Умножение многозначного числа на однозначное число.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

(a + b) ∙ c = a ∙ c + b ∙ c a b c (a + b + c) ∙ d = a ∙ d + b ∙ d + c ∙ d a b c d

1. Записать однозначное число под разрядом единиц двузначного числа. 2. Умножить единицы, записать единицы под единицами, а десятки (если они есть) запоминаю. 3. Умножить десятки и прибавить количество десятков, которые запоминали. 4. Записать десятки под десятками, а сотни (если они есть) записать в разряд сотен. 5. При необходимости сделать проверку. 6. Записать ответ. Аналогично умножить все разряды многозначного числа. 5. 6. 7.

Пишу однозначный множитель под разрядом единиц Х 906 4 Умножаю единицы 6 ∙ 4=24. Записываю 4 единицы под единицами, а 2 десятка запоминаю 2 Х 906 4 4 Умножаю десятки 0 ∙ 4 =0 и прибавляю десятки, которые запоминали 0 + 2 =2. Записываю под десятками в ответ 2. 2 Х 906 4 2 4 Умножаю сотни 9 ∙ 4= 36. Записываю 6 сотен под сотнями, а 3 тысячи запоминаю 3 2 Х 906 4 6 24 Записываю 3 тысячи в разряд тысяч. Ответ: 3624. 3 2 Х 906 4 3 624

Пишу однозначный множитель под разрядом единиц Х 407 7 Умножаю единицы 7 ∙ 7= 49. Записываю 9 единиц под единицами, а 4 десятка запоминаю 4 Х 407 7 9 Умножаю десятки 0 ∙ 7 = 0 и прибавляю десятки, которые запоминали 0 + 4 =4. Записываю под десятками в ответ 4. 4 Х 407 7 4 9 Умножаю сотни 4 ∙ 7= 28. Записываю 8 сотен под сотнями, а 2 тысячи запоминаю 2 4 Х 407 7 8 49 Записываю 2 тысячи в разряд тысяч. Ответ: 2849. 2 4 Х 407 7 2 849

1. Записать однозначное число под разрядом единиц двузначного числа. 2. Умножить единицы, записать единицы под единицами, а десятки (если они есть) запоминаю. 3. Умножить десятки и прибавить количество десятков, которые запоминали. 4. Записать десятки под десятками, а сотни (если они есть) записать в разряд сотен. 6. При необходимости сделать проверку. 7. Записать ответ. 5. Аналогично умножить все разряды многозначного числа.

Пишу однозначный множитель под разрядом единиц Х 329 5 Умножаю единицы 9 ∙ 5 = 45. Записываю 5 единиц под единицами, а 4 десятка запоминаю 4 Х 329 5 5 Умножаю десятки 2 ∙ 5 =10 и прибавляю десятки, которые запоминали 10 + 4 =14. Записываю 4 десятка под десятками, а 1 сотню запоминаю. 1 4 Х 329 5 4 5 Умножаю сотни 3 ∙ 5= 15 и прибавляю сотни, которые запомнили 15 +1=16 . Записываю 6 сотен под сотнями, а 1 тысячи запоминаю 1 1 4 Х 329 5 6 45 Записываю 1 тысячу в разряд тысяч. Ответ: 1645. 11 4 Х 329 5 1 645

Пишу однозначный множитель под разрядом единиц Х 824 8 Умножаю единицы 4 ∙ 8 = 32. Записываю 2 единиц под единицами, а 3 десятка запоминаю 3 Х 824 8 2 Умножаю десятки 2 ∙ 8 = 16 и прибавляю десятки, которые запоминали 16 + 3 = 19. Записываю 9 десятков под десятками, а 1 сотню запоминаю. 1 3 Х 824 8 9 2 Умножаю сотни 8 ∙ 8 = 64 и прибавляю сотни, которые запомнили 64 + 1=65. Записываю 5 сотен под сотнями, а 6 тысяч запоминаю 6 1 3 Х 824 8 5 92 Записываю 6 тысяч в разряд тысяч. Ответ: 6592. 6 1 3 Х 824 8 6 592

Предварительный просмотр:

Урок 1

Тип урока: ОНЗ.

Тема урока: «Умножение многозначного числа на однозначное в столбик».

Основные цели :

1) формировать умение выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное;

2) повторить алгоритм письменного умножения двузначного числа на однозначное, распределительное свойство умножения и его графическую модель; решение текстовых задач и уравнений;

3) тренировать вычислительные навыки (письменного умножения).

Ход урока :

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке через создание доброжелательной обстановки и обсуждения высказывания с опорой на положительный личный опыт детей («хочу»);

2) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок урока: многозначные числа («могу»);

3) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).

Организация учебного процесса на этапе 1.

Учитель открывает высказывание: « Счет и вычисления – основа порядка в голове».

  • Поднимите руку те, кто согласен с этим высказыванием. Обоснуйте. ()
  • С какими числами вы учились работать на предыдущих уроках? (С многозначными числами.)
  • Какие действия с многозначными числами вы умеете выполнять? (Сложение и вычитание.)
  • Вы можете гордиться своими успехами в умении складывать и вычитать многозначные числа?()
  • Какие еще действия можно выполнять с многозначными числами? (Умножать и делить.)
  • Кто догадался, чему будет посвящен наш урок? (Мы будем учиться чему-то новому, умножать или делить многозначные числа.)
  • Что значит учиться? (Мы поймем , что не знаем и сами найдем новый способ.) Д-2
  • Как строится урок, когда вы узнаете новое? (Сначала мы повторяем необходимое, потом пробуем выполнить новое задание, выясняем почему оно вызвало затруднение, поставим цель и сами построим способ…)
  • И так, с чего начнем? (С повторения.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

Цель:

1) актуализировать алгоритм умножения двузначного числа на однозначное, распределительное свойство умножения, тренировать вычислительные навыки;

2) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия, обобщение;

3) актуализировать норму пробного действия;

4) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания;

5) создать условия для фиксации учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2.

1) Тренинг мыслительных операций

  • Запишите, чему равна площадь прямоугольника (Д-3а).

Один ученик записывает на доске, остальные на планшетах, затем запись уточняется . (a + b ) ∙ c = a ∙ c + b ∙ c

Вывешивается Д-3б с подобным заданием. Работа проводится аналогично. На доске появляется запись: (a + b + c) ∙ d = a ∙ d + b ∙ d + c ∙ d

  • Чем отличаются эти задачи? (В первой задаче прямоугольник разбит на две части, а во второй – на три.)
  • Как называется первое равенство? (Правило умножения суммы на число, или распределительное свойство умножения.)
  • Можно ли распространить это правило на сумму трех слагаемых? (Из второго равенства следует, что да.)
  • Можно ли это распространить на сумму большего числа слагаемых? (Да, ведь прямоугольник можно разбить на большее число частей.)

2) Актуализация умения умножения двузначного числа на однозначное .

  • Чем похожи и чем отличаются эти примеры? (Д-4)

(Все примеры на умножение, вторые множители одинаковые, а первые увеличиваются на 11.)

  • Какой пример будет иметь наибольшее произведение? И почему? (Последний пример, так как в этом примере самый большой первый множитель.)
  • Что будете использовать при решении эти примеры устно? (Распределительное свойство умножения.)
  • Какой способ умножения вы ещё знаете? (Умножение в столбик.)
  • Какой алгоритм вам поможет? (Алгоритм умножения двузначного числа на однозначное число в столбик.)

Вывешивается Д-5 и Д-6. Дети по одному решают примеры у доски с комментарием, остальные в тетрадях .

  • Что вы повторили? (Распределительное свойство умножения и алгоритм умножения в столбик.)
  • По плану урока, что я вам сейчас предложу? (Задание для пробного действия.)
  • Для чего? (Чтобы мы поняли, чего мы ещё не знаем.)
  • Вам надо результат последнего примера умножить на 7.
  • Что нового в этом примере? (Мы никогда не умножали трехзначное число на однозначное число.)
  • Решите данный пример в столбик, используя только ранее изученные алгоритмы.
  • На работу вам 1 минута.

Учащиеся работают 1 минуту.

  • Стоп! Время закончилось.
  • Поднимите руки, кто не решил пример. (…)
  • В чём у вас затруднение? (Не смогли умножить трёхзначное число на однозначное число быстро.)
  • Поднимите руки, кто выполнил задание (…)
  • Запишите ваши результаты на доске.

Дети по несколько человек выходит к доске, и записывают ответы.

  • Как вы можете доказать, что задание выполнили правильно? (…)
  • В чём у вас затруднение? (Мы не можем обосновать, что выполнили задание правильно.)
  • Что будете дальше делать? (Будем разбираться, почему мы не смогли выполнить задание.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1) организовать восстановление выполненных операций и фиксацию (вербальную и знаковую) места – шага, операции, где возникло затруднение;

2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения в учебной деятельности: неудобная форма записи;

Организация учебного процесса на этапе 3.

  • Какое задание вы должны были выполнить? (Надо было умножить трёхзначное число на однозначное число за 1минуту.)
  • Что вы использовали при выполнении задания? (Мы использовали распределительное свойство умножения, алгоритм умножения в столбик.)
  • Где возникло затруднение? (При использовании распределительного свойства не хватило времени, при использовании записи в столбик не смогли найти опору.)
  • Почему возникло затруднение? (У нас нет алгоритма, эталона умножения трехзначного числа на однозначное число в столбик.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель :

в коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий:

1. уточнить цели проекта (составить алгоритм умножения многозначного числа на однозначное в столбик и опорную схему);

2. уточнить тему урока;

3. определить средства (алгоритмы, модели, учебник и т.д.);

4. построить план достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4.

Сформулируйте цель дальнейшей работы. (Составить алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное число в столбик и опорный сигнал.)

Ребята, а если я вам предложу для умножения четырехзначное число или пятизначное, вы к каждому из них будите составлять новый алгоритм и новую опорную схему умножения на однозначное число? (Мы поняли, нам надо составить алгоритм и опорный сигнал для умножения многозначных чисел на однозначное число.

Сформулируйте тему урока. («Умножение многозначного числа на однозначное число.»)

Что вам может помочь при открытии нового? (Известный алгоритм умножения двузначного на однозначное, распределительное свойство умножения.)

А что поможет составить опорный сигнал? (Опорный сигнал сложения многозначных чисел в столбик) (Д-7)

Что вам нужно будет сделать с известным алгоритмом? (Изменить, уточнить для нашего случая.)

Тогда по какому плану вы будете действовать?

1) Определим, в каком месте, и каких шагов не хватает.

2) Уточним алгоритм.

3) Составить опорную схему.

План фиксируется на доске.

5. Реализация построенного проекта.

Цель :

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний: алгоритма умножения многозначного числа на однозначное число;

2) создать условия для построения алгоритма, зафиксировать в речи, графической и знаковой форме (с помощью эталона, опорной схемы), сформировать умение использовать открытые знания на практике;

3) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Вы будете работать в группах. На работу вам даю 5 минут.

Задание группам:

Учащимся первой группы предлагается пример 748 ∙ 3, второй – 3627 ∙ 4, третьей – 46194 ∙ 2.

(Если класс слабый, и вы уверены, что дети не справятся можно дать заготовки, они выделены, синим цветом.)

Группы, работая по плану, получают у себя на отдельных листах запись:

748 ∙ 3

3627 ∙ 4

46194 ∙ 2

Не хватает шагов (где?) между 4 и 5 пунктом:

1) Умножить сотни и прибавить количество сотен, которые запоминали.

Не хватает шагов (где?)

2) Записать сотни под сотнями, а тысячи (если они есть) записать в разряд тысяч.

Не хватает шагов (где?) между 4 и 5 пунктом: 1) Умножить сотни и прибавить количество сотен, которые запоминали.

2) Записать сотни под сотнями, а тысячи (если они есть) записать в разряд тысяч.

3) Умножить тысячи и прибавить количество тысяч, которые запоминали.

4) Записать тысячи под тысячами, а десятки тысяч (если они есть) записать в разряд десятков тысяч.

5) Умножить десятки тысяч и прибавить количество десятков тысяч, которые запоминали.

6) Записать десятки тысяч под десятками тысяч, а сотни тысяч (если они есть) записать в разряд сотен тысяч.

1 2 * *

Х 748 Х * * *

3 *

2244 * * * *

2 1 2 * * *

Х 3627 Х * * **

4 *

14508 * * * * *

1 1 * *

Х 46194 Х * * * * *

2 *

92388 * * * * *

  • Посмотрите, что у вас получилось. Где вы предлагаете добавить шаги в алгоритм? (Между 4 и 5 пунктом.)

На доске отодвигаются вниз 5 и 6 пункт, освобождая место для дополнительных шагов.

  • Посмотрите на работу всех групп. Сколько и какие шаги предлагает добавить первая группа, вторая, третья. Почему так получилось? (Первая группа умножала трехзначное число, а третья – пятизначное, поэтому шагов в алгоритме больше.)
  • Но ведь вы хотели вывести общий алгоритм, подходящий для умножения любого многозначного числа.

Учитель подводит детей к тому, что нужна одна фраза, объединяющая все созданные ими добавленные шаги. В результате беседы формулируется: Д-8

  • Как объединить все созданные вами эталоны? (Количество цифр первого множителя неважно, можно поставить даже 6 *. А вот в произведении количество цифр может совпадать с первым множителем, а может быть на 1 больше. Так же и когда мы подписываем цифры наверху, они могут быть или отсутствовать.)

Учитель предлагает в этих местах поставить скобки, которые будут обозначать названные варианты. Д-9

  • Вы довольны своей работой? Прочитайте алгоритм.

Дети хором прочитывают все шаги алгоритма.

  • Преодолели ли вы затруднение? (Нет, мы ещё не проверили решение примера из пробного действия).
  • Решите пример по новому алгоритму… Какой ответ? (4802)
  • У кого другой ответ? (Таких нет.)
  • Молодцы. Вы справились с затруднением? (…)
  • Вы это сделали сами? (…)
  • Что должны делать дальше? (Потренироваться в решении примеров на новый алгоритм.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на использование изученного способа действия с проговариванием во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

№ 3 стр. 1

  1. Дети решают (а, б) четвертый столбик: один ученик выходит к доске и комментирует решение примера, остальные записывают ответы в учебнике.

Х 5706

Умножаю единицы 6 ∙ 5 = 30. Записываю 0 единиц под единицами, а 3 десятка запоминаю

Х 5706

Умножаю десятки 0 ∙ 5 =0 и прибавляю десятки, которые запоминали 0 + 3 = 3. Записываю 3 десятка под десятками.

Х 5706

Умножаю сотни 7 ∙ 5 = 35 . Записываю 5 сотен под сотнями, а 3 тысячи запоминаю.

3 3

Х 5706

5 30

Умножаю тысячи 5 ∙ 5 = 25 и прибавляю тысячи, которые запомнили 25 + 3=28. Записываю 8 тысяч под тысячами, а 2 десятка тысяч запоминаю

2 3 3

Х 5706

8 530

Записываю 2 десятка тысяч в разряд десятков тысяч. Ответ: 28530.

2 3 3

Х 5706

2 8530

Пишу однозначный множитель под разрядом единиц

Х 3087

Умножаю единицы 6 ∙ 7 = 42. Записываю 2 единиц под единицами, а 4 десятка запоминаю

Х 3087

Умножаю десятки 8 ∙ 6 = 48 и прибавляю десятки, которые запоминали 48 + 4 = 52. Записываю 2 десятка под десятками, а 5 сотен запоминаю.

Х 3087

Умножаю сотни 0 ∙ 6 = 0 и прибавляю сотни, которые запомнили 0 + 5 = 5. Записываю 5 сотен под сотнями.

Х 3087

5 22

Умножаю тысячи 3 ∙ 6 = 18. Записываю 8 тысяч под тысячами, а 1 десяток тысяч запоминаю

1 5 4

Х 3087

8 522

Записываю 1десяток тысяч в разряд десятков тысяч. Ответ: 6592.

1 5 4

Х 3087

1 8522

  1. Примеры третьего столбика дети решают, проговаривая друг другу в парах. Проверяют по подробному образцу. (Р-2)
  • Если вы выполнили задание правильно, поставьте «+», если неправильно – «?».
  • Кто не успел выполнить задание? Кто допустил ошибки? В чём ошибся? По какой причине?
  • Какой следующий этап вашей работы? (Теперь нужно поработать самостоятельно.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на применения нового алгоритма;

2) организовать самооценку детьми правильность выполнения задания (при необходимости – коррекцию возможных ошибок).

Организация учебного процесса на этапе 7:

Для самостоятельной работы предлагается № 3 стр. 1 (а, б - второй пример).

На выполнение задания отводится 5 минут.

  • Проверьте себя по эталону для самопроверки (Р-3).
  • У кого были ошибки? Где ошибся? В чём ошибся? Что станет вашей целью в дальнейшем? (Научиться применять эталон умножения многозначных чисел, тренироваться в умножении на однозначное число в столбик.)
  • У кого нет ошибок? О чём это говорит? (Мы поняли, как умножать многозначные числа на однозначное число.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

тренировать умение решать уравнения и задачи с использованием нового вычислительного приема.

Организация учебного процесса на этапе 8:

При показе презентации смайлик использует новое знание в разных областях математики.

  • Где вам могут пригодиться полученные знания? (При решении задач и уравнений.)

№ 5 с. 2

Работа проводится фронтально.

При решении задачи используется графическая модель:

Чтобы найти, сколько сдачи должен дать кассир, надо из всей суммы 10 000 руб. вычесть стоимость детских билетов и стоимость взрослых билетов. Но мы не знаем стоимость взрослых и стоимость детских билетов. Чтобы найти стоимость детских билетов, надо цену 835 руб. умножить на количество билетов 4.

  1. 835 ∙

3 1 2

х 835

3340

Чтобы найти стоимость билетов для взрослых, надо цену 1216 руб. умножить на 5.

  1. 1216 ∙

х 1216

6080

Найдем, сколько стоят все билеты:

  1. 3340 + 6080 = 9420 (руб.) стоят все билеты.

6080

3340

9420

Теперь найдем, сколько сдачи должен дать кассир, для этого из количества денег внесенных в кассу 10 000 руб. надо вычесть стоимость всех билетов 9420 руб..

  1. 10 000 – 9420 = 580(руб.)

10000

9420

Составим выражение:

10 000 – (835 ∙ 4 + 1216 ∙ 5) = 580 (руб.)

Ответ: кассир должен вернуть 580 рублей.

Если позволяет время можно решить задачу вторым способом или, проговорив решение 2 способа дать его решить дома.

  1. 835 ∙ 4 = 3340 (руб.) стоимость детских билетов.

3 1 2

х 835

3340

  1. 1216 ∙ 5 = 6080 (руб.) стоимость билетов для взрослых.

х 1216

6080

  1. 10 000 – 3340 – 6080 = 580(руб.)

10000 _ 6660

3340 6080

6660 580

10 000 – 835 ∙ 4 – 1216 ∙ 5 = 580(руб.)

№ 6 с. 2

Выберите и запишите уравнение, которое будет решаться с помощью нового алгоритма.

Проверьте: х : 9 = 809. Кто выбрал правильно поставьте «+», кто ошибся – «?».

х : 9 = 809 х 809

х = 809 ∙ 9 9

х = 7281 7281

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

  1. зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
  2. организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
  3. оценить собственную деятельность на уроке;
  4. зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;
  5. обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

Что нового вы сегодня узнали? (Как умножать многозначные числа на однозначные числа в столбик.)

Какую цель ставили? (Создать алгоритм умножения многозначных чисел на однозначное число и научиться решать примеры с применением этого алгоритма.)

Достигли ли вы цели? Как доказать? (Создали алгоритм, на основе которого можно решать примеры на умножение многозначных чисел на однозначное число.)

Чем вы пользовались при открытии нового? (Алгоритмом умножения двузначного на однозначное число.)

Можно сказать, что вы учились? (Да.)

Докажите . (Ученики перечисляют шаги учебной деятельности: узнали, что не знаем и сами нашли способ.)

Проанализируйте свою работу на уроке (…)

Высказывается несколько учеников.

Что посоветуете делать ребятам, которые повесили рисунки с облаком. (Не расстраиваться, а тренироваться.)

Для тренировки предлагаю вам домашнее задание.

Домашнее задание:


Урок математики в 4 классе

УМК: Школа России

Тема: Умножение многозначного числа на однозначное.

Цель: рассмотреть письменные приёмы умножения многозначного числа на однозначное, включая умножение именованных чисел; развивать навыки устного и письменного счёта

Задачи: создать условия для формирования у учащихся практических навыков умножения четырёхзначного числа на однозначное, организовать учебную деятельность на уроке через сотрудничество с учащимися,воспитывать интерес к математике, активность, внимание учащихся.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, коллективная, индивидуальная, в парах.

Оборудование и источники информации: проектор, презентация, карточки с заданиями для самостоятельной работы, «лестница успеха», компьютер, раздаточный материал (оценочные листы). Учебник: М.И.Моро «Математика» 4 класс, часть 1, рабочая тетрадь по математике.

Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.

Познавательные УУД: добывание новых знаний из текста учебника, раздаточного материала; переработка полученной информации для формулировки выводов.

Прогнозируемые результаты:

Предметные:

  • уч- ся знают алгоритм умножения многозначного числа на однозначное.
  • умеют умножать многозначное число на однозначное, включая умножение именованных чисел.

Метапредметные:

  • умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.
  • умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать

Личностные: -умеют сотрудничать со сверстниками.

СЦЕНАРИЙ УРОКА.

1. Мотивирование к учебной деятельности – 1-2 минуты

Цель: включение обучающихся в деятельность

Я рада приветствовать вас.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно!

Нас оно торопит в класс-

Математика у нас!

Подравнялись, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Проверьте осанку. Настройтесь на работу.

Сегодня на уроке нам с вами предстоит думать, решать, отвечать на вопросы, изучить новую тему. Поэтому я вас попрошу быть внимательными, активными. На уроке вы будете себя оценивать сами за каждый вид работы, а в конце урока нужно выставить себе общую оценку.

Открываем тетради и записываем число, классная работа.

2. ТЕСТ (раздать карточки).

    Компоненты умножения

А) уменьшаемое, вычитаемое

Б) множитель, множитель

    От перестановки множителей произведение

А) меняется

Б) не меняется.

3. При умножении любого числа на 0 получается

    При умножении любого числа на 1 получается

Б) тоже число

    Чтобы найти неизвестный множитель, надо

А)произведение умножить на известный множитель

Б)произведение разделить на известный множитель

Проверка, ответы сбоку на перевёрнутых карточках. Проверяем в парах. Если всё совпадает, ставьте рядом знак «+», а если вы нашли ошибку « - «

    Если я отвечал(ла) без ошибок, то на 5.

    Если я отвечал(ла) с небольшими недочётами, то на 4.

    Если я отвечал(ла) с ошибками и мало работал, то на3.

    Если я не отвечал и просидел этот этап, то немедленно включаюсь в работу и оценю себя на следующем этапе

Кто не допустил ни одной ошибки?

Поставьте оценку в лист самооценки

Замечательно. Эти знания нам пригодятся сегодня на уроке.

    Устный счёт - 5 минут

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”

    Давайте начнём устный счёт с математической разминки.

Предлагаю вам ответить на вопросы в быстром темпе

Первый день недели? (понедельник)

Знак для обозначения числа (цифра)

Знак вычитания в математике? (минус)

Самая маленькая единица длины

Отрезок, равный 100см

60 минут - это?

Расстояние равное 1000 метрам это-?
- Промежуток времени в 100 лет

Сколько хвостов у семи псов? (7)

Сколько пальчиков на руках у четырех мальчиков? (40)

Сколько ушек у пяти старушек? (10)

Сколько ушей у пяти малышей? (10)

В вазе стояло 27 тюльпанов и 8 нарциссов.

Сколько тюльпанов стояло в вазе? (17)

2. Карточки (Примеры -три ученика за партой).

Выполнить действия и записать ответы.

1:1+0:328+328:1;

2098*0+1*(107+0:4267)+422:1;

830-4*(25-0)-732:732.

(329, 529, 729).

    На уроке нам необходимы знания таблицы умножения. Повторим?

Таблица умножения - интерактивный тест.

Создание проблемной ситуации- 4-5 минут

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Перед вами примеры. (на доске)

Что общего в записанных выражениях?

Как легче их решить?

Какое свойство умножения использовали? (переместительное свойство умножения.)

а * в = в * а

Какой пример при решении вызвал бы у вас затруднение?

Почему? (мы не умножали четырёхзначные числа на однозначное)

Формулирование темы урока

ПОЯВИЛАСЬ ПРОБЛЕМА, МЫ НЕ УМЕЕМ РЕШАТЬ такие примеры.

Чему будем учиться?

Кто может сформулировать тему урока (умножение многозначного числа на однозначное)

Какую цель вы поставите перед собой на уроке?
(Научиться умножать многозначное число на однозначное, найти новый способ.)

Совершенно верно. Молодцы.

Оценочный лист -1 ступенька « лестницы знаний»

«Открытие» детьми нового знания 7-8 минут

Построение проекта выхода из затруднений.

Проблема: не умеем умножать многозначные числа на однозначное число.

Подумайте, каким образом мы будем добывать новые знания умножения? Я предлагаю вам два способаоткрытия новых знаний .

Мы можем:

    Послушать объяснение учителя, т.е. я вам сама объясню материал

    Добыть знания самим

(на основе ранее полученных знаний, попробуйте добыть знания сами.)

Что вы выбираете?

Решать поставленную вами цель будем вместе.

Ребята, давайте вспомним уроки информатики.

Что нужно знать при выполнении любого действия? (Алгоритм выполнения действия).

Мы умеем умножать трёхзначные числа на однозначные. Умеем!

А как вы думаете, будет ли он отличаться, если будем умножать на 4,5 -значное число?

Значит, как будем умножать многозначные? (так же как и трёхзначные числа)

Вспомним, как умножали трёхзначные числа и составим алгоритм

С чего начнём? (с единиц)

Составление алгоритма (слайд)

Где вы можете проверить правильность своих рассуждений?

Откройте учебники и на странице 77 прочитайте правило.

Всё ли правильно мы сделали.

Вывод: Мы открыли алгоритм умножения 4, 5- значного числа на однозначное. Благодаря алгоритму мы сможем выполнить умножение без ошибок. Запомните, математика – точная наука. Записываем единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.

Алгоритм составлен, кто побудет в роли учителя и объяснит, как выполнить пример на умножение многозначного число на однозначное?- (объяснение учеником)

Оценочный лист - вторая ступенька «лестницы успеха»

Включение в систему знаний и повторение 4-5 минут .

Закрепим полученные знания, открыли учебник на странице 77. Давайте решим примеры для закрепления. (по 1 человеку у доски)

Ф изку льтминутка . Гимнастика для глаз.

В математике нам встречаются не только числа натурального ряда, но и именованные числа. Умножение этих чисел выполняется точно также. Смотрим на доску.

    19400 м = 19 км 400 м (записываем ответ)

    Запишите его в тетрадь.

    Давайте решим ещё 1 пример. К доске ….

26 м 85 см х 7 =

Оценочный лист - третья ступенька «лестницы знаний.

Самостоятельная работа с самопроверкой 4-5 минут.

Проведём небольшую самостоятельную работу

Проверьте, правильно ли решены примеры Найдите ошибки и вычислите правильно:

7 327 16 145

ͯ 6 ͯ 4

Молодцы. Вы быстро справились с работой. Проверяем.

Кто нашёл ошибки?

Кто сомневался, испытывал затруднения?

Оценочный лист

Оценочный лист - 4 ступенька «лестницы знаний.

Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями- 7 минут

1 уровень: на « 3»- решить примеры на умножение, записывая их в столбик

2 уровень: на «4»-найти примеры на умножение (найди 2 примера на умножение и реши в тетради в столбик

Увеличь 6 075 на 6

Увеличь 6 175 в 5 раз

    Уменьши 5 643 в 3 раза

    3 уровень: на «5»-решить задачу из Р.т. , связанную с действием умножения

Выполни в тетради только решение задачи

Проверка , сбоку ответы на перевёрнутых карточках.

Оценочный лист - 5 ступенька «лестницы знаний.

Итог урока: Что сегодня на уроке нам удалось, а над чем ещё надо поработать.

Что удалось…

Давайте вспомним, какие цели мы перед собой ставили?

Чему научились?

Пригодятся эти знания в жизни?

Над чем надо ещё поработать …

Что нужно повторить к следующему уроку?

Нижняя ступенька– плохо понимаю новый материал, у меня ничего не получилось;

средняя ступенька, у меня были проблемы;

верхняя ступенька– мне всё удалось

Я довольна вашей работой на уроке.

Все сегодня работали очень хорошо.

Оценки за урок получают

Рефлексия учебной деятельности.

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтые и облачка.

Если понравилось занятие и было интересно - лучики желтого цвета прикрепить к солнышку

Было неинтересно- прикрепить облачка голубого цвета

VIII . Домашнее задание.

Вам нужно потренироваться дома

Молодцы! Спасибо за хорошую работу!

1) Правило умножения суммы на число учащиеся могут применить самостоятельно к устному умножению многозначных чисел на однозначное , например:

2100·3= (2000 + 100) ·3 = 2000·3+100-·3=6300

5007·4= (5000 + 7) ·4 = 5000·4 + 7·4 = 20028

Переход от устного умножения к письменному строят так, чтобы учащиеся поняли, что сущность вычислительного приема при устном и при письменном умножении на однозначное число одна и та же: используется правило умножения суммы на число, но письменное умножение начинается с низших разрядов, устное - с высших.

2) При ознакомлении с письменным умножением рассматривают пример на умножение трех- или четырехзначного числа на однозначное, где есть переходы через десяток или через сотню.

418·3. Сначала решают способом замены первого множителя суммой разрядных слагаемых и умножают сумму на число:

а) 418·3= (400+10 + 8)-3=400·3+ 10·3 + 8·3= 1200 + 30 + 24=1254

418·3=(8+10 + 400)·3= 8·3+ 10·3 + 400·3 = 24 +30+1200=1254

3
После этого знакомят с письменным умножением на однозначное число: показывают новую запись столбиком и дает подробное объяснение решения этого же примера. Надо умножить 418 на 3. Записываем второй множитель под единицами первого множителя. Проводим черту. Слева ставим знак умножения «X» (надо пояснить детям, что умножение обозначается не только точкой, но и таким знаком, хотя и здесь можно использовать точку). Начинаем письменное умножение с единиц. Умножаем 8 единиц на 3, получается 24 единицы. Это два десятка и 4 единицы. 4 единицы пишем под единицами, а 2 десятка запомним. 1 десяток умножим на 3, получим 3 десятка, да еще 2 десятка, получим 5 десятков. Пишем их под десятками. 4 сотни умножаем на 3, получим 12 сотен. Это 1 тысяча и 2 сотни. 2 сотни пишем под сотнями и 1 тысячу пишем на месте тысяч. Произведение 1254 .

Постепенно переходят к краткому объяснению, опускается название разрядных единиц, например:

4
Надо умножить 578 на 4. Умножаю 8 на 4, получится 32. Два пишу, а 3 запоминаю. 7 умножу на 4, получится 28, да 3. Всего 31; 1 пишу, а 3 запоминаю. Умножаю 5 на 4, получится 20, да 3. Всего 23; записываю 23. Произведение 2312. Можно кратко объяснить и так: четырежды восемь - тридцать два. Два пишу, 3 запоминаю. Четырежды семь - двадцать восемь и т. д.

Запись выполнят и в строчку578·4 = 2312.

В начале изучения темы учитель сообщает, что письменное умножение на однозначное число начинается с единиц, а позднее разъясняют, почему письменное умножение, начинают с низшего, а не с высшего разряда (неудобно приходится зачеркивать ранее записанные цифры) С этой целью решают пример двумя способами:



б) Рассмотрим случаи с нулями в первом множителе . Пусть надо 42300 умножить на 6.

В числе 42 300 содержится 423 сотни. Умножаем 423 сотни на 6, получится 2538 сотен, или 253 800.

в) Умножение однозначного числа на многозначное, используя переместительное свойство

На данном этапе решают примеры на умножение однозначных чисел на многозначные, используя переместительное свойство умножения: 913· 6, 4· 2836, 7· 1230 (136· 9, 2836· 4, 1230· 7).

г) Умножение многозначных чисел, у которых есть нули в конце и середине, используя переместительное свойство

д) Умножение величин, выраженных в метрических единицах.

Примеры решают по-разному: сразу выполнить умножение или сначала заменить составное именованное число простым, выполнить действие над отвлеченными числами и затем простое число заменить составным:

№ 22. ТАБЛИЧНОЕ УМНОЖЕНИЕ

Изучение таблицы умножения является центральной задачей обучения математике во 2 и 3 классе.

К табличному умножению относят случаи умножения однозначных натуральных чисел на однозначные натуральные числа, результаты которых находят на основе конкретного смысла действия умножения (находят суммы одинаковых слагаемых).

Результаты табличного умножения в соответствии с программными требованиями к знаниям, умениям и навыкам дети должны знать наизусть. Умножение с числом нуль, умножение с числами 1 и 10 относят к особым случаям.

Первые приемы составления таблиц умножения связаны со смыслом действия умножения. Результаты этих таблиц получают последовательным сложением одинаковых слагаемых.

Например:

Умножение числа 2

Расположенный рядом рисунок помогает ребенку получить результат пересчетом фигурок. При небольших значениях множителей прием сосчитывания для получения табличного значения произведения вполне приемлем, и учитель им часто пользуется при получении результатов таблиц значений умножения чисел 2, 3, 4. Приведенный пример показывает, что этот прием удобен лишь при небольших значениях второго множителя.



При значении второго множителя больше 5, удобнее использовать для получения результатов табличных значений другой прием: прием прибавления к предыдущему результату.

Например:

Вычисли и запомни:

2 6 = 2 5 + 2 = ...

2 7 = 2 6 + 2 =...

В учебнике математики для 2 класса этот прием дан более пространно, и поэтому не всегда правильно понимается с точки зрения техники выполнения: 2+2+2+2+2+2 2 6

Аналогичным образом составляется таблица значений умножения числа 3.

Следующим приемом, на основе которого составляются таблицы значений умножения чисел, является прием перестановки множителей.

Этот прием фактически является первым математическим законом относительно действия умножения в начальной школе.

Тема урока: "Письменное умножение многозначного числа на однозначное". 4-й класс

Цели:

    познакомить учащихся с приёмом письменного умножения многозначного числа на однозначное, включая умножение именованных чисел;

    совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки; развивать умение решать задачи;

    закреплять умение рассуждать, делать выводы.

1. Орг. момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребята впрок.
Постарайтесь всё понять.
Будем правильно считать.

А сейчас нашу работу мы начнём с “зарядки для ума”.

2. Устный счёт.

1 . Первое задание - прочитайте числа в порядке убывания:

2076901, 20780, 258999, 2078000.

2. Найдите значения выражений удобным способом:

2608 + 529 + 392 + 271=

1016 + 704 + 250 + 884 + 296=

3. Вычислите:

4. А теперь вспомним именованные числа.

Самая короткая река в мире находится в Америке. Её длина – 134 метра. Сколько это см?

Самое глубокое озеро Байкал – 1940 метров. Выразите это в км и м.

Вечная мерзлота в Сибири – 1 км 370 м. Сколько это метров?

Самый толстый лёд – 4776 м. Выразите в км и м.

Самый высокий водяной смерч – 1 км 528 м. Сколько это метров?

5. Решаем задачу. На 1 пальто пошло 4 метра ткани, на 1 пиджак на 2 метра меньше.

Сколько метров ткани пошло на пиджак? Сколько метров ткани пошло на 4 пиджака, на 3 пальто, на 1 пальто и 1 пиджак вместе, на сколько больше ткани пошло на пальто, чем на пиджак? Как узнали?

Запись на доске:

1 пальто – 4 м

1 пиджак - ? на 2 м меньше

3. Новая тема.

Молодцы! Вы хорошо поработали на разминке. А сейчас переходим к следующему этапу нашего урока.

1. Для начала мы повторим известные вам свойства умножения.

(на доске поочерёдно вывешивать карточки)

а х в = в х а

Как называется это свойство? (переместительное)

В чём его смысл? (от перестановки множителей произведение не меняется)

(а + в) х с = а х с + в х с

Как называется это свойство? (распределительное)

В чём его смысл? (при умножении суммы на число можно умножить на него каждое слагаемое)

Молодцы! Сегодня нам понадобиться именно это свойство. (карточку оставить на доске)

2. Откройте тетради, запишите число, классная работа. С помощью распределительного свойства найдите значение произведения: 576 * 9 = (500 + 70 + 6) * 9 = 500 * 9 + 70 * 9 + 6 * 9 = 4500 + 630 + 54 = 5184

Что мы должны сделать? (разложить 576 на сумму разрядных слагаемых)

Записать на доске, дети комментируют.

Запишите пример в тетрадь.

3. На доске даны примеры. Решите их, пожалуйста, в тетради. Я даю вам на эту работу

(Примеры записаны в столбик, внизу ответы на перевёрнутых карточках).

Положили ручки. Давайте проверим: дети диктуют ответы, я переворачиваю карточку и прикрепляю к примеру магнитом.

Все справились? (да, нет)

Какой пример вызвал затруднение? (4)

Почему? (мы не умножали четырёхзначные числа на однозначное)

А теперь подумайте и скажите, какая тема нашего урока? (умножение многозначного числа на однозначное)

Совершенно верно. Молодцы. (записать на доске тему или открыть написанную)

Как вы умножали? (так же как и трёхзначные числа)

С какого числа начали? (с единиц)

Сейчас я решу пример на доске, а вы внимательно слушаете и запоминаете.

Начинаем умножение с единиц. 1 х 3 = 3 Записываем под единицами.

Умножаем десятки. 8 х 3 = 24 4 пишем под десятками, 2 запоминаем.

Умножаем сотни. 2 х 3 = 6 да ещё 2 сотни = 8, записываем под сотнями.

Умножаем тысячи. 4 х 3 = 12 2 пишем под тысячами, 1 под десятками тысяч.

Умножение закончили. Ответ: 12843.

Запишите пример в тетрадь. Откройте учебник на стр. 73, прочитайте правило. Давайте решим несколько примеров для закрепления. (по 1 человеку у доски)

4. Положили ручки. В математике нам встречаются не только числа натурального ряда, но и именованные числа. Умножение этих чисел выполняется точно также. Смотрим на доску.

19400 м = 19 км 400 м (записываем ответ)

Запишите его в тетрадь. Давайте решим ещё 1 пример. К доске ….

26 м 85 см х 7 =

4. Физкультминутка.

Встали, плечи выровняли, вдох, выдох. Наклон головы влево, вправо, влево, вправо, вперёд, назад, вперёд, назад. Поворот левым и правым плечом. Повороты кистей рук влево, вправо. Молодцы. Сделали вдох, выдох, тихо сели. Работаем дальше.

5. А сейчас открыли учебник на странице 73, решаем задачу №355.

Читает … О чём говорится в задаче? (сшили 6 простыней, расходуя по 2 м 20 см полотна, и 8 наволочек, расходуя по 1 м 25 см полотна)

Что такое простыни? Наволочки?

Какой вопрос можно поставить к задаче? (Сколько всего метров ткани израсходовали на простыни и наволочки?)

А ещё какой вопрос можно поставить? (На сколько меньше ткани израсходовали на наволочки, чем на простыни?)

Давайте ответим на 1 вопрос. Записываем краткое условие (учитель записывает на доске).

6 прост. – по 2 м 20 см

8 нав. – по 1 м 25 см Всего?

Сможем ли мы сразу ответить на вопрос? (нет или да)

Почему? (мы не знаем, сколько израсходовали ткани на 6 простыней и 8 наволочек)

Как мы узнаем, сколько пошло ткани на 6 простыней? (мы должны 2 м 20 см х 6)

Что для этого вы должны сделать? (крупные единицы заменить мелкими, а затем умножить на 6)

Как мы узнаем, сколько пошло ткани на 8 наволочек? (мы должны 1 м 25 см х 8)

Что для этого вы должны сделать? (крупные единицы заменить мелкими и умножить на 8)

Какой главный вопрос в задаче? (сколько всего ткани пошло на простыни и наволочки)

Действия задачи запишите так же, как и предыдущие примеры с именованными числами. Решение задачи запишите самостоятельно.

6. Закрепление.

Молодцы. Вы быстро справились с задачей. Теперь небольшая самостоятельная работа. (раздать карточки с примерами) Если останется время, проверить.

1 вариант.

2 вариант.

7. Итог.

Все сегодня работали очень хорошо. Оценки за урок получают самые активные…

С чем мы познакомились на уроке?

Как выполняется умножение многозначного числа на однозначное?

Запишите домашнее задание – стр. 73, № 357, правило.

Занимательные задачи.

1. Масса рыбы 3 кг плюс половина всей массы. Какова масса рыбы?

2. В Межзвёздной империи 537 звёздных систем, а в Межзвёздном королевстве на 260 систем меньше. Сколько всего в них звёздных систем?

3. На ферме 7 быков весом 240 кг каждый и один бык весом 330 кг. Какова масса всех быков?

4. Крепость построили за 539 лет до 2000 года, а дворец на 250 лет позже. В каком году построили дворец?

5. 9 мальчиков получили по 4 пятёрки. 6 девочек тоже получили по несколько пятёрок, причём все они – одинаковое количество пятёрок. Количество пятёрок, которое получили все мальчики, равно количеству пятёрок, которое получили все девочки. Сколько пятёрок получила каждая девочка?

Тема: Умножение многозначного числа на однозначное.
Задачи:
1) познакомить с алгоритмом письменного умножения многозначного числа на однозначное;
2) повторить алгоритм письменного умножения двузначного числа на однозначное, распределительное
свойство умножения и его графическую модель; решение текстовых задач и уравнений;
3) тренировать вычислительные навыки (письменного умножения).
Основные цели:
1)составление алгоритма письменного умножения многозначного числа на однозначное;
2) формирование умения выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное;
Оборудование: мультипроектор, листочки для математического диктанта.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Доскажи слово: (слайд)
Ход урока.
Мы пришли сюда … учиться,
Не лениться, а …. трудиться,
Только тот, кто много …знает,
В жизни что – то достигает!
­Ребята, как вы понимаете данное высказывание?
­ Чем мы должны заниматься на каждом уроке?
Я ж хочу вам пожелать.
На уроке не молчать,
Руку часто поднимать,
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.
Правильно считать, решать.
­С какими числами мы учились работать на предыдущих уроках? (С многозначными числами).
­Какие действия с многозначными числами умеем выполнять? (Сложение и вычитание.)
­В последней контрольной работе я увидела, что многие из вас научились складывать и вычитать
многозначные числа без ошибок. Молодцы! А единичные ошибки, которые ещё встречаются, допущены
по невнимательности.
­Какие еще действия можно выполнять с многозначными числами? (Умножать и делить.)
(Мы будем учиться чему­то новому. Не всё ещё знаем…)
­А что значит учиться? (Мы поймем, что не знаем и сами найдем новый способ.)
­Итак, с чего начнем? (С повторения)
Задача: В семье три сестры Таня, Света и Ирина. Таня не старше Ирины, а Света не старше Тани. Кто из
сестер старше всех? (слайд)
Математический диктант. (на листочках)(Слайд)
Чему равна:
Сумма чисел 710 и 290?
Разность чисел 600 и 150
Произведение чисел 150 и 2
Частное чисел 540 и 6
Чему будет равен результат, если:



9 увеличить в 40 раз
5 увеличить в 80 раз
640 уменьшить в 8 раз
1




250 уменьшить в 5 раз
– Я задумала число, если его увеличить в 6 раз, то получится 120. Какое число я задумала?
­ Если число 25 увеличить в несколько раз, то получится 250. Во сколько раз нужно
увеличить число?
Взаимопроверка. Обменяйтесь листочками. Ставим + если ответы совпали, ­ если допущена ошибка.
Подведение итога. (10 чисел) Без ошибок­“5”, 1­2 ош.­“4”, 3­4 ош.­“3”.
Молодцы! Вы хорошо поработали на разминке. А сейчас переходим к следующему этапу нашего
урока.
3. Подготовка к новой теме.
1. Для начала мы повторим известные вам свойства умножения. (слайд)
а х в = в х а
Как называется это свойство? (переместительное)
В чём его смысл? (от перестановки множителей произведение не меняется)
(а + в) х с = а х с + в х с
Как называется это свойство? (распределительное)
В чём его смысл? (при умножении суммы на число можно умножить на него каждое слагаемое)
Молодцы! Сегодня нам понадобиться именно это свойство.
(a + b) c = a c + b c (Слайд)
(a + b + c) d = a d + b d + c d
Чем отличаются эти рисунки? (В первой задаче прямоугольник разбит на две части, а во второй – на
три.)
­Как найти площадь данных прямоугольников?
­Каким свойством воспользовались? (Правило умножения суммы на число, или распределительное
свойство умножения)
Можно ли применить это правило к сумме трех слагаемых? (Из второго равенства следует, что да.)
Можно ли это применить к сумме большего числа слагаемых? (Да, ведь прямоугольник можно разбить на
большее число частей.)
4. Актуализация умения умножения двузначного числа на однозначное.

­­ Каждый день в мире происходят открытия. Открывается что­то совершенно новое, никому не
известное. Делают открытия и ученики, сидящие за партами. И мы с вами сегодня сделаем
математические открытия.
Сегодня узнавать новое нам будет помогать наша любимая школа. (Слайд)
– Давайте решим задачи про школу.
Задача. Длина нашего спортзала 32 метра, а ширина 9 метров. Чему равна его площадь?
(Слайд)
32 х 9 =288 кв. м
­Как можно сосчитать устно?
А письменно? (столбиком).
Следующая задача.
В нашей школе 2 компьютерных класса. В каждом по 14 компьютеров.
Сколько всего компьютеров в кабинетах информатики?
14х2=28(к.)
2

– Какой приём умножения использовали? /Устный/
– Как считали?
В блоке начальной школы 11 учебных кабинетов.
Сколько всего учебных кабинетов в школе, если их в 3 раза больше, чем в начальной школе?
11х3=33(к.)
В одном лестничном пролёте 18 ступенек. Количество ступенек с первого этажа до третьего в 4
раза больше. Сколько всего ступенек?
18х4=72(с.)
– Что надо знать, чтобы выполнить вычисления правильно? / Таблицу умножения/
– Что уметь? / Уметь правильно сложить числа, записать числа/
На слайде алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. (познакомиться)
– Давайте проговорим его по “шагам”!
Найдите значение произведения 84х3. (у доски)
– Ребята, а как вы считали?
– Кто вычислял устно? Как?
– Кто вычислял письменно? Расскажи!
Ученики, выходя к доске, представляют 2 приёма – устный и письменный – умножения двузначного
числа на однозначное.
– Дети, скажите, пожалуйста, почему мы с вами учимся устным и письменным приёмам вычислений? (В
жизни часто встречаются ситуации, например, в магазине, когда под рукой нет листочка и
ручки – нужно считать в уме).
5. Задание для пробного действия. Создание проблемы.
– В любимой школе мы с вами получаем заряд бодрости в спортивном зале, набегаем много
километров, поднимаясь и спускаясь по лестницам. Где мы можем пополнить запасы энергии? /В
столовой./
Задача: В школьной столовой каждый день получают питание 631 ученик. Сколько детей
обслуживает столовая горячим питанием за 5 дней?
631х5 =3155
Поднимите руки, кто не решил пример. (…)
В чём у вас затруднение? (Не смогли умножить трёхзначное число на однозначное число быстро.)
Поднимите руки, кто выполнил задание (…)
Скажите ваши результаты, а я запишу их на доске.
Почему у нас получились разные ответы? (Значит, в чём­то ошиблись…Чего­то не знаем…)
6. Выявление места и причины затруднения.
7. Построение проекта выхода из затруднения (3 мин)

(Составить алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное число в столбик.)
Сформулируйте
цель

дальнейшей

работы.
3

– Ребята, а если я вам предложу для умножения четырехзначное число или пятизначное, вы к каждому из
них будете составлять
новый алгоритм умножения на однозначное число?
(Мы поняли, нам надо составить алгоритм для умножения многозначных чисел на однозначное число)
Верно, тему вы открыли,
Как звучит она у нас,
Кто ответит нам сейчас?
– Сформулируйте тему урока. “Умножение многозначного числа на однозначное число”.(слайд)
– Что нам может помочь при открытии нового? (Известный алгоритм умножения двузначного на
однозначное, распределительное свойство умножения.)
– Что вам нужно будет сделать с известным алгоритмом? (Изменить, уточнить для нашего случая.)
– Тогда по какому плану мы будем действовать?
1) Определим, в каком месте, и каких шагов не хватает.
2) Уточним и дополним алгоритм.
План фиксируется на доске. (слайд)
– Сколько шагов не хватает?
– Каких шагов не хватает? (проговорите устно)
Где вы предлагаете добавить шаги в алгоритм? (Между 4 и 5 пунктом.)
Учитель подводит детей к тому, что нужна одна фраза, объединяющая все созданные ими добавленные
шаги. В результате беседы формулируется:
5.Аналогично умножить все разряды многозначного числа.
Вы довольны своей работой? Прочитайте алгоритм.
Дети хором прочитывают все шаги алгоритма.(Слайд)
8. Реализация построенного проекта (6 мин)
9. Решение примера из пробного действия
– Вернёмся к нашему затруднению.
Преодолели ли вы затруднение? (Нет, мы ещё не проверили решение примера из пробного действия).
Решите пример по новому алгоритму в тетради.
Один ученик у доски решает с проговариванием.
– Какой ответ был верный? (3155)
У кого другой ответ? (Таких нет.)
Молодцы. Всего в нашей школе обучается 1210 учеников. Скольким ученикам вы посоветуете подумать
о своём здоровье и начать питаться в школе? /1210­631=579 (уч.)
Вы справились с затруднением? (…)
Вы это сделали сами? (…)
Что будем делать дальше? (Тренироваться в решении примеров на новый алгоритм.)
1. Работа в группах.
Ученики получают листы с примерами (по уровню сложности).
(на листочках)
1гр 238х4=952
4

2гр.1732х6=10392
3 гр. 4053х3= 20265
4 гр.358 х6= 2148
5 гр. 1805 х 3= 5415
6гр. 507х 6= 3042
Помощь группам.
2. Проверка (слайд)
Физкультминутка:
Шаг за шагом я иду (2 хлопка)
Умножение учу (2 притопа)
И танцором сразу стану (2 хлопка)
И пятерку получу. (2 притопа)
А настроение, каково? Во!
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (6 мин)
а) Работа в учебнике. № 3 стр. 1
– Сейчас мы с вами будем находить значения выражений, используя новый алгоритм.
Дети решают под а), один ученик выходит к доске и комментирует решение примера, остальные
записывают ответы в учебнике.
Какой следующий этап вашей работы? (Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону)
– Кто понял новый способ? Как проверить, понял ты или нет? (Решить самостоятельно)
Примеры под б) дети решают самостоятельно.
2. Самопроверка.(слайд).
Проверьте себя.
У кого были ошибки? Где ошибся? Почему ошибся? Что станет вашей целью в дальнейшем? (Научиться
применять умножение многозначных чисел, тренироваться в умножении на однозначное число в
столбик.)
У кого нет ошибок? О чём это говорит? (Мы поняли, как умножать многозначные числа на однозначное
число.)

Если вы выполнили задание правильно, поставьте “+”, если неправильно – .
У кого есть ошибки? Почему ты ошибся?
Какие ошибки мы можем допустить при письменном умножении многозначных чисел на однозначное?
Физминутка для глаз. Мы
замечательно поработали, а сейчас отдохнём)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Где нам могут пригодиться полученные знания? (При решении задач и уравнений.)
№ 4 с. 2
5

­Прочитайте условие задачи.
­О чем говорится в задаче?
­Чему равна цена одного компьютера? (9356 руб)
­Что нужно узнать?
­Как узнаем?
9356 х3
­Какой прием будем использовать устный или письменный? Почему?
Вычислите самостоятельно. (Проверка по слайду)
Какой запишем ответ? (28068 руб)
Далее –на слайде новое задание.
– Дети, обратите внимание, на слайде написано другое задание (не как в учебнике).
№ 6 с. 2
– Выберите и запишите уравнение, которое будет решаться с помощью нового алгоритма.
­Какое уравнение вы выбрали? Почему? Какой ты молодец!
– Проверьте: х: 9 = 809
Решите его.Х=809х9
Х=7281
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Что нового ты сегодня для себя узнал? (Как умножать многозначное число на однозначное число в
столбик.)
– Какую цель ставили? (Создать алгоритм умножения многозначных чисел на однозначное число и
научиться решать примеры с применением этого алгоритма.)
– Достигли ли вы цели? Как доказать? (Создали алгоритм, на основе которого можно решать примеры на
умножение многозначных чисел на однозначное число.)
­ Что будем делать завтра?
– Как вы оцените свою работу на уроке?
Учитель заслушивает несколько учеников.
­Кто хочет кого – нибудь похвалить?
– Школа – наш второй дом, а дома, как известно, стены помогают. Сегодня любимая школа
помогла нам получить новые знания. Чтобы знания стали прочными, я предлагаю вам для
тренировки домашнее задание.
10.Домашнее задание:
С. 2 № 8, 9, придумать и решить 2 примера на новое правило.
6