Эсэ гюго соционика. Гюго (этико-сенсорный экстраверт)

"Гюго" - Этико-сенсорный экстраверт

1. Программная функция (сильная) - "Этика эмоций"
2. Творческая функция (сильная) - "Сенсорика ощущений"
3. Ролевая функция (слабая) - "Деловая логика"
4. Болевая функция (слабая) - "Интуиция времени"
5. Внушаемая функция (слабая) - "Структурная логика"
6. Активационная функция (слабая) - "Интуиция возможностей"
7. Наблюдательная функция (сильная) - "Этика отношений"
8. Демонстративная функция (сильная) - "Волевая сенсорика"

Болевая функция (4-я, слабая) - "Интуиция времени"

4-я функция, слабая - «болевая», место наименьшего
сопротивления, по болевой функции человек
болезненно воспринимает информацию
и нуждается в тактичной помощи.

Под влиянием настроения у Гюго постоянно возникают какие-то непредвиденные дела, постоянно появляется желание сделать что-то такое, чего он не планировал. Увлекаясь каким-то занятием, Гюго часто игнорирует фактор времени - ему хочется остановить время или думать, что в этот момент оно останавливается, хотя он знает, что это не так, и очень нервничает по этому поводу. Гюго постоянно испытывает желание сделать больше, чем может успеть, и, как следствие этого, постоянный страх перегрузок, перенапряжение, суета, нервозность и ощущение усталости.

Гюго очень трудно планировать свой день: график его дел постоянно сдвигается и уплотняется. Гюго боится непредвиденного расхода времени. Поэтому любой перерасход времени его раздражает. Гюго раздражает и незваный гость, и нежданный телефонный звонок, и непрошеный посетитель. Раздражает необходимость переделывать свою работу, а значит, тратить на нее лишнее время. Раздражают ожидание транспорта, пробки на дорогах, очереди в магазинах. (Не позавидуешь тому, кто перед носом Гюго пытается проскочить без очереди.) Гюго постоянно торопится и постоянно подгоняет других. Часто, когда он находится в неуравновешенном, перевозбужденном состоянии, для него свойственно какое-то лихорадочное нетерпение с нотками раздражения в голосе.

Бывает очень неприятно наблюдать, когда Гюго, едва успев прийти в гости, уже начинает куда-то спешить. Это очень мешает общению с ним - он как будто подгоняет хозяев: торопясь, выспрашивает все новости, быстро просматривает все обновки, потом устраивает суету вокруг застолья, а там уж и на часы поглядывает -домой пора! В людях его раздражают медлительность, неповоротливость, недостаточно быстрые реакции, недостаточно быстрая сообразительность.

Гюго раздражает, когда в разговоре возвращаются к теме, которую он считает для себя исчерпанной. Раздражает, когда "переливают из пустого в порожнее". Раздражает недостаточная информативность разговора - у него возникает ощущение пустой траты времени. Гюго редко удается выбрать время для чтения. Поэтому представители этого типа, в основном, читают в транспорте, в очередях, поздно ночью перед сном или рано утром перед тем, как встать. Гюго не любит книг с медленным развитием сюжета и слишком подробным изложением.

Гюго мечтает о том времени, когда сможет жить не спеша и успевать делать все, что ему хочется. Но это желание так и остается несбыточной мечтой. Гюго не всегда может позволить себе спокойно посидеть за рукоделием - его постоянно мучает ощущение нерационально используемого времени. Поэтому представители этого типа стараются совмещать все те дела, которые можно делать одновременно: если он сидит и шьет, так у него уже одновременно и стирка прокручивается, и на плите что-то варится, и по телевизору он в это время что-то смотрит, да еще и по телефону успевает отвечать. Постоянно живя в режиме повышенной деловой активности, Гюго не успевает (да и не позволяет себе) "сделать паузу", проанализировать ситуацию, увидеть ее в развитии и скорректировать свои планы на будущее.

Не способен экономно расходовать свои силы. Очень болезненно переживает, когда критикуют несвоевременность его действий. Не переносит, когда его обвиняют в непродуктивном расходе времени. Раздражается, когда его ограничивают во времени: он и так старается предельно рационально его расходовать, а если это не всегда получается, то только потому, что Гюго (как всякий "сенсорик") по собственной инициативе берет на себя дополнительные обязанности. Поэтому у него постоянно возникают какие-то непредвиденные неотложные дела.

Очень не любит опаздывать. Свою неспособность рассчитывать время старается скрыть: например, если очень сильно опаздывает на какое-то мероприятие, то часто предпочитает вовсе не пойти. Переживает, когда его критикуют за недостаточную пунктуальность. Всегда нервничает, когда ему приходится координировать время: ему очень трудно ощутить течение времени, трудно рассчитать его расход (работа, связанная с координацией времени представителям этого типа явно противопоказана). Гюго непременно желает быть в курсе всех новостей и всех событий, поскольку, как уже говорилось, его отличает активная гражданская позиция.

Его всегда интересуют намечающиеся социальные и политические перспективы, новые постоянно возникающие возможности. Постоянно надеется на перемены, которые откроют новые перспективы лично для него. Рассчитывает с помощью этих перемен решить какие-то свои личные проблемы. Гюго - оптимист, он ждет от жизни всего только самого лучшего. Поэтому непредвиденные осложнения и неприятности его страшно разочаровывают. (Гюго разочаровывают даже фильмы или книги, которые неожиданно плохо заканчиваются.) Не любит скептиков, прогнозирующих ему неприятности. Даже если сам предчувствует опасность, предпочитает не советоваться с теми, кто видит будущее только в мрачном свете.

Гюго очень старается быть дальновидным и предусмотрительным, что у него, к сожалению, не всегда получается. Поэтому любую критику по этому поводу воспринимает исключительно болезненно. Положение коренным образом меняется, когда партнером Гюго становится его дуал. Робеспьер великолепно умеет распланировать время с таким расчетом, чтобы не создавалось никаких предпосылок для перегрузок и перенапряжения. Робеспьер корректирует планы Гюго, регулирует темпы его деловой активности, создает ему режим самой оптимальной жизнедеятельности - условия, при которых высокая продуктивность работы сочетается с самым рациональным расходом времени. В плане прогнозов, Робеспьер также предпочтительнее всех других типов-"интуитов", поскольку он единственный, кто подсознательно настроен на интуитивные ощущения Гюго. Кроме того, его прогнозы всегда имеют логическое обоснование, а потому кажутся Гюго особенно убедительными, поскольку для Гюго убедительно все, что логично.

С помощью Робеспьера Гюго экономит время, необходимое на обдумывание и решение важных задач, поскольку любая мысль, которую Гюго безуспешно пытался обдумать, обосновать и понять, в изложении Робеспьера сразу становится простой, естественной и доступной для понимания. И здесь мы подходим к описанию следующей, "внушаемой" функции Гюго - логике соотношений.

*Стратиевская "Как сделать чтобы мы не расставались", МСП, 1997 г.

Портретная галерея:

Виктор Гюго, Чарльз Диккенс, Жюль Верн, Проспер Мериме, Джордж Вашингтон, Михаил Бакунин, Че Гевара, Валентин Гафт и его герой из фильма "Гараж", Андрей Битов, Жерар Филипп, Михаил Казаков.

Квадральные признаки:

альфа-квадра; веселый, рассудительный, демократ.

Диадные признаки:

рациональный (шизотим), упрямый, предусмотрительный, коллективист.

Индивидуальные признаки:

экстраверт, динамик, деклатим, сенсорик, позитивист, этик, тактик, конструктивный.

Первая функция - уровень организации личности, или принцип существования. Зона уверенности. "Хорошо"

объектная этика - Внешние отношения. Отношения людей между собой и отношение людей ко мне. Эмоции других людей

"Человек - это пространство отношений". Отношения для человека этого типа - родная стихия. Он никогда специально их не обостряет, но при этом прекрасно чувствует отношения между людьми и отношение людей к себе. Он не станет ни у кого спрашивать, как к нему относятся, поскольку сам знает лучше других. Это - зона уверенности.

Стабильность внешних отношений вообще и стабильность его личных отношений в частности обеспечивают устойчивость личности. Если кто-то пытается изменить уже имеющиеся отношения, то это может вызвать у Гюго тяжелые эмоции. Можно сказать, что у Гюго (по сравнению с Гамлетом) более доверительные отношения с людьми. Это "горизонтальные" отношения, практически не имеющие границ. Неважно, какого круга люди в них вовлечены - ведь это отношения, отношения, отношения, бесконечные связи. Интернет такой. Попробуйте как-нибудь в квартире у Гюго отключить телефон! Это может вызвать большое беспокойство или даже агрессию. Простая ситуация возможного отключения телефона за неуплату уже очень беспокоит. Гюго умеет уютизировать ситуацию, сгладить напряжение, у него всегда много друзей. Тусовка - это его стихия.

Если нет отношений, то и меня нет. Я не нужен, значит, меня нет. Есть отношения, следовательно, я существую.

Минус-первая функция. Зона игнорирования. Минус-ценности. "Плохо"

субъектная этика - Мое отношение к людям. Люблю кого-то или что-то - не люблю, нравится - не нравится. Мои эмоции

собственное отношение к людям словно игнорируется. Прежде всего должны быть внешние отношения, а мое отношение не имеет особого значения. Мое состояние - да, мое ощущение - да, это есть, и я могу об этом рассказать. А вот когда Гюго за­ставляют выражать собственное отношение, возникают сложности. Его спрашивают, но он не находит нужным ответить. Не это важно. Важно, как разворачиваются отношения во внешнем, актуальном мире. Он исхитрится сделать так, чтобы ситуация развернулась сама по себе и ему не понадобилось бы выражать свое отношение ни к кому-то, ни к чему-либо. Его отношение - вещь внутренняя, интимная, и нет никакой необходимости высказывать его другим людям. И так все ясно, мои поступки говорят о природе моего отношения. Из всего должно быть понятно, что мое отношение вот такое, но высказать, выразить словами - сложно, а самое главное - и не ­нужно.

Робеспьер, дополняющий Гюго, этого, однако, и не требует. У него самого это - зона страхов, поэтому все происходит как бы в другой психологической плоскости.

Вторая функция. Творческая. Уровень функционирования. Зона риска. "Надо"

субъектная сенсорика - мои внутренние ощущения: вкусовые, тактильные, сексуальные. Самочувствие, состояние здоровья. Приятно - не приятно

разнообразные ощущения. Здесь допустимы многочисленные варианты. У Гюго должна быть возможность менять свои ощущения, ему надо попробовать как можно больше: какую-то новую еду, алкогольные напитки (он не будет напиваться, но попробует обязательно). Он должен все понюхать, послушать и т. д. Так, например, люди этого типа любят поэкспериментировать с пищей, приготовить какое-то изысканное блюдо. Они могут с интересом пробовать различные ­ощущения и "угощать" этим других. Гюго любит потчевать: "Вот попробуйте-ка так. А вот так? А вы не пробовали контрастный душ? Очень хорошо!" Из них получаются прекрасные дегустаторы и кулинары. Они сведущи в медицине, в том, как и что нужно лечить.

Искусство любви - это его обязанность и предназначение, а вовсе не грех. Гюго - поклонник всевозможных искусств как источника радости. Даже наука в его интерпретации может выглядеть как некий изысканный источник удовольствия.

Творчество этого типа - создание ощущения гармонии в мире.

Минус-вторая функция. Зона нормативов, эталонов, стереотипов поведения. "Не надо"

объектная сенсорика - форма, действие, движение, поступок, внешность, жесты и мимика. Воля. Мое умение, сила, влияние, деньги, имидж

Насколько мне известно, эти люди хоть и обращают внимание на внешность, для них, однако, это не главное. Экстравагантность находится в зоне "не надо". Гюго должен быть одет нормально, соответственно тому, как принято одеваться в его социальной среде. Обстановка в доме иногда напоминает декорации, как бы образ чего-то, что должно быть. Гюго вряд ли станет навязывать кому-то свою волю или образ действий.

Третья функция. Принцип самооценки. Место наименьшего сопротивления. "Проблемы"

объектная интуиция - целостность внешней ситуации. Последовательность событий от начала до конца, ряды событий, расписание. Потенциальные возможности. Программа поведения, уклад, ритм жизни. Сценарий какого-либо действия, партитура

очень интересна целостность внешней ситуации, внешняя гармония. Проблема времени, проблема успеть – не успеть. Это место болезненное, и Гюго его защищает, постоянно извиняясь за опоздания. Тем не менее часто опаздывает, даже если пытается выйти заранее.

Третья функция - это самооценка. Место в структуре типа, по которому человек получает энергию от социума, поэтому оно должно быть защищено. А в целях защиты здесь все нужно упростить так, чтобы ясность была гарантирована и ситуация была, по возможности, известна от начала до конца.

Только тогда у Гюго появляется возможность понимать и чувствовать последовательность процесса: первая стадия, вторая, третья. Тогда есть покой, чувство движения и развития его жизни во времени.

Существуют два варианта защиты: защита "в плюс" и защита "в минус".

Для одного человека - это невозможность опоздать. Здесь самооценка: "Если я пришел вовремя, значит, я хороший человек, если опоздал, значит, плохой". Для другого представителя этого типа времени как бы вообще нет. Это "защита в минус". Человек входит в такое глубоко медитативное состояние, что полностью утрачивает чувство времени, для него все становится прекрасным и гармоничным.

Гюго консервативен и старается не менять устоявшийся порядок вещей. Сам он, по крайней мере, не будет ничего делать, чтобы его изменить. Даже если какая-то ситуация в жизни его не очень устраивает, сама по себе стабильность ситуации - это уже плюс-подкрепление, и для данного типа плюс не маленький.

Минус-третья функция. Зона решения проблем

субъектная интуиция - целостность внутренней ситуации. Внутренняя гармония. Состояние, настроение, чувство времени

способ решения проблем - изменение своего состояния. Здесь возможно громадное разнообразие: смена образов, медитации, алкоголь. Чаще всего Гюго выбирает вариант ухода, освобождения от проблемы, а не ее решения. Или резко меняет образ себя, превращаясь как бы в совершенно другого человека, к которому эта проблема вообще никакого отношения не имеет.

Четвертая функция. Суггестивная. Принцип оценки места. Мотивы. "Хочу"

субъектная логика - моя собственная логика, мое понимание, объяснение, описание, концепция, теория. Иерархия представлений о том, что ближе, что дальше, что выше, что ниже. Моя картина мира, мое мировоззрение. Мое образование, т. е. система моих образов, моя школа

"Хочу все понять! Объясняйте мне, объясняйте!" Если я не понимаю, то мне не интересно. Хорошо там, где мне все понятно.

Пожалуй, два типа больше всего любят ходить на всякие лекции, встречи, беседы - это Гюго и Гамлет. Для них главное, чтобы присутствовала структура, чтобы лектор все толково и тщательно объяснял. В большой аудитории мне приходилось видеть людей в своеобразном легком трансе (эйфории), находящихся в этом состоянии просто потому, что им все понятно. Ведь должен кто-то объяснить правильный ход и порядок вещей! Мне комфортно там, где объяснили, а я все понял. Конечно, если возникнет иное понимание, Гюго столкнется с жуткой коллизией: у него было четкое представление о том, что и как, и вдруг кто-то пришел и изложил все по-другому, переворачивая тем самым уже устоявшуюся картину. Однако коллизия эта не столь уж страшна, поскольку на фундамент своего понимания люди этого типа, как правило, обращают мало внимания. При этом саму логику объяснения они воспринимают скорее с эстетических, чем со строго научных позиций.

На четвертой функции мы не способны что-то быстро изменить, это отнюдь не творческое место. Здесь всегда существуют некие программы: и свои собственные, и других людей - наших учителей, родителей.

И вот вдруг эти программы вступают между собой в конфликт. И собственная-то логика не всегда понятна, что уж говорить о чужой?! Логика других типов вообще слабо воспринимается.

Что касается Гюго и Гамлета, то их объяснения вообще могут базироваться на произвольной посылке. То есть выбирается произвольная отправная точка, и из нее выстраивается логичная последовательность, которая приводит к какому-то результату. У Гюго так бывает довольно часто. Здесь возможны различные внушения, так как Гюго, поддавшись логичности объяснения, может согласиться с тем, с чем ранее никогда бы не согласился. Это нужно знать о себе и быть особо внимательным к объяснениям.

Минус-четвертая функция. Зона страхов. "Не хочу"

Признаки

Экстраверсия — взгляд на мир преимущественно через объекты. Эти объекты трудно не заметить и отстраниться от них. Собственные ощущения и отношения имеют вспомогательный характер и по сравнению с внешними объектами находятся на втором плане.

Сенсорика — установка на восприятие непосредственно через органы чувств и конкретные предметы.

Этика — установка на субъективную оценку происходящего через свое внутреннее отношение и преимущественное восприятие энергетических свойств окружающего мира по сравнению с описанием материальных объектов и логических связей.

Динамика — время не фрагментировано; изменения плавные, без резкого перехода. В речи одна тема плавно переходит в другую.

Деклатимность — внутреннее побуждение к коммуникации, потребность прежде всего высказать свои мысли, связь с собеседником отслеживается хуже. Довольно монотонная манера речи без сильных повышений голоса.

Хотите узнать больше? Оставьте Email и получите PDF «Соционика 2.0. Вы и ваш тип»!

Имя: Email:

Тактика — ближайшие шаги осознаются лучше, чем магистральное направление и далекие цели.

Конструктивизм — смысловая сторона усваивается быстрее, чем эмоциональная. Последняя откладывается только в случае особо сильных переживаний, которые надолго оседают в памяти.

Позитивизм — наличие объектов, идей и отношений осознается лучше, чем нехватка и недостающие черты реальности. Преобладают положительные утверждения; отрицания используются только там, где без них не обойтись.

Рациональность — повышенная склонность давать оценки, называть вещи своими именами, в восприятии реальности присутствуют определенные фильтры.

Результат — установка на неглубокое погружение в выполняемые действия с легким переключением между ними. Склонность отслеживать полные и промежуточные результаты и стремиться к их достижению.

Рассудительность — спокойное, расслабленное состояние воспринимается как нормальное; для активных действий нужна мобилизация с последующим возвращением в расслабленное состояние по их завершении. Повышенная забота о комфортных условиях; склонность к принятиям решений не в один момент.

Субъективизм — склонность к осмыслению реальности на уровне индивидуальных точек зрения без опоры на объективные факты. Склонность искать общий язык путем сравнения разных самоценных точек зрения. Отсутствие четкой грани между своими и чужими людьми, потребности в явной процедуре знакомства и потребности в ситуации-посреднике. Забота о правильном эмоциональном фоне.

Демократизм — восприятие окружающей действительности без лишней предвзятости, взгляд на людей с опорой на их личные качества, а не статус и групповую принадлежность.

Модель А

Программная этика эмоций, творческая сенсорика ощущений;
ролевая деловая логика, болевая интуиция времени;
суггестивная структурная логика, референтная интуиция возможностей;
ограничительная этика отношений, фоновая волевая сенсорика;

Отношения

Дон Кихот — активация, Дюма — зеркальные, Гюго — тождественные, Робеспьер — дуальные;
Гамлет — родственные, Максим — полудуальные, Жуков — заказчик, Есенин — ревизор;
Наполеон — квазитождество, Бальзак — конфликт, Джек — суперэго, Драйзер — погашение;
Штирлиц — деловые, Достоевский — миражные, Гексли — подзаказный, Габен — подревизный.

Представители

Елизавета Петровна, Виктория, Александр Дюма-отец, Герман Геринг, Михаил Горбачев, Валерия Новодворская, Ангела Меркель, Наталья Гундарева, Людмила Нарусова, Дмитрий Язов, Алексей Леонов, Сергей Миронов, Михаил Хазин, Сергей Прядкин, Сэмми Хагар, Кэндис Найт, Невио Скала, Евгений Ловчев, Геннадий Орлов, Владимир Маслаченко.

Карьерное консультирование 2.0

Примечание. В книге В. Миронова и М. Стояловой «Соционические портреты. Типы и прототипы. Писатели» приводятся веские аргументы в пользу того, что выбранный основателями соционики на роль прототипа Виктор Гюго был логико-сенсорным интровертом .

Примеры и цитаты

Гюго претендует на идеал правильного и хлебосольного хозяина или хозяйки.

Считается, что у хозяйки — Гюго всегда есть, чем угостить даже поздних посетителей. Если же вдруг нечем, есть ближайший ночной магазин.

За обучением соционики женщина — Гюго (опытный эксперт по недвижимости) при желании высказаться тянула руку совсем, как когда-то в школе. Дождаться возможности взять слово после нее было весьма нелегким делом.

Никто не считает своим долгом так часто менять постельное и нательное белье и прочую одежду, как Гюги.

Гюгам может стать дурно при виде крови, или даже просто от нездорового запаха в комнате, рядом с которой идет ремонт.

Несмотря на прекрасные способности к приготовлению еды и выбору товаров из качественных материалов по творческой белой сенсорике, некоторые Гюги столь чувствительны к страданиям животных, что не покупают натуральный мех и кожу, а то и сырое мясо.

Гюго — опытный биолог вспоминала, как в институте настояла на том, чтобы всю группу избавили от опытов над живыми лягушками.

Неопытные соционики, и, в первую очередь, сами желающие протипироваться часто путают Гюго и Наполеона . На проверку первые склонны к тому, чтобы вести себя правильно и готовы пристыдить нарушителей в худшем случае или просто не понимают, как эти исключения возможны в лучшем. У Наполеона чуть ли не все правила поведения могут состоять из этих исключений.

Гюго — завуч в платной школе говорит о нерадивых в учебе или поведении учениках, от которых считает нужным избавиться: «Когда мы его провожаем?» В свою очередь, ученики отзывались о ней: «Когда она в хорошем настроении, лучше учителя и урока не бывает, когда она в плохом — не бывает хуже». О себе она говорит: «Самый эмоциональнй человек в моем классе — это я».

Принято связывать этот тип в первую очередь с образом хозяйственной женщины, которая тащит на себе семейное хозяйство, всех кормит и за всеми убирает. Все это в принципе верно с одним «но«: с этим ТИМом рождаются и мужчины. У последних черты типа представлены не менее ярко.

Таков американский рок-певец Сэмми Хагар , известный по группам Van Halen и Montrose, а также как сольный артист:

«У меня столько песен, что если дать мне на все 1 час 10 минут, это будет проблемой. За время концерта я больше говорю. Мне нужно два с половиной часа. По мне лучше делать целый «Вечер с Сэмми Хагаром».

В приглянувшемся курортном местечке в Мексике Кабо Сан-Лукас Хагар основал клуб Cabo Wabo Cantina, при котором, помимо прочего, организовал с местными партнерами производство элитной текилы, признанной одной из лучших в мире. Средства от этого бизнеса заботливый хозяин тратит в пользу публики: «Я стараюсь удерживать цены на уровне 15-25 долларов за шоу. Я ищу способы покрыть расходы и отдаю сэкономленное поклонникам, а не кладу в свой карман.»

По поводу недавнего не вполне удачного воссоединения с Эдди Ван Халеном (Гексли) и его группой: «Если ему не нравится мой образ жизни, я могу это понять. Все просто: он хочет быть несчастным, а я хочу быть счастливым».

Еще одна известная в этой сфере Гюго — супруга Ричи Блэкмора (Робеспьер) Кэндис Найт, которая даже по ходу телефонного интервью успела выдать целый рецепт любимого коктейля: «Мы вообще-то делаем кое-что дома, например, Wassail . Берешь мед (пиво такое), добавляешь яблок, гвоздику там, шалфея, корицу, различные травы. Ричи этот напиток нравится.»

Этико-сенсорный экстраверт (ЭСЭ) – это один из соционических типов, также известный как «энтузиаст». Типичным представителем такого типа является Виктор Гюго . Его дуал – логико-интуитивный интроверт (аналитик) Максимилиан Робеспьер.

Описание психотипа по Вайсбанду

Пламенный. Эмоции сильные, колоритные, нередко властные. Умеет загораться идеей и быть ей верен всю жизнь – Шлиман ещё в детстве решил раскопать Трою, для чего нужно было, несмотря на бедность, получить образование, а потом ещё и разбогатеть. Поклонник искусств как источника осознанной радости. Настроение создаёт себе сам и умеет передать его другим. Эмоционально тонкий, добрый, сострадательный.

Неутомим. Постоянно активен. Всё время среди людей, всё время в бегах. Легко переключается. Работает очень усердно. Хватается за любую работу и настойчиво доводит её до конца. В работе не выделяет интересное и неинтересное – это не предмет рассуждений и анализа, её надо сделать, и всё. Со стороны кажется очень самоуверенным и самодостаточным; всё, за что он взялся, ему удаётся. Кажется, что действует быстро и добивается хороших результатов. Сам он чаще придерживается противоположной точки зрения, поэтому очень любит откровенную похвалу своей работы.

«Мой дом – твой дом». Приятный собеседник, исключительно внимательный слушатель. Умеет найти подход к любому. Давая радость другим, радуется сам. Любит застолье, веселье. Гость – это любимчик. Умеет понять, восхититься, одобрить, посочувствовать. Верит людям. Не завистлив, радуется успехам других. Тонко подмечает недостатки людей, подшучивает над ними, но не оскорбляет.

Консерватор. Не ищет и не любит новые решения, предпочитает старые, испытанные пути. Сложные вопросы может решать, только оставшись в одиночестве. Людям он уделяет слишком много внимания, они его отвлекают. При работе на людях делает много лишних движений, как бы для того, чтобы скрыть, чем он на самом деле занимается. Таким образом, он включает в работу своего дуала Робеспьера , который не терпит никакого командования. Любит, чтобы ему верили, не любит доказывать. Не агрессивен, но защищается очень активно. Не даёт себя в обиду даже начальству.

Любитель порядка. Любит одеваться, следит за своей внешностью. Не переносит беспорядка и неопределённости во всём, начиная с внешности и кончая гаражом и кладовкой. К вкусу других приспосабливаться не хочет. Комплименты его внешности пропадают даром – он считает, что сам знает, как он выглядит. Замечает не только духовные, но и физические качества партнёра.

Жизненные связи. С его мнением окружающие считаются, но стараются избежать тесного контакта. Близких друзей мало. Не всегда легко выдержать его эмоциональное давление. Для себя всего добивается своим трудом, не надеется на помощь другого. Семья для него – главное в жизни. Если бы пришлось выбирать между любовью и диссертацией – выбрал бы первое, это его жизненное предназначение, а наука – эгоистическое удовольствие.

© 1986 Вайсбанд И. Д. «Рабочий материал по соционике».

Описание психотипа по Панченко

Самая сильная, программная функция – этика эмоций – делает этот тип обладателем яркого, чрезвычайно эмоционального внутреннего мира, что обусловливает его главное предназначение – создание и поддержание высокого эмоционального тонуса коллектива.

Творческая функция – сенсорика ощущений – делает этот тип создателем комфортно-эстетичного окружения, приятной сенсорной наполненности сегодняшнего дня для себя и окружающих. Радушные, гостеприимные, запасливые хозяева.

Третья функция – логика действия – периодически толкает Гюго на демонстрацию своей повышенной деловитости, занятости, разумности действий и поступков.

Ролевое стремление быть компетентным в своей работе заставляет этот тип сомневаться в достаточно высоком уровне своей квалификации, что побуждает его к постоянным специализациям, усовершенствованиям, переподготовкам.

Болевой точкой является интуиция времени, вследствие чего крайне болезненно переносит справедливые по сути упрёки в несвоевременности, поспешности или опозданиях, плохой ориентации в историческом и реальном времени.

Внушаем по логике отношений. Исходя из этого, склонен верить и легко программируется людьми, облекающими свои мысли и поступки в строгую логико-аналитическую схему.

Шестая функция – интуиция возможностей. Вследствие этого реально нуждается в раскрытии горизонтов будущего, где бы они нашли применение своим сильным функциям.

Седьмая функция – этика отношений. Являясь по сути существом независтливым и незлобивым, спокойно переносит развитие различных отношений в группе, но только до тех пор, пока они не вступают в противоречие с его этическими принципами. В этих случаях он способен довольно резко, подобно Драйзеру , осуждать такое поведение окружающих. Но делает это не столь последовательно, непримиримо и методично, как Драйзер.

Восьмая функция – волевая сенсорика. Лежит глубоко в подсознании. Даёт мягкие, ненавязчивые, щадящие советы окружающим по реализации волевых проявлений с целью сохранения этико-эмоционального климата коллектива.

© 1992 Панченко А. Л. «Алгоритм развивающего валеологического рефрейминга».

Описание психотипа по Стратиевской

Блок «эго». 1-я позиция. Программная функция. Этика эмоций

Бурные эмоции на сильном волевом напоре, «волевая эмоциональность» и «эмоциональная воля». Представители этого типа не считают нужным скрывать ни своих эмоции, ни своих желаний: и то, и другое – естественно и выражается из благих побуждении, так что же в этом плохого? Поэтому всё лучшее и всё худшее из того, что с ними происходит, моментально становится известно окружающим.

Гюго щедро делится как своими радостями, так и своими проблемами. Панически боится неприятностей (ведь жизнь создана для радости и удовольствий, и она так коротка!). Гюго активно и очень эмоционально не желает себе неприятностей. Остерегается людей, которые создают себе (а значит и ему) проблемы. Сам зарекается иметь с ними дело и других предостерегает, причём в очень эмоциональной форме: «Чтобы я ещё когда-нибудь с ним связался!..» Если неприятности всё-таки происходят, Гюго не считает нужным их скрывать: ведь надо же как-то привлечь внимание к своим проблемам! Гюго скорее продемонстрирует свою слабость совершенно постороннему человеку, чем тому, кто является действительным виновником его проблем. Отрицательным эмоциям Гюго даст выход скорее, чем положительным: для него важно использовать все возможные средства – лишь бы побыстрее избавиться от неприятностей.

Бывает, что незначительное ухудшение условий жизни Гюго воспринимает как неприятность и уже создаёт обстановку панической, истеричной суеты. Причём такое его поведение нечасто находит понимание у окружающих – то, что со стороны воспринимается как незначительное или несущественное, в рамках жизненных ценностей Гюго воспринимается именно как существенное изменение к худшему, которое со временем, возможно, выльется в трудноразрешимую проблему. Гюго панически боится каких-то негативных тенденций как в своей личной жизни, так и в окружающей его действительности. Поэтому он всегда социально и политически активен. Старается максимально использовать свои гражданские права, с тем чтобы сделать свою жизнь и жизнь своего общества спокойной и благополучной.

Гюго сориентирован на самые естественные жизненные ценности: счастье и здоровье своих детей, благополучие своих близких, творческая реализация своих личных возможностей, свобода взглядов и суждений, мир и благополучие окружающих его людей. И именно эти ценности, идеи и взгляды Гюго готов всегда и везде отстаивать, не жалея ни сил ни времени, со всем пылом и жаром своей глубоко эмоциональной души. Для Гюго свойственно самое бурное проявление эмоций. Там, где появляется любой из представителей этого типа, начинается «эмоциональный взаимообмен», «круговорот эмоций в природе».

Гюго не переносит состояния пониженной эмоциональности. Обстановка, где все подавляют своё настроение, где мало общаются, мало высказываются, никак эмоционально себя не проявляют, явно не для него – не поймёшь, что у людей на уме, не знаешь, чем они живут, и что их волнует. («Он меня привёз на курорт, да там и оставил! А что мне там делать?! Там же никто друг с другом не разговаривает! Там же только со своими общаются!.. Он приехал, я его спрашиваю: «Ты куда меня привёз?! Тут же со мной никто не разговаривал! Это как же так можно отдыхать?!») Гюго с утра до вечера может говорить о своих проблемах, но терпеть не может, когда кто-то другой ему жалуется на свою жизнь.

Гюго очень не любит выслушивать истории про чужие неприятности, особенно, если их рассказывают совершенно посторонние ему люди, которых он мало знает и которым ничем помочь не может. А разве кому-то станет легче, если и у него испортится настроение? Обычно Гюго не проявляет повышенного интереса к чужим проблемам: не желает портить себе настроение и не хочет ввязываться в чужие неприятности. Зато Гюго всегда живо интересуется причиной приподнятого настроения у окружающих. («Если мало ли кому счастье привалило, так пусть расскажет, – может, и мне повезёт!»)

Гюго обожает поднимать настроение всем, кто, по его мнению, в этом нуждается. Он часто что-то говорит или делает только для того, чтобы поднять настроение. Например, может, придя на работу, торжественно объявить, что готовит для всех своих сослуживиц подарки – каждой шьёт передники к 8 марта, и они уже даже раскроены. Это вовсе не значит, что сослуживицы когда-нибудь увидят эти передники. Это совсем не обязательно. Важно другое – создать приятное, приподнятое настроение, создать атмосферу праздника (раз уж речь идёт о подарках), создать условия для хороших отношений, получить общее одобрение, стать хотя бы ненадолго героем дня. Но самое главное – это именно задать настроение, а про передники все потом могут благополучно забыть (Гюго не любит, когда ему напоминают о невыполненных обещаниях – ведь он далеко не всегда обещает для того, чтобы выполнять). Гюго – это всегда сильные чувства, всегда ярко эмоциональный характер.

Чувства Гюго быстро переходят в страсть – в страстное желание или страстную ненависть. Гюго редко можно увидеть спокойным и уравновешенным. Обычно он расслабляется и успокаивается только при общении со своим дуалом Робеспьером (когда между ним и его дуалом происходит «эмоциональный взаимообмен» определённого характера и качества). Естественное эмоциональное состояние Гюго – это слегка приподнятое настроение, приятное возбуждение, с зарядом бодрости, оптимизма и уверенности в себе. Гюго – это всегда сильный и яркий темперамент. Не случайно роли, сыгранные актёрами этого типа, – это всегда интересные персонажи, яркие и незабываемые характеры.

Эпизоды, в которых участвуют актёры-Гюго, – украшение любого спектакля и «изюминка» любого фильма. Эмоции Гюго часто развиваются в очень быстром темпе – это своего рода фейерверк эмоций. Именно поэтому характерный эпизод с ярко выраженным перепадом эмоций представителям этого типа сыграть гораздо легче, чем центральную роль с постепенным эмоциональным развитием образа. (Хотя и центральные роли многие их них играют просто блестяще.)

Гюго великолепно видит характер человека – именно через выражаемые им эмоции. Это позволяет ему быть прекрасным психологом, очень точно оценивать эмоциональное состояние человека и глубоко ему сопереживать. Этическая проницательность Гюго целиком построена на умении понимать мотивы поступков людей через выражаемые ими эмоции. Характер намерений человека Гюго великолепно понимает по выражению его глаз, по характеру его улыбки. Гюго великолепно видит в человеке его характер и его этический потенциал.

Блок «эго». 2-я позиция. Творческая функция. Сенсорика ощущений

Эмоциональная активность Гюго находит самое полное и самое яркое выражение именно в умении дарить радость окружающим его близким людям. В умении создавать им комфорт, уют, в умении опекать их. По радушию, по гостеприимству, по умению принять гостей и организовать застолье у Гюго нет равных. Устраиваемое им застолье всегда отражает весь пыл его души, всю его радость от общения с друзьями.

Никто не сравнится с Гюго по умению создать атмосферу праздника в условиях самых обыденных будней. Гюго может, например, принести на работу огромное количество разнообразной снеди в кастрюльках и судочках и устроить для своих сослуживцев «пир на весь мир» – просто так, по случаю хорошего настроения. О праздниках на работе уже и говорить нечего: Гюго из тех, кто их активно организовывает, причём с удовольствием берёт на себя самую большу́ю часть работы. Праздник для Гюго – святое дело.

Лучшего организатора праздников невозможно себе представить. В кратчайший срок Гюго может приготовить праздничный стол на любое количество гостей. (Готовит очень быстро – только успевай подносить чистую посуду.) Обожает потчевать своих гостей. Нет гостей – угощает соседей. (Гюго очень любит общаться, особенно в пожилом возрасте, когда есть много свободного времени, и часто заходит к соседям с баночкой варенья или с пирожком собственного изготовления, ну и посидит с ними за чашкой чая, и пообщается.) Гюго обожает готовить, чтобы кого-то попотчевать. Будучи его гостем, можно пронаблюдать, как он готовит еду и приговаривает: «Ой, как это будет вкусно! М-ммм! Ой, что-то сейчас будет!.. Ой, это будет нечто!» И действительно получается «нечто».

Все без исключения представители этого типа – великолепные кулинары, независимо от рода занятий. А уж если Гюго – профессиональный кулинар, быть его гостем – удовольствие, которое может запомниться на всю жизнь. Вопросы питания – тема, которую Гюго охотнее всего обсуждает, и которая имеет для него первостепеннейшее значение, особенно питание его детей. Если представитель этого типа узнает, что его ребёнка в школе кормят однообразно и невкусно, он может пойти к директору и устроить настоящий скандал. Гюго – эстет от природы.

Он про себя это знает и считает своим сильным качеством. Каждому человеку исключительно точно подберёт одежду, причёску и макияж, соответствующие его внешности и характеру. Даже сенсорикам (не говоря уже об интуитах) имеет смысл прислушиваться к советам Гюго. Из представителей этого типа получаются великолепные дизайнеры. Как консультант по эстетике Гюго – вне конкуренции: «Я попросил свою сослуживицу (Гюго) помочь мне обновить гардероб. Что это было! Мы за полчаса обежали 5 магазинов. И где бы ни появлялись – одежда буквально начинала летать по салону: «Так, дайте нам вот этот свитер, теперь ещё этот шарфик и ещё вот эту шапочку!» И всё без примерки, и всё на глаз! Я пришёл домой, примерил – всё замечательно! За полчаса она меня одела с головы до ног!» Свой гардероб Гюго меняет постоянно. Ему быстро надоедает то, что он купил. Он вечно что-то перешивает, переделывает, передаривает.

Гюго постоянно что-то меняет в своей одежде и причёске. Перед выходом на работу может в считанные минуты превратить платье в блузку, может сделать себе стрижку или перекрасить волосы – и всё это только потому, что его вчерашняя стрижка и вчерашний цвет волос не соответствуют его сегодняшнему настроению. Гюго постоянно меняет интерьер в своём доме. Часто обновляет мебель, постоянно её передвигает. Вечно у него какие-то новые чехлы, портьеры, новые самодельные абажуры. Придя в гости к друзьям или хорошим знакомым, Гюго часто по собственной инициативе начинает что-то менять в интерьере их квартиры.

Блок «ид». 7-я позиция. Наблюдательная функция. Этика отношений

Гюго считает, что общество только тогда может называться справедливым, когда оно предоставляет всем своим гражданам равные права и равные возможности. И именно на этом принципе выстраивается этическая платформа диады Гюго – Робеспьер : соблюдение правовых установок при распределении возможностей, «этика справедливости». Из всех этических установок Гюго в первую очередь рассматривает соотношение прав и возможностей, поскольку считает, что ущемление в правах ведёт к ограничению возможностей, а это, в свою очередь, мешает человеку проявить себя самым лучшим образом, мешает ему занять своё заслуженное место под солнцем.

Гюго очень памятлив на любое проявление несправедливости и считает этичным и уместным об этом «своевременно» напомнить. Пример: юбилейный вечер Геннадия Хазанова. Все чествуют юбиляра, выступают с поздравлениями, отмечают его заслуги. И вот выступает один из популярнейших актёров, представитель описываемого типа, и припоминает, что в таком-то году уважаемый юбиляр не был принят в театральный институт в то время, как другие актёры (из числа присутствующих в зале) были туда приняты, благодаря своим связям, хотя ничем особенно выдающимся себя в искусстве не проявили.

Разумеется, по отношению к упомянутым актёрам этот поступок можно было бы рассматривать как неэтичный, но в том-то как раз и заключается доминирующий принцип этики Гюго: справедливость – превыше всего. Если какие-то люди несправедливо воспользовались своими возможностями, можно без всяких угрызений совести бросить в них камень. Гюго, по крайней мере лучшие представители этого типа и сами стараются следовать этому этическому принципу. Пример: участвуя в телеигре «Поле чудес», представительница этого типа, популярная и любимейшая актриса выражает готовность отказаться от своего права на выигрыш, поскольку ответ на заданный вопрос ей подсказал другой участник игры. И только после того, как ведущий рассудил, что она имеет право воспользоваться этой подсказкой, она называет слово и выигрывает игру.

Следуя заповеди «око за око, зуб за зуб», Гюго сосредотачивает своё внимание только на абстрактном уравнении этих понятий: за добро надо платить добром, за зло – злом. Но где сказано, что меры твоего и моего «добра» совпадают? И что зло, причинённое мне, эквивалентно злу, причинённому тебе? Самым естественным эквивалентом собственных этических ценностей для Гюго всегда являются ценности материальные. Например, ему свойственно весьма оригинальным способом проверять предел щедрости своего партнёра: «Когда я иду с новым другом в ресторан, я заказываю всё самое лучшее! Самое дорогое! И всё в огромных количествах – всё! А если он не расплатится, у меня всегда есть деньги про запас…» Если в результате таких проверок Гюго всё-таки оказался в одиночестве, у него по крайней мере остаются и приятные воспоминания, и некоторая материальная компенсация: «Ну и что, что он вернулся к своей жене?! Зато все его деньги остались у меня. Все, какие были, – все мои!»

Только в партнёрстве с Робеспьером у Гюго не возникает никаких сомнений по поводу равенства во взаимоотношениях. Только в этом случае он чувствует, что получает не меньше, а даже больше, чем даёт. Только в отношениях с Робеспьером, чьи достоинства имеют для Гюго особенно высокую значимость, а недостатки кажутся совершенно незначительными, Гюго перестаёт просчитывать, «сколько добра он сделал, и чем ему за это отплатили». В общении с партнёрами других психологических типов Гюго постоянно испытывает ощущение несправедливости взаимоотношений – ему всегда кажется, что он отдаёт гораздо больше, чем получает. Он постоянно чувствует себя обделённым, и у него, в свою очередь, возникает желание восстановить справедливость, причём далеко не самыми этичными методами.

Блок «ид». 8-я позиция. Демонстративная функция. Волевая сенсорика

Свою этическую неудовлетворённость Гюго обычно компенсирует приоритетом по волевой сенсорике, то есть старается заполучить силовое превосходство там, где, по его мнению, уже нет и не может быть этического равенства. Для этого Гюго стремится сосредоточить в своих руках все сферы влияния и все материальные ценности своего партнёра, который к этому времени уже становится его противником, старается полностью парализовать его волю и активность.

В условиях субъективно ощущаемого «этического неравенства» у некоторых представителей этого типа развивается опасение, что к его родным детям относятся хуже, чем к падчерице или пасынку («комплекс Золушкиной мачехи»). В этом случае Гюго может «восстанавливать справедливость», добиваясь огромного преимущества и явного перевеса своих интересов. Причём делает это с таким волевым напором и с такой эмоциональной атакой, чтобы больше ни у кого никогда не возникло желания их оспаривать.

В партнёрстве с Робеспьером у Гюго не возникает этических предпосылок для такой ситуации, поскольку Робеспьер с подчёркнутым, скрупулёзнейшим педантизмом уравнивает в правах и обязанностях всех членов своей семьи, не делая ни для кого из них исключения. Гюго постоянно и повсеместно демонстрирует готовность защищать свои интересы, независимо от того, покушаются на них или нет. Для него очень важно доказать своё силовое превосходство в качестве предупредительной (профилактической) меры защиты его интересов.

Любую форму собственной волевой защиты Гюго рассматривает как необходимое ответное действие на чью-то несправедливость и чей-то произвол, которые он старается не допускать, поскольку опасается ущемления своих прав, равно как и других неприятных последствий. А неприятностей Гюго старается не допускать. Поэтому изначально заявляет о себе как о человеке, который никому не позволит подавлять себя.

Демонстрация силы и воли для Гюго – естественное состояние. Проявление волевой инициативы для него также естественно, как проявление инициативы этической. Гюго всегда свободен в проявлении своих чувств и желаний, но всегда настораживается, когда это себе позволяет кто-то другой. Сам боится проявить уступчивость – опасается, что это ущемит его интересы. Предпочитает, чтобы уступали те, кто «по другую сторону баррикады», в то время как «его команда» должна быть непреклонна и неуступчива. Часто демонстрирует свою решительность, настойчивость и целеустремлённость, как бы предлагая своё поведение в качестве образца для подражания. (Гюго обычно очень подробно рассказывает, какие препятствия ему чинили и каким образом он их преодолевал, что ему на это сказали, что он на это ответил, и т. д., и т. п.)

Гюго раздражают слабые (по его мнению) и пассивные люди. Но своего дуала Робеспьера он к таковым не причисляет: если человек готов жертвовать собой во имя идеи – он уже силён. Его только надо научить, каким образом можно отстоять идею без особого ущерба для себя. Гюго способен довольно точно оценить силовой перевес противника, кроме того, достаточно предусмотрителен, чтобы не лезть на рожон. В альянсе с Робеспьером Гюго умеет выждать время для того, чтобы самым рациональным образом применить свои волевые качества и в самый подходящий момент защитить свои права с наименьшими потерями для себя.

© 1997 Стратиевская В. «Как сделать, чтобы мы не расставались».

Межтиповые отношения

Гюго устанавливает следующие отношения с представителями соционических типов:

Соционический тип Вид отношений с ним
Администратор Макс Отто фон Штирлиц
Наставник Гамлет Родственные отношения
Политик Наполеон Бонапарт Квазитождественные отношения
Посредник Александр Дюма Зеркальные отношения
Предприниматель Джек Лондон Отношения суперэго
Советчик Томас Гексли Отношения социального заказа (Гюго – заказчик)
Хранитель Теодор Драйзер Отношения полной противоположности
Энтузиаст Виктор Гюго Тождественные отношения

1. Базовая функция: этика эмоций. У ЭСЭ преимущественно хорошее настроение. Они вносят эмоциональное зажигание в любую компанию, стараются воодушевить, поднять настроение окружающим, оказать эмоциональную поддержку. Активные, оптимистичные люди. Хорошо чувствуют настроение других людей. Отрицательные эмоции способны некоторое время сдерживать. Но если их слишком много – выходят из себя, переживают, могут даже заболеть. Не могут действовать без эмоционального контакта с собеседником.

2. Творческая функция: сенсорика ощущений. ЭСЭ замечательно разбираются в вопросах питания, здоровья, комфорта. Имеют хороший вкус. Неожиданные гости не застанут их врасплох – создается впечатление, что гостей ждали. Внимательны к людям, заботливы.

ЭСЭ хорошие артисты, кулинары, врачи, организаторы выставок, конференций. Они могут работать в рекламе и торговле, ухаживать за детьми.

3. Ролевая функция: логика действий. В новой для себя обстановке ЭСЭ ориентируются на целесообразность действий. В ситуациях, когда неизвестно, что делать, они, используя многократные попытки найти правильное решение, достигают нужного результата. Не всегда умеют оценивать выгодность того, что делают. Многое умеют делать своими руками. Любят все делать без свидетелей. С успехом занимаются практической деятельностью. Стремятся к стабильности, высокому материальному уровню жизни, уважению коллег по работе. Долго колеблются перед принятием важного решения по сложному вопросу. Часто переоценивают свои деловые способности.

4. Болевая точка: интуиция времени. Нуждаются в тактичной помощи по планированию своих действий, поддержанию ритма жизни. Тяжело переносят резкие изменения планов и ожидание. С трудом рассчитывают время. Не умеют ждать, им хочется сделать как можно больше дел и как можно скорее. Часто опаздывают или приходят раньше намеченного срока.

Им противопоказана работа с напряженным ритмом, жесткие сроки сдачи работы, составление планов и расписаний, разработка бизнес-планов.

5. Суггестивная функция: логика отношений. С удовольствием ЭСЭ знакомятся с новыми теориями, уважают правила. После хорошего обучения они могут профессионально пользоваться компьютером, преподавать математику, но новых правил не изобретают. Характерно высказывание: «А мне все равно», когда хотят скрыть свою обиду. Они трудом отделяют главное от второстепенного, перегружая себя делами. Нуждаются в помощи по объяснению законов, правил, формальностей, систематизации. Инструкциям предпочитают инструктаж.

6. Референтная функция: интуиция возможностей. ЭСЭ не уверены в будущем, в своих возможностях, бывают благодарны за помощь в раскрытии их способностей и перспектив, за объяснение целостной картины мира, за подсказку выхода из сложной ситуации.

Ценят в подарке разумность и необычность. Любят научные книги, сюрпризы, «умные вещи», «правильных» людей.

7. Ограничительная, рамочная функция: этика отношений. ЭСЭ могут удерживать взаимоотношения на достойном уровне. Завязывая контакты с разными людьми, они чувствуют себя в своей стихии. Восприимчивы к перспективным идеям, которые можно применять на практике. Обаятельные, располагающие к себе собеседники. Чью-либо излишнюю активность могут ограничить, сказав в шутку: «Спроси об этом у своей совести».

8. Реализующая функция, «без слов на деле»: волевая сенсорика. Их воля без лишних слов проявляется в повседневной жизни. Они энергичны, подвижны, заботливы, активно обживают пространство. Настойчивы и решительны в действиях, особенно в экстремальной ситуации. Стремятся к уважению коллег по работе и просто окружающих людей. Часто одеваются ярко.

В экстремальной ситуации ведут себя энергично, решительно, не забывая при этом о моральных нормах и отношениях с людьми. В повседневных, бытовых ситуациях чувствуют себя хозяевами на своей территории, проявляют заботу, осуществляют власть мягкими средствами.

Представители типа ЭСЭ

Ольга Аросева, Надежда Бабкина, Галина Вишневская, Лариса Голубкина, Лариса Гузеева, Наталья Гундарева, Ингеборга Дапкунайте, Лариса Долина, Регина Дубовицкая, Наталья Королева, Наталья Крачковская, Лариса Кривцова, Инна Лебедь (жена А.Лебедя), Александра Маринина, Ирина Муравьева, Клара Новикова, Марина Неёлова, Наталья Негода, Татьяна Никитина, Ольга Остроумова, Галина Хомчик(бард), Жанна Фриске.

Виктор Гюго, Джордж Буш-мл., Николай Гоголь, Евгений Гришковец, Александр Калягин, Лев Лещенко, Евгений Маргулис, Владимир Пресняков-ст., Владимир Соловьев, Игорь Старыгин, Александр Степашин, Семен Фарада, Николай Фоменко.

Литературные персонажи: Арамис, Громозека

Примеры профессий для ЭСЭ:

  • Реклама, социологические опросы;
  • Медицина, здравоохранение, семейный врач, медсестра, зубной врач;
  • Дизайн, оформительская работа;
  • Сфера обслуживания, торговля;
  • Организаторская деятельность в социальной и научной сфере (организация ярмарок, симпозиумов, отдыха, праздничных мероприятий, связей с общественностью);
  • Секретарь в медучреждении;
  • Логопед;
  • Учитель начальной школы, учитель в системе специального обучения;
  • Преподаватель домашней экономики;
  • Специалист по охране детства;
  • Тренер;
  • Психолог-тренер;
  • Работник социальной сферы;
  • Работник благотворительной организации;
  • Религиозный просветитель;
  • Психолог-консультант;
  • Священник;
  • Агент по недвижимости;
  • Продавец;
  • Владелец магазина;
  • Портье, reception;
  • Защита прав потребителя;
  • Директор бюро ритуальных услуг;
  • Парикмахер;
  • Косметолог;
  • Администратор в ресторане, гостинице;
  • Поставщик продуктов.

Как управлять сотрудником – ЭСЭ:

  • Ставить четкие сроки и понятные задачи;
  • Четко показывать технологии и правила;
  • Не заставлять разрабатывать новые технологии, эффективные способы работы;
  • Объяснять существующие правила и инструкции;
  • Показывать перспективы, его способности;
  • Не заставлять заниматься планированием, придерживаться оговоренных планов.

От ЭСЭ нельзя требовать, не стоит ожидать:

  • безэмоционального, всегда разумного и объективного отношения к делу, к людям;
  • гибкости в поведении и быстрой адаптации к ситуации;
  • безвозмездного альтруизма;
  • жесткости и бескомпромиссности в отношениях с людьми;
  • хороших стратегических и технологических способностей;
  • пунктуальности в соблюдении сроков.

Особенности адаптации (как создать условия) для ЭСЭ:

  • обеспечить стабильные условия, просчитываемость ситуации, стабильный график;
  • стимулировать благосостоянием, статусом, престижем, уважением коллег;
  • побудить его к работе могут объяснения о возможных результатах дела, необычности и интересе выполняемых работ;
  • помочь рационально организовать работу;
  • объяснить существующие правила и технологии ведения работы, инструкций, помощь в упорядочивании поступающей информации;
  • создание условий для проявления сильной функции этика, учет его чувств и эмоций;
  • направлять на решение ограниченного количества задач;
  • при изменении обстоятельств необходимо время, чтобы к ним привыкнуть, освоиться, перестроить планы, принять новое решение;
  • при потере цели в деятельности, указывать на новые цели и задачи;
  • признание потребностей в конкретных вопросах (здоровье, быт, финансы и т. и.);
  • показывать перспективы, возможности начинаний;
  • помощь в планировании своих действий;
  • показать широко и целостно ситуацию;
  • активно знакомить с как можно большим числом членов коллектива;
  • при представлении сотрудника рассказывать об участке работы, за который данный сотрудник ответственен;
  • активизируется когда ему показывают возможности дела и людей;
  • объяснить, за какой участок работы он отвечает;
  • рассказывать об особенности деятельности компании, акцентируя внимание на количестве партнеров и клиентов, на расширении сферы деятельности компании;
  • рассказать о взаимосвязях различных отделов между собой.