«Лагерь дождевого червя»: секретная подземная крепость нацистов. Подземный город СС

Полсотни бронированных железобетонных блокгаузов, более трёх десятков километров подземных туннелей, 17 грузовых станций подземной узкоколейки, система дамб, разводных мостов, запруд и водных каналов. Все это - Мезерицкий Укрепрайон (MRU). Неподалеку от польского города Мендзыжеч (нем. Мезеритц) расположена сеть подземных туннелей, строительство которых проводилось с 30-х годов по 1943 год, как стратегический оборонительный рубеж на Восточном фронте. Гитлер по меньшей мере дважды побывал в этом подземном железобетонном царстве, закодированном под названием «RL» — Regenwurmlager — «Лагерь дождевого червя». В мире нет более обширного и более разветвленного подземного укрепрайона, чем тот, который был прорыт в речной излучине рек Одер — Варта более полувека назад. До 1945 года эти земли входили в состав Германии (После крушения Третьего рейха отошли к Польше). Однако проект не успел был до конца реализован, и в 1945 году советские войска прорвались через этот укрепрайон, в одних местах используя внезапность, в других слабость личного состава обороняющихся, а в третьих при умелом руководстве, создав штурмовые бригады и буквально взламывая неприступную, казалось бы. сеть дотов. В конце Второй Мировой Войны по всей Германии Советские войска обнаруживали огромные недостроенные системы туннелей. Длина основной построенной части составляет примерно 30 километров из 80 запланированных и более 50 огневых точек - дотов, разделенных классификацией по массивности и толщине бетона - A, B, C ... Самая большая - А имеет толщину стен - 3,5 метров. Многие доты так и не были соединены до конца. Глубина залегания тоннелей варьируется от 30 метров до 50 метров (в северной части). По замыслу укрепрайон "ЛДЧ" должен был быть полностью автономен, включая в состав подземные казармы/столовые/мед. пункты и электростанции.
Давайте же окунёмся в подземелья третьего рейха!

Современная граница Польши и Германии отличается от довоенной. В 30-ые ее западная часть пролегала восточней. Часть границы шла вдоль реки Одер. Сами по себе реки являются хоршим средством для сдерживания наступлений противника - танки по дну не проедут. Нужно строить мосты, закрепляться на противоположном берегу и все это под обстрелом обороняющейся стороны. Поэтому построив некоторое колличество оборонительных сооружений, Немцы могли быть спокойны. Но реки не текут в бесконечно нужном направлении. Так и здесь - река Одер течет с юга и поворачивает на запад. Варта Течет с востока в сторону Одера. Местность между реками являлась слабым местом. По Немецки это место называется "OWB" (Oder - Warta - Bogen), что переводится, как излучина рек Одер и Варта.


Чтобы обезопасить себя на случай наступления противника, немцы построили на уязвимом участке укрепрайон, соединив под землей дестяки дотов. Тем не менее, излучена между реками была довольно широкая - примерно 62 км и немцы не успели достроить тоннельную систему до конца.

Живописный холм с нестарым дубом на вершине был увенчан двумя стальными бронеколпаками. Их массивные сглаженные цилиндры с прорезями походили на тевтонские рыцарские шлемы, «забытые» под сенью дубовой кроны.

Залаз оказался наглухо запечатан! Во всяком случае 4 домкрата в данной ситуации были бесполезны.

Тем не менее на входе висят фанатские банеры со схемами ДОТа и экспликацией.

Строили это фортификационное чудо не пленные рабы, а профессионалы высокого класса из строительной армии Тодта: инженеры-маркшейдеры, гидротехники, железнодорожники, бетонщики, электрики, и тд. Каждый отвечал за свой объект или небольшой участок работ, и никто из них не мог даже вообразить общие масштабы лагеря дождевого червя (Regenwurmlager). В ходе строительства люди Тодта применили все технические новинки двадцатого века, дополнив их опытом зодчих средневековых замков по части всевозможных ловушек и смертельных сюрпризов для непрошенных визитеров.

Чуть меньше, чем в километре обнаружился следующий ДОТ. В отличии от первого "залаза", где в шахте до низу была лестница, в этом, взорванном ДОТе, шахта оказалась полностью пустой. Но у нас с собой было две обвязки и 80 метров верья. Ровно столько, чтобы спуститься на глубину 50 метров.
По масштабам разрушения (как видно, калпак дота поехал на "бочек") можно только предполагать каких размеров был снаряд гаубицы.

По очереди спускаемся на дно шахты.

Спустившись вниз, мы попали в рудвор одного из бункеров дождевого червя. Бункер состоит из нескольких залов.

Первый зал, в который выходит шахта.

Блоки соедининены яицеобразными бетонными ходками.

В дальней части бункера располоден выход в шахту с лестницей на поверхность в ДОТ с заваренным входом.

До верха - 45 метров (150 ступеней).

Местные фанаты раскрасили стены в цвета флага Польши.

Уцелевшая металлическая двухстворчатая бронедверь. Подобными дверьми укомплектовывались в т.ч. и ДОТы.

Система "Дождвеого Червя" имеет структуру елочки. Главная галлерея расходится ветками множеством вторичных галерей, ведущих к складам боеприпасов, машинныым залам и к соединениям с другими укрепленными крепостями. Высота и ширина тоннелей варьируется. Самая большая - в главной галереи. Чем дальше, тем меньше.

По всей системе должна была проходить узкоколейка, соединяющая крепости, по которой курсировали аккумуляторные электровозы с мини- составами.

Были даже свои вокзалы (отмечены на карте), где составы могли разъехаться, а электровозы, при надобности, зарядиться на стационарных пунктах зарядки. Под землей располагались дизельные электростанции, казармы, медпункиты, и прочая инфраструктура.

В одном из вокзалов мы устроили ужин.

В былые времена своды скрывалиссь за сводами вентиляционных труб.

Среднее расстояние между станциями - 400 метров.

Стены туннелей сухие, несмотря на то что над нами большое озеро. Хорошо сохранились проложенные в 1938 году рельсы узкоколейки. Стрелки, переводяшие пути, до сих пор работают.

Можно бесконечно восхищаться мастерством немецких строителей. Ведь более полувека все эти конструкции не знали ни ухода, ни ремонта, сдерживая давление недр, и напор воды… Вентиляция продуманная - нет застоя воздуха.

На случай проникновения войск противника, в галереях имеются позиции пулеметчиков.

Станция с заиленными полом.

Это последняя станция - через 300 метров галерея выходит на поверхность.

Пройдя по туннелям в общей сложности 10 км мы вышли на поверхность - к главному порталу. В подземелья укрепления мог проехать небольшой грузовик.
Вход оказался запечатан уже знакомыми нам массивными решетками.



Впервые за все подземное путешествие мы ощутили тепло. Температура в укреплении постоянная, что летом, что зимой - 7 градусов по цельсию.

Но как же там оказался Андрей?


Между станцией и порталом расположена десятиметровая шахта. Пожалуй самая маленькая из всех. Андрей вскарабкался голыми руками по торчащим арматурам этой шахты. Не лучший вариант залаза, хотя и короткий.

А нам предстоял долгий, но отнюдь не скучный путь обратно к ДОТу с провешенной веревкой, где ждала нас машина.


И теплые посиделки у костра...

В результате молниеносных ударов Красной Армии, танкового корпуса 1-й гвардейской танковой армии генерала М.Е. Катукова, укрепрайон был прорван всего за три дня (29 - 31 января 1945 года). После длительной осады огнем, гарнизоны всех дотов капитулирвоали.
Китайцы построили свою Великую стену, дабы на тысячи ли прикрыть границы Поднебесной империи от вторжения кочевников. Немцы сделали почти то же самое, воздвигнув Восточный вал — Ostwall, с той лишь разницей, что проложили свою «стену» под землей. Сооружать ее они начали еще в 1927 году и только через десять лет закончили первую очередь. Полагая отсидеться за этим «неприступным» валом, гитлеровские стратеги двинулись отсюда сначала на Варшаву, а потом на Москву, оставив в тылу захваченный Париж. Итог великого похода на восток известен. Натиск советских армий не помогли сдержать ни противотанковые «зубы дракона», ни бронекупольные установки, ни подземные форты со всеми их средневековыми ловушками и наисовременнейшим оружием.

Продолжение следует...

Историческая спарвка взята с сайта joy4mind.com.

Андрей снял чудесное видео про объект и более развернуто рассказывает историю месту. Рекомендую к просмотру!


Смотри также предыдущие обзоры из цикла :

«В польском городе Гожув Великопольский полиция задержала чеченца, подозреваемого в участии в теракте, совершенном несколько месяцев назад в подземном переходе на Пушкинской площади в Москве. Разработка этого дела началась еще в августе, когда при задержании нескольких преступников у одного из них, тоже чеченца, было обнаружено до 5 килограммов тротила…»

Я бы не обратил на эту газетную заметку особого внимания, если бы не название города, в котором сам недавно побывал, - Гожув Великопольский. Что заставило террориста искать убежища именно там, не в самом людном польском городе? Гораздо проще было бы «раствориться» в Кракове, Познани, Вроцлаве, затеряться в разноплеменной толпе, где живут и действуют чеченские общины, где находится даже чеченская широковещательная радиостанция…

Так вот, если бы я был боевиком, неважно каким - чеченским, неофашистским и прочее, - я бы тоже приехал сначала в Гожув Великопольский - до 1945 года восточнопрусский город Ландсберг. Я бы выехал в окрестности этого чудного городка, попетлял бы на машине по одному из проселков, уходящих в холмы, поросшие соснячком, потом бы въехал под своды бетонного портала, обрамляющего въезд в подземное шоссе, и припарковал машину у перрона одного из заброшенных со времен войны вокзалов, расположенного на сорокаметровой глубине…

Здесь, в недрах великопольского края, расположено самое обширное фортификационное сооружение в мире - «Лагерь дождевого червя». Сооружалось оно более десяти лет сначала инженерами рейхсвера, а потом специалистами вермахта…

Зрелище не для слабонервных, когда в лесных сумерках из смотровых щелей старых дотов и бронеколпаков выбираются, копошась и попискивая, летучие мыши. Рукокрылые твари решили, что эти многоэтажные подземелья люди построили для них, и обосновались там давно и надежно. Здесь, неподалеку от польского города Мендзыжеч, обитает самая большая в Европе колония нетопырей - десятки тысяч. Но речь не о них, хотя военная разведка и выбрала в виде своей эмблемы силуэт летучей мыши…

Об этой местности ходили, ходят и долго еще будут ходить легенды - одна мрачнее другой.

Рассказывает один из первопроходцев здешних катакомб, полковник Александр Лискин: «Вблизи Лесного озера в железобетонном коробе был обнаружен заизолированный выход подземного силового кабеля, приборные замеры на жилах которого показали наличие промышленного тока напряжением 380 вольт. Вскоре внимание саперов привлек бетонный колодец, который проглатывал воду, низвергавшуюся с высоты. Тогда же разведка доложила, что, возможно, подземная силовая коммуникация идет со стороны Мендзыжеча. Однако могло быть и так, что ток давала скрытая под землей автономная электростанция, возможно, ее турбины вращала вода, падавшая в колодец… Говорили, что озеро каким-то образом соединено с окружающими водоемами, а их здесь немало…

Саперы выявили замаскированный под холм вход в тоннель. Уже в первом приближении стало ясно, что это серьезное сооружение, к тому же, вероятно, с разного рода ловушками, включая минные. Рассказывали, что как-то подвыпивший старшина на своем мотоцикле решил на спор проехаться по таинственному тоннелю. Больше лихача не видели…»

Что бы там ни говорили, бесспорно одно: в мире нет более обширного и более разветвленного подземного укрепрайона, чем тот, который был прорыт в речном треугольнике Верта - Обра - Одер более полувека назад. До 1945 года эти земли входили в состав Германии. После крушения «третьего рейха» вернулись к Польше. Только тогда в сверхсекретное подземелье спустились советские специалисты. Спустились, поразились протяженности тоннелей и ушли. Никому не хотелось затеряться, взорваться, исчезнуть в гигантских бетонных катакомбах, уходивших на десятки (!) километров к северу, югу и западу. Никто не мог сказать, с какой целью были проложены в них двупутные узкоколейки, куда и зачем убегали электропоезда по бесконечным тоннелям с бесчисленными ответвлениями, тупиками, что перевозили они на своих платформах, кто был пассажирами. Однако доподлинно известно, что Гитлер по меньшей мере дважды побывал в этом подземном железобетонном царстве, закодированном под названием «RL» - «Reqenwurmlaqer» - «Лагерь дождевого червя».

Карта укрепрайона

Под знаком этого вопроса проходит любое исследование загадочного объекта. Зачем было сооружено гигантское подземелье? Зачем проложены в нем сотни километров электрифицированных железных дорог?! И еще добрая дюжина всевозможных «зачем?» и «почему?».

Лишь в восьмидесятые годы была проведена углубленная инженерно-саперная разведка лагеря силами советских войск, которые располагались в этом районе Польши.

Вот что рассказывал потом один из участников подземной экспедиции, техник-капитан Черепанов: «В одном из дотов мы по стальным винтовым лестницам спустились глубоко под землю. При свете кислотных фонарей вошли в подземное метро. Это было именно метро, так как по дну тоннеля проходила железнодорожная колея. Потолок был без признаков копоти. По стенам - аккуратная расшивка кабелей. Вероятно, локомотив здесь двигала электроэнергия.

Группа вошла в тоннель не в начале. Вход в него находился где-то под Лесным озером. Вся трасса устремлялась на запад - к реке Одер. Почти сразу обнаружили подземный крематорий. Возможно, именно в его печах сгорели останки строителей подземелья.

Медленно, с соблюдением мер предосторожности поисковая группа двигалась по тоннелю в направлении современной Германии. Вскоре бросили считать тоннельные ответвления - их обнаружили десятки. И вправо, и влево. Но большая часть ответвлений была аккуратно замурована. Возможно, это были подходы к неизвестным объектам, в том числе к частям подземного города…

В тоннеле было сухо - признак хорошей гидроизоляции. Казалось, с другой, неведомой стороны вот-вот покажутся огни поезда или большого грузового автомобиля.

Группа двигалась медленно и через несколько часов пребывания под землей стала терять ощущение реально пройденного…

Исследование законсервированного подземного города, проложенного под лесами, полями и речками, - задача для специалистов иного уровня. Этот иной уровень требовал больших сил, средств и времени. По нашим оценкам, подземка могла тянуться на десятки километров и «нырять» под Одер. Куда дальше и где ее конечная станция - трудно было даже предположить. Вскоре старший группы принял решение возвратиться…»

Разумеется, без плана-схемы раскрыть тайны «Лагеря дождевого червя» невозможно. Что же касается замурованных тупиков, то специалисты считают, что там под охраной минных ловушек могут храниться и образцы секретной по тому времени военной техники, и ценности, вывезенные из музеев оккупированных стран.

В рассказе техника-капитана Черепанова вызывает сомнение только одно - подземный крематорий, в котором, возможно, сжигали тела строителей. Дело в том, что строили это фортификационное чудо не пленные рабы, а профессионалы высокого класса из строительной армии Тодта: инженеры-маркшейдеры, гидротехники, железнодорожники, бетонщики, электрики… Каждый отвечал за свой объект или небольшой участок работ, и никто из них не мог даже представить общие масштабы укрепрайона. Люди Тодта применили все технические новинки ХХ века, дополнив их опытом зодчих средневековых замков по части всевозможных ловушек и смертельных сюрпризов для непрошеных визитеров. Недаром фамилия их шефа была созвучна слову «смерть». Помимо полов-перевертышей, лазутчиков поджидали здесь и шнуровые заряды, взрывы которых заваливали тоннели, заживо погребая под тоннами песка вражеских диверсантов.

Наверное, даже дивизию СС, занимавшую этот район, и ту выбрали по устрашающему названию - «Тоден копф» - «Мертвая голова».

Тем не менее ничто не может устрашить самодеятельных исследователей «нор дождевого червя». На свой страх и риск они отправляются в лабиринт Тодта, надеясь на ошеломляющие открытия и счастливое возвращение.

Мы с польским журналистом Кшиштофом Пилявским тоже не стали исключением. И местный старожил - бывший танкист, а ныне таксист - по имени Юзеф, захватив с собой люминесцентный фонарь, взялся сводить нас к одному из двадцати двух подземных вокзалов. Все они обозначались когда-то мужскими и женскими именами: «Дора», «Марта», «Эмма», «Берта»… Ближайший к Мендзыжечу - «Хенрик». Наш гид утверждал, что именно к его перрону прибывал из Берлина Гитлер, чтобы отсюда отправиться - уже наземным путем - в полевую ставку под Растенбургом - «Вольфшанце». В этом есть своя логика: подземный путь из Берлина позволял скрытно покидать рейхсканцелярию. Да и до «Волчьего логова» отсюда всего лишь несколько часов езды на машине.

…Юзеф гонит свой «полонез» по неширокому шоссе на юго-запад от города. В деревушке Калава сворачиваем в сторону бункера «Шарнхорст». Это один из опорных пунктов оборонительной системы Поморского вала. А места в округе - идиллические и никак не вяжутся с военными терминами: холмистые перелески, маки во ржи, лебеди в озерцах, аисты на крышах, соснячки, горящие изнутри солнцем, косули бродят… Господь творил эту землю с умилением. Антихрист с не меньшим усердием прокладывал в ее недрах свои бетонные пути…

Живописный холм с нестарым дубом на вершине был увенчан двумя стальными бронеколпаками. Их массивные сглаженные цилиндры с прорезями походили на тевтонские рыцарские шлемы, «забытые» под сенью дубовой кроны.

Западный склон холма обрывался бетонной стеной в полтора человеческих роста, в которую была врезана броневая гермодверь в треть обычной двери и несколько воздухозаборных отверстий, закрытых опять же бронированными жалюзи. Жабры подземного монстра… Над входом надпись, набрызганная краской: «Welcome to hell!» - «Добро пожаловать в ад!»

Под пристальным оком пулеметной амбразуры флангового боя подходим к броневой дверце и открываем ее длинным специальным ключом. Тяжелая, но хорошо смазанная дверь легко распахивается, и в грудь смотрит еще одна бойница - фронтального боя. «Вошел без пропуска - получи автоматную очередь», - говорит ее пустой, немигающий взгляд. Такова камера входного тамбура. Когда-то ее пол предательски проваливался, и незваный гость летел в колодец, как это практиковалось в средневековых замках. Теперь он надежно закреплен.

Мы сворачиваем в узкий боковой коридорчик, который ведет внутрь бункера, но через несколько шагов прерывается главным газовым шлюзом. Выходим из него и попадаем в блок-пост, где караул проверял когда-то документы всех входящих и держал под прицелом входную гермодверь. Только после этого можно войти в коридор, ведущий в боевые казематы, прикрытые бронекуполами. В одном из них до сих пор стоит ржавый скорострельный гранатомет, в другом размещалась огнеметная установка, в третьем - тяжелые пулеметы… Здесь же «каюта» командира - «фюрер-раум», перископные выгородки, радиорубка, хранилище карт, туалеты и умывальник, а также замаскированный запасной выход.

Этажом ниже - склады расходных боеприпасов, цистерна с огнесмесью, камера входной ловушки, она же карцер, спальный отсек для дежурной смены, фильтро-вентиляционная выгородка. Здесь же и вход в преисподнюю: широкий - метра четыре в диаметре - бетонный колодец отвесно уходит вниз на глубину десятиэтажного дома. Луч фонаря высвечивает на дне шахты воду. Бетонная лестница спускается вдоль шахты крутыми узкими маршами.

Тут сто пятьдесят ступенек, - сообщает Юзеф.

Мы идем за ним с замиранием сердца: что внизу? А внизу, на глубине 45 метров, высокосводный зал, похожий на неф старинного собора, разве что собранный из арочного железобетона. Шахта, вдоль которой вилась лестница, обрывается здесь для того, чтобы продолжиться еще глубже, но уже как колодец, почти до краев заполненный водой. Есть ли дно у него? И для чего вздымается нависающая над ним шахта аж до казематного этажа? Юзеф не знает. Но он ведет нас к другому колодцу, более узкому, прикрытому крышкой люка. Это источник питьевой воды. Можно хоть сейчас зачерпнуть…

Оглядываю своды здешнего аида. Что видели они, что творилось под ними? Этот зал служил гарнизону «Шарнхорста» военным городком с тыловой базой. Здесь в главный тоннель, как притоки в русло, «впадали» двухъярусные бетонные ангары. В них размещались две казармы на сто человек, лазарет, кухня, склады с продовольствием и амуницией, электростанция, топливохранилище. Сюда же через шлюзовую противогазовую камеру подкатывали и вагонеточные поезда по ветке, уходящей к магистральному тоннелю на вокзал «Хенрик».

Пойдем на вокзал? - спрашивает наш провожатый.

Юзеф ныряет в невысокий и неширокий коридор, и мы за ним. Пешеходная потерна кажется бесконечной, идем по ней ускоренным шагом уже четверть часа, а света в конце тоннеля не видно. Да и не будет здесь никакого света, как, впрочем, и во всех остальных «норах дождевого червя».

Только тут замечаю, как продрог в этом стылом подземелье: температура здесь постоянная что летом, что зимой - 10 градусов. При мысли, под какой толщей земли тянется наша щель-тропа, и вовсе становится не по себе. Низкий свод и узкие стены сжимают душу - выберемся ли отсюда? А если обрушится бетонное перекрытие, а если хлынет вода? Ведь более полувека все эти конструкции не знали ни ухода, ни ремонта, а ведь они сдерживают и давление недр, и напор воды…

Когда на кончике языка уже завертелось: «Может, вернемся?» - узкий ход наконец влился в широкий транспортный тоннель. Бетонные плиты составляли здесь подобие перрона. Это и был вокзал «Хенрик» - заброшенный, пыльный, темный… Сразу же вспомнились те станции берлинского метрополитена, которые до недавних лет пребывали в подобном же запустении, поскольку находились под стеной, рассекавшей Берлин на восточную и западную части. Их было видно из окон голубых экспрессов - эти каверны застывшего на полвека времени… Теперь, стоя на перроне «Хенрика», нетрудно было поверить, что рельсы этой ржавой двупутки добегают и до берлинского метро.

Вон туда уехал ваш старшина на мотоцикле, - махнул Юзеф рукой в темный зев магистрального тоннеля.

Как же он втащил сюда мотоцикл?

А тут в полутора километрах есть село Высокое. Там въезд под землю. А теперь заглянем к нетопырям…

Мы сворачиваем в боковой ход.

Вскоре под ногами захлюпали лужи - по краям пешеходной дорожки тянулись водоотводные канавки, идеальные поилки для летучих мышей. Луч фонаря прыгнул вверх, и над нашими головами зашевелилась большая живая гроздь из костлявокрылых полуптиц-полузверьков. Холодные мурашки побежали по спине - экая пакость, однако! Даром что полезная - комаров жрет.

Говорят, души погибших моряков вселяются в чаек. Тогда души эсэсовцев должны вселяться в летучих мышей. И судя по количеству гнездившихся под бетонными сводами нетопырей - тут вся дивизия «Мертвая голова», бесследно исчезнувшая в 1945-м в мезерицком подземелье.

Мезерицкий укрепленный район. Инженеры строительной армии Тодта превратили в военные объекты и реки, и озера. До сих пор в здешних лесах можно наткнуться на непонятного назначения шлюзы, гидрозатворы, каналы, водосбросы.

Лет десять назад полковник Лискин вместе с командиром одной из рот Мендзыжечского гарнизона капитаном Гамовым обследовали самое большое здешнее озеро.

«Сели в лодчонку, - делится своими впечатлениями Александр Лискин, - и, поочередно меняясь на веслах, за несколько часов обогнули озеро. Мы шли в непосредственной близости от берега. С восточной стороны озера возвышались несколько мощных, уже поросших подлеском холмов-терриконов. Местами в них угадывались артиллерийские капониры, обращенные фронтом на восток и юг. Удалось заметить и два похожих на лужи маленьких озерка. Рядом возвышались щитки с надписями на двух языках: «Опасно! Мины!»

Терриконы видите? - спросил Гамов. - Как египетские пирамиды. Внутри разные потайные ходы, лазы. Через них из-под земли наши радиорелейщики при обустройстве гарнизона доставали облицовочные плиты. Говорили, что там настоящие галереи. А что касается этих лужиц, то, по оценке саперов, это и есть затопленные входы в подземный город. Рекомендую посмотреть еще одну загадку - остров посреди озера… Несколько лет назад часовые маловысотного поста заметили, что этот остров на самом деле не остров в обычном понимании. Он плавает, точнее, медленно дрейфует, стоя, как будто на якоре.

Я осмотрелся. Плавающий остров порос елями и ивняком. Площадь его не превышала пятидесяти квадратных метров, и, казалось, он действительно медленно и тяжело покачивается на черной воде тихого водоема.

У Лесного озера было и явно искусственное юго-западное и южное продолжение, напоминающее аппендикс. Здесь шест уходил в глубину на два-три метра, вода была относительно прозрачной, но буйные, напоминающие папоротник водоросли совершенно закрывали дно. Посреди этого залива сумрачно возвышалась серая железобетонная башня, явно имевшая когда-то специальное назначение. Глядя на нее, я вспомнил воздухозаборники московского метро, сопутствующие его глубоким тоннелям. В узкое окошко было видно, что и внутри бетонной башни стоит вода.

Сомнений не было: где-то подо мной подземное сооружение, которое зачем-то потребовалось возводить именно здесь, в глухих местах под Мендзыжечем».

А возводить его понадобилось именно затем, зачем был создан весь укрепрайон: чтобы навесить мощный замок на главную стратегическую ось Европы - Москва - Варшава - Берлин - Париж. За сотню километров от сердца Германии и был создан этот бронежелезобетонный щит.

Китайцы построили свою Великую стену, дабы прикрыть границы Поднебесной империи от вторжения кочевников. Немцы сделали почти то же самое, воздвигнув Восточный вал - Ostwall, с той лишь разницей, что проложили свою «стену» под землей. Сооружать ее они начали еще в 1927 году и только через десять лет закончили первую очередь. Полагая отсидеться за этим «неприступным» валом, гитлеровские стратеги двинулись отсюда сначала на Варшаву, а потом на Москву, оставив в тылу захваченный Париж. Итог великого похода на Восток известен.

В зиму сорок пятого бойцы генерала Гусаковского проломили этот «непроходимый» рубеж и двинулись напрямую к Одеру.

По игре исторического случая, именно на той черте, по которой проходят подземные коридоры, остановились орды Чингисхана и повернули обратно.

В послевоенные времена в районе «Лагеря дождевого червя» дислоцировались советская бригада правительственной связи и другие части Северной группы войск. За все эти годы была произведена только частичная инженерная разведка подземного «метрополитена». На большее не хватило средств, да и людьми рисковать не хотели: кто мог поручиться, что на подземных трассах не выставлены мины? Поэтому без лишних сомнений броневые двери, ведущие в глубь таинственного сооружения, были заварены автогеном.

Теперь все нараспашку. Теперь «Лагерь дождевого червя» доступен не только летучим мышам.

И кто знает, какие запасы взрывчатых веществ и военного снаряжения таятся в замурованных тупиках подземного лабиринта? И что вообще хранится там со времен эсэсовской «Мертвой головы»? И почему чеченских боевиков арестовывают неподалеку от входов в это таинственное и мрачное подземелье?


поделиться:

Польша (Polska), Любушское воеводство (Województwo lubuskie) , Мендзыжечский повят (Powiat międzyrzecki), вблизи Мендзыжеча (Miedzyrzecz), около городка Высока (Wysoka).

В поисках интересного диггерского объекта во всемирной сети Интернета, мы наткнулись на статью в журнале «Вокруг Света» за 1995 год. Журнал опубликовал интереснейшие материалы-воспоминания полковника юстиции в отставке Александра Лискина о том, что в начале 1960-х годов ему довелось по служебным делам выехать в советский военный городок в городе Кеньшицу (Польша), где базировался штаб бригады связи Северной группы войск в то время еще Советской Армии. В этих материалах упоминался загадочный военный объект, построенный немцами рядом с этим военным городком, основанном на месте бывшей гитлеровской базы по подготовке диверсантов из стран Ближнего Востока. Указанный объект, , входил в систему Мезеритского Укрепленного Района, напрямую прикрывающего кратчайшую дорогу на Берлин. После прочтения этой статьи мы загорелись желанием обязательно посетить это место.

Для начала хочется рассказать вам что из себя представляет Лагерь дождевого червя (Regenwurmlager).

Лагерь дождевого червя «Regenwurmlager» — основа Мезеритцкого укрепрайона, который строился для обороны Берлина. Сам укрепрайон немцы называли «Oder-Warte Bogen» («Пояс Варта-Одер»). В советских документах и литературе 1930-40-х годах он назывался «Одерский четырехугольник».

Место немцами было выбрано идеальное. Холмистый ландшафт, полосы смешанного леса, многочисленные естественные водные преграды: озера, каналы, болота. Первая линия укрепрайона, проходившая по реке Обре, насчитывала свыше 30 дотов и дзотов. Главная линия укрепрайона имела в глубину несколько десятков километров. На один километр фронта приходилось от 5 до 7 дотов и дзотов. Система плотин и шлюзов предназначалась для затопления любого участка укрепрайона. Толщина стенок куполов, вооруженных станковыми пулеметами, минометами и огнеметами, доходила до 20 сантиметров. На подступах к укрепрайону и по всей глубине обороны в 6 – 7 рядов стояли различные заграждения. Все это соединялось туннелями, которые залегают на глубине более 40 метров.

Строительство Лагеря дождевого червя (Regenwurmlager) началось в 1932 году, после кризиса в политических отношениях Германии с Польшей. Строили это фортификационное чудо не пленные рабы, а профессионалы высокого класса из строительной армии Тодта: инженеры-маркшейдеры, гидротехники, железнодорожники, бетонщики, электрики, и тд. Каждый отвечал за свой объект или небольшой участок работ, и никто из них не мог даже вообразить общие масштабы лагеря дождевого червя (Regenwurmlager). В ходе строительства люди Тодта применили все технические новинки двадцатого века, дополнив их опытом зодчих средневековых замков по части всевозможных ловушек и смертельных сюрпризов для непрошенных визитеров. Не зря фамилия их шефа была созвучна слову «смерть». Помимо полов-перевертышей, лазутчиков поджидали здесь и шнуровые заряды, взрывы которых заваливали тоннели, заживо погребая под тоннами песка вражеских диверсантов.

Лагерь дождевого червя (Regenwurmlager) считался немцами неприступным и являлся одной из двух крупнейших оборонительных систем Германии. На западе таким щитом была «линия Зигфрида», на востоке – Мезеритцкий укрепрайон. Однако, в результате молниеносных ударов Красной Армии, танкового корпуса 1-й гвардейской танковой армии генерала М.Е. Катукова, укрепрайон был прорван всего за три дня (29 – 31 января 1945 года).

После крушения Третьего рейха в сверхсекретное подземелье спустились советские специалисты. Спустились, поразились протяженности тоннелей, и ушли. Никому не хотелось затеряться, взорваться, исчезнуть в гигантских бетонных катакомбах, уходивших на десятки километров к северу, югу и западу. Никто не мог сказать, с какой целью были проложены в них двупутные узкоколейки, куда и зачем убегали электропоезда по бесконечным тоннелям с бесчисленными ответвлениями, тупиками, что перевозили они на своих платформах, кто был их пассажирами. Однако доподлинно известно, что Гитлер по меньшей мере дважды побывал в этом подземном железобетонном царстве, закодированным под названием «RL» («Regenwurmlager»).

Лишь в восьмидесятые годы прошлого века была проведена углубленная инженерно-саперная разведка Лагеря дождевого червя (Regenwurmlager) силами тех советских войск, которые располагались тогда в этом районе Польши. Вот что рассказывал потом один из участников той подземной экспедиции в Лагерь дождевого червя техник-капитан Черепанов:

«В одном из дотов мы по стальным винтовым лестницам спустились глубоко под землю. При свете фонарей вошли в подземное метро. Это было именно метро, так как по дну тоннеля проходила железнодорожная колея. Потолок был без признаков копоти. По стенам – аккуратная расшивка кабелей. Вероятно, локомотив здесь двигала электроэнергия. Группа вошла в тоннель не в начале. Вход в него находился где-то под лесным озером. Вся трасса устремлялась на запад, к реке Одер.

Почти сразу обнаружили подземный крематорий. Возможно, именно в его печах сгорели останки строителей подземелья. Медленно, с соблюдением мер предосторожности, поисковая группа двигалась по тоннелю в направлении современной Германии. Вскоре бросили считать тоннельные ответвления – их обнаружили десятки. И вправо, и влево. Но большая часть ответвлений была аккуратно замурована. Возможно, это были подходы к неизвестным объектам, в том числе к частям подземного города? В тоннеле было сухо – признак хорошей гидроизоляции. Казалось, с другой, неведомой стороны, вот-вот покажутся огни поезда или большого грузового автомобиля автотранспорт тоже мог там двигаться. Группа двигалась медленно, и через несколько часов пребывания под землей стала терять ощущение реально пройденного. Исследование законсервированного подземного города, проложенного под лесами, полями и речками, – задача для специалистов иного уровня. Этот иной уровень требовал больших сил, средств и времени. По нашим оценкам, подземка могла тянуться на десятки километров и «нырять» под Одер. Куда дальше и где ее конечная станция – трудно было даже предположить. Вскоре старший группы принял решение возвратиться.»

В путь…

Из Риги мы выехали 2 июля, и через сутки проехав через Литву и почти всю Польшу, не доехав 60 км до границы Германии, мы прибыли в Лагерь дождевого червя (Regenwurmlager) . Имея на руках четкие планы и карты привязки, не без труда нашли первый дот, вернее то что от него осталось. К нашему огорчению вход в подземелья Лагеря дождевого червя (Regenwurmlager) был завален при взрыве. Следуший дот мы увидели из далека. На небольшой, явно искуственной возвышености, на нас смотрели пулеметные амбразуры на хорошо сохранившихся бронеполпаках. Расположившись лагерем, и подкрепившись, мы начали свое увлекательное путешествие в подземелье Лагеря дождевого червя.

Что бы попасть в систему туннелей Лагеря дождевого червя, надо пройти через два подземных этажа самого дота. Дальше спуск по бетонной лестнице 40 метров в глубь. Спустившись на дно колодца, вы попадаете в нижние помещения дота, и пройдя через них, вы попадаете в один из туннелей Лагеря дождевого червя. Пройдя пол километра, вы попадаете в в другой туннель, большего размера который соеденяет 3-4 дота. Следуя дальше, вы попадаете в туннель который соеденяет 2-3 звена с дотами, еще через 2 км вы выходите в главный туннель Лагеря дождевого червя . Главный туннель соединяет всю систему туннелей в единую сеть.

Гуляя по туннелю Лагеря дождевого червя нас поразил маштаб замысла немецких строителей: прошло много лет, а в туннеле до сих пор дейтвует дренажная система,работает естественная вентиляция.

Стены туннелей сухие, несмотря на то что над нами большое озеро. Хорошо сохранились проложенные в 1938 году рельсы узкоколейки, стрелки, переводяшие пути, до сих пор работают. Однообразие туннеля прерывают станции метро (вокзалы). Все они обозначались когда-то мужскими и женскими именами: «Дора», «Марта», «Эмма», «Берта», «Хенрик», «Инга». Во многих статьях можно прочесть, что именно на одну из таких станций прибыл из Берлина Гитлер, чтобы отсюда отправиться уже по поверхности в свою полевую ставку под Растенбургом – «Вольфшанце». В этом есть своя логика: подземный путь из Берлина позволял скрытно покидать рейхсканцелярию. Да и до «Волчьего логова» отсюда всего лишь несколько часов езды на машине. Пройдя по туннелям 15 км можно выйти на поверхность через ворота, размер которых позволяет проехать небольшому грузовику.

За двое суток мы спускались в Лагерь дождевого червя 5 раз, всреднем по 4-5 часов за одну вылазку. Прошли около 40 км подземных коридоров. Посетили более 20 дотов, 18 станций немецкого метро. Во время вылазок мы втречли другие группы диггеров, как местных поляков, так и иностранцев.

ВНИМАНИЕ!!! Не осторожный осмотр объекта опасен для жизни.



дот 730 на поверхности Лагерь дождевого червя — дот 724


Лагерь дождевого червя — дот 720 Лагерь дождевого червя — дот 719


бронеколпак миномета дота 727 Лагерь дождевого червя — дот 766


пулеметная амбразура дота 719 аварийный выход дота 726


коммуникации дота 726 лестница внутри дота 726


поворотный механизм бронеколпака дота 724 лестница в подземные ходы Лагеря дождевого червя (дот 766)


ржавая лестница дота 728 штаб Лагеря дождевого червя


подземный тоннель в системе дотов ЛДЧ тоннель в системе дотов ЛДЧ


тоннель «Северный полюс» (Nord pol)


впереди — два пути тоннелей перекресток подземных тоннелей


вход в подземный склад AS OST у основания колодца дота 722


такими тоннелями соединяются доты между собой станция подземного мерто «Martha»


везде следы чернокопателей в поисках секретного хода перекур у основания бетонной лестницы дота 721


дальше подземное мерто и не идет, только пешком станция подземного мерто «Noropol»


подземный дот для защиты тоннелей направо дорога к доту 732


тоннель к доту боковой лаз в тоннеле дота 739


дренажные колодцы в тоннелях ЛДЧ колодец на нижний ярус подземных тоннелей

Нацистский «Лагерь дождевого червя», о существовании его, известно еще с конца войны. Но он все еще представляет собой одну из самых жгучих тайн Третьего рейха, и на большинство вопросов ответов пока не найдено.

Впервые на просторах бывшего СССР о «Лагере дождевого червя», по-немецки «Regenwurmlager», начали говорить в 1995 году. Но широкого распространения информация, которая была напечатана в популярном журнале «Вокруг света», тогда не получила. Но, благодаря развитию Интернета, в виртуальной сети начало появляться все больше публикаций о существовании развалин подземного города нацистов, затерянных в лесах северо-западной Польши, недалеко от ее границы с Германией. Причем, в отличие от большинства других статей о тайнах Третьего рейха, в этом случае речь идет о факте вполне достоверном и доступном для обозрения. Что, однако, не только не снижает, а наоборот, увеличивает интерес к нему со стороны любителей тайн истории.

«Лагерь дождевого червя» - наиболее большое и разветвленное из известных подземных фортификационных сооружений в мире. Оно прорыто в треугольнике между реками Верта - Обра - Одер. А известный вход находится в лесах неподалеку от польского города Мендзыжеч.

До 1945 года эта земля принадлежала Германии и была передана Польше только по окончании войны. Потому нацисты имели возможность строить гигантское подземное сооружение в строгой секретности. Предположительно подземные работы были начаты еще в 1927 году, а после прихода к власти Адольфа Гитлера их форсировали.

«Лагерю» наверняка придавали огромное значение, хотя никто не знает, зачем он был вырыт. Строят только догадки. Скорей всего, «Лагерю» отводилась роль укрепрайона, который должен был служить плацдармом для нападения на Восточную Европу и защищать Германию по главной стратегической оси: Москва - Варшава - Берлин. Именно отсюда немецкие войска двинулись на Варшаву, а после на Москву.

1945 год, зима - после захвата этой территории советские специалисты не могли обойти вниманием странный объект. Но, обнаружив множество расходящихся туннелей, побоялись проникнуть в них на достаточно большое расстояние. Ведь война еще не кончилась. Объект мог быть заминирован, а в туннелях, возможно, укрывались эсэсовцы. Но по окончании войны в районе Мендзыжеча были дислоцированы советские части Северной группы войск. Их представители также пытались произвести разведку. Однако, остерегаясь мин, особого рвения не проявили, потому успеха не достигли. Дверь из толстой брони заварили автогеном, а про «Лагерь» позабыли.

Следующую попытку предприняли лишь в 1980-х годах. Тогда советские военные осуществили инженерно-саперную разведку, но завершить ее не смогли. Необходимые объемы работ, оказались непосильными из-за недостатка средств. Потому в наши дни временами в подземелье спускаются только любители, которые тем более не в силах разведать объект такого масштаба.

Поэтому нет ничего удивительного, что о «Лагере дождевого червя» известно не слишком много. Нам не известны даже истинные размеры этого подземного сооружения. Очевидно, он представляет собой гигантский лабиринт из множества туннелей с бесчисленными ответвлениями, расходящимися к северу, югу и западу. В них, как в метро, проложены электрифицированные двухпутные узкоколейки. Но что перевозили по ним электропоезда, кто были их пассажирами - неизвестно. Есть сведения, что фюрер два раза посещал «Лагерь дождевого червя», но с какой целью, также не ясно. Предположительно, что здесь находятся ключи от многих секретов Третьего рейха, к примеру, склады произведений искусства и иных сокровищ, награбленных в оккупированных странах, не говоря уже о запасах оружия и взрывчатых веществ.

Одним из тех, кто заинтересовался «Лагерем дождевого червя» был полковник Александр Лискин, в те времена военный прокурор, он побывал в этих местах в начале 1960-х годов. Тогда окрестности Мендзыжеча в районе небольшого населенного пункта Кеныпицы представляли собой труднопроходимые леса, усеянные минными полями, опутанные колючей проволокой и усеянные развалинами бетонных укреплений. Полковника заинтриговали рассказы местных жителей о лесном озере Кшива со странным плавающим островом в центре.

На военных картах Третьего рейха это место было отмечено названием «Лагерь дождевого червя». На его остатки он и наткнулся, следуя по лесной дороге в расположение одной из бригад связи Северной группы советских войск.

Вот как описал полковник Лискин увиденное: «Минут через 10 пути показалась сложенная из огромных валунов стена бывшего лагеря. Метрах в ста от нее, возле дороги, похожий на бетонный дот, серый двухметровый купол какого-то инженерного сооружения. По другую сторону - развалины, вероятно, особняка. На стене, как бы отрезающей проезжую дорогу от военного городка, почти не видно следов от пуль и осколков».

Рассказывают, что в этом месте базировались два полка, школа дивизии СС «Мертвая голова» и другие части. Когда немцам стало ясно, что они могут оказаться в окружении, нацисты поспешили ретироваться. Это было сделано буквально в течение нескольких часов, хотя единственная дорога, по которой можно было бы отступить на запад, была уже занята советскими танками. Трудно было себе представить, как и куда возможно было за несколько часов ускользнуть из этой природной западни почти целой дивизии. Вероятней всего, для своего спасения фашисты воспользовались проложенными под лагерем подземными туннелями.

Лискин также узнал, что вблизи озера, в железобетонном коробе, был обнаружен заизолированный выход подземного силового кабеля. Приборы показали, что он находился под напряжением в 380 вольт. Был также найден забетонированный колодец, в который с большой высоты падала вода и исчезала где-то в недрах земли. Предположительно, здесь находится скрытая электростанция, турбины которой вращает эта вода. Говорили, что озеро каким-то образом соединено с окружающими водоемами, а их там немало. Однако разгадать эту загадку саперы, которые нашли кабель и колодец, не смогли.

Полковнику на лодке удалось обследовать берега озера, потому что по суше сделать это оказалось невозможно. На восточном берегу он видел несколько рукотворных холмов, похожих на терриконы. Поговаривают, что внутри они пронизаны потайными ходами и лазами. Лискин обратил внимание и на небольшие лужицы. Саперы были уверены, что это следы затопленных входов в подземелье. Но особый интерес представлял собой остров посреди озера, поросший елями и ивняком. Площадь его составляла не больше 50 квадратных метров. Он медленно двигался по водяной глади, но далеко не отплывал. Создалось впечатление, что остров медленно дрейфует, словно стоя на якоре.

Лискин осмотрел также обнаруженный саперами замаскированный под холм вход в туннель и пришел к следующему заключению: «Уже в первом приближении стало ясно, что это серьезное сооружение, к тому же, вероятно, с разного рода ловушками, в том числе и минные». Саперы рассказали ему, что как-то подвыпивший старшина решил на спор проехаться по загадочному туннелю на мотоцикле, да так и не возвратился. Военные рискнули пройти по туннелю километров 10 и обнаружили несколько ранее неизвестных входов.

Позднее в лабиринт спускались и другие группы военных. Они обнаружили железнодорожные колеи, кабели для подачи электроэнергии, множество ответвлений, причем замурованных, и многое другое. По словам капитана Черепанова, побывавшего в «Логове», «это был рукотворный подземный мир, являющий собой прекрасную реализацию инженерной мысли». В нем было все необходимое для автономной жизни на протяжении многих лет. Черепанов с группой военных спускался в подземелье через дот по стальным винтовым лестницам. При свете кислотных фонарей они вошли в подземное метро. «Это было именно метро, так как по дну тоннеля проложена железнодорожная колея. Потолок был без признаков копоти. По стенам - аккуратная расшивка кабелей.

Как видно, локомотив здесь двигала электроэнергия… Начало тоннеля находилось где-то под лесным озером. Другая часть была устремлена на запад - к реке Одер. Почти сразу нашли подземный крематорий. «Возможно, именно в его печах сгорели останки строителей подземелья», - говорил Черепанов.

Стало известно, что как высота, так и ширина ствола подземного метро составляют примерно три метра. Его стены и потолок выполнены из железобетонных плит, пол выложен прямоугольными каменными плитами. Горловина плавно опускается и ныряет под землю на глубину в 50 метров. Тут туннели разветвляются и пересекаются, имеются транспортные площадки-развязки. Главная магистраль шла в западном направлении. Потому предположили, что, возможно, она проходит под Одером. Ведь до него от Кеныиицы всего 60 км. Куда она идет дальше и где ее конечная станция - трудно было даже представить. Возможно, лабиринт был связан с заводом и стратегическими подземными хранилищами, находящимися в районе сел Высока и Пески, которые расположены в двух-пяти километрах западнее и севернее озера Кшива.

Интересно, что на его дне в ясную погоду возможно разглядеть нечто, похожее на люк. Его называют «глазом преисподней». Вероятно, люк был сделан для того, чтобы лабиринт в случае необходимости можно было затопить, при этом очень быстро. Но если люк до сего дня закрыт, то значит, что им не воспользовались в январе 1945 года. Следовательно, можно предположить, что подземный город не был затоплен, а только «законсервирован до особого случая». Что хранят и чего ждут его горизонты и лабиринты?

По свидетельству бывшего начальника штаба бригады, полковника П. Н. Кабанова, в скором времени после первого обследования лагеря в Кеныиицу специально приехал командующий Северной группой войск генерал-полковник П. С. Маряхин, который лично спускался в подземное метро. После его посещения и многочисленных обследований специалистами у военных стало складываться новое видение этой необычной по своим масштабам военной загадки. Согласно инженерно-саперному заключению, было обнаружено и обследовано 44 км подземных коммуникаций.

Историю создания подземного города хорошо знал житель Мендзыжеча доктор Подбельский, которому в 1980-х годах было около 90 лет. Этот страстный краевед в конце 1940-х - начале 1950-х годов в одиночку, на свой страх и риск, через обнаруженный лаз неоднократно спускался под землю. Он говорил, что в особенности активно строительство лагеря вели с 1933 года. А в 1937 году сюда из Берлина приезжал сам Гитлер, и - самое любопытное - прибыл он якобы по рельсам секретной подземки. Фактически с этого времени подземный город считался сданным в пользование вермахта и СС.

Немало объектов военного времени сохранилось и на поверхности, вокруг озера. Среди них руины стрелкового комплекса и госпиталя для элитных войск СС. Все они возводились из железобетона и огнеупорного кирпича. Но главными объектами являются мощные доты. Когда-то их железобетонные и стальные купола были вооружены крупнокалиберными пулеметами и пушками, оборудованы механизмами полуавтоматической подачи боеприпасов.

Под метровой броней этих колпаков на глубину до 30–50 м уходили подземные этажи, в которых находились спальные и бытовые помещения, склады боеприпасов и продовольствия, узлы связи. Подступы к дотам были надежно прикрыты минными полями, рвами, бетонными надолбами, колючей проволокой и инженерными ловушками. От бронированной двери внутрь дота вел мостик, который в случае необходимости мог опрокинуться под ногами непосвященных, и они неминуемо рухнули бы в глубокий бетонный колодец под ним.

Очевидно, исследование лабиринта «Лагеря земляного червя», этой «дороги в ад», способно преподнести еще немало сюрпризов. Но для этого необходимы большие средства. Тратить же их, скорей всего, не хочет ни Польша, ни Германия, ни Россия. Кроме того, наверняка существуют причины и стратегического характера. А малочисленные и плохо оснащенные группы исследователей-любителей не в состоянии осуществить серьезную разведку.

Это дает почву для утверждений, что лабиринт тянется вплоть до Берлина, что он является одним из объектов, где нацисты старались создать атомное оружие, а его туннели хранят сокровища Третьего рейха, награбленные по всему миру. Некоторые исследователи полагают, что именно в лабиринтах «Лагеря дождевого червя» скрыта знаменитая «Янтарная комната». Вероятно, что в архивах Германии сохранились какие-то документальные следы, а может, и свидетельства строителей и пользователей этого военно-инженерного феномена, но пока о них ничего не известно…