«Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности. Публикация педагога на тему "Театр-студия как средство реализации личности обучающихся"

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ТЕМА : « ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

ВОСПИТАТЕЛЬ СРЕДНЕ-СТАРШЕЙ ГРУППЫ

«УМКИ» Смолко Е.В.

Обоснование:

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ ДОУ, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи образования.

Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Появилось новое модное определение - креативность.

Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. А для развития креативности необходим творческий процесс.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию ребёнка в целом. Именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей.

Театральная деятельность и развитие творческих способностей человека составная часть социально – экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении людей творчеством. Талантливые люди появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающегося человеческого общества.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее.

И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях растёт, а всё большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно! Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

Актуальность моих исследований в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

Цель: сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Каждый ребёнок талантлив изначально, театр даёт возможность выявить и развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться.

Задачи:

    Изучение теоретического и практического опыта по данной теме.

    Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности ( организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды).

    Знакомство с основами театральной культуры, с основными видами театрального искусства

    Работа над культурой и техникой речи детей.

    Работа над этюдами, ритмопластикой, постановкой спектаклей.

    Обеспечение условиями для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.

    Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старщих групп перед детьми младшего возраста).

    Способствование самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Формирование потребности в самообразовании, самооценка

подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка

целей и задач.

Планирование работы по самообразованию.

Теоретическое изучение проблемы.

Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми).

Разработать систему работы по формированию у детей художественно-

образных исполнительских умений.

Усовершенствовать предметно-развивающую среду для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности

Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами

деятельности в едином педагогическом процессе;

Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и
взрослых.

Подведение итогов самообразования.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 247»

План по самообразованию на тему:

«Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Воспитатель: Молинова М.А.

Тема: Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников.

Актуальность темы:

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Поэтому возникла идея - создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Цель: Создать условия для развития речи детей через творческую активность

в театрализованной деятельности.

Задачи:

Воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;

Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке;

Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;

Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;

Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

План самообразования 2013-2014 год

Сроки

Практические выходы

Сентябрь - май

1.Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2004 г

2.Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса»- М. : 2000г

3.Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения - М. : ТЦ Сфера, 2001 г.

4.Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2009.

5. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение, 1985

6. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006.

Анализ изученной литературы.

Сентябрь

Подготовить и обновить каталог пальчиковых игр.

Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми.

Ноябрь

Упражнения на активизацию словарного запаса.

Разговор по телефону «Как Машеньке выбраться из леса?», «Лес-тёмный», «Небо голубое», «Солнце жаркое», «Избушка-…»

Январь

Игра на интонирование вежливых и ласковых слов «Зайчик», «Лисичка», «Птичка».

Март

Развивать двигательную активность, совершенствовать координацию движений; мимики, пантомимики, жестов

Этюды на пластику: «Медведь рассердился», «Рыба плавает по дну», «Кошка просит молока», «Мышонок радуется».

Апрель

Подготовить анкеты для родителей.

Анкетирование родителей на тему: «Театр и дети»

Декабрь

Привлечение родителей к созданию театрального уголка, оборудовать ширмой, собрать бросовый материал для изготовления разных видов театров.

Создание и оборудование уголка «Театр».

Октябрь

Работа в творческой мастерской родителей и детей «Праздник старой перчатки».

Выставка работ «Праздник старой перчатки»

Февраль

Открытый показ образовательной деятельности. Показ спектакля по сказке «Три поросёнка»

День открытых дверей.

Май

Подготовка фотографий детей во время театрализованнной деятельности.

Фотовыставка «Юные актёры».

План самообразования 2014-2015 год

Срок выполнения

Результаты

1. Изучать теоретический материал по данной теме

сентябрь

Изучила теоретический материал по данной теме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования

2. Разработать и провести диагностику детей с целью выявления уровня развития речи детей

сентябрь

Данные диагностики показали, что дети испытывают затруднения по некоторым параметрам диагностики.

3. Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для театрализованной деятельности детей

В теч. года

Оформление:

Театрального уголок с разнообразными видами театров.

Театральные игры:

* «Из какой сказки этот герой?»

* «Угадай настроение»

* «Для какой сказки подходят эти атрибуты?»

4. Наметить основные формы работы

октябрь

*Занятия

*Самостоятельная деятельность детей

*Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником

5. Составить перспективный план

октябрь

6. Разработать конспекты НОД с элементами театрализации

В теч. года

Конспекты ООД на темы: «Чья мама лучше», «Поиграем в театр», «Инсценировка сказки «Три поросёнка»,

«От игры до спектакля»…

7.Создать картотеку скороговорок и чистоговорок

В теч. года

Имеется.

8.Работа с воспитателями:

Просмотр инсценировки сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Итоговое занятие «Поиграем в театр»

В теч. года

Консультация для педагогов : « Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности»

9.Работа с родителями:

Консультации:

-«Организация театрализованной деятельности в домашних условиях»

Тематические фотовыставки:

-«Моя семья в лесу»

-«Моя семья на даче»

- «Мои домашние питомцы»

В теч. года

Папка-передвижка «Мир театра»

План самообразования 2015-2016 год

Срок

Практический выход

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме;

Памятки для родителей «Расскажи детям сказку»

Октябрь

Изучение места детской драматизации в предпочтениях детей;

Консультация для педагогов ДОУ «Значение театрализованной деятельности в развитие ребенка».

Ноябрь-декабрь

Изучение условий организации театрализованной деятельности детей в группе, создание разных видов театров;

Консультация для родителей на тему:

«Домашний кукольный театр».

Январь

Приобретение навыков работы с театральными атрибутами.

Тематическое занятие «Поиграем в театр».

Февраль

Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов

Тематическое занятие «От игры до театра»

Март

Создание «копилки сценариев и инсценировок»

Проведение драматизации на занятиях и в свободное время

Апрель

Поиск интересной информации о театрах

Папка-передвижка для родителей и детей

Апрель

Обмен опытом на сайтах «Самообразование в театрализованной деятельности»

Консультация для воспитателей по обмену опытом

В течение года

Подбор DVD дисков по изучаемым темам

Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их

Май

Оценка знаний по изучаемым темам

Прогноз на будущее


МАДОУ «Детский сад № 405 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения»

Ново-Савиновского района г. Казани

« Индивидуальный план по самообразованию

Воспитателя»

Мусиной Алсу Юсуповны

2012-2017гг

Тема самообразования:

«Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка»

Цели и задачи : Сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Каждый ребёнок талантлив изначально, театр даёт возможность выявить и развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться. Изучение теоретического и практического опыта по данной теме. Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды). Знакомство с основами театральной культуры, с основными видами театрального искусства. Работа над культурой и техникой речи детей. Работа над этюдами, ритмопластикой, постановкой спектаклей. Обеспечение условиями для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе. Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старщих групп перед детьми младшего возраста). Способствование самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.

Актуальность моих исследований в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

Этапы работы по самообразованию

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практическая деятельность

Подготовитель

ный этап.

Цель: Повышение собственного уровня знаний,профес-сиональной компетентности.

2012г

Изучение научно-методической и учебно-методической литературы по данной теме.

Знакомство с работами других специалистов (просмотры сайтов, посещение открытых мероприятий педагогов).

Подобрать методическую,художественнуюлитературу,иллюстративный материал по данной теме.

Подобрать материалы,атрибуты,театральные куклы для театрализованной и игровой деятельности.

Курсы повышения квалификации

Изучение ФГОС ДО

Разработка перспективного плана на 2015-2016 учебный год

Сообщение на ПС или МС

Аналитико-диагностичес-кий

2013г.

Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала

Изучение литературы по проблеме из имеющегося опыта

Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов)

Определение цели и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов

«Круглый стол» для родителей

Разработка диагностического материала

Проведение диагностики с целью отслеживания результата работы

Распространение опыта работы.

Проведение мероприятий по плану

Проведение консультации, семинара-практикума для педагогов, родителей

Оформление наглядно-иллюстративного материала

Оформление методической папки

материалов

Оформление выставки совместного творчества детей и родителей

Практический этап

Цель: Внедрение в практику подготовленого материала

2014 – 2015 г.

Разработать и апробировать систему работы, составление перспективного плана и подбор методов, приемов в соответствии ФГОС ДО

Разработать проект

Создать видеофильм по теме, над которой работаю

Создать собственные методические пособия, атрибуты

Участвовать в работе конференций, семинаров

Конкурс «В гостях у сказки»

Распространение материала на уровне ДОУ, РМО иучастие в конкурсах сказок.

Публикация «Из опыта работы» (статья, доклад)

Заключительный этап.

Цель: Подведение итогов работы по теме самообразова-ния

2016- 2017 г.

Диагностика. Мониторинг.

Обобщение опыта работы по теме самообразования

Разработка методического пособия для работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО

Подведение итогов

Оформление результатов работы по теме самообразования

Представление материалов.

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

Участие в семинарах, консультациях, конференциях

Активное участие в работе методического объединения района, города, республики

Участие в конкурсах педагогического мастерства.

Определение целей и задач темы.

Самоанализ и самооценка своих занятий.

Литература по теме самообразования

1.Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.

2.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2013.

3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., 2011

4. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М., 2007.

5. Жданова В. А. Театрализованная деятельность в детском саду. // Воспитатель №6, 2009.

6. Журнал «Театр и дети» Буренина А. И. СПб., 2008.

7.Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-N4.
8.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004.
9. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М., 2009.

10.Маханева М.Театрализованная деятельность дошкольников //Дошк.восп.–2010

11. Фурмина Л. Театр-дома// Дошкольное воспитание №12, 2009.

План по теме самообразования

Этапы работы.

Сроки.

Направления работы

Способы достижения

1 этап

Сентябрь

Май

Работа с документацией.

Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов.

Изучение методической

литературы.

Знакомство и анализ документации.

Сентябрь

Планирование работы с детьми на новый учебный год.

Организация кружка «Театр начинается с…детского сада».

Подбор материала.

Планирование работы взаимодействия с родителями по теме «Театр начинается с детского…сада».

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

2 этап

Сентябрь

Май

Работа кружка «Театр начинается с…детского сада» по плану.

Взаимодействие педагога с детьми, родителями, коллегами.

Подбор материала.

Создание предметно-развивающей среды в группе.

Пополнение дидактическим материалом, художественной литературой.

3 этап

Ноябрь

Май

Самореализация.

Формы подведения итогов:

участие в праздниках и развлечениях

постановка спектакля ко дню Матери;

показ спектаклей для детей младшего дошкольного возраста, родителей.

Участие в музыкальном празднике «Золотая осень».

Участие в музыкальном празднике «Новогодний бал».

Показ спектакля «Теремок» родителям на тематическом вечере «День Матери».

Показ сказки «Заюшкина избушка» детям младших групп.

Инсценировка сценки «Весна пришла», драматизация сказки «Заюшкина избушка», показ спектакля «Репка» на совместном с родителями вечере «В мире кукол».

Подготовить доклад для воспитателей на педагогический совет «Развитие творческой личности дошкольника посредствам театрализованной деятельности. Современные подходы»

Выступление на педсовете.

Творческий отчет по театрализованной в форме презентации на педагогическом совете.


Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это и помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всестороннее развивать ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Улыбка» с. Павловск

План по самообразованию воспитателя

Муриковой Натальи Юрьевны

«Театрализованная деятельность как средство

всестороннего развития детей»

на 2017-2018 учебный год

с. Павловск

2017 г.

Пояснительная записка

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства.

В этом огромную помощь поможет оказать театрализованная деятельность в ДОУ. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Воспитательные возможности театрализованной деятельности очень широки.

Именно театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это и помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всестороннее развивать ребенка.

Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников, творческих способностей, развитие словарного запаса, устной речи.

Задачи:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
  2. Приобщить дошкольников к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров)
  3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
  4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старщих групп перед детьми младшего возраста).
  5. Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника

Творческое сотрудничество по теме самообразования:

С детьми:

  • По плану самообразования

С воспитателями ДОУ:

  • Доклад для воспитателей для воспитателей «Развитие творческой личности дошкольника посредствам театрализованной деятельности. Современные подходы»;
  • Показ инсценировок и драматизаций сказок.

С родителями:

  • Папка-передвижка «Домашний театр», «Что такое театр»;
  • Консультации «Театрализованная деятельность в ДОУ», «Построение среды для театрализованной деятельности», «Театрализованная деятельность дошкольников», «Развитие детей в театрализованной деятельности»;
  • Агитация родителей на совместное с детьми посещение театров.
  • Демонстрация творческих способностей детей на праздниках, утренниках, тематических вечерах.

Практический выход:

  • участие в праздниках и развлечениях
  • творческий отчет по театрализованной в форме презентации на педагогическом совете.

План по теме самообразования на 2017 – 2018 учебный год.

Сентябрь 2017 г.

Работа с детьми :

  1. Чтение русских народных сказок : «Репка» , «Колобок» , «Курочка Ряба» , стихотворений, потешек, загадок о героях сказок.
  2. Просмотр мультфильмов : «Колобок» , «Курочка Ряба» .
  3. Прослушивание аудиозаписи сказки «Репка» .
  4. Рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам.
  1. Показ кукольного театра «Колобок» .

Работа с родителями :

  1. Опрос родителей на тему : «Любите ли вы театр ?»
  2. Беседа с родителями о необходимости водить детей на театральные представления , кино, цирк; рассказать о том, как это влияет на развитие творческих способностей ребёнка.

Изучение литературы :

  1. Коджаспирова Г. М. Теория и практика профессионального педагогического образования. М. Просвещение 1993г.
  2. Л. В. Артемова Театрализованные игры дошкольников .

Октябрь 2017 г.

Изучение литературы :

  1. Методическая разработка « Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте » Райло И. М.
  2. Берёзкин В. И. Искусство оформления спектакля-М-1986г.
  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте-М. 1991г.

Работа с родителями :

1. Консультация для родителей на тему : «Значение в воспитании и развитии детей дошкольного возраста».

Работа с детьми :

  1. Театрализованные игры : «Лисичка и зайчики» , «Волк зубастый» , «Солнышко и дождик» , «Кошка и мышки» .
  2. Показ настольного театра «Репка» .
  3. Чтение русских народных сказок : «Волк и семеро козлят» , «Теремок» .
  4. Просмотр мультфильма «Теремок» .
  5. Посещение театральных общесадовских представлений.
  6. Разучивание стихотворений к празднику осени (учить детей выступать на публике, говорить громко и чётко) .
  7. Театр кукол «Теремок»
  1. Чтение и заучивание скороговорок.

Ноябрь 2017 г.

Изучение литературы :

  1. Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников М-2001 .
  2. Побединская Л. А. Праздник для детей М-2000.

Работа с детьми :

  1. Театрализованная игра «Теремок» .
  2. Чтение сказки «Три поросёнка» .
  3. Просмотр мультфильма «Три поросёнка» .
  4. Спектакль «Три поросёнка» .
  5. Посещение общесадовских театральных представлений .
  6. Разучивание стихов «Огуречик» , «На улице три курицы» .
  7. Включение элементов театральной игры в утреннюю гимнастику.

Работа с родителями :

  1. Беседа с родителями о пользе введения элементов театральной игры в сюжетно-ролевые игры ребёнка.
  2. Консультация для родителей «Чтение скороговорок- как средство развития речи ребёнка» .

Декабрь 2017 г.

Работа с детьми :

  1. Мимические этюды с жестами.

Эмоциональное состояние персонажа

Действия ребёнка

Нам грустно

Вытирает слёзы

Грустное лицо

Вздыхает, пожимает плечами

Нам весело

Улыбка

Смех

Хлопает в ладоши, прыгает

Мы сердимся

Нахмуренные брови

Кулачки сжаты, топаем ногами

Мы испугались

Присесть, руки в кулачки перед собой и дрожать

Мы устали

Сесть на стул, руки и ноги расслаблены

Не хотим, не надо

Ладошками как бы отодвигать от себя

Мы удивлены

Развести руки, посмотреть и удивлённо сказать «Ах»

Мы любим покушать

Покачать головой и правой рукой погладить по животу круговыми движениями

  1. Чтение сказок : Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца длинные уши косые глаза короткий хвост» ; Л. Воронковой «Снег идёт» , «Маша растеряша» ; Е. Пермяк «Как Маша стала большой» .
  2. Пересказ сказки «Три поросёнка» .

Работа с родителями :

  1. Беседа с родителями о необходимости проигрывания мимических этюдов дома.
  2. Напомнить родителям дома повторять стихи и песни.

Изучение литературы :

Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. М. Линка-Пресс, 2003г.

Январь-февраль 2018 г.

Работа с детьми :

1. Двигательные этюды.

Название этюда

Действия детей

Важный петушок

Руки на пояс, идти медленно, высоко поднимая колени

Котята «Руки-лапки»

Руки перед собой пальчиками вперёд

Котик царапается

круговые движения кистями

Котик умывается

Движения кистью руки по щеке

Собачки «Руки-лапки»

Также как у котят.

Собачки роют землю

Дети, присев, роют «лапками» .

Куклы

Руки полукругом перед собой внизу «пальчики к пальчикам»

Поднять руки вперёд-ввех, вперёд-вниз.

Качать головой вправо-влево, опустить вперёд голову, поднять.

Удары правым носком

Идти на носочках, руки за платье.

  1. Пение детской песенки «Два весёлых гуся» .
  2. Настольный театр «Колобок» , «Репка» .
  3. Конструирование домика для животных.
  4. Слушание музыкальных произведений : «Паровозик из Ромашкино» , «Антошка» , «Песня Бременских музыкантов» .
  5. Заучивание стихотворения А. Барто «Кораблик» .

Работа с родителями :

  1. Консультация на тему : « Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста».
  2. Привлечение родителей к пошиву костюмов для театрализованной деятельности .

Изучение литературы :

  1. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. - М: издательство «Гном и Д» , 2001- 96.
  2. Олифирова Л. А. Солнышко смеётся: сценарии праздников, театрализованных представлений для дошкольников. М.: издательский дом «Воспитание дошкольника» , 2003.

Март-апрель 2018 г.

Работа с детьми :

  1. Рисование деревьев.
  1. Прослушивание музыкальных произведений : «Песня крокодила Гены» , «Песенка мамонтёнка» , «Песня бабок Ёжек»
  2. Чтение и заучивание чистоговорок, например :

Ша-ша-ша, ша-ша-ша Наша каша хороша.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры Ох, и яркие шары.

  1. Чтение и перессказ

Латышской сказки «Лиса, петух и тетерев»

Болгарской сказки «Храбрец-молодец.»

Русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Русской народной сказки «Лиса и заяц»

  1. Кукольный театр «Лиса и заяц»
  1. Подготовка к празднику 8 марта, разучивание стихов, песен, танцев, игр.
  1. Подвижные игры с элементами театральной игры : «Лиса и зайцы» , « Самолёты » , «Воробушки» .
  2. Просмотр мультфильма «Лиса и заяц» .
  3. Настольный театр «Репка»

Работа с родителями :

  1. Консультация на тему : «Читаем детям (3-4 года) ;
  2. Консультация на тему : «Игры детей с игрушками-персонажами»

Май 2018 г.

Работа с детьми :

  1. Подготовка праздника для мам к 8 марта.
  1. Чтение и пересказ сказок: К. Чуковского «Путаница»

Латышская сказка «Лесной Мишка и проказница мышка»

Русская народная сказка «У страха глаза велики…»

Русская народная сказка «Трусливому зайке и пенёк волк»

  1. Посещение театральных представлений в детском саду.
  2. Заучивание стихотворения С. Черного «Приставалка» .
  3. Настольный театр «Колобок» , «Репка» , дети самостоятельно показывают представление.
  4. Игры с детьми : «Изобрази какое-нибудь животное» .
  1. Разгадывание загадок о сказках.

Работа с родителями :

  1. Консультация для родителей «Учите с детьми чистоговорки и потешки» .
  2. Консультация для родителей «Игры на мелкую моторику как средство развития речи детей» .

Список литературы

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М.: РОСМЭН, 2000.
  3. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно- эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
  4. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
  6. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально- нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
  7. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
  8. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.
  9. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
  10. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.


План работы по самообразованию

Воспитатель Кириллина Оксана Николаевна

МБДОУ №5

Тема: Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность

Цель: Формировать на эмоциональном уровне представление о театре, виде искусства.

Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность. Развивать разговорную речь через фольклор.

Задачи: Последовательное знакомство детей с видами театра. Поэтапное освоение детьми видов творчества. Совершенствование артистических навыков детей. Раскрепощение детей. Работы над выразительностью речи, интонации. Коллективные действия, взаимодействия. Умение сочувствовать, сопереживать.

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый "банк жизненных ситуаций", поэтому очень важно, чтобы осознание "сказочных уроков" начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: "Чему нас учит сказка?". В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело, поставленные вопросы взрослого побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

Театрализация в первую очередь - это импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно связана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, систематизируя все в единый процесс.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связаны с:

Художественным образованием и воспитанием детей;

Формированием эстетического вкуса;

Нравственным воспитанием;

Развитием коммуникативных качеств личности;

Обучением вербальным и невербальным видам общения;

Воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

Созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуации через игру.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театрализованной деятельностью помогает развить интересы и способности детей: способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления: настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Проект «Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность» рассчитан на четыре учебных года.

В процессе реализации проекта используются следующие формы работы с детьми:

Чтение и совместный анализ сказок.

Проигрывание отрывка из сказок.

Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.

Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

Словесные, настольные и подвижные игры.

Пантомимические этюды и упражнения.

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковые игры со словами.

Разучивание чистоговорок.

Правила работы с детьми.

Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний.

Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение.

Прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения.

При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего использовать различные виды театра, постановку новых художественных задач, избегать слишком частых репетиций.

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием проекта

Дети будут знать и уметь:

Умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки.

Снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Научатся запоминать и описывать любого героя.

Произносить одну и ту же скороговорку, фразу с разными интонациями, в разных темпах.

Сочинять этюды по сказкам.

Строить простейший диалог.

Распределять между собой обязанности и роли.

Использовать средства выразительности драматизации. (поза, жесты, мимика, голос, движения).

Занимаясь театрализованной деятельностью дети приобретут:

Уверенность в себе.

Умение играть в коллективе.

Работа проекта складывалась следующим образом:

1. Слушание и проигрывание коротких этических сказок , басен и стихотворений раскрывают перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность старшего дошкольника, побуждать его к размышлению, выбору собственной позиции. Детьми старшего дошкольного возраста разыгрывались такие этические сказки и басни, как «Стрекоза и муравей», «Два барана», «Две козы», «Старик и сыновья».

2 .Творческие задания , направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям предлагалось выполнить различные творческие задания, например:

Покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;

Покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику;

Произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т.д.

3. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например,предлагаю детям провести необычный«Конкурс хвастунов». Объясняю, чтовыиграет тот, кто лучше всех будет хвастаться но, не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагаю детям посмотреть внимательно на своего соседа справа, подумать, какой он? Что он умеет делать лучше всего? После того как все похвастались, мы выбрали победителя и обсудили, кому, что понравилось больше – хвастаться о соседе или слушать, как о нём самом рассказывают.

4. Метод сказкотерапия использую для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Например, при знакомстве с эмоцией «страх», рассказав сказку-страшилку «Белый рояль», спросила у детей, было ли её страшно слушать и почему? Для выяснения причин детских страхов, предлагала детям нарисовать свой собственный Страх. Дети рисовали змей, собак, пауков, светящуюся тыкву к празднику Хеллуин и т.д., затем я предложила разорвать рисунки на мелкие кусочки, вложить их в воздушный шарик и отпустить его на улицу, представив, что туда уходит Страх.

5. Для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях использую театральные этюды , в которых ребёнок проигрывает роли слабых, напуганных, робких, смелых и уверенных: «Угадай и изобрази эмоцию», «Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе».

6. Метод обратной связи или (рефлексия), который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.

Успешность овладения детьми творческой инициативой во многом зависит от заинтересованности родителей. Повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогли театральные встречи, где родители были активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях, изготовлению костюмов для детей. Ежегодно в нашем детском саду проводится «Фестиваль добрых дел», который подводит итог проделанной работы театрального кружка.

Для реализации поставленной выше цели и задач программы проекта было организовано наблюдение за развитием творческой инициативы детей. Результаты проведённой диагностики позволили убедиться в правильности выбранной линии развития, творческой инициативности детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время дети активно откликаются на изготовление афиш, пригласительных билетов в театр, самостоятельно распределяют между собой обязанности по оформлению сцены, подбору костюмов, распределяют игровые роли, активно используют ролевую речь, пантомиму во время диалогов с партнёрами по театральной деятельности, в спокойном режиме могут заменить отсутствующего партнёра по театральной постановке.

Сроки работы над проектом: октябрь 2013 г. – сентябрь 2014г.

Раздел плана

Форма работы

Практические выводы

Подготовительный этап.

Аналитико-диагностический.

Знакомство с театрализованной деятельностью детей дошкольного возраста. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

Основной этап.

Март 2013 г. – Март 2017 г.

Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

Распространение материала на уровне ДОУ, РМО, в интернете.

Заключительный этап.

Апрель 2017 г.

Диагностика. Мониторинг.

Обобщение.

Сентябрь 2017 г.

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материалов на педсовете.

Используемая литература:

1.Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.
2.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
3.Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1990.
4.Буренина А.И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,. 2002.
5.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.

6.Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников.- М.:ВАКО, 2007
7.Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
8.Зверева О. Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре.- М., 1994.
9.Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-N4.
10.Игры-драматизации//Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1983.
11.Караманенко Т.Н., Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам.-М., 1982.
12.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.: Академия, 2000.
13.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004.
14.Маханева М.Театрализованная деятельность дошкольников //Дошк.восп.–1999.- N11.
15.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2001.
16.Николаичева А.П. Инсценирование литературных произведений // Дошкольное воспитание,1980.-N10.
17.Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
18.Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
19.Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой.-М.,1989.
20.Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание.–1983.-N12.
21.Сигуткина С. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание,1988.-N8.
22.Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций // Дошкольное воспитание.–1983.-N4.
23.Скляренко Г. Игры-драматизации // Дошкольное воспитание. – 1983. – N7.
24.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание.- 1997.-N6, 10, 12;1998-N2.