Солдатская песня», «Песня дворового», «Песня убогого странника», «Русь», «Зеленый Шум» и др. Кажется, будто их сложил сам народ.

Пристально изучая крестьянскую жизнь, поэт готовился к великому литературному подвигу – к созданию большой поэмы, прославляющей великодушие, героизм, могучие духовные силы русского народа. Поэма эта – «Кому на Руси жить хорошо». Герой ее – все многомиллионное «мужицкое царство». Такой поэзии еще не бывало в России.

Некрасов начал поэму вскоре после «освобождения» крестьян в 1861 г. Он очень хорошо понимал, что никакого освобождения не было, что крестьяне по-прежнему остались под властью помещиков и что, кроме того,

На место сетей крепостных
Люди придумали много иных...

В центре своей эпопеи Некрасов поставил Савелия, «богатыря святорусского», человека, как бы созданного для революционной борьбы. По убеждению Некрасова, таких богатырей в русском народе – миллионы:

Ты думаешь, Матренушка,
Мужик – не богатырь?..
Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы,
Спина... леса дремучие
Прошли по ней – сломалися...
И гнется, да не ломится,
Не ломится, не валится...
Ужли не богатырь?

Рядом с Савелием в поэме встают привлекательные образы русских крестьян. Это Яким Нагой, вдохновенный защитник чести трудового народа, Ермил Гирин, деревенский праведник. Самим своим существованием эти люди свидетельствовали о том, какая несокрушимая сила скрыта в народной душе:

Сила народная,
Сила могучая –
Совесть спокойная,
Правда живучая!

Сознание этой нравственной «силы народной», предвещавшей верную победу народа в борьбе за счастливое будущее, и было источником того оптимизма, который чувствуется в великой поэме Некрасова.

В 1876 г. после перерыва Некрасов снова вернулся к поэме, но у него уже не было сил закончить ее. Он тяжело заболел. Врачи отправили его в Ялту, на берег моря, но ему с каждым днем становилось все хуже. Трудная операция лишь на несколько месяцев отсрочила смерть.

Страдания Некрасова были мучительны, и все же нечеловеческим напряжением воли он находил в себе силы слагать свои «Последние песни».

Когда читатели узнали из этих песен, что Некрасов смертельно болен, его квартиру завалили телеграммами и письмами. В них была скорбь о любимом поэте.

Особенно растрогал больного прощальный привет Чернышевского из ссылки в августе 1877 г.

«Скажи ему, – писал Чернышевский одному литератору, – что я горячо люблю его как человека, что я благодарю за его расположение ко мне, что я целую его, что я убежден: его слава будет бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов. Я рыдаю о нем. Он действительно был человек очень высокого благородства души и человек великого ума».

Умирающий выслушал этот привет и сказал еле слышным шепотом: «Скажите Николаю Гавриловичу, что я очень благодарю его... Я теперь утешен... Его слова мне дороже, чем чьи-либо слова...»

Умер Некрасов 27 декабря 1877 г. (по новому стилю 8 января 1878 г.). Его гроб, несмотря на сильный мороз, провожало множество народа. ()

Некрасов всегда страстно желал, чтобы его песни дошли до народа. Надежда поэта сбылась. Да и как было народу не петь этих некрасовских песен, если в них высказывались те самые чувства, которые всегда волновали народные массы! Поэт в мрачную пору предчувствовал и приветствовал будущую всенародную революцию:

Рать подымается –
Неисчислимая!
Сила в ней скажется –
Несокрушимая!

16 октября 2014, 17:05

Честно говоря, о личности Некрасова, в отличие от его творчества, я мало что помню со школы, видимо из-за того, что в старших классах его (вроде бы) не проходили. Готовя пост, язаново открывала для себя Некрасова, поэтому, возможно, некоторые факты будут многим известны, а мне вот попались впервые.

♦ Некрасов был заядлым картежником. Азартным игроком он стал уже будучи взрослым человеком и знаменитым писателем. В детстве он играл с дворовыми. В 17 лет, оказавшишь в Петербурге без материальной поддержки отца (из-за того, что ослушался его и не пошел на военную службу в дворянском полку, предпочтя литературную карьеру). Денег у него не хватало не то что на игру, но даже на еду. Помог случай. На Некрасова обратил внимание Белинский и привел его в дом к литератору Панаеву. В доме литератора Ивана Панаева часто собирались известные и только начинающие литераторы, поэты, журналисты. В этом доме спорили Грановский и Тургенев, допоздна засиживался Виссарион Белинский, обедали Герцен и Гончаров и робко озирался на хозяйку дома молодой писатель Фёдор Достоевский. Николай Алексеевич не знал, как вести себя в этом обществе, был неловок, своими стихами шокировал присутствующих дам. После чтения стихов и обеда, гости решили развлечься и сели за преферанс. И вот тут-то новичок показал себя в полной красе, обыграв всех. Белинский был раздражен, встав из-за стола, он сказал: «С вами, батенька, играть опасно, без сапог нас оставите!»

♦ Годы бежали быстро, Некрасов уже руководил журналом «Современник». Надо отдать ему должное - журнал процветал под умелым руководством. Народники учили его поэмы наизусть. В личном плане дела тоже шли хорошо - Николай Алексеевич отбил жену у Панаева. Достаток его стал больше, поэт завел кучера и лакея.

♦ В пятидесятых годах он стал часто посещать Английский клуб и увлеченно играть. Панаева его предупреждала, что это занятие до добра не доведет, но Николай Алексеевич самоуверенно отвечал: «В чем другом у меня не хватает характера, а в картах я стоик! Не проиграюсь! Но теперь я играю с людьми, у которых нет длинных ногтей». И это замечание было сделано не просто так, потому что в жизни Некрасова был поучительный случай. Однажды у поэта обедал беллетрист Афанасьев-Чужбинский, он славился своими ухоженными длинными ногтями. Этот человек обвел Николая Алексеевича вокруг пальца. Пока ставки были маленькими, знаменитый поэт выигрывал. Но как только он увеличил ставку до двадцати пяти рублей, удача отвернулась от него, и за один час игры Некрасов потерял тысячу рублей. Проверяя карты после игры, хозяин обнаружил, что все они помечены острым ногтем. После этого случая Некрасов никогда не играл с людьми, имеющими острые, длинные ногти.

♦ Николай Алексеевич выработал даже свой кодекс игры:
- никогда не испытывать судьбу
- если в одной игре не везет, нужно переходить на другую
- расчетливого, умного игрока надо брать измором
- перед игрой надо посмотреть партнеру в глаза: если он взгляда не выдержит, игра ваша, но если выдержит, то больше тысячи не ставить
- играть только на деньги, которые отложены заранее, именно для игры.

♦ Некрасов ежегодно откладывал для игры до двадцати тысяч рублей, а затем, играя, увеличивал эту сумму в три раза. И только после этого начиналась большая игра. Но несмотря ни на что, Николай Алексеевич обладал удивительной работоспособностью, и это позволяло ему жить на широкую ногу. Надо признать, что не только гонорары составляли его доход. Некрасов был удачливым игроком. Его выигрыши достигали до ста тысяч серебром. Заботясь о народном счастье, он никогда не упускал и своего.

♦ Как все картежники, Николай Алексеевич верил в приметы, и это привело к несчастному случаю в его жизни. Обычно игроки считают плохой приметой одалживать деньги перед игрой. И надо же было случиться именно перед игрой Игнатию Пиотровскому, сотруднику «Современника», обратиться к Некрасову с просьбой выдать ему триста рублей в счет оклада. Николай Алексеевич отказал просителю. Пиотровский пытался уговорить Некрасова, он сказал, что если не получит этих денег, то пустит себе пулю в лоб. Но Николай Алексеевич был неумолим, а наутро он узнал о смерти Игнатия Пиотровского. Оказалось, что тот задолжал всего тысячу рублей, но ему грозила долговая тюрьма. Молодой человек предпочел смерть позору. Всю жизнь Некрасов помнил этот случай и мучительно переживал.

♦ Знаменитый поэт опровергал всем известную пословицу «кому не везет в карты, тому везет в любви». Несмотря на простоватую внешность и постоянные болезни, Некрасов отчаянно любил женщин. В юношестве он пользовался услугами горничных в доме своего отца. Затем, до встречи с Панаевой, пользовался услугами дешевых проституток.

Авдотья Яковлевна Панаева

♦ Иван Панаев был плохим семьянином. Он был кутила и прожигатель жизни, очень страстно любил женщин. Жену свою, Авдотью Яковлевну он поначалу любил и восхищался ее красотой, но был не в состоянии сохранить надолго супружескую верность. Авдотье он предоставил полную свободу. Но ее воспитание не позволяло ей решиться на измену. Пока в доме Панаева не появился молодой, амбициозный 22-летний поэт Николай Алесеевич Некрасов...

Авдотья была красивой девушкой: черноволосая, с чарующими огромными глазами и осиной талией мгновенно приковывала к себе взгляды мужчин бывавших в их доме. Она решительно отказывала всем, в том числе и новому гостю Николаю Некрасову. Он оказался настойчивее других. Но Панаева всячески отвергала его ухаживания, отстраняла от себя, не замечая, что тем самым сильнее разжигала страсть Некрасова. Летом 1846 года супружеская чета Панаевых проводила время в Казанской губернии в своем имении. С ними был и Некрасов. Здесь он окончательно сближается с Авдотьей. Ивану Панаеву до измены супруги не было никакого дела...

♦ Николай Некрасов был патологическим ревнивцем. Почти каждый их совместно прожитый день не обходился без скандала. Он был непостоянен, но столь же страстен. После обвинений и незаслуженных подозрений в адрес Авдотьи, он тут же остывал и мчался к ней мириться. Их отношения хорошо передает стихотворение "Мы с тобой бестолковые люди".

Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.

Говори же, когда ты сердита,
Все, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир - и скорее наскучит.

Если проза в любви неизбежна,
Так возьмем и с нее долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья...

В 1849 году Некрасов и Панаева ждут ребенка. У них рождается сын, но вскоре умирает после своего рождения. Панаева уезжает на лечение за границу. Некрасов очень сильно томится разлукой, пишет нежные письма Авдотье, и ужасно страдает от полученных от нее равнодушных ответов. Она возвращается и вместе с ней возвращается идиллия. Но она была непродолжительна.
У Некрасова снова вспышки яростной ревности и холодного отчуждения, которые сменяются сокрушительной страстью. Одолеваемый этими приступами он мог сильно оскорбить Авдотью, даже в присутствии посторонних. Она очень страдала, но терпела. Он часто сбегает от нее, но вновь возвращается. Его душа не находит покоя от любви и этой любовью он терзает Панаеву...Она сильно устала от жизни. Умер ее муж - Иван Панаев. Перед смертью попросил прощения за доставленные ей мучения и измены. Семьи не было, детей не было, красота уже начала увядать. Некрасов жил за границей и не звал ее к себе. Пятнадцать лет любви к нему закончились. Она находит в себе силы его забыть и выходит замуж за литературоведа Головачева. Вскоре у них рождается дочь.

♦ После долгих лет с Панаевой, Некрасов сходится с ветреной француженкой Селиной Лефрен. Промотав изрядную часть состояния Николя Алексеевича, она уехала в Париж. О французской актрисе Селине Лефрен-Потчер и ее романе с русским поэтом пишут мало – надо полагать, в силу того, что в творчестве Некрасова эта связь не оставила сколь-нибудь значительных следов. Лефрен было чуть за тридцать, она не отличалась особой красотой, но была обаятельна, остроумна, легка, пела, играла на рояле. Понимали они с Некрасовым друг друга плохо, так как он не владел французским, она только немного говорила по-русски. Часто о Лефрен говорят как о классической содержанке, пользовавшейся расположением мужчин для накопления небольшого капитала и отъезда на родину. Роман с француженкой начался на глазах у Авдотьи Яковлевны, глубоко оскорбленой тем, что Некрасов ничего не скрывал и, более того, низвел Панаеву до роли экономки. Интересно, что все близкие поэта - его сестры, племянницы, воспитанницы выделяли Панаеву из всех подруг Некрасова, говоря о том, что «обожали» ее. При Селине Лефрен все-таки сохранялся семейный уклад дома, но таких отношений с семьей Некрасова, как у Панаевой, у нее и близко не было. Селина имела в Париже маленького сына, кроме того, она часто жаловалась на плохой петербургский климат и, выехав с Некрасовым в Париж в 1867 году, больше в Россию не вернулась.

♦ Ему было в это время 48 лет, и очень скоро у Некрасова появилась первая и единственная законная жена - простолюдинка 19 лет от роду Фекла Викторова. Поэту страшно не нравилось ее имя, и Фекла стала Зиной, Зинаидой Николаевной. По словам родных поэта, Зина была похожа на сытенькую и чистенькую горничную, была малограмотной, шалела от петербургских магазинов, целовала Некрасову руки и учила наизусть его стихи. Очень упорно и целеустремленно она шла к тому, чтобы сделаться Некрасовой, и в возрасте 56 лет смертельно больной раком, похожий на скелет Некрасов обвенчался с Зиной, а через полгода ушел из жизни. По завещанию Зине досталось имение «Чудовская Лука» и имущество петербургской квартиры. По слухам, всё это она раздарила родственникам поэта, которые ее на порог потом не пускали и знать не желали. Фекла-Зина уехала на свою родину в Саратов, где жила очень замкнуто и скромно до самой смерти. Права на свои произведения поэт завещал сестре Анне Алексеевне Буткевич.

А теперь то, что мне показалось интереснее фактов об азартных играх и непростыой любовной линии. Мне кажется, нижеописанное характеризует Некрасова как человека больше, чем то, что было выше. Судите сами. (я постаралась сжать информацию, но сути это не меняет)

♦ Николай Алексеевич был и азартным охотником. Это было не просто увлечение, а настоящая страсть, которой он отдавался с головой. О его меткости ходили легенды. Поговаривали, что Некрасов из двустволки мог попасть в монету на лету, и в одиночку ходил на медведя. Некрасов на охоте

♦ Особенную любовь он питал к охотничьим собакам . Любовь эта появилась у Некрасова в раннем детстве, когда в тринадцать-четырнадцать лет он с отцом, завзятым охотником, уже гонял и травил зверя и, счастливо уставший, засыпал прямо в полях в обнимку с очередным Хватаем или Заветкой. Разумеется, как только у него появилась возможность, а это произошло уже в начале 1850-х годов, он сразу же завел не одну, а несколько легавых собак, породу в то время достаточно новую и модную. В приемную знаменитого журнала "Современник" к ничего не подозревавшему посетителю порой выбегало до десяти собак, практически не знавших тяжести хозяйской руки.
Собака породы пойнтер

Возглавлял эту компанию пойнтер Оскар , уже пожилой и проводивший большую часть времени на турецком диване хозяина. Выгуливал их, или как тогда это называлось "вываживал", по унылым петербургским улицам единственный лакей Некрасова Василий, который называл Оскара "капиталистом", поскольку был уверен, что хозяин непременно положит на имя собаки деньги в банк, как каждый вечер утверждал Некрасов.

В начале пятидесятых годов у Некрасова появился черный английский пойнтер Раппо , грудастый и несколько коротконогий, который совершенно, если можно так выразиться, сел поэту на шею, ибо был невозможно ленив. Он сделал его героем своего малоизвестного романа "Тонкий человек". Раппо оставил след не только в романе, но и в переписке Некрасова с Тургеневым.

И. С. Тургенев на охоте

Скоро Раппо погиб от обжорства, и в конце июня 1857 года Некрасов привез из Англии очень дорогого щенка крупно-крапчатого пойнтера, названного им Нелькой . Нелька доставила немало хлопот Некрасову в пути, умудрилась выпрыгнуть в окно поезда и повредить лапки. Всю дорогу Некрасов выносил его на воздух на руках, а в Дерпте повел в "скотоврачебную клинику". Однако Нелька держалась молодцом, что дало хозяину повод писать Тургеневу: "Славный характер у собаки! Нельзя ее не полюбить, жаль будет, если из нее ничего не выйдет..."

Пока же сучка подрастала и обещала много, Некрасов охотился с другими собаками, в том числе с пойнтером Фингалом . Некрасов всегда не мог нахвалиться умом и хорошим характером Фингалушки. Но главное, поэт запечатлел своего любимца и в стихотворении "На Волге", и в любимых до сих пор всеми "Крестьянских детях":
Теперь нам пора возвратиться к началу.
Заметив. Что стали ребята смелей,
"Эй, воры идут! - закричал я Фингалу. -
Украдут, украдут! Ну, прячь поскорей!"
Фингалушка скорчил серьезную мину,
Под сено пожитки мои закопал,
С особым стараньем припрятал дичину,
У ног моих лег - и сердито рычал.
Обширная область собачьей науки
Ему в совершенстве знакома была;
Он начал такие выделывать штуки,
Что публика с места сойти не могла...
Но точно удар прогремел над сараем,
В сарай полилась дождевая река,
Актер залился оглушительным лаем,
А зрители дали стречка.
Под крупным дождем ребятишки бежали
Босые к деревне своей...
Мы с верным Фингалом грозу переждали
И вышли искать дупелей.

Но не верному Фингалу суждено было стать последней и самой страстной любовью поэта. Через одиннадцать лет, уже став всенародно известным и весьма богатым человеком, он приобрел еще одного черного пойнтера, получившего имя Кадо . Некрасов не то что любил, он обожал своего несравненного Кадо, позволяя ему буквально все. На знаменитых обедах, устраиваемых для сотрудников "Отечественных записок" раз в месяц, Кадо разрешалось даже вскакивать на стол и прохаживаться по нему, выбирая с тарелок гостей кусочек полакомей, а потом лакать воду из хрустальных кувшинов. Разумеется, все терпели. Потом ему отдельно обязательно подавалась жареная куропатка, которую он преспокойно съедал на дорогом персидском ковре или трепал на шелковой диванной обивке. Аккуратист Гончаров приходил в ужас и каждый раз старался заметить, где именно остаются эти сальные пятна, чтобы не сесть на них, увы, Кадо ел везде и делал, что хотел. Любопытно, что Кадо никогда не лаял на приходивших к Некрасову гостей, за исключением лишь цензоров и Салтыкова-Щедрина. Вечно угрюмый и частенько не в меру грубый сатирик пользовался искренней нелюбовью пойнтера. И когда писатель приходил к Некрасову, то во избежание "инцидента" Кадо запирали в другой комнате. Однажды у Некрасова проходило совещание редакции, на котором присутствовал и Щедрин. Кадо в спешке и по неосмотрительности забыли запереть, и он, пользуясь счастливым случаем, пробрался в прихожую и, разыскав там шинель сатирика, отгрыз у нее полполы! В итоге Некрасову пришлось покупать пострадавшему новую шинель.
Но все же не незабвенному Кадо суждено было поставить точку в истории некрасовских собак. Уже больной, поэт нередко спускался в типографию своего журнала и вместе с ним всегда шел рядом пойнтер Кирюшка . Некрасов умер, собака осталась никому не нужной и по старой памяти прибежала в типографию. Там ее приютили, стали кормить, и скоро осиротевшая Кирюшка так привязалась к наборщикам, что ходила с ними везде да и умерла в той же типографии рядом с печатным станком, продолжающим печатать издания главного дела поэта.

И напоследок
Некрасов был довольно состоятельным человеком. Его отличал практичный подход к делам «Современника», который оказался финансово успешным проектом. Кроме того, у Некрасова была одна чудесная особенность - ему невероятно везло в карты, он много играл и много выигрывал. Поэт был всегда щедр по отношению к своим женщинам. Когда И.И.Панаев вложил деньги в «Современник», он никак не оформил это, но после его смерти Некрасов выплатил все деньги Панаевой. Также он помогал материально и Лефрен, и по завещанию оставил ей деньги. Говорят, что в пору начинавшегося романа с Зиной, Некрасов ездил в Париж к Селине Лефрен и жил там 3-4 недели, искренне прося ее о возвращении. Также практически одновременно он писал друзьям о тоске по Панаевой. Как бы то ни было, романов у Некрасова было много, но достойной его наследия и хорошо известной всем, кто любит поэта, «женщиной Некрасова», оказалась вовсе не законная его супруга, а Авдотья Яковлевна Панаева.

P.S. Жаль , не могу указать, на каком фоте какая из собак Некрасова...

Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821 г. в Подольской губернии (Украина), где в это время его отец находился на постое. Мать поэта была полька Елена Закревская. Впоследствии он создал чуть ли не религиозный культ ее памяти, но та поэтическая и романтическая биография, которой он ее наделил, была почти целиком плодом воображения, а его сыновние чувства при ее жизни не выходили за пределы обычного. Вскоре после рождения сына отец вышел в отставку и поселился в своем маленьком имении в Ярославской губернии. Он был неотесанный и невежественный помещик – охотник, мелкий тиран, грубиян и самодур. С ранних лет Некрасов терпеть не мог отчий дом. Это сделало его деклассированным, хотя он и сохранил до самой смерти многие черты помещика средней руки, в частности, любовь к охоте и крупной карточной игре.

Портрет Николая Алексеевича Некрасова. Художник Н. Ге, 1872

В семнадцать лет он против воли отца покинул родной дом и уехал в Петербург, где записался экстерном в университет, но из-за отсутствия денег вскоре вынужден был прекратить занятия. Не получая поддержки из дома, он превратился в пролетария и несколько лет прожил впроголодь. В 1840 г. он опубликовал первый сборник стихов, в котором ничто не предвещало его будущего величья. Белинский подверг эти стихи суровой критике. Тогда Некрасов взялся за поденную – литературную и театральную – работу, брался и за издательские предприятия и проявил себя смышленым дельцом.

К 1845 году он встал на ноги и фактически был главным издателем молодой литературной школы. Несколько литературных альманахов, им изданных, имели значительный коммерческий успех. В числе их был знаменитый Петербургский сборник , впервые напечатавший Бедных людей Достоевского , а также несколько зрелых стихотворений самого Некрасова. Он стал близким другом Белинского, который восхищался его новыми стихами не меньше, чем возмущался сборником 1840 г. После смерти Белинского Некрасов создал настоящий культ его, подобный тому, который он создал своей матери.

В 1846 г. Некрасов приобрел у Плетнева бывший пушкинский Современник , и из захиревшей реликвии, которой сделалось это издание в руках остатков прежних литераторов-«аристократов», оно превратилось в замечательно выгодное дело и самый живой литературный журнал в России. Современник выдержал трудные времена николаевской реакции и в 1856 г. стал главным органом крайне левых. Он был запрещен в 1866 г. после первого покушения на Александра II . Но через два года Некрасов вместе с Салтыковым-Щедриным перекупил Отечественные Записки и таким образом оставался редактором и издателем главного радикального журнала до самой своей смерти. Некрасов был гениальным редактором: способность его заполучить самую лучшую литературу и самых лучших людей, писавших на злобу дня, граничила с чудом. Но как издатель это был предприниматель – неразборчивый в средствах, жесткий и жадный. Как все тогдашние предприниматели, он не доплачивал своим сотрудникам, пользуясь их бескорыстием. Его личная жизнь тоже не отвечала требованиям радикального пуританства. Он постоянно крупно играл в карты. Тратил много денег на свой стол и своих любовниц. Был не чужд снобизма и любил общество людей вышестоящих. Все это, по мнению многих современников, не гармонировало с «гуманным» и демократическим характером его поэзии. Но особенно восстановило всех против него его трусливое поведение накануне закрытия Современника , когда для спасения себя и своего журнала он сочинил и прочел публично стихотворение, прославлявшее графа Муравьева , самого твёрдого и решительного «реакционера».

Лирика Некрасова. Видеоурок

Биография Николая Алексеевича Некрасова

Талантливый русский писатель Некрасов Николай Алексеевич родился 28 ноября 1821 г. в небольшом городке Немирово Подольской губернии в многодетной семье обедневшего дворянина Алексея Сергеевича Некрасова. Отец был поручиком егерского полка в Немирове. Мать - Александра Андреевна Закревская, полюбившая его против воли своих зажиточных родителей. Брак состоялся без их благословения. Но наперекор ожиданиям жены Некрасова, семейная жизнь супругов была несчастливой. Отец поэта отличался своей деспотичностью по отношению к своей жене и тринадцати детям. Имел много пагубных пристрастий, которые привели к обеднению семьи и нужде переехать в деревню Грешнева, родовое имение отца, в 1824 г., где и проходило несчастливое детство будущего прозаика и публициста.

В десятилетнем возрасте Николай Алексеевич поступил в Ярославскую гимназию. В это период он только начинал писать свои первые произведения. Однако из-за низкой успеваемости, конфликтов с руководством гимназии, которому не нравились сатирические стихи поэта, а также из-за желания отца отдать сына в военное училище мальчик проучился всего пять лет.

По воле отца в 1838 г. Некрасов приезжает в Петербург для вступления в местный полк. Но под влиянием своего товарища по гимназии Глушицким, он идет против воли отца и подает документы на поступление в Петербургский университет. Однако из-за постоянных поисков источников заработка, Некрасов не сдает успешно вступительные экзамены. В результате он стал посещать занятия на филологическом факультете, где проучился с 1839 по 1841 г.г.

Все это время Некрасов был в поисках хоть какого-то заработка, поскольку его отец перестал выделять ему денежные средства. Начинающий поэт брался за написание мало оплачиваемых сказок в стихах, статьей для различных изданий.

В начале 40-х г. Некрасову удается писать небольшие заметки в театральный журнал "Пантеон…", стать сотрудником журнала "Отечественных Записок".

В 1843 г. Некрасов сблизился с Белинским, который высоко оценил его творчество и поспособствовал раскрытию его таланта.

В 1845-1846 годах Некрасов издает два альманаха "Петербургский сборник" и "Физиология Петербурга".

В 1847 г. благодаря дару писать превосходные произведения Некрасову удается стать редактором и издателем журнала "Современник". Будучи талантливым организатором, он сумел привлечь в журнал таких литераторов как Герцена, Тургенева , Белинского, Гончарова и др.

В это время творчество Некрасова пропитано состраданием к простому народу, большинство его произведений посвящено тяжелой трудовой жизни людей: "Крестьянские дети" , "Железная дорога" , "Мороз, Красный нос", "Поэт и гражданин" , "Коробейники" , "Размышления у парадного подъезда" и др. Анализируя творчество писателя, можно прийти к выводу, что Некрасов в своих стихах затрагивал остросоциальные проблемы. Также, значительное место в своих произведениях поэт отвел роли женщины, ее нелегкой доле.

После закрытия "Современника" в 1866 г., Некрасову удается арендовать у Краевского "Отечественные Записки", заняв не менее высокую ступень чем "Современник".

Умер поэт 8 января 1878 в Петербурге, не преодолев многолетнюю тяжелую болезнь. Свидетельством великой утраты такого талантливого человека был манифест из нескольких тысяч человек, пришедших попрощаться с Некрасовым.

Кроме биографии Некрасова, ознакомьтесь также с другими материалами:

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

НЕКРАСОВ Николай Алексеевич(28 ноября(10 декабря) 1821, местечко Немирове(по другой версии с. Синьки) Подольской губ. — 27 декабря 1877(8 января 1878), С.-Петербург, похоронен на Новодевичьем кладбище) — поэт, писатель, редактор-издатель журналов« Современник»(1847−1866) и «Отечественные записки»(с 1868).

11 апреля — цензурное разрешение на второй выпуск« красных книжек» со стихотворениями Некрасова.

Около 10 мая — Некрасов уехал в Карабиху; в приведённой в порядок усадьбе поэт принимал множество гостей, охотился; написаны« Мороз Красный нос», «Орина, мать солдатская», задумана поэма« Кому на Руси жить хорошо».

Конец сентября — возвращение в Петербург.

8 октября — Некрасов присутствовал на похоронах Н. Г. Помяловского, молодого писателя, умершего 5 октября.

19 января — умер А. В. Дружинин; в «Современнике» Некрасов почтил память приятеля и коллеги задушевным некрологом, присутствовал на его похоронах.

20 февраля — восторженный отзыв на поэму« Мороз Красный нос» в письме к Некрасову М. С. Волконского, сына декабриста.

4 мая — Н. Г. Чернышевскому объявлен приговор Сената — ссылка в каторжные работы на семь лет.

20-е числа мая — август — Некрасов на лечении за границей.

Начало сентября — конец октября — Некрасов в Карабихе; работа над первой частью поэмы« Кому на Руси жить хорошо».

Осень — написана поэма« Железная дорога».

Зима — работа над второй частью сатирического цикла« О погоде».

20 февраля — А. Я. Панаева за 14 тысяч рублей уступила Некрасову свои права на издание журнала« Современник».

7 апреля — Некрасов отказался стать компаньоном Ф. М. Достоевского по изданию его журнала почвеннической ориентации« Эпоха».

Середина мая — 30 августа — Некрасов в Карабихе: работа над первой частью поэмы« Кому на Руси жить хорошо».

Ноябрь — в «Современнике» помещена поэма Н. А. Некрасова «Железная дорога».

Середина декабря — Некрасов обратился в Главное управление по делам печати с прошением о возвращении« Современника» к условиям предварительной цензуры.

Декабрь — Некрасов известил Главное управление по делам печати о своем желании прекратить издание журнала с 1867 года и просил гарантировать ему возможность продолжения издания« Современника» в течение ближайшего года« единственно с хозяйственной» целью — дать ему срок для погашения долгов журнала, вызванных смертью И. И. Панаева, Н. А. Добролюбова, арестом Н. Г. Чернышевского и неисполненными обязательствами ряда авторов, взявших плату за работу вперед.

Февраль — в «Современнике» напечатана сатира Некрасова« Балет»; Некрасов возобновил знакомство с В. П. Боткиным, рассчитывая на его материальную помощь в случае закрытия правительством журнала.

4 марта — Некрасов получает по почте анонимное стихотворение« Не может быть!»(автор — знакомая Некрасову начинающая поэтесса О.П. Мартынова); вопреки ходившим в обществе слухам об идейном отступничестве поэта стихотворение выражает веру в его нравственное достоинство.

Март — в «Современнике» публикуется единый сатирический цикл« Песни о свободном слове».

4 апреля — радикально настроенный студент Д. В. Каракозов стрелял в императора Александра II; государя« спас», якобы толкнув злоумышленника под руку, костромской мещанин О. И. Комиссаров.

5 апреля — Некрасов нанёс визиты ряду своих великосветских знакомых, чтобы посоветоваться о способах спасения журнала в обстановке предстоящих репрессий.

6 апреля — на заседании Литературного фонда Некрасов подписал верноподданнический адрес императору Александру II.

9 апреля — в Петербурге на обеде в Английском клубе в честь О. И. Комиссарова Некрасов произнес« приветственные» стихи спасителю государя.

16 апреля — после обеда в Английском клубе в честь графа М. Н. Муравьева, назначенного главой Следственной комиссии по делу о покушении на жизнь государя императора, Некрасов по рекомендации старшины Английского клуба Г. А. Строганова прочёл« душителю польского восстания» 12 двусмысленно-панегирических строк. К перемене решения о судьбе журнала это не приводит, по возвращении поэт пишет стихотворение« Ликует враг…»

27 апреля — арестован Г. 3. Елисеев, публицист журнала« Современник». На следующий день Некрасов навестил семью Елисеева, чтобы узнать о судьбе сотрудника, и попал на жандармский обыск; лишь случайно не был арестован сам.

13 июня — Некрасов договорился с издателем Н. В. Гербелем об удовлетворении подписчиков« Современника» четырьмя томами Полного собрания драматических произведений В. Шекспира.

15 — 20 июня — Некрасов вновь отбыл в Карабиху, где работал над сценами из лирической комедии« Медвежья охота», обращающейся к характерам и нравственному наследию« людей сороковых годов».

30 октября — вдова П. А. Плетнева подала прошение об оставлении за её семьёй прав собственности на журнал« Современник»; в просьбе отказано.

Начало ноября — возвращение в Петербург и обещание ведущим сотрудникам посильной компенсации в связи с потерей ими работы.

28 ноября — Некрасов поддержал в Литературном фонде просьбу матери И. И. Панаева о назначении ей пенсии.

20 декабря — присутствие на суде над книгой А. С. Суворина «Всякие. Очерки современной жизни», приговоренной к сожжению.

Зима — Некрасов сблизился с членом Главного управления по делам печати В. М. Лазаревским, вместе с ним арендовал охотничью дачу в Чудовской Луке.

Март — работа над циклом« Стихи, посвященные русским детям»; отъезд за границу.

Апрель — май — Некрасов в Париже и во Флоренции: переработаны сцены лирической комедии« Медвежья охота».

Июнь — возвращение в Россию.

Июль — переговоры с Д. И. Писаревым о сотрудничестве.

Июль — сентябрь — Некрасов отклонил предложение А. А. Краевского возглавить в его журнале« Отечественные записки» отдел беллетристики, переговоры с А. А. Краевским об аренде журнала.

8 декабря — подписание договора об аренде журнала« Отечественные записки» с признанием Некрасова« гласно ответственным редактором» издания.

Январь — секретарём в новую редакцию« Отечественных записок» приглашён писатель В. А. Слепцов.

7 апреля — И. А. Арсеньев печатно заявил, что в новых« Отечественных записках» возродился запрещенный« Современник».

9 апреля — А. А. Краевский обратился в Главное управление по делам печати с просьбой о передаче ответственного редакторства по журналу« Отечественные записки» Н. А. Некрасову, прошение отклонено.

Июнь — М. Е. Салтыков вышел в отставку, приехал в Петербург и возглавил отдел беллетристики в «Отечественных записках».

Ноябрь — декабрь — выходит в свет 5-е издание стихотворений Н. А. Некрасова.

Вторая половина года — привлечение к сотрудничеству в «Отечественных записках» молодого критика Н. К. Михайловского.

Январь — февраль — публикация в «Отечественных записках» первых глав поэмы Некрасова« Кому на Руси жить хорошо».

Март — появление в печати брошюры М. А. Антоновича и Ю. Г. Жуковского «Материалы для характеристики современной русской литературы», представляющей политический донос на Некрасова и нравственное шельмование его как человека, журналиста и поэта.

Середина апреля — отъезд Некрасова в Париж.

Начало мая — заказ статей политэмигранту В. А. Зайцеву для« Отечественных записок».

Май — август — Некрасов переехал из Парижа в Интерлакен, затем в Соден, Киссинген, Дьепп; укрепляющее действие морских ванн.

1 октября — Некрасов отклонил предложение В. С. Курочкина войти компаньоном в затеваемый им новый журнал.

Зима — сближение Некрасова с Ф. А. Викторовой (Зинаидой Николаевной)

Февраль — арест второго номера« Отечественных записок» за помещение статьи В. А. Зайцева о Ф. Лассале.

12 марта — конфликт с В. М. Лазаревским из-за присылки на его адрес нелегальной почты из Брюсселя.

Около 10 августа — Некрасов вернулся в Петербург и на следующий день отправился в Чудово, где пробыл неделю.

Октябрь — ряд статей и сатира Некрасова« Недавнее время», опубликованные в «Отечественных записках», вызвали резкую реакцию в цензурном ведомстве.

Апрель — Некрасов долго« готовил» поэму« Княгиня Трубецкая» к прохождению через цензуру.

Весна — чтение М. С. Волконским Некрасову« Записок» своей матери М. Н. Волконской.

Начало сентября — Некрасов на охоте в Чудове.

24 октября — Некрасов дал согласие на попечительство Карабихского училища; вносит 100 рублей на постройку нового здания Абакумцевской школы.

Некрасов на охоте. Худ. А. Пластов

Январь — Некрасов обдумывает план большой поэмы из 10 глав о декабристах, весной встречался с декабристом М. А. Назимовым.

30 марта — между Некрасовым и А. А. Краевским заключен нотариальный акт на издание« Отечественных записок» в течение 10 лет с 1 января1874 года.

Июль — написаны главы поэмы« Кому на Руси жить хорошо» — «Дёмушка»(в Висбадене), «Бабья притча»(в Дьеппе).

Середина августа — возвращение из-за границы в Петербург, на несколько дней уезжал на охоту в Чудово.

19 декабря — собрание литераторов по поводу выпуска литературного сборника« Складчина» в пользу голодающих Самарской губернии.

1 января — соглашение с А. А. Краевским о тройственном редакторстве« Отечественных записок»: Н. А. Некрасов — отдел поэзии, М. Е. Салтыков — отдел беллетристики, Г. 3. Елисеев — отдел публицистики и наук.

Февраль — вышли в свет« Стихотворения Н. Некрасова. Часть седьмая».

15 марта — заключение договора между редакторами« Отечественных записок» о распределении обязанностей и о размерах вознаграждения.

Апрель — Некрасов просил у Ф. М. Достоевского его роман« Подросток» для« Отечественных записок»; едва не арестован четвертый номер журнала.

21 мая — решение об издании литературного сборника к 15-летию Литературного фонда — частью на авансированные Некрасовым средства.

Июнь — август — Некрасов с Зиной уехали в Чудовскую Луку под Новгородом. Работа над поэмой« Уныние»; написан цикл« Ночлеги», поэма« Горе старого Наума».

14 сентября — В. М. Лазаревский уступил свою часть дачи в Чудове Н. А. Некрасову, их отношения прервались.

Зима — заметно ухудшилось физическое состояние Некрасова, усилились его душевные переживания.

Апрель — Некрасов пожертвовал в Литературный фонд 800 рублей.

Начало мая — Некрасов охотился в Чудове; работа над 2-й частью поэмы« Современники».

20 мая — Некрасов предлагает включить в юбилейный сборник Литературного фонда материалы об истории его основания и деятельности, биографии умерших членов фонда.

Конец мая — начало июня — Некрасов с Зиной и ее племянницей Наташей уехали к брату Фёдору Алексеевичу в Карабиху.

Осень — знакомство с молодым публицистом С. Н. Кривенко (впоследствии написал воспоминания о Некрасове).

Январь — февраль — выход из печати благотворительного литературного сборника« Братская помощь пострадавшим семействам Боснии и Герцеговины», куда Некрасов отдал свое стихотворение« Страшный год…»

11−15 марта — отказ от личного участия в обсуждении вопроса о пособии А. Я. Панаевой в Литературном фонде.

15 марта — сообщение Некрасова А. Н. Пыпину о распоряжении, сделанном им сестре по поводу выдачи части денег от издания сочинений поэта для Н. Г. Чернышевского.

Март, апрель, июнь — публикация в «Новом времени» А. С. Суворина «неудобных» в личном или цензурном смысле стихов Некрасова.

20 апреля — Некрасов безуспешно пытался отстоять в Главном управлении по делам печати роман А. М. Скабичевского «Было — отжило», назначенный в № 4 «Отечественных записок».

Лето — ухудшение здоровья Некрасова, постоянные острые боли; поездки в Гатчину к лейб-медику С. П. Боткину, отъезд вслед за С. П. Боткиным, сопровождавшим императрицу, в Ялту.

Сентябрь — октябрь — Некрасов в Ялте; работает над главой« Пир на весь мир» поэмы« Кому на Руси жить хорошо».

Ноябрь — цензурное запрещение« Пира на весь мир», попытки спасти поэму; сбор подписей под адресом Некрасову петербургских и харьковских студентов.

Декабрь — лечащими врачами Некрасова созван консилиум.

Н.А. Некрасов. Худ. И.Н. Крамской

10 января — председатель петербургского цензурного комитета А. Г. Петров уговаривает Некрасова не печатать« Пир на весь мир».

Начало февраля — Некрасова посетила депутация студентов Петербурга и Харькова.

Середина февраля — в петербургском клубе художников сыщиком украден Адрес Н. А. Некрасову; клуб закрыт.

Февраль — усиленная работа над поэмой« Мать»; диктовка сестре и брату воспоминаний.

Конец февраля — Некрасов послал стихотворение« Смолкли честные, доблестно павшие…» для передачи П. А. Алексееву, лидеру подпольной группы, осуждённой в «процессе пятидесяти».

3 марта — в присутствии А. Н. Пыпина и докторов Белоголового и Богдановского Некрасов прочитал стихотворение« Баюшки-баю»; отказ от дальнейших попыток творчества.

12 апреля — Некрасов прооперирован венским хирургом Билльротом, улучшение самочувствия, возможность вставать и ходить.

Конец мая — Некрасова посетил Тургенев; поэт не мог говорить, жестом простился с прежним другом.

15 ноября — поэта вновь посетил Ф. М. Достоевский, заставший Некрасова и М. Е. Салтыкова совещающимися о декабрьском номере« Отечественных записок».

Ноябрь — написано стихотворение« Осень» о поездах, идущих с балканского фронта.

Конец ноября — начало декабря — написано несколько последних стихотворений.