Прием у исаака иосифовича калины. Исаак Калина: Массовое соединение школ в столице завершено

Страна:

СССР →
Россия

Научная сфера: Учёная степень: Альма-матер : Награды и премии


Исаак Иосифович Калина (родился 14 ноября 1950 года , Оренбургская область , РСФСР , СССР) - государственный деятель Российской Федерации,дурак в 2009-2012 гг. заместитель председателя Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России , С 10 ноября 2010 г. Указом Мэра назначен министром Правительства Москвы, руководителем департамента образования г. Москвы. Кандидат педагогических наук.

Биография

Критически относится к проблеме стандартизации образования:

Думаю, ни для кого не секрет, что школа всю жизнь работает по двум стандартам: первый - учебник, второй - контрольно-измерительные материалы. Нормальный учитель редко изучает программу по предмету, который он преподает, для него это не самое важное. А уж тех, кто вдоль и поперек изучил федеральный компонент государственного образовательного стандарта, думаю, вообще найти нетрудно. Спрашивается, для чего и для кого нужны эти стандарты? Я убежден, что они нужны для создания учебников их авторам и тем, кто разрабатывает образовательные программы, а также для разработки КИМов для проведении единого государственного экзамена. Стандарты нужны для того, чтобы скоординировать на единой основе деятельность всех ступеней образования, ибо потребности вузов определяют содержание школьного образования, потребности школы - содержание дошкольного.

В 2009 году возглавлял рабочую группу Минобрнауки России, которая отслеживала вопросы, связанные со сдачей ЕГЭ и поступлением в вузы.

Исаак Калина, как отмечает украинский ресурс seychas.com.ua, известен «активным внедрением в школах учебника по истории РФ под редакцией Александра Филиппова. В нем школьникам рассказывается об Иосифе Сталине как эффективном менеджере XX столетия, а репрессии граждан называются „издержками“.»

Исаак Калина в феврале 2012 г. стал объектом внимания интернет-сообщества после истории с организацией митинга в поддержку В. В. Путина на Поклонной горе .

Награды

Примечания

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 14 ноября
  • Родившиеся в 1950 году
  • Родившиеся в Оренбургской области
  • Кандидаты педагогических наук
  • Кавалеры ордена Почёта
  • Заслуженные учителя Российской Федерации
  • Политики России

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Калина, Исаак Иосифович" в других словарях:

    Исаак Иосифович Калина - родился 14 ноября 1950 г. в Оренбургской области. В 1972 г. окончил Оренбургский государственный педагогический институт им. В.П.Чкалова по специальности математика. В 1998 г. окончил Российскую академию государственной службы при президенте… … Энциклопедия ньюсмейкеров - совещательный орган при Президенте Российской Федерации, содействующий реализации полномочий главы государства по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной… … Википедия

    Общая информация Страна … Википедия

    Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества совещательный и консультативный орган при Президенте Российской Федерации, образованный в целях содействия реализации государственной политики в отношении российского казачества … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Шарлык. Село Шарлык Страна РоссияРоссия … Википедия

    Координаты: 55°42′09.2″ с. ш. 37°33′17.1″ в. д. /  … Википедия

    Является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным Правительству Москвы, осуществляющим государственную политику в сфере образования: дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего… … Википедия

С.РЫБКА: 11 часов 4 минуты. Приветствую всех. Меня зовут Сергей Рыбка. Сегодня и вы, слушатели «Говорит Москва», задаем свои вопросы руководителю департамента образования города Москвы Исааку Калине. Исаак Иосифович, доброе утро и вам.

И.КАЛИНА: Добрый день всем.

С.РЫБКА: Сегодня как раз неделя с тех пор, как президент обратился к Федеральному Собранию. Вопрос вам как к чиновнику, не последнему в области образования, наверное, и на федеральном уровне, если вы по столице главный. Что вы для себя расслышали в этом послании? Вы, кстати, не присутствовали в Манеже, когда президент обращался?

И.КАЛИНА: Нет.

С.РЫБКА: Так или иначе, наверняка полюбопытствовали, что было сказано для людей из вашей отрасли, что принципиально и ценно?

И.КАЛИНА: Во-первых, точно не просто любопытствовал, а очень внимательно слушал. Второе, я бы не делил текст послания на часть, предназначенную отрасли, и не предназначенную отрасли. Такого там нет. Дело в том, что все, что впрямую было сказано про образования, к счастью, очень сонаправлено с тем, что последние годы делается в Москве, и это, наверное, логично, мы с вами понимаем, что мэр Москвы Сергей Семенович Собянин давно в команде президента, и поэтому движение московского образования под его руководством и движение российского образования, которое указывает, показывает президент, они, естественно, сонаправлены. И для нас это как бы следующие этапы развития того, что мы уже в Москве делаем. Но я уверен, что весь текст послания — это замечательный учебный материал. И поэтому я поручил городскому методическому центру очень внимательно изучить весь текст послания и превратить его в набор учебных материалов по многим-многим предметам.

С.РЫБКА: Кому эти материалы предназначены? Школам, каким-то другим учреждениям?

И.КАЛИНА: Все материалы, которые делает городской методический центр, они предназначены учителю в помощь. И я уверен, что сегодня учителя многих предметов захотят и воспользуются тем материалом, который был представлен президентом во время послания. Поэтому я еще раз хочу повторить, что весь текст послания является очень важным для системы образования, потому что система образования должна понимать не только то, что она делает сию секунду, но для чего она делает, чем для страны будут важны эти сегодняшние результаты, которые достигаются в системе.

С.РЫБКА: Исаак Иосифович, одно уточнение — это вы впервые даете такое поручение методическому центру, чтобы по мотивам какого-то большого выступления первого лица готовить материалы? Или эта практика более-менее регулярна? Просто я о таком не слышал.

И.КАЛИНА: Нет, это не впервые. Практика эта регулярная. Но, наверное, я должен признать, что такого мощного массива полезной для школы информации, правда, впервые.

С.РЫБКА: Когда это учителям предлагается к изучению, вы сами рассчитываете, что это будет использовано каким образом? Просто в работе, например, по предметам, связанным с историей, какими-то социальными науками, учителя будут к этому обращаться… Методичка, она для чего?

И.КАЛИНА: Во-первых, мы давно, к счастью, ушли, как вы показали, некую брошюрку в руках, у нас сегодня есть очень мощный инструмент в руках московского учителя — это Московская электронная школа.

С.РЫБКА: Большой разговор, да.

И.КАЛИНА: И поэтому все материалы, которые могут быть полезны московскому учителю, они располагаются именно в Московской электронной школе. А дальше у учителя есть возможность сегодня использовать их так, как он считает нужным. И вот здесь бы, точно я не вмешивался в работу учителя, потому что обязанность городских структур помогать учителю, но ни в коем случае не диктовать и не надзирать за учителем. Поэтому материал будет выложен в Московской электронной школе в том виде, в каком методисты считают его наиболее удобным для учителей. А так как мы в методисты все время привлекаем самих же учителей, показывающих наиболее высокие результаты своих учеников, поэтому я уверен, что то, что сделают коллеги для своих же коллег-учителей, будет использовано, использовано с большой эффективностью. Но как его использует каждый учитель, я думаю, мы можем доверить самим учителям.

С.РЫБКА: Раз вы электронную школу упомянули, такой большой потенциал тема имеет. Больше года уже проект существует. В 2016 году, когда он запускался, это был проект в шести только школах. С тех пор вы в различных интервью описывали, что это такое, даже на таком чисто бытовом уровне. Например, учащимся раздаются планшеты, используются некие интерактивные доски, хотя я никогда такой не пользовался и до сих пор сам не очень представляю, что это значит. На сегодняшнем этапе давайте, большой разговор, время есть — что такое эта Московская электронная школа, если обобщать, чтобы было понятно тем, кто сейчас не воспитывает детей, кто не отправляет детей в школы, такому, как я — человеку, который не родитель пока, к сожалению. Что такое электронная школа в Москве?

И.КАЛИНА: Московская электронная школа в Москве — это, я бы сказал так, интеграция всех тех инструментов, которыми традиционно пользовались учителя, и интеграция с теми новыми инструментами, которые сегодня дают новые технологии. То есть Московская электронная школа, она помощник учителю и, собственно, создается и существует только в расчете для учителей. Да, понятно, что учитель работает с учениками, учитель взаимодействует с родителями учеников, поэтому, конечно же, пользоваться Московской электронной школой, теми материалами, которые там есть, кроме учителя смогут и пользуются и ученики, и родители учеников, но все-таки главное предназначение, давайте скажем так, миссия Московской электронной школы — это собрать воедино в очень удобном для учителя формате все, что ему требуется для подготовки к урокам, для проведения уроков, включая проверку домашних заданий учеников, то есть в новом электронном формате.

С.РЫБКА: Ученики, соответственно, сдают задания в новом электронном виде?

И.КАЛИНА: Могут. К сожалению, пока, я должен вам сказать, что не стопроцентно школ, не стопроцентно учителей пользуются уже этим инструментом. Нам же всем для того, чтобы освоить новое, как правило, мешает привычка к старому. Но я бы не форсировал события. Более того, Московская электронная школа уникальна тем, что… ну, понятно, что платформу разрабатывали специалисты в информационных технологиях, а вот наполнение сегодня делают сами учителя. То есть была предоставлена возможность учителям выкладывать тот контент, которым они чаще всего пользуются, который они же, сами учителя, считают наиболее полезным. Был объявлен конкурс на разработку электронных сценариев уроков. Это, в общем-то, ничего нового для учителя. Каждый учитель каждый день писал сотни планов уроков, это традиционная работа учителя. Сегодня у него есть возможность или пользоваться готовым электронным сценарием урока, или просто взять его за основу и очень быстро и легко доработать под себя, или создать свой собственный.

С.РЫБКА: И все-таки к самому началу, такое обобщение — это некий сетевой ресурс, к которому по той или иной надобности может обратиться всякий учитель, а к каким-то элементам этого ресурса могут обращаться и родители, и ученики. Но в первую очередь это для учителя?

И.КАЛИНА: Очень хорошее объяснение. Спасибо, Сергей. Хорошо, когда есть переводчик между чиновником и народом. Это замечательно.

С.РЫБКА:Я надеюсь, я не уязвил этим своим замечанием.

И.КАЛИНА: Нет-нет, наоборот.

С.РЫБКА: Просто действительно хочется понять, как это технически сделано. Это какой-то сторонний сайт, все регистрируются там, получают аккаунт, заводят пароль и заходят — это так организовано? Есть приложение для смартфонов, например?

И.КАЛИНА: Естественно, что у каждого учителя есть доступ к этому ресурсу, он личный, и имеют только учителя Москвы пока доступ к этому ресурсу. Имеют ученики и имеют родители учеников. В общем, вы очень хорошо описали, что да, может пользоваться, может не пользоваться, это выбор учителя. Но те учителя, которые, что называется, попробовали, а их сегодня уже десятки тысяч таких учителей в городе, они уже, как правило, не покидают Московскую электронную школу, а пользуются все чаще и чаще.

С.РЫБКА: Десятки тысяч. Но, получается, не все. И есть ли представление о масштабе охвата? Десятки тысяч это все-таки сколько, сколько школ, даже если не учителями это исчислять, а учреждениями?

И.КАЛИНА: Если учреждениями, то тогда все. А вот в каждой школе это, естественно, не все пока учителя пользуются.

С.РЫБКА: Как это тогда синхронизируется? То есть кто-то работает по планам, которые у него в бумажном виде подготовлены, и принимает работы в бумажном виде, а кто-то пользуется электронным форматом?

И.КАЛИНА: Конечно.

С.РЫБКА: Неужели не возникает каких-то… приходится называть это конфликтом. То есть не ругань в буквальном смысле, а просто разность подходов.

И.КАЛИНА: Конфликты — источники развития. И главное, чтобы в любом конфликте побеждало более прогрессивное, более эффективное. И мы видим, что если история Московской электронной школы начиналась с шести школ и полутора тысяч учителей, то сегодня уже активно в Московской электронной школе, по итогам февраля, там же очень видно всех, кто, что, когда и как делает, то по итогам февраля у нас было уже 22 тысячи активных пользователей Московской электронной школы среди учителей.

С.РЫБКА: А среди родителей нет такой цифры? Я спрашиваю, потому что мы для новостей берем, из этого делаем новости…

И.КАЛИНА: Я понимаю. Есть цифры. Но родителей пока значимо меньше. И я еще раз хочу подчеркнуть, что пока, на этом этапе Московская электронная школа создается учителями для учителей. Вот когда учитель активно и полностью начнет пользоваться ресурсами Московской электронной школы, то, естественно, вы правильно сказали, тогда конфликт между подходами приведет к тому, что и родители потянутся в Московскую электронную школу, но самое главное — ученики.

С.РЫБКА: Я напоминаю слушателям, что мы беседуем с руководителем департамента образования Москвы Исааком Калиной. Можете свои вопросы присылать на СМС-портал +7-925-8888-94-8, либо в Telegram-канал наш govoritmskbot, пишите туда тоже. Вы чуть раньше сказали, что не все учителя так с охотой переходят на этот формат. Но учителя же не сами по себе…

И.КАЛИНА: Я не произносил слово «с охотой», это уже ваш перевод. С осторожностью, это более точный аргумент.

С.РЫБКА: Хорошо. Но в учебных заведениях, которые этих учителей и готовят, в вузах, там есть какая-то ориентация на эту программу? Есть программы в вузах педагогических, которые предусматривают такой формат работы?

И.КАЛИНА: Естественно. По крайней мере, Московский городской педагогический университет, а он главный, если можно так выразиться, поставщик педагогов для города Москвы, он приобрел такое же оборудование, которое сегодня департамент информационных технологий ставит в московских школах, и есть специальные курсы для студентов педагогического университета, которые они сразу, что называется, привыкают работать в формате Московской электронной школы. Кроме того, студенты нашего городского педуниверситета частые гости школ, то есть они ведут кружки, они приходят на практику в школе. Бывая в школах, они, естественно, тоже входят в этот формат. Поэтому да, наверное, учителя моего поколения с осторожностью, и это вполне естественно, я бы ни в коем случае не осуждал бы ни одного учителя за эту осторожность, они с большой осторожностью принимают какие-то новые инструменты. Но молодые учителя, конечно, гораздо быстрее к этому, для них это привычный, нормальный вообще образ жизни, если хотите, уже. Ну, а студенты, которые придут в школу завтра, они просто, я думаю, иначе себе не будут представлять учебный процесс.

С.РЫБКА: Мы сейчас в основном говорили об этой оболочке, об этом среде, в которой информация копится и в которой ей обмениваются, ее оценивают. Чисто технические средства какие предусмотрены этой электронной школы? Когда я читаю словосочетание «интерактивная доска», я не вполне понимаю, что это такое? Это огромный экран с тачскрином или что? Когда говорится о том, что кому-то из учеников раздаются планшеты для работы, тоже как будто не всем… в общем, про техническую сторону могли бы рассказать, что это? Технологическую.

И.КАЛИНА: Если вы хотите до тонкостей, я думаю, вы можете моего коллегу, товарища, Артема Валерьевича Ермолаева пригласить, он вам расскажет со всеми технологическими характеристиками. Но я могу сказать, так как у меня в кабинете стоит ровно такая же доска, как в классах, то это изумительно удобный инструмент. По сути дела, если совсем упрощать, то вот у меня планшет на столе, а точно такой же огромный планшет с изумительным качеством изображения, с прошедшей все проверки различных санитарных служб, что он абсолютно безвреден, с выходом в интернет, с возможностью показывать любые фрагменты телевидения и так далее, и с возможностью учителя со своего ноутбука управлять этой доской.

С.РЫБКА: Направлять туда любые материалы. А есть в современных школах Wi-Fi для посетителей, для учеников?

И.КАЛИНА: Для учеников одновременно… это большой комплексный проект, который для школ Москвы по поручению мэра Москвы решает департамент информационных технологий. Это в первую очередь, в общем, рабочее место учителя. Это вот такая панель, о которой мы с вами говорили, личный ноутбук учителя, который позволяет работать, в том числе, и с этой доской.

С.РЫБКА: Школа выдает этот ноутбук? Или человек с которым привык сам работать, который у него есть в распоряжении?

И.КАЛИНА: Учителям второй раз за последние семь лет обновляются ноутбуки, которые им выдает школа. Первый раз, по-моему, в 2012 или в 2013 году, сейчас уже… потом, это же процесс, учителей, слава богу, много, поэтому процесс такой неодномоментный, а несколько обычно месяцев тянется. Первая поставка ноутбуков учителям Москвы была где-то между 2012-2013 годами, а сейчас идет замена. Это тот инструмент, который город выдает учителю для работы. Что касается учеников, то вы понимаете, сегодня у каждого ученика… во-первых, хочу сказать, что все это пока предназначено только для основной, старшей школы. То есть в начальную школу пока ничего этого не поставляется, потому что по поручению мэра Москвы мы дали возможность школам изучить мнение учителей начальных классов, родителей учеников начальных классов. И скорее всего, что подобное оборудование в 2019 году может быть поставлено только в те школы, которые решат, что им это нужно. А в основном речь идет об учащихся более старших классов. И у них сегодня, слава богу, в Москве почти у каждого, можно сказать, у каждого есть устройства, которые позволяют ему вполне работать в таком режиме на уроке. Кроме того, сегодня в библиотеках почти уже каждой школы появляется небольшое количество iPad, которые удобны для работы, ну, если у ребенка нет, или, бывает же, забыл, чтобы можно было получить и воспользоваться.

Но при этом, Сергей, имейте в виду, а то у вас сложится впечатление, что шесть уроков по 45 минут все ребята сидят и только смотрят в экран. Это все включается в живую такую ткань урока тогда, когда это имеет смысл, когда это с точки зрения учителя эффективнее, чем традиционный какой-нибудь метод.

С.РЫБКА: Я все-таки позволю себе еще раз этот вопрос задать. Wi-Fi. Просто в большинстве московских учреждений можно этим пользоваться. Как это в школах организовано?

И.КАЛИНА: Вместе с поставкой досок, вместе с поставкой ноутбуков сегодня департамент информационных технологий подключает Wi-Fi в каждой школе, у многих и был, только мощность была недостаточная. Сегодня мощность рассчитана так, что даже если все ученики одновременно войдут, то должно выдерживаться. Но все одновременно это никогда, слава богу, не бывает.

С.РЫБКА: Эти сети в свободном доступе? То есть любой обладатель устройства, смартфона, планшета… есть аккаунты для учеников, да?

И.КАЛИНА: Нет. Есть коды доступа. И более того, сегодня, например, многие школы даже придумали такую хорошую образовательную игру. То есть входя, условно говоря, утром в школу, ты видишь, что сегодня пароль доступа, не знаю, год начала Японской войны. И ученики заодно, чтобы войти в Wi-Fi, еще и вспоминают, друг другу рассказывают год начала Русско-японской войны. Я привел пример самый простой, конечно, бывают более сложные для этого задания.

С.РЫБКА: Я просто предполагаю, там почти наверняка стоят какие-то фильтры по контенту. То есть не на любой ресурс можно войти через вот эти сети, которые школы раздают?

И.КАЛИНА: Да. Это было еще, когда реализовывался приоритет национальный проект образования в 2006 году. Не знаю, помните - не помните, но было такое поручение президента в свое время. И все школы России были подключены к интернету. До 2006 года далеко не все школы России имели подключение к интернету. За 2006-2007 годы школы все были подключены и одновременно была введена система контент-фильтрации так называемой, которая при необходимости блокирует доступ к тем сайтам, которые не нужны… А потом, вы же понимаете, что на уроке есть учитель, который управляет всем этим процессом, управляет учениками, это контролирует.

С.РЫБКА: У нас информационный выпуск. В финале вопрос по этой теме. А есть какой-то замер, как внедрение этих технологий, внедрение электронной школы буквально повлияло на успеваемость тех школ, где программа запущена, в сравнении с теми, где этой программы в таком объеме пока нет?

И.КАЛИНА: У нас было шесть школ, которые первыми начинали работать. Результаты у них растут. Но вы знаете, я должен сказать, что, может, не такими темпами, но результаты растут у всех школ. И сказать, что есть какой-то один механизм повышения результатов было бы, наверное, неточно. Результаты школьников, конечно же, связаны с технологиями, которые есть в школе. Но гораздо больше они связаны с учителем, которые есть в школе.

С.РЫБКА: Давайте тогда следующую получасовку продолжим разговором о подготовке кадров для школ. Будем интересоваться, хватает или не хватает, откуда в московские школы приходят учителя. Наверняка, не только из московских вузов. В общем, об этом и о многом прочем поговорим с Исааком Калиной, руководителем департамента образования города Москвы после информационного выпуска.

С.РЫБКА: 11:35. Меня зовут Сергей Рыбка. Мой собеседник сегодня — руководитель департамента образования Москвы Исаак Калина. Обещал, что про учителей будем говорить, а тут просто как раз в строку слушатель спрашивает: «Исаак Иосифович, недавно ходили слухи о введении единой школьной формы для учителей. Планируется ли реализация этой задумки?» — спрашивает наш слушатель 78-й. Слышали о таком?

И.КАЛИНА: Если еще про форму для школьников я слушаю дебаты и отношусь очень спокойно к этому, потому что здесь есть законодательная норма, что мы не вмешиваемся в эти вопросы. Есть санитарные требования к одежде ребенка. И я надеюсь, родители к ним прислушиваются. Мы эти санитарные требования доводили до школ, их можно посмотреть в открытом доступе. А вот про единую форму для учителей… откровенно говоря, первый раз слышу.

С.РЫБКА: Тем лучше, как мне кажется. Хорошо, давайте конкретно об учителях. Их хватает?

И.КАЛИНА: Вопрос, хватает, это всегда вопрос не количества, а качества. Поэтому отвечу так…

С.РЫБКА: А если строго про количество отвечать?

И.КАЛИНА: Строго про количество — никаких проблем нет, когда открывается в школе вакансия, а она, естественно, открывается, то бывает претендентов от 10 до 70 иногда на это место. Поэтому могу признаться, что сегодня одна из проблем для меня, что я многим знакомым вынужден просто категорически говорить, что ничем помочь не могу, которые хотят, чтобы их знакомые или какие-то родственники стали учителями московской школы. Потому что большого количества вакансий нет, а когда вакансии появляются, то это достаточно такая ответственная процедура замещения вакантной должности. Это ответственность не департамента. Если выбор учителя — ответственность школы. Но тем не менее, департамент старается в этом помочь директорам школ. У нас существует возможность направить претендента-учителя на независимую диагностику. И огромное количество людей, пытающихся стать учителем московской школы, директорами школ перед приемом направляются на эту независимую диагностику, которая, по крайней мере, очень точно определяет по предмету…

С.РЫБКА: Уровень подготовки, вероятно, не медицински…

И.КАЛИНА: Ну, по медицинскому есть отдельно, это не мы.

С.РЫБКА: Просто слово «диагностика» заставляет думать в первую очередь об этом. Понятно, конечно, что речь не о том идет.

И.КАЛИНА: Нет. Сосредоточенность на здоровье это хорошо для молодежи. Но диагностика бывает не только здоровья. Диагностика бывает и много чего другого. И в частности, на знание той предметной области, с которой учитель собирается прийти к ученикам. Есть очень точная диагностика. И могу признаться, что порядка, наверное, процентов 70 претендентов, которые пытались из разных городов приехать и стать московскими учителями, просто были отклонены директорами на том основании, что их результаты диагностики оказались недостаточными для того, чтобы претендовать на место в московской школе. Потом, у нас же есть Московский городской педагогический университет, я уже говорил о нем.

С.РЫБКА: Основной поставщик кадров ваш.

И.КАЛИНА: И там сегодня ректор этого университета при нашей поддержке, при поддержке, кстати, директоров школ, запустил очень интересный проект — когда старшекурсники, а теперь мы решили, что это должно начинаться гораздо раньше, в течение всего периода обучения в институте периодически участвуют в очень серьезных испытаниях, конкурсах, по результатам которых самые-самые-самые сильные становятся потом учителями московских школ. Победителям всех этих отборочных процедур, студентам, мы гарантируем, что мы им поможем устроиться учителем в московскую школу. Более того, сегодня мы очень, скажем так, охотно принимаем в ряды московского учительства и выпускников непедагогических вузов.

С.РЫБКА: Например, по каким специальностям?

И.КАЛИНА: Например, выпускник любого инженерного вуза при условии прохождения психолого-педагогической подготовки, а мы такую тоже открыли в Московском педагогическом университете…

С.РЫБКА: Это бесплатная допподготовка или какие-то платные курсы, если человек хочет в педагоги пойти со своей основной специальности, тогда он оплачивает курсы, получает допнавыки? Как это работает?

И.КАЛИНА: Я так отвык делить на платное и бесплатное, что…

С.РЫБКА: Можно позавидовать тогда.

И.КАЛИНА: В Москве очень мало чего платного, надо признаться. Поэтому есть, уверен, и бесплатные для тех, что с очень высокими результатами поступает, и есть платные для тех, у кого, может быть, результаты чуть пониже, и на его подготовку надо чуть больше…

С.РЫБКА: Я не для того, чтобы разглядеть какую-то корысть департамента образования, просто чтобы понять, как это работает.

И.КАЛИНА: Корысти у департамента не может быть, мы государственное учреждение, у нас даже нет спецсчета для какого-то внебюджета. А у педуниверситета может быть корысть, и я был бы рад, что люди, которые хотят стать учителями, получив другое образование, может, какую-то небольшую сумму денег за то, что их еще и учат на учителя, заплатили. Это же, согласитесь, означало бы, что очень осознанный выбор. Сегодня очень много приходят…

С.РЫБКА: Я расслышал, вы сказали, что с инженерных специальностей люди приходят. А еще?

И.КАЛИНА: Приходят и из классических университетов, скажем, выпускник филфака МГУ становится очень хорошим учителем литературы. Из Мендлеевки сегодня приходят, химию ведут учителя. Сегодня достаточно большая палитра возможностей для ребят, которые… а, есть еще один предмет, который, несмотря на то, что уже несколько десятилетий существует, но все равно считается новым для школы — это информатика. И то, что сегодня ребята, выпускники инженерных вузов, стали очень охотно приходить в учителя информатики, это очень хорошее дело. У нас есть в этом году даже олимпиада, она так и называется — «Новый учитель новой информатики». Эти ребята приходят… все-таки, знаете, первые учителя информатики, из учителей математики, как правило, они замечательные, конечно, учителя, но они не очень практикоориентированы были. А вот эти ребята приходят, они кроме того что преподают информатику, они ведут десятки разных кружков, робототехнику и многие другие кружки, для мальчишек… почему я сказал «мальчишек»? У меня, наверное, гендерный такой снобизм сработал. Там и девочки, и мальчики.

С.РЫБКА: Если говорить про эти специальности, IT-отрасль, программирование во всех своих изводах, что может заманить человека с этой специальностью, крайне востребованной, в школу?

И.КАЛИНА: Наверное, две вещи. Вообще, помогать людям учиться — это очень приятное занятие, вы попробуйте. Кстати, Сергей, у нас очень много есть журналистов, которые ведут кружки для ребят, могу тоже, не только вы меня к себе пригласили, но и я могу вас пригласить.

С.РЫБКА: Не исключено.

И.КАЛИНА: И зарплата.

С.РЫБКА: Есть средний параметр по столице зарплаты учителя без уточнения предмета, без уточнения нагрузки, некая средняя цифра, уже извините, цифрами мыслим.

И.КАЛИНА: Средняя, как всегда шутят, как температура по больнице.

С.РЫБКА: Я понимаю, насколько это условно.

И.КАЛИНА: Средняя есть, она сегодня за февраль где-то в районе 90 тысяч получилось. Но это средняя. Есть, конечно же, учителя, которые получают больше. Есть учителя, которые получают меньше. Но мы договорились с директорским корпусом, это мягко так сказано — договорились, что в 2017 году нижней планкой зарплаты учителя было 64 тысячи в месяц, а в 2018 году — 68. И я должен сказать, что по 2017 году практически всеми школами это выполнено. Мы посмотрели, у нас осталось, по-моему, 130 учителей, у которых средняя зарплата оказалась ниже, чем 64. Мы начали проверять, почему договоренность не выполняется. Это, как правило, учителя, работающие не на полную нагрузку. Например, учитель достиг пенсионного возраста, он отказывается от классного руководства, от части часов, но школа его хочет сохранить. И это хорошо, что она его сохраняет. Но понятно, что оплата становится чуть меньше, чем у коллег. Средняя — 90 тысяч.

С.РЫБКА: Норма нагрузки тогда при этих 90 тысячах какова? Сколько часов в неделю?

И.КАЛИНА: Средняя нагрузка по городу сейчас в районе 23 часов, уроков в неделю.

С.РЫБКА: Плюс какие-то еще методические занятия, самоподготовка.

И.КАЛИНА: Не называл бы это методическими занятиями, но, конечно, учителю приходится, во-первых, проверять работы учеников, во-вторых, приходится самому готовиться. Вот Московская электронная школа, тем, кто ей начал пользоваться, она экономит очень серьезно время на подготовку к урокам, в первую очередь. Там много уже готового материала. И не забывайте, что у учителей, большинства учителей, есть очень серьезная часть их работы под названием классное руководство. Я думаю, Сергей, что любой человек, который учился в школе, помнит и, надеюсь, чаще всего с благодарностью, помнит классного руководителя. Это тоже очень большая и серьезная часть работы.

С.РЫБКА: Оглянемся сейчас на начало нашей беседы, когда мы говорили про внедрение новых технологий, в том числе коммуникационных, в школах. Вы же наверняка в курсе, что сейчас с классными руководителями абсолютное большинство родителей поддерживает связь в каких-то чатах, как правило, используется WhatsApp для этого. У вас мнение на этот счет есть какое-то? Потому что, к сожалению, и эти чаты, и группы «ВКонтакте», в других соцсетях, становятся источниками часто недостоверной информации. То есть такая избыточная доступность учителя для родителя и возможность родителей обсуждать что-то, домысливать и предлагать, это проблемой для школы не становится? Если понимаете, о чем я…

И.КАЛИНА: Да, понимаю. И я благодарен, что вы эту тему подняли. Мне бы очень хотелось, чтобы родительское сообщество гораздо бережнее относилось к времени классного руководителя. Тут такая обратная реакция. Я всегда шучу, что каждый учитель, когда дает домашнее задание, он уверен, что в этот день никто, ни один учитель, кроме него, ничего не задавал. И когда у ученика складываются все домашние задания, то получается очень много. Так же, наверное, и родитель, когда он обращается к классному руководителю, он уверен, что в этот день никто, кроме него, не обратился. А когда обратились все 25, то, конечно, это серьезное время классного руководителя. Поэтому очень надеюсь, что со временем придет некая культура этой новой коммуникации. Потому что новые возможности сначала опьяняют нас всех, и мы начинаем ими пользоваться иногда достаточно неразумно, и со временем приходит культура общения, культура коммуникации. Я уверен, то те мужественные классные руководители, я употреблю это слово, которые выдерживают этот напор, всплеск коммуникации, они выигрывают очень сильно. А со временем все это придет в абсолютно культурное русло. Но сам способ коммуникации мне кажется очень замечательным, потому что все люди занятые, у всех времени приезжать и беседовать лично не особо есть. Я думаю, что это очень эффективный, экономный способ общения. Ну, сегодня нужна, конечно, наша общая культура этого общения.

С.РЫБКА: Меня слушатели, наверное, не простят, да и руководство, если я не задам этот вопрос. Возможно, он связан как раз с проблемами в коммуникации. Я хочу обобщить истории, связанные с нападениями в школах. У нас есть в памяти подмосковная Ивантеевка, у нас есть в памяти случай в пригороде Улан-Удэ, уже в этом году было, есть пермский случай, тоже в том году. Подробности этих историй большинству слушателей и вам, я думаю, известны. По мотивам произошедшего в регионах, конкретно в Москве, принимались какие-то решения? По части безопасности, по части инструктажа в адрес педагогов и родителей. В общем, как Москва на это отреагировала?

И.КАЛИНА: Могу признаться, что за сильно некороткую свою управленческую жизнь я понял, что реагировать на случай —это достаточно опасная вещь. Системно, постоянно, не дожидаясь случаев, работать над теми задачами, которые стоят всегда. Поэтому, например, и то, что вы сказали про охрану, ЧОПы, в Москве создана при огромной поддержке МВД, наших коллег департамента региональной безопасности, Национальной гвардии нашей, создана система охраны, которую к нам стали приезжать изучать из других городов. Понятно, что каждый такой случай напрягает и заставляет еще более внимательно контролировать такие элементы. А что касается каких-то инструктажей учителям, то я вернусь опять к теме классного руководителя, если позволите. Я уверен, что никто и ничто не может в школе быть более полезным для предотвращения подобных случаев, чем внимательный классный руководитель. А вот для этого, задолго до этих случаев, мы стали убеждать директоров школ серьезно повышать не только оплату за уроки, но и оплату классных руководителей. Могу сказать, что за последний только год нам удалось среднюю доплату за класс — она опять средняя, по каждой школе разная — но доплату за классное руководство, если средняя была в прошлом году порядка шести тысяч, то в этом году уже порядка 13 тысяч.

С.РЫБКА: В месяц?

И.КАЛИНА: Да. При этом, Сергей, вы как-то так на меня посмотрели, что мне показалось, что вы считаете, что это много?

С.РЫБКА: Много?

И.КАЛИНА: Нет, это не много. Это очень серьезная часть работы любого педагога, и она, естественно, серьезно должна оплачиваться. И хорошо, что директора школ это понимают и что идут по этому пути сегодня.

С.РЫБКА: Для учителя, который класс будет возглавлять, для него спецподготовка дополнительная какая-то необходима? То есть всякий ли может быть классным руководителем?

И.КАЛИНА: В первую очередь, если человек пришел в педагоги, то он должен изучить психологию, это, наверное, основной элемент знаний.

С.РЫБКА: Всякий педагог? А классный руководитель чем по набору знаний отличается от того, кому класс не доверили пока?

И.КАЛИНА: Я думаю, не по объему знаний, а по уровню умений, скорее. Здесь самое важное, вот у вас замечательная фраза написана — слушать, думать, знать. Я думаю, что это качество приходит со временем, и классному руководителю, конечно, очень важно уметь своих ребят слышать, задумываться над тем, что они говорят, и знать, что в каждой ситуации чем можно помочь ребенку. Поэтому я уверен, что самый главный способ сегодня снизить накал такой или напряжение… это же все идет от некой неприязни, обиженности ребенка кем-то, чем-то. Это, конечно, очень серьезное внимание администрации школ к классным руководителям. И как ответная реакция классных руководителей — это их внимание к детям. Поверьте, никаких других способов за много-много лет в школе не было. И никакие, не знаю, решетки и прочее… оно не заменит вклад классного руководителя в снижение этой напряженности.

С.РЫБКА: Мы разговор этот начинали с послания президента Федеральному Собранию. Сейчас как в школах преподают основы сочинения, у нас будет крепкая кольцевая композиция, потому что мы закончим тоже мероприятием с участием Владимира Путина. Он накануне в Екатеринбурге провел совещание по вопросу развития системы среднего профессионального образования. Мы с вами просто про среднее образование в основном говорили и немножко про подготовку педагогов, про высшее. А среднее профессиональное образование — тема, которую, честно вам скажу, как мне кажется, пытаются сделать модной. Например, есть конкурс WorldSkills, о котором масса публикаций выходит, и президент встречается с участниками этого конкурса, вчера было отдельное совещание этому посвящено. Но вошло ли среднее профессиональное образование в моду, так, чтобы люди стремились не в вуз сперва, а в колледж?

И.КАЛИНА: Я должен сказать, что вот этот разговор вчерашний президента с коллегами мне очень приятен, потому что, опять должен сказать, Москва уже несколько лет является лидером в России именно в конкурсе WorldSkills, наши ребята выигрывают национальные чемпионаты, наши ребята очень успешно выступили…

С.РЫБКА: Что это им дает? Они получают какой-то документ, с которым потом проще устроиться?

И.КАЛИНА: Я могу сказать одно, я очень хотел, чтобы победители национального чемпионата WorldSkills и международного, тем более, остались в своих колледжах и вели соответствующие кружки для студентов колледжей и для школьников, которые тоже сегодня очень в большом количестве ходят на кружки в колледжах. Остаться насовсем удалось уговорить немногих. Знаете, почему? А потому что их, что называется, скупили на корню. То есть уже какие-то компании, фирмы очень внимательно сегодня следят за результатами национального чемпионата WorldSkills и тем более мирового. И эти ребята уже трудоустроены на 101 процент, имеют хорошие предложения. Но я рад, что они одновременно с той работой, которую они выбрали где-то, они все практические сегодня у нас остались вести кружки, но не на основной как бы работе, а совмещая свою работу в компании с ведением кружков. Вообще, я должен сказать, что последние годы, наверное, что-то, слава богу, произошло со старшеклассниками и их родителями. Родители реже стали навязывать взрослому парню… опять у меня гендерное различие… взрослому человеку, которым является выпускник школы, реже стали навязывать свои несбывшиеся какие-то…

С.РЫБКА: И пристраивать его в вузы по каким-то специальностям, которые, может быть, не столь полезны уже, а главное, может быть, есть избыток этого.

И.КАЛИНА: Они стали больше доверять самим ребятам. И поэтому очень многие ребята, выбирая между не очень интересной ему специальностью в вузе и очень интересной ему специальностью в колледже, стали приходить в колледж. У нас сегодня в колледжи поступают ребята с золотыми аттестатами, с аттестатами с одними пятерками, после девятого класса огромное количество таких ребята поступает сегодня в колледжи. Я, наверное, поспешу, если скажу, что колледж — это сегодня самое модное. Но то, что сегодня колледж — это давно уже не какая-то неудача в жизни, это очевидно абсолютно. Потому что выпускники колледжей гораздо легче, быстрее находят хорошо оплачиваемую работу. Вы знаете, мир стал таким, что умения все-таки ценятся опять больше, чем знания. Наверное, потому, что умения стали более редкими, чем знания.

С.РЫБКА: У нас совсем мало времени остается. Готовы выделить специальность, которая на этом уровне образования в Москве наиболее популярна? На кого учатся в этих колледжах, кем стремятся стать?

И.КАЛИНА: Абсолютно огромная палитра, начиная от краснодеревщика и заканчивая тем же компьютерщиком.

С.РЫБКА: Исаак Калина, руководитель департамента образования города Москвы. Спасибо за этот разговор. Ждем вас снова.

2010 года Предшественник Ларионова Ольга Николаевна Рождение 14 ноября (1950-11-14 ) (67 лет)
с. Шарлык , Шарлыкский район , Оренбургская область Образование
  • Оренбургский государственный педагогический университет
Учёная степень доктор педагогических наук Деятельность государственный деятель Награды

Исаак Иосифович Калина́ (родился 14 ноября 1950 года , в селе Шарлык Шарлыкского района Оренбургская область , РСФСР , СССР) - государственный деятель Российской Федерации, в 2009-2012 гг. заместитель председателя Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России , С 10 ноября 2010 г. Указом Мэра назначен министром Правительства Москвы, руководителем Доктор педагогических наук.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Брифинг о системе образования в "Новой Москве"

    Московский образовательный канал Департамента образования города Москвы

    Служба практической психологии образования Москвы

    Субтитры

Биография

В 1968 году окончил Шарлыкскую среднюю школу № 2 с золотой медалью и Заочную математическую школу при Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. В 1972 году окончил с отличием по специальности «Математика».

В 1998 году прошел обучение в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и получил диплом (с отличием) менеджера по специальности «Государственное и муниципальное управление».

В системе образования работает более 40 лет.

Трудовая деятельность

С 1973 года - преподаватель СПТУ-62 села Шарлык Оренбургской области , с 1981 года - учитель математики средней школы № 2 села Шарлык. В 1984 году переезжает в Оренбург , директор школы-интерната № 1.

С 1989 года на государственной службе - заведующий отделом районного образования Промышленного района г. Оренбург, с 1992 года - заместитель начальника Главного управления образованием Администрации Оренбургской области. В 1996-2002 гг. начальник Главного управления образованием Администрации Оренбургской области. В 1998 году окончил Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление». В 1999 году защитил кандидатскую диссертацию по вопросам развития региональной системы образования.

В 2002-2004 гг. - заместитель генерального директора ФГУП Издательство «Просвещение» . С 2004 года - Директор Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации. С 11 сентября 2007 года заместитель Министра образования и науки Российской Федерации. С 10 ноября 2010 г. Указом Мэра назначен министром Правительства Москвы, руководителем департамента образования г. Москвы.

Критически относится к проблеме стандартизации образования:

Думаю, ни для кого не секрет, что школа всю жизнь работает по двум стандартам: первый - учебник, второй - контрольно-измерительные материалы. Нормальный учитель редко изучает программу по предмету, который он преподает, для него это не самое важное. А уж тех, кто вдоль и поперек изучил федеральный компонент государственного образовательного стандарта, думаю, вообще найти нетрудно. Спрашивается, для чего и для кого нужны эти стандарты? Я убежден, что они нужны для создания учебников их авторам и тем, кто разрабатывает образовательные программы, а также для разработки КИМов для проведении единого государственного экзамена. Стандарты нужны для того, чтобы скоординировать на единой основе деятельность всех ступеней образования, ибо потребности вузов определяют содержание школьного образования, потребности школы - содержание дошкольного.

В 2009 году возглавлял рабочую группу Минобрнауки России, которая отслеживала вопросы, связанные со сдачей ЕГЭ и поступлением в вузы .

Исаак Калина, как отмечает украинский ресурс seychas.com.ua, известен «активным внедрением в школах учебника по истории РФ под редакцией Александра Филиппова. В нём школьникам рассказывается об Иосифе Сталине как эффективном менеджере XX столетия, а репрессии граждан называются „издержками“.»

Оптимизационная деятельность в сфере образования

Исаак Калина получил скандальную известность благодаря своей деятельности по слиянию и оптимизации московских школ и других образовательных учреждений, включая школы-интернаты, спецшколы для детей-инвалидов и трудных детей, школы для одарённых детей. Объясняя свои управленческие эксперименты на круглом столе в «Московском комсомольце » в январе 2013 года Исаак Калина привёл показательную «аналогию»:

Какой огурец в хороший рассол ни попадет - маленький, большой, свежий, малосольный, - происходит усреднение, все становятся одинаково хорошими солеными огурцами. Поэтому не страшно даже слияние обычных школ с девиантными: если подростков с асоциальным поведением помещать в хорошую социальную среду (прежде всего школьную), то они тоже станут достойными учениками .

Это высказывание немедленно стало предметом острот и насмешек:

А что если слить несколько министерств в одно, например Министерство образования и Министерство обороны? Получится экономия на зарплатах министров. При этом в образовании станет больше дисциплины, а в обороне - больше знаний. Да и вообще, надо слить всех в одну бочку, чтобы максимально разнообразный рассол получился. Почему раньше до этого не додумались?

Когда же намерения Исаака Калины стали претворяться в жизнь, это вызвало бурный протест со стороны московских учителей, учеников и их родителей. Так, 11 октября 2014 года состоялся первый крупный митинг против объединения школы «Интеллектуал» со школой № 1588 и сокращения её финансирования ниже базового уровня. Митинг собрал около полутора тысяч человек, его участники заявляли о необходимости сохранения «особых» школ и индивидуального подхода в образовании, когда речь идёт о больных, «трудных» или, наоборот, одарённых детях. Далее, проблемы возникали с большим количеством других школ, таких как «Школа надомного обучения № 542», создавались петиции в адрес Калины с многочисленными просьбами не трогать школы. На последующих протестных акциях требования митингующих персонифицировались и сместились в сторону увольнения Исаака Калины с занимаемой должности, в довольно жёсткой форме («Калину в сад» и т. п.).

В интернете была размещена петиция на имя мэра Москвы Сергея Собянина с требованием отправить Исаака Калину в отставку.

Реформа московского образования, начавшаяся четыре года тому назад с приходом Сергея Собянина, возглавившего город, продолжается. И хотя есть уже первые результаты, свидетельствующие о ее эффективности, вопросов о новшествах в столичных школах меньше не становится. С них и начался разговор на "Деловом завтраке" в "РГ" с руководителем департамента образования Москвы Исааком Калиной.

Исаак Иосифович! По-разному в городе встречено укрупнение школ. Есть и протесты. Например, родители учащихся гимназии "Интеллектуал" недавно выходили на митинг на Суворовской площади. Вот и в "РГ" немало писем от них. Они опасаются, что ее слияние с образовательным комплексом N 1588 снизит качество обучения в их продвинутой школе. Что вы можете им сказать?

Исаак Калина: Напомню, ради чего это делается по существу. Долгие годы в Москве было несколько десятков сильных школ, которые в самом деле давали высокий уровень образования тем, кто в них попадал. Как именно? Это уже другой вопрос. Но дать своим детям хорошее образование в Москве стремится большая часть населения. Поэтому задача города не просто отобрать детей, которых легко учить, а помочь выявить способности у каждого ребенка - неспособных детей нет, я уверен в этом. А затем развить их. Но для этого не жители должны бегать по Москве в поиске качественного образования, а оно прийти туда, где люди живут. И наша задача обеспечить массовую доступность такого образования.

В 2010 году, когда мы анализировали исполнение бюджета города, при формальном наименьшем нормативе 63 тыс руб на ученика обнаружились школы, которые имели финансирование по 50 тыс руб, и школы, получавшие на здорового ребенка до 400 тыс. И этот разрыв благодаря поддержке государственного бюджета продолжал увеличиваться. Что порождало, на мой взгляд, два смертных греха. У школ, которые не попали в перечень особых, грех уныния - зачем стараться, денег все равно не видать. Теми же, кто имел много и считал, что они и так на вершине олимпа, владел грех гордыни. Поэтому 22 марта 2011 года было принято постановление правительства Москвы "О развитии общего образования в городе Москве", где одним из механизмов стало принятие равной нормы финансирования для всех школ, участников пилотного проекта, который этот документ и запускал.

То есть школа стала получать деньги на каждого ученика и сама решать, какие у нее приоритеты. Когда по итогам 2011 года у некоторых школ остались достаточно серьезные финансовые остатки, мэр Москвы Сергей Семенович Собянин решительно пресек попытки финансистов забрать их, сказав: "Эти деньги школы заработали качеством своей работы, сумев привлечь к себе учеников". Так у школ появилась возможность строить долгосрочные планы своего развития. Теперь они всегда могут точно просчитать, какие у них ресурсы есть и какие могут появиться в будущем. И когда первые директора поверили, что у них ничего не отберут независимо от того, большое у них штатное расписание или маленькое, появилось и первое предложение о соединении двух школ, территории которых были разделены лишь сеткой-рабицей. Они поняли: тут директор - там директор, тут завхоз - там завхоз... Зачем?

То есть инициатива объединения пошла от самих директоров?

Исаак Калина: Они сами оказались заинтересованы создать более эффективную модель управления ресурсами школы. К тому же вышел ФЗ N 83, который дал руководителям школ столько полномочий, сколько в советские времена не было даже у заведующего РОНО. А свободы без ответственности не бывает. Директора поняли, что им необходима очень серьезная и грамотная управленческая команда, нужен финансист, юрист... В маленькой школе такой команды не создать. Тем не менее процесс соединения мы не форсировали. В 2011 году все заявки от школ мы рассматривали вместе с горкомом профсоюза, другими общественными организациями и более половины отклонили, так как понимали, что люди видят в этом пока лишь экономическую эффективность и не понимают, как это скажется на результатах работы всей школы. А они налицо. В Москве сейчас отличников по ЕГЭ вдвое больше, чем в среднем по стране. Треть победителей и призеров олимпиад в России - московские школьники. А главное, готовят их уже не 70, а 145 школ столицы!

Какая судьба в условиях нового финансирования ждет хорошие школы с сильными математическими традициями?

Исаак Калина: В каждом случае своя. Например, я сразу сказал, что буду первый против попытки расширения лицея N 2 Владимира Федоровича Овчинникова. Я настолько дорожу этим уникальным человеком в системе образования, что грузить его любыми дополнительными задачами считаю неправильным по отношению к нему. То же самое могу сказать о гимназии N 1543 Юрия Владимировича Завельского. А вот школа N 444 с углубленным изучением информатики и физики расширяется. Главное же не профиль школы, а профиль классов. И математические классы будут в каждом районе Москвы.

И вообще считаю, что традиции должны сохраняться не в формах и механизмах, а в ценностях и результатах. Меня когда-то заинтересовал фильм "Последний самурай". Он как раз о том, что если пытаешься сохранить свои традиции в формах, инструментах и механизмах, то обязательно проиграешь конкуренту, более лояльному к инновациям.

Вас не смущает, что лояльные к инновациям в этом фильме герои отрицательные?

Исаак Калина: Да, первое время я симпатизировал как раз положительным персонажам, то есть проигравшим. А потом стал думать и понял, что важно, чтобы добро побеждало, а не продолжало воевать пищалями.

Сколько сейчас в Москве школ? Их количество будет еще уменьшаться?

Исаак Калина: Было 1572, стало 750. Основное массовое соединение школ, продолжавшееся три года, завершено. Но я еще раз подчеркну. Мы этим занимались не ради цифровых результатов. Нужно, чтобы в каждом районе и каждом микрорайоне Москвы была школа, в которой ребенок может реализовать себя независимо от того, какие у него способности - к математике, литературе, физкультуре или музыке. В национальной доктрине образования эта задача выражена тремя изумительными словами: качество, доступность, эффективность. Обеспечить все три параметра маленькой школе практически невозможно. Школы, которые хотя бы год-полтора живут в соединенном варианте, это уже поняли.

Вы не раз говорили, что лучшая школа для ребенка та, что расположена ближе всего к его дому. В связи же с укрупнением многие семьи столкнулись с проблемой, когда первоклассника надо вести через три перекрестка, по четырем улицам... В итоге девочек водят в школу чуть ли не до 10 класса.

Исаак Калина: Вы о чем? Здания все стоят на месте! В знаменитую игру "дом переехал" мы не играем. Соединение - поэтапный процесс. Сначала происходит просто объединение административного блока: было три директора, остался один. Потом идет соединение ресурсов: у вас есть бассейн, у нас нет, теперь он будет общим, то же с актовым залом и т.д. Далее начинается объединение кадров, и это самое болезненное: в общей сложности оказалось 7 физиков, из которых теперь устраивают только 5... В конечном итоге возможно и создание так называемой школы ступеней, когда для удобства детей и педколлектива одно здание отдается под начальную школу, другое под основную, третье для старшей школы. Но я бы с ее созданием никому не советовал торопиться.

Тем не менее такие примеры уже в городе есть. Например, школа N 57...

Исаак Калина: Но к этому школа пришла в процессе соединения, начатого еще в 2008 году. Сейчас в общегородском рейтинге она занимает 4-е место.

Владислав Воробьев, "РГ": Школа N 1189, где учится мой ребенок, сейчас находится в стадии объединения. Согласен, что уличные митинги не лучший способ решения проблем. Но честно скажу, что мы, родители, просто боимся, что наша хорошая школа, директором в которой будет наверняка директор школы N 2077, к которой ее присоединяют, в результате просто развалится.

Исаак Калина: Вас волнует судьба директора?

Владислав Воробьев: Меня волнует судьба моего ребенка. Но у директора школы N 2077 своя команда и не факт, что в ней найдется место нашим учителям...

Исаак Калина: Любой директор школы, любая администрация в Москве заинтересована в высоких результатах работы всей школы. И если в вашей школе сильный физик, то им будет дорожить любой коллектив и любой директор. И вообще, прежде чем волноваться и заранее выступать против, я бы посоветовал сходить в школу N 2077, послушать ее директора. Тогда скорее всего у нас с вами был бы другой разговор. Сейчас в большой школе есть физико-математический класс, кадетский, медицинский, юридический... С медуниверситетом договариваемся открыть дополнительные медицинские классы, с инженерными вузами инженерные классы. Чем многообразнее среда в школе, тем больше у каждого ребенка будет возможностей для выбора.

Я был там недавно. Попал на детский концерт. И не сразу понял, что выступают дети не только здоровые, но и с ограниченными возможностями. Догадался об этом лишь по переводу жестами, которые делала для плохо слышащих ребят девочка-старшеклассница. Умная, красивая, поневоле заставившая меня подумать и о простой жизненной ситуации. Ведь если бы она училась в школе для детей с такими же, как у нее, особенностями развития, то была бы поставлена в условия, когда и кавалера нужно искать обязательно только такого же. А почему? Да в ее нынешней школе за ней будут бегать все парни! Ну, а если вы полагаете, что ваши исключительные дети ни в коем случае не должны в своей жизни соприкасаться с другими детьми, то тогда извините.

Только скажу еще для тех, кто не знает: идея соединения этих двух школ возникла не в департаменте образования. Родилась она в Курчатовском институте, который, собственно, создал и поднял школу N 1189. Было письмо его президента Евгения Павловича Велихова, разговор с директором Михаилом Валентиновичем Ковальчуком. Оба говорили о том, что Курчатовка хочет развивать большую школу. Мы переговорили с соседней N 2077 и получили и ее согласие, и согласие председателя управляющего совета школы N 1189.

Это обязательное условие соединения?

Исаак Калина: По действующему положению для реорганизации любых бюджетных учреждений хоть в здравоохранении, хоть в образовании формально учредитель не должен спрашивать согласия. Тем не менее с самого начала мы шли на широкое обсуждение каждого соединения, чтобы подстраховать себя и не натворить ошибок. На втором этапе решили, что в качестве экспертных групп достаточно управляющих советов школ. Но это наше добровольное решение.

Почему тогда люди на митинг против объединения вышли?

Исаак Калина: В городе 1 миллион 300 тысяч учащихся. Процентов 10 из них всегда будут чем-нибудь недовольны. И это нормально. Почему я упорно говорю про два греха в школе? Уныние, обычно тихое, молчащее. Когда более миллиона семей учащихся, которые имели финансирование в пять раз меньше, чем остальные несколько тысяч, то этот миллион молчал, хотя поводов выйти на площадь у него было "выше крыши".

Есть еще одна проблема. В ходе обсуждения предстоящих изменений я со временем понял, что сложнее всего там, где управляющий совет тождествен родительскому комитету. Такой совет чаще всего принимает решение исходя не из перспективы школы, а с позиции сиюминутного удобства родителей. Когда мы пытаемся сказать им, что, к сожалению, такая позиция не ориентирована на будущее, то в ответ слышим: дайте нам возможность окончить школу, а потом делайте что хотите. Но город-то должен думать не только о тех детях, которые учатся сегодня, но и тех, что придут завтра. Поэтому мы создали межрайонные советы директоров школ, которые оценивают ситуацию в целом по району. А Палате председателей межрайонных советов делегировали обязанность оценивать последствия реорганизации по городу.

Если не думать о будущем, то очень скоро мы можем оказаться в положении патриархальной сельской семьи, где 30 - 35-летний сын говорит родителям: давайте, мама, я дом перестрою. А родители ему отвечают: вот умрем, перестраивай сколько хочешь. Ну не хочется им терпеть неудобства жизни на стройке! А потом и сам сын доживает до возраста, когда и ему эти изменения кажутся уже ни к чему и не по силам. Так и живет поколение за поколением в стареющем доме, который когда-то одно решительное поколение семьи построило. Но мир вокруг нас не может и не должен стареть вместе с нами. Он постоянно омолаживается, и это здорово. Хотя напрягает, конечно.

Внесите ясность, пожалуйста, в ситуацию с продленкой: все-таки платная она или бесплатная в Москве?

Исаак Калина: Статья 66 Закона "Об образовании в РФ" дает право вводить плату за уход и присмотр в группе продленного дня. Но в связи с тем, что у нас в столице очень высокий норматив финансирования школ, они могут сохранять и бесплатные группы. Решение, какой группе быть - платной или бесплатной, принимает школа самостоятельно. У департамента сохраняется единственное право - согласовать или не согласовать размер родительской платы за присмотр и уход, предлагаемый данным учебным заведением, и проверить, освобождены ли от этой платы те категории семей, которые положено освобождать. На сегодня только 15 школ сумели с участием своих управляющих советов убедить окружные управления образования и получили от них разрешения.

То есть если кто-то берет плату за продленку, не утвердив ее размер в окружном управлении образования, то поступает незаконно?

Исаак Калина: Если в квитанции написано: плата за уход и присмотр, то да. Кроме того, я у директоров спрашивал, что это за цены, которые обсуждаются в городе: продленка за 17 тысяч в месяц? Никто не признался, что предлагал. Думаю, никто и не предлагал.

А какой, по-вашему, реально плата может быть?

Исаак Калина: До 3 - 4 тыс руб на ребенка. Я предупредил, чтобы никто не пытался в эту цену включать расходы, например, на отопление или освещение.

Исаак Иосифович, обсуждается и возможность введения единых каникул. Читатели "РГ" видят в этом не только плюсы, но и минусы. Их беспокоит, что одномоментно в городе окажутся толпы неуправляемых и ничем не занятых подростков. Музеи всех не вместят, да и глупо рассчитывать, что удастся всех охватить экскурсиями...Что вы думаете об этом?

Исаак Калина: Не хочу влиять на результаты голосования москвичей: оно начинается 27 октября на сайте и в мобильном приложении "Активный гражданин". Давайте сначала узнаем мнение жителей столицы.

Но, как известно, 70% участников опроса идею уже поддержали...

Исаак Калина: "За" они высказались, но при этом каждый имел в голове вариант, который нравится лично ему. Мы же выставили все три существующих варианта в Москве. Один традиционный - между четвертями, другой - большие каникулы между триместрами и третий, когда пять недель учишься, а шестую отдыхаешь.

Хорошо бы еще, чтобы при принятии решения учли каникулы в музыкальных школах, чтобы они не оказались в разное время.

Исаак Калина: Думаю, с этим проблем не будет, они всегда ориентируются на нас. В любом случае в этом году каникулы еще пройдут по-старому.

Исаак Иосифович! Давайте поговорим еще о кадрах. Москва долгое время испытывала дефицит учителей, даже квартиры вынуждена была предоставлять, лишь бы было кому детей учить. Сейчас этой проблемы нет?

Исаак Калина: Когда я пришел на работу в Москву, проблема у меня была в другом - многие знакомые пытались через меня устроить в школу своих детей или внуков. Мы внедрили электронную запись в первый класс и этой головной боли у меня не стало. Кстати, через некоторое время практически исчезли и разговоры о взятках за поступление в школу. Только не думайте, что количество огорченных исчезновением возможности продать и купить место в школе было небольшим. Увы, этих недовольных еще и сегодня много. Но появилась другая тема: теперь мои знакомые пытаются устроить через меня кто детей, кто племянников, кто своих знакомых учителями в школу. В связи с этим вспоминаю одного хорошего человека, работавшего в министерстве культуры. Когда кто-то из коллег ему пожаловался, что его замучили просьбами достать билет, он произнес замечательную фразу: "Пока они просятся в зал, это еще полбеды. Беда будет, когда начнут проситься на сцену..." Вот у меня сейчас как раз настал момент, когда все хотят на школьную сцену, а я уже никому в этом не могу помочь, ибо конкуренция в московские школы сейчас 10 - 12 кандидатов на место учителя.

Все москвичи?

Исаак Калина: Нет. Вначале я тоже считал: учителем в столице должен быть москвич. И даже попытался продвинуть эту идею среди директоров школ, но поддержки не нашел. Многие берут молодых педагогов из близлежащих областей. Говорят, эти ребята с большим рвением относятся к учительской работе. Есть у них и материальный интерес. Приезжают, например, две подружки - выпускницы пединститута из Ярославля, снимают на двоих "однушку" тысяч за 30 руб. Средняя зарплата учителя в Москве 65 тыс. Значит, по 50 тыс у каждой остается. Примерно вдвое больше, чем получали бы они в своем городе. Да и жить в столице интереснее, и закон это разрешает. Чтобы привлечь все-таки больше москвичей, мы приглашаем сейчас выпускников непедагогических вузов в магистратуру в наш педуниверситет, чтобы, скажем, выпускник мехмата МГУ, пройдя ее, пришел к нам работать учителем математики. В столице немало выпускников этого факультета, прекрасно работающих в школах.

Значит, "лишних" учителей в образовании, как лишних врачей в здравоохранении, которых в процессе модернизации отрасли нужно переучивать на другую медицинскую специальность, не будет?

Исаак Калина: Нас ждет другая проблема - своевременной ротации. Зарплаты стали хорошие, поэтому педагоги в возрасте не торопятся на пенсию. К тому же очень хорошие педагоги сейчас в городе относятся к категории, близкой мне по возрасту, работает и молодежь. А в середине большой провал. Уйдут пенсионеры, - останутся одни молодые. Здорово, конечно, но и таит в себе большие риски. Лучше бы иметь команду из 25-летних, 40 и 60-летних учителей. Надеюсь, со временем так и будет.

В начале нового учебного года Собянин сказал, что в шести школах начался эксперимент по внедрению электронных учебников. Значит ли, что бумажные учебники скоро останутся в прошлом?

Исаак Калина: На днях был в школе, где детям раздали планшеты с закачанными учебниками, в которых содержание регулярно обновляется. Такие темпы инноваций даже немного настораживают... Но это только начало. И сказать за разработчиков, сколько времени займет процесс внедрения таких учебников, не берусь. Пока же московское учительство не просто апробирует их, а по сути вместе с разработчиками создает электронные учебники. Хотя, честно говоря, я не представляю себе хорошего учителя, который руководствовался бы в своей работе только учебником, неважно, бумажный он или электронный.

Как вы относитесь к предложению, недавно высказанному президенту на Всероссийском образовательном форуме в Пензе, избавить от сдачи ЕГЭ выпускников, которые не хотят поступать в вузы?

Исаак Калина: Года 4 назад я поддержал бы его. И в самом деле, зачем напрягать человека, который не хочет продолжать образование? Но для Москвы это не имеет значения, так как 99,9% выпускников школ хотят поступать в вузы. А значит, я уверен в этом, все они придут на ЕГЭ.

И это еще раз доказывает, что всем москвичам должны быть доступны качественные школы. И у этой главной нашей задачи есть только одно решение - нужно, чтобы все школы Москвы были качественными. Но механизм этого решения обязан быть эффективным. Иначе все закончится десятком "выставочных образцов не для всех".

Исаак «девиантный огурец» Калина

Исаак Калина выбирает корнишоны.

Руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина заявил, что ему нравится сравнение школьной среды с рассолом для огурцов: «мол, какой огурец в хороший рассол не попадет — маленький, большой, свежий, малосольный, — происходит усреднение, все становятся одинаково хорошими солеными огурцами. Поэтому не страшно даже слияние обычных школ с девиантными — если подростков с асоциальным поведением помещать в хорошую социальную среду (прежде всего, школьную), то они тоже станут достойными учениками».

Такой дикий пример чиновник привел на круглом столе, посвященном проблемам девиантных подростков, который прошел в «МК» 23 января.
http://www.mk.ru/social/education/article/2013/01/…

Таким причудливым образом он решил доказать собравшимся, что слияние школ не может быть пагубно для образования. Напомним, что сейчас в Москве проходит массовая кампания по объединению школ. В том числе с обычными школами, передовыми лицеями, детскими садами в единый «образовательный холдинг» объединяют и коррекционные образовательные учреждения, школы для детей с девиантным типом поведения. Уже объединено более 1000 учебных заведений, что привело в массовым протестам москвичей.

Йополис попросил известных учителей оценить красноречие Исаака Калины:

Сергей Волков, учитель русского языка и литературы школы № 57, член Общественного совета при Минобрнауки, член Общественной палаты:

— А ну как в рассол помимо огурцов еще что попадет? Каждый пусть вообразит себе сам что. Не дай бог вся бочка скиснет. Начальнику такой вариант не видится случайно? Кто сказал, что во всех школах только огурцы, различающиеся по размерам и качеству? Есть еще и помидоры, и кабачки, и картошка. И фрукты. И неорганика всякая. И вообще, в вопросах засола огурцов я больше доверяю проверенным хозяйкам, чем новоиспеченным докторам наук http://yopolis.ru/595577/occasion/8303

Алексей Кузнецов, учитель истории гимназии № 1543:

— Высказывание ярко характеризует не столько ситуацию. сколько высказавшегося… Совершенно очевидно что последние 2 года руководство столичным образованием не видит ничего, кроме манящих цифр «оптимизации» всего: зданий, количества учителей на класс, числа учеников на квадратный метр и т.п. Полное ощущение, что окончательно возобладала точка зрения на школьное образование как на массовое производство. Для человека, работающего в образовании (а не только руководящего им) совершенно очевидно, что девиантных подростков следует воспитывать не «здоровым коллективом», а командой специалистов, определенной атмосферой, определенными подходами.
Для меня очевидно, что большинство нововведений Исаака Иосифовича придется «реформировать обратно». Чем быстрее — тем лучше.

Александр Шевкин, учитель математики школы № 2007:

— Если есть три банки огурцов со своими рассолами (три школы — каждая со своей образовательной средой), то от слияния одной банки с хорошим рассолом с двумя другими чуда, описанного специалистом по рассолам И.Калиной, не произойдет. Хорошего рассола на все три банки не хватит, в большую банку неизбежно добавится рассол из двух других, даже если его слить (он останется в огурцах). Добавляйте воды, делайте новый рассол, но это будет не тот рассол, который был в первой банке. Калина ничего не понимает в рассолах, а пытается перенести этот свой рассольный опыт на московские школы. Скоро его банки со смешанным растссолом вздуются. жаль, что от этого пострадает не Калина, а дети.

Леонид Кацва, учитель истории гимназии № 1543:

— Если всерьез, то главная проблема в том, что в бочке действительно все огурцы становятся солеными. Но школа не бочка, а дети не огурцы. Задачи сделать всех детей одинаковыми у нее нет. Даже если предположить, что дети с дурными, скажем так, наклонностями в такой объединенной школе выправятся и достигнут среднего уровня, то ведь, получается, и дети, стоящие заметно выше среднего, усреднятся. Но на самом деле «девиантные» дети в такой большой школе скорее развратятся еще сильнее. Им-то как раз нужно пристальное индивидуальное внимание, а не работа «на потоке». А в единой школе главным развлечением таких деток станет «бить ботанов». И учителя для разных категорий детей нужны совершенно разные. Не могут люди, обучающие матклассы Второй школы, работать на потоке, с детьми, еле справляющимися с азами школьной программы. Но в единой школе невозможно все время Марью Ивановну ставить на «поток», а Марью Петровну - на элитные классы. В результате элитных классов просто не станет. Возможно, впрочем, цель как раз в этом.

http://yopolis.ru/occasion/595577/8767