Злопамятный как. Отношения с людьми: избавляемся от злопамятства


Злопамятность буквально означает: «память о зле». Мы помним о негативных ситуациях, причиной которых, по нашему мнению, стали другие люди. Что же нам дает это свойство?

Казалось бы, без не обойтись. Мы получаем определенный урок и делаем выводы, чтобы дальше вновь не наступать на те же грабли.

Но на практике часто приходилось видеть, как злопамятность коверкает жизнь человека. Заметьте, далеко не все ею страдают. Но есть люди, которые имеют претензии ко всему окружающему миру, которые считают, что все им должны и обязаны, и долго помнят нанесенные им обиды. А обидеться они могут на любой пустяк…

Как-то я встретилась с бывшей сокурсницей. Она вылила на меня шквал негативных эмоций, направленных на наших общих знакомых, ее собственного мужа, ребенка… Напоследок пожаловалась, что у нее опухоль в груди… Несколько лет спустя узнала, что с мужем она развелась, живет вдвоем с дочерью. Как у нее со здоровьем – не знаю, но думаю, что не очень хорошо…

Другая моя знакомая всю жизнь была в контрах с собственной матерью, полагала, что та ее ненавидит. Мужчин считала недостойными любви, прикидывала лишь, насколько ей будет выгоден брак с тем или другим… В результате замуж она так и не вышла, а вместо этого тяжело заболела. Сейчас она не может ходить.

Еще одна знакомая, пожилая женщина, перессорилась со всеми соседями, приятельницами, невесткой, внуком… Ей постоянно казалось, что ее обижают, не воздают должного уважения, а близкие даже воруют у нее деньги… Сейчас она живет совсем одна, не выходит из дому, и навещает ее только соцработник…

Итак, злопамятность – в первую очередь путь к . Особенно если вы злитесь на всех и вся. Но что же делать, если вам причинили зло? Есть несколько путей дальнейшего поведения.

Путь первый. Не делать ничего.

Конечно, это относится лишь к ситуации, когда человек допустил мелкую оплошность. Ну, ляпнул что-нибудь походя… Или насплетничал про вас – так, не со зла… Постарайтесь оценить масштаб ущерба. Возможно, случайный поступок еще не говорит о том, что ваш близкий или знакомый – законченный злодей, и промах стоит простить, не делая далеко идущих выводов?

Путь второй. Выяснить отношения.

Если некто постоянно огрызается в ваш адрес, высмеивает вас или регулярно о вас , то есть смысл с ним поговорить. Просто скажите, что вам не нравится, как он себя ведет. Узнайте, почему он так себя ведет – может, есть причина? Порой люди и сами не замечают, что причиняют кому-то вред и дискомфорт. В любом случае, если вы что-то значите для этого человека, то он изменит свое поведение.

Путь третий. Отомстить.

Как-то один мой коллега заявил: «Если меня кто-то серьезно обидел, я это запомню и при случае отомщу!»

Ну вот у восточных народов, к примеру, принята кровная месть. Это приводит к целым войнам между отдельными родами. Причем войны могут длиться десятилетиями.

Не редкость и . Один из сотрудников обижен на другого – тот где-то кому-то что-то сказал, покритиковал его работу, подверг сомнению профессиональные качества… При случае обиженный не преминет доложить о промахах обидчика руководству, подольет свою «ложку дегтя», если речь зайдет о продвижении обидчика по службе, а то и подставит самым грубым образом… Тот, конечно, не останется в долгу, и война станет перманентной.

А домашние «сражения»? Например, свекровь делает невестке замечание, что посуда плохо вымыта, в следующий раз та выдвигает претензии по поводу беспорядка в прихожей, где свекровь поставила свои вещи… Войны могут разгораться из-за пользования плитой, холодильником, стиральной машиной…

А пикировки между мужем и женой? Допустим, муж отказал жене в покупке очередной шубки или «цацки» - следует отказ в ужине или сексе… Количество ходов в «сражении» может быть бесконечным. Результат только один – испорченные отношения, что ведет к разрыву, увольнению, разводу…

На мой взгляд, лучше не мстить, а «указывать», ставить обидчика на место какой-нибудь хлесткой фразой. Намекнуть на его поведение так, чтобы до него дошло – вы обижены, и так поступать нельзя…

Путь четвертый. Прекратить общаться.

Знакомая поведала, как ее подставила одна подруга. «И я с ней тут же прекратила всякие отношения – как отрезало! - рассказывает она. – Как-то столкнулась с ней в метро и просто вышла из вагона…»

Интересно, что люди по 20, 30, 40 лет… Но ведь за этот срок человек может очень сильно измениться. Да, конечно, бывают ситуации, которые простить невозможно. Это когда некто буквально разрушил вашу жизнь. Но если вам просто доставили неприятность, причем в целом общались вы неплохо, то, может, стоит через какое-то время пересмотреть свое отношение? Пообщаться с человеком и посмотреть, насколько вам с ним будет комфортно? Кстати, порой люди сами понимают, что виноваты, просят прощения за прошлые обиды…

По-моему, следует прощать промахи тех, кто в общем-то неплохо к вам относится, но ограничивать общение с теми, кто просто пытается вас использовать и способен на подлость. Прежде чем принимать решение, проанализируйте поведение человека, не поддаваясь излишним эмоциям. Усвойте, что злопамятность и постоянное смакование обид отрицательно влияют прежде всего на вашу жизнь. Нужно ли вам это?

Мучительная страсть

Памятозлобие (злопамятность) - мучительная страсть. Человек верующий знает, что Господь заповедал прощать обидящих и ненавидящих нас, и пытается простить. Но изгладить из сердца пережитую боль оказывается очень трудно. Мучают навязчивые помыслы об обидчиках и пережитой обиде, о том зле, которое нам причинили. Преследует желание отомстить, наказать, взять реванш. Это в нас говорит наш ветхий человек, который ослеплен жаждой мести и помнит только: «око за око, зуб за зуб».

Оптинские старцы учили бороться с памятозлобием.

Не смущаться, если чувствуешь в себе страсть злопамятности

Преподобный Лев учил не смущаться, если чувствуешь в себе страсть злопамятности, потому как победить страсти - дело совершенных, «художество из художеств и хитрость хитростей»:

«Вы упоминаете об устроении своем, которым, будучи оскорбляемы, смущаетесь, и доходите до малодушия. Вы хотите вдруг совершенства, не обучась и не претерпев вражиих нападений и не познав своей немощи и смирившись. Просто сказать: ты хочешь, быв еще младенцем, стать совершенным мужем; или: вступя на службу нижним чином, сделаться сейчас генералом; и начав учиться азбуке - вдруг читать все книги. Не многими ли трудами, подвигами и временем дошли до сего святые? Художество художеств и хитрость хитростей есть дело спасения, а не просто: как захотел, так и сделал».

Никто не может сотворить нам зла или оскорбления без воли Божией

Преподобный Макарий учил принимать как попущение Божие к наказанию нашему или искусу нашей веры и помнить, что никто не может нанести нам обиды или причинить зла без воли Божией. Старец писал в письме к духовному чаду:

«Ежели мы веруем в Господа, то веруем и учению Его и Промыслу Его всеблагому, всепремудрому и вездесущему, а Он заповедал нам, чтобы любить не только любящих нас, а и самых врагов, и что никто не может нам сотворить никакого зла или оскорбления без воли Его; удостоверил, что Он имеет о всём промысл, что даже и птица не падет без воли Его (Мф. 10: 29), и влас главы нашея не погибнет (Лк. 21: 18) - аще Он не попустит; и ежели кто нас оскорбляет, то явно, что попущением Его, к наказанию нашему или искусу нашей веры, - и заповедал любить оскорбляющих (Мф. 5: 44)».

Преподобный напоминал, что наши обидчики суть оружие Божие, через них действует в нашей жизни Божий Промысл:

«Люди же, нас оскорбляющие, не сами собою делают, а попущением Божиим, и потому они суть орудие Божие».

Злопамятный и ропотливый увеличивает свои скорби

Преподобный Макарий объяснял, что по духовному закону злопамятный и ропотливый человек увеличивает свои :

«Ты ропщешь, но тем самым увеличиваешь свои скорби; а когда ты подклонишь смиренно выю свою под руку Божию и будешь себя винить, кроме всех других вин, за нетерпение и ропот, то получишь облегчение и утешение в скорбях твоих».

Как бороться со страстью злопамятности

Преподобный Лев советовал для сопротивления страсти смиряться, не надеясь на свои дела, свои силы и свой разум, а уповая на милость Божию:

«Святые отцы, деятельно прошедшие путь сей и стяжавшие богатство благости чрез делание заповедей Христовых, оставили нам пример в учениях своих, чтобы чрез оное познавали в себе страсти, сопротивлялись им, а в уклонении к ним навершали смирением, самоукорением и покаянием; отнюдь не надеялись на свои дела или на свои силы и на свой разум - и только помалу очищались бы от страстей и приближались к Богу. Вспомните, что Господь ублажает тесный и прискорбный путь, а не пространный, бесскорбный… Прошу Вас не отчаиваться, но Господу во всех случаях предаваться, ибо отчаяние доказывает явную гордость, от коей силен Господь Вас сохранить».

Преподобный Макарий, отвечая на письмо чада, которая жаловалась, что ее хотят несправедливо очернить, советовал для избавления от скорби и обиды винить во всём себя:

«Что ты пишешь о действиях против тебя сестер, желающих тебя очернить, - пусть будет правда: они делают неправду; а между тем неправда их соделывает в нас Божию правду… Кратко скажу: когда виним себя, то скорби избавляемся; а если виним других, то умножаются и продолжаются».


Старец Макарий также учил при появлении чувства обиды внутренне зазреть и укорить себя за проявление страсти:

«Не показать смущения, что ты не оскорбилась, невозможно, надобно соблюдать: “смятохся и не глаголах” (Пс. 76: 5), а внутренне зазреть и укорить себя за подвижение страсти. При таком делании мало-помалу получишь исцеление от страстей и дойдешь до того: “уготовихся и не смутихся” (Пс. 118: 60)».

Преподобный призывал строго наблюдать за своим устроением и помнить, что только самоукорение и «есть победа на все страсти»:

«Помни, что самоукорение и смирение на все страсти есть победа, и враг ничтоже успеет».

Преподобный Варсонофий советовал искать силы для борьбы со страстью злопамятности и обидчивости в молитве:

«Милость мы окажем, пожалуй даже справимся со своей раздражительностью, но снести поношения да еще добром заплатить за него - это уже вовсе невозможно нам. Это преграда, которая отделяет нас от Бога и которую мы и перешагнуть не стараемся, а перешагнуть надо. Где искать силы для этого? В молитве».

Не обольщаться временным отсутствием брани

Преподобный Макарий наставлял не обольщаться, если кажется, что страсть затихла, потому что это чаще бывает от временного отсутствия брани, а не от того, что человек достиг бесстрастия:

«Вы обе теперь находитесь вне поприща и брани, то и спокойны, пока рать противного не сделала приступу. У вас направлена врагом брань не против кого другого, а друг против друга - то и надобно готовить оружие против врага: самоукорение, смирение и любовь. А какое в тебе является самооправдание и обольщение спокойною жизнью, не поведет ни к чему доброму. Итак, советую тебе держаться правил смиренномудрия, которое умерщвляет страсти, а не мнимого покоя, токмо усыпляющего оные».

«Отпустите мало, отпустится вам много»

«Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение; но человек, не помнящий зла, опередил его или их, ибо истинно слово: “Отпустите мало, отпустится вам много” (Лк. 6: 37; 1 Кор. 13: 1-8, 13)».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Газета «Первостольник»

Я очень злопамятна. Помню все обиды и это постоянно портит мне настроение. Что делать?

Ирина, 30 лет.

Злопамятность - черта, многажды обсмеянная. «Я не злопамятный, просто злой и память у меня хорошая». Или: «Я не злопамятный. Отомщу и забуду». И так далее. И всё это, как вы догадываетесь, неспроста.

Зло причиняет боль всем. И помнят его все, если вас еще не догнал Альцтгеймер. Но злопамятность - вовсе не повышенная болевая чувствительность и не заостренная память на гадости. Злопамятность - это невыраженная злость за причиненные боль и зло. Не случайно злопамятны обычно люди скрытные.

Не быть злопамятным можно только если вы открыто выражаете свое отношение с совершенному в ваш адрес злу. Ибо выраженные реактивные чувства обычно нестойки. Если же вы обиделись, но скрыли это, если вас что-то задело, но вы предпочли этого не показать и сделать вид, что все в порядке - вот тогда у вас есть все шансы прослыть злопамятным. Ведь ваша злость никуда не делась!

Кстати, мстительность - тоже извращенная, вовремя невыраженная злость. Если вы опоздали отреагировать ее вовремя, она (злость) вечно хранится и время от времени ищет иного выхода. Подруга отпустила в ваш адрес бестактную шуточку? Стоит прямо сказать ей, что вам такое обхождение не по вкусу. Если же вы не сделали это, вы долго не забудете эпизод. А, возможно, дождетесь случая пошутить в ее адрес не менее обидно. Вот вам и злопамятность и мстительность в одном флаконе. И то и другое - лишь вовремя не отреагированная злость.

В жизни очень часто приходится сталкиваться со словом "злопамятный". Один слышит это слово в свой адрес, другой называет так кого-то из знакомых. Что значит - злопамятный человек? И почему таких людей становится все больше и больше?

"Потомок графа Монте-Кристо"

Злопамятный человек - это личность, которая в подробностях помнит обстоятельства, связанные с обидными фактами по отношению к нему. Человек, утаивающий злость и чувства огорчения долгое время в своей душе и памяти. Ему трудно забыть и тем более простить нанесенные оскорбления, даже если событие приключилось несколько лет назад. Есть такой анекдот:" Я не злопамятный, я просто злой, и память у меня хорошая!"

Большинство таких людей мечтают расквитаться с теми, кто, по их мнению, является виновником их горечи.

Злопамятный человек - это портрет несчастного субъекта. Личность, живущая прошлыми обидами, не прощающая обидчиков, горькие чувства которой разъедают ее изнутри.

Довольно часто глобальные обиды и оскорбления, угнетающие человека годами, при разумном анализе оказываются мелкими, не стоящими внимания ситуациями.

Злопамятной личности проблема видится в черном свете. Человек живет в постоянной скованности обиженных чувств и самоедства. Жизнь злопамятного человека омрачена плохими воспоминаниями, которым уделяется большое значение.

Детские обиды

Злопамятный человек - это чувственная личность с раненой самооценкой, которой свойственно видеть неблагоприятное отношение в свою сторону от окружающих. Чаще всего злопамятными людьми становятся дети, наблюдающие пример непрощения от жестких родителей. Просить прощения у ребенка, относиться к нему как к полноценной личности, считаться с его чувствами не принято у большинства мам и пап. Детей воспринимают как роботов, обязанных проявлять эмоции и желания, только когда это удобно взрослым. Редкое проявление похвалы и поощрительных знаков, максимальное количество упреков и претензий, нежелание принимать родительскую вину перед ребенком и акцентирование внимания на плохих качествах в будущем воспитает озлобленную личность.

Психология злопамятного человека говорит о линии поведения, скопированной в детском возрасте от близких родственников, которые жили и находились рядом. Они вели себя именно так.

Злопамятный человек - это какой?

Многих интересует этот вопрос. Чтобы понять, почему злопамятный человек долгое время хранит обиду, стоит проанализировать его внутренний мир.

Злопамятность и мстительность - плохие качества, чаще всего принадлежат они слабой личности, не способной относиться к чужому мнению легко и непринужденно. Обычно это угрюмые особи, не способные строить дружеские отношения на долгий период времени. Они относятся к окружающим очень требовательно, не желая мириться с чужими недостатками, не замечая собственных плохих качеств.

Река горечи

Злопамятность и мстительность ни одного человека счастливым не сделали. Ощущения постоянной горечи, подобно червям, съедают человека изнутри, мешая прочувствовать вкус и радость жизни. Постоянно думая о своих обидчиках, человек теряет способность наслаждаться приятными событиями. Привычка озлобления впоследствии перетекает в вечную подозрительность и заставляет относиться с полным недоверием ко всему обществу. Мстительная личность обрекает себя на одиночество и недовольство жизнью.

Злопамятность таит в себе некоторую долю опасности, а также:

  • Чувство большой обиды с примесью беспомощности.
  • Зацикленность на оскорблениях или горьких поступках по отношению к себе.
  • Отсутствие прощения и великодушия.
  • Уничтожение гармонии, душевного равновесия.
  • Игнорирование доброжелательного отношения, выискивание врагов и неприятелей.

Личности, живущей старыми обидами, постоянно прокручивающей в своей памяти неприятные ситуации, на самом деле приходится нелегко.

Пребывая в угнетенном мире тяжелых эмоций, злопамятный человек это может осознавать или отрицать, но в лучшем случае попытается изменить свою сущность и отношение к обидам.

Необходимые перемены

Бороться с негативными чувствами можно и нужно. Приложив некоторые усилия, человек научится видеть ситуацию под другим углом, избавляться от своей сверхчувствительности и планов отмщения.

  1. Позитивное отношение. Не стоит воспринимать всерьез поступки окружающих по отношению к себе. У каждого человека есть личные мотивы или ошибки в отношениях с людьми. Нужно воспринимать обидчиков как неопытных детей, которым свойственно поступать глупо.
  2. Акцент на положительные моменты. Наблюдая за неправильными действиями других людей, следует поддавать анализу их мотив, выискивая для себя что-то хорошее.
  3. Конструктивное отношение. Спокойно наблюдая за безуспешными попытками обидчика нанести боль, уверенная в себе личность вызывает у него чувство досады и раздражения, в то время оберегая собственное здоровье и внутреннее равновесие. Не достигая своей цели, противник рано или поздно перестает наносит "моральные удары", испытывая в дальнейшем уважение к столь сильному, владеющему собой человеку.
  4. Безразличие к мнению окружающих. Сплетни и критика не нанесут никакой моральной травмы человеку, равнодушному к общественным высказываниям.

С улыбкой в будущее

Жизнь многогранна и интересна. Гармоничному человеку не подвластны понятия "месть", враги", "обида". Он наслаждается окружающим миром и отношениями с людьми, с достоинством парируя косые взгляды и острые словечки. Встречаясь с несправедливым отношениям, он делает для себя соответствующие выводы и продолжает идти дальше, оставив неприятное событие в прошлом.