Понятие качество образования в доу. Качество образования — результаты деятельности дошкольного учреждения

На сегодняшний день вопрос качества дошкольного образования приобрел особую актуальность. Понятие «качество» очень динамичное. Даже качество золота меняется со временем. С XVIII века к нему добавляют разную лигатуру: серебро, медь и другие металлы. Рассуждая о качестве человека, тем более необходимо учитывать степень соответствия системы образования ее назначению, ценностям и целям на определенном историческом этапе. А сейчас мы как раз находимся на таком историческом этапе, когда к дошкольному образованию будет предъявляться Федеральный государственный образовательный стандарт.

Качество дошкольного образования можно отслеживать по степени соответствия назначению, определяемому государственной политикой, целям, формулируемым в соответствии с современными научными исследования, ожиданиям потребителей образовательных услуг (родителей), связанным с образовательным процессом, его условиями и результатами, а также деятельностью системы дошкольного образования в целом.

В связи с тем что воспитание будущих поколений является делом государственной важности, на федеральном уровне решается, какой следующий шаг к обеспечению качества образования будет сделан. Насколько он будет верным, зависит от того, каковы итоги шага предыдущего. Основными критериями оценки деятельности субъектов Федерации в сфере дошкольного образования являются, с одной стороны, степень обеспечения конституционного права на дошкольное образование, с другой - степень удовлетворенности населения качеством дошкольного образования.

Обеспечение общедоступности дошкольного образования является безусловным и неоспоримым приоритетом политики нашего государства, требует колоссальных финансовых вложений, неимоверных усилий руководителей разных уровней управления образованием. Но настолько ли это неоспоримый показатель качества работы системы дошкольного образования?

Вековая история создания, развертывания, свертывания, развития сети дошкольных образовательных учреждений в нашей стране была направлена в первую очередь на обеспечение «территориальной» общедоступности, доступа к месту в детском саду.

В XIX веке открывались первые частные детские сады, основное назначение которых было только педагогическим, поскольку детский сад не давал никаких льгот, не подготавливал ни к какому учебному заведению, и родители находили лишним посылать в детский сад ребенка, чтобы он играл, да еще платить за это.

В начале XX века с развитием промышленности и вовлечением в процесс наемного труда женщин появилась необходимость в детских садах, которые работали с 9 до 16, а иногда до 18 часов - для обеспечения присмотра за детьми в течение всего рабочего дня их родителей.

В годы советской власти главной задачей являлось расширение сети дошкольных учреждений ведущих отраслей производства. Вводились в эксплуатацию новые здания детских садов, использовались под детские сады помещения жилых домов, освобождались используемые не по назначению здания детских садов, работа дошкольных учреждений приспосабливалась к особенностям производства (в отношении длительности, сменности, круглосуточности пребывания детей и др.). Расширялась сеть сельских дошкольных учреждений, их оснащение, организация подвоза детей из мелких населенных пунктов. Однако, увеличиваясь в разы, к 80-м годам сеть учреждений совсем не удовлетворяла растущих потребностей работающего населения в дошкольных учреждениях: обеспеченность детей детскими учреждениями составляла, по официальным документам, 31,4 %.

В 90-е годы начался неудержимый отток детей из дошкольных учреждений. Отток по финансовым или «идейным»
соображениям (кто-то не мог заплатить даже небольшие деньги, а кто-то, имея в распоряжении деньги, стремился нанять няню) происходил на фоне спада рождаемости, вызванного социально-экономическими изменениями. Идея общедоступности дошкольного образования в этот период общественной ценности не представляла.

Ситуация изменилась в 2000-е годы. Согласно данным Института гендерной политики, в эти годы по преимуществу рожало детей поколение 1978-1982 годов, когда наблюдалось увеличение рождаемости. Детей появилось на свет гораздо больше, чем могли вместить детские сады в том количестве, в котором местные власти сохранили их со времен демографического спада. Спрос на услуги дошкольных учреждений снова сильно вырос. Возникли очереди на место в детский сад. Дошкольные образовательные учреждения стали недопустимо переполнены. И снова в федеральных документах появляется приоритетная задача развития дошкольного образования в Российской Федерации: «Система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки». Появляются группы кратковременного пребывания, семейные детские сады, группы в разных типах образовательных учреждениях и другое.

Постоянно изменяющиеся социально-экономическая и демографическая ситуации требуют скорее мобильности системы дошкольного образования с точки зрения обеспечения нужного количества дошкольных учреждений, отвечающего потребностям населения в тот или иной исторический период.

О качестве дошкольного образования , на наш взгляд, весьма трудно судить по количественным показателям - сколько мест открыто и функционирует.

О степени соответствия главному назначению детских садов - педагогическому, направленному на оказание
профессиональной помощи и поддержки семье в вопросах развития и воспитания детей со стороны квалифицированных компетентных педагогов дошкольного образования, можно судить по мнению потребителей дошкольных образовательных услуг.

Ежегодно в субъектах Российской Федерации проводится сбор данных, характеризующих степень удовлетворенности населения качеством дошкольного образования. Однако получаемые результаты вызывают некоторое недоумение с точки зрения их достоверности. Объектом исследования является население в возрасте от 18 до 69 лет, проживающее в городских округах и муниципальных районах. Изучение проводится методом стихийного отбора, «уличного» опроса. Проблема в том, что в ходе исследования зачастую опрашиваются люди, которые не всегда соприкасаются с дошкольным образованием, но при этом очень хорошо осведомлены из средств массовой информации о взятках, получаемых руководителями детских садов, о нехватке мест и наличии очереди в дошкольные учреждения. Кроме того, не всегда и те, кто водит в детский сад своего ребенка, могут объективно оценить уровень качества предоставляемых образовательных услуг.

Ожидания у родителей от дошкольного образования не возникают сами по себе, они социально формируются.

В разные исторические периоды эти ожидания были разными. Советская система общественного дошкольного образования преследовала идеологию социалистического государства, направляя все возможные усилия на воспитание дисциплинированного, организованного и умеющего трудиться гражданина. Эти качества родители усердно проявляли на производстве, воспитание их детей было возложено на специалистов дошкольного образования.

С введением в 60-е годы в детские сады системного обучения, требующего методической подготовки, ведущая роль в воспитании и обучении детей всецело перешла в руки педагогов. Следствием таких усилий явилось абсолютное доверие родителей к социальным институтам: «детский сад воспитает», «школа научит», «армия перевоспитает». До сих пор практики сетуют на то, что некоторые родители считают своей основной функцией привести ребенка в детский сад и забрать его.

Кризис 90-х «вернул» родителям собственных детей. Статья Закона «Об образовании» объявила семью ответственной за развитие и воспитание ребенка, а систему образования - помощником семьи в вопросах образования. Родителям предстояло разобраться в своих потребностях в вопросах образования ребенка. Система образования также пребывала в поисках научных обоснований для обновления содержания образования, осуществляла инновационные проекты.

Появление в системе начального образования дифференцированных классов направило ожидания родителей от деятельности детского сада в русло «подготовьте ребенка к школе». И до сих пор, сколько бы усилий ни предпринимали педагоги, чтобы убедить родителей в том, что детский сад призван содействовать личностному становлению ребенка и давать возможность проживать ему радостное детство, большинство родителей хочет извлекать из всего осязательную пользу и выгоду в будущем.

Сейчас мы работаем с новым поколением родителей, которое имеет время и желание заниматься своим ребенком, с поколением, которое не интересуют проблемы детского сада, но готово участвовать в образовании своего ребенка.

На современном этапе изменить ожидания родителей, используя лозунги, недостаточно. Необходим высокий уровень работы, направленный на обеспечение реальной вовлеченности семьи в образование ребенка, формирование желания у родителей предпринимать личные усилия, вносить свой вклад в достижение общих целей образования. Наличие содержательной информированности, то есть такого количества и качества информации о том, что происходит с ребенком в большую часть суток, которую он проводит с работниками дошкольного учреждения, и главное, о его достижениях, позволит родителям принимать верные решения в отношении своевременной поддержки развития своего ребенка.

Высокий уровень информированности возможен при реальной вовлеченности семьи в образовательный процесс. Лишь после этого мы можем получить достоверные ответы на интересующий вопрос: удовлетворены ли потребители качеством дошкольного образования.

Пока мы вынуждены констатировать: у государства недостаточно достоверная информация о степени удовлетворенности населения качеством дошкольного образования.

Преследуя цель - понимание ситуации в дошкольном образовании для принятия верного шага в ближайшее будущее, - мы можем проанализировать уровень качества процесса, условий и результатов образовательной деятельности дошкольных учреждений.

В 1996 году на федеральном уровне были утверждены документы по проведению аттестации и государственной аккредитации ДОУ. До введения государственного образовательного стандарта дошкольного образования были установлены Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ. На основе этих требований разрабатывались вариативные образовательные программы дошкольного образования, проводилась аттестация и государственная аккредитация ДОУ. Документ был очень ожидаем образовательной практикой.

С 1989 года, когда Концепцией дошкольного воспитания была провозглашена цель - содействие становлению ребенка как личности, - педагоги были длительное время в замешательстве, так как не знали, как реализовывать современную цель, используя единую Программу воспитания и обучения в детском саду с достаточно идеологизированным содержанием. Новые требования способствовали существенному шагу вперед в обеспечении нового уровня качества дошкольного образования. С вариативными программами в детские сады пришли современное содержание образования и развивающие технологии.

Вместе с тем, несмотря на то что новый документ содержал новые требования к характеру взаимодействия персонала с детьми, сама логика построения критериев способствовала еще большему уходу в предметное содержание, а доминирование критериев, стимулирующих действия педагогов, не давало возможности для предоставления воспитанникам проявления самостоятельности и инициативы. Проблемы, обозначенные в документах еще в 1958
году, - «обратить внимание на развитие у детей самостоятельности, активности, инициативы; не допускать механического выполнения работы детьми; учитывать опыт детей, запас знаний, умений, навыков, на который можно опираться при овладении детьми новым; готовый образец не считать единственным приемом обучения» - спустя 40 лет снова не удавалось разрешить. Кроме того, поскольку в документе отсутствовали параметры достижений и методики их измерения, целевая ориентировка на содействие становлению воспитанника как личности не давала педагогам ясных представлений о том, к какому новому состоянию мог ребенок перейти в результате получения дошкольного образования.

Попытки что-то изменить в образовательной практике предпринимались в субъектах Федерации. Так, в Новгородской области система критериев оценки деятельности ДОУ разных видов в 2006 году была модифицирована. В качестве критериев и показателей изучения деятельности по разделу «Содержание, методы и организация воспитания и обучения» были определены «базовые» критерии, которые представлены по основным направлениям содержания дошкольного образования:

  • здоровье и физическое развитие воспитанников,
  • познавательно-речевое развитие воспитанников,
  • социально-личностное развитие воспитанников,
  • художественно-эстетическое развитие воспитанников.

В каждом из направлений критерии и показатели были построены таким образом, чтобы сбалансировать процессы социализации и индивидуализации в образовательной деятельности: с одной стороны, критерии, связанные с оценкой обеспечения усвоения детьми социально-культурного опыта, с другой - формирования субъектной позиции детей в специфически детских видах деятельности.

В качестве результатов дошкольного образования были определены основы ключевых компетентностей - социальной, коммуникативной, здоровьесберегающей, деятельностной и информационной. Оценка достижений осуществлялась в ходе целенаправленного наблюдения в привычной для ребенка обстановке, коллегиального обсуждения этих достижений всеми взрослыми, принимающими участие в его образовании (педагогами, специалистами, родителями), и ведения «портфолио», в котором систематизировалась оцениваемая информация.

В ходе наблюдения за поведением фиксировались:

  • мотивы занятий, предпочтения, интересы детей;
  • проявления ими умений и способностей в детских видах деятельности;
  • обстановка, в которой эти умения проявились.

Наблюдение дополнялось беседами с ребенком, анализом его работ, беседой с родителями и специалистами ДОУ, взаимодействующими с дошкольником в иных обстоятельствах. Динамика достижений фиксировалась не реже двух раз в год, однако за устойчивостью проявлений компетентностей взрослые наблюдали в течение всего года и отражали изменения в уровнях по мере их обнаружения.

Собираемая информация об уровне качества дошкольного образования и его результатов, проводимый сопоставительный анализ этих результатов имели огромную ценность, так как позволяли проанализировать текущую ситуацию по обеспечению качества образования детей дошкольного возраста в области, выявить сильные стороны и типичные проблемы в организации образовательного процесса, наметить направления приложения дальнейших усилий.

Итоги мониторинга доводились до сведения специалистов системы управления образованием разных уровней, городских (районных) методических служб, родителей (законных представителей), широкой общественности, а также учитывались в выборе содержания и технологий реализации образовательных программ повышения квалификации работников системы дошкольного образования Новгородской области. Верность предпринятых мер подтвердили принятые в 2009 году Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы, которые утвердили в качестве основных форм организации образовательной деятельности совместную со взрослыми и самостоятельную деятельность детей, а интегративные качества ребенка - как результат образования дошкольников.

Вместе с тем в 2010 году процедура аттестации и государственной аккредитации ДОУ была упразднена. Государственной системы мониторинга качества дошкольного образования пока не предложено. Соответственно, информация о том, как на сегодняшний день обеспечивается в нашей стране общедоступность качественного дошкольного образования, отсутствует.

В ближайшее время будет разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Значимым является то, чтобы был выбран верный шаг к новому уровню качества образования детей
дошкольного возраста.

Материал предоставлен , май 2013 г.

Ирина Скворцова
Качество образования - результаты деятельности дошкольного учреждения

Жизнь не стоит на месте, изменения в обществе естественно ведут к изменениям в системе образования . Условия диктуют настоятельную необходимость в том, чтобы современное ДУ, а затем и школа, если они действительно хотят обеспечить подрастающему поколению новое качество образования , начали строить принципиально новую функциональную личностно-ориентированную модель своей деятельности , базирующейся на принципе полноты образования .

Проблема качества образования - одна из центральных в современной образовательной политике и науке , потому что она связана с решением комплекса задач, направленных на развитие личности, ее подготовку к жизни в быстро меняющемся и противоречивом мире, личности с высокими нравственными устремлениями и мотивами к созидательной деятельности .

Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

Вместе с тем само понятие «качество образовательного процесса » характеризуется по-разному с точки зрения каждого его участника :

Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей – это эффективное обучение детей, т. е обучение по программам, хорошо готовящим детей к школе :

Обучение без утомления;

Сохранение здоровья детей как психического, так и физического;

Успешность обучения;

Поддержание желания учиться;

Обеспечение возможности поступления в престижную школу;

Для воспитателей – это положительная оценка их успешности руководителями ДОУ и родителями воспитанников.

Для – руководителя – это :

Высокая оценка деятельности воспитателей родителями и детьми, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития ОУ;

Сохранение здоровья детей;

Рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов;

Успешность деятельности педагогов и детей ;

Полное усвоение выбранных программ, качественная подготовка детей к школе.

Говоря о новом качестве образования , стоит поговорить о личности педагога, и его профессиональной компетентности. Качество образования , как известно, во многом определяется компетентностью педагога и уровнем его профессиональной деятельности .

Но как же обстоят дела на самом деле в ДОУ?

Как показала практика, в переходные периоды, связанные с модернизацией, качество образования падает . Необходим период адаптации к новым целям, содержанию и технологиям. Казалось бы, что современные программы и технологии в какой-то мере должны способствовать повышению качества дошкольного образования , но это не всегда происходит.

Многие воспитатели, как показали итоги мониторинговых исследований, даже познакомившись с новыми программами, не хотят отказываться от старой. Явление нежелания воспитателей работать по новым программам объясняется тем, что в педагогическом учебном заведении их учили работать именно по типовой программе, а, следовательно, они не умеют работать по другому.

Движущей силой развития ДУ становится творческий потенциал педагогов : их профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников.

Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.

Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

Педагог дошкольного образования должен :

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста .

2. Знать общие закономерности развития ребенка; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте .

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности .

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста .

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования .

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды , обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья.

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ .

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста , уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач .

11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста .

Во многом высокое качество обеспечивается не только качеством персонала , реализующего деятельность образовательной организации , но и наличием материальных ресурсов, а также качеством информационно – образовательной среды и применением новых информационных технологий.

Качество образования зависит от развития предметно- развивающей среды

В связи с введением в практику работы дошкольных учреждений ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы , в частности предметно–развивающей среде, педагогами дошкольных групп в апреле 2014г. был проведен анализ организации развивающего пространства в группах.

В результате аналитической деятельности обозначился ряд проблем :

Предметная среда не в полной мере отвечает требованиям ФГОС ДО;

Не всегда учитывается принципы её построения;

В группе не в полной мере представлен качественный и количественный состав необходимых игрушек и пособий;

Присутствует дисбаланс в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми в самостоятельной деятельности .

Поэтому одним из важнейших условий реализации ФГОС в каждой группе мы выбрали организацию предметно-развивающей среды, как мощного фактора развития интегративных качеств ребенка , направленных на гармоничное развитие и саморазвитие детей.

Перед собой мы поставили цель : повысить уровень своей компетенции в разработке предметно-окружающей среды в условиях ФГОС.

Задачи :

Повысить свои теоретические знания в вопросах инновационного подхода к организации предметно-развивающей среды в группе на основе реализации принципа интеграции образовательных областей ;

Формировать предметно-развивающую среду в каждой возрастной группе в соответствии с современным государственным стандартом;

Мы решили создать современную предметно-развивающую среду в условиях каждой возрастной группы. Педагоги планируют организовать так предметно- развивающую среду, чтобы были задействованы все виды деятельности , такие как игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная, трудовая, чтение художественной литературы, согласно требованиям ФГОС.

Скажем себе честно - на сегодняшний момент создать развивающую среду, отвечающую всем современным требованиям, повышения качества образования , повысить имидж ДОУ без помощи родителей невозможно. Но как привлечь в образовательный процесс родителей ? Для этого нужно искать новые формы и методы работы с родителями.

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный» дефицит, они подвержены стрессам, а детские стрессы – это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной обстановки в семье и т. д.

Поэтому одной из задач, стоящих, перед педагогами нашего ОУ является сохранение всех аспектов здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Делая акцент на проблеме сохранения и укрепления здоровья воспитанников, мы приняли такую структуру воспитательно-оздоровительного процесса, которая направлена не только на развитие физического и соматического здоровья, но и социально-нравственного и психологического здоровья.

Учитывая актуальность данной проблемы, педагоги поставили перед собой цель : повысить качество образования , через создания здоровьетворящего образовательного пространства , которое на наш взгляд поможет обеспечить нам воспитание здорового ребенка, повысить качество жизни наших воспитанников при условии содружества медицины, педагогики, психологии и тесного взаимодействия с семьей.

Участниками повышения качества образования через создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ являются : дети, семьи детей, коллектив.

Кроме этого, мы, считаем, что на улучшение здоровья малышей влияет весь уклад жизни ребенка в детском саду, условия, созданные для развития оздоровления, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника.

ДУ несет ответственность перед родителями за качество образования . Повышение качества образования – эта основная и главная задача, на решение которой направлены меры в детском саду по созданию оптимальных условий, обеспечивающих современное качество образовательных услуг .

Структура ДУ представляет собой целенаправленный образовательный процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста , сопровождения их семей, обеспечивающий функцию контроля за состоянием физического, интеллектуального развития детей.

Основной задачей ДОУ является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, поэтому качество образования в дошкольных образовательных учреждениях оценивается в первую очередь по индикаторам, отражающим результаты и качество работы учреждения по вопросам сохранения здоровья воспитанников.

Основных показателей качества дошкольного образования два : уровень готовности выпускников детского сада к обучению в школе и уровень здоровья воспитанников.

Результатом образовательной деятельности дошкольного учреждения является достижение уровня готовности выпускников, необходимого для успешного обучения в школе.

Обобщение пройденного на 1 курсе материла:

1. Образовательный процесс - это специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной педагогической системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение целей и задач воспитания, обучения, образования и развития личности.

2. Образовательный процесс выполняет ряд функций - развивающую, социализирующую (воспитывающую), информационную (обучающую) и адаптивную.

3. Значение его состоит в том, что в образовательном процессе создаются оптимальные условия для своевременного развертывания как генетической, так и социальной программы развития человека, обеспечивается направленность, постепенность, поэтапность данного процесса, создаются условия для овладения человеческим опытом и деятельностью.

4. Образовательный процесс организуется сообразно принципам воспитания и обучения.

5. Основные особенности образовательного процесса: целенаправленность, многофакторность, вариативность, целостность, динамичность, диалектичность, субъект-субъектный характер взаимодействия педагога и ребенка.

Дошкольная педагогика изучает образовательный процесс детского сада как фак-тор целенаправленного содействия развитию ребенка дошкольного возраста как личности, индивидуальности и субъекта деятельности.

а) понятие образовательного процесса в ДОУ;

В условиях дошкольного образования цели и задачи воспитания, обучения и развития личности ребенка решаются в условиях образовательного процесса, который носит целенаправленный, целостный и планомерный характер. Он специально организуется педагогом на основе учета закономерностей воспитания, обучения и развития ребенка.

Образовательный процесс в ДОУ - это специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника с целью реализации задач воспитания и обучения ребенка раннего и дошкольного возраста. Такое взаимодействие должно обеспечивать результат - разностороннее развитие ребенка (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое).

Образовательный процесс в ДОУ - это целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том числе и семейного, в соответствии с федеральными государственными образовательными требованиям (ФГТ).

Образовательный процесс ориентирован на обеспечение линий развития ребенка (они отражены в проекте ГОС ДО ФГТ к ООП ДО)


Линии развития ребенка дошкольного возраста

Физическое

Социально-личеностное

Художественно-эстетическое

Познавательно-речевое

Например, линия познавательно-речевого развития. В этой сфере происходит развитие ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности, в поиске новых впечатлений, апробировании разных способов действия, ответов на возникающие у него вопросы, решении проблемных ситуаций. Развиваются общие представления ребенка об окружающем мире, о себе, о других людях. На протяжении дошкольного возраста совершенствуется и обогащается речь ребенка, становясь одним из необходимых условий познания.

Образовательный процесс детского сада характеризуется общими для образовательного процесса как педагогического явления принципами, структурой и логикой построения. Вместе с тем, существует специфика процессов воспитания и обучения в ДОУ, которая обусловлена возрастными особенностями и закономерностями развития ребенка на этапе дошкольного детства.

Для того, чтобы качественно строить образовательный процесс необходимо учитывать принципы его организации и функционирования.

б) принципы образовательного процесса ДОУ;

Принципы образовательного процесса - система исходных основных требований его построения, выполнение которых обеспечивает высокую эффективность решения задач развития личности в условиях воспитания и образования.

Принцип целостности развития ребенка. Развитие осуществляется как целостный процесс. В связи с этим положением необходимо обеспечить решение в единстве задач умственного, физического и др. сторон воспитания.

Примеры, иллюстрирующий связь умственного воспитания с другими сторонами воспитания и развития ребенка.

Физическое и умственное. С раннего возраста малыш приобретает знания об уходе за своим телом и умения (как мыть руки, лицо, пользоваться салфеткой, присываться), которые становятся основой для осознанного отношения к себе, становления привычки к ведению здорового образа жизни.

Эстетическое и умственное. Восприятие красоты окружающего мира во всем его многообразии, приобщение ребенка к искусству требуют осмысления, что невозможно без участия воображения, памяти и мышления. Включение мышления в процесс эстетического восприятия - основа для развития наблюдательности, становления сенсорной культуры, оценочных суждений.

Принцип единства задач воспитания и обучения ребенка (проиллюстрировать самостоятельно).

Принцип систематичности и непрерывности, то есть решение задач воспитания осуществляется постоянно в течение дня, так, утром беседа с ребенком, подготавливающая его к занятию, во время мытья рук - ознакомление со свойствами воды и мыла, во время завтрака - привитие навыков культурного приема пищи, разговор о том, во время прогулки - наблюдение за состоянием деревьев и установление причинно-следственных связей, во время подготовки ко сну о значении сна для организма человека, в свободном общении - учимся бесконфликтному общению и т.д.

Принцип постоянного прогрессивного движения личности ребенка в педагогическом процессе предполагает создание условия для постоянного личностного роста ребенка и осознания им этого процесса. Усложнение задач, содержания деятельности, условий ее выполнения, требований к ребенку позволяет ему постоянно самосовершенствоваться, изменять себя. Этот процесс должен доставлять ребенку радость, удовольствие, а для этого ребенок должен быть успешен.

Принцип учета возрастных возможностей детей . Данный принцип реализуется через идею ампфлификации (обогащения) детского развития. Не следует ускорять развитие, завышать требования к детям, необходимо находить возможность для насыщения разнообразным материалом типичных видов деятельности для дошкольного возраста.

Принцип инди-видуализации и дифференциации предполагает создание благоприятных условий для проявления, развития индивидуальности каждого ребенка.

Индивидуальный подход. Каждый человек индивидуален. Он развивается в соответствии со своими темпами и программой развития. Воспитатель, организуя образовательный процесс, должен ориентироваться на склонности, интересы, потребности, возможности ребенка. Поэтому он соотносит задачи, методы, формы организации воспитания и обучения с индивидуальными особенностями ребенка, находя место и время для индивидуальной работы.

Дифференцированный подход. Например, на занятиях познавательного характера группа интеллектуально развитых детей получает пакет с заданием, требующего решения усложненной познавательной задачи. Дети же с низким уровнем развития воображения и наглядно-образного мышления объединяются на занятии в одну группу с тем, чтобы повысить уровень развития этих процессов и обеспечить базу для развития основ словесно-логической формы мышления.

Принцип обеспечения эмоционально-психологического комфорта ребенка в образовательном процессе связан с обеспечением психологических условий воспитания и обучения: интересное содержание деятельности, удовлетворение потребностей, успешность, эмоционально-насыщенное общение со взрослым, позитивность оценок деятельности и качеств ребенка).

Принцип сотрудничества субъектов педагогического процесса ориентирует педагога на осуществление взаимодействия с детьми на основе сотрудничества, создание условий для развития субъектности ребенка.

2. Основываться на положениях культурно-исторической теории Л.С.Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте (о социальной ситуации развития, ведущей деятельности возраста, неравномерности психического развития, психологических новообразованиях, реактивно-спонтанном обучении, зоне ближайшего развития, амплификации развития, доминирования непосредственной мотивации, непроизвольности психических процессов и др.), определяющих следующие основные подходы к образованию детей дошкольного возраста: культурно-исторический; деятельностный; личностный.

3. Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

4. Сочетать и взаимосвязывать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).

5. Отвечать принципу внутренней непротиворечивости выдвигаемых теоретических положений, формулируемых целей и задач, форм и методов работы.

6. Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).

7. Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

8. Формировать такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

9. Обеспечивать в инвариантной части разностороннее развитие детей по основным направлениям в рамках образовательных областей» (Приложение 2).

Операционально-деятельностный компонент образовательного процесса ДОУ представлен педагогическими средствами, методами и формами.

Средства образовательного процесса - это совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющих разнообразные функции.

В образовательном процессе ДОУ в качестве таковых выступают:

Предметы среды, окружающей ребенка (игрушки, конструктивные материалы, произведения литературы и искусства, дидактические материалы и т.д.). То есть различная наглядность (предметная и символическая(модели, макеты, литературные образы, макеты, картины, иллюстрации, рисунки и т.д.) В своей совокупности и определенном порядке размещения в пространстве они создают предметную развивающую среду группы и детского сада в целом;

Социальное окружение (педагоги, специалисты, родители, сверстники и общение с ними)

Разнообразные виды детской деятельности (прежде всего -игра(ее разные виды), продуктивная деятельность, эстетически ориентированная деятельность, двигательная и т.д. Эти виды деятельности, наполненные обучающим, воспитывающим содержанием, включающие в себя задачи обучения, воспитания и развития ребенка, специально организуемые или самостоятельные выполняют функцию средства педагогического процесса.

В качестве средства (как и метода) могут рассматриваться образовательные ситуации(стихийные или организованные, воспитывающие, обучающие или развивающие, житейские или специально созданные) в которые вовлекается ребенок и действуя в них, решая различные задачи активно изменяется, приобретает опыт.

Все средства связаны друг с другом, используются в единстве и комплексе. Их выбор определяется:

Характером целей и задач образовательного процесса

Возможностями и уровнем развития воспитанников

Средства связаны с методами, поскольку они могут являться частью метода (то есть с помощью средств реализуется взаимодействие субъектов образовательного процесса, направленное на достижение целей развития и образования ребенка).

В образовательном процессе детского сада используются различные методы воспитания и методы обучения . Наиболее значимыми из них являются игровые, наглядные и практические. О специфике использования методов педагогического процесса мы будем вести речь применительно к конкретным направлениям образовательного процесса и его задачам

Важным элементов опреационально-деятельностного компонента педагогического процесса детского сада, наряду с средствами и методами являются формы организации . Своеобразие развития и образования ребенка на этапе дошкольного детства определяет и специфику форм организации образовательного процесса. К таким относятся: различные режимные моменты (это не только временные отрезки в ходе которых осуществляется обихаживание ребенка, присмотр за ним, но и решаются различные образовательные задачи.

В такие моменты ребенок накапливает опыт (познавательный, социальный и др), который затем в специально организованных формах работы будет обобщаться и систематизироваться. Кроме режимных моментов в качестве организационной формы традиционно рассматривалось занятие с детьми. Это коллектиная форма воспитания и обучения ребенка о необходимости введения, который в образовательный процесс ДОУ писала А.П. Усова.

Она отмечала, что занятие не есть аналог урока в школе, адаптированный к возможностям и специфике обучения детей дошкольного возраста, это иная по сути и способу организации форма работы с детьми, призванная систематизировать, упорядочить тот разнообразный, стихийный опыт, который накоплен ребенком в иных формах образовательной деятельности. Долгое время занятия рассматривались как основная форма обучения и воспитания детей в детском саду. Излишняя дидактизация педагогического процесса привела в конечно итоге к тому, что практически все образовательные задачи воспитатели стремились реализовать на занятиях, которых для детей было не так много в режиме дня.

Отсюда стремление интенсифицировать темп работы на занятиях, переполнить их избыточным содержанием, увеличить количество, привнести элементы занятия как организованной и управляемой учебно-познавательной деятельности детей в другие моменты жизни воспитанников, в игры, труд и т.д. В настоящее время предложено ограничить количество и виды занятий для детей - занятия в старшем возрасте по математике и развитию речи с целью подготовки к школе. Само же обучение ребенка как организованный процесс предлагается осуществлять в иных формах -

Непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

Совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач.

В связи с этим возникает множество проблем и вопросов : чем отличается занятие от непосредственной образовательной деятельности, реализуемой как совместная педагога и ребенка? Эти отличия носят сущностной или формальный характер? Если меняется форма организации обучения и воспитания детей в педагогическом процессе ДОУ, то что она будет из себя представлять с точки зрения содержания, характера взаимоотношений педагога и ребенка, структуры, времени, методики? Отказавшись от занятий, где, когда и за счет какого времени реализовать то образовательное содержание, которое традиционно реализовывалось на занятиях? и другие, на которые еще только предстоит ответить, теоретически обосновав и технологически обеспечив их решение.

Ресурсный компонент образовательного процесса - это система условий, при которых успешно могут быть решены цели и задачи воспитания и обучения.

Выделим группыусловий, обеспечивающих организацию и осуществление образовательного процесса в ДО:

Средовые - организация среды, обеспечивающей активность ребенка.

Психолого-педагогические - реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога и ребенка, реализация принципа природосообразности, построение субъект-субъектного взаимодействия (взаимодействие субъектов образовательного процесса на основе диалога и сотрудничества), реализация принципа индивидуализации, организация взаимодействия развивающего и развивающегося с семьёй.

Дидактические - реализация принципа интеграции и комплексно-тематического планирования организации образовательного процесса, осуществление образовательного процесса с помощью педагогических средств, методов и форм, адекватных возрастному потенциалу, целям и задачам образовательной программы, своевременное изучение и коррекция образовательного процесса.

Организационные - установление социального партнёрства ДОУ с семьёй и ближайшим социальным окружением (библиотека, театр, музей), использование нормативно-правовых требований в области дошкольного образования.

Билет №18

Образовательный процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной педагогической системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение целей и задач воспитания, обучения, образования и развития личности.

Образовательный процесс организуется сообразно принципам воспитания и обучения.

5. Основные особенности образовательного процесса: целенаправленность, многофакторность, вариативность, целостность, динамичность, диалектичность, субъект-субъектный характер взаимодействия педагога и ребенка.

Дошкольная педагогика изучает образовательный процесс детского сада как фак­тор целенаправленного содействия развитию ребенка дошкольного возраста как личности, индивидуальности и субъекта деятельности.

Понятие образовательного процесса в ДОУ;

В условиях дошкольного образования цели и задачи воспитания, обучения и развития личности ребенка решаются в условиях образовательного процесса, который носит целенаправленный, целостный и планомерный характер. Он специально организуется педагогом на основе учета закономерностей воспитания, обучения и развития ребенка.

Образовательный процесс в ДОУ – это специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника с целью реализации задач воспитания и обучения ребенка раннего и дошкольного возраста. Такое взаимодействие должно обеспечивать результат – разностороннее развитие ребенка (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое).

Образовательный процесс в ДОУ – это целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том числе и семейного, в соответствии с федеральными государственными образовательными требованиям (ФГТ).

Образовательный процесс ориентирован на обеспечение линий развития ребенка (они отражены в проекте ГОС ДО ФГТ к ООП ДО).

принципы образовательного процесса ДОУ;

Принципы образовательного процессасистема исходных основных требований его построения, выполнение которых обеспечивает высокую эффективность решения задач развития личности в условиях воспитания и образования.

Принцип целостности развития ребенка. Развитие осуществляется как целостный процесс. В связи с этим положением необходимо обеспечить решение в единстве задач умственного, физического и др. сторон воспитания.

Принцип единства задач воспитания и обучения ребенка (проиллюстрировать самостоятельно).

Принцип систематичности и непрерывности, то есть решение задач воспитания осуществляется постоянно в течение дня, так, утром беседа с ребенком, подготавливающая его к занятию, во время мытья рук – ознакомление со свойствами воды и мыла, во время завтрака – привитие навыков культурного приема пищи, разговор о том, во время прогулки – наблюдение за состоянием деревьев и установление причинно-следственных связей, во время подготовки ко сну о значении сна для организма человека, в свободном общении – учимся бесконфликтному общению и т.д.

Принцип постоянного прогрессивного движения личности ребенка в педагогическом процессе предполагает создание условия для постоянного личностного роста ребенка и осознания им этого процесса. Усложнение задач, содержания деятельности, условий ее выполнения, требований к ребенку позволяет ему постоянно самосовершенствоваться, изменять себя. Этот процесс должен доставлять ребенку радость, удовольствие, а для этого ребенок должен быть успешен.

Принцип учета возрастных возможностей детей . Данный принцип реализуется через идею ампфлификации (обогащения) детского развития. Не следует ускорять развитие, завышать требования к детям, необходимо находить возможность для насыщения разнообразным материалом типичных видов деятельности для дошкольного возраста.

Принцип инди­видуализации и дифференциации предполагает создание благоприятных условий для проявления, развития индивидуальности каждого ребенка.

Принцип обеспечения эмоционально–психологического комфорта ребенка в образовательном процессе связан с обеспечением психологических условий воспитания и обучения: интересное содержание деятельности, удовлетворение потребностей, успешность, эмоционально–насыщенное общение со взрослым, позитивность оценок деятельности и качеств ребенка).

Принцип сотрудничества субъектов педагогического процесса ориентирует педагога на осуществление взаимодействия с детьми на основе сотрудничества, создание условий для развития субъектности ребенка.

Принцип гуманизации отражает закономерную связь образовательного процесса с потребностями общества и самой личности. Он реализуется по ряду направлений.

Образовательный процесс выполняет ряд функций :

Развивающую,

Социализирующую (воспитывающую),

Информационную (обучающую),

Адаптивную.

2. Теоретические основы социально – личностного воспитания дошкольников. Задачи, принципы, содержание, средства и методы социально – личностного воспитания дошкольников.

Воспитание этических норм поведения у ребёнка - нравственная проблема, имеющая социальную значимость . На развитие у детей представлений о морали одновременно оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность. Поэтому перед педагогами и родителями стоит задача воспитания высокообразованного и воспитанного молодого поколения , владеющего всеми достижениями созданной человеческой культурой.

Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем , что ребёнок формирует самые первые моральные оценки и суждения, он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует своё отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение её в реальных поступках. Социально-нравственное воспитание детей происходит на всём протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребёнка играет среда, в которой он развивается и растёт.

Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р . С. Буре, Е. Ю. Демурова, А. В. Запорожец и др. Они выделили следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания :

1 этап – формирование социальных эмоций и нравственных чувств;

2 этап – накопление знаний и формирование нравственных представлений;

3 этап – переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;

4 этап – претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.

В соответствии с этапами выделяются следующие задачи :

Формирование нравственного сознания;

- социальных эмоций , нравственных чувств и отношений к разным сторонам социального окружения ;

Нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках;

Доброжелательных взаимоотношений, начал коллективизма и коллективистской направленности личности дошкольника ;

- воспитание полезных навыков и привычек поведения.

Условия социально - нравственного воспитания в детском саду , должны соотносится с условиями реализации других направлений развития детей , так как оно является стержневым для организации всего образовательного процесса : например, интеграция линий социально-нравственного и социально-экологического воспитания дошкольников .

Содержание социально-нравственного воспитания при этом включает формирование социально -нравственной культуры личности дошкольника и её отдельных компонентов – мотивационно - поведенческого и эмоционально-чувственного. Данные компоненты формируются и складываются в единую систему в ходе следующих этапов работы : предварительного, базового, художественно-ознакомительного, эмоционально-действенного (по С. А. Козловой) . Их содержание подбирается в соответствии с программами. Например : программа социального развития и воспитания дошкольников и младших школьников «Я-человек!» С. А. Козловой и др. Программой нравственного воспитания дошкольников «Дружные ребята» Р. С. Буре и т. д.

Таким образом, содержание образовательного процесса может меняться в зависимости от направления социально-нравственного воспитания (от формирования основ безопасности жизнедеятельности, социального и трудового воспитания до патриотического , гражданско-правового и духовно-нравственного). При этом своеобразие процесса социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в решающей роли среды и воспитания в развитии ребёнка , в отсутствии принципа взаимозаменяемости в процессе нравственного воспитания и гибкости воспитательных воздействий .

В качестве средств социально-нравственного воспитания выступают :

Ознакомление детей с разными сторонами социального окружения , общение с людьми (детьми и взрослыми) ;

Организация их деятельности (игры, труда и т. д., включение детей в

предметно-практическую деятельность, практика коллективных творческих дел и игра;

Общение с природой;

- художественные средства : народный фольклор, музыка, кино и диафильмы, художественная литература, изобразительное искусство и др.

Социально-личностное воспитание – выражается в развитии способности ребенка ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать ценность общественной личности и других людей, проявлять свое отношение к миру и людям в соответствии с культурными традициями. Нормами и правилами, принятыми в обществе.

Принципы социально-личностного воспитания(они же принципы воспитания):

- Принцип целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса (организация многостороннего педагогического влияния на ребенка, через систему целей, содержания);

- Принцип гуманизации воспитателя (самоценность дошкольного возраста и личности ребенка, уважение его прав);

- Принцип педагогического оптимизма (опора на положительное в личности ребенка)

- Принцип создания активной позиции ребенка в воспитательном процессе (человек развивается в активной самостоятельной деятельности);

- Принцип создания перспектив движения к новым целям (необходимо ориентировать детей на новые дела и свершения);

- принцип учета в воспитании возрастных, индивидуальных особенностей детей.

- принцип взаимодействия сотрудничества педагога с родителями.

Задачи социально-личностного воспитания:

Становление первоначальных ценностных ориентаций и гуманного отношения к миру (людям, природе, рукотворному миру, своей семье)

Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности проявлять заботу о других людях.

Воспитание дружеских взаимоотношений и сотрудничества со сверстниками;

Воспитание культуры поведения и общения со взрослыми и детьми;

Развитие основ самосознания, внутреннего мира ребенка и начал гражданских чувств, толерантности.

Основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях. В результате у детей формируется положительный образ «Я» включающий:

Образ физического «Я», какой я, (возраст, вес), кто я (гендер);

Образ социального «Я», я в семье и в кругу сверстников.

Образ реального «Я»- что я умею делать;

Образ моего будущего «Я» - кем хочу быть.

Качество образования в детском саду в условиях ФГОС.

Аннотация. Статья посвящена освещению некоторых сторон формирования кадрового потенциала современного детского сада в соответствии с требованиями ФГОС.

Ключевые слова: кадровый потенциал, качество образования, ФГОС, дошкольная организация, работники детского сада, развитие организации.

Актуальность проблемы формирования кадрового потенциала дошкольной образовательной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) определяется необходимостью управления качеством дошкольного образования и обусловлена усилением внимания учёных и практиков к созданию наиболее оптимальных условий для образования будущих школьников.

Понятие кадрового потенциала дошкольной образовательной организации напрямую связано с понятием качества дошкольного образования.

Качество дошкольного образования в современных условиях реализации ФГОС ДО понимается исследователями Т.И. Алиевой, Л.Г. Богославец, А.А.Майер, Л.А. Парамоновой как соответствие результатов образования обучающихся целевым ориентирам ФГОС ДО, успешное развитие самой дошкольной образовательной организации, а также деятельность каждого педагога и руководителя в направлении обеспечения качества образовательных услуг, оказываемых в детском саду .

Рассматривая качественное предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного образования в контексте ФГОС, имеется в виду оценка результатов, которых добиваются воспитатели, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители и другие специалисты, работающие с дошкольниками, в обучении и развитии каждого воспитанника детского сада по основным направлениям (образовательным областям): социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Однако, в последнее время в психолого-педагогической литературе и периодической печати всё чаще при этом имеют в виду и качество самого образовательного процесса, и условий, в которых он реализуется .

Рассматривая утверждение Н.С. Голицыной о том, что для современной дошкольной организации понятие «качество дошкольного образования» связано, прежде всего, с его конкурентоспособностью на рынке образовательных услуг городского поселения, района и округа, можно утверждать, что данное понятие рассматривается как комплекс свойств образовательной услуги, предоставляемой детским садом общеразвивающего вида "Белочка", обеспечивающей удовлетворение внутренних потребностей родителей (законных представителей) воспитанников по развитию личности каждого ребёнка - дошкольника, посещающего детский сад .

Поэтому, можно заключить, что становится всё более актуальным вопрос о необходимости управления качеством дошкольного образования и формированием кадрового потенциала ДОО на уровне каждой организации, каждого детского сада, что невозможно без достаточно квалифицированного кадрового состава.

Управление качеством образования в МБДОУ "Улыбка" можно рассматривать как процесс:

Проектирования;

Постановки целей и определения путей достижения данных целей дошкольного образования;

Организации образовательного процесса и мотивации его субъектов на качественный труд;

Осуществления контроля отклонений от целей;

Отслеживания изменений в развитии дошкольников (психолого-педагогическая диагностика, мониторинг качества образования);

Регулирования и анализа результатов деятельности .

Но, к сожалению, в публикациях последних лет отмечается негативная тенденция: кадровая ситуация в муниципальных образовательных организациях стала носить сложный характер.

Согласно работ А.Я. Кибанова, О.А. Куревиной, Л.Г. Петерсон и др., возникшее противоречие между ранее приобретёнными знаниями, практическим опытом и радикальными изменениями в сфере образования и трудовых отношений, переход опытных и квалифицированных кадров в коммерческие структуры, обновление кадрового состава, пополнение его специалистами, прошедшими профессиональную переподготовку, не имеющими достаточного опыта работы, привело к невысокому профессиональному уровню кадрового потенциала ряда детских садов .

Кадровое обеспечение дошкольных образовательных организаций в условиях осуществления современных реформ системы образования должно соответствовать требованиям ФГОС ДО и Профессионального стандарта педагога ДОО, что актуализирует необходимость планировать перспективы и эффективно решать ежедневные, текущие и перспективные задачи, достигать стратегические цели формирования кадрового потенциала и развития организации .

Понятие «кадровый потенциал», согласно работ Л.Г. Зайцева, М.И.Соколовой, отражает ресурсный аспект социально-экономического развития отдельной организации. Поэтому кадровый потенциал МБДОУ детского сада общеразвивающего вида "Белочка" с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей можно определить как совокупность способностей всех людей, занятых в данной организации и решающих определённые задачи образовательного процесса .

Понятие кадрового потенциала в нашем случае употребляется в смысле скрытых возможностей, способностей, которые могут проявиться при определённых условиях на определённом этапе развития дошкольной образовательной организации.

А.Л. Атасов, Л.Г. Зайцев, М.И.Соколова и др. современные исследователи под кадровым потенциалом понимают меру способностей и возможностей работников материализовать свои знания и умения с целью обеспечения жизнеспособности и развития дошкольной образовательной организации .

Сегодня нередко встречается утверждение, что во многих учреждениях дошкольного образования встречается профессиональная несостоятельность кадров, неспособность или нежелание работников детских садов переходить из в режим развития и постоянной, ежедневной деловой активности, неумение работников перестраиваться, овладевать новыми методами работы, расширяя спектр используемых образовательных технологий, изучая научную и методическую литературу, раскрывающей систему работы с применением современных технологий, что является проблемой не только отдельно взятой дошкольной организации, но и всей системы образования, то есть является проблемой общегосударственной, актуальность которой связана со значительным повышением роли кадрового потенциала сотрудников детского сада в развитии каждой муниципальной дошкольной образовательной организации.

К сильным сторонам профессиональной деятельности кадрового состава детского сада относят готовность и умение учиться тому, что необходимо в профессии, самообразование и саморазвитие, овладение информационной, компьютерной грамотностью, умение находить взаимопонимание с другими участниками образовательного процесса, знание основ педагогики и психологии современного ребёнка дошкольного возраста, в том числе и с ОВЗ, основы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников детского сада. Слабые стороны моей деятельности связаны с объективными сложностями внедрения ФГОС.

Проанализировав систему управления дошкольной образовательной организацией за последние годы и качество образовательного процесса МБДОУ "Улыбка", можно утверждать, что кадровый потенциал формируется интеграцией и динамикой таких моментов и сторон жизнедеятельности каждого работника детского сада, как:

Личностные свойства;

Общая работоспособность;

Профессионально-квалификационные знания, умения, опыт;

Творческие склонности, заинтересованность;

Способность и ориентация личности руководящего, педагогического и обслуживающего персонала детского сада.

Соглашаясь с утверждением А.Я. Кибанова, формирование кадрового потенциала МБДОУ детского сада общеразвивающего вида "Белочка" с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей, как и степень соответствующей ему эффективности труда каждого сотрудника, зависит не от какого-либо одного элемента, а от их совокупности, сбалансированности и для отдельного работника, и для групп персонала дошкольной образовательной организации, что, в свою очередь, влияет на качество образования в ДОО .

На повышение качества образовательного процесса направлены усилия всего педагогического коллектива, но всё же существует ряд проблем и противоречий, требующих решения: необходимость повышения качества дошкольного образования и недостаточная готовность отдельных сотрудников, педагогов к решению данной задачи на практике; потребность всех субъектов педагогического процесса детского сада в качественной подготовке будущих школьников и отсутствием действенных мер саморазвития каждого сотрудника, задействованного в образовательном процессе детского сада.

Результатами практических изысканий коллектива детского сада "Улыбка" стали инновационные педагогические проекты, программа развития, основная образовательная программа, инновационные технологии организации образовательного процесса и новые подходы к управлению качеством дошкольного образования в детском саду общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей в условиях введения ФГОС дошкольного образования.

Соглашаясь с утверждением В.В. Алексеева, можно сделать вывод, что кадровый потенциал детского сада "Улыбка" имеет определенные количественные, качественные и структурные характеристики, определяющими принципы, на которых должно базироваться управление кадровой политикой в образовательной организации:

Соответствие трудового потенциала характеру, объёму и сложности выполняемых трудовых функций и видов работ;

Обусловленность структуры трудового потенциала материально-вещественными факторами образовательного процесса;

Эффективное использование трудового потенциала;

Создание условий для профессионально-квалификационного развития персонала, служебного продвижения и расширения профиля, умений и навыков работников .

Совокупность качественных и количественных характеристик кадрового потенциала, а также принципов управления им даёт представление о состоянии персонала дошкольной образовательной организации и тенденциях его изменения для целей управления формированием и развитием кадрового потенциала, в том числе:

Планирования,

Анализа и разработки мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов детского сада.

Требования ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы среди значимых выделяют психолого-педагогическую службу, материально-технические и финансовые условия, развивающую предметно-пространственную среду и кадровое обеспечение .

Учитывая, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направляет усилия всех сотрудников детского сада на достижение целей: повысить социальный статус дошкольного образования, обеспечивая равенство возможностей для каждого ребёнка - дошкольника в получении качественного дошкольного образования и государственные гарантии уровня и качества образования, был детально проанализирован уровень сформированности кадрового потенциала муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-коммуникативному развитию и сделаны следующие выводы:

1. Профессиональная подготовка кадров характеризуется достаточно высоким образовательным уровнем и опытом управленческой и педагогической работы, но необходимо установить планомерный характер системы повышения квалификации и профессионального развития каждого работника.

2. Необходимо активизировать работу с кадровым резервом, составляя прогнозы потенциальных вакансий должностей, входящих в штат дошкольной организации, анализируя возрастную структуру работников с учётом ожидаемого освобождения должностей в связи с выходом на пенсию; среднестатистического увольнения и других причин.

3. Целесообразно составление плана замещения должностей в разрезе прогнозов вакансий с учётом срока ожидаемого освобождения должностей работников ДОО и анализа очередной аттестации, собеседований с работниками по поводу перспектив их продвижения, выявления склонностей специалистов в целях предварительного отбора в кадровый резерв (опрос, личные листки, конкурсный отбор, рекомендательные отзывы).

4. Организация постоянно действующих семинаров в целях подготовки кадров с новым профессиональным мышлением, работников отдела труда и занятости, опытных педагогов и руководителей принесет возможность повышения уровня теоретической и методической подготовленности коллектива ДОО.

5. Необходима активизация работы по информационно-аналитическому направлению: создание творческих групп для обеспечения тесной связи с населением, изучения общественного мнения, обмена опытом наиболее квалифицированных кадров; анализ вопросов подготовки и расстановки кадров, заслушивание отчетов заместителей руководителя по решению кадровых задач; организация «круглого стола», «прямой линии» с привлечением средств массовой информации: газеты «Заря», ресурсов Интернет.

7. Значимым решением может стать открытие постоянной рубрики, освещающей деятельность администрации детского сада по развитию кадрового потенциала дошкольной образовательной организации на официальном сайте - «Кадры решают всё», «Новые назначения», «Спеши учиться».

8. Целесообразно организовать систему профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, в том числе дистанционное обучение, по новым специальностям, повышение квалификации сотрудников в системе курсовой подготовки и методической работы, обучение по профильным направлениям деятельности по краткосрочным программам лиц, состоящих в кадровом резерве и резерве управленческих кадров дошкольной образовательной организации.

9. Возможно проведение научных исследований, кадрового мониторинга и аудита образовательной организации, создание баз данных об успешно работающих кадрах; обеспечение более тесной связи слушателей, обучающихся в вузах с практикой работы дошкольной образовательной организации.

Таким образом, решение вопросов формирования кадрового потенциала для обеспечения качества дошкольного образования, позволяет убедиться в том, что правильно организованное руководство формированием и развитием кадрового потенциала является необходимой основой для развития организации в условиях ФГОС. При этом система управления формированием и развитием кадрового потенциала обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами на основе использования достижений отечественной и зарубежной науки и передового опыта.

С писок литературы:

1. Алексеев, В.В. Кадровый потенциал отрасли. [Текст]/ В.В.Алексеев. - М.: Знание, 2012. - 64 с.

2. Атасов, А.Л. Управленческая деятельность: Практика и резервы организации. [Текст]/А.Л. Атасов. - М.: Сфера, 2011. – 251 с.

3. Багаутдинова, С.Ф. Управление дошкольным образованием. [Текст]/ С.Ф.Багаутдинова, Л.Н. Санникова.- М.: Флинта, 2015.-150 с.

4. Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении.[Текст]/Н.С. Голицына.- М.:ПРИОР, 2007. - 405 с.

5. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент.[Текст]/Л.Г.Зайцев, М.И.Соколова. - М.: Дело, 2012.-144 с.

6. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации. [Текст]/ Под ред. А.Я.Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 638 с.

7. Куревина, O.A. Концепция образования: современный взгляд [Текст]/ О.А.Куревина, Л.Г. Петерсон. - М.: АПКиПРО, 2014. -136 с.