«Поехали!»: как проходил первый полет человека в космос. Какие задачи стояли перед космонавтом? Как же это было

Наблюдая за полётами птиц, Леонардо да Винчи проектировал различные варианты искусственных крыльев для полёта человека

Сказки и легенды говорят о том, что человек, подобно птице, мог парить в воздухе. Находились и в жизни смельчаки, которые пытались летать с помощью искусственных крыльев. Одни из них привязывали самодельные крылья и прыгали с колоколен или скал, другие изобретали летательные аппараты: махолёты, винтокрылы, планёры, аэростаты и дирижабли, и, наконец, аэропланы, самолеты и вертолёты. Но все эти летательные аппараты позволяют летать человеку только в воздушном пространстве, недалеко от земли. Космос – это «безвоздушное пространство». А где кончается воздух и начинается космос? Международная авиационная федерация в качестве рабочей границы между атмосферой и космосом установила высоту в 100 км от поверхности Земли.

А. Соломатин "Портрет К.Э. Циолковского". Калужский Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского.

Полететь в космос к звездам, преодолев земное притяжение, удалось только в середине XX века. Этому предшествовали годы научной работы Константина Эдуардовича Циолковского, великого русского ученого. Он обосновал теорию космических полётов, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» - прототипов многоступенчатых ракет. Его уважительно называют отцом космонавтики.

"Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство". К. Циолковский.

Спутник-1

Чтобы преодолеть силу земного притяжения и вывести космический корабль на орбиту вокруг Земли, ракета должна разогнаться до скорости 7,9 км в секунду. Такую скорость называют первой космической скоростью. Впервые этого удалось добиться в России (тогда страна называлась СССР – Советский Союз). 4 октября 1957 г. советские ученые во главе с генеральным конструктором Сергеем Павловичем Королевым запустили на орбиту первый искусственный спутник Земли. Кодовое обозначение спутника – ПС-1 (Простейший Спутник-1).

С тех пор дата запуска считается началом космической эры человечества. Кроме того, в России ежегодно 4 октября отмечается День Космических войск. В дальнейшем Сергей Королёв руководил разработкой и запуском первых межпланетных станций «Луна», «Венера», «Марс», первых пилотируемых кораблей.

Собака Лайка в капсуле космического корабля

Вскоре, через месяц после запуска Спутника-1, был запущен второй советский искусственный спутник Земли (Спутник-2), но уже с пассажиром на борту. Это была собака Лайка. Для неё была построена специальная кабина, где имелся запас воздуха, воды, пищи. О здоровье собаки узнавали с помощью приборов, установленных в спутнике.

Вслед за ней на орбите побывали и другие четвероногие разведчики: собаки Белка и Стрелка, Чернушка, Звёздочка, белые крысы и мыши. Учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости хотя бы непродолжительное время.

Сергей Королёв в окружении космонавтов первого отряда

А как поведёт себя в космосе человек? Долго ли можно жить в невесомости? Можно ли работать в космосе? Представитель какой профессии должен был лететь в космос первым: врач, моряк, инженер или лётчик? Ближе всего к мечте побывать в космосе оказались лётчики-истребители. Такие лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Программа подготовки космонавтов первого набора отличалась предельной жесткостью. Кроме Гагарина, были ещё претенденты на первый полёт в космос - 20 человек - первый отряд космонавтов СССР. Из двадцати кандидатов отобрали шестерых.

Испытания на центрифуге

Всем летчикам пришлось пройти строжайший медицинский отбор, испытания на центрифуге, в барокамере, на вибростенде, вращающемся кресле, а также пройти испытания на полную изоляцию в так называемой «камере тишины» размером примерно три шага в длину и полтора - в ширину. Юрий Гагарин наравне со всеми успешно прошел испытание в период с 26 июля по 5 августа 1960 года

Г. С. Титов, Г. Г. Нелюбов

Претендентов, кто полетит в космос, определили в последний момент. Дублером, который имел возможность в любое время до старта заменить Гагарина, стал Герман Титов. Для подстраховки был также назначен запасной космонавт - Григорий Нелюбов.

Юрий Алексеевич Гагарин стал первым лётчиком, побывавшим в космосе (Космонавт № 1). Он стартовал с космодрома Байконур 12 апреля 1961 года на корабле «Восток». Вторым космонавтом, побывавшим в космосе, стал Герман Титов. (Космонавт № 2). Его полёт состоялся через 4 месяца и был первым продолжительным. Позже в космосе побывали и другие космонавты.

Ракета-носитель «Восток 8К72К» на старте

Старт корабля «Восток» с Юрием Гагариным на борту был произведён в 09:07 12 апреля 1961 года по московскому времени. Он был осуществлен с первого стартового комплекса космодрома Байконур. Ракета-носитель «Восток 8К72К» вывела на околоземную орбиту космический корабль, пилотируемый первым советским космонавтом. Позывной Гагарина был «Кедр». Корабль «Восток-1» облетел Землю за 108 минут и благополучно вернулся.

Юрий Гагарин. Космонавт № 1

Конечно, полет Юрия Гагарина сопровождался огромным риском. И никто не мог дать гарантию, что пилот выживет. Было подготовлено три сообщения ТАСС о полёте Гагарина в космос. Первое - «Успешное», второе на случай, если он упадёт на территории другой страны или в мировом океане - «Обращение к правительствам других стран», с просьбой помощи в поиске, и третье - «Трагическое», если Гагарин не вернётся живым. Ведь всё происходило впервые и хотя ученые всё проверили, но никто не знал, что может получится… Профессия космонавта и сейчас одна из самых опасных.

Участие СССР в космической гонке привело к тому, что при создании корабля «Восток» был выбран ряд не лучших, но зато простых и быстро осуществимых решений. Некоторые компоненты создать вовремя не успели, в результате пришлось отказаться от системы аварийного спасения на старте и системы мягкой посадки корабля. Кроме того, из конструкции строящегося корабля Восток-1 была убрана дублирующая тормозная установка. Последнее решение было обосновано тем, что при запуске корабля на низкую 180-200 километровую орбиту, он в любом случае в течение 10 суток сошёл бы с неё вследствие естественного торможения о верхние слои атмосферы и вернулся бы на Землю. На эти же 10 суток рассчитывались и системы жизнеобеспечения.

Вид Земли из космоса (Фото)

На орбите Гагарин выполнил простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он обнаружил, что тот моментально начал уплывать и сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он наговаривал на бортовой магнитофон. До полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полётом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать. Гагарин постоянно переговаривался с «Зарёй», с конструктором Сергеем Королёвым о работе ракеты и своем самочувствии, о том, как выглядит Земля из космоса – воскликнул: «Как красиво!»

Спускаемый аппарат корабля "Восток" после приземления

Система «Востока» даже не предполагала возможности приземления космонавта внутри спускаемого аппарата: обгоревший «шарик» просто грохался о землю. Для человека такой удар был бы смертельным. Поэтому в корабле была установлена специальная катапульта. На высоте люк открывался, и пороховой заряд «выстреливал» космонавта. На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно (по такой же схеме происходила посадка и остальных 5 кораблей из серии Восток).

После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся. - "Клапан, когда надевали, попал под демаскирующую оболочку... - сообщал потом Юрий Алексеевич комиссии. - Минут шесть я все старался его достать. Но потом расстегнул демаскирующую оболочку, с помощью зеркала вытащил... тросик и открыл его".

Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки - Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Юрию помогла хорошая предполётная подготовка - управляя стропами, он увёл парашют от реки и приземлился в 1,5-2 километрах от берега.

Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108 минуте корабль завершил полёт. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области в районе села Смеловка. На космонавте был яркий оранжевый скафандр, чтобы его легче было обнаружить, ведь на полях ещё лежал подтаявший апрельский снег. Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту событий прибыли военные из дивизиона и местные колхозники. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».

Первому космонавту планеты было присвоено звание Героя Советского Союза, а день его полета стал национальным праздником - Днем космонавтики, начиная с 12 апреля 1962 года.

108 минут полёта навсегда изменили жизнь Юрия Гагарина. Лётчик истребительного авиационного полка в одночасье стал одним из самых знаменитых и любимых людей в мире. С миссией мира и дружбы он посетил многие страны мира.

Но в марте 1968г. Юрий Алексеевич Гагарин трагически погиб в авиационной катастрофе при выполнении тренировочного полёта на самолёте.

Имя Гагарина присвоено родному городу героя Гжатску, улицы Гагарина есть во многих городах мира. Наша школа в городе Грязовец также расположена на улице им. Гагарина.

Память о нем навсегда в истории нашей страны и всего человечества.

57 лет назад, 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин стал первым в истории человечества космонавтом, осуществившим одновитковый полет вокруг Земли на корабле «Восток-1».

Юрий Гагарин — первый космонавт в мире

Это интересно

Впервые термин «космонавтика» употребил Ари Абрамович Штернфельд, чья работа «Введение в космонавтику» была опубликована в СССР в 1937 году.

Слово «космонавт» стало применяться в официальных документах СССР с 1960 года.

Старт ракеты-носителя с космическим аппаратом «Восток» на борту был произведен с космодрома Байконур в 9 часов 7 минут. Подготовка к старту проходила в штатном режиме. Единственная неполадка, обнаруженная уже в момент проверки герметичности люка, через который в корабль садился Гагарин — плохое прилегание крышки. В кратчайшие сроки ведущий конструктор космического аппарата (Олег Генрихович Ивановский) открутил 30 гаек с замков и поправил электрический контакт, который находился на месте прижима крышки.

Цитата из доклада Гагарина после полета

«...было произведено закрытие люка № 1. Слышал, как его закрывают, как стучат ключами. Потом начинают люк вновь открывать. Смотрю, люк сняли. Понял, что-нибудь не в порядке. Мне Сергей Павлович [Королев] говорит: „Вы не волнуйтесь, один контакт почему-то не прижимается. Все будет нормально“. Расчетом скоро были переставлены плата, на которых установлены концевые выключатели. Все подправили и закрыли крышку люка. Все было нормально».

Перед тем как окончательно сесть в космический корабль, Юрий Гагарин поднял обе руки и попрощался с волнующимися зрителями.

Гагарин перед стартом. РКК «Энергия»

После старта ракета-носитель «Восток» отработала в положенном режиме, однако двигатели третьей ступени выключились позже необходимого, и аппарат был выведен на нерасчетную орбиту, что впоследствии привело к посадке в нерасчетном районе.

Во время полета Юрий Гагарин протестировал простейшие задачи: он ел, пил воду, записывал свои наблюдения карандашом. Кроме того, все свои ощущения он фиксировал с помощью бортового магнитофона.

Цитата из доклада Гагарина после полета

«Доклады осуществлял в соответствии с заданием в телеграфном и телефонном режимах. Произвел прием воды и пищи. Воду и пищу принял нормально, принимать можно. Никаких физиологических затруднений при этом я не ощущал. Чувство невесомости несколько непривычное по сравнению с земными условиями. Здесь возникает такое ощущение, как будто висишь в горизонтальном положении на ремнях, как бы находишься в подвешенном состоянии. Видимо, подогнанная плотно подвесная система оказывает давление на грудную клетку, и поэтому создается такое впечатление, что висишь. Потом привыкаешь, приспосабливаешься к этому. Никаких плохих ощущений не было.

Производил записи в бортжурнал, доклады, работал телеграфным ключом. Когда принимал пищу, пил воду, пустил планшет, и он с карандашом „плавал“ передо мной. Затем надо было мне записать очередной доклад. Взял планшет, а карандаша на месте не оказалось. Улетел куда-то. Ушко было привернуто к карандашу шурупчиком, но его, видимо, надо было или на клей поставить или потуже завернуть. Этот шуруп вывернулся, и карандаш улетел. Свернул бортжурнал и вложил в карман. Все равно не пригодится, писать же нечем».

В 9:57 корабль находился над Южной Америкой, когда Юрий Гагарин сообщил на Землю: «Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо». Через 23 минуты «Восток» пролетал уже над Африкой, тогда майор передал, что переносит невесомость хорошо. Через 10 минут корабль начал торможение.

Макет корабля «Восток-1». Pline | Wikimedia Commons

Примечательно, что корабль находился на автоматическом управлении, поскольку разработчики не знали, как будет реагировать психика пилота в условиях космоса. Однако специальный код, позволяющий перевести аппарат в ручной режим, существовал и находился в специальном конверте, который нужно было вскрыть в случае необходимости уже в космосе. Правда, перед самым стартом Гагарину его все-таки сообщили.

Кабина корабля «Восток». ИИЕТ РАН

В самом конце полета система управления корабля недобрала импульс, отсеки не разделились в штатном порядке, и перед входом в атмосферу аппарат стал беспорядочно кружиться со скоростью один оборот в секунду. В более плотных слоях атмосферы приборно-двигательный отсек все-таки смог отделиться от спускаемого аппарата.

Гагарин перед стартом. Роскосмос

По намеченному плану Гагарин катапультировался на высоте семи километров и спустился на парашюте. Уже после приземления на скафандре не сработал клапан, который запускает наружный воздух, и космонавт едва не задохнулся.

Цитата из доклада Гагарина после полета «Трудно было с открытием клапана дыхания в воздухе. Получилось так, что шарик клапана, когда одевали, попал под демаскирующую оболочку. Подвесной системой было все так притянуто, что я минут 6 никак не мог его достать. Потом расстегнул демаскирующую оболочку и с помощью зеркала вытащил тросик и открыл клапан нормально».

Благодаря отличной подготовке Юрий Гагарин сумел совершить посадку не в ледяную воду, а на берег реки Волги в Саратовской области, близ города Энгельса. Поскольку космонавт приземлился в незапланированной местности, первыми людьми, которых он встретил, оказались супруга местного лесника и ее маленькая внучка. Только потом к месту посадки прибыли военные, которые отвезли Гагарина в расположение части.

Цитата из доклада Гагарина после полета «Вышел на пригорок, смотрю женщина с девочкой идет ко мне. Примерно метров 800 она была от меня. Я пошел навстречу, собираясь спросить, где телефон. Я к ней иду, смотрю, женщина шаги замедляет, девочка от нее отделяется и направляется назад. Я тут начал махать руками и кричать: «Свой, свой, советский, не бойтесь, не пугайтесь, идите сюда».

По телефону герой рапортовал: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».

Длительность первого в истории полета в космос составила 108 минут.

В 2011 году про полет Юрия Гагарина был снят полнометражный фильм с оригинальными видео- и аудиозаписями миссии «Восток-1».

Ставьте отметку «Нравится» на нашей новой странице в «Фейсбуке», чтобы не пропустить самые важные и интересные новости.

Холодная война — это исторический период с момента окончания Второй Мировой войны и до краха Советского Союза, когда две крупные сверхдержавы состояли в военно-политической конфронтации. Хотя холодная война была основана на противостоянии двух конкретных государств, она считается глобальной, так как втянуты в гонку оказались практически все державы мира.

Вторая мировая война, несмотря на свой разрушительный характер, тем не менее, дала толчок к созданию улучшенных систем вооружений, изучению дополнительных способов защиты и привела к новым мировым открытиям.

После окончания второй мировой войны и победы над Гитлером выделились две самые масштабные и сильные сверхдержавы — это СССР и США. Соперничество между странами проявлялось во всех сферах жизни и затрагивало экономику, политику, науку и идеологию. То, что появлялось у одного государства, мгновенно перетягивалось во второе с новыми улучшениями и идеями. Таким образом, у обеих держав появились сильнейшие органы управления и охраны: это американский НАТО и советский ОВД, оба государства занимались успешной разработкой ядерного оружия, активно развивали военную экономику, разрабатывали все новые средства защиты и нападения, а также выступали в качестве третьих сторон во всех возникающих военных схватках и конфликтах. Это были времена ожесточенного соперничества, скрытых конфликтов, шпионов и засланников, тайных шифров и великих научных достижений.

Причинами возникновения холодной войны стали:

  • нацеленность США на мировое господство;

Цель США была довольно понятна — ослабленные Европейские державы не могли занять пальму первенства, так как на установление привычного уклада требовалось колоссальное вложение времени и финансов. Третьи же страны мира еще были слишком неразвитыми, чтобы соперничать с сильной, современной и инновационной Америкой. США решили использовать это как шанс захвата мировых территорий и объединения всех народов под американской идеологией.

  • разница идеологий, пропагандируемых США и СССР.

В первую очередь в основе различий лежала идеология и пропагандируемый образ жизни. Взгляды коммунистического Советского Союза прямо противостояли ценностям и моралям капиталической Америки. Победа над нацистской Германией принесла Советскому Союзу небывалую славу и величие. Опасаясь распространения коммунизма, США откровенно заявила о своих правах и развернула конфликт с Советским Союзом.

Почему державы не перешли к открытым военным действиям?

Основным сдерживающим фактором послужило наличие ракетно-ядерного оружия у обеих держав в огромном количестве. Открытые военные действия между двумя мировыми лидерами неизбежно привели бы к полному уничтожению Земли.

Победитель в гонке

Итоги холодной войны оказались неоднозначными и в некотором смысле даже противоречивыми.

Если говорить конкретно о двух противниках, холодная война была завершена с развалом Советского Союза в 1991 году. Послевоенная экономическая система СССР не выдержала гонки вооружений. Слишком быстрый скачок развития и резкая модернизациях всех действующих государственных предприятий страны привели к развалу государства на отдельные автономные державы. Коммунистическая идеология и политика Сталина оказались неприемлемыми для многих участников СССР, в ходе чего социалистический лагерь развалился.

Россия оказалась прямой преемницей СССР и сохранила свой статус ядерной державы и место в ООН. США остались единственной сверхдержавой, и американские ценности и идеология жизни постепенно начали внедряться на территорию постсоветского пространства.

Однако в ходе холодной войны было совершено два значимых для мирового развития открытия: ядерное оружие и первый полет в космос. И хотя СССР и нельзя назвать победителем в гонке, роль ученых и их открытий в мировом опыте бесценны, космическая гонка между США и СССР принесла миру невероятные достижения.

О первом полете человека в космос

Космос на протяжении долгих столетий будоражил ума ученых и казался недосягаемым. Однако научный прогресс позволил сделать первые шаги в начале ХХ века. Продуктивные освоения космоса начались с запуска на орбиту скандально известных Белки и Стрелки, которые стали первыми мировыми космонавтами и покорителями космического пространства. Меньше года спустя после этого события советские ученые отважились на первый запуск человека в космос. 12 апреля 1961 года советский летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин отправился бороздить просторы космоса на космическом корабле. Время нахождения Гагарина в космосе составило целых 108 минут, что было невероятно по тем меркам. Первый полет человека в космос признан колоссальным успехом и достижением советских ученых, а 1961 год стартом освоения новых неизведанных территорий невесомости и триумфом человеческого сознания над неизвестной материей.

Как же это было?

История первого полета в космос неодназначна, газеты во многом приукрасили события. И хотя подвиг Гагарина не ставится под сомнение, многие неточности полета были вскрыты лишь впоследствии. Первая космическая ракета тщательно разрабатывалась и простраивалась в течение 50 лет, проходя множество осмотров, тестирований и испытаний. Космодром Байконур стал отправной точкой первого космического полета.

Юрий Гагарин совершил полет вокруг орбиты земли, преодолев 41 000 км. Молодой летчик-космонавт стал одним из самых уважаемых людей общества, а также кумиром для сотни молодых людей, мечтавших вслед за ним покорить космос. Не смотря на тщательную продуманность и запланированность первого полета, в ходе него произошло множество непредсказуемых событий. Например, перед выходом в атмосферу Земли в корабле произошел собой, из-за чего он кувыркался в течение 10 минут. Приземление под Саратовом также не было запланировано, космонавт промахнулся на 2800 км. 12 апреля 1961 года официально признанная дата, когда отмечается День Космонавтики .

Первый выход человека в открытый космос

Вторым серьезным шагом к освоению космоса стал выход человека в пространство открытого космоса. Данная миссия была возложена на экипаж космического корабля «Восход-2», который состоял из Александра Беляева и Алексея Леонова.

Следующий целью советских ученых стал выход человека в открытый космос. В марте 1965 года космический корабль «Восход-2» унес в космическое пространство экипаж корабля , который состоял из П.А. Беляева и А.А. Леонова. 18 марта Алексей Архипович Леонов осуществил выход в открытый космос, космонавт покинул корабль и удалился от корабля на 5 метров. Время, проведенное в открытом космосе, составило 12 минут, 9 секунд.

Фото улыбающегося Леонова в космическом шлеме с надписью «СССР» облетело все газеты мира, добавляя известности советскому союзу. Однако мало кто знал, каких усилий стоили космонавтам тренировки перед полетом, а ученым - построение оснащенного корабля и скафандров.

Специально для «Восхода-2» были разработаны специальные скафандры под названием «Беркут», в которых космонавты могли бы покинуть территорию корабля и остаться в живых. «Беркут» имел дополнительный герметичный слой, а на спине располагался ранец с запасом кислорода. Скафандр было достаточно объемным и тяжелым, так что космонавтам пришлось пройти дополнительную подготовку.

Касательно поведения человека в открытом космосе ученые строили множество теорий. Большинство из которых основывались на невозможности нахождения человека в открытом космосе: космонавт будет либо лишен возможности двигаться, либо приварится к кораблю, либо попросту сойдет с ума. Однако пессимистичные теории не оправдались, в назначенный час икс, Леонов оттолкнулся от корабля и мягко выплыл в открытый космос. Чувствовал себя космонавт хорошо, о чем свидетельствовал его доклад , Леонов полностью выполнил всю запланированную программу. С возвращением на корабль возникли трудности, так как раздувшийся в невесомости скафандр не позволял Леонову пробраться в шлюз. Леонов самостоятельно принял решение понизить давление в «Беркуте» и ринулся в шлюз головой вперед. При возвращении на Землю произошло происшествие — система корабля дала сбой, и космонавтам пришлось перейти на ручное управление. Посадка ракеты произошла в глуши пермских лесов, оперативной группе удалось спасти обоих героев. Первый выход человека в открытый космос был успешно завершен, а Алексей Леонов навсегда внес свое имя в историю космонавтики. Газеты дали СССР новое имя — космическая сверхдержава .

Первый полет женщины в космос

Валентина Владимировна Терешкова первый женщина-космонавт , отправившаяся в неизведанную космическую стихию. В июне 1963 года Валентина на корабле «Восток-6» 45 раз облетела вокруг Земли, проведя в космосе 71 час.

Проведенные в космосе часы стали далеко не самыми счастливыми в жизни женщины, так как корпус самого корабля был крайне тесным и неудобным, а в ходе полета выявилось множество недочетов системы. Кроме этого полет был чрезвычайно рискованным, никто из ученых не обладал точными данными о последствиях влияния космоса на женский организм и здоровье.

Итоги достижений

Космическая гонка — одно из ключевых «сражений» холодного противостояния двух сверхдержав. В течение 18 лет СССР и США активно боролись за право первенства в научных достижениях и освоении космоса.

Вот десять самых признанных космических достижений:

  1. Разработка и построение первой космической ракеты.
  2. Впервые созданные и запущенный в космос искусственный спутник Луны.
  3. Первое существо (собака), отправленное на земную орбиту.
  4. Первое животное-космонавт, запущенное на орбиту Земли.
  5. Запуск искусственного спутника Солнца и старт изучений нашей звезды.
  6. Станция на Луне.
  7. Человек впервые на просторах космоса.
  8. Первый проход по открытому космическому пространству.
  9. Построение моста между двумя планетами.
  10. Первый эксперимент с живыми растениями и существами во время облета Луны.
  11. Станция на Марсе.

В истории человечества эта дата выгравирована золотыми буквами: 12 апреля 1961 года в космос полетел первый человек, гражданин СССР Юрий Алексеевич Гагарин.


Юрий Алексеевич Гагарин

Все началось на , рано утром. В 06:07 по Гринвичу или 09:07 по Москве в воздух поднялся космический аппарат «Восток-1» с Гагариным на борту. Траектория его менее чем двухчасового полета представляла собой всего-то один оборот вокруг нашей планеты по околоземной орбите. Уже в 10:55 по московскому времени «Восток-1» совершил успешную посадку в Саратовской области.

Создание корабля «Восток-1»

За два года до исторического полета, на уровне Правительства СССР было принято не менее важное для истории решение о создании пилотируемого комплекса «Восток». Инициатором этого проекта был Д.Ф. Устинов, занимавший на тот момент должность зам. Председателя СМ СССР и по совместительству главы Комиссии по военным и промышленным вопросам при Совете Министров.

Это был серьезный шаг, целью которого ставилось продвижение СССР в лидеры космической гонки. Ввиду сжатых сроков по многим вопросам в ходе создания аппарата «Восток-1» принимались поспешные решения. Так, была упразднена аварийная система спасения на старте, система мягкой посадки, исключили и дублирующие тормоза. Система жизнеобеспечения на борту корабля рассчитывалась всего на 10 суток. Объяснялось это тем, что «Восток» запускается на относительно невысокую орбиту (до 200 км), с которой он в любом случае сойдет за указанный период времени за счет естественного торможения о слои атмосферы.

Конструктивные особенности аппарата «Восток-1»

Что касается параметров самого аппарата, его масса начитывает около 4,725 тонн, а максимальный диаметр - почти 2,5 м. Иллюминатор выполнен из кварцевого стекла, созданного по спецзаказу в экспериментальной конструкторской лаборатории при стекольном заводе городка Гусь-Хрустальный.


"Восток-1"

Двигатель летательного аппарата «Восток-1» произведен в Воронежском Конструкторском Бюро химавтоматики. В его конструкции использованы элементы РД-0105, первого в мире двигателя, запущенного в космическом пространстве.

Кроме внутреннего наполнения космического корабля, важную роль играло и наземное оборудование, отвечающее за техническое обслуживание и непосредственно запуск аппарата «Восток-1» в космос. За его производство отвечал машиностроительный завод города Новокраматорск.

Роль космонавта в первом полете

В ходе первого космического полета с человеком на борту роль космонавта была, скорее, пассивной - он, по сути, являлся пассажиром корабля, управляющего автоматическими системами. Была создана специальная система двусторонней радиосвязи между космонавтом и наземной станцией. Состояние пилота космической станции постоянно находилось под наблюдение специалистов при помощи радиотелеметрических и телевизионных приборов.

Тем не менее, система переключения на ручное управление в корабле была предусмотрена. У психологов были серьезные опасения относительно общего состояния и поведения человека в условиях длительного нахождения в состоянии невесомости. Теоретически, космонавт мог отключить автоматику и совершить любые непредвиденные действия. Поэтому ручная система могла быть включена только после ввода специального кода, спрятанного в запечатанном конверте. Все было продумано так, чтобы только человек в адекватном состоянии мог прочитать код и взять на себя управление кораблем. Тем не менее,

Ещё в древние времена люди мечтали подняться в воздух и научиться летать, подобно птицам. История донесла до нас немало свидетельств попыток различных людей смастерить крылья и полетать. Так, в 1020 г. английский монах Эйлмер из Малмсбери, вдохновлённый греческим мифом об Икаре, сделал искусственные крылья и спрыгнул с башни местного аббатства. Пролетев небольшое расстояние, при приземлении монах сломал ноги и хотел, усовершенствовав конструкцию и добавив хвост, повторить полёт, но аббат запретил ему это. Большинство же «изобретателей» заканчивали куда хуже — разбивались насмерть. И всё же — какова история летательных аппаратов и когда появились первые удачные приспособления, позволявшие людям подняться в воздух?

Начинается история полётов в древнем Китае. Ещё в 3-4 веках до н. э. китайцы изобрели воздушный змей. Изначально это приспособление использовалось для развлечения народа на всяких праздниках.

китайский воздушный змей в форме дракона

Однако вскоре воздушным змеям нашли и другое применение. Например, рыбаки стали использовать воздушных змеев для ловли рыбы, привязывая к ним приманку, воздушные змеи применялись для обмена сигналами на больших расстояниях, с их помощью даже доставляли сообщения и разбрасывали листовки. Конечно же, китайцев посетила и мысль, что большой воздушный змей может поднять в воздух и человека. Полёт на воздушном змее был довольно рискованным, однако история сохранила свидетельства удачных полётов. Первое дошедшее до нас письменное упоминание о таком полёте относится к 559 году. В этом году жестокий император Ци Вэньсюаньди приказал запускать на больших воздушных змеях своих политических оппонентов, осуждённых на казнь. Одному из них удалось пролететь несколько километров и благополучно приземлиться за чертой города.

Удивительно, что прошли тысячи лет, прежде чем полёты на дельтапланах, т. е., фактически таких же простых летательных аппаратах без двигателя, как и китайский воздушный змей, стали популярными и получили распространение. Одним из энтузиастов таких полётов стал Отто Лилиенталь, совершивший конце 19 в. более 2000 успешных полётов на планерах собственной конструкции. Он использовал те же материалы, что и китайцы — деревянные прутья и шёлк.

фото — полёты Лилиенталя

К сожалению, один из полётов закончился несчастным случаем — порыв ветра опрокинул планер и Лилиенталь упал, сломав позвоночник. «Жертвы неизбежны» — сказал он по этому поводу. А современная история дельтапланеризма началась лишь в 70-е годы 20 в. Датой рождения современного дельтаплана считается 1971 год.

До появления самолётов и вертолётов самым простым способом совершить полёт было использование летательных аппаратов легче воздуха — воздушных шаров и дирижаблей. Что интересно, история здесь снова ведёт нас в Китай. Вероятно, ещё в 3м в. до н. э. в Китае были изобретены воздушные фонарики. Этот фонарик — простая конструкция из рисовой бумаги с небольшой горелкой внутри.

китайские воздушные фонарики

Китайцы использовали воздушные фонарики в церемониях и как средство сигнализации. Прошли тысячи лет, прежде чем на воздушных шарах начали летать люди.

Изобретателями воздушного шара считаются братья Монгольфье из Франции. Руководствовались братья не совсем правильными идеями — им пришла в голову мысль сделать аналог облака и поместить его в мешок, чтобы оно могло поднять этот мешок в воздух. С этой целью они наполняли свои шары дымом от сожжения смеси соломы и мокрой шерсти. Тем не менее, их подход привёл к успеху. Сначала браться проводили эксперименты с небольшими шарами у себя дома, а затем устроили большую демонстрацию воздушного шара для жителей своего города Анноне. Это произошло 4 июня 1783 года. Вскоре о воздушном шаре узнали в Париже, и осенью того же года братья Монгольфье запускали свои шары уже в Версале. Впервые на воздушном шаре решили запустить пассажиров — ими стали овца, утка и петух. Наконец, убедившись, что полёт на воздушном шаре не повредит человеку, 19 октября 1783 года первый полёт на воздушном шаре совершили люди.

первый полёт на воздушном шаре

Воздушные шары имели существенный недостаток — их полёт зависел от направления ветра, поэтому в течение 19 в. не прекращались попытки создать управляемый летательный аппарат с двигателем. Пробовали как варианты с установкой двигателя на воздушный шар, так и с установкой двигателя на планер. Но несмотря на то, что идея управляемого полёта была высказана вскоре после полёта первого воздушного шара, прошло больше ста лет, прежде чем управляемый полёт стал реальностью. Лишь в 1884 году французы Шарль Ренар и Артур Кребс смогли построить дирижабль, способный свободно перемещаться в любом направлении. Их дирижабль имел удлинённую форму и был оснащён электрическим двигателем, работавшим на аккумуляторах.

дирижабль Ренара и Кребса

Попытки поставить двигатель на планер и изобрести, таким образом, самолёт, долгое время не приводили к особым успехам. Среди таких попыток был, например, самолёт Можайского. Можайский, контр-адмирал российского флота, стал изобретать самолёт ещё в 50-е годы 19 в. Начав с планеров, которые поднимали в воздух запряжённые лошади, Можайский перешёл к конструированию самолёта с двигателем. К сожалению, паровые двигатели, которыми он пробовал оснастить самолёт, были слишком тяжёлыми, и удержать его в воздухе не могли, хотя и имеются свидетельства, что самолёт Можайского был способен взлетать на короткое время.

самолёт Можайского (модель)

Можайский потратил на изобретательскую деятельность все свои деньги, продал имение и в конце концов умер от болезни в нищете. Тогдашние российские чиновники не заинтересовались идеями Можайского и не стали финансировать его работу, в результате общепризнанными изобретателями самолёта стали американцы братья Райт. Они совершили свой первый подтверждённый полёт в 1903 году, через 13 лет после смерти Можайского.

Первый документально зафиксированный полёт самолёта конструкции братьев Райт состоялся 17 декабря 1903 года. При этом самолёт запускался с помощью рельсовой катапульты, а расстояние, которое он пролетел, составило всего 30 метров.

первый полёт самолёта братьев Райт

Братья Райт изобрели не только сам самолёт, но и лёгкий бензиновый двигатель для него, что и стало настоящим прорывом в самолётостроении. Тем не менее от первого полёта до активного развития авиации прошло время. В следующем году братья Райт в присутствии журналистов не смогли повторить свой успех, самолёт отправился в ангар, а изобретатели занялись конструированием новой, более совершенной модели. Военное ведомство США не спешило заключать контракт с братьями Райт, сомневаясь в способности велосипедных механиков (именно такая специальность была у изобретателей) сконструировать что-то стоящее. В Европе же сообщения о полётах братьев Райт и вообще считали враньём. Лишь в 1908 г. после впечатляющих демонстрационных полётов, проведённых изобретателями как в США, так и в Европе, мнение изменилось, а братья Райт стали не только знаменитыми, но и богатыми.

В 1909 г. российское правительство, наконец, осознало важность изобретений в области авиации. Оно отказалось покупать самолёт братьев Райт и приняло решение создать собственный самолёт самостоятельно. Первый российский аэроплан построил и в 1910 году совершил на нём полёт профессор Александр Кудашев.