Основная характеристика марковской цепи называется матрицей. Цепь Маркова – это просто: подробно разбираем принцип

Марковский случайный процесс с дискретными состояниями и дискретным временем называют марковской цепью . Для такого процесса моменты t 1 , t 2 , когда система S может менять свое состояние, рассматривают как последовательные шаги процесса, а в качестве аргумента, от которого зависит процесс, выступает не время t , а номер шага 1, 2, k , Случайный процесс в этом случае характеризуется последовательностью состояний S(0) , S(1) , S(2) , S(k) , где S(0) - начальное состояние системы (перед первым шагом); S(1) - состояние системы после первого шага; S(k) - состояние системы после k -го шага...

Событие {S(k) = S i }, состоящее в том, что сразу после k -го шага система находится в состоянии S i (i = 1, 2,), является случайным событием. Последовательность состояний S(0) , S(1) , S(k) , можно рассматривать как последовательность случайных событий. Такая случайная последовательность событий называется марковской цепью , если для каждого шага вероятность перехода из любого состояния S i в любое S j не зависит от того, когда и как система пришла в состояние S i . Начальное состояние S(0) может быть заданным заранее или случайным.

Вероятностями состояний цепи Маркова называются вероятности P i (k) того, что после k -го шага (и до (k + 1)-го) система S будет находиться в состоянии S i (i = 1, 2, n ). Очевидно, для любою k .

Начальным распределением вероятностей Марковской цепи называется распределение вероятностей состояний в начале процесса:

P 1 (0), P 2 (0), P i (0), P n (0).

В частном случае, если начальное состояние системы S в точности известно S(0) = S i , то начальная вероятность Р i (0) = 1, а все остальные равны нулю.

Вероятностью перехода (переходной вероятностью) на k -м шаге из состояния S i в состояние S j называется условная вероятность того, что система S после k -го шага окажется в состоянии S j при условии, что непосредственно перед этим (после k - 1 шага) она находилась в состоянии S i .

Поскольку система может пребывать в одном из n состояний, то для каждого момента времени t необходимо задать n 2 вероятностей перехода P ij , которые удобно представить в виде следующей матрицы:

где Р ij - вероятность перехода за один шаг из состояния S i в состояние S j ;

Р ii - вероятность задержки системы в состоянии S i .

Такая матрица называется переходной или матрицей переходных вероятностей.

Если переходные вероятности не зависят от номера шага (от времени), а зависят только от того, из какого состояния в какое осуществляется переход, то соответствующая цепь маркова называется однородной .

Переходные вероятности однородной Марковской цепи Р ij образуют квадратную матрицу размера n m .

Отметим некоторые ее особенности:


1. Каждая строка характеризует выбранное состояние системы, а ее элементы представляют собой вероятности всех возможных переходов за один шаг из выбранного (из i -го) состояния, в том числе и переход в самое себя.

2. Элементы столбцов показывают вероятности всех возможных переходов системы за один шаг в заданное (j -е) состояние (иначе говоря, строка характеризует вероятность перехода системы из состояния, столбец - в состояние).

3. Сумма вероятностей каждой строки равна единице, так как переходы образуют полную группу несовместных событий:

4. По главной диагонали матрицы переходных вероятностей стоят вероятности Р ii того, что система не выйдет из состояния S i , а останется в нем.

Если для однородной Марковской цепи заданы начальное распределение вероятностей и матрица переходных вероятностей , то вероятности состояний системы P i (k) (i, j = 1, 2, n ) определяются по рекуррентной формуле:

, (3.1)

Пример 1. Рассмотрим процесс функционирования системы - автомобиль. Пусть автомобиль (система) в течение одной смены (суток) может находиться в одном из двух состояний: исправном (S 1 ) и неисправном (S 2 ). Граф состояний системы представлен на рис. 3.2.

Рис. 3.2.Граф состояний автомобиля

В результате проведения массовых наблюдений за работой автомобиля составлена следующая матрица вероятностей перехода:

где P 11 = 0,8 - вероятность того, что автомобиль останется в исправном состоянии;

P 12 = 0,2 - вероятность перехода автомобиля из состояния «исправен» в состояние «неисправен»;

P 21 = 0,9 - вероятность перехода автомобиля из состояния «неисправен» в состояние «исправен»;

P 22 = 0,1 - вероятность того, что автомобиль останется в состоянии «неисправен».

Вектор начальных вероятностей состояний автомобиля задан , т.е. Р 1 (0) = 0 и Р 2 (0) =1.

Требуется определить вероятности состояний автомобиля через трое суток.

Используя матрицу переходных вероятностей и формулу (3.1), определим вероятности состояний P i (k) после первого шага (после первых суток):

P 1 (1) = P 1 (0)×P 11 + P 2 (0)×P 21 = 0?0,8 + 1?0,9 = 0,9;

P 2 (1) = P 1 (0)×P 12 + P 2 (0)×P 22 = 0?0,2 + 1?0,1 = 0,2.

Вероятности состояний после второго шага (после вторых суток) таковы:

P 1 (2) = P 1 (1)×P 11 + P 2 (1)×P 21 = 0,9×0,8 + 0,1×0,9 = 0,81;

= 0,9×0,2 + 0,1×0,1 = 0,19.

Вероятности состояний после третьего шага (после третьих суток) равны:

P 1 (3) = P 1 (2)×P 11 + P 2 (2)×P 21 = 0,81×0,8 + 0,19×0,9 = 0,819;

= 0,81×0,2 + 0,19×0,1 = 0,181.

Таким образом, после третьих суток автомобиль будет находиться в исправном состоянии с вероятностью 0,819 и в состоянии «неисправен» с вероятностью 0,181.

Пример 2. В процессе эксплуатации ЭВМ может рассматриваться как физическая система S , которая в результате проверки может оказаться в одном из следующих состояний: S 1 - ЭВМ полностью исправна; S 2 - ЭВМ имеет неисправности в оперативной памяти, при которых она может решать задачи; S 3 - ЭВМ имеет существенные неисправности и может решать ограниченный класс задач; S 4 - ЭВМ полностью вышла из строя.

В начальный момент времени ЭВМ полностью исправна (состояние S 1 ). Проверка ЭВМ производится в фиксированные моменты времени t 1 , t 2 , t 3 . Процесс, протекающий в системе S , может рассматриваться как однородная марковская цепь с тремя шагами (первая, вторая, третья проверки ЭВМ). Матрица переходных вероятностей имеет вид

Определить вероятности состояний ЭВМ после трех проверок.

Решение . Граф состояний имеет вид, показанный на рис. 3.3. Против каждой стрелки проставлена соответствующая вероятность перехода. Начальные вероятности состояний P 1 (0) = 1, P 2 (0) = P 3 (0) = P 4 (0) = 0.

Рис. 3.3. Граф состояний ЭВМ

По формуле (3.1), учитывая в сумме вероятностей только те состояния, из которых возможен непосредственный переход в данное состояние, находим:

P 1 (1) = P 1 (0)×P 11 = 1×0,3 = 0,3;

P 2 (1) = P 1 (0)×P 12 = 1×0,4 = 0,4;

P 3 (1) = P 1 (0)×P 13 = 1×0,1 = 0,1;

P 4 (1) = P 1 (0)×P 14 = 1×0,2 = 0,2;

P 1 (2) = P 1 (1)×P 11 = 0,3×0,3 = 0,09;

P 2 (2) = P 1 (1)×P 12 + P 2 (1)×P 22 = 0,3×0,4 + 0,4×0,2 = 0,20;

P 3 (2) = P 1 (1)×P 13 + P 2 (1)×P 23 + P 3 (1)×P 33 = 0,27;

P 4 (2) = P 1 (1)×P 14 + P 2 (1)×P 24 + P 3 (1)×P 34 + P 4 (1)×P 44 = 0,44;

P 1 (3) = P 1 (2)×P 11 = 0,09×0,3 = 0,027;

P 2 (3) = P 1 (2)×P 12 + P 2 (2)×P 22 = 0,09×0,4 + 0,20×0,2 = 0,076;

P 3 (3) = P 1 (2)×P 13 + P 2 (2)×P 23 + P 3 (2)×P 33 = 0,217;

P 4 (3) = P 1 (2)×P 14 + P 2 (2)×P 24 + P 3 (2)×P 34 + P 4 (2)×P 44 = 0,680.

Итак, вероятности состояний ЭВМ после трех проверок следующие: P 1 (3) = 0,027; P 2 (3) = 0,076; P 3 (3) = 0,217; P 4 (3) = 0,680.

Задача 1. По некоторой цели ведется стрельба четырьмя выстрелами в моменты времени t 1 , t 2 , t 3 , t 4 .

Возможные состояния системы: S 1 - цель невредима; S 2 - цель незначительно повреждена; S 3 - цель получила значительные повреждения; S 4 - цель полностью поражена. В начальный момент времени цель находится в состоянии S 1 . Определить вероятности состояний цели после четырех выстрелов если матрица переходных вероятностей имеет вид:

Голосование: 41, 23

Настоящая статья носит реферативный характер, написана на основе приведенных в конце источников, которые местами цитируются.

Введение в теорию марковских цепей

Цепью Маркова называют такую последовательность случайных событий, в которой вероятность каждого события зависит только от состояния, в котором процесс находится в текущий момент и не зависит от более ранних состояний. Конечная дискретная цепь определяется:

  1. множеством состояний S = { s 1 , …, s n }, событием является переход из одного состояния в другое в результате случайного испытания
  2. вектором начальных вероятностей (начальным распределением) p (0) = { p (0) (1),…, p (0) (n)}, определяющим вероятности p (0) (i) того, что в начальный момент времени t = 0 процесс находился в состоянии s i
  3. матрицей переходных вероятностей P = { p i j }, характеризующей вероятность перехода процесса с текущим состоянием s i в следующее состояние s j , при этом сумма вероятностей переходов из одного состояния равна 1:

∑ j =1… n p i j = 1

Пример матрицы переходных вероятностей с множеством состояний S = { S 1 , …, S 5 }, вектором начальных вероятностей p (0) = {1, 0, 0, 0, 0}:

С помощью вектора начальных вероятностей и матрицы переходов можно вычислить стохастический вектор p (n) — вектор, составленный из вероятностей p (n) (i) того, что процесс окажется в состоянии i в момент времени n . Получить p (n) можно с помощью формулы:

P (n) = p (0) × P n

Векторы p (n) при росте n в некоторых случаях стабилизируются — сходятся к некоторому вероятностному вектору ρ , который можно назвать стационарным распределением цепи. Стационарность проявляется в том, что взяв p (0) = ρ, мы получим p (n) = ρ для любого n .
Простейший критерий, который гарантирует сходимость к стационарному распределению, выглядит следующим образом: если все элементы матрицы переходных вероятностей P положительны, то при n , стремящемуся к бесконечности, вектор p (n) стремится к вектору ρ , являющемуся единственным решением системы вида
p × P = p .
Также можно показать, что если при каком-нибудь положительном значении n все элементы матрицы P n положительны, тогда вектор p (n) все-равно будет стабилизироваться.
Доказательство этих утверждений есть в в подробном виде.

Марковская цепь изображается в виде графа переходов, вершины которого соответствуют состояниям цепи, а дуги — переходам между ними. Вес дуги (i , j), связывающей вершины s i и s j будет равен вероятности p i (j) перехода из первого состояния во второе. Граф, соответствующий матрице, изображенной выше:


Классификация состояний марковских цепей

При рассмотрении цепей Маркова нас может интересовать поведение системы на коротком отрезке времени. В таком случае абсолютные вероятности вычисляются с помощью формул из предыдущего раздела. Однако более важно изучить поведение системы на большом интервале времени, когда число переходов стремится к бесконечности. Далее вводятся определения состояний марковских цепей, которые необходимы для изучения поведения системы в долгосрочной перспективе.
Марковские цепи классифицируются в зависимости от возможности перехода из одних состояний в другие.
Группы состояний марковской цепи (подмножества вершин графа переходов), которым соответствуют тупиковые вершины диаграммы порядка графа переходов, называются эргодическими классами цепи. Если рассмотреть граф, изображенный выше, то видно, что в нем 1 эргодический класс M 1 = { S 5 }, достижимый из компоненты сильной связности, соответствующей подмножеству вершин M 2 = { S 1 , S 2 , S 3 , S 4 }. Состояния, которые находятся в эргодических классах, называются существенными, а остальные — несущественными (хотя такие названия плохо согласуются со здравым смыслом). Поглощающее состояние s i является частным случаем эргодического класса. Тогда попав в такое состояние, процесс прекратится. Для S i будет верно p ii = 1, т.е. в графе переходов из него будет исходить только одно ребро — петля.

Поглощающие марковские цепи используются в качестве временных моделей программ и вычислительных процессов. При моделировании программы состояния цепи отождествляются с блоками программы, а матрица переходных вероятностей определяет порядок переходов между блоками, зависящий от структуры программы и распределения исходных данных, значения которых влияют на развитие вычислительного процесса. В результате представления программы поглощающей цепью удается вычислить число обращений к блокам программы и время выполнения программы, оцениваемое средними значениями, дисперсиями и при необходимости — распределениями. Используя в дальнейшем эту статистику, можно оптимизировать код программы — применять низкоуровневые методы для ускорения критических частей программы. Подобный метод называется профилированием кода.

Например, в алгоритме Дейкстры присутствуют следующие состояния цепи:

  • vertex (v), извлечение новой вершины из очереди с приоритетами, переход только в состояние b ;
  • begin (b), начало цикла перебора исходящих дуг для процедуры ослабления;
  • analysis (a), анализ следующей дуги, возможен переход к a , d , или e ;
  • decrease (d), уменьшение оценки для некоторой вершины графа, переход к a ;
  • end (e), завершение работы цикла, переход к следующей вершине.

Остается задать вероятности переходом между вершинами, и можно изучать продолжительности переходов между вершинами, вероятности попадания в различные состояния и другие средние характеристики процесса.

Аналогично, вычислительный процесс, который сводится к обращениям за ресурсами системы в порядке, определяемом программой, можно представить поглощающей марковской цепью, состояния которой соответствуют использованию ресурсов системы – процессора, памяти и периферийных устройств, переходные вероятности отображают порядок обращения к различным ресурсам. Благодаря этому вычислительный процесс представляется в форме, удобной для анализа его характеристик.

Цепь Маркова называется неприводимой, если любое состояние S j может быть достигнуто из любого другого состояния S i за конечное число переходов. В этом случае все состояния цепи называются сообщающимися, а граф переходов является компонентой сильной связности. Процесс, порождаемый эргодической цепью, начавшись в некотором состоянии, никогда не завершается, а последовательно переходит из одного состояния в другое, попадая в различные состояния с разной частотой, зависящей от переходных вероятностей. Поэтому основная характеристика эргодической цепи –
вероятности пребывания процесса в состояниях S j , j = 1,…, n , доля времени, которую процесс проводит в каждом из состояний. Неприводимые цепи используются в качестве моделей надежности систем. Действительно, при отказе ресурса, который процесс использует очень часто, работоспособность всей системы окажется под угрозой. В таком случае дублирование такого критического ресурса может помочь избежать отказов. При этом состояния системы, различающиеся составом исправного и отказавшего оборудования, трактуются как состояния цепи, переходы между которыми связаны с отказами и восстановлением устройств и изменением связей между ними, проводимой для сохранения работоспособности системы. Оценки характеристик неприводимой цепи дают представление о надежности поведения системы в целом. Также такие цепи могут быть моделями взаимодействия устройств с задачами, поступающими на обработку.

Примеры использования

Система обслуживания с отказами

Сервер, состоит из нескольких блоков, например модемов или сетевых карт, к которым поступают запросы от пользователей на обслуживание. Если все блоки заняты, то запрос теряется. Если один из блоков принимает запрос, то он становится занятым до конца его обработки. В качестве состояний возьмем количество незанятых блоков. Время будет дискретно. Обозначим за α вероятность поступления запроса. Также мы считаем, что время обслуживания также является случайным и состоящим из независимых продолжений, т.е. запрос с вероятностью β обслуживается за один шаг, а с вероятностью (1 - β) обслуживается после этого шага как новый запрос. Это дает вероятность (1 - β) β для обслуживания за два шага, (1 - β) 2 β для обслуживания за три шага и т.д. Рассмотрим пример с 4 устройствами, работающими параллельно. Составим матрицу переходных вероятностей для выбранных состояний:

1 - α α 0 0 0
β 1 - α - β α 0 0
0 2 β 1 - α - 2 β α 0
0 0 3 β 1 - α - 3 β α
0 0 0 1 - 4 β

Можно заметить, что она имеет единственный эргодический класс, и, следовательно, система p × P = p в классе вероятностных векторов имеет единственное решение. Выпишем уравнения системы, позволяющей находить это решение:

P 0 (1 - α) + p 1 β = p 0 ,
p 0 α + p 1 (1 - α - β) + p 2 2 β = p 1 ,
p 1 α + p 2 (1 - α - 2 β) + p 3 3 β = p 2 ,
p 2 α + p 3 (1 - α - 3 β) + p 4 4 β = p 3 ,
p 3 α + p 4 (1 - 4 β) = p 4 .

Отсюда получаем (при γ = α / β):

P 1 = γ p 0 ,
p 2 = γ 2 p 0 /2,
p 3 = γ 3 p 0 /3,
p 4 = γ 4 p 0 /4,

из условия нормировки следует:

P 0 = С = (1 + γ + γ 2 /2 + γ 3 /3 + γ 4 /4) -1 .

Теперь известен набор вероятностей π i того, что в стационарном режиме в системе будет занято i блоков. Тогда долю времени p 4 = С γ 4 /4 в системе заняты все блоки, система не отвечает на запросы. Полученные результаты распространяются на любое число блоков. Теперь можно воспользоваться ими: можно сопоставить затраты на дополнительные устройства и уменьшение времени полной занятости системы.
Подробнее можно ознакомиться с этим примером в .

Процессы принятия решений с конечным и бесконечным числом этапов

Рассмотрим процесс, в котором есть несколько матриц переходных вероятностей. Для каждого момента времени выбор той или иной матрицы зависит от принятого нами решения. Понять вышесказанное можно на следующем примере. Садовник в результате анализа почвы оценивает ее состояние одним из трех чисел: (1) - хорошее, (2) - удовлетворительное или (3) - плохое. При этом садовник заметил, что продуктивность почвы в текущем году зависит только от ее состояния в предыдущем году. Поэтому вероятности перехода почвы без внешних воздействий из одного состояния в другое можно представить следующей цепью Маркова с матрицей P1:

Теперь можно сопоставить каждому переходу из одного состояния в другое некоторую функцию дохода, которая определяется как прибыль или убыток за одногодичный период. Садовник может выбирать использовать или не использовать удобрения, именно от этого будет зависеть его конечный доход или убыток. Введем матрицы R1 и R2, определяющие функции дохода в зависимости от затрат на удобрения и качества почвы:

R1
7.00 6.00 3.00
0.00 5.00 1.00
0.00 0.00 -1.00

R2
6.00 5.00 -1.00
7.00 4.00 0.00
6.00 3.00 -2.00

Наконец перед садовником стоит задача, какую стратегию нужно выбрать для максимизации среднего ожидаемого дохода. Может рассматриваться два типа задач: с конечным и бесконечным количеством этапов. В данном случае когда-нибудь деятельность садовника обязательно закончится. Кроме того, визуализаторы решают задачу принятия решений для конечного числа этапов. Пусть садовник намеревается прекратить свое занятие через N лет. Наша задача теперь состоит в том, чтобы определить оптимальную стратегию поведения садовника, то есть стратегию, при которой его доход будет максимальным. Конечность числа этапов в нашей задаче проявляется в том, что садовнику не важно, что будет с его сельскохозяйственным угодьем на N +1 год (ему важны все года до N включительно). Теперь видно, что в этом случае задача поиска стратегии превращается в задачу динамического программирования. Если через f n (i) обозначить максимальный средний ожидаемый доход, который можно получить за этапы от n до N включительно, начиная из состояния с номером i , то несложно вывести рекуррентное соотношение, связывающее f n (i) с числами f n +1 (j)

F n (i) = max k {∑ j =1 m p ij k [ r ij k + f n +1 (j)]}, n = 1, 2, …, N

Здесь k - номер используемой стратегии. Это уравнение основывается на том, что суммарный доход r ij k + f n +1 (j) получается в результате перехода из состояния i на этапе n в состояние j на этапе n +1 с вероятностью p ij k .
Теперь оптимальное решение можно найти, вычисляя последовательно f n (i) в нисходящем направлении (n = N …1). При этом введение вектора начальных вероятностей в условие задачи не усложнит ее решение.
Данный пример также рассмотрен в .

Моделирование сочетаний слов в тексте

Рассмотрим текст, состоящий из слов w . Представим процесс, в котором состояниями являются слова, так что когда он находится в состоянии (S i) система переходит в состояние (s j) согласно матрице переходных вероятностей. Прежде всего, надо «обучить» систему: подать на вход достаточно большой текст для оценки переходных вероятностей. А затем можно строить траектории марковской цепи. Увеличение смысловой нагрузки текста, построенного при помощи алгоритма цепей Маркова возможно только при увеличении порядка, где состоянием является не одно слово, а множества с большей мощностью — пары (u , v), тройки (u , v , w) и т.д. Причем что в цепях первого, что пятого порядка, смысла будет еще немного. Смысл начнет появляться при увеличении размерности порядка как минимум до среднего количества слов в типовой фразе исходного текста. Но таким путем двигаться нельзя, потому, что рост смысловой нагрузки текста в цепях Маркова высоких порядков происходит значительно медленнее, чем падение уникальности текста. А текст, построенный на марковских цепях, к примеру, тридцатого порядка, все еще будет не настолько осмысленным, чтобы представлять интерес для человека, но уже достаточно схожим с оригинальным текстом, к тому же число состояний в такой цепи будет потрясающим.
Эта технология сейчас очень широко применяется (к сожалению) в Интернете для создания контента веб-страниц. Люди, желающие увеличить трафик на свой сайт и повысить его рейтинг в поисковых системах, стремятся поместить на свои страницы как можно больше ключевых слов для поиска. Но поисковики используют алгоритмы, которые умеют отличать реальный текст от бессвязного нагромождения ключевых слов. Тогда, чтобы обмануть поисковики используют тексты, созданные генератором на основе марковской цепи. Есть, конечно, и положительные примеры использования цепей Маркова для работы с текстом, их применяют при определении авторства, анализе подлинности текстов.

Цепи Маркова и лотереи

В некоторых случаях вероятностная модель используется в прогнозе номеров в различных лотереях. По-видимому, использовать цепи Маркова для моделирования последовательности различных тиражей нет смысла. То, что происходило с шариками в тираже, никак не повлияет на результаты следующего тиража, поскольку после тиража шары собирают, а в следующем тираже их укладывают в лоток лототрона в фиксированном порядке. Связь с прошедшим тиражом при этом теряется. Другое дело последовательность выпадения шаров в пределах одного тиража. В этом случае выпадение очередного шара определяется состоянием лототрона на момент выпадения предыдущего шара. Таким образом, последовательность выпадений шаров в одном тираже является цепью Маркова, и можно использовать такую модель. При анализе числовых лотерей здесь имеется большая трудность. Состояние лототрона после выпадения очередного шара определяет дальнейшие события, но проблема в том, что это состояние нам неизвестно. Все что нам известно, что выпал некоторый шар. Но при выпадении этого шара, остальные шары могут быть расположены различным образом, так что имеется группа из очень большого числа состояний, соответствующая одному и тому же наблюдаемому событию. Поэтому мы можем построить лишь матрицу вероятностей переходов между такими группами состояний. Эти вероятности являются усреднением вероятностей переходов между различными отдельными состояниями, что конечно, снижает эффективность применения модели марковской цепи к числовым лотереям.
Аналогично этому случаю, такая модель нейронной сети может быть использована для предсказания погоды, котировок валют и в связи с другими системами, где есть исторические данные, и в будущем может быть использована вновь поступающая информация. Хорошим применением в данном случае, когда известны только проявления системы, но не внутренние (скрытые) состояния, могут быть применены скрытые марковские модели, которые подробно рассмотрены в Викиучебнике (скрытые марковские модели).

Литература

  1. Романовский И.В. Дискретный анализ: Учебное пособие для студентов, 3-е изд. - СПб: Невский Диалект; БХВ Петербург, 2003.
  2. Таха, Хэмди А. Введение в исследование операций, 6-е изд. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2001.
  3. Вернер М. Основы кодирования. Учебник для ВУЗов. — М.: Техносфера, 2004.
  4. Беляев А., Гаврилов М., Масальских А., Медвинский М. Марковские процессы , 2004.

Визуализаторы

  1. Алексеев В. Марковские процессы принятия решений , 2002.
  2. Беляев А. Марковские цепи , 2002.

Цепи Маркова

Введение

§ 1. Цепь Маркова

§ 2. Однородная цепь Маркова. Переходные вероятности. Матрица перехода

§3. Равенство Маркова

§4. Стационарное распределение. Теорема о предельных вероятностях

§5. Доказательство теоремы о предельных вероятностях в цепи Маркова

§6. Области применения цепей Маркова

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Тема нашей курсовой работы цепи Маркова. Цепи Маркова названы так в честь выдающегося русского математика, Андрея Андреевича Маркова, который много занимался случайными процессами и внес большой вклад в развитие этой области. В последнее время можно услышать о применении цепей Маркова в самых разных областях: современных веб-технологиях, при анализе литературных текстов или даже при разработке тактики игры футбольной команды. У тех, кто не знает что такое цепи Маркова, может возникнуть ощущение, что это что-то очень сложное и почти недоступное для понимания.

Нет, все как раз наоборот. Цепь Маркова это один из самых простых случаев последовательности случайных событий. Но, несмотря на свою простоту, она часто может быть полезной даже при описании довольно сложных явлений. Цепью Маркова называют такую последовательность случайных событий, в которой вероятность каждого события зависит только от предыдущего, но не зависит от более ранних событий.

Прежде чем углубиться, нужно рассмотреть несколько вспомогательных вопросов, которые общеизвестны, но совершенно необходимы для дальнейшего изложения.

Задача моей курсовой работы – более подробно изучить приложения цепей Маркова, постановку задачи и проблемы Маркова.

§1. Цепь Маркова

Представим, что производится последовательность испытаний.

Определение. Цепью Маркова называют последовательность испытаний, в каждом из которых появляется одно и только одно из

несовместных событий полной группы, причем условная вероятность того, что в -м испытании наступит событие , при условии, что в -м испытании наступило событие , не зависит от результатов предшествующих испытаний.

Например, если последовательность испытаний образует цепь Маркова и полная группа состоит из четырех несовместных событий

, причем известно, что в шестом испытании появилось событие , то условная вероятность того, что в седьмом испытании наступит событие , не зависит от того, какие события появились в первом, втором, …, пятом испытаниях.

Заметим, что независимые испытания являются частным случаем цепи Маркова. Действительно, если испытания независимы, то появление некоторого определенного события в любом испытании не зависит от результатов ранее произведенных испытаний. Отсюда следует, что понятие цепи Маркова является обобщением понятия независимых испытаний.

Часто при изложении теории цепей Маркова придерживаются иной терминология и говорят о некоторой физической системе

, которая в каждый момент времени находится в одном из состояний: , и меняет свое состояние только в отдельные моменты времени то есть система переходит из одного состояния в другое (например из в ). Для цепей Маркова вероятность перейти в какое-либо состояние в момент зависит только от того, в каком состоянии система находилась в момент , и не изменяется от того, что становятся известными ее состояния в более ранние моменты. Так же в частности, после испытания система может остаться в том же состоянии («перейти» из состояния в состояние ).

Для иллюстрации рассмотрим пример.

Пример 1. Представим, что частица, находящаяся на прямой, движется по этой прямой под влиянием случайных толчков, происходящих в моменты

. Частица может находиться в точках с целочисленными координатами: ; в точках и находятся отражающие стенки. Каждый толчок перемещает частицу вправо с вероятностью и влево с вероятностью , если только частица не находится у стенки. Если же частица находится у стенки, то любой толчок переводит ее на единицу внутрь промежутка между стенками. Здесь мы видим, что этот пример блуждания частицы представляет собой типичную цепь Маркова.

Таким образом, события называют состояниями системы, а испытания – изменениями ее состояний.

Дадим теперь определение цепи Маркова, используя новую терминологию.

Цепью Маркова с дискретным временем называют цепь, изменение состояний которой происходит в определенные фиксированные моменты времени.

Цепью Маркова с непрерывным временем называют цепь, изменение состояний которой происходит в любые случайные возможные моменты времени.

§2. Однородная цепь Маркова. Переходные вероятности. Матрица перехода

Определение. Однородной называют цепь Маркова, если условная вероятность

(переход из состояния в состоянии ) не зависит от номера испытания. Поэтому вместо пишут просто .

Пример 1. Случайное блуждание. Пусть на прямой

в точке с целочисленной координатой находится материальная частица. В определенные моменты времени частица испытывает толчки. Под действием толчка частица с вероятностью смещается на единицу вправо и с вероятностью – на единицу влево. Ясно, что положение (координата) частицы после толчка зависит от того, где находилась частица после непосредственно предшествующего толчка, и не зависит от того, как она двигалась под действием остальных предшествующих толчков.

Таким образом, случайное блуждание − пример однородной цепи Маркова с дискретным временем.

Марковская цепь - такая цепь событий в которой вероятность каждого события зависит только от предыдущего состояния.

Настоящая статья носит реферативный характер, написана на основе приведенных в конце источников, которые местами цитируются.

Введение в теорию марковских цепей

Цепью Маркова называют такую последовательность случайных событий, в которой вероятность каждого события зависит только от состояния, в котором процесс находится в текущий момент и не зависит от более ранних состояний. Конечная дискретная цепь определяется:

∑ j=1…n p ij = 1

Пример матрицы переходных вероятностей с множеством состояний S = {S 1 , …, S 5 }, вектором начальных вероятностей p (0) = {1, 0, 0, 0, 0}:

Спомошью вектора начальных вероятностей и матрицы переходов можно вычислить стохастический вектор p (n) - вектор, составленный из вероятностей p (n) (i) того, что процесс окажется в состоянии i в момент времени n. Получить p (n) можно с помощью формулы:

p (n) = p (0) ×P n

Векторы p (n) при росте n в некоторых случаях стабилизируются - сходятся к некоторому вероятностному вектору ρ, который можно назвать стационарным распределением цепи. Стационарность проявляется в том, что взяв p (0) = ρ, мы получим p (n) = ρ для любого n.

Простейший критерий, который гарантирует сходимость к стационарному распределению, выглядит следующим образом: если все элементы матрицы переходных вероятностей P положительны, то при n, стремящемуся к бесконечности, вектор p (n) стремится к вектору ρ, являющемуся единственным решением системы вида

Также можно показать, что если при каком-нибудь положительном значении n все элементы матрицы P n положительны, тогда вектор p (n) все-равно будет стабилизироваться.

Доказательство этих утверждений есть в в подробном виде.

Марковская цепь изображается в виде графа переходов, вершины которого соответствуют состояниям цепи, а дуги - переходам между ними. Вес дуги (i, j), связывающей вершины si и sj будет равен вероятности pi(j) перехода из первого состояния во второе. Граф, соответствующий матрице, изображенной выше:

Классификация состояний марковских цепей

При рассмотрении цепей Маркова нас может интересовать поведение системы на коротком отрезке времени. В таком случае абсолютные вероятности вычисляются с помощью формул из предыдущего раздела. Однако более важно изучить поведение системы на большом интервале времени, когда число переходов стремится к бесконечности. Далее вводятся определения состояний марковских цепей, которые необходимы для изучения поведения системы в долгосрочной перспективе.

Марковские цепи классифицируются в зависимости от возможности перехода из одних состояний в другие.

Группы состояний марковской цепи (подмножества вершин графа переходов), которым соответствуют тупиковые вершины диаграммы порядка графа переходов, называются эргодическими классами цепи. Если рассмотреть граф, изображенный выше, то видно, что в нем 1 эргодический класс M1 = {S5}, достижимый из компоненты сильной связности, соответствующей подмножеству вершин M2 = {S1, S2, S3, S4}. Состояния, которые находятся в эргодических классах, называются существенными, а остальные - несущественными (хотя такие названия плохо согласуются со здравым смыслом). Поглощающее состояние si является частным случаем эргодического класса. Тогда попав в такое состояние, процесс прекратится. Для Si будет верно pii = 1, т.е. в графе переходов из него будет исходить только одно ребро - петля.

Поглощающие марковские цепи используются в качестве временных моделей программ и вычислительных процессов. При моделировании программы состояния цепи отождествляются с блоками программы, а матрица переходных вероятностей определяет порядок переходов между блоками, зависящий от структуры программы и распределения исходных данных, значения которых влияют на развитие вычислительного процесса. В результате представления программы поглощающей цепью удается вычислить число обращений к блокам программы и время выполнения программы, оцениваемое средними значениями, дисперсиями и при необходимости - распределениями. Используя в дальнейшем эту статистику, можно оптимизировать код программы - применять низкоуровневые методы для ускорения критических частей программы. Подобный метод называется профилированием кода.

Например, в алгоритме Дейкстры присутствуют следующие состояния цепи:

    vertex (v), извлечение новой вершины из очереди с приоритетами, переход только в состояние b;

    begin (b), начало цикла перебора исходящих дуг для процедуры ослабления;

    analysis (a), анализ следующей дуги, возможен переход к a, d, или e;

    decrease (d), уменьшение оценки для некоторой вершины графа, переход к a;

    end (e), завершение работы цикла, переход к следующей вершине.

Остается задать вероятности переходом между вершинами, и можно изучать продолжительности переходов между вершинами, вероятности попадания в различные состояния и другие средние характеристики процесса.

Аналогично, вычислительный процесс, который сводится к обращениям за ресурсами системы в порядке, определяемом программой, можно представить поглощающей марковской цепью, состояния которой соответствуют использованию ресурсов системы – процессора, памяти и периферийных устройств, переходные вероятности отображают порядок обращения к различным ресурсам. Благодаря этому вычислительный процесс представляется в форме, удобной для анализа его характеристик.

Цепь Маркова называется неприводимой, если любое состояние Sj может быть достигнуто из любого другого состояния Si за конечное число переходов. В этом случае все состояния цепи называются сообщающимися, а граф переходов является компонентой сильной связности. Процесс, порождаемый эргодической цепью, начавшись в некотором состоянии, никогда не завершается, а последовательно переходит из одного состояния в другое, попадая в различные состояния с разной частотой, зависящей от переходных вероятностей. Поэтому основная характеристика эргодической цепи –

вероятности пребывания процесса в состояниях Sj, j = 1,…, n, доля времени, которую процесс проводит в каждом из состояний. Неприводимые цепи используются в качестве моделей надежности систем. Действительно, при отказе ресурса, который процесс использует очень часто, работоспособность всей системы окажется под угрозой. В таком случае дублирование такого критического ресурса может помочь избежать отказов. При этом состояния системы, различающиеся составом исправного и отказавшего оборудования, трактуются как состояния цепи, переходы между которыми связаны с отказами и восстановлением устройств и изменением связей между ними, проводимой для сохранения работоспособности системы. Оценки характеристик неприводимой цепи дают представление о надежности поведения системы в целом. Также такие цепи могут быть моделями взаимодействия устройств с задачами, поступающими на обработку.

Примеры использования

Система обслуживания с отказами

Сервер, состоит из нескольких блоков, например модемов или сетевых карт, к которым поступают запросы от пользователей на обслуживание. Если все блоки заняты, то запрос теряется. Если один из блоков принимает запрос, то он становится занятым до конца его обработки. В качестве состояний возьмем количество незанятых блоков. Время будет дискретно. Обозначим за α вероятность поступления запроса. Также мы считаем, что время обслуживания также является случайным и состоящим из независимых продолжений, т.е. запрос с вероятностью β обслуживается за один шаг, а с вероятностью (1 - β) обслуживается после этого шага как новый запрос. Это дает вероятность (1 - β) β для обслуживания за два шага, (1 - β)2 β для обслуживания за три шага и т.д. Рассмотрим пример с 4 устройствами, работающими параллельно. Составим матрицу переходных вероятностей для выбранных состояний:

Можно заметить, что она имеет единственный эргодический класс, и, следовательно, система p × P = p в классе вероятностных векторов имеет единственное решение. Выпишем уравнения системы, позволяющей находить это решение:


Теперь известен набор вероятностей πi того, что в стационарном режиме в системе будет занято i блоков. Тогда долю времени p 4 = С γ 4 /4 в системе заняты все блоки, система не отвечает на запросы. Полученные результаты распространяются на любое число блоков. Теперь можно воспользоваться ими: можно сопоставить затраты на дополнительные устройства и уменьшение времени полной занятости системы.

Подробнее можно ознакомиться с этим примером в .

Процессы принятия решений с конечным и бесконечным числом этапов

Рассмотрим процесс, в котором есть несколько матриц переходных вероятностей. Для каждого момента времени выбор той или иной матрицы зависит от принятого нами решения. Понять вышесказанное можно на следующем примере. Садовник в результате анализа почвы оценивает ее состояние одним из трех чисел: (1) - хорошее, (2) - удовлетворительное или (3) - плохое. При этом садовник заметил, что продуктивность почвы в текущем году зависит только от ее состояния в предыдущем году. Поэтому вероятности перехода почвы без внешних воздействий из одного состояния в другое можно представить следующей цепью Маркова с матрицей P1:

Логично, что продуктивность почвы со временем ухудшается. Например, если в прошлом году состояние почвы было удовлетворительное, то в этом году оно может только остаться таким же или стать плохим, а хорошим никак не станет. Однако садовник может повлиять на состояние почвы и изменить переходные вероятности в матрице P1 на соответствующие им из матрицы P2:

Теперь можно сопоставить каждому переходу из одного состояния в другое некоторую функцию дохода, которая определяется как прибыль или убыток за одногодичный период. Садовник может выбирать использовать или не использовать удобрения, именно от этого будет зависеть его конечный доход или убыток. Введем матрицы R1 и R2, определяющие функции дохода в зависимости от затрат на удобрения и качества почвы:

Наконец перед садовником стоит задача, какую стратегию нужно выбрать для максимизации среднего ожидаемого дохода. Может рассматриваться два типа задач: с конечным и бесконечным количеством этапов. В данном случае когда-нибудь деятельность садовника обязательно закончится. Кроме того, визуализаторы решают задачу принятия решений для конечного числа этапов. Пусть садовник намеревается прекратить свое занятие через N лет. Наша задача теперь состоит в том, чтобы определить оптимальную стратегию поведения садовника, то есть стратегию, при которой его доход будет максимальным. Конечность числа этапов в нашей задаче проявляется в том, что садовнику не важно, что будет с его сельскохозяйственным угодьем на N+1 год (ему важны все года до N включительно). Теперь видно, что в этом случае задача поиска стратегии превращается в задачу динамического программирования. Если через fn(i) обозначить максимальный средний ожидаемый доход, который можно получить за этапы от n до N включительно, начиная из состояния с номером i, то несложно вывести рекуррентное

Здесь k - номер используемой стратегии. Это уравнение основывается на том, что суммарный доход rijk + fn+1(j) получается в результате перехода из состояния i на этапе n в состояние j на этапе n+1 с вероятностью pijk.

Теперь оптимальное решение можно найти, вычисляя последовательно fn(i) в нисходящем направлении (n = N…1). При этом введение вектора начальных вероятностей в условие задачи не усложнит ее решение.

Данный пример также рассмотрен в .

Моделирование сочетаний слов в тексте

Рассмотрим текст, состоящий из слов w. Представим процесс, в котором состояниями являются слова, так что когда он находится в состоянии (Si) система переходит в состояние (sj) согласно матрице переходных вероятностей. Прежде всего, надо «обучить» систему: подать на вход достаточно большой текст для оценки переходных вероятностей. А затем можно строить траектории марковской цепи. Увеличение смысловой нагрузки текста, построенного при помощи алгоритма цепей Маркова возможно только при увеличении порядка, где состоянием является не одно слово, а множества с большей мощностью - пары (u, v), тройки (u, v, w) и т.д. Причем что в цепях первого, что пятого порядка, смысла будет еще немного. Смысл начнет появляться при увеличении размерности порядка как минимум до среднего количества слов в типовой фразе исходного текста. Но таким путем двигаться нельзя, потому, что рост смысловой нагрузки текста в цепях Маркова высоких порядков происходит значительно медленнее, чем падение уникальности текста. А текст, построенный на марковских цепях, к примеру, тридцатого порядка, все еще будет не настолько осмысленным, чтобы представлять интерес для человека, но уже достаточно схожим с оригинальным текстом, к тому же число состояний в такой цепи будет потрясающим.

Эта технология сейчас очень широко применяется (к сожалению) в Интернете для создания контента веб-страниц. Люди, желающие увеличить трафик на свой сайт и повысить его рейтинг в поисковых системах, стремятся поместить на свои страницы как можно больше ключевых слов для поиска. Но поисковики используют алгоритмы, которые умеют отличать реальный текст от бессвязного нагромождения ключевых слов. Тогда, чтобы обмануть поисковики используют тексты, созданные генератором на основе марковской цепи. Есть, конечно, и положительные примеры использования цепей Маркова для работы с текстом, их применяют при определении авторства, анализе подлинности текстов.

Цепи Маркова и лотереи

В некоторых случаях вероятностная модель используется в прогнозе номеров в различных лотереях. По-видимому, использовать цепи Маркова для моделирования последовательности различных тиражей нет смысла. То, что происходило с шариками в тираже, никак не повлияет на результаты следующего тиража, поскольку после тиража шары собирают, а в следующем тираже их укладывают в лоток лототрона в фиксированном порядке. Связь с прошедшим тиражом при этом теряется. Другое дело последовательность выпадения шаров в пределах одного тиража. В этом случае выпадение очередного шара определяется состоянием лототрона на момент выпадения предыдущего шара. Таким образом, последовательность выпадений шаров в одном тираже является цепью Маркова, и можно использовать такую модель. При анализе числовых лотерей здесь имеется большая трудность. Состояние лототрона после выпадения очередного шара определяет дальнейшие события, но проблема в том, что это состояние нам неизвестно. Все что нам известно, что выпал некоторый шар. Но при выпадении этого шара, остальные шары могут быть расположены различным образом, так что имеется группа из очень большого числа состояний, соответствующая одному и тому же наблюдаемому событию. Поэтому мы можем построить лишь матрицу вероятностей переходов между такими группами состояний. Эти вероятности являются усреднением вероятностей переходов между различными отдельными состояниями, что конечно, снижает эффективность применения модели марковской цепи к числовым лотереям.

Аналогично этому случаю, такая модель нейронной сети может быть использована для предсказания погоды, котировок валют и в связи с другими системами, где есть исторические данные, и в будущем может быть использована вновь поступающая информация. Хорошим применением в данном случае, когда известны только проявления системы, но не внутренние (скрытые) состояния, могут быть применены скрытые марковские модели, которые подробно рассмотрены в Викиучебнике (скрытые марковские модели).

1 июня 2016 в 16:31

Разработка класса для работы с цепями Маркова

  • C++ ,
  • Алгоритмы

Сегодня я хотел бы поведать вам о написании класса для упрощения работы с цепями Маркова.

Прошу под кат.

Начальные знания:

Представление графов в форме матрицы смежности, знание основных понятий о графах. Знание C++ для практической части.

Теория

Це́пь Ма́ркова - последовательность случайных событий с конечным или счётным числом исходов, характеризующаяся тем свойством, что, говоря нестрого, при фиксированном настоящем будущее независимо от прошлого. Названа в честь А. А. Маркова (старшего).

Если говорить простыми словами, то Цепь Маркова - это взвешенный граф. В его вершинах находятся события, а в качестве веса ребра, соединяющего вершины A и B - вероятность того, что после события A последует событие B.

О применении цепей Маркова написано довольно много статей, мы же продолжим разработку класса.

Приведу пример цепи Маркова:

В дальнейшем мы будем рассматривать в качестве примера эту схему.

Очевидно, что если из вершины A есть только одно исходящее ребро, то его вес будет равен 1.

Обозначения
В вершинах у нас находятся события (от A, B, C, D, E...). На ребрах вероятность того, что после i-го события будет событие j > i. Для условности и удобства я пронумеровал вершины (№1, №2 и т.д).

Матрицей будем называть матрицу смежности ориентированного взвешенного графа, которым изображаем цепь Маркова. (об этом далее). В данном частном случае эта матрица называется также матрицей переходных вероятностей или просто матрицей перехода.

Матричное представление цепи Маркова
Представлять цепи Маркова мы будем при помощи матрицы, именно той матрицы смежности, которой представляем графы.

Напомню:

Матрица смежности графа G с конечным числом вершин n (пронумерованных числами от 1 до n) - это квадратная матрица A размера n, в которой значение элемента aij равно числу рёбер из i-й вершины графа в j-ю вершину.

Подробнее о матрицах смежности - в курс дискретной математики.

В нашем случае матрица будет иметь размер 10x10, напишем ее:

0 50 0 0 0 0 50 0 0 0
0 0 80 20 0 0 0 0 0 0
0 0 0 0 100 0 0 0 0 0
0 0 0 0 100 0 0 0 0 0
0 0 0 0 0 100 0 0 0 0
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
0 0 0 0 0 0 0 70 30 0
0 0 0 0 0 0 0 0 0 100
0 0 0 0 0 0 0 0 0 100
0 0 0 0 0 100 0 0 0 0

Идея
Посмотрите внимательнее на нашу матрицу. В каждой строке у нас есть ненулевые значения в тех столбцах, чей номер совпадает с последующим событием, а само ненулевое значение - вероятность, что это событие наступит.

Таким образом, мы имеем значения вероятности наступления события с номером, равным номеру столбца после события с номером, равным строки .

Те кто знают теорию вероятностей могли догадаться, что каждая строка - это функция распределения вероятностей.

Алгоритм обхода цепи Маркова

1) инициализируем начальную позицию k нулевой вершиной.
2) Если вершина не конечная, то генерируем число m от 0...n-1 на основе распределения вероятности в строке k матрицы, где n - число вершин, а m - номер следующего события (!). Иначе выходим
3) Номер текующей позиции k приравниваем к номеру сгенерированной вершине
4) На шаг 2

Замечание: вершина конечная если распределение вероятностей нулевое (см. 6-ю строку в матрице).

Довольно изящный алгоритм, так ведь?

Реализация

В эту статью я хочу отдельно вынести код реализации описанного обхода. Инициализация и заполнение цепи Маркова не несут особого интереса (полный код см. в конце).

Реализация алгоритма обхода

template Element *Markov::Next(int StartElement = -1) { if (Markov::Initiated) // если матрица смежности создана { if (StartElement == -1) // если стартовый элемент по умолчанию StartElement = Markov::Current; // то продолжаем (в конструкторе Current = 0) std::random_device rd; std::mt19937 gen(rd()); std::discrete_distribution<> dicr_distr(Markov::AdjacencyMatrix.at(Current).begin(), Markov::AdjacencyMatrix.at(Current).end()); // инициализируем контейнер для генерации числа на основе распределения вероятности int next = dicr_distr(gen); // генерируем следующую вершину if (next == Markov::size()) // тонкости работы генератора, если распределение вероятностей нулевое, то он возвращает количество элементов return NULL; Markov::Current = next; // меняем текущую вершину return &(Markov::elems.at(next)); // возвращаем значение в вершине } return NULL; }

Данный алгоритм выглядит особенно просто благодаря особенностям контейнера discrete_distribution . На словах описать, как работает этот контейнер довольно сложно, поэтому возьмем в пример 0-ю строку нашей матрицы:

0 50 0 0 0 0 50 0 0 0

В результате работы генератора он вернет либо 1, либо 6 с вероятностями в 0.5 для каждой. То есть возвращает номер столбца (что эквивалентно номеру вершины в цепи) куда следует продолжить движение дальше.

Пример программы, которая использует класс:

Реализация программы, которая делает обход цепи Маркова из примера

#include #include "Markov.h" #include #include using namespace std; int main() { Markov chain; ofstream outs; outs.open("out.txt"); ifstream ins; ins.open("matrix.txt"); int num; double Prob = 0; (ins >> num).get(); // количество вершин string str; for (int i = 0; i < num; i++) { getline(ins, str); chain.AddElement(str); // добавляем вершину } if (chain.InitAdjacency()) // инициализируем матрицу нулями { for (int i = 0; i < chain.size(); i++) { for (int j = 0; j < chain.size(); j++) { (ins >> Prob).get(); if (!chain.PushAdjacency(i, j, Prob)) // вводим матрицу { cerr << "Adjacency matrix write error" << endl; } } } outs << chain.At(0) << " "; // выводим 0-ю вершину for (int i = 0; i < 20 * chain.size() - 1; i++) // генерируем 20 цепочек { string *str = chain.Next(); if (str != NULL) // если предыдущая не конечная outs << (*str).c_str() << " "; // выводим значение вершины else { outs << std::endl; // если конечная, то начинаем с начала chain.Current = 0; outs << chain.At(0) << " "; } } chain.UninitAdjacency(); // понятно } else cerr << "Can not initialize Adjacency matrix" << endl;; ins.close(); outs.close(); cin.get(); return 0; }


Пример вывода, который генерирует программа: