Формирование у дошкольников основ математической культуры. Математическое образование дошкольников в контексте фгос

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В основу формирования математических представлений у дошкольников положена теория Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии ребенка, а также положения о ведущей роли деятельности в развитии человека и теория поэтапного формирования умственных действий разработкой и изучением которых занимались такие психологи и педагоги как П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.Ф.Талызина.
К современным концепциям математического развития детей раннего и дошкольного возраста относятся следующие: раннее математическое развитие, раннее введение детей в мир логики математики, освоение способов познания, создание предпосылок в дошкольном возрасте для формирования теоретического мышления в начальных классах школы, развивающая направленность предлагаемых игровых занятий, сочетание практической и игровой деятельности.

Дошкольное образование - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает успешное умственное развитие ребенка. В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок, по сравнению с более поздними возрастными периодами (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, B.C. Мухина). Какие-либо дефекты воспитания, допущенные в период дошкольного детства, фактически трудно преодолимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие ребенка.

При разработке вопросов умственного воспитания дошкольников российские ученые исходят из основных положений отечественной психологии, рассматривающей процесс психического развития человека как результат присвоения общественного опыта, воплощенного в продуктах физического и духовного труда. При этом умственное развитие ребенка выступает как усвоение наиболее простых форм этого опыта: овладение предметными действиями, элементарными знаниями и умениями как наиболее универсальными средствами закрепления и передачи общечеловеческого опыта.

Таким образом, психическое, в том числе и умственное развитие ребенка выступает как, конкретно-исторический и социальный процесс, все основные этапы которого обусловлены особенностями передачи общественного опыта. Это положение отечественной психологии задает направление исследования проблемы взаимодействия биологических и социальных факторов в процессе развития индивида.

Как известно из работ Л.С. Выготского, в стихийном опыте дошкольников вначале возникают предпонятийные образования - комплексы, псевдопонятия и лишь затем формируются в процессе школьного обучения полноценные понятия. В работах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной приводятся данные, свидетельствующие о том, что в условиях организованного обучения сам ход формирования понятий имеет существенно иные закономерности, чем при стихийном обучении. Применяемая в работе П.Я. Гальперина методика поэтапного формирования умственных действий позволяет формировать полноценные понятия в старшем дошкольном возрасте, и объем их ограничен лишь наличием необходимых предварительных знаний и умений.

Наиболее существенные сдвиги в умственном развитии ребенка являются результатом усвоения не каких-либо отдельных знаний и умений, а, во-первых, определенной системы знаний, отражающей существенные связи и зависимости той или иной области действительности, и, во-вторых, общих форм мыслительной деятельности, лежащих в основе этой системы знаний. В связи с этим остро стоит проблема разработки основных принципов отбора и систематизации дошкольных знаний.

Система дошкольных знаний, конечно, должна принципиально отличаться от системы школьных знаний, быть более элементарной. Так, П.Г. Саморукова отмечает, что систематизация знаний возможна на разной степени их глубины и обобщенности: и на эмпирическом уровне, когда основное содержание знаний представлено в форме представлений (образов ранее воспринятых предметов и явлений), и на более высоком теоретическом уровне, когда знания имеют форму понятий, а связи характеризуются как глубокие закономерности. Далее она указывает на большие возможности расширения и углубления системы в процессе обучения детей.

Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Для современной образовательной системы (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) . Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний» Л.А. Венгер

Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна . Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным .

В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:

  1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);
  2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);
  3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);
  4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);
  5. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
  6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;
  7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
  8. Развитие инициативности и активности детей.

Целевые ориентиры по формированию элементарных математических представлений :

Математическое развитие дошкольников – позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Математическое образование дошкольника – это целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности в дошкольных учреждениях и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка.

Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?

Ответы: новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

Т.е необходимо сделать обучение занимательным . При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

Задача взрослого- поддержать интерес ребенка!

Сегодня воспитателю необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания математического содержания, необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер.

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.

Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе детского садаразвивающей предметно-пространственной среды. Ведь правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы.

Использовать интегрированный подход во всех видах деятельности педагогам помогает наличие в каждой группе детского сада занимательного материала, а именно картотек с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, математических пословиц и поговорок, считалок, логических задач, задач-шуток, математических сказок. (фото) Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно- ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми.

Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.

Опыт работы ДОУ

В 2015-2016 учебном году в нашем ДОУ продолжается работа по формированию познавательных интересов дошкольников посредством развивающих математических игр и созданию развивающей предметно-пространственной среде по формированию математических представлений в соответствии с ФГОС ДО.

Особое внимание уделяется насыщенности среды – образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими). Так, в детском саду были приобретены различные современные развивающие игры : конструкторы – конструктор Поликарпова, сюжетный конструктор «Транспорт», «Город», «Замок», конструктор ТИКО «Шары», «Геометрия», математический планшет, арифметический счет, логические пирамидки «Цветные столбики», "Учимся считать" с цифрами, логическое домино, лабиринты, деревянные строительные конструкторы «Томик», счетный материал «Геометрические фигуры», развивающие игры Воскобовича.

Конструирование

Инструментом развития творческих и логических способностей детей выступают практические занятия с «ТИКО»-конструктором для плоскостного и объёмного моделирования. В нашем дошкольном учреждении педагоги, увлечённо работая с конструктором «ТИКО», открыли его большие возможности для математического развития детей, начиная уже с младшего возраста. В игре с конструктором ребёнок запоминает названия и облик плоскостных фигур (треугольники – равносторонние, остроугольные, прямоугольные), квадраты, прямоугольники, ромбы, трапеции и др. дети учатся моделировать предметы окружающего мира и приобретают социальный опыт. У детей развивается пространственное мышление, они могут легко изменить цвет, форму, размер конструкции, если это необходимо. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Деревянные конструкторы - это удобный дидактический материал. Разноцветные детали помогают ребенку не только выучить называния цветов и геометрических плоских и объёмных фигур, но и понятия «больше-меньше», «выше-ниже», «шире-уже».

Детям раннего возраста работа с логической пирамидкой дает возможность манипулировать составляющими и сравнивать их по размеру методом сравнения. Складывая пирамидку, ребенок не только видит детали, но и ощущает их руками.

Лего

В конце 2015 года мы приобрели конструктор перворобот LEGO Wedo 9580 для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Он предназначен для сборки и программирования простых ЛЕГО - моделей, которые подключаются к компьютеру. В основе конструктора WeDo фирменная база LegoSystem - кирпичи с шипами, с которыми современные дети, как правило, знакомятся очень рано. К ним добавлены датчики и USB-коммутатор для подключения к компьютеру и оживления создаваемых конструкций. Поэтому в группы были закуплены ноутбуки и установлены соответствующие программы. Из конструктора можно создавать разные модели, как по инструкциям Lego, так и придумывая самостоятельно. В форме игры можно знакомиться с различными механизмами и даже учиться проектировать.

Более подробно мы планируем Вас познакомить с данным конструктором осенью на семинаре.

Развивающие игры Воскобовича

Особый интерес у педагогов и детей вызывают развивающие игры Воскобовича. Использование игр Воскобовича в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность в познавательную игровую деятельность.

Развивающих игр Воскобовича много. Среди самых распространенных в нашем детском саду можно выделить: «Двухцветный и четырехцветный квадраты», Игровизор, «Прозрачный квадрат», «Геоконт», «Чудо – крестики»,«Чудо-цветик», «Шнур-затейник», « Лого-формочки», "Коврограф "Ларчик", Кораблик "Брызг - брызг" и другие. В процессе игры ребенок осваивает цифры; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует мышление, внимание, память, воображение. В основу игр заложены три основных принципа - интерес, познание, творчество. Это не просто игры - это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.

Для развития математических представлений детей педагоги используют и еще одну современную форму работы с детьми - айрис-фолдинг.

Айрис-фолдинг развивает умение сравнивать и находить отличия между двумя и более объектами, восстанавливает по памяти ранее увиденное (схему, чертеж, модель), а также позволяет детям создавать необычные зрительные образы для запоминания нужной операции.

Айрис-фолдинг позволяет развивать у детей умение логически мыслить: находить сходства и различия, выделять существенное, устанавливать причинно – следственные связи. Активизируются вся мыслительная деятельность.

Взаимодействие с родителями

Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей.

В детском саду используем такие формы работы с семьей: консультации, оформление папок-передвижек, проведение математических развлечений, ярмарок, мастер-классов на темы:«Логико – математическая игра – как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста»; «Сказочные лабиринты игр В.В. Воскобовича».

В группах родители изготовили вместе с детьми мини-книжки сказок на математические сюжеты: "Цифры", "Круг и квадрат" и другие.

Педагогами р азработаны брошюры с заданиями по логическим блокам Дьенеша, палочкам Кюизенера; буклеты «Математические игры с ребенком дома», «Математика для развития Вашего ребенка» и другие для закрепления математических представлений с детьми дома.

Проектная деятельность

Безусловно одной из современных и эффективных форм поддержки детской инициативы является проектная деятельность, в которой участие родителей всегда актуально. Используя проектную деятельность для развития математических представлений детей, педагоги тем самым активизируют познавательное и творческое развитие ребенка, а так же уделяют внимание формированию личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Такие проекты по математике, как «Веселая математика» в средней группе № 9, «Занимательная математика» в средней группе № 14, «Азбука цифр» средняя группа № 1 и другие позволили воплотить личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых и детей на практике, учитываяих потребности, возможности, желания в образовательном процессе.

Кадры

Качество педагогической деятельности по использованию современных средств для формирования математических представлений главным образом зависит от квалифицированных педагогов. В связи с этим, 2 педагога нашего детского сада прошли обучение в КОИРО по игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры В.В. Воскобовича». Обучение в КОИРО по программе повышения квалификации «Обновление содержания образовательной и воспитательной деятельности в объединении технической направленности»; по программе «Развитие технического творчества в образовательной организации в условиях ФГОС» обучились 2 педагога, по программе «Тьюторская деятельность в дополнительном профессиональном образовании» - 1 педагог.

Активно участвуют педагоги в семинарах, семинарах- практикумах, проводимых в ДОУ на темы: «Организация и проведение работы по формированию познавательных интересов дошкольников посредством развивающих математических игр», «Особенности организации математических игр в дошкольном возрасте»; в муниципальных семинарах на темы: «Развитие технического творчества учащихся в рамках сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования», «Распространение инновационных моделей развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования в рамках развития сетевой модели взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями»; региональных семинарах «Игра-важнейшая сфера самовыражения», международных семинарах «Дошкольное образование: опыт Италии», где педагоги обменивались опытом по ТИКО конструированию а также в вебинарах, которые организуют ФГАУ "ФИРО" и журнал "Обруч", такие как «Как подготовить дошкольника к решению арифметических задач», «Геометрическая пропедевтика в современном ДОУ» и другие.


Примечание: В данной статье дается не конспект мероприятия, а его возможные структурные компоненты. Длительность мероприятия, количество занятий, содержание заданий определяются на основании выявленных затруднений педагогов в области математического образования дошкольников.

Ведущий: Нужна ли современному человеку математика? Для чего она нужна? Приведите примеры. Ответивший «ладошкой по ладошке» передает эстафету для ответа любому другому воспитателю. Этот прием рекомендуем использовать в работе с детьми в целях их активизации. Назовите профессии, в которых математика не нужна. (Таких нет ).

Таким образом, вы сами доказали актуальность нашего практикума. Для предметного разговора нам необходимо утвердиться, с какого возраста начинается математическое образование ребенка? Почему так думаете? Обоснуйте свое утверждение. Выслушиваются все возможные предположения. (Обобщение ответов ведущим: предпосылки математического образования наблюдаются с первых дней жизни ребенка, когда мама разговаривает с ребенком («вырастешь большой-большой», «левую ручку вымоем, потом – правую» и т.п.), поет малышу колыбельные, читает потешки и т.п. )

Разминка: с введением ФГОС многие задаются вопросом, в какой форме осуществлять математическое образование дошкольников: в форме занятий или в форме непосредственно образовательной деятельности? Что про это говорится в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155?

Задание: Один из принципов стандарта (п. 1.4.3.) - « содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений». Согласно этому принципу проанализируйте задачи познавательной деятельности (математика) на их соответствие ФГОС. Укажите в таблице стрелками соответствие (←) или несоответствие (→) перечисленных задач формирования элементарных математических представлений федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Обоснуйте свой выбор.

Соответствует ФГОС Задачи
← или →
Не соответствует ФГОС
Закреплять умение называть части суток (день – ночь, утро – вечер), последовательность дней в неделе
Уточнять представления детей о частях суток, совершенствовать умение устанавливать их последовательность
Совершенствовать навыки установления тождества и различия пред­метов по их свойствам: величине, форме, цвету
Способствовать развитию поисковой деятельности при сравнении величины предмета
Побуждать устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества
Учить определять расположение предметов по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко)
Приобщать к совместной со сверстниками исследовательской деятельности при сравнении величин
Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).
Формировать опыт сравнения рядом стоящих чисел в пределах 8, опираясь на наглядность
Учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы
Познакомить с пространственными отношениями: далеко - близко

Ведущий: В раннем возрасте детям необходимо многократное обследование разных предметов по одному и тому же признаку, многократное проговаривание речевых комбинаций с называнием этого признака. Следовательно, воспитатель должен ежедневно показывать один и тот же признак каждый раз на новых предметах окружающего мира, в новых ситуациях. Условимся, что в учебном году тридцать шесть 5-дневных рабочих недель. Значит, воспитатель должен иметь в своем арсенале в среднем 210 примеров на осваиваемый детьми признак (качество) предмета.

Задание: в раннем возрасте дети постигают такие признаки предметов окружающего мира, как «большой – маленький». Приведите примеры ознакомления детей раннего возраста с величиной из непосредственного предметного окружения малышей. (У мамы большие перчатки, а у детей – маленькие; у папы большие ботинки, а у детей – маленькие; у воспитателя большой стул, а у детей – маленькие стульчики; у детей большие тарелки, а у куклы – маленькие тарелочки; матрешка – большая, а в ней матрешка - маленькая и т.д. ). Активизировать участников можно с помощью эстафетной палочки.

Задание (аналогично предыдущему): Приведите примеры формирования у детей раннего возраста понятий «Один – много» из непосредственного предметного окружения малышей

Задание: Приведите примеры интегрирования познавательной и продуктивной деятельности на примере математики («один – много») ирисования. (Звезды в небе (Рис. 1), салют, дождь, снег идет, огоньки на елочке, листопад, одуванчики в траве, зернышки птичкам и т.п.). Воспитатель заранее готовит основное изображение. Дети тычком или пальчиком дополняют рисунок, проговаривая вместе со взрослым: «Одна звезда, еще одна звезда, … много звезд».

Задание: Приведите примеры сравнения групп предметов из бытовой обстановки 2-й младшей группы приемом наложения. (Чтобы узнать, чего больше – мишек или машинок, надо в каждую машинку посадить по одному мишке; на каждую тарелочку положить одну ложку (поставить одну чашку); в каждое ведерко положить по одному совочку, на каждый стульчик сесть по одному ребенку и т.д. ).

Задание: Приведите примеры сравнения групп предметов из бытовой обстановки 2-й младшей группы приемом приложения. (Чтобы узнать, чего больше – кукол или тарелочек, надо перед каждой куклой положить по одной тарелочке; каждому ребенку дадим по яблоку и т.д.) . Прием активизации участников: победит тот, кто последним привел пример.

Ведущий: Существуют дидактические принципы подбора демонстрационного и раздаточного материала, основанные на физиологических и психологических особенностях каждого возраста.

Задание: На какой форме (Рис. 2) начнем формировать умения выкладывать предметы во 2-й младшей группе? Почему?

(На полосе, т.к. эта форма помогает детям выкладывать предметы строго в одну линию, не отвлекает детей от важных правил выкладывания предметов слева направо, оставляя «окошечки» между ними )

Задание: С каких форм раздаточного материала (Рис. 3) начнем формировать умения выкладывать предметы на полосе во 2-й младшей группе? Почему?

(С изображения предметов, имеющих округлый силуэт, например, мячи, а затем с кругов, потому что круглую форму как ни положи, она ляжет правильно )

Ведущий: В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 28 Закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации отнесено материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений.

Задание: Назовите игры, материалы и оборудование, способствующие математическому образованию младших дошкольников.

(Печатки, трафареты, шаблоны; природный и бросовый материал; настольно – печатные игры; наборы разрезных картинок, пазлы; разнообразные пластмассовые конструкторы; мозаики; игры – вкладыши; полифункциональные панно по темам; игры на ознакомление с цветом, формой, величиной и т.п.)

Ведущий: Работа по математическому образованию дошкольников содержит огромный потенциал для развития речи.Важно увести детей от однообразных речевых стереотипов, дать им множество образцов грамотной речи, показать разнообразные речевые конструкции «вопрос – ответ». Сначала это короткие вопросы из двух слов. Соответственно, и ответы будут из двух слов. Постепенно конструкция вопросов увеличивается, соответственно, увеличивается и речевая конструкция ответов.

Задание: Сформулируйте по карточкам (Рис. 4, 5) вопросы к детям 2-й младшей группы и ответы к ним по-разному. С целью активизации педагогов их можно разделить на две команды. Каждая команда задает вопросы по карточке, а соперники отвечают. Побеждает команда, давшая больше вариантов вопросов и ответов.

Варианты вопросов Варианты ответов
Чего больше? Белочек больше
Чего меньше? Грибов меньше
Что можно сказать о белочках? Белочек больше, чем грибов
Как сказать по-другому? Белочек больше, а грибов меньше
Что можно сказать о грибах? Грибов меньше, чем белочек
Грибов меньше, а белочек больше
Что можно сказать о белочках и грибах? Их не поровну
На сколько белочек больше, чем грибов? Белочек больше грибов на одну
На сколько грибов меньше, чем белочек? Грибов меньше белочек на один
Почему белочек больше, чем грибов? Одной белочке не хватает одного гриба

Ведущий: Развитие речи тесно связано с познавательным развитием. Активизации речи детей способствует прием «Скажи по-другому»

Задание: Где находится круг? (Рис. 6). Скажите по-другому.

(Круг находится (расположен, лежит) в центре листа; в середине листа; под красным треугольником; над желтым треугольником; справа от синего треугольника; слева от зеленого треугольника; между красным и желтым треугольниками; между синим и зеленым треугольниками )

Задание: Прочитайте примеры: 5+1=6; 6-1=5. Прочитайте эти примеры по-другому.

(Пять плюс один равно шести. К пяти добавить один получится шесть. Пять увеличить на один будет шесть. Шесть минус один равно пяти. От шести отнять один получится пять. Шесть уменьшить на один будет пять.)

Ведущий: В математике каждое действие имеет обратное – проверочное – действие. Этот принцип учитывается при делении целого на части.

Задание: С какой фигуры (Рис.7) начинаем делить целое на две равные части? Почему?

(Начинаем с круга, потому что круг делится на две равные части одним единственным способом, при обратном (проверочном) действии – собрать из частей целое – только круг дает один единственный изначальный вариант ).

Ведущий: В работе с детьми старшего дошкольного возраста актуальны математические разминки.

Задание: Назовите задания на уточнение представлений о смежных числах

(Назови пропущенное число; Назови число между числами; Назови соседей числа; Назови предыдущее число; Назови последующее число; Назови число на 1 больше; Назови число на 1 меньше и т.п.)

Ведущий: В конце любого занятия уместны занимательные логические задания.

Задание: Угадайте сказку (Рис. 8). Докажите.

(Сказка «Три поросенка ) Составьте свои схемы по известным сказкам «Три медведя», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и др.

Ольга Стульникова
Концепция математического развития в дошкольном образовании

Концепция математического развития в дошкольном образовании

Стульникова Ольга Геннадиевна, старший воспитатель,

СП ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» детский сад № 16,

Самарская область, г. Отрадный

Математическое развитие детей в дошкольном образовательном учреждении проектируется на основе концепции дошкольного воспитания и обучения, программы учреждения, целей и задач развития детей , данных диагностики, прогнозируемых результатов. Концепцией определяется соотношение предматематического и предлогического компонентов в содержании образования . От этого соотношения зависят прогнозируемые результаты : развитие интеллектуальных способностей детей, их логического, творческого или критического мышления; формирование представлений о числах, вычислительных или комбинаторных навыках, способах преобразования объектов и т . д.

Приобретение знаний и умений формируется под влиянием развивающего

обучения и благодаря особой организации учебного процесса развиваются все познавательные психические процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы в целом. Развивающий эффект обучения должен быть сориентирован на «зону ближайшего развития » . Детям предлагается, наряду с заданиями, которые они могут выполнять сейчас самостоятельно, и такие задания, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности. Приобретенные таким образом знания , а главное – систематическое совершенствование их качества, плюс развитие мышления , обеспечивают общее развитие ребенка .

ПРОЦЕСС МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Процесс математического развития ребенка связан , прежде всего, с развитием

его познавательной сферы (разнообразных способов познания , познавательной

деятельностью и т. д., а также с развитием математического стиля мышления .

Благодаря математическому развитию у дошкольников развиваются личностные качества : активность, любознательность, настойчивость в преодолении трудностей, самостоятельность и ответственность. В процессе математического развития происходит общее интеллектуальное и речевое развитие ребенка (доказательной и аргументированной речи, обогащение словаря) .

Целью математического развития дошкольника является знакомство с азами

математической культуры и привитие интереса к дальнейшему познанию

окружающего мира с использованием элементов этой культуры (Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции развития математического образования в Российской Федерации», декабрь 2013г.).

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ :

Формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении,

моделировании.

Развитие логико- математических представлений и представлений о

математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях.

Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания

математических свойств и отношений , а именно обследования, сопоставления,

группировки, упорядочения.

Развитие у детей логических способов познания математических свойств и

отношений, а именно анализа, сравнения, обобщения, классификации, сериации.

ОБЩИЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ МАТЕМАТИКИ

Принцип воспитывающего обучения.

Воспитание и обучение - воспитывающее обучение, характеризующееся

конкретной умственной и практической работой детей, которая развивает у них

организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность.

Уровень развития дошкольника зависит от специально организованного

«умственного воспитания» , которое представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование у дошкольников элементарных знаний и умений, способов умственной деятельности, а также на развитие способностей детей и их потребности в умственной деятельности. Основной составляющей частью умственного воспитания дошкольника являются способы умственных действий. Каждое умственное действие - соответствующая мыслительная операция. Эти операции - различные, взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления.

Основные мыслительные операции : анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование. Все указанные операции не могут проявляться изолированно вне связи друг с другом, т. е. нельзя сформировать отдельно какую-либо мыслительную операцию без связи и опоры на другие операции. «Показателем усвоения приема является его сознательный перенос на решение новых задач». У дошкольника способы умственных действий должны быть заложены именно в этом возрасте, более того без формирования мыслительных операций невозможно умственное воспитание ребенка.

Принцип гуманизации педагогического процесса.

Это принцип личностно - ориентированной модели воспитания и обучения.

Главным в обучении должно стать развитие возможности приобретать знания и

умения и использовать их в жизни, индивидуализации обучения, создание условий для становления ребенка как личности.

Принцип индивидуального подхода.

Принцип индивидуального подхода предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребенка, создания условия для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности.

Принцип научности обучения и его доступности.

Данный принцип означает формирование у детей дошкольного возраста

элементарных, но по сути научных, достоверных математических знаний .

Представления о количестве, размере и форме, пространстве и времени даются детям в таком объеме и на таком уровне конкретности и обобщенности, чтобы это было им доступно, и чтобы эти знания не искажали содержания с учетом возраста детей, особенностей их восприятия, памяти, внимания, мышления.

Реализации принципа доступности способствует и то, что материал , который

изучается, излагается в соответствии с правилами : от простого к сложному; от известного к неизвестному; от общего к конкретному.

Таким образом , знания детей постепенно расширяются, углубляются, лучше

ими усваиваются, но новые знания следует предлагать детям небольшими дозами, обеспечивая повторение и закрепление их разными упражнениями с использованием их применения в разных видах деятельности.

Принцип доступности предусматривает также подбор материала не слишком

трудного, но и не слишком легкого. Организуя обучение детей, педагог должен

исходить из доступного уровня трудности для детей определенного возраста.

Принцип осознанности и активности.

Осознанное усвоение учебного материала предусматривает активизацию

умственных (познавательных) процессов у ребенка.

Познавательную активность – это самостоятельность, осознанность,

осмысленность, инициативность, творчество в процессе умственной деятельности, умение ребенка видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи, составлять план и выбирать способы решения задачи с использованием наиболее надежных и эффективных приемов, добиваться результата.

Принцип систематичности, последовательности.

Логический порядок изучения материала , при котором знания опираются на

ранее полученные. Этот принцип особенно важен именно при изучении математики , где каждое новое знание как бы вытекает из старого, известного. Педагог распределяет программный материал таким образом , чтобы обеспечивалось его последовательное усложнение, связь последующего материала с предыдущим . Именно такое изучение обеспечивает прочные и глубокие знания.

Принцип наглядности.

Этот принцип имеет важное значение в обучении детей дошкольного возраста , т. к. мышление ребенка имеет преимущественно наглядно-образный характер . В методике обучения детей математике принцип наглядности тесно связывается с активностью ребенка. Осознанное овладение элементами математических знаний возможно лишь при наличии у детей некоторого чувственного познавательного опыта, через непосредственное восприятие окружающей действительности или познанием этой действительности через изобразительные и технические средства.

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

Для успешной работы необходима специально организованная предметно-

пространственная развивающая среда : помещение с наличием как места для работы детей за столами, так и достаточно места для проведения игр, в том числе и подвижных. Наличие игротеки, материалов для изготовления игр и игрового материала . Наличие мячей, кубиков и другого физкультурного оборудования.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для организации образовательного процесса выбрана трехблочная модель,

которая собирает в себе все известные основные модели, по которым работают

дошкольные учреждения : учебную, комплексно-тематическую, предметно-

пространственную - средовую. При этом используются сильные стороны каждой отдельной модели, и, по возможности, устраняются их недостатки.

I блок. Специально организованное обучение в форме занятий - содержание

организуется по «предметам» .

II блок. Совместная взросло - детская (партнерская) деятельность - содержание

организуется комплексно – тематически.

III Блок. Свободная самостоятельная деятельность детей – в соответствии с

традиционными видами детской деятельности.

В рамках первого блока организуется обучение в форме специальных

занятий на основе программы. Процесс обучения дошкольников строится с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста . Преимущественно применяются игровые приемы и средства, привлекательные для детей виды деятельности (реализуется принцип «учение с увлечением» , обеспечивается комфортное для психофизиологического состояния ребенка комбинирование произвольных и непроизвольных, статических и динамических форм на занятиях.

В рамках второго блока организуется познавательно - исследовательская

деятельность детей на основе стандартов. Цель - помочь воспитанникам научиться самостоятельно получать знания, развить навыки исследовательской деятельности, сформировать целостную картину мира и понимание своего места в нем. В ходе исследований воспитанники : проводят эксперименты и практические работы; собирают информацию и обрабатывают данные ; делают проекты и проводят презентации;

В рамках третьего блока самостоятельная деятельность детей осуществляется на занятиях в центрах активности и в произвольной игровой деятельности.

Деятельность направлена на развитие познавательных способностей и

поисковых действий детей. В центрах активности помещение разделено на

несколько зон, в каждой из которых находятся материалы для занятий , игр,

проведения экспериментов и исследований.

Неоспорима роль дошкольной подготовки к школе не только в формировании, развитии и пополнении математических знаний , умений и навыков дошкольника , но и в интеллектуальном развитии ребенка в целом . Математическое образование на ранних этапах развития - мощный инструмент становления личности, обладающей развитым логическим мышлением, навыками анализа и синтеза, классификации и систематизации. Эти навыки станут залогом успеха не только в школьной математике , но и в других предметах школьного цикла, и в дальнейшей профессиональной деятельности подрастающего гражданина. Подготовка основы математических знаний должна занять важное место в программах дошкольного воспитания и обучения.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Н. Н. Поддьяков. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников .

2. Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева, В. В. Ткачёва. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников .

3. Е. А. Юзбекова. Ступеньки творчества.

4. А. В. Белошистая. Обучение математике в ДОУ .

5. З. А. Михайлова. Математика от трёх до семи .

6. Т. И. Ерофеева. Дошкольник изучает математику .

7. А. А. Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием .

8. Дагмар Алытхауз, Эрна Дум. Цвет, форма, количество.

9. А. И. Иванова. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду.

10. А. И. Савенков. Методика проведения учебных исследований в детском саду.

Современные подходы к формированию основ математической культуры дошкольников.

Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном детстве. Математика является универсальным методом познания окружающего и предметного мира и ее роль в современной науке постоянно возрастает. Изменение концептуальных подходов к определению содержания и выбору методик обучения математике в школе, широкое использование современных образовательных технологий обусловило и требования к математической подготовке детей дошкольного возраста.

Сегодня «математика-это больше, чем наука, это-язык». Изучение математики совершенствует культуру мышления, приучает детей логически рассуждать, воспитывает у них точность высказываний.

Математические знания и умения необходимы для успешной адаптации ребенка к процессам социальной коммуникации, информатизации и технологизации общества. Они расширяют кругозор ребенка. Математическая культура – составная часть общей культуры личности, а в период дошкольного детства имеет свои особенности, связанные с возрастными и индивидуальными возможностями детей.

Традиционно в содержании математического образования дошкольников выделяются четыре линии: арифметическая, алгебраическая, геометрическая и величинная. Сегодня, с учетом обновления содержания дошкольного образования добавляется пятая содержательная линия – алгоритмическая (схемы, модели, алгоритмы). Использование информации в символизированной форме способствует развитию умения действовать в мысленном плане, развивает логическое и творческое мышление, воображение.

Принятие ФГОС дошкольного образования потребует необходимости предусмотреть, как обязательное условие, возможность самореализации ребенка на всех этапах работы по математическому развитию в системе образования дошкольника.

Математический материал должен раскрываться во время проведения экскурсий, ознакомления с литературными произведениями и малыми формами фольклора, играх с природным материалом (вода, песок, фасоль, горох, крупа), через игровые упражнения с сенсорными эталонами, бытовыми предметами, конструктивные и дидактические игры, в проблемных ситуациях. Все эти формы варьируются в соответствии с возрастом.

За время пребывания в детском саду наш выпускник должен научиться применять математические знания и представления в значимой для него практической деятельности: игре, детском экспериментировании, конструировании, в трудовой деятельности, художественно- изобразительной.

И как следствие самореализации у ребенка будет формироваться учебная мотивация.

Таким образом, и будут решаться приоритетные задачи непрерывного образования детей.

Игры с природным материалом

Малые формы фольклора

Чтение художественной литературы

Непосредственно образовательная деятельность

Конструктивные и дидактические игры, логические

Математическое образован ие

Экскурсии

Творческие игровые упражнения и проблемные ситуации

Театрализация с математическим содержанием

Обучению сравнению предметов по величине , измерению условной меркой , делению на 2 и 4 равные части (моделирование отношений «часть - целое»)

Обучение счету и вычислительной деятельности при решении задач в одно действие на сложение и вычитание (в пределах 10). Приемы присчитывания и отсчитывания по одному

Формирование представлений о множестве и натуральном ряде чисел (до 10). Число как результат счета. Количественный и порядковый счет предметов. Состав чисел из единиц. Состав чисел двух меньших чисел.

Ориентировка в пространстве («на себя», «от себя» , от предмета , между предметами (план ) и во времени (части суток, неделя , месяц, год) час, минут а (1,3,5 минут)

Ориентировка на плоскости (лист тетради)

Знакомство с геометрическим и фигурами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, четырехугольник, многоугольник, шар, куб, цилиндр, призма, конус и определение формы предметов ) .

Прямая, кривая, замкнутая линия.

Использование информации в символизированной форме схем, моделей, алгоритмов способствует стимулированию и развитию умения действовать в мысленном плане, развивает логическое и творческое мышление.

Применение математических знаний и умений в практической деятельности

Конструирование

(по замыслу, по плану, по образцу - м одели, использование шаблонов, трафаретов)

Детское экспериментирование

(песок, земля, вода, снег, воздух, магнит, бумага, горох, фасоль)

Трудовая

(труд в природе, художественной , ручкой )

Игра

(сюжетно – ролевая, театрализованная, дидактическая, развивающие игры , (головомки , лабиринты, шашки, шахматы подвижная)

Художественн о- изобразительная (цвет , форма, композиция, аппликация, рисование)

приме

Педсовет

Тема: «Первые шаги в математику»

Форма проведения : «круглый стол»

Цель. Создание оптимальных условий для успешного обучения дошкольников элементарной математике.

Показать пути формирования математического мышления через формирование и развитие познавательных (сенсорных и интеллектуальных) способностей дошкольников.

Повысить профессиональную компетентность педагогов в решении вопросов математического развития воспитанников. Помочь воспитателям выйти на новый уровень работы.

Повестка педсовета.

Значение поставленной проблемы. Современные подходы к обучению дошкольников математике.

Состояние образовательной работы и особенности формирования основ математической культуры дошкольников в условиях дошкольного учреждения. Итоги тематической проверки.

Выступление Боровлевой Н.П.,

с таршего воспитателя

«Как я использую развивающие игры и игровые упражнения с математическим содержанием, направленные на интеллектуальное развитие детей».

Сообщение и презентация опыта

Комарницкой Т.А,

воспитателя младшей группы

Роль занимательных форм подачи материала и перспективные методы обучения детей математике.

Презентация опыта работы

Шерстобитовой Л.В.,

в оспитателя старшей группы

Обзор методической литературы по математическому развитию дошкольников, рекомендации по ее использованию.

Информация Ткач Л.Н.,

воспитателя младшей группы

«Творчество воспитателя».

Представление дидактических пособий, развивающих игр с математическим содержанием.

«Ваш вариант »(решение кроссворда, головомки).

Принятие и утверждение проекта решения педагогического совета.

Опросник

д ля самооценки воспитателя по разделу :

«Формирование элементарных математических представлений»

п /п

Ответы

Что в работе по ФЭМП Вы считаете наиболее актуальным для детей Вашей возрастной группы?

Усвоение детьми определенных знаний.

Развитие у дошкольников мыслительных способностей, умения решать различные логические задачи.

Выработка у детей умения применять полученные знания на практике.

Освоение детьми способов действий.

К онспекты для занятий Вы составляете самостоятельно или используете готовые, опубликованные в методических пособиях?

Каким формам работы с детьми при ФЭМП Вы отдаете предпочтение?

Индивидуальной работе;

Фронтальной работе;

Подгрупповой;

Какие методы и приемы обучения Вы используете на занятиях и в свободной деятельности?

Практические

Наглядные (показ воспитателем способов действия, использование дидактического материала);

Словесные (указания, пояснения, разъяснения, вопросы);

Игровые элементы (сказочный персонаж; сюрпризный момент; игра- соревнование);

Дидактические игры и упражнения.

Моделирование (создание моделей и их использование);

Логико- математические игры.

С какими трудностями Вы сталкивались в работе?

Знакомы ли родители ваших воспитанников с проблемами математического развития своих детей?

Каким образом Вы организуете взаимодействие с семьей в направлении ФЭМП?

Индивидуальные проявления детей на занятиях по развитию

э лементарных матем атических представлений

Список детей

Индивидуальные

п роявления детей

Педагогические задачи

Проявляют особый интерес к занятиям;активны; хорошо справляются с математическими действиями; любят интересные задачи

Поддерживать и развивать их интерес; давать усложненные задания; предъявлять более высокие требования к их ответам

Не проявляют внешне свою активность, но всегда внимательны; на вопросы отвечают правильно, но только по вызову; мало инициативны

Воспитывать уверенность в своих силах; поощрять начинания; развивать творческую инициативу; проводить индивидуальную работу; давать поручения в процессе бытовой деятельности.

Проявляют на занятиях внешнюю активность, любят подсказывать, хотя и не знают ответа, ждут подсказки

Воспитывать скромность, на занятиях часто вызывать, задавать, вопросы, заставляющие думать.

Не проявляют интереса к занятиям; не внимательны; не всегда могут ответить на вопрос воспитателя

Вскрывать причины такого поведения, проводить индивидуальные занятия; широко использовать наглядность.

Внимательно слушают, но ответить на поставленные вопросы не могут; предпочитают отмалчиваться; застенчивы; имеют проблемы в занятиях

Проводить индивидуальную работу по преодолению застенчивости; на отдельных занятиях ликвидировать проблемы знаний

Опро с- анкета

Уважаемые родители!

Мы хорошо знаем, как занимаются и чем интересуются ваши дети в детском саду. А какие они дома? Помогите нам лучше узнать ваших детей, чтобы совершенствовать педагогическую работу с ними. Поделитесь опытом семейного воспитания. Заранее благодарим за внимание.

Просим Вас ответить на следующие вопросы:

п /п

Ответы

Рассказывает ли Вам ребенок о своих математических достижениях или трудностях в детском саду?

Имеется ли у Вас возможность поиграть с ребенком в математические игры дома?

Предлагаете ли Вы ребенку рассчитываться в магазине за покупку настоящими деньгами, получать сдачу? Просит ли он сам оплатить покупку?

Какие, с вашей точки зрения, математические представления ребенка нужно совершенствовать? (счет, геометрические эталоны, пространственные отношения, ориентировка во времени, сравнение предметов по величине, решение арифметических задач)

В чем ваш ребенок испытывает трудность, в чем лучше всего разбирается?

Кто в семье имеет возможность больше всего заниматься с ребенком?

Любит ли ребенок решать задачи на сообразительность?

Как ребенок применяет свои полученные математические знания?

Чему ребенок мечтает научиться?

Заполнив правильно пустые клетки по горизонтали, вы в вертикальном столбике прочитаете название современной науки.

1. Совокупность предметов или явлений, воспринимаемых как единое целое?

2. Условный знак числа?

3. Структурный компонент деятельности счета (итог счета) ?

4. Тип занятий по математике в детском саду?