Приемы обучения детей с сдвг. Открытое письмо родителей детей с сдвг — министру образования россии

В понедельник в рамках институционального перехода состоялся мастер-класс Неробцевой О. И., учителя русского языка и литературы, которая рассказала коллегам из начальной и средней школ о методике работы с детьми с синдромом дефицита внимания. Как раскрыть потенциал таких детей, какие методы и приемы обучения будут эффективными, каким образом они смогут приобретать учебные навыки — вот те вопросы, обсуждению которых было посвящено время. Огромное спасибо Оксане Ивановне за готовность делиться своим бесценным опытом!


Неробцева Оксана Ивановна,

учитель русского языка и литературы

«ННОУ «Частная школа «Золотое сечение»

Дети-катастрофа: обучение детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью) русскому языку в средней школе.

В середине 19 века (1845 год) немецкий врач — психоневролог Генрих Хоффман первым описал чрезмерно подвижного ребенка и дал ему прозвище Непоседа Фил. В 1880 психолог Вильям Джеймс подробно описал яркое проявление импульсивности обращавшихся к нему детей и взрослых, а также чрезмерную склонность к раздражительности. В 1902 году английский врач Джордж Стилл выступил с описанием таких пациентов перед публикой в Королевской академии и впервые поставил акцент на биологических механизмах развития заболевания, а не на «издержках воспитания», как было принято в то время. Из его уст впервые прозвучали и основные причины страдания: родовые травмы и наследственный фактор. С 60-х годов 20 века это состояние назвали ММД (минимальная мозговая дисфункция), с 80-х годов 20 века состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию под названием СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Большинство ученых считают, что проблемы с обучением и памятью связаны с тем, что мозгу таких детей сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы (Дубровинская Н. В., 1985; Брязгунов И. П.; Касатикова Е. В; 2007г., Goldman M. et. al., 1998г; Parker H. S, 1998; Hadders-Algra M, 2002г.)

«Дети, страдающие синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, отличаются неусидчивостью, невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью, что является в данный момент серьезной социальной проблемой, т. к. встречается у большого количества детей (по данным исследования им страдают около 18% детей в России) и очень мешает их социальной адаптации», — пишет профессор Л. С. Чутко. На сегодняшний день опубликовано более 6500 работ на тему СДВГ (Medline), поскольку эта болезнь становится болезнью времени и прогрессирует.

Очень показательна для таких детей тяга к онлайновым играм с быстрой сменой кадров и событий, «стрелялки», что еще более усугубляет проявление заболевание. Как определить наличие СДВГ у ребенка? Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд разработали критерии гиперактивности:

1. Дефицит активного внимания:

Не последователен, ему трудно долго удерживать внимание;

Не слушает, когда к нему обращаются;

С большим энтузиазмом берется за задание, но так его и не заканчивает;

Испытывает трудности в организации;

Часто теряет вещи;

Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий;

Часто бывает забывчив.

2. Двигательная расторможенность:

Постоянно ерзает;

Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо);

Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве;

Очень говорлив;

Импульсивен;

Начинает отвечать, не дослушав вопрос;

Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;

Плохо сосредотачивает внимание;

Не может дождаться вознаграждения (если между его действием есть пауза);

При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет.

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из всех перечисленных признаков и они держатся более полугода, то предполагается с большой долей вероятности, что ребенок гиперактивен. Считается, что часть гиперактивных детей «перерастают» свое заболевание, т. е. в подростковом возрасте у них исчезают симптомы заболевания (30-70%) при обязательном условии медикаментозно-психолого-педагогического воздействия.

Дети индиго (дети с двойной исключительностью — один функционально значимый дефицит компенсируется талантом и неординарностью мышления) чаще всего выделяется среди детей с СДВГ. С ними очень интересно работать в небольших группах. Среди общих рекомендаций по работе с учащимися с СДВГ особо следует отметить следующие:

Работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;

По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;

Во время урока ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка — в центре класса напротив доски;

Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;

Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;

Научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;

Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске; -на определенный отрезок времени давать только одно задание;

Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;

Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной разрядки: занятия физическим трудом.

Итак, в работе с такими детьми можно использовать три основных направления:

1. по развитию дифицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);

2. по отработке конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

3. при необходимости должна осуществляться работа с гневом.

Поскольку такой учебный предмет как русский язык требует большой степени усидчивости, внимания, кропотливости в работе, для учеников с СДВГ, к сожалению, он становится самым рудным и нелюбимым. Предлагаю элементы методики обучения русскому языку детей с СДВГ, апробированные мною в группах до 8 человек и показавшие высокие результаты:

1. Урок должен иметь одинаковую структуру в течение долгого времени (2 нед.— 1 мес.). Когда ребенок знает, какой этап следующий, то чувствует себя спокойно.

2. Лингвистическая разминка в начале урока обязательно прописывается в левом верхнем углу доски (мозговая зона фиксации внимания) с примерами на уровне слова в столбик. Если вы сразу начнете работу на уровне предложения или текста, то запустите механизм дисграфии. На этом уроке ребенок сделает много ошибок на перестановку букв, слогов, замены.

3. Во время лингвистической разминки, прописанной в столбик, задавайте вопросы на сравнение примеров по разным параметрам с целью зрительного сканирования записи сверху — вниз и наоборот. Постепенно расширяйте зрительное пространство слева направо, дописывая к первичным примерам необходимое для изучаемой темы урока.

4. Работа с текстом должна приходиться на середину урока. Перед этим этапом обязательно должна быть проведена полноценная физразминка в положении стоя. При работе с текстом используйте перфорированные заготовки. Постоянно увеличивайте плотность урока за счет работы в тексте выделителями различных цветов для стимуляции внимания.

5. Используйте в работе прием письма по памяти как средство для увеличения порога внимания. Можно давать один и тот же выученный пример с промежутками в 1-2 недели.

6. Используйте прием перемещения знаков (букв, слогов, слов) для составления единого целого (слова, предложения, текста) обязательно в конце урока с целью создания элемента целостной картины мира.

7. В течение урока русского языка ребенок с СДВГ может качественно написать в тетрадь не более 70-75 слов (5-6 кл.), 80-85 сл. (7-8 кл.), поэтому большее количество заданий должно быть преподнесено в форме распечаток. У детей с СДВГ чаще всего нечитаемый почерк, и если с ним не работать, то он исчезнет совсем к 14 годам не из-за лени и небрежности, а как проявление заболевания. Можно включать в работу каллиграфические задания с обводками по кальке небольших текстов до 40 — 50 слов объема.

Хвалите учеников индивидуально, а не весь класс. Большинство детей с СДВГ создают уникальные тексты, рисунки, прекрасно танцуют, поют, рассуждают. У учителя русского языка есть замечательная возможность не опустить руки, а развить эти таланты, поддержав проблемы физиологии.

Использованная литература

1. Е. В. Фесенко, Ю. А. Фесенко «Если у вас ребенок с моторчиком», СПб, «Детство-пресс» 2011г.;

2. Е. В. Фесенко, Ю. А. Фесенко «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей», «Наука и техника», 2010г.;

3. И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова «Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях», «Психотерапия», Москва, 2008г.;

5. Л. С. Чутко «Школьная дезадаптация в клинической практике детского невропатолога», СПб, 2005г.;

6. Т. А. Ясюкова «Оптимизация обучения и развития детей с ММД», СПб, «Иматон», 1997г.

Часто я получаю на почту письма с различными вопросами и просьбами родителей и всегда стараюсь ответить и помочь, чем могу. Но иногда бывает, что почта не принимает ответ. Видимо, автор письма неправильно написал адрес, и письмо не может быть отправлено. Так получилось и в этот раз. После нескольких неудачных попыток отправить ответ, я решила написать ответ для всех. Тем более, что таких писем приходит все больше.

«Мой 7- летний сын пошел в первый класс в этом году. И у нас начались проблемы: он не хочет работать на уроках, не делает того, что делают другие дети в классе. Дома он делает все, что делали в классе плюс домашнюю работу. У ребенка диагноз ММД и . Как помочь мне сыну я не знаю. Дома со мной он делает все, а в школе не хочет. Просилась поприсутствовать на уроке, учительница мне отказала. Как мне понять, почему он отказывается работать на уроках, если я не вижу его поведения на них? Как мне помочь своему мальчику? Посоветуйте, что делать.»

Давайте же разберемся, в чем причина такой проблемы обучения ребенка в школе.

Наверняка, Вы обратили внимание на первые 4 буквы в названии статьи. Вот эта загадочная аббревиатура и является очень часто причиной проблемы обучения . В народе это зашифрованное слово звучит просто – дефицит внимания . Но, несмотря на кажущуюся простоту и незначительность, именно этот дефицит внимания создает множество проблем и ученику, и родителям, и учителям.

Ребенок не может выполнить все задания в школе на уроке, так как не может долго удерживать внимание на каком-то объекте. Любой шум, стук, разговор отвлекают ребенка от дела, его мысли разбегаются в разные стороны и ищут более интересный объект, чем выполнение упражнения или решение примеров. А даже, если он вспомнит о невыполненном задании, то пока будет искать что же сделать и где это написать, его взгляд встретит что-то другое и застрянет там: порисует на обложке, переложит или покрутит закладку учебника, вспомнит, что в учебнике еще не все картинки рассмотрел и займется перелистыванием учебников… Оказывается, на уроке можно найти столько интересных дел, которые, к сожалению, никак не касаются учебы.

Кроме того, что ребенок не может удержать внимание на ходе урока, такой ребенок еще и очень быстро устает. И если ребенок должен работать на уроке 35-40 минут, то ребенок с диагнозом может работать всего 10-15 минут, а потом ему надо очень много времени для отдыха и восстановления работоспособности мозга. Причем, такая усталость никак не отражается на двигательной активности ребенка, скорее наоборот, усиливает ее. И ребенок начинает баловаться, играть, ходить по классу, прыгать на месте, стучать ногами или щелкать ручкой – выполнять все то, что так мешает учителю и всему классу на уроке. Соответственно, получает замечания и обстановка усугубляется.

Не буду описывать все «удовольствия», которые получают родители такого ребенка, лучше остановимся на том, как же помочь ребенку с диагнозом СДВГ и ММД . Всего 5 пунктов, которые надо выполнять:

1. Строго выполнять все рекомендации врача-невропатолога. Если Вы еще не наблюдаетесь у него, то немедленно записаться на консультацию, взять с собой школьные тетради ребенка и попросить школьного психолога или учителя, чтобы он написал характеристику для врача. Зачем? Чтобы врач знал, что вызывает проблемы и на что надо обратить внимание. Ведь с видимым здоровьем у ребенка все в порядке и проблемы проявляются только в учебной деятельности. А учебную деятельность врач за 5 минут приема отследить не сможет. Это первый и самый важный этап помощи ребенку с диагнозом ММД и СДВГ .

Причем, в этом заинтересованы, прежде всего, родители. Пока ребенок маленький и учится в начальной школе, такие проблемы достаточно легко решаются и дальше ребенок сможет учиться нормально. Если оставить все, как есть, то внимание само по себе не сформируется и, эти проблемы потянут за собой другие: неуспеваемость, заниженную самооценку и т.д. Проблемы будут нарастать, как снежный ком и усугублять положение ребенка и обстановку в семье.

2. Установить четкий режим дня ребенка, где у него будет достаточно времени для спокойного отдыха, спокойных игр или занятий. Обязательно занятие плаванием, спортом, танцами, но не борьбой (исключаем резкие движения и травмы головы).

3. Выполняем дома домашние задания и повторяем все, что делали в классе. Причем, часть работы родителям желательно взять на себя, т.е. что-то прочитать, объяснить, повторить. Помните, что ребенок с диагнозом ММД может работать без перерыва не более 15 минут? Значит, рассчитываем время так, чтобы через определенные промежутки времени ребенок отдыхал: порисовал, послушал книгу, которую читает взрослый, сделал разминку, поиграл в простые игры.

4. Будет очень хорошо, если Вы заглянете вперед и просмотрите с ребенком следующий урок по учебнику. Тогда на уроке ребенок будет частично знаком с материалом, ему будет легче вспомнить и понять материал, он лучше ответит и, возможно, заслужит похвалу или хорошую оценку. А это очень мощный стимул стараться и дальше.

5. Соблюдать режим сна и питания. Ребенок должен спать не менее 10 часов и, по возможности, поспать или хотя бы отдохнуть, полежать днем.

Еще раз подчеркну, что самым важным является пункт № 1. Витамины для мозга, витамины и минералы для нервной системы помогут вашему ребенку восполнить дефицит внимания и нормализуют учебную деятельность ребенка.

Если Вы хотите посетить уроки, а учитель не позволяет, то можно обратиться с просьбой к директору школы или завучу. Только надо понимать, что в присутствии родителей дети ведут себя совсем по-другому. Не всегда в лучшую сторону, но по-другому. Если у вас есть возможность посещать уроки и помогать своему ребенку, то можно этот вопрос решить с администрацией школы. Если ребенок в присутствии родителей ведет себя лучше и работает на уроке, то администрация школы может разрешить присутствовать родителям какое-то время на уроках. Иногда это бывает оправданно.

Очень важное примечание. Не стоит бояться невропатолога. При наличии такого диагноза ММД и СДВГ , невропатолог – Ваш друг и помощник. Только совместными усилиями вы сможете помочь своему ребенку.

Если Вашему ребенку ставили диагноз ММД и СДВГ, поделитесь своими способами решения этой проблемы. Думаю, что многим родителям будет интересно узнать практический опыт родителей, столкнувшихся с такой проблемой обучения ребенка в школе .


Еще с сайта:


  • 28.07.2013. комментариев 14
  • 19.02.2019. Отзывов нет
  • 14.10.2018. Отзывов нет
  • 05.03.2018. комментария 4
  • 13.02.2018. комментариев 6
  • 09.08.2017. комментария 4
  • 12.06.2017. комментариев 13
  • 08.01.2017. Отзывов нет

    У нас проблема как у многих тут писавшие. У меня дочке 10-год. Ходим в 3 класс. Первый класс дался тяжело...Учитель попалась нам требовательная к поведению, к учебе,каждый день жалобы, не пишет, вертится, отвлекает других. Могла прити домой,а в тетради нет классной работы.как будто ребенок и не присутствовал на уроке. Дома,все понимает, пишет только под чутким руководством. Чуть стоит отойти,сразу начинает рисовать или считать "ворон" в окне. И так продолжается уже 2,с половиной года. К третьему классу заросли в двойках. На уроках присутствовать запрещают. Говорят, нечего вам там делать,это не нужно.... Обратилась к школьному психологу. Они у нас почему то меняются каждый год. Одна сказала что с вашим ребенков все в порядке, вторая сказала что у нас идет запоздание в развитии, и что ребеноку тяжело успевать за своими сверстниками,отстает на пару шагов. Тоесть идет развитие но очень медленно, маленькими шагами. Что ей тяжело из за невосприимчивости в левом полушарье.психолог сказала что нужно работать в одном направлении с учителем, психологом и родителем. Когда я подошла к учителю, учитель всем видом показала что не хочет меня слушать.Что ей абсалютно не интересно что ребенку тяжело... ее ответ был " Она у меня тридцатая! Я работаю только с теми детьмию которым интересно слушать и которые готовы со мной работать!" Мы сделали обследование головы. Нам сказали что сужены сасуды в левом полушарье. Что нужны витамины и лекарства для того что бы стимулировать мозг. Но диагназа ММД,ЗПР и СДВГ не ставят и не поставили. Прописали лекарства и направили на дневной стационар. Мы до сих пор не дождались стационара. На учет поставили а лечить не хотят,говорят нет мест. Пропили один таблеток и витаминов. Ствига естественно ноль. К неврологу вообще не пробится. А если приходим, то нам говорят ждите. А время то идет. Классная руководитель начала почти на прямую намекать что нам срочно нужно лечится,ну типа вашему ребенку не место в нармальной школе что типа отсталый ребенок у вас.... почему вы не добиваетесь лечения. А я и сделать ничего не могу. Учитель помогать ребеку не желает, учитель по английскому засыпала одними двойками, потому что ребенок до сих пор не умеет читать, не понимает и не знает языка... А во втором классе не дали должного языка, дети половино класса перешли в третий класс не умея даже читать. А на собрании вообще заявила что ее задача не на учить детей читать, а уже спрашивать чтение полными предложениями и бегло. Я английския язык сама знаю 1 процент и научить своего ребенка не могу. Я из малообеспеченой семьи. Оплачивать репетиторов вообще не может быть и речи,так как еле хватает денег на обеспечение семьи. Зарабатываем с мужем не боььшие деньги. Короче замкнутый круг... Бьюсь головой об стенку и все бесполезно((((((у меня опускаются руки(((((

    здравствуйте!! у меня ребенок во 2 классе. весь первый класс можно сказать зря ходили, так как не работал на уроках вообще и мешал остальным. учительница тоже не работала с ним выгоняла и все. врач выписал препараты. прошли крс лечения, но результатов нет((((т подскажите пожалуйста что делать? уже стыдно заходить в школу((((

    Всем доброго дня! А что делать если ребенок закончив 1 класс так и не научился писать, считать и читать. Дома занимаемся читать получается только по слогам, но что прочитал сам воссоединить в предложение и понять о чем идет речь не может. Диагнозы СДВГ, ММД и задержка речевого развития. Иногда при разговоре меняет окончания слов перенося их в начало слова. Все попытки научить чему то дома заканчиваются слезами и словами я устал и больше не могу. Средств посещать коррекционные центры и логопедов я не имею, бесплатные занятия с логопедом практически найти невозможно. Курсы лечения у невролога проходим постоянно. Эффект есть ребенок стал лучше говорить, но обучение в школе проблематично т. к имеются диагнозы дефецита внимания, общение с детьми очень хорошее.

    • В школе наша учительница нас забраковала, отсадила на последнюю парту в одиночестве, водила к директору его часто, выгоняла из класса. Школьный психолог провела два занятия с ребенком и оставила все как есть. Учитель думая что мотивирует ребенка просто доводила до слез словами:" весь класс едит в зоопарк, а ты не поедишь". В итоге наступило время, что ребенок возненавидил школу и учителя, не стесняясь говорил учителю в лицо о том, что она плохая. Школа настаивает на переводе на дом.обучение и облегченную программу обучения. Ребенок все это воспринимает не как помощь, а как то что его считают не таким как все остальные дети.

      • Юлия, ребенок будет считать так, как думаете вы. Ведь ребенок - ваше отражение. Пусть вы и не говорите напрямую такими словами, но он считывает ваши мысли и выражает их по-своему. А потому надо, прежде всего, самой понять что и как. В вашем случае это может быть лучший вариант. Если домашнее обучение, то к вам будут ходить учителя и проходить программу один на один с ребенком. Ему будет легче. Комплекс неполноценности из-за того, что не все получается, не будет возникать. И, самое важное, ребенок может подтянуться с вашей помощью и догнать класс. А потом вернетесь в класс и будете учиться со всеми.
        Но здесь важно понять, что независимо от формы обучения, без вашей активной помощи и логопеда ребенку не справиться. Только в содружестве и сотрудничестве можно получить хорошие результаты.
        Поищите логопеда в онлайн, может найдете недорого.
        Успехов!

    • Юлия, в вашем случае лечение у невролога продолжать. Но этого мало, ведь невролог не поставит речь и не ликвидирует те речевые проблемы, которые есть у ребенка. Может, получится найти логопеда на пенсии, который смог бы заниматься за небольшую плату. Или найти средства на консультацию логопеда, попросить рекомендации и заниматься самостоятельно. И чем раньше, тем лучше. Вы же понимаете, что с этими трудностями во 2 классе ребенок учиться не сможет. У вас еще есть время лета, чтобы как-то помочь ребенку. А эта помощь ему просто необходима.

    Моему ребенку в 6 лет поставили диагноз ммд толком не разьяснив что это...Повторно мы пошли к неврологу через год по причине нервного энкопреза и вот теперь нам поставили такой диагноз что вод дифицит внимания и ммд.....Лечить это почему-то не хотят мол прошло все....Но я не знаю ребенок психует когда ему что-то запрещаещь...Чуть в окно не сиганул когда я его на улицу не пускала....аж рычал весь от злости....Спит так дрыгается весь ужасно...Я не знаю как мне быть с ним и что это?Неужели это он так разбаловался или это все этот дурацкий диагноз?

    Вот уже и год заканчивается, а у нас все без изменений. В классе не работает, ходит,и может под парту залезть. Дома делаем и классную работу и домашнюю. Я и на уроках сидела, и с психологом в коррекционном центре занимается, только балуется,дерется, потому что дети не принимают. А дети не принимают из-за того что мешает. На ПМПК поставили диагноз ЗПР-трудности формирования учебной деятельности,3 четверть закончили с 1 тройкой. Учитель за голову берется, говорит первый ученик за 20 лет, а что мне делать. Ругаемся каждый день, ребенок нервничает и я на пределе.

    • Татьяна, ситуация у вас нелегкая, но от того, что вы ребенка ругаете, лучше не будет. Что вам рекомендовали на ПМПК? В таких случаях один психолог не поможет, нужна комплексная работа - психолог, невролог, учитель и родители. В некоторых случаях для ребенка лучше, если перевести его на домашнее или семейное обучение. При индивидуальной работе ребенку проще выполнить задания, а учителю подстроиться под одного ребенка и подождать там, где надо. Пока ребенок маленький, надо приложить максимум усилий, чтобы преодолеть эти трудности. Потом что-то наверстать или исправить будет уже очень трудно. Терпения вам и успехов.

      • Здравствуйте! На ПМПК нам поставили диагноз ЗПР, но не психолог, ни невролог, которые его наблюдают, это не подтверждают. Да и занимаемся мы постоянно,3 по грамоте-медленно читает и пишет. Я нашла центр коррекционный, именно поведенческие нарушения, сейчас занимаемся там. В школе написали заявление, сдаем письменные работы. А вот учитель не захотела с ребенком заниматься. Спасибо Светлане за подсказку про АВА-терапию, так нашла центр, Ванюше очень нравится, еще и школьную программу сдаем.

        Учитель может подождать, но не в ущерб уроку и другим детям, которым очень мешает шум ребенка с СДВГ. Почему невропатологи делают вид, что ничего непроисходит?
        Жаль спокойных воспитанных деток, коорые страдают и на уроке, и на перемене от таких одноклассников.

    Здравствуйте! Вот мы второй месяц учимся в школе и каждый день проблемы. Ежедневно учительница жалуется, не работает и другим детям мешает. Правда там еще несколько ребят таких же. Я уже присутствовала на уроке, при мне вроде сидел, отвечал, как только я ушла-стал вертеться и ничего ни делать. Обратилась к школьному психологу, он отправил к психотерапевту, сказал собирайте документы на комиссию МПК. Я уже сама боюсь к школе подойти, будут жаловаться. А дома мы без проблем делаем домашние задания, занимаемся по дополнительной литературе. ЭКГ мы тоже делали, невролог отклонений не нашел.

    Татьяна, то что учительница выгоняет ребёнка из класса - это неправильно. Да, возможно, он ей мешает вести урок, но это признак того, что учительница не подходит для вашего ребёнка! Ищите другого педагога или другую школу. Сходите ещё раз к другому врачу, уточните, нужны ли ребёнку таблетки. Возможно, что можно обойтись без таблеток. Обратитесь к диетологу. Очень возможно, что определённая еда или компоненты еды отрицательно влияют на ребёнка. Найдите в своём городе специалиста по АВА терапии. Эта терапия отлично подходит не только для аутичных детей, но и для вашего ребёнка. Томатис терапия тоже хорошо помогает. Удачи!

    Татьяна, чтобы невропатолог смог вам помочь, надо рассказать все нюансы поведения ребенка, желательно предоставить характеристику от учителя или воспитателя. Врач за 5-10 минут осмотра не увидит те проблемы, которые возникают на уроках, поэтому надо специально заострить на этом внимание. В вашем случае таблетки могут очень даже помочь, поэтому не стоит от них отказываться. Обязательно ребенку нужны витамины, занятия спортом (лучше плавание или танцы) и режим дня. Успехов вам и терпения.

    Татьяна, я работаю в школе, педагог-психолог, недавно прошла вебинар, а затем и 9-часовой кастомарафон по проблеме детей с ММД у психолога из СПб Татьяны Герасименко. У нее самой дочка с таким диагнозом, так что Татьяна не понаслышке знает об этой проблеме. 22 сентября 2014 года она начинает вести 3-недельный интернет-тренинг для родителей детей с ММД. Там будет индивидуальная психологическая диагностика, разработка индивидуальной стратегии развития для Вашего ребенка. Вот ссылка на ее клуб http://family-career.ru/ Желаю удачи.

    Я работала с гиперактивными девочками - двойняшками. И знаю, что такое гиперактивность из собственного опыта, т.к. в это время читала кучу литературы по этому вопросу.
    1. Не надейтесь, что гиперактивность "рассосётся" с возрастом. Она, к сожалению, будет сопровождать этого человека до конца его жизни. Конечно, взрослый человек имеет больше тормозов, чем ребёнок, но проблема останется в той или иной степени.
    2. Существуют разные степени гиперактивности. От чего это зависит, учёные не выяснили. Есть дети, которые с этим синдромом опережают в умственном развитии своих сверстников, есть дети, которые наоборот отстают. А есть такие, которые имеют какие-то необычные способности. Причём, способности могут быть как положительные, так и отрицательные
    3. Если у вас ребёнок с таким синдромом, не отчаивайтесь! Это не конец света! Такие дети рождались и раньше, 10, 20, 50, и 100 лет назад, но, к сожалению, за последние 10 во всём мире произошёл всплеск рождаемости гиперактивных детей. Например, в Израиле количество гиперактивных малышей составляет 10% от всех рождённых новорожденных детей. Во всём мире тоже примерно такая же статистика. Учёные выясняют почему такое происходит, но однозначного ответа нет.
    4. Чтобы вам было легче психологически, найдите в интернете сообщество родителей гиперактивных детей, общайтесь, делитесь опытом воспитания и обучения.
    5. Медикаментозное решение. Если у вас есть, хоть самая маленькая возможность отказаться от лекарств, то откажитесь. (хотя совет очень не однозначен). В Америке огромное количество смертей от передозировки такого лекарства, назначенного врачом. (Я смотрела об этом документальный фильм.) Это происходит от того, что учёные ещё не выяснили сколько давать лекарства, в каком каком возрасте и прочие нюансы.
    6. Воспитание и обучение. Таким детям всегда трудно. Учителям и воспитателям тоже всегда трудно с такими детьми. Нужно предупредить учительницу, медсестру, администрацию школы, что к ним поступает гиперактивный ребёнок. Рассказать учительнице о ребёнке, о его особенностях, о том, как лучше управлять вашим ребёнком.
    7. Читайте книги о воспитании. Если у вас мало времени, вы можете прочитать основные мысли из книги известного психолога Росса Кэмпбелла "Как справится с гневом ребёнка" http://ru.calameo.com/books/0013066564a55d2388cba

    У нас у старшего Вани (сейчас первоклассник, 7 лет) как раз такой синдром. Проблем, конечно, много. Но так как учиться он у меня любит и это самое большое удовольствие, то как раз на уроках проблем мало. Основные проблемы на перемене, когда вроде бы причин для концентрации внимания нет и его несет во все тяжкие. Основные жалобы - отношения с одноклассниками. Родители даже очень настойчиво предлагали учителю написать в департамент об исключении из школы и переводе в спецшколу. Но, Слава Богу, учитель у нас адекватна и замечательный специалист и человек, делает все, чтобы класс стал коллективом и детки научились работать в команде. Спасибо ей большое! И теперь Ваня с огромным удовольствием ходит в школу, хотя и не очень пока общается с ребятами. Выходили мы из этого постепенно: на переменки, чтобы не болтался приставая к другим, он брал книги и читал. (Для кого-то это напряжение, а для него наоборот расслабление и передышка от людей). И еще, не знаю, из какого города автор письма, но в Москве очень хорошая служба психолого-педагогической помощи В каждом округе есть такие центры. Мы очень довольны, что ходим туда заниматься. Пробоволи ходить к платному психологу - как-то не пошло у нас, мне не понравилась направленность занятий. А там - превосходные специалисты и причем бесплатно, что тоже радует. Мы проходили там полный комплекс обследования: психолог семейный, детский, нейропсихолог, психиатр, логопед, генетик, делали ЭКГ. Ходим на игровые занятия пока индивидуально, позже, наверное, дорастем до групповых.))) И невролог, конечно, тоже. И спокойствия и терпения родителям!...)))

Помощь учителю в обучении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Синдромом дефицита внимания.

По незнанию гиперактивного ребенка можно принять за непослушного, хулиганистого, упрямого либо попросту невоспитанного, то есть неудобного для воспитателя или учителя. Однако это не так.

У таких детей действительно есть ряд недостатков, которые могут навредить как самому ребенку, так и окружающим, но при правильном отношении и коррекции можно развить сильную и творческую личность.

Слабые стороны :

Трудности в концентрации внимания (ребенок не способен сконцентрировать внимание на деталях, например, не обращает внимания на изменение указаний в процессе выполнения задания);

Не может сосредоточиться на выполнении заданий, требующих продолжительной концентрации внимания (такие как домашние задания, хотя, занимаясь тем, что ему нравится, ребенок может быть более внимательным);

Слушает, но не слышит (родителям и учителям приходится повторять по несколько раз);

Не выполняет инструкций и не доводит задания до конца;

Часто теряет вещи, необходимые для выполнения заданий и повседневной деятельности;

Может быть неаккуратен (как в выполнении школьных заданий, так и по отношению к своему внешнему виду);

Отвлекается на посторонние раздражители (после того, как отвлекся, вовсе может забыть, чем занимался);

Нередко проявляет забывчивость в повседневных ситуациях:

Ребенок постоянно вертится на стуле или встает со стула;

Ребенок встает тогда, когда должен сидеть (ходит по классу во время урока);

Болтлив;

Начинает отвечать на вопрос, не дослушав до конца;

Ребенок не может дождаться своей очереди, когда того требует ситуация;

Ребенок мешает другим, вмешиваясь в их разговор или в игру (может раздражать других детей).

Сильные стороны :

Щедрые (даже в ущерб себе);

Отзывчивые (может быть помощником как дома, так и в школе);

Энергичные (активны в спорте и на физкультуре);

Добрые;

Смелые;

Творческие;

Веселые (могут стать центром внимания в кругу детей);

Дружелюбные;

Непосредственные;

С повышенным чувством справедливости.

У гиперактивных детей присутствуют проблемы с успеваемостью, это так называемые «качели успеваемости». Сегодня ребенок «приносит» домой одни девятки и десятки, а завтра по тем же предметам может получить два. Это очень расстраивает родителей и удивляет учителей. Учителя предполагают, что ребенок не подготовился сегодня к уроку или попросту незахотел ответить хорошо.

На самом же деле причиной таких результатов может быть нарушение режима дня и ребенок попросту не выспался. Обычный ученик даже если и не выспался, то к середине урока может собраться и ответить, а ребенок с гиперкинетическим расстройством в течение всего дня будет несобран, импульсивен и капризен. Вследствие этого показывает результаты хуже, чем мог бы.

Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) при выполнении каких-либо заданий сильно отвлекается на посторонние раздражители, например, звуки. В итоге ни одно из дел не доводится до конца или делается поверхностно. Постоянно перескакивает с одного занятия на другое, невозможно чем-то увлечь его на длительное время. В этом кроется и причина неуклюжести, проявляющаяся в том, что они постоянно что-то роняют, сбивают, натыкаются на мебель.

Помощь такому ребенку будет заключаться в обучении саморегуляции и контролю над собственным телом. Следует обучить ребенка техникам расслабления, научить получать удовольствие от отдыха. Этого можно достичь путем медитативных сказок, дыхательных упражнений, прослушивания расслабляющей музыки. Также необходимо направить ребенка на обучение развития скорости реакции и координации движений.

У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности зачастую присутствуют дополнительные проблемы: заикание, дислалия, дизартрия, высокая утомляемость и агрессивное поведение, вследствие чего у ребенка возникает недостаточное усвоение школьной программы, заниженная самооценка, социальная изоляция. В таких ситуациях как можно раньше следует обратиться к специалистам: неврологам, психиатрам, психологам, логопедам и дефектологам.

Одна из больших сложностей у детей с СДВГ - трудности в самоорганизации. Такие дети часто опаздывают, не могут распределять свое время. Отвлекаясь на посторонние раздражители, они часто не успевают выполнить контрольную работу или тест за ограниченное время, однако знаний для успешного выполнения контрольной вполне достаточно. В таких случаях негативные методы воздействия, такие как ругань или одергивания, не действуют на детей с СДВГ и вызывают протестную и агрессивную реакцию.

В первую очередь, следует ставить перед ребенком конкретные цели и давать короткие и однозначные указания.

Следует поощрять ребенка, что будет стимулировать его усилия к достижению поставленной задачи.

Если ребенку пора поменять вид деятельности, то следует предупредить его об этом за 5-10 минут.

Многие родители обращаются к специалистам в связи с трудностями адаптации ребенка в коллективе, большую часть этих детей учителя направляют к детскому психиатру, а в некоторых случаях это решение принимает педсовета. Родители опускают руки и теряют надежду, становятся агрессивными. Доведенные до отчаяния родители применяют к детям строгие дисциплинарные меры в виде наказаний, окриков, шлепков и т.д. Все это не дает положительного результата, а наоборот вызывает агрессию.

Ведущую роль в коррекции СДВГ отводят поведенческой психотерапии, включающей обучение детей и их окружения. Часто в семьях, в которых растет гиперактивный ребенок, нарушен психологический микроклимат, между родителями происходят ссоры по поводу воспитания такого малыша. Поэтому акцент следует делать на развитии эмоциональной устойчивости самих родителей и выработке единой стратегии воспитания с преобладанием методов поддержки и поощрения. Кроме того, в семье должен поддерживаться четкий режим жизни ребенка.

Все больше и больше гиперактивных детей обучается в школах, и совсем не просто подобрать к ним подход. Ведь у учителя есть другие ученики, которые требуют внимания. Гораздо легче перевести его в другой класс или в другую школу. Достаточно часто такие дети, несмотря на удивительные способности и креативность, уже к концу первого класса оказываются в числе неуспевающих.

Если в классе учится ребенок с СДВГ, ему однозначно следует уделять больше внимания, создать более приятную атмосферу, и впоследствии он может оказаться очень способным и ярким учеником.

В первую очередь, следует организовать рабочее место таким образом, чтобы ребенок как можно меньше отвлекался.

1.Посадите ученика впереди или в центре класса, подальше от того, что может его отвлечь.

2.Посадите его возле ученика, который может служить положительным образцом для подражания.

3.Используйте как можно больше наглядных средств обучения.

4.Если ребенок теряет внимание и начинает мешать, займите его (дайте ему прочитать вслух часть учебного параграфа или условие задачи).

5.Если ребенок отвлекается, незаметно для других подайте ему знак вернуться к заданию или просто подойдите к нему и дотроньтесь до плеча, дав понять, что он неправильно себя ведет, не ругаясь и не крича при этом.

6.Поощряйте стремление к учебе (доска лучших учеников дня, недели, месяца).

7.Создайте список правил, которые ученики должны выполнять. Сформулируйте список в позитивной форме: что надо делать, а не то, чего делать не следует. Удостоверьтесь, чтодети знают, какого поведения от них ожидают.

8.Сообщайте родителям не только об отрицательных сторонах ребенка, но о положительных.

9.Сократите количество экзаменов и проверочных работ, ограниченных во времени. Подобные экзамены не имеют большой образовательной ценности и не позволяют многим детям с СДВГ продемонстрировать свои знания.

10.Всегда записывайте на доске указания по выполнению заданий. Оставляйте указания на доске до окончания занятий. Есть ученики, которые не могут самостоятельно записать или запомнить устные указания.

11.Позволяйте себе шутить, быть оригинальными. Это может разрядить обстановку.

12.Если одноклассники не уважают ребенка с СДВГ и посмеиваются над ним, давайте ему важные задания в присутствии других детей и объясните насколько важно выполнить его хорошо. Это повысит самооценку и ответственность.

13.Организуйте творческие уроки, где ребенок с СДВГ может показать свои творческие способности.

Таким образом, обучение детей с СДВГ требует большого внимания и сил как стороны родителей, так и со стороны учителя, в классе которого учится такой ребенок. В этом случае родителям следует еще более тщательно выбирать учителя, способного понять и быть терпеливым в его обучении. Необходим постоянный диалог между родителями и учителем для быстрого и качественного реагирования на изменения в поведении и учебных результатах ребенка. Это будет способствовать своевременной коррекции поведения ребенка и поможет ему построить хорошие отношения с одноклассниками.

ЛИТЕРАТУРА

1.Болотовский, Г. В. Гиперактивный ребенок / Г. В. Болотовский, Л. С. Чутко, И. В. Попова. - СПБ: НПК «Омега». - 2010. - 160с.

2.Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ACT, Астрель. - 240 с.

3.Оклендер, В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии / В. Оклендер. - М.: Класс, 1997. - 336с.


В медицинской практике принято, когда ребенок рождается абсолютно здоровым, без каких-либо физических либо умственных отклонений. Однако бывают случаи, когда рождается гиперактивный малыш с синдромом дефицита внимания.

К сожалению, существуют болезни, которые невозможно заранее предугадать либо предусмотреть. Такие болезни принято в медицинской практике называть врожденными, когда у человека наблюдается генетическая предрасположенность к определенным заболеваниям, стабильно передающиеся из одного поколения в другое. Одним из таких заболеваний является гиперактивность (ее еще принято называть синдромом дефицита внимания) . Заболевание носит серьезный характер и требует обязательного медицинского вмешательства, как со стороны лечащего врача, так и детского психолога. Крайне остро в данном случае стоит вопрос воспитания и обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (сдвг) . Однако, прежде, чем приступить к рассмотрению вопроса обучения, целесообразно ознакомиться с причинами и основными признаками заболевания. Это важно потому, что некоторые другие заболевания очень схожи с рассматриваемым по своим проявлениям. Нужно уметь различать эти симптомы, что выбрать правильного врача и, соответственно, проходить грамотное лечение.

Причины гиперактивности носят разносторонний характер, однако мнения многих специалистов в данной области сводятся к тому, что основными факторами заболевания могут быть следующие. На первом месте, как было сказано выше, стоит генетическая наследственность. В данном случае признаки гиперактивности наблюдаются у малыша с момента его рождения. Дети с гиперактивностью, достигнув определенного возраста, нуждается уже в обследовании и прохождении лечения. Второе место занимают биологические факторы, связанные с родовыми травмами, органическими повреждениями мозга малыша во время беременности. И, наконец, на третьем месте стоят социально-психологические факторы, обусловленные алкоголизмом родителей, микроклиматом в семье, социальными условиями проживания, неправильным подходом к воспитанию. Рассматриваемые факторы носят уже приобретенный характер и оставляют отпечаток на психике ребенка на протяжении его роста и формирования. Определившись с причинами синдрома дефицита внимания и гиперактивности, следует разобраться с признаками заболевания. Как правило, они носят ярко-выраженный характер, поэтому не заметить у ребенка данные проявления практически невозможно. Основными признаками являются: дефицит (либо отсутствие) внимания, гиперактивность и импульсивность.

При дефиците внимания у ребенка снижается избирательное внимание, у него проявляется неспособность длительное время сосредоточиться на одном предмете либо определенных деталях предмета, ему свойственны небрежные ошибки, которых не допустили бы другие дети. Кроме того, гиперактивные дети с признаком дефицита внимания проявляют невозможность сохранять внимание, ребенок не в состоянии выполнить задание до конца. Создается впечатление, что он вообще не слушает, когда к нему обращаются. Такие дети не в состоянии организовать свою деятельность, они испытывают определенные трудности при переключении с одного предмета или вопроса на другой. Когда дело касается задач или вопросов, требующих повышенного умственного внимания, ребенок их избегает или игнорирует. Вдобавок к перечисленным признакам дефицит внимания проявляется у ребенка потерей вещей, легкой отвлекаемостью на совершенно ненужные и посторонние вещи и шумы, повышенной забывчивостью в повседневной деятельности.

Что касается гиперактивности и импульсивности, то данные признаки проявляются в виде интенсивных движений руками и ногами, ёрзания на стуле, частых и порывистых подъемов со стула, невозможности участия в спокойной атмосфере. Во время занятий ребенку не удается спокойно сидеть на месте, он ведет себя как «заведенный», ерзает постоянно, громко выкрикивает, привлекая внимание окружающих, проявляет другие шумные выходки, мешая рядом сидящим и отвлекая учителя. Вдобавок ко всему, ребенок всегда отвечает на вопросы раньше времени, проявляя нетерпение. Постоянно вмешивается в разговоры посторонних, перебивает их, пытается привлечь их внимание и высказать свое мнение.

Поэтому и возникает вопрос, как обучать детей с сдвг, если они непослушные, нетерпеливые и неуправляемые. Несмотря на тот факт, что гиперактивные дети очень подвижные, за ними наблюдается неуклюжесть, неловкость в движениях, они постоянно роняют предметы, случайно ломают игрушки, часто падают и повреждаются. Совсем не удивительно, что у таких детей наблюдаются на теле синяки, ушибы, царапины, шишки и другие болячки, ведь они постоянно в движении и постоянно падают и ушибаются. Поскольку дети слишком активны в течение всего дня, спят они только ночью, дневной сон не для них. Правда, специалисты утверждают, что с возрастом, ближе к подростковому, гиперактивность снижается, некоторые симптомы теряют силу, и ребенок становится более спокойным. Тем не менее, лечение в детском возрасте необходимо, чтобы еще более не усугубить состояние малыша и помочь ему пресечь трудности.

При диагностике, на приеме у врача, ребенок проходит три этапа обследования. На первом этапе врач собирает подробную информацию о том, как проходил процесс беременности, роды, были ли осложнения, какими заболеваниями болел малыш и прочее. На втором этапе проводится психологическое обследование, при котором ребенок проходит специальные тесты. Результаты этих тестов помогают врачу определить и измерить параметры внимательности малыша. И, наконец, на третьем этапе проводят электроэнцефалографическое исследование либо магнитно-резонансную томографию. Данные методы позволяют регистрировать электрические потенциалы мозга и выявить соответствующие изменения. Процедуры являются абсолютно безболезненными и безопасными. Совокупность полученных результатов от обследования дают полную картину о наличие у ребенка синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

В воспиани ребенка с сдвг всегда встает вопрос его обучения. В процессе обучения участие принимают не только учителя, но и родители. Если учителя вовлекают ребенка в процесс обучения в школе, то родители — дома. Как же учитель должен организовать обучение ребенка с сдвг? Процесс обучения состоит из: повышения учебной мотивации ребенка, организации учебного процесса, развития дефицитарных функций, обучения учащегося конструктивным формам взаимодействия с учителем и сверстниками.

Повышение учебной мотивации ребенка характеризуется применением системы поощрений; использованием нетрадиционных форм работы, например, можно позволить ребенку самому выбрать домашнее задание; повышением самооценки ребенка. Организация учебного процесса включает более широкий спектр действий по сравнению с повышением учебной мотивации. В зависимости от того, как быстро устает ребенок на занятиях, ему предоставляется смена видов деятельности. поскольку ребенок слишком активен, учитель разрешает ему двигаться во время занятий, но не когда ему заблагорассудится, а как посчитает нужным сам педагог. Например, ученик может выполнять такие поручения учителя, как: раздать тетради, стереть с доски, принести журнал, помыть губку. Это делается для того, чтобы ребенок некоторое время двигался, а на уроке проявил внимание. Во время уроков учитель должен провести с ребенком некоторые упражнения для отдыха и релаксации мышц. Что касается проверки знаний, она должна проводиться в начале занятий, когда ребенок не слишком утомлен и проявляет какое-то внимание. Со стороны учителя не должно быть никакой критики, задания должны быть четкими и ясными.

Дефицитарные функции заключаются в повышении уровня внимания ребенка, снижении импульсивности, снижении деструктивной двигательной активности. Что же касается конструктивных форм взаимодействия с учителем и сверстниками, они носят разносторонний характер и позволяют ребенку во многом преуспевать своих сверстников. Обучение направлено на то, как отработать навыки выражения гнева в требуемой форме, как уметь разрешать конфликты во время уроков, каким образом структурировать учебное время, как научиться контролировать себя и свое время, как управлять собой и своими эмоциями.

Кроме указанных форм обучения, сам педагог должен осуществлять следующие действия. Если ребенок балуется, проявляет чрезмерную активность, учитель должен не замечать этих шалостей, уметь сдерживать свое раздражение, не кричать, поскольку от крика ребенок становится еще более возбужденным и не отвечает за свои действия. В некоторых случаях от учителя потребуется, чтобы он погладил ребенка по головке, прижал к себе, успокоил. Кроме того, таких детей следует чаще хвалить, проявлять восторг и быть с ним вежливее.

Как было сказано выше, воспитание ребенка с сдвг не должно осуществляться без участия родителей. Каждый родитель должен помнить о том, что обучение и воспитание не дадут ожидаемых результатов, если принуждать ребенка и говорить с ним в приказном тоне. Каждое действие должно быть направлено на то, чтобы ребенок воспринял информацию и обучался всему тому, чему его учат. Для этого же необходимо сдерживать свои эмоции и не срываться на ребенке, если он чего-то не понял или во время обучения стал отвлекаться. Для гиперактивного ребенка любой крик, запрет, приказ выглядят как пустой звон. И, наоборот, каждый похвал, искреннее удивление служат стимулом к другим действиям. Поэтому после каждого задания, выполненного ребенком, его следует похвалить, поощрить, сказать добрые и теплые слова. У ребенка появится стимул работать и обучаться дальше. Кроме того, для ребенка с сдвг очень важны зрительные стимулы. Если в некоторых случаях преподносимый материал в устной форме не запечатлевается в его голове, то объясняемый урок в виде рисунков надолго запомнится ему. Поэтому нужно по мере возможности проводить с ним интересные занятия с демонстрационными материалами.

Если в течение всей недели ребенок был послушным и выполнял все задания, на выходные его должны ждать увеселительные прогулки в качестве поощрения. Такой подход к обучению послужит стимулом к освоению новых материалов. При этом следует помнить, что гиперактивные не любят скопления, поэтому во время занятий с ним не следует всем членам семьи собраться в одной комнате или, что еще хуже, над его головой. В такой атмосфере ребенок становится еще более раздражительным и капризным, каждая мелочь начнет его нервировать и раздражать. В комнате должны оставаться только ребенок и то, кто проводит с ним интересные и красочные занятия.

Все указанные меры и формы обучения крайне важны для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, поскольку благодаря этому он начнет контролировать свои действия и поведение, уметь держаться в обществе, не отвлекаться на ненужные вещи и мелочи. Вдобавок ко всему, всегда нужно помнить о том, что для ребенка важную роль играет микроклимат в семье. Не должно быть никаких криков, выяснений отношений между взрослыми, упреков, гнева, хлопаний дверьми и прочих действий, нагнетающих атмосферу. Гиперактивный ребенок чересчур чувствителен к таким вещам, которые могут вывести его из равновесия и еще больше расстроить его нервную систему. Для него важны спокойствие, благоприятная атмосфера в доме. Он должен быть уверен в том, что между родителями все хорошо, что в любой момент ему попадут руку помощи, полюбят, приласкают.

Таким образом, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности требует повышенного внимания и особого подхода к обучению, в котором должны принимать участие не только учителя в школе, но и его родители.

При синдроме дефицита внимания (СДВ или СДВГ – дополнительная буква в аббревиатуре отражает гиперактивность, сопровождающую картину синдрома) человек – ребенок или взрослый – не способен длительное время сосредотачивать и поддерживать свое внимание на чем-либо. Невозможность сосредоточиться может быть обнаружена и в ранние годы детства, но особенно заметной она становится в школьном возрасте, когда ребенок начинает не успевать по учебе. Эта проблема довольно распространена и требует безотлагательного вмешательства в том, чтобы помочь индивидууму улучшить свои поведенческие и психические навыки. Чтобы помочь уменьшить влияние СДВ на жизнь дорогого вам человека, начинайте с первого пункта данного руководства.

Шаги

Часть 1

Справляемся с СДВ у детей

    Демонстрируйте им свою поддержку дома и в школе. Дети, страдающие от СДВ, нуждаются во всех возможных средствах, которые помогли бы им бороться с данной проблемой. В этой борьбе родители воспринимаются ребенком главными союзниками, хотя учителя также играют необычайно важную роль.

    • Проявления СДВ в каждом отдельном случае могут быть разными, как и потребности детей, вызванные этой проблемой. Именно поэтому очень важно относится к ребенку с уважением и вниманием – только так вы сможете увидеть сильные стороны и те, которые вызывают затруднения, а после этого выработать правильную стратегию для поддержки ребенка в учебном процессе.
    • Родителям следует наладить отношения с учителями ребенка. Родителям настоятельно рекомендуется делиться с преподавателями своими наблюдениями, опытом и пониманием ребенка.
    • О течение психотерапии и продвижениях также стоит говорить с преподавателями. Это даст им возможность использовать полученную информацию с пользой для ребенка, ведь большую часть своих продуктивных часов он проводит к школе. И дом, и школа должны быть благоприятной для обучения средой.
  1. Организуйте жизнь ребенка по распорядку дня. Дети с СДВ действительно хорошо реагируют на структуру и порядок в их жизни. Их нужно учить быть максимально организованными. Помогайте им в том, чтобы все вещи, которыми они пользуются, организовано лежали на своих местах.

    • Стимулируйте ребенка делать это самостоятельно, когда он научится поддерживать порядок в своих вещах и понял, как легко находить нужные вещи, когда все лежит по своим местам.
    • Например, можно научить ребенка держать свои канцтовары в выдвижном ящике стола, все школьные учебники – в одном месте, а домашние книги – все вместе в другом; аналогичным образом можно научить ребенка пользоваться ящиками комода, папками, лотками для бумаг и т. д. для того, чтобы у каждой вещи было свое место. Так вы избавите ребенка от мучительных попыток найти нужный предмет.
  2. Помогите ребенку снизить рассеянность до минимального уровня. Дети с синдромом дефицита внимания испытывают трудности в том, чтобы сосредоточить и удерживать внимание на чем-либо длительное время. Их внимание легко отвлекается на визуальные и слуховые раздражители вокруг них. Ими могут быть даже собственные мысли ребенка. Само собой, такая отвлекаемость мешает ему закончить начатое дело. Дети с СДВ столь легко теряют сосредоточенность, что могут одновременно и утратить интерес к делу и забыть о нем. По этим причинам ребенка нужно оградить от внешних раздражителей.

    • Чтобы уменьшить отвлекаемость ребенка во время учебы, работы над каким-либо заданием или школьной домашней работой, сделайте место, в котором находится ребенок, звуконепроницаемым; также, в нем не должно быть дверей и окон.
    • Чтобы ребенку не мешали посторонние звуки, вы также можете использовать беруши. Они помогут вам и при проведении коротких частых перерывов, потому что дети с СДВ не могут долго сидеть на одном месте.
  3. Помогайте ребенку сохранять мотивацию. Чтобы ребенку было легче, разделяйте большие задания на маленькие промежуточные подзадачи, – так ему будет проще достичь конечной цели. Помогайте ребенку вести список дел, которые ему нужно выполнить; сделайте это в письменной форме и вместе с ребенком, чтобы он имел возможность высказать свое мнение.

    • Когда он успешно справляется с задачей, используйте это как платформу для усиления его мотивации. Цените ребенка, отмечайте и признавайте его достижения, какими бы маленькими и незначительными они ни казались.
    • Дети с СДВ действительно очень нуждаются в похвале, одобрении и добрых словах – успех и поддержание мотивации достается им непросто. В основном они делают все это через негативное подкрепление, слыша в свой адрес такие слова, как “непослушный”, “недисциплинированный”, “невоспитанный”, “непоседливый”, “ленивый” и т. д.
    • Помните о том, что вы должны ценить и награждать каждое проявление хорошего поведения, каким бы незначительным оно не казалось снаружи. За каждым маленьким шагом, сделанным сегодня, последуют большие шаги в будущем.
  4. Учите детей тому, что плохое поведение неприемлемо. Когда ребенок ведет себя плохо, постарайтесь донести до него мысль о том, что плохое/неприемлемое поведение может и повлечет за собой последствия. Такими последствиями могут быть “тайм-аут” или временный отказ в привилегиях.

    • Отодвинув в сторону последствия, помогите ребенку понять, как он мог поступить иначе. Хотя сама организация их психики такова, что за плохое поведение они испытывают вину, иногда детям нужно встретиться с последствиями своих действий, чтобы исправиться.
  5. Работайте с инструкциями осторожно. Дети в СДВ испытывают невероятные трудности в обращении с инструкциями. Внешне вам может казаться, что ребенок все понял, и никаких трудностей с выполнением указаний у него не возникнет. Однако в реальности трудность следовать инструкции – отличительная черта проблемы СДВ. Вот о чем вам следует помнить:

    • Чтобы облегчить работу ребенку, шаги инструкции/задания следует поделить так, чтобы их было меньше, или сами по себе они были мельче.
    • Помогает, если инструкция короткая, простая и понятная – так ребенку будет легче ее усвоить.
    • Повторите пункты задания/инструкцию несколько раз так, чтобы ребенок запомнил и смог следовать им.
    • В письменном виде инструкцию можно подать так, чтобы различные пункты и шаги были выделены/подчеркнуты разными цветами.
    • Поддерживайте зрительный контакт с ребенком, когда общаетесь с ним – так ему будет легче следовать указаниям.
  6. Дайте ребенку возможность переключаться между несколькими заданиями. Ребенку с СДВ ничего не стоит забыть о выполняемом задании, улетев прочь в мир своих мыслей и воображения. Временной интервал, в котором они могут поддерживать сосредоточенность, у таких детей очень невелик, поэтому усидеть необходимое для завершения задания время, им весьма непросто. Это может стать для ребенка непреодолимой преградой во многих делах и проектах. Именно поэтому вам стоит побуждать его переключаться между несколькими заданиями, проектами или поручениями.

    • Таким образом, у ребенка будет свобода выбора между разными предметами или заданиями, когда его интерес к текущей работе пропадет. Когда это случится, он сможет переключиться на что-то другое. Этот метод позволит поддерживать продуктивность ребенка боле длительное время.
  7. Помогайте детям не попадать в опасные ситуации. К сожалению детей с СДВ, их гиперактивность не всегда и не везде приемлема. У такого ребенка в некотором смысле нарушается чувство времени, места и действия. Поступки совершаются под влиянием момента и часто бывают очень импульсивными. Сочетание гиперактивности и импульсивности может привести к опасным последствиям не только для них, но и для людей вокруг. Поэтому в определенных ситуациях СДВ требует надежного и эффективного руководства.

    • Лучший способ контролировать проявлениям импульсивности и гиперактивности – перенаправить их в более подходящее русло. Здесь стоит подумать об интересах и наклонностях вашего ребенка.
    • Дети с СДВ могут проводить часы за занятием, которое возбуждает в них интерес; однако невозможно заставить такого ребенка заниматься тем, что кажется ему неинтересным, монотонным и скучным. Направить свое внимание на выполнение инструкции ребенок может только тогда, когда соответствующее задание или работа вызывает в нем положительный отклик.

    Часть 2

    Обучение ребенка с СДВ
    1. Признайте тот факт, что многие дети с СДВ обладают высоким интеллектом и творческими способностями. Ребенок с СДВ может думать одновременно о нескольких вещах – их мышление будто рождено для инноваций и изобретений. Такие дети почти всегда кипят энергией и энтузиазмом. Именно благодаря этой стороне СДВ они являются настоящей находкой. Когда будете их учить, сосредоточьтесь на данном проявлении их расстройства.

      • Подтолкните личность принять эту сторону СДВ и сосредоточиться с самих себе, особенно это касается подростков. СДВ не должен быть бременем – на самом деле его можно использовать с выгодой для ребенка.
    2. Знайте и о том, что большинству детей с СДВ лучше всего дается обучение на слух. Это означает, что им гораздо легче учиться посредством многократного прослушивания урока. Занятие может быть прочитано вслух взрослым, или же можно предложить это сделать детям для самих себя. Так материал усвоиться лучше.

      • Их следует побуждать говорить во время работы. Контрольные и тесты также можно проводить с ними устно. Проделав это, вы увидите гораздо более высокие результаты.
    3. Тем не менее, некоторые дети с СДВ обучаются лучше, если материал преподносится визуально. Это значит, что наглядные пособия и зрительные стимулы позволяют им достичь лучших результатов. В обучении этих детей вам помогут диаграммы, графики и другие графические образы.

      • Их легко можно подтолкнуть к письму или рисованию. Разработайте контрольные работы, которые позволяют им продемонстрировать свои знания посредством письма и рисунков.
    4. Следует также помнить о том, что некоторые дети с СДВ лучше учатся посредством тактильных стимулов. Это тип учеников лучше усваивает материал, когда у них есть возможность его потрогать, пощупать и испытать на себе. Старайтесь, чтобы все задания были как можно более интерактивными.

      • Применительно к контрольным работам: сделайте их концептуальными. Пусть ребенок покажет вам то, чему он научился. Проводите эксперименты и выводите проблемы или примеры с конкретными объектами, которые будут наглядно их представлять.
    5. Снабдите ребенка навыками, необходимыми для обучения. Эти навыки очень важны – они пригодятся вашему ребенку при выполнении любого нового задания, и с ними он сможет уделять происходящему достаточное внимание. Сюда относится:

      • Усидчивость
      • Соблюдение правил
      • Внимание
      • Зрительный контакт
      • Имитация
      • Часто дети с СДВ не демонстрируют этих базовых навыков, освоив которые ребенок становится более обучаем.
    6. Проводите упражнения на тренировку внимания и его концентрацию. Благодаря этому ребенок станет более внимательным, а ведь именно с вниманием связаны главные проблемы. Вы можете проводить эти упражнения различными способами. Вот несколько примеров:

      • Попросите ребенка сложить простой пазл или выполнить какое-то игровое упражнение; со временем повышайте сложность и увеличивайте длительность. Подкрепите (например, похвалите) успешные попытки ребенка.
      • Используйте аудиокниги (сказки, рассказы и т. д.), соответствующие уровню ребенка. Попросите его прослушать запись как можно внимательнее, а потом пересказать вам. Со временем, вы можете повысить сложность, улучшив таким образом еще и внимательность ребенка.
      • Попросите ребенка найти сходства и отличия между двумя картинками. Это задание очень полезно в целях повышения внимания и концентрации; к тому же, оно нравится большинству детей.
    7. Разделите задание на простые шаги. Помогите ребенку в комфортном для него темпе улучшить его учебные навыки, следуя простым командам и пошаговой инструкции. Дети с СДВ часто стараются избежать умственных усилий, необходимых для выполнения задания, и разочаровываются, когда им не хватает внимания. Начинайте с меньших и более простых шагов, постепенно усложняя задание; работайте в комфортной для ребенка скорости. Каждое продвижение вперед используйте для того, чтобы подпитать его мотивацию.

      • Независимо от задания, проясняйте ожидания. Расскажите ребенку о том, что он будет сейчас учить, что от него ожидается, что требуется с его стороны, и с какими материалами вы будете работать.
    8. Помогите ему улучшить концентрацию внимания, используя творческие и необычные задания. Вносите столько креативности, сколько сможете, чтобы повысить сосредоточенность ребенка и его способности к концентрации. Вначале вы можете определить, что ребенку больше всего нравится, а потом использовать это в различных заданиях. Несколько полезных заданий вы найдете ниже.

      • Раскрашивание карандашами или маркерами при завершении рисования.
      • Использование масляных или акварельных красок на новой поверхности, вроде кожи или упаковочного материала.
      • Использование разноцветной глины: изготовьте игрушки, горшки или модели.
      • Лепка из различных материалов.
    9. Увеличьте часть групповых упражнений. Работа в группах очень важна для ребенка – она помогает ему повысить свои способности к сосредоточению и удерживанию внимания. Полезна она следующим:

      • Работа в группе помогает нарастить полезные учебные навыки.
      • Помогите ребенку принять участие в деятельности группы. Организуйте работу так, чтобы все участники выступали (или высказывались) по очереди, отвечали друг другу на вопросы и т. д.
      • Предложите ребенку задание, в котором от него требуется понять, чем занимается группа, и ответить соответствующим образом. Это упражнение разовьет его способность к концентрации внимания.
      • Мотивируйте ребенка: предложите ему посмотреть на то, как выполняют задание его одноклассники, и попробовать посоревноваться с ними.
      • Повышайте его мыслительную активность и внимание.
    10. Предложите ребенку побывать в разных ролях, смоделируйте и разыграйте ситуации. Если вы хотите, чтобы ребенок стал более внимательным и сосредоточенным, вы можете предложить ему различные положительные роли и поговорить о том, как “хорошие дети” слушают и отвечают. Моделирование различных ситуаций также бывает очень эффективным – с ним дети могут освоить множество навыков, учатся быть вовлеченными в происходящее и концентрироваться на образцах поведения вокруг них.

      • Когда вы пытаетесь донести до ребенка какую-либо идею или понятие, очень важно делать это многократно и с постоянством. Постоянная работа над концентрацией внимания и сосредоточенностью, повторение различных заданий и повышение их уровня сложности даст вам лучшие результаты в более сжатые сроки. Вам придется проявить терпение, но не волнуйтесь: хорошие результаты будут положительно мотивировать и вас также.

    Часть 3

    Изменения в образе жизни
    1. Здоровое питание. Здоровое питание со всеми необходимыми полезными веществами может уменьшить проявления СДВ. Здоровые закуски, съедаемые через равные промежутки времени, помогут вам поддерживать на должном уровне сахар в крови, контролировать гиперактивность, и повысить способности к сосредоточению. Правильные порции белка и сложных углеводов (мясо и цельнозерновые) в каждом приеме пищи помогут смягчить симптомы.

      Обеспечивайте ребенку необходимые количества жирных кислот Омега-3. Они содержатся в таких продуктах, как лосось, тунец, семена льна, грецкие орехи и обогащенные яйца; жирные кислоты Омега-3 будут вам отличным помощником, контролируя проявления гиперактивности и импульсивного поведения. Более того, они хорошо влияют на свойства внимания и памяти.

    2. Поставьте здоровый сон на первое место. Много кто среди детей и взрослых с СДВ сталкиваются с проблемами сна. Это может выражаться в проблемах засыпания, беспокойном сне и трудном подъеме утром. Когда человек не получает необходимого и качественного сна и/или отдыха, его симптомы усугубляются. Поэтому сон должен быть делом первостепенной важности.

      • В отношении проблем со сном полезно поддерживать режим – каждый день ложиться спать и просыпаться в одно и то же время.
      • Привейте ребенку привычку держаться подальше от телевизора, компьютера, видеоигр и прочих электронных устройств хотя бы в последний час перед сном. Этот час следует использовать для настроя и подготовки к хорошему, крепкому сну.
      • Прослушивание легкой и успокаивающей музыки поможет успокоить нервы и стимулирует качественный глубокий сон.
      • В комнате можно распространить немного мягких, ненавязчивых ароматов. Они отлично расслабляют разум.
      • Прием кофеина следует снизить максимально, насколько это возможно; кофеин известен своим плохим влиянием на сон.
    3. Подумайте о приеме стимуляторов. И дети, и взрослые могут использовать стимуляторы в качестве средства для снижения проявлений СДВ. Медикаменты довольно эффективны в подавлении симптомов (до определенной степени) до тех пор, пока вы их принимаете. Препараты особенно эффективны, когда используются в тандеме с другими методами (например, когнитивно-поведенческой психотерапией, правильным питанием и упражнениями).

      • Повторимся: эффект длится только до тех пор, пока человек принимает препараты. Медикаменты направлены на подавление симптомов СДВ, а не на его лечение.
      • Стимуляторы являются наиболее распространенным препаратом, назначающимся при СДВ. Они считаются наиболее эффективным медикаментом при СДВ, поскольку подкреплены обширными исследованиями, доказывающими их действенность. К таким стимуляторам относится концерта, докседрин, и другие (популярный некогда риталин на сегодняшний день в РФ запрещен – он вызывает привыкание).
      • Не все пациенты одинаково реагируют на медикаменты. В то время как у одного человека могут наблюдаться значительные улучшения, аналогичный препарат у другого пациента может не оказывать положительного результата на течение СДВ.
    4. Обсудите с врачом возможность приема не стимулирующих препаратов. В некоторых случаях могут быть прописаны такие препараты, как страттера или другие антидепрессанты. Также, при СДВ могут быть назначены препараты, которые рекомендуют при повышенном давлении, например, клонидин или гуанфацин. Эти медикаменты могут быть эффективным средством для подавления проявлений гиперактивности и импульсивного поведения, хотя с проблемами внимания никак не помогут.

      • Не стимулирующие препараты в сравнении со стимуляторами работают иначе. Для лучшего результата эти два типа препаратов часто назначаются в паре. Исследования также поддерживают мнение о том, что применения двух препаратов в паре более эффективно для борьбы с проявлениями СДВ, чем использование только одного из них.
      • В таких случаях ребенок или взрослый начинает с маленькой дозы препарата. Дозировка постепенно повышается до тех пор, пока врач не заметит эффект. Это называется “титрование”. При использовании препаратов для борьбы с СДВ преследуется цель – получить как можно больше пользы для человека, с минимальным количеством побочных эффектов.
    5. Займитесь йогой, тай-чи, тхэквондо или медитацией. Занятия йогой или боевыми искусствами полезно по многим причинам. Регулярные тренировки (в любой форме) приносят пользу как в физическом, так и в психологическом плане. Это особенно верно для детей и взрослых, страдающих от СДВ.

      • Регулярные тренировки (при этом, правильно проводимые) в любом из перечисленных направлений помогают обрести самоуважение, самоконтроль, стать сосредоточенным и организованным. Когда ваше самоуважение на высоте, и вы чувствуете контроль над своей жизнью, вы лучше подготовлены к борьбе с давлением, стрессом, буллингом (издевательства со стороны коллег или одноклассников) и т. д.
      • Йога и техники глубокого дыхания (например, пранаяма) являются способами самоуспокоения, которые прекрасно помогают справляться с СДВ.
      • Благодаря регулярным медитациям ваша префронтальная кора головного мозга будет гудеть от активности. Эта часть мозга отвечает за сосредоточенность, внимание, организованность и контроль поступающих импульсов.
    6. Организуйте адекватную физическую нагрузку. Одна из наиболее ярких характеристик СДВ – гиперактивность. Дети и взрослые с СДВ всегда на ходу; усидеть на одном месте хоть сколь-нибудь значительный промежуток времени им очень непросто. Они испытывают постоянное желание делать что-то, бегать вокруг, карабкаться вверх или просто сидеть и ерзать. Физические упражнения отлично помогают успокоить эту непоседливость.

      • Получив соответствующее руководство и увидев, как и куда правильно направить свою энергию, дети и взрослые не только демонстрируют послабление симптомов, но также оказываются в состоянии взять на себя определенную долю ответственности за свою жизнь. Ребенку с СДВ стоит предложить (и поощрить его в этом) регулярно заниматься физическими упражнениями или записаться в какую-либо спортивную секцию в школе.
      • Физической активностью могут быть такие простые занятия, как пешие прогулки, участие в загородных экскурсиях, бег в парке, выгуливание собаки, поливка цветов или езда на велосипеде. Или же это может быть какой-либо спортивной игрой: футбол, хоккей, бадминтон, баскетбол, волейбол и т. д.
      • Для детей и взрослых, страдающих от СДВ, получение правильного и качественного сна является проблемой. Упражнения и общая физическая активность способствует лучшему сну.
    7. Поищите группу поддержки. Группа поддержки может значительно помочь человеку с СДВ лучше понять свое расстройство, его симптомы и ситуацию в целом. Группы помогут ему принять свою проблему и сложившуюся ситуацию, что укрепит вовлеченность человека в свое лечение. Чем с большим оптимизмом он будет смотреть на лечение, тем эффективнее оно будет проходить.

      • Группа поддержки – площадка, на которой люди делятся между собой множеством эффективных стратегий и подходов. Это место позволяет человеку понять, что он не являются единственным в мире, страдающим от этой проблемы. Группа позволяет почувствовать уверенность: с СДВ можно справиться, если хорошо к этому подготовиться.
    8. Для борьбы с блуждающим вниманием используйте белый шум. Дети и взрослые, страдающие от СДВ, испытывают трудности в фокусировке внимания на делах, которыми они занимаются. Они легко отвлекаются на окружающие предметы, на происходящее вокруг, на звуки и людей. Не смотря на это, “белый шум” (звук) на определенных людей производит успокаивающий эффект.

      • Эти отвлекающие факторы могут особенно надоедать, когда вы готовитесь к учебе, делаете домашнюю работу, хлопоты по дому или заняты какими-либо другими серьезными делами. Обеспечьте себе тихое и менее оживленное место, а если и там вам не будет удаваться поработать, включите электрический вентилятор или радио на пустой частоте, чтобы получить шум, который справится с тишиной.
    9. Заведите домашнего питомца. Исследования показали, что домашние животные снижают гиперактивное, импульсивное и агрессивное поведение среди детей. Исследования также установили, что человек, ухаживающий за домашним питомцем, меньше подвержен депрессии и тревожным расстройствам. Если вы имеете возможность завести кота или собаку, подумайте над этим вариантом.

      • Игра с домашними животными естественным образом повышает уровень дофамина и серотонина в мозгу. К тому же, уход и забота за животным может привить вашему ребенку чувство ответственности.
      • Услуги специалиста в обучении могут принести ощутимую пользу – он научит вашего ребенка различным техникам и стратегиям, которые помогут ему добиваться успеха в школьной жизни. К тому же, специалист может привлечь к сотрудничеству школьное руководство, чтобы поспособствовать удовлетворению специальных нужд вашего ребенка.
        • Существуют и другие виды психотерапии, которые помогают улучшить социальные навыки ребенка. Посредством интервенций такая психотерапия учит считывать реакции людей, их невербальный язык тела и жестов; учит ребенка уметь слушать и развивает качества, позволяющие ему лучше общаться и взаимодействовать с окружающими.
    • Средиземноморская диета является идеальной для людей с СДВ. Она богата овощами, фруктами, цельнозерновыми, орехами, семенами и различными белками.
    • Занятия физическими упражнениями и спортом заставляют организм высвобождать дофамин, серотонин и норадреналин. Это положительно влияет на способности к сосредоточению и концентрации внимания.