Древний рим ранняя империя принципат. Римская империя

Когда он достиг наибольшего расцвета во всех сферах. Формально Римская империя насчитывает почти пятнадцать столетий: с 27 года до н. э. до 1453 года н. э. Столь длительное время существования одного государственного строя — хотя его единство с некоторых пор стало почти символическим — можно разделить на три отдельных периода. Первый из них, называемый принципатом , насчитывает 250 лет: его начало связано с императором Августом , основателем империи, и заканчивается временем правления Александра Севера .

Второй период означен несколькими десятилетиями глубокого кризиса — политического, экономического и военного, — сменившимися затем двумя веками новой формы государственного и политического строя, получившего название доминат . Этот период закончился со свержением в 476 году последнего из западных императоров Ромула Августула.

Историкам легче всего разобраться с принципатом, первым, так сказать, классическим периодом истории Римской империи. В тот период царствовали двадцать восемь императоров — известно точное число. Тогда империя охватывала самую большую территорию за всю свою историю, была самой могущественной в военном отношении мировой державой и, являясь воплощением наивысших достижении цивилизации и культуры, распространяла их среди всех народов, входивших в ее состав. Римская империя той поры в какой-то степени стала общей родиной для всех европейских народов, оставив нам в наследство завоевания науки и техники, прекрасные произведения культуры, литературы, архитектуры.

Римским государством правили тогда, пожалуй, самые известные потомкам, инам с вами в том числе, государи. Большинство из них были выдающимися личностями, яркими индивидуальностями, причем отнюдь не только в положительном отношении. Некоторые были и остались в истории тиранами, злодеями, извращенцами, достаточно назвать имена Тиберия и Калигулы , Нерона и Домициана, Каракаллы и Гелиогабала. Благодарная память потомков сохранила имена настоящих государей, умных правителей, заботящихся о благе государства и его народов, замечательных юристов, администраторов, дипломатов и воинов. Таковыми были, по единодушному мнению и древних, и всех современных историков, императоры Август, Веспасиан , Тит , Траян , Адриан , Антонин Пий , Марк Аврелий .

Ну и, наконец, третий период, самый длительный, но наименее римский. Это история Восточной Римской империи, — вскоре превратившейся в самостоятельное государство, Византию , — и заканчивается она захватом в 1433 году Константинополя турками.

Известны попытки воссоздания империи в Западной Европе в период Средневековья , но этих правителей трудно принять за законных наследников Августа и его преемников; это были, скорее, политические фикции, однако нельзя не упомянуть о них, ибо они обращались к великой традиции в истории человечества.


За упомянутые пятнадцать столетий империей правили более двухсот цезарей. Точное их число трудно установить по причинам и формальным, и фактическим. Появлялись и узурпаторы, и самозванцы, и порой бывало нелегко определить, кто же является законным государем. Сравнительно немного таких сомнений вызывает период принципата, насчитывающий двадцать восемь императоров.

Принципат — это исторически самый важный период в жизни Римской империи, так сказать, классическая эпоха империи. В этот период Римская империя была самой большой территориально и самой сильной державой мира. Кроме того, превосходя остальной мир развитием цивилизации, Римская империя распространяла эти материальные и духовные завоевания цивилизации по всем странам вокруг Средиземного моря. Наследием этих веков являются великолепные произведения науки и литературы, шедевры изобразительного искусства и архитектуры, оказавшие ни с чем не сравнимое влияние на все последующие поколения европейцев. Римская империя. Правящие в период принципата цезари (они же императоры) достаточно хорошо известны культурному человечеству благодаря многим ценным источникам той поры.

В римском государстве правили четыре великие династии: Юлиев-Клавдиев, Флавиев , Антонинов и, наконец, Северов (сирийская). Почти все представители этих династий — выдающиеся личности, не обязательно положительные, но оставившие в истории Рима важный след. Некоторые из них запомнились прямо-таки зловещим обликом, прославились жестокостью и даже каким-то изуверским безумием. Речь идет о таких персонажах римской истории, как Тиберий и Калигула, Нерон и Домициан, Каракалла и Гелиогабал. В благодарной памяти потомков остались выдающиеся правители, умные, справедливые, много сделавшие для блага страны и в хозяйственном, и в культурном отношении, а также укрепившие военную мощь империи.

Эпоха домината , промежуток между 235 и 476 гг. Эти почти два с половиной века отчетливо подразделяются на три периода. Первый из них, длившийся около пятидесяти лет, в истории носит название кризиса — политического и экономического. За эти годы на мировой арене промелькнули несколько десятков цезарей, правивших Римской империей порой всего по месяцу, погибавших, как правило, насильственной смертью, на страну со всех границ напирали враги, а экономика ее была почти полностью разрушена.

От полного краха империя была спасена благодаря реформам умного и энергичного императора Диоклетиана, пришедшего к власти в 284 г., и его последователям. Так начался новый этап в истории Римской империи — доминат, в котором цезарь уже является не принцепсом — первым среди равных, но господином (лат. dominus — господин).

В этот же период в правление Константина Великого и по его воле произошла идеологическая революция — христианство было признано господствующей религией, и за удивительно короткий срок, всего за несколько десятилетий, из религии преследуемой превратилось в религию господствующую.

Самой трагической фигурой,из правителей этого периода, наверняка является император Юлиан Отступник , до конца сохранивший верность идеалам, традициям и богам древней культуры, пожалуй, последний из власть имущих, отважный и последовательный защитник прежних традиций, человек удивительно скромный и простой, но обладавший необыкновенным гражданским мужеством. Настоящий римлянин в его лучшей ипостаси, бесконечно преданный интересам вверенной ему страны.

И наконец, в 395 г. со смертью императора Феодосия Великого произошел распад империи на Западную и Восточную. Теперь уже ничто не могло спасти Западную империю от неминуемого краха, и произошло это в поразительном темпе. Всего при жизни двух-трех поколений рухнуло и перестало существовать одно из самых монументальных и импонирующих политических образований, когда-либо созданных человечеством — Римская империя. Главной причиной его гибели считается натиск варварских племен.

Какое-то время продолжалась агония умирающего государственного организма, растянувшийся на несколько десятков лет процесс добивания жертвы, когда из живого еще «тела» вырывались его отдельные органы, отдельные составные части и территории некогда грандиозной державы.

Заключительный акт представляется не очень впечатляющим. И все же хочется назвать его символичным: последнего цезаря, маленького мальчика, прозванного цезаренком , которого сместил с императорского трона германский вождь, звали Ромулом. А ведь согласно римской мифологии это было имя одного из двух мальчиков, основавших Вечный Город Рим.

Принципат Принципат - в Древнем Риме специфическая форма монархии, при которой формально сохраняются республиканские учреждения. Период принципата, или ранней империи, охватывает время с 27 г. до н.э. до 193 г. н.э. [правление династий Юлиев - Клавдиев (27 г. до н.э.Ч 68 г. н.э.), Флавиев (69-96 гг.), Антонинов (96-192 гг.)]. Август и его преемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредоточивали в своих руках высшую гражданскую и военную власть. Формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, народные собрания (комиции), магистратуры, но фактическая власть находилась в руках принцепса.

Исторический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Принципат" в других словарях:

    Назв. первого периода римской империи, служившего переходом от республики к монархии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРИНЦИПАТ название первого периода римской империи; п. служил переходом от… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (лат. principatus, от princeps первый, глава) в Древнем Риме в период ранней империи (27 г. до н.э. 193 г. н.э.) специфическая форма монархии, при которой формально сохранялись некоторые республиканские учреждения, но власть фактически… … Юридический словарь

    - (лат. principatus от princeps первый; глава), в Др. Риме форма монархии, при которой сохранялись республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку принцепсу (первому в списке сенаторов); существовала с 27 до н. э. до… … Большой Энциклопедический словарь

    ПРИНЦИПАТ, принципата, муж. (лат. principatus) (ист.). В древнем Риме политический строй, переходный от республики к империи, характеризующийся разделением власти между сенатом и императором, который был фактическим правителем, но считался первым … Толковый словарь Ушакова

    - (лат. principatus, от princeps первый, глава) условный термин, обозначающий политическую систему ранней Римской империи (1 3 вв. н. э.). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

    Принципат - (лат. principatus, от princeps первоприсутствующий в сенате) в Др. Риме (I в. до н.э. III в. н.э.) ранняя империя, форма ограниченной монархии, при которой формально сохранялись республиканские учреждения, а император, являясь фактически… … Энциклопедия права

    ПРИНЦИПАТ - (лат. principatus от princeps первый, глава) в исторической литературе условный термин для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 г. до н.э. 193 г. н.э.) специфической формы монархии, при которой формально сохранялись… … Юридическая энциклопедия

    Император Октавиан Август. Бронзовая скульптура из Геркуланума … Википедия

    А; м. [лат. prīncipātus] В древнем Риме во второй половине 1 в. до н.э.: государственный строй, при котором сохранялись республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному лицу императору, считавшемуся первым среди равных… … Энциклопедический словарь

    - (лат. principatus, от princeps первый, глава) условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 до н. э. 193 н. э.) специфические формы монархии, при которой формально… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Принципат Августа , Н.А. Машкин. Классический труд известного историка Николая Александровича Машкина посвящен исследованию проблем принципата как политической формы и его идеологии, генезиса принципата и его социальной…
  • Принципат Августа , Н.А. Машкин. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Классический труд известного историка Николая Александровича Машкина посвященисследованию проблем…

1. Общественно-политические и правовые отношения

Вскоре после битвы при Акциуме в 31 г. до Р.Х. в 27 г. Октавиан сложил с себя чрезвычайную власть, которой он пользовался для "восстановления Республики". Однако теперь рядом с восстановленными республиканскими институтами появился новый экстраординарный магистрат, император или принцепс, совмещающий самые разные и важнейшие функции. Октавиан Август сохранил военные полномочия, а также трибунскую власть, дающую ему право законодательной инициативы. Поэтому власть Августа в отличие от прежних диктатур имела характер легитимной. Особенностью ее стала постепенная эволюция и трансформация в абсолютную монархию по мере преодоления и ликвидации республиканских институтов.

Процесс этого превращения начался с ликвидации народных собраний. Так уже при Тиберии избрание магистратов было перенесено в сенат. Уже с конца I в. от Р.Х. высшими государственными органами власти в Риме были сенат и император. Вследствие этого и государственное устройство характеризовалось двоевластием. Своеобразием этого двоевластия было то, что рядом со старыми республиканскими магистратами, избранными сенатом, развивалась система императорских чиновников; провинции делились на сенатские и императорские; рядом с государственной казной, находившейся в ведении сената (эрарий), появилась императорская казна (фиск). Как император, так и сенат имели право чеканить монету. Постепенно между властью императора и сената развивалась борьба, которая привела, в конце концов, к полному торжеству императорской власти.

Сенат приобрел статус законодательного органа. Даже эдикты императора должны были в сенате получить санкцию. Во время Августа это не было пустой формальностью. Император, как и магистраты не рассматривался как стоящий вне или над законом. Сенат избирал старых республиканских магистратов и самого императора. Правда, избрание последнего было формальностью, потому что предыдущий император указывал сенаторам преемника путем усыновления или завещания и наделял его полномочиями на основании закона об империуме. Сенат имел судебную административную власть (например, управлял сенаторскими провинциями), но она постепенно сокращалась.

Император какого-либо официального титула не имел. Чаще всего его именовали принцепсом. По этой причине и весь этот период назывался Принципатом. Своеобразие принцепса заключалось в том, что это был, хотя и республиканский магистрат, но пожизненный и с чрезвычайными полномочиями, первый человек в государстве. Но поскольку это был все-таки магистрат, поэтому этот период в истории Рима называют также периодом республиканской империи.

Основными полномочиями императора были: imperium, предусматривавший высшее военное командование, решение вопросов международных отношений, высшая административно-правовая власть; право общей проконсульской власти давало ему возможность контролировать правителей провинции как императорских, так и сенаторских; tribunicia potestas давала императору качество священного, неприкосновенного, а также право интерцессии, т.е. право "вето" или отмены официально принятых магистратом решений, по всем другим магистратам, трибунские полномочия давали императору право законодательной инициативы и вместе с тем контроля за законопроектами. Кроме того, император был пожизненным цензором и верховным понтификом.

Государственное управление осуществлялось в это время в Риме при помощи двойственной системы органов управления: республиканских магистратур и императорских уполномоченных. Однако эта система эволюционировала в сторону развития императорской власти по мере исчезновения республиканских магистратур и установления бюрократического аппарата. Консулы лишились военной власти, они лишь были председателями сената и заведовали некоторыми специальными делами. Преторы по-прежнему заведовали гражданской (предварительное следствие, составление формул и т.д.) и уголовной (председательствовали в специальных судебных комиссиях) юрисдикцией. Цензура потеряла свое значение, тем не менее, император каждый раз наделялся цензорскими полномочиями, пока Домициан не объявил, что постоянные цензорские полномочия должны считаться составной частью власти императора.

Параллельно с процессом отмирания республиканских магистратур развивалась система императорских чиновников. Появился личный совет принцепса, который со времени императора Адриана приобрел характер официального государственного учреждения. Появилась должность начальника императорской гвардии (praefectus praetorii), который становится особенно доверенным лицом. Он приобрел функции уголовной компетенции в Риме и над всей Италией и возглавил службу безопасности. Ему подчинялся префект города (praefectus urbi), являющийся начальником полиции и также наделенный правом уголовной юрисдикции в городе Риме. Появились также: префект вигилия (praefectus vigiliae) - начальник ночной полицейской и противопожарной службы; в сфере своей деятельности он обладал цивильной и уголовной юрисдикцией; префект анноны (praefectus annonae) - заведующий снабжением Рима продовольствием. Были различные императорские кураторы, контролировавшие местное управление в Италии. Были разработаны специальные требования, предъявляемые к правителям провинций. Будущий правитель не должен иметь родственников в провинции, не должен жениться на жительнице данной провинции, раздавать провинциалам деньги взаймы, устраивать за свой счет игры, брать подарки разрешалось лишь в установленных размерах и от людей своего круга. Подарки, даже незначительные, взятые у представителей низших сословий, рассматривались как взятка. Можно сказать, что в период развивающейся империи управление и положение провинций, по сравнению с республиканским периодом, значительно улучшилось.

Если период республики закончился распространением прав римских граждан на всех жителей Италии, то период Принципата завершился предоставлением этих прав жителям провинций. Процесс этот осуществлялся двумя путями на протяжении 2-х периодов. До начала 111 года, во-первых, гражданские права предоставлялись тем или другим частям территории римской державы или отдельным общинам посредством дарения, при этом для освобождения от уплаты налогов требовалось еще особое италийское право (ius italicum). Во-вторых, отдельные общины могли получить право латинское (ius latinum), т.е. право коммерции, но без политических прав. Правда, различалось латинское право большое и малое. В первом случае все жители, избранные в местные магистраты или сенаторы, получали права римских граждан. Во втором случае такой привилегией пользовались магистраты, но не сенаторы.

Все остальные провинциальные жители в это время оставались на правах иностранцев. Но постепенно грань между гражданами, латинами и иностранцами стиралась, и последний шаг был сделан эдиктом императора Каракаллы в 212 г., согласно которому все подданные Римской империи получали право Римского гражданства. Суть этого эдикта заключалась в том, что "все свободные жители Римской империи независимо от места жительства, этнической, социальной и религиозной принадлежности становились её гражданами, подданными римского императора". Этот эдикт способствовал распространению на всей территории Римской империи Римского права. Оно стало утверждаться в Греции и на Востоке (Египет, Азия и т.д.), где до сих пор действовало греческое эллинистическое право. Правда, следует отметить, что местное право не могло быть вытеснено окончательно, имело место, смешанное право. Примеры такого смешанного права, как показывают папирусы, имели место в Египте.

В эпоху Принципата окончательно складывается всадническое и сенаторское сословие. Имущественный ценз для сенаторского сословия был установлен в сумме 1 млн. сестерций (около 40 тыс. золотых рублей), для всаднического сословия ценз был равен 400 тыс. сестерций (ок.20 тыс. золотых рублей). Между всадническим и сенаторским сословием существовали острые противоречия. Представители последнего избирались из республиканских магистратур и пополняли сенат. Поэтому среди представителей этого сословия долго сохранялись республиканские традиции, и оно находилось в оппозиции к императорской власти. Представители всаднического сословия, денежной аристократии, получали немаловажные выгоды от императорской власти. По этой причине, главным образом из этого сословия вербовались императорские чиновники. Остальная масса населения составляла третье сословие - плебс, низшую ступень которого занимали вольноотпущенники (libertini).

Наблюдалось некоторое улучшение в области экономических отношений. Упорядочено было управление и положение провинций, стали регулярно поступать налоги в казну, наступило заметное оживление в ремесле и торговле, появились различные благотворительные учреждения и фонды, которые помещали свои капиталы в виде постоянных земельных рент в земельные участки, появились кредитные банки, которые помогали земледельцам и способствовали развитию сельского хозяйства. Сокращение количества рабов, вызванное прекращением больших войн, слабым естественным приростом их и отпуском многих рабов на волю, заставило землевладельцев обратиться к раздаче своих имений мелкими участками в аренду, что способствовало возрождению крестьянства. Сами императоры практиковали насаждение крестьянского землевладения. Они раздавали свои земли мелким арендаторам в долгосрочную или вечную аренду (emphyteusis). Однако необходимость содержания огромной армии и большого числа чиновников заставляла правительство увеличивать бремя налогов, а это ухудшало и без того тяжелое положение мелких хозяев.

2. Источники Римского права и юриспруденция

В рассматриваемый период в Риме вместо народных собраний законодательным учреждением становится сенат, его постановления приобретают силу закона. Постепенно инициатива сенатских постановлений сосредотачивалась в руках императора. Преторы по-прежнему продолжали издавать эдикты, однако необходимо было упорядочить их, унифицировать и закрепить навсегда. В конце II в. при Адриане преторский эдикт был пересмотрен, установлена его окончательная редакция. Он сделался неизменным и юридически обязательным для преторов. Таким образом, постоянный эдикт Адриана признано считать второй после законов XII таблиц кодификацией Римского права.

Но особенно для развития Римского права имели значение императорские указы. Это были эдикты, т.е. решения, касавшиеся судебных процессов; мандаты, т.е. императорские инструкции чиновникам и правителям провинций; рескрипты, т.е. ответы императоров на юридические запросы, как частных лиц, так и чиновников на случай каких-либо сомнений при толковании и применении права.

Уже в конце Республики возникла значительная юридическая литература, но особенно ее много стало появляться в эпоху Принципата, Фрагменты произведений римских юристов классического периода собраны в следующих изданиях:

Bremer F.P. Iurisprudentiae antehadrianae quae supersunt. Vol. 2-3. Lipsiae, 1848-1901. Lenel O. Palingenesia iuris civilis. Vol. 1-2. Lipsiae, 1889. Второе издание с дополнением: Sierl L. E. Supplementum fidenus papyrorum. Graz, 1960.

Наибольшую ценность для этого периода представляют варианты муниципального закона (lex Flavia municipalis), изданного при Домициане для гражданских общин Испании. В 1981 г. в Испании (провинции Севилья) были найдены фрагменты статута прежде неизвестного испанского муниципия - lex municipii irnitani (lex Irnitana), датируемого 91 годом. Из 10 бронзовых досок, на которых был высечен этот закон, в распоряжении ученых находятся доски III, V, VII-X. Текст таблиц III, VII-X частично совпадает с текстом lex municipii Salnensani и Malacitani, вырезанным на 2-х бронзовых досках, найденных еще в 1851 г. Lex Salpemsana содержит материал о политическом устройстве, административных, финансовых и хозяйственных вопросах, о личном статусе муниципалов, о судопроизводстве. Последний раздел (гл. 84-93) воспроизводит положения закона Aвгуста о судопроизводстве по частным делам (lex lulia iudicorum privatorum) 17 г. до Р. Х. Lex Irnitana издан: Gonzalez J. The lex Irnitana: A New Copy of the Flavian Municipal Law (Pl. V - XXIII) Journal Roman Studies, 1986. Vol. 76. P. 147-199.

Документы юридической практики классического периода собраны в следующих изданиях: Bruns C. G. Fontes iuris Romani antiqui . Vol. 3. Ed. Gradenwitz O. Tubing, 1912; Girard P.F. Textes de droit romain. Ed. Senn F. Paris, 1937; Fontes iuris Romani anteiustiniani (Riccobono S., Baviera G., Ferrini C., Furlani G., Arangio-Ruiz V.) Vol. 3. Negotia. Ed. Arangio-Ruiz V. Florentiae, 1969. со времени Августа юристы получили право давать от имени императора юридические консультации. По различным судебным вопросам юристы давали заключения, которые становились обязательными для судьи. Эти заключения излагались письменно и скреплялись печатями. Но мнения свои юристы высказывали не только по конкретным судебным делам, но и по общим юридическим вопросам, и, особенно, если эти мнения юристов совпадали, они приобретали силу "как бы закона", а сами эти юристы считались "как бы творцами права".

Усложнялось и юридическое обучение. Теперь не только в Риме, но и в других городах, в т. ч. и в провинциях появляются школы юристов. Им выделялись помещения, они имели учеников. Обучение делилось на две стадии: institutio - сообщение ученикам основных принципов гражданского права в связи с чтением источников; instructio - приобретение навыков путем участия в консультациях патрона. Школы юристов порой отличались различными подходами к общим и частным вопросам права.

Поскольку юристы стали заниматься разработкой как практических, так и теоретических вопросов права, поэтому стала появляться богатейшая юридическая литература. Появились краткие систематические учебники по основам Римского права, в дополнение к этому появились краткие юридические афоризмы и общие определения основных юридических институтов и понятий. Вторым типом юридических литературных произведений были комментарии. Общий комментарий всех частей гражданского права носил название Digesta . Многочисленные сочинения появились в связи с практической деятельностью юристов. Это т. н. responsa , т.е. собрания решений, данных юристом в разных представлявшихся ему на практике случаях.

Наконец, стали появляться и монографические сочинения по юридическим проблемам, хотя их было не так много. Всякое такое сочинение делилось на книги. Каждая книга приблизительно равнялась нашим 30-40 страницам. Известно о некоторых юристах, что они написали 300-400 книг. Если учесть, что каждые 10 книг составляли приблизительно 300-400 страниц нашего текста, то действительно можно говорить о многотомных сочинениях.

Начиная с эпохи Принципата, юристы стали приобретать престижное значение. Юриспруденция была для многих средством достижения высокого положения в обществе, которое нуждалось в знающих и образованных юристах. Плеяда таких юристов появляется именно в это время, по общему признанию получившего название классического.

Марк Антистий Лабеон и Гай Атей Капитон. Первый (45 г. до Р.Х. - 10/21 от Р. Х) происходил из аристократического рода, самый выдающийся юрист времен Августа, ученик Гая Требатия Теста, советника Цезаря и Августа, энциклопедически образованный, убежденный республиканец. Лабеон не скрывал свою неприязнь к Принципату, однако Август уважал его личный и научный авторитет. Он один из наиболее цитируемых юристов. Лабеон достиг претуры, но отверг предложенный ему консулат, посвятил себя всецело правоведению. Полгода он обучал праву в Риме, полгода писал свои труды, живя в уединении за городом. Написал около 400 книг (сохранились лишь незначительные фрагменты): Ad legem XII tabularum, Ad edictum (первый классический комментарий к преторскому эдикту) и др.

Гай Атей Капитон (кон. I в. до Р.Х. - 22 г. от Р. Х), происходил из незнатного рода, но окрепшего и получившего известность во времена Суллы. Занимал различные должности. После претуры он стал консулом и верховным понтификом. Был также куратором водопровода (curator aquarum). Занимался также литературной юридической деятельностью, но был менее известен как юрист, чем Лабеон. Капитон был сторонником Принципата, противником Лабеона. Известен как знаток понтификального (жреческого) права. Его сочинения: De pontificio iure, Epistulae и т.д.

Оба этих юриста оставили после себя школы, отличавшиеся различными направлениями: последователей Лабеона называли по имени его ученика Гнея Ацеррония Прокула - прокулианцами. Прокул был претором и консулом. В 30-е гг. I в. от Р.Х. занимал выдающееся место в политической жизни, продолжал руководить школой, основанной Лабеоном. Написал Epistulae с богатой казуистикой. Издал оставшиеся неопубликованными некоторые труды Лабеона (Ex posterioribus Labeonis). Прокулианцы развивали трактаты республиканских юристов и особенно успешно работали в области казуистики. Последователей же Капитона, соперника Лабеона, называли по имени его ученика Гая Массурия Сабина сабинианцами. Сабин был незнатного происхождения. Долгое время жил на гонорары, получаемые от своих учеников. Лишь в 50 лет накопил всаднический ценз, и Тиберий предоставил ему первому из всадников ius respondenti. Его главный труд Ius civile . Это компактное сочинение в 3-х книгах служило учебником по гражданскому праву, комментировалось многими юристами вплоть до III в. Среди прочих его трудов известны Ad edictum, Ad Vitelium, Fasti, Memoralia, Responsa и др.

Вокруг этих школ группировались юристы императорского времени. Среди них особенно выделяются три имени. Публий Ювентий Цельз отец и сын были руководителями школы прокулианцев. Особенно известен сын своей научной и политической деятельностью. Он занимал должности претора и консула, был советником Адриана, наместником во Фракии и Азии. Написал сочинение Digesta (90 книг), в которых анализировал все области частного права, вначале гонорарное и затем цивильное.

Другим выдающимся юристом был Секст Помпоний, современник Юлиана, самый плодовитый автор из юристов II в., занимался исключительно преподавательской и литературной деятельностью в области частного права. Помпоний обобщал литературную деятельность своих предшественников (см. его сочинения Ex Sabina, Ad Q. Mucium, Ex Plautio). Он написал самый обширный из известных комментариев Ad edictum, который состоял из 150 книг. Казуистике он посвятил Variae lectiones и Epistulae. Кроме того, он написал Senatus-consulta, Fideicommissa, De stipulationibus и т.д. Очень важна, как единственный в своем роде источник, его небольшая работа Enchridium (Пособие) - исторический обзор науки Римского права до Юлиана включительно.

Особое место среди юристов занимал Гай. Жил во II в. н.э. Полное имя и точные даты жизни остались неизвестны. Как юрист-исследователь он не получил известность. Классические юристы его не цитируют. Однако писал он необычайно ясно и понятно. Исключительное значение Гая заключается в том, что сохранились в почти неизменном виде его Institutiones (или Commnentatii Institutum), содержащие школьные лекции, которые Гай вероятно не раз обрабатывал, но не до конца, поэтому опубликовал их кто-то из его учеников. Другими его сочинениями являлись Res cottidianae или Aurora,

(лат. principatus, от princeps -первый, глава) - в Древнем Риме в период ранней империи (27 г. до н.э. -193 г. н.э.) специфическая форма монархии, при которой формально сохранялись некоторые республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку - императору, который именовался принцепсом.

(лат. principatus, от princeps - первоприсутствующий в сенате) - в Др. Риме (I в. до н.э. - III в. н.э.) ранняя империя, форма ограниченной монархии, при которой формально сохранялись республиканские учреждения, а император, являясь фактически единодержавным правителем, считался только первым среди сенаторов (принцепсом).

В конце I в. до н.э. старые республиканские формы, сложившиеся применительно к городу-государству, изжили себя, поскольку территория Рима значительно расширилась, а хозяйственная жизнь усложнилась. Когда в 27 г. до н.э. римский император Гай Октавий (Гай Юлий Цезарь Октавиан) (23.09.63 г. до н.э. - 19.08.14 г. н.э.) сложил с себя чрезвычайную власть и этим формально восстановил республику, ему был присвоен титул принцепса (princeps), первоприсутствующего в сенате. Титул принцепса был известен и в республиканском Риме, но лишь как почетное звание; носившие его сенаторы не получали особых прав. Октавиан же стал принцепсом в качестве высшего должностного лица, в руках которого были сосредоточены важнейшие полномочия: командование войсками и управление теми провинциями, где стояли войска, пожизненная консульская и трибунская власть, право издания эдиктов. Октавиан получил имя «Август» («увеличивающий преуспеяние»), что придавало священный характер его особе.

Принцепс имел пожизненную, но не наследственную власть. Он избирался сенатом, но это избрание с течением времени превратилось в простую формальность; вопрос о преемнике принцепса решался нередко войском.

Переходный характер П. выражался в том, что возникновение должности принцепса не сопровождалось формальным упразднением институтов республиканского устройства - сената, комиций, магистратур (кроме цензоров). Но эти учреждения постепенно потеряли свое прежнее политическое значение. Углублявшиеся в Римской империи внутренние противоречия, нараставшие внешние осложнения приводили к тому, что власть все более сосредоточивалась в руках принцепса. Вместо республиканских магистратур создавался бюрократический аппарат с административными и военными функциями, подчиненный принцепсу.

Принцепсы сосредоточили высшую гражданскую (пожизненную власть народного трибуна) и военную (imperium) власть в своих руках. Опорой являлся императорский бюрократический аппарат: префекты, прокураторы, легаты из всадников и др.

С Диоклетиана (конец III в. н.э.) П. сменился доминатом, гос-ным строем поздней империи, когда императору была присвоена неограниченная власть, использовавшаяся им в интересах крупнейших рабовладельцев (см.: Юридический словарь. - М., 1953; Советская историческая энциклопедия. Т. 11. - М., 1968).

  • - см. Август, Октавиан...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - в Древнем Риме в период ранней империи специфическая форма монархии, при которой формально сохранялись некоторые республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку - императору,...

    Словарь юридических терминов

  • - в Древнем Риме в период ранней империи специфическая форма монархии, при которой формально сохранялись некоторые республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку - императору, который...

    Большой юридический словарь

  • - условный термин, обозначающий политическую систему ранней Римской империи...

    Политология. Словарь.

  • - в Др. Риме специфич. форма рабовладельч. монархии, при к-рой формально сохраняются респ. учреждения. Период П., или Ранней Империи, охватывает время с 27 до н. э. до 193 н. э. , Флавиев, Антонинов)...

    Советская историческая энциклопедия

  • - в Др. Риме специфич. форма рабовлад. монархии, при к-рой формально сохран. респ. учреждения. Период П., или Ранней Империи, охватывает время с 27 до н.э. до 193 н.э. , Флавиев, Антонинов...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - в римской истории образ правления, установленный Августом и продержавшийся до второй половины III века. Возникновение П. относится к 27-му году до Р. Х., когда Октавиан закончил реорганизацию государства...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи специфические формы монархии, при которой формально сохранялись некоторые республиканские...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в Др. Риме форма монархии, при которой сохранялись республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку - принцепсу...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ПРИНЦИПА́Т, принципата, муж. ...

    Толковый словарь Ушакова

  • - принципа́т м. Сложившийся в Древнем Риме во второй половине I в. до н.э. государственный строй, при котором сохранялись республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному лицу - императору,...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - принцип"...

    Русский орфографический словарь

  • - Назв. первого периода римской империи, служившего переходом от республики к монархии...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - ...

    Формы слова

"принципат" в книгах

Принципат Альберика См., стр.568-573.

Из книги Критическое исследование хронологии древнего мира. Восток и средневековье. Том 3 автора Постников Михаил Михайлович

Принципат Альберика См., стр.568-573. Это произошло, когда Маросия решила сочетаться третьим браком с королем Италии Гуго. Торжество их бракосочетания происходило в Риме, в укрепленном замке св. Ангела, который якобы был построен еще в древности как «мавзолей Адриана». Эта

Принципат

Из книги Римская империя. Величие и падение Вечного города автора Азимов Айзек

Принципат Когда в стране воцарился мир, Октавиан решил реорганизовать правительство. В то время Римом правил сенат, то есть группа людей, избранных из самых богатых и знатных римских семейств. Эта форма управления хорошо работала, пока Рим владел небольшой территорией,

Принципат и община

Из книги История Древнего мира. Том 3. Упадок древних обществ автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

Принципат и община Римская действительность эпохи принципата была насыщена пережитками общинного уклада. Подчас то были даже не пережитки, а органические элементы жизни, растворенные в ней воззрения, привычки, традиции. Они находили себе выражение в отношениях

Ранний принципат

Из книги Греция и Рим [Эволюция военного искусства на протяжении 12 веков] автора Коннолли Питер

Ранний принципат Наиболее яркими примерами осадной техники эпохи раннего принципата могут служить осады Веспасиана и Тита во время иудейского восстания (66 - ок. 73 гг. н.э.). Три из них, осады Иотапаты, Иерусалима и Масады, достаточно подробно описаны Иосифом Флавием.

ГЛАВА II ПРИНЦИПАТ АВГУСТА

автора Ковалев Сергей Иванович

ГЛАВА II ПРИНЦИПАТ АВГУСТА После окончания гражданской войны перед Октавианом стояла прежде всего задача оформления собственной власти. В январе 27 г. до н. э. он сложил с себя все полномочия триумвира, но взамен получил высший империй (imperium maius), ко­торый позволял ему

Принципат Августа

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Ранний принципат

Из книги Греция и Рим, энциклопедия военной истории автора Коннолли Питер

Ранний принципат Наиболее яркими примерами осадной техники эпохи раннего принципата могут служить осады Веспасиана и Тита во время иудейского восстания (66 - ок. 73 гг. н.э.). Три из них, осады Иотапаты, Иерусалима и Масады, достаточно подробно описаны Иосифом Флавием.

Принципат Августа

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Принципат Августа Мы уже говорили о том, как переход от длительной эпохи граждан­ских войн к устойчивому гражданскому миру породил в кругах римской интеллигенции творческий подъем, хотя последний носил довольно огра­ниченный и специфический характер. К сказанному

Принципат Августа

Из книги История времен римских императоров от Августа до Константина. Том 1. автора Крист Карл

Принципат Августа Предварительные замечанияГреческий историк Кассий Дион, который в начале III в.н.э. написал «Римскую историю», поместил в описании событий 29 г. до н.э. две большие речи. Следуя традиционному историографическому образцу, они должны

15. ПРИНЦИПАТ И ДОМИНАТ

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

15. ПРИНЦИПАТ И ДОМИНАТ После падения республики во главе всех магистратур фактически встает новое должностное лицо – принцепс. Он был наделен особой властью, надзирал за управлением провинциями, обладал неприкосновенностью, вправе был налагать вето на распоряжения

Принципат Флавиев (69–96 гг.)

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Принципат Флавиев (69–96 гг.) Сенат и народ признали императором Веспасиана (69–79 гг.). В 70 г. он прибыл в Рим и принял тяжелое наследство. Империя находилась в плачевном состоянии: казна истощена, хозяйство пришло в упадок, войска деморализованы, в провинциях неспокойно.

Новгородский принципат

Из книги Новгородский принципат автора Кеслер Ярослав Аркадьевич

Новгородский принципат 1. Введение История Новгорода - один из стержней традиционной историографии России. К нему «привязана» вся варяжская концепция образования Русского государства. В русских летописях Новгород на Волхове считается известным с 859 г., т. е. хоть

3. «Принципат» Мария (111–100 гг. до н.э.)

автора Егоров Алексей Борисович

3. «Принципат» Мария (111–100 гг. до н.э.) Неизвестно, предвидел ли Гай Гракх то, что случится спустя 10 лет после его смерти, но озабоченность Гракхов боеспособностью римской армии оказалась пророческой. Степень развала стала видна уже в ходе так называемой Югуртинской войны

4. «Принципат» Помпея (69–63 гг.)

Из книги Юлий Цезарь. Политическая биография автора Егоров Алексей Борисович

4. «Принципат» Помпея (69–63 гг.) 60-е гг. отмечены спадом напряженности. Из больших войн оставалась только кампания Лукулла на востоке, которую продолжил Помпеи. В 70–69 гг. действовали только 15 легионов (вдвое меньше, чем в 70-е гг.), а в 68–59 гг. численность армии колебалась от 10

Принципат

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ
Наименование параметра Значение
Тема статьи: Период принципата
Рубрика (тематическая категория) История

Глава III

Падение Республики

Правовой строй римской республики обладает многими совершенно своеобразными особенностями, которые являлись источником и его величия, и его слабости. В случае если мы окинœем общим взглядом основные начала этого строя, то мы заметим следующее.

1) В области государственного права наиболее крупными особенностями отличается строение римских магистратур и организаций народных собраний.

Что касается, прежде всœего, магистратур, то, как было указано выше, их власть, imperium, являющаяся продолжением прежней царской власти, обладала принципиальной полнотой и неограниченностью; юридических ограничений ее пределов почти не существовало. Даже по отношению к народу магистрат в течение своего должностного года принципиально независим и самостоятелœен. По справедливому замечанию Иеринга, народ создавал себе в магистрате не слугу, не нечто низшее (minister), а господина, то есть нечто высшее (magister). С момента вступления в должность он получал право отправлять ее по своему, совершенно свободному убеждению. Такая свобода давала, конечно, ему возможность в каждом конкретном случае действовать энергичнее на благо народа и не по тем или другим заранее установленным шаблонам, а сообразно особенностям случая и положения. В этом заключалось, бесспорно, огромное преимущество римских магистратур по сравнению с должностными лицами современного государства. Но, с другой стороны, в этой почти неограниченной свободе заключалась и большая опасность: свобода убеждения легко могла превратиться в свободу произвола, и огромная власть магистрата͵ вместо служения благу народа, могла оказаться направленной на служение той или другой партии или даже тем или другим личным интересам.

Правда, возможность возрождения абсолютизма фактически устранялась в Риме кратковременностью службы, правом intercessio и т. д. Но, во - первых, не устранялась возможность отдельных произвольных действий, а во - вторых, самые эти коррективы вносили новые недостатки в административный механизм республики. Обязательная кратковременность службы служила значительным тормозом для процветания отдельных ветвей управления. Ни один магистрат, в случае если он имел программу сколько - нибудь серьезных реформ в той или другой области администрации, не мог в такой короткий срок провести ее в жизнь; это приводило фактически к тому, что управление (финансовое, полицейское и т. д.) шло по традиционным шаблонам и к концу республики оказалось не на высоте положения. - Возможность вмешательства со стороны другого, равного или высшего, магистрата (jus intercessionis) и отсутствие точно разграниченных компетенций вносило также большую путаницу и неопределœенность в деятельность отдельных носителœей власти. - Каждая отрасль государственного управления требует известной специальной, технической подготовки и опытности от лиц, которым она вверяется; между тем в Риме для избрания в магистраты такой специальной подготовки не требовалось. Каждый мог быть избран в любую должность, а по общему правилу лицо, посвящающее себя должностной карьере, проходило всœе их в заранее определœенном порядке; поочередно оно оказывалось то эдилом - и тогда заведовало полицией, то квестором - и тогда получало в свои руки дела казны и государственного архива, то претором, руководившим судом и юрисдикцией, то консулом - в роли военачальника. Но очевидно, что едва ли многие обладали всœеми качествами, необходимыми для каждой из этих должностей.

Вообще вся построенная таким образом система магистратур могла еще годиться для той маленькой общины, какою был Рим в начале республики, с несложным бытом и несложными государственными задачами; но она оказывалась непригодной для такого огромного государства, каким стал Рим с покорением Италии и провинций. Этими недостатками в значительной степени объясняется то усиление роли сената͵ ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ наблюдается во второй половинœе республики в разных областях государственного управления. Но этими же недостатками объясняется, с другой стороны, и появление различных чрезвычайных диктатур последнего столетия: лицо, очутившееся у власти, в случае если оно обладало сильным, деятельным характером и более или менее широкой государственной программой, стремится освободить себя от всœех указанных стеснений - срока, intercessio и т. д.

Не менее существенным пороком страдает и организация народных собраний . При всœех их разнообразных формах и реформах, они в течение всœего республиканского периода остаются построенными по типу собраний вечевых: каждый гражданин должен принимать участие в собрании непосредственно и лично. Идея политического представительства, идея парламентарного строя , оставалась для всœего античного мира недоступной. Не говоря уже о серьезных недостатках таких народных собраний в делœе законодательства, суда и т. д., крайне важно сть личного участия каждого фактически приводила к тому, что далеко не всœе населœение могло принимать участие в политической жизни страны: населœение города Рима являлось фактически господином всœего государства. И здесь такой порядок вещей не представлял особенного противоречия лишь до тех пор, пока римское государство совпадало с городом Римом; но когда римское гражданство оказалось занимающим всю территорию Италии, решение народного собрания по существу далеко не выражало собою истинного мнения всœего населœения государства. В случае если же еще принять во внимание, что к концу периода в Риме скопляется масса пролетариата͵ выброшенного из разных мест, и что именно эта масса, деморализованная праздностью и подачками, составляет подавляющее большинство в народных собраниях, то легко понять быстрый упадок авторитета этих последних и быстрое исчезновение их в начале империи.

2) В случае если мы перейдем к области гражданского права и гражданско - правового творчества, то и здесь мы должны отметить аналогичные черты свободы и неопределœенности. То, что было сказано выше относительно магистратов вообще, должна быть повторено полностью и относительно того магистрата͵ который заведовал гражданской юрисдикцией, - претора . Полнота его власти, дававшая ему право временами даже поступать вопреки закону (делать jus sine effectu), помогла ему сделать бесконечно много для гражданского праворазвития. Но, с другой стороны, нельзя закрывать глаза и на теневые стороны такой власти. Прежде всœего, самый дуализм правовых систем с его разнообразными nuda jura (ʼʼголые праваʼʼ, то есть гарантированные цивильным правом, но не получающие исковой защиты от претора) и т. д. создавал временами чрезвычайную запутанность не только теоретическую, но и практическую. Затем, возможность для претора не считаться in concreto (в конкретной ситуации) с предписаниями закона создавала известную неуверенность для частных лиц в том, как будет разрешен им тот или другой интересующий их конкретный случай, создавала неясность и неопределœенность, особенно чувствительную для развитого делового оборота. Наконец, и здесь свобода усмотрения легко могла перейти в свободу произвола. Конечно, в большинстве случаев преторы действовали так, как подсказывал им живой голос общественного мнения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ и являлось для них лучшим контролером. Но когда голос общественного мнения заменился беспорядочным шумом толпы без определœенных интересов и определœенных общественных идеалов, такая свобода усмотрения должна была обнаружить свои сомнительные стороны. И действительно, в последнем столетии республики замечается тенденция к большему водворению в области гражданских отношений принципа законности: lex Cornelia (см. § 19) является выражением этой тенденции, хотя и не является ее полным осуществлением.

3) Наконец, в области уголовного права и процесса существеннейшими недостатками являлись: а) во - первых, также недостаточная определœенность того, что дозволено, что запрещено, ибо уставы отдельных quaestiones perpetuae всœего не охватывали и оставалась еще большая сфера, где действовала никакими нормами не связанная административная coercitio; b) во - вторых, принцип частной accusatio , то есть зависимость уголовного преследования исключительно от частной инициативы отдельных граждан. Этот принцип мог годиться также лишь до той поры, пока социальные и нравственные устои общества не были расшатаны, пока общество жило нормальною и интенсивною общественною жизнью. Когда же всœе это поколебалось, принцип частной accusatio стал только источником многочисленных и самых неприятных злоупотреблений.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, во всœех самых базовых областях государственной жизни мы встречаемся с такими крупными погрешностями в строении государственного механизма, что блестящее развитие Рима в период республики может показаться несколько непонятным. Но оно станет совершенно понятным, в случае если мы примем во внимание ту чрезвычайно интенсивную общественную жизнь, которая так характерна для Рима. Весь римский государственный механизм для самого своего функционирования предполагал развитое, сознающее свои интересы и свои права общество и постоянное, неуклонное участие его в политической жизни. Это постоянное живое участие являлось лучшей гарантией против всяких попыток самовластия и произвола, вследствие чего римляне пользовались выгодными сторонами независимого положения своих магистратов, не опасаясь сторон невыгодных. При таких условиях всœе отмеченные погрешности римского республиканского строя являлись теми неправильностями в диете и образе жизни, которые до поры до времени мог позволить себе необыкновенно здоровый общественный организм.

Но положение резко должно было измениться, когда описанный выше процесс экономического и духовного разложения в корень расшатал устои общественной жизни, подрыл ту реальную общественную основу, на которой стоял весь республиканский государственный механизм.

Тогда всœе его недостатки стали давать себя чувствовать, и чем дальше, тем сильнее. Перед Римом встала проблема: или вновь возродить общественную атмосферу, или же перестроить организацию учреждений. Первое было бы, быть может, целœесообразнее и лучше, но для этого нужны были самые коренные социальные реформы, на которые римское общество решится не могло. Второе не давало радикального излечения болезни, но было сранительно проще и легче. И римская история пошла по этому второму пути.

Все последнее столетие живет этой мучительной мыслью - перестроить республику. Смутное и тревожное состояние общества не дает ни времени, ни возможности для спокойной работы в данном направлении. Взамен ее появляются диктатуры с чрезвычайными полномочиями: Сулла в качестве dictator legibus scribundis et rei publicae constituendae (ʼʼдиктатор для написания законов и укрепления республикиʼʼ), Цезарь в качестве dictator perpetuus (ʼʼбессрочный диктаторʼʼ), вторые триумвиры в качестве tresviri rei publicae constituendae consulari imperio (ʼʼколлегия трех с консульской властью для укрепления республикиʼʼ) и, наконец, Октавиан Август, с которого начинается новый период римской истории.

Период принципата - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Период принципата" 2017, 2018.