Мороз красный нос отрывок из поэмы читать. Поэма - Мороз, Красный Нос! Николай Некрасов! Конспект урока по литературе «Н.А

Строительство этого фонтана началось в июне 2014 г. и уже 30 августа состоялось его торжественное открытие. Мероприятие приурочили ко Дню Независимости РТ. Присутствовал президент Татарстана и большое количество горожан.

Современное программное обеспечение позволяет управлять фонтаном в Парке Горького дистанционно, имея под рукой планшет и выход в интернет. Более 100 управляемых струй, подсвечиваются разными цветами, что позволяет создавать потрясающие водные картины.

Каждой струей управляет отдельный насос, подсветку обеспечивают специальные прожекторы последнего поколения. Фонтан является пешеходным и считается наиболее антивандальным. То есть по нему можно ходить, и конструкция его очень устойчива к внешним воздействиям.

Представления фонтана в Парке Горького сопровождаются классической музыкой в современной обработке. Происходит оно строго по расписанию, с которым можно ознакомиться, прочитав информацию на табличках, расположенных по углам.

В теплое время года, ежедневно проводится несколько светомузыкальных шоу.

Музыкальный фонтан в Парке Горького, Казань, видео:

«Светомузыкальный» фонтан в Парке Горького заиграет новыми красками после ремонта

Специалисты проводят ремонтные работы на «светомузыкальном» фонтане в ЦПКиО им. Горького. Необходимость их проведения стала очевидной, когда после отключения фонтана на зимний период 1 октября, специалистами были найдены дефекты, появившиеся на объекте в ходе эксплуатации.

В частности, обнаружились трещины, нарушение гидроизоляции чаши, просадка чаши фонтана и другие повреждения конструкции. После тщательного обследования фонтана был составлен план работ. В него вошли: замена железобетонной плиты днища чаши фонтана, устройство гидроизоляции чаши, устройство железобетонного парапета чаши и гранитной облицовки, перекладка гранитной облицовки парапета, замена кабелей и конструкций подводной подсветки и светильников. Выяснилось, что дополнительно необходим ремонт насосного оборудования.

В первый день было полностью демонтировано основание фонтана и снято все инженерное оборудование. Специалисты ГБУ «Гормост» залили выравнивающий слой бетона, нанесли новую современную гидроизоляцию. Следующим этапом будет выполнен защитный слой гидроизоляции, после чего поверхность забетонируют. Затем проведут работы по облицовке чаши гранитом. На смену разобранным 400 светильникам придет обновленное оборудование.

«После ремонта немного изменится дизайн струй, но больше поменяется световое оформление. Новые светодиодные платы позволят сделать пучки света ярче, мы сможем подсвечивать большее количество струй, а также зеркало воды, которое раньше не подсвечивалось. За счет высокой скорости работы создается эффект более динамичного свечения. Это быстрая смена цветов, создание оттенков, когда несколько цветов сливаются в одной струе», – сообщил заместитель руководителя ГБУ «Гормост» Олег Машошин.

Работы будут проводиться в ночное время силами бригады из 80 человек и 25 единиц техники. Как утверждает заместитель руководителя предприятия ГБУ «Гормост», в срок до апреля 2019 года все работы будут закончены.

Напомним, «Светомузыкальный» фонтан в ЦПКиО им. Горького был построен в 1980 году к Московской Всемирной Олимпиаде. Площадь его чаши 3 600 кв. метров, длина одной стороны составляет 60 метров. Благодаря современной системе гидравлики, фонтан может функционировать в различных режимах – стационарном, струйно-музыкальном и цветовом струйно-музыкальном. Объем воды в фонтане равен 2 700 куб. метров. Главный водяной гейзер «центральный столб» взмывает вверх на высоту 28 метров. Сопутствующие ему 13 струйных групп образуют «стенки», «колонны», крутопадающие, дугообразные композиции, «арки».

МОСКВА, 13 сен — РИА Недвижимость. Фигурный фонтан в партере Парка Горького традиционно притягивает москвичей и туристов яркой подсветкой, умением "петь" и танцевальными навыками струй. Свою долю славы фонтан получает ежедневно, в отличие от своего "дирижера". Сайт "РИА Недвижимость" узнал, кто круглый год оживляет фонтан и выбирает музыку для светового шоу.

Не все сразу

Пока ранние посетители Парка Горького расслабленно наслаждаются утренней прохладой у Фигурного фонтана, в невысоком бледно-желтом здании по его левой стороне кипит работа. Здесь, в полукруглой комнате с панорамными окнами на партер парка, располагается центр управления фонтаном и заодно пост наблюдения.

Дежурный оператор сосредоточенно щелкает мышкой, задавая параметры высоты и интенсивности струй в специальной программе. Мастер участка ГБУ "Гормост" Виктор Макарович Стоян напоминает: до первого светомузыкального представления осталось всего два часа. До этого времени все оборудование должно быть перепроверено.

В штате "Гормоста" Виктор Макарович уже 20 лет, за это время успел поработать практически на всех фонтанах Москвы от Манежной площади до Поклонной горы. Но к фигурному фонтану в Парке Горького у 81-летнего мастера особенно трепетное отношение — ему в душу он запал еще в студенчестве.

"Конечно, тогда фонтаны были проще, ничего интересного или сложного как гидротехнические сооружения они не представляли. Но даже в то время, москвичи всегда приходили сюда в выходной день, здесь выступали артисты Большого театра, очень любил гулять Леонид Брежнев", — говорит Стоян.

Построенный в 1930-е годы Фигурный фонтан стал светомузыкальным только в 1980 году: техническое оснащение разработала одна профильная немецкая фирма, но для советской эксплуатации оно оказалось не совсем пригодным. Напряжение на подводных конструкциях, включая светильники, достигало 220 вольт. Защита, конечно, тоже была, но в целях безопасности посетителей парка московские специалисты переоборудовали фонтан, снизив показатели до 12 вольт.

С тех пор фонтан не раз модернизировался. Лампы накаливания заменили на прожекторы, в каждом из которых по 420 светодиодов трех разных цветов. Вместо 8 колонок, расставленных по периметру чаши, появились 16 качественных динамиков в центре водной глади. Современные размеры фонтана — 3,6 тысячи квадратных метров вместительностью в 2,6 тысячи кубов воды.

"Чтобы такой фонтан ожил и запел, необходим целый комплекс светотехнических мер. Этим мы и занимаемся каждый день", — отмечает Стоян.

В ритме вальса

Фигурный фонтан работает по стандартному графику для всех московских фонтанов. Сотрудники "Гормоста" запускают его в семь утра, отключение происходит в полночь. Воду в чашу качает специальный насос мощностью в 160 киловатт. Установка стоит в подвальном помещении центра управления фонтаном.

Защиту насоса обеспечивают компрессорные установки. А за безопасностью, рассказывает Виктор Макарович, постоянно следит кто-то из сотрудников. Для этого в подвале установлены камеры наблюдения.

"Оборудование технически сложное, на нас лежит большая ответственность, поэтому за насосом мы следим постоянно. В фонтане вода управляется пневматически, здесь установлено 13 клапанов, которые регулируют высоту и напор струи", — объясняет Стоян.

За направление струй отвечают форсунки, в чаше фонтана их 94 штуки. Все распределены по рядам в зависимости от своей формы: есть "стенки", арочные конструкции и форсунки-лучи. Их запуск и очередность определяется заранее составленной программой и четким расписанием.

Виктор Макарович демонстрирует документ под названием "Технологический режим работы светомузыкального фонтана". Режимов в расписании всего два: гидропластика и музыкальная программа, разрыв между сеансами — от трех до пяти часов.

"С гидропластики мы начинаем каждое утро, это стандартный режим работы фонтана, без света и музыки. Она очень зависит от климатических условий. Если погода безветренная, мы можем сделать струи выше. Если поднимается ветер, и брызги летят на посетителей, высоту необходимо уменьшить. Оператор делает это вручную с помощью специальной программы на компьютере", — объясняет мастер "Гормоста".

Ежедневно фонтан дает пять музыкальных программ, включая одну световую с наступлением темноты. Первое шоу начинается в полдень и длится полчаса. Программу с наложенной музыкой тоже запускают на компьютере, заставляя струи подниматься и опускаться в такт. Специалисты "Гормоста" тоже участвуют в подборе музыки. Сейчас основу фонтанного репертуара из шести музыкальных программ составляют классические вальсы: "Осенний сон", "Амурские волны", "Жестокий романс", "Вальс №2" Шостаковича.

"Для Дня Победы у нас есть подборка военных вальсов, для Дня знаний есть песни про школьные годы. Самое приятное для нас — видеть, как посетители реагируют на музыкальную программу, начинают улыбаться и даже танцевать. Мы хотим приносить людям радость", — говорит с улыбкой Виктор Макарович.

После завершения светомузыкального шоу в 22:55 сотрудники "Гормоста" включают художественную подсветку фонтана, которая горит до самого выключения в полночь. По окончании рабочего дня операторы выходят на осмотр вверенных им объектов. Помимо Фигурного фонтана, в Парке Горького они отвечают за фонтан розарии и "Девушку с кувшином". Стоян отмечает, что за техническим состоянием фонтанов тщательно следят, а все наблюдения фиксируют для дальнейшего усовершенствования работы.

Готовь фонтан зимой

Контролировать работу одного из главных фонтанов столицы несложно, признается Виктор Макарович. Трудности приносит окончание летнего сезона и завершение работы городских фонтанов.

"Каждую зиму мы проводим целый комплекс технических работ. Необходимо полностью обследовать фонтан, обслужить оборудование: звуковые колонки, форсунки. Все сотрудники уже с зимы начинают готовиться к следующему сезону фонтанов", — поясняет Стоян.

Зимой сотрудники "Гормоста" также следят за уборкой снега. Хотя фонтан — гидротехническое сооружение, талая и грязная вода может повредить ему. Пока в партере Парка Горького обустраивается каток, программисты готовят и обкатывают новые музыкальные программы на лето.

"Обслуживание фонтана не прекращается, мы всегда за ним следим. Ведь когда он в хорошем техническом состоянии, мы можем творить настоящее волшебство и радовать москвичей", — заключает Виктор Макарович.

"Мороз, Красный Нос!" Николай Некрасов. 1821-1877

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идёт - по деревне шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Дорога везде чародею,
Чу! ближе подходит седой.
И вдруг очутился над нею,
Над самой её головой!

Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьёт
И сам про себя удалую
Хвастливую песню поёт:

"Вглядись, молодица, смелее,
Каков воевода Мороз!
Навряд тебе парня сильнее
И краше видать привелось?

Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-окияны -
Построю дворцы изо льда.

Задумаю - реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построил народ.

Где быстрые шумные воды
Недавно свободно текли,-
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли.

Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове ледянить.

На горе недоброму вору,
На страх седоку и коню,
Люблю я в вечернюю пору
Затеять в лесу трескотню.

Бабёнка, пеняя на леших,
Домой удирает скорей.
А пьяных, и конных, и пеших
Дурачить ещё веселей.

Без мелу всю выбелю рожу,
А нос запылает огнём,
И бороду так приморожу
К вожжам - хоть руби топором!

Продолжение следует...

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.

Войди в моё царство со мною
И будь ты царицею в нём!
Поцарствуем славно зимою,
А летом глубоко уснём.

Войди! приголублю, согрею,
Дворец отведу голубой..."
И стал воевода над нею
Махать ледяной булавой.

"Тепло ли тебе, молодица?"
С высокой сосны ей кричит.
"Тепло!" отвечает вдовица,
Сама холодеет, дрожит.

Морозко спустился пониже,
Опять помахал булавой
И шепчет ей ласковей, тише:
"Тепло ли?" - "Тепло, золотой!"

Тепло - а сама коченеет.
Морозко коснулся её:
В лицо ей дыханием веет
И иглы колючие сеет
С седой бороды на неё!

И вот перед ней опустился!
"Тепло ли?" промолвил опять,
И в Проклушку вдруг обратился
И стал он её целовать.

В уста её, в очи и в плечи
Седой чародей целовал
И те же ей сладкие речи,
Что милый о свадьбе, шептал.

Продолжение следует...

И так-то ли любо ей было
Внимать его сладким речам,
Что Дарьюшка очи закрыла,
Топор уронила к ногам.

Улыбка у горькой вдовицы
Играет на бледных губах,
Пушисты и белы ресницы,
Морозные иглы в борвях...

Ни звука! Душа умирает
Для скорби, для страсти. Стоишь
И чувствуешь, как покоряет
Её эта мёртвая тишь.

Ни звука! И видишь ты синий
Свод неба, да солнце, да лес,
В серебряно-матовый иней
Наряженный, полный чудес,

Влекущий неведомой тайной,
Глубоко-бесстрастный...Но вот
Послышался шорох случайный -
Вершинами белка идёт.

Ком снега она уронила
На Дарью, прыгн"ув по сосне.
А Дарья стояла и стыла
В своём заколдованном сне...

Отрывок из поэмы "Мороз, Красный Нос"

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Долбунова Елена Владимировна

ГБС (К) ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Учитель русского языка

Тема: Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

Цель: продолжить знакомство учащихся с поэзией Н.А. Некрасова, развитие в детях эмоционально-чувствительного отношения к действительности, закрепить навык правильного, осознанного, выразительного чтения отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» Н.А. Некрасова.

Задачи:

    Изучение отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос».

2. Закрепить навык правильного, осознанного, выразительного чтения отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» Н.А. Некрасова.

3. Обогащать активный словарь учащихся.

4. Развивать поэтический вкус, образное мышление учащихся.

5. Развивать гибкость мыслительных процессов путем использования различных заданий.

6. Развивать связную устную речь учащихся.

7. Развивать зрительное и слуховое восприятие.

8. Воспитывать любовь к Родине, к труду, уважение к женщине.

9. Заучивание отрывка из поэмы наизусть.

Оборудование:

    Портрет Н.А. Некрасова

2. Картины: «Женщина-крестьянка в русском наряде», «Женщина-крестьянка в мордовском наряде»

3. Иллюстрация к поэме

4. Индивидуальные карточки со стихотворением для творческой самостоятельной работы учащихся

5. Толковый словарь С.И. Ожегова

6. Пословицы

7. Наборное полотно

8. Картина «Крестьянка», «Бурлаки на Волге»

9. Фонограммы песен на стихи Н.А. Некрасова

Структура урока

I . Орг. момент

II . Краткое сообщение учеников и учителя о жизни Н.А. Некрасова

III. Чтение учащимися стихов

1. Беседа

2. Выборочное чтение

3. Вывод

V . Новый материал

1. Вводное слово учителя

2. Словарная работа

3. Чтение учителем отрывка поэмы

VI . Физминутка

VII. Работа с текстом

    Чтение по цепочке

    Выборочное чтение

    Работа с картиной «Крестьянка»

    Чтение с выражением отрывка поэмы учащимися

IX . Домашнее задание

X . Итог урока

XI . Прослушивание песен на стихи Н.А. Некрасова

Ход урока

I . Орг. момент

— Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов XIX века. Наш урок посвящен поэзии Н.А. Некрасова.

Главной, основной темой творчества Некрасова всегда была тема крестьянской жизни. Недаром поэта называли певцом народа. О тяжелой безрадостной жизни деревенских тружеников он писал на протяжении всего своего творческого пути. О себе Некрасов говорил: «…Я лиру посвятил народу своему».

II . Краткое сообщение учеников и учителя о жизни Н.А. Некрасова.

Вспомните, что вы знаете о жизни Некрасова.

Н.А. Некрасов родился 10 декабря 1821 года. Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, через три года после рождения сына навсегда поселился в своем родовом ярославском имении Грешнева.

Здесь, в деревне, неподалеку от Волги, среди бесконечных полей и лугов, поэт провел свое детство.

Но здесь же, на этой «благославенной реке», ему довелось испытать первое глубокое горе. Однажды он бродил по берегу в жаркую погоду и вдруг услышал какие-то стоны и вслед за тем увидел бурлаков, которые брели вдоль реки.

Почти пригнувшись головой

К ногам, обитым бечевой…

Рано открылось Некрасову «зрелище бедствий народных». Дома, в родной семье ему жилось очень горько. Его отец был одним из тех помещиков, каких тогда было множество: невежественный, грубый и буйный. Он угнетал всю семью и нещадно бил своих крестьян.

Мать Николая, Елена Андреевна, была образованной женщиной. Она много читала, играла на фортепиано, хорошо пела. Все свое время и любовь мать отдавала детям. Мальчик очень любил свою мать. Умерла она рано. Некрасов посвятил ей несколько стихотворений.

В 1832 году отец отдал двух старших сыновей, Андрея и Николая, в Ярославскую гимназию. Однако закончить гимназию мальчикам не удалось, т.к. отец отказался платить за их обучение. Николай уезжает в Петербург с желанием поступить в университет. К сожалению, его мечта не осуществилась. Не хватило знаний, чтобы хорошо сдать экзамены. Для себя он сделал вывод: надо работать не покладая рук. Некрасов занимается самообразованием: много читает, пишет поэмы и стихи, комедии и сказки, рассказы и повести. У него появляются друзья среди писателей и поэтов.

Тяжелые впечатления детства, страдания крепостных крестьян, непосильный труд бурлаков – все это оставило в душе Некрасова неизгладимый след. Он становится первым народным поэтом.

В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел. Несмотря на болезнь, он не переставал работать. Строчки одного из последних стихотворений Некрасова звучат как его завещание потомкам:

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо всем скажет сердечное

Русский народ…

В своих стихах поэт высказал мысли и чаяния простых людей.

Стихи написаны прекрасным, певучим, замечательно богатым и в то же время очень простым языком. Его стихи переложены на музыку. В стихах Некрасов рассказывает о душевных качествах простого русского человека, умеющего в самых невыносимых условиях делать добро.

III . Чтение учащимися стихов

— Послушайте стихотворения Н.А. Некрасова.

Ученики читают стихотворения Н.А. Некрасова.

IV . Проверка домашнего задания

    Беседа

— В каком стихотворении Н.А. Некрасов рассказывает о женской доле?

(«В полном разгаре страда деревенская…»)

— Какими близкими по значению словами можно заменить слово «доля»?

Выберите (часть, участь, судьба)

наборное полотно

— Что писал поэт о доле русской крестьянки? Узнаем из домашнего стихотворения (1 столбик).

Проверка домашнего задания.

2. Выборочное чтение учащихся

1. Зной

2. Укусы насекомых

3. Порезала ногу

4. Маленький ребенок

Сделайте вывод: В чем тяжесть женского подневольного труда?

— Какой была доля русской женщины? (тяжелой, трудной, радостной)

3 . Вывод

— К чему призывает поэт женщину?

(соберите слово «терпение»)

— Найдите и прочитайте в тексте (7 столбик)

— Тяжелой и трудной была судьба русской женщины-крестьянки, но в XIX веке она не могла быть другой.

— Какое чувство испытывал поэт, написав это стихотворение? (сочувствие – на доску)

Сочувствовать – значит чувствовать одинаково, сострадать

V. Новый материал

    Вводное слово учителя

Доля русской женщины-крестьянки очень волновала поэта, и Некрасов продолжает эту тему в поэме «Мороз, Красный нос». Сегодня на уроке мы будем учиться выразительно читать отрывок из этой поэмы, узнаем о каких чертах русской женщины говорит Н.А. Некрасов.

(Запись темы в тетради)

Поэма «Мороз, Красный нос» была написана в 1863 году. Крепостное право было отменено за 2 года до ее написания, но жизнь крестьян не улучшилась.

    Словарная работа

(запись в тетради)

    Убогая – бедная

    Будни – трудовые дни

    Нужда – нищета

    Воздаяние – награда

    Не сробеет – не испугается

    Хата – дом

    Чтение учителем поэмы

— О ком это стихотворение?

— Правильно, о крестьянке.

VI . Физминутка

VII . Работа с текстом

    Чтение «по цепочке»

    Выборочное чтение

    С кем сравнивает поэт русскую женщину?

    Что говорят про нее? (2 столб.) (Пословица)

    Какой дорогой по жизни они идут? (3 столбик)

— Какими словами поэт воспевает красоту русской женщины? (4 столбик)

— Посмотрите, как была одета русская женщина (картина женщина-крестьянка) (сарафан, кокошник, рубашка, лапти)

— Как была одета мордовская женщина (картинка «Костюм мордвы»)

— Отношение к работе (5 столбик)

Пословица: Труд человека кормит, а лень портит.

    Как отдыхает (6, 7 столбик)

    Смелость и решительность (8 столбик, иллюстр. на стр. 89)

    Что пишет Некрасов о семействе? (9, 10, 11, 12 столбики)

Работа с пословицей

Соберите пословицу:

Хозяюшка в дому, что оладышек в меду.

В народе про чистую прибранную избу говорили: «Не хата, а царская палата».

    Отношение окружающих к русской женщине (12 столбик)

— Как бы вы озаглавили прочитанный отрывок из поэмы? («Крестьянка»)

    Картина «Крестьянка»

Показ картины

Подходит картина к отрывку поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»?

Кого вы видите на этой картине? Что делает крестьянка?

    Чтение поэмы учениками

VIII . Творческая работа учащихся

Каждому ученику раздается листок с 2 столбиками поэмы «Мороз, Красный нос», в которых пропущены слова. Ученик читает стихотворение, вставляя пропущенные слова.

IX. Домашнее задание

Стр. 88-90 чит.; 2 столб. на стр. 88 наиз.

X . Итог урока

    Поэт убежден, что счастье народа в труде.

— В своей поэме Н.А. Некрасов воплотил лучшие черты русской женщины. Какие? (Красивая, трудолюбивая, любящая, терпеливая)

Это стихотворение – гимн русской женщине.

XI . Прослушивание песен на стихи Н.А. Некрасова