Республиканский период. Купол Пантеона - шедевр инженерной мысли

3.1. Характеристика периода Римской империи

После 23 г. до н.э. Октавиан Август (27 г. до н.э. − 14 г. н.э.) получил титул императора и с этого момента Римская республика становится Римской империей. В его правление римская культура переживает блестящий расцвет, свой «золотой век». Принципат Августа, основными лозунгами которого были: восстановление республики и нравов предков, прекращение войн и смут, − воспринимался современниками как долгожданное избавление от потрясающих римское общество гражданских распрей и войн. Поэтому римские ценности, полузабытые религиозные обряды, предания о «доблести предков», «римский миф» (то есть легенда о якобы предназначенной Риму богами и самой судьбой власти над миром) теперь всячески подчеркивались и были одной из основных тем большинства деятелей культуры эпохи ранней империи. «Римский миф» сливался с «мифом Августа» − миротворца, избавителя от страданий, − оба мифа стали краеугольным камнем официальной идеологии Империи.

В «век Августа» завершился синтез античной греческой и римской куль-тур. Под влиянием окончательного освоения и переработки эллинского наследия высокого уровня достигли литература и искусство, окончательно сформировалась античная культура Рима, которая вошла в качестве существенного компонента в европейскую культуру.

Первое столетие Империи, мрачная эпоха императоров-деспотов подробно описана в сочинениях великого римского историка Корнелия Тацита. Главные его сочинения называются «История» и «Анналы», они сохранились до наших дней. Тацит родился в правление Нерона, взрослым человеком видел жестокости Домициана и дожил до тех лет, когда в Риме был установлен порядок, напоминающий мирное правление Августа. О своем времени Тацит писал: «Мы показали поистине великий пример терпения. Если былые поколения видели, что представляет собой ничем не ограниченная свобода, то мы видели та-кое же неограниченное порабощение. Нескончаемые преследования отняли у нас возможность общаться, высказывать свои мысли и слушать других. И вместе с голосом мы утратили бы и самую память, если бы забывать было так же в нашей власти, как и молчать».

После жестоких императоров-деспотов в Риме надолго воцарилась мирная династия Антонинов, оставившая по себе добрую память. Время правления Антонинов называется «золотым веком» Империи, этот «век» занимает почти все второе столетие новой эры. Самыми знаменитыми императорами «золотого века» были полководец Траян и философ Марк Аврелий.

Во II в. н.э. Империя наслаждалась внутренним покоем. Императоры Ан-тонины не вели завоевательных войн, но крепко оберегали главные границы Римской державы, которые проходили по рекам Евфрату, Дунаю и Рейну. За Евфратом простиралось великое Парфянское царство (бывшая Персия); на берегах Дуная в нынешней Румынии возникло царство воинственных даков. Рейн отделял римскую Галлию от диких германских племен. Не раз в этих районах вспыхивали пограничные войны, во время которых римские легионы вторгались на вражескую территорию.

При Антонинах установились нормальные отношения между императорами и сенатом, прекратились казни и гонения, люди получили возможность свободно высказывать свои мысли. Историк Тацит, доживший до этого времени, писал: «Настали годы редкого счастья, когда каждый может думать, что хо-чет, и говорить, что думает».

При Антонинах изменилось положение провинций: они стали постепенно уравниваться в правах с Италией. Многие провинциалы сделались римскими гражданами, самые знатные из них вошли в римский сенат. Греческий писатель II в. Элий Аристид говорил, обращаясь к римлянам: «При вас все для всех от-крыто. Всякий, кто достоин государственной должности, перестает считаться чужеземцем. Имя римлянина стало достоянием всего культурного человечества. Вы установили такое управление миром, как будто он является одной семьей». Вскоре после того, как прервалась династия Антонинов, завершилось единение Римской державы, осуществлявшееся при ее правлении: в 212 г. н.э. по эдикту императора Каракаллы все население Империи получило римское гражданство. В это время даже на императорском троне часто сидели теперь не коренные римляне, а сирийцы, африканцы, уроженцы Балканских областей. Но как раз в III столетии мир внутри Империи нарушился: местные правители ста-ли выходить из повиновения центральной власти; то в одной, то в другой провинции появлялись самозваные претенденты на императорский престол. Армия перестала подчиняться законам: солдаты назначали и свергали императоров и даже продавали императорскую корону. Провозглашенные ими так называемые солдатские императоры правили всего по нескольку лет или месяцев. Из-за всех мятежей и раздоров в середине III в. Римская империя чуть было не распалась на части.

События III века в Римской империи получили в науке название «кризис III века». Более всего кризисные явления затронули политическую жизнь Рима: новые гражданские войны, «варваризация» Империи, растущий сепаратизм провинций, все усиливающийся натиск на империю племенных союзов германцев и прочих народов. В экономическом отношении к середине III века империя пришла в состояние полной разрухи.

В конце III века вступивший на императорский трон Диоклетиан, уроженец римской провинции Иллирия, и его преемник Константин провели ряд ре-форм, которые смогли ненадолго вывести империю из кризиса и продлить ее существование еще более чем на 100 лет.

Диоклетиан придал императорской власти откровенно царский характер. Император стал официально именоваться господином. Он носил пурпурные, затканные золотом платья из парчи и шелка, на голове его сияла драгоценная корона, ему воздавались церемонные почести, напоминающие ритуалы восточного двора: подданные преклоняли перед ним колена, целовали край его одежды, называли его «ваше величество» или «твое величество». Придворных, окружающих владыку, величали «светлостями», «сиятельствами», «превосходительствами», «благородиями». Все, что имело отношение к императору, считалось священным: у него был «священный дворец», «священный совет», «священная спальня».

После смерти Константина (337 г.) в Риме вновь резко обострился кризис античных порядков. Усилились нападения варваров на границы империи, римляне потеряли почти все свои провинции, раздираемая внутренними противоречиями, теснимая со всех сторон внешними врагами, Римская Империя неук-лонно шла к своему концу. В 395 г. римская держава была окончательно разделена на Западную и Восточную. Столицей Западной половины остался город Рим, а столицей Восточной Римской империи (будущей Византии) стал город Константинополь, основанный Константином на месте бывшей греческой ко-лонии Византии.

В 410 г. и 455 г. Рим подвергся страшному разгрому – сначала от готов, а затем от вандалов (отсюда понятие «вандализм»). В середине V века под властью императоров осталась лишь Италия. В 476 году командир стоявших в Италии германских наемников Одоакр сместил малолетнего императора Рому-ла-Августула и отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Это событие принято считать падением Западной Римской империи.

Что касается Восточной Римской империи, то она просуществовала еще почти тысячу лет. С концом же Западной Римской империи погибла и античная культура.

3.2. Архитектура

Архитектура времен Августа служила целям возвеличивания Рима. Ав-густ любил говорить, что, приняв Рим кирпичным, он оставил его мраморным. В городе был построен новый Форум, главным сооружением которого стал храм Марса Ультора (Мстителя). Он был сложен из туфа, облицован мрамором и украшен роскошными коринфскими колоннами высотой 18 м. На Палатине, близ императорского дворца, был воздвигнут великолепный храм Аполлона. Архитектуру эпохи Августа отличали изящные и стройные классические пропорции − таков портик Октавии (сестры императора) или большой (на 30 тысяч зрителей) каменный театр Марцелла. На Марсовом поле в 9 г. до н.э. был воздвигнут знаменитый Алтарь мира, стены которого были украшены рельефами, изображающими торжественные процессии. Алтарь мира Августа тоже должен был прославлять век счастья и благополучия.

Развитие архитектуры вело к появлению настенной живописи, лучше всего известной по раскопкам домов в городе Помпеи в Италии. Фрески изображали красочные картины на мифологические, исторические, бытовые сюжеты и напоминали греческие. В Риме воспроизводились образцы греческой скульпторы и настенной живописи, но их отличал большой реализм в воспроизведении черт оригинала и его психологическое содержание. Такова мраморная статуя Августа из Примапорты, созданная в стиле Поликлета, но более величественная и приближенная к оригиналу.

Преемники Августа продолжали украшать Рим новыми зданиями и сооружениями. На Палатинском холме Тиберий построил новый императорский дворец (строительство его завершилось при Калигуле).

Новый дворец получил название «Золотой дом» из-за массы золота и драгоценных камней в его отделке. Центральные улицы Рима были расширены, была ограничена высота зданий, весь город украшен новыми портиками, защищавшими прохожих от палящего солнца. Город, созданный на пепелище при Нероне, был именно тем прекрасным и «вечным Римом», которым восторгались его современники.

Замечательным достижением римской строительной техники было здание храма всех богов − Пантеона в Риме.

После гражданской войны 68−69 гг. н.э. пришедший к власти Веспасиан начал строительство амфитеатра, известного всему миру как Колизей. Завершение строительства Колизея пришлось на правление его сына Тита (80 г. н.э.). В честь открытия Колизея были даны стодневные гладиаторские игры.

Почти полностью перестроил центр Рима Нерон: после сильного пожара 64 г. н.э. император приказал снести все постройки центральной части города и на их месте построить императорский дворец с окружающими его резиденция-ми.

В плане Колизей представлял собой эллипс с окружностью 524 м. Это трехэтажное сооружение (позднее был добавлен и четвертый этаж) с арочно-сводчатыми перекрытиями. Стена Колизея высотой около 50 м состояла из трех ярусов арок − входов (80 арок нижнего яруса позволяли пятидесяти тысячам зрителей заполнить трибуны за считанные минуты), а четвертый ярус имел глухую стену с кедровыми мачтами, укрепленными на кронштейнах: на них над трибунами натягивали тент для защиты от солнца в жаркие дни (или в случае непогоды). В нижнем ярусе Колизея находились полуколонны дорического третьего ярусов стояли статуи. На арене Колизея могли сражаться одновременно до 3000 пар гладиаторов, а под ней находились подсобные помещения, коридоры, клетки для диких зверей.

К выдающимся достижениям римской архитектуры этого периода относятся и триумфальные арки: одно-, трех- и пяти-пролетные, которые ставились в честь императоров. Если греки объясняли военную победу доблестью всех воинов, то римляне приписывали ее личным заслугам полководца. Выражением высших почестей императору-полководцу и служила триумфальная арка. В Риме сохранились только арки Тита − монументальная и в то же время строгая однопролетная арка (80 г. н.э.), Септимия Севера (111 в.) и Константина (IV в.). Последняя, наиболее сложная из всех, кажется безвкусным нагромождением архитектурных и скульптурных элементов.

Императоры ранней Римской империи продолжали украшать римский Форум. Самым грандиозным и красивым был Форум Траяна, о котором гово-рили, что не только люди, но даже боги пришли от него в изумление. Форум Траяна был сооружен в начале II в. под руководством греческого зодчего Аполлодора. Он включал в себя собственно форум, окруженный колоннадой, с кон-ной статуей императора и два полукруглых сооружения, так называемые «рынки» Траяна, служившие для хранения заморских товаров, привозившихся в Рим. В глубине Форума высилось еще одно грандиозное сооружение − «бази-лика Ульпия» − здание для судебных заседаний. Любопытно, что базилика Ульпия была вытянута в длину и имела три нефа по типу греческого храма; она не имела сводчатых перекрытий, столь характерных для римской архитектуры. К базилике примыкали две библиотеки − латинская и греческая. Достопримечательностью форума Траяна была также массивная триумфальная колонна этого императора, самая большая из триумфальных колонн. Ее высота − почти 27 м, ствол ее сложен из 17 колоссальных блоков каррарского мрамора, всю колонну обвивает лента барельефов, запечатлевших эпизоды войн Траяна с даками (длина рельефа 200 м).

При императоре Адриане, преемнике Траяна, был перестроен римский Пантеон на Марсовом поле. К зданию храма был пристроен портик с восемью колоннами из египетского красного гранита с беломраморными коринфскими капителями. Соединение греческого портика с римской купольной конструкцией было типично для римской архитектуры. Пантеон − один из прекраснейших памятников античности.

Во II в. в Риме появляются первые конные статуи. Одна из них − конная статуя Марка Аврелия, которая до сих пор украшает Капитолийскую площадь.

Одним из наиболее замечательных римских сооружений являются термы (бани), которые играли большую роль в повседневной жизни римлян. Римские термы прошли долгий путь от республиканской простоты к роскоши и излишествам императорской эпохи. Они принадлежали и частным лицам, и государству для общественных нужд.

В I – II вв. бурное строительство шло не только в Риме, но и в других го-родах Италии в провинциях. По всей империи можно найти остатки монументальных сооружений и памятников того времени: большой храм Зевса в Афи-нах, амфитеатр в Вероне, порты в Остии и Геркулануме, амфитеатр в Помпеях. И в Месопотамии, и в Египте, и в Галлии, и в Испании сохранились следы античной греко-римской архитектуры: амфитеатры и цирки, термы и акведуки, дороги и мосты, арки и колонны, храмы и пластические композиции.

Культ императорской власти способствовал созданию колоссальных по размерам, величественных сооружений. Огромные термы Диоклетиана пре-взошли своими по своим размерам термы Каракаллы, колоссальным был и дво-рец Диоклетиана в окрестностях нынешнего Сплита.

Начало древнеримского искусства относится к периоду республики (конец VI - середина I в. до н. э.). Оно достигло расцвета в период образования мировой рабовладельческой державы, разнородной по этническому и социальному составу, сложной по хозяйственной и общественной организации.

Потребности римского общества породили много типов сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, акведуки и др. На римской почве получили новое архитектурное решение дворцы, особняки, виллы, театры, храмы, мосты, надгробные памятники. Рационализм, лежащий в основе римской архитектуры, проявлялся в пространственном размахе, конструктивной логике и целостности гигантских архитектурных комплексов, строгой симметрии и четкости.

С распространением римского владычества на Грецию и эллинистические государства в Рим проникли утонченность и роскошь эллинистических городов. Приток богатств из завоеванных стран в течение III-I вв. до н. э. изменили нравы римлян, порождая среди господствующих классов расточительство. Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи н картины греческих мастеров. Римские храмы, дворцы превратились в своего рода музеи искусства.

Увлечение греческим искусством проявилось прежде всего в обращении к ордерной системе. В то время как в греческой архитектуре ордер играл конструктивную роль, в Риме он использовался главным образом в декоративных целях.

Опорные функции в римской архитектуре выполняла обычно стена. Римляне изобрели бетон - важнейший строительный материал, с помощью которого закрепляли сооружаемые постройки. Они открыли новый способ возведения зданий- монолитно-оболочечный взамен стоечно-балочной системы. При стоечно-балочной системе, как ясно из названия, основу конструкции составляют две стойки, на которых лежит горизонтальная балка. Основу монолитно-оболочечной системы составляют две узкие кирпичные стены, между которыми залит битый щебень с бетоном, снаружи они облицовывались мрамором или другими породами камней. Преимущества новой системы строительства видны и сейчас: от многих греческих храмов с их колоннами, на которых лежат перекрытия и фронтоны, осталось по 2-3 колонны, многие же римские здания дожили до наших дней.

Большое место принадлежало арке, опиравшейся на массивные столбы. Колонны не могли нести на себе нагрузку многоэтажных сооружений со сводчатыми и купольными перекрытиями и лишь в аркадах сохраняли конструктивную роль, причем чаще применялись заимствованный у греков пышный коринфский ордер и строгий тосканский, унаследованный от этрусков.

Главное завоевание римлян в строительстельстве общественных сооружений - создание огромных внутренних пространств, свободных от внутренних опор. Необходимость их перекрытий вызвала развитие мощных сводчатых и купольных конструкций, лишь ограниченно применявшихся на Востоке и в Греции. Римская техника стала широко использоваться в гражданской и культовой архитектуре. Она послужила образцом для развития византийской и европейской архитектуры.

Основной формой перекрытий был цилиндрический свод из бетона и камня. Его боковое давление воспринимала опорная стена, игравшая важную роль в римской архитектуре. Из пересечения двух цилиндрических сводов одинаковой высоты в подножиях свода (пятах) и вершине (где заложен замковый камень) получился крестовый свод. При равенстве пролетов он дает в плане квадрат. Внутренняя поверхность сводов образует в пересечении острые края - ребра, в основании которых сосредоточивается давление свода. Это дало возможность прорезать опорные стены полуциркульными арками, заменить стену отдельными столбами, принимавшими на себя давление арки.

Вытянутые в длину помещения залов-галерей обычно делились на квадраты и перекрывались цепью крестовых сводов, что порождало эффектное расчленение внутреннего пространства. Из равномерно поднимавшегося вверх перекрытия, круглого в плане здания возник купольный свод, образовавший полушарие, покоившееся на цилиндрическом основании. Многоугольные в плане помещения перекрывались сомкнутыми сводами (монастырский свод) или сферическим куполом. В последнем случае купол опирался своим кольцом только на середину боковых стен, а переход от формы окружности к многоугольнику заполнялся вогнутыми сферическими стенами - «парусами».

В республиканский период сложились основные типы римской архитектуры. Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных ожесточенных войн нашла отражение в конструктивной логике монументальных инженерных сооружений. В них раньше всего проявилось своеобразие римского искусства.

Представим себе Рим в эпоху республики.

Иллюстрация

План Рима I-IV века до н. э.

Обращают внимание грандиозные сооружения - древние оборонительные стены Рима, возникшего еще в VIII в. до н. э. на трех холмах: Капитолии, Палатине и Квирипале, выложенные из камня (ранняя - VI в. до н. э. и так называемая Сервиева стена - 378-352 гг. до н. э.).

Римские дороги имели важное стратегическое значение, они объединяли различные части страны. Ведущая к Риму Аппиева дорога (VI-III вв. до н. э.) для движения когорт и гонцов была первой из сети дорог, покрывших позже всю Италию. Около долины Ариччи дорога, мощенная толстым слоем бетона, щебня, плитами лавы и туфа, шла из-за рельефа местности по массивной стене (197 м длиной, 11 м высотой), расчлененной в нижней части тремя сквозными арочными пролетами для горных вод.

Постепенно в следующие века Рим становится наиболее богатым водой городом мира. Мощные мосты и акведуки (акведук Аппия Клавдия , 311 г. до н. э., акведук Марция , 144 г. до н. э.), пробегающие десятки километров, заняли видное место в архитектуре города, в облике его живописных окрестностей, входя неотъемлемой частью в пейзаж Римской Кампаньи.

К древнейшим сводчатым конструкциям относится сточный канал (клоака Максима ) в Риме, сохранившийся до наших дней.

Иллюстрация

Форум Романум. Реконструкция

1. Храм Сатурна. 2. Священная дорога. 3. Храм Веспасиана. 4. Ростры. 5. Арка Септимия Севера. 6. Курия. 7. Базилика Эмилия. 8. Базилика Максенция. 9. Храм Антонина и Фаустины. 10. Колизей. 11. Круглый храм Ромула. 12. Колонна Фокаса. 13. Храм Юлия Цезаря. 14. Храм Венеры и Ромы. 15. Арка Тита. 16. Храм Весты. 17. Дом весталок. 18. Храм Кастора и Поллукса. 19. Санта Мария Антиква. 20. Палатин. 21. Храм Августа. 22. Базилика Джулия.

Общественная жизнь протекала на рыночной площади. Например, у греков она называлась агорой и обычно, как в Афинах, находилась у подножия акрополя. У римлян это был форум. Здесь происходили все главные городские события: собрания, советы, здесь оглашали важные решения, обучали детей, торговали, она служила ареной политической деятельности, народных собраний, военных триумфов. В архитектурный ансамбль входили храмы, базилики, лавки торговцев, рынки. Площади украшались статуями знаменитых граждан, политических деятелей и были окружены колоннами, портиками.

Древнейший форум в Риме - республиканский форум Романум (VI век до н.э.), к которому сходились все дороги. С его трибун раздавались речи крупнейших римских ораторов, военноначальников. В дальнейшем к этому форуму примкнули форум Цезаря, императоров Августа, Весисиана, Нервы и Траяна. Сейчас от Форума Романум остались лишь фундаменты построек; первоначальный его вид представляет реконструкция.

Иллюстрация

Форум Романум. Современный вид

В последние века республики форум приобрёл законченный архитектурный облик. С одной стороны к нему примыкало внушительное здание государственного архива - Табуларий (от “Табула” – медная табличка с надписью), который стоял на сводчатых подземных этажах. Это был совсем новый тип общественного здания, и тот факт, что он появился впервые у римлян, говорит об их исключительном уважении к истории.

Снаружи Табуларий был декорирован греческим ордером, внутри же он состоял из системы сводчатых помещений. С форума на Капитолий вела длинная лестница Табулария из 67 ступений. Такие коридоры и лестницы часто встречаются в республиканских зданиях. Они создают впечатление огромности охваченного архитектурой пространства. Но при этом все формы ясно обозримы в их перспективном сокращении: самая маленькая арочка или ступенька отлично видны, самая дальняя цель достижима.

Иллюстрация

Табуларий. 79-78 гг. до н. э.

На площади высились храмы, среди них храм Весты, богини-девы, в котором горел неугасимый огонь, символизировавший жизнь римского народа. Здесь же возвышались колонны, к которым прикрепляли ростры - носы побеждённых вражеских кораблей (отсюда и название - ростральная колонна), и проходила «священная дорога», вдоль которой стояли таберны - лавки ювелиров и золотых дел мастеров. Прежде здесь стояли и лавки торговцев, но они были выведены за пределы площади, образуя отдельные небольшие форумы: форум Боариум – мясной рынок и форум Олиториум – овощной рынок. Форум постепенно обрастал не только зданиями, но и почетными статуями римских граждан. В эпоху империи к нему будут пристроены храмы, посвященные богам и орбожествленным людям.

В эпоху республики, особенно в V-II вв. до н. э., храм - основной тип общественного здания. Он сложился постепенно в результате скрещивания преобладающих местных италийско-этрусских традиций с греческими, приспособленными к местным условиям. Строились круглые и четырехугольные псевдопериптеры с входом лишь с главного фасада. Круглый храм -моноптер состоял из цилиндрической основы, окружённой колоннадой. Вход был по этрусскому обычаю с одной, торцевой, стороны.

Иллюстрация

Храм Сивиллы в Тиволи.

Начало I века до н.э.

Круглый храм Сивиллы (или Весты) в Тиволи (I в. до н. э.), под Римом, окружён коринфскими колоннами. Фриз украшен рельефами с изображением традиционного римского мотива -бычьих черепов, «букраниев», с которых свисают тяжёлые гирлянды. Это был символ жертвоприношения и памяти. Ордер в таких храмах отличался жёсткостью рисунка и суховатостью: колонны утратили присущую им в Греции пластичность. Греческий круглый периптер обычно имел ступенчатое основание и был рассчитан на круговое обозрение. Храм Сибиллы в Тиволи, как и этрусские храмы, сочетает фронтальную строго симметричную продольную осевую композицию и круглую. Ось храма подчеркнута парадным входом с расположенными перед ним ступеньками, дверью и окнами. Массивное, со сводчатыми пролетами основание храма в Тиволи создает переход от каменного обрыва скалы, которую он живописно завершает, к изящной круглой ротонде коринфского ордера с легким фризом из гирлянд. Поднятый на высокое основание, гармоничный по пропорциям, со стройной и строгой колоннадой, наполненной светом, храм доминирует в пейзаже. Его спокойные гармоничные формы контрастируют с бурным каскадом водопада.

Прямоугольные римские храмы также отличались от ордерных греческих, как показывает хорошо сохранившийся храм Фортуны Вирилис на Бычьем форуме в Риме

Великолепны римские мосты I вв. до н. э. Так, мост Мульвия помимо его практических достоинств (он простоял более двух тысяч лет отличается выразительностью образа. Мост зрительно как бы опирается на воду полукружиями арок, опоры между которыми для облегчения веса прорезаны высокими и узкими проёмами. На арках сверху лежит карниз, придающий мосту особую законченность. Мост словно шагает от берега к берегу непрерывно идущими арками: он динамичен и одновременно устойчив.

Своеобразие римской архитектуры сказалось в создании нового типа частного жилого дома богатых землевладельцев, торговцев, ремесленников. Римские особняки - это большей частью одноэтажные дома, в которых уютность семейного быта сочеталась с приспособленностью к деловой жизни.

Частично внешний вид римского города можно представить на примере Помпеи - италийского города, который вместе с городами Геркуланум и Стабии погиб в 79 г. н. э. в результате извержения вулкана Везувий. Погребённый под пеплом город случайно обнаружили при строительстве водопровода в XVII в. С 1748 г. до наших дней продолжаются его раскопки. Город имел регулярную планировку. Прямые улицы обрамлялись фасадами домов, внизу которых были устроены лавки-таберны. Обширный форум был обнесён прекрасной двухэтажной колоннадой. Там находились святилище Исиды, храм Аполлона, храм Юпитера, большой амфитеатр, построенный, как и у греков, в природном углублении. Рассчитанный на двадцать тысяч зрителей, он значительно превосходил потребности жителей города и предназначался также для приезжих (население Помпеи сооставляло не более десяти тысяч человек). В городе было два театра.

Замечательны помпейские дома - «домусы». Это были прямоугольные сооружения, которые тянулись вдоль двора, а на улицу выходили глухими торцевыми стенами. Главным помещением был атриум (от лат. atrium - «закопчённый», «чёрный», т. е. помещение, почерневшее от копоти), который выполнял священную функцию. Рим при основании имел в самом центре культовую яму - «мундус», куда все жители бросали плоды и горсть земли со своей старой родины. Открывалась она лишь один раз в году - в день Подземной богини или не открывалась совсем. Каждый дом повторял эту модель: в атриуме часто было отверстие в центре крыши - комплювий. Под ним находился бассейн для сбора воды, родственный мундусу, - имплювий. В целом атриум выполнял функцию «мирового столпа», связывавшего каждый римский дом с небесами и подземным миром. Не случайно в атриуме стояли все самые важные вещи: тяжелый сундук с семейными ценностями, стол типа жертвенника и шкаф для хранения восковых масок предков и изображений добрых духов-покровителей - ларов и пенатов.

В глазах римлян, подобно этрускам, дом обладал своим сакральным пространством, родственным космосу. Хорошим примером этрусского жилища является дом Альбуция Цельса, у которого отверстие в крыше поддерживают четыре коринфские колонны.

Но по происхождению Помпеи были городом греческим. Тот же помпейский дом был одновременно проникнут и эллинским духом.. Ни в чем так ярко он не проявляется, как в чудных перестильных двориках – небольших кусочках природы, заключенных внутри самих домов и представляющих как бы небольшие садики или цветники с фонтанами и нимфеями, мраморными рельефами и бронзовыми статуэтками богов, свежим, чистым воздухом и прохладной тенью от цветущих деревьев и кустов.

Иллюстрация

Дом Фавна в Помпеях. Атрий.

II век до н. э.

Внутри дома были расписаны. Прекрасно сохранившиеся фрески показывают, какой была обычная жизненная среда римлянина. Ранние дома (II - конец I в. до н. э.) расписывали в так называемом первом помпейском стиле. Стены домов были расчерчены геометрическим орнаментом, который напоминал обкладку стен полудрагоценными камнями. Затем этот «инкрустационный» стиль сменился «архитектурным», или вторым помпейским. Он был в моде в течение I в. до н. э. Мастера второго помпейского стиля превращали интерьер в подобие городского пейзажа. Во всю высоту стен шли изображения колоннад, всевозможных портиков, фасадов зданий.

Контрастом одноэтажным домам патрициата с их роскошью и комфортом были многоэтажные доходные дома, сдававшиеся в наем,- в них обитал римский народ, плебеи.

При всех достижениях римской архитектуре свойственны черты ограниченности. Тенденция возвеличивать власть императоров, устремленность к масштабным преувеличениям, внешним эффектам лишь свидетельствует о кризисе Римской республики. После разгрома многочисленных восстаний и завершения гражданских войн начался период стабилизации, но уже в условиях жесткой диктатуры империи.

Второй период

Храм Весты.

Рим, Римский форум

Храм Портуна.

Рим, Бычий форум

Полное своё развитие тип базилики получил во втором периоде римской архитектуры, в котором греческое влияние, ещё перед тем начавшее проникать в неё, отразилось на ней уже очень сильно. Этот период, продолжающийся с середины II в. до падения республиканского правления (то есть до 31 г. до н. э.), ознаменован, кроме того, появлением в Риме первых мраморных храмов, тогда как прежде храмы строились из местных вулканических пород камня, пиперина и травертина; вместе с тем, подобные здания, и по плану, и по конструкции, стали больше походить на греческие, хотя и сохраняли постоянно некоторые отличия от них.

Римский храм этой и последующих эпох обыкновенно представлял собой одну целлу продолговатой, четырёхугольной формы, стоявшую на высоком фундаменте, и к которой вела лестница только с одной, короткой, лицевой стороны. Поднявшись по этой лестнице, попадаешь в портик с колоннами, в глубине которого находится дверь, ведущая в целлу, получающую освещение только через эту дверь, когда она открыта.

Иногда колонны украшали только портик храма (простиль); иногда рядом бывали обставлены и боковые стороны целлы (род периптера), но их не имелось с задней стороны; иногда, вместо настоящих колонн, употреблялись полуколонны, выступающие из стен целлы (род псевдопериптера). Крыша здания всегда была двускатная, с треугольным фронтоном над портиком.

Наряду с подобными святилищами греческого типа, римляне сооружали, в честь некоторых божеств, круглые храмы, составляющие их собственное изобретение, вводя в них, однако, многие греческие элементы.

Из храмов, относящихся к рассматриваемому периоду, можно указать на сохранившиеся до известной степени Храм Портуна - псевдопериптер с портиком тяжёлого ионического стиля и на круглый храм Весты, обставленный 20 колоннами ещё не вполне выработавшегося римско-коринфского стиля, с низкой конусообразной крышей из мраморных черепиц.

Реконструкция театра Помпея

В числе сооружений нерелигиозного характера этого же периода заслуживают внимания в особенности:

Табуларий (лат. Tabularium) - здание значительного размера, построенное в 78 году до н. э. для помещения государственного архива и выходившее на форум фасадом, который представлял 11 аркад с дорическими колоннами;

трёхъярусный деревянный театр М. Скавра (58 г до н. э.), вмещавший в себе до 80 000 зрителей и украшенный 360 мраморными колоннами и множеством бронзовых статуй,

первый каменный театр, возведённый в 55 г. до н. э. на Марсовом поле и увенчанный на вершине своих градин (зрительных скамей) храмом Венеры Победительницы (Venus Victrix).

Все эти здания исчезли, точно так же, как следовавшие за ними постройки Юлия Цезаря: форум с храмом Венеры Родительницы (Venus Genitrix), колоссальный каменный амфитеатр, над которым растягивался шёлковый покров (velum) для защиты зрителей от солнечных лучей, базилика Юлия и каменный театр, оконченный при Августе, который назвал его, в честь своего зятя, театром Марцелла.

Третий период

Третий, самый блестящий период истории Римского зодчества начинается со времени захвата Августом полновластия над республикой и продолжается до смерти императора Адриана, то есть до 138 года нашей эры.

В это время римляне начинают широко применять бетон. Появляются новые типы зданий, например базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, цирки, где происходили соревнования колесниц, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения - триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению акведуков, мостов. Типично римскими, однако, являются изобилующие скульптурными изображениями триумфальные арки и колонны, возведенные в честь имперских побед и завоеваний. Ещё более впечатляет римское инженерное мастерство при строительстве дорог, мостов, акведуков, канализаций и укреплений.

Римское искусство уступало греческому искусство в изяществе пропорций, но не в техническом мастерстве. К этому периоду относится сооружение двух самых известных римских памятников: Колизея (самого большого амфитеатра античного мира) - одного из многих грандиозных сооружений, воздвигнутых римлянами по всей империи, а также Пантеона, храма во имя всех богов. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. В архитектуре римлянам также недоставало греческого чувства стиля и вкуса, но они были более искусны с технической точки зрения в сооружении арок, сводов и куполов. Строительство велось в огромных траншеях, поскольку обширная империя нуждалась в поражающих воображение общественных зданиях.

Римляне восхищались греческим искусством и подражали ему, расширив его влияние на запад и север Европы. Многие греческие архитекторы известны нам благодаря римлянам, которые заказывали себе копии, пережившие в итоге свои оригиналы. Римские мастера значительно уступали грекам, но у них была собственная глубоко реалистичная скульптурная традиция, шедшая, вероятно, от манеры исполнения портретных бюстов предков, которые римляне хранили в своих домах не в качестве произведений искусства, а информации о том, как выглядели их праотцы. Простота и в то же время яркая индивидуальность римского портретного искусства делают его очень привлекательным.

В течение этого периода все прежде наметившиеся типы зданий приходят в полное развитие, достигают удивительной величественности, высшего изящества и поразительной роскоши, хотя в их формы и детали прокрадываются элементы, занесённые с Востока и Египта.

Август довершил многие архитектурные предприятия предшествовавшего времени и с пышностью восстановил в Риме 82 храма, запущенных и полуразвалившихся. Исполняя свой обет, данный в битве при Акциуме, он соорудил обширный форум своего имени с великолепным храмом в честь Марса-Мстителя‎. Уцелевшие остатки зданий этого форума - три коринфские колонны, часть стены храмовой целлы и несколько плафонных кассетонов - могут считаться прекраснейшими остатками Римской архитектуры. Ещё более замечательный и притом несравненно лучше сохранившийся её памятник представляет собой выстроенный в 26 г до н. э. Пантеон Агриппы. Август, ещё при своей жизни, воздвиг себе надгробный мавзолей, от которого остались теперь только груды камня - гигантский памятник, занимавший на Марсовом Поле площадь в 3400 м² и состоявший из нескольких уступов, возвышавшихся один над другим и усаженных деревьями; на его вершине стояла колоссальная бронзовая статуя императора. Не довольствуясь постройками в самом Риме, о котором он с полным правом мог говорить, что «принял этот город кирпичным, а оставил мраморным», Август наделил многие другие места империи более или менее изящными зданиями, каковы, например, храм Августа и Ромы в Пуле (в Истрии), прекрасно сохранившийся храм Мезон Карре в Ниме, триумфальные ворота в Римини, Сузе, Аосте и т. п.

После смерти Августа строительные предприятия в Риме на некоторое время уменьшились; тем не менее, Тиберий начал сооружать храм Кастора и Поллукса, впоследствии довершенный Калигулой; бедные остатки этого некогда красивого и пышного здания - три колонны с частью его основания и их антаблемента - стоят теперь в южной части форума. Клавдий построил акведук своего имени, доставлявший в Рим воду реки Анио с Сабинских гор - громадное сооружение длиной более 10 км, тянущееся через римскую Кампанию и состоящее из обширных арок, поддерживающих канал, по которому неслась вода. Нерон, после известного пожара Рима, на его дымящихся развалинах построил «Золотой дом», который должен был превзойти великолепием все, что было создано до той поры архитектурой и декоративным искусством; это гордое здание после смерти тирана было разрушено негодовавшим на него народом.

После воцарения Флавиев, архитектурная деятельность снова усилилась, и императоры этой фамилии наделили Рим и его провинции множеством зданий, не уступающих своими размерами появившимся в эпоху Августа, и даже превосходящими их в отношении роскоши. Веспасиан начал сооружать в вечном городе храм Марса и знаменитый Колизей, оконченный в 70 г н. э. Титом. Кроме Колизея, из построек этого государя важнейшими были термы его имени и дворец, возведённый им для себя. При Домициане Рим украсился триумфальными воротами, увековечивавшими память о победах Тита над иудеями и о разорении им Иерусалима - сооружением, любопытным в особенности потому, что в нём мы впервые видим совершенно определившийся, характеристичный тип римских триумфальных арок, которые строились и раньше, но не с такой соразмерностью частей и с меньшим убранством, а также потому, что полуколонны, украшающие собой эти ворота, представляют первый известный пример капителей стиля композита. Сверх того, Домициан начал строить новый форум (лат. Forum Transitorium), заключавшийся между Forum Romanum и Августовым и оконченный Нервой, который назвал его своим именем.

Траян соорудил другой форум, своей величиной и роскошью превосходивший все существовавшие до того времени. Любимый архитектор императора - Аполлодор Дамасский - поместил в середине этого форума обширную базилику (basilica Ulpia) о девяти нефах и громадную, уцелевшую доныне колонну в честь Траяна, с обвивающим её барельефным изображением эпизодов его похода против даков. Кроме входных ворот в тот же форум, были воздвигнуты на нем ещё другие, из дорогого пентелийского мрамора, но они были впоследствии разрушены и их материал употреблён на триумфальную арку императора Константина. Не ограничиваясь Римом, Траян украсил роскошными сооружениями многие другие города, причём в большинстве случаев пользовался услугами того же Аполлодора; особенно много произведено построек для общественной пользы на родине императора, в Испании.

Римская архитектура ещё более оживилась в царствование Адриана, который не только был горячий любитель искусства, но и сам занимался им в часы досуга. Он обогатил Рим таким множеством новых зданий, что заслужил прозвание его Восстановителя (Restitutor). Наиболее важные между ними - храм Венеры и Ромы, стоявший как раз против Колизея - самый большой из бывших в городе, огромный псевдопериптер с двумя целлами, прислонёнными одна к другой, и с обширным портиком, и мавзолей Адриана, начатый постройкой при нём самом и оконченный при его преемнике, - сооружение, называвшееся, вследствие своей громадности, «Moles Hadriani» и представлявшее два цилиндрических этажа, возвышавшихся на четырёхугольном основании и обставленных колоннами; оно было сложено из травертина, облицовано мрамором и увенчивалось куполом, на вершине которого стояла бронзовая колесница с фигурой едущего в ней императора или, быть может, кедровая шишка. Мавзолей Адриана ещё при Гонории был превращён в крепость, лишился потом своей мраморной отделки и верхнего этажа и, наконец, стал нынешним Замком св. Ангела. К постройкам Адриана принадлежат также великолепный мост, перекинутый через Тибр против мавзолея, и находившийся поблизости оттуда большой цирк, исчезнувший бесследно. Неподалёку от Рима, в Тибуре (Тиволи), построена императором по собственным его планам роскошная вилла, в которой были воспроизведены в миниатюрном виде лучшие памятники греческого и египетского зодчества. Из сооружений Адриана в провинциях, особенно многочисленны были произведённые в Афинах, которым он, будучи поклонником греческой образованности, хотел возвратить прежний блеск. Там его заботами довершен храм Олимпийского Зевса, начатый ещё при Писистрате, воздвигнуты храм Зевса и Геры, несколько других храмов, гимназий, портики, базилика, театр у подножия акрополя, проведены каналы, дороги, словом, возник новый город, соединявшийся со старым воротами, сохранившимися до наших дней. Относительно архитектурного стиля эпохи Адриана, должно заметить, что он лишён оригинальности, ограничивается более или менее удачным сочетанием в себе разных элементов, выработанных в цветущую пору античного искусства, - стиль холодно-эклектический, так сказать, академический, но, при сильном стремлении своём к монументальности и пышности, все ещё отличающийся стройностью и изяществом.

Четвёртый период

Храм Антонина и Фаустины

Рим, Римский форум

Термы Каракаллы

Триумфальная арка Константина

Развалины базилики Максенция

После Адриана римское зодчество быстро клонится к упадку, вдаётся в вычурность мотивов, излишество украшений, в смешение самых разнородных форм и в иррациональность их употребления. Наступает четвёртый, последний период истории римской архитектуры, продолжающийся до окончательной победы христианства над язычеством (с 138 по 300 гг.). И в это время, каждый император старается оставить по себе память каким-либо значительным сооружением. Антонин Благочестивый строит в Риме храм Антонина и Фаустины; Марк Аврелий - колонну своего имени по образцу Траяновой; Септимий Север - тяжёлые, обременённые архитектурными и скульптурными украшениями триумфальные ворота в подражание арке Тита, а также небольшой, но гармоничный по пропорциям и благородно-красивый по деталям храм Весты в Тиволи. Каракалла наделяет Рим необычайно обширными и роскошными общественными банями, Аврелиан - колоссальным храмом Солнца. При Диоклетиане построены термы, ещё более вместительные и великолепные, чем бани Каракаллы, но представлявшие собой, по конструкции и расположению, только сколок с них. Не менее колоссален был сооружённый этим императором в Спалато (в Далмации) дворец, из камней которого выстроена впоследствии значительная часть этого города.

Важнейшими постройками Константина Великого в старой столице его империи были триумфальные ворота, имеющие три пролёта и украшенные скульптурными рельефами, взятыми с ворот Траяна, и базилика, основание которой было, впрочем, положено ещё Максенцием, - последний прекрасный памятник римской архитектуры, могущий выдержать сравнение с наилучшими созданиями её цветущей поры. То было величественное здание о трёх нефах внутри, стройное по пропорциональности своих частей, роскошно отделанное, благородное, хотя в его деталях уже проявились признаки упадка искусства.

Чем дальше, тем сильнее проникали в последнее восточные влияния, стремление к напыщенности и изысканности, заглушавшее предания классической эпохи. Особенно красноречиво свидетельствуют о том сооружения, появившиеся при последних императорах в таких отдалённых краях их владений, как Сирия и Аравия: впалые или вздутые поверхности, капризно изгибающиеся или ломающиеся линии, изобилие украшений нередко вычурных, фантастичность форм, - таковы главные черты этой римско-восточной архитектуры. Некоторые из её произведений до сей поры удивляют своими размерами, массой употреблённого на них дорогого материала, техническим мастерством своей конструкции, но также и причудливым нарушением стильности. Таковы, например, остатки храма Ваала в Гелиополе (Баальбек), развалины храмов и колоннад в Пальмире, уцелевшие фасады погребальных пещер в местности Петры, некогда цветущего города Каменистой Аравии и некоторые др.


Все дороги ведут в Рим. И не только в прямом, но и в переносном значении. Побывав в этом городе, можно совершить удивительное путешествие во времени. представлена уникальными памятниками разных эпох :

1. Античность (Колизей, Пантеон, римский форум, триумфальные арки Тита и Септимия Севера, колонны Марка Аврелия и Траяна, термы Каракаллы и другие).

2. Средневековье (базилика Святой Марии у Небесного Алтаря на Капитолии, фасад храма Святого Климента, лестница Пилата, базилика Святой Марии над Минервой, интерьер собора Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме).

3. Возрождение (Сикстинская капелла, собор Святого Петра).

4. Маньеризм (церковь Иль-Джезу, то есть «церковь святого имени Иисуса»).

5. Барокко (базилика Святой Агнессы, церковь Святого Карла у четырёх фонтанов, храм Сант Иво алла Сапиенца, базилика Сант Андреа делла Валле, церковь Сант Андреа аль Квиринале и другие).

6. Рококо (церковь Святой Марии Магдалены).

7. Классицизм (фасад базилики Святого Павла за городскими стенами, фасад Латеранской базилики).

8. Неоклассицизм (вилла Торлония).

9. Модерн (вокзал Термини, Национальный музей искусств XXI века).

Даже пирамида имеется, можно и в Египет не ездить. Построил её Гай Цестий как мавзолей для себя любимого в 30 году до н.э. Высота пирамиды около 40 метров. До сих пор стоит возле ворот Сан Паоло.

Некоторые здания совмещают в себе разные стили. Например, мавзолей Адриана. Император начал строить его в 135 году. Он был похож на этрусский тумулус: на квадратном основании стоял цилиндр. В средние века, благодаря постоянным достройкам, мавзолей превратился в неприступную крепость и стал называться замком Святого Ангела (Сант-Анджело). Поклонники Дэна Брауна помнят его по фильму «Ангелы и демоны».

Но больше всего архитектура Рима знаменита своими античными постройками. Древние зодчие не только смогли воздвигнуть необычайно красивые здания, но и применили при этом интересные инженерные изобретения. Эти постройки стали своеобразными визитками вечного города.

Колизей


Менее известно другое название этого сооружения – амфитеатр Флавиев. Начал грандиозное строительство римский император Тит Флавий Веспасиан, а завершили его сыновья: Тит и Домициан. Благодарные сограждане увековечили имя славного рода в названии амфитеатра. Колизеем он стал позже, в VIII веке нашей эры. По некоторым данным, из-за того, что имел громадные размеры. Из других источников известно, что рядом с ним находилась огромная статуя Нерона (Колосс), с которой и связывают происхождение этого слова.

Величие и красота

Амфитеатр


Это был настоящий символ несокрушимой императорской власти. Открытие состоялось в 80 году. Амфитеатр вмещал до 50 тысяч зрителей и являлся самым большим зданием подобного рода в период античности. Он имел форму эллипса с диаметром 188 метров (длинная ось) и 156 метров (поперечная). Высота составляла 52 метра (аналогична современному семнадцатиэтажному зданию).

Колизей поражал современников своей красотой. В четырехъярусном сооружении использовалась древнегреческая система ордеров. Самые мощные дорические колонны находились внизу. Второй ярус был оформлен более изящным ионическим ордером, а третий – праздничным коринфским.

Новые изобретения

Система арок Колизея


Для придания данной конструкции прочности и устойчивости, римским архитекторам пришлось воспользоваться системой арок. Это инженерное изобретение было известно ещё строителям Древнего Востока за две тысячи лет до нашей эры. Но широкое применение оно получило в архитектуре Древнего Рима. Благодаря целой «симфонии арок» массивное здание Колизея кажется необычайно лёгким. Такая структура напоминает пчелиные соты. Вследствие уменьшения веса и объёма материалов, появилась возможность строить более высокие сооружения.

Также достижению этой цели способствовало применение современных строительных материалов: кирпичей и бетона! Римляне изготавливали смесь, которую называли «опус цеменисимус». В её состав входили вода, известь и вулканический пепел. Добавляли туда песок и гальку и получали бетон. Строители выкладывали из кирпичей две неширокие параллельные стены. Пространство между ними заливали приготовленным раствором.

Изобретение более лёгких и прочных материалов произвело революцию в строительстве. Возникли разнообразные новшества, которыми необычайно богата архитектура Рима.

Пантеон


Таким «ноу-хау» стал купол. Возможность полусферического перекрытия большого пространства появилась благодаря бетону. Самым древним, сохранившимся до наших дней, считается купол Пантеона. Его размеры поражают даже сегодня: диаметр – 43 метра, высота над стенами – 22 метра!

Храм всех богов

Купол Пантеона


Возведён он в 126 году. В то время правил император Адриан. Сам храм был построен ещё в 27 году до н.э. по указу Агриппы, но через два столетия сгорел. Адриан полностью перестроил здание. Он захотел создать грандиозное сооружение. Человек, находящийся в нём, должен был ощущать, что стоит в центре Вселенной. Ведь «Пантеон» означает «храм всех богов».

Внешний вид здания серый и не очень привлекательный. Его конструкция проста: стены образуют цилиндр, который сверху покрыт полусферой. Но внутреннее убранство ошеломляет. Впечатление непостижимости и грандиозности усиливается благодаря огромному отверстию в центре купола. Это «око Пантеона», единственный источник света в храме. Его диаметр – 9 метров. Окулюс устроен таким образом, что в полдень образуется вертикальный столб света, который практически осязаем и воспринимается как нечто мистическое.

Секреты мастеров

Архитектура Пантеона


Это первое в истории здание, в котором купол сооружен без единой подпоры. Легенда гласит, что никто не мог понять, как осуществить подобный замысел. Поэтому Адриан приказал внутреннее пространство между возведёнными стенами засыпать землёй, смешанной с золотыми монетами. На образовавшуюся горку укладывали бетон будущего купола. После этого император сказал, что каждый, кто найдёт золотую монету, может забрать её себе. Очень скоро храм внутри был пустым и чистым.

Неизвестно, как всё происходило на самом деле, но секрет долго оставался нераскрытым. Архитекторы эпохи Ренессанса неделями измеряли купол Пантеона, пытаясь понять алгоритм его возведения. Современные исследователи говорят, что римские зодчие использовали бетон разной плотности. Внизу купол содержит более тяжёлые вещества, а по мере его возвышения увеличивается доля пемзы. Она делает смесь более лёгкой.

Пантеон – единственное творение античное архитектуры, которое сохранилось до наших дней без существенных повреждений. Произошло это из-за того, что он никогда не закрывался, оставался действующим храмом – сначала языческим, а с 609 года христианским. Больше тысячи лет Пантеон оставался выдающимся инженерным достижением. Превзойти творение античных строителей смог великий мастер эпохи Возрождения, создавший купол, под которым «могли бы укрыться все христианские народы». Сегодня архитектура Рима немыслима без этого чуда.

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра


Настоящая жемчужина среди всех католических храмов возведёна на месте Цирка Нерона. В языческом амфитеатре римляне издевались над христианами. В нём смертью мученика умер на кресте апостол Пётр в 67 году. Императором, прекратившим гонения, был Константин. Он приказал на этом месте построить первый храм христиан – базилику Святого Петра. В её стенах происходили коронации понтификов. Здесь Карл Великий в начале IX века получил титул императора Священной Римской империи. Храм функционировал больше тысячи лет, постепенно разрушаясь и приходя в упадок.

Возрождение величия

Собор Святого Петра изнутри


В начале XVI века, по приказу папы Юлия II, вместо обветшавшей базилики началось возведение нового собора. Понтифик хотел, чтобы здание своим величием превзошло все христианские строения. Работа началась в 1506 году, а полностью завершилась через 120 лет. Результат превысил все ожидания. Сегодня собор Святого Петра и площадь, которая к нему прилегает, могут вместить до 460 тысяч прихожан!

В строительстве принимали участие разные мастера: Донато Браманте, Бальдассаре Перуцци, Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло. Каждый из них предлагал свои варианты сооружения. Основополагающим стало архитектурное решение Микеланджело Буонарроти. Оно было ориентировано на центральный купол. Но великий мастер не успел воплотить свой замысел до конца. При его жизни возвели лишь тамбур купола. Завершил начатый проект Джакомо делла Порта.

Символ власти

Собор Святого Петра и его купол


Купол собора – самый высокий в мире. Он поднимается на 138 метров! Его барабан имеет шестнадцать рёбер. Впечатление невесомости создают большие окна, обрамлённые спаренными колоннами. Грандиозность и массивность купола сочетается с одухотворённостью и порывом вверх. Это самая высокая точка Рима.

В начале XVII века с восточной стороны собора Карло Мадерна пристроил трёхнефную базилику. В западной части храма возник монументальный фасад. Теперь купол можно увидеть лишь издали, со стороны улицы, ведущей на площадь перед собором. Фасад поражает своей грандиозностью: 45 на 115 метров. «Встречают» входящих апостолы Пётр и Павел. Перед базиликой установлены их статуи. Величие храма подчёркивается наличием пяти порталов. (Традиционно строят три).

Сегодня собор Святого Петра – центр католицизма. Всего в Риме четыре папских базилик, но это здание – наиболее внушительное. Благодаря его куполу, который воспринимается как символ власти, архитектура Рима стала образцом для подражания. Можно вспомнить знаменитый американский Капитолий в Вашингтоне.

Несколько интересных фактов

Архитектура Рима настолько богата разнообразием, что невозможно рассказать обо всём подробно. Поэтому коротко о самом интересном.

Две наиболее известные античные колонны, установленные в честь Марка Аврелия и Траяна, «потеряли» статуи своих императоров. Теперь на вершине одной из них находится бронзовая фигура апостола Павла, а на второй – апостола Петра.

Во времена Римской империи в городе было 11 водопроводов (акведуков). Два из них работают и поныне. От римского форума берёт своё начало древняя Аппиева дорога. Она проложена в четвёртом веке до нашей эры. Но и сегодня некоторые её участки пригодны к эксплуатации. Вот как люди строили!

Замок Святого Ангела был не только мавзолеем, но резиденцией пап, хранилищем, и даже тюрьмой. Шесть лет в заточении там провёл Джордано Бруно. Толстые стены не оставляли узникам шансов на побег. Бенвенуто Челлини, знаменитый ювелир и скульптор, был единственным человеком, который смог это сделать.

Базилика Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Сан Джованни ин Латерано) – наиболее ранняя из четырёх папских базилик. Она получила название «Basilica maior» («Глава церквей города и мира»). Это кафедральный храм Рима, по статусу он важнее всех существующих католических соборов.

Сикстинская капелла, шедевр Ренессанса, используется для проведения конклавов. На них избирают очередного папу римского.

Единственной базиликой готического стиля из сохранившихся зданий в Риме считается храм Святой Марии над Минервой. В нём происходили заседания комиссий, разбиравших дела «еретиков». Тут заставили отречься от своих взглядов Галилея.

Церковь Санта Марии Магдалены называли «сахарной», потому что внешне она напоминала торт. Стиль рококо, в котором построен храм, не был распространён в Риме. Он считался мистическим, непригодным для христианской постройки.

Самая высокая в Риме колокольня (75 метров) поднимается над одной из папских базилик – церковью Святой Марии Маджоре.

Список интересных фактов огромен. Но никакие рассказы не заменят реальность. Вечный город подарит массу впечатлений тем, кто захочет побродить по его улицам. За несколько часов путешественник познакомится с настоящей архитектурной энциклопедией. Каждое здание – это шедевр. Архитектура Рима позволит насладиться гармонией и совершенством воплощённых художественных замыслов.