Что такое звуки речи? Как называется раздел языкознания, изучающий звуки речи? Три аспекта изучения звуков речи.

Акустика звуков речи

Звуки речи – это колебания воздушной среды, вызванные органами речи. Звуки делятся на тоны (музыкальные звуки) и шумы (немузыкальные звуки). Тон – это периодические (ритмичные) колебания голосовых связок.

Шум – это непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела, например, губ.

Звуки речи различаются по высоте, силе и длительности.

Высота звука – это число колебаний в секунду (герц). Она зависит от длины и натянутости голосовых связок. Более высокие звуки имеют более короткую волну. Человек может воспринимать частоту колебаний, т.е. высоту звука в диапазоне от 16 до 20 000 Гц.

Сила звука (громкость) зависит от длины волны, т.е. от амплитуды колебаний (величины отклонения от первоначального положения). Амплитуду колебаний создают напор воздушной струи и поверхность звучащего тела. Сила звука измеряется в ДБ. Шепот определяется в 20 – 30 дБ, обычная речь от 40 до 60 дБ, громкость крика доходит до 80 – 90 дБ.

Длительность звука , т.е. время колебания измеряется в миллисекундах.

Звук имеет сложный состав. Он состоит из основного тона и обертонов (резонаторных тонов). Основной тон – это тон, порожденный колебаниями всего физического тела. Обертон – частичный тон, порожденный колебаниями частей (половины, четверти, восьмой и т.д.) этого тела. Обертон («верхний тон») всегда выше основного тона в кратное число раз, отсюда и его название. Он вызывается резонансом , т.е. звучанием тела при восприятии звуковой волны, имеющей частоту одинаковую с частотой колебаний этого тела. Обертоны обычно слабы, но усиливаются резонаторами. Интонация речи создается изменением частоты основного тона, а тембр – изменением частоты обертонов .

Тембр – это своеобразная окраска звука, создаваемая обертонами. Он зависит от соотношения основного тона и обертонов. Тембр позволяет отличать один звук от другого, различать звуки различных лиц, мужскую или женскую речь. Тембр у каждого человека строго индивидуален и уникален как отпечаток пальцев. Форманта – это обертоны, усиленные резонаторами, которые характеризуют данный звук. В отличие от голосового тона форманта образуется не в гортани, а в резонирующей полости. Поэтому она сохраняется и при шепоте.

В качестве значимой минимальной единицы звукового строя языка рассматривается фонема (др.-греч. φώνημα - «звук»). Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка. Фонема:

· с учетом физического аспекта – класс фонетически сходных звуков или звукотипов;

· с учетом функционального аспекта – т.н. сегментная единица – смыслоразличитель, обладающая дифференциальными признаками (артикуляционными и акустическими).

По характеристике Н.И. Жинкина, фонема не обладает никаким значением, но помогает человеку различать, опознавать слова . Фонемы представлены в языке в виде противопоставлений акустических и артикуляторных признаков, которые служат для опознавания и различения значимых единиц языка – морфем, а через них – опознавания и различения слов. Таким образом, фонема со смыслоразличением связана косвенно.

Сильная позиция фонемы – это положения, где фонемы отчетливо выявляют свои свойства. Слабая позиция это позиция нейтрализации фонем, где фонемы не выполняют различительных функций.

Фонетика – раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка, т.е. звуки речи, слоги, ударения, интонацию. Имеются три стороны звуков речи, и им соответствуют три раздела фонетики:

- Акустика речи изучает физические признаки речи.

- Антропофоника или физиология речи изучает биологические признаки речи, т.е. работу, производимую человеком при произнесении (артикуляции) или восприятии звуков речи.

- Фонология изучает звуки речи как средство общения, т.е. функцию или роль звуков, используемых в языке.

Фонологию нередко выделяют как отдельную от фонетики дисциплину. В таких случаях два первых раздела фонетики (в широком смысле) – акустика речи и физиология речи объединяются в фонетику (в узком смысле), которая противопоставляется фонологии. Фонология изучает общественную, функциональную сторону звуков речи. Звуки рассматриваются не как физическое (акустика), не как биологическое (артикуляция) явление, а как средство общения и как элемент системы языка.

Звуковые единицы языка могут быть сегментными (линейными ) и суперсегментными . Сегментные единицы – это звуки (фонемы), слоги, слова и т.д. Более длинные языковые единицы делятся на более короткие сегменты.

Структурная организация сегментных единиц (фонем) осуществляется супрасигментными единицами (или просодической системой языка). С.Н. Цейтлин под просодической системой понимает совокупность интонации и ударения.

Компоненты интонации (Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина по данным Н.В. Черемисиной-Ениколоповой):

Компонент интонации Характеристика
Ударение Языковое явление, в основе которого лежит интенсивность, сила звука. Для интонирования речи значимы словесное ударение (силовая и тональная вершина слова) и ударения смысловые: синтагматическое, фразовое, логическое.
Мелодика речи Тональный контур речи – модуляции высоты (повышение и понижение) основного тона голоса при произнесении высказывания.
Темп речи Скорость произношения речи, относительное ускорение или замедление отдельных ее отрезков (звуков, слогов, слов, предложений и т.д.). Зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания.
Тембр Дополнительная окраска звучания, сообщающая речи различные эмоционально-экспрессивные оттенки голоса.
Пауза Интонационное средство, которое по акустическому выражению может быть действительным или мнимым (нулевым). Действительная пауза – это остановка, перерыв в звучании.

Интонация (от лат. intono – громко произношу) – это совокупность звуковых средств языка, которые.

Человеческая звуковая речь представляет собой сложное явление, которое следует рассматривать в трех аспектах, не забывая о том, что все они являются как бы тремя сторонами одного и того же явления. А именно реально звучащей речи.

В фонетике изучают артикуляцию звуков речи - работу органов речи в момент произношения звуков. Этот аспект называется автономно-физиологическим, или артикулярным. В человеческом организме нет органов, специально существующих исключительно для образования звуков речи. Эту функцию дополнительно выполняют органы, основным назначением которых являются различные физиологические функции, например, дыхание (как, в частности, легкие), жевание (как, например, зубы) и т.п.

Система произносительных органов с точки зрения ее различных функций в звукообразовании может быть условно распределена три группы: а) дыхательные органы, подающие воздушную струю, необходимую для образования голоса и звуковой речи - это прежде всего легкие. Воздушная струя из легких по трахее (дыхательному горлу) попадает в гортань. Самой существенной частью гортани при образовании голоса являются голосовые связки. Голос, звуки, возникающие в гортани, это еще не звуки человеческой речи, звуки речи получают полное оформление в надгортанных полостях рта и полости носа.

Полость рта является самой существенной для образования звуков речи, ученные называют ее основной лабораторией производства звуков речи. Самым подвижным органом в полости рта является язык, в котором фонетисты различают спинку и корень. Для удобства при классификации звуков речи условно, т.е. чисто фонетически, вводятся понятия передней части спинки языка (куда входят кончик языка и передний край), средней и задней части. Никаких анатомических границ между ними, разумеется, нет. Полость рта спереди ограничена верхней и нижней губой, затем верхними и нижними зубами. Корни зубов сидят в луночках, образующих на нёбе выпуклый неровный валик, который в фонетике называют альвеолами. Верхней границей полости рта является нёбо - твердое и мягкое. Твердое нёбо - по латыни palatum (условно, фонетически) начинается от альвеол и кончается на уровне последних зубов. Дальше начинается мягкое нёбо, или нёбная занавеска (лат. Valum), закнчивается маленьким язычком, или увялой. Когда нёбная занавеска напряжена и прилегает к стенке зева, воздушная струя направляется в полость рта. Если нёбная занавеска не напряжена, открывается, открывается проход для струи воздуха в полость рта. Полость носа представляет собой не изменяющийся резонатор (в противоположность полости рта). Она может только включатся или выключатся при образовании звуков речи, благодаря движению нёбной занавески, и тогда получаются либо носовые либо не носовые звуки. В этом и заключается функция полости носа в образовании звуков речи.

Органы речи подразделяются на активные и пассивные. Под активными понимаются органы речи, способные производить самостоятельные движения. К ним относятся губы, язык (включая все его части: кончик, переднюю, среднюю и заднюю часть спинки и корень), мягкое нёбо с маленьким язычком и голосовые связки. К пассивным речевым органам следует отнести: твердое нёбо, альвеолы и зубы. К ним относится также носовая полость.

Звуки человеческой речи, как и любые физические звуки обладают акустическими признаками: высотой (частотой), силой (интенсивностью), тембром, а также продолжительностью звучания (длительностью)1. Высота (частота) звука выражена акустически в количестве двойных колебаний, то есть герц в секунду, тем выше звук, чем меньше герц, тем звук ниже. Человеческое ухо воспринимает высоту звука в диапазоне от 15 до 15000 герц. Звук высотой 15 герц не слышен, более 15000 герц вызывает боль в ушах.

Сила звука, или интенсивность, выражается в основном в амплитуде колебаний. За единицу измерения силы звука принят децибел. Однако между силой звука и его громкостью (то есть восприятием этой силы человеком) существует сложная зависимость, определяемая высотой. Звуки одинаковой силы, но различной высоты воспринимаются как звуки разной громкости. Сила звука имеет для речи важное значение: во-первых, она обеспечивает ясность передачи и восприятия речи, что является решающим для языка как средство общения; во-вторых, сила звука лежит в основе очень распространенного типа ударения.

То что называется тембром звука, то есть результат совокупности основного тона и обертонов, то есть результат сложных колебательных движений, дающих звуковую волну. Как известно из акустики, всякое звучащее тело, например, струна колеблется всё в целом, что дает основной тон звучания, и помимо этого колеблются его части: половина, третья часть, четвертая и т. п. Эти дополнительные колебания и дают обертоны, которые воспринимаются в совокупности как та или иная окраска звука, или его тембр. артикуляция звук речь ассимиляция

Звуки речи различаются между собой и по своей длительности, или долготе, то есть по количеству времени, употребляемому на их произнесение. Длительность звуков зависит от различных причин, например, от темпа речи: чем быстрее, тем короче длительность отдельных звуков и наоборот.

При исследовании звуков языка современными акустическими или физиологическими методами с применением всякого рода аппаратуры, позволяющей очень точно и тонко анализировать эти звуки, следует помнить, что это звуки языка, которые принимают непосредственное участие в его социальной роли, что в фонетике является главным. Выражается же эта роль в том, что язык, как известно, средство общения, а звуки и есть та форма, при помощи которой это общение осуществляется. Поэтому звуки языка надо рассматривать не только как некое артикуляционное и акустическое явление, но вместе с тем и как факт лингвистический (или социальный). Учение о фонеме и рассматривает звуки языка в этом плане, выясняет, какие звуки в том или ином языке объединяются в одну фонему и почему, а какие - в разные фонемы, несмотря на их артикуляционную или акустическую близость. Содержание термина «фонема» не одинаково у разных ученых, у представителей разных лингвистических школ.

Фонетика - раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка, т.е. звуки речи, слоги, ударения, интонацию. Имеются три стороны звуков речи, и им соответствуют три раздела фонетики:

Акустика речи. Она изучает физические признаки речи.

Антропофоника или физиология речи. Она изучает биологические признаки речи, т.е. работу, производимую человеком при произнесении (артикуляции) или восприятии звуков речи.

Фонология. Она изучает звуки речи как средство общения, т.е. функцию или роль звуков, используемых в языке.

Фонологию нередко выделяют как отдельную от фонетики дисциплину. В таких случаях два первых раздела фонетики (в широком смысле) - акустика речи и физиология речи объединяются в фонетику (в узком смысле), которая противопоставляется фонологии.

Фонетика как раздел языкознания.

Фонетическая транскрипция

1. Понятие о фонетике.

2. Фонетическое членение речи.

3. Фонетическая транскрипция.

Понятие о фонетической системе языка.

Вслушиваясь в звучащую речь, мы замечаем, что она построена из звуковых отрезков различной длины и различного качества. Кратчайшим звуковым отрезком является звук речи. Из звуков строятся слоги. В языкознании есть раздел, который изучает звуки и другие звуковые средства языка – фонетика.

Фонетика (от греч. phonē ′звук′ ) – раздел языкознания, который изучает звуковой строй языка. Фонетикой называют также и сам звуковой строй языка.

Предмет фонетики – звуковой строй языка.

Фонетическое членение речи.

Наша речь представляет собой поток звуков, звуковую цепь. Этот поток можно расчленить на отдельные отрезки, отдельные единицы: фразу, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук. Это сегментные единицы.

Фраза – отрезок речи, ограниченный двумя достаточно продолжительными паузами. Фраза обычно совпадает с границами предложения. Фраза распадается на более мелкие отрезки – речевые такты (синтагмы).

Речевой такт – небольшой отрезок речи, заключенный между двумя незначительными паузами.

Фонетическое слово – отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением: о блако, сне жный . К ударному слову могут примыкать безударные слова (обычно служебные), они составляют одно фонетическое слово: бе з надежды, о н же . В редких случаях ударным может стать служебное слово: на дом, не было .

Фонетическое слово состоит из слогов – одного и более.

Слог – наименьшая произносительная единица, фрагмент слова, на который мы делим его при произнесении.

Слог делится на звуки.

К суперсегментным единицам относятся ударение и интонация .

Фонетическая транскрипция.

Транскрипция – особая запись, передающая произношение.

Принципы фонетической транскрипции – буква в транскрипции всегда обозначает только один определенный звук, каждый звук обозначается всегда одной и той же буквой.



Существует несколько видов транскрипции, мы используем Русскую академическую транскрипцию.

Основные правила транскрипции

1. То, что транскрибируется, заключается в квадратные скобки, будь это звук или фраза.

2. В транскрипции не используются прописные (большие) буквы и знаки препинания. не допускается перенос слов.

3. Ударные гласные обозначаются: [а о и ы э у]. Безударные гласные обозначаются: [а и ы у ъ ь]. Йотированные буквы е ё ю я не употребляются в транскрипции, т.к. они могут обозначать два звука, что противоречит принципу транскрипции.

Без ударения гласные становятся короче, слабее, может меняться их тембр. Изменение гласных в безударном положении называется редукцией.

Существует две позиции гласных в безударных слогах. Во второй позиции гласные подвергаются бо льшему изменению.

I позиция – первый предударный слог и абсолютное начало слова.

II позиция – 2, 3 … предударный слоги, все заударные слоги. Подсчет слогов идет от ударного слога вправо и влево.

СХЕМА РЕДУКЦИИ ГЛАСНЫХ

Примечание:

а) Гласные и , ы , у в безударных положениях обозначаются теми же значками, что и под ударением. Помните, что звук [и] встречается в начале слова и после мягких согласных, звук [ы] – после твердых согласных.

4. Для обозначения согласных звуков используются все согласные буквы русского алфавита, кроме щ, й. Вместо них используются знаки [ш:’], [j].

Мягкость согласных обозначается запятой вверху слева: люк [л’ук].

Горизонтальная черта над знаком или двоеточие после согласного – знак долготы согласного: сшить [ш:ыт’].

Три аспекта изучения звуков речи

1. Акустический аспект.

2. Артикуляционный аспект.

3. Лингвистический аспект.

Звуки могут изучаться с трех сторон, в трех аспектах: акустическом, артикуляционном, лингвистическом.

1. Акустический (физический) аспект звуков .

При этом подходе на звуки смотрят как на физическое явление. Звук – результат колебательного движения упругой среды. При возникновении звуков речи источником колебательных движений являются произносительные органы человека (прежде всего голосовые связки).

Типы звуков.

Звуки могут быть двух типов: тоны и шумы.

Тоны – это такие звуки, которые образуются в результате колебаний голосовых связок.

Шумы – звуки, образующиеся в результате преодоления воздушной струей какой-либо преграды, это результат неритмичных колебаний губ, языка и т.п.

Тоны используются при образовании гласных, сонорных согласных, звонких шумных согласных. Но тоны, вырабатываемые голосовыми связками, – это еще не звук речи, а только материал для них. Звуки речи будут окончательно образованы другими органами речи – главным образом органами произношения.

Шумы присутствуют во всех согласных в большей или меньшей степени. Глухие согласные содержат только шум, у звонких согласных шум преобладает над тоном, у сонорных согласных тон преобладает над шумом.

Акустика различает в звуке следующие признаки: силу, высоту, длительность и тембр.

Сила звука зависит от размаха колебаний (амплитуды) голосовых связок. Чем больше колебания, тем сильней звук. Чем меньше, тем звук слабее. Сила звука может меняться. Сила звука используется в оформлении ударения, интонации, но силой различаются и сами звуки. Звук [а], например, громче других гласных звуков. Словами «громкий», «негромкий» мы передаем субъективную оценку силы звука, но ее можно определить и точно, с помощью приборов. Единицей измерения силы звуков является децибел.

Высота звука прямо пропорциональна частоте колебания голосовых связок. Чем чаще колеблются голосовые связки, тем выше звук, и наоборот. Высота зависит также от степени натяжения голосовых связок – от числа полных колебаний в единицу времени. Гласные [и], [э] выше других гласных, мягкие согласные выше твердых.

Частота колебаний изменяется герцами. Человеческое ухо воспринимает в качестве звука колебания упругой среды в пределах от 16 до 20000 Гц (колебаний в секунду). Высота звуков речи лежит в пределах от 100 до 4000 колебаний в секунду (или Гц).

Длительность звука определяется продолжительностью звуковых колебаний, то есть это тот промежуток времени, который затрачивается на его произношение. Измеряется обычно долями секунд. Для языка важна соотносительная длительность звуков. Так, в русском языке ударные гласные произносятся длиннее безударных, но в русском языке эта длительность не является соотносительной, т.е. она не служит различению слов. Поэтому в русском языке нет долгих гласных фонем. В немецком, английском, французском и др. длительность соотносительная, долгие и краткие гласные различают слова и их формы, в этих языках есть долгие гласные фонемы. Например, в англ. яз. man и men (ед. и мн. ч. различаются гласными различной длительности).

Тембр – это индивидуальная окраска звука. У каждого звука свой оригинальный тембр. Тембр зависит от соотношения основного тона, создающегося за счет колебания голосовых связок в гортани, и обертонов (дополнительных тонов), которые наслаиваются на основной тон в резонаторе (в ротовой или носовой полости). Поскольку у каждого звука своя укладка органов произношения, поэтому у каждого звука свои обертоны, свой тембр. В гортани звук создается, а оформляется в ротовой или носовой полости. Тембр – это то постоянное, что свойственно каждому звуку и отличает его от других звуков. В особенности тембром различаются гласные. Основной тембр гласных одинаковый, различаются они именно обертонами.

2. Артикуляционный (физиологический) аспект.

На звуки речи смотрят как на результат работы органов произношения, вводится понятие «речевой аппарат».

Речевой аппарат – совокупность органов человека, необходимых для производства речи. В человеческом организме нет органов, специально существующих исключительно для образования звуков речи. Для образования звуков служит целый ряд органов, выполняющих прежде всего другие жизненно важные функции в человеческом организме. В результате длительной эволюции человек приспособил эти органы для произношения.

Весь речевой аппарат можно условно разделить на три участка с точки зрения различных функций в звукообразовании:

1) дыхательные органы;

3) надгортанные полости.

Рассмотрим каждый отдел речевого аппарата подробнее.

1. Дыхательные органы.

Это насос, «меха», подобные мехам духового инструмента, по образному выражению А.А. Реформатского.

К дыхательным органам относятся легкие (2), бронхи (2), трахея .

При произношении звуков различают следующие основные положения голосовых связок:

1) связки расслаблены и не вибрируют. Образуются глухие согласные;

2) связки сближены, натянуты, ритмично вибрируют. Голосовая щель узкая, почти закрыта. Произносятся гласные;

3) связки натянуты, вибрируют, но неритмично. Образуются сонорные согласные, звонкие согласные. Причем при образовании сонорных согласных степень натяжения голосовых связок больше, голосовая щель у же.

3. Надгортанные полости (полости глотки, рта и носа) – то, что расположено выше гортани, над гортанью. Это «звукообразующий» участок речевого аппарата.

Гортань переходит в глотку (фаринкс), глотка – в ротовую полость и в носовую полость (носоглотку). Эти две полости разделяет нёбо . Выделяется переднее небо , среднее (твердое, палатум), заднее (мягкое, велум). Мягкое небо заканчивается маленьким язычком (увулой). Мягкое нёбо вместе с маленьким язычком называется небной занавеской .

Надгортанные полости выполняют роль резонатора, т.е. такого устройства, которое служит для усиления звуков и придания им характерной окраски. Именно здесь происходит окончательное оформление звука.

Полость носа не может менять своей формы. Если звук идет через носовую полость (при опущенной небной занавеске), получаются носовые звуки. При приподнятой небной занавеске воздушная струя проходит через ротовую полость, образуются неносовые звуки.

Полость рта может всячески менять свою форму. Подвижность языка, губ, нижней челюсти позволяет придать резонатору различный объем и неодинаковую форму. Например, при произнесении звука [и] резонатор маленького объема и по форме он более узкий, чем при произнесении [а]. Поэтому тембр этих гласных разный. Благодаря изменению объема и формы резонатора мы можем произнести множество различных звуков.

В ротовой полости различаются активные и пассивные органы.

Активные органы – органы, способные производить самостоятельные звуки. К ним относятся губы, язык, небная занавеска, увула.

Пассивные органы: зубы, небо переднее и среднее.

Самым активным органом речи является язык. Его условно можно разделить на 3 части: кончик языка, спинка языка (включает переднюю, среднюю, заднюю части), корень языка. При образовании звуков речи активна спинка языка.

Движения и положения органов речи при образовании того или иного звука называются артикуляцией.

Артикуляция складывается из трех частей:

приступа (экскурсии звука, когда органы речи «выходят» на работу);

выдержки (когда органы речи установились для данной артикуляции);

отступа (рекурсии, когда органы речи «возвращаются» в исходное положение).Звук – это результат колебания голосовых связок в воздушной среде.

Фонема – это единица звукового строя языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для опознавания и различения значимых единиц языка(слов, морфем). Поэтому фонему иногда определяют как ряд позиционно чередующихся звуков.

Фонемы способны различать значимые единицы языка благодаря тому, что они материально выражены, обладают известными акустическими и артикуляционными свойствами, воспринимаются органами слуха человека.

В речи реализация фонем происходит через звуки. Позиция – это условие реализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению, другой фонеме, структуре слова в целом.

Сильная позиция – это позиция различения фонем, т.е. позиция, в которой различается наибольшее количество единиц. Фонема выступает здесь в своем основном облике, что позволяет ей наилучшем образом выполнять свои функции. Для гласных русского языка это позиция под ударением. Для глухих, звонких согласных позиция перед всеми гласными. Для твердых, мягких это позиция конца слова.

Слабая позиция – это позиция неразличения фонем, т.е. позиция, в которой различается меньшее, чем в сильной позиции, количество единиц, поскольку фонемы имеют ограниченные возможности для выполнения своей различительной функции. В этой позиции происходит совпадение двух или более фонем в одном звуке, т.е. их фонологическое противопоставление нейтрализуется. Нейтрализация – это устранение различий между фонемами в определенных позиционных условиях.

Фонемы, как и другие языковые единицы(знаковые и незнаковые), выполняют в языке определенные функции. Обычно различают две основные функции фонем: функция образования других(более сложных) единиц языка, или строевая фукция, и функция различения значимых единиц языка(морфем, слов), или различительная функция.

В речи фонемы могут видоизменяться, т.е. употребляться в виде разных звуков. Видоизменение фонемы в речи называется ее варьированием, а конкретные звуки, представляющие ту или иную фонему в речевом потоке, - вариантами фонемы.

Звук – важнейшая единица фонетического уровня языка. Понятие звука речи можно объяснить опираясь на ближайшее родовое понятие – на звук как акустическое явление.

Звук речи – это элемент произносимой речи, образуемый речевыми органами. При фонетическом членении речи звук - это часть слога, кратчайшая, далее неделимая звуковая единица, произнесенная за одну артикуляцию. Гласный звук. Согласный звук.

Звук речи можно определить как звук, создаваемый с помощью речевых органов человека, служащий средством общения людей, лишенный языкового значения.

Каждая фонема представляет собой звук речи, но не каждый звук речи, является фонемой. Фонемами считаются такие звуки речи, которые не только образуют более сложные единицы языка, но и способны различать эти единицы, противопоставлять их друг другу.

Звуки речи, как и все другие звуки, характеризуются рядом акустических признаков: 1)наличием тона или шума 2)силой, громкостью 3)высотой тона 4)долготой, длительностью 5)тембром

Наличие тона или шума зависит от характера колебания упругого тела, образующего звук(например, голосовых связок). По этому признаку среди звуков различаются тоны и шумы. Тон образуется тогда, когда колебание носит упорядоченный, ритмический характер, т.е. является равномерно периодическим. К тонам относится, например, звуки, производимые муз.инструментом. Шум возникает при условии, если ритмичность, периодичность в колебаниях отсутствует. Шумами являются звуки, возникающие при движении колеса автомобиля.

Сила звука различается в зависимости от размаха, амплитуды колебаний упругого тел, в том числе голосовых связок человека. Амплитуда колебаний тела, в свою очередь, зависит от величины колеблющегося тела и силы воздействия на него.

Высота звука определяется частотой колебания физического тела, которая зависит от размеров упругости, эластичности колеблющегося тела.

Длительность звука определяется продолжительностью колебания физического тела, количеством времени, которое затрачивается на образование данного звука.

Долгота или краткость звука нередко зависит от фонетических условий его употребления. В частности, длительность гласного может зависеть от места словесного ударения, от положения звука по отношению к началу или концу слова, от структуры слога, от колич-ва звуков в нем, от типа слога.

Тембр звука, т.е. специфическая окраска, различающая звуки одинаковой силы, высоты и длительности, создается в рез-те сочетания основного тона с добавочными тонами.

Акустические свой-ва звуков речи определяются их артикуляционными особенностями, т.е. зависят от работы органов речи. Речевым аппаратом называется совокупность органов речи. Органами речи являются части организма человека, которые наряду с той или иной физиологической функцией выполняют определенную социальную функцию, прямо или косвенно участвуя в образовании звуков речи. Органы артикуляции делятся на активные и пассивные. Активные органы выполняют движения, необходимые для произнесения звука, а пассивные органы - точки опоры для активного органа.
Активные органы - это голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева и нижняя челюсть. Пассивные органы - это зубы, альвеолы, твердое небо, верхняя челюсть.

Артикуляция звука речи представляет собой явление сложное. В артикуляции различается три фазы: приступ, выдержка и отступ. Приступ (экскурсия ) – это начальная фаза артикуляции звука речи, при которой органы речи приводятся в положении, необходимое для произнесения данного звука. Выдержка – главная фаза артикуляции звука речи – заключается в прекращении движения органов речи. В этот момент произнесения звука струя выдыхаемого воздуха преодолевает преграду, образуемую произносительными органами, в рез-те чего и возникает звук. Отступ – это последняя фаза артикуляции звука речи. В данный момент образования звука органы речи приводятся в исходное положение или же принимают положение, необходимое для произнесения следующего звука.