Возможно ли создание новых стабильных элементов. Московий из центавра

Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
А. Пушкин

Пушкин погиб «в середине своего великого поприща», «его талант только начал расцветать», - писали современники великого русского поэта сразу после его смерти.

Василий Андреевич Жуковский, разбирая бумаги убитого друга, нашёл среди них много неопубликованных произведений – как в черновых вариантах, так и законченных. Среди последних – стихотворение, в котором Пушкин не только подвёл итоги своего жизненного и творческого пути, но и оставил поэтическое завещание потомкам.

Стихотворение написано 21 августа 1836 года и при жизни поэта напечатано не было. Старший друг поэта опубликовал его только в 1841 году в IX томе посмертного издания Сочинений Пушкина. Стихотворению, известному всем как «Памятник», это название дал Жуковский при подготовке его к печати. У Пушкина названия не было вообще. Был только эпиграф – первая строка оды Горация: «Создал памятник я».

При публикации Жуковский внёс в пушкинский текст изменения. Одно из них – в первом четверостишии: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастёт народная тропа» , где вместо заключительных строк «Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа» - Жуковский написал: «Вознёсся выше он главою непокорной Наполеонова столпа».

Только ещё через сорок лет один из первых пушкинистов Бартенев обнародовал оригинальный текст стихотворения и воспроизвёл его факсимиле.

Exigi monumentum

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру ‒ душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит ‒
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно.
И не оспоривай глупца.

Считается, что замену последней строки первого четверостишия старший друг поэта сделал из цензурных соображений. Жуковский якобы полагал: соседство с выражением «главою непокорной» словосочетания «Александрийский столп» будет вызывать у читателя ассоциации с образом открытого в 1834 году в Петербурге памятника Александру I. Хотя, вопреки таким действительным или мнимым опасениям Жуковского, вполне очевидно, что слово «Александрийский» происходит от слова «Александрия», а не от имени «Александр». Пушкин вряд ли стал бы намеренно использовать его в каких-то провокационных целях, иначе это стихотворение заранее предназначалось им быть помещённым «в стол» на весьма неопределённое время или вообще никогда не увидеть света.

Подменив слово «Александрийский» словом «Наполеонов», Жуковский исказил смысл, вложенный Пушкиным в словосочетание «Александрийский столп». Но с какой целью он сделал этот подлог?

У читателя при чтении первой строфы стихотворения в интерпретации Жуковского возникали конкретные геометрически-пространственные ассоциации – с колонной, отлитой по желанию Наполеона I в 1807 году из австрийских и русских пушек по образцу колонны Траяна и установленной в Париже на Вандомской площади. Наверху у неё находилась статуя самого Наполеона. После взятия русскими войсками Парижа в 1814 году она была снята и заменена на белый флаг Бурбонов с лилиями. Но уже в 1833 году король Луи-Филипп приказал сделать новую статую Наполеона и водрузить её на колонну.

Вандомская колонна с восстановленной статуей Наполеона I сразу же стала во Франции, с одной стороны, символом поклонения бонапартистов, с другой ‒ объектом критики противников Наполеона. Замену Жуковского можно считать по этой причине неудачной: маловероятно, что Пушкин хотел бы «вознестись выше главою непокорной» над этими двумя французскими партиями или принять сторону одной из них.

За прошедшие полтора с лишним века было выдвинуто несколько иных толкований слов «Александрийский столп». Но все они, вслед за вариантом, предложенным Жуковским, – пространственно-геометрические.

По одному из них, Пушкин имел в виду Родосский колосс ‒ гигантскую статую древнегреческого бога Солнца Гелиоса в портовом греческом городе Родосе, расположенном на одноимённом острове в Эгейском море. Бронзовый гигант ‒ статуя высокого стройного юноши ‒ языческого бога с лучистым венцом на голове – возвышался у входа в гавань Родоса и был виден издалека. Статуя была изготовлена из глины, имела металлический каркас, а сверху была покрыта бронзовыми листами. Колосс простоял шестьдесят пять лет. В 222 году до н.э. статую разрушило землетрясение. Как пишет древнегреческий историк Страбон, «статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей». Но и тогда она вызывала удивление своими размерами. Плиний Старший упоминает, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки статуи (при соблюдении пропорций человеческого тела это указывает на рост статуи около 60 м. ). Но какое отношение мог иметь этот памятник к пушкинскому нерукотворному?

По другому варианту, Пушкин якобы хотел «вознести» свой нерукотворный памятник выше воздвигнутой в египетской Александрии колонны в честь римского императора Помпея.

Вернёмся к Александровской колонне в Петербурге. Воздвигнутая в честь победы русских войск над Наполеоном, она, действительно, выше всех аналогичных монументов мира: упомянутой Вандомской колонны в Париже, колонны Траяна в Риме и колонны Помпея в Александрии. Мало того, что сама колонна выше, например, Вандомской, фигура завершающего колонну Ангела превосходит по высоте фигуру Наполеона I на Вандомской колонне. Ангел крестом попирает змею, что символизирует мир и покой, которые принесла Европе Россия, одержав победу над наполеоновскими войсками. «Вознестись главою непокорной» выше Ангела Господня и выше символа победы русского оружия? Оставим такую выдумку на совести «толкователей».

На рисунке показаны сравнительные пропорции, по порядку, слева – направо: Александровской колонны, Вандомской колонны в Париже, колонны Траяна в Риме, колонны Помпея в Александрии и колонны Антонина в Риме. Четыре последние – приблизительно одинаковой высоты (менее 47,5 м. – высоты Александровской колонны в Петербурге ).


С пушкинским «александрийским столпом» пытались также ассоциировать обелиски, воздвигнутые в древние времена в Египте. Согласно исследованиям египтологов, эти памятники не являлись редкостью ещё в эпоху Древнего царства. Судя по всему, некогда перед каждой египетской пирамидой возвышался подобный обелиск. Во времена Среднего и Нового египетских царств к храмам вели целые аллеи обелисков. В последовавшие века эти обелиски были почти все вывезены из Египта правителями европейских государств, завоевательные армии которых бороздили египетскую землю.


У верующих людей эти египетские обелиски всегда ассоциировались с символами идолопоклонства. Когда один из них привезли в Рим, папа Сикст V совершил над ним обряд очищения, чтобы «зловредный бог Египта» утратил власть над каменным монументом и не причинил вреда его сменившимся владельцам-христианам.

В центре парижской площади Согласия во Франции стоит древнеегипетский Луксорский обелиск высотой 23 м. На каждой из его сторон высечены изображения и иероглифы, посвящённые египетскому фараону Рамзесу II.

У Луксорского обелиска более чем трехтысячелетняя история. Изначально он располагался у входа в Луксорский храм в Египте, но в начале 1830-х годов вице-король Египта Мухаммед Али подарил Франции два обелиска, один из них – Луксорский. В это время реки Сена и Нил обмельчали, и перевозка обелисков была отложена. Через пять лет решили транспортировать в Париж сначала Луксорский обелиск, а уступавший ему по красоте Александрийский обелиск доставить потом. Луксорский обелиск был установлен на площади Согласия 25 октября 1836 года.

В начале прошлого века в Египте оставалось лишь семь стоящих обелисков: четыре в Фивах, один на острове Филэ, один в Александрии и один в Гелиополе. В Англии находилось четыре египетских обелиска, во Франции – два, в итальянской Флоренции – два, в Стамбуле – два.

Больше всего египетских обелисков в Риме – двенадцать. Возле собора Святого Павла возвышается обелиск, высота колонны которого составляет 23,5 м. Высота обелиска Фламиния, привезённого императором Августом и установленного на Пьяцца дель Пополо, – 22,3 м.

Высота основной части обелиска, установленного в Лондоне, так называемой Иглы Клеопатры, составляет 17,5 м. Разумеется, Клеопатра не отдавала приказа создать обелиск и назвать своим именем памятник. Она лишь, чтобы сделать приятное Цезарю, перевезла похожий по очертаниям на пирамиду обелиск из Гелиополя, где он украшал храм Солнца, в столицу Египта. В 1801 году англичанам, разбившим в Египте французские части, было предложено забрать обелиск в качестве трофея. Однако тогда командование английскими войсками из-за трудностей транспортирования памятника отказалось от этой мысли. Позднее, в 1819 году, упомянутый выше Мухаммед Али преподнёс обелиск в дар английскому принцу-регенту.

Своё название Игла Клеопатры получила ещё в древности. Египетские жрецы возводили эти высокие каменные сооружения в виде игл, именовали их алтарями богов и увековечивали на них загадочными иероглифами некие тайные знания.

Что касается всех этих обелисков, то в XIX веке возноситься «главою непокорной» над любым из них было абсолютно не актуально и, наверное, просто смешно. Да и Пушкин был не настолько клерикален, чтобы выставлять в качестве главного объекта своего поэтического противопоставления языческие символы.

Бельгийский исследователь вопроса о прообразе пушкинского «Александрийского столпа» Грегуар выдвинул ещё одну гипотезу – мол, поэт подразумевал под ним Фаросский маяк. И в самом деле, значение термина «столп» шире, чем «колонны» или «столба» ‒ достаточно вспомнить Вавилонское столпотворение, первоначально означавшее воздвижение Вавилонского столпа. Но Пушкин никогда не называл соответствующее сооружение ни Александрийским маяком, ни тем более Александрийским столпом, но только Фаросом. К этому следует добавить, что, и наоборот, назвать маяк столпом Пушкин тоже никогда не мог бы.

Употреблённое Пушкиным слово «столп», действительно, вызывает ассоциации, связанные с широко известным выражением «Вавилонское столпотворение». (На всей земле был один язык и одно наречие… И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнём… И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли… И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдём же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. Бытие. Гл.11.: 1.) Возникала ли у Пушкина ассоциация упомянутого им для сравнения Александрийского столпа с Вавилонским столпом? Такое предположение весьма вероятно.

Да, но всё же, о каком Александрийском столпе думал Пушкин, когда писал своё стихотворение?

Представляется, что есть гораздо более «достойный кандидат» на роль материального воплощения пушкинского Александрийского столпа ‒ созданный по образу и подобию классического египетского обелиска мемориал Джорджа Вашингтона в столице Соединённых Штатов Америки городе Вашингтоне. Высота монумента составляет 169 м, и он является одним из высочайших каменных сооружений в мире.

«Это четырехстороннее каменное сооружение, расположенное в Вашингтоне (округ Колумбия ), воздвигнуто в память об «отце нации», генерале, отце-основателе и первом президенте Соединенных Штатов Америки (с 1789 по 1797 год ) Джордже Вашингтоне», ‒ гласят проспекты и путеводители по столице Соединённых Штатов.

Монумент Джорджу Вашингтону является самым высоким строением в столице Соединенных Штатов.

…Первый призыв к строительству памятника Вашингтону раздался еще при его жизни, в 1783 году.

Планы возведения обелиска вызвали большой интерес в мире, в том числе и в России. Тема широко обсуждалась в обществе. Несколько выпусков посвятила ей и издававшаяся в российской столице официальная газета «Санкт-Петербургские Ведомости». Была опубликована и гравюра с изображением задуманного памятника.

С самого начала борьбы английских колоний в Северной Америке за независимость от метрополии «Санкт-Петербургские Ведомости» освещали с той или иной периодичностью события этой войны. Так, в июле 1789 года газета опубликовала следующее сообщение: «Генерал Вашингтон, президент новой конфедерации, прибыл сюда 22 апреля и принят с великими изъявлениями радости. Третьего дня поставлен он в сие новое достоинство – звание президента, – при котором случае говорил речь».

Эта заметка о первом президенте США (САСШ ) Джордже Вашингтоне – первое в российской печати упоминание о главах этой североамериканской республики.

Александр Сергеевич Пушкин состоял в числе подписчиков «Санкт-Петербургских Ведомостей». В письме его к П. А. Вяземскому, отправленном из Царского Села летом 1831 года, есть такая фраза: «О литературе не спрашивай: я не получаю ни единого журнала, кроме «С.-Петербургских ведомостей», и тех не читаю»…

Впрочем, если и не читал, то как минимум просматривал. Известен такой эпизод, имеющий отношение к теме настоящей статьи. Когда в 1834 году открывали Александровскую колонну, Пушкина в городе не было. О происшедшем событии он узнал от друзей, его очевидцев, а также из газетных откликов. «Санкт-Петербургские Ведомости» печатали материалы, связанные с открытием. В них же в это время был дан длинный, с продолжением, этнографический материал о малых народах тогдашней Енисейской губернии – тунгусах, якутах, бурятах, монголах… И было сказано, что «племена, известные ныне под именем бродячих, повержены в глубочайшее невежество. Нет у них признаков богослужения; нет письменных преданий и очень мало изустных…»

Не отсюда ли родом «ныне дикий тунгус», упомянутый в пушкинском Памятнике»?

…Краеугольный камень монумента был заложен 4 июля 1848 года (в американский День Независимости), причем была использована та лопатка, которой пользовался 55 лет до этого сам Вашингтон при закладке Капитолия в будущей столице. Спикер Палаты Представителей Роберт Уинтроп, выступая на церемонии закладки обелиска, призвал граждан Америки построить монумент, который «выразил бы признательность всего американского народа… Стройте его до неба! Вы не сможете превзойти высоты принципов Вашингтона». Ну чем не библейский Вавилонский столп!

Туристы, посещающие теперешнюю столицу Соединённых Штатов город Вашингтон, где установлен обелиск Джорджу Вашингтону, переправившись по мосту через реку Потомак, попадают в старинный городок с населением 111 тыс. жителей. Это – Александрия, исторический и туристический центр, связанный с жизнью и деятельностью Джорджа Вашингтона (здесь находится его дом-музей ). Для истории США «старый город» Александрии имеет особую ценность тем, что именно здесь проходили важные государственные советы, встречались «отцы-основатели» Штатов, а в небольшой церкви города служил сам Джордж Вашингтон. С 1828 по 1836 годы в Александрии находился один из самых крупных невольничьих рынков страны. Ежегодно отсюда отправляли более тысячи рабов для работы на плантациях Миссисипи и Нового Орлеана.

В истории Америки город Александрия известен ещё и тем, что в ходе Гражданской войны 1861 года здесь пролилась первая кровь.

В «старом городе» бережно сохраняются памятники эпохи становления американской демократии. Среди них: точная копия дома Джорджа Вашингтона…

Тот вид, который исторический центр имеет сейчас, он начал приобретать с 1749 года. В 1801 году город Александрия вошёл в официально образованный федеральный округ Колумбия, в который, помимо Александрии, вошли также город Вашингтон, ставший столицей Соединённых Штатов, город Джорджтаун, графство Вашингтон и графство Александрия.

Для столичного федерального округа была выделена местность площадью 260 кв. км. Выбор столицы нового государства был затруднительным, поскольку на эту роль претендовали многие города. Вопрос о строительстве столицы обсуждался в Сенате с 1783 года. Однако только к 1790 году конгрессмены пришли к компромиссу и решили, что столица будет находиться на реке Потомак ‒ между Югом и Севером тогдашних 13-ти североамериканских колоний. В июле 1790 года Конгресс США вынес решение о предоставлении в штатах Мэриленд и Вирджиния территории под строительство новой столицы, функции которой выполняла до этого Филадельфия. Год спустя Джордж Вашингтон лично выбрал участок земли на реке Потомак – сохранились сделанные его рукой зарисовки береговой линии реки.

Общеизвестен факт, что Джордж Вашингтон, будучи масоном, по случаю закладки в 1793 году первого камня Капитолия, публично надел масонский фартук и взял в руки серебряные молоток и мастерок. Первый главный архитектор города, военный сподвижник Вашингтона француз Пьер-Шарль Ланфан был соотечественником и единомышленником маркиза де Лафайета, французского революционера и убеждённого масона. Того самого де Лафайета, который приплыл на нанятом им корабле в Америку из Франции, стал начальником генерального штаба у Джорджа Вашингтона, воевал под его началом, был им обласкан и, обогатившись, возвратился во Францию. Де Лафайет возглавил антирусскую партию в Национальном собрании Франции, выступившую в 1831 году с призывами объявить войну России в связи с подавлением русскими войсками бунта в Варшаве.

Этой кампании Пушкин посвятил своё стихотворение «О чём шумите вы, народные витии?» Поэт иронически назвал депутатов-богачей «народными» и «витиями» – так называют не только краснобаев, но и младших, малого градуса посвящения, членов масонских лож (первый, кто обратил внимание авторов настоящей статьи на это обстоятельство, был Николай Петрович Бурляев), имея в виду, что за ними скрываются оставшиеся в тени «кукловоды» более высокой степени посвящения.

Главная достопримечательность «старого города» Александрии ‒ холм Шатерз-Хилл, увенчанный Масонским мемориалом Джорджа Вашингтона.

Если прочертить на карте линию от Масонского мемориала Джорджа Вашингтона прямо на север, то, преодолев реку Потомак, через немного более 6 км, она сначала упрётся в обелиск Джорджу Вашингтону, а затем, миновав его, ‒ в Белый дом. Как и задумывалось основателями столицы США, город Александрия оказался на одной линии с тремя другими главными символами американской столицы и американской демократии – Капитолием, Белым домом и обелиском Вашингтону.


Отношение Александра Сергеевича Пушкина к демократии вообще и к американской, в частности, известно. Окончательно оно выкристаллизовалось и стало резко отрицательным именно в последний год его жизни.

В письме к Чаадаеву от 19 октября 1836 года Пушкин упомянул, что в третьей книге издаваемого им журнала «Современник» за 1836 год он опубликовал свою статью «Джон Теннер». В ней он дал весьма нелицеприятную оценку современного ему состояния американского государства:

«С некоторого времени Северо-Американские Штаты обращают на себя в Европе внимание людей наиболее мыслящих. Не политические происшествия тому виною: Америка спокойно совершает свое поприще, доныне безопасная и цветущая, сильная миром, упроченным ей географическим её положением, гордая своими учреждениями. Но несколько глубоких умов в недавнее время занялись исследованием нравов и постановлений американских, и их наблюдения возбудили снова вопросы, которые полагали давно уже решёнными.

Уважение к сему новому народу и к его уложению, плоду новейшего просвещения, сильно поколебалось. С изумлением увидели демократию в её отвратительном цинизме, в её жестоких предрассудках, в её нестерпимом тиранстве. Всё благородное, бескорыстное, всё возвышающее душу человеческую – подавленное неумолимым эгоизмом и страстию к довольству (comfort); большинство, нагло притесняющее общество; рабство негров посреди образованности и свободы; родословные гонения в народе, не имеющем дворянства; со стороны избирателей алчность и зависть; со стороны управляющих робость и подобострастие; талант, из уважения к равенству, принуждённый к добровольному остракизму; богач, надевающий оборванный кафтан, дабы на улице не оскорбить надменной нищеты, им втайне презираемой: такова картина Американских Штатов, недавно выставленная перед нами ».

Сопоставим ещё раз даты. 21 августа 1836 года Пушкин пишет стихотворение «Памятник», а в сентябре 1836 года (точная дата неизвестна, автограф не сохранился) – статью об американской демократии.

Жуковский, найдя в бумагах поэта стихотворение, понимает, что, опубликованное со словами «Александрийский столп», оно будет сопоставлено с публикацией в «Современнике» статьи «Джон Теннер». А после смерти Пушкина, когда Пётр Андреевич Вяземский, никогда не забывавший о своей принадлежности к масонам и о масонском же прошлом Пушкина, положил в гроб поэта белую масонскую перчатку, Жуковскому и так пришлось оправдываться перед главой III отделения Бенкендорфом.

Пушкина объявили главой русской партии, противостоящей партии иноземцев при дворе. Белая перчатка, положенная в гроб масона, означала знак отмщения. Могли счесть, что масоны приложили руку и к гибели Пушкина.

Могут возразить: но монумент Вашингтону не был тогда построен. Да, он не был воплощён в камне. Но это был лишь вопрос времени и денег. Пушкин смотрел вперёд.

И его нерукотворный памятник, его Поэзия, его «душа в заветной лире», как он и предвидел, «убежала тленья» и вознеслась выше всех рукотворных памятников, как возведённых, так и ещё проектируемых в чьих-то изощрённых умах.

Владимир Орлов, Заряна Луговая
Опубликовано


Сравнительный анализ произведений разных авторов

Сценарный план урока литературы в 9 классе по программе В.Я. Коровиной.
Технология учебно-исследовательской деятельности
по сравнительному анализу произведений разных авторов.

Тема урока: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Сравнительный анализ произведений разных авторов.
Цель урока: - создать условия для исследовательской деятельности обучающихся;
- научить сравнительному анализу текстов художественной литературы;
- развивать основные виды речевой деятельности;
- воспитывать чувство патриотизма, формировать гражданское сознание.
Планируемый
результат обучения,
в том числе
формирование УУД

Личностные: совершенствовать духовно-нравственные качества личности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, формулировать выводы, самостоятельно организовывать деятельность.

Предметные: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать произведение, понимать и формулировать тему, идею, пафос литературного произведения; определение композиции стихотворения, изобразительно-выразительных средств, владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

Познавательные УУД: осуществлять запись информации различными способами; осуществлять анализ и синтез в научном поиске; обобщать, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД: использовать языковые ресурсы для решения задач учебного поиска; формулировать, аргументировать собственное мнение, учитывать и координировать в сотрудничестве мнения других.

Личностные УУД: способность к самооценке, ориентация в нравственном пространстве общества, осознание чувства гражданственности, обретение собственной позиции в оценке произведений искусства.

Регулятивные УУД: планировать деятельность, проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве, осуществлять контроль, оценивать результаты.

Основные понятия: идея произведения, ода, исторический комментарий, изобразительно-выразительные средства, композиция, перевод, переложение, позиция автора.
Межпредметные связи: русский язык, история, мировая художественная культура.
Ресурсы: тексты произведений, учебник, мультимедийное оборудование

Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность учащегося
Оргмомент Познавательные УУД: планирование работы, сбор информации для урока. Установление тематических рамок содержания работы; мотивация учебной деятельности; создание эмоционального компонента. Восприятие информации; сообщение о подготовительном этапе к уроку: собрана информация, подготовлена выставка книг, проведен соцопрос, выполнено домашнее задание.
Целеполагание
и мотивация
Регулятивные: определять цель деятельности с помощью учителя, учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Контроль за речевой деятельностью обучающихся; внесение корректив в ответы. Оценка подготовительного этапа к исследованию. Формулирование познавательной цели;
определение методов информационного поиска;
направления исследовательской работы; сообщение о подготовительном этапе к уроку:
-собрана информация;
-подготовлена выставка книг;
-проведен соцопрос;
-выполнено домашнее задание.
Актуализация знаний Коммуникативные: устная речь, аргументация мнения, формулирование выводов Определение правил работы в группах. Демонстрация фильма о Горацие. Демонстрация слайдов о поэтах. Подведение итогов социологического опроса, демонстрация схем и диаграмм, формулирование выводов по результатам соцопроса. Формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответы в результате исследования. Чтение наизусть стихотворений.
Выявление причин
затруднения и
постановка цели
деятельности
(постановка
учебной задачи)
Регулятивные:поиск средств осуществления цели учебной деятельности. Познавательные: соотносить объекты и линии сравнения. Организация работы обучающихся в группах, инструктаж. Контроль за временем. Формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответы в результате исследования. Работа с таблицей. Распределение задания внутри групп самими обучающимися.
Построение
проекта выхода
из затруднения
(«открытие» детьми
нового знания)
Познавательные: перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта. Регулятивные: осуществление действий по созданию общего проекта. Направляет работу, контролирует логичность и целесообразность выбора линий сравнения. Оформление результатов исследовательской работы в таблице, создание синквейнов. Формулируют выводы по каждой линии сравнения. Выстраивают работу в группах.
Реализация
построенного
проекта
Коммуникативные: общение, устная речевая деятельность. Познавательные: выполнять анализ, производить синтез, выбирать основания для сравнения, выстраивать логическую цепь рассуждений. Организует сообщения обучающихся. Построение осознанного произвольного речевого высказывания в устной форме; интеграция в группу сверстников и построение продуктивного сотрудничества в поиске информации.
Первичное
закрепление
во внешней речи
Коммуникативные: готовность выслушать других, аргументация точки зрения. Познавательные: умение оформлять информацию в требуемой форме, установление аналогии и причинно-следственных связей. Корректирование собственных затруднений, участие в коллективном обсуждении полученного результата работы.
Самостоятельная
работа
c самопроверкой
по эталону
Регулятивные: соотнесение результатов своей деятельности с целью занятия, оценка успешности работы группы и самооценка, понимание причин неуспеха. Коммуникативные: уместное использование оценочной лексики. Демонстрирует образец таблицы на экране. Оценивание работы по сравнительному анализу. Оценивание качества и уровня исследовательской работы.
Включение
в систему знаний
и повторение
Регулятивные: формулирование выводов. Коммуникативные: умение формулировать гипотезу дальнейшего научного поиска. Комментирование домашнего задания. Фиксация степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности, постановка целей последующей деятельности.

1. Оргмомент.

Сегодня мы работаем в группах. Вы сами определили функции каждого участника группы. Выполнили домашнее задание. Получили рабочую папку с материалами для работы.

2. Целеполагание и мотивация.
Представление темы урока.
Просмотр фильма о Горации.

Что делает человека бессмертным? Героические поступки? Богатство? Чины? А в чем поэты, люди искусства, видели свое бессмертие?

Один из них жил в первом веке до нашей эры, участвовал в сражениях, но предпочел жизнь свою посвятить литературе. Другой тоже воевал, был и губернатором, и сенатором, награды имел государственные, но счастье нашел в творческой деятельности. А третий не был ни воином, ни политиком. Он сразу ощутил себя поэтом.

Между первым и третьим пролегло почти два тысячелетия, но дело, которому они посвятили себя, стирает преграды веков. Ведь мы говорим о поэзии, о ее вечности, о ее бессмертии.

Как давно вы услышали тему урока?

Почему тема была заявлена уже на первом уроке?

Как мы готовились к этому уроку?

Каковы результаты соцопроса?

ВОПРОСЫ ДЛЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА

1.Как вы понимаете значение слова «памятник»?

2.Каким людям установлены памятники в нашем городе?

3.Какие архитектурные сооружения в Судже носят названия памятников?

4.Нужно ли устанавливать памятники на могилах родственников?

5.Какой памятник можно назвать вечным?

Демонстрация презентации результатов соцопроса. Один из учащихся комментирует результаты опроса.

В опросе участвовало 26 обучающихся 11 классов. Большинство из них понимают значение слова «памятник» как скульптурное сооружение в честь кого-либо или какого-либо события. Названы памятники Ленину, Щепкину. Архитектурные памятники верно назвали только несколько опрошенных. Наибольшее затруднение вызвал пятый вопрос. 13 человек отказались отвечать на него, только двое ответили правильно.

Из результатов опроса мы видим, что тема памяти волнует людей. Каждый человек задумывается о том, что жизнь человеческая не может быть бесконечной. Как можно сохранить имя свое и после смерти? Как и чем наполнить душу свою бессмертную, чтобы она стала бессмертной не только в христианском смысле?

Какую же цель мы ставим перед собой на уроке и добиваемся ее выполнения?
(Цель: В результате сравнительного анализа стихотворений понять, что открыл миру Гораций? Что заставило Ломоносова и Державина обратиться к нему? Почему Пушкин тоже развивает идеи древнеримского поэта?)

Мною предложен способ достижения цели. Вы должны были его понять из формулировок домашнего задания. Составление и заполнение таблицы – один из видов оформления научных исследований, и мы на сегодняшнем уроке будем совершенствовать это универсальное учебное действие.

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Сама таблица перед вами. В первой линии сравнения допущены фактические ошибки. Проверяем домашнее задание первой группы, находим фактические ошибки в предложенном историческом комментарии.

Домашнее задание второй группы. Толкование непонятных слов и выражений.

Авфид – река в Италии, на родине Горация.
Алцейская лира – лира Алцея (Алкея). 6 век до н.э.
Дельфийский лавр – лавр из города Дельфы, из храма Аполлона.
Стихи эольски – стихи эолийского племени (Сапфо и Алкея) считались образцом в древнегреческой лирике.
Аквилон – северный ветер.
Давнус –легендарный царь Апулии, родины Горация.
Мельпомена – муза трагедии.
Фелица – героиня оды Державина. Имя заимствовано из сказки Екатерины 11. Ода «Фелица» посвящена Екатерине.
Александрийский столп – памятник Александру 1 на Дворцовой площади в честь победы над Наполеоном.

Мы с вами на предыдущем уроке познакомились с текстами произведений. Пусть они прозвучат сегодня в вашем исполнении. (Выразительное чтение наизусть.)

Тексты исследуемых произведений.

Гораций «К Мельпомене»
(1 век до н.э.)
перевод Ломоносова (1747)
Державин «Памятник» (1795) Пушкин
«Я памятник себе воздвиг
нерукотворный…» (1836)
Exegi monumentum

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.

Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.

Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,

Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И первому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу дельфийским лавром.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид,
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

Так! – весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной прстоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.

О Муза! Возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.

Третья группа определяла линии сравнения этих произведений. Какие линии они нам предлагают и почему? Идея, композиция, средства выразительности, авторская позиция, образы стихотворения.

4. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

Как правильно выстроить предложенные линии? Давайте определим последовательность этих линий. (На доске карточки расположить вертикально в нужной последовательности.)

Итак, работая в группах, в сотрудничестве мы приступаем к заполнению таблицы.

5. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

Распределение работы самими обучающимися в группах: руководитель, секретарь, помощники.

Группы используют словари литературоведческих терминов.

6. Реализация проекта.

Оформление результатов исследовательской работы в таблице.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ОБЪЕКТЫ СРАВНЕНИЯ
Линия сравнения Гораций
(пер. Ломоносова)
«К Мельпомене»
Державин
«Памятник»
Пушкин
«Я памятник себе
воздвиг нерукотворный…»
Дата создания.
Краткая характеристика эпохи (важные события в жизни страны, правители, судьба поэта
Гораций – 1 век до н.э.
Ломоносов -1747г.
Отец – вольноотпущенный раб. Гораций – участник гражданской войны на стороне Брута. Автор «Науки поэзии». Перевел с греческого Алкея, Анакреонта, Сапфо. Признан в Италии классиком литературы.
18 в. (1795г.)
Статс-секретарь при Екатерине Второй, сенатор, губернатор. Член Верховного Совета при Павле, министр юстиции при Александре. Кавалер нескольких орденов.
19в.(1836г.)
Один из первых выпускников Царскосельского Лицея, открытого Александром Первым. При жизни удостоен славы великого поэта. Реформатор русского литературного языка. Сочувствовал дворянам, восставшим против правительства (1825г.)
Жанр Ода (сам Гораций называл лирическим стихотворением Ода эпохи классицизма. За образец взята ода Горация. Ода. Торжественное, лиричное и философское произведение
Идея Поэтическое творчество- это памятник, «знак бессмертия». Поэзия бессмертна, она могущественнее сил природы. Поэтическое творчество бессмертно, если исполнено Божьего веления, пробуждает добрые чувства.
Композиция.
1.Вступление.
2.Главная часть.
3.Заключение.
1.Воздвиг необычный памятник («знак бессмертия»).
2. Заслуги (перевел греческую поэзию).
3.Обращение к музе.
(Лавровый венец.)
1.Воздвиг вечный памятник.
2.Заслуги (простой слог, правдивость).
3.Обращение к музе. (Будь бессмертной.)
1.Воздвиг «нерукотворный памятник».
2. Добро, милосердие, свободолюбие в творчестве дарят бессмертие.
3.Обращение к Музе. (Будь послушна Божьему веленью.)
Центральный образ стихотворения
(создание синквейнов)
ПАМЯТНИК
высокий, крепкий
не умру, воздвигнул буду возрастать, звенеть, внес,
«Возгордися праведной заслугой, муза!»
Алцейская лира.
ПАМЯТНИК
чудесный, вечный
не умру, будет помнить, дерзнул, беседовать, говорить
«О муза! Возгордись заслугой справедливой…»
Забавный русский слог и истина.
ПАМЯТНИК
нерукотворный, священный
не умру, восславил, призывал, пробуждал, переживет
«Веленью Божию, о муза, будь послушна…»
«Душа в заветной лире…»
Средства выразительности:
-эпитеты;
-метафоры;
-олицетворения;
-оксюморон;
Великий, праведной.
Смерть оставит велику часть мою…
Возгордися праведной заслугой, муза.
Звенеть Алцейской лирой.
Чудесный, вечный.
Полет времени.
О муза! Возгордись…
Нерукотворный, непокорная, заветная, гордый, дикой, добрые, жестокий.
Слух пройдет.
Веленью Божию, о муза, будь послушна..
Особенности лексики Слова высокого стиля:
владеет, велика часть, Отечество, знак бессмертия.
Слова высокого стиля:
сокрушит, тлен, возрастет, доколь, безвестность, возгордись.
Слова высокого стиля:
воздвиг, нерукотворный, вознесся, душа, заветный, славен, пиит, восславил, падшие, веленье, хвала, приемли.
Особенности синтаксиса Сложные конструкции, обращение. Ряды однородных членов,
обращение.
Ряды однородных членов, обращение, обособленные члены предложения.
Многосоюзие.
Авторская позиция Заслугу свою видит в том, что открыл новое в поэзии, перевел греческие стихи.
Гордится Римом.
Восхищается Родиной, славянами. Считает, что творчество подарит ему бессмертие за правдивость и «забавный русский слог». Уверен в бессмертии как истинный христианин. «Душа в заветной лире» нетленна. Нерукотворный памятник поэзии – исполнение воли Бога.
Отношение к авторской позиции и к ее художественному воплощению. Вызывает интерес у многих поэтов как аксиома бессмертия. Первым представил поэтическое творчество как вечный памятник. Впервые идея Горация «пересажена на русскую почву». Учит любви к Отечеству. Звучит легко и возвышенно, завораживает, пленяет мыслью и чувствами.
Созданы законы поэтического бессмертия для всех поэтов земли.
Значимость произведения в контексте творчества автора и мировом литературном процессеы Наследие Горация вызвало огромное количество подражаний. В русской литературе к ней обращались 32 поэта. Во многих вузах по творчеству Горация осваивают латинский язык. Создал первое русское переложение оды Горация.
«Он пел и славил Русь святую. Он выше всех на свете благ общественное благо ставил» (К. Рылеев о Державине)
В творчестве Пушкина тема поэта и поэзии – одна из ведущих тем. Данное стихотворение является завещанием и манифестом поэта, оно развивает идею стихотворения «Пророк». Строки этого стихотворения высечены на цоколе первого памятника поэту в Москве.

7. Первичное закрепление во внешней речи.

Обучающиеся заполняют таблицу в каждой группе, комментируя, обобщая, делая выводы по каждой линии сравнения.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель ориентируется на готовый продукт работы, но приветствует творческий подход и нестандартность мышления. Одно из заданий выполняется в технологии синквейна, если обучающиеся подготовлены к этому. Каждая группа работает с одним произведением.

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Готовый учебный продукт (таблица сравнительного анализа) воспроизводится на доске. Обучающиеся сравнивают результаты своей деятельности и образец и делают выводы.

Гораций (Квинт Гораций Флакк) родился в 65 году до н.э. в Венузуи, на юге Италии. Отцом его был отпущенный на волю раб. Получил образование в Риме, участвовал в гражданской войне, начавшейся после убийства Цезаря. Командовал легионом в армии Брута.

После поражения и амнистии посвящает себя поэзии. Создает политические стихи, сатиры, оды, послания. Главным в произведении он считал идейность. Любимый поэт многих государственных деятелей Европы и России. Ода «Памятник» привлекала внимание многих поэтов. Первый перевод с латинского в России сделал Ломоносов.

Ломоносов (Гораций): поэт воздвигнул «знак бессмертия», ни бурный Аквилон, ни века не могут его разрушить; посмертная слава будет возрастать, пока великий Рим владеет миром. Свою заслугу видит в том, что греческие стихи внес в Италию.Ода переведена в 1747году.

Державин: воздвиг вечный памятник; слава возрастет, «доколь славянов род вселенна будет чтить»; заслуги видит в простоте и правдивости слога. Державин на основе текста Горация создал свое произведение. Стихотворение написано в 1795 году. Первоначальное название «К Музе. Подражание Горацию».

Белинский писал: «Хотя мысль этого превосходного стихотворения взята Державиным из Горация, но он умел выразить в такой оригинальной, одному ему свойственной форме, так хорошо применить ее к себе, что честь этой мысли принадлежит ему, как и Горацию».

Пушкин пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» в 1836 году. Это и исповедь, и завещание, и манифест поэта. Эпиграф указывает на прямое продолжение традиций Горация. Для поэта главное в творчестве само творчество, «чувства добрые», свобода и «милость к падшим» возводят поэта в ранг пророка и учителя. Заключительная строфа – это духовная программа Пушкина: нужно подчиняться только Божьему велению.

10. Рефлексия деятельности (итог урока).

Что вы можете сказать о нашей работе на сегодняшнем уроке? Что понравилось в работе? Какой элемент урока стал самым ярким? Что можно было бы сделать по-другому?

Какие жизненные уроки мы извлекли?

Дополнительный демонстрационный материал:

Cтихотворение Пушкина в исполнении Владимира Яхонтова (видеоклип).



Домашнее задание рассчитано на то, что вы еще раз вернетесь к тексту стихотворений. Предлагаю три задания на выбор. Каждый из вас самостоятельно решит, что интереснее для дальнейших размышлений над строками стихотворений.

Домашнее задание.

1. Найти опечатку в тексте стихотворения Горация (пер. Ломоносова). Как эта опечатка изменяет смысл стихотворения?

2. Проанализируйте статью учебника литературы для 8 класса средней школы под редакцией А.Г. Алексина (1986), посвященную стихотворению А.С. Пушкина. С какими выводами автора статьи вы не согласны и почему?

3. К оде Горация обращались многие русские поэты (более 30). Почему идеи древнеримского поэта вызвали такой интерес у многих читателей и писателей?

Выберите одно из заданий и выполните его письменно.

Оценки за урок выставляют группы. Учитель предлагает и свои критерии оценивания, и баллы, используя таблицу наблюдений за работой обучающихся.

На исходе второго тысячелетия академик Виталий Лазаревич Гинзбург составил список из тридцати проблем физики и астрофизики, которые он считал наиболее важными и интересными (см. «Наука и жизнь» № 11, 1999 г.). В этом списке под № 13 указана задача отыскания сверхтяжёлых элементов. Тогда, 12 лет назад, академик с огорчением отметил, что «существование в космических лучах долгоживущих (речь идёт о миллионах лет) трансурановых ядер пока подтверждено не было». Сегодня следы таких ядер обнаружены. Это даёт надежду открыть наконец остров Стабильности сверхтяжёлых ядер, существование которого предсказал когда-то физик-ядерщик Георгий Николаевич Флёров.

Вопрос, существуют ли элементы тяжелее урана-92 (238 U - его стабильный изотоп), долгое время оставался открытым, так как в природе они не наблюдались. Считалось, что стабильных элементов с атомным номером больше 180 нет: мощный положительный заряд ядра разрушит внутренние уровни электронов тяжёлого атома. Однако довольно скоро выяснилось, что стабильность элемента определяется устойчивостью его ядра, а не оболочки. Стабильны ядра с чётным числом протонов Z и нейтронов N, среди которых особенно выделяются ядра с так называемым магическим числом протонов или нейтронов - 2, 8, 20, 28, 50, 82, 126 - это, например, олово, свинец. И наиболее стабильны «дважды магические ядра», у которых число и нейтронов, и протонов - магическое, скажем, гелий и кальций. Таков изотоп свинца 208 Pb: у него Z = 82, N = 126. Устойчивость элемента чрезвычайно сильно зависит от соотношения числа протонов и нейтронов в его ядре. Например, свинец со 126-ю нейтронами стабилен, а другой его изотоп, в ядре которого на один нейтрон больше, распадается за три с лишним часа. Но, отмечал В. Л. Гинзбург, теория предсказывает, что некий элемент Х с числом протонов Z = 114 и нейтронов N = 184, то есть с массовым атомным числом А = Z + N = 298, должен жить примерно 100 миллионов лет.

Сегодня искусственно получено множество элементов вплоть до 118-го включительно - 254 Uuo. Это самый тяжёлый неметалл, предположительно - инертный газ; его условные названия унуноктий (оно образовано из корней латинских числительных - 1, 1, 8), эка-радон и московий Mw. Все искусственные элементы когда-то существовали на Земле, но с течением времени распались. Например, плутоний-94 имеет 16 изотопов, и только у 244 Pu период полураспада Т ½ = 7,6·10 7 лет; у нептуния-93 12 изотопов и у 237 Np Т ½ = 2,14·10 6 лет. Эти самые длительные периоды полураспада среди всех изотопов данных элементов гораздо меньше возраста Земли - (4,5–5,5)·10 9 . Ничтожные следы нептуния, которые находят в урановых рудах, - продукты ядерных реакций под действием нейтронов космического излучения и спонтанного деления урана, а плутония - следствие бета-распада нептуния-239.

Элементы, пропавшие за время существования Земли, получают двумя способами. Во-первых, в ядро тяжёлого элемента можно вогнать лишний нейтрон. Там он претерпевает бета-распад, образуя протон, электрон и электронное антинейтрино: n 0 → p + e – + v e . Заряд ядра увеличится на единицу - возникнет новый элемент. Так получали искусственные элементы вплоть до фермия-100 (его изотоп 257 Fm имеет период полураспада 100 лет).

Ещё более тяжёлые элементы создают в ускорителях, которые разгоняют и сталкивают ядра, например золота (см. «Наука и жизнь» № 6, 1997 г.). Именно так в лаборатории ядерных реакций Объединённого института ядерных исследований (ОИЯИ, г. Дубна) и получили 117-й и 118-й элементы. Причём теория предсказывает, что далеко за пределами известных ныне тяжёлых радиоактивных элементов должны существовать стабильные сверхтяжёлые ядра. Российский физик Г. Н. Флёров изобразил систему элементов в виде символического архипелага, где стабильные элементы окружены морем короткоживущих изотопов, которые, возможно, так никогда и не будут обнаружены. На главном острове архипелага высятся пики наиболее стабильных элементов - Кальция, Олова и Свинца, за проливом Радиоактивности лежит остров Тяжёлых ядер с пиками Урана, Нептуния и Плутония. А ещё дальше должен располагаться таинственный остров Стабильности сверхтяжёлых элементов, подобных уже упомянутому - Х-298.

Несмотря на все успехи экспериментальной и теоретической физики, остаётся открытым вопрос: существуют ли в природе сверхтяжёлые элементы, или же они - чисто искусственные, рукотворные вещества, подобные синтетическим материалам - капрону, нейлону, лавсану, - природой никогда не создававшимся?

Условия для образования таких элементов в природе есть. Они создаются в недрах пульсаров и при взрывах сверхновых звёзд. Потоки нейтронов в них достигают огромной плотности - 10 38 n 0 /м 2 и способны порождать сверхтяжёлые ядра. Они разлетаются в космосе в потоке межгалактических космических лучей, но их доля чрезвычайно мала - всего несколько частиц на квадратный метр в год. Поэтому возникла мысль использовать природный детектор-накопитель космического излучения, в котором сверхтяжёлые ядра должны оставить специфический, легко узнаваемый след. Такими детекторами с успехом послужили метеориты.

Метеорит - кусок породы, вырванный какой-то космической катастрофой из материнской планеты, - путешествует в космосе сотни миллионов лет. Его непрерывно «обстреливают» космические лучи, которые на 90% состоят из ядер водорода (протонов), на 7% - из ядер гелия (двух протонов) и на 1% - из электронов. На оставшиеся 2% приходятся другие частицы, среди которых могут быть и сверхтяжёлые ядра.

Исследователи из Физического института им. П. Н. Лебедева (ФИАН) и Института геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского (ГЕОХИ РАН) изучают два палласита - железоникелиевые метеориты с вкраплениями оливина (группа полупрозрачных минералов, в которых к двуокиси кремния SiO 4 присоединены в разных пропорциях Mg 2 , (Mg, Fe) 2 и (Mn, Fe) 2 ; прозрачный оливин называется хризолитом). Возраст этих метеоритов - 185 и 300 миллионов лет.

Тяжёлые ядра, пролетая сквозь кристалл оливина, повреждают его решётку, оставляя в ней свои следы - треки. Они становятся видны после химической обработки кристалла - травления. А поскольку оливин полупрозрачен, треки эти можно наблюдать и изучать в микроскоп. По толщине трека, его длине и форме можно судить о заряде и атомной массе ядра. Исследования сильно осложняет то, что кристаллы оливина имеют размеры порядка нескольких миллиметров, а трек тяжёлой частицы гораздо длиннее. Поэтому о величине её заряда приходится судить по косвенным данным - скорости травления, уменьшению толщины трека и пр.

Работы по отысканию следов сверхтяжёлых частиц с острова стабильности назвали «Проект Олимпия». В рамках этого проекта получены сведения примерно о шести тысячах ядер с зарядом более 55 и трёх ультратяжёлых ядрах, заряды которых лежат в интервале от 105 до 130. Все характеристики треков этих ядер измерены комплексом высокоточной аппаратуры, созданным в ФИАНе. Комплекс в автоматическом режиме распознаёт треки, определяет их геометрические параметры и, экстраполируя данные измерений, находит предположительную длину трека до его остановки в массиве оливина (напомним, что реальный размер его кристалла - несколько миллиметров).

Полученные экспериментальные результаты подтверждают реальность существования в природе стабильных сверхтяжёлых элементов.