Объект и предмет исследования в чем сходство. Что такое объект исследования

Любая наука изучает некоторые сущности или явления, существующие в природе и в мире в целом. Учёные прилагают свои усилия, чтобы выяснить состав и структуру этих сущностей, связи между ними и причины возникновения тех или иных явлений. Совокупность этих сущностей и явлений составляет объект исследования в науке. Что такое объект исследования? Определения также можно найти такие:

  1. Определенная реальность и ее различные грани, на которые направлено исследование;
  2. Всякое непознанное явление или его часть, которые изучает наука;
  3. Предмет или явление, на которое направлена какая-либо деятельность;
  4. Предмет или явление, которое стремится познать человек и на которое направлена его деятельность.

Пример объекта

О том, что такое объект исследования, лучше всего понять на примерах. Объектом исследования физики является весь материальный мир. Различные ответвления этой науки имеют более конкретизированные объекты исследования. Так, объектом исследования физической оптики является процесс распространения света в различной среде. Объект исследования ядерной физики - совокупность процессов и взаимодействий, существующих внутри ядер атомов и обуславливающих их структуру и поведение.

В ходе научных экспериментов исследуемые образцы всегда подвергаются некоторым испытаниям и их свойства меняются. Тем не менее, поскольку объектом исследования выступают не экспериментальные образцы, а законы, определяющие свойства и поведение исследуемых образцов, подтверждается мысль о том, что субъект исследования не может изменять объект.

Объект и предмет исследования

Без понимания того, что является объектом исследования, не может существовать ни одна наука. Новые направления изучения или разделы наук появляются вместе с тем, как учёные узнают о существовании непознанных явлений, о которых раньше не было известно. Кроме того, помимо субъекта и объекта, любое конкретное исследование имеет ещё и предмет. Эти два понятия (объект и предмет исследования) не нужно путать. В научной терминологии для определения предмета исследования используется философская категория. В философии предметом называется конкретное свойство объекта исследования, которое наблюдается субъектом (в науке - исследователем или группой исследователей).

Например, объектом исследования в медицине выступает организм человека (в данном случае мы не затрагиваем ветеринарию). Соответственно, в широком понимании объектом совокупности всех медицинских исследований является человек. Отдельные исследования конкретизируют свой объект: сердечно-сосудистая система, печень, ткани сухожилия и т. д. Предметом исследования может быть, например, влияние алкоголя на работу мозга, восприятие цветов у дальтоников, воздействие мобильного телефона на состояние организма и т. д.

Таким образом, объект - поле деятельности для изучения учёными, предмет - изучаемое свойство объекта, вот в чем состоит их основное различие.

При написании курсовой, дипломной или другой научной работы студент обязательно пишет вступление. При его разработке автор должен подробно описать такие обязательные элементы структуры, как актуальность представленной темы, цели и задачи, а также объект, предмет исследования.

У многих студентов, особенно на первом и втором курсе, возникают трудности с определением этих понятий. Без них структурировать свои знания, как и написать качественную работу, не получится. Позволят понять, что собой представляют объект и примеры и элементов любого научного труда.

Общее определение

В словарях существует четкое определение того, что такое научных работ первокурсников доказывают, что сухих строк, представленных в официальных справочниках, недостаточно, чтобы внести ясность в понимание этих структурных элементов. Однако следует начать именно с определений. Это позволит совместить свои знания с конкретными примерами и вникнуть в суть вещей.

Принято называть явление, процесс, которые порождают проблематику, затронутую в конкретно взятой работе. Это та часть научных знаний, с которой необходимо работать автору.

Предметом же в научной работе называется конкретно взятая составляющая выбранного объекта исследования. Это определенный вопрос, который затрагивается при рассмотрении затронутой проблематики. Это более узкое значение. Чаще всего при постановке темы работы предмет изучения участвует в ее формулировке.

Взаимодействие категорий

Как частная и общая категория соотносятся между собой объект и предмет Примеры этих элементов, взятые из работ студентов, говорят об их структурности. В объекте исследователи выделяют ту часть, которая впоследствии станет предметом исследования. Т. е. это та точка зрения, с которой будет рассмотрена проблематика представленной темы.

Например, если при раскрытии информации объектом было выбрано внедрение проекта, то его предметом могут быть ключевые моменты, ведущие к успеху представленного предприятия.

Следует помнить, те категории, которые являются объектом при раскрытии одной темы, могут оказаться предметом в изучении другой проблематики. Все зависит от точки зрения и подхода к изучению информации.

Объект

В процессе написания темы автор должен четко указать объект, предмет, цель исследования. Примеры позволяют понять, что относится к каждой категории. Объект обычно подразумевает некоторую часть нематериального или материального мира, который нас окружает. Эта реальность существует независимо от того, что мы о ней знаем.

К объектам исследования относятся социальные общности, физические тела или определенные процессы. Это все то, что может явно или скрыто содержать в себе противоречия, порождая определенную проблематику. На этот объект направлена познавательная деятельность исследователя.

При проведении научной работы необходимо в итоге получить определенный результат, сделать вывод. Составных частей объекта может быть довольно много. Чтобы сконцентрировать силы в едином направлении, необходимо четко понимать границы, которые определяют эту совокупность. Круг явлений, которые включает в себя объект, необходимо четко понимать при проведении своей работы.

Предмет

Объект, предмет исследования, примеры которых встречаются в различных работах, должны быть четкими, конкретно указанными. Чтобы сложить представление об объекте, выбирается определенный подход, аспект, в рамках которого будет действовать автор.

Чтобы получить определенные новые знания, необходимо выделить ключевой момент в том поле деятельности, в котором происходит исследование. Проблема, затронутая в конкретно обозначенной теме, должна трансформироваться в конкретную формулировку одной из сторон объекта.

Предмет научной работы существует только в сознании автора. Он полностью зависит от знания исследователя. Выделить одну или несколько сторон объекта можно чисто абстрактно. Причем остальные процессы, характеризующие существование объекта, при этом можно учитывать или не принимать во внимание.

Образный пример

У студентов даже после прочтения определений может возникать вопрос о том, как определить объект и предмет исследования. Примеры , представленные образно, могут способствовать осознанию представленных категорий.

Допустим, исследователь - это студент. Он учится, гуляет, обитает в общежитии, каждый день питается в столовой. Это образная модель его сегодняшней жизни. Все, что сейчас происходит со студентом - это объект исследования.

Со временем в его жизни могут произойти перемены. Допустим, студент переехал в другой город. Там также есть университет, который он посещает, другое жилье и общение. Но, тем не менее, он ведет такую же жизнь, как и раньше. Объект исследования не изменился, а только подстроился под сегодняшние реалии.

Предметом в представленном примере могут быть передвижения студента на транспорте, его питание в кафе или посещение лекций. Это одна составляющая его жизни.

Выбор категорий экономической темы

Чтобы перенести представленный пример в плоскость написания научной работы, необходимо рассмотреть на конкретной теме объект и предмет исследования. Примеры по экономике будут одним из лучших способов усвоить новые знания.

Например, студент получил тему «Система управления валютными ресурсами государства». При этом выбор объекта и предмета не имеет четко установленных границ. Поэтому каждый исследователь имеет право выбора при постановке представленных категорий. Преподаватель может советовать, с какой стороны лучше рассмотреть представленную тему, но студент обязательно сам решает, с какой точки зрения исследовать проблематику.

В качестве объекта представленной темы могут служить, например, отношения финансового характера в государстве. Это нечто масштабное. Но постановка темы все же обозначит границы проведения будущих изысканий.

Любая часть найденного объекта может стать предметом исследования. Например, это может быть роль Центрального банка в осуществлении финансовых отношений между субъектами.

Еще несколько примеров

Практически для любой темы несложно будет выбрать объект и предмет исследования. Примеры по праву также довольно информативны. Тема может быть «Семья и брак». Объектом исследования в этом случае могут выступать права и обязанности членов семейных отношений. Предмет исследования - права и обязанности детей.

Если, например, дана тема по информатике «Особенности и принципы работы электронной почты», то объектом будет выступать электронная почта, а предметом - основные принципы ее функционирования.

Ошибки

Руководителями выделяются основные ошибки, которые допускают студенты. Причем типовые несоответствия могут быть, когда автор определяет объект и предмет исследования. Примеры ошибок помогут не допустить их в своей работе.

При обозначении объекта исследования, согласно мнению преподавателей различных учебных и научных учреждений, возможны некоторые отклонения. Типовыми ошибками названы несоответствие категории теме, а также слишком узкие границы. Это не позволяет провести полноценное исследование.

При определении предмета исследования авторы также допускают типовые ошибки. Среди наиболее встречаемых названо несоответствие его выбранному объекту. Иногда предмет выходит за его границы. Также ошибкой может быть определение слишком широких границ исследования. Для полного охвата таких изысканий требуется целая научная группа.

Изучив объект и предмет исследования, примеры обозначения которых были подробно рассмотрены, каждый автор сможет правильно определить эти категории. Это дает возможность структурировать знания студента. При прочтении его работы гораздо проще понять, о чем идет речь.

Аналитический отчёт представляет собой информацию о текущем состоянии дел, оценке сложившихся тенденций, перспектив развития. В аналитический отчет могут входить структурированные данные, таблицы, диаграммы, пояснительные записки, и т.д. Ведется

аналитическая отчетность не только для того, чтобы оценить текущую деятельность, но и оценить все возможные причины сложившейся ситуации, с целью прогнозирования всех возможных перспектив развития.

Полученная информация из аналитической отчетности может использоваться при создании схем управления сложившейся ситуацией.

Для составления аналитической отчетности могут применяться различные методы, характерные для проведения научных исследований. Зачастую используется метод исследования, при котором картина текущей ситуации делиться на составляющие. При составлении аналитической отчетности важную роль играют не только взаимосвязи между различными отдельными объектами, но и причинно-следственные связи, вызывающие исследуемые процессы.

Объектом исследования называют процесс, явление, которое порождает проблемную ситуацию, по которому проводиться исследование. Предметом исследования называют то, что помещено в рамках, в границах объекта. Получается так, что через изучение предмета исследования, познается объект, путем определения его наиболее значимых признаков. Аналитик сам определяет и объект и предмет исследования, равно как и цели и задачи исследования.

Многие считают объект и предмет исследования синонимами, бывают, конечно, такие ситуации, когда и объект и предмет исследования представляются практически равнозначными. Однако в самом начале исследования аналитик должен дать определение как предмету, так и объекту исследования, чтобы походу ведения аналитической работы постоянно держать их в поле своего внимания.

Для того, чтобы более доступно объяснить, чем же различаются предмет и объект исследования, можно рассмотреть несколько легких примеров. Так, например, если предметом нашего исследования будет поведение в экстремальных ситуациях, то объектом исследования станут люди, попавшие в них. Таким образом, изучая поведение людей, познается сам человек.

Или, например, предметом исследования станет эффективность использования средств на оплату труда, то объектом исследования станет сам фонд оплаты труда в частности и организация в целом. Задачи и цели исследований так же понятия различные. Так задачей в этой ситуации будет определение эффективности использования средств на оплату труда, то целью может стать, например, определение оптимальных объемов фонда оплаты труда.


Дополнительно

Предмет и объект каждой дипломной работы и являются ее смыслом. Объект и предмет исследования должны быть вынесены в название работы. Это важно для того, чтобы темы не повторялись, и отличались от тех, что пишут ваши однокурсники. Ежегодно в мире происходит много перемен, и для каждого найдется новая и интересная тема. Предмет исследования дипломной работы это какой-либо аспект или свойство, стороны которого подлежат исследованиям. Объект, в свою очередь, это причина проблемы, то, что создает ту или иную ситуацию.

Главным отличием предмета исследования от объекта в том, что предмет - это какая-либо часть объекта, более узкое понятие и определение. Особое внимание нужно уделять и тому, что объект и предмет должны совпадать по теме и не отличаться по смысловому характеру, так как если они будут относиться к разным научным отраслям, то это сделает невозможным рационально и правильно написать дипломную работу и провести точные исследования.
Следует четко определять тему объекта и предмета исследования, так как при неправильном понимании этих двух составляющих будет сложно раскрыть суть дипломной работы, а следовательно, и защитить ее.
Чтобы проще было разобраться в этих двух понятиях, нужно просто запомнить, что объект всегда отвечает на вопрос: «Что будет исследоваться?», а предмет отвечает на вопрос - «как будет рассматриваться объект, в каких аспектах своего функционирования, в связи с чем?»
Для того чтобы было понятно, объясню вам на примере. Вам нравится удобный веб-сайт вашего института или академии, и темой своей дипломной работы вы выбрали сравнительную характеристику сайтов некоторых ВУЗов России, и зарубежных стран. Объектом исследования здесь будут выступать высшие учебные учреждения, а точнее их отношение к собственным сайтам - для чего они были созданы, какая информация на них размещена, какой внимание университет уделяет своей страничке в Интернете. Предмет здесь сами сайты и их детальное изучение. Сюда же можно отнести их сравнительные характеристики, различие, и прочие факторы, которые могут быть полезны в раскрытие темы.

Приведем еще примеры объектов и предметов дипломной работы.
Дипломная работа на тему: «Программное обеспечение мультимедиа». Тут объектом работы будут выступать информационные технологии, предметом же является программное обеспечение мультимедиа. Современные преподаватели высших учебных учреждений стараются идти в ногу со временем, чтобы понимать, чем живут студенты, и чтобы их предмет был не только интересным, но и познавательным. Поэтому, если тема вашей дипломной работы относится к каким-либо развивающимся современным направлениям, то очень важно, основательно подготовиться не только к написанию, но и к защите работы. Предмет и объект диплома должны быть тщательно изучены. При необходимости можно создать диаграммы и графики, даже, если ваша работа относится к гуманитарным наукам. Необходимо показать, что цель работы достигнута путем личных стараний и усилий. Возможно, в будущем именно ваш диплом, станет сильным толчком для новых открытий, и именно ваши исследования помогут многим разобраться во многих проблемах.
Объект исследования всегда должен быть четко указан, без лишней воды, и ненужной информации, ведь он является главной частью практической половины всей дипломной работы. Объектом может быть как определенная отрасль, так и одна небольшая проблема. Это может быть, например, университет, предметом исследования которого будет являться отношение начальства к сотрудникам или студентам.

Можно рассмотреть предмет исследования на примере «Обработка учебных материалов в процессе обучения», который предполагает под собой некоторое ограничение в поиске информации. Каждый предмет или объект изучения может быть ограниченный какой-нибудь наукой, на основе которой можно построить логическую конструкцию. Считается грубой ошибкой, если во время исследования определенного объекта идет отклонение от дипломной работы в сторону. Если нарушается целостность работы, то и результат в итоге получается не очень положительный. Большое значение имеет целостность теоретическая и практическая, определяющую общую целосность и способ построения дипломного проекта. Если используется раъединение понятий, то оно должно быть близким по смыслу. Например, понятия психологии и педагогики - можно использовать часть понятий как из тех, так и с других, но, в общем, они должны конкретизировать одну тему.

Понятие объект исследования нетождественно понятию «объективная реальность» или понятию «объектная область исследования». В качестве объекта познания выступают связи, отношения, свойства реального объекта, которые включены в процесс познания. Объект исследования - это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит конкретным полем поиска. Это делает объект научного познания некоторым единством объективного и субъективного.

Объект исследования в педагогике и психологии - это некий процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя, например, на процесс развития субъектов воспитывающих отношений, на процесс становления новой образовательной системы, на эффективность определенной технологии. Вот почему не совсем корректно называть объектом исследования, например, начальную школу или подростковые клубы. Это не объект, а либо конкретная база, либо достаточно широкая сфера, далеко не все элементы которой подлежат изучению в данной работе.

Понятие предмет исследования еще конкретнее по своему содержанию: в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. В предмет включаются только те элементы, связи и отношения объекта, которые подлежат изучению в данной работе. Поэтому определение предмета исследования означает и установление границ поиска, и предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, и допущение возможности их временного вычленения и объединения в одну систему. В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующими средствами и методами.

Предмет исследования - это своего рода ракурс, точка обозрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого. Иначе говоря, это определенный аспект изучения объекта. Чаще всего выделяют в качестве предмета целевой, содержательный, операционный (технологический), личностно-мотивационный, организационный аспекты. Скажем, при создании и экспериментальной проверке проекта социально-педагогического комплекса в качестве относительно самостоятельных предметов исследования могут быть выделены: определение функциональных направлений и приоритетов в деятельности комплекса (целевой аспект), уточнение видов услуг и направлений работы (содержательный аспект), способы создания условий социальной реабилитации, комфортного общения, полноценного образования и развития, удовлетворения интересов детей, подростков (деятельностно-операционный аспект).

Предметом психолого-педагогического исследования могут быть отношения в коллективе, формирование единого коллектива взрослых и детей в совместной деятельности, педагогизация социальной среды, связи между факторами, влияющими на образование и развитие детей, и полученными результатами (например, влияние среды на развитие познавательных интересов или характера общения на самооценку и уровень притязаний воспитанников; зависимость эффективности запоминания языкового материала от организации познавательной деятельности; специфика и динамика решения интеллектуальных задач партнерами в условиях интеллектуально-игрового противоборства). Предмет психолого-педагогического исследования непременно должен включать связи воспитательного института с внешней средой, собственно педагогические, социальные и психологические факторы и связи в их сцеплении и взаимодействии.

Предмет исследования, таким образом, формируется на объективной основе самим исследователем, придающим ему определенную логическую форму выражения.

Сделать это можно, только опираясь на определенные исходные положения, на некоторую, пусть приблизительную, гипотетическую концепцию изучаемого.

Приступая, скажем, к разработке проблемы разновозрастного сотрудничества в объединениях по месту жительства, исследователь должен опираться на положения об определяющей роли деятельности в формировании личности, о ведущей роли отношений сотрудничества в совместной деятельности, о решающей роли мотивации и целеполагания и на ряд других положений, а также учитывать потребность подростков в самоопределении.

Если речь идет о создании школы здорового образа жизни, то за исходные могут быть приняты следующие положения. 1.

Здоровье - высшая человеческая ценность как для общества, так и для каждого индивида. 2.

Ребенок почти каждый день проводит значительную часть времени в школе. От режима дня, психологической атмосферы, нагрузок, питания и других факторов школьной жизни во многом зависит здоровье школьников. Школа призвана растить здоровое поколение и при всех условиях делать все от нее зависящее, чтобы обеспечить полноценное физическое развитие и психическое здоровье учащихся. Пока школа этой функции не выполняет. 3.

Необходимо обеспечить воспитание у каждого школьника культуры здоровья, умения ценить, охранять и укреплять свое здоровье и здоровье других. 4.

Школа должна бороться за здоровый образ жизни воспиту-емых. 5.

Все основные ориентиры в данной работе дают медицина - наука о профилактике и лечении заболеваний - и валеология - учение о здоровье.

Таким образом, выделение одного или нескольких предметов исследования - это уже начало теоретического анализа, определения некоторых оснований и целевых установок последующей исследовательской работы.

Вопросы и задания 1.

В психолого-педагогических исследованиях нередко возникают затруднения при определении и разграничении объекта и предмета. Объясните начинающим исследователям в популярной форме различия между объектом и предметом исследования. 2.

Определите, о каких компонентах исследования (база, объект, предмет) идет речь в следующих фрагментах:

коллектив педагогов и учащихся средней школы № 25 г. Тюмени; процесс становления гимназии на базе средней школы с профильным обучением;

психолого-педагогические условия комплексной реабилитации хронически больных детей в оздоровительно-образовательном центре;

зависимость между стилем педагогического общения учителя и учащихся и успешностью учебной деятельности.

3. Выделите предположительный предмет (или предметы) изучения в следующих исследовательских темах:

формирование артистизма как элемент подготовки будущего педагога;

готовность к саморазвитию как цель образования; использование новых информационных технологий в проблемном обучении.

4. Как могут быть сформулированы тема и объект исследования, в котором выделен следующий предмет:

педагогические условия адаптации зарубежных гуманистических систем образования (в частности, вальдорфской школы Р. Штайнера) к особенностям российской действительности?