Правописание окончаний имен существительных 2 склонения. Правописание окончаний существительных второго склонения

ТЕМА: « Правописание окончаний имен существительных 2 склонения. Закрепление»

ЦЕЛЬ: закрепить умения склонять имена существительные 2 склонения, определять склонение и падеж имен существительных, повторить правописание окончаний существительных после шипящих и ц.

ХОД УРОКА.

Сообщение целей урока. Чистописание.

Догадайтесь, какую букву будем писать сегодня.

Вслед за вечером пришла,

В небе звезды зажгла. (Ночь)

Прыгает пружинка-

Зелененькая спинка-

С травы на былинку,

С ветки на тропинку. (Кузнечик)


Наклонилась над рекой -

Уговор у них такой:

Обменяет ей река

Окунька на червяка. (Удочка)

Дайте характеристику звуку [ч"].(Согласный, мягкий, глухой, непарный).

2. Запишите, продолжив закономерность:

Чд Чт Чж (Чш Чз Чс Чг Чк Чв Чф)

3. Комментированное письмо.

Чем умнее голова, тем плечам легче.

Как понимаете значение пословицы? Подчеркните орфограммы. Определите падеж существительных.

Проверка.

II. Словарно-орфографическая работа. Расшифруйте слова: дазан (назад), вопрана (направо),

овелан (налево)

Что общего между этими словами? (Наречия, говорящие о направлении движения.)

Запишите в словарик эти слова, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

Составьте с этими словами предложение. Выделите в нем основу.

III. Закрепление изученного материала. Групповая работа.

1 карточка для группы учеников с высокими способностями:

1. По какому принципу подобраны слова?

Найдите среди них существительные. Определите склонение. Выделите общую часть.

Новизна, новый, обновить, новинка, новенький.

Творческая работа: 2.Допишите словосочетания подходящими по смыслу существительными 2 склонения, определите их падеж.

Слетел с (со)……………………

Написал без ………………..

Дотронулся до………………

Подошел к ………………….

3. Из данных существительных и прилагательных составьте словосочетания, меняя окончания прилагательных.

свежий лето

горячий газета

прохладный вода

знойный ветер

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

4.К данному слову подберите близкое по смыслу выражение.

Нефть - это голубой экспресс

черное золото

люди в белых халатах

голубой экран

1.Образуйте от данных прилагательных однокоренные существительные среднего рода:

облачный-___________, небесный-___________, солнечная-__________, зеркальное-_________ , болотистое-________, оконная-____________, полевой-____________

Образец: облачный – облако

Творческая работа:

2.Из данных слов составьте словосочетания, употребляя нужные предлоги: из, от, с, на, до

Добрался (берег)___________________

Лежал (стол)_____________________

Упал (гнездо) ____________________

Слетел (дуб) _____________________

Получил (брат) __________________

3. Дополните предложения подходящим по смыслу словосочетанием.

Определите склонение существительных и их падеж.

Вода в озере застыла…_______________

Слова для справок: как два маленьких огонька, словно величавый лебедь, огненным колесом, как неподвижное темное зеркало.

4.Соедините слова, чтобы получились словосочетания.

расстроенное радио

русское повидло

иностранное такси

земляничное пианино

желтое имя

III группа

1. Написать слова в , подчеркнуть лишнее слово.

берег - ____________

воробей - __________

солнце - ___________

коллектив - ________

окно - _____________

моль - _____________

колесо - ___________

Творческая работа:

2.Придумать как можно больше существительных 2 склонения, подходящих к прилагательному горячий

________________________________________________________________________

3.Отметьте словосочетания с существительными 2 склонения в предложном падеже:

а) пошёл к другу

б) навестил друга

в) говорил о друге

г) спорил с другом

4. Исправьте ошибки:

Во что бы то ни стало

Мне надо выходить.

Нельзя ли у трамвала

Вокзай остановить?

Iv. Физминутка.

Я буду говорить слова, а вы, если услышите слово 1 склонения, будете прыгать, если 2 склонения, то махать руками, а если 3 склонения, то приседать.

Слова: съёмка, картофель, метель, пастбище, грусть, ягода, стекло, роль, тоска, тюлень.

v. Игра в зазеркалье.

Перед вами зазеркальные слова. Мы должны найти среди них существительные среднего рода. В стране Зазеркалье существительные имеют такие же признаки, что и у нас.

Квамон, звесло, кринла, белкоо

Как вы считаете, какие из данных слов являются существительными - среднего рода? (звесло, белкоо - оканчиваются на о)

Тогда «квамон» по-вашему, какого рода? (мужского, нулевое окончание)

А «кринла»? (женский род, окончание-а)

VI. Работа с учебником. Повторение пройденного. Выполняется упражнение 401, с.66. Сначала повторяется правило о написании буквы о и е после шипящих и ц в ударных и безударных окончаниях существительных.

Что нового узнали на уроке?

Что показалось вам особенно интересным?

Дайте свою оценку вашей работе на уроке в виде улыбающегося или наоборот грустного личика на полях.

Цели и задачи урока:

Предметные:

  • закрепить и обобщить знания о правописании безударных падежных окончаний имен существительных 1 и 2 склонения, учиться применять их на практике, пользуясь алгоритмом
  • повторить правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова, способ проверки проверяемых безударных гласных в корне слова
  • познакомиться с новым словарным словом ДОРОГА, с пословицами и фразеологическими оборотами с этим словом
  • повторить три склонения имен существительных.

Метапредметные:

  • применить на практике знания, полученные на уроке математики по теме «Доли»
  • учиться работать с таблицей
  • учиться классифицировать слова по определенным признакам

Личностные:

  • учиться осуществлять самооценку, работать в паре, осуществлять взаимопроверку
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
  • развивать мышление, речь, кругозор, умение высказываться и аргументировать свою точку зрения

Оборудование :

  • интерактивная доска (проектор),
  • компьютер,
  • распечатанные алгоритмы (индивидуальные),
  • распечатанный текст «Ягодные адреса» и таблица (на парту),
  • сигнальные карточки красного, желтого, зеленого цвета
  • тетрадь, черновик.

Ход урока

Минутка чистописания .

Слайд 1 (К рощ…, на л…це, ст…лица, на бумаг…, с…бака, до н…зины, в неб…, о з…ме,ур…жай).

У . Назовите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. С их помощью можно разделить данные слова на равные группы.

Какие это буквы? По какому принципу вы разделили слова на группы?

Д . Сегодня мы будем писать буквы Е, И, О. Буква О является непроверяемой безударной гласной в словах «столица», «урожай», «собака». Буква И – безударная гласная в корнях слов «лицо», «низина», «зима». Буква Е – безударное окончание в словах «к роще», «на бумаге», «в небе». Мы разделили слова на три группы по орфограммам.

Слайд 2. Проверка .

У . Словарные слова надо запоминать.

Как проверить безударную гласную в корне слова?

Д . Надо подобрать проверочное слово, чтобы безударная гласная стала ударной.

У . Как проверить безударное окончание существительного? Тема урока «Правописание падежных окончаний существительных 1 и 2 склонения. Сегодня на уроке мы будем закреплять знания по этой теме.

Слайд 3 Тема урока. Правописание падежных окончаний существительных 1 и 2 склонения.

Определите порядок написания слов в ряду и продолжите: ЕИ ЕОИ ИОЕ ЕИ и т.д. Напишите этот ряд до конца строки в указанной последовательности. Одна из этих букв встретится нам в словарной работе.(Учитель пишет на доске).

Словарно-орфографическая работа.

Слайд 4 . Словарь.

У . Новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если сможете вместо каждого квадрата поставить соответствующую ему букву. При это исходите из того, что букве О соответствует квадрат, у которого заштрихована ½ часть, букве Д – ¼ часть, букве Р – ¾ части, буква Г – полностью заштрихованный квадрат. Какое слово вы составили?

Что означает слово ДОРОГА?

Дорога – это полоса земли со специальным покрытием, например, асфальтовым, или без него, предназначенная для движения.

Ученые утверждают, что слово ДОРОГА происходит от общеславянского ДОРГА, которое является однокоренным словам ДЕРГАТЬ, ДРАТЬ. Поэтому дорогой мог быть назван проход, расчищенный в лесу от деревьев, просека с вывороченными, выдранными деревьями. Другие ученые утверждают, что на открытых местах любая тропа или колея быстро превращалась в размытые водами лощины – ДОРОГИ. До сих пор происхождение слова ДОРОГА остается неясным.

Напишите слово ДОРОГА в тетради, поставьте ударение. Что можно сказать о написании слова?

Д . в слове ДОРОГА непроверяемая безударная гласная О.

Слайд 5 . Прочитайте пословицы и фразеологические обороты . Объясните смысл пословиц и значение фразеологических оборотов.

  • По плохой дорог… далеко не уедешь.
  • Дорогу осилит идущий.
  • В дорог… сумка с хлебом тяжелой не бывает.
  • Пробить себе дорогу.
  • Идти по плохой дорожк… .
  • Дома спи, а в дорог… не дремли.

(Дети объясняют смысл и значение пословиц и фразеологических оборотов)

Сгруппируйте их в зависимости от того, в каком падеже стоит существительное ДОРОГА.

Д . В винительном падеже: ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ и фразеологизм ПРОБИТЬ СЕБЕ ДОРОГУ, в дательном падеже: ПО ПЛОХОЙ ДОРОГЕ ДАЛЕКО НЕ УЕДЕШЬ и фразеологизм ИДТИ ПО ПЛОХОЙ ДОРОЖКЕ, в предложном падеже: ДОМА СПИ, А В ДОРОГЕ НЕ ДРЕМЛИ и В ДОРОГЕ СУМКА С ХЛЕБОМ ТЯЖЕЛОЙ НЕ БЫВАЕТ.

У . Что пропущено у существительных? (Окончание). Безударные падежные окончания существительных представляют трудность для написания.

Слайд 6. Проверка пословиц .

Как правильно написать падежное окончание существительно?

Слайд 7. Перед вами алгоритм написания падежных окончаний существительных 1 и 2 склонения. (учитель раздает алгоритмы детям)

  1. Определи склонение.
  2. Определи падеж.
  3. Выбери нужное окончание.

Физминутка

Я буду называть слова:
1 склонение – потянулись,
2 склонение – наклон вперед,
3 склонение – приседание.

Слова: Класс, комната, молодежь, суббота, ночь, плащ, ночка, местность, озеро, дочка, сын.

Слайд 8 Напишите существительные, которых нет в правом столбике. Укажите склонение и падеж, выделите окончание.

  • В огород…
  • Над пол…
  • К бригад…
  • Без бумаг…
  • К берез…
  • За почт…
  • На вырубк…
  • В болот…
  • На бархат…
  • До рек…
  • О петух…
  • На бархат…
  • К сестр…
  • На цветк…
  • К берез…
  • На кон….
  • О дожд…
  • К доске…

Для проверки поменяйтесь тетрадями и проверьте работу товарища. На доске верно выполненное задание.

Слайд 9 . Проверка .

  • В ОГОРОДЕ – 2 СКЛ. П.П.
  • ЗА ПОЧТОЙ – 1 СКЛ., Т.П.
  • НАД ПОЛЕМ – 2 СКЛ. Т.П.
  • НА ВЫРУБКЕ – 1 СКЛ., П.П.
  • К БРИГАДЕ – 1 СКЛ.Д.П.
  • В БОЛОТЕ – 2 СКЛ., П.П.
  • БЕЗ БУМАГИ – 1 СКЛ. Р.П.

Слайд 10 . Прочитайте предложения. Ориентируясь на таблицу, определите порядок их записи . Напишите. Выделите окончания существительных. Работаем в паре. При проверке соседние парты меняются работами. На доске верно выполненное задание.

«Ягодные адреса»
Кислую клюкву вы найдете на болот… .
За брусник… надо идти к ельнику.
Каждая ягодка лежит яркой бусинк… .
Малину можно чаще увидеть на вырубк… или в овраг… .
На низком кустик… висит эта поздняя ягода.
Душистая земляника созревает на лесной опушк…. или на солнечном пригорк… .

предл. Количество слов в данном падеже
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.
1 1 - - - - 2
2 - - - 1 - 2
3 - - - 1 - 1
4 1 - - - 1 -
5 - - 1 - 1 -
6 1 - - - - 1

Слайд 11 . Ягодные адреса. Проверка.

Душистая земляника созревает на лесной опушке или на солнечном пригорке.
Малину можно чаще увидеть на вырубке или в овраге.
Кислую клюкву вы найдете на болоте.
Каждая ягодка лежит яркой бусинкой.
За брусникой надо идти к ельнику.
На низком кустике висит эта поздняя ягода.

Слайд 12. Раздели на группы .

О топол…, от редьк…, о рябин…, от фиалк…, о ясен…, от морковк …, о дуб…, от лили…, о гвоздик…, от ромашк… ..

На какие группы можно разделить эти существительные?

Напишите существительные с предлогами в родительном падеже.

Напишите существительные с предлогами в предложном падеже.

Слайд 13 . Проверка

Родительный падеж.

ОТ РЕДЬКИ, ОТ МОРКОВКИ, ОТ РОМАШКИ, ОТ ФИАЛКИ, ОТ ЛИЛИИ,

Предложный падеж.

О ТОПОЛЕ, О РЯБИНЕ, О ЯСЕНЕ, О ДУБЕ, О ГВОЗДИКЕ.

Рефлексия . Дети сами оценивают свои работы.

Итог урока

У . Что интересного, нового было на уроке?

Как правильно написать падежные окончания существительных?

Д . Надо воспользоваться алгоритмом.

Дети оценивают свою работу на уроке с помощью карточек красного (не усвоил), желтого (сомневаюсь) и зеленого (уверен) цветов.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Ермекеево»

2-ГО СКЛОНЕНИЯ»

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ с.Ермекеево Тазиева Айгуль Фаузановна

Ермекеево

Урок.

ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

2-ГО СКЛОНЕНИЯ

Ход урока:

    Организационный момент.

    Введение в тему урока.

Назовите одним словом:

а) человек, управляющий оркестром /дирижёр/

б) тот, кто едет верхом /всадник/

в) тот, кто беседует с кем-нибудь /собеседник/

г) человек, борющийся за что-либо /борец/

д) тот, кто работает вместе с кем-нибудь /сотрудник/

Какой частью речи являются слова, которые вы мне назвали? Что ещё мы можем сказать об этих существительных? (относятся ко 2 скл.)

3. Сообщение темы урока.

    Чистописание.

- Запишите, продолжив закономерность.

Лл а Лл б

Запишите пословицу, объясните её значение, подчеркните орфограммы, опре –делите склонение существительных и падеж.

Минута час бережёт.

    Словарно-орфографическая работа.

Игра «Чей ряд быстрее».

зап_д в_гон м_газин

ул_ца косм_навт ра__каз

р_сунок м_рковь т_лефон

а_тобус инж_нер т_атр

в_сток автом_биль к_лендарь

к_лограмм сев_р адр_с

б_гаж д_кабрь т_традь

мес_ц кап_тан во_зал

Найдите в каждом ряду лишнее слово, объясните свой выбор.

    Работа по теме урока.

а) Упражнение «Кто быстрее определит падеж» (карточка №1).

Повернитесь друг к другу и по очереди перечислите падежи и падежные

А теперь положите перед собой листочки с заданием № 1.

Вы должны будете определить падеж существительного и, закончив задание,

перевернуть листочек и встать.

б) Упражнение «Собери в корзинку».

Сколько склонений у существительных? В тетради напишите названия для трёх столбиков: 1скл., 2скл., 3 скл.

Повернитесь друг к другу и назовите склонения и существительные, которые к ним относятся.

Задание : разложить урожай по корзинам. По какому принципу будем раскла-

На доске слова: репа, картофель, перец, редис, капуста, лук, малина, клюква, яблоко, рябина.

Два ученика работают у доски, а остальные в тетрадях.

в) Упражнение «Не ошибись».

Задание: записать в 3-й столбик только существительные 3 склонения.

Учитель диктует слова: автомобиль, лошадь , конь, пень, жизнь , тетрадь, ноль, степь , день, лень .

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

У медведя дом большой,

А у зайца – маленький.

Наш медведь пошёл домой,

А за ним и заинька.

Мы зверяток провожаем,

И урок наш продолжаем.

Назовите мне существительные 2 скл., которые встретились вам в нашей физкультминутке.

г) Упражнение «Допиши окончание» (карточка № 2).

Какие окончания вызывают трудность для написания? (безударные)

Как мы должны поступить, если окончание безударное?

1. определить склонение, 2. узнать его падеж, 3. вспомнить окончание для

данного склонения и падежа или вместо существительного с безудар –

ным окончанием вставить существительное того же склонения в том же падеже с ударным окончанием.

    Итог урока.

Над чем мы сегодня работали на уроке? Назовите окончания сущ. 2 скл.

7. Домашнее задание.

8. Дополнительное время.

Упражнение «Найди лишнее слово».

    Улыбка, юноша, болезнь, природа.

    Награда , крыло, боец, упрямство.

    Радость, болото, дедушка, описание.

    Степь, зелень, посёлок , горсть.

    Ладонь, ладошка , площадь, пыль.

Карточки с заданиями.

Источники материалов:

С.В. Иванов Русский язык. Программа, планирование, контроль.. 1-4 классы. М: ветана-Граф,2013.

Учебные пособия

1. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1, 2 / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова [и др.]. – 3-е изд., исправ. и дополн. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 176с.: ил. – (Начальная школа XXI века).

2. Пишем грамотно: 4 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1, 2 / М.И. Кузнецова. – 3-е изд., исправл. и дополн. – М.: Вентана-Граф, 2014. – (Начальная школа XXI века).

Методические пособия

Цели: проверить написание безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; вырабатывать орфографическую зоркость; расширять знания о жителях морских глубин; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок! Зима нам друг большой и умный

Начинается урок. Не даст скучать и унывать.

Нас солнца луч смешит и дразнит, Затеет спор веселый, звонкий,

Нам нынче весело с утра. Поможет новое узнать. Г. Мохначева

II. Сообщение темы и целей урока

- Сегодня на уроке мы «опустимся» на дно океана и узнаем много нового и интересного о жизни обитателей глубин, а также будем учиться проверять безударные окончания имен существительных 2-го склонения.

III. Проверка домашнего задания

IV. Орфографическая разминка

Сколько вырвем мы сокровищ Сколько тайн я разгадаю,

из подво.ной т.мноты! сколько сказок я сл..жу!

Я увижу всех ч.довищ, Эти тайны, эти ска.ки

все растен..я, все цв..ты? всей з..мле переск..жу.

Объясните написание пропущенных орфограмм.

Назовите слова с безударными гласными, не проверяемые ударением.

Подберите синонимы к словам лелею, экспедиция,

Назовите имена существительные 2-го склонения. Как проверить безударную гласную в окончании слова подводником!

V. Чистописание

океан краб медуза

Составьте со словами словосочетания.

Под водой в прозрачных блузах

Важно плавают медузы.

Вот какие модницы,

Модницы-подводницы. И. Махонина

Подчеркните известные вам орфограммы, объясните их написание.

VI. Работа с учебником

1. Упр. 183, с. 113. Выполнение упражнения согласно заданиям учебника.

2 . Работа с правилом (с. 113).

Физкультминутка

3 . Составьте из слов предложения.

1) У, а(п, пп)арат, д..льфина, г..л..совой, отлич..ный. 2) Он, лаять, хрюкать, умеет, св.стеть, фыркать. 3) Под, щелкает, в..дой, д..льфин, оглуш..тельно. 4) Выстрел, как, звучит, это.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Объясните постановку знаков препинания в предложении с однородными членами.

Что вы еще знаете о дельфинах?

4 . Письмо по памяти.

Через море-ок..ан

Плывет ч..до-в..л..кан,

Прячет ус во рту,

Раст..нулся на в..тру. (Кит.)

Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

Подчеркните имена существительные 2-го склонения.

Что вы знаете о китах?

5. Упр.185 , с. 114.

Что произошло ночью? Чем занимались дети все утро?

Как называются юные друзья природы? (Юннаты - юные натуралисты.) Чем они занимаются?

Что происходит с рыбой весной во время разлива рек? Как мы можем помочь природе? (Собрать мальков рыб, застрявших в траве на заливных лугах, и выпустить их в водоем.)

Физкультминутка

6. Работа с деформированным текстом:

1) Не беда, вырастет новая н..га. 2) Остановился, задумался. 3) Пора ее сбросить. 4) Б..жал кра.. по песчаному дну. 5) Ведь за новым панцирем в М..Г..ЗИН не идти. 6) Что-то неудобно стало в старой одс.де. 7) Сам вырастет. 8) Дернулся неосторо..но, идлиннаян..гасл..малась. 9) Напрягся кра.., приподнял жесткую крышку, подвинул в у..кую щель тело.

Расположите предложения в нужном порядке, чтобы получился связный текст.

Вставьте пропущенные орфограммы, объясните их написание.

Подчеркните имена существительные 2-го склонения.

О каком удивительном свойстве краба вы узнали?

Что вы еще знаете о крабе?

7. Самостоятельная работа:

1) Хорошо бродить с (лукошко) вдоль опушек и полян. (Болонский.) 2) Листья сыплются (дождь). 3) Сыплют (золото) березы, (серебро) звенят дубы. (В. Леваковский.) 4) Листик за (листик) падают с липы на крышу, какой листик летит (парашютик), какой (мотылек), какой (винтик). (М. Пришвин.)

Ход урока.

1. Орг. момент.

Как вы ее понимаете?

У. Вы знаете, что наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня вам понадобятся эти знания т.к. на этом уроке мы будем повторять «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-3 склонений в единственном числе”. Начнем с проверки домашнего задания.

Просмотр содержимого документа
«: Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го, 3 –го склонения»

Тема: Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го, 3 –го склонения

Цель:

    обобщить знания учащихся правописания безударных окончаний имён

существительных трёх склонений;

    совершенствовать умение правильно писать окончания существительных 1, 2, 3 склонения;

    развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся.

    воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к природе.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:

"Знание собирается по каплям".

Как вы ее понимаете?

У. Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня вам понадобятся эти знания т.к. на этом уроке мы будем повторять «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-3 склонений в единственном числе”. Начнем с проверки домашнего задания.

Кто и какие трудности испытывал при выполнении домашнего задания? Что вам помогло?

2. Проверка домашнего задания.

1 группа - уч. стр. 64 упр 5

2 группа – тетрадь УПБО стр. 46 упр 109

Откройте тетради, запишите число, классная работа.- с комментированием .

II. Минутка чистописания

На доске. АНИМИРОВА. . АЛФАВИТ

Нам нужно отгадать ключевое слово.

    Назовите букву, которая стоит в алфавите перед буквой р ;

    Безударная гласная в словах: земля, лесок;

    Назовите букву, которая стоит в алфавите после буквы п ;

    Безударная гласная в словах: река, печёт;

    13-я буква алфавита;

    6-я буква алфавита;

    Парная согласная букве з ;

    Безударная гласная в словах: окно, вода;

    Назовите букву, которая стоит в алфавите между буквами й , л .

Мы с вами собрали слово: перелесок . – картина Левитана « Март».

Что такое перелесок? (Небольшой лес, отдалённый полянами от других лесных участков ).

    Какие слова спрятались в слове перелесок? (Лес, лесок ).

    Запишите слова в тетрадь, обратите внимание на нижнее и верхнее соединение букв.

    Что объединяет все эти слова?? (Имена существительны е).

    Докажите. (Они отвечают на вопрос "Что?" ).

    Разбор слов по состав. 1 ученик у доски.

Что вы вспомнили при выполнении этих заданий?

III. Закрепление и совершенствование приобретённых ЗУН.

2. Словарная работа.

Скажите, для чего мы каждый день повторяем словарные слова.

А теперь слушаем внимательно задание, записать слова, выделить окончание и указать падеж. Сколько падежей в русском языке? Назовите их. Как мы определяем падеж? А если одинаковые вопросы, тогда, что вам помогает? Значит, о чем мы с вами вспомнили?

(деревня, около дороге, к березе, осину.… погодой…,о ветре.)

Что вы заметили?

- 3. Работа по картине . А теперь еще раз посмотрим на нашу репродукцию.

А что вы еще видите на этой картинке.

(снег, деревья, лошадь, дом, дорога…)

Определите склонение этих слов.

Так что такое склонение?

– Какого склонения бывают существительные?

– Какие существительные относятся к 1? 2? 3 склонению? А как вы определяете склонение? А если слова стоит во множественном числе? А существуют несклоняемые существительные? Какие? А теперь давайте еще раз повторим алгоритм определения склонений имен существительных. АЛГОРИТМ. СЛАЙД

VI . ФИЗМИНУТКА

4. Работа в паре. слайд

А теперь пользуясь нашим алгоритмом? Определите склонение имен существительных объясняя друг другу, как вы действуете.

А теперь посмотрим, что у вас получилось. У каждого на столе лежит солнышко и туча.

Если ваша пара справилась без затруднений, то возьмите солнышко, но если были трудности, хоть у кого- либо, то тучка. Давайте посмотрим, что у вас получилось?

Какой можно сделать вывод?

VII. ФИЗМИНУТКА

Дифференцированное задание.

Теперь переходим к последнему заданию

На столах у вас лежат карточки по уровням. Прочитайте задания. Что непонятно.

1 й уровень.

Задание: Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч..

К околиц… деревн… по тропинк… бежит хохлатый жаворонок. С первым снег… появляется он на деревенской улиц… . Весь день жаворонок проводит в поисках пищ… на окраин… деревн… На мороз… жаворонок не зябнет.

2 й уровень.

Задание: Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.

    тропинка, из деревн…, узкая, детей, привела, к рощ…, еловой;

    висели, высокой, шишки, на ветк…, ел…;

    белка, с ветк…, прыгала, на ветк…;

    недалеко, от, остановились, дети, полянк…;

    трухлявый, на полянк…, пень, стоял.

3 й уровень.

Задание: По опорным словам составить мини - сочинение “Лес”. У существительных ед. ч. определить склонение и падеж:

в лесу, деревья, красиво, птицы, тихо, ветка, снег, звери, скрипит

Что у вас получилось? Проверка от каждой группы.

IX . Обобщение по теме.

Мы завершаем наш урок. И мне бы хотелось, что бы вы ответили, с какими знаниями вы его заканчиваете. Если вы все хорошо поняли все, то поднимите солнышко, если необходимо подучить что- то, то тучка.

И в конце урока мне бы хотелось, чтобы вы ответили

Сегодня на уроке - узнал, открыл для себя…

- научился, смог..

- могу похвалить себя и своих одноклассников за…

X . Домашнее задание.