Что же изучает культурология? Что такое культурология и что она изучает.

СОДЕРЖАНИЕ.







8. Список литературы………………………………………………………22

СОДЕРЖАНИЕ.
1. Понятие культурологии…………………………………………… ……2
2. Современная культурология……………………………………………..5
3. Функции культурологи………………………………………………… 10
4. Историческое измерение понятие «Культура» в разные периоды европейской цивилизации……………………………………………… 14
5. Принципы изучения культуры………………………………………….17
6. Категории культурологи…………………………………………………18
7. Заключение……………………………………………………………….20
8. Список литературы………………………………………………………22

Культурология — это наука о культуре. Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.
Культурология изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.
Культурология изучает культурную жизнь в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно- исторических типов.
Знакомство с мировой культурой- неотъемлемая часть интелектуального потенциала тех, кому предстоит в недалеком будущем принимать решения, могущие повлиять на социально- экономическое развитие нашей страны, включая экономику, политику, культуру. Важнейшая задача культурологов- анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности. Одна из основных проблем культурологической науки- вопросы теории и истории мировой культуры.
Курс культурологии дает понимание того, что любая материально- практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна так же, как невозможна без культуры и сама жизнь человека.
Культурология одна из молодых научных дисциплин, формирующая на стыке философии, социологии, психологии и многих других наук.
Это гуманитарная дисциплина изучает общие аспекты возникновения и развития культуры, а также возникновение культур между собой.
Она синтезирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формируется представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой.
Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой – культура, не сводим к объектам философского и других подходов к этому феномену, были заложены в работах американского ученого Лесли Уайта. Попытки обнаружить за этим понимальным естеством, фиксируемым понятием «культура», реальное, адекватно выразить его научными средствами – одна из главных задач культурологии. В настоящее время полного решения этой задачи нет. Культурология еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов; ее облик как научной дисциплины еще не обрел теоретической зрелости.
Но этот поиск свидетельствует о том, что культкрология представляет собой вид знания, уже переросшего « родительскую» опеку философии, хотя и взаимосвязанного с ней.
Исследования культуры имеет глубокие философские традиции (философия истории, философия культуры) и привлекает внимание представителей других наук, прежде всего – археологии, этнографии, психологии, истории, социологии. Однако только в 20 в. появляются попытки реализации все более осознаваемой потребности и возможности специального меж предметного исследования культуры.
Трудности становления культурологии прежде всего вызваны сложностью, многоплановостью, «газообразностью понятия культуры как «онтологического» феномена.
В настоящее время существует достаточно много представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода.

I – рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры и ее истрическом развитии и социальном функционировании, а результатом – система знаний о культуре.

I I – представляет культурологию как состоящую из разделов дисциплин, так или иначе изучающие культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует обратная позиция, согласно которой культурология есть раздел философии культуры, изучающий проюлему многообразия культур (типологизация, сисьематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурантропологией, социологией культуры, а также выделение фолософской культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или отрезку времени.

I I I – подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дисциплину. Это предлагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально- гуманитарного знания…………

Скачать полную версию работы

СКАЧАТЬ работу

Лекция 6. Культурология как наука о культуре

1. Культура как предмет культурологии

Слово культура произошло от латинского cultura: «населять, культивировать, поклоняться» (последнее нашло свое отражение в понятии cultus – «религиозный культ»).

Во всех случаях раннего употребления слово «культура» означало культивирование или выращивание животных и растений. Со временем первоначальный смысл, в сущности сельскохозяйственный, претерпел решительные изменения и стал использоваться для характеристики процессов развития и совершенствования как личности, так и общества.

В. Даль дает следующее определение понятия культура : культура – обработка и уход, возделывание и возделка, образование, умственное и нравственное.

Важный поворот в интерпретации слова «культура» произошел в XVIII в. Немецкий философ И. Гербер (1744–1803) в книге «Идеи к философской истории человечества» предложил понимать культуру как своего рода набор тех или иных уникальных достижений истории цивилизаций, в результате чего стало возможно говорить о культуре Древнего Египта, Средневековья и т. д.

В современных европейских языках можно выделить четыре основных смысла слова «культура»:

1) абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного и эстетического развития личности;

2) обозначение состояния общества, основанного на правопорядке и моральных принципах. В этом смысле слово «культура» совпадает с понятием «цивилизация»;

3) указывает на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому-либо обществу, группе людей, какому-то историческому периоду;

4) обозначение форм и продуктов интеллектуальной и прежде всего художественной деятельности.

В отечественной культурологии доминируют два подхода к исследованию культуры. Один из них рассматривает культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Это аксиологическая интерпретация культуры (от греч. axios – «ценность»).

Здесь культура предстает как некий итог, предшествующий деятельности человека, являя собой иерархию значимых для конкретного общества и индивида смысловых образований.

Другое направление акцентирует внимание на деятельност-ной интерпретации культуры, которую также называют праксиологической (от греч. praxis – «дело, действие»).

Здесь культура понимается как совокупность внеприродных механизмов, благодаря которой стимулируется процесс и реализуется активность людей в обществе. Оба этих определения исходят из друидаментального для всей культурологи противопоставления «природа – культура».

Если в общественном сознании культура выступает как собирательный образ, объединяющий религию, науку, искусство и т. д., то культурология использует понятие культуры, которое раскрывает универсальное отношение человека к миру, посредством которого человек осознает мир и самого себя.

Универсальное отношение человека к миру, которым характеризуется культура, определяется смыслом.

Смысл служит посредником между человеком и миром, и мир культуры, в которой мы живем, – это в первую очередь мир смыслов. Эти смыслы могут быть рациональными и иррациональными, осознанными или бессознанными, но если смысл общезначимый, то он имеет отношение к культуре. Именно через смысл можно дать определение культуры как предмета культурологии.

Культура – это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в его соотнесении со смыслом всего существующего.

Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который, передаваясь из поколения в поколение, определяет способ бытия и мироощущения людей.

2. Формирование понятия «культура» и его философское осмысление

Понятие «культура» принадлежит к числу фундаментальных понятий в языке западной цивилизации. Понятиям такого рода всегда трудно дать определение, потому что частное понятие, как правило, определяется через более общее. Кроме того, определение предполагает выделение ряда признаков, характеризующих данное понятие.

Когда же мы сталкиваемся с базовыми понятиями, которые сами по себе являются предельно общими и характеризуются огромным множеством разных признаков, определять их приходится другим способом. В такой ситуации важно проследить историю такого понятия, выявить соотносимые с ним и дополняющие его термины, описать область явлений, которую оно обозначает.

Понятие «культура» происходит из латинского языка. Первоначально слово «cultyra» означало «обработка, уход, возделывание земли, земледелие». Также оно было близким по значению и происхождению к способу «культ» (cultus). Оба они указывают на почитание богов, религию. Уже начиная с I в. до н. э. слово «культура» стало обозначать и воспитание человека, развитие его души, образование.

Впервые такое употребление термина «культура» встречается в трудах великого римского оратора и философа Цицерона. Прекрасно зная древнегреческий язык, он приблизил смысл латинского слова «культура» к смыслу греческого понятия «пайдейа». Греки видели в «пайдейе» (воспитанности, образованности) свое главное отличие от варваров.

Таким образом, культура (образованность) через противопо-становление оказалась связана с понятиями о варварстве, дикости, невежестве.

Другим понятием, которое еще в древней философии было одновременно противопостановленным и взаимодополняющим слова «культура», явилось понятие «природа», «натура» (от лат. natyra – «природа»). Природа противостояла культуре как мир естественности, а не искусственности, инстинктов врожденных, а не установленных человеческим разумом законов и норм морали.

В III–V вв. н. э., в эпоху поздней Римской империи, понятие «культура» сблизилось по смыслу со словом «цивитас» (civitas), которым римляне обозначали общество граждан, государство, живущее по справедливым законам, городской образ жизни, который противопоставляли деревенской дикости и невежеству.

Данные значения, главным из которых были «воспитанность», «образованность», закрепились за словом «культура» на очень долгое время.

Мало нового в развитие этого понятия внесли и Средние века (V–XVII вв. н. э.), и эпоха Возрождения (XIV–XVI вв. н. э.). Однако надо отметить, что в период Возрождения «культура» стала в большей степени ассоциироваться с признаками личного совершенства, с соответствием гуманистическому идеалу человека, основанному на образцах античной эпохи.

В эпоху Просвещения (XVIII – начало XIX вв. н. э.) слово «культура» окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия. В этот период оно использовалось вместе с близким по смыслу термином «цивилизация».

Деятели Просвещения полагали, что цивилизованность, или культурность, европейских наций заключается в стремлении организовать свою жизнь на разумных началах, а проявляется цивилизованность в достижениях европейцев в области ремесел, наук и искусств. Противопоставлением этому являлись дикость и варварство древних и неевропейских народов.

Представители позднего Просвещения немецкие философы И. Гердер и Г. Гегель разработали концепции исторического развития культуры, ее прогресса. Они рассматривали культуру как духовную эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии.

Идеи прогресса, эволюционного развития стали преобладающими в мировоззрении людей XIX в., которым прогресс культуры начал видеться бесконечным процессом постоянного и все большего его совершенствования. И только в ХХ в. стала ясна вся тщетность этих надежд.

Таким образом, философское понятие «культура» фиксирует общее отличие человека, его жизнедеятельности, созданного человеком мира искусственных вещей и явлений от природных явлений. Культура – это то, что создал человек, природа – то, что существует независимо от него. Понятия «культура» и «природа» являются коррелятивными, т. е. дополняют друг друга и определяются через отличие друг от друга.

Одной из наиболее сложных задач является проведение границы между природными и культурными явлениями. И, пожалуй, нигде эта граница не бывает столь неясной и неопределенной, как в самом человеке.

3. Понятие «культура» в языках различных наук и в разговорном языке

В современном смысле происхождение понятия «культура» связано с областями педагогики (культура как образованность, воспитанность) и философии (культура как искусственный, созданный человеком мир, отличающийся от естественного мира, природы). Кроме того, это понятие уже давно используется не только в этих сферах, но и в разговорной речи, и словарях различных наук. Наиболее характерно это прежде всего для европейских языков, включая русский, поскольку все они в той или иной степени испытали влияние античной традиции. Немаловажен и тот факт, что латинский язык является основой международной научной и философской терминологии, и слово «культура» (в разных формах) заимствовано из латыни языками, широко распространенными во всем мире: французским, английским, испанским и др.

Для разговорного языка, используемого в повседневном общении, свойственно недостаточно четкое определение значений понятия. Таково основное отличие данного типа языка от языка науки, который стремится наиболее точно и однозначно сформировать смысл своих терминов, в то время как в разговорной речи и в базирующемся на ней литературном языке значение слова скорее связано с какими-то признаками, качествами.

Понятие «культура» в русском языке (в его разговорной, литературной и публицистической версиях) связано с такими качествами, как образованность, воспитанность, нравственность.

Часто словом «культура» обозначают определенные сферы человеческой деятельности – искусство, науку, образование, религию, философию, а также интерес к ним у какого-либо человека. К такому пониманию слова «культура» близки по смыслу характерные словосочетания «культурный человек» (человек воспитанный, образованный и вежливый, следующий нормам морали, интересующийся литературой, театром, кино, музыкой и т. д.), «деятель культуры» (чаще всего человек искусства, преподаватель, ученый, философ, священник), «культурные учреждения» (театры, филармонии, библиотеки, учебные заведения и т. п.), «культурные мероприятия» (спектакли, концерты, лекции, киносеансы и др.).

Кроме разговорной речи и литературно-публицистического употребления, слово «культура» широко используется и как научный термин.

Чаще всего этот термин применяется в гуманитарных науках (философия, история, филология и т. п.). Однако в некоторых ситуациях слово «культура» применительно к физике, астрономии или математике.

Можно говорить, например, о «высокой культуре научного исследования», «культуре эксперимента», понимая под «культурой» высокую степень совершенства эксперимента, исследования.

В агрономии «культурой» называют сорт растения, выращиваемого человеком, употребляются сочетания «культурные растения», «зерновые культуры» и др. Это связано с первоначальном латинским значением слова cyltura – «земледелие», «обработка земли».

Рассмотрим в качестве примеров использования термина «культура» в некоторых гуманитарных науках.

В этнографии – науке, занимающейся сравнительным изучением культур различных народов, например племен Африки, Америки, Австралии, Океании, Сибири и др., понятие «культура» используется в крайне широком смысле. Культура какого-либо племени – это система характерных для него обычаев, норм поведения, способов коммуникации (язык, жесты, мимика), отношений родства, общественных связей, трудовых навыков, религиозных представлений и обрядов. Некоторые этнографы полагают, что под культурой следует понимать только результаты деятельности человека, созданные им вещи или явления.

В социологии – науке об обществе – понятие «культура» используется в самых разных значениях. Как правило, «культура» для социолога – это определенные социальные институты, организации деятелей искусства и т. д.

Под «культурой» могут пониматься общественно значимые виды деятельности, такие как наука, искусство, религия, образование, а иногда и спорт.

В некоторых случаях «культура» означает нормы и идеи, помогающие управлять обществом и смягчать конфликты между социальными группами (религиозные заповеди, моральные предписания, правовые нормы, обычаи и т. п.).

Специфический смысл придается термину «культура» в археологии – науке, исследующей остатки жизнедеятельности людей прошлого.

В данном контексте «культура» – это вся совокупность археологических находок, сделанных в какой-нибудь местности и относимых к какому-либо определенному историческому периоду, приписываемых какому-либо виду людей (неандертальцам, кроманьонцам) или племени.

Все остатки жизнедеятельности людей образуют то, что археологи называют «культурным слоем». Часто, но не всегда археологическая культура получает название от современного населенного пункта, рядом с которым открыто историческое захоронение.

В искусствоведении (науке, изучающей искусство прошлого и настоящего времени) существуют различные тенденции в истолковании понятия «культура».

С одной стороны, некоторые искусствоведы склонны отождествлять культуру и искусство, понимать под «культурой» прежде всего искусство во всем его многообразии.

С другой стороны, «культура» в искусствоведческих исследованиях часто образует некую среду, окружающую какое-либо явление искусства, направление в искусстве, личность автора.

Наконец, в филологии , или лингвистике (науке о языке), есть раздел, называемый «культура речи». Он изучает нормы устного и письменного литературного языка.

Владение этими правилами ставит человека на определенный уровень «языковой культуры».

Таким образом, понятие «культура» широко используется как в разговорном и литературном, так и в научном варианте языка.

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

ЛЕКЦИЯ № 1. Культурология как система знаний. Предмет курса «Культурология». Теории культуры Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой – культура, были заложены в работах американского ученого Лесли Уайта. Культурология еще

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

2.5. Культурология в системе гуманитарного знания Культурология как наука тесно связана с другими науками, которые называются социально-гуманитарными, т. е. изучающими общество и человека. Это взаимодействие необходимо, так как позволяет глубже и многограннее

Из книги Культурология (конспект лекций) автора Халин К Е

10.2. Наука и сознание человека. Наука и нравственность Одним из связующих звеньев между внутренним развитием науки и сознанием людей служит картина мира. Она становится одним из механизмов влияния науки на мировоззрение, поэтому важно разобраться, что она собой

Из книги Культурология. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

Раздел III Практическая культурология

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

Лекция 2. Культурология и философия культуры, социология культуры 1. Основные течения и школы в западной философии культуры XIX–XX вв.Одним из основных направлений философских исследований в iX–XX вв. стала философия культуры. Это создало условие для формирования в данной

Из книги Культурология и глобальные вызовы современности автора Мосолова Л. М.

Лекция 3. Культурная антропология. Культурология и история культуры 1. Культурная антропологияКультурная антропология (или культурантропология) является одним их важнейших направлений культурологических исследований. Она является частью огромной системы знаний о

Из книги Любовь и политика: о медиальной антропологии любви в советской культуре автора Мурашов Юрий

Лекция 4. Теоретическая и прикладная культурология 1. Теоретические исследования в культурологииКультурология выступает как общая теория культуры, стремящаяся обобщить факты, которые представляют отдельные изучающие культуру науки. Именно поэтому особенно большое

Из книги Гуманитарное знание и вызовы времени автора Коллектив авторов

Лекция 12. Место и роль россии в мировой культуре 1. Культура России и русский национальный характерНесмотря на богатую историю и культуру, в России можно наблюдать недостаток среднего уровня культуры. Отечественный философ Николай Бердяев отмечал, что русские –

Из книги автора

Культурология и глобальные вызовы современности ©Авторы докладов, 2009©Мосолова Л.М., гл. ред., 2010©Бондарев А.В., составитель, науч. ред., 2010© Изд-во СПбКО, 2010Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было

Из книги автора

Педагогизация любви в русской культуре XIX века и в ранней советской культуре В русской литературе XIX века возникновение и развитие любовных сюжетов существенно связано с проблемой письменной медиализации, с медиумом письма. Письмо Татьяны к Онегину может служить

Из книги автора

Культурология Еще сохранилась память о том времени, когда чиновники предложили исключить культурологию из образовательного стандарта. Культурология стала развиваться в нашей стране в 60-х годах прошлого века. Появились научные центры и кафедры, были выпущены первые

Из книги автора

1.2. Культурология как особое направление научных исследований В западном обществознании («socialsciences») культурология как самостоятельная дисциплина отсутствует, а ее функции выполняет комплекс антропологических дисциплин (социокультурная антропология, этнология и др.). В

Из книги автора

ТЕМА 1 Предмет курса «Культурология» Преобразования последних десятилетий заставили более трезво оценить достижения отечественной культуры. Сначала произошёл переход от их безудержного восхваления к безудержной критике, а затем – к своеобразной ностальгии по

Как уже ясно следует из названия, культурология изучает культуру. Казалось бы – а зачем нам нужно изучение культуры?
Почему культурологию относят к разряду наук фундаментальных?
Культуру изучают достаточно плотно различные отрасли науки, такие как история, философия, антропология и другие, с разных сторон уже много лет – так зачем нужна именно культурология?
Культура многогранна.

Каждая из вышеперечисленных наук грызет ее гранит исключительно со своей стороны – кстати, в странах Европы культура представляется исключительно как «социальная антропология» – т.е. изучает плоды деятельности человека в ракурсе развития человека – таким образом, в Украине культурология развивается в ракурсе искусства и просвещения, а на Западе превалируют как социология, так и этнография.

И, поскольку феномен культуры, необычайно важный, основополагающий фактор на пути человека от обезьяны к человеку, сливающемуся с информационным полем Вселенной – необходимо знать и понимать то, как происходило это развитие.

История циклична, все повторяется – относительно, разумеется – культура, как колыбель именно человеческого в двуногом звере, необычайно важна – культурное состояние человека (по Гоббсу) является высшей формой его состояния как раз из-за творческой продуктивности. На границе 18 и 19 веков, немцем И.Г. Гердером высказывалась мысль о том, что целью и смыслом истории – как процесса – является развитие культуры.

Культура каждого народа, этноса компилирует в себе все то, чем является человек на данном конкретном отрезке исторического развития.
Здесь же можно отметить, что в конце 18 века – начале 19 века сформировалось убеждение, что именно духовная жизнь человека составляет основу для культурного развития. Уже в 20 веке, а точнее – даже с конца 19 – появились научные труды, выводившие культурологические проблемы на передний план. Причин можно выделить множество, но основной можно считать вящую необходимость переосмысления, переоценки культурных ценностей, связанную с кризисом культуры. Наиболее показательно это проявилось в Европе начала 20 века, раздираемой войнами и переделами политической власти, а к тридцатым годам «подтянулась» и Америка, колоссальный экономический, социальный и культурный рост в которой резко сменился Великой депрессией и – вновь – крахом культурных ценностей.
Таким образом, в 1915 году, немецким ученым В. Оствальдом был употреблен термин «культурология», не получивший, впрочем, широкого распространения. Оствальд, кстати, являлся ученым – считал, что все состоит из энергии, производной коей являются как дух, так и материя.
Намного позже, во второй половине 20 века, уже американский культурный антрополог – как мы и упоминали выше, разрабатывает это научное направление. Западная школа рассматривает человека как субъекта культуры – изучает ценностные формации культуры разных народов, непосредственно отношения в ракурсе исторического развития человека и культуры, поэтому Л.А. Уайт обосновал вящую необходимость существования и развития отдельной науки о культуре.

Именно Уайт писал, что культурология является необходимой новой ступенью развития науки в процессе познания мира, отделил тесно связанные, но все же изучающие несколько другие аспекты, философию, социологию, психологию. Благодаря этому, термин «культурология» ассоциируется, прежде всего, с ним.
Культурология изучает субъекты культуры, то, по каким законам они развиваются, какие закономерности можно выделить в процессе развития, принципы и суть процессов трансляции и сохранения норм и традиций. Сюда же необходимо отнести изучение методов влияния на процессы изменения культур, а культуролог должен уметь изыскивать и претворять в жизнь наиболее разумные пути для вышеупомянутого развития самобытной, самостийной культуры, реализации и претворения в жизнь культурной политики государства.

Необходимо кратко упомянуть так же и о направлениях, которые изучает культурология, а именно:

  1. Все, что касается социокультурной жизни человека, изучает социальная культурология;
  2. Разработкой методик и изучением теоретических основ культуры занимается фундаментальная культурология;
  3. Претворением в жизнь теоретических знаний, полученных с помощью вышеупомянутой фундаментальной культурологии, занимается культурология прикладная, на долю которой также выпадает нелегкая доля прогнозов и регуляции процессов, протекающих в культурной сфере.

Как мы уже неоднократно упоминали выше, культурология наука очень молодая, развивающаяся, берущая на вооружение и впитывающая в себя все многообразие непрерывного развития и динамического роста культурных процессов, без которых мы не можем даже измыслить свое существование.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Предмет, методы, цели и специфика культурологического исследования. Предпосылки возникновения и развития культурологии как самостоятельной дисциплины в кругу гуманитарных наук. Специфика культурологии как интегративной научной области, охватывающей всю совокупность знаний о культуре, синтезирующей и систематизирующей данные социально-гуманитарных дисциплин. Междисциплинарные связи культурологии с философией, антропологией, социологией, психологией, историей и другими науками. Структура и состав современного культурологического знания. Выделение основных предметных областей: философии культуры, истории культуры, социологии культуры, теоретической и прикладной культурологии.

Культурология является одной из самых молодых наук. В самостоятельную дисциплину она выделилась в 60-е годы XX века. Однако культурологические знания существовали задолго до этого в качестве разделов философии, истории, эстетики, искусствоведения, семиотики и др.

Для выделения культурологии в научную дисциплину были необходимы определенные условия: достижение обществом высокого уровня цивилизованности, систематизация и анализ знаний о человечестве и обществе в целом. Определяя специфику предмета культурологии как строгой науки, целесообразно использовать сравнительный метод.

Культурология – наука, формулирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе. Она изучает культуру как целостность, как специфическую функцию и модальность человеческого бытия. Как теоретическая дисциплина она отличается от социологии, занимающейся измерением и анализом социальных закономерностей, вызванных повторением определенных социальных фактов. Культурология обогащает теоретические выводы, используя данные конкретных социологических исследований. Социология становится частью современной теории культуры.

В отношении к событиям реальной жизни культурология ближе к истории. Важнейшая задача культурологии – поиск и осмысление ценностно-значимого исторического факта, культурного блага, оказавшего влияние на развитие и формирование человечества, его уклада жизни, языка и искусства, человеческой индивидуальности, связанной с определенной социокультурной эпохой.

Культурология, анализируя богатый исторический материал, исследует культуру как социальное явление. Для данной науки значимы исторические типы науки культуры и то, как их существование повлияло на вневременные общекультурные закономерности. Культурология делает выводы и прогнозы относительно динамики и перспектив развития культур.

Предметом исследования этнографии являются особенности расселения народов мира в прошлом и настоящем, происхождение, нравы и обычаи, традиции, быт представителей определенной национальной культуры. Культурология, используя этот материал, делает важные теоретические выводы о национальной культуре, ментальность нации и его влияние на созидание мировой культуры.

Эстетика изучает сферу эстетического отношения человека к миру, видение прекрасного и закономерности художественной деятельности человека. Культурология, тесно взаимодействуя с эстетикой, анализирует специфику законов художественного творчества.

Психология также предоставляет культурологии бесценный материал – данные психологических моделей поведения людей в различных жизненных ситуациях, анализ типов личности и психологические особенности формирования характера, таланта.

Особую роль в становлении культурологии как науки играет философия. Философия – мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека. Философия формирует методологические базис культурологии. Теория культуры использует для анализа культурных фактов и событий философские категории – бытие и сознание, природа и общество, мышление, деятельность, практика. Философия создает научное представление об интегральности бытия человека в мире.

Л.Н.Коган называл философию культуры ядром теории культуры, первым и высшим ее уровнем. Единство предмета изучения – человек – обуславливает тесную внутреннюю взаимосвязь философии и культуры.

Философия обобщает формы человеческого опыта: познавательного, практического и ценностного, раскрывая место и роль человека в мироздании. Культурология в отличии от философии изучает человека как уникальный системный объект, синтезируя и интегрируя все выше обозначенные знания о человеке, его месте и роли в общественном развитии как творца и творения культуры.

Культура синтезирует знания о природном и социальном мире, руководствуясь целью – выявить возможности развития и совершенствования самого человека, способ его самореализации и самоутверждения в процессе жизнедеятельности. В этом смысле теория культуры есть наука о формировании, развитии и функционировании личности в истории как яркой индивидуальности, способной не только осваивать и распространять, но и преумножать культурный опыт(1 уровень культурологии).

2 уровень культурологии изучает закономерности развития и функционирования культуры как единого целого, т.е. наиболее универсальные, общие для всей культуры законы и категории.

3 уровень раскрывает частные закономерности региональных и национальных культур.

4 уровень – исследует закономерности отдельных видов культуры, например, политическую, нравственную, религиозную, художественную культуру. Эти уровни существуют на стыке общей теории культуры и частных культурологических дисциплин. В отличии от конкретных культурологических дисциплин, теория культуры рассматривает наиболее общие законы ее развития и значимые для целого культуры категории. Предмет культурологии слагается из попыток дать ответ на ряд глобальных вопросов:

Что есть культура как социальное явление?

Каковы условия ее возникновения и развития в истории человечества?

Место культуры в структуре общества и связь ее с экономикой, политикой, производством, образом жизни человека и другими сферами человеческого опыта.

Место человека в системе культуры, его отношение к материальным и духовным ценностям, их выбор и осуществление свободы в процессе социальной деятельности человека. Виды человеческой деятельности, преобразующей материальный и духовный мир, изменяющей формы природной предметности, совершенствующей самого человека. Влияние социализации и индивидуализации на характер, особенности и результаты творческой деятельности.

Почему творчество человека является основополагающей функцией культуры и каковы условия ее реализации? Самопознание – самосознание – самомодель – самовоспитание – самообразование – самодисциплина – самоконтроль – саморегуляция – саморазвитие – самореализация – самоутверждение как следствие и результат выполнения личностью себя самой как неповторимой индивидуальности, творца и творения культуры. Этот инновационный подход к предмету культурологии, ее законам и категориям, целесообразен и необходим наряду с другими концепциями, поскольку он связывает мир человека с социальной памятью и социальным опытом, теорией, практикой. И главное – побуждает студенческую молодежь к творческой жизнедеятельности.

Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем
УАЙТ ЛЕСЛИ АЛВИН (1900-1975) - амер. культурантрополог и культуролог. Позитивной чертой неоэволюционистской концепции У. является стремление обосновать характер культуры. Так, он утверждал понятие "культуры" как объективную категорию. У. подразделял культуру на три подсистемы: 1) технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.); 2) социальную (типы коллективного поведения); 3) идеологическую (идеи, верования, знания). В этой иерархии подсистем основной является технологическая. а остальные, производные от первой, вторичными. У. сформулировал общий закон развития культуры: "Культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или то и другое вместе". В кн. "Наука о культуре" (1949) ввел в науч. обиход понятие "культурология", которое органически вошло в понятийный аппарат гуманитарных и общественных наук. У. определил различие между социологией и культурологией: социология - наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием, тогда как культурология изучает не взаимодействие человеческих индивидов, а элементы культуры (обычаи, институты, коды, технологии, идеологии и др.); следовательно, предмет культурологии - содержание общественной жизни.
В России культурология связана с искусством и просветительством, на западе с социологией и этнографией. Науки о культуре - социальная и культурная антропология, социология, структурная антропология, семиотика, постструктурная лингвистика (постмодернизм).
Объект и предмет культурологии - закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологич. подхода, включает условия и механизмы оптимизации культур, процессов на общенац. уровне (в рамках государственной культур, политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культур. общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культур, жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культур, деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации худ., духовно-нравственной, политич. жизни, развитию ист., экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного "культур, пространства" как естественной среды становления и развития человека.

Методы культурологического исследования.

Культурология не имеет своих собственных методов исследования и заимствовала их у других гуманитарных наук.

1. Сравнительно-исторический (у истории).

Рассмотрение того или иного культурного явления изменения во времени.

2. Структурно-функциональный.

Позволяет выявить составные части какого-либо культурного явления, а также понять для чего оно нужно в общей системе культуры.

3. Герменевтический (герменевтика – искусство толкования символов и текстов).

Основан на правильном прочтении культурных текстов, которые дошли до нас из предшествовавших эпох или из других культур (поиск подлинного смысла).

4. Феноменологический.

Основан на «в чувствовании», «вживании» исследователя в изучающую или культурную эпоху.

5. Семиотический (семиотика – наука о знаках и символах).

Изучение культуры как сложной системе о знаках и символах.

Основные функции культурологи.

Защитная функция. Первой универсальной функцией надо считать защитную. Она состоит в том, что при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений -- орудий труда, лекарств, оружия, транспортных средств, источников энергии -- человек неимоверно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы. Ему не страшны голод, наводнения, эпидемии.

Креативная функция. Вторая фундаментальная функция культуры -- преобразование и освоение мира. Ее еще называют креативной функцией (от лат. creatio-- созидание). Исследуя и каталогизируя виды растений и животных, систематизируя типы элементарных частиц, экспериментируя над физическими явлениями, осваивая космическое пространство, человек расширяет среду обитания.

Коммуникативная функция. Третья функция культуры -- коммуникативная. Она включает передачу информации в любом виде: устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов, использование технических средств связи и т.п. Без общения с себе подобными невозможны ни общество, ни культура.

Сигнификативная функция. С коммуникативной тесно связана сигнификативная функция культуры (от англ. sign -- знак), буквально -- функция приписывания значений и ценностей. То, что не вовлечено в культурный оборот человечества, как бы не имеет значения и ценности. Благодаря сигнификативной функции культура предстает как осмысленное представление о мире, не важно, в какой конкретной форме выражено это представление -- в виде философской системы, стихотворения, мифа, научной теории.

Нормативная функция. Не менее важную роль выполняет нормативная функция культуры. Она проявляется в том, что именно культура ответственна за создание норм, стандартов, правил и рецептов поведения людей. Они имеют самое разное наименование: обычаи и традиции, приказы, постановления, распоряжения, законы, конституционные акты, этикет, манеры, нравы.

Релаксационная функция. Следующая функция культуры -- релаксационная. Релаксация (от лат. relaxatio -- ослабление) -- искусство физического и психического расслабления, разрядки. Естественные средства разрядки -- смех, плач, приступы гнева, физическое насилие, крик, объяснение в любви, исповедь.

Праздники -- особо торжественные моменты, когда накопившееся напряжение снимается в возвышенно-эстетической и эмоционально-восторженной форме моменты наибольшей радости, причем радости дозволенной, регламентированной, поскольку праздничные дни заранее объявляются и к празднику готовится все общество.

Сходную роль выполняет ритуал. Ему свойственна особая торжественность, ритмическая и интонационная насыщенность. Средством релаксации выступает игра. Ее сущность заключается в удовлетворении влечений символическими средствами.

Культурология в системе гуманитарного знания (культурология и философия культуры, социология культуры, культурология и кульурная антропология, история культуры.

Актуальность возникновения культурологии обусловлена возрастающей ролью гуманитарного знания в новейшее время. Актуальность культурологической науки обусловлена возникающими вопросами человека – ведения. К началу 20в. становится ясно что естественные науки не могут в полной мере объяснить человека, его внутреннюю сущность, потому происходят постепенные резкой границы между гуманитарными науками и точными науками.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ одно из направлений в современной гуманитарной науке, развивающееся на стыке культурологического и социологического знания.

Возникновение С. к. в XX в. обусловлено теоретико-методологической потребностью осмысления социальной сущности культуры.

С. к. исследует социальные закономерности развития культуры, формы их проявления в человеческой деятельности, а также влияние внутренних социальных связей и общества на культуру.

При этом предполагается, что общество является основой и защитой культуры от внешнего влияния.

Без общества как единого целого культура не могла бы развиваться, т. к. с его помощью закрепляются культурные образцы и их отделение от доминирующего влияния других культурных систем.

В рамках С. к. существует ряд отраслей: социология искусства, литературы, кино, музыки, религии, науки, межкультурного взаимодействия и т. д.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ взаимосвязанные научные дисциплины, изучающие культуру как целостное образование, но различающиеся методологией, спецификой эмпирической базы, оформлением и уровнем обобщений исследования.

К. - область знания, возникшая на стыке Ф. к., культу рантропологии, социологии, этнологии, психологии и истории культуры в процессе преодоления классической модели культуры, отождествляющей культуру с духовными образованиями. Необходимость теоретического осмысления многообразного фактического материала, полученного в эмпирических исследованиях конкретных культурных форм - одна из причин возникновения К.

В отличие от Ф. к., обладающей определенным категориальным оформлением в рамках преемственности традиции философского дискурса, оформление результатов культурологических исследований многообразно и многовариативно.

В то время как Ф. к. осуществляет поиск культурных универсалий, т. е. норм культуротворчества.

В целом К. как самостоятельная философская дисциплина находится в стадии формирования, поэтому четкие критерии разграничения К. и Ф. к. еще не сформированы.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Культурантропология - одно из направлений в западной антропологии как науки гуманитарной. Под антропологией понимается вся совокупность знаний о человеке, включая физическую антропологию, палеоантропологию, этническую и индивидуальную психологию и “этнологию” в собственном смысле.

Появление термина “этнология” (наука об этносах, народах) показывает попытки заявить о самостоятельном статусе науки, занимавшейся первоначально описанием жизни “диких народов”.

Возможность и необходимость построения общей теории культуры как особой отрасли знания осознавались не единожды.

Одним из первых исследователей, предпринявших попытку построения “культурологии” (он специально обосновывает необходимость введения в научный оборот данного термина для обозначения им феномена развития мышления о культуре) был известный американский культурантрополог Лесли Уайт.

Изучение К. а. столь важно потому, что она показывает, что теория культуры имеет дело с этническими общностями, имеющими свою самобытную культуру.

Теория культуры должна опираться на большой этнографический материал и иметь прогностический характер для описания их эволюции, взаимоотношений и развития. Именно К. а. открыла такие злободневные проблемы теории культуры, как взаимоотношение различного типа культур, аккультурация (подчинение, подпадание одной культуры в зависимость от другой) и т. д.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ одно из новейших направлений в современной гуманитарной науке, формирующееся на основе синтеза теоретико-методологических достижений культурологии и психологии.

Возникновение П. к. во 2-ой пол. XX в. связано с проблемами: как культура отражает внутренний психический мир человека, способствуя формированию и развитию его как субъекта культурной деятельности, каким образом человек способен вносить изменения в процесс познания и интерпретации культурных феноменов.

П. к. изучает личность в ее функции создателя и потребителя культуры, механизмы социализации и инкультурации личности, генезис человеческой индивидуальности в культурном пространстве.

В рамках П. к. развиваются направления: психология искусства, литературы, религии, этнопсихология, психология социокультурного взаимодействия и конфликта, культурно-историческая психология, психосемантика и т. д.

Предмет культурологии

В широком смысле культурология представляет собой комплекс отдельных наук, а также богословских и философских концепций культуры; другими слонами, это все те учения о культуре, ее истории, сущности, закономерностях функционирования и развития, которые можно найти в трудах ученых, представляющих различные варианты осмысления феномена культуры. Кроме того, культурологические науки занимаются изучением системы культурных институтов, с помощью которых осуществляются воспитание и образование человека и которые производят, хранят и передают культурную информацию.

С этой точки зрения предмет культурологии образует совокупность различных дисциплин, к которым относятся история, социология культуры и комплекс антропологических знаний. Помимо этого в предметное поле культурологии в широком смысле должны быть включены: история культурологии, экология культуры, психология культуры, этнология (этнография), богословие (теология) культуры. Однако при таком широком подходе предмет культурологии предстает как совокупность разнообразных дисциплин или наук, изучающих культуру, и может отождествляться с предметом философии культуры, социологии культуры, культурной антропологии и других теорий среднего уровня. В таком случае культурология лишается своею собственного предмета исследования и становится составной частью отмеченных дисциплин.

Более взвешенным представляется подход, понимающий предмет культурологии в узком смысле и представляющий ее в качестве отдельной самостоятельной науки, определенной системы знаний. При таком подходе культурология выступает как общая теория культуры, основывающаяся в своих обобщениях и выводах на знаниях конкретных наук, какими являются теория художественной культуры, история культуры и другие частные науки о культуре. При таком подходе исходным основанием выступает рассмотрение культуры в ее конкретных формах, в которых она проявляется как сущностная характеристика человека, форма и способ его жизнедеятельности.

Таким образом, предметом культурологии является совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерности развития культуры, ее проявления, присутствующие во всех известных культурах человечества.

При таком понимании предмета культурологии основными ее задачами являются:

  • наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее
  • сущности, содержания, признаков и функций;
  • изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;
  • определение места и роли человека в культурных процессах;
  • разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;
  • взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;
  • изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры;
  • исследование развития отдельных культур.

Цель культурологии

Целью культурологии становится такое изучение , на основе которой формируется ее понимание. Для этого необходимо выявить и проанализировать: факты культуры, составляющие в совокупности систему культурных феноменов; связи между элементами культуры; динамику культурных систем; способы производства и усвоения культурных феноменов; типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы (культурные коды); культурные коды и коммуникации между ними.

Цели и задачи культурологии определяют и функции этой науки.

Функции культурологии

Функции культурологии можно объединить в несколько основных групп по реализуемым задачам:

  • познавательная функция — изучение и понимание сущности и роли культуры в жизни общества, се структуры и функций, ее типологизации, дифференциации на отрасли, виды и формы, человекотворческого предназначения культуры;
  • концептуально-описательная функция — разработка теоретических систем, понятий и категорий, позволяющих составить целостную картину становления и развития культуры, и формулирование правил описания, отражающих особенности развертывания социокультурных процессов;
  • оценочная функция — осуществление адекватной оценки влияния целостного феномена культуры, ее различных типов, отраслей, видов и форм на формирование социальных и духовных качеств личности, социальной общности, общества в целом;
  • объясняющая функция — научное объяснение особенностей культурных комплексов, явлений и событий, механизмов функционирования агентов и институтов культуры, их социализирующего воздействия на формирование личности на основе научного осмысления выявленных фактов, тенденций и закономерностей развития социокультурных процессов;
  • мировоззренческая функция — реализация общественно-политических идеалов в разработке фундаментальных и прикладных проблем развития культуры, регулирующего влияния ее ценностей и норм на поведение личности и социальных общностей;
  • образовательная (обучающая) функция — распространение культурологических знаний и оценок, что помогает студентам, специалистам, а также тем, кто интересуется проблемами культуры, узнать особенности этого социального феномена, его роль в развитии человека и общества.

Предмет культурологии, ее задачи, цели и функции определяют общие контуры культурологии как науки. Каждый из них в свою очередь требует углубленного изучения.

Исторический путь, пройденный человечеством от древности до настоящего времени, был сложен и противоречив. На этом пути зачастую соединялись прогрессивные и регрессивные явления, стремление к новому и приверженность к привычным формам жизни, желание перемен и идеализация прошлого. При этом во всех ситуациях главную роль в жизни людей всегда играла культура, которая помогала человеку приспособиться к постоянно меняющимся условиям жизни, найти ее смысл и цель, сохранить человеческое в человеке. В силу этого человек всегда интересовался этой сферой окружающею мира, следствием чего стало появление особой отрасли человеческого знания — культурологии и соответствующей учебной дисциплины, изучающей культуру. Культурология — это прежде всего наука о культуре . Этот специфический предмет отличает ее от других социальных, гуманитарных дисциплин и объясняет необходимость се существования как особой отрасли знания.

Становление культурологии как науки

В современных гуманитарных науках понятие «культура» относится к разряду фундаментальных. Среди множества научных категорий и терминов вряд ли найдется другое понятие, которое имело бы столько смысловых оттенков и использовалось в столь разных контекстах. Такая ситуация не случайна, поскольку культура выступает предметом исследования многих научных дисциплин, каждая из которых выделяет свои аспекты изучения культуры и дает свое понимание и определение культуры. При этом сама культура полифункциональна, поэтому каждая наука выделяет в качестве предмета своего изучения одну из ее сторон или частей, подходит к изучению со своими методами и способами, формулируя в итоге свое понимание и определение культуры.

Попытки дать научное объяснение феномену культуры имеют недолгую историю. Первая такая попытка была предпринята в

XVII в. английским философом Т. Гоббсом и немецким правоведом С. Пуффенлорфом, которые высказали идею, что человек может пребывать в двух состояниях — естественном (природном), которое является низшей ступенью его развития, поскольку творчески пассивно, и культурном, которое рассматривалось ими как более высокая ступень развития человека, поскольку оно творчески продуктивно.

Учение о культуре получило развитие на рубеже XVIII-XIX вв. в трудах немецкого просветителя И.Г. Гердера, который рассматривал культуру в историческом аспекте. Развитие культуры, но ею мнению, составляет содержание и смысл исторического процесса. Культура является раскрытием сущностных сил человека, которые у разных народов значительно различаются, поэтому в реальной жизни наблюдаются различные стадии и эпохи в развитии культуры. В то же время утвердилось мнение, что ядро культуры составляют духовная жизнь человека, его духовные способности. Такое положение сохранялось довольно долго.

В конце XIX — начале XX в. стати появляться работы, в которых анализ проблем культуры был основной задачей, а не второстепенной, как это было до сих пор. Во многом эти труды были связаны с осознанием кризиса европейской культуры, поиском его причин и путей выхода из него. В результате философы и ученые осознали необходимость интегративной науки о культуре. Не менее важно было сконцентрировать и систематизировать огромную и разнообразную информацию об истории культуры разных народов, отношениях социальных групп и личностей, стилей поведения, мышления и искусства.

Это и послужило основой для возникновения самостоятельной науки о культуре. Примерно тогда же появился термин «культурология». Впервые его использовал немецкий ученый В. Оствальд в 1915 г. в своей книге «Система наук», но тогда этот термин не получил широкого распространения. Это произошло позже и связано с именем американского культурного антрополога Л.А. Уайта, который в своих работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) обосновал необходимость выделения всех знаний о культуре в отдельную науку, заложил ее общетеоретические основы, предпринял попытку вычленить ее предмет исследования, отграничив его от смежных с ней наук, к которым он относил психологию и социологию. Если психология, утверждал Уайт, изучает психологическую реакцию человеческого организма на внешние факторы, а социология исследует закономерности взаимоотношений индивида и общества, то предметом культурологии должно стать осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай, традиция, идеология. Он предсказывал культурологии большое будущее, считая, что она представляет собой новую, качественно более высокую ступень в постижении человека и мира. Именно поэтому термин «культурология» связывается с именем Уайта.

Несмотря на то что культурология постепенно занимает все более твердое положение среди других социальных и гуманитарных наук, споры осе научном статусе не прекращаются. На Западе данный термин был принят не сразу и культура там продолжала изучаться такими дисциплинами, как социальная и культурная антропология, социология, психология, лингвистика и др. Данная ситуация свидетельствует о том, что процесс самоопределения культурологии как научной и образовательной дисциплины пока не завершен. Сегодня культурологическая наука находится в процессе становления, ее содержание и структура еше не обрели четких научных границ, исследования в ней разноречивы, существует много методологических подходов к ее предмету. Все это говорит о том, что данное направление научного знания находится в процессе становления и творческого поиска.

Таким образом, культурология — молодая наука, находящаяся в стадии становления. Самым большим препятствием для ее дальнейшего развития является отсутствие точки зрения на предмет се исследования, с которой были бы согласны большинство исследователей. Выявление предмета культурологии происходит на наших глазах, в борьбе различных мнений и точек зрения.

Статус культурологии и ее место среди других наук

Один из основных вопросов выявления специфики культурологического знания и предмета его исследования состоит в осмыслении взаимосвязи культурологии с другими родственными или близкими ей областями научного знания. Если определить культуру как все, что создано человеком и человечеством (такое определение весьма распространено), станет понятно, почему определение статуса культурологии вызывает затруднения. Тогда получается, что в мире, в котором мы живем, есть только мир культуры, существующий по воле человека, и мир природы, возникший без влияния людей. Соответственно все существующие сегодня науки делятся на две группы — науки о природе (естествознание) и науки о мире культуры — социальные и гуманитарные науки. Иными словами, все социальные и гуманитарные науки в конечном счете являются науками о культуре — знанием о видах, формах и результатах человеческой деятельности. При этом не понятно, где среди этих наук место культурологии и что она должна изучать.

Чтобы ответить на эти вопросы, можно поделить социальные и гуманитарные науки на две неравные группы:

1. науки о специализированных видах человеческой деятельности, выделяемые по предмету этой деятельности, а именно:

  • науки о формах социальной организации и регуляции — юридические, политические, военные, экономические;
  • науки о формах социальной коммуникации и трансляции опыта — филологические, педагогические, искусствоведческие науки и религиоведение;
  • науки о видах материально преобразующей деятельности человека-технические и сельскохозяйственные;

2. науки об общих аспектах человеческой деятельности безотносительно к ее предмету, а именно:

  • исторические науки, изучающие возникновение и развитие человеческой деятельности в любой сфере безотносительно к ее предмету;
  • психологические науки, исследующие закономерности психической деятельности, индивидуального и группового поведения;
  • социологические науки, открывающие формы и способы объединения и взаимодействия людей в их совместной жизнедеятельности;
  • культурологические науки, анализирующие нормы, ценности, знаки и символы как условия образования и функционирования народов (культу р), показывающие сущность человека.

Можно сказать, что присутствие культурологии в системе научного знания обнаруживается в двух аспектах.

Во-первых, как специфический культурологический метод и уровень обобщения любого анализируемого материала в рамках любой социальной или гуманитарной науки, т.е. как составная часть любой науки. На этом уровне создаются модельные концептуальные построения, описывающие не то, как данная область жизнедеятельности функционирует вообще и каковы границы ее существования, а то, как она адаптируется к меняющимся условиям, как она сама себя воспроизводит, каковы причины и механизмы ее упорядоченности. В рамках каждой науки можно выделить такое поле исследований, которое касается механизмов и способов организации, регуляции и коммуникации людей в соответствующих областях их жизнедеятельности. Это то, что принято называть экономической, политической, религиозной, языковой и т.д. культурой.

Во-вторых, как самостоятельная область социального и гуманитарного познания общества и его культуры. В этом аспекте культурология может рассматриваться как отдельная группа наук, так и в качестве отдельной, самостоятельной науки. Иными словами, культурология может рассматриваться в узком смысле и широком. В зависимости от этого будут выделяться предмет культурологии и ее структура, а также связь ее с другими науками.

Связь культурологии с другими науками

Культурология возникла на пересечении истории, философии, социологии, этнологии, антропологии, социальной психологии, искусствознания и др., следовательно, культурология является комплексной социогуманитарной наукой. Ее междисциплинарный характер соответствует обшей тенденции современной науки к интеграции, взаимовлиянию и взаимопроникновению различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Применительно к культурологии развитие научного познания ведет к синтезу кулыуроведческих наук, формированию взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как о целостной системе. При этом каждая из наук, с которой контактирует культурология, углубляет представление о культуре, дополняя его собственными исследованиями и знаниями. Наиболее тесно с культурологией связаны философия культуры, философская, социальная и культурная антропология, история культуры и социология.

Культурология и философия культуры

Как отрасль знания, выделившаяся из философии, культурология сохранила свою связь с философией культуры, которая выступает как органическая составная часть философии, как одна из относительно автономных се теорий. Философии как таковая стремится выработать системное и целостное представление о мире, пытается ответить на вопрос, познаваем ли мир, каковы возможности и границы познания, его цели, уровни, формы и методы, а философии культуры должна показать, какое место занимает культура в этой обшей картине бытия, стремится определить своеобразие и методологию познания культурных явлений, представляя высший, наиболее абстрактный уровень исследования культуры. Выступая в качестве методологической основы культурологии, она определяет общие познавательные ориентиры культурологических исследований, объясняет сущность культуры и ставит перед ней проблемы, значимые для жизни человека, например о смысле культуры, об условиях ее существования, о структуре культуры, причинах ее изменений и др.

Философия культуры и культурология различаются по тем установкам, с которыми они подходят к исследованию культуры. Культурология рассматривает культуру в ее внутренних связях как самостоятельную систему, а философия культуры анализирует культуру в соответствии с предметом и функциями философии в контексте философских категорий, таких, как бытие, сознание, познание, личность, общество. Философия рассматривает культуру в се конкретных формах, тогда как в культурологии акцент делается на объяснение различных форм культуры с помощью философских теорий среднего уровня, основывающихся на антропологических и исторических материалах. При таком подходе культурология позволяет создать целостную картину человеческого мира с учетом многоликости и разнообразия происходящих в нем процессов.

Культурология и история культуры

История изучает человеческое общество в его конкретных формах и условиях существования.

Эти формы и условия не остаются раз и навсегда неизменными, т.е. едиными и универсальными для всего человечества. Они постоянно изменяются, и история изучает общество с точки зрения этих изменений. Поэтому история культуры выделяет исторические типы культур, сопоставляет их, выявляет обще культурные закономерности исторического процесса, на основе которых можно описать и объяснить конкретные исторические особенности развития культуры. Обобщенный взгляд на историю человечества позволил сформулировать принцип историзма, в соответствии с которым культура рассматривается не как застывшее и неизменное образование, а как динамичная система локальных культур, находящихся в развитии и сменяющих друг друга. Можно сказать, что исторический процесс выступает как совокупность конкретных форм культуры. Каждая из них определяется этническими, религиозными и историческим факторами и поэтому представляет собой относительно самостоятельное целое. Каждая культура имеет свою оригинальную историю, обусловленную комплексом своеобразных условий се существования.

Культурология в свою очередь изучает общие законы культуры и выявляет ее типологические особенности, разрабатывает систему собственных категорий. В этом контексте исторические данные помогают построить теорию возникновения культуры, выявить законы се исторического развития. Для этого культурология изучает историческое многообразие фактов культуры прошлого и настоящего, что позволяет ей понять и объяснить современную культуру. Именно таким путем формируется история культуры, которая изучает развитие культуры отдельных стран, регионов, народов.

Культурология и социология

Культура является продуктом общественной жизни человека и невозможна вне человеческого общества. Представляя собой социальное явление, она развивается по собственным законам. В этом значении культура является предметом изучения для социологии.

Социология культуры исследует процесс функционирования культуры в обществе; тенденции культурного развития, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни социальных групп. В социальной структуре общества выделяются группы разного уровня — макрогруппы, слои, сословия, нации, этносы, каждая из которых отличается своими культурными особенностями, ценностными предпочтениями, вкусами, стилем и образом жизни, и множество микрогрупп, образующие различные субкульту ры. Такие группы формируются по разным основаниям — половозрастным, профессиональным, религиозным и т.д. Множественность групповых культур создает «мозаичную» картину культурной жизни.

Социология культуры в своих исследованиях опирается на многие специальные социологические теории, близкие по объекту исследования и существенно дополняющие представления о культурных процессах, устанавливая междисциплинарные связи с разными отраслями социологического знания — социологией искусства, социологией морали, социологией религии, социологией науки, социологией права, этносоциологией, социологией возрастных и социальных групп, социологией преступности и отклоняющегося поведения, социологией досуга, социологией города и др. Каждая из них не в состоянии создать целостного представления о культурной реальности. Так, социология искусства даст богатую информацию о художественной жизни общества, а социология досуга показывает, как различные группы населения используют свое свободное время. Это очень важные, но частичные сведения. Очевидно, что требуется более высокий уровень обобщения культуроведческих знаний, и эту задачу выполняет социология культуры.

Культурология и антропология

Антропология - область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде. В этой области сегодня выделяется несколько направлений: физическая антропология, основной предмет которой составляет человек как биологический вид, а также современные и ископаемые человекообразные приматы; социальная и культурная антропология, основным предметом которых является сравнительное изучение человеческих обществ; философская и религиозная антропологии, представляющие собой не эмпирические науки, а совокупность соответственно философских и теологических учений о природе человека.

Культурная антропология занимается изучением человека как субъекта культуры, даст описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.д., изучает конкретные культурные ценности, формы культурных взаимосвязей, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку. Это важно для культурологии, поскольку позволяет понять, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражают ее конкретные исторические, социальные или личностные формы. Можно сказать, что культурная антропология занимается исследованием этнических культур, описывая их культурные феномены, систематизируя их и сравнивая. По сути дела она исследует человека в аспекте выражения его внутреннего мира в фактах культурной деятельности.

В рамках культурной антропологии исследуется исторический процесс взаимоотношений человека и культуры, адаптации человека к окружающей культу рной среде, становления духовного мира личности, воплощения творческих потенциалов в деятельности и ее результатах. Культурная антропология выявляет «узловые» моменты социализации, и инкультурации человека, специфику каждого этапа жизненного пути, изучает влияние культурной среды, систем образования и воспитания и адаптацию к ним; роль семьи, сверстников, поколения, особое внимание уделяя психологическому обоснованию таких универсальных явлений, как жизнь, душа, смерть, любовь, дружба, вера, смысл, духовный мир мужчины и женщины.