Правописание окончаний существительных 2. Справочник по русскому языку

Тема: «Повторяем правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения».

Цель: закреплять правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения.

Задачи урока:

образовательная: отработка правописания безударных падежных окончаний имён существительных, орфографический тренинг, упражнение в определении склонения и падежей имен существительных;

развивающая: развитие ключевых компетенций у учащихся;

воспитывающая: воспитание аккуратности, любви к родственникам.

Ход урока.

1 . Организация.

Может быть, из вас кто слышал:

Как листок из почки вышел,

Снег растаял на опушке.

И проснулись все зверюшки

Звонко капает капель

Посмотрите поскорей!

Это к нам весна пришла

И разминку принесла.

На вопросы отвечайте

И ответ ей быстро дайте.

2. Актуализация знаний.

Интеллектуальная разминка .

- Отвечаем очень быстро!

      К I склонению относятся имена существительные …

2. Ко 2 склонению относятся имена существительные…

3. К 3 склонению относятся имена существительные …

      Что значит поставить существительное в начальную форму?

      Назовите опорные слова для проверки безударных окончаний имен существительных I склонения.

      Назовите опорные слова для проверки безударных окончаний имен существительных 2 склонения.

      Назовите опорные слова для проверки безударных окончаний имен существительных 3 склонения.

      Назовите весенние месяцы … Что общего в этих словах?

Отгадайте загадку.

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад -

Заглянул к нам месяц...

(ответ: март)

Какой праздник отмечается в марте?

    Постановка проблемы.

Настя сделала к 8 Марта открытку и стала её подписывать (слайд ), но у нее возникли затруднения. Что-то она знала как правильно написать, а в чем-то сомневалась.

Какие орфограммы Настя написала правильно?

Какие орфограммы она пропустила?

4. Сообщение темы и цели урока.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Какова цель нашего урока?

(тема и цель на слайде)

Сегодня у нас необычный урок, мы будем выполнять задания в рабочих картах. Давайте их подпишем (Фамилия, имя в родительном падеже)

Свою работу на каждом этапе урока, вы будете оценивать сами. Для этого у вас на столах лежат фишки трёх цветов: зелёная – справился, жёлтая – справился, но не со всем, красная – не справился. В кружочках будете ставить баллы. Если задание выполнено верно - 3 балла, с ошибками - 2 балла, не выполнено – 1 балл.

5. Работа по теме урока.

Посмотрите какой рисунок нарисовала Настя. (Слайд)

Задание 1: найдите на рисунке как можно больше слов, обозначающих имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения. Запишите их в три столбика в рабочей карте в задании № 2.

Проверим. (Слайд) :

1склонение 2 склонение 3 склонение

мимоза солнце глазурь

картина окно скатерть

корзина торт ветвь

вишня повар сирень

ветка мальчик скамья

весна колпак капель

стена фартук мышь

Обобщение: как же определить 1 (2, 3) склонение существительных?

. Игра «Выбери окончание».

Давайте попробуем определить окончание имен существительных. Вы по очереди будете выходить к доске, выбирать нужное окончание и обосновывать свой ответ.

из кружки по котлете на травке

без ручки к девочке о лекарстве

около беседки к печке о сигнале

от нитки по области в тетради

Микроитог : Какой вывод вы можете сделать?

(в родительном падеже у имен существительных пишется окончание -и, в дательном падеже 1,2 склонения - е, в 3 –и, в предложном падеже 1,2 склонения – е, 3 – и.

Работа в парах по карточкам.

Возьмите карточки белого цвета, прочитайте задание. На выполнение отводится 2 минуты.После выполнения обменяйтесь карточками. Оцените друг друга.

1 вариант

Около стенк…

На стол…

Из-за пазух…

В серединк…

К дедушк…

По област…

2 вариант

Вставь пропущенные буквы, объясни свой выбор.

О бесед…

От дедушк…

Из ткан…

В воздух…

Из-за стол…

Физминутка.

Посмотрите поскорей,

Прилетели сто грачей.

Побежал в саду ручей

И сугробы тают, тают.

А цветочки подрастают.

Дифференцированная работа .

Упражнение в написании падежных окончаний

У вас на партах лежат карточки с заданиями разной сложности.

Вам необходимо списать слова, вставить пропущенные окончания, в скобках записать склонение и падеж.

Кто не уверен в своих знаниях, выберет задание на розовой карточке.

1-й уровень – самый легкий, т.к. по начальной форме определяем склонение и вставляем окончание.

По (дорога) дорог… (_______), в (торт) торт… (________), около (печь) печ… (________), к (сестра) сестр… (________), в (туман) туман… (_______), об (осень) осен… (________) .

Кто уверен в своих знаниях, тот выбирает желтую карточку.

2-й уровень – сложнее, т.к. в начальную форму существительное нужно поставить самим.

В тетрад… (________), по рек… (________), у цел… (________), на велосипед… (________), по погод… (________), в театр… .

Те, кто выбирает задание на зеленой карточке, должны знать, что в русском языке существуют несклоняемые имена существительные.

3-й уровень – более сложный, в нем встречаются несклоняемые существительные.

К дедушк… (_______), по тропинк… (________), после ноч… (________), на пианин… (________), к лошад… (________), в пальт… (________).

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Вставь пропущенные окончания.

При солнышк… тепло, при матушк… добро.

Сердце матер… лучше солнца греет.

Птица рада весн…, а младенец – матер… .

Все прекрасное в человек… – от лучей солнца и от молока матер….

6.Рефлексия

Тест. – Проверим себя: как усвоили тему. Прочитай внимательно. Если соглашаешься с высказыванием, поставь плюс, если не соглашаешься, поставь минус.

У имён существительных 3-го склонения во всех падежах пишется окончание – -и.

У имён существительных 3-го склонения окончание пишется в родительном, дательном и предложном падежах.

У имён существительных 2-го склонения никогда не пишется окончание -и.

.

У имён существительных 1-го склонения в предложном падеже пишется окончание

Словом-подсказкой для имён существительных 1-го склонения с безударными окончаниями может быть слово весна .

Вставьте нужные окончания:

Дорогой бабушк… Вал …

от внучк… Наст…

Проверьте правильность своих ответов (слайд). Оцените себя.

7.Итог

- Посчитайте свои баллы и запишите.

Если вы набрали до 5 баллов, поставьте себе – 3

От 6-9 баллов – 4

Тема : Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го, 3 –го склонения

Тип урока : урок актуализации знаний и умений.

Дидактическая цель : воспроизведение в памяти учащихся системы опорных знаний и умений, стимулирование поисковой деятельности.

Цели по содержанию :

Отработка правописания безударных падежных окончаний имён существительных;

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти, речи и самооценки;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; чувство ответственности; уверенность в себе.

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения : учебник, тетрадь на печатной основе, раздаточный материал, технические средства обучения.

Этап урока

- Над изучением какой темы мы работали последнее время? (правописания безударных окончаний имён существительных)

Сегодня мы продолжим работу по этой теме. Прочитайте тему сегодняшнего урока на доске.

Так что же мы будем сегодня делать? (повторять основные правила правописания падежных окончаний и применять их на практике

- 1. Фронтальный опрос.
    Какие знания вы должны применить, чтобы правильно выбрать окончание? (мы должны уметь определять род, склонение, падеж существительного, знать опорные слова) А сейчас вспомним опорные знания по теме. (вопросы по теме задают группы друг другу)
2. – Я предлагаю вам поработать над красотой письменной речи, вспомнить ранее изученные орфограммы:

Объяснительный диктант.

Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости. - Какие задания вы предложите для выполнения к данной пословице? - Назовите существительные из пословицы. - Укажите склонение, выделите окончания.

- Какие задачи будем решать в ходе урока?

Физминутка.

    Повторим алгоритм определения безударных гласных падежных окончаний имён существительных.

- Вспомнили все способы проверки, теперь приступаем к работе.

    Работать вы сегодня будете по группам. «Одна голова хорошо, а много лучше».

1 группа : Списать в тетрадь существительные, раскрыв скобки, поставить их в нужную форму. Выделить окончания у этих существительных и определить падеж.

к (речка), на (верхушка), с (обложка), на (лошадь), в (тетрадь), о (бабушка)

Что такое падеж? Сколько падежей в русском языке?

2 группа : У вас будет другое задание, посложнее: Расположить словосочетания в порядке следования падежей, указать склонение и падеж.

Играл на дудочке, подошёл к осине, отрезал для юбки, увидал мышь, шёл рощей, прилежный ученик. - Что такое склонение?

3 группа : Р аспределить существительные на 3 группы по склонениям, вставить окончания, указать падеж.

На ветк…, сердце дочер…, по тропинк…, на окошк…, на огород…, у черёмух..

Как проверить написание безударного окончания имени существительного 1 склонения?

Работать надо дружно и быстро, на работу даю 5 минут.

Давайте проверим вашу работу.

2 задание:

На верхушк… сосн… дятел долбит клюв… шишк… .

1 группа: Списать предложение, вставить окончания, доказать их.

2 группа: Списать предложение, вставить окончания, указать падежи всех существительных, выделить главные члены.

3 группа: Списать предложение, вставить окончания, указать падежи всех существительных, определить и подчеркнуть все члены предложения.

(на работу дать 7 минут) Вывод:

Как проверить написание безударных окончаний имён существительных? -Закончите фразу.
В первом склонении,
Помню даже во сне,
В предложном и дательном
Пишется… - е.
И во втором склонении
В предложном падеже
Пишу я без сомнения,
Окончание… - е.
А в третьем склонении
Не ошибись, смотри,
В родительном, дательном,
Даже в предложном
Всегда пишу я
Окончание… - и.

Физминутка. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1–ому склонению, вы хлопаете в ладоши, ко 2-ому – приседаете, к 3 склонению – прыгаете на месте.

Лошадь, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.

Тест. Скоро контрольный диктант, поэтому сейчас вы проверите себя, как вы к нему готовы. Для этого проведём небольшой тест. Работать каждый будет индивидуально. Ваша задача выбрать правильные ответы и поставить около выбранного ответа с буквой «+».

    Найти словосочетание с ошибкой.
Р –мечтать о собаке Т – ехать на машине С – найти в коробки Ч – слова из песни
    Найти словосочетание с пропущенной буквой О .
Д – пшениц…й Ж – зайц…м Э - куриц…й М – нож…м
    Найти слово с пропущенной буквой И.
О – гусен…ца Л – брат…ц Х – пал…ц Б - стар…ц
    Найти слово с раздельным написанием.
П – (на)певать Ц – (у)летать Г – (на)берегу Ю – (не)жный
    Найти слово, где в приставке пишется О.
Т – н…летать У – п…бежать Ш – з…крыть Ф – н…дрезать Проверка: Поднимите руку те, у кого получилось слово. Прочитайте его.(СМОГУ) Значит вы сможете написать итоговый диктант.

Давайте вспомним, какие задачи ставились на уроке?

(показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж у существительных;

проверить навыки правописания падежных окончаний имен существительных.)


Л: формирование мотивационной основы учебной деятельностиМ: формирование умения ставить учебную задачу.

Л: формирование мотивационной основы учебной деятельности, формирование способности к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.П: актуализация имеющихся знаний.

Л:формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу.П: формирование творческого мышления, умения работать в группах.К: формирование коммуникативных умений.

К: полное и точное выражение своих мыслей.

Л:Формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.Р: формирование умения адекватно оценивать результаты своих действий.П: вывод о написании окончаний существительных.

Л: формирование умения понимать причины успешности и неуспешности учебной деятельности.Р: формирование способности критично и содержательно оценивать ход своей работы

































































































Окончания существительных второго склонения единственного числа

Падеж

Окончания

Примеры

основа на твердый согл.

основа на мягкий согл.
И. кто? что?
и
1
о
*

казак, письмо

конь, море
Р. кого? чего?
-а, -я

казака, письма

коня, моря
Д. кому? чему?
-у, -ю

казаку, письму

коню, морю

В. кого? что?

-а (-я), -о (-е) .

казака, письмо

коня, море

Т. кем? чем?

-ом, -ем, -ём

казаком, письмом

конём, морем

П. о ком? о чем?


о казаке, о письме

о коне, о море
с 1
  1. Существительные II склонения (кроме слов на -ий и -ие) в предложном падеже пишутся с окончанием -е: о городе (город), об инее (иней), о сарае (сарай), об улье (улей), о хоккее (хоккей), о поле (поле).
В соответствии с правилом существительные среднего рода на -ъе в предложном падеже оканчиваются на -ье: об ущелье (ущелье), об ожерелье (ожерелье), в устье (устье), о запястье (запястье), о счастье (счастье), на побережье (побережье), на взморье (взморье), в подполье (подполье) и др. Исключение: в забытьи.
  1. Существительные на -ий (гений) и -ие (предложение) в предложном падеже оканчиваются на -и: о гении (гений), о кии (кий), о вии (вий), о калии (калий), о гербарии (гербарий), о комментарии (комментарий), о солярии (солярий); о бедствии (бедствие), о предложении (предложение), о следствии (следствие), о созвездии (созвездие) и др. Исключение: на остриё.
Следует различать параллельные формы варение (процесс) и варенье (продукт), соление и соленье, копчение и копченье и т. д. В предложном падеже эти формы пишутся с различными окончаниями: слова на -ие - с окончанием -и (о варении, о солении, о копчении), а слова на -ье - с окончанием -е (о варенье, о соленье, о копченье).
  1. Слова среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя), а также существительное дитя в дательном и предложном падежах имеют окончание -и: к знамени, о знамени; к стремени, о стремени; к дитяти, о дитяти.
  2. Русские фамилии на -ов (-ёв), -ев, -ин, -ын в творительном падеже единственного числа имеют окончание -ым, иностранные фамилии на -ов и -ин - окончание -ом (так как -ин и -ов в них не являются суффиксами). Например: Некрасовым. Соловьевым, Плещеевым, Никитиным, Птицыным; но: Дарвином, Чаплином, Ламартином, Не- грином и т. д.
  3. Названия населенных пунктов на -ов, -ев, -ин, -ын, -ово, -ево, -ино, -ыно имеют в творительном падеже окончание -ом. Например: под городом Калинином, за Львовом, над Быковом, под Бородином, за Голицыном, под Царицыном и т. д.
Русские фамилии на -ово, -ых, -их (Хитрово, Крученых, Долгих) и фамилии иноязычного происхождения на -е, -и, -о, -у (Гейне, Паганини, Дидро, Неру) не склоняются. Фамилии нерусского происхождения, оканчивающиеся на твердый согласный (например, Алигер), при обозначении лиц женского пола тоже не склоняются.
Окончания существительных второго склонения множественного числа

Падеж

Окончания

Примеры
основа на твердый согл. основа на мягкий согл.
И. кто? что? -и, -ы, -а, -я казаки, письма кони, моря
Р. кого? чего? -ов, -ей,П казаков, писем коней, морей
Д. кому? чему? -ам, -ям казакам, письмам коням, морям
В. кого? что? -ов, -ей, -а, -я казаков, письма коней, моря
Т. кем? чем? -ами, -ями казаками,
письмами
конями, морями
IL о ком? о чем? -ах,-ях о казаках, о письмах о конях, о морях

Существительные на -ие (приглашение, издание и др.) и -ье (ожерелье, ущелье) в родительном падеже оканчиваются на -ий: приглашений (приглашение), путешествий (путешествие), завоеваний (завоевание), разочарований (разочарование), состязаний (состязание); снадобий (снадобье), кочевий (кочевье), надгробий (надгробье), раздолий (раздолье), предгорий (предгорье), предместий (предместье) и т. д.
Исключения: платьев, верховьев, устьев, низовьев, ружей, подмастерьев. От существительного питьё употребляется форма питёй.
1. Об Анатолии (II скл., ед. ч., п. п.) Ивановиче (II скл., ед. ч., п. п.) ходили самые разноречивые слухи (II скл., мн. ч., им. п.) (Н. Гоголь).
  1. «Вот я тебя пращом! (II скл., ед. ч., те. п.)» - кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин (Н. Гоголь). 3. Несколько мгновений прошло в молчании (II скл., ед. ч., п. п.) (И. Тургенев).
  1. И жизнь его потонет в забвенье (II скл., ед. ч., п. п.), без следа, как звук пустой (М. Лермонтов). 5. Белые чайки-рыболовы с криком носились над Доном (II скл., геогр. название, те. п.) (М. Шолохов).
  1. В тоске сердечных угрызений (II скл., мн. ч., р. п.), рукою стиснув пистолет, глядит на Ленского Евгений (А. Пушкин). 7. «В бою под Тарутином! (II скл., геогр. название, те. п.)» - хрипло прокричал солдат (К. Паустовский). 8. Уходя на одну минуту, он остановился перед Страшновым (II скл., рус. фамилия, те. п.) (К. Федин).

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Тема: «Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения»

Цель: совершенствовать навыки правописания безударных окончаний имён существительных 2-го склонения.

Задачи:

Образовательная: совершенствовать умение обнаруживать орфограммы в окончаниях имён существительных и регулировать их, применяя правило.

Развивающая: развитие монологической речи учащихся, их мышления и мыслительных операций.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность при постановке перед собой целей и задач.

Планируемые результаты:

Предметные: правильно определять и писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации;

Анализ, сравнение;

Умение добывать новые знания.

Регулятивные УУД:

Принятие и сохранение цели и задачи учебной деятельности;

Планирование своих действий в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации;

Сравнение результата с эталоном.

Коммуникативные УУД:

Использование речи для регуляции своих действий;

Соблюдение грамматических норм произношения;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД:

Самостоятельное и активное участие в ходе урока;

Формирование навыков самоконтроля.

Ход урока

    Организационный этап (мобилизующее начало).

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.

- Недавно я прочитала пословицу: « Мудрому человеку вся земля открыта» и хочу вас спросить, как вы её понимаете?

Мудрость - это все те знания и умения, которыми обладает человек. Сегодня на уроке нам ваши знания очень пригодятся.

(Обучающиеся воспринимают и анализируют речь учителя)

    Актуализация знаний.

- Внимательно послушайте стихотворение:

Не только дети любят прятки,

Играть умеют и слова:

Заря упрятана в ЗАРЯдке,

А в риСОВАльщик е – сова.

К словам прислушайся немножко:

В дОСАде спряталась оса.

На дне луКОШКА дремлет кошка,

А в паЛИСАдник е – лиса!

Из гРЕЧКИ вытекают речки,

В ЛЕЩИне плещутся лещи.

Овечки прячутся в слОВЕЧК И .

А теперь посмотрите на экран и определите тему урока. (На экране выделенные курсивом буквы-окончания пропущены)

3. Постановка цели и задачи урока (мотивация учебной деятельности)

Итак, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Попробуйте определить тему. (Повторение правописания безударных окончаний имён существительных 2-го склонения)

Какие цели поставим перед собой? (Учиться писать окончания)

4. Обобщение и систематизация знаний

Я подготовила вам изображение тех животных, о которых говорилось в стихотворении. Они появятся на экране только тогда, когда вы ответите на мои вопросы. (Отвечая на вопрос - открывается изображение каждого животного на экране)

Что мы называем именем существительным?

Как изменяются имена существительные?

Как имена существительные изменяются по родам?

Что значит просклонять имя существительное?

Какие существительные относятся к 1, 2 склонению?

Как проверить написание безударного окончания имён существительных 1, 2-го склонения? (по словам-помощникам, по таблице окончаний)

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

1) - Всех животных, которые появились на доске, можно разбить на группы. Какие это могут быть группы? (существительные 1 и 2-го склонения).

Физкультминутка

Я называю животных, а вы хлопаете в ладоши или топаете ногами в зависимости от склонения имён существительных: слон, крот, косуля, улитка, сайгак, выдра, тюлень, кузнечик, саранча, акула, кит.

2) Закрепление во внешней речи

Сейчас поработаем по учебнику. На с. 65 в упр. 5 (Федя Перестукин допустил ошибки в написании окончаний, определении склонения и падежа имён существительных)

Прочитайте задание, определите цель выполнения упражнения и поставьте перед собой задачи на данном этапе урока.

(Самостоятельное выполнение работы в паре , с полным проговариванием алгоритма партнёру по парте)

Взаимопроверка в группе .

3) Самостоятельная работа с самопроверкой

- Продолжаем нашу работу. У всех на партах есть индивидуальные листы с заданием. (Даны словосочетания; надо указать склонение и падеж, вставить нужное окончание: спускается по лестниц е , в туманном свет е , до вечера к бабушк е , о поездк е на поезд е )

Проверьте свои результаты с результатами на экране. Найдите ошибки, если они есть, и оцените свою работу по критериям:

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

Больше 2-х ошибок – «2».

6. Рефлексия учебной деятельности

- О какой мудрости вы сегодня узнали на уроке?

- Покажите карточку-символ вашего настроения, с которой вы сегодня уходите с урока.

Правописание падежных окончаний имен существительных

Правописание окончаний имен существительных зависит от того, к какому типу склонения они относятся. Ошибки в выборе окончаний или -и возникают обычно не во всех падежных формах, а только в формах трех падежей : родительного, дательного и предложного.

Существительные I склонения (страна, земля, аллея) в формах родительного падежа имеют окончание -ы (-и) , а в формах дательного и предложного :

Род. п. (кого? чего?) страныземли аллеи

Дат. п. (кому? чему?) странеземле аллее

Предл. п. (о ком? о чем?)(о) стране (о) земле(об) аллее

Существительные II склонения в форме предложного падежа имеют окончание : (в) доме, (на) коне, (на) окне, (о) зное, (в) инее. Здесь обычно ошибок не допускают.

Существительные III склонения (степь, ночь, тишь) в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание :

Род. п. (кого? чего?) степи ночи тиши

Дат. п. (кому? чему?)степи ночи тиши

Предл. п. (о ком? о чем?)(о) степи(о) ночи(в) тиши

Рекомендация. Чтобы проверить правописание безударного окончания в существительном, достаточно вспомнить ключевое слово с ударным окончанием в этой же форме (согласно морфологическому принципу русской орфографии). Для I склонения это может быть слово земля , для II -го - окно , для III -го - степь .

Разносклоняемые существительные

Слово путь , а также десять существительных на -мя (знамя, пламя, племя, стремя и др. ) являются разносклоняемыми и в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание :

Род. п. (кого? чего?) путизнаменипламени

Дат. п. (кому? чему?)путизнаменипламени

Предл. п. (о ком? о чем?)(в) пути(на) знамени(в) племени

Падежные формы существительных на -ий, -ие, -ия

1. Существительные с неодносложной основой мужского и среднего рода на -ий и -ие в предложном падеже женского рода на -ия в дательном и предложном падежах единственного числа имеют в безударном положении окончание (а не по общему правилу), например:
гений – о гении, натрий – о натрии, радий – о радии, Василий – о Василии, Юрий – о Юрии;
отделение – в отделении, возвращение – по возвращении, содействие – при содействии;
армия – к армии, об армии, линия – по линии, на линии, станция – к станции, на станции; Болгария – по Болгарии, в Болгарии; Мария – к Марии, о Марии
.

Примечание. При наличии вариантов на -ие и -ье , -ия и -ья указанные падежные формы имеют разные окончания. Существительными на –ья и -ье склоняются по общему правилу и имеют в формах дательного и предложного падежей окончание :
об умении – об уменье, в цветении – в цветенье, о многословии – о многословье, о Наталии – о Наталье, к Марии – к Марье .

2. Немногочисленные существительные на -ий, -ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание –е: змий – о змие, кий – о кие, Кий (легендарный основатель Киева) – о Кие, чий (растение) – о чие, «Вий» – в «Bue», Пий – о Пие, при папе Пие; Бия (река) – по Бие, на Бие; Ия, Лия, Вия (женские имена) – к Ие, о Лие, о Bиe; Гия (мужское имя) – к Гие, о Гие. (§ 40 Свода правил 1956 года)

3. У немногих существительных на -ие , -ия , имеющих ударение на окончании, указанные падежные формы оканчиваются на -и либо на -е , напр.: судия – к судии, о судии, лития – в литии-, ектения – в ектении, бытие – о бытии, житие – о житии, в житии, но: остриё – на острие, об острие, Алия, Зульфия (личные имена) – об Алие, к Зульфие .

Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях

Существительные с суффиксом -ищ- , если они мужского или среднего рода, оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: домище, верблюдище, удилище, болотище . Если же они женского рода, то оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: коровища, ручища, грязища .

Существительные мужского рода с суффиксами -yшк-, -юшк-, ишк-, ышк- , обозначающие предметы одушевленные, а также все существительные женского рода с теми же суффиксами оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: дедушка, батюшка, мальчишка, старичишка, человечишка, соловушка, нянюшкa, ручишка .

Существительные мужского рода, обозначающие предметы неодушевленные, а также все существительные среднего рода имеют в им. пад. ед. ч. после этих суффиксов окончание , например: хлебушко, дворишко, перышко, пальтишко .

В окончании им. пад. ед. ч. одушевленных существительных мужского рода после суффиксов -к- и -л- пишется а , например: гуляка, запевала, верзила, объедала ; так же пишутся просторечные собственные имена типа Гаврила, Кирила, Михайла (употребляющиеся наряду с Гавриил, Кирилл, Михаил).

Исключение составляют древнерусские и украинские имена и фамилии на -ко , например: Михалко, Шевченко , а также старинные и областные собственные имена на -ло , например: Ярилo, Михайло Ломоносов .

В род. пад. множ. ч. от существительных, оканчивающихся в ед. ч. на неударяемые -ья и -ье , пишется -ий , а от существительных, оканчивающихся на -ья и -ье под ударением, пишется -ей , например: шалу нья – шалу ний, уще лье – уще лий , но: скамья – скаме й, ружье – ру жей .

Склонение имен собственных

В фамилиях на -ин (-ын) и на -ов (-ев) пишется в твор. пад. ед. ч. -ым (согласно склонению прилагательных), напримеp: Павел Лисицын – Павлом Лисицыным, Иван Тургенев – Иваном Тургеневым .

Примечание. В иностранных фамилиях на -ин и -ов пишется в твор. пад. ед. ч. -oм (согласно склонению существительных), например: Грин – Грином, Дарвин – Дарвином, Бюлов – Бюловом .

В названиях населенных пунктов на -ин (-ын), -ов (-ев), -ино (-ыно), -ово (-ево) пишется в твор. пад. ед. ч. -ом , например:

город Псков – городом Псковом
город Львов – городом Львовом
город Саратов – городом Саратовом
город Канев – городом Каневом
город Калинин – городом Калинином
город Киров – городом Кировом
село Марьино – селом Марьином
село Лисицыно – селом Лисицыном
село Крюково – селом Крюковом