Правильно сказать «нет» — это настоящий талант! Семь простых способов отказать человеку.

Какое-то , вы должны уяснить для себя, действительно ли вы хотите это делать. Отвечать на предложение можно только в том случае, когда вы четко определились, нужно вам это или нет. Скажите себе: «Нет, мне это не нужно!».

Скажите «нет» своему собеседнику. Не бойтесь обидеть человека. Если вы сделаете все правильно, то обиды или явной злости не последует. Аргументируйте свой отказ. Приведите , по которым вы не можете или не хотите исполнить просьбу. При разговоре чаще используйте местоимение «я». Говорите четко, не путаясь. Не , а именно аргументируйте!

Назовите причину отказа. Причина может быть как реальной, так и вымышленной. Однако помните, что она должна быть понятной собеседнику. Он должен согласиться с вами и принять ваш отказ. Не грубите и не будьте резки. Говорите спокойно, устремите свой взгляд на переносицу собеседника. Бегающий взгляд и неуверенность могут дать понять собеседнику, что вы некомфортно себя чувствуете, и он надавит на вас.

Откажите, сделав . Отказывая, скажите собеседнику что-нибудь приятное. Например, вы можете сказать: «Отличная идея, но…». Человек должен понять, что вы хотите исполнить его просьбу и, если бы не обстоятельства, вы обязательно исполнили бы ее.

Повторите свой отказ. Психологи утверждают, что человеку требуется услышать отказ трижды, прежде чем он поймет, что получить согласие уже невозможно. Будьте . На все уговоры отвечайте твердым отказом. Будьте спокойны и держите себя в руках.

Тренируйтесь с друзьями. Попросите друга, чтобы он приставал к вам с какой-либо просьбой. Отказывайте ему. Просите его указывать на ваши недостатки и ошибки при отказе: бегающий взгляд, неуверенный голос, . Со временем отказы будут даваться вам намного проще.

Полезный совет

Помните: когда вы отказываете человеку, вы не сознательно обижаете его, а делаете то, что нужно вам.

Источники:

  • Энциклопедия практической психологии

Инструкция

Начать следует с простого – осознайте наличие проблемы. Без этого изменить ситуацию будет невозможно. Попробуйте понять, насколько бескорыстными являются ваши отношения. Если проанализировать, нетрудно увидеть мотивы, которыми движим ваш друг, любимый или коллега.

Постарайтесь выявить моменты, которые кажутся вам подозрительными, а затем мягко и тактично близкому в какой-либо мелочи. После этого понаблюдайте за его реакцией. Если человек не обратит особого внимания на произошедшее, вашим отношениям ничего не угрожает. А вот если человек покажет и постарается вновь что-то получить от вас, лучше заранее настройтесь на скорый разрыв

Доброго вам дня, наши дорогие читатели! Новую статью подготовили для вас Ирина и Игорь. «Нет» — очень простое слово, но настолько же, насколько оно простое, настолько трудно бывает его произносить. Нет ничего плохого, чтобы помогать в просьбах своим друзьям, родственникам или коллегам.

Но наша безотказность часто играет с нами в «злую шутку», накапливая ком забот и работы «для других», заставляя откладывать то, что важно именно для нас. Поэтому в сегодняшней статье мы обсудим то, как научиться правильно отказать человеку.

Когда сложно сказать «нет»?

Для начала давайте разберемся, в каких именно ситуациях нам сложно отказать другим людям.

Труднее всего отказывать своим близким или родственникам, поскольку это может обидеть кого-то из родных, есть страх того, что с вами перестанут общаться или отношения испортятся.

Бывает трудно отказать начальнику, даже если вы понимаете, что его предложение или просьба лишены смысла и станут только лишней обузой и тратой рабочего времени. Чаще всего отказывать начальнику люди боятся из-за страха увольнения или лишения премии.

Бывает, что люди бояться отказывать даже малознакомым людям из-за страха возможного конфликта по причине отказа.

Друзьям не хочется отказывать, чтобы не испортить отношений и не остаться одному.

В целом, сказать «нет» нам мешают те или иные наши страхи, с которыми стоит учиться бороться.

Почему так важно уметь говорить «нет»?

Хотя бы, потому что безотказных людей часто причисляют к слабохарактерным, а это не приносит плюсов их репутации. Кроме того, безотказность часто позволяет манипулировать вами, заставляет подстраиваться под других людей, а не находить консенсус.

Ну и, конечно, потому что безотказность может привести к тому, что вы будете жертвовать своими более важными делами в угоду чужих и не очень важных заданий. В конечном итоге это понижает вашу , а также отдаляет осуществление ваших первостепенных целей.

Методы деликатного отказа

Для того чтобы ваш отказ не выглядел «отмахиванием от назойливой мухи», необходимо первоначально выслушать человека и оценить важность и вашу возможность выполнения его просьбы.

На этом этапе важно умение оценить количество времени, потребующегося на выполнение данной просьбы, оценить количество имеющегося у вас времени, умение оценить важность проблемы для «просящего» и важность ее выполнения для вас самих.

Приобрести умение эффективно оценивать свое и чужое время, а также и расставлять приоритеты можно научиться с помощью техник тайм-менеджмента, которые вы можете изучить самостоятельно благодаря видеокурсам:

  • «Хозяин времени – высокопродуктивный тайм-менеджмент по системе Евгения Попова»
  • «Тайм-менеджмент, или как повысить свою эффективность»
  • Бесплатный онлайн-видеокурс «Постановка и достижение целей. Как добиваться результатов в любом деле?»

Также вы можете переспросить и уточнить какие-то моменты просьбы. Это даст понять собеседнику, что вы внимательно его слушали, вам «не все равно».

Если сходу оценить затрачиваемые ресурсы и важность проблемы не получается, можно попросить у собеседника время, чтобы подумать, прежде, чем вынести свое решение. Возможно, выполнение просьбы будет иметь ряд плюсов для вас самих, если же нет, то следует переходить к отказу.

При отказе друзьям и близким, можно честно описать свои эмоции и проблемы, то, почему вы не можете помочь им в данный момент.

У вас много работы, поэтому вы не сможете прийти на встречу, вам предстоит крупная трата денег, поэтому вы не можете дать в долг, у вас намечены на утро важные деловые переговоры, поэтому вы не можете встретить друга ночью на вокзале и так далее.

Не стесняйтесь быть честными, проявите сочувствие и понимание, постарайтесь предложить альтернативные варианты выхода из ситуации: встретиться попозже или в другой день, обратиться в банк за определенной суммой денег, вызвать такси ночью на вокзал.

В ситуации, когда собеседник пытается снова уговорить вас на выполнение своей просьбы, стойте на своем и еще раз произнесите то же самое, чуть-чуть перефразировав, но оставив общий смысл.

При отказе руководству следует аргументировано обосновывать свой отказ.

Это может быть сложно, но если вы научитесь это делать, то это только повысит вашу значимость, как «смыслящего» сотрудника.

Если руководитель хочет «повесить» на вас еще одну или несколько обязанностей, то следует при отказе перечислить свои текущие обязанности или обозначить главную задачу, решением которой заняты на данный момент. Если руководитель не отступает, попросите его помочь с расстановкой приоритетов в выполнении той или иной работы.

Так, начальник поймет, насколько вы загружены или хотя бы, это даст временную возможность отсрочить выполнение нового поручения на тот срок, когда вы освободитесь от текущих вопросов.

При необоснованных просьбах руководства, старайтесь апеллировать трудовым законодательством или своей должностной инструкцией. В случае если вам трудно говорить прямо, вы можете подготовить отказ в письменной форме, это существенно облегчит задачу.

При отказе коллеге в помощи с его должностными обязанностями, также можно сослаться на загруженность или же отказать без объяснения причин, используя фразу: «Я бы хотел помочь, но не могу сделать этого сейчас».

Будьте твердыми и не поддавайтесь на уговоры, поскольку выполнив чужую обязанность один раз, вы рискуете выполнять ее «пожизненно».

Вы можете также использовать прием компромиссного «нет», в этом случае вы соглашаетесь выполнить просьбу, но на своих условиях, в противном случае вы отказываетесь от выполнения просьбы.

Например, если коллега просит подвезти на работу, вы можете согласиться, при этом обозначив, что вы подвезете его только в том случае, если ровно в назначенное время он будет ожидать в назначенном месте, в противном случае вы вправе его не ждать.

Если вы не нашли отражения своей проблемы в вышеприведенных рекомендациях, советуем вам обратить внимание на книгу Джеймса Альтушера и Клаудии Азула Альтушер «Учитесь говорить «Нет» , которая описывает всевозможные методы и практики того, как научиться правильно отказывать людям.

Знакома ли вам проблема с невозможностью отказа? Как вы подходите к ее решению? Есть ли у вас свои дежурные фразы?

С уважением, Ирина и Игорь

Говорить «нет» так, чтобы человек не обиделся, надо уметь. Для некоторых людей - это целая проблема, они начинают «ходить кругами», таким образом попадая в неловкое положение. Но данный навык можно развить и это несложно. Главное знать несколько простых правил, придерживаясь которых, вы уже не будете сомневаться, как вежливо отказать кому-либо.

Почему мы боимся говорить: «нет»?

Наша жизнь - общение, мы постоянно контактируем друг с другом и помогаем. Но случаются ситуации, когда неудобно выполнить просьбу человека. Тогда-то и начинаются сомнения, вас мучает чувство вины, что поставили свои интересы выше других. А ведь, если хорошо подумать, могли бы выполнить просьбу, в пределах разумного конечно.

Корень проблемы кроется в вашей неуверенности. Обычно именно неуверенные в себе личности испытывают подобные сложности . Они забывают, что помощь - дело добровольное. Им кажется, что, если просят, то надо бросить все и поступиться своими принципами, делами. Это не совсем правильный подход, когда у вас возможности нет - можно смело не соглашаться.

Это ни коим образом не компрометирует вас, не обижает того, кто просит. Просто преподнести отказ надо уметь. Для этого достаточно лишь несколько раз попробовать, а дальше выработается привычка. Начать следует с небольшого запаса шаблонных фраз, которые можно использовать при часто встречающихся ситуациях.

Как вежливо отказать человеку?

Главное правило успешных людей - не произносить слова «да» и «нет». Их надо заменять фразами, которые точно дадут понять об отказе и сразу объяснят причину :

  • «Я не хочу этим заниматься»;
  • «У меня нет времени»;
  • «У меня нет возможности».

Однако, если вас просит знакомый, начальник, родственник - используйте другие варианты, обоснованное «нет» или дипломатичное.

Здесь предполагается указание причин и предложение возможной альтернативы :

  • «Не могу это сделать, так как работаю, возможно позже будет минутка»;
  • «Я отвезу вашего ребенка в школу, если он будет уже одетый ждать на улице»;
  • «Можно отремонтировать машину, но в субботу».

На все случаи жизни найдутся подходящие слова, они просто должны быть доходчивыми и по делу.

Как вежливо отказать мужчине?

Это распространенная проблема. Здесь все зависит от того, кем он вам приходится. Просто ли «клеится» на улице или это друг говорит о своих чувствах, может быть - бывший бойфренд, решивший вернуться.

Начнем с назойливых незнакомцев , с ними проще, можно смело врать:

  1. «Я замужем»;
  2. «Сейчас мне некогда, вот мой телефон» (даете ему неправильный номер);
  3. «Скажите свой номер, я вам перезвоню».

Если кавалер не понимает, действуйте жестко и уверенно, но вежливо:

  • «Я не намерена знакомиться и встречаться, это понятно?»;
  • «Я не настроена сейчас общаться абсолютно ни с кем».

С бывшим можно говорить откровеннее, но без заигрываний, а серьезно и доходчиво:

  • «У нас было много хорошего, позволь оставить в памяти только эти моменты»;
  • «Не будем торопить события, возможно я передумаю, но пока - нет»;
  • «Ты очень уж хорош, для меня это слишком. Я хочу найти кого-то менее замечательного».

И совсем другой разговор предстоит с другом.

Как вежливо отказать парню встречаться?

С ним не хочется разрывать связь, но он вам дорог именно в данном качестве. И все же не ходите кругами, а говорите прямо, глядя в глаза:

  • «Я люблю другого, но ты мне нужен, постарайся понять»;
  • «Я не настроена сейчас на близость»;
  • «Может позже, сейчас мне надо разобраться в себе».

Старайтесь избегать распространенных ошибок :

  • Не тяните время, объясняйтесь, как только увидите необходимость;
  • Не заигрывайте, так вы дарите напрасную надежду;
  • Придерживайтесь конкретики, объясняйте четко и доступно.

Возможно надо оставить друга на время и не общаться. Ваше постоянное мелькание перед его носом, будет теребить рану. Старайтесь не попадаться ему на глаза, пусть отдохнет и забудется.

Оригинальные способы сказать «нет»

Иногда ничего не помогает, человек не понимает нормальных слов. Придется брать хитростью:

  • Перейдите к разговору о деньгах. Расспросите поклонника о зарплате, где и кем работает. Затем выкажите недовольство небольшим заработком или недорогой машиной. Томно вздыхайте, проходя ювелирные витрины;
  • Изобразите глупую болтушку, парни таких не любят. Расскажите ему, что вчера обсуждали с подругой про косметику, платья и симпатичного соседа. Не давайте вставить и слова;
  • Открыто игнорируйте его существование. На свидании отвечайте на его вопросы невпопад, звоните подружкам и маме прогуливаясь с ним по парку;
  • Расскажите, какая у вас большая семья: пять детей, мама лежачая больная и престарелый дедушка. Никому не нужен такой обоз.

Один из данных вариантов точно напугает назойливого мужчину, чудес не бывает.

Как вежливо отказать клиенту в услуге?

Иногда попадаются такие активные клиенты, что просто не дают работать. Им нужно уметь сказать «нет» без грубости и агрессии.

Используйте оттягивающие фразы , они выиграют время:

  • «К сожалению в данный момент специалист по этому вопросу занят, как он освободится - свяжется с вами»;
  • «Да, мы понимаем вашу проблему и попробуем ее решить при первой возможности. Если не получится, мы перезвоним»;
  • «Спасибо за обращение, мы ценим ваше время поэтому не станет больше задерживать и свяжемся с вами по результатам»;
  • «К сожалению, вы ошиблись, наша компания этим не занимается, но я могу дать вам номер телефона другой фирмы».

Не говорите «нет» открыто, иначе человек подумает, что его просто отшили. Извинитесь, уделите ему пару минут, если есть возможность - предложите альтернативное решение. Главное - не врите и дайте почувствовать внимательное отношение.

Если вы понимаете, что испытываете трудности в общении - заведите несколько шаблонных фраз, которые будут выручать вас в трудную минуту. Конечно они подойдут не для каждого случая, но вы станете увереннее не зная, как вежливо отказать, имея хотя бы что-то на вооружении.

Видео: аккуратно и вежливо отказываем

В данном ролике психолог Игорь Колокольцев расскажет о действительно работающих способах вежливого, но твердого отказа человеку, как сделать это так, чтобы он не затаил на вас обиду:

Ольга Воробьева | 9.10.2015 | 9031

Ольга Воробьева 9.10.2015 9031


Если вы не хотите или не можете выполнить просьбу друга или родственника, скажите одну из этих фраз. Они помогут вежливо отказать любому человеку.

Честно признаюсь: раньше я не умела говорить людям «нет». Я помогала всем, кто бы ни попросил: подругам, троюродным тетям, случайным попутчикам, «соседям» по магазинной очереди. Далеко не всегда их просьбы были легковыполнимы, часто вообще доставляли мне неудобство.

Однажды я поняла, что мне нужно научиться говорить «нет». И если посторонним людям со временем я стала отказывать без угрызений совести, то с друзьями и родственниками дела обстояли сложнее – они могли обидеться на меня из-за отказа.

В итоге, методом проб и ошибок я сформулировала фразы, которые помогут отказать родственникам и друзьям, причем сделать это максимально вежливо. Возможно, эти слова и вам пригодятся.

Твое предложение крайне заманчиво, но пока я не могу это сделать

Эта фраза подойдет, например, если друзья семьи позвали вас с мужем отдохнуть с палатками , а вам очень не хочется ехать в лес из-за назойливых комаров и отсутствия горячей воды. Да и вообще, такой вариант отдыха вам уже давно не интересен (наверное, со времени учебы в университете).

Но вы боитесь, что отказ повлечет за собой неприятные последствия: друзья больше не предложат вам не только отдых с палатками, но и не позовут в театр или на веселые семейные посиделки.

Такую вежливую форму отказа я считаю наиболее удачной: вы дадите друзьям понять, что рады их предложению, но объясните, что вам мешают обстоятельства.

Такой вид отказа можно применить всего несколько раз. Иначе друзья заподозрят неладное. Впрочем, я вижу два пути выхода из этой ситуации: признаться в том, что вы не любите отдыхать с палатками или вспомнить молодость и все же рискнуть .

Я бы дала тебе денег взаймы, но у меня имеется негативный опыт

Нередко нам приходится отказывать друзьям или родственникам, когда они просят взаймы крупные суммы денег. Приведу пример из жизни: я всегда выручала сестру, если у нее не хватало денег на еду до зарплаты. Но когда она попросила дать ей в долг средства на покупку нового автомобиля, я напряглась. Да, у меня были кое-какие сбережения, но в то время я планировала полететь на отдых всей семьей. А ведь сестра, скорее всего, не успела бы вернуть деньги вовремя.

Мне пришлось отказать родному человеку, сказав эту фразу. Я сослалась на реальную историю, когда близкая подруга не вернула мне долг. Она пропала и даже сменила номер телефона. Я потеряла и дружбу, и деньги.

Сестра поняла меня и после отказа решила купить более дешевый автомобиль. Так все остались в выигрыше.

Я не могу тебе помочь, но сделаю для тебя…

Если вы не можете или не хотите (имеете, кстати, полное право) делать то, о чем вас просит друг или родственник, можете отказать ему именно так. Главное, предложить приятный бонус взамен своего отказа.

Однажды подруга попросила меня привезти ей с дачи мешок картошки. А мы к тому времени уже раздали все лишние запасы. Я отказала ей, но пригласила всю их семью попробовать мое новое блюдо –

Говорим «нет» правильно

Общие правила вежливого отказа:

  1. Прежде чем отказать, подумайте, действительно ли просьба для вас трудновыполнима. Взвесьте все «за» и «против».
  2. Во время отказа не шутите и не улыбайтесь. Говорите твердо, уверенно.
  3. Попытайтесь аргументировать свой отказ (если, конечно, ваши доводы не обидят человека).
  4. Отказывая, сделайте , сказав, что вам очень приятно, что человек обратился за помощью именно к вам.
  5. Предложите другу или родственнику выход из сложившейся ситуации.
  6. Избегайте слов с негативной окраской: «ошибка», «проблема», «провал», «заблуждение».

Если вам несложно выполнить просьбу, сделайте то, о чем вас просит близкий человек. Ведь когда-нибудь и вам придется обратиться к нему за помощью.

Правильно отказывать - настоящее искусство. Особенно сложно говорить «нет» тем, от кого зависит работа, карьера, заработок. Как сделать так, чтобы отказ не только не повредил отношениям на работе, но и укрепил их?

Специалист по логистике Маргарита Крылова страдает от собственного неумения сказать «нет»: «Еще в школе у меня списывали все, кому не лень. Я постоянно оставалась дежурной или выполняла поручения классного руководителя».

Теперь Маргариту эксплуатируют на работе. Если нужно выйти в выходной день - звонят ей. На переговоры со вздорными клиентами - тоже она. Кроме этого, она подстраховывает опоздавших на работу коллег, обучает новичков и отвечает на звонки в отсутствие офис-менеджера. «Про себя проклинаю и начальство, и сослуживцев, а вслух сказать «нет» боюсь. Ведь у меня такая хорошая репутация. И начальство меня ценит, и коллеги», - оправдывается г-жа Крылова и продолжает разрываться на части.

Быть или не быть

Чтобы понять, какие просьбы стоит выполнять, а на какие наложить категоричное вето, надо ответить (прежде всего, себе) на несколько вопросов.

Вопрос первый: «кому это надо?». Если от того, будет ли исполнена просьба или нет, зависит работа всей компании, ее однозначно стоит выполнить. Даже если это не входит в ваши обязанности. В частности, это касается ситуаций, когда компания имеет шанс заполучить важного клиента, выиграть тендер или, напротив, рискует потерять крупную сумму денег. Начальство, как правило, не забывает тех, кто не подвел в трудную минуту.

Вопрос второй: «могу ли я отказать просящему?». В некоторых компаниях просьбы начальства не обсуждаются. Хотя в таком случае непонятно, почему они называются просьбами.

Вопрос третий: «что я получу, выполнив просьбу?» / «что я потеряю, не выполнив просьбу?». Как уже говорилось, человек, который готов пойти навстречу другим, получает из-за своей безотказности и много хорошего - благодарность, доверие и, что немаловажно, возможность озвучить встречную просьбу. И, напротив, жестко и категорично отказывая ближним, человек теряет хорошее отношение к себе. Если же сотруднику ничего из вышеперечисленных «пряников» от просителя не светит (или не нужно), можно смело отказывать.

И четвертый вопрос, ответ на который может перечеркнуть все предыдущие: «что я потеряю, выполнив просьбу?». Если на кону оказывается качество выполнения собственных обязанностей, личные деньги, здоровье, семья или свобода, стоит найти корректный способ отказаться.

Психологи выделают две основные ошибки отказывающих: слишком завуалированное «нет» и неаргументированность отказа.

В первом случае может возникнуть недопонимание, и просящий решит, что ему ответили согласием. Лучший способ отказать в просьбе - честно сказать «я не буду этого делать». Чтобы у просящего не оставалось иллюзий и ложных надежд.

Для особо трепетных особ стоит еще сообщить мотив своего отказа. Объяснить, что это не личное, а исключительно желание хорошо сделать свою работу. Так как если будешь делать работу других, то кто же сделает твою?

Неаргументированный отказ создает у просящего впечатление, что ему отказывают просто так. А это может привести к конфликту. Если просящим оказывается начальник, упор в аргументации стоит делать на благе компании. Это не только сглаживает отказ, но и характеризует «отказника», как профессионала.

Если же с просьбой обращается коллега, лучше честно сообщить причину отказа. Конечно, если она достаточно веская и нет причин ее скрывать (скажем, речь не идет о чем-то глубоко личном или о третьих лицах). В отдельных случаях безопаснее переложить ответственность за отказ на другого («начальник завалил меня работой»). А еще лучше на обстоятельства («завтра подменить тебя не смогу - меня не будет в городе»). При этом не лишним будет посокрушаться на сей счет, чтобы у просящего не осталось сомнений в том, что ему отказывают не по собственной воле.

«Я бы с радостью, но…»

Один из беспроигрышных вариантов, если просителем выступает начальник, - показать план своей работы на ближайшее время и предложить шефу самостоятельно определить, в ущерб чего будет исполняться просьба. Если этот прием не действует предложить руководителю кандидатуры тех, кому это можно перепоручить.

Есть общий метод под названием «махровый формализм». В рамках этого метода поручения начальства принимаются и выдаются только в письменном виде и с подписью: да, выполню, но соответствующий приказ, пожалуйста, составьте. Начальники в таком случае предпочитают дать задание кому-либо другому, нежели утруждать себя составлением подобных бумажек. Правда, применить этот способ лучше в крупных и забюрократизированных структурах.

Не откажите, господин начальник

С неудобными просьбами сталкиваются не только подчиненные, которых донимают начальники, но и руководители, к которым обращаются сотрудники. Стоит ли отказывать в таком случае?

Если подчиненный пришел с деликатным вопросом или серьезной проблемой, значит он просит принять участие в своих делах не руководителя лично, а компанию, в которой они оба работают. В такой ситуации лучше пойти навстречу просящему и заполучить крайне лояльного сотрудника. Если же руководитель по тем или иным причинам не может выполнить просьбу подчиненного, можно воспользоваться тактикой «это не от меня зависит». При этом шеф не отказывает, а говорит подопечному, что он должен посоветоваться с вышестоящим начальством. А спустя некоторое время с огорчением сообщает, что «он сам бы с удовольствием согласился, но начальство несогласно».

В любом случае начальнику желательно избегать конфликтных ситуаций и, кроме того, отказывать вежливо. Особенно если с просьбой приходит ценный специалист. Даже если в итоге ему предстоит услышать отказ, лучше озвучить его после веских аргументов и нескольких хвалебных фраз: «Мы вас очень ценим», «Ваш вклад в работу компании значителен»...

Напоследок - универсальный совет. Кому бы и при каких обстоятельствах не пришлось отказывать, для начала стоит поставить себя на место просящего и посмотреть на ситуацию с его колокольни. В таком случае, даже категоричное «нет» будет звучать максимально вежливо и необидно.

Основные ошибки, которые совершают «отказники»:



  • Отказывают слишком агрессивно

  • Спешат сказать «нет», вместо того чтобы подготовить просящего к отказу

  • Не аргументируют отказ

  • Не предлагают альтернативу

  • Отказывают слишком завуалировано

Приемлемые способы отказа



  • Честно озвучить причину отказа

    « К сожалению, я не смогу это сделать, потому что…»


  • Предложить альтернативу

    «Сегодня у меня совершенно нет времени, зато, думаю, смогу выполнить вашу просьбу завтра»


  • Посетовать на отсутствие знаний/умений/компетенции/полномочий, необходимых для выполнения просьбы

    «Вряд ли компания получит желаемый результат, если переводчиком на переговорах буду я, инженер третьего разряда», «Согласно должностной инструкции, у меня нет полномочий выполнять эти функции»


  • Переложить ответственность за отказ на третье лицо/обстоятельства

    «Я бы с радостью, но мой непосредственный руководитель этого не одобряет», «Я бы рад раньше выйти из отпуска, но в авиакассе мне не хотят менять билеты»


ИТОГО: Перед тем как озвучить отказ, стоит подумать, не лучше ли выполнить просьбу. Если решение принято, отказ должен быть аргументированным, вежливым, но категоричным.