Стрессоры - это факторы, вызывающие состояние стресса. Влияние стресса на здоровье человека

Общественная жизнь немыслима без столкновения идей, жизненных позиций, целей как отдельных людей, так и малых и больших коллективов, других сообществ. Постоянно возникают расхождения и противоречия различных сторон, нередко перерастающие в конфликты. Необходимо соответствующее управление этим процессом, задачей которого должно быть предупреждение возникновения нежелательных, негативного плана конфликтов, придание неизбежным конфликтным ситуациям конструктивного характера.

До последнего времени в системах управления персоналом организаций отсутствовали работники-конфликтологи, а в должностных инструкциях руководителей и специалистов функции управления, предупреждения и разрешения конфликтов не значились. В их обязанность входило создание лишь «нормального моральнопсихологического климата», что наделе означало маскировку наличия неизбежных в коллективе противоречий и конфликтных столкновений. Там, где конфликты возникали, их разрешение возлагалось, как правило, на профсоюзные и другие общественные организации. Улаживать конфликты приходилось и руководителям. Тот или иной исход вмешательства зависел отличного опыта и интуиции руководителя.

В настоящее время система управления персоналом организаций включает подсистемы, выполняющие функции. Так, подсистема трудовых отношений предусматривает выполнение таких функций, как анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, отношений руководства; управление производственными конфликтами и стрессами; проведение социально-пси- хологической диагностики; соблюдение этических норм взаимоотношений; управление взаимодействием с профсоюзами. Подсистема социального развития включает функцию управления социальными конфликтами и стрессами.

Функции управления производственными и социальными конфликтами, а также стрессами должны выполняться не только руководителями, но и спецналистами-конфликтологами и специально созданными подразделениями. Во многих крупных и средних организациях эти функции, в частности, возлагаются на вновь созданные отделы трудовых отношений.

Так, на одном из промышленных предприятий в отделе трудовых отношений работает шесть человек: менеджер по конфликтам - начальник отдела, менеджер по конфликтам - заместитель начальника отдела, конфликтолог, психолог, социолог и секретарь. Оперо- грамма процесса управления конфликтами этого отдела (табл.8.14) фиксирует их соответствующие функции. Представление же об информационных связях отдела трудовых отношений с другими подразделениями организации в части управления конфликтами дает состав основных документов, которыми они обмениваются между собой (табл. 8.15).

Таблица 8.14. Схема функциональных взаимосвязей я процессе управления конфликтами отдела трурдовых отношений

Функции

Испонители

Нач. отдела

Зам. нач. отдела

Конфликтолог

Психолог

Социолог

1. Проведение социологических опросов, социально-психологических исследований

2. Проведение лекций и семинаров в подразделениях

3. Обеспечение руководителей организации литературой по конфликтам

5. Информирование работников об их социальном и экономическим положении на текущий момент

Условные обозначения:

О - отвечает за выполнение функции;

У - участвует в выполнении функции;

П - предоставляет необходимую информацию, исходные данные;

К - контролирует;

Р - принимает решение.

Таблица 8.15. Информационные стези отдала трудом отношений (состав основных документов)

Откуда поступает

Куда направляется

Какая документация

Юридический отдел

Отдел трудовых отношений (ОТО)

Заключения, письменные и устные справки по правовым вопросам; исковые заявления и притензии по вопросам, подведомственным отделу; договоры для проработки и исполнения

Юридический отдел

Справки, заключения, расчеты и другое подгаяеые документы или их копии для предъявления претензий, преддоговорных и имущественных исков и отзывов

Комиссии по трудовым спорам (КТС)

Информация о поступающих в КТС жалобах и котам решения об их рассмотрении

Письменные и устные справки по методологическим вопросам социологии, психологии, конфликтологии

Профсоюзные комитеты

Предложения по совместной подготовке и проведению лекций и семинаров в цехах и отделах

Профсоюзные комитеты

Письменные и устные справки по методопогическим вопросам социологии, психологии и конфликтологии

Отдел кадров

Сведения о численности работников на предприятии и в подразделениях

Анкетные и опросные листы

Цехи, отделы и другие подразделения

Информация о социально-психологическом климате в коллективах, отношение к руководству предприятия и его подразделений, наличие недовольства и возможности конфликтов

8.7.2. Методы управления конфликтами

Любая управленческая деятельность является целенаправленным влиянием на объект и субъект управления с последовательным преодолением рассогласований в ходе реализации производственных задач. Это преодоление, в частности, может быть связано как с нефункциональными конфликтами, которые нередко являются следствием допущенных управленческих ошибок, так и с конфликтами, спровоцированными с целью стимулирования творческой активности и инноваций, ускорения процесса изменений. В последнем случае может возникнуть необходимость усиления напряженности, но при этом не следует допускать выхода конфликта за пределы оптимального уровня. Иначе есть опасность дезорганизовать работу организации. Следует, однако, помнить что отсутствие функционально позитивных конфликтов может породить в ней самодовольство, самоуспокоенность.

Важно сосредоточить внимание на управлении теми конфликтами, в которые руководство организации втягивается в силу складывающихся обстоятельств, ошибок управленцев или сбоев в работе. Такого рода конфликты должны разрешиться с минимальными потерями для организации.

Управление конфликтами - это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт, и приведения поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений.

Существует ряд методов управления конфликтами, которые по признаку поведения конфликтующих сторон можно разделить на несколько групп: внутриличностные, структурные, межличностные, переговоры, ответные агрессивные действия.

Внутриличностные методы воздействуют на отдельную личность и состоят в правильной организации своего собственного поведения, в умении высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны оппонента. Часто используется метод передачи другому лицу того или иного отношения к определенному предмету без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение (так называемый способ «Я-высказыва- ние»). Этот метод позволяет человеку отстоять свою позицию, не превращая оппонента в противника. «Я-высказывание» особенно эффективно, когда человек рассержен, недоволен. Оно позволяет высказать свое мнение о создавшейся ситуации, выразить принципиальные положения. Такой метод особенно полезен, когда ЧеЛОвек желает передать что-то другому, но не хочет, чтобы тот воспринял это негативно и перешел в атаку.

Структурные методы воздействуют преимущественно на участников организационных конфликтов, возникающих из-за неправильного распределения функций, прав и ответственности, плохой организации труда, несправедливой системы мотивации и стимулирования работников и т.п. К таким методам относят: разъяснение требований к работе, использование координационных механизмов, разработку или уточнение общеорганизационных целей, создание обоснованных систем вознаграждения.

Разъяснение требовании к работе является одним из эффективных методов предотвращения и урегулирования конфликтов. Каждый работник должен четко представлять, в чем состоят его обязанности, ответственность, права. Метод реализуется посредством разработки соответствующих должностных инструкций, положений, документов, регламентирующих распределение функций, прав и ответственности.

Использование координационных механизмов заключается в задействовании структурных подразделений организации или должностных лиц, которые при необходимости могут вмешаться в конфликт и помочь устранить причины спора между конфликтующими сторонами. Один из самых распространенных механизмов - это иерархия полномочий, которая упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если сотрудники имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к общему руководителю с предложением принять необходимое решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненные обязаны выполнять решения своего руководителя.

Разработка или уточнение общеорганизационных целей позволяет объединить усилия всех сотрудников организации, направить их на достижение выдвинутых целей.

Создание обоснованных систем вознаграждения также может быть использовано для управления конфликтной ситуацией, поскольку справедливое вознаграждение позитивно влияет на поведение людей и позволяет избежать деструктивных конфликтов.

Межличностные методы предполагают выбор стиля поведения участников конфликта, чтобы свести к минимуму ущерб для своих интересов. Наряду с хорошо известными стилями конфликтного поведения, к которым относятся приспособление (уступчивость), уклонение, противоборство, сотрудничество и компромисс, следует обратить внимание на принуждение и решение проблемы.

Принуждение означает попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других. Лицо, использующее такой подход, обычно ведет себя агрессивно и для влияния на других использует власть путем принуждения. Стиль принуждения может быть эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостаток этого стиля заключается в том, что он подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что не будут учтены какие-то важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения. Подобный стиль может вызвать возмущение, особенно у более молодой и более образованной части персонала.

Решение проблемы означает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти путь действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем, не стремится добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант преодоления конфликтной ситуации. В сложных ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация являются существенными для принятия здравого решения, появление конфликтующих мнений надо поощрять и управлять ситуацией, используя стиль решения проблемы.

Управление конфликтом через решение проблемы осуществляется в следующем порядке:

2. После того как проблема определена, выявите решения, которые приемлемы для обеих конфликтующих сторон.

3. Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой конфликтующей стороны.

4. Создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией.

5. Во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны, а также сводя к минимуму проявление гнева и угроз.

Переговоры выполняют определенные функции, охватывая многие аспекты деятельности работников. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых для противоборствующих сторон решений. Переговоры возможны при условии: вэаи- (независимости сторон, участвующих в конфликте; отсутствия существенного различия в полномочиях участников конфликта; глубины развития конфликта, позволяющей вести переговоры; участия в переговорах сторон, обладающих реальными полномочиями.

Ответные агрессивные действия - методы, являющиеся крайне нежелательными для преодоления конфликтных ситуаций. Применение этих методов приводит к разрешению конфликтной ситуации с позиции силы, в том числе с использованием грубой силы, насилия. Однако бывают ситуации, когда разрешение конфликта возможно только данными методами.

От эффективности управления конфликтом зависит многое в деятельности организации: масштаб дисфункциональных последствий, устранение или сохранение причин конфликта, возможность последующих столкновений и пр. Для этого у руководства организации есть принципиальное преимущество, обеспечивающее ему стратегическое лидерство в конфликте и его разрешении: право вырабатывать цели, способы и методы их достижения, обеспечивать их реализацию, анализ результатов.

Методы управления конфликтами подразделяются также по признаку принадлежности к направлению управления конфликтами. Практика показывает, что сложилось три направления управления конфликтами: уход от конфликта, подавление конфликта и собственно управление конфликтом. Каждое из названных направлений реализуется при помощи специальных методов.

Начнем с первого направления - метода ухода от конфликта. Преимущество такого метода состоит в том, что решение принимается, как правило, оперативно. Этот метод применяется в случае ненужности данного конфликта, когда он не подходит к ситуации, сложившейся в организации, или очень высоки издержки возможного конфликта. Его также целесообразно применять в случаях банальности проблемы, лежащей в основе конфликта; наличия более важных проблем, требующих своего решения; необходимости охлаждения разгоревшихся страстей; потребности выиграть время для сбора необходимой информации и ухода от принятия немедленного решения; подключения других сил для разрешения конфликта; наличия страха перед противоположной стороной или надвигающимся конфликтом; когда время надвигающегося конфликта складывается неудачно.

К уходу от конфликта не следует прибегать в тех случаях, когда очень важна проблема, лежащая в его основе, или при наличии перспективы достаточно длительного существования основ данного конфликта.

Разновидностью метода ухода от конфликта является метод бездействия. При этом методе развитие событий отдается на откуп времени, все происходит стихийно. Бездействие оправдано в условиях полной неопределенности, когда невозможно предвидеть варианты развития событий, предсказать последствия.

Следующая разновидность этого метода - уступки, или приспособление. В этом случае администрация идет на уступки за счет уменьшения собственных требований. Этот метод используется, когда администрация обнаруживает свою неправоту; когда предмет столкновения более важен для другой стороны, а не для вас; в случае необходимости минимизации потерь, когда превосходство явно на другой стороне и вы проигрываете, когда гармония и стабильность особенно важны.

Сюда же можно отнести метод сглаживания, который используется в организациях, ориентированных на коллективные методы трудового процесса. Данный подход основан на убеждении, что различия между сталкивающимися сторонами не столь значительны. Напротив, подчеркиваются общие интересы. Различия преуменьшаются, общие черты - акцентируются. «Мы одна дружно действующая команда и не следует раскачивать лодку». Довольно часто в таких случаях реальная проблема уходит на второй план.

Подавление конфликта, в свою очередь, предполагает использование различных методов. Например, метод скрытых действий применяется в случаях, когда стечение экономических, политических, социальных или психологических обстоятельств делает невозможным открытый конфликт; отсутствует желание иметь дело с открытым конфликтом из-за боязни потери имиджа; невозможно по тем или иным причинам вовлечение противоположной стороны в активное противодействие; дисбаланс сил, отсутствие паритета в ресурсах сталкивающихся сторон подвергает более слабую сторону повышенному риску или вызывает излишние издержки.

Применяемые в этих случаях приемы включают как «джентльменские», так и далекие от них формы воздействия на противоположную сторону. Здесь могут иметь место и кулуарные переговоры, и политика «разделяй и властвуй», и подкуп. Нередки проявления прямого обмана, создания различного рода дополнительных препятствий в форме скрытого или открытого сопротиаления «секретным действиям», провоцирования актов саботажа, распросгра- нения среди работников негативных настроений по отношению к руководству и т.п.

Может оказаться эффективным метод быстрого решения. Суть его в том, что решение по проблеме, вызвавшей конфликт, принимается в самые короткие сроки, почти мгновенным соглашением. Это становится возможным в случаях острого дефицита времени для принятия обстоятельного решения, вызванного, в частности, сложившейся ситуацией; существенного изменения одной из сталкивающихся в конфликте сторон своей позиции под влиянием аргументации другой стороны или же в связи с получением новой информации; взаимного желания конфликтующих сторон участвовать в поиске более приемлемых вариантов соглашений; когда конфликтная ситуация не является остро противостоящей интересам сторон; уверенности сторон в том, что скорое решение резко снижает издержки по сравнению с другими сценариями конфликта.

Для управления конфликтом наиболее рациональным и оправданным является использование всего комплекса методов воздействия на конфликтную ситуацию и поведение участников конфликта.

Неумение разрядить конфликтную ситуацию, понять ошибки и просчеты может стать причиной постоянной напряженности. Нужно помнить, что конфликтом надлежит умело управлять до того, как он станет настолько сильным, что приобретет деструктивные свойства. Основная причина конфликта в том, что люди зависят друг от друга, каждому нужны сочувствие и понимание, расположение и поддержка другого, нужно, чтобы кто-то разделял его убеждения. Конфликт - это сигнал того, что произошло что- то неладное в коммуникациях между людьми либо появились какие-то существенные разногласия.

У многих людей нет специальных навыков управления конфликтами, им нужны рекомендации и соответствующая практика. В порядке основных рекомендаций относительно поведения в конфликтных условиях можно указать на такие ориентиры, как:

Умение отличить главное от второстепенного. Казалось бы, чего проще, но жизнь показывает, что сделать это довольно сложно. Практически ничего, кроме интуиции, не может человеку помочь. Но если регулярно анализировать конфликтные ситуации, мотивы своего поведения, если пытаться понять, что действительно «вопрос жизни и смерти», а что просто собственные амбиции, и научиться отбрасывать не-

Существенное, то можно следовать совету Д. Карнеги: «Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков, которые следует презирать и забыть. Помните, что жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать ее на пустяки». Умение отличить главное от второстепенного должно помочь каждому найти правильную линию поведения в конфликтах;

Внутреннее спокойствие. Это такой принцип отношения к жизни, который не исключает энергичности и активности человека. Наоборот, он позволяет стать еще более деятельным, чутко реагировать на малейшие оттенки событий и проблем, не теряя самообладания даже в критические моменты. Внутреннее спокойствие - своего рода защита от всех неприятных жизненных ситуаций, оно позволяет человеку выбрать подобающую форму поведения;

Эмоциональная зрелость и устойчивость - по сути возможность и готовность к достойным поступкам в любых жизненных ситуациях;

Знание меры воздействия на события, означающее способность остановить себя и не «давить» или, наоборот, ускорить событие для того, чтобы «владеть ситуацией» и уметь адекватно реагировать на нее;

Умение подходить к проблеме с различных точек зрения, обусловленное тем, что одно и то же событие можно оценить по-разному, в зависимости от занятой позиции. Если рассматривать конфликт с позиции своего «Я», будет одна оценка, а если попытаться посмотреть на эту же ситуацию с позиции своего оппонента - возможно, все покажется иным. Важно уметь оценивать, сопоставлять, соединять разные позиции;

Готовность к любым неожиданностям, отсутствие (или сдерживание) предвзятой линии поведения позволяют быстрее перестроиться, своевременно и адекватно отреагировать на изменение ситуации;

Восприятие действительности такой, какая она есть, а не такой, какой человеку хотелось бы видеть ее. Этот принцип тесно связан с предыдущим, следование ему способствует сохранению психической устойчивости даже в тех случаях, когда все кажется лишенным внутренней логики и смысла;

Стремление к выходу за рамки проблемной ситуации. Как правило, все «неразрешимые» ситуации в конечном счете разрешимы, безвыходных ситуаций не бывает;

Наблюдательность, необходимая не только для оценки окружающих и их поступков. Многие ненужные реакции, эмоции и действия отпадут, если научиться беспристрастно наблюдать за собой. Человеку, умеющему объективно оценить свои желания, побуждения, мотивы как бы со стороны, гораздо легче управлять своим поведением, особенно в критических ситуациях;

Дальновидность как способность не только понимать внутреннюю логику событий, но и видеть перспективу их развития. Знание «что к чему приведет» предохраняет от ошибок и неправильной линии поведения, предотвращает формирование конфликтной ситуации;

Стремление понять других, их помыслы и поступки. В одних случаях это означает примириться с ними, в других - правильно определить свою линию поведения. Многие недоразумения в повседневной жизни случаются только потому, что не все люди умеют или же не дают себе труда сознательно поставить себя на место других. Способность понять (пусть даже не принимая) противоположную точку зрения помогает предвидеть поведение людей в той или иной ситуации;

Умение извлекать опыт из всего происходящего, т.е. «учиться на ошибках», причем не только на своих. Такое умение - учитывать причины прошлых ошибок и неудач - помогает избегать новых.

8.7.3. Методы управления стрессами

Управление стрессами - это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью адаптации личности к стрессовой ситуации, устранения источников стресса и овладения методами их нейтрализации всем персоналом организации.

Стресс, как известно, представляет собой комплекс физических, химических и иных реакций человека на стрессоры (или стимулы) в окружающей среде, действие которых выводит из равновесия его физиологические и психические функции. Стресс может иметь как негативное, так и позитивное значение для человека. Он в определенных условиях способствует мобилизации усилий работника на решение производственных задач или достижение личных целей. В связи с конфликтами большего внимания заслуживает рассмотрение отрицательных сторон этого явления.

Являясь частью жизни каждого, стрессы неизбежны. Изменения на работе и в семье, особенно непредвиденные, могут вывести человека из равновесия, привести к несоответствию его состояния окружающей обстановке. Такое несоответствие, в свою очередь, порождает утомление, чувство опасности, ослабление умственных способностей, рост кровяного давления, пассивное отношение к работе, снижение уровня организованности, нарушение трудовой дисциплины и т.п. Это приводит к потерям в организации из-за увеличения количества несчастных случаев, снижения качества работы, роста текучести кадров, преждевременной смерти работников.

Чтобы избежать подобного рода потерь, необходимо определить причины стрессов, которыми являются стрессоры. В табл. 8.16 приведена классификация стрессоров и их последствий.

Во избежание пагубных последствий стрессов необходимо научиться справляться с ними. Существуют методы нейтрализации

Таблица 8.16. Классификация стрессоров и их последствий

Стрессоры

Последствия

Стрессоры в окружающей среде

Личные стрессоры

Производственные: перегрузки (недогрузки); необьясненные перемены; изменение расписания; плохое оборудование

Ролевые: ролевой конфликт; ролевая неясность; ответственность за людей; недостаток поддержки; недостаток статуса

Структурные: слабая коммунмация; недостаток соучастия; неправильно построенная иерархия

Карьерные: замедленное (слишком быстрое) продвижение по службе; несправедливость; недостаток возможностей для продвижения; отсутствие необходимой подготовки

Отношенческие: отношения с руководством; подчиненными; коллегами; клиентами; рабочими

Внеорганизационные: отношения в семье; состояние экономики; обстоятельства жизни; рост преступности; рост цен

Потребности

Надежды и достижения

Эмоциональная устойчивость

Гибкость

Толерантность

Неясности

Самооценка

Субъективные: расстройство; переутомление; чувство тревоги; чувство вины

Поведенческие: опасность инцидента; «нехорошие» разговоры

Когнитивные: слабые решения; плохая сосредоточенность

Физиологические: высокое содержание холестерина; язвенная болезнь; сердечно-сосудистые заболевания

Организационные: прогулы; текучесть кадров; низкая производительность труда; неудовлетворенность работой

стрессов (табл. 8.17). С учетом их составляются индивидуальные программы нейтрализации стрессов. На уровне организации проводят семинары, обучают работников технике расслабления, способам изменения поведения, выявления индивидуальных стрессов.

Таблица 8.17. Методы нейтрализации стрессов

Стресс – комплекс физических, химических и иных реакций человека на стрессоры. Стрессоры - (или стимулы) в окружающей среде, действие которых выводит из равновесия физиологические и психические функции человека. В определенных условиях он способствует мобилизации усилий работника на решение производственных задач или достижение личных целей. Стресс имеет как негативное, так и позитивное значение для человека. Стрессы неизбежны. Стрессы могут вывести из равновесия, привести к несоответствию его состояния окружающей обстановке. Это в свою очередь порождает утомление, чувство опасности, ослабление умственных способностей, растущее кровяное давление, пассивное отношение к работе, снижение уровня организованности, нарушение трудовой дисциплины. Это приводит к потерям в организации из-за несчастных случаев, снижение качества работы, роста текучести кадров, преждевременной смерти работников. Классификация стрессоров:

стрессоры Последствия
стрессоры в окруж. среде личные стрессоры Субъективные: расстройства, утомленность, чувство тревоги. чувство вины. Поведенческие: опасность инцидента, «нехорошие» разговоры. Когнитивные: слабые решения, плохая сосредоточенность. Физиологические: Коронарные заболевания, растущее кровяное давление, высокое содержание холестерина, язв. болезнь и т. д. Организационные: прогулы, текучесть кадров, низкая производительность труда, неудовлетворенность работой.
Производственные: перегрузки (недогрузки),необъясним. перемены, изменения расписания, плохое оборудование. Ролевые: ролевой конфликт, ролевая неясность, ответственность за людей, недостаток поддержки, недостаток статуса. Структурные: слабая коммуникация, недостаток соучастия, неправильно построенная иерархия Карьерные: замедленное продвижение по службе, несправедливость, недостаток возможностей продвижения, отсутствие необходимой подготовки. Отношенческие: отношения с руководством, с подчиненными, с коллегами, с клиентами, с рабочими. Внеорганизационные: состояние экономики, рост преступности, цен, обстоятельства жизни, отношения в семье. потребности, надежды, достижения эмоциональная устойчивость гибкость толерантность неясности самооценка

Создание условий для преодоления и предупр. стресс. ситуаций: Управление стрессами - это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью адаптации личности к стрессовой ситуации, устранения источников стресса и овладения методами их нейтрализации всем персоналом организации.1 – это необходимо определить причины стрессов, которыми явл. стрессоры. Необходимо научиться справляться с ними методами нейтрализации, составление индивидуальных программ нейтрализации стрессов, проведение семинаров, обучение работников технике расслабления, способам изменения поведения. Методы нейтрализации стрессов: планирование (план решения задач –личностных, служебных, соотнесение с целями организации), физические упражнения, диета, психотерапия, медитация и расслабление. Создание условий бесперебойной работы организации путем защиты, сохранения и эффективного использования финансовых, материальных, информационных и человеческих ресурсов при уменьшении угроз и отрицательных последствий нежелательных событий обеспечивает экономическую безопасность организации



42. Формальные и неформальные группы в организации, их роль и динамика.

Группа - это относительно обособленное объединение нескольких людей (не более 10), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени.

Группа - это среда самоутверждения и самопознания, это объективная потребность человека в коммуникациях.

В зависимости от целей объединения выделяют два типа групп:

· формальные;

· неформальные.

Формальные группы создаются для осуществления производственной деятельности в соответствии с выбранной стратегией по воле руководителей организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формальную структуру, позицию внутри группы, их задачи и функции описаны и формально закреплены в соответствующих документах. Эти группы могут быть созданы как на постоянной, так и временной основе.

В организации существует три основных типа групп: группы руководителей, рабочие группы и общественные организации.



Неформальные группы образуются членами организации, часто спонтанно, в соответствии с их взаимными симпатиями, общностью интересов, увлечениями, привычками и т. п. На большинстве предприятий существует множество неформальных групп. Их может быть столько, сколько основ для общения. Благодаря формальной структуре люди взаимодействуют друг с другом на протяжении многих лет.

Естественным результатом общения является спонтанное возникновение неформальных групп.

Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы оказывают существенное влияние на поведение членов группы, порою даже большее, чем формальные.

В формальной группе формальным лидером выступает руководитель. Успех работы группы во многом зависит от него, поскольку лидер формирует основные принципы взаимодействия, задает вектор развития, влияет на социально-психологический климат, взаимоотношения в коллективе, он имеет право и власть поощрять или наказывать членов группы по результатам работы.

В неформальной группе лидер тоже играет важную роль. Он вносит вклад в выполнение задач группы, позволяет ее членам удовлетворять свои потребности, воплощает в себе основные ценности группы, представляет точку зрения группы при взаимодействии с лидерами других групп, сглаживает противоречия в группе.

Управление нейтрализацией стрессов

Стресс, как известно, представляет собой комплекс физических, химических и иных реакций человека на стрессоры (или стимулы) в окружающей среде, действие которых выводит из равновесия его физиологические и психические функции. Стресс может иметь как негативное, так и позитивное значение для человека. Он в определенных условиях способствует мобилизации усилий работника на решение производственных задач или достижение личных целей. В связи с конфликтами большего внимания заслуживает рассмотрение отрицательных сторон этого явления.

Являясь частью жизни каждого, стрессы неизбежны. Изменения на работе и в семье, особенно непредвиденные, могут вывести человека из равновесия, привести к несоответствию его состояния окружающей обстановке. Такое несоответствие, в свою очередь, порождает утомление, чувство опасности, ослабление умственных способностей, рост кровяного давления, пассивное отношение к работе, снижение уровня организованности, нарушения трудовой дисциплины и т.п. Это приводит к потерям в организации из-за увеличения количества несчастных случаев, снижения качества работы, роста текучести кадров, преждевременной смерти работников.

Чтобы избежать подобного рода потерь, необходимо определить причины стрессов. В табл. Ю.З приведена классификация стрессоров и их последствий.

Американскими учеными Холмсом и Рейхом на основе исследований был построен нумерический ряд оценок для каждого обстоятельства жизни, расположенного в порядке силы воздействия на здоровье человека. Эти данные были представлены в виде шкалы (табл. 10.4). Люди, набравшие в соответствии со шкалой свыше 300 очков, относятся к группе с высокой вероятностью заболеваний типа язвенная болезнь, мигрень, колиты, сердечнососудистые заболевания в ближайшем будущем. Данные таблицы показывают связь между стрессорами, действующими на человека, и снижающейся сопротивляемостью болезням. Например, в течение первого года после смерти супруга среди вдовцов и вдов смертность в 10 раз выше, чем у людей того же возраста, не испытавших подобной утраты. Среди разведенных людей заболевае-

Таблица 10.3

КЛАССИФИКАЦИЯ СТРЕССОРОВ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ

Стрессоры

Последствия

Стрессоры в окружающей среде

Личные стрессоры

Производственные:

Потребности

Субъективные:

перегрузки (недогрузки);

огорчение;

необъясненные перемены;

Надежды и дости-

утомленность;

изменение расписания;

чувство тревоги;

плохое оборудование

Эмоциональная

чувство вины

Ролевые:

устойчивость

Поведенческие:

ролевой конфликт;

опасность инцидента;

ролевая неясность; ответственность за людей;

Гибкость

«нехорошие» разговоры

недостаток поддержки;

Толерантность

Когнитивные:

недостаток статуса

слабые решения;

Структурные:

Неопределенность

плохая сосредоточенность

слабая коммуникация;

Самооценка

Физиологические:

недостаток соучастия;

неправильно построенная иерархия

холестерина;

рост кровяного давления;

Карьерные:

язвенная болезнь;

замедленное (слишком быстрое)

сердечно-сосудистые заболева-

продвижение по службе; несправедливость;

недостаток возможностей для

Организационные:

продвижения;

отсутствие необходимой подготовки

текучесть кадров; низкая производительность

Отношенческие:

отношения с:

руководством;

подчиненными;

коллегами;

клиентами;

рабочими

Внеорганизационные:

отношения в семье; состояние экономики; обстоятельства жизни; рост преступности; рост цен

неудовлетворенность работой

Таблица 10.4

ВЛИЯНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ НА ЗДОРОВЬЕ

ЧЕЛОВЕКА

Окончание табл. 10.4

1

2

3

Примирение с супругом

Увольнение с работы

Серьезные изменения в здоровье или поведении члена семьи

Беременность

Сексуальные проблемы

Появление нового члена семьи (рождение, усыновление, приезд и т.д.)

Серьезное деловое изменение (реорганизация, банкротство и т.д.)

Крупное изменение в финансовом отношении

Смерть близкого друга

Перевод на другое место работы

Резкое изменение количества ссор с супругом

Крупная закладная (на покупку дома и т.п.)

Лишение права пользования закладной или кредитом

Крупное изменение в степени ответственности на работе (продвижение, перемещение, понижение)

Сын или дочь покидают семью

Юридические проблемы

Крупные достижения на работе

Жена начинает работать (оставляет работу)

Начало или окончание формального обучения

Крупное изменение в условиях жизни

Изменение личных привычек

Трудности в отношениях с руководителем

Крупные изменения в условиях и расписании работы

Смена места жительства

Смена школы

Смена обычного типа отдыха

Крупные изменения в социальной деятельности

Небольшой заем или закладная

Изменения в привычках, связанные со сном

Изменения в количестве членов семьи, живущих вместе

Крупные изменения в привычках, связанные с едой

Рождество

Небольшие неприятности с законом

Как пользоваться шкалой. Соответствующая инструкция гласит: подсчитайте очки по всем из перечисленных событий, если они имели у вас место за предыдущий год. Число 150 и ниже означает относительно низкое число изменений в жизни и низкую вероятность связанных со стрессами нарушений здоровья. Очки от 150 до 300 предупреждают о 50%-ном шансе значительных расстройств здоровья в течение последующих двух лет. Число очков свыше 300 повышает эту опасность до 80%.

мость после первого года в 12 раз выше, чем у живущих нормальной семейной жизнью.

Во избежание пагубных последствий стрессов необходимо научиться справляться с ними. Существуют методы нейтрализации стрессов (табл. 10.5). С их учетом составляются индивидуальные программы нейтрализации стрессов. На уровне организации проводят семинары, обучают работников технике расслабления, способам изменения поведения, выявления индивидуальных стрессов.

Таблица 10.5

МЕТОДЫ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ СТРЕССОВ

Наименование метода

Характеристика метода

1. Планирование

Необходимо спланировать решение задач (личных или служебных) на следующий день или ближайшую перспективу. В планах необходимо соотнести личные цели с целями организации

2. Физические упражнения

Физические упражнения, зарядка в течение дня могут помочь избежать стрессов, так как являются хорошим выходом для отрицательной энергии, благотворно влияют на физическое состояние организма

3. Режим питания

Продолжительный стресс может привести к образованию недостатка витаминов, ослаблению организма и в конечном счете к болезни. Кроме того, во время стресса нарушается нормальный режим питания. Поэтому необходимо выбрать вместе с врачом правильную диету

4. Психотерапия

Необходимо обратиться к психотерапевту, который порекомендует специальные упражнения с учетом сложившейся стрессовой ситуации и специалиста-профессионала (психолога) для проведения интенсивной индивидуальной работы

5. Медитация и расслабление

Дальневосточные методы медитации (состояние внутренней сосредоточенности, концентрации внимания на чем-нибудь). Йога, дзен-буддизм, религия, молитва

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Какое место в системе управления организацией и ее персоналом занимает управление конфликтами и стрессами?
  • 2. Укажите основные функции управления конфликтами и стрессовыми состояниями.
  • 3. Какими правилами следует руководствоваться при воздействии на конфликтную ситуацию?
  • 4. Охарактеризуйте основные методы управления конфликтами.
  • 5. В чем проявляются отрицательные последствия стрессов?
  • 6. Что необходимо предпринять для нейтрализации стрессов?
  • 32.11. Принципы лечения заболеваний системы внешнего дыхания
  • Глава 33. Патология системы пищеварения
  • 33.1. Особенности патологии системы пищеварения
  • 33.2. Этиология
  • 33.5.Типовые нарушения функций системы пищеварения. Их характеристика
  • Характеристика хронических гастритов (п.Я. Григорьев, а.В. Яковенко, 2003)
  • Защитные факторы
  • Агрессивные факторы
  • Глава 34. Патология печени
  • 34.2. Особенности патологии печени
  • 34.4. Классификация основных видов патологии печени
  • 34.5. Краткая характеристика основных клинико-
  • 34.6. Печеночная недостаточность
  • 34.6.1. Характеристика основных проявлений печёночной недостаточности
  • 34.7. Основные синдромы при патологии печени
  • 34.7.1. Печеночная кома
  • 34.7.2. Портальная гипертензия
  • 34.7.3. Гепатолиенальный синдром
  • 34.7.4. Желтухи
  • 1 Звенья патогенеза.
  • 34.8. Основные заболевания печени
  • 34.9. Принципы профилактики и терапии
  • Глава 35. Патология почек
  • 35.1. Особенности патологии почек
  • 35.2. Роль нефропатий в патологии организма
  • 35.3. Этиология нефропатий
  • 35.4. Основные механизмы нарушений экскреторной
  • 35.5. Почечные синдромы
  • 35.5.2. Изменения ритма мочеиспускания
  • 35.5.3. Изменения качественного состава мочи
  • 35.5.4. Изменения удельной плотности мочи
  • 35.6. Внепочечные синдромы
  • 35.7. Классификация основных болезней почек
  • 35.8.Типовые формы патологии почек
  • 35.8.1. Гломерулонефриты
  • 35. 8. 2. Пиелонефрит
  • Острый пиелонефрит
  • 35.8.3 Нефроз. Нефротический синдром
  • 35.8.4. Почечная недостаточность
  • 35.9. Краткая характеристика других синдромов и заболеваний почек и мочевыделительных путей
  • 35.10. Принципы профилактики болезней почек
  • 35.11. Принципы лечения болезней почек
  • Часть II. Частная патология
  • Раздел 4. Патология регуляторных систем
  • Глава 36. Патология иммунной системы
  • 36.1. Введение. Краткие сведения об иммунитете
  • 36.2. Иммунопатология
  • 36.2.1.2. Характеристика основных видов первичных иммунодефицитных состояний
  • Тяжелый комбинированный т- и в-иммуннодефицит
  • Стволовая клетка
  • Стволовая клетка Общий лимфоидный предшественник
  • 36.2.1.3. Принципы профилактики первичных иммуннодефицитов
  • 36.2.1.4. Принципы терапии первичных иммуннодефицитов
  • 36.2.1.2. Вторичные (приобретенные) иммунодефициты
  • Синдром приобретенного иммунодефицита
  • Этиология спиДа
  • Патогенез спиДа
  • Принципы лечения вич-инфекции (спиДа)
  • 36.2.2. Аллергия
  • Псевдоаллергические реакции
  • Проявления аллергических реакций и заболеваний
  • 36.2.2.1. Этиология аллергических реакций и заболеваний
  • Этиологические факторы, приводящие к развитию аллергии
  • Роль аллергии в патологии человека
  • 36.2.2.2. Классификация аллергических реакций
  • Классификация иммунопатологических реакций в зависимости от типа иммунного повреждения тканей и органов
  • 36.2.2.3. Общий патогенез аллергических реакций
  • Аллергические реакции I типа (реагиновый, афилактический тип аллергии)
  • IgE-связывающие факторы
  • Первичные клетки-мишени (тучная клетка, базофил)
  • Медиаторы аллергических реакций I типа
  • Аллергические реакции II типа (цитотоксический тип аллергии)
  • Медиаторы аллергических реакций II типа
  • Аллергические реакции III типа (реакции иммунных комплексов)
  • Аллергические реакции IV типа (опосредованные т-лимфоцитами)
  • Медиаторы аллергических реакций, опосредованных т-клетками
  • 36.2.2.6. Аутоиммунные заболевания
  • Классификация аутоиммунных заболеваний
  • Патологическая иммунная толерантность
  • 36.2.3. Болезни, связанные с нарушением пролиферации иммунокомпетентных клеток
  • Болезни, обусловленные нарушением пролиферации
  • Болезни, обусловленные нарушением пролиферации плазматических клеток
  • Глава 37. Патология эндокринной системы
  • 37.1. Введение
  • 37.2. Классификация эндокринопатий
  • 37.3. Этиология эндокринопатий
  • 37.4. Патогенез эндокринопатий
  • 37.4.1. Расстройства центрального отдела эндокринноЙ системы
  • Нарушения парагипофизарного пути регуляции эндокринных желез
  • 37. 4. 2. Расстройства железистого отдела эндокринной системы
  • 37. 4. 3. РасстроЙства внежелезистого отдела эндокринной системы
  • 37.4.4. Основные клинические проявления эндокринных болезней
  • 37.4.5. Роль эндокринных расстройств в патологии
  • 37.4.6. Патология гипоталамо-гипофизарной системы
  • Гипофункция гипоталамо-аденогипофизарной системы
  • Тотальная гипофункция гипоталамо-гипофизарной системы
  • Гиперфункция гипоталамо-аденогипофизарной системы
  • Гиперфункция гипоталамо - нейрогипофизарной системы
  • Гиперфункция системы гипоталамус-средняя доля гипофиза
  • 37.4.7. Патология надпочечников
  • Патология коркового вещества надпочечников Гиперфункция клубочковой зоны коры надпочечников
  • Гиперфункция пучковой зоны коры надпочечников
  • Гиперфункция сетчатой зоны коры надпочечников
  • Гиперфункция розничных зон коры надпочечников
  • Гипофункция коры надпочечников
  • Острая надпочечниковая недостаточность
  • Хроническая надпочечниковая недостаточность
  • Патология мозгового вещества надпочечников
  • Патогенез надпочечниковой недостаточности
  • 37.4.8. Патология щитовидной железы
  • Гипофункция щитовидной железы
  • Нарушения секреции тиреокальцитонина
  • Тиреоидиты
  • 37.4.10. Патология половых желез
  • 37.5. Принципы терапии эндокринных расстройств
  • Глава 38. Патология нервной системы
  • 38.2. Этиология
  • 38.4. Стадийность патологического процесса
  • 38.5. Следовые реакции в патологии нервной системы
  • Исходы патологических процессов в нервной Системе
  • 38.6. Типовые патологические процессы в нервной системе
  • 38.10. Принципы терапии нервных расстройств
  • Глава 39. Основные нарушения естественного сна
  • 39.1. Введение
  • 39.2. Инсомнии
  • Характеристика основных типов диссомний
  • Характеристика основных видов диссомний
  • 39.3. Гиперсомнии
  • 39.4. Парасомнии
  • 39.5. Расстройства сна, связанные
  • 39.6. Расстройства сна, вызванные приемом психоактивных веществ
  • 39.7. Расстройства сна, вызванные соматическими заболеваниями
  • 39.8. Основные принципы лечения нарушений сна
  • Глава 40. Основы боли и обезболивания
  • 40.1. Введение
  • 40. 2. Биологическое значение боли
  • 40.3. Защитно-приспособительные реакции организма
  • 40.4. Этиология боли
  • 40.5. Классификация боли
  • 40.6. Краткая характеристика основных видов боли
  • 40.7. Болевые синдромы. Виды. Патогенез
  • 40.7.1. Краткая характеристика основных болевых синдромов
  • 40.8. Основные теории возникновения боли
  • 40.9. Структурно-функциональная организация
  • Рецепторный аппарат ноцицептивной системы
  • Проводниковый аппарат ноцицептивной системы
  • 40.10. Структурно-функциональная организация
  • 40.11. Основные пути, методы и средства обезболивания
  • Глава 41. Стресс и его роль в адаптации и дезадаптации организма
  • 41.1. Введение
  • 41.2. Классификация адаптаций
  • 41.3. Стрессоры и стресс. Понятия. Виды
  • Характеристика проявлений и стадий стресса
  • Развитие специфической адаптации
  • 41.4. Структурно-функциональная организация
  • 41.4.1. Механизмы формирования стресс-реакции
  • 41.5. Структурно – функциональная организация
  • 41.6. Принципы профилактики и лечения дистресса
  • 41.3. Стрессоры и стресс. Понятия. Виды

    Естественной реакцией организма на действие различных естественных и патогенных стрессорных факторов (стрессоров) является стресс.

    Автор учения о стрессе Г. Селье писал: «Стресс есть жизнь, и жизнь есть стресс. Вне стресса жизнь практически невозможна». В то же время непременным условием свободной и независимой жизни, по Клоду Бернару, является постоянство внутренней среды, а по В. Кеннону - способность организма поддерживать это постоянство (гомеостаз, гомеостазис, гомеокинез, то есть динамическое постоянство). С учетом такого взгляда на жизнь, стресс - это состояние временно нарушенного гомеостаза, а стрессоры - это различные факторы, способные вызывать нарушение гомеостаза, организма. Стрессоры - это любые новые и достаточно информативные и различные по интенсивности, длительности и природе (качеству) раздражители, способные вызвать разной степени выраженности нарушения гомеостаза организма.

    Стрессоры могут быть внешними (экзогенными) и внутренними (эндогенными , т.е. формирующиеся в самом организме). По природе стрессогенные раздражители могут быть самыми различными: физическими, химическими и биологическими, информационными, психогенными и эмоцигенными.

    Важное место среди физических, химических и биологических стрессоров (1 группа ) занимают механические, химические и инфекционные воздействия, недостаток или избыток пищи, воды, кислорода, углекислого газа, катионов, анионов, солей, ФАВ и др., вызывающие повреждения клеточно-тканевых структур и нарушения гомеостаза различных уровней организации организма. Их главная характеристика - абсолютность (интенсивность) воздействия. Таким образом, стрессогенность этих факторов определяется количественной характеристикой и степенью нарушения гомеостаза организма.

    Социальные (информационные, психогенные и эмоциогенные) стрессоры (2 группа ) характеризуется как абсолютностью (количественностью), так и относительностью (качественностью) воздействий в виде неблагоприятных для организма, особенно, конфликтных (на работе, в быту, в семье и т.д.) ситуаций. Причем современная жизнь не только увеличивает эту группу стрессорных воздействий на человека, но и часто не представляет возможностей избегать действия данных стрессоров на организм, заставляя его приспосабливаться к ним.

    Следует однако отметить, что граница между этими двумя группами стрессорных воздействий достаточно условная, ибо все достаточно интенсивные биологические мотивации человека социально опосредованы и всегда протекают с активизацией эмоционального компонента.

    Возникающие в организме в ответ на действие разнообразных стрессоров те или иные стресс-реакции обычно представляют адаптивные (полезные) для целостного организма реакции, способные восстановить нарушенный гомеостаз и обеспечить нормальную его жизнедеятельность.

    При первичном действии стрессора возникает срочная (аварийная ) адаптация , что позволяет организму жить у условиях действия этого стрессора. В этом заключается положительное значение стресс-реакции, хотя она энергетически расточительна и не может в течение длительного времени обеспечить эффективное и устойчивое приспособление организма к действию стрессора.

    При повторных неоднократных воздействиях на организм как одних и тех же, так и различных стрессорных факторов умеренной интенсивности развивается устойчивая долговременная адаптация . У организма возникает повышение резистентности к действию как данного, так и других стрессорных факторов.

    При чрезмерно сильных и длительных стрессорных воздействиях адаптация становится неэффективной . В организме формируются и усиливаются повреждения, способные привести к его заболевания и даже гибели.

    По Селье, стресс рассматривается как синдром, вызываемый разными повреждающими факторами (1936, журнал Nature), либо как общая неспецифическая нейрогормональная реакция организма на любое предъявляемое ему требование (1960), либо как состояние, проявляющееся специфическим синдромом, который включает в себя все неспецифически вызванные изменения в биологической системе (1960, 1972).

    В ответ на слабые и умеренные стрессорные факторы по Селье, развивается эустресс - стресс без явлений повреждения или стресс с незначительными нарушениями. По мнению Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакиной и М.А. Уколовой (1977), на слабые, повторяющиеся и возрастающие по силе воздействия развиваются реакции тренировки , а на средние по силе раздражители - реакции активации . Эти научные исследования ростовских ученых признаны в виде открытия. Именно эустрессы имеют наиболее важное для жизни организма значение. В этой связи можно даже вывести такую зависимость: отсутствие стресса  отсутствие адаптации  отсутствие резервов  нарушение жизнедеятельности  смерть.

    В процессе онтогенеза (начиная с внутриутробного периода) организм постоянно подвергается действию разнообразных стрессорных факторов. В ответ на слабые и средние по силе, продолжительности и характеру стрессорные воздействия в организме формируются те или иные реакции тренировки и активации.

    На действие интенсивных (сильных или чрезмерных), безысходных, неопределенных и, особенно, личностно значимых раздражителей в организме развивается дистресс - резко выраженная адаптивная реакция, быстро переходящая в неспособность организма приспосабливаться из-за снижения адаптивных резервов и подавления механизмов антистрессорной защиты. Дистресс всегда сопровождается значительными явлениями полома, повреждения, деструкции, катаболизма, дистрофии, язвообразования, иммунодефицита и других дисрегуляторных расстройств, приводящих к развитию разнообразных патологических процессов, состояний, заболеваний и даже гибели организма.

    Таким образом, стресс может развиваться на действие как повреждающих факторов, так и многих других стимулов, не сопровождающихся явлениями повреждения (например, физические или умственные нагрузки, температурные воздействия, влажность, сухость, ветреность погоды и др.).

    При этом можно утверждать, что стрессогенность организма определяется не только интенсивностью действия этиологических факторов и условий, но и отношением к ним индивидуума, его качеств личности, воспитания и умения выходить из разнообразных конфликтных ситуаций.

    Стресс-реакция может быть кратковременной (острый стресс) и длительной (хронический стресс), системной, общей (системный стресс) и локальной, местной (местный стресс).

    Острый системный стресс характеризуется развитием общего адаптационного синдрома (ОАС), включающего преимущественно адаптивные неспецифические сдвиги в целостном организме. Местный стресс - возникновением преимущественно адаптивных неспецифических изменений в ограниченной части тела.

    Как местный, так и общий стресс имеют преимущественно защитно-приспособительное значение, так как они способны повышать устойчивость организма к действию разнообразных стрессоров.

    Системный стресс (системная стресс-реакция) , сопровождается развитием комплекса поведенческих и физиологических изменений в организме.

    Изменения в поведении в ответ на действие стрессоров характеризуются развитием ориентировочных реакций, боевой готовности (к нападению) или готовности к убеганию. Они включают возбуждение многих сенсорных систем, обостренное внимание, повышенную настороженность, активизацию мыслительной деятельности, усиление познавательной способности, активизацию регуляторных и исполнительных систем, кроме пищевой и сексуальной (думать так и делать все, чтобы сохранить прежде всего собственную жизнь, а если возможно, то и продолжить свой род и вид).

    Физиологические изменения при стрессе в организме включают мобилизацию функций органов и систем, ответственных за адаптацию, резистентность, сохранение жизни и получающих больше кислорода, питательных и регуляторных веществ.

    В целом стресс обладает положительным адаптивным эффектом, который позволяет организму встретить неблагоприятный фактор в состоянии готовности, мобилизации на борьбу с ним. Как неспецифическая защитная реакция стресс улучшает выживание и способствует преодолению отрицательный воздействий. Стресс-реакция повышает резистентность организма и тренирует его защитные механизмы. Г. Селье писал: «Стресс - это аромат и вкус жизни и избежать его может лишь тот, кто ничего не делает».

    Однако стресс может нередко приводить и к развитию различной патологии. В основе стрессорной патологии лежит нарушение способности организма отвечать на действие стрессоров адекватной защитно-приспособительной реакцией. Вероятность возникновения стрессовых повреждений определяется не только интенсивностью и длительностью действия неблагоприятного фактора, но и зависит от состояния стресс-системы (стресс-реализующей системы)- ее базальной (исходной) активности и реактивности, определяемой эффективностью работы стресс-лимитирующей системы.

    Неадекватность стресс-реакции предъявляемым требованиям окружающей среды может протекать в следующих основных формах: гипоэргическая (недостаточная), гиперэргическая (избыточная) и дизэргическая (извращенная)форма ответа.

    В частности, при гипоэргической форме ответа сила стрессора превышает возможности стресс-системы организма и в развитии адаптации преобладает мобилизация за счет катаболических процессов с выраженным распадом структур. Полноценной системной реакции резистентности не происходит вследствие индивидуальной генетической недостаточности того или иного звена стресс-реализующей системы. Такое состояние организма Г. Селье характеризовал «низкой адаптивной силой». Вся совокупность сдвигов в стресс-системе (резкое увеличение гормонов, отрицательный азотистый баланс, снижение массы тела, гиперферментемия, деструкция митохондрий и лизосом клеток с развитием очагового некроза в адаптирующих системах) не сопоставима с увеличением расхода энергии и составляет основу перехода в болезнь, вплоть до гибели организма.

    Во гиперергическом варианте сильная или умеренная стресс-реакция становится длительной вследствие продолжающегося действия стрессора. Эта форма стрессовой патологии особенно характерна для состояния продолжительного эмоционального стресса - эмоционального напряжения. Учитывая многочисленные причины формирования сильных отрицательных эмоций, создаются предпосылки для суммации возбуждения и появления застойного очага в эмоциогенных структурах мозга (гипоталамус и др.), создающих и поддерживающих гиперактивацию стресс-реакции. Большое значение имеет индивидуальный опыт человека, определяющий значимость стрессора.

    При хронизации патологических процессов описанные выше адаптивные механизмы стресс-реакции могут превращаться в повреждающие. Например, перегрузка клеток Са 2+ и увеличение свободно-радикальных форм жирных кислот приводят к повреждению клеточных мембран и нарушению структуры и функции клеток. Таков один из механизмов стрессогенного повреждения миокарда. Длительная мобилизация энергетического и пластического материала при перераспределенном характере кровотока создает условия для ишемических повреждений «неработающих» органов. Это один из ведущих механизмов развития стрессогенных язв пищеварительного тракта. Длительный стресс ведет к развитию стрессогенного иммунодефицита (глюкокортикоиды обладают иммунодепрессивным эффектом), который в сочетании с экспрессией протоонкогенов, может являться одним из механизмов онкогенного эффекта стресса.

    Заболевания, в патогенезе которых стресс играет определяющую, решающую роль Г. Селье назвал «болезнями адаптации ». В настоящее время они составляют большую группу психосоматических заболеваний - язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, артериальная гипертензия и атеросклероз, иммунодефицитные состояния, эндокринные заболевания, ожирение и др. Эмоциональный стресс является ведущей причиной развития психозов и неврозов.

    Хронический системный стресс в отличие от острого, включает преимущественно дизадаптивные неспецифические изменения в организме. Он, в частности, характеризуется развитием синдрома хронической усталости .

    Проявлениями последнего являются:

      физическое и психическое утомление организма;

      частая смена настроения, превалирования чувства усталости, разбитости, повышенной тревожности, раздражительности, рассеянности, нетерпимости и антипатии к окружающим людям;

      снижение полового влечения, импотенция, дисменорея, аменорея;

      иммунодефицит (клеточный, гуморальный, специфический и неспецифический);

      боли в животе, диарея;

      сердцебиения, аритмии, стенокардия, миокардиодистрофии, инфаркт;

      нарушения зрения, слуха, обоняния, вкуса;

      головные боли;

      развитие неврозов и их прогрессирование;

      развитие психозов и их прогрессирование и др.

    Таким образом, срочная неспецифическая адаптивная реакция, какой является стресс, может превращаться в причину развития повреждений организма и становиться механизмом развития многих заболеваний.

    КЛАССИФИКАЦИЯ СТРЕССОВ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ Стрессоры Последствия В окружающей среде Личные стрессоры Производственные: перегрузки (недогрузки); необъяснимые перемены; изменения расписания; плохое оборудование Потребности Надежды и достижения Субъективные: расстройства; утомленность; чувство тревоги; чувство вины; Ролевые: ролевой конфликт; ролевая неясность; ответственность за людей; недостаток поддержки; недостаток статуса Эмоциональна я устойчивость Поведенческие: опасность инцидента "нехорошие" разговоры Структурные: слабая коммуникация; недостаток соучастия; неправильно построенная иерархия Гибкость Когнитивные: слабые решения; плохая сосредоточенность


    КЛАССИФИКАЦИЯ СТРЕССОВ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ Стрессоры Последствия В окружающей среде Личные стрессоры Карьерные: замедленное (слишком быстрое) продвижение по службе; несправедливость; недостаток возможностей для продвижения; отсутствие необходимой подготовки Толетарность Физиологические: высокое содержание холестерина; растущее кровяное давление; язвенная болезнь; коронарные заболевания Отношенческие: отношения с руководством; отношения с подчиненными; отношения с коллегами; отношения с клиентами; Неясности Внеорганизационные: отношения в семье; состояние экономики; обстоятельства жизни; рост преступности; рост цен Самооценка Организационные: прогулы; текучесть кадров; низкая производительность труда; неудовлетворенность работой


    ВЛИЯНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. п/п Жизненные события Оценка 1Смерть супруга 100 2Развод 73 3Разъезд супругов 65 4Заключение в тюрьму 63 5Смерть близкого родственника 63 6Серьезная травма или болезнь 53 7Брак 50 8Пожар на работе 47 9Примирение с супругом 45 10Увольнение с работы 45 11Серьезные изменение в здоровье или поведении члена семьи 44 12Беременность 40 13Сексуальные проблемы 39 14Появление нового члена семьи (рождение, усыновление, приезд и т.д.)39


    ВЛИЯНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. 15Серьезное деловое изменение (реорганизация, банкротство и т. д.)39 16Крупное изменение в финансовом отношении 38 17Смерть близкого друга 37 18Перевод на другое место работы 36 19Резкое изменение количества ссор с супругом 35 20Крупная закладная (на покупку дома и т. п.)31 21Лишение права пользования закладной или кредитом Крупное изменение в степени ответственности на работе (продвижение, перемещение, понижение) 29 23Сын или дочь покидают семью 29 24Юридические проблемы 29 25Крупные достижения на работе 28 26Жена начинает работать (оставляет работу)26 27Начало или окончание формального обучения 26 28Крупное изменение в условиях жизни 25


    29Изменение личных привычек 24 30Трудности с шефом 23 31Крупное изменение в условиях расписании работы 20 32Смена места жительства 20 33Смена школы 20 34Смена обычного типа отдыха 19 35Крупные изменения в социальной деятельности 18 36Небольшой заем или закладная 17 37Изменения в привычках, связанные со сном 16 38Изменения в количестве членов семьи, живущих вместе 15 39Крупные изменение в привычках, связанные с едой 15 40Отпуск 13 41Рождество 12 42Небольшие неприятности с законом 11 ВЛИЯНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.


    Как пользоваться шкалой. Соответствующая инструкция гласит: подсчитайте очки по всем из перечисленных событий, если они имели у вас место за предыдущий год. Число 150 и ниже означает относительно низкое число изменений в жизни и низкую вероятность связанных со стрессами нарушений здоровья. Очки от 150 до 300 предупреждают о 50%-ном шансе значительных расстройств здоровья в течении предыдущих двух лет. Число очков свыше 300 повышает эту опасность до 80%.




    «ВОПРОСЫ САМОМУ СЕБЕ» Этот прием нейтрализует средства, блокирующие ощущения покоя, путем создания новых перспектив в ситуациях прессинга (давления). Когда вы подозреваете, что преувеличиваете значение какой-то проблемы, задайте себе следующие вопросы: 1. Это действительно так важно? 2. Рискую ли я чем-нибудь очень важным для себя. 3. Будет ли это так же важно для меня через две недели, через месяц? 4. Стоит ли за это умереть? 5. Может ли что-то быть еще хуже? 6. Стоит ли из-за этого так сильно переживать?


    Подготовка к стрессогенному событию Стресс могут вызывать и личностные факторы. Необходимо соблюдать ряд рекомендаций, которые помогут своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм: 1. Собрать достаточную информацию о возможности наступления подобных ситуаций. 2. Продумать способы предупреждения конкретных жизненных опасностей, попытаться найти способы их смягчения. 3. Не пытаться в преддверии самого события делать поспешные умозаключения. 4. Осознать, что большую часть вызывающих стресс ситуаций клиент способен решить сам, не прибегая к помощи психолога. 5. Стремиться активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс. Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая деятельность адаптационных организмов. 6. Понять и принять, что серьезные перемены – это неотъемлемая часть жизни. 7. Помнить, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации.


    Основные способы борьбы со стрессом Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека. При психологическом консультировании страдающих от чрезмерного стресса на рабочем можно давать следующие советы: 1. Разработайте систему приоритетов в своей работе. 2. Научитесь говорить нет, когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы. 3. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с вашим начальником. 4. Не соглашайтесь с кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования. 5. Сообщите своему боссу и сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки задания не ясны. 6. Найдите день время для отключения и отдыха. 7. К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение надлежащего питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.


    СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССА 1. Динамичность установок. Человек с большим набором гибких установок и достаточно большим числом разных целей, обладающий способностью их заменять в случае неудачи, защищен лучше от невроза, чем человек, однозначно ориентированный на достижение этого и только этого результата. 2. Умение переоценить то, чего не смог достичь. Ослабить невроз и потерю работоспособности помогает умение принизить значимость потери, снизив ценность того, к чему стремился.


    3. Объективация стрессов. Суть этого метода в умении отличить неудачи от катастрофы, неурядицу от беды, частный промах от крушения всех жизненных планов и т. д. Это способность объективно оценивать то, что в первом своем выражении чаще всего представляется катастрофическим или трагическим. Серьезным подспорьем в этом деле является составление того, что мы называем оценочными картами. Их структура довольно проста, а эффективность применения порой прямо-таки поразительна. Карта состоит из двух колонок. В левую в порядке убывания отрицательной значимости заносятся все мыслимые отрицательные события, которые могут коснуться данного человека; в правую, свободную от записей, после какой-либо неудачи либо вносится напоминание о реальном достижении, которое имело место недавно (еще свежо в памяти), либо делается запись об извлеченном из неудачи уроке (превратить вред в пользу). Человек, имеющий подобный масштаб для сравнения, сразу же ставит все на место. Если к тому же ему удается заполнить правую половину колонки, рациональное восприятие неудачи ему обеспечено, и невротические сбои в деятельности будут предотвращены. СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССА


    4. Обучение на опыте. Здесь два главных момента: во-первых, надо научиться самому не становиться источником собственных стрессов, а, во-вторых, как говорят, не попадаться второй раз, т. е. уметь предвидеть возникновение от вас не зависящих стрессовых ситуаций и вовремя предотвращать или избегать их. Основные моменты: преодоление внутренних конфликте между высокой самооценкой и низкой оценкой окружающих (исторический конфликт); между потребностями и невозможностью их удовлетворения из-за чувства долга, морали (психастенический конфликт); между высоким уровнем притязаний или требований окружающих и недостаточно развитыми интеллектуально-психологическими возможностями (неврастенический конфликт). СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССА


    5. Возвращение «к себе». Жизнь заставляет нас играть самые различные психологические роли. Нередко вопреки тому, что заложено в нас природой. (Например, слабому меланхолику иногда приходится играть роль сильного сангвиника.) Естественно, с увеличением частоты подобных ролевых переключений возрастает внутреннее противоречие между темпераментными резервами личности и требованиями их деятельности. Сгладить остроту этого противоречия можно лишь одним путем находить время для возвращения себя к своему естественному состоянию (например, домашняя обстановка). СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССА


    6. Установка на принятие неудачи. Эта установка реализуется через превращение всего негативно влияющего на человека в объект изучения и через наработку системы способов поведения, предотвращающих подобное негативное влияние. 7. Позитивная акцентуация опыта. Практически это означает не игнорирование недостатков и неудач, а утверждение оптимистического подхода к возможностям их исправления на основе зафиксированных удач по преодолению трудностей. 8. Последовательное проведение в жизнь принципа взаимной каузальности. Его смысл в том, что во всех сложностях взаимоотношений партнеров почти не бывает случая, когда бы виновным в неудачах в каких-либо совместных делах был лишь один из партнеров. СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССА


    9. Установка на избирательное забывание эмоционально болезненных моментов прошлых стрессовых ситуаций после их рационализации» преодоления и фиксирования способов недопущения. Хранить в памяти негативные представления равнозначно медленному самоубийству. 10. Методическая установка на стандартизованную схему осмысления стрессирующих ситуаций. Эта схема непременно должна включать анализ сути ситуации, ее причины, меру личной ответственности «жертвы» стресса, «вытяжку» позитивных обучающих моментов, способы прогнозирования возникновения подобных ситуаций, пути и средства недопущения или смягчения ее последствий. Одним из итогов этой «работы над собой» должно стать такое состояние, при котором человек не создавал бы своими действиями (в том числе и словами) ситуации, которые непосредственно или через опосредующие события превращались бы в источники настороженности, тревожности, страха. СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССА


    Спектр средств и методов управления стрессорными реакциями, оказывающими на психику- и здоровье человека дезорганизующее влияние, довольно разнообразен. Перечислим основные из них. 1. Предварительная адаптация к коротким и относительно безвредным стрессам с целью стимулирования иммуногенеза. 2. Использование фармакологических средств и препаратов. 3. Объективная оценка человеком требований среды и собственных возможностей справиться с этими требованиями. 4. Перестройка среды в направлении исключения или уменьшения стрессогенных факторов. 5. Реконструкция уровня интеллектуальных или профессиональных спосбностей человека, для создания сгрессоустойчивости организма. 6. Сознательная модификация стресса,.его физиологической психологической силы воздействия. 7. Облегчение предъявляемых человеку требований. 8. Устранение стрессорных факторов в материально-предметном окружении. 9. Разработка и реализация социальных программ снижения негативных и расширения диапазона позитивных источников стрессовых состояний человека. 5. Об управлении стрессорными реакциями.


    10. Применение разнообразных средств индивидуальной защиты от стрессогенных факторов. 11. Перестройка человеческих межличностных отношений по вер тикали и горизонтали. 12.Семейно-групповая терапия, т. е. создание в семье щадящих психологически комфортных отношений в условиях стрессовых травм членов семьи. 13. Перемена места жительства или места работы. 14. Реконструкция поведения человека, подвергающегося враждебному стрессовому воздействию. 15. Снижение нагрузок в трудовой деятельности. 16. Повышение квалификации и обновление запаса профессиональных знаний с ощущением личностного прогресса. 17. Осознание дисбаланса между требованиями к деятельности, нагрузкам и возможностью их выполнения. Корректировка того и другого. 18. Модификация состояния с помощью лекарственных средств 19. Рациональное и обоснованное применение лекарств. 20. Помощь консультантов и психотерапевтов. 21. Религиозные средства освобождения от стресса. 22. Изменение значимости для человека стрессогенных факторов.


    7. Типичные заблуждения по поводу стрессов. 1. «Связанные со стрессом симптомы и психосоматические заболевания не могут причинить мне реального вреда, поскольку все они существуют только в моем воображении». Это широко распространенное убеждение ложно, так как стресс оказывает влияние не только на психику, но и на весь организм Психосоматические заболевания, развивающиеся в результате стресса, являются реальными заболеваниями, которые могут представлять реальную опасность для здоровья человека. 2. «Только слабые люди страдают от стресса». Неверное утверждение. Истина заключается в том, что в наибольшей степени подвержены воздействию чрезмерного стресса сверхзагруженные люди с очень высоким уровнем притязаний, своеобразного рода «наркоманы от работы». Следует не забывать, что все мы являемся потенциальными мишенями для стресса.


    7. Типичные заблуждения по поводу стрессов. 3. «Я не несу ответственности за стресс в моей жизни. Стресс в наше время неизбежен - мы все его жертвы». В действительности мы сами ответственны за большую часть стрессов в нацией жизни. Это следует из того факта, что стресс является результатом того, что с нами происходит и как мы на это реагируем Такой стресс часто является нашим бессознательным выбором. 4. «Я всегда знаю, когда я испытываю чрезмерный стресс». Фактически, чем сильнее стресс, испытываемый нами, тем менее чувствительны мы к его симптомам - пока стресс не достигнет такой силы, при которой его симптомы уже нельзя игнорировать.


    7. Типичные заблуждения по поводу стрессов. 5. «Распознать источники чрезмерного стресса легко». Это утверждение верно только наполовину. Многие люди могут легко распознать причину стресса путем осознания стрессовых симптомов и быстрого обнаружения внешних причин. У некоторых людей признаки стресса не развиваются до тех нор, пока не исчезнет стрессор. В таких ситуациях стрессовые симптомы проявляются в форме психического и физического истощения. 6. «Все люди реагируют на стресс одинаково». Это утверждение в высшей степени ошибочно. Все мы являемся индивидуальными существами. Мы отличаемся друг от друга по источникам стресса, симптомам и заболеваниям, развивающимся вследствие чрезмерного стресса, а также но эффективным формам его лечения.


    7. Типичные заблуждения по поводу стрессов. 7. «Когда я начинаю испытывать чрезмерный стресс, все, что я должен сделать,- это сесть и расслабиться». Хотя релаксация (расслабление) представляет собой очень полезное средство борьбы со стрессом, мало кто умеет глубоко расслабляться. Такие методы, как медитация, хатха -йога и спокойное созерцание, являются наиболее эффективными способами достичь глубокого расслабления в противоположность таким видам досуга, как телевизор, радио или магнитофон.


    Возьми на заметку Найдите открытую дверь. Измените Ваше отношение к окружающему! Нам дарует радость не то, что нас окружает, а наше отношение к окружающим Перепрограммируй те свое сознание! Представьте себя абсолютно беззаботным, свободным как птица человеком, который безумно счастлив. Верьте, самый мощный фонтан радости находится внутри Вас!