Низкая самооценка у подростка. — Ребенок переживает из-за внешности – что делать? Уверен ли ребёнок в себе – определяющие признаки для родителей

самооценка детский подростковый личностный

Самооценка была предметом специального исследования ряда авторов. Как показало исследование А.И. ЛипкинойЛипкина А.И. Самооценка школьника. - //Педагогика и психология, №12, - 46 - 64 с., от самооценки зависит большая или меньшая уверенность ученика в своих силах, отношение к допущенным ошибкам, трудностям учебной деятельности. Младшие школьники с адекватной самооценкой отличались активностью, стремлением к достижению успеха в учении, проявлением максимума самостоятельности. Совсем иначе вели себя дети с низкой самооценкой. Они проявляли неуверенность в себе, боялись учителя, ждали успеха, на уроках предпочитали слушать других, чем самим включаться в обсуждение.

В своём суждении А.И. Лапкина использовала ряд способов для повышения адекватности самооценки.

1. На протяжении года все дети должны были сами оценивать свои работы, прежде чем отдать их на проверку учителю. Затем работы оценивались учителем, обсуждались случаи несовпадения и выяснились основания, на которых строилась оценка этих работ детьми - с одной стороны, и учителем - с другой. Степень адекватности оценивания своих работ возрастала. Если в начале учебного года 80% детей оценивали свои работы на балл выше, то к концу года это наблюдалось только у 20% учащихся.

2. Работы, выполненные в классе, раздавались на взаимное рецензирование. Требовалось отметить достоинства и недостатки и высказать своё мнение об оценке. После рецензирования работа возвращалась автору, и учащийся мог ещё раз проанализировать собственную работу, что формировало критические отношение к собственной деятельности.

3. Слабоуспевающему ученику с заниженной самооценкой, резким снижением мотива достижения поручалось оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику, что изменяло социально - личностную позицию ребёнка, характер его деятельности, отношение к себе. Повышение самооценки благодаря заимствованию позиции учителя в данном случае было предпосылкой повышения уровня собственной учебной деятельности, изменения отношения к ней.

Выяснялось, при каких условиях сравнивание детей друг с другом оказывает наиболее благоприятное влияние на формирование самооценки. Наибольший эффект был в случае, когда сравнивались дети с одинаковыми возможностями (способностями), но в силу определённых личностных качеств (степени старательности, организованности, дисциплинарности) достигающие в учении разных результатов. Все оценки, замечания, высказывались с целью показать, что отставание или успех в учении зависит от отношения к работе. В этом классе оказалось меньше всего детей с неправильной самооценкой.

Близким к этим результатам оказался класс, к котором каждый ребёнок сравнивался с самим собой, когда ученику сообщалось о степени его продвижения по сравнению с прежним уровнем.

Как показало исследование А.И. ЛипкинойЛипкина А.И. Самооценка школьника. - //Педагогика и психология, №12, - 46 - 64 с., формирование правильной самооценки в процессе учебной деятельности оказывает положительное влияние на успеваемость, отношение к учению и в целом на формирование личности.

Школьникам с заниженной самооценкой необходимо заниматься самовоспитанием, которое можно начать с изучения и применения на практике восьми способов изменения самооценки, предложенных Л. Бассет (1997)

Способы изменения самооценки

Пути выполнения

Постарайтесь более позитивно относиться к жизни

Используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений. Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное

Относитесь к людям так, как они того заслуживают

Выискивайте в каждом человеке не недостатки, а достоинства

Относитесь к себе с уважением

Составьте список своих достоинств. Убедите себя в том, что вы имеете таковые

Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе

Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе. Если да - то не откладывайте

Начинайте принимать решение самостоятельно

Помните, что не существует правильных и неправильных решений. Любые принятые вами решения вы всегда можете оправдать и обосновать

Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние

Приобретайте любимые книги, магнитофонные записи. Имейте и любите свои «слабости»

Начинайте рисковать

Принимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала может быть невелика

Обретите веру: в человека, в обстоятельства и т.д.

Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных вопросов. Если вы не можете повлиять на ход событий, «отойдите в сторону» и просто подождите

Социально-психологический тренинг - это один из видов групповой психологической работы школьного психолога.

Одной из форм групповой работы с подростками является тренинг личностного роста. Это тренинг для подростков, без каких - либо психических отклонений. Направлен на решение психологических задач этого возраста. Возрастные границы участников тренингов приблизительно такие: 14 - 20 лет. Возраст, в данном случае, определяется тем этапом в формировании Я - концепции человека, на котором перед ним встают специфические задачи этого возраста, относимые психологами к переходному периоду от детства к юности и зрелости. Основной задачей этого периода является формирование основных компонентов Я - концепции: в первую очередь самосознания и на его основе - системы мировоззрения, убеждений, идеалов, самоопределения и т.д. В соответствии с этим, тренинг строится таким образом, чтобы, во - первых создать условия для личностного роста, которые помогут подросткам и юношам в решении возникших у них психологических задач, вопросов, поиск ответов на которые является жизненно важным для формирования зрелой личности.

Тренинг можно проводить 1 - 2 раза в неделю, не реже. Но и не чаще, за исключением летнего трудового лагеря, либо любой другой ситуации, в которой впервые познакомившиеся подростки общаются друг с другом все 24 часа в сутки. Каждое занятие длится, приблизительно, 2,5 - 3 часа. Продолжительность самого тренинга определяется количеством занятий, требуемых для решения подростком и руководителем своих задач.

Примерная программа тренинга

ЗАНЯТИЕ №1

Упражнение 1 . «Я - это я».

Учащиеся повторяют установку: «Во всем мире нет абсолютно такой (го) же, как я. Мне принадлежит все, что есть во мне мысли, чувства, действия. Мне принадлежат все мои фантазии, сны, мечты, желания. Мне принадлежат мои победы и поражения, успехи и неудачи, достижения и ошибки. Я - это Я!»

Ритуал прощания . Участники передают по кругу игрушку и говорят о том, что ценного взяли из занятия.

ЗАНЯТИЕ №2.

Цель: осознание собственной индивидуальности, принятие себя как личности, имеющей собственные недостатки и умеющей работать над ними; повышение толерантности по отношению к окружающим.

Материалы : пластилин или тесто, магнитофон, спокойная музыка, корона.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Упражнение 1. «Приветствие».

Участники приветствуют участника, которого выбрали и бросают мячик со словами: “Здравствуй, ….. Мне нравится в тебе, что ты…”, получивший мяч бросает его другому с теми же словами.

Упражнение 2 . «Образ настроения» (под музыку).

Участникам предлагается выбрать пластилин того цвета, который ему нравится и вылепить из него «Мой мир», или «Мир моей души», «Пластилиновый город» и т.д. Ребенок может сам предложить тему для скульптуры. Затем попросите его придумать и рассказать историю о ней. Пластичность материала позволяет маленькому скульптору многократно изменять свое произведение - например, в процессе фантазирования он может добавить какие-то элементы или убрать, придать им новую форму. Таким образом, поправляется его эмоциональное самочувствие. Тренеру важно в процессе рассказа акцентировать внимание ребенка на позитивных моментах и предложить ему внести в скульптуру новые изменения, которые сделают ее еще лучше и добрее.

Анализ и обсуждение работы.

Упражнение 3. Тест «Лесенка»

Участникам предлагается нарисовать лесенку и попросите его поместить на этой лесенке всех знакомых ему детей.

На трех верхних ступенях окажутся дети хорошие: умные, добрые, сильные, послушные - чем выше, тем лучше («хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках - плохие. Чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. После этого попросите ребенка показать, на какую ступеньку ребенок поместит себя, и объяснить, почему.

Обсуждение: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». После этого спросите: «На какую ступеньку тебя поставила бы мама (папа, бабушка, воспитательница и др.)».

Упражнение 4: « Я - это Я!»

Учащиеся повторяют установку:

«Я принадлежу себе и потому могу строить себя. Я могу быть лучше и буду еще лучше. Сегодня у меня есть все основания для радостной и спокойной улыбки. Я горжусь собой! Я - это Я!»

Ритуал прощания . Участники берутся за руки, прощаются и желают друг другу успехов.

ЗАНЯТИЕ №3.

Цель: Развивать способности самоанализа, самосознания у детей.

Определять личностные проблемы ребенка и находить возможные пути их преодоления.

Материалы : листы бумаги для рисования, карандаши, фломастеры, краски, стирательная резинка, ножницы, распечатанные рекомендации.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Упражнение 1. «Нарисуй свой страх».

Ребенку дается лист бумаги с нарисованными на нем квадратиками. Участники должны нарисовать свой страх (страхи) в каждом из квадратиков. Пока ребенок рисует, не комментируйте его работу и не направляйте его. Когда он закончит, попросите рассказать о своей картинке, при этом старайтесь как можно подробнее прояснить все детали и конкретизировать общие слова. После предложите вырезать квадратики с рисунками и спросите: что сам ребенок хочет с ними сделать? Скорее всего, он предложит уничтожить рисунки - например, разорвать их или сжечь. Пусть он осуществит это самостоятельно, вы не должны ему помогать.

Оставшийся трафарет положите на чистый лист бумаги и предложите ребенку заполнить то место, которое освободилось от страхов, чем-нибудь приятным для него. Пусть он сам определит, что это будет - солнце, радость, друзья и т.д. Когда рисунок будет готов, поговорите с ребенком - как он себя чувствует сейчас, что изменилось в его состоянии?

Упражнение 2. «Мой характер».

Перед вами круг, символизирующий ваш характер. Раздели круг на сектора, соответствующие по величине той или иной мере проявления каждой из черт твоего характера.

Оставшееся неразделенным пространство обозначьте как Х - неизвестное, что пока в себе еще непонятно. Процесс заполнения можно продемонстрировать на примере известного литературного героя, определяя присущие ему черты характера и их долю вместе с детьми на доске. Например, это может выглядеть так:

Подумайте, хотелось бы что-либо изменить в себе? В соответствии с этим переделайте схему: нужно заштриховать ненужное или мешающее и прибавить недостающее. Проигрывание ситуаций из разных позиций: 1) такой, какой я сейчас; 2) такой, каким я хочу быть.

Ритуал прощания. Окончание тренинга.

Вот, и закончились наши занятия. Каждый из нас определил все свои слабые и сильные стороны, которых он раньше не замечал. Каждому из вас я раздаю рекомендации, чтобы вы их иногда читали и задумывались об отношении к себе. Желаю вам всем успехов!

1. Подумай, насколько твоё мнение о себе соответствует мнению родителей, одноклассников и друзей?

2. Учись прислушиваться к мнению других людей, их одобрению или неодобрению: ведь окружающие часто могут оценить тебя вернее, чем ты сделаешь это самостоятельно.

3. Относись к критическим замечаниям со стороны товарищей, родителей или учителей как к конструктивному совету и "руководству к действию", а не как к "досадной помехе" или "непониманию тебя".

4. Получив отказ в просьбе о чем- либо или не справившись с порученным тебе делом, ищи причины в себе, а не в обстоятельствах или других людях.

5. Помни, что комплименты или похвалы не всегда бывают искренними. Старайся понять, насколько соответствует похвала тому реальному делу, которое тебе удалось сделать.

6. При сравнении с другими пытайся сравнивать себя с теми, кто добивается максимальных успехов в конкретных видах деятельности и в жизни вообще.

7. Прежде чем взяться за ответственное дело, тщательно проанализируй свои возможности и только после этого делай вывод о том, сможешь ли ты с ним справиться.

8. Не считай свои недостатки мелочью: ведь ты же не считаешь мелочью недостатки других людей?

9. Старайся относиться к себе критичнее: разумная самокритичность способствует саморазвитию и более полной реализации потенциальных возможностей.

10. Не разрешай себе "почивать на лаврах". Успешно завершив какое-нибудь дело, подумай о том, можно ли было сделать его лучше, и если да, то что помешало этому.

11. Всегда ориентируйся на оценку результатов своих действий другими людьми, а не на собственное чувство удовлетворения.

12. Уважай чувства и желания других людей, они имеют точно такое же значение, как и твои собственные.

1. Попробуй назвать пять своих самых сильных и самых слабых сторон. Подумай над тем, как твои сильные стороны помогают тебе в жизни, а слабые мешают. Учись опираться на свои сильные стороны и реже проявлять слабые.

2. Постарайся не вспоминать и не копаться в своих прошлых неудачах и разочарованиях. Вспоминай чаще свои удачи, думай над тем, как ты смог(ла) их добиться.

3. Не позволяй себе излишне предаваться чувствам вины и стыда. Это не поможет тебе добиться успеха.

4. Ищи причины своих неудач в своей неуверенности, а не в недостатках личности.

5. Никогда не говори о себе плохо, даже про себя. Особенно избегай приписывать себе отрицательные черты, такие как глупость, неспособность к чему-либо, невезучесть, неисправимость.

6. Если тебя критикуют за плохо выполненное дело, старайся воспользоваться этой критикой для своего блага, учиться на ошибках, но не позволяй другим людям критиковать себя как личность.

7. Не мирись с людьми, обстоятельствами и видами деятельности, которые заставляют тебя чувствовать свою неполноценность. Если тебе удается действовать так, как требует ситуация, лучше не занимайся этим делом и не общайся с такими людьми.

8. Старайся браться только за те дела, которые тебе по плечу. Постепенно их можно усложнять, но не берись за то, в чем ты не уверен.

9. Помни, что критика часто бывает необъективной. Перестань остро и болезненно реагировать на все критические замечания в свой адрес, просто принимай к сведению мнения критикующих тебя людей.

10. Не сравнивай себя с "идеалом". Идеалами восхищаются, но не стоит превращать их в мерило успеха.

11. Не бойся попробовать что-либо из страха потерпеть неудачу. Только действуя, ты сможешь узнать свои реальные возможности.

12. Будь всегда самим собой. Стремясь быть, как все, ты прячешь свою.

Самооценка - это совокупность представлений человека о различных свойствах собственной личности, как то наличие личных достижений, достоинств, недостатков и их значение и др. Как правило, эти качества воспринимаются в соотношении или сравнении с аналогичными качествами других людей. Завышенная самооценка личности - это состояние психики, характеризующееся неадекватно положительным представлением человека о себе.

Что такое самооценка?

Одно из главных свойств личности - формирование системы представлений индивида о самом себе, что может включать в себя оценку собственных поступков, внешности, восприятие определенных недостатков и достоинств и пр. Такие установки в своей совокупности выполняют 3 функции:

  • личностного развития. Конкретный вид самооценки побуждает индивида к совершенствованию тех или иных навыков. Если определенные качества воспринимаются как высокоразвитые, усилия по их развитию не предпринимаются. Как вариант, человек считает себя идеальным, поэтому полностью отрицает потребность в самосовершенствовании;
  • защитная. Оценка соответствующих личных качеств в определенной мере предостерегает человека от опрометчивых поступков. К примеру, если он понимает, что не сможет справиться с определенным объемом работы, то не будет брать на себя такие обязательства. Также совокупность устойчивых представлений о собственных качествах, предотвращает деформацию личности под влиянием внешней среды и поведения других людей;
  • регуляторная. Человек значительную часть решений принимает в зависимости от представлений о самом себе. Так, на основе условного списка наиболее развитых качеств выбирается будущая профессия.

Люди с завышенной самооценкой испытывают затруднения при коммуникации, а разрешение повседневных задач подчас отнимает у них больше сил, что в конечном итоге может привести к психоэмоциональному истощению, невротическому или психическому расстройству.

Чем опасна завышенная самооценка?

Ряд проведенных исследований показывает, что многие успешные бизнесмены, политики, общественные деятели необоснованно положительно оценивают свои личные качества. В определенной степени типичная модель поведения в подобных жизненных ситуациях понятна - пока окружающие дотошно исследуют все аспекты проблемы, человек с завышенной самооценкой мгновенно приступает к ее решению. Тем не менее гораздо чаще переоценка собственного потенциала приводит к негативным последствиям:

  • для индивида существует единственно верная точка зрения - его собственная. Однако даже высокообразованный человек с отменной деловой хваткой нередко ошибается. Свести риск неудачи к минимуму можно лишь при рациональном исследовании вопроса;
  • человек с завышенной самооценкой может брать на себя задачи, которые никогда не сможет решить, поскольку не обладает соответствующей квалификацией, личными качествами или другими необходимыми для этого ресурсами. Неоднократный срыв рабочих проектов постепенно приводит к профессиональной деградации и разрушению карьеры;
  • человек перестает принимать во внимание значимость других людей. Он демонстрирует пренебрежение к окружающим, в различной форме оскорбляет их. Такое поведение неизбежно разрушает социальные связи и регулярно провоцирует конфликты;
  • индивид отрицает необходимость самосовершенствования (полностью или в отношении определенных качеств). В дальнейшем это приводит к личной и профессиональной деградации;
  • любая критика воспринимается крайне болезненно и провоцирует ответную агрессию.

Поскольку большинство актов коммуникации человека с завышенной самооценкой сопровождается острыми конфликтами, постепенно наступает психоэмоциональное истощение. Это может привести к развитию опасных болезней, психических и невротических расстройств. Параллельно разрушаются социальные связи (человек теряет друзей, партнера, не может начать новые отношения), деградируют профессиональные качества индивида.

Человек с завышенной самооценкой всегда уверен в своих действиях, что может быть подспорьем в профессиональном развитии. С другой стороны, нередко самоуверенность не имеет под собой реальной почвы, поэтому индивид переоценивает свои возможности, берясь за какое-либо дело. В любом случае, проблема завышенной самооценки заключается в тяжелом разочаровании и даже депрессивных состояниях, которые развиваются, когда ожидаемого результата не происходит.

Проявления завышенной самооценки

В зависимости от степени проявления и сопутствующих признаков завышенная самооценка может указывать на:

  • индивидуальные особенности характера. В этом случае завышенная самооценка не искажает восприятие реальности так, чтобы повлечь за собой слишком деструктивные последствия;
  • нарциссическую акцентуацию характера. Завышенная самооценка значительно затрудняет повседневную жизнь;
  • нарциссическое расстройство личности. Человек убежден в собственной уникальности, избранности, наличии выдающихся достижений и талантов. При этом он полностью отрицает существующие правила, вся его деятельность направлена на поиск восхищения окружающих. Также в психиатрии выделяется нарциссическая травма, которая возникает вследствие продолжительного общения с человеком, страдающим нарциссическим расстройством. Для нее характерно стремление к поддержанию ощущения собственной сверхзначимости, но при этом сохраняется способность к эмпатии;
  • маниакальный синдром, биполярное аффективное расстройство. Помимо завышенной самооценки у пациента наблюдаются ускорение мышления (вплоть до скачки идей), повышение настроения, двигательной и побудительной активности.

Для людей с завышенной самооценкой характерные следующие черты поведения:

  • надменное, высокомерное поведение, граничащее с агрессией;
  • отношения с другими людьми носят поверхностный характер, эмпатия почти никогда не возникает;
  • в целом вся деятельность направлена на поддержание собственной сверхзначимости - получение одобрения со стороны окружающих;
  • единственная цель близких отношений с другими людьми - самоактуализация. Это справедливо даже для собственных детей и партнера;
  • сравнение вслух себя с другими людьми не в пользу последних, подчеркивание своих достоинств на фоне собеседников;
  • самоутверждение за счет окружающих;
  • болезненная реакция на критику - плач, крик, злость.

Выделяют 2 вида явления:

  • адекватно завышенная самооценка чаще встречается у взрослых людей. Как правило, она обусловлена реальными достижениями на профессиональном, социальном, семейном поприще. В этом случае она становится своеобразной формой признания индивидом собственных заслуг. Поскольку завышенная самооценка искажает восприятие объективной реальности, в этом случае корректировка личностных установок и поведения может быть необходима;
  • неадекватно завышенная самооценка наблюдается преимущественно у детей, подростков и людей с отсутствием достижений. Источник завышенной самооценки этого типа - неудовлетворение собой, собственными достижениями, стремление приписать себе хоть какие-то успехи. Завышенная самооценка у ребенка ко всему прочему нередко подпитывается родителями, бабушками и дедушками.

Причины завышенной самооценки

В исключительном большинстве случаев самооценка формируется на этапе первичной социализации - в процессе воспитания родителями, обучении в дошкольных образовательных учреждениях, школе, в результате общения ребенка с близкими родственниками, сверстниками. Слом закрепленных установок в более зрелом возрасте обычно возможен лишь после психического насилия и пережитой психотравмирующей ситуации или в результате развития болезни, психического или невротического расстройства.

Выделяют ряд факторов, способствующих формированию завышенной самооценки:

  • нарциссизм родителей. В процессе первичной социализации родители в должной мере не удовлетворяют эмоциональные потребности ребенка, поскольку он сам является всего-навсего средством самоактуализации взрослых (или одного из родителей). В дальнейшем завышенная самооценка становится способом компенсации недополученных положительных переживаний;
  • человек - первый или чаще единственный ребенок в семье;
  • избалованность в детстве, неправильно выстроенные отношения «ребенок - взрослый», когда внимание взрослых в семье приковано к ребенку, его интересы находятся на первом месте, а желания удовлетворяются по первому требованию, вне зависимости от возможных препятствий (болезнь родителей, отсутствие денег);
  • внешние данные - нередко люди обоего пола считают себя лучше окружающих из-за собственной привлекательной внешности;
  • необоснованно положительное отношение преподавателей и учителей. Достаточно часто возникают ситуации, когда педагоги выделяют некоторых своих учеников из-за личной симпатии, высокого материального или социального положения их родителей;
  • отсутствие адекватных испытаний собственных способностей. Так, при наличии личных способностей и хорошей дошкольной подготовки ребенок может блестяще справляться с программой обычной школы, тогда как обучение в более престижном учебном заведении потребовало бы от него дополнительных усилий. При продолжительном отсутствии серьезных испытаний, человек может начать приписывать себе выдающиеся способности.

Причины завышенной самооценки в каждом конкретном случае можно попытаться выявить при помощи методов психодиагностики. Результаты такого обследования играют ключевую роль в дальнейшей коррекции установок, поведения или лечении расстройства.

Завышенная самооценка: признаки

Завышенная самооценка человека зачастую очевидна для окружающих, но им самим редко воспринимается как проблема. Индивид с подобными установками в качестве причины собственных неудач видит негативное стечение обстоятельств, зависть и происки недоброжелателей, отсутствие должных профессиональных качеств у деловых партнеров или коллег по работе и пр. Психолог или психиатр могут достоверно установить уровень самооценки и при необходимости назначить процедуры, корректирующие поведение и установки.

Для определения самооценки проводятся:

  • исследование образа жизни индивида. При подозрении на психическое или невротическое расстройство большое значение получают сведения, полученные от близких пациента;
  • исследования на основе опросников самоотношения;
  • беседа специалиста с пациентом. Она проводится в свободной форме, но по ее завершению должны быть получены четкие ответы на вопросы, характеризующие отношение индивида к различным аспектам собственного Я.

В целом завышенный уровень самооценки характеризуется:

  • непоколебимой уверенностью в собственной правоте, даже при наличии доказательств обратного;
  • стремлением навязать всем собеседникам свое мнение, агрессией в случае неудачи;
  • признанием в качестве авторитета лишь самого себя;
  • отрицанием любых правил, кроме тех, которые устанавливаются им самим;
  • отрицанием чужого авторитета и власти;
  • поиском «внешнего врага», виновного в неудачах. Наиболее часто таковыми выступают родители, государство (не только родное, но и иностранное), коллеги;
  • желанием во что бы то ни стало быть на ведущих ролях, нередко не прилагая к этому усилий;
  • «яканием» в разговорах, попытками перетянуть тему на обсуждение собственных проблем;
  • отсутствием самокритики, агрессивным восприятием критики со стороны;
  • восприятием помощи как жалости и, следовательно, отказом от нее;
  • болезненным переживанием неудач вплоть до депрессии, страхом ошибки.

Как скорректировать завышенный уровень самооценки?

Взвешенный анализ может показать, что главная виновница жизненных неудач человека - его завышенная самооценка. Что делать в такой ситуации, подскажет психолог или психотерапевт. Самостоятельно справиться с неадекватной оценкой себя и своих действий бывает довольно сложно. Это требует большой самодисциплины и самоконтроля, которые зачастую отсутствуют у людей с завышенной самооценкой. Наилучшие результаты в коррекции установок и поведения показывают различные методы когнитивной психотерапии, которые в данном случае направлены на:

  • анализ собственного поведения и поступков. Индивид должен перестать искать виновного в неудачах, научиться рассматривать каждый отдельный случай и оценивать свой вклад в случившееся;
  • формирование способности прислушиваться к мнению окружающих, не оппонировать в разговоре, принимать чужие суждения;
  • спокойное восприятие критики и развитие самокритичности;
  • формирование способности принимать помощь, например, от более успешных специалистов в профессии;
  • оценку своих возможностей до начала новых проектов, проведение расчетов, составление пошаговых планов;
  • анализ собственного поведения в части того, как оно влияет на окружающих, не обижает ли близких людей, не создает ли препятствий к дружбе и романтической привязанности;
  • формирование уважения чувств и желаний окружающих.

В общении с нарциссом некоторые специалисты рекомендуют не стесняться откровенности: говорить о том, что он ставит себя выше других, напрямую спрашивать, на чем основаны его заявления. С другой стороны, этот подход является довольно грубым, и неспециалист может спровоцировать острый конфликт, который исключит возможность дальнейшей терапии.

Коррекция завышенной самооценки детей имеет ряд специфических особенностей. Главным образом они касаются изменения модели поведения родителей и близких родственников (бабушек и дедушек):

  • похвала должна следовать за каким-либо достижением, но не сама по себе и не за то, к чему ребенок не прикладывал усилий (например, внешность);
  • интересы ребенка не должны стоять на первом месте, если это не касается его здоровья, развития, питания;
  • не стоит смягчать последствия поступков ребенка. Он должен знать объективный результат своих действий. Если ребенок намеренно сломал игрушку, нельзя срочно покупать ему новую. В противном случае малыш не учится оценивать собственные поступки и у него не формируется способность восприятия связей между действиями и их результатами.

Введение 3

Глава 1.Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте 5

1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста 5

1.2 Процесс формирования самооценки у подростков 9

Глава 2. Роль семьи и родительских отношений в становлении подростковой самооценки 17

2.1 Особенности отношений подростков с родителями 17

2.2 Семья, как ведущий фактор формирования самооценки подростков 23

Заключение 32

Список используемой литературы 34


ВВЕДЕНИЕ

Подростковый возраст - важный и трудный этап в жизни каждого человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую судьбу. Он знаменует собой переход от детства к взрослой жизни. В этом возрасте формируется мировоззрение, происходит переосмысление ценностей, идеалов, жизненных перспектив. Для данного периода характерно становление сознания и самосознания личности, а поведение человека регулируется его самооценкой, которая представляет собой центральное образование личности.

В словаре по социальной психологии самооценка определяется, как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Согласно исследованиям психологов, в частности, И.В.Дубровиной, "Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что однако не уничтожает его действенной роли."

Таким образом, становление самооценки – это одна из наиболее ярких характеристик личности подростка.

На сегодняшний день исследования самооценки подростков, а также влияющих на нее факторов, представляют огромный интерес для психологии, как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки и ее компонентов, – какие качества осознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам. Не меньший интерес представляет собой проблема взаимодействия между родителями и взрослеющими детьми, так как именно в ходе этого взаимодействия формируется оценка подростком самого себя, а также происходит становление или разрушение личности, как ребенка, так и взрослого.

Прблема нашего исследования связана с тем, что процесс развития самооценки личности, по сравнению с другими психологическими явлениями, изучен мало. Кроме того, в достаточной мере не исследовано, какой фактор оказывает большее влияние на становление подростковой самооценки. Переходный возраст разительно отличается, как от детства, так и от взрослости. Именно поэтому интерес к этим исследованиям в современной психологии быстро возрастает.

Безусловно, мы не претендуем на решение данной проблемы, однако попытаемся изучить процесс становления самооценки в подростковом возрасте и сделать соответствующие выводы, представленные в ряде особенностей формирования самооценки в подростковом возрасте в исследованиях различных ученых.

Целью нашего исследования является изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте, а также роли института семьи в ее формировании.

Объектом исследования служит самооценка подростка; предметом же данного исследования выступает взаимосвязь семейных отношений и подростковой самооценки.

В ходе работы нами был произведен теоретический анализ литературы, поверхностный анализ информации сети интернет, а также обобщение полученного материала.

Теоретико-методологической основой работы служили труды по изучению самооценки таких авторов, как Ш.А. Амонашвили, А.В. Захарова, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.А. Реан, В.В. Столина, Л.Д. Столяренко, К. Хорни и мн.др.

Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи работы:

Изучить особенности развития личности в подростковом возрасте;
- рассмотреть основные точки зрения исследований по проблеме самооценки в подростковом возрасте;

Выявить основные особенности отношений между подростками и их родителями, а также их роль в становлении подростковой самооценки;


ГЛАВА 1.Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте

1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата – короче говоря, сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной).

По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже .

Итак, рассмотрим более подробно некоторые основные психологические характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять, как формируется самооценка в данном возрастном этапе, и какую роль играет семья в этом процессе.

Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим - половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным - конец детства, вступление в мир взрослых.

Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.

Благодаря бурному росту и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба - все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.

Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны, разумеется, проявить и понимание, и тактичность. И наоборот, бестактное замечание, подтверждающее худшие опасения, окрик или ирония, отрывающие ребенка от зеркала, усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют.

На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Даже девочки с ранним физическим развитием обычно более уверены в себе и держатся спокойнее (хотя различия между девочками не слишком заметны и со временем ситуация может измениться). Для мальчиков же сроки их созревания особенно важны. Физически более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях со сверстницами. Он вызывает отношение к себе как к более взрослому. Напротив, к мальчику с поздним созреванием чаще относятся как к ребенку и, тем самым, провоцируют его протест или раздражение. В исследованиях, проведенных американскими психологами, показано, что такие мальчики менее популярны среди сверстников, они часто становятся возбудимыми, суетливыми, излишне разговорчивыми, пытаются привлечь к себе внимание всеми способами и ведут себя неестественно, у них чаще образуется низкая самооценка и появляется чувство отверженности.

Второй момент отождествляется с появлением чувства взрослости у подростков.

У подростка появляются такие психические новообразования, которых не было у младшего школьника: формируются новые элементы самосознания, типы отношений со сверстниками, родителями и другими людьми, моральные принципы, новые представления о будущем. Все эти элементы взрослости имеют разную природу, по–разному представлены в характере, потребностях и способностях. Естественно, что элементы взрослости формируются неравномерно, с разной динамикой и качественным составом в учебной или общественно–организаторской деятельности.

Еще одной особенностью и ценнейшим психологическим приобретением подростка является открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения.

Под самосознанием понимается осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поступков, мыслям и переживаниям. Самосознание проявляется в смысловой оценке своих возможностей, которая становится критерием поступков подростка. Самосознание включает представление о себе самом. Возникает образ своего «Я» под влиянием отношений других людей, правил и норм социально одобряемого и неодобряемого поведения. Представление о себе может не совпадать с реальными действиями, которые совершает человек. Поэтому говорят о соответствии Я–реального Я–вымышленному и Я–возможного Я–нереализованному.

Подростковый возраст – это сложный период и для ребёнка, и для его родителей. Наступает время переоценки ценностей и разрушения некоторых стереотипов. В этот момент очень важно помочь ребёнку правильно оценить свою личность.

Родители должны приложить немало усилий, чтобы переход их ребёнка из детского мира во взрослый прошёл без проблем. О том, как поднять самооценку подростку, расскажет эта статья.

Уверен ли ребёнок в себе – определяющие признаки для родителей

Детство проходит, ребёнок начинает своё знакомство со взрослым миром, где не всегда всё гладко и красиво. В этот период происходит оценка ребёнком своей личности. Влияние на неё оказывают не только родители, но и сверстники, одноклассники и друзья подростка.

Заниженная самооценка у ребёнка-подростка является следствием чрезмерной критики. Он сомневается в значимости собственной личности, не верит в свои силы, стесняется и находится в постоянном напряжении.

Главной трудностью для родителей в это время является распознавание низкой самооценки у подростка. Многие дети тщательно скрывают от взрослых все свои переживания. Конечно, внимательный родитель сможет разузнать, всё ли в порядке с самооценкой у его ребёнка.

Для прояснения ситуации взрослые должны ознакомиться с несколькими признаками, указывающими на низкую оценку личности подростка:

  • подросток плохо контактирует со сверстниками из-за страха быть высмеянным;
  • у ребёнка наблюдаются панические настроения, высокая тревожность;
  • мнение окружающих для подростка имеет огромное значение;
  • подросток не хочет учиться чему-то новому, потому что боится неудачи;
  • у ребёнка с низкой самооценкой появляется предмет для подражания среди сверстников;
  • любой свой успех подросток объясняет случайной удачей;
  • ребёнок категорически не хочет принимать участие в школьных мероприятиях;
  • подросток не желает гулять с друзьями, для него лучше провести свободное время в одиночестве;
  • свои тревоги, переживания, успехи или неудачи ребёнок скрывает от взрослых, не хочет ничего рассказывать родителям.

Если вы наблюдаете у своего ребёнка один-два признака из всех вышеперечисленных, то повода для паники нет. Просто понаблюдайте некоторое время за ним. Помощь подростку необходима в том случае, когда у него имеется три (или больше) признака низкой самооценки.

Родители должны понимать, что несвоевременная реакция на первые сигналы о низкой самооценке подростка может привести к серьёзным последствиям, когда ребёнку придётся посещать детского психолога.

Чтобы правильно бороться с низкой самооценкой у подростка, необходимо знать причины, спровоцировавшие её появление. Оценка личности ребёнка снижается под воздействием таких факторов:

  • неправильное воспитание, постоянная критика со стороны родителей;
  • низкий авторитет ребёнка в среде друзей и сверстников;
  • плохая успеваемость в школе, негативное отношение учителей;
  • личностные особенности подростка;
  • внешний вид ребёнка, его физиологические факторы (лишний вес, ношение очков, неопрятность).

Как помочь подростку повысить самовосприятие

Итак, если вы заметили у своего чада склонность к низкой самооценке, постарайтесь исправить ситуацию самостоятельно. Родители должны понимать, что их влияние на оценку личности ребёнка огромно.

Если близкие люди не видят в подростке достоинств, постоянно критикуют и ругают – он становится замкнутым, стеснительным, нелюдимым.

И наоборот, когда родители постоянно поддерживают подростка, внимательны к нему, обращают внимание на его успехи, одобряют хорошие поступки – подросток ощущает свою личностную значимость, его самооценка приходит в норму.

В переходном возрасте на оценку личности ребёнка оказывают определённое влияние его друзья и сверстники. Родители должны это учитывать и прилагать все усилия, чтобы формирование самооценки у подростка проходило в положительном ключе.

Чтобы помочь ребёнку увеличить свою самооценку, взрослые должны следовать таким рекомендациям:

  • ни в коем случае не критиковать внешность ребёнка, но обязательно постараться помочь ему в решении проблем: если у подростка имеется лишний вес, родители должны мотивировать его на совместные занятия спортом, при появлении у ребёнка прыщей на лице необходимо помочь ему подобрать правильные средства для ухода за кожей;
  • родители должны уважать своего ребёнка , прислушиваться к его мнению, не унижать его и разговаривать с подростком на равных;
  • подростка нужно постоянно хвалить , но только по делу и конструктивно;
  • не стоит сравнивать своего ребёнка с другими детьми, ставить ему кого-то из друзей в пример;
  • за внешним видом подростка необходимо тщательно следить : ребёнок должен ходить в чистой одежде, выбрать свой стиль в одежде, родители должны научить подростка правильно сочетать элементы одежды;
  • взрослым необходимо помочь подростку достичь успеха в каком-то деле, правильно развивать его скрытые способности и таланты;
  • подросток должен уметь говорить «нет» , это поможет ему закрепить своё положение в обществе и повысить самооценку.

В психологии существуют специальные упражнения и приемы, помогающие повысить самооценку подростка:

  1. Аутотренинг . Подросток должен убеждать сам себя в том, что он достоин уважения других людей. Для этого можно напечатать хвалебный текст на большом ватмане и повесить его на стену в детской комнате. Подростку необходимо повторять эти слова ежедневно, утром перед зеркалом и вечером перед сном.
  2. Общение во благо . Неуверенный в себе подросток должен как можно больше общаться с позитивными, излучающими радость людьми. Ему необходимо чаще встречаться с друзьями, которые его любят и ценят таким, каков он есть на самом деле. А вот эгоистичных и высокомерных людей в окружении подростка быть не должно.
  3. Реакция на похвалу . Ребёнка нужно научить правильно воспринимать похвалу и комплименты, отпускаемые в его адрес. На все хвалебные речи ему лучше отвечать коротким «спасибо», но никогда не отрицать сказанную похвалу.
  4. Помощь окружающим . Привести самооценку подростка в норму можно, посещая вместе с ним различные благотворительные акции. Помогая другим людям, ребёнок ощущает свою значимость для общества, его самооценка повышается.
  5. Борьба со страхами . В подростковом возрасте у ребёнка возникает большое количество страхов. В основном он боится показаться нелепым и смешным в глазах окружающих. Родители должны помочь девочке или мальчику осознать, что выглядеть смешным – не так уж и страшно. И лучшим способом для этого будет создание игровой модели ситуации, в которой ребёнку нужно будет встретиться со своим страхом. Например, можно предложить подростку поучаствовать в юмористическом спектакле, нарядившись в нелепый и смешной костюм.

Как поднять самооценку подростку самостоятельно

Девушке

  1. Выбери свой стиль . Не стоит слепо следовать модным веяниям и пополнять свой гардероб вещами, которые тебе совершенно не подходят. У тебя должен быть свой индивидуальный стиль одежды. Он будет уникальным, и обязательно придаст уверенности.
  2. Удели внимание своим интересам . Если девочка-подросток хочет танцевать, то это желание нужно реализовать. Сейчас во многих школах есть специальные танцевальные кружки, где можно освоить новый вид спорта, танцевальные движения, техники живописи.
  3. Следи за личной гигиеной . Чтобы твоя самооценка была на высоком уровне, необходимо регулярно следить за личной гигиеной, заботиться о своём теле. Ежедневно чисти зубы, регулярно мой голову и расчёсывай волосы.
  4. Носи аккуратную и чистую одежду . За вещами, которые ты носишь, нужен регулярный уход. Стирать их нужно по мере загрязнения, удалять пятна, разглаживать мятые участки. Одежда должна подходить тебе по размеру, не стеснять движений.
  5. Занимайся спортом . Регулярные спортивные занятия помогают девочке сформировать фигуру, чувствовать себя энергичной и здоровой. Выбери для себя оптимальный вид спорта (бег, прыжки, приседания, плавание) и занимайся им регулярно.
  6. Сделай свой рацион сбалансированным . Правильное питание поможет тебе чувствовать себя здоровой, улучшит настроение, подарит больше энергии.
  7. Аутотренинг поможет стать увереннее . Каждое утро произноси перед зеркалом волшебные слова «Я красива, я привлекательна, я люблю себя, и меня любят окружающие». Если ты будешь ежедневно напоминать себе об этих реальных вещах, то вскоре сможешь поверить в то, что говоришь и поднимешь свою самооценку.

Парню

  1. Достигай своих целей . Мальчики-подростки мечтают быть лучше и успешнее своих сверстников. Для этого им совсем не нужно уметь драться. Можно ведь достигать успеха, занявшись чем-то стоящим и важным. К примеру, научись совершенствовать своё тело, регулярно занимаясь спортом. Старайся учиться хорошо, получать высокие оценки по предметам. Любое достижение – это твой повод для гордости!
  2. Вырабатывай чувство ответственности . Умение отвечать за свои слова — хорошая черта для любого парня. Чувство ответственности поможет тебе справиться со многими проблемами и трудностями.
  3. Стань волонтёром . Повысить свою самооценку можно, помогая нуждающимся людям. Займись волонтёрской деятельностью, просто помоги старенькому соседу (соседке) или бездомным животным. Такие маленькие благородные поступки помогут тебе почувствовать свою значимость.
  4. Найди себе хороших друзей . Бороться с трудностями гораздо легче, если рядом находятся верные и надёжные друзья. Хорошо, если у них будут такие же интересы, как и у тебя. Не дружи с теми, кто снижает твою самооценку, плохо думает о тебе.
  5. Будь напористым . Чтобы обрести уверенность в себе и увеличить самооценку, тебе нужно научиться следовать своим желаниям и не позволять окружающим собой помыкать. Не бойся выражать своё мнение в присутствии одноклассников и сверстников. У тебя не должно быть чувства вины, когда ты отказываешь кому-то в исполнении какой-то просьбы.
  6. Старайся высыпаться . Дефицит сна в подростковом возрасте может негативно отразиться на твоём здоровье в более зрелые годы. Кроме того, недостаток сна скажется на твоей самооценке. В сутки тебе нужно выделять на сон не меньше 8 часов.
  7. Не стремись к идеальности . Идеал – это условное понятие, которое на самом деле ничего не значит. Пытаясь стать идеальным, ты будешь испытывать больше разочарований, а это уж никак не способствует повышению самооценки.

Подросток, который умеет правильно оценивать свои личностные характеристики, добьётся большего успеха в жизни. Уверенность в себе поможет ему в будущем налаживать отношения с хорошими людьми, избегать дурных компаний и добиваться всех своих целей.

В подростковый период ребёнок должен получать необходимую поддержку от взрослых (родителей и учителей), чтобы успешно перейти из детства во взрослую жизнь.

Видео: Как Повысить Самооценку

Борислава Билявская

Переживая переходный период в подростковом возрасте, мы не подозреваем, что нам придется преодолевать эти трудности еще раз – уже став взрослыми, вместе с нашими детьми. Это тяжелое время как для подростка, так и для родителей. Естественно, что мы хотим облегчить его для наших чад, помочь им.

Одной из основных проблем в подростковом возрасте является заниженная самооценка. Объективно оценить себя и свои способности зачастую не способен и взрослый, что уже говорить о подростке. Дети могут найти у себя кучу выдуманных недостатков, а уж если существует какая-то реальная проблема, то самооценка падает вообще ниже нуля. Это формирует комплексы неполноценности и в дальнейшем может повлиять на всю жизнь вашего ребенка. Главное для родителей – научить подростка нормально оценивать свои данные, верить в себя. Это очень сложная задача, так как психологическое состояние подростка очень нестабильно, авторитет родителей уже не столь непреклонен, как в младшем возрасте, а мнение окружающих приобретает главенствующее значение, особенно мнение ровесников.

Подростки склонны замыкаться в себе, скрывать свои переживания, поэтому мамы и папы должны быть особенно внимательны, чтобы вовремя заметить проблему. Основные принципы поведения родителей приобретают особую актуальность.

Во-первых, осторожность с критикой. Никогда нельзя критиковать самого ребенка, его внешность и способности. Каждое слово бьет подростка буквально «по живому» и может навсегда отпечататься на его психике. Если это необходимо, критикуйте исключительно его действия и поступки, и только в конструктивном ключе.

Во-вторых, не скупиться на похвалу. Не бойтесь перехвалить, поощряйте ребенка за любые позитивные поступки, будь то уборка в комнате, достижение в учебе, умное замечание или хорошее поведение. Даже если подросток внешне никак не отреагирует, будьте уверены, он это обязательно оценит.

В-третьих, никакой критики внешнего вида. Подросток и без вашей помощи найдет в своем отражении в зеркале миллион недостатков — ведь у него в этот период и без того заниженная самооценка. Вкусы в одежде и макияже у разных поколений всегда не совпадают, не стоит создавать проблему из столь преходящего вопроса. А с последствиями гормональной перестройки организма в виде прыщей, сальных волос, излишком или недостатком веса, лучше помогите бороться, обеспечив своего ребенка здоровым питанием и средствами ухода за лицом и телом.

В-четвертых, никаких сравнений. Ваш ребенок уникальный. Не нужно сравнивать его с другими, ставить кого-то ему в пример. Забудьте фразы «Вот я в твоем возрасте…» или «А Вова получил за эту контрольную оценку выше, чем у тебя…» и прочие в таком духе. Ни к чему хорошему это не приведет, только к озлоблению подростка и еще большему понижению и без того низкой самооценки.

Даже внимательным и чутким родителям порой сложно вовремя подметить изменения в поведении подростка и соответственно вовремя взяться за решение проблемы. Поэтому психологи составили список вопросов, на которые нужно ответить.

  1. Часто ли ваш ребенок проявляет тревожность, панические настроения?
  2. Ребенок не хочет общаться, потому что боится критики и осмеяния?
  3. Насколько мнение вашего ребенка зависит от мнения окружающих?
  4. Есть ли среди окружения ребенка товарищи, которым он подражает?
  5. Рассказывает ли вам ребенок о своих проблемах, переживаниях, делится планами?
  6. Стремиться ли ребенок избежать внимания к себе на собраниях родственников?
  7. Предпочитает ли ребенок проводить время в одиночку или в шумной компании?
  8. Отказывается ли ребенок принимать участи в школьной самодеятельности и других подобных мероприятиях?
  9. Положительный результат в каком-либо деле ребенок считает своей заслугой или стечением обстоятельств?

Если вы ответили положительно на три вопроса и более, ваш ребенок действительно нуждается в помощи. Не надо выяснять, кто виноват, нужно просто действовать, чтобы решить проблему. Помните, что в этом возрасте подростки очень ранимы. В особо сложных случаях не стоит полагаться на то, что проблема «рассосется» сама собой, лучше обратиться за квалифицированной помощью к детскому психологу.

Со своей стороны родители должны стремиться к тому, чтобы быть примером для своего ребенка. В этом возрасте он уже не считает вас лучшими только потому что вы его родители. Уважение и любовь подростка нужно заслужить, пусть это вас не обижает.

Старайтесь, чтобы ваш ребенок не выглядел хуже сверстников. Для подростка очень важны модная одежда и прическа – глупые «подколки» приятелей могут реально испортить жизнь ребенка, сделать его изгоем. Не стоит потакать всем прихотям подростка, но и не недооценивайте этой проблемы.

Помогайте ребенку достигать результатов. Поощряйте его занятия, особенно те, в которых он может иметь успех. Пусть он участвует в конкурсах и посещает мастер-классы, это поможет подростку обрести уверенность в своих силах.

Не экономьте на прогрессе. Сейчас для каждого ребенка практически обязательно наличие компьютера, современного мобильного телефона и прочих девайсов. Не думайте, что если вы пользуетесь своим телефоном уже пять лет, то и ваш ребенок не будет стесняться доставать устаревшую модель на виду у сверстников. Такие вещи, как и модная одежда, позволяют подростку чувствовать себя увереннее в коллективе, а их отсутствие – прямой путь к низкой самооценке и комплексам.

И самое главное – научитесь уважать своего ребенка. Он – пусть еще не до конца сформированная, но уже самостоятельная уникальная личность. У него есть свои интересы, свое мнение. И это мы должны уважать, хотя и не всегда соглашаться. Когда между детьми и родителями есть любовь и уважение, они способны преодолеть любые трудности подросткового периода. И не только.