Анализ поэмы «Демон» (М. Лермонтов)

Тамара – главная героиня поэмы М. Ю. Лермонтова “Демон” (1829-1841). Это произведение является самым сокровенным творением автора. По своей сути “восточная повесть” – это опыт самопознания поэта, а условные герои поэмы и описанные в ней ситуации – способ непосредственного переживания глобальных проблем человеческого бытия. Сюжет поэмы построен на взаимодействии двух основных персонажей, которые являются представителями взаимоисключающих миров (“неба” и “земли”).

Демон – небожитель, он наделен бессмертием.

Тамара – земная женщина, которую соблазняет Демон. История этой любви заканчивается смертью героини.

Понятно, что Демон – персонаж фантастический, но Тамара, на первый взгляд, кажется вполне реальным лицом. Однако, такое впечатление обманчиво. Ничего индивидуального в портрете героини нет. Описание ее прекрасной внешности состоит из обобщенных понятий женской красоты: влажный (т. е. глубокий) взор, божественная ножка и т. д. В поэме подчеркивается нематериальность, бесплотность всех проявлений ее образа: ножка “плывет” в танце, улыбка “неуловима”.

Именно мотив детской незащищенности,

Наивности и ясности очень важен в характеристике Тамары, ведь ей противопоставляется образ сумрачного Демона, с его мучительно-сложной натурой. Песня Тамары, которая перевернула судьбу героя, состоит в основном из гласных звуков, многократно в ней повторяется ласкающий звук “л”. Душа девушки абсолютно чиста и прекрасна, она без всяких усилий, легко и непринужденно изливается в потоке нежных летящих звуков. Женское очарование, неискушенность, душевная гармония и чистота – все эти качества Тамары сливаются в один прекрасный, романтический образ женщины, который представляет собой совершенный идеал духовной и физической красоты.

В некотором смысле образ Тамары не намного реалистичнее, чем образ Демона. Впервые услышав песню Тамары, Демон вдруг понимает, что именно этот образ запечатлен был в его душе еще с начала времен, именно это сладкое имя звучало в его сердце. Имя Тамара в переводе означает – финиковая пальма, это дерево ассоциируется с югом, солнечным светом, теплом, яркими красками и насыщенной разнообразием жизнью.

Любовная страсть, которая охватила душу и сердце Тамары такая же горячая и жгучая, как южное солнце. В поэме описывается состояние девушки с помощью ярких и точных метафор: “пожар любви”, “пылает грудь” и прочие. Будто какая-то болезнь поразила юную красавицу, чувство любви настолько сильно проникло в ее суть, что нету даже сил дышать.

Поэт подчеркивает невозможность конкретной обрисовки этого состояния, оно выходит за рамки материального и видимого.

Имя героини позволяет сравнить отношения Тамары и Демона с сюжетом стихотворения “На севере диком”. В этом лирическом произведении одинокой сосне на севере “снится” прекрасная пальма. Это классическая модель для поэзии романтизма: противоположности разделены пространством и временем, но стремятся друг к другу для создания единого целого.

В поэме “Демон” одна противоположность олицетворяет собой север, холод, угрюмость, одиночество и глубину познания (Демон), а другая – юг, тепло, солнечный свет, любовь и доверчивость (Тамара).

Поэма заканчивается картиной смерти главной героини. Тамара, лежащая в гробу, описывается такой же прекрасной, какой она была при жизни, лишь странная и загадочная улыбка, застывшая на ее устах, напоминает о том, что произошло с красавицей. В эстетике романтизма непостижимая тайна смерти почти всегда была связана с любовью.

Эту связь Лермонтов отчетливо передал с помощью изображения загадочной красоты мертвой Тамары.

Кроме того, образ Тамары носит и очень серьезный психологический аспект. В своем произведении Лермонтов показал, что даже абсолютно чистая и непорочная душа человека не способна защитить себя от Демона, и более того, она даже стремится к нему, притягиваясь, как противоположность. Вечная тема трагического противоборства Зла и Добра раскрывается в поэме через страдания невинной Тамары, охваченной жгучей страстью к Демону.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. В поэме Лермонтова образ Демона показан весьма необычно: это не злой, отвратительный и уродливый посланец ада, а прекрасное, крылатое существо. Лермонтовский Демон – это не сатана, а скорее падший ангел, который был низвергнут с небес за неповиновение и мятеж. За свое преступление Демон наказан бессмертием и лишен дара забвения. Он тоскует по утраченному раю, жаждет […]...
  2. В поэме “Демон” Лермонтов создал образ героя, характер которого ему удалось типизировать и передать с огромной выразительностью и проникновенностью. Особенно это заметно в шестой, наиболее полной, редакции поэмы. Черты характера, которыми поэт наделил Демона, присутствуют и в других героях его лирических произведений. Эти образы поражают читателя своей безотрадностью, безверием в настоящие чувства и в счастливую […]...
  3. Поэма “Демон” относится к величайшим творениям М. Ю. Лермонтова. Тема протестующего одинокого героя-бунтаря давно волновала поэта. С юных лет его привлекал образ непокорного Демона с мятежным характером, который отвергает действительность, и поэтому сам отвергнут всем миром. В четырнадцать лет Лермонтов начал писать свое романтическое произведение и работал над ним все годы своей жизни. Оно стало […]...
  4. Прочитав немало художественных произведений, я ни разу не встречала образ, подобный образу Демона в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова. Этот образ запомнится мне надолго своей необычностью и неоднозначностью. В нем переплетаются добро и зло. В поэме “Демон” такое светлое чувство, как любовь, порождает жестокость и эгоизм. Судьба Демона очень печальна. Он обречен на вечные скитания […]...
  5. Именно Демон, а не человек, мог “всю жизнь, века без разделения и наслаждаться и страдать”. Демону были под стать нечеловеческие страдания: “Что повесть тягостных лишений, Трудов и бед толпы людской Грядущих, прошлых поколений. Перед минутою одной Моих непризнанных мучений?” Именно Демону свойственно безграничное презрение или ненависть к окружающему Где нет ни истинного счастья, Ни долговечной […]...
  6. Поэма “Демон” по праву считается вершиной творчества знаменитого поэта М. Ю. Лермонтова, которой он посвятил 12 лет. В течение всей творческой жизни Михаил Юрьевич возвращался к таинственному образу Демона, создав восемь вариантов произведения. В каждом из них сменялись декорации происходящих событий, образ же главного персонажа – таинственный, печальный и переполненный одиночества – оставался неизменным. Ключевые […]...
  7. Основной темой всего творчества Лермонтова является тема личности в ее отношении к обществу. Центральный герой лирики, поэм, драм и романов Лермонтова – это гордая, свободолюбивая, мятежная и протестующая личность, стремящаяся к действию, к борьбе. Но в условиях социальной действительности 30-х годов такая личность не находит сферы приложения своим мощным силам, а потому и обречена на […]...
  8. Поэма “Демон” (1829 – 1839) относится к числу самых противоречивых и загадочных произведений Лермонтова. Сложность анализа данного произведения состоит в том, что поэма имеет несколько планов истолкования и восприятия текста: философский, психологический и космический, включающий в себя взаимоотношения Демона и Бога. Легенда о падшем ангеле, который воевал с самим Богом, нашла отклик в произведениях многих […]...
  9. Поэма Лермонтова “Демон”, особенно в ее наиболее цельной и последовательной шестой редакции – одно из самых значимых произведений активного романтизма, в котором трагический образ типичного героя того времени изображен с большим сочувствием. Образ Демона имел место в творчестве Пушкина (“Демон”, 1823 г.), еще ранее – в творчестве Гете (Мефистофель в трагедии “Фауст”, 1774 – 1831 […]...
  10. “Демон” Лермонтова, особенно в его наиболее последовательной и цельной шестой редакции,- значительнейшее произведение активного романтизма, где трагический образ типического героя того времени нарисован с большим сочувствием. К образу Демона обращался и Пушкин (“Демон”, 1823), еще раньше Гете (Мефистофель в “Фаусте”, 1774-1831) и Байрон (Люцифер в “Каине”, 1820). Но лермонтовский Демон резко отличен от них. Он […]...
  11. Над Землей летит “печальный Демон” и с космической высоты обозревает чудный мир центрального Кавказа: бурные реки, высокие горы – ничего не привлекает демона. Испытывает он только презрение ко всему, устал от вечного одиночества, бессмертия и от неограниченной власти над землей. Под крылом демона сменился ландшафт, и он видит пышные долины Грузии, но и они не […]...
  12. Личность М. Ю. Лермонтова видится теперь в совокупности исторических и социальных связей, он отходит все дальше от поэтизации мятежного и трагического героя-отшельника. Такая переоценка традиционных представлений романтизма прослеживается и в произведениях зрелого Лермонтова, и в более поздних редакциях “Демона”. Работу над поэмой Лермонтов начал в 1829 году, к 1831 году он наметил сразу четыре ее […]...
  13. Демон в поэме изображен не как обычно: злым, отвратительным и уродливым посланцем ада, а существом “крылатым и прекрасным”. Демон – не сатана, а падший ангел, которого низвергнули с небес за грех мятежа и неповиновение. Он лишен не только смерти, но и дара забвения – такое наказание за его преступление. Тоска по потерянному раю, одиночество изгоя, […]...
  14. Образы нечистой силы всегда тревожили сердца поэтов и писателей. Сила добра, воплощенная в Боге, не имела другого обличья. А вот посланец Ада каких только имен не носил: и Дьявол, и Сатана, и Люцифер. Это доказывало, что зло многолико, а человек должен быть настороже, ведь он может поддаться искушению, и тогда душа прямиком попадет в ад. […]...
  15. Как я понимаю слова Ф. И. Тютчева “О вещая душа моя, \ О сердце, полное тревоги! \ О, как же бьешься на пороге \ Как бы двойного бытия! ” по отношению к произведению М. Ю. Лермонтова “Демон”. К образу демона нередко прибегали писатели и поэты. Это интересный образ, так как воплощает в себе все грехи […]...
  16. Развязка сюжета оказалась трагической: Демон признал свои мечты “безумными” и проклял их. Продолжая анализ романтического индивидуализма, Лермонтов с глубокой психологической правдой вскрывает причины этой неудачи. Он показывает, что в развитии переживаний и событий высокий и благородный общественный идеал подменяется иным – индивидуалистическим. Отвечая “соблазна полными речами” на мольбы Тамары, “злой дух” забывает идеал “любви, добра […]...
  17. Основой поэмы “Демон” стал древний миф, повествующий о гордом ангеле, который решился восстать против Бога. Достаточно сложным является сюжет, так как ключевое место в поэме отводится монологам Демона, раскрывающим его мысли и ощущения, а также описанию природы, подробным изображениям переживаний героини произведения – Тамары. Перед взором Демона, “печального духа изгнанья”, который изнемогает от скуки своего […]...
  18. “Демон” (1829 – 1839) принадлежит к числу наиболее загадочных и противоречивых произведений поэта. Сложность анализа заключается, в частности, в том, что в поэме существует несколько планов восприятия и истолкования текста: космический, включающий отношения Демона к Богу и вселенной, философский, психологический, но, конечно, не бытовой. К легенде о падшем ангеле, воевавшем против Бога, обращались многие европейские […]...
  19. Азраил так же, как и главный герой поэмы, демон, является изгнанником. Это “существо сильное, но непобежденное”. Но в отличие от Демона наказание Азраила последовало не за бунт, а лишь за выражение недовольства – заскучав в полном одиночестве, он осмелился упрекнуть Всевышнего в том, что тот зачем-то создал его намного раньше людей. Разгневанный Господь, узнав об […]...
  20. В фабульном отношении “Демон” тоже имеет ряд черт, сближающих эту поэму с другими произведениями Лермонтова: мотив о трагической любви Демона и Тамары в значительной степени близок к аналогичным мотивам, развитым в “Вадиме” (Вадим и Ольга), “Маскараде” (Арбенин и Нина), “Герое нашего времени” (Печорин и Бэла, Печорин и Мери, Печорин и Вера). Но это не механическое […]...
  21. Поэма “Демон” 8 редакций. Первая из них начата в 1829 г., последняя завершена в начале 1839 г. В основу сюжета поэмы положен библейский миф о падшем ангеле, восставшем против бога, изгнанном за это из рая и превращенном богом в духа зла. В художественной разработке образа “духа отрицанья и сомненья” Лермонтов имел немало предшественников. Это Сатана […]...
  22. Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей… М. Лермонтов Поэму “Демон” можно назвать венцом всего творчества Лермонтова. Поэт работал над нею десять лет, поэма имеет восемь редакций. В ее основу положен библейский миф о падшем ангеле, восставшем против Бога, изгнанном за это из рая и превращенном в духа зла. В поэме Лермонтов отразил свой […]...
  23. Демон.- Началом работы над поэмой считается 1829 г.; к этому времени относится первый набросок, содержащий 92 стиха и прозаическое изложение содержания: “Демон влюбляется в смертную (монахиню), и она его наконец любит, но демон видит ее ангела-хранителя и от зависти и ненависти решается погубить ее. Она умирает, душа ее улетает в ад, и демон, встречая […]...
  24. Автор, охотно поддерживавший репутацию поэтического нигилиста, обращается к известной романтической теме демонианы, которая в русской традиции связана прежде всего с лермонтовским наследием. На демонстративный характер интертекстуальных связей указывает название произведения 1924 г. С первых строк проявляется особая позиция лирического героя, для характеристики которой больше подходит слово “поза” – нарочито панибратская, уверенная и беспардонная, балансирующая на […]...
  25. Самое сокровенное творение Лермонтова, “Демон” в сущности является опытом самопознания поэта, а условные герои и ситуации произведения – способом непосредственного переживания кардинальных проблем человеческого существования. Сюжет повести строится на взаимодействии двух персонажей, представляющих взаимоисключающие миры, – “неба” и “земли”. Небожитель Демон, наделенный бессмертием, обольщает земную женщину Тамару и история их любви завершается смертью героини. В […]...
  26. Лермонтов в поэме использует знакомую по романтическим произведениям фабулу: бегство романтического героя за призраком свободы, неудача, гибель. Однако автор делает переакцентировку фабулы: герой вынужден находится в монастыре, но его истоки в природном мире. Таким образом, ситуация бегства это не побег, как таковой, а возвращение к себе домой. Следовательно, Лермонтов упрощает, делает конфликт более естественным. Эта […]...
  27. В поэме “Демон” Лермонтов воплотил свой тираноборческий пафос. Бог в его поэме – это самый сильный из всех тиранов мира, а Демон – враг этого тирана. В понятия добра и зла Лермонтов вкладывал смысл, противоположный тому, какой они имеют в традиционной христианской морали, где “добро” означает покорность “доброму” Богу, а “зло” – неповиновение ему. Но […]...
  28. Стихотворение “Мой Демон” было написано Михаилом Лермонтовым в 1829 году, когда ему было пятнадцать лет. Если быть точнее, то Лермонтов создавал в последствие много различных вариантов под названием этого же произведения “Демон”. Главный герой никак не менялся, черты характера оставались теми же. Но само действие сюжета менялось. Первый набросок был сделан им еще пятнадцатилетним мальчиком, […]...
  29. Произведение: Демон ДЕМОН – герой “восточной повести” М. Ю. Лермонтова “Демон” (1829-1841). Образ восходит к библейскому мифу об изгнании из рая, содержание которого свободно-поэтически переработано Лермонтовым. В повести Д.- персонифицированный человеческий дух, наделенный божественным бессмертием. В характеристике Д. изначальный символический смысл приобретает его положение “изгнанника рая”. Божье наказание состоит в том, что Д. обречен на […]...
  30. ДЕМОН Опера в трех актах (шести картинах) Либретто П. А. Висковатова Действующие лица: Князь Гудал Тамара, его дочь Няня Тамары Князь Синодал, жених Тамары Старый слуга князя Синодала Гонец Демон Ангел Бас Сопрано Контральто Тенор Бас Тенор Баритон Контральто Хоры злых и добрых духов, грузин и грузинок, гостей, татар, слуг, монахинь. Место действия: Грузия. СЮЖЕТ […]...
  31. М. Ю. Лермонтов был одарен музыкально: играл на скрипке и фортепьяно. Его акварели, рисунки, карандашные наброски заслуживают внимания и отражают одну из граней его таланта. Лермонтов в изобразительном искусстве Среди русских художников наибольший интерес к творчеству писателя проявлял символист М. Врубель. Он являлся как создателем одного из лучших циклов иллюстраций к роману “Герой нашего времени”, […]...
  32. Эта романтическая поэма создавалась Лермонтовым в течение 10 лет. Ее окончательная редакция сложилась в 1839 г. При жизни Лермонтова поэма не была опубликована и впервые появилась за границей. Сюжетом “Демона” послужила легенда о падшем ангеле, когда-то входившем в свиту Бога, но затем возроптавшем на Него за то, что Бог будто бы несправедлив и допускает зло. […]...
  33. Врубель Михаил Александрович известный русский художник, покоривший практически все жанры изобретательного искусства. Ему хорошо удавались и театральная игра, и живопись, и графика, и скульптура. Среди его работ не последнее место занимают картины демонов. Одной из таких есть полотно “Демон поверженный”. Мы видим большое, практически безжизненное тело демона. Складывается такое чувство, что он зажат между скал. […]...
  34. Образ Демона привлекал ощущавшего свое глубокое одиночество Лермонтова всю жизнь. Впервые он обращается к этому образу в пятнадцатилетнем возрасте, написав в 1829 году стихотворение “Мой демон”. Слово “демон” ни разу не употребляется в самом стихотворении – оно вынесено лишь в название. Притяжательное местоимение “мой”, означающее принадлежность кому-то, в сочетании со словом “демон” подчеркивает глубоко личностное […]...
  35. С раннего детства Лермонтов был влюблен в Кавказ. Кристальная чистота и вместе с тем опасная сила горных рек, необычайно яркая зелень, величественность гор и свободолюбивый, гордый нрав людей – все это сильно поразило воображение впечатлительного ребенка. Возможно, именно поэтому Лермонтова еще в юности особенно привлекал образ бунтаря, который даже на пороге смерти произносит гневную, протестующую […]...
  36. Критики называют поэму “Демон” венцом этического творчества М. Ю. Лермонтова. Над текстом этого произведения автор работал в течение десяти лет, за это время было создано восемь различных редакций поэмы. В основе сюжета “Демона” лежит известное библейское предание о падшем ангеле Азраиле, который осмелился восстать против Господа и за этот проступок был навеки изгнал из райских […]...
  37. Сравните образ Ивана Грозного в историче­ской песне “Правеж” с тем же образом в поэме Лермонтова. В чем вы видите основные различия этих образов? Подтвердите ответ текстом. В народных песнях образ Ивана Грозно­го идеализируется, в них воплотилась ве­ра народа в сурового, но справедливого царя. В народной традиции царь предста­ет перед нами справедливым, грозным и милостивым одновременно. […]...
  38. Михаил Юрьевич Лермонтов – замечательный русский писатель. Одно из лучших его произведений – поэма “Мцыри”. В поэме рассказывается о юноше, который стремится попасть на Родину. Мцыри воспитан в монастыре, он представляет, что это тюрьма, и мечтает о воле и доме. Это произведение очень романтично, и природа, описанная в нем, занимает одно из главных мест. Юноша, […]...
  39. Рабство и свобода – один из главных антиномий поэмы Лермонтова и русской действительности 30-х годов. Трагический исход борьбы Демона был необыкновенно созвучен эпохе несбывшихся, обманутых надежд. “Бедный! Больной, несчастный век!” – восклицал в одном из своих писем 1836 г. Н. В. Станкевич. Но здесь же молодой философ писал о том, что усиленная работа мысли в […]...
  40. Михаил Юрьевич Лермонтов среди всех русских поэтов занимает особое место. Его поэтический мир – это область мощного человеческого духа, который отвергает пошлую мелочность повседневности и обыденности. Особый элемент лермонтовской поэзии – мрачное чувство отчаяния из-за того, что земная жизнь порой бывает “пустой и глупой шуткой”. Традиционно такого типа настроения в литературе относятся к художественному стилю […]...
Образ характеристика Тамара и Демон по поэме Демон (Лермонтов М. Ю.)

Лермонтов М. Ю великий русский поэт. Поэма "Демон" имела для Лермонтова огромное значение. Он писал ее всю свою жизнь. В самом стихотворении написана история любви и земной женщины.

Тамара является главной героиней поэмы Лермонтова. Автор поэмы описывает Тамару как молодую, девушку которую преподносит как эталон. В своём произведение Лермонтов создал образ красавицы, внешность которой не опишешь словами. Автор восхищается Тамарой так как будто она принцесса, эталон но в то же время, отмечает, что она дочь грузинского князя, то есть обычная девушка. Удивительной красотой обладает девушка и автор отмечает это красивыми эпитетами про красивую походку « не плывет, а скользит»,сразу навевает английской девушкой. Вид у Тамары удивленный, нетипичный. Автор отмечает, что такие красавицы редки на земле, но это красота природы, в том, что она индивидуальна и неповторима.

Говоря о характере героини, поначалу характер автор поэмы не раскрывает, хотя стоит отметить, что каждый персонаж Лермонтова сделан весьма неопределенно, что затрудняет анализ их личности. Но, так или иначе, мы все же прочитав поэму мы знакомимся с персонажем Тамарой чуть ближе. Можно отметить как человека, который очень, много мечтает. Как любая молодая девушка, она хочет обрести любимого человека с которым она будет жить всю свою жизнь. Душа девушки чиста и прекрасна. Тамара представлена автором в романтическом образе,она обаятельна,добродушна,одним словом идеал. Так же Тамаре характерны другие, более возвышенные черты, например та же смелость. Она изо всех сил борется против демона, не позволяя ему быть в ее жизни, чтобы не подвергнуться его уловкам,она не верит ему,несмотря на все его сладкие речи,которые показывают нам ее как человека с очень сильной волей.

Завершая свою повесть, автор не смотря на смерть героине, все так же восхищается ее улыбкой,взглядом.Она даже в гробу по эго описанию лежит невинна, чиста, все так же загадочно красива. Лермонтов в своей пьесе показывает притягательность добра и зла.Идея автора донести до читателя, что вся жизнь это борьба между добром и злом.

`

Популярные сочинения

  • Анализ произведения Солнечный удар Бунина (11 класс)

    История создания. Увлеченный темой любви в 20-годы, И. А. Бунин приступает к созданию очередного рассказа на эту тему под названием «Солнечный удар». Об изданной истории любви читатель узнает из этого произведения

  • Сочинение по картине Первое цветение Ромадина (описание 7 класс)

    На картине все очень красиво… Главное – такие приятные цвета: светло-зеленый, желтоватый… Всё кажется просто прозрачным, особенно воздух. Чувствуется прохлада весеннего дня и тепло солнечных лучей. Красота!

  • Сочинение Письмо Васютке из произведения Васюткино озеро Астафьева

    В письме к Васютке я хотел бы подчеркнуть многие черты его характера, ведь когда человек занимается каким-либо делом, и даже во времена своего бездействия, человек показывает свой характер.

Одним из основных персонажей произведения является Тамара, образ которой противопоставляется главному герою поэмы Демону.

Тамара описывается в полуреалистичном образе необычайно красивой женщины, обладающей божественными ножками, влажным, таинственным взором, неуловимой улыбкой.

Героиня характеризуется поэтом в образе женской прелести, неискушенности, чистоты, душевной гармонии, детской незащищенности, черты которых полностью отсутствуют в фантастическом образе Демона.

Сюжетная линия произведения выстроена вокруг любви Демона к Тамаре, являющейся представителем иного мира, в котором главный герой не в состоянии существовать в гармонии. Демон увлекается героиней, желая избавиться от чувства горделивой тоски в одиноком холодном мире вечного скитания.

Исполненная Тамарой песня в виде полета ее чистейшей души с обращением к небесам завораживает изгнанного из рая Демона, чувства которого носят пагубный оттенок. Демон понимает, что его любовь без будущего, но он не имеет сил отказаться от настигшего его чувства, при этом не желая жертвовать собой. Любовное чувство Тамары изображается поэтом в виде болезни, наваждения, выражающихся как разгоревшийся любовный пожар, заставляющий героиню испытывать болезненное смятенье души, невозможные страдания и рвущиеся мучения.

Финал произведения несет трагический смысл и завершается гибелью Тамары, готовой пожертвовать своей жизнью ради душераздирающих страстей, охвативших все естество женщины. Девушка принимает единственное правильное решение, поскольку ее жизнь не имеет прежнего смысла, поскольку душой овладевает бурная страсть, ставшая как арена в борьбе между темными и светлыми силами.

Изображая упокоившуюся героиню, поэт описывает Тамару в виде ангельски чистой, неиспорченной души, лицо которой сохраняет тепло ярких красок, дремлющий под ресницами взор и улыбкой, напоминающей закатный луч солнца, золотящий ночным вечером снежные горные вершины.

Образ смерти героини представлен поэтом в виде таинственной непостижимости потустороннего мира, связанного с земным существованием романтической любовью.

Раскрывая образ героини поэмы, поэт затрагивает вечную проблему противостояния зла и добра, показывая на примере драматической судьбы Тамары, способность человека на самопожертвование ради истинных всепоглощающих чувств.

Сочинение Тамара в произведении Лермонтова Демон

В произведении Лермонтова “Демон” рассказывается удивительная история, наполненная различными фантастическим событиями, которые заставляют читателя внимательнее вчитываться в произведении, ища скрытые смыслы и посылы. Хоть и персонажей в произведении немного, но автор раскрывает каждого из них по особенному, что даёт каждому из персонажей свой уникальный запоминающийся образ. Одним из таких персонажей стала Тамара.

Тамара – прекрасной внешности женщина, по повествованию ожидающая приезда своего жениха в замке. Замученная тоской по любимому она уходит прогуляться, и во время прогулки встречает демона. Эта встреча оказывается для неё роковой.

Характером Тамара по началу не раскрывается перед читателем, вообще, стоит сказать, что каждого персонажа Лермонтов сделал весьма неопределенным, что затрудняет возможность анализа их личности и образа, но, в тоже время, даёт читателю ясное понимание того, что это фантастическое произведении, так как образы в нём расплывчаты.

Но, так или иначе, мы всё-таки знакомимся с характером Тамары намного ближе. Она весьма мечтательный человек, который мечтает об истинной любви до конца своей жизни, дабы она смогла ощутить эту любовь, с полнотой прочувствовать всё то, о чем так сильно мечтает, что так же в конце произведения выходит ей боком. Автор создает её образ как некую идеализацию и обобщенность общего образа романтической личности. Она создает впечатление юной влюбленной девушки, которой и должна казаться, поэтому автор отлично выполнил свою задумку.

Также Тамаре присущи другие, более возвышенные черты, например та же храбрость. Она со всей её волей борется с демоном, не давая ему пройти в свою жизнь, дабы не подвергнуться его уловкам, она не верит ему, несмотря на все его сладкие речи, что показывает нам, что она человек с весьма сильной волей. Из всего её образа можно сделать вывод, что автор пытался донести её образ так, чтобы он вышел максимально расплывчатым, но в тоже же время понятным для восприятия, что, по моему мнению, у него вышло.

Я считаю, что именно это пытался донести Лермонтов через образ Тамары в своём произведении “Демон”

Несколько интересных сочинений

  • Легенда и действительность в рассказе Старуха Изергиль Горького

    Произведения Максима горького всегда отличались особенным стилем написания. Автор с лёгкостью соединяет сказку и реальность. Рассказы старухи Изергиль прямое тому доказательство. Но значение этих сказочных рассказов

  • Среди множества праздников, отмечаемых в нашей стране, один стоит несколько особняком: его смысл и значение не всегда понимают представители молодёжи, а для старшего поколения он особо важен и памятен. Это праздник весны и труда – 1 мая!

  • Тема Свободы в лирике Пушкина 9 класс сочинение

    А.С. Пушкин жил в непростые времена попытки изменить ход истории, что отразилось на его творчестве. Одна из тем его поэзии – свобода. Она очень близка поэту. Движению за освобождение

  • План рассказа Астафьева Стрижонок Скрип

    Скрип вместе со своими братьями и сестрами вылупился из яйца в теплом мамином гнездышке. Им было видно только маленькое пятно света из своего гнезда на берегу реки.

  • Сочинения по картинам других художников

    Калиничева Елена Александровна,

    учитель русского языка и литературы

    МОУ Холбонской СОШ

    Муниципального района

    «Шилкинский район»

    Забайкальского края.

    Литературно-романтический смысл образов Демона и Тамары в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

    Творчество великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, проникнутое призывом к свободе и счастью, сыграло огромную роль в развитии русской и мировой литературы. Проблематика произведений М.Ю. Лермонтова весьма разнообразна. Одна из наиболее волнующих поэта проблем – демонизм. Философы 19 века писали о диалектике зла, опасаясь его воцарения в душах людей. Тема бесов, демонизма, мёртвых душ была отнюдь не случайной в то время. Идея сверхчеловека витала в воздухе. Один из идеалов мятежного, беспокойного века – сильная личность, способная подчинить разум и волю людей. М.Ю. Лермонтов серьёзно разрабатывал проблему демонизма, осознавая в себе самом его признаки. В шестнадцать лет поэт напишет:

    И гордый демон не отстанет,

    Пока живу я, от меня ...

    Демонизм превращает человека в «сверхчеловека», наделяя его богоборческими чертами вселенской гордости, самолюбия, презрения к миру. Юный Лермонтов ощущал притягательную для людей силу зла, ведь в этом проявилась греховная сущность человека.

    Бестианский романтизм в полной мере отразился в поэме «Демон», произведении загадочном и противоречивом. Лермонтов работал над "Демоном" довольно долго, с 1829 г. по 1841г.
    В его основе лежит библейская легенда о духе зла, низвергнутом с неба за восстание против Бога. Наряду с этим в фольклоре народов Кавказа были широко распространены предания о горном духе, погубившем девушку-грузинку. Глубокий философский и психологический смысл произведения скрыт под великолепным мистическим сюжетом. Действие разворачивается на фоне поразительного по своей красоте романтического пейзажа.
    Демон, дух изгнанья, полюбил земную женщину, княжну Тамару. Пленённый её красотой, Демон хочет изменить свою жизнь, впустив в своё одинокое и холодное сердце любовь. Но героям не суждено быть вместе. Тамара умирает, а её душу забирает ангел. Демон же опять превращается в бездушное чудовище.
    Главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова "Демон" является падшим ангелом. Демон, безусловно, романтический герой. Он страшно одинок, разочарован, противопоставлен всему божьему миру. Он страдает от того, что является игрушкой в руках сил, неподвластных ему. Демон низвергнут с небес. Ему уготован удел вечного скитальца, ненавидимого всеми и всех ненавидящего. Эпитет «печальный» сразу задаёт тон повествования. Нет ничего радостного в жизни вечного изгнанника. Лермонтову удаётся создать впечатление неземного величия и исключительности своего героя, так как пейзаж вокруг него поистине космический: кометы, светила, вечные туманы. Особую торжественность придают тексту старославянизмы. Демон - исключительная и таинственная личность, которая пребывает в необычайных обстоятельствах. Он вынужден творить зло на земле. Таков его удел. Но приносит ли это удовлетворение герою? Ничуть. «Он сеял зло без наслажденья». Почему? Потому что люди охотно поддавались ему, давая волю тёмным сторонам души. И «зло наскучило ему». Демон теряет смысл существования, он глубоко несчастен. Пролетая над горами Кавказа, демон замечает дикую красоту природы. Возвышенная поэтическая лексика помогает нам увидеть романтический пейзаж глазами художника Лермонтова. Однако герой остаётся равнодушным. Ещё бы! Ведь это творение его врага. Пейзажи Грузии не менее прекрасны и величественны, нежели всё, что до этого наблюдал Демон. В них есть согревающее присутствие человека. Но что могут люди сделать или сказать такого, что удивило бы Демона? «И всё, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел». И вот Демон замечает красавицу Тамару. Автор рисует поистине божественную красоту:

    С тех пор как мир лишился рая,

    Клянусь, красавица такая

    Под солнцем юга не цвела .

    Демон взволнован. В его пустой и холодной душе, оказывается, есть место для красоты, добра и правды? Он испытывает бурю эмоций, как слепой, внезапно увидевший великолепие мира:

    В нем чувство вдруг заговорило

    Родным когда-то языком.

    То был ли признак возрожденья ?

    Кажется, герой нашёл путь к возрождению, к возвращению в царство света. Однако далее мы наблюдаем события, которые происходят с женихом Тамары. Спеша к невесте, он забывает помолиться у часовни и, как следствие, становится добычей злых сил. Жених погибает – Тамара свободна. Закрадывается сомнение: а так ли уж чиста и бескорыстна любовь Демона? Не он ли, злой дух, преградил путь избраннику княжны? Демон спешит утешить Тамару. Он нашёптывает ей слова утешения:

    «Не плачь, дитя! не плачь напрасно!

    Твоя слеза на труп безгласный

    Живой росой не упадет …»

    Демон старается обольстить Тамару, вытеснить собой образ возлюбленного из её души, и это ему удаётся. Тамара во власти Демона. Читатель воспринимает её чувства через ключевые слова: «умер», «смятенье», «печаль», «испуг», «рвала», «огонь», «возмутил», «грустно». Отныне Тамара обречена на страдание. Поняла ли она, кто был её ночной утешитель? Конечно. Тамара умоляет отца поместить её в монастырь, так как боится Демона:

    Меня терзает дух лукавый…

    Отдай в священную обитель

    Дочь безрассудную свою;

    Там защитит меня Спаситель

    Тамара находит в себе силы противостоять влиянию Демона. Она тоже сильная натура. Может быть, именно это почувствовал в ней мятежный дух и посчитал её равной себе, способной стать достойной спутницей ангела ада.

    В обители Тамара старается молиться, но зерно соблазна уже дало ростки в её душе. Для неё нет божественной благодати. Героиня испытывает мучения, страх, тоску. Разум и самообладание оставляют девушку:

    Перед божественной иконой

    Она в безумье упадёт

    И плачет…

    Святым захочет ли молиться –

    А сердце молится ему

    Демон симпатичен нам, потому что он симпатичен автору. Мы проникаемся сочувствием к герою, начинаем оправдывать некоторые его поступки. Нечеловеческие слёзы Демона прожигают не только камень, но и сердце читателя. Однако автор предостерегает: зло, даже если оно обольстительно, всё равно губительно для человека. Настораживает фраза:

    была минута,

    Когда казался он готов

    Оставить умысел жестокой .

    Значит, всё-таки Демон задумал недоброе, значит, зло неисправимо? Какие слова он находит, чтобы соблазнить Тамару! Он бросает к её ногам целый мир, всю вселенную. Демон старается пробудить в душе героини жалость, обвиняя небеса во всех своих бедах. Он убеждает возлюбленную в том, что зло, которое он творил, было задумано не им, а высшими силами, Богом. Никакие мольбы Тамары не принимаются им во внимание. Он убеждён в своей исключительности и правоте. Демон считает, что вечность, власть над миром и его любовь – достойная плата за благосклонность героини. Но Тамаре не важны власть и неземные блага. Она, как всякая женщина, мечтает о любви. Героиня любит Демона, но любовь эта греховна, в ней нет ничего от света и добра. Её необыкновенный возлюбленный испытывает в решающую минуту лишь торжество обладания!

    В финале поэмы Демон – «бездны адский дух», который борется за обладание юной душой с силами добра. Он встаёт на пути ангела, уносящего душу Тамары в царство небесное. Погубив Тамару, он больше не испытывает любви к ней. Теперь он стал самим собой:

    Каким смотрел он злобным взглядом,

    Как полон был смертельным ядом

    Вражды, не знающей конца,-

    И веяло могильным хладом

    От неподвижного лица .

    И героиня, однажды обманутая им, также прозревает и сопротивляется. Поэма завершается победой Добра над Злом. Демон бессилен перед Творцом:

    И проклял Демон побежденный

    Мечты безумные свои,

    И вновь остался он, надменный,

    Один, как прежде, во вселенной

    Без упованья и любви !..

    Лермонтов создал, безусловно, прекрасный романтический образ, притягательный и завораживающий. Демон глубок, трагичен, в нём сильны богоборческие устремления. Он бунтарь и романтик, противопоставивший себя Богу. Личность его обладает притягательностью настолько, что читатель оказывается перед необходимостью оправдания поступков этого сильного героя. Нельзя не согласиться с высказыванием критика Белинского, который утверждал, что «Демон… тем и страшен, тем и могущ, что едва родит в вас сомнение в том, что доселе считали вы непреложною истиною, как уже кажет вам издалека идеал новой истины». В произведении можно наблюдать эволюцию образа Демона, связанную с изменением взглядов поэта на проблему демонизма. За 12 лет Лермонтов многое переосмыслил и стал склоняться к общепринятой точке зрения: Бог – это добро, красота, правда, а Демон – лживый, лукавый и злобный дух ада. Поэтому финал поэмы предопределён.

    Романтический образ Демона создан гением М.Ю. Лермонтова и останется в литературе сверкающей недосягаемой вершиной, покорить которую пока никто не в силах.

    Библиография.

      Горелов, А.Н. Мятежный гений /А.Н. Горелов //Очерки о русских писателях. Л.: Советский писатель. – 1984.

      Зонов, Д.С. Лермонтов и русская критика /Д.С. Зонов //М.Ю. Лермонтов в русской критике. М.: Государственное издательство русской литературы. – 1955.

      Лермонтов, М.Ю. Демон / М.Ю. Лермонтов // Стихотворения, поэмы, Маскарад, Герой нашего времени. М.: Художественная литература. – 1981.

      Шер, Н.С. Михаил Юрьевич Лермонтов / Н.С. Шер //Рассказы о русских писателях. М.: Детская литература. – 1982.

    демон тамара лермонтов поэма

    Тамара - героиня «восточной повести» М.Ю. Лермонтова «Демон» В отличие от фантастического героя Демона Тамара предстает в произведении как будто реальным лицом. Но такое впечатление обманчиво. В портрете героини нет ничего индивидуального. Он составлен из обобщенных представлений о женской красоте: божественная ножка, влажный (то есть глубокий, таинственный) взор. Подчеркнуты бесплотность, нематериальность всех проявлений ее существа: ножка в танце «скользит, плывет», ее улыбка более неуловима, чем «играющий во влаге зыбкой» лунный луч. В характеристике Тамары важен мотив «детской» незащищенности, ясности, цельности, противопоставленных мучительной сложности сумрачного Демона. Песня Тамары, перевернувшая судьбу героя, построена на скоплении гласных, многократном использовании ласкающего звука «л». Прекрасная, чистая душа без всяких усилий изливается в потоке летящих нежных звуков. Качества Тамары: женская прелесть, неискушенность и чистота, душевная гармония - складываются в архетип романтического представления об идеальной красоте и совершенстве. В некотором отношении Тамара Лермонтова не более реальна, чем Демон; и в то же время гораздо более реальна для поэта, чем реальная жизнь. Если Демон снится Тамаре, то и Тамара тоже снится герою. Услышав песню Тамары, Демон вдруг постигает, что ее образ был запечатлен в его душе по крайней мере «с начала мира», именно с тех пор ему «имя сладкое звучало». Семантика «сладкого» имени Тамара - финиковая пальма. С этим деревом связано представление о юге как стороне света. Юг вообще ассоциируется с солнечным светом, теплом, роскошью красок, избыточностью проявлений сверх возможностей жизни. В «Демоне» «юг» выявляется в любовной страсти Тамары. Ее чувство изображается как нарушение нормы, как болезнь и наваждение. Метафора «пожар любви» раскрыта буквально: подушка жжет, пылает грудь, туман в очах, нет сил дышать. Лермонтов подчеркивает невозможность четкой обрисовки происходящего с героиней, так как оно выходит за пределы материального и видимого. Тамара испытывает «невыразимое смятенье», мучается «неотразимой мечтой», ее душа «рвет свои оковы».

    Что же так привлекло Демона в Тамаре? Она не просто красавица, этого было бы мало для любви. Он почувствовал в ней душу, способную понять его. Волновавшая Тамару мысль о судьбе рабыни была протестом против этой судьбы, и этот бунт ощутил в ней Демон. Именно на такую душу, полную гордыни, и мог наложить свою печать Демон.

    «Восточная повесть» завершается картиной смерти Тамары. Она в гробу «как пери спящая мила», цвет ее лица хранит теплоту живых красок, взор как будто дремлет под ресницами. Странная улыбка замерла на устах Тамары - она сродни закатному лучу, золотящему перед наступлением ночи снега Кавказа. В изображении мертвой Тамары Лермонтов передает загадочную красоту, таинственную непостижимость смерти, в эстетике романтизма неразрывно связанной с любовью. Что же касается психологического аспекта образа Тамары, то он исключительно серьезен. Лермонтов обратился к исследованию глубин человеческой психологии и показал, что даже такая ангельски чистая, неиспорченная душа, как Тамара, ничем не может защитить себя от Демона, беззащитна перед ним и - более того - неудержимо стремится к нему. Лермонтов показывает притягательность зла для человека. Душа Тамары, терзаемая страстью к Демону, описана как поле столкновения, трагического противоборства Добра и Зла.