Что несут участники бессмертного полка. Какие требования к транспаранту, какого размера он должен быть? Какие требования к фотографии для транспаранта? Что делать, если нет фотографии

1. "Бессмертный полк" своей главной задачей считает сохранение в каждой семье личной памяти о поколении Великой Отечественной войны.

2. Участие в "Бессмертном полку" подразумевает, что каждый, кто помнит и чтит своего родственника - ветерана армии и флота, партизана, подпольщика, бойца Сопротивления, труженика тыла, узника концлагеря, блокадника, ребенка войны - 9 Мая выходит на улицы города с его(ее) фотографией или если нет фотографии - с его(ее) именем, чтобы принять участие в параде в колонне "Бессмертного полка", либо самостоятельно отдать дань памяти, принеся транспарант с портретом, именем, или фотографию, к Вечному огню, иному памятному месту. Участие в "Бессмертном полку" строго добровольное.

3. "Бессмертный полк" - Некоммерческая, Неполитическая, Негосударственная Гражданская Инициатива. Встать в ряды Полка может каждый гражданин, независимо от вероисповедания, национальности, политических и иных взглядов. "Бессмертный полк" объединяет людей. Все, что служит иному, для нас неприемлемо. Одна страна - один Полк.

4. "Бессмертный полк" не может быть имиджевой площадкой. Исключено использование любой корпоративной, политической или иной символики* во всем, что имеет отношение к "Бессмертному полку".

5. Полк не может быть персонализирован ни в одном, даже самом уважаемом человеке: политике, общественном деятеле (в т.ч. историческом), чиновнике. Полк - это миллионы ушедших и их потомки.

6. Координацией и помощью в проведении парада Полка 9 Мая занимается штаб "Бессмертного полка", куда наряду с организаторами Гражданской инициативы 9 Мая 2012 года, входят организации и граждане, безусловно разделяющие положения Устава и выразившие готовность стать координаторами Полка в своем регионе.

7. В целях сохранения Устава, решения спорных вопросов, выражения коллективного мнения городов Гражданской инициативы, образован Открытый Совет Полка. Войти в него, заявив о своем желании, может каждый координатор, имеющий опыт проведения в своем регионе "Бессмертного полка" в соответствии с принципами Устава.

8. Изменения и дополнения в Устав могут вноситься решением большинства городов Открытого Совета Полка.

9. Наша конечная цель - превратить "Бессмертный полк" во всенародную традицию празднования Дня Победы 9 Мая.

* Символика: логотипы, эмблемы, названия, фирменный стиль и пр. на любых носителях (в тч на портрете солдата).

"Сейчас-то я пожилой молодой человек, а когда-то был октябренком. 9 Мая вожатая Ира водила нас к памятнику павшим на войне, дарить ветеранам цветы. Ходил весь класс. Тогда, во дворах, мы еще играли в «немцев» и «наших». И знали, какая была война, с кем. И не только из книг и кино.

Часто узнавали про нее то, что в книжках не писано было от деда или бабушки, от соседа по лестничной клетке, пропившего все кроме Ордена Красного Знамени, от приходивших каждый год в школы на "уроки мужества" крепких, тогда даже не стариков, а просто очень взрослых мужчин редких профессий: стрелок-радист, заряжающий, сапер... И вполне точно представляли, что тяжелая эта была Победа. За которую мой дед отдал обе ноги, а многие миллионы советских солдат - русских, украинцев, белорусов, грузин, казахов, армян, азербайджанцев, молдаван, эстонцев, узбеков, евреев, киргизов, татар, калмыков..., множество иных народов - свои жизни. Поэтому, не было нам удивительно, когда кроме живых победителей, у Вечного огня 9 Мая, мы видели и фотографии павших солдат, которые приносили с собой ветераны. И пили они«наркомовские» сто грамм и за мертвых, и за живых. За тех, кто не забыт, и тех, кто не забудет.

Это было давно. В другое время и другой стране. На месте которой мы сегодня живем. И дворы теперь другие и игры.

И День Победы тоже изменился. Почти не осталось ветеранов, пройдет еще два-три года, и кого увидят у Вечного огня наши дети? С этого вопроса произнесенного вслух и началось то, что сегодня стало Бессмертным Полком.

Мы не считали и не считаем себя "авторами идеи". Мы не изобретали ничего, что хотя бы раз не происходило. Тогда, в нашем детстве или, как узнавали мы уже после мая 2012 года, в некоторых городах России до нас, где люди поодиночке или как в Тюмени в 2007 году целой колонной школьников, несли к Вечному огню фотографии солдат. В 2006 году в Ухте в День Победы ребята вынесли портреты солдат.

В Севастополе в мае 2009 года прошел марш «Заменим Вас в строю!».


Да не только в России похожие на Полк истории происходили. В Иерусалиме в 1999 году горожане в День Победы вынесли портреты своих солдат. А были еще Омск и Псков, станицы Ставрополья и многие другие. В Соликамске еще в 1985 году женщины прошли с портретами мужей и братьев по улицам в День Победы.


Самая давняя из теперь известных историй, родственных Бессмертному полку, случилась в Новосибирске. В первый год официального празднования Победы, в 1965 году, ребята из 121-ой школы вышли с портретами своих отцов - фронтовиков.



Но как сделать этот порыв разных людей народной традицией? Такой, что бы ее запомнили наши дети, и передали после своим. И как собрать в этот день вместе нас всех, расколотых жизнью на богатых и бедных, на партии и конфессии, на правых и левых? Как ответ появился Устав Бессмертного Полка, этические принципы, собравшие вместе миллионы людей.

Конечно, начинали мы Полк с себя, со СМИ. Участие в создании Полка наших коллег, - радийщиков, телевизионщиков, газетчиков– не случайно. То, что Полк стал международным движением, заслуга первых координаторов - журналистов, которые рассказали про Полк в десятках городов и сел России. Бессмертный полк, в принципе, история провинциальная. Родилась в Сибири, выросла в глубинке. Не сверху спущена. Спасибо за него тем, кто поддержал томскую историю Бессмертного полка в Туле и Костроме, Новосибирске и Кургане, Вологде и Волгограде, Иркутске и Благовещенске, бухте Провидение и Краснодаре, везде, где сегодня День Победы стал днем семейной памяти. И в России и за пределами нашей Родины.

Надо говорить с людьми о том, что действительно важно. А нам важно быть ОДНИМ народом. Хотя бы раз в год. Наших дедов соединил один окоп. Давайте и мы благодаря им живые и потому разные, встанем 9 Мая в ОДИН ПОЛК. Встанем вместе с теми, чьи светлые лица должны вернуться на наши улицы в этот день, с фотографиями нашей родни, близкой и дальней. Встанем без флагов партий и напыщенных речей политиков, без амбиций. По-людски, гордо. Во весь рост. Как ОНИ поднимались в атаку, часто последнюю".

Сергей Лапенков, от имени координаторов гражданской инициативы Бессмертный Полк.

Я сейчас, видимо, очень непопулярную вещь скажу, но акция "Бессмертный полк" приводит меня в ужас. Идущие рекой десятки тысяч человек с фотографиями мертвых людей... Ну, один раз это еще можно понять. Чтобы визуально представить себе то количество смертей, что забрала война. Но из года в год...

Мне вот не хочется на это смотреть. У меня такое количество фотографий людей, которых уже нет в живых, собранных в одном месте, вызывает только и исключительно негативную физиологическую реакцию. Шествие восставших мертвецов.
Понимаете... Фотографии погибших в Аушвице должны оставаться в стенах Аушвица. Они не для того, чтобы по фотовыставкам их возить. Смерть - это очень серьезно.

Пойти посмотреть на лица убитых там, заглянуть им в глаза - это должна быть психологическая работа. Смысл же именно в этом - ЗАСТАВИТЬ себя посмотреть на это, узнать это, пропустить это через себя, взять на себя труд ввести в свой мозг и организм эту информацию, осмыслить её, переварить, принять и сделать выводы. Хотя бы такой мелочью отдав им дань памяти. Хотя бы такой мелочью попытаться отдать свой долг за то, что не смогли остановить эти убийства.


Это ДОЛЖНО БЫТЬ психологически тяжело. Это разовые акции. Нельзя ходить в Аушвиц, как на Берлинале - смотреть на фоточки. И уж совсем дико повесить фотографии убитых в Аушвице на фанерки и устраивать с ним каждый год шествие по Освенциму или по Варшаве в день освобождения.

Это нивелирует эти смерти. Нивелирует твой собственный душевный труд, который должен быть затрачен.
Это слишком личное. Это слишком единоличное. Это не терпит массовости. Не терпит толпы. Это внутри тебя должно быть. Это твоя личная душевная работа. Твой труд, который ты сам должен выполнить.

Я вот совершенно не могу представить, что должно заставить меня повесить фотографию моей уже умершей бабушки на дощечку и, выставляя её на всеобщие обозрение, пойти с ней по улицам. Зачем? Это моя бабушка. Это моя семья. Это память нашей семьи. Зачем мне мою семейную память вешать на дощечку и нарочито показывать всем? Зачем всем остальным смотреть на фотографию моей бабушки или моего воевавшего еще на Халхин-Голе танкистом деда, и знать, что они уже мертвые? Нет, я понимаю, еще тридцать лет назад, с посылом - эти люди могли бы еще жить. Но сейчас-то всё уже, все равно эти люди и так уже умерли бы. Ну семьдесят лет уже прошло.
Перебор. Вот правда - перебор с количеством смертей, собранных в одном месте и выставленных на всеобщее обозрение людям, которые этого и не просили.

Обесценивание каждой отдельной трагедии.
Этот массовый культ смерти - избыточен.
Не надо доставать мертвых из могил и трясти ими у всего мира перед носом.
Оставьте вы их в покое уже...

только в Москве. В интернете идут бурные дискуссии: прокурор Республики Крым Наталья Поклонская вышла на шествие с портретом Николая II, рядом с царем-страстотерпцем - плакаты и флаги с портретом Сталина. В Нижнем Новгороде депутат Вячеслав Никонов нес портрет своего деда - наркома иностранных дел СССР Вячеслава Молотова, за что подвергся жесткой критике. С чьей фотографией выйти на шествие? Можно ли ставить вопрос о "правильном" или "неправильном" Бессмертном полке? Размышляет известная российская журналистка, президент общероссийской общественной организации работников СМИ "МедиаСоюз" Елена Зелинская.

В моей семье, как, вероятно, во многих семьях блокадников, День Победы – это день воспоминаний и благодарности. Не цепь случайностей, а жизни и тяжелый военный труд множества людей – вот причина, по которой моя мама осталась жива, а потому живу я и наши дети. Водитель, который вел машину по ломающемуся льду Ладожского озера, ополченцы, которые рыли окопы вокруг города, советские солдаты, которые освободили Кубань, где на последней грани выживания находился эвакуированный из блокадного Ленинграда детдом… Незнакомые и близкие.

Все мои родные разделили судьбы Отечества, никого не миновало и никто не уклонился: восемь человек лежат в братских могилах на Пискаревке и двое – на Левашовском. Один с обгоревшим лицом, другой дошел до Берлина, третьего контузили под Выборгом, в день, когда уже объявили перемирие. А та самая тетка моя, на которую, говорят, я похожа, прослужила врачом на санитарном поезде и воевала до 47 года… Никого из них уже нет с нами. Деды с отцовской стороны, сибиряки-хуторяне, сгинули при коллективизации, а уж как повоевали бы вместе со своими земляками, когда они обороняли Москву…

Бессмертный полк и Бессмертный барак в судьбе одной семьи. С чьим портретом мне идти по Невскому?

На вопрос, надо ли делать табличку “Последний адрес” на стене дома, откуда забрали деда, мама ответила: тут либо всем надо, либо никому. А погибло столько, хоть все стены завешивай…

Но вот что важно для меня сейчас. Благородный порыв благодарности подхватил сотни тысяч людей и привел их с портретами их родных на улицы города – значит так оно и должно быть.

Не политическая трескотня, не навязанный набор лозунгов, а самое теплое, самое светлое, что есть у человека – обращение к своей семье, к своим прадедам, к корням – вот что важно оказалось для всех.

Оказалось, что важно быть причастным к чему-то, что больше тебя, значительнее, без чего ты типа былинки для манипуляций. А вот ты идешь с портретом деда, среди тысяч и тысяч таких же благородных лиц на старых фотографиях – и ты не одинок.

И отступают все споры – про точные-неточные даты, про клещи государства, про провалы и вранье сводок. На первое главное место выступает человек, обычный, с похожими на твои глазами, который горел в танке, чтобы ты сегодня со своими детьми шел по светлому Невскому.

Вот чего точно не надо – это ранжировать благодарность по рейтингу. Один пойдет на шествие, другой помянет тихо дома, третий всплакнет у могилы, четвертый отстоит литургию, а кто-то поедет в Дом престарелых с подарками, а еще один напишет гневный текст: за шумихой забывают обеспечить тех, кто еще с нами, жильем и достойной медицинской помощью.

Никуда нам не деться от конъюнктурщиков и манипуляторов, тех, кто будет стараться использовать народное переживание, чтобы срубить дивидендов. И никуда не спрятаться от дураков, которые будут наматывать ленточку на все, что шевелится. И тяжело противостоять милитаристскому угару – заразная штука.
Но, я думаю, справимся: наши павшие нас не оставят в беде. Их вон сколько – целый Бессмертный полк.

На тему патриотизма в День Победы, как правило, начинают бурно дискутировать за несколько недель до праздника, а заканчивают ровно 10 мая. Сотрудники сайт посчитали, что сейчас, когда праздники уже отгремели, разговор на злободневную тему должен бы получиться более спокойным и конструктивным. Конструктивной беседа вышла, но была ли она спокойной?

Полемика между участниками круглого стола возникла еще до его официального начала. Модератор встречи, краевед, историк и экс-чекист Александр Петрушин и его давний оппонент, руководитель общественной организации «Народный контроль» (и тоже историк по образованию!) Александр Шемякин в споре были корректны по отношению друг к другу, но позиций не сдавали. Если первый уверен, что те самые наклейки «На Берлин!» пошлы и неуместны, то второй отстаивал их как проявление здорового патриотизма. Единодушны они были в одном - никто историю толком не знает.

Во время круглого стола Александр Шемякин так аргументировал свою позицию по поводу патриотических наклеек к 9 Мая: «Ничего плохого в этих наклейках нет. Соглашусь, что призыв „Убей немца!“ - это ненормально, но „Убей фашистского гада!“ - вполне в духе времени. А „На Берлин!“ - это вообще стилизация, так писали на боевой технике, на бомбах. Никто же не говорит, что мы прямо с парада поедем за шенгенскими визами, а потом брать Берлин. „Ночные волки“ в этом году с лозунгом „Дороги Победы на Берлин“ проехали по Европе, и в Германии их прекрасно принимали. Немцы нормально к этому относятся и все понимают…».

«Немцы давно все осознали и даже покаялись. А мы их провоцируем», - прокомментировал еще один участник мероприятия, автор идеи «Бессмертный полк» Геннадий Иванов.

«В конституционном государстве призыв убить кого бы то ни было звучит по меньшей мере странно. А вот наклейки „Спасибо деду за Победу!“ мне кажутся вполне уместными», - высказала свое мнение руководитель патриотической кампании «Мы помним» Инна Корсун.

«А какому деду? Это ведь общие слова…», - заметил Геннадий Иванов.

«Мы переносим военные лозунги на наше время, не надо этого делать. Я считаю, что эти наклейки - не более чем понты, пошлость и желание выделиться», - не сдавался Александр Петрушин.

Настоящий ребенок войны

Инна Корсун призналась, что в 9 Мая и сама не первый год проходит в параде именно в стилизованной форме - но без погон и медалей, конечно: «Для меня - это праздник, наполненный эмоциями, торжественная дата. Форма - отождествление себя с подвигом народа». Александр Шемякин тоже не видит ничего плохого в использовании военной формы на празднике - мол, если выступать против этого, то и исторические реконструкции под вопросом. И вообще, мол, это все способствует патриотическому воспитанию.

«Нет культуры использования символики Великой Отечественной войны, - продолжал говорить о праздновании Дня Победы Александр Петрушин. - Георгиевские ленточки - на коленках, на собачках, на антеннах машин, в витринах магазинов. Два года назад Орден Победы на секс-шоп повесили. Очень странно видеть на пакете молока изображение доярки в военной форме».

Нужно ли регламентировать использование Георгиевской ленточки на государственном уровне и вводить обязательные правила ее ношения? Александр Шемякин напомнил про пионерские галстуки - даже вопроса не возникало о том, чтобы использовать их не по назначению - ни как бандану галстук не надевали, ни на сумки не повязывали.

Инна Корсун и ее команда в рамках кампании «Мы помним» как раз-таки занимается распространением Георгиевских ленточек и листовок с рекомендациями по их ношению. «Не все знают историю Георгиевской ленты, ее значение. Мы проводим акции, чтобы донести эту информацию до молодежи. Рассказываем, почему недопустимо использовать ленточку вместо шнурков и т.п. Я считаю, что нужно не запрещать что-то, а воспитывать культуру. На официальные правила ношения ленточки молодежь отреагирует протестом, и не факт, что норма будет исполняться.

Разговор за редакционным столом шел горячий и не сказать, чтобы строго выстроенный. Тема «Бессмертного полка» возникала не один раз и рассматривалась под разным углом. Геннадий Иванов, «поперешный с детства», как он себя охарактеризовал, припомнил, как одному (уже бывшему) тюменскому мэру предложил пройти на празднике с портретом его деда. Мэр отказался, дескать, я лучше дома его поставлю и там же помяну. Зато теперь, усмехнулся Геннадий Кириллович, после того, как президент с портретом в «Бессмертном полку» прошел, этот чиновник тоже ходит с фотографией деда в общем строю.

«Формат „Бессмертного полка“ воспринимается молодежью. Насколько он формален для них? Знаете, уже не первый год на перекрестке Республики и Мельникайте 9 мая вечером проводится минута молчания. Люди приходят сами. И плачут. Не думаю, что это может быть по указке. У меня в семье не было фронтовиков, только труженики тыла. А я бы тоже с удовольствием прошла бы с портретом своего родственника», - добавила Инна.

Главная задача Бессмертного полка – сохранение в каждой российской семье памяти о солдатах Великой Отечественной войны. Участие в Бессмертном полку подразумевает, что каждый, кто помнит и чтит своего ветерана армии и флота, партизана, подпольщика, бойца Сопротивления, труженика тыла, узника концлагеря, 9 Мая выходит на улицы города с фотографией солдата, чтобы принять участие в параде в колонне Бессмертного полка, либо самостоятельно отдать дань памяти, принеся фотографию к Вечному огню или иному памятному месту. Наша конечная цель – превратить Бессмертный полк во всенародную традицию празднования Дня Победы 9 Мая.

1. Что нужно сделать, чтобы поучаствовать в Параде 9 мая в составе Бессмертного полка?

Сначала Вам необходимо поискать в своих домашних архивах или на сторонних источниках ФИО своего солдата, воинское звание и некоторые другие данные. Затем попробовать зарегистрировать его на сайте Бессмертного полка. Самым важным и главным шагом в участии в акции является изготовление штендера с портретом и данными солдата и явка к началу Парада 9 мая в нашем городе.

2. Помогите найти информацию о моем деде – ветеране войны, в семье не осталось данных?

Мы не занимаемся поисковой работой, но можем подсказать, из каких открытых источников вы можете получить данные о своем родственнике-участнике Великой Отечественной войны.

Наиболее полная информация содержится в разделе “Найти солдата”. Внизу страницы расположена презентация, которую можно скачать. В ней можно найти информацию о том, как и где найти поиск.

Есть два сайта, подготовленных по базам данным Министерства обороны. Полнее их в свободном доступе ничего не существует. Ошибки, конечно же, возможны. Сайты ценны тем, что содержат сканкопии документов.

5. Могу ли я записать в Бессмертный полк не деда, а бабушку, которая воевала? Конечно! Не только можно, но и нужно. А также отца, прадеда и прочих родных-фронтовиков.6. В какой полк записать деда, если он призывался из города, где нет «Бессмертного полка»? Вы можете записать фронтовика в полк своего города, либо, если в вашем городе его нет - в раздел ‘Российская Федерация, Россия’ .

7. Возможно прохождение в строю без регистрации деда на сайте? Конечно, берите фотографию или штендер и приходите на построение.

8. Где сделать штендер с портретом для «Бессмертного полка»? Чтобы узнать адреса салонов-партнеров нужно обратиться к организатору в своем городе. Координаты организаторов можно найти на сайте moypolk.ru в рубрике «Штаб полка» .9. Могу ли я встать в “Бессмертный полк” просто с фотографией? Если самому делать штендер , какого он должен быть размера?

Люди должны видеть лица солдат Великой Отечественной. Если вы понесете фотографию – ее увидят немногие. Тем более в колонне. Поэтому настоятельно рекомендуем в колонну “Бессмертный полк” приходить с фото на штендерах (палочках). Делайте их сами или заказывайте в пунктах приема заказов. Можно приходить и с фото, но его лучше увеличить. Рекомендуемый размер - примерно формат А4 (20х30 см). На случай непогоды лучше закатать в ламинат.

10. Что делать если у вас нет фотографии вашего фронтовика ? Если в вашем фотоальбоме не сохранились фотографии фронтовика, вы можете сделать штендер, на котором будет написано ИМЯ, ФАМИЛИЯ ОТЧЕСТВО и воинское звание. С этим штендером вы тоже можете встать в ряды “Бессмертного полка” .

11. Где и когда будет построение в моем городе? Нужно ли записываться заранее? Записываться заранее не нужно, просто приходите с портретом фронтовика на построение. О месте и времени организаторы сообщают в СМИ вашего города заранее, также она будет выкладываться на сайте moypolk.ru. Если вы не нашли этой информации, обратитесь к организаторам в своем городе.