Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звуки. Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Волшебный мир звуков Игра «Ну-ка глазки закрывай, кто позвал тебя, узнай!»

Программное содержание:

  • уточнить и закрепить правильное произношение звуков «з-зь» (изолированно, в слогах, в словах);
  • учить долго и плавно на одном выдохе произносить слова с этим звуком;
  • развивать речевое дыхание и мелкую моторику пальцев;
  • воспитывать любовь к окружающему миру.

Ход занятия

— Ах, какой сегодня чудесный день! (Стук в дверь)

— Ребята, вы узнали нашего гостя. Правильно, это наш друг, Весёлый Язычок. Он хочет пригласить нас на прогулку в лес. Вы хотите погулять с ним? Но сначала нужно сделать гимнастику для язычка.

1 упражнение.
Покусываем кончик, середину, корень языка.

2 упражнение.
«Блинчик»

3 упражнение.
«Заборчик»

4 упражнение.
«Чистим нижние зубки»

5 упражнение.
«Горка»

6 упражнение.
На выдохе поём песенку «з-з-з-з»

— А теперь можно отправляться на прогулку. (Дети встают).

— Идём по тропинке. Тропинка узкая, ступаем друг за другом. Вот мы подошли к поляне. Какие цветы растут на поляне? (Ромашки).

— Давайте покажем цветок с помощью пальчиков, представляя их в виде лепестков. Сначала это будет бутон, в котором находятся лепестки, но вот пригрело солнышко, и бутон раскрылся. Подул ветерок и закачались цветы, запели свои песенки. (Дети показывают цветы).

— Дети, послушайте эту песенку: « З-з-з-з-з »

— Чья это песенка? Правильно, это песенка комара. Изобразим с помощью пальчиков комарика.

Загляделся на ромашку

Зазвенел комар протяжно

«З-з-з-з-з-з»

И зовёт его ромашка:

Залезай ко мне бедняжка

«З-з-з-з-з-з»

Дети комарики за папой летят,

«Зь-зь-зь-зь-зь-зь».

(Дети изображают комарика и звенят).

Комарики покружились и сели на ромашки. Язычок решил сорвать несколько ромашек для своей мамы.

Чтоб ромашки здесь сорвать

Надо нам загадки отгадать.

1. Под кустом таится

И лисы боится. (Заяц)

— Есть ли в слове «заяц» звук «з»? Давайте произнесём «з-з-з-заяц».

2. В сосне дупло,

В дупле тепло,

А кто в дупле

Живёт в тепле? (Белка).

— Есть ли в слове «белка» звук «з»? (Нет)

3. С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык.

С хвостом, а не корова. (Козёл).

Есть ли в слове «козёл» звук «зь»? Давайте произнесём «козь-зь-зёл».

— Мы сорвали несколько ромашек, больше рвать не будем. Пусть поляна будет красивой и нарядной.

— Пока мы собирали ромашки, на полянку пришла козочка-коза, зелёные глаза. Козочка хочет поиграть с вами в игру, которая называется «Повтори за мной»

За-за-за, за-за-за

Здесь привязана коза.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы

Мало травки у козы.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу

Отвязали мы козу.

За-за-за, за-за-за

Уходи домой, коза.

(Дети повторяют за воспитателем).

Поиграли мы с козой и пора идти дальше. Идём по тропинке,и мы попадаем в лес. Идите осторожно, не уколитесь о веточки. Ребята, смотрите, под ёлочкой кто-то спит? (Зайка) Давайте его разбудим, а то он проспит до обеда и не успеет сделать все свои дела. Давайте тихо позовём «З-з-з-зайка» Не слышит. Давайте позовём громче «З-з-з-зайка» (Зайка просыпается и здоровается с детьми.) Раз зайка проснулся, то ему нужно сделать зарядку, а мы поможем.

Раз — присядка,

Два — прыжок.

Это – заячья зарядка.

А зайчата как проснутся

Любят долго потянуться.

Обязательно зевнуть

Серым хвостиком вильнуть.

Лапки вверх, лапки вниз

На носочках подтянись!

Лапки ставим на бочок

На носочках скок – поскок.

Прыгать заинька горазд

Он подпрыгнул десять раз.

А кому зарядки мало начинайте всё сначала.

— Вот мы сделали заячью зарядку, а зайке пора бежать. Да и нам пора идти дальше.

— Мы идём по тропинке и приходим в лесную школу. Звери уже ушли домой, так как занятия уже закончились, а учительница Медведица была ещё здесь. «Здравствуйте, дети — сказала учительница- вы зашли ко мне в школу, хотите позаниматься? Я могу провести для вас урок. Вы согласны? Тогда садитесь за столы.

Звенит звонок,

Начинается урок.

Задание: На столах лежат картинки с изображением разных предметов. Надо выбрать те картинки, в названии которых есть звуки «з-зь». (Дети выполняют задание учительницы. Она проверяет выполнение задания, хвалит детей.)

— Нам пора возвращаться в детский сад, так как приближается время обеда, да и Язычку пора домой. А чтобы быстро вернуться, мы превратимся в комариков. Я произнесу волшебное заклинание.

Хлоп – хлоп, топ – топ,

Вокруг себя повернись

В комарика превратись.

— Вот мы и вернулись в детский сад, превратимся снова в детей.

— Дети, понравилась ли вам прогулка? Кого встретили? Кого понравилось изображать? Давайте попрощаемся с Язычком, ему пора бежать домой. Наше занятие окончено.

Конспект ОД по звуковой культуре речи в средней группе, звук Ч.

Цель : обучение правильному произношению звука Ч .

Задачи :

Познакомить со звуком Ч , уточнить произношение звука Ч в изолированном виде, в словах;

Развивать фонематический слух , память, внимание, логическое мышление, речевое дыхание;

Закрепить навык произношения звука Ч в слогах, словах;

Воспитывать желание научиться правильно произносить звук Ч.

Методы и приёмы : словесные (художественное слово, объяснение, указание) ; игровые (артикуляционная гимнастика, игра на запоминание).

Наглядный материал : картинки с изображением предметов со звуком Ч , карточки для раздачи с рисунками, имеющими звук Ч, интерактивное оборудование.

Ход занятия :

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком, а с каким, вы догадайтесь сами, послушав внимательно стихотворение:

Ручеек

Ручеёк, ручеёк,

Дай водички на чаёк.

Мы чаёк горячий

Будем пить на даче.

Пить с печеньем,

С калачом,

И пирог испечём!

И, сверкая

Под лучами,

Засмеялся родничок,

Быстро прыгнул

С камня в чайник, -

Дал водички на чаёк!

Какой звук часто повторялся в стихотворении? Верно, звук ч, а это его «портрет» (показываю символ звука ч). Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить звук ч.

Для того чтобы мы правильно произносили звуки, сделаем артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика на слайдах

Чики - чики - чики - чок,
Не стесняйся язычок.
Не пугайся, не ленись,
Повторяй - не ошибись.

Ребята, чтобы правильно и четко произнести звук ч, округлим губы и слегка выдвинем их вперед, верхние и нижние зубы держим на близком расстоянии друг от

друга, широкий кончик языка ударяется в передний край нёба, посередине языка идёт сильная короткая воздушная струя, которая ощущается как толчок воздуха ладонью руки, поднесённой ко рту.

Наш новый друг, звук Ч, хочет с вами поиграть, повторяйте за мной.

ча-чо-чу-чи

чи-чу-ча-чо

чо-чи-чу-ча

Ча-ча-ча – мы увидели грача.

Чу-чу-чу – молоточком я стучу.

Чо-чо-чо – греет солнце горячо.

Чи-чи-чи – вкусны пироги в печи.

Ребята, у каждого из вас есть картинка, назовите предмет, который нарисован у вас на картинке. Есть ли в этих словах звук Ч?

Физкультминутка

Что-то засиделись мы ребята, пойдемте, порезвимся.

Мы ногами топ - топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг - миг,

Мы плечами чик - чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз - два, раз - два,

Заниматься нам пора!

Автоматизация звука Ч в словах

Следующая наша игра называется «Лабиринт». Посмотри на картинку, ты должна называть слова в определенной последовательности, согласно стрелочкам. Не забывай правильно произносить звук Ч.

Какое слово будет первым? (Это слово «врач».)

Развитие зрительного внимания

Игра «Чего не стало?» (на слайдах)

Я сейчас посмотрю, насколько ты внимательна. Посмотри на картинки еще раз, теперь уже на компьютере. Запомнила их расположение?

Закрывай глаза, только честно! Открывай. Посмотри, чего не стало?

Итог занятия

Какие же вы сегодня молодцы! Спасибо, дети, вы меня очень порадовали, мне было приятно с вами работать! С каким звуком мы сегодня познакомились? Какие слова со звуком Ч вы запомнили?

Тема: «СТРАНА ЗВУКОВ».

Задачи: развивать слуховое внимание и фонематический слух; учить различать неречевые и речевые звуки; уточнить артикуляцию гласных звуков; , придумывать слова на заданный гласный звук; дифференцировать понятия «звук», «слово»; учить различать короткие и длинные слова; учить управлять голосом, менять его силу, громкость; воспитывать умение слушать других; воспитывать доброе отношение к окружающим.

Ход занятия

Учитель-дефектолог (У.-д.). Ребята, вы хотите попасть в страну звуков? Эта страна невидимая, но она окружает нас всюду, потому что звуки есть везде. Их нельзя увидеть, их можно только услышать и произнести. Давайте вспомним, какие звуки можно услышать, сидя дома.

Дети вспоминают, что слышали шум ветра, дождя, гром, как едет машина, поезд, поют птицы, лают собаки.

У.-д. Ребята, а ведь у каждого предмета свой «голос». Давайте с вами послушаем голоса различных предметов.

Игра «Внимательные ушки».

Педагог за ширмой производит шумы разными предметами, а дети отгадывают, какой предмет звучал. (Стучал барабан, звенел колокольчик, звучал бубен, рвали бумагу, переливали воду, стучали мячом, шарик катился по столу и т.д.)

У.-д. А ведь у каждого человека тоже есть свой голос. Вы узнаете друг друга по голосу? Давайте поиграем.

Игра «Ну-ка глазки закрывай, кто позвал тебя, узнай!».

У.-д. Все живые существа имеют свой голос и издают разные звуки,

У.-д. Ребята, а чем мы умеем издавать звуки? (Ногами.) Давайте потопаем тихо-тихо. А сейчас громко-громко. А чем ещё умеем издавать звуки? (Руками.)

Давайте потрём ладошки и послушаем, какой звук получился… А теперь тихо похлопаем… А теперь громко… А ещё чем мы издаём звуки? (Ртами.)

Закройте рот и попробуйте сказать слово «здравствуйте». Ничего не получилось?

Дети рассказывают, что рот умеет открываться и закрываться, язык, зубы, губы помогают нам издавать звуки.

В этот момент раздаётся шорох. Дети прислушиваются, идут на шорох и находят в сухих листьях маленького ёжика.

У.-д. Хотите, я расскажу вам историю про ёжика?

Дети располагаются на ковре, и педагог рассказывает историю, сопровождая её показом картинок-символов, вызывающих активное звукоподражание.

Однажды маленький ёжик отправился гулять один. Он топал по лесу - топ-топ-топ. Вдруг он увидел, что заблудился. Ёжик испугался и тихо заплакал, и слёзки закапали - кап-кап-кап. А тут ещё туча закрыла солнышко, и дождь забарабанил по сухим листьям - бам-бам-бам. А потом загудел сильный ветер -у-у-у; завыл - в-в-в. Ёжику стало совсем страшно, и он заплакал громко-громко, и слезы закапали сильнее - кап-кап-кап! Но вдруг зашуршали листья - ш-ш-ш. Из-под них выполз большой жук. Он сказал: «Не плачь, ёжик, я отведу тебя домой, а по дороге спою тебе песенку». И жук запел - ж-ж-ж. Потом они встретили комарика, который тоже согласился провести ёжика домой и при этом пел свою песенку - з-з-з. А потом им встретился весёлый ручеёк. Он сказал, что приведёт ёжика к самому дому. Они побежали вместе и пели песенку ручейка - с-с-с. Ручеёк привёл ёжика к самому дому, а там его уже ждала мама. Она согрела чай, и чайник радостно стучал крышкой - б-б-б. Мама поцеловала ёжика, а он сказал, что больше не будет гулять один, и радостно зафыркал - пфф-пфф-пфф.

У.-д. Ребята, а вы знаете, что звуки очень дружат друг с другом, и когда они соединяются, то получаются слова. Если звуков мало, то слово получается короткое, а если звуков много, то слово получается длинное. Давайте поиграем в слова!

Игра «Длинные и короткие слова».

Дети садятся вокруг стола, на котором большой лист бумаги и два мелка: длинный зелёный и короткий красный. Педагог показываем детям картинки, вместе произносят слова и «прохлопывают». После чего выбирают длинный или короткий мелок. Один из детей ещё раз проговаривает слово и одновременно рисует дорожку. Длинные слова оставляют длинную дорожку, а короткие - короткую.

У.-д. А сейчас посмотрим, что у нас получилось. Запомните, что слова бывают длинными и короткими.

Какие короткие слова вы запомнили? (Кот, дом, шар, лук, сыр.)

А какие длинные слова запомнили? (Че-ре-па-ха, по-пу-гай, са-мо-лет, ма-треш-ка, со-ба-ка.)

А сейчас мы с вами попадём на улицу гласных звуков. Давайте вспомним, что умеют делать гласные звуки. (Петь, громко кричать, растягиваться.)

Игра «Испорченный телевизор».

Дети выстраиваются друг за другом. Педагог показывает первому ребёнку беззвучно артикуляцию любого гласного звука. Дети поворачиваются друг к другу и передают «изображение» звука. Последний ребёнок должен угадать, какой звук ему передали и громко его крикнуть.

Игра «Тянем звуки».

Разные варианты игры: дети берутся за руки и, произнося гласные звуки, растягивают свой круг; дети присаживаются, как маленькие грибочки, произносят гласные звуки и «растут» вместе с ними. И т.д.

Игра «Хоровод гласных звуков».

Дети бегают друг за другом по кругу, если слышат гласные звуки, которые произносит педагог. А когда услышат согласный звук, который нельзя произносить протяжно, останавливаются.

У.-д. Ребята, на улицу гласных звуков пускают только тех, кто с ними знаком. Каждый из вас назовёт любой гласный звук и получит красный билетик.

Дети называют гласные звуки: а, о, у, и, ы, э.

В это время волшебная дорожка, ведущая на улицу гласных звуков, превращается в звуковую дорожку, на которой нарисованы символы гласных звуков. Дети идут по дорожке, пропевая гласные звуки. Дорожка ведёт к домикам, на которых тоже символы гласных звуков.

У.-д. Ребята, в этих домиках живут мальчики и девочки. Давайте угадывать их имена!

Аня, Алла, Алёнка, Андрей, Алёша.

Ульяна.

Оля.

Ира, Инна, Игорь, Ильюша.

А ещё в этих домиках живут картинки. Но они вышли погулять и забыли, кто где живёт. Поможем им найти домики?

Игра «Где чей домик?»

Дети по очереди переворачивают картинки, лежащие на ковре, громко называют слово, протяжно произнося первый звук, называют его и решают, в каком из домиков живёт эта картинка.

У.-д. Вот и закончилась наша игра со звуками. Вы немножко устали. Смотрите-ка, а ведь наш ёжик тоже устал. Давайте споем ему колыбельную песенку, а петь будем нежно и ласково.

Дети по очереди берут на руки ёжика, качают его, нежно напевая на мотив колыбельной: а-а-а-а-а-а-а; у-у-у-у-у-у-у; о-о-о-о-о-о-о; и-и-и-и-и-и-и; ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы; э-э-э-э-э-э-э.

Ёжик уснул. Скажем «тс-с-с» и выйдем из группы и будем вести себя тихо, не будем издавать громких звуков, чтобы не разбудить ёжика.

И. Лебедева