Что помогает и что мешает школьникам учиться? Что помогает человеку общаться и передавать опыт.

Уметь вовремя сосредоточиться на каком-либо занятии – очень ценное качество, обладая которым вы сможете достичь хороших результатов в той или иной сфере.

Вы наверняка замечали, что часто чрезвычайно сложно сосредоточиться на работе или учебе, как бы вы этого ни хотели. Поэтому навык концентрации внимания на определенном задании – нужный и полезный.

Мы приведем несколько советов, которые расскажут, как сосредотачиваться на работе в максимально быстрые сроки.

Понимание вашей цели . Для того чтобы ваше внимание не рассеивалось на всевозможную бесполезную информацию, постоянно поступающую в мозг, вам необходимо в бесперебойном режиме держать цель у себя в голове (читайте - Как правильно ставить цели ). Чувство цели будет мотивировать вас прилагать максимум усилий для ее достижения. Вам необходимо прокручивать мысли о том, что произойдет, когда ваша цель будет достигнута. В таком случае, все действия будут максимально эффективными, и ничто не сможет вас отвлечь от процесса движения к желаемому результату.

Реалистичность цели. Невозможность сосредоточиться часто обусловлена расплывчатой задачей. Когда ваша цель неконкретная и труднодостижимая, есть большая вероятность, что вас ожидает провал по причине того, что вы не сможете сконцентрировать внимание на процессе движения к результату. Когда же у вас есть вполне реальная цель, вы сможете всегда определить, на каком этапе вы находитесь. А это будет мотивировать вас прилагать все усилия для приближения к победному концу.

Установка обязательств. Независимо от того, укладываетесь ли вы в определенные временные рамки или нет, вы должны давать себе внутреннее распоряжения об обязательном выполнении поставленной задачи. Если вы бросаете работу на полпути, то вряд ли сможете достичь хорошего результата в выбранной сфере.

Быстрое начало. Для того чтобы ваш рабочий день был эффективным, вам нужно с самого утра задать ему деловой темп. Сделать это несложно, достаточно приступить к выполнению задачи, как только вы оказались на рабочем месте. Пусть вас не отвлекают ненужные мелочи. Помните, хорошее начало повлечет за собой очень продуктивный день.

Умение делать перерывы. Исследователи возможностей человеческого организма пришли к выводу, что продуктивность труда имеет циклический характер. Для того чтобы влиться в рабочий процесс среднестатистический человек тратит около 10-15 минут. Последующие полчаса являются наиболее эффективными. По прошествии 45 минут с того момента, как вы приступили к выполнению задания, наступает стадия постепенного истощения. Поэтому, для того, чтобы максимально сосредоточиться на учебе или работе необходимо делать десятиминутные паузы между стадиями трудового процесса. Это позволить вам поддерживать свою работоспособность на самом высоком уровне. Не нужно «зашиваться» на каком-либо деле, но в то же время не следует расслабляться. Постарайтесь привыкнуть к режиму, когда вы работаете час и отдыхаете 10 минут.

Музыкальное сопровождение. Здесь у психологов нет однозначного мнения. Некоторым музыка помогает сосредоточиться, других же наоборот раздражает или отвлекает. Все это сугубо индивидуально, однако можно выделить определенные закономерности. Например, церковная музыка способна вселить в вас уверенность и помогает расслабиться. Классические произведения пробуждают творческие способности у личности, открывают новые области познания и помогают сконцентрироваться. Современные жанры абсолютно по-разному оказывают воздействие на продуктивность труда. Так, к примеру, джаз и соул могут, как стимулировать работоспособность, так и настраивать слушателя на романтическое настроение. Что касается рока и металла, то эти направления могут вызвать подавленность у одних людей, а других вдохновить. К тому же, если вам мешают внешние шумы, то музыка станет для вас спасением.

Тренировка остроты чувств . Стабильные упражнения на совершенствование остроты чувств могут оказаться тем навыком, что помогает сосредоточиться . Вы можете тренировать обоняние, зрение, осязание, слух и вкус различными интересными способами. Постоянное посещение парфюмерных магазинов может отшлифовать ваш навык узнавать тот или иной запах. Сами не заметите, как через короткий промежуток легко сумеете отличить Босс 6 от Шанель Алюр. Кроме того, попробуйте угадывать, что вам подали на завтрак, используя только ваш нос. Для концентрации и усиления силы зрения отличным способом будет наблюдение за движением секундной стрелки. Если идете по улице, старайтесь замечать самые незначительные детали в окружающей обстановке: номера автомобилей, одежду прохожих, названия магазинов (пройдите тест на внимательность и наблюдательность ). Для того чтобы обострить ваше осязание, попробуйте сравнивать различные материалы по фактуре, температуре, плотности и т.д. Развивайте слух следующим образом: прогуливаясь по городу, вслушивайтесь в едва заметные звуки, которые заглушает городской шум. Это может быть лай собаки или еле слышная мелодия. Кроме того, хорошим упражнением будет мысленно выделять один инструмент из оркестра, и стараться слушать только его партию. Тренировать вкус тоже довольно легко. Купите много сортов яблок и откусывайте по чуть-чуть, при этом осознавая, чем один сорт отличается от другого. Найдите дома пакетики со специями и стимулируйте вкусовые рецепторы, угадывая ту или иную приправу.

Что мешает сосредоточиться

Посторонние звуки. Часто случается, что невозможность сосредоточиться вызвана окружающим шумом. Это может быть раздражающая музыка или телевизор. Еще мешают сконцентрировать внимание звуки, доносящиеся с улицы. Для того чтобы снизить влияние этого фактора до нуля, вам лучше перейти в другую более тихую комнату или просто закрыть окно. Кроме того, помешать сосредоточиться могут люди, которые находятся с вами в помещении. Вам следует попросить их сохранять тишину и аргументировать это тем, что заняты важным делом, которое требует от вас максимум усилий и внимания. Помните, что умения сосредотачиваться в шумном месте – талант, которым обладают далеко не все.

Посторонние мысли. Внутренний диалог во время выполнения какого-либо задания – очень вредная вещь, поскольку очень сильно отвлекает от самого процесса. Тревожные переживания по любому поводу не дают возможности сконцентрироваться на работе, ведь они рассеивают мысли в разные стороны. Для того чтобы избавиться от навязчивых внутренних разговоров необходимо прокрутить в голове поставленную цель. Тогда вы сможете настроиться на результат и выполнить задачу максимально эффективно и быстро. Держите перед глазами цель, и это будет мотивировать вас не отвлекаться на посторонние проблемы.

Информационные раздражители. Перед началом или во время работы постоянно существует соблазн отвлечься и оттянуть момент возвращения в рутину. Вы заглядываете на странички в социальных сетях, переписываетесь со знакомыми, читаете не относящиеся к работе статьи и тратите свое время непонятно на что. Планирование станет спасательным кругом для вас. Расставьте приоритеты согласно вашим целям. Если установили для себя определенный объем работы, распишите этапы ее выполнения. Установите для себя временные лимиты на посещение развлекательных и новостных порталов. Делайте это утром перед началом работы или во время перерыва. Не стоит лишний раз отвлекаться от процесса достижения результата, поскольку каждый раз вы будете тратить около 10-15 минут на то, чтобы влиться в деловой темп. Помните, что взяться за все дела сразу значит не выполнить ни одного. Умейте выставлять приоритеты, что станет базисом для сосредоточенной работы.

Настроение. Зачастую, чтобы оправдать свою лень, люди начинают придумывать мифы о «нерабочем настрое» и плохом самочувствии. В большинстве случаев это отговорки, созданные лишь для того, чтобы отлынивать от рабочего процесса. Постарайтесь отбрасывать подобные мысли, думайте постоянно о результате и о том, в какие сроки вам нужно его достичь. Это поможет вам сохранять позитив и активность на рабочем месте и избавиться от прокрастинации . Если уж вы действительно заболели, то лучше приступать к работе после того, как вы полностью поправитесь.

Освещение. Рабочее место, которое плохо освещается, может стать серьезным барьером для эффективного выполнения поставленных задач. Чем более тусклый свет, тем быстрее устают ваши глаза. А усталость приводит к тому, что ваше внимание рассеивается на плохое самочувствие. Подберите для себя лампу, которая будет светить со стороны, противоположной руке которой вы пишите, чтобы не падала тень. Свет должен быть ни тусклым, ни слепящим. Подберите идеальный для вас вариант, и качественное выполнение дел будет вам обеспечено.

Рабочее место. Организация рабочего места дело серьезное! Мягкое кресло или диван абсолютно не способствую концентрации вашего внимания. Для работы лучше подойдет стул, который обеспечит хорошую осанку и удобную посадку. Помните, что ваше место – не для релаксации и психической саморегуляции . Уделите достаточно времени, чтобы обеспечить себе максимально удобные условия для работы.

Теперь вы знаете, как научиться сосредотачиваться и осуществлять поставленные цели быстро и эффективно. Будьте собраны, и успех не заставит себя долго ждать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

: Вы привыкли целыми днями крутиться, как заводная, и вдруг… ничего не надо делать. Либо вы уже успели выполнить всю работу на сегодня, либо у вас выходной, либо вы ушли в отпуск. И очень скоро вам становится как-то не по себе – бездельничать вы не привыкли, а чем занять себя, не знаете. Неудивительно, что к работе вы возвращаетесь с облегчением. И при этом совсем не чувствуете себя отдохнувшей. Потому что вы и не отдыхали!

Под словом «отдых» многие из нас понимают всего лишь отсутствие работы. Но это не значит, что во время того, что считается отдыхом, мы расслабляемся телом и душой.

Что такое «активный отдых»? Турпоходы и тренажерный зал. Прежде чем доберетесь до финиша, с вас сойдет семь потов. Для здоровья, наверное, полезно, но вот будете ли вы ощущать себя отдохнувшей? Впрочем, активный отдых, как говорится, на любителя.

Первое место по способу «отдыхания» наверняка держат компьютеры. Достаточно заглянуть в «аську» или «Скайп». Некоторые из моих знакомых сидят там сутками, не вылезая. Конечно, вряд ли они сутками работают. Может, играют в сетевые игры, может, зависают на каких-то сайтах, общаются… Но, так или иначе, они загружают свой мозг информацией. А значит, мозг не отдыхает.

Иные предпочитают телевизор. Помню, как-то я приехала в гости к подруге, так «ящик» у нее был включен целый день, и она просто время от времени переключала каналы, ища что-то интересное… А ведь телевизор – тоже информация. И часто негативного плана.

Книги? Вот вроде бы прекрасный способ расслабиться - лежишь на диване с книжкой в руках и почитываешь… А мозг-то опять загружается!

Или, допустим, вы решили отдохнуть и позвали гостей. Или сами отправились в гости. А знаете, сколько энергии тратится на общение? Мы редко стремимся выступать в роли эмоциональных доноров, скорее, сами ищем энергетической подпитки. Поэтому будьте готовы к тому, что в ответ на ваши жалобы подруга начнет жаловаться на свои проблемы. Или начнет, к примеру, вас поучать. Или рассказывать про какие-то свои дела… Так что расслабиться и отдохнуть вам вряд ли удастся.

А если вы идете на свидание с мужчиной, то вам вообще придется все время быть начеку и контролировать каждый свой шаг и слово, чтобы не сделать и не сказать что-нибудь не так!

Секс – приятное времяпрепровождение, но не отдых. Что бы там ни говорилось, большинство из нас после секса чувствует себя выжатым лимоном, ну, пусть и в позитивном плане. Так что тоже не вариант.

Точно так же не вариант для отдыха и поход в театр, на танцы или на какое-нибудь развлекательное мероприятие. Или, скажем, в боулинг или казино. Вам придется все время двигаться, следить за действием, контролировать себя, общаться… Вы можете получить от такого времяпрепровождения массу положительных эмоций, но вряд ли почувствуете себя отдохнувшей.

Многие пытаются расслабиться при помощи выпивки. Однако это лишь иллюзия. Очень скоро все вернется на круги своя, и вы обнаружите массу нерешенных проблем, да еще и похмелье в придачу!

Отпуск – тоже не панацея. Оставшись без привычных занятий, мы можем ощущать себя не в своей тарелке. Иные во время отпуска затевают ремонт в квартире или копку грядок на даче. И что, удалось вам отдохнуть?

А если выбрать «солнце, пальмы и песок»? Купить путевку и двинуть куда-нибудь на курорт? Казалось бы, идеальный вариант для отдыха! Однако на этом пути вас ждет множество напрягов. Сначала сборы в дорогу, потом сама дорога, устройство на новом месте, знакомство с соседями… Вы вынуждены будете постоянно что-то организовывать, ездить на экскурсии, следить, чтобы ребенок не утонул в море… Может, вас будут напрягать плохое питание или сон… Одним словом, на полноценный отдых и не надейтесь!

"А что же тогда называется настоящим отдыхом?!" - спросите вы.

На мой взгляд, таких вещей довольно много.

Например, музыка. Выбираете то, что нравится лично вам, включаете и ложитесь на диван. Или садитесь в кресло. И просто слушаете…

Или медитация. Можно тоже под музыку. Релаксационных методик сейчас тьма. Желательно подобрать такую, чтобы не только расслабляла тело, но и отключала сознание. Может быть, для этого вам придется долго тренироваться или даже записаться на какие-то курсы. Но дело того стоит!

Неплохой результат дают прогулки на природе – в лесу, саду или парке. Только в одиночестве, без подруги, спутника жизни или собаки! И, разумеется, в безопасном месте, где не грязно, не скользко и есть удобная дорожка или тропинка. И где вам не придется опасаться, что к вам кто-то пристанет или нападет.

Впрочем, все люди разные. Не исключаю, что кому-то, чтобы расслабиться, нужно сходить на дискотеку или на концерт тяжелого рока. Или поучаствовать в эксперименте по выживанию в экстремальных условиях.

Главное – чтобы в конце этого процесса вы ощутили, что действительно расслабились и получили заряд бодрости. Поверьте, это ощущение не спутаешь ни с каким другим!

3 апреля на XIII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в Высшей школе экономики состоялась первая сессия «Влияние контекстных факторов на образовательные результаты» секции «Развитие образования».

Одной из целей введения ЕГЭ было повышение доступности высшего образования для детей из семей с низкими доходами. Осуществимо ли это? Вроде бы да, но… Об этих «но» и шла речь в представленном на сессии докладе преподавателя кафедры институциональной экономики НИУ ВШЭ Ильи Прахова «Влияние дохода домохозяйств на результаты ЕГЭ и выбор вуза».

С одной стороны, с введением унифицированной системы государственных экзаменов должны снизиться «специфические инвестиции» в подготовку к поступлению в вуз. Школьник уже не привязан в программе конкретного вуза и может готовиться к экзаменам по стандартным методическим материалам. ЕГЭ позволяет также снизить транзакционные издержки, связанные с подачей документов: их можно отправить по почте - личного присутствия в приемной комиссии не требуется.

С другой стороны, дети из обеспеченных семей все равно сохраняют при поступлении в вуз определенные преимущества в виде возможности посещать подготовительные курсы, заниматься с репетиром.

В докладе была высказана интересная гипотеза: вероятно, у детей из семей с низкими доходами - и с высокими разная склонность к риску. Вторые не слишком расстроятся, не поступив «на бюджет», ведь для них еще есть вариант учиться платно. Школьнику же из небогатой семьи придется осторожничать и делать ставку на менее «селективные» вузы, где проходной балл пониже и шансов поступить больше.

По словам Ильи Прахова, в ходе эмпирического исследования была выявлена положительная и статистически значимая корреляция между уровнем дохода и успеваемостью. Исследование основано на данных опроса, проведенного в 2010 году среди первокурсников в 16 крупнейших городах России с населением более 8 тысяч человек.

Выяснилось, что дети из семей с низкими доходами, например, по математике получили в среднем 57 баллов, дети из семей со средними доходами - 61 балл, а дети из семей с высокими доходами и того больше - в среднем порядка 70 баллов. Аналогичная ситуация наблюдается в отношении почти всех сданных предметов.

Авторы также оценили, как различаются инвестиции в подготовку к поступлению в вуз в бедных и в богатых семьях. Как оказалось, наибольшие совокупные инвестиции в будущее высшее образование делают семьи со средними доходами. Таким образом они предпочитают потратить больше денег на подготовку к экзамену, чтобы минимизировать риски: не платить за образование своих отпрысков потом, увеличив их шанс учиться бесплатно. Для оценки влияния уровня дохода семей и инвестиций на результаты ЕГЭ авторы использовали регрессионную модель. Наиболее эффективными оказываются инвестиции в подготовительные курсы для детей из богатых семей.

Было выяснено и то, как распоряжаются своими баллами выпускники из семей с низкими и с высокими доходами. Более богатые дети в основном поступают в более «селективные» вузы с высокими проходными баллами как на платные, так и на бюджетные места.

Даже в условиях ЕГЭ, делает вывод докладчик, абитуриенты из семей с более высокими доходами сохраняют больше возможностей для поступления в вуз.

«Эффект учителя» в результатах ЕГЭ

Однако доход семей - не единственный фактор, влияющий на учебные достижения школьников. Об этом рассказал старший научный сотрудник (ИРО) ВШЭ Андрей Захаров в докладе «Влияние характеристик учителя на академические достижения учащихся: по результатам ЕГЭ 2010 года».

Если говорить о принятии управленческих решений в сфере образования, особенно актуальным становится вопрос об эффективности практик и характеристик школ и учителей. Но российские исследования не особенно отличаются изучением роли учителей. У нас исследователи в основном фокусируются на экономических факторах, например, ресурсах школы, да и методология зачастую просто не позволяет отделить «эффект учителя» от эффекта других факторов, воздействующих на достижения детей.

Исследование, представленное докладчиком, базируется на социологическом опросе, проведенном в 2010 году в трех субъектах РФ. В выборку вошло 127 школ, порядка 3 тысяч учащихся 11 классов и 350 учителей. Анализ проводился с использованием различных статистических моделей, в том числе «модели добавочной стоимости» (Value added models) и «модели первой разницы» (First difference).

Этот инструментарий позволил более или менее точно отделить «эффект учителя» от других эффектов и продемонстрировать значимость влияния практик и характеристик учителей на результаты школьников по русскому языку и математике.

Как показывает исследование, учитель - это один из основных ресурсов школы. И рост учебных достижений школьников связан с наймом учителей более высокой категории как по русскому языку, так и по математике. Старение кадров сопровождается снижением балла ЕГЭ. Большое воздействие на учеников оказывает и разница в количестве учебных часов, затраченных на изучение предмета. Так, если учителя занимаются математикой не 5 часов, а на час меньше, это ведет к снижению среднего балла школьников на 20 процентов стандартного отклонения. Еще один интересный вывод касается частого использования на уроках контрольных работ в форме ЕГЭ. Такие практики можно трактовать как «натаскивание», но они имеют следствием более низкий балл по ЕГЭ - а значит, не являются эффективными.

Самыми неоднозначными оказались результаты использования на уроках русского языка и математики сложных заданий из части «С». Если учитель задает детям много сложных заданий по математике, это приводит к повышению среднего балла ЕГЭ, а вот увеличение доли заданий по русскому языку, где нужно давать развернутые высказывания (сочинение), ведет к снижению баллов школьников по ЕГЭ…

В физике надо учить формулы

О результатах использования модели «первой разницы» также рассказала старший преподаватель факультета социологии НИУ ВШЭ Татьяна Хавенсон , представив доклад «Учительские характеристики и достижения школьников. Находки из применения метода first-difference к данным TIMSS- 2007».

Смысл метода в том, что он позволяет рассчитать разницу в достижениях каждого ребенка в разных предметах, которые преподают разные учителя. После фиксации всех характеристик ребенка все, что будет различаться в их учебных результатах по двум предметам, - это характеристики учителей. Как, например, связаны характеристики учителей по математике и по естественнонаучным предметам - и достижения их учеников?

Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи изучали доступные в анкетах TIMSS данные об учителях - их профессиональное образование, стаж, пол, плюс ряд учительских практик, включая формы обучения (фронтальное обучение, индивидуальная работа, контроль усвоения) и виды деятельности на уроке (решение задач репродуктивного типа, задач на понимание и интерпретацию, метанавыки и групповая работа).

Оказалось, не так уж много характеристик учителей значимо влияет на достижения школьников. В частности, если учителя химии и физики больше времени на уроках уделяют репродуктивному обучению, то есть дети решают какие-то задачи без калькулятора, заучивают наизусть формулы - это производит значимый позитивный эффект на их достижения. А вот на знания детей по математике положительное воздействие оказывают задачи на понимание и интерпретацию и задания, которые требуют применения метанавыков, то есть соотнесений математических знаний с повседневной жизнью, решение сложных нестандартных задач и подобное.

Негативно на достижениях детей по математике сказывается групповая работа и репродуктивное обучение; по физике - совершенно неожиданно решение задач на понимание и интерпретацию…

Как школам справиться со своими учениками?

Алина Иванова, специально для Новостной службы портала ВШЭ