Значение слова «образование. Уровни управления образовательным процессом

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Эта статья - об образовании как о процессе обучения и воспитания. Другие значения термина «образование» см. на странице Образование (значения) .

Образова́ние - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции

В широком смысле слова, образование - процесс или продукт формирования ума, характера и физических способностей личности. Поскольку, у человека опыт одной особи не исчезает после её смерти, а накапливается в обществе благодаря развитому уму, и умению общаться, такое накопление опыта позволило образоваться такому явлению как культура. Культура- это опыт не одной особи, а опыт общества в целом. Образование это и есть процесс передачи этих знаний, накопленных в культуре, новым поколениям. Образование целенаправленно осуществляется обществом через учебные заведения: детские сады, школы, колледжи, университеты и другие заведения, что однако не исключает возможность и самообразования, особенно в связи с широкой доступностью интернета .

В обыденном понимании образование, кроме всего прочего, подразумевает и, в основном, ограничено обучением и воспитанием учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму , математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, например таким, как астрофизика , право , география или зоология , могут обучать только данным предметам. Специализация образования увеличивается по мере взросления обучающихся. Существует также преподавание профессиональных навыков , например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт. Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Осознание возможностей использования обязательного образования как средства обезличивания человека вызвало в демократическом обществе развитие движения за негосударственное и даже семейное образование , за бо́льшую долю курсов по ответственному выбору учащегося (при участии родителей и педагогов) в программе средних общеобразовательных школ (то есть после окончания начальной школы), поддержку самообразования, непрерывного образования в течение всей деятельной жизни человека (по мере возникновения образовательной потребности), внешкольного, дистанционного и дополнительного образования и т. п.

Подходы к образованию

Уже в античности сложились два основных подхода к обучению: культуросообразность и природосообразность.

Одним из классических изложений этих подходов является статья знаменитого немецкого педагога А. Дистервега (1790-1866) «О природосообразности и культуросообразности в обучении» .

Культуросообразный подход

Сторонники культуросообразности придерживаются мнения, что итоги обучения зависят исключительно от старательности (прилежности) обучающегося и от той культурной среды, в которую он «погружён» (от наличия достаточного числа школьных зданий, преподавателей, столовых, библиотек с книгами, ныне - компьютеров в классах и дома и т. п.). Существенным разнообразием природных способностей обучаемых, по сути, пренебрегают. Многие представители данного подхода (к примеру, Т. Д. Лысенко и их последователи в советской педагогике) отрицали сам факт наличия природных способностей к обучению. Характерной особенностью этого подхода является обучение всех по единой программе, в одном темпе и т. п.

Для успешной работы такого подхода, однако, совершенно необходим постоянный контроль успехов учащихся и отсев неуспевающих. При нарушении этого требования (что, конечно, прикрывается «самыми добрыми намерениями») за счёт явного и скрытого противодействия не желающих и/или неспособных учиться (уточним, что именно по данной программе и предложенным способом) успешность обучения такой группы начинает падать и при определённых обстоятельствах отрицательные плоды такого обучения далеко превосходят его положительные составляющие. Хрестоматийные примеры подобных накладок были приведены ещё Я. А. Коменским в его «Великой дидактике» (откуда о человеке, пытающимся заниматься делом, к которому Природа его явно не предназначала, пошло столь же известное выражение «Осёл с лирой»). Упомянутые явления на примерах из жизни советской школы подробно рассмотрены, к примеру, в произведениях проф., д.п.н. В. В. Кумарина . Так, в частности, прослеживается цепочка, когда систематические огорчения от учебных неудач приводят многих школьников сначала к огорчениям, потом к депрессиям и психосоматическим заболеваниям. Принудиловка и выводиловка в постановке оценок - к огромным моральным издержкам в воспитании молодёжи и т. д.

Любопытный факт из вышеупомянутой книги: в Царской России (вторая половина XIX века) доля учащихся, оканчивающих полный курс гимназии, едва превышала 10 % от числа поступивших в 1-й класс - и это притом, что школа не была обязательной для всех! Исследования норвежских и американских педагогов тех лет показали, что (при отсутствии выводиловки и отчислении неуспевающих) этот показатель был обычным и для североамериканской , и для европейской школы, то есть российские дети были не лучше и не хуже в этом отношении своих заграничных сверстников. Другими словами, при жёсткой (одинаковой для всех) программе в общеобразовательной школе при десятилетней длительности обучения доля неподходящих для такой школы более-менее здоровых детей оказывается около 90 %. А при распространённости различных заболеваний, ухудшении экологической обстановки этот процент, разумеется, только увеличивается.

Поэтому в обязательной общеобразовательной школе, по мнению ряда специалистов с её огромным разнообразием целей и природных способностей учащихся, и, в то же время, отсутствием планового отсева, больше подходит принцип природосообразности.

Известные представители

  • Гербарт, Иоганн Фридрих (1776-1841).
  • Выготский, Лев Семёнович (1896-1934) и его многочисленные последователи в советской педагогике.

Природосообразный подход

Уровни универсального (политехнического) образования

Или интегрально междисциплинарное всезнание базового уровня:

  • Общее образование

Дошкольное образование

Дошкольное образование - обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка возраста от 2 до 8 лет. В зависимости от законодательства, традиций и культур подход к дошкольному образованию различен - перед ним могут ставится различные основные и частные задачи, оно может быть обязательным или нет, реализуется через различные традиционные институты.

Дошкольное образование в России

Дошкольное образование в России - воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет . Дошкольное образование осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования , учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка, не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важнейших задач молодёжной семейной политики.

Общее образование

О́бщее образование - первый уровень образования - не профессиональное и не специальное образование . В настоящее время, к общему образованию в широком смысле принято относить следующие составляющие: дошкольное , начальное общее , основное общее , среднее (полное) общее и дополнительное образование детей . Иногда, дошкольное и/или начальное общее образование не включаются в понятие общее образование и рассматриваются отдельно. В России и некоторых других странах, три уровня - начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее, иногда называют средним образованием, так как они включены в школьное образование и преподаются в средних школах .

Начальное общее образование

Начальное общее образование - это первая ступень общего образования у детей в России, и многих других странах. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире , навыки в общении и решении прикладных задач . На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка .

Основное общее образование

Основное общее образование - вторая ступень общего образования в России и в большинстве других стран, целями которого является создание условий для становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей и интересов. Основное общее образование является необходимым этапом для получения среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования . В развитых странах основное общее образование является обязательным для всех, в большинстве развитых стран оно обязано быть общедоступным, то есть бесплатным. И то, и другое прямо декларируется в конституциях . В большинстве развитых стран основное общее образование подразумевает 9-летнее обучение в средней школе. В конце последнего 9-го года школьники сдают тесты (в России - ОГЭ), результаты которых определяют возможность каждого ученика получить либо полное среднее образование , либо среднее профессиональное образование .

Среднее (полное) общее образование

Среднее (полное) общее образование - третья, завершающая ступень общего образования в России и некоторых других странах, целями которого являются развитие творческих способностей обучающегося и формирования навыков самостоятельного обучения. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» среднее (полное) общее образование является обязательным и общедоступным. Среднее полное общее образование является необходимым этапом для получения высшего образования . Основное назначение старших классов - подготовка к поступлению в ВУЗ . В старшие классы ученики проходят после отсевочных экзаменов, которыми заканчивается основное общее образование. В России среднее полное общее образование подразумевает начальное, основное общее образование и 2 года обучения в старших классах (10 и 11-том). В большинстве развитых стран это не 2, а 3 года (в некоторых странах, например, в Германии, 4). По этой причине российские аттестаты признаются на Западе лишь частично, а российские абитуриенты лишаются возможности прямого зачисления в большинство зарубежных ВУЗов. Среднее полное общее образование заканчивается сдачей государственных экзаменов (ЕГЭ), результаты которых определяют возможность поступления в ВУЗ.

Уровни специализированного образования

  • Профессиональное образование
    • Высшее профессиональное образование
  • Сверхвысшее профессиональное образование

Дополнительное образование детей

Дополнительное образование детей - составная (вариативная) часть общего образования , сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ . Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ « ».

Профессиональное образование

Профессиональное образование (также профессионально-техническое образование) - система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах , а также путём обучения на производстве .

Начальное профессиональное образование

Начальное профессиональное образование (НПО) - начальный уровень профессионального образования . В основном, представлен ГОУ НПО (Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования) и НОУ НПО (Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования). В советское время состоял из ПТУ (полное название - среднее городское профессионально-техническое училище, СГПТУ). В настоящее время значительная часть российских ПТУ переименована в ПТЛ (профессионально-технические лицеи). Некоторые ПТУ переименованы в колледжи. Приём осуществляется на базе 9 и 11 классов.

Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование (СПО) - средний уровень профессионального образования . Учреждения НПО (Начального профессионального образования) и СПО объединяют и реализуют двухступенчатую подготовку по программам начального и среднего профессионального образования .

В соответствии с типовым Положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования образовательное учреждение также называется термином ССУЗ (среднее специальное учебное заведение).

Высшее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование или высшее образование - верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования в трёхуровневой системе, и включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю . В отличие от общего, в развитых странах высшее образование не является всеобщим и тем более бесплатным .

Сверхвысшее профессиональное образование

Сверхвысшее профессиональное образование - система повышения квалификации лиц, имеющих высшее образование . Хотя по названию эта система - часть образования, по содержанию она представляет собой во многом или исключительно научно-исследовательскую работу , по результатам которой присуждается ученая степень . В Западной Европе и Северной Америке , а также в некоторых странах СНГ термины послевузовское образование или последипломное образование (англ. graduate education, postgraduate education ), относятся к академическим степеням магистра и доктора философии . В настоящее время делаются попытки унифицировать систему послевузовского образования в рамках Болонского процесса .

Аспирантура

Аспирантура - форма повышения квалификации лиц с целью подготовки их к соисканию учёной степени кандидат наук ВУЗа или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации - кандидатов наук.

Докторантура

Докторантура - формы повышения квалификации лиц с целью подготовки их к соисканию учёных степеней доктора наук ; специализированное подразделение ВУЗа или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации - докторов наук .

Уровни управления образовательным процессом

Отрасли образования

  • Архитектурное образование - подготавливает квалифицированных специалистов, которые на профессиональной основе осуществляют архитектурное проектирование, включая проектирование зданий, в том числе разработку объёмно-планировочных и интерьерных решений.
  • Психологическое образование - процесс обучения специалистов, которые занимаются изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности для решения научно-исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи, поддержки и сопровождения.
  • Горное образование - целью обучения является, повышение эффективности деятельности организаций недропользователей на основе изучения научных достижений, прогрессивных технологий в области горного дела и геологии, методов управления, изменений в законодательной и нормативно-правовой базе, а также передового опыта организации геологических, маркшейдерско-геодезических и иных видов горных работ.
  • Естественнонаучное образование - включает в себя очень широкие направления и области естественно-научного знания физики, химии, биологии, описывающих структурные, функциональные, количественные и последовательные причинно-следственные связи материальных объектов и систем материальных объектов в поле времени-пространства среды их нахождения.
  • Химико технологическое образование - система овладения в учебных заведениях знаниями по химии и химической технологии, способами применения их к решению инженерно-технологических и исследовательских задач.
  • Радиотехническое образование - имеет целью подготовку инженеров и техников по радиотехнике, электронике и электрической связи для промышленности, транспорта и связи, научных учреждений, организаций и учреждений культуры.
  • Транспортное образование - система подготовки инженеров, техников и квалифицированных рабочих в области проектирования, конструирования, строительства и эксплуатации различных видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, морского, речного, воздушного, трубопроводного, промышленного и городского).
  • Строительное образование - отрасль технического образования, система подготовки инженеров, техников и квалифицированных рабочих различного профиля по конструированию, исследованию, технологии производства, испытанию и эксплуатации машин, приборов, аппаратов, оборудования и др.
  • Математическое образование - система подготовки специалистов высшей квалификации для научно-исследовательской и преподавательской работы в области математики и смежных с ней отраслей науки, техники, экономики, промышленности и сельского хозяйства.
  • Энергетическое образование - система подготовки специалистов по энергетике - тепло-, гидро-, электроэнергетике и энергомашиностроению для различных отраслей народного хозяйства, а также по электротехнике и другим видам техники, занимающимся производством, преобразованием, передачей, распределением и потреблением энергии в различных её формах.
  • Сельскохозяйственное образование - система подготовки специалистов высшей и средней квалификации и квалифицированных рабочих, а также научных и педагогических кадров для сельского хозяйства.
  • Медицинское образование - система подготовки и усовершенствования врачей и провизоров, среднего медицинского персонала и научно-педагогических медицинских кадров.
  • Музыкальное образование - система подготовки профессионалов в области музыкального искусства - композиторов, музыковедов, исполнителей (певцов и инструменталистов, дирижёров хора и оркестра) и педагогов.
  • Художественное образование - система подготовки профессионалов в области изобразительного искусства - живописцев, графиков, скульпторов и реставраторов.
  • Историческое образование - система подготовки педагогических и научных кадров в области истории.
  • Педагогическое образование - система подготовки педагогических кадров (учителей, воспитателей и т. п.) для общеобразовательной школы и др. учебно-воспитательных учреждений в педагогических институтах, училищах и университетах; в широком смысле - подготовка педагогических и научно-педагогических кадров для учебных заведений всех типов, включая профессионально-технические, средние специальные и высшие.
  • Военное образование - подготовка кадров для различных видов вооружённых сил, родов войск и специальных войск.
  • Юридическое образование - совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью, а также, система подготовки специалистов-юристов в юридических учебных заведениях.
  • Экономическое образование - подготовка специалистов по планированию, учёту, финансам и другим направлениям экономической работы в народном хозяйстве, в области научной и педагогической деятельности.
  • Духовное образование - готовят служителей религиозных культов и дают теологическое образование.
  • Бизнес-образование - получение необходимых теоретических знаний и практических навыков, необходимых для работы в сфере бизнеса.
  • Журналистское образование - система подготовки литературных сотрудников газет, журналов, радиовещания и телевидения, а также редакторов массовой литературы.

Научные направления в сфере образования

  • Акмеология - наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека до ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
  • Андрагогика - научная дисциплина, предметом которой является теория и технология обучения взрослых.
  • Дефектология - раздел педагогической науки, изучающий вопросы воспитания, обучения, адаптации и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями развития.
  • Дидактика - раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.
  • Дидактическая эвристика - теория эвристического обучения, педагогическая разновидность эвристики - науки об открытии нового.
  • История педагогики - это отрасль педагогики, раскрывающая историю развития теории и практики обучения и воспитания в разные исторические эпохи, разных стран и народов.
  • Коррекционная педагогика - область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей.
  • Методология педагогики - обеспечивает наиболее правильные и точные представления об общих законах развития объективного мира, а также месте и роли в нём тех педагогических феноменов, которые она изучает.
  • Методика обучения - некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий.
  • Неформальное образование - любой вид организованной и систематической деятельности, которая не может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования.
  • Педагогика - наука о воспитании и обучении человека.
  • Педагогическая инноватика - раздел педагогики, в котором изучается природа, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.
  • Педагогическая психология - раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания и т. д.
  • Педология - направление в науке, ставившее своей целью объединить подходы различных наук к развитию ребёнка.
  • Психология - гуманитарная наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы, с целью объяснить поведение человека и животных, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов.
  • Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; разрабатывающая систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учётом конкретных условий социальной среды.
  • Социология образования - отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.
  • Специальная психология - область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов, проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.
  • Сравнительная педагогика - это наука о сопоставлении особенностей общих и отдельных тенденций, законов и закономерностей развития образования в мировом, региональном, национальном и федеративном масштабах.
  • Сурдопедагогика - раздел сурдологии, изучающий проблемы, возникающие при обучении, получении образования глухими и слабослышащими пациентами.
  • Управление образованием - регулирование общественных отношений в области воспитания, обучения, профессиональной и научной подготовки.
  • Философия образования - область философского знания, имеющего своим предметом образование.

Практика образования

  • Организация учебного процесса - способ упорядочивания взаимодействия участников обучения, способ его существования.
  • Педагогические технологии - совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.
  • Семейное образование - форма получения образования в Российской Федерации, предусматривающая изучение общеобразовательной программы вне школы с ежегодной аттестацией.
  • Частное (негосударственное) обучение - форма, модель организации учебного процесса, при которой: учитель взаимодействует лишь с одним учеником; один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения.
  • Электронное обучение - система электронного обучения, обучение при помощи информационных, электронных технологий.
  • Дистанционное обучение - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
  • Экстерн универсального (политехнического) образования
  • Самообразование творческое специализированное исследовательское и изобретательское в процессе инструментальных специальных экспериментальных исследований и наблюдений
  • Самообразование творческое универсальное исследовательское и изобретательское (политехническое) в процессе проведения интегральных междисциплинарных теоретических научных исследований и изобретательства

Роль Википедии в образовании

Британский еженедельник The Economist указывает на позитивную роль Википедии как источника объективных знаний в условиях государственного контроля над образованием и политической индоктринации учащихся:

Википедия, может быть, и не решает проблему пробелов в образовании полностью, но вносит свой вклад [в этот процесс]

Оригинальный текст (англ.)

A trip to Wikipedia by way of a smartphone will not necessarily let children work their way out of such dichotomies. But it will help.

- "Textbooks round the world", The Economist , Oct 13th 2012

Возможность для человека приобретения той необходимой информации в жизни, которая определяет путь и поможет в нахождении себя в себе и в мире;

Процесс, способствующий приобщению личности к сокровищам человеческой культуры, в результате которого осуществляется развитие потенциала личности и общества;

Система взаимодействий;

Комплекс знаний, необходимых человеку в жизни;

Непрерывный процесс познания человеком социально-культурного опыта человечества, закономерностей развития природы, общества и т.д.;

Усвоенная информация, соответствующая определенному уровню развития прогресса общества в области науки, техники, культуры, обычаев, традиций, религии, философии и т.п.

Освоенная система ценностей, накопленных человечеством;

Это интеллект,кругозор, высокий уровень культуры и нравственности:

Высокий интеллект, широкий кругозор, личностная ориентация на человека, нравственность;

Гора, на которую чем выше поднимаешься, тем меньше видна перспектива добраться до конца:

Результат (процесс) обучения, в котором главную роль играют ценностные ориентации педагога, его профессионализм в развитии личности ученика;

Совокупность знаний, умений, навыков, накопленных человечеством и дающих человеку возможность стать человеком;

Способ "очеловечивания" человека, способ укрощения животности в нем; одновременно это определенный результат овладения человеком культурой и способность к ее продвижению;

Процесс и результат приобщения человека к культуре, накопленной всем человечеством;

- "Образование - это то, что остается, когда все выученное забывается" (Макс Фон Лауэ);

Процесс и результат развития личности под воздействием обучения, воспитания, самообразования, самовоспитания;

Необходимое условие подготовки к жизни. труду;

Неразрывная связь и параллельное действие, воспитывающее иобучающее;

Достояние личности, обретенная ею во взаимодействии скультурой система представлений о мире;

Процесс освоения ребенком социокультурного наследия цивилизации;

- "образовывание", создание, формирование личности через накопление определенных систем ценностей;

Создание системы, в которой передают знания, умения (в определенной области), повышают общий культурный уровень человека;

Результат обучения в учебно-воспитательных учреждениях (напр., высшее образование, среднее и т.п.);

Процесс, включающий в себяорганизацию обучения, воспитания и развития детей в учебно-воспитательныхучреждениях;

Создание образа человека, своего Я, развитие ума (система знаний, умений, способов деятельности, творческого компонента мышления и др.) и души (система нравственных. эстетических... ценностей, убеждений, мировоззренческих позиций), своеобразное кредо личности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Учебные дебаты являются одной из популярных интерактивных форм организации семинаров вузе. В основе дебатов – свободные высказывания, обмен мнениями по предложенному студентам тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.п. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников. В этом плане дебаты приучают студентов к культуре устного выступления, умению слушать и слышать других, оцениванию собственных возможностей.

Например, при обсуждении педагогических тем можно дебатировать следующие тезисы: «Ненужные эксперименты в российском образовании», «Студенты стремятся получить диплом, а не образование», «Внутренняя культура человека обязательно проявляется в его каждодневном внешнем поведении» и т.п.

Процедура проведения учебных дебатов

Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.

Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет документацию дебатов.

Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:

    справа от председателя – защитники тезиса (4 человека);

    слева от председателя – противники тезиса (4 человека);

    в конце аудитории, посередине – лица, которые не имеют определенной точки зрения (так называемое «болото»).

Каждый оратор должен начинать свое выступление обращением к ведущему дискуссии «Уважаемый Председатель…»

Участники дискуссии обращаются друг к другу «Уважаемый коллега …»

В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Первым выступает тот, кто защищает тезис и одновременно его развивает. После него выступает главный оратор от оппозиции, который формулирует и защищает антитезис. Далее роли распределяются следующим образом.

1) вторые номера обеих сторон приводят аргументы в пользу своего тезиса (антитезиса);

2) третьи номера опровергают аргументы соперников;

3) четвёртые номера подытоживают все, что было высказано обеими сторонам во время дебатов. Последним выступает четвертый номер команды, который защищает антитезис.

После выступления главных ораторов начинаются дебаты в зале. Каждый из присутствующих имеет право голоса (в том числе и члены команд). Выступающие по очереди представляют стороны защитников и противников тезиса. Выступающий подходит к соответствующей стороне кафедры. Дебаты продолжаются до тех пор, пока все желающие не выскажутся или до соответствующей команды председателя.

Участники на протяжении всего времени дебатов имеют право задавать вопросы и давать информацию. Для этого необходимо встать с места, поднять руку и сказать: «Вопрос» или «Информация». Выступающий имеет право удовлетворить или отклонить желание участника словами «Пожалуйста» или «Нет, спасибо». Желательно, чтобы вопросы и информация со стороны участников не превышали 2-3 предложений.

Выступающий и председатель могут в любой момент остановить человека, который задает вопрос или сообщает информацию.

Регламент: для первых номеров – 5 минут, вторых-четвертых – 3-4 минуты. Участники дебатов – по 2 минуты. За соблюдением процедуры регламента следит секретарь.

После дебатов проводится голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции. При голосовании оцениваются аргументы, представленные сторонами. Лица, которые не имели определенной позиции, присоединяются к защитникам или противника тезиса, занимая соответствующие места рядом с ними.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Задачи: - формировать понятия «индивидуализация обучения» и «дифференциация

обучения»;

Обозначить возможные формы дифференциации и принципы объединения их в

Раскрыть технологию уровневой дифференциации;

Раскрыть сущность профильного обучения и профильной школы

Опорные теоретические понятия: индивидуализация обучения

дифференциация обучения

внешняя дифференциация

внутренняя дифференциация

уровневая дифференциация

профильное обучение

профильная школа

Вопросы для обсуждения

    Понятие индивидуализации и дифференциации обучения.

    Система форм дифференциации обучения в школе.

    Уровневая дифференциация в современной школе: теория и практика.

    Профильное обучение и профильная школа как педагогические понятия и явления современного образования.

Практическое задание

    Составить перечень статей по проблемам теории и практики профильного обучения, опубликованных в журналах «Народное образование», «Школа», «Школьные технологии», «Профильная школа», «Завуч», «Директор школы» в период 2000-2009 гг. Изучить содержание 2-3 статей и сделать краткие выписки.

    Подготовьтесь к проведению учебных дебатов по теме «Профильное обучение – это эффективный способ повышения качества современного школьного образования».

    Проанализируйте содержание школьных учебников по профилю будущей специальности с точки зрения его направленности на обеспечение всех уровней усвоения учебного материала, выделенных И.Я.Лернером.

    Разработайте варианты уровневых заданий с учетом специфики преподаваемого предмета (базовых и повышенных уровней подготовки, планируемых учителем).

Литература

    Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.

    Шахмаев Н.М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе

// Дидактика средней школы. М., 1982. Гл.8.

3. Монахов В.Н., Орлов В.А., Фирсов В.В. Дифференциация в средней школе //Сов.

Педагогика. – 1990. - № 8.

4. Поштаник М.М. Школа разноуровнего и разнонаправленного обучения // Педагогика. – 1995. - №6.

    Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – М., 2003. (выдается на кафедре под документ)

    Осмоловская И.М. Дифференциация обучения: за и против // Школьные технологии. – 2001. - №6.

    Петрова Е.С. Дифференцированное обучение // Первое сентября. - 2001, № 16. - С.7-12.

    Воронина Г.А. Профильные классы: решение дидактических проблем в практике общеобразовательных школ // Школа. – 2001. - № 6.

    Воронина Г.А. Принципы отбора учебного материала в профильных классах // Школа. – 2002. - № 2.

    Кузнецов А. Профиль и углублёнка // Школьное обозрение. - 2002. - № 6.

один из социальных институтов в системе общественного разделения труда, ориентированный на выполнение двух специфических задач: превратить имеющийся в обществе социально-культурный опыт в достояние всех его членов в той мере, в какой они в нем нуждаются для полноценной и приносящей удовлетворение жизни; сформировать у человека способность к обогащению имеющегося опыта собственным вкладом. Термин О. употребляется в четырех различных значениях: 1) совокупность учреждений, выполняющих определенные части вышеназванных задач и образующие систему образования; 2) передача, освоение и обогащение социально-культурного опыта, воплощенные в образовательном процессе; 3) образованность, воплощенная в установках, знаниях, умениях и понимании, сложившихся в ходе учебной деятельности и рассматриваемых в ракурсе их применения для выполнения познавательных и практических задач; 4) уровень образования, подтверждаемый наличием документа об окончании начального, среднего или высшего учебного заведения. По характеру знаний различают общее О. и профессиональное. В зависимости от объема знаний и умений общее и профессиональное образование бывает разного уровня. В РФ законодательно установлены следующие уровни образования (образовательные цензы): 1) основное общее образование; 2) среднее (полное) общее образование; 3) начальное профессиональное образование; 4) среднее профессиональное образование; 5) высшее профессиональное образование; 6) послевузовское профессиональное образование. Получение гражданином образования (и определенный образовательный ценз) удостоверяется соответствующим документом (аттестатом, дипломом, свидетельством и т.д.). Образование – это образ своего «Я», коллег, окружающего мира, образ Человека, его лик, Личность /д. псих. наук В.П.Зинченко/. Образование взрослых – это процесс целенаправленного воспитательного и учебного воздействия на граждан, формирующий у них компетентность, способность и готовность выступать в качестве субъекта деятельности.

О. в соответствии с интересами и способностями личности - одно из фундаментальных прав человека. Общезначимость культуры и нравств. ориентиров деятельности и поведения человека делают О. предметом интереса не только индивида, но также общества и гос-ва, к-рые активно влияют на О., поддерживая те или иные образоват. институты, определенные модели уч.-воспитат. процесса. См. также Система образования.

Особенность культурной преемственности в том, что социально ценные качества личности стихийно не формируются, но целенаправленно воспитываются "и развиваются. Многообразие отраслей и направлений деятельности человека в обществе, интеллектуальная насыщенность совр. квалифициров. труда и сложность осваиваемых пластов культуры требуют соответствующей организации О.

В О. непосредств. бытие человека соединяется с культурой, осмысляется и упорядочивается в системе худож. образов, нравств. категорий и науч. понятий, социально одобряемых образцов поведения и т. п. Развивающаяся личность способна приобретать и перестраивать опыт, знания, навыки деятельности. Классификация видов образоват. практики осуществляется по критериям формируемых и развиваемых в системе О. способностей (общее и специальное или проф. О.) и по уровням и сложности программ (дошкольное, основное школьное, среднее, высшее и др.). Представления об О., его теоретич. осмысление историчны и зависят от ряда целеполагающих аспектов, в т. ч. этич., социально-филос. и педагогических. Соответственно О. выступает как важная категория целого ряда наук. Основополагающее значение имеет эта категория для педагогики.

Цели О. соотносятся с исторически и социально варьируемыми идеалами личности и образованного человека. Цели общества и цели учащихся связаны друг с другом; чем менее образован растущий человек, тем более расходятся его спонтанные цели с общественными и педагогическими. Снятие этого противоречия предполагает постепенное сближение и в конечном счете совпадение личностных смыслов деятельности участвующих в О. сторон.

В совр. пед. науке преодолевается отношение к знаниям, умениям и навыкам как к целям О. Они как важнейшие его средства обеспечивают полноценное развитие личности и включение ее в социально ценную деятельность, предполагающую разл. возможности самообразования.

В О. необходимо соотносить пед. руководство растущим человеком с его активностью и самостоятельностью в преодолении постепенно нарастающих и все-таки посильных трудностей обучения и воспитания. Формирование и поддержание образоват. мотивов личности - одна из осн. задач педагогов и психологов. Недооценка мотивац. факторов, манипулирование межличностными отношениями в О. способны не только замедлить развитие учащихся, нанести вред их физич. здоровью, но и сформировать искаженную картину мира, вызвать отвращение к интеллектуальной деятельности и науке, что неизбежно негативно скажется на поведенческих установках молодежи и нанесет ущерб социально-экон. развитию общества и гос-ва.

Обучение и воспитание - стороны единого процесса О. Обучение предполагает усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих тому, кто обучает, и тому, кто обучается, говорить на одном языке объективных значений элементов культуры. Воспитание предполагает усвоение нравств. ценностей и норм обществ. поведения. Но такое усвоение невозможно без обучения. Семиотич. и аксиологич. начала с необходимостью присутствуют во всех образоват. процессах.

Мотивированность учащихся проявляется в их интересах и склонностях, обеспечивающих внимание к содержанию образования и способам его приобретения. Но О. развивает в человеке необходимую способность к самокритике мышления, рефлектирующей проверке и самокорректировке. Эти процессы имеют важное значение для становления творч. установок личности, движущих не только индивидуальное, но и общее культурное развитие.

Отвечая разл. возрастной структуре потребностей и способностей, содержание образования разворачивается от преимущественно эмоционально переживаемых детьми представлений к рефлек-тивно и активно осваиваемой системе знаний о мире и отношений с людьми, к-рая расширяется в уч.-воспитат. процессе концентрически и линейно.

Педагогически обоснованные отбор и представление такого материала проводятся по критериям полноты и системности видов деятельности, необходимых для развития интеллект, - познават., эмо-цион.-ценностных, волевых и физич. качеств личности, и соответствующего этим видам деятельности культурного содержания на разл. уровнях сложности.

В перспективе развития человека содержание О. призвано обеспечить полноценное «проживание» отд. возрастных этапов (детства, отрочества и др.), психологически обоснованную последовательность усвоения компонентов культуры и видов деятельности, а также для развития разл. способностей в целях самоопределения индивидов в мире труда, межличностных и обществ. отношений.

Организац. система О. призвана обеспечить доступ к О. всем, способным его усвоить. Дифференцированность О. может иметь своим основанием только разворачиваемые во времени способности личности.

В совр. России утверждается лич-ностно-ориентиров. модель О., отрицающая манипулятивный подход к учащимся. О. ориентируется на демократизацию своих институтов, на гуманизацию образоват. процесса, возвращение к нац. и мировым культурно-ист. традициям.

В канун 21 в. непрерывность и т. н. поликультурность О. становятся осн. принципами образоват. политики. О. не ограничивается стенами уч. заведений, предполагая слияние учебы с трудом и досугом людей. Обучение детей раннего возраста организуется на гибкой основе, с тем, чтобы семья и общественность совместно участвовали в этом и совместно несли необходимые расходы. Обучение в нач. и ср. школе приобретает комплексный характер, все более нацеливается на обеспечение молодежи и взрослых широкой общей подготовкой, дающей возможность овладевать разл. специальностями (см. Непрерывное образование, Дифференциация обучения). Развитие систем О. планируется с учетом возможностей, предоставляемых новыми информац. технологиями (см. Информатизация образования) и техническими средствами обучения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

процесс и результат усвоения человеком навыков, умений и теоретических знаний. Слово "образовывать" имеет двоякое значение. Во-первых, оно значит "выставлять образец и устанавливать предписания", а во-вторых - "формировать уже имеющиеся задатки". Знание, входящее в О., не отстоит от познающего в качестве вне его лежащего предмета, но он непосредственно затронут тем, что познает. Какому-либо техническому знанию можно научиться, и даже по собственному выбору Нравственному знанию, как непременной составляющей О., напрямую человек не научается и разучиться ему также не может. О. - это внутренний процесс, процесс созидания "образов" и/или "образцов", которым человек следует в своей жизни. Результат О. не представляется по типу технического намерения, но проистекает из внутреннего процесса формирования и О. и поэтому постоянно пребывает в состоянии продолжения и развития. О. не может быть собственно целью, это некий самовозрастающий процесс. В этом заключается его отличие от простого культивирования задатков, от которого оно произошло. Культивирование задатков - это развитие чего-то данного; здесь средствами достижения цели выступает упражнение и прилежание, перешедшие в привычку. В процессе О., напротив, то, на чем и благодаря чему некто получает О., должно быть усвоено целиком и полностью. В этом отношении в О. входит все, к чему оно прикасается, но все это входит не как средство, утрачивающее свои функции. Напротив, в получаемом О. ничто не исчезает, но все сохраняется. "Образование - подлинно историческое понятие, и именно об этом историческом характере "сохранения" следует вести речь для того, чтобы понять суть гуманитарных наук" (Г. Гадамер).

Исторически становление феномена О. шло в процессе формирования механизмов сохранения и передачи социально значимого содержания из поколения в поколение. Впервые именно Платон в европейской культуре в диалоге "Протагор" поставил вопрос о возможности передачи добродетели последующим поколениям. Какой восточный мудрец и учитель мог усомниться в том, что он должен учить навыкам "жизни сообща"? Напротив, он учительствовал и требовал однозначного восприятия своих знаний. "Да не отходит сия книга закона от уст твоих", - говорится в Ветхом завете. А платоновский Сократ засомневался, что Протагор может чему-то научить юношу Гиппократа. В ходе дискуссии Сократ приходит к выводу: чтобы "было" государство, должно существовать нечто единое, которому сопричастны все, - это добродетель. А под высшей добродетелью он разумел знание, ибо нет ничего выше знания того, что есть худо, а что есть хорошо. Коли добродетель есть знание, то ему можно научиться.

Впервые понятие О., по мнению М. Хайдеггера, было сущностно продумано Платоном в "Государстве". Хайдеггер полагает, что платоновская "Притча о пещере" призвана раскрыть то, что греки понимали под пайдейей, т. е. О. Притча повествует о том, как узник, освобождаясь от оков, покидает пещеру, где он видел лишь тени вещей в мерцании находящегося за спиной огня, и обретает при переходе на поверхность знание действительно сущего. Повествование разворачивается цепью переходящих друг в друга образов, воплощая собой смысл О. Пещерообразное помещение в притче - это образ повседневного местопребывания людей; огонь в пещере - образ небесного свода, под которым живут люди, окруженные мнимыми вещами, но которые они воспринимают за подлинную реальность. Те названные в притче вещи, которые открываются взгляду вне пещеры, суть, напротив, - образ того, в чем состоит собственно сущее всего сущего. Переходы из пещеры в дневной свет и оттуда, обратно в пещеру, требуют каждый раз изменения привычки глаз от темноты к свету и от света к темноте. И как телесное око лишь медленно и постепенно привыкает будь то к свету, будь то к темноте, так и душа тоже не сразу и лишь в соответствующей последовательности шагов должна свыкаться с областью сущего. Такое свыкание требует, чтобы душа целиком повернулась в основном направлении ее стремления, точно так же, как и глаз может правильно смотреть, лишь когда тело приняло соответствующее положение. Данный "переход" служит символическим выражением той перемены, которая должна произойти при развертывании уже заложенного в человеческом существе. Такое переучивание и приучение человеческого существа к той или иной отведенной ему области, замечает Хайдеггер, суть того, что Платон зовет пайдейей. Пайдейя означает руководство к изменению всего человека в его существе. Хайдеггер полагает, что ближе всего к пайдейе подходит слово "образование". Во-первых, это О. в смысле развертывающегося формирования. Такое "образование", с другой стороны, "образует", исходя все время из предвосхищающего соразмерения с неким определяющим видом, который зовется поэтому прообразом. О. есть вместе с тем и формирование, и руководствование определенным образцом. "Притча о пещере" заканчивается не описанием достижения высшей ступени подъема из пещеры, но повествует о спуске освобожденного обратно в пещеру, ибо к сущностному моменту О. принадлежит постоянное преодоление необразованности. Притча именует солнце, к которому устремлен узник, образом для идеи добра. Добро у греков понималось не узконравственно, оно "то, что для чего-то и делает другое к чему-либо годным". После Ницше это понятие можно понимать как то, что является "высшей ценностью" для людей.

По М. Фуко, восхождение к добродетели у Платона было тесно связано с заботой о себе: "Я обязан проявлять заботу о самом себе с тем, чтобы стать способным управлять другими людьми и полисом". Следовательно, забота о себе должна превратиться в искусство. Забота о себе невозможна без наличия наставника. А позиция самого наставника определяется заботой о том, какую заботу о себе проявляет его подопечный. Проявляя незаинтересованную любовь к юноше, наставник дает принцип и образец той заботы, которую юноша должен осуществлять по отношению к самому себе как субъекту. "Забота о себе" обретает свою форму и завершение, во-первых, в самопознании, во-вторых, тем, что самопознание как высшее и независимое выражение своего "я" обеспечивает доступ к истине; наконец, постижение истины позволяет в то же время признать существование божественного начала в себе. "Забота о себе" ведет к самореализации, которая становится необходимой на фоне ошибки, на фоне дурных привычек, на фоне всякого рода деформаций. Т. о., речь здесь идет, скорее, об исправлении, об освобождении, нежели о формировании знания. Именно в этом направлении будет развиваться самореализация в дальнейшем, что представляется существенным. Далее, если человеку не удалось "исправиться" в молодости, этого всегда можно достичь в более зрелом возрасте. Стать тем, чем человек никогда до этого не был, - главная тема самореализации. Для осуществления последней требуется наличие другого. Незнание не способно выйти за собственные пределы, и необходима память, чтобы осуществить переход от незнания к знанию (переход, который всегда осуществляется посредством другого человека). Согласно Фуко, существуют три типа отношения к другому, необходимые для формирования молодого человека. 1. Наставление примером: пример великих людей и сила традиции формируют модель поведения. 2. Наставление знаниями: передача знаний, манеры поведения и принципов, 3. Наставление в трудности: мастерство выхода из трудной ситуации (сократовское искусство). Отныне наставник (философ) выступает в роли исполнителя преобразования индивида в его формировании как субъекта. Фуко различает педагогику и психогогику. Под педагогикой он понимает передачу такой истины, функцией которой является снабжение субъекта какими-либо отношениями, способностями, знаниями, которых он до этого не имел и которые должен будет получить к концу педагогических отношений. С этого момента психогогикой можно было бы назвать передачу такой истины, функцией которой будет не снабжение человека какими-либо отношениями, а скорее изменение способа существования субъекта.

В христианстве, в свете сказанного, схема отношений между познанием и заботой о себе заключается, во-первых, в постоянном обращении от истинности текста к самопознанию, во-вторых, в интерпретации метода толкования как способа самопознания и, наконец, в позиции цели, которой является самоотречение. В связи с этим происходит разрыв между психогогикой и педагогикой, поскольку от души, находящейся под психологическим воздействием, т. е. от ведомой души, требуется говорить ту истину, которую может сказать лишь она одна, которой обладает она одна. В христианской духовности ведомый субъект должен присутствовать внутри истинного суждения как объект своего собственного истинного суждения. В суждении ведомого субъект высказывания должен быть референтом высказывания.

Окончательно современный дискурс О. сформировался к XVIII в. - в эпоху Просвещения. Само понятие О. приобрело категориальный статус и отмежевалось от таких понятий, как "естественное образование" или "горообразование". Отныне О. теснейшим образом стало связано с понятием культуры и начало обозначать специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей. Окончательная обработка понятия, стимулируемая Гердером (понимающим под О. "возрастание к гуманности"), была завершена в период между Кантом и Гегелем. Кант еще не употребляет слово "образование" в вышеобозначенном значении, но говорит о "культуре способностей" (или "природных задатках"), которая в этом качестве представляет акт свободы действующего субъекта. О., по Канту, касается формирования нравственности и относится к практическому воспитанию в отличие от школьного О. или обучения (дающего приобретение умений) и прагматического воспитания (служащего достижению разумности). К нравственным обязанностям у Канта принадлежит и стимулирование своего таланта. Это требование по отношению к себе самому у Гегеля уже возникает в русле суждений о самообразовании и О., которое перестает быть равнозначным "культуре", т. е. развитию способностей или талантов; О. включает в себя понятие "образ", обладающий двусторонностью, ибо он, как мы видели, одновременно несет в себе значения отображения, слепка и образца. По Гегелю, довершающему формирование рассматриваемого понятия, отличительной способностью субъекта является то, что он рвет с непосредственным и природным, и это требует от него духовная сторона его существа. И поэтому он нуждается в О., в подъеме ко всеобщему Подъем ко всеобщности не подразумевает только теоретическое О., но включает и практическое, и охватывает сушностное определение человеческой разумности в целом. Общая сущность человеческого О. состоит в том, что человек делает себя во всех отношениях духовным существом. Оно требует пожертвовать общему особенным, что подразумевает обуздание влечений и тем самым свободу от их предметов и свободу для своей предметности.

О., согласно Гегелю, заключает в себе примирение с самим собой и узнавание себя в инобытии. Каждый отдельный индивид, поднимающийся от своей природной сущности в сферу духа, находит в языке, обычаях, общественном устройстве своего народа заданную субстанцию, которой он желает овладеть. Сущность О. составляет не отчуждение как таковое, а возвращение к себе, предпосылкой чего, однако, и служит отчуждение. При этом О. следует понимать не только как результат восхождения духа в область всеобщего, но одновременно и как стихию, в которой пребывает образованный человек. Но О. должно приводить, как полагает Гегель, к полному овладению субстанцией, к отрыву от всех предметных сущностей, что достижимо только в абсолютном философском знании. Тем самым от Гегеля ускользает действительно историческая суть О., ибо оно не столько последняя фаза развития, сколько основание для гармоничного движения в дальнейшем.

Взаимосвязь О. и здравого смысла представлена у А. Бергсона. Согласно Бергсону, абсолютное постижимо только посредством интуитивного опыта, а не через отвлеченные от жизни рациональные конструкции. Лишь обыденное сознание способно постичь сущность явлений, обеспечивая непосредственное проникновение в "принцип жизни". Здравый смысл есть обязательная принадлежность, основа обыденного сознания. Он выступает как социальное чувство, позволяющее нам представлять следствия наших поступков, даже, скорее, предчувствовать их, уметь выбирать существенное. "Здравый смысл - это само внимание, обращенное на жизнь". Но если здравый смысл - основа и сущность духа, то, может быть, он врожден и независим от воспитания? "Думается, что так бы и было, если бы в душе и в обществе все было живым, если бы мы не были обречены таскать за собой мертвый груз пороков и предрассудков". Идеи заслоняют от нас саму жизнь и заставляют размышлять не о вещах, а о словах. И именно в классическом О. Бергсон находит силу, способную "разбивать лед слов и обнаруживать под ним свободное течение мысли". Классическое учит не обманываться словами, избавляет от автоматизма и высвобождает идеи из-под гнета вербальных форм. Оно призывает "отбросить символы и научиться видеть".

В современную эпоху, считает Фуко, истина уже не в состоянии более служить спасением субъекту, как это было в античные времена. Знание накапливается в объективном социальном процессе. Субъект воздействует на истину, однако истина не воздействует больше на субъекта. Связь между доступом к истине и требованием преобразования человека и его бытия им самим была окончательно прервана, а истина стала представлять собой автономное развитие познания. "Постсовременность" же, по мнению Ж. Бодрийяра, утрачивает двухвековое господство социального. Просвещение, породившее дискурс О., базировалось на принципе рациональной коммуникации. В его основе находился императив морализации сообщения: лучше информировать, чтобы лучше социализировать и чтобы создавать все больше сознания. Но нынешняя эпоха характеризуется падением спроса на сознание, и поэтому социализировать оказывается нечего. На место "социума" приходят "массы", поглощающие информацию, даже не переваривая ее. Одновременно происходит смерть субъекта как носителя познава- ? тельной активности. Причиной этого процесса явилось распространение новых средств массовой коммуникации. Тотальность информированности лишает? способности отличать истину от фикции, а реальность - от симуляции. Подобия, образы опережают реальность в качестве симулякров таким образом, что реальность оказывается лишь симуляцией симулякров. При этом содержание сообщения теряет значимость, что ведет к атрофии сознания.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Объяснить неграмотному человеку, что такое образование, это то же самое, что объяснять слепому, что такое радуга. Иными словами, это дело безнадёжное.

Образование — это совсем не то же самое, что приобретение практических навыков или конкретных знаний. Образование — это не когда «учат быть врачом или инженером, химиком или журналистом».

Образование — это когда учат думать. Вообще думать! Мыслить!

Конечно, встречаются на свете люди, чей ум от природы развит настолько, что они интуитивно угадывают суть вещей, законы развития природы и человеческого общества.

Но такие люди — «штучный товар». Это исключения из общего правила, которое гласит:

Если вы необразованы — вы раб и жертва обстоятельств, и ваше мнение о происходящем не стоит ломаного гроша, поскольку оно не имеет ничего общего с реальностью.

Образование — это вовсе не обязательно «диплом ВУЗа», хотя он говорит об очень многом, если он честно заслужен, а не куплен в подземном переходе за бутылку.

Образование — это полученные навыки самостоятельного мышления, умение критически оценивать происходящее, способность находить причинно-следственные связи и двигаться по цепочке «вчера-сегодня-завтра», определяя при этом собственное место в изменяющемся социальном пространстве.

Подчеркнём здесь самое главное:

Образование — это НЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ! Каким бы оно ни было! Даже золотым или хрустальным!

Образование — это ВСЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ СРЕДА! Она включает в себя всё: и школы, и училища, и ВУЗы, и театры, и кинотеатры, и произведения литературы и искусства, и государственную идеологию, и патриотическое воспитание. Это — такая СИСТЕМА организации общества, когда представления, полученные за партой или в аудитории, автоматически развиваются и закрепляются в ходе последующей жизни.

Когда тебя учат не только тому, что 2х2=4, а F=ma, a ещё и тому, что врать, завидовать, кляузничать, воровать — отвратительно! А помогать, сочувствовать, сопереживать — прекрасно.

И ты сначала получаешь эти базовые знания и представления в юности, а затем подкрепляешь их своей ежедневной практикой во взрослой жизни.

То есть, образование в самом истинном смысле — это совокупность профессиональных и общечеловеческих знаний, практического опыта и морали, когда школа и общество дополняют друг друга, вместе осуществляя образовательный процесс..

Если вы закончили университет и знаете, что такое математическая статистика или системный анализ, если вы «проходили» Толстого и Достоевского, но при этом не возражаете против существования проституции или браков по расчёту, если вы, будучи программистом, не видите проблемы во взломе чужого банковского счёта, если вы врач на службе, но считате возможным брать деньги за лечение — вы необразованы. Какими бы хорошими ни были ваши профессиональные знания и умения, каким бы престижным ни был ваш диплом.

Принято считать, что советское образование было одним из лучших в мире. И это действительно так, потому что оно было системным. Советский специалист отличался от многих своих зарубежных коллег не только уровнем фундаментальных знаний, но и своими человеческими качествами, своей моралью, если угодно.

Конечно, исключения бывали и тогда, но и эти исключения лишь подтверждали общее правило.

Причина такого успеха советской образовательной системы была в том, что она была глобальной! На образовании снизу и доверху покоилась вся советская общественная конструкция. В школе вас учили тому, что «пионер — всем ребятам пример», что «партия сказала надо — комсомол ответил «есть!», что врать — плохо, а помогать и защищать слабых — хорошо, что бескорыстие — благо, а корысть — порок.

Во взрослые годы вы смотрели «Кавказскую пленницу» или «Бриллиантовую руку», «На войне, как на войне» или «Баллада о солдате» и полностью принимали эти фильмы, поскольку они продолжали, начатую в школе или в ВУЗе тему. Эти же принципы вы несли с собой в семью, на производство, в компанию друзей.

Всё это было образованием.

Понятия «хорошо» и «плохо» были законодательно закреплены. Им учили, их насильно вдалбливали в головы, как краеугольные, без которых никакое профессиональное умение не считалось достаточным. Всю эту сложнейшую систему советское общество выстраивало на протяжении десятилетий, вплоть до самого конца.

И если СССР достиг в свои лучшие времена оглушительных успехов и выдающихся достижений, то именно благодаря этой образовательно-воспитательной системе.

Именно благодаря ей ещё 25 лет назад было немыслимым слышать то, что мы часто слышим сегодня:

«Кругом Ротшильды и Рокфеллеры!», «Кругом сионисты!», Руси — «125 000 лет!», «Илья Муромец — еврей!», «Чингисхан — русский!» «Верните Исаакиевский Собор верующим!», «Николай Второй — святой!», «пиндосы», «жиды», «чурки», «черножопые», «узкоглазые», «пшеки», «урюки», «татарва», «кагал», «русичи», велесы, пересветы, святоборы, радомиры и пр., и др., и т.п.

70 лет, не прерываясь ни на день, в годы мира и войны Советское государство методично ОБРАЗОВЫВАЛО: учило, объясняло, внушало, вколачивало в неокреопшие мозги азбучные истины, без которых немыслимо никакое полноценное социальное существование! Истины, впервые озвученные ещё Иисусом Христом более 2000 лет назад!

И всего за 25 лет народ бегом (!!) вернулся к изначальному состоянию! Как-будто и не было этих 70 лет, этих побед и достижений, этой страны и даже этого Христа!

Потрясающая скорость оскотинивания!

Кажется, теперь ясно, кто мог сказать знаменитую фразу, вложенную М.А. Булгаковым в уста своего героя:

«Черт меня возьми… Ведь я пять лет сидел, выковыривал придатки из мозгов… Вы знаете, какую я работу проделал — уму непостижимо. И вот теперь, спрашивается — зачем? Чтобы в один прекрасный день милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают.»

Да и сам В. Бортко, давным давно ушедший в КПРФ, не лучшее ли подтверждение всего сказанного?

Неверной дорогой идёте, господа!

Придёте туда же, куда ваши идейные кумиры уже завели однажды Россию: в 1917 год.

Но не понимаете вы этого, потому что НЕОБРАЗОВАНЫ!