Любишь себя? Самоуважение - гордость.

Любить других, любить себя

Многие женщины пытаются обрести чувство собственного достоинства и поверить в то, что они ценны в глазах Бога. Возможно, приведенные цитаты, как и цитаты в других частях книги, предназначались не только женщинам. Однако они применимы к тем женщинам, которые стремятся понять, как Бог, сотворивший их, относится к ним, и как им самим следует относиться к себе и к окружающим.

Развивать чувство собственного достоинства. — Если мы хотим людям добра, то наш успех в работе с ними будет зависеть от их веры в то, что мы ценим и уважаем их. Проявлять уважение к человеку, борющемуся с грехом, — это верный способ с помощью Христа Иисуса помочь этому человеку восстановить утраченное чувство собственного достоинства. Трудно полностью представить себе, как важно дать человеку шанс, поверив в него (Принципы христианского воспитания, с. 281).

Необходимо уважать самого себя. — Господь наделил каждого из нас чувством собственного достоинства, и этим нельзя пренебрегать. Бог хочет, чтобы мы уважали себя. В наших семьях и в церкви мы слишком часто принижаем чувство собственного достоинства. Не делайте этого. Не делайте этого в наших учебных заведениях и офисах. Господь сказал, что каждое из этих учреждений должно образовывать и воспитывать людей. Учащиеся и сотрудники следуют примеру своих наставников и руководителей. Учитель должен быть образцом для учащегося. Если он хочет, чтобы молодые люди его уважали, он должен уважать их (Бюллетень Генеральной Конференции, 1901, 25 апреля).

Богу неугодно, чтобы мы недооценивали себя. — Каждый может жить так, чтобы получать одобрение и благословение Бога. Вы можете каждый час пребывать в общении с Небом; Отец Небесный вовсе не хочет, чтобы вы осуждали себя и оставались во тьме. Богу неугодно, чтобы вы недооценивали себя. Вам надо развивать чувство собственного достоинства, живя в гармонии со своей совестью и перед людьми, и перед ангелами. Истинное смирение выражается не в том, чтобы ходить с опущенной головой и все время думать только о себе и своих грехах. Вы можете прийти к Иисусу и очиститься, чтобы стоять перед Его законом без стыда и угрызений совести. «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу». Хотя мы не должны думать о себе больше, чем положено, Слово Божье не порицает законного чувства собственного достоинства. Будучи сыновьями и дочерьми Бога, нам надо обладать внутренним достоинством, которому чужды гордыня и самопревозношение (Ревью энд Геральд, 1888, 27 марта).

Совет человеку, утратившему чувство собственного достоинства. — Иисус любит тебя, и Он послал мне весть для тебя. Его бесконечно чуткое и большое сердце тоскует по тебе. Он шлет тебе весть, чтобы ты освободился из вражеских сетей. Ты можешь вернуть себе чувство собственного достоинства и считать себя не побежденным, а победителем благодаря облагораживающему влиянию Духа Божьего. Возьми Христа за руку и не отпускай ее (Медицинское служение, с. 43).

Гневные слова приводят к потере чувства собственного достоинства. — Какой урон семье наносят вспышки гнева! Вспыльчивые слова порождают такой же ответ. Они провоцируют человека на ответный гнев и самооправдание, но тем самым человек надевает себе на шею тяжелое, ненужное ярмо, ибо все злобные слова вернутся к нему в виде зловещей жатвы. Люди, произносящие такие слова, будут испытывать стыд, потеряют уверенность в себе и лишатся чувства собственного достоинства. Они будут терзать себя угрызениями совести за несдержанность. Насколько лучше никогда не произносить подобных слов! Насколько лучше иметь в сердце елей благодати, не обращать внимания на провокации и все переносить с христианской кротостью и великодушием (Ревью энд Геральд, 1891,19 мая).

Чувство собственного достоинства, смирение и успех в Божьем деле. — Мой брат, трудясь на ниве Божьей, ты будешь оказываться в самых разных обстоятельствах, требующих хладнокровия и самообладания, но они будут развивать у тебя способность приспосабливаться к изменяющимся условиям. Тогда ты не попадешь в затруднительные положения. Тебе не следует слишком принижать способность делать все от тебя зависящее в различных ситуациях повседневной жизни. Как только ты обнаружишь недостатки в своей работе, немедленно принимайся за их исправление. Не надейся, что другие будут исправлять твои промахи, и не относись к этому равнодушно, как будто от тебя здесь ничего не зависит Не думай, что себя нельзя изменить. Приложи силы для исправления этих недостатков, чтобы стать совершенным во Христе Иисусе, не испытывая недостатка ни в чем (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 505).

Уважайте и любите друг друга. — Если мы будем постоянно думать о недобрых или несправедливых поступках других людей, то не сможем любить их так, как Христос возлюбил нас. Но когда наши мысли сосредоточатся на чудесной любви и сострадании Христа к нам, мы сумеем проявлять тот же дух в своем отношении к ближним. Мы должны любить и уважать друг друга независимо от ошибок и недостатков, которые не можем не замечать. Необходимо развивать смирение и скромность, воспитывая в себе терпеливое и снисходительное отношение к ошибкам других. Это истребит мелочное себялюбие и сделает нас великодушными и благожелательными (Путь ко Христу, с. 121).

Христиане обязаны развивать у себя чувство собственного достоинства. — Молодежи надо ставить перед собой самые высокие цели в жизни. Ей следует во всем руководствоваться тем мерилом, которое предложено в Слове Божьем. Это несомненный долг христианина, и это должно быть ему радостно. Развивайте у себя чувство собственного достоинства, потому что Христос выкупил вас как Свое достояние. Успешное формирование правильных привычек, продвижение во всяком добром и благородном деле поможет вам оказывать полезное влияние, которым все будут дорожить. Не живите для себя. Если ваши побуждения чисты и бескорыстны, если вы все время хотите найти для себя какую-то работу, если вы не упускаете случая проявить знаки внима- ния и совершить доброе дело, то тем самым вы бессознательно ставите себе памятник. Это то, к чему Бог призывает всех детей и подростков. Делайте добро, если хотите, чтобы другие вспоминали о вас с благодарностью. Будьте благословением для всех, с кем общаетесь, какие бы неожиданности вам ни приготовила судьба. Детям и подросткам надо понять, какие возможности есть у них. Пусть они своей любовью и добротой, самоотверженными поступками вписывают свои имена в сердца тех, с кем оказываются рядом (Молодежный руководитель, 1901, 7 февраля).

Все должны обладать чувством собственного достоин-ства. — Наши взгляды должны формироваться не людьми. В глубине души надо иметь твердую убежденность в том, что форма и обряды — ничто без Христа. Он есть Альфа и Омега. Истина — это единственная защита души. Нам надо ежедневно подкреплять свои убеждения смиренной, искренней молитвой и чтением Слова. Хотя у каждого из нас есть своя индивидуальность и нам всем надо твердо придерживаться своих убеждений, мы должны считать эти убеждения Божьей истиной и надеяться на то, что нам удастся сохранить их с Божьей помощью. Если мы не будем тверды, то очень быстро потеряем их.

Надо быть уверенными в себе; все должны иметь чувство собственного достоинства; но необходимо также пом-нить, что мы — Божья собственность, что наше тело, душа и дух куплены дорогой ценой. Мы должны оберегать свой организм и поддерживать его в наилучшем состоянии, чтобы прославлять Бога. Каждый день надо смазывать свой организм елеем благодати, чтобы он работал при легком прикосновении Бога, без трения. Уповать на себя, хвалиться, словно мы сами себя сотворили и искупили, — значит бесчестить Бога. Человеческая мудрость вне связи с Богом окажется безумием и приведет к замешательству и недоумению. Нам надо облечься во все Божьи доспехи. Нашей надежной защитой является святое влияние Спасителя, Который любит и оберегает нас. Только Он может служить надежным щитом против сатанинских козней (Материалы 1888 г., с. 1626).

Уважайте себя, потому что вы куплены дорогой ценой. — Ощущение вины надо оставить у подножия Гол-гофского креста. Постоянное сознание своей греховности отравляет источники жизни и истинного счастья. Иисус говорит нам: возложи все это на Меня; Я забираю твои грехи и дарую тебе мир. Не отказывайся впредь от чувства собственного достоинства, потому что Я выкупил тебя ценой собственной крови. Ты Мой. Я укреплю твою слабую волю и освобожу тебя от угрызений совести за совершенные грехи (Рукописи, т. 9, с. 305).

Ободряющее письмо

Написано Марте Бордье, которая страдала от недоверия к себе, отчаяния, уныния и сознания собственной бесполезности.

Дорогая сестра Марта! Мы приехали сюда (Трамелен, Швейцария) в прошлую пятницу, и Господь дал мне несколько добрых предзнаменований. Я непринужденно проповедовала перед нашими братьями и сестрами на Мал. 4:6. Господь обращался моими устами к сердцам присутствовавших в зале. Авель Генин, который долгое время пребывал в унынии и не принимал участия в собраниях, не выдержал и исповедал свою неправоту, свое безразличие и разочарование. Он сказал, что больше не намерен оставаться в таком состоянии, но восстановит согласие с Церковью и будет исполнять свой долг в страхе Божьем. Когда он говорил, слезы бежали по его лицу. Его мать, которая не была членом Церкви и имела сильные предубеждения против американцев, впервые заговорила на этом собрании и возвестила доброе свидетельство.

Молодой человек, пекарь, работавший у Оскара Рота, смиренно исповедовался. Дух Господень и Его умиляющее влияние в самом деле ощущались на нашем собрании. После его окончания мы совершили молитву в доме брата Рота о сыне брата Генина. Когда я молилась, меня переводил брат Йохан Виллюмьер. Благословение Господне сошло на нас, и молодой человек со слезами пожал руки своим сестрам и исповедал свои прегрешения. Это было прекрасное время…

Я мысленно переношусь к тебе, Марта, в Торре Пеллиция (Италия). Я считаю, что вам с мужем надо посетить собрание конференции. Мы хотим видеть вас, хотим чтобы вы полностью доверяли дорогому Спасителю. Он любит вас. Он отдал за вас Свою жизнь, потому что ценит ваши души. Недавно мне приснился сон. Я шла по саду, и вы были рядом. Ты то и дело говорила: «Смотри, какой некрасивый куст, какое уродливое дерево, какая жалкая, чахлая роза! Это огорчает меня, потому что мне кажется, что они символизируют мою жизнь и мое положение перед Богом». Мне показалось, что чья-то величественная фигура прошествовала перед нами, и этот незнакомец сказал: «Собирай розы, лилии и гвоздики; не обращай внимания на колючки и некрасивые кусты и не уязвляй душу, которую Христу угодно сохранять».

Я проснулась, потом заснула опять, и мне снова приснился этот сон. Я проснулась и снова заснула, и тот же сон приснился мне в третий раз. Поэтому я хочу, чтобы ты вняла этому предостережению и освободилась от своего недоверия, беспокойства и страхов. Не смотри на себя и на своего мужа — смотри на Иисуса. Бог говорит тебе ободряющие слова: прими их близко к сердцу и ходи не верою, а видением. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1).

Иисус поддерживает тебя Своей рукой. Он не допустит, чтобы враг одолел тебя. Иисус дарует тебе победу. Он обладает добродетелями и праведностью. Ты можешь искать эти качества в себе и отчаиваться из-за того, что их нет. Но они есть у Иисуса, и Он даст их тебе по вере, потому что ты любишь Бога и соблюдаешь Его заповеди.

Не слушай сатанинской лжи, но вспоминай Божьи обетования. Собирай розы, лилии и гвоздики. Говори о Божьих обетованиях с верой. Уповай на Бога, потому что Он — твоя единственная надежда. Он — и моя единственная надежда. Я изо всех сил борюсь с искушениями сатаны, который пытается вогнать меня в уныние, и не хочу уступать ему ни дюйма. Я не хочу давать сатане преимущество над своим разумом или телом.

Если ты будешь смотреть на себя, то увидишь только слабость. Там нет Спасителя. Ты обретешь Иисуса, когда перестанешь смотреть на себя. Ты должна взирать на Него и жить; смотри на Того, Кто стал грехом за нас, чтобы мы очистились от греха и приняли Его праведность.

Марта, не смотри на себя, но взирай на Иисуса. Говори о Его любви, о Его благости, о Его силе, потому что Он не попустит тебе быть искушаемой сверх сил. Во Христе наша праведность. Иисус восполняет наши недостатки, потому что понимает, что мы не можем сделать это сами. Молясь о тебе, я вижу мягкий свет, исходящий от протянутой руки, чтобы спасти тебя. Наша уверенность основана на словах Бога. Мы твердо опираемся на них. Мы любим истину. Мы любим Иисуса. Чувства не могут служить доказательством Божественного неодобрения.

Твоя жизнь драгоценна в глазах Бога. У Него есть для тебя служение. Пока ты не знаешь, какое именно, но постарайся довериться Богу без ропота и сомнения, чтобы не огорчать дорогого Иисуса своим недоверием. Возьми Его за руку, которую Он протягивает тебе с небес, чтобы вселить в тебя уверенность. Какую нежную любовь проявляет к нам Иисус! Библейские обетования — это гвоздики, розы и лилии в саду Господа.

О, как много людей идет темной тропой и смотрит на все самое неприглядное и некрасивое, тогда как стоит им сделать всего один шаг — и они окажутся среди прекрасных цветов. Им кажется, что у них нет права называть себя детьми Божьими и претендовать на евангельские обетования, потому что они не имеют доказательств того, что приняты Богом. Они испытывают мучительную борьбу, как Мартин Лютер, который долго казнил себя, прежде чем принял праведность Христа.

Многим кажется, что они могут прийти к Иисусу только так, как тот мальчик, одержимый бесом, который бросал его на землю и терзал, пока его вели к Спасителю. Такие испытания и столкновения не являются необходимыми. Ричард Бакстер огорчался из-за того, что не шел путем борения и самоуничижения, который ему казался неизбежным. В конце концов ему удалось разрешить эти внутренние противоречия и обрести мир в сердце.

Тебе не нужно самой нести бремя, потому что ты — собственность Христа. Он крепко держит тебя в Своих вечных объятиях. Твоя жизнь не была грешной в общепринятом смысле этого слова. По совести ты избегаешь неправедных поступков, следуешь внутреннему принципу всегда избирать правду, и теперь тебе надо отвернуться от шипов и колючек и посмотреть на цветы.

Пусть твой взор будет устремлен на Солнце праведности. Не представляй себе своего дорогого, любящего, небесного Отца тираном, но любуйся Его нежностью, сочувствием, безмерной любовью и великим состраданием. Его любовь сильнее материнской любви. Мать может забыть дитя свое, но Я не забуду тебя, говорит Господь. Дорогая моя, Иисус хочет, чтобы ты доверяла Ему. Я искренно молюсь о том, чтобы Он даровал тебе Свое благословение.

Ты унаследовала склонность впадать в уныние, но тебе надо все время развивать у себя надежду. Ты унаследовала от отца и матери необычайную скрупулезность, а от матери также склонность скорее недооценивать, чем переоценивать свои успехи. Одно слово может лишить тебя душевного покоя, тогда как человека другого склада может вывести из равновесия только суровое порицание. Будь ты уверена, что помогаешь людям, ты с радостью несла бы это бремя, каким бы тяжелым оно ни было, но при этом все равно бы мучилась из-за того, что ничего не делаешь или делаешь очень мало.

Самуил, служивший Богу с детских лет, нуждался в совершенно другом воспитании, нежели человек упрямый и своевольный. В детстве у тебя не было вопиющих пороков, хотя ты и допускала ошибки, свойственные всем людям. Господь открыл всю суть проблемы. Я знаю тебя гораздо лучше, чем ты сама. Бог поможет тебе победить сатану, если ты просто доверишь Иисусу вести эти суровые сражения, которые сама никогда не сможешь вести из-за ограниченности сил и возможностей.

Ты любишь Иисуса, и Иисус любит тебя. Тебе надо просто терпеливо уповать на Него и все время говорить: Господи, я твоя. Всем сердцем положись на Иисуса. Внутренняя радость не является доказательством твоей принадлежности Христу. Твоим свидетельством могут быть только слова: так говорит Господь. Верой я возлагаю тебя, моя дорогая сестра, на грудь Иисуса Христа.

Прочти следующие строки (из гимна «Иисус любит меня») и применяй эти принципы к своей жизни:

«Нет прибежища другого,

Ты — единственный оплот;

Не бросай меня в сей жизни!

Утешай и ободряй;

На Тебя лишь уповаю,

Только Ты помощник мой;

Обрести хочу защиту

Я под сенью Твоих крыл.

Благодать Твоя обильна —

Все грехи мои простит;

Пусть целительные реки

Очищают изнутри.

Ты — источник жизни всей,

Дай насытиться Тобой;

В моем сердце поселись

И введи в Свой вечный край».

Я написала это письмо в двух экземплярах, чтобы один послать тебе, но подумала, что тебе будет трудно его читать. Поэтому я отложила его и не послала к Новому году, как хотела. Думаю, ты сможешь прочесть его, поднеся к свету (Письмо 35,1887 г.).

Марта Бордье была младшей сестрой Джорджа И. Батлера, видного деятеля Церкви адвентистов седьмого дня. Сначала она вышла замуж за Уильяма Анд-рюса, брата Дж. Н. Андрюса. У них родилось трое детей, среди которых была Эдит Андрюс, умершая от туберкулеза в раннем детстве. В 1884 г. А. К. Бордье отправился в Европу, и Марта, овдовевшая к тому времени, вышла за него замуж. Они вместе трудились в Италии.

Самооценка формируется из наших мыслей, переживаний и отношения к себе. Преимущества здоровой самооценки - психическое благополучие, уверенность в себе, стойкость, уважение других. Про то, какую самооценку можно признать здоровой и сбалансированной, и как важно сохранить этот баланс, читайте в нашей статье.

Самооценка – это ваше общее мнение о себе: то, как вы честно думаете о своих способностях. Если у вас здоровая самооценка, вы чувствуете себя уверенно и видите себя в качестве человека, заслуживающего уважения других. Если у вас низкая самооценка, вы невысокого мнения о своих способностях и идех. Вы постоянно беспокоитесь о том, что "недостаточно хороши".

Даже многие взрослые люди могут извлечь выгоду из повышения самооценки. Для того, чтобы повысить самооценку, надо развивать здоровое чувство собственного достоинства.

Факторы, которые формируют самооценку и влияют на нее

Самооценка начинает формироваться в раннем детстве. Факторы, которые могут повлиять на самооценку включают в себя:

  • Ваши собственные мысли и восприятие.
  • Как другие люди реагируют на вас.
  • Опыт в школе, на работе и в обществе.
  • Болезни, инвалидности или травмы.
  • Культура.
  • Религия.
  • Роль и статус в обществе.

Отношения с близкими людьми - родителями, братьями и сестрами, сверстниками, учителями, и другие важные контакты особенно важны для самооценки. Многие мнения и верования, которых вы придерживаетесь сегодня, отражают посылы, которые вы получили от этих людей давным-давно.

Если ваши отношения с близкими здоровые и были таковыми всегда, вы получили в подарок от них в целом положительную обратную связь, и, скорее всего, ваша самооценка здоровая. Еслиже вы получали, в основном, отрицательную обратную связь - вас часто критиковали, дразнили или сравнивали с другими, то вы, скорее всего, сейчас боретесь с низкой самооценкой.

Тем не менее, ваши собственные мысли оказывают наибольшее влияние на чувство собственного достоинства. И эти мысли в ваших силах изменить. Если вы склонны сосредотачиваться на своих слабостях или недостатках, вы можете научиться по-новому сформулировать прежде негативные мысли, и вместо этого сосредоточиться на своих положительных качествах.

Диапазоны самооценки

Самооценка имеет тенденцию колебаться с течением времени, в зависимости от обстоятельств. В целом, однако, чувство собственного достоинства остается в диапазоне, который отражает то, как вы относитесь к себе. Рассмотрим, как распознать крайности, а также найти здоровый баланс где-то посередине.

Слишком высокая самооценка (эгоцентризм, самовлюбленность, нарциссизм, мания величия)

Если вы оцениваете себя более высоко, чем это делают другие, вы, возможно, страдаете завышенной самооценкой. Если у вас присутствует завышенное чувство собственного достоинства, вы часто чувствуете себя выше, лучше, умнее окружающих. Такие чувства могут привести к тому, чтобы вы станете высокомерным или будете потворствовать собственным слабостям, верить, что заслуживаете особые привилегии.

Низкая самооценка

Если у вас низкая или отрицательная самооценка, вы невысокого мнения о себе. Вы сосредоточиваетесь лишь на своих очевидных недостатках и ошибках, не замечая навыки, умения и способности. Вы считаете, что другие более способны, умны или успешны. Вы можете быть не в состоянии принимать комплименты или положительную обратную связь, втайне считаете себя недостойным чьей-либо любви и уважения.

Здоровое чувство собственного достоинства

Здоровая самооценка лежит между этими двумя крайностями. Это значит, у вас сбалансированное, точное представление о себе. Например, вы хорошего мнения о своих способностях, но признаете свои недостатки. Когда вы поймете собственную ценность, вы сможете должным образом принимать уважение других и не допустите, чтобы с вами обращались плохо.

  • Активно выражаете и отстаиваете свои потребности и мнения, за что уважаемы другими.
  • Способны построить здоровые и честные отношения.
  • Реалистичны в своих ожиданиях и редко чрезмерно критично оцениваете себя и других.
  • Более гибки в состоянии стресса и неудачи, легче переносите неприятности.
  • Реже испытываете такие негативные чувства, как безнадежность, бесполезность, вина и стыд.
  • Менее склонны к развитию психических заболеваний, таких как расстройства пищевого поведения, наркомания, депрессия и т. д.

Самооценка затрагивает практически все аспекты нашей жизни. Поддержание здорового, реалистичного взгляда на себя просто необходимо для успешной полноценной жизни.

- Самоуважение и гордость

Можно ли считать ГОРДОСТЬ положительным качеством. В законе Божьем гордыня обозначена смертным грехом. Гордыня – это чрезмерная гордость, но мера здесь несущественна.
Чем должен и может гордиться человек? Что такое ГОРДОСТЬ вообще? Все эти вопросы кажутся такими простыми, если на них отвечать с точки зрения индивидуального понимания или стереотипа, но мы с вами должны во всем разбираться объективно, то есть с точки зрения разума. Вспомним пару самоуверенность – самодовольство, в ней мы говорили, что
для личности не должно быть таких заслуг, которыми можно было бы козырять перед людьми и хвастаться. Ведь все изобретения личности создаются для людей, для всего общества, поэтому требовать к себе особого отношения из-за совершенных заслуг, делает наши заслуги не абсолютными. Ведь если мы требуем за успех награду, значит, успех достигался ради наград. Личность не должна допускать такое понимание окружающих своего смысла. Стремление к совершенству – это путь, которому нет конца. ГОРДОСТЬ – это, по словарям - чувство собственного достоинства, самоуважение, а также чувство удовлетворения своими успехами и чувство высокомерия. Мы должны здесь отделить понятие САМОУВАЖЕНИЕ, потому, что оно не содержит эгоизма, в отличие от всех остальных понятий. Человек уважает себя за достойные поступки, совершенные для людей и общего блага, а также за то, что у него есть достоинство, если, конечно оно является таковым. Достоинство содержит скромность, которая является безусловной его частью. Мы говорили, что скромность – это осознание своего равенства со всеми людьми, независимо от каких-либо различий. Зачем тогда нужна ГОРДОСТЬ? Если человек ГОРДИТСЯ тем, что он имеет определенную национальность и связанную с ней культуру и историю, то его ГОРДОСТЬ – заблуждение. Она порождает распри и войну, основанную на неприязни и раздражении к другим народам. Раз это так, значит в национальной ГОРДОСТИ нет смысла.
Если человек решил, что можно ГОРДИТЬСЯ своей верой, то это вновь породит несогласие с другими вероисповеданиями и соответственно неприязнь религиозную, которая является особым видом безумия. Если ГОРДОСТЬ считать просто САМОУВАЖЕНИЕМ, тогда в ней есть смысл, однако ГОРДОСТЬ – это нечто большее, то есть, потеряна мера и мозг может посчитать, что разумом можно тоже гордиться. А это не так. Разум нужно просто иметь и не терять его, тогда он будет оставаться идеальным мышлением и абсолютной категорией. Разум – это не часть достоинства, это всего лишь способ мышления, который был бы к лицу любому человеку. Если вдруг кто-то начнет гордиться тем, что у него есть разум, он сразу этим поступком уйдет снова в логику. Потому, что может кажется и логичным, что человек с идеальным мышлением достоин признания общества, однако мы согласимся, что это да – логично, но не разумно. Мы здесь будем говорить, что разум – это такой же способ мышления, как и логика, только без заблуждений. Вообще человеку нужна ГОРДОСТЬ для признания другими людьми, то есть, если мы ждем от кого-то признания, значит сами в себе не уверены. Мы ищем опоры и поддержки в чужих глазах? Тогда какое же это идеальное мышление? Когда мозг знает истину, ему не нужна ничья поддержка и ничье признание. То же можно сказать и о памяти будущих поколений. Люди устанавливают памятники своим героям и великим умам в своих городах, но приходят новые поколения и прославляют своих пророков, они рушат созданное ранее.
Благодарностью для человека разумного будет вовсе не признание разума, а оберегание его. Поэтому памятник не имеет смысла, ибо все предается забвению. Человек абсурден. Мы молимся на мертвых и боготворим их книги, потому что не можем написать красивее их, умнее их и великолепнее их. Мы держимся за их науку, которая вся лжива. Она не дает истины. Она дает лишь разрушения. Великие ученые заблуждались, когда считали прогрессом научно-технический прогресс. Из-за него мы получили деградацию личности. Самый разумный прогресс – это духовный прогресс или прогресс мышления. Поэтому их труды будут переосмыслены, многие забыты, как бессмысленные.
Память – это понятие не времени, а контекста. Сегодня наши страны уставлены каменными истуканами, которые мы навязываем в сознание будущим поколениям. Памятники рушить – это, конечно безумие, но нужно четко определять, кто есть кто, и на каком основании он украшает ту или иную площадь и вызывает благоговение у следующих поколений. Если мы будем обсуждать ГОРДОСТЬ человека в контексте общения с другими людьми, то нужно разобрать ситуацию. Родители указывают сыну с кем ему общаться. Они считают, что он должен выбирать людей, с которыми идти по жизни, а не водиться с кем попало. В их словах мы видим высокомерие, предвзятое отношение к людям, которое является основой их стереотипа. Они аргументируют свои требования тем, что их сын должен иметь ГОРДОСТЬ, то есть уважать себя и поэтому искать людей достойных себя. Здесь они перепутали все понятия, поэтому их сын может вырасти эгоистом. Личность – это тот, кто ведет за собой всех людей. Как мы будем помогать людям, если мы избегаем общения с ними. Если кто-то заблуждается и теряет достоинство, задача личности находить способы убеждения, чтобы направить этого человека на путь истины. Другое дело родители боятся, что их сын сам может сбиться с истинного пути, это уже будет недостаток их воспитания. А здесь гордиться уже нечем. То же самое можно сказать о ГОРДОСТИ девушки, которая считает ниже своего достоинства
Разговаривать с иным человеком, на том основании, что тот недостойно себя ведет. Если он ведет себя недостойно, нужно иметь острый ум и быть находчивой, это значит, не осуждая человека указать на его эгоистические качества и намерения и призвать к разуму. Нужно пробуждать в каждом человеке тот свет, который он скрывает за пеленой грубости и цинизма, а не ожесточать его характер и ум.

Мы здесь указали понятие самооценка, потому, что если у человека есть разум, то он способен сам разобраться и оценить себя и свои поступки. САМОУВАЖЕНИЕ должно появиться тогда, когда человек добьется результатов в контексте своей деятельности. Если результатов нет, значит уважать себя не за что, как нет и причин ждать уважения от других людей. Надменность, гордость и спесь именно и появляются после того, как человек бессилен, что-либо разумного сделать. Чувства недовольства и раздражения к другим людям, которые якобы вас не понимают, станут основой нашей спеси. И тогда нам останется лишь ГОРДИТЬСЯ своей исключительностью и презирать весь мир, катящийся в пропасть, равнодушно провожая его своим надменным взглядом. Человек до сих пор не знает за что он может себя уважать, потому что он путает еще и понятия уважение – страх и уважение – сочувствие. Если предприниматели решили уважать друг друга за красивые брюки и роскошный автомобиль, то кого уважать милиционеру с их точки зрения? Тех людей, которые за красивые брюки готовы не только уничтожить всех предпринимателей, но и вообще всех, кто под руку попадется. Ученые решили гордиться своими дипломами. Пусть теперь они возьмут и выяснят, какой из дипломов действительно отражает ум, а какой отражает кошелек родителей соискателей мест в науке и продажность их коллег. САМОУВАЖЕНИЕ человека – это разумность его поступков и устремлений, которые утверждают его в обществе как личность. Но научить другого человека уважать себя невозможно, не научив его уважать других людей. Здесь мы говорим, что самоуважение является категорией сознания, а гордость чувств, которые требуют показать всем свои заслуги и успехи. Если успехи действительно заслуживают всеобщего обозрения, то их увидят сразу, и они вызовут зависть. Поэтому разумный, уважающий себя человек спокойно указывает другим, как достичь взаимопонимания и согласия среди всех народов, он несет знания другим людям.

Самооценка играет большую роль, в том, как вы относитесь к самому себе, а также в том, что происходит в жизни. Самооценка может казаться современным, даже светским понятием, и многие могли бы подвергнуть сомнению имеет ли она место в исламе. В конце концов, ислам учит смирению, а не высокомерию, и казалось бы, чем меньше самооценки, тем лучше. Но в то время как хадисы осуждают высокомерие, они подчеркивают важность здорового чувства собственного достоинства.

В исламской этической теории, как высокомерие, так и низкая самооценка являются двумя сторонами одной медали, став результатом гнева. Излишняя злость может привести к одержимости или высокомерию. Но и излишняя мягкость может стать причиной ненависти к самому себе или робости. Некоторые люди страдают от обоих. В ситуациях, когда они под контролем, они деспотически и высокомерно властвуют над другими из-за внутреннего чувства позора. Однако в ситуациях, когда они менее уверены в себе, они могут проявлять глубокое чувство незащищенности так, что избегают психологически тяжелых для себя ситуаций, тем самым ограничивая себя в жизни.

С религиозной точки зрения, самооценка имеет неоценимое значение. Но как отличить чувство собственного достоинства от высокомерия? Абу Зарр однажды спросил Святого Пророка (мир ему), является ли высокомерием хотеть хороших вещей для себя. Святой пророк (мир ему) ответил, что это не является высокомерием, высокомерие - это, скорее, когда мы рассматриваем нашу честь более достойной, чем у других людей, или нашу кровь более ценной крови других людей. Он также предупредил, что любой человек хоть с пылинкой высокомерия в сердце не войдет в Рай без покаяния. Но, несмотря на эти предупреждения, люди часто предполагают, что они больше заслуживают благословения Аллаха из-за своей культуры, национальности, языка, имущества, социального класса, происхождения, профессии или уровня образования. Такой способ мышления является тяжким грехом, эти аспекты также ложные основания для самоуважения. Те, кто ценят себя, прежде всего, из-за внешних факторов - таких, как богатство – на самом деле, не имеют истинного достоинства, так как самоценность должна исходить изнутри.

Внешние факторы могут повлиять на наше внутреннее чувство достоинства. Жизненные достижения могут заставить нас уважать себя больше, а отсутствие достижений может привести к обратному. По этой причине, Ислам подчеркивает важность труда не только, чтобы люди не обременяли общество, но и развивали чувство собственного достоинства. Так, как мы относимся к себе, влияет на то, как относятся к нам окружающие и на то, как мы ведем себя. Человек с чувством собственного достоинства не будет опускаться до совершения аморальных действий. Чувство достоинства важно как для мужчин, так и женщин - так как люди, которые уважают себя, не унижают себя неуважительными отношениями. Самоценность, как правило, связана с контролем своих желаний.

Но, несмотря на отношения между внешними делами и внутренним достоинством, самоуважение не может прийти только из внешних достижений. Некоторые люди становятся очень успешными в обществе и все же, внутри себя испытывают не любовь к себе. Хотя мы и должны стремиться к позитивным достижениям, мы не можем полагаться на других людей, чтобы они дали нам самооценку, если нам не хватает чувства собственного достоинства, мы в конечном итоге отказываемся верить в их похвалу. Что еще более важно, мы должны помнить, что в любой момент мы можем потерять «внешние» достижения.

Мы можем потерять работу, дом, популярность, семью, или здоровье. Поэтому, опираться на мирское крайне опасно, тем более, что Аллах часто испытывает нас, отнимая у нас то, к чему мы наиболее привязаны. Потеря мирского может быть особенно сложным для человека с низкой самооценкой, так как это заставляет человека столкнуться с самим собой. В то время как некоторые люди в ладах с самим собой, другие делают все возможное, чтобы избежать самих себя и обращаются к другим отвлекающим факторам. «Я» может стать источником боли, особенно если кто-то страдает от ненависти к себе или испытывает потерю или горе. Тем не менее, иногда - например, во время болезни мы остаемся наедине с самим собой и с Аллахом. Если это не случится с нами в этом мире, это, безусловно, произойдет в следующем. Если у нас есть сложные отношения с самими собой, эти моменты становятся еще сложнее. Но если мы в гармонии с самим собой, то жизнь становится спокойной.