Где был построен первый кирпичный дом? История компьютеров в картинках: репортаж из Немецкого технического музея.

Три российских литератора, Короленко, Горький и Маяковский, в разное время посетили Нью-Йорк. И все они описывали потрясающее впечатление от приближения берега, застроенного гигантскими зданиями. Правда, во времена Короленко эти здания были высотой в 5-6 этажей, во времена Горького – в 10-15, а вот глаз Маяковского радовали небоскребы уже вполне в современном смысле этого слова.

В конце 19-го века в Европе и в США началось строительство высотных зданий. Причиной тому было удорожание земли в центре больших городов. Высокие здания позволяли использовать городскую площадь с максимальной выгодой.

Казалось бы, нет четкого критерия, что считать просто высоким зданием, а что небоскребом. Однако такой критерий есть. Точные формулы строительной механики показывают: из кирпича возможно построить башню высотой только в 33 метра. Большей нагрузки кирпич не выдерживает. Следовательно, максимальная высота здания с несущими кирпичными стенами – около 30 метров. А выше… Но можно ли построить здание выше?

Можно! В 1880-х годах американский архитектор Уильям Ле Барон Дженни (англ. William Le Baron Jenney) предложил новую технологию строительства. При этой технологии вес здания несла внутренняя стальная конструкция, несущий каркас. Известно, что сталь раз в 10 прочнее самого крепкого бетона. Поэтому, благодаря несущему каркасу стало возможным строить дома высотой более 30 метров. Такие здания стали называть высотными зданиями или «небоскребами». Слово «небоскреб» – это прямой перевод американского слова «skyscraper».

Первое здание по этой технологии было построено в Чикаго в 1885 году. Это было десятиэтажное здание страховой компании, которое называлось «The Home Insurance Building». Первоначальная высота этого здания была 42 метра. Через 6 лет надстроили еще два этажа и высота чикагского небоскреба стала почти 55 метров. В таком виде он просуществовал вплоть до 1931 года.

Поскольку несущий каркас принимает на себя всю тяжесть здания, стены небоскреба можно делать тоньше и применять для них новые, необычные материалы, например, стекло или алюминий. Подобная мысль вдохновила конструктивистов и лежала в основе сумасшедшее красивых проектов Ле-Корбюзье. Однако Ле-Барон, по проекту которого был построен первый небоскреб, все же не решился сделать свое здание «прозрачным». В «The Home Insurance Building» была и массивная несущая стена (правда одна, задняя) и гранитные колонны. И та, и другая детали выполняли главным образом декоративные функции, делали здание более солидным.

Однако строительство небоскребов было связано не только с решением главной задачи – преодолеть порог прочности прежних конструкционных материалов, кирпича и бетона. Построить здание – половина дела. Вторая половина – обеспечить его обслуживание. И здесь тоже было немало проблем. Например, подниматься даже на десятый этаж по лестнице – занятие малоприятное и, строго говоря, вредное для здоровья. Поэтому при строительстве небоскребов возникла необходимость в сооружении лифтов. Первые лифты были гидравлическими, что позволяло поднимать пассажиров только на высоту двадцатого этажа. Только в 1903 году был разработан лифт с электрическим приводом. Это позволило снять любые ограничения на высоту возводимой постройки.

Подача воды на верхние этажи тоже была одной из проблем, возникавших при строительстве небоскребов. Для этого надо было включать в инфраструктуру высотного здания мощные насосы. Кстати, потребовалось создать и новую систему канализации. Представляете разрушительную силу воды, падающей по трубе хотя бы с высоты пятидесяти метров! Возникли проблемы с вентиляцией и очисткой окон. И все эти проблемы были разрешены инженерами-строителями, после чего небоскребы стали расти, как грибы в самых разных городах Европы, Азии, Америки и Австралии.

Кстати, сооружение небоскребов во многом обусловило победу переменного тока над постоянным в борьбе за то, какой из них использовать для освещения улиц и жилищ. Дело в том, что постоянный ток нельзя передавать на дальние расстояния. При использовании постоянного тока существенное падение напряжения обнаруживалось уже на четвертом-пятом этаже. При этом в подвале каждого дома должен был стоять свой домовый электрогенератор. Переменный ток, напряжение которого можно было понижать и повышать с помощью трансформаторов, и потому передавать на дальние расстояния, выиграл соревнование.

В Москве строить высотные здания начали только в конце 1940-х годов. Это – семь так называемых «сталинских» высоток. Целью этого строительства было поднять среднюю этажность Москвы, в центре которой предполагалось построить 400-метровый Дворец Советов. Хотя советская пропаганда утверждала, что московские высотные здания строятся по оригинальным, советского производства, проектам, во многих из них довольно четко видны американские прототипы. Так, одно из самых красивых московских высотных зданий – здание МГУ на Воробьевых горах, имеет своим прототипом Муниципальное здание Манхэттена (Manhattan Municipal Building). Этот сорокоэтажный небоскреб, высота которого достигает 177 метров было построено в 1909 – 1912 годах.

Строительство небоскребов не только решало проблемы больших городов, но и способствовало развитию экономики. Так, строительство небоскребов в Нью-Йорке и в Чикаго вызвало повышенный спрос на стальной прокат для несущих каркасов. В результате в штате Пенсильвания началось строительство металлургических заводов, которые, в свою очередь, стали основой для дальнейшего развития американской индустрии.

Первобытные люди, выбравшись из пещер, стали строить примитивные дома. В теплом климате возводили жилища из веток, травы, соломы. В холодных климатических условиях в качестве древнейших строительных материалов использовали камень и дерево. На следующей ступеньке цивилизации появился кирпич. По определению, кирпич – это строительное изделие правильной формы, изготовленное из минеральных материалов.

Современный кирпич, в зависимости от исходных материалов и техники изготовления, бывает керамическим, силикатным, гиперпрессованным и др.

При производстве первых кирпичей люди применяли глину и наполнители типа соломы. Технология не предусматривала обжига. Из таких кирпичей, которые называются саман, южные славяне строили свои хаты вплоть до прошлого столетия. Такую технологию используют и в наши дни поборники экологического жилья. В саманных домах тепло зимой и прохладно летом.

Большой недостаток кирпича-сырца – разрушительное воздействие дождя, отчего построенные из него здания не отличаются прочностью. Считается, что секрет обожженного кирпича открыли египтяне. Жители древней Месопотамии сырые кирпичи догадались обжигать под жарким солнцем, отчего строительный материал приобретал нужную прочность.

В странах с жарким климатом здания из высушенного на солнце самана, изготовленного из известковой глины с добавлением кварца и смолы, стоят веками. Так, пирамида Солнца, возведенная ацтеками в XV в., сохранилась до наших дней. Археологические раскопки в Египте, Месопотамии, Среднем Востоке позволяют утверждать, что сооружения из глиняного камня люди начали возводить задолго до нашей эры.

Обожженный кирпич

Ученые предполагают, что следующий этап – обжиг кирпича в печах, люди освоили уже в III-II в. до н. э., что подтверждают древнеегипетские изображения, дошедшие до наших дней. Древние римляне и греки обжигали кирпич и возводили из него здания. В ту пору этот строительный материал по форме был совсем непохож на современный, и представлял собой тонкие кирпичи квадратной формы, которые назывались плинфами. После формовки сырые плинфы две недели сушились на солнце, затем обжигались в печах.

В начале нашей эры люди постепенно отошли от обжига, так как этот процесс был долгий и дорогостоящий. Техника производства обожженных кирпичей была на время забыта. Бедные слои населения строили здания из кирпичей, высушенных на солнце, богатые – из мрамора. Толчком к возрождению старых технологий стали завоевания Римской империи, которая на европейских территориях начала строить кирпичные мосты и крепости.

В связи с упадком господства римлян изготовление кирпичей в Европе практически прекратилось. Стремительный рост европейских городов в XI-XII вв. способствовал возобновлению производства обожженного кирпича. Плинфу постепенно начал вытеснять кирпич, по форме близкий к современному.

Первые здания из кирпича на Руси

В связи с крещением Руси в самом конце X в. в Киев вместе с византийскими священнослужителями прибыли строители, благодаря которым русичи узнали о технологии производства плинфы. При монастырях создавались мастерские по ее изготовлению. При правлении князя Владимира Святославовича было построено первое кирпичное здание в Киеве – Десятинная церковь. На кирпичах (плинфах) сохранившегося под землей фундамента этой церкви можно увидеть греческие и болгарские клейма, что свидетельствует о национальном происхождении древних строителей.

Первые кирпичные здания в Москве появились в середине XV века. При постройке Московского кремля использовался кирпич, который производился при монастырях. Строительством руководили итальянские мастера. В 1475 году был построен первый кирпичный завод на территории России. В Петербурге первым кирпичным зданием считаются палаты советника адмиралтейства Кикина, возведенные в 1707 году.

Вывод: невозможно точно установить, где и когда был возведен первый кирпичный дом, но, на основании раскопок археологов, мы можем проследить историю появления и технологию изготовления прекрасного строительного материала.

Общественный вид транспорта прочно вошел в жизнь крупнейших мегаполисов нашей планеты. Однако мало кто задумывается, где и кем было построено первое метро в мире – появилось необычное средство передвижения в далеком XIX веке.

В 1855 году в Лондоне численность населения превысила 2 млн человек, и проблемы передвижения по столице взволновали не только жителей города, но и властей. Из-за быстрого разрастания мегаполиса и его густонаселенности добраться из одного конца города в другой стало проблематично. Возникающие пробки на дорогах приводили к столкновениям наземного и людей, а успеть добраться до нужного места к назначенному сроку, было невозможно. Тогда же было принято решение о строительстве подземной дороги.

Строительство

Компания MetropolitanRailwaj занялась сооружением первой ветки метрополитена. Для того чтобы первое метро в мире появилось в Лондоне, властям пришлось принять непростое решение о сносе большого количества жилых домов и прочих построек, мешавших работам.

Первая ветка метрополитена прокладывалась на глубине 10 метров. В вырытый тоннель укладывались рельсы, а сверху возводилось прочное перекрытие из кирпича. Оставшийся ров засыпали. Протяженность тоннеля составила 3600 метров и включала 7 станций.

Первое в мире метро построили в 1863 году. На его открытии присутствовал принц Уэльский Эдуард II. Первым пассажиром необычного транспорта также стал будущий король Великобритании.

Перевозка пассажиров

Первый подземный транспорт выглядел не очень привлекательно. Поезда ездили на угольном топливе, вентиляции в подземелье практически не было. Одежда, волосы и лица пассажиров быстро становились грязными. Но, несмотря на отсутствие свежего воздуха, жители Лондона оценили новшество: хоть и не комфортное, зато быстрое. В первый день работы метрополитеном воспользовались почти 30 тысяч жителей столицы.

Первый год работы подземные вагоны перевезли около 1 миллиона человек, во второй – более 10 миллионов. Удобное и недорогое транспортное средство полностью завладело жителями столицы, несмотря на некоторые минусы.

Со временем локомотивы перевели на электрическую тягу, подземку углубили и соорудили эскалаторы. А к концу 1905 года лондонское метро было полностью электризовано.

Сейчас Лондонский метрополитен состоит из 12 линий и перевозит более 3 миллионов пассажиров в сутки. Его схема напоминает трубу и узнаваема многими иностранными туристами. Эмблема лондонского метро – атрибут столицы.

Московское метро

Несмотря на то, что первое в мире метро построено в Англии, с конца XIX века велись серьезные разговоры о запуске подобного транспорта. Москва перенаселялась, проблемы с передвижением по городу возникали все чаще. Первая мировая война на долгое время отложила создание метрополитена.

В конце 1931 года первый тоннель Московского метрополитена все же был заложен. Но неподготовленность рабочих постоянно срывала строительство, и власти привлекли к работе профессиональных шахтеров из Донбасса. В 1935 году первая ветка российского метро все же открылась.

В метро было 8 поездов, передвигавшихся со скоростью не более 5 км/ч. Первыми пассажирами, оценившими нововведение, стали делегаты седьмого съезда Советов.

Сейчас подземка действует во многих крупных городах. Хотя первое метро в мире появилось в Англии, на сегодняшний день крупнейшим в мире является московский метрополитен, насчитывающий 179 станций и, по предварительным подсчетам, перевозящий около 9 миллионов человек в сутки.

Речь идет не о христианской церкви, как теле Христа, а о здании, в стенах которого свершались богослужения.

В течение многих лет после распятия Христа, его ученики и последователи собирались в пещерах и в частных домах. Понятия храм в христианстве долгие годы не существовало. Но еще задолго до гонений христиан при римских императорах Нероне и Диоклетиане, во французском городе Безье вполне мог появиться христианский храм, названный его создателями «Домом Иисуса». В этом меня убедили многолетние изыскания, посвященные мессианской деятельности Марии Магдалины в Южной Галлии.
Начнем по порядку. За два года до смерти римского императора Тиберия (37 год н. э.) Мария Магдалина по приговору первосвященников Иерусалимского храма была выслана в Южную Галлию. Причиной ее высылки стала публичная проповедь об Иисусе. Разделить судьбу изгнанницы, о чем есть масса свидетельств, добровольно согласились разделить Мария Клеопова, Мария Саломея, мэр Вифании - Лазарь, его сестра Марфа и отец Марии Магдалины - Сир. Последний тайно покинул галилейский портовый город Таричею, губернатором которого он был. За самовольное оставление государственной должности, согласно римским законам, полагалась смерть.
Прибыв в Нарбоннскую Галлию, изгнанники смогли заручиться поддержкой местного префекта.
Причиной стало то, что по молитвам Марии Магдалины бесплодная жена префекта смогла родить наследника. Но, если говорить о первом храме, то основной упор придется сделать на отце Марии Магдалине. Всю жизнь мечтая о внуках, отец Марии Магдалины организовал приют для беспризорных галльских детей. Кельты, которых римляне называли галлами, в виду врожденного пристрастию к вину, были чрезвычайно внушаемы. Римляне этим удачно пользовались, регулярно поставляя в Галлию тысячи литров италийского вина. Интересно и то, что свои виноградники кельтам-галлам приказано было вырубить под предлогом борьбы с пьянством и алкоголизмом. Вместе с тем, каждый галл обязан был выпить в течение года большое количество италийского вина. За этим строго следили римляне. Тех, кто не добирал до назначенной нормы, ждал большой штраф. Кельт, не сумевший выплатить штраф, мог лишиться своей земли и даже продан в рабство. Понятно, что насаждаемое пьянство родителей пагубно сказывалось, прежде всего, на детях
Реализуя свою мечту о внуках, отец Марии Магдалины организовал первый приют для социальных сирот города Безье. Первоначально этот приют располагался в типовой римской армейской палатке, рассчитанной на десять воинов. В дальнейшем, был построен небольшой деревянный дом, названный «Домом Иисуса». В строительстве этого дома принимали активное участие сами галльские беспризорники. Этом дом впервые за всю истории христианства стал тем рукотворным строением, которые люди позже назовут храмами. Напомню, это случилось в Европе вскоре после смерти императора Тиберия и воцарения младшего сына полководца Германика – Калигулы. Между 38- 40 годами нашей эры. Мне сразу могут возразить, что Мария Магдалина высадилась со своими спутниками на юге Франции в городке Сент - Мари - де - ла-Мер, а вовсе не в городе Безье. Но это опровергается тем фактом, что Мария Магдалина часто ездила в столичную магистратуру - город Нарбонну. От города Безье до Нарбонны сорок два километра, тогда как от городка Сент-Мари-де-ла- Мер до Нарбонны более ста. Учитывая конный способ передвижения, Мария Магдалина не могла часто преодолевать такие значительные расстояния. Вместе с тем, на пути в Массалию (современный Марсель) Мария Магдалина могла останавливаться в городке Сент-Мари - де ла- Мор и даже оставить там своих спутниц, кроме своей служанки Сары. Но, если говорить о первом в истории христианском храме Европы, то он, скорее всего, был выстроен в городе Безье и, именуемый «Домом Иисуса», был первоначально построен как детский приют.

когда и где был построен первый Католический Храм?

Первым католическим храмом является Софийский собор (Константинополь).

"....Именно в первом католическом храме (Софийском соборе) 16 июля 1054 г обоюдной анафемой завершилось разделение формально единой христианской церкви на римско-католическую на западе и греко-католическую на востоке. Дальнейшие события лишь углубляли трещину между католичеством и православием и вскоре этот раскол состоялся...".

Собор был построен в 324-337 годах при Византийском императоре Константине I, но сгорел во время народного восстания.
Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте базилику, что и было выполнено в 415 году, однако и ее постигла та же печальная участь - в 532 году при восстании «Ника» базилика сгорела (развалины ее были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора).

Император Юстиниан (483-565) решил отстроить собор заново, пригласив лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Траллесского. Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошел тебя!» - такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный иерусалимский храм.
16 июля 1054 г. в Софийском соборе на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота.

С тех пор произошло Разделение церквей на Католическую и Православную.


В плане собор представляет собой крест 70х50 м. Это трехнефная базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также были полностью покрыты мозаиками.
К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.
В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.
На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей.