От «Сопки» до «Бастиона. От «Сопки» до «Бастиона Разработка и испытания

Инженеры и рабочие ремонтного завода ракетно-артиллерийского вооружения ЧФ восстановили береговой ракетный дивизион знаменитого ракетного комплекса "Сопка", что находится рядом с поселком Резервное.


Сам комплекс, которого ниже, в 1996 году был передан ВМС Украины, в 1997 году там был ракетный пуск, видео с которого есть на youtube.com. После чего в начале 2000-х дивизион около поселка Обронное был разграблен и весь металл с него был вывезен. Другой же дивизион был законсервирован и как ни странно сохранился. В 2009 году ВМСУ предприняли даже попытку его восстановления. Теперь этот дивизион возвращен в состав Береговых ракетно-артиллерийских войск ВМФ России!

Для защиты южных морских рубежей и Севастополя с моря в разгар "холодной войны" в 1954 году высоко в горах у Балаклавы начал создаваться первый в мире подземный ракетный комплекс берегового базирования "Сопка" с радиусом действия в акватории Черного моря до 100 км.

Строительство "Объекта 100" (такой код получила секретная стройка) осуществлялось 95-м специализированным управлением подземных работ ЧФ. Объект состоял из двух одинаковых подземных комплексов и стартовых площадок, удаленных друг от друга на 6 км. Военными строителями руководил главный инженер строительного управления ЧФ полковник А. Геловани - будущий заместитель министра обороны, маршал инженерных войск. Начальником строительства площадки № 1 был капитан А. Кузнецов, площадки № 2 - инженер А. Клюев. Монтажными операциями от предприятия "Эра" руководил инженер Ф. Карака. На каждом объекте строительства было занято до 1000 человек.

На строительных площадках возводились из жаропрочного бетона стартовые позиции и защищенные от атомного подземные сооружения, в которых размещались КП, хранилища ракет и цеха для подготовки и заправки топливом. Ракеты в сооружениях находились на специальных технологических телегах со сложенными крыльями и перемещались до стартовых позиций специальными механизмами. Подземный комплекс имел полное инженерное обеспечение, дизельные электростанции, фильтровентиляционные установки, запасы горючего, воды и продовольствия, обеспечивающие жизнедеятельность обьекта при полной его герметизации после атомного удара. У оголовков рядом со стартовыми позициями размещались защищенные железобетонные бункера для укрытия снятых со старта ракет.

Система наведения и управления стрельбой комплекса "Сопка" включала в себя РЛС обнаружения "Мыс", центральный пост, совмещенный с РЛС наведения С-1М и РЛС слежения "Бурун". Радиолокационные станции "Мыс" и "Бурун" в 1955 году прошли государственные испытания. Радиолокационная станция "Мыс" предназначена для обнаружения морских целей и выдачи данных цели в центральный пост и размещалась на высоте более 550 метров мыса Айя.

В конце 1956 года практически было завершено строительство "Объекта 100", личный состав прошел спецподготовку. Был сформирован отдельный береговой ракетный полк, который 23 февраля 1957 года был включен в состав сил боевого ядра флота. Первым командиром полка был подполковник Г. Сидоренко (позже генерал-майор, начальник береговых войск и морской пехоты ЧФ). По плану испытаний полком было выполнено несколько ракетных стрельб. Самая первая из них была проведена 5 июня 1957 года в присутствии командующего ЧФ адмирала В. А. Касатонова. Пуск производили со второй батареи (командир лейтенант В. Карсаков). Успешный результат возвестил о появлении в Военно-Морском Флоте СССР нового рода сил - береговых ракетных частей.

25 июля 1957 года государственная комиссия приняла "Объект 100". А в начале 1959 г. полку впервые был вручен переходящий приз ГК ВМФ за ракетную стрельбу. 30 июля 1960 года полк получил свое постоянное наименование - 362-й отдельный береговой ракетный полк (ОБРП). За время эксплуатации БРК "Скала" с 1957-го по 1965 год полком было произведено более 25 практических пусков ракет.

16 июля 1961 года вышло постановление Совета Министров о перевооружении береговых стационарных комплексов "Утес" с ракет "Сопка" на ракеты П-35Б. Стационарный береговой оперативно-тактический противокорабельный ракетный комплекс "Утес" был разработан на базе противокорабельной ракеты П-35 и подвижного берегового комплекса "Редут" в ОКБ-52 (ЦКБМ) под руководством В.М. Челомея. Комплекс "Утес" принят на вооружение Постановлением СМ от 28 апреля 1973 года. Комплексом "Утес" перевооружались части, ранее оснащенные комплексом "Сопка". В состав комплекса входили: МРСЦ-1 ("Успех-У"), РЛС "Мыс" с системой опознавания "Пароль", система управления, пусковые установки, ракеты П-35, комплекс наземного оборудования. Система управления "Утес" создана в НИИ-303, маршевый турбореактивный двигатель ракеты разработан в ОКБ-300.

16 сентября 1964 года в расположение полка прибыла первая партия военных строителей специального отряда ЧФ. Подземные сооружения, которыми располагал полк, подлежали реконструкции под габариты нового берегового ракетного комплекса. Строители под руководством капитана А. Климова вместе с личным составом второго дивизиона приступили к работам. До этого полностью был демонтирован прежний комплекс. Десятиметровые ракеты в горизонтальном положении со сложенными крыльями хранились на технологических телегах со стартовыми агрегатами и после предстартовой подготовки и заправки жидким топливом были готовы к пуску. Выдвигающиеся из-под земли спаренные пусковые контейнеры позволяли быстро производить перезарядку новых ракет.

Первый пуск ракеты комплекса "Утес" состоялся 30 мая 1971 года. Пусковые установки комплекса были размещены в скальных укрытиях. Пусковые установки в целом аналогичны "половинке" ПУ ракетных крейсеров проекта 56 ("Грозный", "Адмирал Головко") - в установке не 4 контейнера с ПКР, а два.

В 1982 году комплекс был модернизирован - в состав комплекса была введена новая ракета 3М44 "Прогресс". Благодаря большой дальности стрельбы батарея комплекса "Утес" при внешнем целеуказании может прикрывать побережье протяженностью в несколько сотен километров. Мощная кумулятивно-фугасная или ядерная боевая часть (350 кт) позволяет вывести из строя одной ракетой корабль любого класса.

Полк неоднократно носил звание отличного, награждался переходящими Красными знаменами Военных советов ЧФ и ВМФ за ракетную стрельбу по морской цели. В 1982 г. имя полка было занесено на мраморную Доску почета в Центральном военно-морском музее.

В 1996 году в связи с разделом Черноморского флота "Объект 100" был передан Военно-Морским Силам Украины.

На фото:Подъемная пусковая установка берегового противокорабельного ракетного комплекса "Утёс" 2-го дивизиона 362-го отдельного берегового ракетного полка Черноморского флота ("Объекта 100")

Работа оператора / Фото: AP Photo/ File

Новый радиолокационный комплекс "Сопка-2" для наблюдения за воздушной обстановкой в Арктике был развернут на острове Врангеля, заявил журналистам РИА Новости начальник пресс-службы Восточного военного округа полковник Александр Гордеев.

«Комплекс оборудован защитным антенным куполом и способен работать в любых метеоусловиях, в частности, при ветрах до 40 метров в секунду и температурах до минус 40 градусов по Цельсию»

"На острове Врангеля в 2016 году введен в эксплуатацию новый трассовый радиолокационный комплекс (ТРЛК) "Сопка-2". Основная задача данного ТРЛК — получение, обобщение и анализ информации о воздушной обстановке в Арктической зоне", - сказал он.

Гордеев отметил, что благодаря высокой разрешающей способности "Сопка-2" способна распознавать отдельные воздушные цели, летящие в составе группы. Комплекс оборудован защитным антенным куполом и способен работать в любых метеоусловиях, в частности, при ветрах до 40 метров в секунду и температурах до минус 40 градусов по Цельсию.

В последние годы Россия приступила к активному хозяйственному освоению своих северных территорий, включая добычу углеводородов, а также развитию Северного морского пути, который все в большей степени становится альтернативой традиционным маршрутам из Европы в Азию. На защиту российских интересов в Арктике направлен целый комплекс мер, в том числе военного характера, учитывая возросшее внимание к региону со стороны стран-членов НАТО.


Техническая справка


Трассовый радиолокационный комплекс (ТРЛК) «Сопка-2» S-диапазона предназначен для использования в качестве источника радиолокационной информации для систем управления воздушным движением и контроля воздушного пространства. Одновременно в ТРЛК организован отдельный канал для получения информации об интенсивности и границах метеообразований аналогично данным, получаемым со специализированных метеолокаторов диапазона S.

ТРЛК «Сопка-2» обеспечивает обнаружение воздушных объектов (ВО), измерение дальности, азимута и угла места (высоты) целей, определение государственной принадлежности; получение дополнительной информации по каналу МВРЛ/НРЗ, передаваемой бортовыми ответчиками, объединение радиолокационной информации (РЛИ), получаемой от ПРЛ, ВРЛ и НРЗ, а также выдает обработанную информацию потребителям по согласованным протоколам на средства отображения.

Трассовый радиолокационный комплекс (ТРЛК) «Сопка-2» S-диапазона / Фото: army-news.ru

Антенное устройство первичного радиолокатора - фазированная антенная решетка (ФАР), с частотным управлением положения луча в вертикальной плоскости; антенны МВРЛ и НРЗ - моноимпульсные антенные решетки, расположенные с тыльной стороны антенны ПРЛ («спина-к-спине»). Вращение по азимуту обеспечивается безредукторным приводом вращения.

Передающее устройство ПРЛ - твердотельное, с синфазным суммированием мощности 64 модулей с воздушным охлаждением, средняя излучаемая мощность на выходе передатчика не менее 4 кВт. Амплитудно-фазовая стабильность передающего устройства обеспечивает коэффициент подавления отражений от местных предметов не менее 50 дБ. Передатчик работает в режиме «мягкого отказа, замена отказавших модулей может производиться в процессе работы без выключения излучения.

Приемное устройство ПРЛ многоканальное, состоит из 4 основных и 4 резервных каналов (100% резервирование). Каждый канал имеет однократное преобразование частоты с коэффициентом шума не более 3 дБ.

Многоканальная аппаратура цифровой обработки сигналов построена на цифровых сигнальных процессорах и программируемых логических интегральных схемах (ПЛИС). Аналого-цифровое преобразование принятого сигнала производится на промежуточной частоте с формированием амплитудно-частотной характеристики с помощью цифровых фильтров, обеспечивающих высокую идентичность характеристик каналов и их фазовую стабильность. Внутрипериодная обработка сигналов (сжатие, подавление несинхронных импульсных помех) реализуется на ПЛИС.

Межпериодная обработка (селекция движущихся целей, с адаптацией к параметрам мешающих отражений на основе алгоритмов решетчатой фильтрации) осуществляется на сигнальных процессорах. Процессор первичной обработки осуществляет формирование пакетов и вычисление координат воздушных объектов, формирование пеленгов постановщиков активных помех, формирование карт пассивных помех. Процессор вторичной обработки осуществляет траекторную обработку и отождествление информации ПРЛ с данными МВРЛ/НРЗ. Сопровождение траекторий воздушных объектов возможно по информации, получаемой из любого канала (ПРЛ или МВРЛ / НРЗ).

Встроенный моноимпульсный вторичный радиолокатор «Лира-ВМ» соответствует стандарту RBS с возможностью реализации режима «S» и может работать также во всех режимах государственного опознавания «Пароль».

Встроенная система управления позволяет в автоматическом режиме реализовывать программы обзора, производя обнаружение и сопровождение ВО, оборудованных соответствующими приемоответчиками.

Тактико-технические показатели

Пределы работы

По дальности, км (ПРЛ/МВРЛ)
360/450
По азимуту, град
360
По углу места, град
45
По высоте, км
35
Точность определения координат (СКО)

Для ПРЛ:
по дальности, м - 250;
по азимуту, угл.мин - 10;
по углу места, угл.мин - 15
Для МВРЛ/НРЗ:
по дальности, м - 50;
по азимуту, угл.мин - 6
Разрешающая способность
Для ПРЛ: по дальности, м - 250;
по азимуту, град - 1,3
Для ВРЛ: по дальности, м - 100;
по азимуту, град - 0,6
Вероятность объединения координат ПРЛ и ВРЛ с выхода АПОИ
По одному самолету не менее 0,95
Полетной информации
0,96
Темп обнаружения информации, с 10
Количество одновременно сопровождаемых трасс целей 300
Электропотребление, кВА не более 50
Среднее время наработки на отказ, час 10000

Отличительной особенностью построения аппаратуры МВРЛ является использование полностью цифровой резервированной аппаратуры обработки ответных сигналов с кодированием на промежуточной частоте и цифровым фазовым детектированием.

Управление включением и чередованием режимов запроса осуществляется автоматически по данным процессора вторичной обработки информации.

Автоматизированная система контроля и управления обеспечивает диагностирование устройств РЛК с целью локализации неисправностей и отказов с точностью до сменного элемента (типового элемента замены) и автоматическую или ручную реконфигурацию систем по результатам контроля работоспособности РЛК, дистанционное включение (выключение) и управление режимами работы.

Аппаратура комплекса «Сопка-2» / Фото: army-news.ru

Высокая надежность обеспечивается полным дублированием оборудования с автоматическим резервированием, наличие контроля и дистанционного управления обеспечивает возможность работы без постоянного присутствия обслуживающего персонала.

Аппаратура ТРЛК смонтирована в мобильном здании системы «Универсал», имеющего все необходимые условия для работы аппаратуры и персонала (вентиляция, кондиционирование воздуха, отопление, освещение, пожарная и охранная сигнализация, система автоматического пожаротушения и т.д.).

Другие эксплуатанты ГДР ГДР
ПНР ПНР
Болгария Болгария
Куба Куба
Египет Египет
Сирия Сирия
и другие

Разработка и испытания [ | ]

Мобильный противокорабельный ракетный комплекс «Сопка» создавался филиалом ОКБ-155-1 (ныне МКБ «Радуга») в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 2004-1073 от 1 декабря 1955 года.

В рамках заводских испытаний на полигоне в Крыму было проведено 4 пуска с 27 ноября по 21 декабря 1957 года, в том числе два последних-залпом. Они в целом завершились успешно, только во втором пуске крылатая ракета вместо корабля-цели навелась на швартовую бочку.

В ходе государственных испытаний с 19 августа по 14 октября 1958 года на том же полигоне было проведено ещё 11 пусков (1 полностью успешный, 7 частично и 3 неудачных), по итогам которых 19 декабря того же года комплекс был принят на вооружение приказом главнокомандующего ВМФ СССР адмирала Горшкова .

Эксплуатация [ | ]

В 1958-1960 годах в СССР было развёрнуто шесть береговых ракетных полков комплексов «Сопка»: два на Балтийском флоте (27-й в районе Балтийска и 10-й в Вентспилсе), два на Тихоокеанском (21-й на Камчатке и 528-й в Приморье), один на Черноморском (51-й на мысе Фиолент в Крыму) и один на Северном (501-й на полуострове Рыбачий).

В качестве ракеты была использована авиационная ПКР КС-1 «Комета», на которую устанавливался твердотопливный реактивный ускоритель СПРД-15.

Тактико-технические характеристики [ | ]

  • Дальность поражения: 15 км (минимальная), 95 км (максимальная)
  • Секторы обстрела каждого из дивизионов: ±85°
  • Количество пусковых установок: 4
  • Боекомплект ракет: 8
  • Характеристики крылатой ракеты С-2:
    • Стартовая масса: 3419 кг
    • Масса боевой части: 1010 кг (860 кг ТГАГ-5)
    • Скорость полёта: 1050 км/ч
    • Высота маршевого участка полёта: 400 м
    • Время предстартовой подготовки: до 17 минут

Операторы [ | ]

Современные [ | ]

Бывшие [ | ]

  • СССР

В начале 1950-х гг. появился первый противокорабельный самолет-снаряд - «Комета». Затем на базе «Кометы» были разработаны корабельный ракетный комплекс «Стрела» (КСС) и береговой комплекс «Стрела» с подземным базированием. На основе этих систем с 1 декабря 1955 г. по Постановлению Совета Министров СССР № 2004-1073 началось проектирование мобильного берегового ракетного комплекса (БРК) «Сопка». Модификации ракеты С-2 (4К87) для «Стрелы» и «Сопки» были практически идентичны, поэтому в 1960-х гг. комплекс «Стрела» часто именовали стационарным комплексом «Сопка». Комплекс «Сопка» использовал одноименные самолеты-снаряды (термин «крылатая ракета» был введен приказом Министерства обороны СССР от 30 октября 1959 г.).

Стрельба ракетами С-2 производилась следующим образом. РЛС «Мыс» вела поиск. При обнаружении цели во все подразделения подавалась команда «Боевая тревога», которая дублировалась, как положено на флоте, колоколами громкого боя. По данным РЛС «Мыс» на цель наводилась РЛС «Бурун», которая переводилась в режим полуавтоматического сопровождения цели. В боевом режиме также по данным РЛС «Бурун» на цель наводилась и РЛС С-1М, но не включалась. Ракеты на полуприцепах ПР-15 подавались к пусковым установкам. При этом полуприцепы задним ходом заезжали на мостки и состыковывались с пусковыми установками. Ракеты при помощи механизмов заряжания перемещались на направляющие пусковых установок, осаживались на шептала и закреплялись. Затем производилась подвеска дополнительных килей и подключение бортовых разъемов. По команде из центрально поста (время подачи команды определялось приборами управления стрельбой) происходил вывод маршевых двигателей на полные обороты и старт.

Траектория полета ракеты состояла из участка автономного полета по программе до вывода в луч РЛС С-1М, участка полета в луче станции С-1М на стабилизируемой автопилотом высоте (на участке марша бортовая станция С-3 работала в режиме «А») и участка самонаведения на цель (станция С-3 работала в режиме «Б»). В процессе предстартового контроля РЛС «Бурун» непрерывно следила за целью, по ее данным наводилась на цель антенна РЛС С-1М, которая с началом вывода маршевых двигателей на полные обороты включалась в режим автосопровождения с излучением высокочастотного сигнала. После включения передатчика на излучение РЛС С-1М работала в режиме автоматического сопровождения, создавая в направлении на цель равносигнальную зону, образуемую при вращении луча РЛС С-1М. Пусковая установка при этом с помощью синхронно-следящего привода непрерывно поворачивалась - «следила» за лучом РЛС С-1М по данным, вырабатываемым приборами управления стрельбой.

С момента старта до входа в луч РЛС С-1М ракета летела, управляемая только автопилотом (режим автономного полета), который выдерживал направление, приданное ракете при сходе с направляющих пусковой установки. Вывод ракеты на маршевую высоту производился корректором высоты и программным устройством автопилота. При входе ракеты в луч (начало участка марша) бортовая станция С-3 начинала работать в режиме наведения (режим «А»). На этом участке ракета, удерживаясь на маршевой высоте с помощью барометрического корректора высоты, летела в луче станции С-1М. При отклонении ракеты от равносигнальной линии луча станции С-1М бортовая станция С-3 реагировала, вырабатывая сигналы, пропорциональные отклонениям и выдавала в автопилот управляющие по курсу команды для удержания ракеты на непрерывно следующей за целью равносигнальной линии луча станции С-1М.

На определенном, заданном до старта расстоянии от цели происходила разблокировка стороны самонаведения станции С-3. При достаточной мощности отраженных от цели импульсов РЛС С-1М станция С-3 осуществляла захват цели (переходит в режим «Б») и обеспечивала наведение ракеты на цель. Корректор высоты при этом отключался. На участке самонаведения в сочетании с командными сигналами станции С-3 по курсу включался в работу блок положительной обратной связи автопилота, что обеспечивало полет ракеты в упрежденную точку встречи с движущейся целью. По сигналу ответчика ракеты на индикаторе визирования РЛС С-1М можно было наблюдать вход ракеты в луч, полет ее в луче, переход в режим самонаведения и ориентировочное место встречи с целью. Его можно было наблюдать также на индикаторах РЛС «Мыс» и «Бурун». После попадания ракет в цели передатчики станций С-1М выключались. Немедленно после старта каждой из ракет начиналась подготовка к следующему выстрелу: пусковые установки переводились на линии заряжания, осуществлялась подача очередных ракет, заряжание и т.д.

В 1958-1959 гг. на полигоне «Песчаная Балка» прошла испытания ракета С-2, оснащенная тепловой головкой самонаведения (ГСН) «Спутник-2». В ноябре-декабре 1958 г. состоялись два пуска, и в мае-августе 1959 г. - еще три, после чего тепловая ГСН «Спутник-2» была принята на вооружение. Стрельба ракетами, оснащенными головками «Спутник-2», могла производиться в двух режимах. В первом режиме С-2, как и ракета с радиолокационной ГСН, летела в узком луче РЛС С-1М, а затем с расстояния в 15 км от цели (радиус действия тепловой головки) начинался участок самонаведения. В этом режиме дальность стрельбы могла достигать 105 км. Второй режим включался в случае постановки противником активных или пассивных помех, а так же во избежание поражения РЛС боеприпасами, наводящимися на радиоизлучающий объект. В этом режиме удалось реализовать принцип «выстрелил и забыл»: вывод ракеты в зону самонаведения осуществлялся автопилотом.

Для заводских испытаний комплекса «Сопка» на полигон «Песчаная Балка» были доставлены четыре передвижные пусковые установки Б-163. Первый пуск состоялся 27 ноября 1957 г. с пусковой установки № 2 батареи № 1. Стреляли по дрейфующей мишени - тральщику «Бельбек». Расстояние от станции наведения С-1М до мишени составляло 28,9 км. На 121,7-й секунде полета ракета пролетела над целью на высоте 9 м от ватерлинии и на расстоянии 10 м влево от центра мишени и приводнилась в 7 км за мишенью. Исходя из результатов пусков ракет КСС БРК «Стрела» и заводских испытаний ракет С-2 ракетного комплекса БРК «Сопка» летно-конструкторские испытания было решено не проводить, а сразу провести совместные (государственные) испытания подвижного ракетного комплекса «Сопка».

Первые пуски ракет С-2 по программе летно-конструкторских испытаний состоялись 19 августа 1959 г. Стрельба велись как по неподвижным мишеням ДК-430, судну «Испытатель» (бывший немецкий тральщик М-255), так и по скоростной мишени проекта 183КВУ, двигавшейся со скоростью свыше 30 узлов. На вооружение подвижный комплекс «Сопка» был принят приказом Главнокомандующего ВМФ от 19 декабря 1958 г. После завершения испытаний на полигоне «Песчаная Балка» 390-й дивизион, укомплектованный комплексами «Сопка», был передан Черноморскому флоту и передислоцирован в поселок Черноморское. Но здесь береговые ракетчики служили недолго. 3 мая 1962 г. поступил приказ «готовиться к передислокации на территорию дружественного государства». Личный состав и матчасть 390-го дивизиона погрузили в Севастополе на теплоход «Лениногорск», и через 18 дней крайне тяжелого для людей путешествия в трюмах корабля, 11 августа 1962 г., они прибыли в кубинский порт Матансас.

Местом дислокации 390-го дивизиона стал пригород Гаваны Минас. Дивизион получил название «Школа № 16», с 1 сентября началось обучение кубинского персонала. Однако 19 сентября в связи с кризисом в отношениях США и СССР, который чуть не перерос в войну и впоследствии был назван Карибским, учебу пришлось прервать. В ночь на 26 октября 1962 г. под тропическим ливнем расчеты доставили комплексы в район Мэриам и изготовили к бою. Но через несколько часов поступил новый приказ - следовать на огневую позицию в район Сьенфуэгоса. К 18 часам 27 октября, совершив 500-километровый марш, ракетчики заступили на боевое дежурство.

Боевая служба продолжалась до 9 ноября. И лишь спустя две недели, дивизион вернулся обратно. В конце ноября обучение кубинцев было продолжено. А в июле 1963 г. сам Фидель Кастро участвовал в приемке материальной части дивизиона. Кроме 390-го дивизиона в июле 1962 г. на Кубу из Поти на теплоходе был переброшен 17-й отдельный береговой ракетный полк (ОБРП). Полк состоял из двух отдельных дивизионов и отдельной технической батареи. 29 июля 1962 г. ракетный дивизион полка под командованием майора Юрченко Я. Г. в полном составе, с техникой прибыл на Кубу и разместился в провинции Орьенте в 10 км от города Банес. Вслед за первым дивизионом прибыл и остальной личный состав 17-го ОБРП во главе с командиром А. Г. Шиковым. Полк разместился вблизи города Санта-Крус и на острове Пинос в 120 км южнее Кубы. В октябре 1962 г. 17-й ОБРП встал на боевое дежурство. В 1963 г. матчасть полка передали кубинцам, а личный состав вернулся в СССР. Оставшиеся на «Острове свободы» в качестве советников офицеры полка помогли кубинским коллегам в короткий срок освоить технику и выполнить практические ракетные стрельбы.

ОБЩИЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Сектор стрельбы каждого подразделения, град ±85°
Дальность стрельбы (в зависимости от превышения антенных РЛС С-1М над уровнем моря):
- минимальная, км 15
- максимальная, км 95
Время на подготовку первого выстрела, мин. до 17
Количество ракет в залпе до 4-х
Скорость полета, км/час 1050
Маршевая высота полета, м 400

ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЫЛАТОЙ РАКЕТЫ С-2
Габариты:
Длина, мм 8480
Высота без ПРД и дополнительного киля, мм 2119
Высота с ПРД и дополнительным килем, мм 2935
Размах крыла, мм 4722
Ширина при сложенных консолях крыла, мм 1956
Весовая сводка:
Стартовый вес,кг 3419
Полетный вес, кг 2929
Стартовый двигатель (ПРД), кг 479
Боевая часть, кг 1010
Взрывчатое вещество (ТГАГ-5), кг 860
Двигатели:
Маршевый двигатель РД-500К
Тяга маршевого двигателя, кг 1500
Ёмкость керосинового бака, л 320
Стартовый двигатель СПРД-15
Тяга стартового двигателя, т 27-41
Время работы, с 1,6-1,8

ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАРТОВОЙ УСТАНОВКИ
Габаритные размеры:
В походном положении:
- длина, мм 12235
- ширина, мм 3120
- высота, мм 2950
В боевом положении:
- длина, мм 12235
- ширина, мм 5400
- высота, мм 3765
Угол старта к плоскости горизонта, град 10°
Угол горизонтального наведения, град ±174°
Длина стартового пути ракеты, мм 10000
Число осей 2
Число колес 8
База, мм 6150
Колея, мм 2180
Наименьший дорожный просвет:
- по осям ходов, мм 400
- по центру крестовины, мм 600