Еще в средние века. Тёмные века - причина света Возрождения

Введение: Мифы о Средних веках

О Средневековье существует множество исторических мифов. Причина этого кроется отчасти в развитии гуманизма в самом начале Нового времени, а также становлении Возрождения в искусстве и архитектуре. Развивался интерес к миру классической античности, а последовавшая за ним эпоха считалась варварской и упаднической. Поэтому средневековая готическая архитектура, которая сегодня признана необычайно красивой и технически революционной, была недооценена и оставлена в стороне ради стилей, которые копировали греческую и римскую архитектуру. Сам термин «готический» изначально применялся к готике в уничижительном свете, служив отсылкой к племенам готов, разграбившим Рим; значение слова - «варварский, примитивный».

Еще одной причиной многих мифов, связанных со Средневековьем, является его связь с Католической церковью (далее - «Церковь» - прим.Newoчём). В англоязычном мире эти мифы берут свое начало в спорах католиков и протестантов. В других европейских культурах, например, в Германии и Франции, подобные мифы формировались в рамках антиклерикальной позиции влиятельных мыслителей эпохи Просвещения. Далее представлено краткое изложение некоторых мифов и ложных представлений об эпохе Средневековья, которые возникли как результат различных предрассудков.

1. Люди считали, что Земля плоская, и Церковь преподносила эту мысль в качестве доктрины

На самом деле Церковь никогда не учила тому, что Земля плоская, ни в одном периоде Средневековья. Ученые того времени имели хорошее представление о научных аргументах греков, которые доказали, что Земля круглая, и умели пользоваться научными приборами, такими как астролябия, чтобы достаточно точно определять длину окружности. Факт сферической формы Земли был настолько хорошо известен, общепризнан и не примечателен, что, когда Фома Аквинский начинал работу над своим трактатом «Сумма теологии» и хотел выбрать объективную неоспоримую истину, он в качестве примера привел этот самый факт.И о форме Земли были осведомлены не только грамотные люди - большинство источников свидетельствуют, что все это понимали. Символом земной власти королей, который использовался в церемониях коронаций, была держава: золотая сфера в левой руке короля, которая олицетворяла Землю. Этот символизм не имел бы смысла, если бы не было понятно, что Земля имеет сферическую форму. В собрании проповедей немецких приходских священников 13 века также мельком упоминается, что Земля «круглая, как яблоко» с расчетом на то, что крестьяне, слушающие проповедь, понимают, о чем речь. А популярная в 14 веке английская книга «Приключения Сэра Джона Мандевиля», рассказывает о человеке, который отправился так далеко на восток, что вернулся на родину с ее западной стороны; и книга не объясняет читателю, как это работает.

Распространенное заблуждение в том, что Христофор Колумб открыл истинную форму Земли, и что Церковь выступала против его путешествия, есть не что иное, как современный миф, созданный в 1828 году. Писателю Вашингтону Ирвингу было поручено написать биографию Колумба с указанием, чтобы он представил путешественника как радикального мыслителя, восставшего против предубеждений Старого Света. К сожалению, Ирвинг обнаружил, что Колумб на самом деле глубоко ошибался в размерах Земли и открыл Америку по чистой случайности. Героическая история не складывалась, и поэтому он выдумал идею о том, что Церковь в Средневековье мыслила Землю плоской, и создал этот живучий миф, а его книга стала бестселлером.Среди собрания крылатых выражений, встречающихся в Интернете, можно часто увидеть предположительное высказывание Фернана Магеллана: «Церковь заявляет, что Земля плоская, но я знаю, что она круглая. Потому что я видел тень Земли на Луне, и я доверяю Тени больше, чем Церкви». Так вот, Магеллан никогда такого не говорил, в частности потому, что Церковь никогда не утверждала, что Земля плоская. Первое использование этой «цитаты» встречается не ранее чем в 1873 году, когда оно было использовано в эссе американского волтерианца (волтерианец - свободомыслящий философ - прим.Newoчём) и агностика Роберта Грина Ингерсолла. Он не указал никакого источника и весьма вероятно, что он просто сам выдумал это высказывание. Несмотря на это, «слова» Магеллана все еще можно встретить в различных сборниках, на футболках и постерах организаций атеистов.

2. Церковь подавляла науку и прогрессивное мышление, сжигала ученых на кострах, и таким образом отбросила нас на сотни лет назад

Миф о том, что Церковь подавляла науку, сжигала или пресекала деятельность ученых, является центральной частью того, что историки, пишущие о науке, называют «столкновением способов мышления». Эта стойкая концепция зародилась еще в эпоху Просвещения, но утвердилась в сознании общественности с помощью двух известных работ 19 века. Сочинения Джона Уильяма Дрейпера «История отношений между католицизмом и наукой» (1874) и Эндрю Диксона Уайта «Борьба религии с наукой» (1896) были весьма популярными и авторитетными книгами, распространившими веру в то, что средневековая Церковь активно подавляла науку. В 20 веке историографы науки активно критиковали «положение Уайта-Дрейпера» и отмечали - бóльшая часть приведенных доказательств была крайне неверно истолкована, а в некоторых случаях вообще выдумана.В эпоху поздней Античности раннее христианство действительно не приветствовало то, что некоторые священнослужители называли «языческим знанием», то есть научные работы греков и их римских преемников. Некоторые проповедовали, что христианину должно сторониться таких работ, ибо они содержат небиблейское знание. В своей знаменитой фразе один из Отцов Церкви, Тертуллиан, саркастически восклицает: «Какое отношение Афины имеют к Иерусалиму?». Но подобные мысли отвергалась другими выдающимися богословами. К примеру, Климент Александрийский утверждал, что если Бог дал евреям особое понимание духовности, он мог дать грекам особое понимание научных вещей. Он предположил, что если евреи взяли и использовали золото египтян в своих целях, то христиане могут и должны использовать мудрость языческих греков как дар Божий. Позже рассуждения Климента встретили поддержку Аврелия Августина, и более поздние христианские мыслители приняли эту идеологию, отмечая, что если космос является творением мыслящего Бога, то он может и должен постигаться в рациональном ключе.

Таким образом натурфилософия, которая в значительной степени основана на работах таких греческих и римских мыслителей, как Аристотель, Гален, Птолемей и Архимед, стала основной частью программы средневековых университетов. На Западе, после распада Римской Империи, многие античные труды были утеряны, но арабским ученым удалось их сохранить. Впоследствии средневековые мыслители не просто изучали дополнения, сделанные арабами, но и пользовались ими, совершая открытия. Средневековые ученые были очарованы оптической наукой, а изобретение очков лишь отчасти является результатом собственных исследований с использованием линз для определения природы света и физиологии зрения. В 14 веке философ Томас Брадвардин и группа мыслителей называвших себя «Оксфордскими калькуляторами» не только впервые сформулировали и доказали теорему о средней скорости, но и первыми начали использовать количественные понятия в физике, закладывая, таким образом, основу для всего, что было достигнуто этой наукой с тех пор.Все ученые Средневековья не только не преследовались Церковью, но и сами принадлежали к ней. Жан Буридан, Николай Орем, Альбрехт III (Альбрехт Смелый), Альберт Великий, Роберт Гроссетест, Теодорих Фрайбургский, Роджер Бэкон, Тьерри из Шартра, Сильвестр II (Ге́рберт Орилья́кский), Гильом Конхезий, Иоанн Филопон, Джон Пэкхэм, Иоанн Дунс Скот, Вальтер Бурлей, Уильям Хейтсберри, Ричард Суайнсхед, Джон Дамблтон, Николай Кузанский - их не преследовали, не сдерживали и не сжигали на кострах, но знали и почитали за их мудрость и ученость.Вопреки мифам и распространенным предубеждением, нет ни одного примера, когда в Средние века кто-нибудь был сожжен за что-либо, связанное с наукой, как и нет доказательств преследования какого-либо научного течения средневековой Церковью. Судебный процесс над Галилеем случился намного позже (ученый был современником Декарта) и был намного сильнее связан с политикой Контрреформации и вовлеченными в нее людьми, чем с отношением Церкви к науке.

3. В Средневековье инквизиция сожгла миллионы женщин, посчитав их ведьмами, а само сжигание «ведьм» было в Средние века обычным делом

Строго говоря, «охота на ведьм» вообще не была средневековым явлением. Своего апогея преследования достигли в 16-17 веках и практически полностью относились к раннему периоду Нового времени. Что касается большей части Средневековья (т.е. 5-15 вв.), то Церковь не только не интересовала охота на так называемых «ведьм», но она еще и учила тому, что ведьм не существует в принципе.Где-то до 14 века Церковь бранила верящих в ведьм людей и вообще называла подобное глупым крестьянским суеверием. Ряд средневековых кодексов, канонических и мирских, запрещали не столько колдовство, сколько веру в его существование. Однажды священнослужитель вступил в спор с жителями одной деревни, которые искренне верили в слова женщины, утверждавшей, что она ведьма и среди прочего может обратиться в клубы дыма и покинуть закрытую комнату через замочную скважину. Чтобы доказать глупость этого верования, священник закрыл себя в комнате с этой женщиной и ударами палкой вынуждал ее покинуть комнату через замочную скважину. «Ведьма» не сбежала, и жители деревни усвоили урок.Отношение к ведьмам начало меняться в 14 веке, особенно в разгар эпидемии чумы 1347 – 1350 годов, после которой европейцы стали все больше и больше бояться заговора вредоносных демонических сил, в большинстве своем мнимых. Помимо преследования евреев и запугивания групп еретиков, Церковь стала более серьезно относиться к ковенам ведьм. Кризис наступил в 1484 году, когда Папа Римский Иннокентий VIII опубликовал буллу Summis desiderantes affectibus («Всеми силами души» - прим. Newочём), которая запустила охоту на ведьм, бушевавшую по всей Европе следующие 200 лет.

В начавшиеся преследования ведьм были вовлечены в равной степени католические и протестантские страны. Что интересно, охота на ведьм, кажется, следует географическим линиям Реформации: в католических странах, которым не особо угрожало протестантство, как, например, Италии и Испании, количество «ведьм» было невелико, а вот страны на линии фронта религиозной борьбы того времени, вроде Германии и Франции, испытали на себе всю тяжесть этого явления. То есть, что две страны, где инквизиция была наиболее активна, оказались местами, где связанная с ведьмами истерия была наименьшей. Вопреки мифам, инквизиторы были намного больше обеспокоены еретиками и вновь обратившимися в иудаизм обращенными христианами-евреями, чем какими-то «ведьмами».В протестантских странах охота на ведьм становилась неистовой вспышкой, когда статус-кво был под угрозой (как, например, охота на ведьм в Салеме, штат Массачусетс), или во время социальной или религиозной нестабильности (как в якобинской Англии или при пуританском режиме Оливера Кромвеля). Несмотря на сильно преувеличенные утверждения о «миллионах женщин», казненных по обвинению в колдовстве, современные историки оценивают реальное количество жертв приблизительно в 60-100 тысяч человек за несколько столетий, и 20 процентов жертв были мужчинами.Голливуд увековечил миф о «средневековой» охоте на ведьм, и лишь немногие голливудские фильмы, повествующие об этом периоде, способны не поддаться соблазну и не упомянуть ведьм или кого-либо, преследуемого жутким священником за колдовство. И это несмотря на тот факт, что практически весь период этой истерии последовал за Средневековьем, а вера в ведьм считалась суеверной чепухой.


4. Средневековье было периодом грязи и нищеты, люди редко мылись, омерзительно пахли, и у них были гнилые зубы

Мысль о том, что люди Средневековья не мылись, основана на ряде мифов и ложных представлений. Во-первых, 16 век и затем 18 век (то есть после эпохи Средневековья) стали периодами, когда врачи утверждали, что принимать ванны вредно, и люди старались делать это не слишком часто. Обыватели, для которых «Средние века» начинаются «от 19 века и ранее», сделали допущение, что нерегулярное принятие ванн было распространено и ранее. Во-вторых, христианские моралисты и священники Средневековья действительно предупреждали о вреде чрезмерно частого принятия ванн. Это связано с тем, что эти моралисты предостерегали от чрезмерности во всем - еде, сексе, охоте, танцах и даже в покаянии и религиозной приверженности. Делать из этого вывод, что никто не мылся, совершенно бессмысленно.И, наконец, общественные бани были тесно связаны с проституцией. Нет сомнения, что многие проститутки предлагали свои услуги в средневековых общественных купальнях, а «тушенки» Лондона и других городов находились недалеко от наиболее известных своими борделями и шлюхами районов. Поэтому моралисты и ругались на общественные купальни, считая их вертепами. Делать вывод, что по этой причине люди не пользовались общественными банями так же глупо, как и заключить, что они не посещали находившиеся поблизости бордели.Те факты, что средневековая литература воспевает прелести купания, что средневековая церемония посвящения в рыцари включает в себя ароматическую ванну для посвящаемого оруженосца, что аскетичные отшельники гордились отказом от купания в той же степени, как и отказом от других общественных удовольствий, а мылоделы и владельцы купален устраивали шумные торговые представления, свидетельствует о том, что людям нравилось держать себя в чистоте. Археологические раскопки подтверждают абсурдность представления о том, что у них были гнилые зубы. Сахар был дорогой роскошью, а рацион среднестатистического человека был богат овощами, кальцием и сезонными фруктами, поэтому на самом деле средневековые зубы были в отличном состоянии. Более дешевый сахар заполонил рынки Европы только в 16-17 веках, что и вызвало эпидемию кариеса и плохого запаха изо рта.Средневековое французское высказывание демонстрирует, насколько фундаментальным было купание для удовольствий хорошей жизни:Venari, ludere, lavari, bibere! Hoc est vivere!
(Охотиться, играть, купаться, выпивать! Вот так жизнь надо проживать!)

5. Средневековье - мрачный период относительно технологического прогресса, в котором практически ничего не было создано вплоть до эпохи Возрождения

На самом деле в Средние века было совершено множество открытий, свидетельствующих о технологическом процессе, некоторые из которых стоят в одном ряду с самыми значительными за всю историю человечества. Падение Западной Римской империи в 5 веке разрушительно сказалось на всей материальной и технологической культуре Европы. Без поддержки империи многие грандиозные инженерные и инфраструктурные проекты, а также многие навыки и приемы, задействованные в монументальных постройках, были потеряны и забыты. Разрыв торговых связей означал, что люди становились более экономически независимыми и производили все необходимое сами. Но это скорее стимулировало внедрение и развитие технологий, чем наоборот.Технический прогресс помог автономным сельским общинам повысить популярность таких союзов по всей Европе, что привело к разработке хомута, позволяющего осуществлять более эффективные перевозки и пахоту; также появилась подкова, отвальный плуг, благодаря которому стала возможной культивация более тяжелой северо-европейской почвы; водяные и приливно-отливные мельницы стали использоваться повсеместно. В результате этих нововведений многие земли по всей Европе, ни разу не возделанные во время римских завоеваний, стали обрабатываться, благодаря чему Европа стала богаче и плодороднее, чем когда бы то ни было.Водяные мельницы внедрялись повсеместно в масштабах, несравнимых с Римской эпохой. Это привело не только к широкому использованию гидроэнергии, но и к всплеску активной механизации. Ветряная мельница - это новшество средневековой Европы, используемое наряду с водяной не только для помола муки, но и для производства сукна, изготовления кожаных изделий, приведения в движение кузнечных мехов и механического молота. Последние два нововведения послужили причиной производства стали в полупромышленных масштабах и наряду со средневековым изобретением доменной печи и чугуна передовая средневековая технология производства металла далеко ушла от эпохи римских завоеваний.

Ко второй половине Средневековья (1000 – 1500 гг) ветер и гидроэнергия произвели аграрную революцию и превратили христианскую Европу в богатую, густо населенную и постоянно расширяющуюся местность. Средневековые люди начали экспериментировать с различными способами механизации. Когда они заметили, что теплый воздух заставляет печь работать (еще одно изобретение Средних веков), на больших средневековых кухнях на печах устанавливали веер, чтобы он автоматически поворачивал вертел системы передач. Монахи того времени отметили, что использование системы передач, приводимой в движение снижающимся весом, может служить для механического измерения часа времени.В 13 веке по всей Европе стали появляться механические часы - революционное средневековое изобретение, позволяющее людям следить за временем. Нововведение распространилось стремительно, а миниатюрные настольные часы начали появляться всего через пару десятилетий после изобретения инструмента. Средневековые часы могли бы объединиться с вычислительными устройствами. Чрезвычайно сложный механизм астрономических часов, спроектированных Ричардом из Уоллингфорда, настоятелем монастыря Сент-Олбанс, был настолько запутанным, что потребовалось восемь лет, чтобы изучить полный цикл его вычислений, и это было самое замысловатое устройство такого рода.Рост количества университетов в Средние века также стимулировал появление некоторых технических новшеств. Ученики, изучающие оптические исследования греческих и арабских ученых, ставили эксперименты над природой света в линзах, и в процессе изобрели очки. Университеты также снабдили рынок книгами и способствовали развитию более дешевых методов книгопечатания. Эксперименты с ксилографией в конце концов привели к изобретению наборного шрифта и еще одному замечательному средневековому новшеству - печатному станку.Само существование средневековых судоходных технологий означает, что у европейцев впервые появилась возможность доплыть до Америки. Длительные торговые плавания привели к увеличению размера кораблей, хотя старые формы судовых рулей - они были огромные, в форме весла, устанавливались на боковой части корабля - ограничивали максимальный размер судна. В конце 12 века корабельные плотники изобрели руль, устанавливаемый на корме с помощью петельного механизма, который позволял строить гораздо более крупные корабли и управлять ими более эффективно.

Выходит, что Средневековье не только не было темным периодом в истории развития технологий, но и сумело дать жизнь многим технологическим изобретениям, таким как очки, механические часы и печатный станок - одним из самых важных открытий всех времен.6. Средневековая армия представляла собой неорганизованную группу рыцарей в массивных доспехах и толпу крестьян, вооруженную вилами, ведомую на бой, больше напоминающий уличные разборки. Вот почему европейцы во время крестовых походов часто гибли от рук тактически превосходящих их мусульманГолливуд создал образ средневековой битвы как беспорядочного хаоса, в котором жадные до славы невежественные рыцари управляют полками крестьян. Это представление распространилось благодаря книге сэра Чарльза Омана «Искусство ведения боя в Средние века» (1885). Будучи студентом в Оксфорде, Оман написал эссе, впоследствии выросшее в полноценное произведение и ставшее первой опубликованной книгой автора. Позднее она стала самой читаемой англоязычной книгой, посвященной теме средневековых войн, во многом потому, что была единственной в своем роде вплоть до первой половины 20 века, когда начали проводиться более систематические исследования вопроса.Исследования Омана очень теряли в весе из-за неблагоприятных факторов времени, в котором работал автор: общее предубеждение, что Средневековье - период темный и малоразвитый по сравнению с античностью, недостаток источников, многим из которых только предстояло быть опубликованными, и тенденция не проверять полученную информацию. В результате Оман изобразил средневековую войну как невежественный бой, без тактики или стратегии, который ведется ради завоевания славы среди рыцарей и благородных мужей. Однако к 1960 годам более современные методы и широкий выбор источников и толкований смогли пролить свет на Средневековье, первоначально благодаря европейским историкам в лице Филиппа Контамина и Дж.Ф. Фербрюггена. Новые исследования буквально произвели революцию в понимании устройства средневековой войны и наглядно продемонстрировали, что пока в большинстве источников внимание акцентировалось на личных действиях рыцарей и дворянства, использование других источников рисовало совершенно иную картину.На самом деле подъем рыцарской элиты в 10 веке означал, что у средневековой Европы появился особый класс профессионально обученных воинов, готовых посвятить жизнь искусству ведения боя. Пока одни завоевывали славу, другие тренировались с самого детства и точно знали, что битву выигрывают организация и тактика. Рыцарей готовили к выступлению в пеших войсках, а дворянство к управлению этими войсками (часто именуемых «лэнсы») на поле боя. Управление осуществлялось при помощи сигналов трубы, флага, а также набора визуальных и вербальных команд.

Разгадка тактики средневекового боя кроется в том, чтобы в сердце армии противника - пехоте - образовалось достаточно брешей и тяжелая пехота могла нанести по ней решающий удар. Этот шаг нужно было тщательно выверить и осуществить, обеспечивая защиту собственной армии, чтобы не дать противнику возможности проделать тот же трюк. В отличие от популярного мнения, средневековая армия состояла в основном из пехоты и конницы, включая элитную тяжелую кавалерию, составляющую меньшинство.Голливудское представление о средневековой пехоте как о толпе крестьян, вооруженных сельскохозяйственным инвентарем, также ни что иное, как миф. Пехота набиралась из рекрутов в сельской местности, но призванные на службу мужчины или не были обучены, или были плохо экипированы. На землях, где была заявлена всеобщая воинская повинность, всегда были мужчины, готовые в короткий срок подготовиться к войне. Английские лучники, выигравшие битвы при Креси, Пуатье и Азенкуре, были крестьянскими рекрутами, но они были хорошо обучены и очень эффективны в форс-мажорных обстоятельствах.Власти итальянских городов оставляли один день в неделю на подготовку горожан к выступлению в составе пехоты. В конце концов, многие выбирали военное искусство в качестве профессии, и дворянство часто взимало средства со своих вассалов в счет налогов на военные нужды и использовало эти деньги, чтобы пополнить ряды армии наемными солдатами и людьми, владеющими конкретными видами оружия (например, арбалетчиками или мастерами по осадному оружию).Решительные битвы часто являли собой огромный риск и могли не увенчаться успехом, даже если ваша армия численно превосходила армию противника. Как результат, практика открытого боя была редкой для Средневековья, и большинство войн представляли собой стратегически выверенные маневры и чаще всего длительные осады. Средневековые зодчие подняли искусство построения крепости на новый уровень: великие замки эпохи крестовых походов, как Керак и Крак де Шевалье, или цепочка массивных построек Эдварда Первого в Уэльсе являют собой шедевры оборонительного проектирования.Наряду с мифами о средневековой армии, когда чернь, управляемая бездарными идиотами, идет на войну, существовала идея, что крестоносцы проигрывали в схватках с тактически более подготовленными противниками с Ближнего Востока. Анализ битв, проведенных крестоносцами, показывает, что они выиграли чуть больше сражений, чем проиграли, пользуясь тактиками и оружием друг друга, и это была совершенно равная борьба. В реальности же причиной падения государств крестоносцев Утремера послужила нехватка людских ресурсов, а не примитивные навыки ведения боя.В конце концов, есть мифы о средневековом вооружении. Общее заблуждение заключается в том, что средневековое оружие было таким непомерно тяжелым, что рыцарей приходилось усаживать в седло неким подъемным механизмом, и что рыцарь, сброшенный с коня, не мог самостоятельно встать. Безусловно, только идиот отправился бы на битву и рисковал своей жизнью в броне настолько затрудняющей движение. На поверку средневековые доспехи весили в общей сложности около 20 кг, что составляет почти половину того веса, с которым на фронт отправляется современная пехота. Реконструкторы битв в наши дни любят выполнять акробатические трюки, демонстрируя, каким маневренным и быстрым может быть полностью экипированный воин. Раньше кольчуга весила гораздо больше, но даже в ней тренированный человек был вполне мобильным.

Установление временных рамок

Если говорить о средневековье кратко, то это одна из самых длительных и интересных эпох после древнего мира. Долгое время среди ученых- медиевистов (медиевистика - это один из разделов истории, изучающий европейское средневековье) не было согласия в определении рамок этого периода в истории человечества. Дело в том, что разные страны развивались совершенно по-разному. Кто-то ушел в экономическом, политическом и общественном развитии вперед, некоторые страны, напротив, очень сильно отставали о других. Поэтому сейчас средневековье, кратко говоря, рассматривается одновременно и как общеисторический процесс, и как явление, имевшее место в любой стране. Здесь оно могло иметь свои определенные особенности и временные рамки.

История средних веков вкратце

  • Философия средневековья
  • Литература средних веков
  • Наука средневековья
  • Церковь в средневековье
  • Архитектура средних веков
  • Искусство средневековья
  • Ренессанс - Романский стиль - Готика
  • Великое переселение народов
  • Византийская империя
  • Викинги
  • Реконкиста
  • Феодализм
  • Средневековая схоластика
  • Кратко о рыцарях
  • Крестовые походы
  • Реформация
  • Столетняя война
  • Авиньонское пленение Пап
  • Европа в Средние века
  • Восток в Средние века
  • Индия в Средние века
  • Китай в Средние века
  • Япония в средние века
  • Древнерусское государство
  • Англия в Средние века
  • Достижения средних веков
  • Изобретения средних веков
  • Права в средние века
  • Города в средние века
  • Франция в средние века
  • Образование в средние века
  • Короли средних веков
  • Королевы средних веков
  • Италия в средние века
  • Женщина в средние века
  • Дети в средние века
  • Торговля в средние века
  • События средних веков
  • Средние века особенности
  • Открытия средних веков
  • Оружие средних веков
  • Школа в средние века
  • Инквизиция в средние века
  • Музыка средних веков
  • Гигиена в средние века
  • Животные средних веков
  • Воспитание в средние века
  • Замок в средние века
  • Пытки в средние века
  • Африка в средние века
  • Медицина в средние века
  • Войны в средние века
  • Мораль средних веков
  • Этика средних веков
  • Произведения средних веков
  • Чума в средние века
  • Костюмы средних веков
  • Сербия в средние века
  • Ученые средних веков
  • Испания в средние века
  • Боги средних веков
  • Иран в средние века
  • Политика в средние века
  • Монастыри в средние века
  • Производство в средние века
  • Дома в средние века
  • Германия средние века
  • Одежда средних веков
  • Памятники средних веков

Если рассматривать Средние века, кратко изложенные, то началом этой эпохи считается время крушения Великой Римской империи - V век нашей эры. Впрочем, в некоторых европейских источниках принято считать началом средневековья время появления ислама - VII век. Но более распространенной считается первая дата.
Что касается конца Средних веков, здесь опять мнение историков расходится. Итальянские историки считают, что это XV век, российские ученые приняли за окончательную дату конец XVI - начало XVII веков. Опять же, для каждой страны эта дата устанавливалась сообразно ее развитию.

История возникновения термина

Впервые этот термин - «средние века», стали использовать итальянские гуманисты. До этого применялось название «темные века», которое придумал великий итальянский поэт эпохи Возрождения Петрарка.
В XVII веке название Средние века, кратко говоря, окончательно закрепил в науке профессор Христофор Келлер. Он же предложил следующее разделение всемирной истории на античность, средневековье и новое время.
Почему было взято именно это название - потому что эпоха средневековья находится между античностью и новым временем.
Много лет было принято считать Средние века временем жестоких войн и засильем церкви. Эту эпоху именовали исключительно как «темные века», где господствовали невежество, инквизиция, варварство. Только к нашему времени представление о средневековье стало радикально меняться. О нем заговорили, как о времени, полном романтики, великих открытий, прекрасных произведений искусства.

Периодизация в средних веках

Общепринятым считается разделение истории Средних веков на три больших периода:

Раннее средневековье;
классическое;
позднее средневековье.

Раннее средневековье

Начинается со времени падения Великой Римской империи и длится около 500 веков. Это время так называемого Великого переселения народов, которое началось в 4 веке и закончилось в 7. За это время германские племена захватили и подчинили себе все страны Западной Европы, определив, таким образом, облик современного европейского мира. Основными причинами массовой миграции в этот период средневековья, кратко говоря, стали поиск плодородных земель и благоприятных условий, а также резкое похолодание климата. Поэтому северные племена двинулись поближе к югу. Кроме германских племен, в переселении участвовали турки, славяне и финно-угорские племена. Великое переселение народов сопровождалось уничтожением многих племен и кочевых народов.
С эпохой раннего средневековья связано существование Византийской империи и образование Франкской империи.

Высокое или классическое средневековье

Это период образования первых городов, возникновения феодального строя, время расцвета могущества католической церкви и Крестовых походов. Длился с 1000 по 1300 века.
Во времена классического средневековья сформировалась иерархическая (феодальная) лестница - особое последовательное расположение званий. Появились институты вассалов и сеньоров. Владелец земли - сеньор, мог дать во временное пользование феод (земельный участок) на особых условиях. Вассал, которой получал феод, становился военным слугой своего сеньора. За право пользоваться этим земельным участком он должен был 40 дней в году служить в войске. Также он брал обязательство защищать своего сеньора. Впрочем, в Средние века, кратко говоря, эти условия довольно часто нарушали обе стороны.
Основу экономики Средних веков составляло сельское хозяйство, в котором была занята большая часть населения. Крестьяне обрабатывали и свои земельные наделы, и господские. Точнее говоря, своего у крестьян не было ничего, от рабов их отличала только личная свобода.
Католическая церковь

В эпоху классического средневековья в Европе достигла своего могущества католическая церковь. Она оказывала влияние на все сферы жизни человека. С ее богатством не могли сравниться правители - церкви принадлежала 1/3 всех земель в каждой стране.
Средневековый человек был крайне религиозным. То, что для нас считается невероятным и сверхъестественным, для него было обыденным. Вера в темное и светлое царства, демонов, духов и ангелов - это то, что окружало человека, и во что он безоговорочно верил.
Церковь строго следила, чтобы ее престижу не был нанесен урон. Все вольнодумные мысли пресекались на корню. От действий церкви в свое время пострадали многие ученые: Джордано Бруно, Галилео Галилей, Николай Коперник и другие. Вместе с тем, в Средние века, кратко говоря, она была средоточием образования и научной мысли. При монастырях существовали церковные школы, к которых обучали грамоте, молитвам, латинскому языку и пению гимнов. В мастерских по переписке книг, там же, при монастырях, бережно переписывали труды античных авторов, сохраняя их для потомков.

Рыцари
Вся романтика, присущая средневековью, связана с рыцарями. Рыцарь - это конный воин-феодал. Рыцарство, как особое сословие, возникло из военных дружинников, которые становились вассалами и служили своим сеньорам. Со временем, рыцарем мог стать только воин благородного происхождения. У них существовал свой кодекс поведения, в котором главное место занимали честь, верность Господу и поклонение своей даме сердца.

Крестовые походы
Целая серия этих походов состоялась в течение 400 лет, с XI по XV века. Они были организованы католической церковью против мусульманских стран по лозунгом защиты гроба Господня. На самом деле, это была попытка захвата новых территорий. В эти походы отправлялись рыцари со всей Европы. Для молодых воинов участие в таком приключении было обязательным условием, чтобы доказать свое мужество и подтвердить рыцарское звание.

Средневековые города
Они возникали прежде всего в местах оживленной торговли. В Европе это была Италия и Франция. Здесь города возникают уже в IX веке. Время появления остальных городов относится к X - XII векам.

Позднее средневековье
Это один из самых трагичных периодов средневековья. В XIV веке почти весь мир пережил несколько эпидемий чумы, Черной смерти. Только в Европе она уничтожила более 60 миллионов человек, почти половину населения. Это время сильнейших крестьянских восстаний в Англии и Франции и самой длительной войны за всю историю человечества - Столетней. Но одновременно - это эпоха Великих географических открытий и Возрождения.
Средние века - удивительное время, определившее будущий путь человечества в период Нового времени.

Термин «Средневековье» или Средние Века возникает впервые в эпоху Возрождения. В XV веке его предложил итальянский гуманист, историк Флавио Бьондо для обозначения эпохи между Античностью и Ренессансом. Сам термин изначально был негативно оценочным – деятели Возрождения считали этот период временем одичания Европы.

И в наше время определение «средневековый» часто используют как синоним упадка и реакционизма. Мрачные, тёмные, жестокие времена… Но именно в Средние века закладываются основы современной цивилизации. Развивается наука, формируются государства, современные языки и многие культурные ценности.

За XII век было сделано больше открытий, чем за предыдущее тысячелетие! Пушки, очки, пришедшие с Востока порох, столовые приборы, компас, астролябия – всё это наследие Средневековья. А к Великим географическим открытиям привели, прежде всего, успехи средневекового судостроения!

Средние века начинаются с распада Западной Римской империи в V веке н.э. На мировую историческую арену выходят молодые варварские (в переводе с греческого «варварский» значит «иноземный») народности: кельты, германцы, франки, славяне и др.

Традиционно считается, что становление средневековой культуры (или раннее Средневековье) продлилось до VIII-IX вв. Период с X по XIV вв. принято считать временем расцвета (Высокое Средневековье), а XIV-XV вв. (некоторые медиевисты относят сюда и XVI век) – эпохой Позднего Средневековья. Однако границы расплывчаты и имеют национальные особенности: например, в Италии в XV веке правит Ренессанс, относящийся к Новому времени, а в России эпоха Средних веков длится до конца XVII века.

Раннее Средневековье определяют три исторических процесса:

Формирование феодализма, которое сменяет античное рабовладение, и государственности;
великое переселение народов и, как следствие, смешение культур, формирование новых языков и межнациональные конфликты;
рост влияния христианства и формирование нового представления о человеке и устройстве мира, в котором он живёт.

Феодальное общество Средних веков имеет три основных характеристики:

1. Сословность

Человек Средневековья в первую очередь определяет себя как представителя конкретного сословия (священства, рыцарства или крестьянства) и только во вторую очередь как личность с набором индивидуальных качеств. Переход из одного сословия в другое был практически невозможен.

2. Иерархичность

Все сословия находятся в строгом подчинении (крестьянство подчиняется рыцарству, рыцарство – духовенству). Тот же принцип действует и внутри сословия (оруженосец восхищается рыцарем независимо от его личных качеств, способностей или умений). Более того, представитель младшего сословия должен относиться к представителю старшего как к Небесному Отцу, а тот, в свою очередь, должен любить своих вассалов как неразумных детей и заботиться о них.

3. Традиционность

Очень важна установка на поддержание традиции, на следование образцам. Любые нововведения принимаются очень медленно – общество Средних веков инертно. Всё новое воспринимается как происки дьявола (чрезвычайная роль христианства, помните?).

Время и пространство – основные формы человеческого опыта, с помощью которых мы воспринимаем мир. Представления об этих категориях определяет не только повседневный опыт, но и развитие человеческой цивилизации в целом. Эти категории исторически изменчивы.

В Средние века возникает представление о линейном, однонаправленном и конечном времени. Мир был сотворён поэтому когда-то должен завершиться. Ещё одна субстанция, о которой помнит человек Средневековья, - вечность, откуда время вышло и куда должно вернуться. Отсюда ожидание Страшного суда и подготовка к нему как основная цель земной жизни. Помните опричнину Ивана Грозного, инквизицию в Европе? Основной их целью была подготовка к вечности и изгнание скверны из земного мира. Carpe diem не имеет к этой эпохе Средневековья никакого отношения.

Интересно, что первые механические часы, которые устанавливались в Европе на городских башнях с X века, не имели минутных (и тем более секундных) стрелок, зато нередко отмечали праздники церковного календаря.

Представление о пространстве в Средневековье также изменяется по сравнению с античной культурой. Возникает представление о его единстве: весь мир сотворён Богом. Но при этом пространство иерархично: одни территории более ценны, чем другие.

Самое ценное пространство Средних веков – это пространство церкви. В средневековых немецких городах даже существовал обычай: преступник, дотронувшийся до двери собора, неподвластен правосудию. Помните, как Квазимодо прятал Эсмеральду в соборе Нотр-Дам? Виктор Гюго очень точно описал представление Средневековья о сакральности пространства церкви.

Средневековый мир чётко разделён и этически заряжен: добро находится на юге и востоке, а зло - на севере и западе. Чистота и добро – это небо, верх; низ и земля – зло.

Символом этой иерархичности является собор, который даже неграмотные верующие читали как книгу.

Язык международного общения в Средние века – латынь, которая одновременно является языком богослужений. Для крестьян и рыцарства (за исключением высших чинов), которые говорили на народных наречиях (из них постепенно формируются современные европейские языки), это был сакральный (и, что очень важно, абсолютно непонятный) «язык ангелов». На Руси в Средние века роль латыни выполнял церковнославянский язык.

Власть церкви в эпоху Средних веков была всеобъемлющей – она становится главной политической силой. Светская власть была слабой и неустойчивой. Династические войны между феодалами (в качестве примера можно привести междоусобицу русских князей в X-XI вв. или войну Алой и Белой розы в Англии в XV веке), раздробленность (распад Каролингской империи или Киевской Руси, войны между итальянскими городами) вели к усилению власти церкви, обладающей централизацией, жёсткой структурой и единым языком.

Один из символов Средневековья – крестовые походы – велись против иноверцев с целью отвоевать Палестину – Святую землю с её христианскими сокровищами (и только потом ради славы, богатства и почестей) . Это был поиск земного рая, паломничество. Рыцари посвящали свои подвиги Деве Марии («прекраснейше из жён»). Позднее были образованы духовно-рыцарские ордена: воины стали монахами, совмещающими идеалы аскетизма и бескорыстного служения. В Средние Века люди живут в ожидании Второго пришествия и Страшного суда.

Человек связан с Богом и только в таком качестве имеет право на существование (Средневековье не знает атеизма). С церковью связано и образование – до IX-X вв. даже читать человек мог научиться только при монастыре, не говоря уже о получении более серьёзных знаний.

С XIII века формируется новый тип экономических отношений – буржуазный, для которого необходим не вассал, а работник, обладающий личной свободой. Развивается городская, светская культура, появляется интерес к индивидуальной жизни человека. Начинается стагнация культуры Средних веков.

Образование перестаёт быть прерогативой церкви – набирают силу университеты (первый европейский университет, Болонский, был открыт в Италии в XI веке, вскоре появились Парижский университет во Франции, Кембридж и Оксфорд в Англии, Пражский, Краковский и Гейдельбергский университеты), в которых начинают преподавать светские науки (медицину, юриспруденцию и др.). Средние века основной наукой считали богословие и философию, Возрождение – медицину и филологию.

Меняется отношение к церкви, происходит разделение: ей предоставляют заботу о душе человека после его смерти, а за его жизнь на этом свете несёт ответственность светская власть. Начинается Реформация (сначала в Германии в начале XVI века, затем во Франции, Англии, Дании и других европейских странах). В России процесс секуляризации и конец эпохи Средневековья относят к концу XVII – началу XVIII века и связывают с деятельностью Петра I.

Начинается Новое время, которое почерпнуло от своего предшественника куда больше, чем казалось его представителям.

СРЕДНИЕ ВЕКА

Их протяженность. «Прекрасное» и «уродливое» Средневековье

В школе нам говорят, что XVI век - это эпоха Возрождения, XVII век - эпоха классицизма, XVIII - век Просвещения. А когда начинается и заканчивается Средневековье?

Средневековье длилось очень долго - как минимум тысячу лет! Обычно, когда говорят о Средних веках, имеют в виду период с 1000 по 1500 год, хотя вообще-то они начались по крайней мере пятью веками раньше - около 500 года, еще в V веке от Рождества Христова. В 476 году предводитель варваров Одоакр сверг последнего римского императора и захватил власть в Риме. Это событие знаменовало конец Римской империи и, более того, - конец Античности.

Но ведь эпохи не сменяются каждый раз, как свергают короля или пресекается королевская или императорская династия.

Совершенно верно. В V веке были и другие важные перемены. Во-первых, начавшееся еще в IV столетии Великое переселение народов, которые римляне называли варварскими. Первыми пришли варвары с севера (германцы и североевропейские племена) и с запада (кельты), затем - с востока (венгры и славяне). Нашествие этих орд кажется нам ураганом, сметающим все на своем пути. Однако ближе к истине картина мирного переселения людей, которые хотят жить южнее, чем раньше. Возьмите викингов: вам наверняка попадались изображения того, как они высаживаются на берегах Нормандии, чтобы разграбить и опустошить прибрежные территории. Более вероятно, однако, что это были купцы, приплывшие из северных стран торговать, некоторые из них так и остались «у нас».

- Значит, поменялась и вера?

Да, но по другим причинам. В IV–V веках в Римской империи распространилось христианство, религия, которую приняли императоры, и пришел конец язычеству - так христиане называли римскую веру в многочисленных богов и богинь. Язычество исчезало постепенно (но, конечно, исчезло не полностью) и мало-помалу уступало место христианству. Многобожие сменилось верой в библейского Бога Ветхого и Нового Заветов, единого в трех лицах (Отец, Сын и Святой Дух). Тогда стали принимать христианство и варвары: имя самого известного из новообращенных во Франции вам, без сомнения, знакомо: это король франков Хлодвиг (500 год от P. X.). Согласно легенде, он крестился по настоянию своей жены Хродехильды.

- А это легенда?

Да, я сознательно сказал «согласно легенде». И хотел бы обратить ваше внимание на то, что документов от раннего Средневековья сохранилось очень немного, а те, что сохранились - например, рассказ о крещении Хлодвига, - не обязательно показывают события так, как они происходили. Поэтому к ним надо подходить критически, сопоставлять с другими документами, или, как говорят историки, источниками. У авторов этих рассказов были свои соображения: скажем, в данном случае надо было продемонстрировать, что земли, из которых состоит Франция, были крещеными изначально, подчеркнуть христианские истоки. В реальности все гораздо сложнее.

- Учитель говорил нам и о некоем «долгом Средневековье».

На то есть причины: о датировке конца Средневековья много спорят. Я сказал «около 1500 года», потому что такую границу предлагают ваши учебники. В них пишут, что в конце XV века в Италии, а затем и во всей Европе начался новый период - Ренессанс (Возрождение). Еще, как вы скоро увидите, в школьной программе XV век считается началом так называемого Нового времени. Все же есть историки, и я в их числе, которые полагают, что Средневековье длилось до конца XVIII столетия.

- Почему?

Если говорить коротко, именно эту эпоху отмечают три явления, круто изменившие жизнь общества (уточню - западного общества, европейского, и прежде всего наиболее развитых государств: Англии, Франции, стран Северной Европы). Во-первых, стремительный научный прогресс, введение в оборот все более и более точных инструментов и методов исследования. Далее, как следствие научных успехов, создание в конце XVII века все более эффективных механизмов и технологий производства. В 1698 году в Англии был запущен первый паровой двигатель (его изобретатели - француз Дени Папен и англичанин Томас Сэйвери). Все это позднее назовут началом «промышленной революции». Произошли, наконец, и политические революции, в частности Великая французская, признанная настоящим поворотным моментом в истории Франции, Европы и даже всего мира: она положила конец старой политической системе, старому режиму и так называемому феодализму, который стал, собственно, символом «уродливого» Средневековья.

- Давайте начнем с самого понятия - «Средние века». Почему «Средние»?

Выражение как раз тогда и появилось, ближе к концу эпохи. Его ввели в обиход ученые и люди искусства, оценивавшие недавнее прошлое (для нас - ядро Средневековья) как этап промежуточный, переходный, и при этом темный, упадочный по сравнению с Античностью. Древняя культура идеализировалась; с их точки зрения, она была утонченнее. Это, прежде всего идея итальянских поэтов-гуманистов конца XV - начала XVI столетия, убежденных, что у людей больше достоинств, чем считает средневековое христианство, зацикленное на греховности человека перед лицом Господа.

Есть и другой источник. В XVIII веке (веке Просвещения, как вы только что совершенно верно сказали) было принято относиться с презрением к людям и культуре Средневековья. Укоренилось представление о периоде мракобесия, когда вера в Бога подавляла человеческий разум. И просветители, и гуманисты разучились видеть красоту и величие этих столетий.

Подведем итог: Средние века - это те, которые лежат между двумя эпохами, почитаемыми выше их, то есть Античностью и Новым временем. Последнее начинается с Возрождения - тоже очень характерное слово: в XV–XVI веках возрождается античность, как будто Средневековье было ненужным отступлением!

- Значит, «уродство» Средневековья видят все. Но никак не скажешь, что эта сторона победила!

Конечно. В XIX веке писатели-романтики увидели и другую - прекрасную и величественную. В чем? Здесь еще не прозвучало слово «готический», прочно связанное в нашем представлении со средневековыми соборами. Но в эпоху Возрождения это слово означало «варварский». Хулители уродливого Средневековья находят его искусство варварским. А вот романтиков, напротив, восхищает изысканность и необычность готики, особенно готических церквей. Пример такого отношения - известный вам роман «Собор Парижской Богоматери», в котором Виктор Гюго увековечил одноименный собор в сердце Парижа, куда и в наши дни туристы тысячами едут со всего мира.

Все же признаем, что оба стереотипа Средних веков - темное время и золотое время - держатся до сих пор. Даже от образованных людей часто слышишь: «Мы же не в Средневековье!» Назвать что-либо или кого-либо средневековым - далеко не комплимент…

- Это не так уж неверно!

Я бы сказал, что Средние века не такие сусальные, какими их иногда воображали романтики, но и не эпоха скорбей и невежества (собственно, это нас и отталкивает), как нам старались внушить просветители. Явление надо изучать во всей полноте. По сравнению с Античностью Средневековье - период прогресса во многих областях, и я могу доказать это. В нем, несомненно, было «уродство»: сеньоры угнетали крестьян, церковь отличалась нетерпимостью и подвергала независимые умы (так называемых еретиков) суду инквизиции, которая пытала и сжигала бунтарей… Люди нередко голодали, и цвела нищета; люди боялись, боялись панически, например, лесов и моря… и дьявола. Но сегодня у нас еще больше страхов, и некоторые из них еще сильнее (страх перед инопланетянами или, что гораздо реальнее, перед атомной бомбой).

Но есть и «прекрасное» Средневековье, именно оно раскрывается в детском восхищении рыцарями, замками, соборами, романским и готическим искусством, красочностью (витражи!) и праздниками. Часто забывают, что женщины в ту пору, хоть и считались ниже мужчин по положению, получили, завоевали более справедливый статус, более высокий и авторитетный, какого не знали даже в древних Афинах. И наконец - но мы еще к этому вернемся, - именно в Средние века родилась Европа!

- Европа, вы сказали?

Да, это очень важно: Европа зарождается и формируется в Средневековье. Древнеримская цивилизация охватывала только часть Европы - южные территории, расположенные в основном вокруг Средиземного моря. Северные земли (Германия, затем Скандинавия), западные (Бретань, Англия, Ирландия) и восточные (Венгрия, Центральная Европа) лишь с V века стали мало-помалу включаться в общее политическое и религиозное пространство, составившее будущую Европу.

- Получается, что Римская империя как единое целое перестала существовать около 500 года от Р.Х.?

Именно так. Отныне новые жители будущей Европы начинают объединяться, и на тех территориях, где они обосновываются, вырастут государства, во главе которых встанет новый, очень важный исторический персонаж, к нему мы тоже еще вернемся, - король.

- И перестала существовать латынь, разговорный язык Римской империи.

Чем севернее, тем лучше сохранялся родной язык первопоселенцев, хотя, конечно, было много заимствований из латыни. Она превратилась в письменный язык ученых и такой оставалась до XV века. На юге латынь, на которой говорили в Римской империи, преображалась веками, в каждой стране по-своему. Из нее произошла группа романских языков: французский, итальянский, испанский, португальский и (об этом часто забывают) румынский.

- В следующем классе мы должны определиться, будем ли учить латынь, - что бы вы посоветовали?

Латынь важна тем, что дает нам доступ к наследию прошлого. Если вы готовитесь посвятить себя гуманитарным специальностям, имеет смысл пойти на факультатив, где неплохо обучают латыни. Если вы склоняетесь к естественным или точным наукам, выберите занятия полегче, но не пренебрегайте латынью вовсе. По моему мнению, в будущем вам поможет даже минимум знаний.

- А от греческого - языка восточной части Римской империи - на Западе отказались полностью?

Да, Восточная Римская империя стала отдельным миром - Византийской империей, так как во главе ее по-прежнему стоял император, правивший страной из Виза?нтия (позднее Константинополь). В том же городе находилась резиденция главы греческой (православной) церкви, который ставил себя выше Папы.

Западный христианский мир быстро (с VII века) отделился от Византии политически. Папа добился независимости не так скоро, окончательно - в XI веке.

Отношения между западным, римско-католическим, христианством и восточным, византийским, были прохладными, затем откровенно испортились. В 1204 году католики, выступив в крестовый поход против мусульманского Востока, захватили и разграбили Константинополь.

Из книги История красоты [Отрывки] автора Эко Умберто

Глава IV. Свет и цвет в Средние века Фрагмент Ватиканского манускрипта с литургией Святого Иоанна Златоуста, X-XI вв. Ватикан, Апостольская

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора Абрамов Андрей Вячеславович

Глава 4 Международные отношения в Средние века «Европа в Средние века развивалась не в изоляции, но в постоянных контактах с ближайшими к ней континентами. До Великих географических открытий конца XV века европейцы были незнакомы с Новым Светом (давние открытия норманнов

Из книги История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

ГЛАВА 2 СРЕДНИЕ ВЕКА

Из книги Долг: первые 5000 лет истории автора Гребер Дэвид

Глава 10 Средние века (600-1450) Искусственное богатство включает вещи, которые сами по себе не удовлетворяют естественных потребностей, например деньги, являющиеся человеческим изобретением. Фома Аквинский Если в Осевое время возникли товарные рынки и мировые религии,

Из книги История папства автора Гергей Енё

Возвышение папства: христианство в Средние века (XII–XIII века) После окончательного разрыва с восточной православной церковью в католической церкви было достигнуто догматическое единство; длительное время народные ереси, направленные против церковной иерархии,

Из книги История Франции и Европы автора Эрве Густав

Глава VI Общий обзор Европы в средние века Венецианские корабли привозят крестоносцев в Константинополь, столицу и обширнейший порт греческой империи в средние векаЗападная ЕвропаЕвропа в период нашествия варваров (V–XI в.) - Вторжения новых племен, начавшиеся с начала

Из книги История боевого фехтования: Развитие тактики ближнего боя от древности до начала XIX века автора Тараторин Валентин Вадимович Цветков Сергей Эдуардович

Глава первая Бастилия в средние века Строительство Бастилии Шел тридцать второй год войны, которая позже получила название Столетней (1337-1453). Франция, потерявшая цвет рыцарства в битвах при Креси и Пуатье, разоренная набегами англичан и наваррцев, была вынуждена

Из книги Азовский флот и флотилии автора Коган Василий Григорьевич

Глава 1 На азовском море в древние и средние века

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

Глава 8 РУСЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА 8.1. Общая характеристика средневековой Руси В истории Российского государства и культуры периоду с IX по XVII в. принадлежит особое место. Именно в средние века определились в основном границы государства, были заложены этнокультурные основы

Из книги Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень автора Волобуев Олег Владимирович

Глава 2 Средние века

Из книги История книги: Учебник для вузов автора Говоров Александр Алексеевич

Глава 6. КНИГА В СРЕДНИЕ ВЕКА 6.1.РУКОПИСНАЯ КНИГА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Восстание рабов, кризис и падение рабовладельческого строя привели к оскудению центров культуры и к уничтожению массы книг. В эпоху раннего Средневековья Европа вернулась к временам первобытной дикости.

Из книги Скрытый Тибет. История независимости и оккупации автора Кузьмин Сергей Львович

Глава 2. Древность и средние века Подобно многим другим народам, тибетцы возводили династии своих правителей к божествам. С Небом был связан древний клан Ча (Птицы).{32} Его резиденция - замок Юмбулаганг - был построен в долине Ярлунг, там, где сливаются реки Ярлунг и Дарпо.

Из книги История военного искусства автора Дельбрюк Ганс

Экология познания: Если вы когда-нибудь обращались к текстам, созданным более пяти веков назад, то согласитесь с тем, что события, описанные в них, изложены совсем не так, как мы привыкли. Возможно, это связано с тем, что тогда мир еще представлялся людям в чудесном одеянии тайны, а европейское общество еще не потеряло веру в сверхъестественное. Попробуем разобраться, в каком свете представала жизнь, когда человечество и мир были моложе.

Часто Средние века считают темным пятном на страницах истории, царством мракобесия - на кострах сжигали ведьм, а на улицах царили страх и уродство. Само название подчеркивает безликость этой эпохи, которую затмевают две соседние: античность и Возрождение, более богатые в эстетическом и культурном смысле.

Если вы когда-нибудь обращались к текстам, созданным более пяти веков назад, то согласитесь с тем, что события, описанные в них, изложены совсем не так, как мы привыкли. Возможно, это связано с тем, что тогда мир еще представлялся людям в чудесном одеянии тайны, а европейское общество еще не потеряло веру в сверхъестественное. Попробуем разобраться, в каком свете представала жизнь, когда человечество и мир были моложе:

Яркость и острота жизни

Человеческие чувства выражались более непосредственно. Душа не скрывала чувств, а разум не старался их подавлять. Радость и горе, смех и слезы, нищета и богатство демонстрировались всенародно без стеснений и страха. Ритуал пронизывал всякое действие или поступок, «возвышая их до прочего внеземного стиля жизни».

Как отмечал один из главных исследователей эпохи Йохан Хёйзинга, все стороны жизни тогда выставлялись напоказ.

Это касалось не только самых важных событий жизни человека (рождения, брака и смерти, достигавших блеска мистерии), но и общественных мероприятий: торжественной встречи короля или казни, которая становилась не только нравоучением, но и ярким зрелищем.

Конечно, жизнь средневекового человека не отличалась красотой сама по себе. Условия жизни без электричества, канализации и отопления были далеки от того, чтобы называться прекрасными, а потому красоту необходимо было создавать искусственно.

Стремление к прекрасной жизни

В Средние века эстетическое мировосприятие преобладало над логическим и этическим . Формы жизненного уклада преобразовывались в художественные, а общество становилось всё более игровым, до такой степени, что любое действие превращалось в обряд.


Искусство Ренессанса появилось в мировой истории не на пустом месте. Культура на исходе Средневековья - «расцвечивание аристократической жизни идеальными формами жизни, протекающей в искусственном освещении рыцарской романтики, это мир, переодетый в наряды времен короля Артура».

Такое искусственное, эстетическое освещение всех событий создавало сильное напряжение, формируя мысли и нравы средневекового человека.

Жизнь придворных была пронизана эстетическими формами до неприличия, пестрота красок здесь слепила горожан, что лишний раз доказывало и обосновывало власть высшего сословия. Грязные попрошайки, торговцы и деревенщины видели истинное доказательство благородного происхождения в красотах одеяний знати и придворных убранствах.

Формализация жизни

Земная жизнь, облекаясь в эстетические формы, не только привлекала к себе внимание, но и обретала ранее неизвестное человечеству измерение. Формализм в отношениях подчас препятствовал естественному общению между людьми, однако, доставлял им наибольшее эстетическое удовольствие, занимая промежуточное положением между искренностью и этикетом.

Есть что-то трогательное в том, что «прекрасные формы», выработанные в жесткой борьбе поколения людей пылкого нрава, иногда превращались в нескончаемые вежливые препирательства. Посещение храма превращалось в род менуэта - при выходе возникало соперничество за предоставление особе более высокого ранга права раньше других перейти через мостик или через узкую улочку. Как только кто-либо доходил до своего дома, он должен был - как того еще и поныне требует испанский обычай - пригласить всех зайти к себе в дом чего-нибудь выпить, от подобного предложения каждому следовало учтиво отказаться; затем нужно было немного проводить остальных, и все это, конечно, сопровождалось взаимными препирательствами.

Громогласные страдания напоказ считались не только уместными, но и красивыми, что превращало повседневную жизнь в подлинное драматическое искусство.

Боль обретает ритм

Похоронные обряды также сопровождались торжеством страдания, в котором горе облекалось в прекрасные и даже возвышенные формы.

Реальная действительность перемещалась в сферу драматического. В более примитивных культурах, погребальные обряды и поэтические погребальные плачи все еще представляют единое целое; траур своей пышностью призван был подчеркнуть, сколь огорчен поражённый скорбью.

В таких формах легко теряются настоящие переживания. Вот отрывок из записок Алиеноры де Пуатье об овдовевшей Изабелле Бурбонской: «Когда Мадам оставалась сама по себе, вовсе не пребывала она неизменно в постели, так же, как и в покоях». Что свидетельствует о сознательном стремлении к драматизму, причиной которого были общественные обычаи.

Людям нравилось, когда всё, что имело отношение к сфере этического, принимало эстетические формы.

Особой категорией людей, к которым обыватели испытывали неподдельный интерес, были проповедники и аскеты. Изумление перед смирением и умерщвлением плоти святых подвижников, перед покаянным отречением от грехов доходило до высшей степени любования и восхищения. Любое личное переживание, волнение и достижение должно было найти необходимую публичную форму выражения, закреплённую в культуре.

Любовь и дружба

Появляется особая форма дружбы, называемая миньонством - она просуществовала до XVII века. Каждый уважающий себя придворный имел близкого друга, привычки, одежда и внешний вид которого необходимым образом должны были повторять его собственные. Миньонов брали с собой на свидания, прогулку, работу. Такая дружба носила исключительно эстетический смысл и была призвана разбавить одиночество и скуку, а также добавить симметрию в жизнь.

Учтивость и этикет были напрямую связаны с одеждой, которая имела опредёленные смыслы.

Например, если девушка желала заявить о верности возлюбленному то, надевала одежду синего цвета, в то время как одежда зелёного цвета свидетельствовала о влюблённости.

В любви для тех, кто не порывал со всеми земными радостями вообще, проявлялись цель и сущность наслаждения прекрасным как таковым. Чувство влюбленности ценилось намного сильнее чем отношения, а тем более брак. Часто бывало, что молодая замужняя женщина оставалась дамой сердца многих рыцарей, которые выкрикивали её имя на поле брани.

Всё красивое - каждый звук или цветок - украшало любовь. Литература, мода, обычаи упорядочивали отношение к любви, создавали прекрасную иллюзию, за которой люди мечтали следовать .

Любовь стала формой фантастического желания. Рыцарский турнир предлагал игру в любовь в наиболее героической форме. Победителю доставался особый подарок в виде платка или поцелуя возлюбленной.

Короткое замыкание

Важно понимать, что средневековый человек жил совершенно в другом мире, нежели мы. Его жизнь была пронизана божественной тайной, а потому любое явление расценивалось как знак свыше. Он жил в семиотически насыщенном мире. Полном смысловых отсылок и высших смыслов проявлений Бога в вещах; он жил в природе, которая постоянно говорила на языке геральдики.

Лев, орел, змей - не только настоящие животные, но символы, указывающие человеку путь к истине, которые значили больше, чем предметы сами по себе . Аллегоризм распространялся на все явления жизни и даже служил призывам к действию.

Часто, когда шум дождя вводит в транс, либо свет лампы преломляется определенным образом, мы тоже можем испытать другую гамму чувств, обычно скрытых в повседневной жизни и делах. Это дает нам ощущение бесконечной тайны мира и может сделать немного счастливее, вернуть в состояние, которое средневековый человек испытывал всегда.

Тёмные века - причина света Возрождения

Красота повседневной жизни считалась греховной, благодаря чему приобретала двойную притягательность, и если перед ней сдавались, то наслаждались как никогда страстно.

В искусстве религиозный сюжет спасал красоту от печати греховности. Если в Средние века в музыке и изобразительном искусстве видели смысл, только если они являлись частью почитания Христа, а вне церкви заниматься искусством было предосудительным. То уже Ренессанс, преодолев устаревшее представление о радостях жизни как о греховных, «стремится наслаждаться всей жизнью целиком».

Искусством становится вся жизнь, и даже самые неэстетичные формы преобразуются в высшее свидетельство красоты и любования.

В эпоху Нового Времени искусством начинают наслаждаться в отрыве от жизни, оно начинает возвышаться над ней, а сама по себе жизнь теряет эстетическое измерение. С этой потерей и связана тоска по средневековью, эпохой, в которой небо было выше, а трава зеленее. опубликовано