Драйзер финансист продолжение. Теодор Драйзер «Трилогия желания

В Филадельфии, где родился Фрэнк Алджернон Каупервуд, проживало более двухсот пятидесяти тысяч человек. Город изобиловал красивыми парками, примечательными зданиями и историческими воспоминаниями. Многих вещей, о которых мы с ним узнали впоследствии, тогда не существовало, – телеграфа, телефона, компаний по доставке грузов, океанских лайнеров, городской почтовой службы. Не было почтовых марок и заказных писем. Еще не появились трамваи. Вместо этого были полчища омнибусов, а для дальних переездов существовала постепенно развивавшаяся железнодорожная система, во многих местах еще соединенная каналами.

Отец Каупервуда был банковским клерком, когда родился Фрэнк, но десять лет спустя, когда у мальчика уже сложился вполне разумный и деятельный интерес к миру, в связи с кончиной президента банка и продвижением других сотрудников вверх по служебной лестнице, мистер Генри Уортингтон Каупервуд получил место кассира с необыкновенно щедрой для него годовой зарплатой в три тысячи пятьсот долларов. Он сразу же радостно объявил жене о своем решении переехать из дома 21 на Баттонвуд-стрит в дом 124 на Нью-Маркет-стрит, находившийся в гораздо более привлекательном районе. Красивый трехэтажный дом из красного кирпича выгодно отличался от их нынешнего двухэтажного жилища. Существовала вероятность, что в будущем они приобретут что-нибудь получше, но пока этого было достаточно. Он искренне благодарил судьбу.

Генри Уортингтон Каупервуд был человеком, который верил лишь в то, что видел собственными глазами, и довольствовался тем, кем он себя считал – банкиром или будущим банкиром. В то время он был представительным мужчиной – высокий, сухопарый, настойчивый в своей любознательности, с красивыми, аккуратно подстриженными бакенбардами, доходившими почти до мочек ушей, которые шли его длинному прямому носу и острому подбородку. Его кустистые брови подчеркивали серо-зеленые глаза, а волосы были коротко стриженными, приглаженными, с ровным пробором. Он всегда носил сюртук – в те времена это было принято в финансовых кругах – и высокий цилиндр. Его руки и ногти отличались безупречной чистотой. Его манеру держаться можно было назвать строгой, но на самом деле она была скорее тщательно выпестованной, нежели суровой.

Будучи устремленным к повышению своего общественного статуса и продвижению в финансовых делах, он весьма осторожно выбирал собеседников. Он так же опасался жестких или непопулярных высказываний о политике или общественном устройстве, как и общения с неприятными людьми, хотя, по правде говоря, не имел определенных политических взглядов. Он не высказывался ни за рабство, ни против него, хотя тогда атмосфера между сторонниками аболиционизма и их оппонентами была накаленной. Он искренне верил, что на железных дорогах можно нажить громадное состояние, если только у человека есть капитал и такая своеобразная черта, как обаятельность – способность завоевывать чужое доверие. Он был уверен, что Эндрю Джексон1
Эндрю Джексон (1767–1845) – седьмой президент США, один из основателей Демократической партии.

был неправ в своем противостоянии с Николасом Биддлом2
Николас Биддл (1786–1844) – президент Второго банка США, представлявшего интересы Ротшильдов.

И Банком США, которое в то время было одной из важнейших тем для обсуждения. По понятным причинам, его беспокоил «идеальный шторм» ничем не обеспеченных бумажных денег, которые вращались вокруг и постоянно приходили в его банк – разумеется в обесцененном виде, – откуда возвращались к озабоченным заемщикам в виде прибыли. Третий Национальный банк Филадельфии, где он служил, был расположен на Третьей улице в самом центре города и тогда, по сути дела, являлся национальным финансовым центром, а его владельцы занимались брокерской деятельностью в качестве побочного бизнеса. В то время, как моровое поветрие, большие и малые банки в отдельных штатах почти бесконтрольно выпускали банковские билеты, обеспеченные ненадежными или неизвестными активами, и в конце концов с поразительной скоростью банкротились или приостанавливали платежи. Знание всех этих тонкостей было необходимым требованием для должности, которую занимал мистер Каупервуд. В результате он стал настоящим воплощением осторожности. К сожалению, ему сильно не хватало двух вещей, необходимых для достижения успеха на любом поприще, – личного обаяния и дальновидности. Ему не выпало участи стать великим финансистом, хотя и удалось добиться некоторого успеха.

Миссис Каупервуд, миниатюрная, со светло-каштановыми волосами и ясными карими глазами, набожная женщина, в свои лучшие годы была очень привлекательной, но стала довольно чопорной и склонной с большой серьезностью подходить к материнской опеке трех своих сыновей и единственной дочери. Сыновья во главе с первенцем, Фрэнком, были источником постоянной досады для нее, ибо совершали вылазки в разные концы города, где, судя по всему, водились с дурной компанией, видели и слышали то, что им не полагалось видеть и слышать.

В десятилетнем возрасте Фрэнк Каупервуд уже был прирожденным лидером. Сначала в начальной школе, а потом и в центральной средней школе его считали здравомыслящим человеком, безусловно заслуживающим доверия. Характер у него был независимый, смелый и решительный. С самых юных лет он интересовался экономикой и политикой; книги его не занимали. Он был статным, подтянутым и опрятным мальчиком с ясным, четко очерченным проницательным лицом, большими серыми глазами, широким лбом и короткими, стоявшими торчком темно-каштановыми волосами. Его манеры выдавали остроту ума, порывистость и самоуверенность; он постоянно задавал вопросы с желанием получить внятные и осмысленные ответы. Он никогда не болел, ел с аппетитом и железной дланью повелевал своими братьями. «Давай, Джо!», «Живее, Эд!» Эти команды были не грубыми, но властными, так что Эд и Джо подчинялись. Они с самого начала смотрели на Фрэнка как на хозяина положения и внимательно прислушивались к его словам.

Он неустанно размышлял над разными вещами, одни факты были для него не менее поразительными, чем другие, поскольку он не мог разобраться, каким образом устроена окружающая жизнь. Как люди пришли в мир? Что они здесь делают? Кто, в конце концов, привел все это в движение? Мать поведала ему историю об Адаме и Еве, но он не поверил. Недалеко от его дома находился рыбный рынок, и там, по пути в банк к отцу или во время одной из вылазок с братьями после школьных занятий, он любил рассматривать выставленный перед лавкой аквариум с морскими диковинками, добытыми рыбаками в бухте Делавэр. Однажды он видел там морского конька – просто необычную рыбку, отдаленно похожую на жеребенка, а в другой раз полюбовался на электрического угря, природу которого объясняло открытие Бенджамина Франклина. Однажды он увидел, как в аквариум помещают кальмара и лобстера, и стал невольным свидетелем трагедии, которая оставалась с ним до конца его жизни и значительно прояснила существующее положение вещей. Судя по разговорам праздных зевак, лобстера не накормили, поскольку кальмар считался его законной добычей. Он лежал в прозрачном стеклянном резервуаре на засыпанном желтым песком дне и вроде бы ничего не видел – нельзя было судить, в какую сторону смотрят его черные глаза-бусинки, – но, как оказалось, он не сводил взгляда с кальмара. Последний, бледнокожий и податливый на вид, похожий на кусок свиного сала, двигался толчками, как торпеда, но его перемещения ни на миг не ускользали от глаз противника. Постепенно мелкие кусочки его тела начали исчезать, отхваченные безжалостными клешнями его преследователя. Лобстер как катапульта подскакивал туда, где якобы мирно дремал кальмар, но бдительный кальмар срывался с места и одновременно выпускал облачко чернил, за которым исчезал из виду. Увы, он не всегда добивался успеха. Кусочки его туловища или хвоста часто оказывались в клешнях чудовища, поджидавшего внизу. Зачарованный этой драмой, юный Каупервуд ежедневно приходил наблюдать за ее развитием.

Однажды утром он стоял перед аквариумом, почти прижавшись носом к стеклу. Кальмар был сильно обглодан, а его чернильный мешок почти пуст. В углу на дне сидел лобстер, явно готовый к действию.

Мальчик оставался так долго, как только мог; зрелище ожесточенной борьбы увлекало его. Возможно, кальмар умрет через час или же протянет еще один день, но в конце концов лобстер сожрет его. Он снова посмотрел на зеленовато-бронзовую машину уничтожения в углу и задумался, когда это случится. Скорее всего, сегодня вечером. Он вернется вечером.

Вечером он вернулся – и вот неизбежное свершилось. Вокруг аквариума собралась небольшая толпа. Лобстер находился в углу, а перед ним лежал кальмар, располосованный пополам и частично съеденный.

– Он наконец добрался до бедняги, – сказал один из зрителей. – Я стоял здесь час назад, когда лобстер прыгнул и схватил его. Кальмар слишком устал, ему не хватило реакции. Он отпрянул, но лобстер уже рассчитывал на это. Все движения кальмара были предугаданы, и сегодня он расстался с жизнью.

Фрэнк жалел, что пропустил этот момент. Лишь слабое подобие жалости шевельнулось в нем, когда он смотрел на убитого кальмара. Потом он перевел взгляд на победителя.

«Так должно было случиться, – подумал он. – Кальмар был недостаточно проворным».

Он разобрался в том, что произошло. «Кальмар не мог убить лобстера: у него не было оружия. Лобстер мог убить кальмара: он имел тяжелое вооружение. Кальмару было нечем кормиться, а лобстер рассматривал его как свою добычу. Каким был результат? Как еще это могло закончиться? У кальмара не было ни одного шанса», – заключил он по пути к дому.

Этот случай произвел огромное впечатление на Фрэнка. Он наглядно отвечал на загадку, так сильно занимавшую его: «Как устроена жизнь?» Одни существа живут за счет других, вот и все. Лобстеры питаются кальмарами и другими морскими существами. Кто питается лобстерами? Люди, кто же еще! Но тогда кто питается людьми? Неужели другие люди? Дикие животные едят людей; индейцы и каннибалы делали то же самое. Некоторые люди погибают от ураганов или несчастных случаев. Он не был уверен, что одни люди живут за счет других, но люди определенно убивали друг друга. Вот, например, войны, уличные драки, разъяренные толпы. Однажды он видел толпу, нападавшую на здание газеты «Паблик Леджер»3
Public Ledger – популярная филадельфийская газета, выходившая с 1836 по 1942 г. Во время конфликта между Севером и Югом занимала нейтральную позицию и выступала за немедленное перемирие.

Когда возвращался домой из школы. Отец объяснил ему, что это произошло из-за вопроса о рабстве. Вот оно! Разумеется, одни люди живут за счет других. Только посмотрите на рабов – ведь они тоже люди. Вся эта шумиха поднялась из-за того, что одни люди убивали других людей, то есть негров.

Фрэнк вернулся домой, вполне довольный собой и своими мыслями.

– Мама! – воскликнул он, когда вошел в дом. – Он наконец поймал его!

– Кого? Кто кого поймал? – удивленно спросила она. – Иди-ка, вымой руки.

– Лобстер наконец поймал кальмара, о котором я вчера рассказывал тебе и папе.

– Какая жалость. Почему ты интересуешься такими вещами? Бегом мыть руки!

– Знаешь, такое нечасто можно увидеть. Я, например, никогда не видел. – Фрэнк отправился на задний двор, где находился водопроводный кран и столик, на котором стоял блестящий жестяной таз и ведро воды. Там он помыл руки и сполоснул лицо.

– Папа, ты помнишь того кальмара? – немного позже обратился он к отцу.

– Так вот, он умер. Лобстер сцапал его.

– Очень жаль, – равнодушно отозвался отец, не отрываясь от газеты.

Следующие месяцы Фрэнк много размышлял об этом и о жизни вообще, поскольку уже начинал задумываться, кем будет и как обустроит свои дела. Наблюдая за отцом, считавшим деньги, он был уверен, что ему понравится банковское дело. А Третья улица, где находился банк, в котором служил отец, казалась ему самой приятной улицей на свете.

Глава 2

Взросление юного Фрэнка Алджернона Каупервуда приходилось на годы, которые можно было назвать уютным и счастливым семейным существованием. Баттонвуд-стрит, где он провел первые десять лет своей жизни, была чудесным местом для мальчика. Улица была застроена в основном небольшими двух– и трехэтажными домами красного кирпича с мраморными крылечками, ведущими к парадному входу, и с мраморной отделкой дверей и окон. Повсюду в изобилии росли раскидистые деревья. Мостовая, выложенная крупным округлым булыжником, была дочиста отмыта дождями, а влажные тротуары, вымощенные красным кирпичом, отдавали прохладой. На заднем дворе росли деревья, трава и цветы, и, хотя вдоль улицы фасады тесно примыкали друг к другу, за домом было просторно.

Каупервуды располагали достаточными средствами, чтобы обзавестись детьми со всеми их радостями и заботами, поэтому после Фрэнка в семье каждые два-три года появлялся ребенок, и ко времени переезда в новый дом на Нью-Маркет-стрит семья представляла собой веселую компанию. Связи Генри Уортингтона Каупервуда увеличивались, по мере того как его должность становилась все более ответственной, и постепенно он стал довольно известной личностью. Он уже был знаком с несколькими процветающими коммерсантами, которые вели дела с его банком, а поскольку его обязанности требовали тесного общения с другими банкирскими домами, он завел знакомства в Банке США, среди банковских учреждений Дрекселей4
Дрексели – семья банкиров, выходцев из Австрии, имевшая банки и инвестиционные фирмы в Филадельфии, Чикаго и Нью-Йорке. Во время действия романа во главе банка стоял Энтони Джозеф Дрексель (1826–1893), который основал университет Дрекселя.

Эдвардсов5
Альберт Галлатин Эдвардс (1812–1892) был секретарем казначейства США при президенте Линкольне и основал банковский дом своего имени, предшественник современного банка «Уэллс Фарго».

И многих других, имевших о нем благоприятное мнение. Маклеры знали его как представителя очень надежного учреждения, и хотя его не считали выдающимся умом, он был известен как человек, достойный всяческого доверия.

Юный Каупервуд был свидетелем успехов отца. Ему часто разрешали приходить в банк по субботам, где он с большим интересом наблюдал за стремительным оборотом денег на брокерских счетах. Ему хотелось знать, откуда приходят денежные средства, зачем требуют и принимают скидки при учете векселей и что люди делают с деньгами, которые они получают. Отец, довольный его интересом, с радостью давал объяснения, поэтому уже в юном возрасте – от десяти до пятнадцати лет – мальчик приобрел глубокие знания о финансовой системе страны: что такое банк штата и национальный банк, чем занимаются брокеры, что такое акции и почему их цена колеблется. Он рано понял, что означают деньги как средство обмена и каким образом все виды стоимости исчисляются по отношению к первичной – к стоимости золота. Он был прирожденным финансистом, и любые знания, связанные с этим великим ремеслом, были для него такими же естественными, как тонкости чувствования для поэта. Золото как средство обмена особенно интересовало его. Когда отец объяснил, как добывают золото, он видел себя во сне владельцем золотого прииска и просыпался с желанием, чтобы это стало правдой. Он также проявлял интерес к акциям и облигациям, поэтому вскоре узнал, что некоторые не стоят даже бумаги, на которой они напечатаны, зато другие стоят гораздо больше своей номинальной стоимости.

– Вот, сынок, – однажды обратился к нему отец, – такое добро нечасто можно увидеть в наших местах.

Он имел в виду серию акций Британской Ист-Индской компании, заложенных под две трети их номинальной стоимости под ссуду в сто тысяч долларов. Магнат из Филадельфии оставил их в залог под наличные средства. Юный Каупервуд с любопытством разглядывал их.

– На вид они не особенно ценные, правда?

– Они стоят в четыре раза больше номинала, – насмешливо ответил отец.

Фрэнк по-новому посмотрел на акции.

– Британская Ист-Индская компания, – прочитал он. – Десять фунтов. Это почти пятьдесят долларов.

– Сорок восемь долларов тридцать пять центов, – деловито поправил его отец. – Так что если бы у нас была пачка таких бумаг, нам не пришлось бы трудиться. Обрати внимание, они почти без булавочных отметок. Это значит, что они редко были в обращении; думаю, их впервые использовали в качестве залога.

Тогда Каупервуд-младший с особенной остротой почувствовал, как огромен финансовый мир. Что это за Ист-Индская компания? Чем она занимается? Отец рассказал ему об этом.

Дома он часто слышал разговоры о финансовых инвестициях и рискованных операциях. К примеру, он слышал о любопытном персонаже по имени Стимбергер, крупном спекулянте на мясном рынке из Виргинии, который в те дни приехал в Филадельфию, надеясь на большие легкие кредиты. По словам отца, Стимбергер был близок с Николасом Биддлом, Лэрднером и другими важными персонами из Банка США, по крайней мере, состоял в дружеских отношениях с ними, поэтому мог получить практически все, о чем он просил. Он закупал скот в Виргинии, Огайо и в других местах в огромных количествах и фактически монополизировал поставки говядины в восточные штаты. Он был румяным здоровяком, лицо его, по словам отца Фрэнка, смахивало на свиное рыло; он носил высокую бобровую шапку и длинный сюртук, свободно болтавшийся на его широкой груди и толстом животе. Он поднял цену на мясо до тридцати центов за фунт, что возмущало розничных продавцов и покупателей и привлекало к нему всеобщее внимание. Он обращался в брокерский отдел банка Каупервуда-старшего за годовыми займами в сто или двести тысяч долларов под гарантийные кредитные обязательства Банка США на тысячу, пять или десять тысяч долларов, которые он обналичивал с дисконтом десять-двенадцать процентов от номинала, предварительно оставив в Банке США собственный четырехмесячный вексель на всю сумму сделки. Деньги он получал по номиналу в брокерской конторе Третьего Национального банка пачками банкнот, выпущенных банками Виргинии, Огайо и Западной Пенсильвании, так как оплачивал свои расходы преимущественно в этих штатах. Первоначальная комиссия Третьего Национального банка составляла от четырех до пяти процентов, а поскольку он принимал западные банкноты с дисконтом, то получал прибыль еще и оттуда.

Был еще один человек, о котором говорил отец, – Фрэнсис Гранд, знаменитый газетчик и лоббист из Вашингтона, обладавший талантом раскапывать всевозможные секреты и лазейки, особенно связанные с финансовым законодательством. Казалось, тайны президентского кабинета, сената и палаты представителей были открытой книгой для него. Несколько лет назад Гранд приобрел через брокеров значительное количество техасских облигаций и долговых сертификатов. В борьбе с Мексикой за независимость республика Техас выпускала разнообразные сертификаты и облигации ценой от десяти до пятнадцати миллионов долларов. Позднее в связи с планом присоединения Техаса к Соединенным Штатам был опубликован законопроект, обеспечивающий возмещение в размере пяти миллионов долларов для погашения этой старой задолженности. Гранд знал об этом, как и о том, что часть долга из-за особых условий выпуска предусматривала полную выплату, а остальное подлежало деноминации и что на одной из сессий будет предпринята попытка провалить законопроект, чтобы отпугнуть посторонних, которые могли прослышать о планах правительства и скупать техасские сертификаты с целью получить прибыль. Он ознакомил Третий Национальный банк с этим обстоятельством, и, разумеется, информация дошла до Каупервуда, занимавшего должность кассира. Он рассказал об этом своей жене, и когда его рассказ дошел до Фрэнка, его большие, ясные глаза загорелись. Он гадал, почему отец не хочет воспользоваться благоприятной ситуацией и приобрести несколько техасских сертификатов лично для себя. По словам отца, Гранд и еще три-четыре человека отхватили по сотне тысяч долларов. Это было не вполне законно, но если подумать, то все-таки законно. Почему служебная осведомленность не должна быть источником вознаграждения? Фрэнк понимал, что отец был слишком честным и осторожным человеком, но он обещал себе, что когда вырастет, то станет брокером, или финансистом, или банкиром и провернет такую сделку.

Примерно в то время к Каупервудам приехал дядя, которого никогда раньше не видели. Сенека Дэвис был братом миссис Каупервуд: грузный, ростом пять футов и десять дюймов, с большим округлым телом, румяный, голубоглазый, с остатками золотистых волос на круглой голове. Он одевался элегантно и по моде щеголял в жилетах в цветочек и длинных светлых сюртуках, носил цилиндр, этот символ преуспевающего человека. Фрэнк сразу же пленился его видом. Дядя был плантатором на Кубе, имел там большое ранчо и рассказывал мальчику истории о кубинской жизни – о бунтах, засадах, рукопашных схватках с мачете на его собственной плантации и тому подобных вещах. Он привез с собой коллекцию индейских диковинок, много денег и нескольких рабов, один из которых, высокий и костлявый негр, по имени Мануэль, был его слугой и телохранителем. Суда, нагруженные сахаром-сырцом с его плантации, разгружались на пристанях Саутарка в Филадельфии. Фрэнку нравилось бодрое, добродушное отношение дяди к жизни, грубоватое и довольно бесцеремонное, что было не принято в их спокойной и сдержанной семье.

– Ну, Нэнси-Арабелла, – обратился он к миссис Каупервуд в воскресный день, после того как поверг семейство в радостное изумление своим неожиданным появлением, – ты не раздалась ни на дюйм! Когда ты вышла за старину Генри, я думал, что ты раздобреешь, как твой брат, но только посмотри на себя! Небом клянусь, ты не набрала и пяти фунтов! – и он подкинул ее, обхватив за талию, чем смутил детей, не привыкших к такому фамильярному обращению с матерью.

Генри Каупервуд был доволен прибытием преуспевающего родственника, поскольку двенадцать лет назад, когда состоялась свадьба, Сенека Дэвис почти не обратил на него внимания.

– Только посмотрите на этих бледных филадельфийцев, – продолжал он. – Им нужно приехать ко мне на Кубу и как следует поджариться у меня на ранчо. Тогда они не будут похожи на восковых куколок, – и он ущипнул за щеку Анну-Аделаиду, которой исполнилось пять лет. – Что сказать, Генри, у тебя здесь довольно-таки приятное место!

На мой взгляд, нет никакого смысла в том, чтобы разделять «Трилогию желания» на три отдельно взятые книги, ведь все они связаны не только лишь сюжетной линией, но и стилистическими и историческими особенностями. Иными словами, перед нами полновесная история жизни человека, поделенная на три тома. Теодор Драйзер начал свое знаковое творение на заре Первой Мировой Войны, а закончил написание третьего тома — «Стоика» — в год окончания Второй Мировой. Но как это ни странно, все три романа не посвящены войне.

Теодор Драйзер не стал изменять себе, и уже в первой книге «Финансист» четко прослеживается его стилистика, выбранная в дебютном романе « ». Можно ли сравнить его первую книгу и «Трилогию желания»? Определенно да. Сюжет, язык, мотивы и поступки; все эти составляющие четко перекликаются между всех выше указанных произведений. Впрочем, во всей этой истории есть одна занятная деталь: глобально говоря, Драйзер успел закончить третью часть трилогии — «Стоик» — буквально за несколько дней до собственной кончины, и хотя концовка содержит логичное завершение, редакторы, с согласия жены Драйзера, включили в издание черновые наработки финальных глав книги.

Конечно же, Драйзер не стал отступать и от своей любимой темы - деньги. Ничто не движет человеком так многозначительно, как материальное благо. В этом ли состоит ? Отчасти да, и хотя мечта у каждого может разниться, у всех она сводится к одному - существованию в достатке. Этим стремлением объединены все действующие персонажи в книгах Драйзера: от Керри и Герствуда в «Сестре Керри» и до Фрэнка Каупервуда и всех его многочисленных компаньонов и противников в книгах «Финансист», «Титан» и «Стоик». Разница в количестве страниц между отдельной книгой и трилогией, впрочем, позволяет более детально описать всю подноготную дел и жизненных процессов протагониста, что явно не укладывалось у Драйзера в одном романе. Поэтому, даже несмотря на отсутствие исторических связей, сюжетной линии и пересечения персонажей, «Сестру Керри» можно смело считать памяткой перед прочтением всей «Трилогии желания».

Общий сюжет

Итак, общее название сборника, в который вошли книги «Финансист», «Титан» и «Стоик», уже недвусмысленно намекают на то, что первостепенной ведущей силой и мотивацией в жизни главного персонажа являются его желания. В случае с Френком Каупервудом, основополагающей силой являются деньги. В жизни Френка этому материальному благу отведено самое почетное место, с которым едва ли могут соревноваться иные ценности, будь это просвещение, семья или дружба. Для него деньги заменяют потребность в товарищеских отношениях; ими он оплачивает любовь и благосклонность сильных мира сего; деньги для него - инструмент обеспечения вседозволенной жизни, основной целью которой является постоянное пополнение собственного «инструментария».

Разделение сборника на три тома условно сегментирует жизнь Каупервуда на три значимых этапа его жизни: «Финансист» повествует о первых шагах молодого Каупервуда на финансовом поприще в Филадельфии, о его первых успехах и поражениях, которые увенчались тюремным заключением.

Действия второй книги — «Титана» — переносятся в молодой город Чикаго, в котором Каупервуд создает газовые предприятия, а потом собственную транспортную империю. Собственно, в этой части он становится настоящим титаном в финансовой деятельности, но истинным мерзавцем в плане моральном. Роман «Стоик» посвящен лондонскому этапу жизни Каупервуда, в котором он стремиться поставить логическую финальную точку всем своим делам, а также добиться примирения с собственными любовными мытарствами, однако затяжная болезнь и последующая его кончина ставят лишь многоточие.

Финансист

Купить бумажную Купить электронную

Наверное, это самая совершенная и полная из представленных частей, как в сюжетно-мотивационном плане, так и по своей словестно-стилистической структуре. По сути, Драйзеру ничего не надо было придумывать: прототипом Каупервуда стала действительно существовавшая ранее личность с довольно интересной биографией, писателю лишь осталось завернуть историю этого человека в приятную обложку слов, и успех был гарантирован. Автор так и поступил, а у читателей появилась возможность с головой окунуться в Америку второй половины 19-го века, проследить за перипетиями политической и экономической жизни зарождающегося мирового гиганта, а также постичь основы финансовой и биржевой деятельности. Иными словами, в книге представлены интересы из разных плоскостей, а потому мало кому она покажется скучной. Не менее искусстно писатель придерживается и хронологии событий, параллельно представляя эволюцию характера и практических навыков молодого дельца Френка Каупервуда.

Здесь он совершает первые шаги в предпринимательской деятельности, взрослеет, познает первую симпатию, а вскоре и первую настоящую любовь, добивается первых успехов; со временем набивает первые шишки на собственных ошибках, но в определенный момент теряет чувство реальности, а главное - сдержанности, после чего все его состояние, словно перышко, уносит ветер времени. Кульминационным моментом книги можно считать судебный процесс над Каупервудом и признание его виновным. Уже в этих эпизодах читатель осознает, что молодой делец не гнушается и «темных делишек» во благо собственной выгоды, а потому фигура финансиста едва ли претендует на статус девственно чистой и нетронутой корыстолюбием. Впрочем, отбывание короткого срока в заключение (при огромном содействии незаконной возлюбленной Эйлин) не образумил молодого человека, а скорее наоборот - обозлил его по отношению к обществу, которое, между прочим, вынесло вполне справедливый вердикт. Именно в этот момент в образе Каупервуда зарождается желание стать гигантом, финансовым магнатом, способным вершить судьбу других.

Титан

Купить бумажную Купить электронную

Полем для своей новой деятельности Каупервуд выбирает растущий город Чикаго. Именно длительному периоду жизни в этой части Америки и посвящена вторая часть трилогии, которая, откровенно говоря, скрасила все восторженные впечатления от первого произведения. Уже в «Финансисте» становится понятным, что Каупервуд не из числа святош, но в книге «Титан» размах его жульнических, низких и предательских действий достигает апогея. Помимо этого в книге явно нарушена динамическая структура, кульминация напрочь отсутствует, равно как и четкая идейность. В «Титане» нет подобного эпизоду с судом и заключением события, которое бы объяснило всю затею писателя, поэтому с эстетической и сюжетной точки зрения эту книгу можно назвать неудачной, естественно, на фоне успеха первого произведения. Постоянные смены любовниц Каупервуда, регулярное вранье и лицемерие, постоянные метания из одного «лагеря» в другой, в конце концов подкуп политиков и кровожадное потворствование собственной алчности просто отвращают от образа главного персонажа. Если же задумка Драйзера состояла только в этом, низкий ему поклон, впрочем, я склоняюсь к иному варианту. Результатом всей этой сомнительной деятельности Каупервуда стало создание многомиллионной империи, однако цена была заплачена очень высокая: разруха отношений с Эйлин, отсутствие семьи, друзей и надежной опоры, неприятие в обществе, война на всех фронтах с коллегами по деятельности, проигранные выборы, бесчисленное количество любовных увлечений. Оказывается, именно такую цену готов платить человек за свое богатство.

Стоик

Купить бумажную Купить электронную

Время не щадит даже самых великих людей, и вот уже Каупервуд стоит на пороге старости. Он хочет поставить жирную точку в своей финансовой деятельности - растянуть свои транспортные сети и на другом континенте, а в делах душевных окончательно сойтись с новой любовью - Беренис. Но с самого начала все эти затеи даются ему очень тяжело, дела идут скомкано, ни на одном из фронтов не видно заметных улучшений: строительство метро в Лондоне требует огромных затрат и привлечения благодушно настроенных к этому специалистов; сожительство с молодой девушкой Беренис выглядит не менее проблемным в силу разницы в возрасте, положения в обществе и действующего брачного союза с Эйлин. Безвременная кончина дельца прервала все задуманное на пути к их свершению. Каупервуд многое не успел завершить, но с другой стороны, после себя он оставил огромным след как в истории, так и в судьбах множества людей.

Конечно же, всей этой историей Драйзер хотел подчеркнуть тщетность человеческих страданий, связанных с постоянным желанием наживы. Богатство Каупервуда растаяло всего за несколько лет после его смерти, не менее жадные банкиры, юристы и поручители растащили все по своим углам, словно крысы - легкую добычу по норам. Мне судьба Каупервуда отдаленно напоминает историю Джея Гетсби: жизнь Френка Каупервуда была таким же масштабным праздником, место на котором находилось многим заметным фигурам, но их манил отнюдь не блеск человеческого естества, а сияние зотолой монеты.

"Финансист" Теодора Драйзера, отзывы о котором приведены в этой статье, - один из самых известных романов этого американского писателя. Входит в знаменитую "Трилогию желания" и впервые увидел свет в 1912 году. Его продолжением стали произведения "Титан" и "Стоик". Основу повествования составляет реальная судьба американского миллионера Чарльза Йеркса.

Значение романа

Главный герой романа "Финансист" Теодора Драйзера, отзывы о котором позволяют сформировать представление об этой книге, - Фрэнк Каупервуд. Автор демонстрирует, как Фрэнк с первых лет жизни растет в финансово-экономической среде. В результате именно она формирует в нем психологию коммерсанта.

Уже в подростковом возрасте он становится коммерсантом, который понимает, что для достижения поставленной цели хороши абсолютно все средства. Только так можно добиться богатства и власти.

Каупервуд начинает с небольших биржевых спекуляций. Со временем он приобретает состояние, достаточное для того, чтобы подкупать муниципальных чиновников и проводить более крупные и прибыльные сделки. Однако финал его карьеры оказывается неутешительным. Книга "Финансист" Теодора Драйзера рассказывает о том, как главный персонаж сначала попадает в тюрьму, а затем и вовсе вынужден уехать из родной Филадельфии.

"Трилогия желания"

"Финансист" становится первой книгой "Трилогии желания" Драйзера. Во втором романе под названием "Титан" он рассказывает о жизни Каупервуда в Чикаго. Там его судьба, по сути, повторяется, но уже в более расширенном формате. Жизнь главного героя развивается по спирали.

В романе "Стоик" описываются последние годы жизни героя. стала основополагающей для американской и европейской литературы в начале XX века. Драйзер ярко рисует нравы и быт, которые царят в современной финансовой среде. То, как к бизнесу относятся в обществе, а также связи бизнесменов и политиков.

В своих романах Драйзер обнажает хищническую природу Каупервуда и подобных ему финансистов. Но при этом автор не может не любоваться финансовым гигантом, который у него получился.

Одна из главных функций трилогии "Финансист", "Титан", "Стоик" Теодора Драйзера - продемонстрировать отсутствие этики и нравственных принципов в жестоком капиталистическом мире.

В начале этого произведения описывается детство главного героя. еще в школе влечет мир финансов и больших денег. Свою первую настоящую коммерческую авантюру он проворачивает в 14 лет. Начальный капитал зарабатывает на перепродаже мыла.

В старших классах школы Фрэнк активно интересуется привлекательными девочками. Но доучиться ему было не суждено. В 17 лет он бросает школу, чтобы начать трудиться.

"Финансист" Теодора Драйзера, краткое содержание которого приведено в этой статье, дает подробное представление о его внешности. Он бросает школу рослым и широкоплечим юношей приятной наружности. У него красивые и вьющиеся каштановые волосы, а в глазах всегда видна живая мысль. Взгляд при этом остается непроницаемым.

Его отца зовут Генри. Он работает в банке, в их доме всегда много гостей. Одно время к ним зачастила супружеская пара Сэмпл. Фрэнка просто очаровывает 24-летняя Лилиан. Причем поначалу он сам не может понять, что так его привлекло в ней. Ведь по уму и способностям девушка явно не была ему ровней. Но Каупервуда покорила ее внешность. У Лилиан густые пышные волосы, которые имеют пепельный оттенок, а серые глаза в зависимости от освещения постоянно превращаются то в темные, то в светло-голубые.

Роман с Лилиан

В "Финансисте" Теодора Драйзера (из "Трилогии желаний") подробно описывается жизненный путь Каупервуда.

В его жизни происходят большие перемены, когда вскоре выясняется, что супруг Лилиан неожиданно скоропостижно скончался. Фрэнк моложе своей возлюбленной на пять лет. Но эта разница в возрасте его нисколько не смущает, он активно начинает ухаживать за предметом своих воздыханий, очаровывает более опытную женщину, в результате та соглашается выйти за него замуж. Мечта Фрэнка сбывается.

Вместе они живут четыре года. За это время у них появляется сын, которого также зовут Фрэнк, и дочка по имени Лилиан.

На вершину финансового мира Каупервуд начинает прорываться с самых низов. Он работает в небольших компаниях и фирмах, пытаясь сколотить приличный начальный капитал. Со временем открывает собственное учетно-вексельное дело.

Фрэнк в книге "Финансист" Теодора Драйзера делает ставку на развитие в ближайшем будущем конных железных дорог. Начинает активно инвестировать в эту отрасль, вкладывать большие деньги, скупать акции. В это время Каупервуд осознает, что все без исключения чиновники в Филадельфии нечисты на руку и занимаются спекуляцией. Оказывается, что честно пробиться в этой жизни просто невозможно.

Гражданская война в США

Часть событий романа Теодора Драйзера "Финансист" разворачивается в США на фоне Гражданской войны, в которой Север противостоит Югу. Главный герой заручается поддержкой Эдварда Батлера - ирландца по национальности. Он берет у него большой займ и заявляет о себе как о крупном финансисте, способном конкурировать с сильными мира сего.

На тот момент Батлер является заметной политической фигурой в США, имеет весомые связи в кругах высшего общества. Сам Батлер при этом всячески симпатизирует начинающему финансисту, который чем-то напоминает его самого в молодости, когда он был только в начале своего пути.

В романе подробно описаны взаимоотношения главного героя с новыми знакомыми. В "Финансисте" Теодора Драйзера, содержание которого позволяет получить полноценное впечатление о творчестве автора, Фрэнк начинает обращать внимание на дочь Батлера, которую зовут Эйлин. Ей всего 18 лет, у нее голубые глаза и прекрасные рыжие волосы.

Батлер вместе со всем своим большим семейством, а у него еще одна дочь и два сына, начинает часто бывать у Каупервудов. Эйлин каждый раз сильно раздражает Лилиан, которая, скорее всего, пока неосознанно, видит в ней свою соперницу. Также недовольной девушкой остается сестра Фрэнка Анна, которой не нравятся постоянный капризы и задорный нрав Эйлин.

Совсем другой точки зрения придерживается сам Фрэнк. Он считает девушку жизнерадостной, живой и привлекательной. Эйлин отвечает ему взаимностью. Она постоянно играет на рояле и поет, когда Фрэнк возвращается вечером с работы домой.

Ключевая сделка

Примерно в середине романа главный герой заключает ключевую сделку, которая становится кульминацией романа "Финансист" Теодора Драйзера. В отзывах читатели отмечают, что это, пожалуй, самые напряженные страницы произведения.

Каупервуд начинает сотрудничать с Джорджем Стинером. Это городской казначей, которого все считают игрушкой в руках опытных политиков из республиканской партии - первую очередь крупных финансовых воротил, таких как Батлер, а также сенатор Симпсон и Молленхауэр. Для них Стинер является удобным человеком, с помощью которого удается оборачивать деньги через городской бюджет. К работе привлекают и Каупервуда. Все участники этой темной сделки получают хорошие дивиденды.

При этом Фрэнк выступает с инициативой начать скупать акции конно-железнодорожных компаний через подставных лиц за спиной у трех главных воротил штата. В этом ему помогает Стинер.

Параллельно Фрэнк вместе с отцом занимается бизнесом по строительству особняков, которые соединены между собой. Также главный герой начинает коллекционировать произведения искусства, у него появляется хороший вкус.

Роман с Эйлин

В романе "Финансист" Теодора Драйзера, отзывы о котором в основном, положительные, просматривается и романтическая линия. Между Фрэнком и Эйлин завязывается роман.

У девушки строгое католическое воспитание, но при этом она не считает искреннюю любовь чем-то преступным. Фрэнку же вовсе незнакомы религиозные и моральные предрассудки. Он идет по жизни под девизом "Мои желания - прежде всего".

Тяжелый удар ждет его в 1871 году, когда чикагский пожар практически полностью разрушает его благополучие. Огонь бушует в торговой части города, на бирже возникает паника.

В это время Каупервуд пустил в оборот полмиллиона долларов из городской казны. Стинера нет в городе, поэтому он опасается, что об этом станет известно общественности. Батлер пытается помочь ему выпутаться из этой ситуации и сводит его с двумя влиятельными людьми, каждый из которых видит свою выгоду в происходящем. Оба они сочувствуют Фрэнку, но не считают необходимым помогать.

Мгновенно портятся отношения между Батлером и Фрэнком. Первый получает анонимное письмо о том, что его дочь встречается с Каупервудом. Ирландец в гневе, тем более реакция Эйлин подтверждает, что все это правда. Батлер даже решает утопить Фрэнка.

Заговор против Каупервуда

Тучи начинают сгущаться над Каупервудом, - так описывает его положение Теодор Драйзер в "Финансисте". Краткое содержание романа дает возможность получить представление о происходящем.

Фрэнка могла бы спасти еще одна ссуда от Стинера, который возвращается в город. Но безвольного сотрудника муниципалитета финансовые гиганты уговаривают не помогать Фрэнку.

В это время анонимка похожего содержания приходит и Лилиан. При этом в ней не указывается имя любовницы ее мужа. Она признается сама себе, что изначально опасалась разницы в возрасте. Теперь эти опасения оправдываются. Но из-за наличия детей и привычного устоявшегося быта она решает ничего не говорить Фрэнку и остаться с ним. Тем более сейчас, когда он находится на стадии банкротства.

Чтобы как-то спастись, Фрэнк объявляет себя банкротом, но, несмотря на это, его обвиняют в умышленном хищении из городской казны. При этом Батлер пытается уговорить дочь бросить Фрэнка, но все безрезультатно. Тогда он идет на крайние меры, нанимает частного сыщика, который выслеживает Эйлин и Каупервуда в доме свиданий.

Оскорбленная Эйлин уходит из дома и поселяется у подруги. Только Фрэнк убеждает ее вернуться домой. Отец понимает, что не в силах повлиять на свою дочь, надеется только на обвинительный приговор для Каупервуда.

Защита финансиста

Всю подноготную жизнь банкиров и дельцов Америки показал в своей трилогии Теодор Драйзер. "Финансист", "Титан", "Стоик" - три романа, которые наглядно демонстрируют, на что готовы люди ради денег и славы.

Каупервуд, чтобы спастись, нанимает опытного адвоката по имени Харпер Стеджер. Но и прокурор, и судья - люди Батлера, поэтому шансов, что он их переубедит, немного.

Единственная надежда на присяжных заседателей. Но и она не оправдывается. Присяжные выносят обвинительный приговор. Стеджер подает апелляцию, но и ее отклоняют. Фрэнка приговаривают к реальному сроку. Ему предстоит провести в заключении 4 года и 3 месяца.

Теодор Драйзер в "Финансисте", "Титане" не устает демонстрировать мужественность и силу духа своего главного героя. Он принимает этот удар, хотя для его родных это сильная трагедия. Только в юной Эйлин остается решимость бороться за судьбу Фрэнка.

В тюрьме Каупервуд становится свидетелем разительного контраста между своей прежней жизнью и той средой, в которой он оказался. В камере темно и обитают крысы. Ему приходится плести стулья, чтобы как-то скрасить тюремные будни.

Жизнь в тюрьме

Но и в тюрьме наш герой не пропадает. Буквально любуется им Теодор Драйзер в "Финансисте". В отзывах о книге многие читатели отмечали, что в этой части романа проникались искренним состраданием к судьбе Каупервуда.

Ему удается наладить близкие отношения с Десмасом. За деньги Фрэнк договаривается, чтобы ему разрешили получать вещи и лакомства из дома. Он чаще, чем остальные заключенные, может писать письма и общаться с посетителями. При первой же возможности Эйлин приходит к своему любимому.

Фрэнк теряет самообладание на этом свидании, наверное, первый раз в жизни. Он плачет на плече у возлюбленной. Эйлин помогает ему взять себя в руки.

Выйти на свободу персонажу произведения удается раньше. Всего через 13 месяцев. Во многом это связано со смертью Батлера. До самого конца Эйлин холодно относилась к отцу. А когда ее братья узнали, в чем были истинная причина этого, начинают откровенно презирать сестру.

Пока Каупервуд сидел в тюрьме, дело его продолжало жить. Его вел честный малый по имени Уингейт. Сам Фрэнк его постоянно консультировал, поэтому фирма осталась на плаву. Когда он вышел на свободу, смог продолжить работу, теперь уже в качестве маклера.

Важный момент произведения наступает, когда становится известно, что крупное кредитное учреждение, вложившее огромные деньги в строительство железных дорог на неосвоенных территориях, объявляется банкротом. На бирже паника, спокойным остается только Фрэнк. Наступает его звездный час.

За несколько дней он зарабатывает огромное состояние и становится миллионером. Теперь можно уехать из Филадельфии. Тем более что у него в этих местах больше нет прежней репутации из-за ареста и тюрьмы.

Фрэнк разводится с Лилиан и вместе с Эйлин Батлер уезжает строить новую жизнь в Чикаго.

Первый роман из цикла «Трилогия желания» был опубликован в 1912-м году. В нём Драйзер рассказал о начальном, филадельфийском периоде жизни преуспевающего финансиста Фрэнка Алджернона Каупервуда и связанных с ним проблемах делового и морального характера.

Прототипом главного героя стал известный американский миллионер – Чарлз Тайзон Йеркс, давший «Финансисту» внешнюю сюжетную линию: начало бизнес деятельности в семнадцатилетнем возрасте, первая работа в хлебно-комиссионной конторе/должность счетовода в фирме «Генри Уотермен и К.», открытие маклерской фирмы/учётно-вексельное дело, работа на Филадельфийской фондовой бирже, сотрудничество с городским казначеем Джозефом Мерцером/в романе – Джорджем Стинером, банкротство в результате Великого чикагского пожара, осуждение за воровство, досрочный выход на свободу через семь месяцев/в романе – через тринадцать, приобретение нового состояния через десять лет/в романе – через шесть месяцев.

Художественная идея произведения связана с образом нового для Америки типа человека – честного преуспевающего дельца, руководствующегося девизом «Мои желания – прежде всего». Фрэнк Каупервуд – не положительный герой, но и не злодей. Драйзер определяет его как «рассудочного эгоиста», литературные критики – как человека с «нулевой нравственностью». Главный герой романа отличается последовательностью суждений и поступков как в бизнесе, так и в любви. В деле он руководствуется разумом, в отношениях с женщинами – чувством. Переход любви в документальный разряд (развод с Лилилан и свадьба с Эйлин) автоматически переносится Каупервудом в рассудочную область и решается путём простого логического умозаключения, высказанного жене: «Я больше не люблю тебя и не хочу продолжать отношения, которые меня не удовлетворяют» .

С точки зрения человека XXI века подобная позиция выглядит прямой и честной. В начале XX столетия она была невозможна в силу выработанных десятилетиями общественных моральных принципов, ставящих семью превыше всего. Фрэнк, понимающий, что «жизнь нельзя втиснуть ни в какие рамки» , отказывается подчиняться чужеродной для него норме. Влюблённая в него Эйлин, для которой «общепринятые религиозные взгляды и понятия» никогда «не были сдерживающим началом» , без особых эмоциональных переживаний отдаётся на волю чувству и ощущению внутренней правоты в отношениях, где «мужчина и женщина подходят друг другу» .

В отличие от «лицемерной блюстительницы общественных нравов» Лилиан, боящейся раскрыться даже наедине с мужем, смелая и решительная Эйлин Батлер сразу привлекает внимание Фрэнка своей живостью и жизнерадостностью. Нетерпеливая и тщеславная девушка в любом окружении, будь то семья или светское общество, неизменно становится центром всеобщего внимания и притяжения. Она – лучшее, что может предложить мир женщин Каупервуду, и он тянется к ней, ощущая в Эйлин похожую внутреннюю силу и характер.

Независимый, смелый, задорный, лукавый, подозрительный, целеустремлённый, спокойный, дальновидный, осторожный, точный – вот тот набор качеств, которыми наделяет своего героя Драйзер. Именно благодаря им Фрэнк Каупервуд становится тем, кто он есть, - прирождённый финансистом, умным, наблюдательным, умеющим делать правильные выводы человеком.

Ещё в детстве, размышляя над трагедией, разворачивающейся в рыночном аквариуме, где омар день за днём отрывает от живой каракатицы куски тела и в конечном итоге съедает её, Фрэнк приходит к выводу, что «всё живое существует одно за счёт другого» . В тринадцать лет Каупервуд понимает, что готов сражаться за своё место под солнцем, и заявляет родным: «Я не хочу быть мальчиком. Я хочу работать» . Начав свою финансовую деятельность в семнадцать, к тридцати четырём годам Фрэнк вырастает до уровня крупного биржевого маклера и владельца контрольного пакета акций одной из прибыльных конно-железнодорожных линий.

Молодого финансиста губит непредвиденная случайность – катастрофический пожар в Чикаго, вызвавший панику на фондовой бирже, и собственная неосторожность в вопросе обналичивания чека на фоне предстоящего банкротства. Интимная связь с дочерью одного из трёх видных политических деятелей Филадельфии завершает цепь трагических случайностей. Фрэнк терпит крах, попадает в тюрьму, но не лишается ни Эйлин, ни своей уникальной силы духа, позволившей ему преодолеть все тяготы одиночного заключения и заработать миллион долларов спустя шесть месяцев после освобождения.

Прямолинейный, в меру циничный и жёсткий герой высказывает в «Финансисте» необычную точку зрения по большинству серьёзных проблем, характерных для современной ему Америки. Гражданскую войну между промышленным Севером и рабовладельческим Югом он воспринимает как досадную помеху, препятствующую деловому развитию страны и ничего не приносящую ему лично. Тяжёлому положению рабов Фрэнк сочувствует, но не сильно, так как видит, что «положение огромного большинства мужчин и женщин мало чем отличается от положения рабов» . «Жизнь с его своеобразной точки зрения имела лишь две стороны – силу и слабость» и в ней было одинаково плохо как рабам, так и людям, «слабым духом» и «слабым телом» .

Законодательную базу США Каупервуд воспринимает не иначе как «туман, образовавшийся из людских причуд и ошибок» . Как и война, закон, по мнению Фрэнка, не помогает, а мешает человеку реализовывать свои деловые и общественные дерзания. Не случайно тюрьма, в которую попадает герой, подаётся через метафорический образ осьминога, чьи семь корпусов-«щупалец» раскинулись вокруг центрального здания и только и ждут, чтобы поглотить в себя «каракатицу»-Каупервуда.

«Финансист» - роман реалистический . В нём Драйзер подробно описывает внешность каждого героя, архитектурные и интерьерные особенности зданий, малейшие тонкости биржевой работы и американского судопроизводства. Наравне с пространными рассуждения в «Финансисте» присутствуют и яркие, живые диалоги, и описания внутренних переживаний персонажей, и своеобразная лирическая составляющая, выраженная, к примеру, в цветовых характеристиках предметов, которые Фрэнк Каупервуд видит вокруг себя после вынесения приговора – в «лиловых и фиолетовых тенях» , ложащихся на «белую пелену снега» , в «зеленовато-сером доме» , в «кремовых кружевных занавесках» .