Пример эскалации конфликта. Эскалация - что это? Понятие эскалации конфликта, спора, насилия

Если после инцидента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следуют второй, третий и т. д. Конфликт вступает в следующий этап -- происходит его эскалация, нарастание.

Эскалация (от лат. scala - лестница) - резкая интенсификация борьбы оппонентов. Эскалация конфликта -- это ключевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между его участниками и используются все возможности для победы в противоборстве.

На этой стадии становятся затруднительными какие-либо переговоры или иные мирные способы разрешения конфликта. Эмоции часто начинают заглушать разум, логика уступает чувствам. Главная задача состоит в том, чтобы любой ценой нанести как можно больший вред противнику. Поэтому на этой стадии могут теряться первоначальная причина и основная цель конфликта и на первое место выдвигаться новые причины и новые цели. В процессе этой стадии конфликта возможно и изменение ценностных ориентации, в частности, ценности-средства и ценности-цели могут меняться местами. Развитие конфликта приобретает спонтанный неуправляемый характер.

Признаки эскалации:

  • 1) сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности, переход к более примитивным способам отражения;
  • 2) вытеснение адекватного восприятия другого образом врага, акцентуация отрицательных качеств (как реальных, так и иллюзорных). Тревожные сигналы, свидетельствующие о том, что "образ врага" доминирует:
    • - недоверие (все, что исходит от врага, - либо плохо, либо, если это разумно, преследует нечестные цели);
    • - возложение вины на врага (враг ответственен за все возникшие проблемы и виноват во всем);
    • - негативное ожидание (все, что делает враг, он делает с единственной целью - нанести вам вред);
    • - отождествление со злом (враг воплощает противоположное тому, что вы есть и к чему стремитесь, он хочет уничтожить то, чем вы дорожите и поэтому должен быть сам уничтожен);
    • - представление "нулевой суммы" (все, что выгодно врагу вредит вам и наоборот);
    • - деиндивидуализация (всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является врагом);
    • - отказ в сочувствии (вы не имеете ничего общего с вашим врагом, никакая информация не смоет побудить у вас проявлять к нему гуманные чувства, руководствоваться этическими критериями по отношению к врагу опасно и неблагоразумно).
  • 3) Рост эмоционального напряжения. Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба; снижение управляемости противоположной стороной; невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме в короткое время; сопротивление оппонента.
  • 4) Переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. Конфликт начинается обычно с высказывания достаточно разумных аргументов. Но аргументы сопровождаются яркой эмоциональной окраской. Оппонент, как правило, реагирует не на аргумент, а на окраску. Его ответ уже воспринимается не как контраргумент, а как оскорбление, угроза самооценке личности. Конфликт смещается с рационального плана на уровень эмоций.
  • 5) Рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация. Более интенсивное действие затрагивает более важные интересы другой стороны, в связи с чем эскалация конфликта моет рассматриваться как процесс углубления противоречий. При эскалации интересы конфликтующих как бы разводятся на два противоположных полюса.
  • 6) Применение насилия. Как правило, агрессия связана с какой-либо внутренней компенсацией, возмещением ущерба. Важно учитывать, что на этом этапе значение имеет не только реальная угроза, но иногда в значительной степени больше - угроза потенциальная.
  • 7) потеря первоначального предмета разногласий.
  • 8) расширение границ конфликта (генерализация) - переход к более глубоким противоречиям, увеличение потенциальных точек столкновения.
  • 9) может иметь место увеличение числа участников.

Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации. Возрастает значимость собственных желаний и аргументов. Возникает страх, что будет утеряна почва для совместного решения проблемы. Растет психическая напряженность.

Третий этап - начало эскалации. Силовое действие (не обязательно физическое воздействие, но и любое усилие) замещает бесполезные дискуссии. Ожидания участников парадоксальны: обе стороны надеются путем нажима и твердости вызвать перемену позиций оппонента, но никто не готов добровольно уступить. Этот уровень психического реагирования, когда рассудочное поведение сменяется эмоциональным, соответствует возрасту 8-10 лет.

Четвертый этап - возраст 6-8 лет, когда образ "другого" еще сохраняется, но человек больше не считается с мыслями, чувствами, положением этого "другого". В эмоциональной сфере доминирует черно-белый подход. Все, что "не я" и "не мы" - плохо и отвергается.

На пятом этапе происходит абсолютизация негативной оценки оппонента и позитивной - себя. На карту ставятся "священные ценности", все высшие формы убеждений и высшие моральные обязательства. Оппонент становится абсолютным врагом и только врагом, обесценивается до состояния вещи и лишается человеческих черт. Но параллельно с этим по отношению к другим людям человек продолжает вести себя как взрослый, что мешает неопытному наблюдателю понять суть происходящего.

В момент эскалации конфликта человеком нередко руководит агрессия - т.е. стремление принести вред или боль другому. Выделяют два типа агрессии - агрессию-самоцель (враждебная агрессия) и агрессию-инструмент для достижения чего-либо (инструментальная агрессия).

Эскалация, т. е. развитие, - важнейшая стадия динамики кон­фликта, возникающая в его открытый период. Эскалация возни­кает после инцидента, если он не был разрешен мирными спосо­бами. Завершение эскалации предполагает ослабление накала борьбы и переход к стадии завершения. Для этой стадии характер­ны прогрессирующее развитие конфликта, обострение противо­борства, когда действия оппонентов, направленные на причине­ние вреда друг другу, имеют высокую степень активности.

Эскалация конфликта имеет свои признаки.

1. Сужение когнитивной сферы, когда отражение реальности
осуществляется более примитивными способами.

2. Формирование образа врага, который негативно влияет на
адекватное восприятие оппонента, вытесняя его. Образ врага фор­
мируется на основе преобладания негативных оценок оппонен­
та, которые могут складываться еще в предконфликтном периоде.
Образ врага может быть как реальным, так и мнимым, т. е. искусст­
венно придуманным с определенными целями, например с целью
укрепления группового единства. Создание образа врага - одно
из эффективных средств борьбы.

3. Рост эмоционального напряжения, которое может возни­
кать как реакция на различные ситуации или действия врага: уг­
роза причинения ущерба, снижение управляемости и норматив­
ности поведения оппонента, отсутствие возможности реализовать
собственные цели и интересы в необходимом, желаемом объеме
и за желаемое время, явное сопротивление оппонента, отказ
идти на компромисс и т. п.

4. Смена аргументов на конкретные претензии.

5. Формирование иерархии нарушаемых и защищаемых ин­
тересов, их поляризация, когда начинается процесс углубления

1 АнцуповА. Я., ШипиловА. И. Указ. соч. С. 288.


противоречий: интересы оппонентов все больше начинают стал-киваться_и про ТИВО р ечить Д ру Г другу и поэтому разводятся на разные полюсь!. Наданнои стадии (в отличие от предконфликт-ной стадии и стадии инцидента) осуществление интересов одной стороны возможно только за счет игнорирования интересов дру­гой стороны.

6. Демонстр ация СИ лы и угроза ее применения, целями кото­
рой являются Устрашение противника, формирование у него чув­
ства неуверенности, снижение его активности, внесение дезор­
ганизации. Демонстрация силы чаще всего приводит к нарастанию
эмоционального напряжения, вражды, ненависти к противнику,
а также активизации действий противоположной стороны.

7. Непосред ственнО е применение насилия как последнего «ар­
гумента», что является маркером того, что развитие конфликта до­
стигло своей вершины. Насилие может распространяться на со­
вершенно различные сферы человеческой деятельности (эконо­
мическую, политическую, бытовую и др.) и уровни организации
социальной системы (индивид, группа, общность, общество).


8. Потеря Первоначального предмета разногласия, перераста­
ние противоборства из-за определенного объекта в более гло­
бальное, когда первоначальный объект перестает играть столь зна­
чительную роль, как в начале конфликта. Конфликт приобретает
независимость О т тех причин, которые его вызвали.

9. Расширение границ конфликта, когда противоречия ста­
новятся более глубокими, появляются новые точки столкновения,
расширяются территория, пространственно-временные границы
конфликта.

10. Увеличение числа участников конфликта, в связи с чем мо­
жет произойти преобразование межличностного конфликта в меж­
групповой и т. п. Это естественным образом может привести
к изменению Характера, структуры конфликта и, следовательно,
к изменениям в его прогнозах.

Эскалация конфликта имеет свои этапы, которые соотносятся с онтогенезом психики человека, но в обратную сторону, так как обострение конфликта ведет к регрессу сознательной части пси­хики. В эскалации конфликта имеется пять этапов.

На первом и втором этапах происходит рост значимости и важ­ности собственных желаний и устремлений, а также присутству­ет страх потер ять основания для совместного решения возник­шей проблемы. Сигналом к дальнейшему развитию конфликта для одной из сторон служат те меры, которые другая сторона предпринимает с целью изменить позицию противника.

Гретый эта п является собственно началом эскалации. Дис­куссии, которые использовались в качестве средства воздействия на предыдущих этапах, заменяются на конкретные действия. Это­му этапу свойственна парадоксальность ожиданий: обе стороны считают, что смогут изменить позицию оппонента с помощью сво-

Ей твердости. Ведущим становится упрощенный подход к реаль­ности, так как его легче удержать эмоционально. Действитель­ные проблемы конфликта перестают быть важными и значимы­ми, а на первое место выходит интерес к личности противника которая теперь стоит в центре внимания.

Четвертый этап характеризуется еще большим регрессом в функционировании психики. Оппонент не принимает во вни­мание мысли, чувства и положение другого лица - своего про­тивника. Начинает преобладать поляризация взглядов, мнений, деление на «мы» и «они», «плохое - хорошее», «черное - белое»" соответственно отвержению, отрицанию подвергается все, что не является «своим».

На пятом этапе абсолютизируются негативная оценка оппо­нента и позитивная оценка себя. В качестве оправдательных ме­ханизмов своих действий используются священные и высокие идеалы и ценности, убеждения, высшие моральные обязательства. Насилие становится обезличенным, а образ врага приобретает жес­ткость, обесценивается, отрицается наличие у него каких-либо человеческих чувств и позитивных качеств и намерений. То есть происходит глубокий регресс восприятия. При этом внутри груп­пы единомышленников царит согласие и их поведение не отли­чается неадекватностью.

Шпаргалка по конфликтологии Кузьмина Татьяна Владимировна

ПОНЯТИЕ ЭСКАЛАЦИИ КОНФЛИКТА

ПОНЯТИЕ ЭСКАЛАЦИИ КОНФЛИКТА

Эскалация (от лат. scala – лестница) – это самый интенсивный по эмоциональному фону и быстро развивающийся этап конфликтного взаимодействия.

Признаки эскалации в конфликтном взаимодействии

1. В действиях и поведении участников уменьшается когнитивная или рациональная составляющая.

2. На первое место в межличностных отношениях противоборствующих сторон выходит негативная оценка друг друга, восприятие исключает целостное содержание, акцентируя лишь отрицательные черты оппонента.

3. В связи со снижением управления ситуацией взаимодействия увеличивается эмоциональное напряжение у участников конфликта.

4. Доминирование субъективных выпадов и критика личностных черт оппонента взамен аргументации и доводов в пользу поддерживаемых интересов.

На этапе эскалации главным противоречием могут выступать уже не цели и интересы субъектов конфликтного взаимодействия, а личностные противоречия. В связи с этим проявляются другие интересы сторон, усугубляющие атмосферу конфликта. Любые интересы при эскалации максимально поляризуются, участники полностью отвергают интересы противоположной стороны. За увеличение агрессивности на этом этапе может произойти потеря истинного первоначального предмета противоречия. Поэтому конфликтная ситуация перестает зависеть от причин, побудивших участников к конфликту, и может развиваться и после уменьшения ценности и значимости первоначального предмета противоречия.

Эскалация обладает свойством увеличения временных и пространственных характеристик конфликта. Противоречия участников становятся обширнее и глубже, поводов столкновения становится больше. Фаза эскалации конфликта– наиболее опасный этап всей конфликтной ситуации, так как именно в это время изначально межличностный конфликт может перерасти в межгрупповой. Это, в свою очередь, ведет к разнообразию используемых на стадии открытого конфликта средств.

Эскалация имеет внешние и внутренние механизмы, усиливающие конфликт. Внешние механизмы эскалации заключаются в способах и стратегиях поведения противоборствующих сторон. При совпадении поведенческих действий конфликт более интенсивен, так как участники примерно равными способами добиваются раз личных целей и интересов.

Внутренние механизмы эскалации основаны на возможностях психики и мозга человека. Особенности характера индивидов, личностные и социальные установки участников конфликтной ситуации влияют на реакцию и функционирование человека в условиях эмоциональной напряженности и потенциальной опасности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 17. Понятие конфликта Слово «конфликт» (от лат. confliktus) означает столкновение (сторон, мнений, сил). Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы нашей жизни. Например, конфликт по поводу материальных ресурсов, по поводу ценностей и важнейших жизненных

Из книги Социальная психология: конспект лекций автора

ЛЕКЦИЯ № 9. Понятие социального конфликта и возможные пути его разрешения Конфликт – открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия.Основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет

Из книги Социальная психология автора Мельникова Надежда Анатольевна

21. Понятие и типология социального конфликта Конфликт – открытое столкновение противоположных позиций.На вербальном уровне конфликт проявляется чаще всего в споре.Стадии протекания конфликта:1) потенциальное формирование противоречий;2) осознание участниками своих

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

29. Понятие конфликта Слово «конфликт» означает столкновение. Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы нашей жизни. Конфликт по сути является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды,

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 22. Понятие конфликта, его сущность Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды… В результате сложилось мнение, что конфликт – всегда явление

автора

Понятие внутриличностного конфликта Внутриличностный конфликт – это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов). Внутриличностному

Из книги Практикум по конфликтологии автора Емельянов Станислав Михайлович

Понятие межличностного конфликта и его особенности Строгого определения межличностного конфликта, видимо, дать нельзя. Но когда мы говорим о таком конфликте, то нам сразу представляется картина противоборства двух человек на основе столкновения противоположно

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

22. Понятие конфликта. Психологическая напряженность. Виды конфликта В настоящий момент существует самостоятельная отрасль психологии труда, изучающая трудовой конфликт как составляющий элемент групповой динамики. Под конфликтом понимается столкновение интересов

Из книги Свободный сон наяву. Новый терапевтический подход автора Ромэ Жорж

Функция эскалации В рамках одного сценария повторение одной и той же символической темы посредством цепочки образов, связанных между собой одной или несколькими общими характеристиками, может быть способом подготовки встречи с неким завершающим цепочку исключительно

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

1. Понятие конфликта В настоящий момент существует самостоятельная отрасль психологии труда, изучающая трудовой конфликт как составляющий элемент групповой динамики. Под конфликтом понимается возникновение трудноразрешимых противоречий, столкновение

автора Шейнов Виктор Павлович

Модели эскалации конфликта Термин эскалация имеет два близких значения. С одной стороны, он может означать использование все более жестких тактик, когда участники конфликта оказывают все больший нажим друг на друга. С другой стороны, этот термин может означать усиление

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Схема эскалации конфликта в коллективе Но чаще всего не реагировать на конфликт – все равно что оставлять в пустом доме тлеющие угли: пожара, конечно, может и не случиться, но уж если случится…Вообще аналогия между конфликтом и пожаром более глубока:1) и тот и другой

автора

СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КОНФЛИКТА НА ЭТАПЕ ЭСКАЛАЦИИ Эскалация конфликта начинается на этапе первого инцидента или противоборствующего действия и заканчивается на этапе перехода к завершению конфликта в общей структуре конфликтной ситуации. Эскалация в зависимости от

Из книги Шпаргалка по конфликтологии автора Кузьмина Татьяна Владимировна

ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА Социальный конфликт – это конфликт больших социальных групп, возникший на основании социального противоречия. В современном мире происходит обострение и увеличение числа социальных противоречий, что ведет к повышению

Из книги Конфликтология

«Конфликты не сразу являются тяжелыми – конфликт набирает силу только тогда, когда мы это допускаем» (Ф. Глазл).

Австрийский исследователь Ф. Глазл выделяет девять этапов эскалации конфликта и подробно описывает различие между ними: усиление; дебаты и полемика; дела вместо слов; имидж и коалиция; потеря лица; стратегия угроз; ограниченные уничтожающие удары; разгром; вместе в пропасть.

Первая ступень – «усиление» – характеризуется тем, что:

  • Точки зрения становятся все более жесткими и все чаще сталкиваются.
  • Временные неудачи вызывают замешательство у обеих сторон.
  • Осознание существующей напряженности вызывает скованность.
  • Еще преобладает убеждение: напряженность можно снять путем бесед друг с другом.
  • Еще нет четко выраженных партий и лагерей.
  • Готовность к сотрудничеству сильнее, чем мышление в понятиях конкуренции.

Вторая ступень – «дебаты и полемика » – характеризуется тем, что:

  • Противоречия выражаются в дебатах и полемике.
  • Поляризация в мышлении, чувстве и воли ведет к столкновению.
  • Преобладает полное господство черно-белого мышления.
  • Применяется хитроумная вербальная тактика: участники делают вид, что как бы обращаются к рациональным аргументам – на деле проявляется вербальное давление, словесное насилие.
  • Через «пламенные речи для трибуны», т.е. привлекая третьих лиц, стороны набирают очки и хотят добиться признания.
  • Вокруг точки зрения каждой из сторон создаются врéменные группировки и партии с меняющимся составом.
  • Проявляется расхождение между обертоном и унтертоном вызывает замешательство и скепсис.
  • Начинается борьба за превосходство.
  • Позиция «кооперация» и «конкуренция» постоянно чередуются, что усиливает замешательство.

Если через полемику и дебаты не удается урегулировать раз­ногласия, то развитие конфликта переходит на третью ступень:

  • Разговоры и речи больше не помогают: значит, делом нужно дока­зать свою правоту!
  • Стороны конфронтуют, ставя друг друга перед свершив­шимися фактами. Стратегия совершившихся фактов.
  • Начинаются расхождения между вербальными высказывани­ями и невербальным поведением: невербальный эффект преобладает – сделанное имеет больший эффект, чем сказанное.
  • Опасность неправильного толкования действий создает не­уверенность. Ошибочное толкование поступков.
  • Пессимистическое ожидание как следствие недоверия вызывает ускорение конфликта.
  • Партии смыкаются теснее, отгораживаются и исключают инакомыслящих.
  • Возникшая групповая оболочка усиливает давление мнения.
  • Полностью утрачивается способность проникновения в сущность.
  • «Подобное тянется к подобному»: обоюдное давление мне­ний вызывает духовную унификацию, конформизм!
  • Кристаллизация ролей ведет к специализации, застыванию и ограничениям.
  • Конфликтующие стороны полностью утрачивают сочувствие в большом и в малом.
  • Настрой на конкуренцию сильнее, чем готовность к коопе­рации. [

Четвертая ступень – «имидж и коалиция » – в центре внимания находятся уже собственный имидж и усилия по его поддержанию:

  • Включаются стереотипы, образцы, клише в отношении знаний и умения; запускаются имидж-кампании и распространяются слухи, которые направляют противостояние.
  • Партии загоняют друг друга в негативные роли (создание образа врага) и борются с ними (ролями).
  • Идет вербовка сторонников, поскольку из-за ощущаемой слабости стороны ищут поддержки.
  • Самоисполняющиеся пророчества через фиксацию на одно­стороннем и искаженном образе противника подтверждают этот созданный сторонами образ.
  • Проявляется скрытое обоюдное раздражение; уколы наносятся так, что­бы это трудно было доказать.
  • «Двойная связь» через парадоксальные задачи создает вза­имную зависимость.

Пятая ступень «потеря лица»:

  • В открытом и прямом нападении утрачивается моральная целостность.
  • «Разоблачительные акции» сознательно инсценируются как публичный ритуал. Разоблачение ведет к «разочарованию», «увы-переживанию» задним числом.
  • Дело доходит до драматизированного выталкивания и «из­гнания» разоблаченных.
  • Разоблачение вызывает в отвергнутых разочарование. Они считают, что до сих пор находились в заблуждении.
  • Переживание разоблачения приводит к тому, что, оглядыва­ясь на дела разоблаченных лиц, стороны видят уже только достойные осуждения вещи.
  • Собственный образ и образ противника становятся искажен­ными, представляющими с одной стороны «ангелов», а с другой «чертей», и в дальнейших событиях господствуют не­гативные «двойники».
  • По отношению к отвергнутому человеку или группе возни­кает чувство отвращения.
  • Отвергнутые теряют внешнюю восприимчивость, они нахо­дятся в изоляции, «в собственной берлоге».
  • Спорные пункты становятся принципиальными вопросами религии, идеологии, национальности и основных ценностей.
  • Отвергнутые стороны любой ценой стремятся к реабилитации.

На этом этапе конфликтная ситуация переходит в прямое столкновение, конфликт стано­вится радикальным и гораздо более серьезным.

Шестая ступень – «стратегия угроз» :

  • Спираль угроз и контругроз раскручивается все быстрее.
  • Треугольник угроз действует, если «1 требование = 2 наказа­нию = 3 достоверности через пропорциональность».
  • Противники предпринимают различные действия («система заграждений»), чтобы показать свою решительность.
  • С каждой угрозой конфликтующие партии создают для себя самих ситуацию вынужденного действия.
  • Угрожающие теряют собственную инициативу.
  • Ультиматумы и ответные контрультиматумы ведут к усиле­нию стресса через требования.
  • Постоянно возникает эффект действия ножниц: время для принятия решения сокращается, сложность принимаемых ре­шений увеличивается; из-за недостатка действий последствия становятся еще более сложными.
  • Все ускоряется, события наслаиваются, усиливается сумато­ха и паника.
  • Стороны все больше действуют под чужим вли­янием, то есть больше реагируя, чем действуя сами.

Седьмая ступень – «ограниченные уничтожающие удары» :

  • Мышление сторон происходит теперь лишь в «категориях вещей».
  • При решениях и действиях больше не берутся в расчет ника­кие человеческие качества.
  • Ограниченные удары понимаются как «подходящий ответ»; пропорциональных контрударов пока избегают.
  • Ценности и добродетели превращаются в их противополож­ность: относительно небольшой вред противоположной сто­роне понимается как «выигрыш» для собственной стороны и так далее.

Восьмая ступень – «разгром» :

  • Стремление вызвать разрушение вражеской системы: стороны пытаются разрушить жизненно важные факторы или органы и тем самым сделать систему неуправляемой.
  • Участники борьбы делают все, чтобы отрезать «фронт» про­тивника от его «тыла».
  • Целью становится тотальное уничтожение противника: фи­зически-материальное (экономическое) или душевно-соци­альное и духовное уничтожение. [

Девятая ступень– «вместе в пропасть »:

  • Стороны больше не видят пути назад: «Мы должны идти вперед лю­бой ценой: назад дороги нет!»
  • Конфликтующие стороны начинают тотальную конфронта­цию.
  • Стороны испытывают тягу к самоуничтожению: главное уничтожить врага!
  • Единственной целью становится тотальное уничтожение врага ценой самоуничтожения: готовность ценой собственной гибели причинить вред его окружающим или потомкам.

Такова логика естественного – неуправляемого – развития конфликта и следствие конфликтологической не компетентности. Глазл Ф. утверждает, что конфликтоспособные люди должны знать и уметь правильно определять ступени эскалации конфликта. Признание наличия конфликта и умелая диагностика ступеней эскалации конфликта являются предпосылкой компетентного подхода к конфликту.

Однако одного знания характеристик эскалации недостаточно. В межличностной коммуникации кроется другая опасность в том, что, если вы хорошо знаете и различаете ступени эскалации, по этому поводу может возникнуть конфликт по поводу конфликта, базой которого могут служить расхождения во мнениях о фактах и личные расхождения сторон. Вполне вероятно, что участники по-разному воспринимают ступень эскалации конфликта, на которой они находятся. Если кто-то из участников будет говорить о конфликте с противоположной стороны, это создаст дополнительную напряженность. Таким образом, через самозаражение уже создается «конфликт над конфликтом». Из-за этого часто одна сторона считает, что другая сторона намеренно искажает вещи и события. Так борьба перерастает в «конфликт по разрешению конфликта».

Учет такой специфики и совместное знакомство с характеристиками ступеней эскалации конфликта дает возможность достигнуть большего согласия в своей оценке ступеней эскалации. Каждая ступень эскалации может быть определена по факту ее проявлений – когда стороны уже находятся в этой стадии. Но как же не доводить столкновение до его необратимых и разрушительных форм?

По утверждению Ф. Глазла, у большинства людей имеется интуитивно-опытное знание о характеристиках эскалации; перед каждой ступенью эскалации конфликта человек может ощутить «порог», который побуждает его (человека) к осмыслению, остановке или повороту и задать диагностические вопросы у каждого порога:

  • Действительно ли я хочу, чтобы так шло и дальше?
  • В какой мере я сам себя еще контролирую?
  • Могу ли я видеть последствия моих поступков?
  • Могу ли я представить непредвиденные побочные результаты моих поступков?
  • Действительно ли я готов взять на себя последствия моих действий и бездействия?
  • Хочу ли я брать на себя ответственность за это?
  • В своих действиях я управляю собой или мной управляют другие?

Пороги указывают на то, как человек действует: осознанно, не с полным сознанием или необдуманно реагирует на действие другой конфликтующей стороны. Эти пороги имеют пробуждающую сознание, служащую самозащите сигнальную функцию.

Следует отметить, что представленные исследователем вопросы направлены на самодиагностику поведения одной из сторон в конфликте и не включают диагностику ситуации в целом и другой стороны конфликта, в частности.

Глазл Ф.

Эскалация – (англ. escalation) расширение, наращивание, постепенное усиление, распространение, обострение [Новый энциклопедический словарь 2000: 1407].

Конфликтология и конфликты

Конфликт вступает в следующий этап - происходит его эскалация (нарастание). Эскалация (от лат. scala - лестница) - резкая интенсификация борьбы оппонентов - это ключевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между его участниками и используются все возможности для победы в противоборстве.

Вопрос стоит только так: «кто кого», ибо это уже не локальный бой, а полномасштабная битва. Происходит мобилизация всех ресурсов: материальных, политических, финансовых, информационных, физических, психических и других.

На этой стадии становятся затруднительными какие-либо переговоры или иные мирные способы разрешения конфликта. Эмоции часто начинают заглушать разум, логика уступает чувствам. Главная задача состоит в том, чтобы любой ценой нанести как можно больший вред противнику. Поэтому на этой стадии могут теряться первоначальная причина и основная цель конфликта и на первое место выдвигаться новые причины и новые цели. В процессе этой стадии конфликта возможно и изменение ценностных ориентаций, в частности, ценности-средства и ценности-цели могут меняться местами. Развитие конфликта приобретает спонтанный неуправляемый характер.

Можно выделить десять основных признаков эскалации конфликта:

1) сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности, переход к более примитивным способам отражения.

2) вытеснение адекватного восприятия другого образом врага, акцентуация отрицательных качеств (как реальных, так и иллюзорных). «Тревожные сигналы, свидетельствующие о том, что «образ врага» доминирует:

* недоверие (все, что исходит от врага, - либо плохо, либо, если это разумно, преследует нечестные цели);

* возложение вины на врага (враг ответственен за все возникшие проблемы и виноват во всем);

* негативное ожидание (все, что делает враг, он делает с единственной целью - нанести вам вред);

*отождествление со злом (враг воплощает противоположное тому, что вы есть и к чему стремитесь, он хочет уничтожить то, чем вы дорожите и поэтому должен быть сам уничтожен);

* представление «нулевой суммы» (все, что выгодно врагу вредит вам и наоборот);

* деиндивидуализация (всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является врагом);

* отказ в сочувствии (вы не имеете ничего общего с вашим врагом, никакая информация не сможет побудить у вас проявлять к нему гуманные чувства, руководствоваться этическими критериями по отношению к врагу опасно и неблагоразумно)».

3) рост эмоционального напряжения.

Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба; снижение управляемости противоположной стороной; невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме в короткое время; сопротивление оппонента.

4) переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. Конфликт начинается обычно с высказывания достаточно разумных аргументов. Но аргументы сопровождаются яркой эмоциональной окраской. Оппонент, как правило, реагирует не на аргумент, а на окраску. Его ответ уже воспринимается не как контраргумент, а как оскорбление, угроза самооценке личности. Конфликт смещается с рационального плана на уровень эмоций.

5) рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация.

Более интенсивное действие затрагивает более важные интересы другой стороны, в связи с чем эскалация конфликта может рассматриваться как процесс углубления противоречий. При эскалации интересы конфликтующих как бы разводятся на два противоположных полюса.

6) демонстрация силы и угроза ее применения

7) применение насилия. Как правило, агрессия связана с какой-либо внутренней компенсацией, возмещением ущерба. Важно учитывать, что на этом этапе значение имеет не только реальная угроза, но иногда в значительной степени больше - угроза потенциальная.

8) потеря первоначального предмета разногласий

9) расширение границ конфликта (генерализация) - переход к более глубоким противоречиям, увеличение потенциальных точек столкновения.

10) может иметь место увеличение числа участников.

Остановимся на некоторых характеристиках более подробно.

Создание образа врага

Это один из важнейших моментов этапа развития конфликта. Он начинает формироваться еще на его ранней стадии и окончательно складывается в период эскалации. Внутреннее единство группы будет укрепляться, если на идеологическом уровне создан и постоянно поддерживается образ врага, с которым нужно вести борьбу и против которого следует объединяться. Образ врага создает дополнительные социально-психологические и идеологические факторы для сплоченности группы, организации или общества. В этом случае их члены осознают, что они борются не только (и даже не столько) за свои собственные интересы, а за «правое дело», за страну, народ, за великую и высшую цель, являющуюся стержнем объединения группы. При наличии образа врага предмет противостояния приобретает, таким образом, внеличностный, объективный характер.

Таким образом, в межгрупповом конфликте его участники для поддержания и укрепления сплоченности группы стремятся к идеологическому и социально-психологическому оформлению образа врага. Этот враг в действительности может быть как реальным, так и мнимым, то есть он может быть придуман или искусственно сформирован для укрепления единства группы или общества. Образ врага может создаваться также для решения внутригрупповых противоречий и проблем. В этом случае его создание связано с поиском «козла отпущения» для оправдания провалов и ошибок во внутренней политике, в экономике и т.д. Известно, сколько «врагов народа» было разоблачено и уничтожено в 30-е годы и позже в нашей стране.

В связи со сказанным нельзя не согласиться с мнением А.Г. Здравомыслова, который связывает создание образа врага с созданием идеологического оформления конфликта: «которое для каждого из его участников выступает в виде определенной суммы критериев, разделяющих весь социальный мир на своих и чужих, на тех, кто либо поддерживает, либо не поддержи­вает именно эту сторону. Силы нейтральные, настроенные примиренчески, воспринимаются при этом как союзники противопо­ложной стороны».

Таким образом, вступает в действие девиз «кто не с нами, тот против нас». И его применение всегда ожесточает борьбу. Не случайно он наиболее часто используется, когда развитие конфликта достигает своего пика. После того как образ врага создан, логика и психология борьбы с ним становятся предельно ясными и четкими: «если враг не сдается, его уничтожают».

Но создание образа врага (как истинного, так и придуманного) является эффективным средством не только на самом высшем этапе развития конфликта - эскалации. Это средство часто принимается и на более ранних стадиях, когда становится уже ясно, что конфликт неизбежен. В этом случае оно используется для обработки общественного мнения, для того, чтобы показать и объяснить, кто «плохой», а кто «хороший». После этого гораздо легче развязать полномасштабный конфликт, что особенно важно, если речь идет о насилии, военных действиях.

Демонстрация силы и угроза ее применения

Одна из сторон или оба оппонента конфликта в целях устрашения противника постоянно пытаются показать, что мощь и ресурсы одной стороны превосходят другую сторону. При этом каждый надеется, что такая его позиция приведет к капитуляции противника. Однако, как правило, «бряцание оружием» приводит к тому, что противник мобилизует собственные ресурсы, что ведет к дальнейшей эскалации конфликта. В психологическом плане демонстрация силы или угроза применения связана с нагнетанием эмоциональной напряженности, вражды и ненависти к противнику.

Часто этот прием реализуется через объявления различного рода ультиматумов другой стороне, причем как во внутригрупповом, так и в межгрупповом конфликте. В международном конфликте также используются ультиматумы - требования одного государства к другому, сопровождаемые угрозой разрыва дипломатических отношений или применения вооруженной силы в случае их невыполнения.

Понятно, что к ультиматуму может прибегать только та сторона, которая в каком-либо отношении сильнее другой. Поэтому обычно объявление ультиматума - это удел сильных. Хотя не всегда речь идет о физической или вообще материальной силе. Объявление голодовки в знак протеста против бесправия властей или администрации предприятия - это тоже ультиматум. И в этом случае и власть, и администрация часто идут на уступки перед лицом угрозы смерти человека и перед лицом угрозы обнаружить свою собственную жестокость и античеловечность.

Естественной реакцией на демонстрацию силы и угрозу ее применения является попытка защититься. Но, как известно, лучший способ защиты - нападение. И это действительно так, если мощь и ресурсы угрожающего противника намного не превышают или вообще не превосходят силу того, кому угрожают. Поэтому угроза силой чаще всего провоцирует насилие и дальнейшую эскалацию конфликта.

Применение насилия

Еще одна существенная характеристика этапа эскалации конфликта - насилие, которое выступает наиболее жестким способом подчинения одних другими. Это самый последний аргумент в споре и его применение свидетельствует о том, что наступила предельная стадия в эскалации конфликта, высшая фаза его развития.

Речь идет не только о физическом насилии. Имеются в виду самые различные его виды: экономическое, политическое, моральное, психологическое и др. Если начальник в ответ на справедливую критику принуждает подчиненного уволиться «по собственному желанию», это тоже насилие. Если в средствах массовой информации изо дня в день пропагандируются разврат, убийства, жестокость - это тоже насилие над человеком, над его духовным миром, это духовное насилие, которое, однако, не менее одиозно, нежели физическое, хотя и более завуалировано.

И с этим связан еще один момент в понятии насилия. Оно может быть не только явным и прямым, проявляющимся в открытой форме - убийство, нанесение физического или материального ущерба, хищение собственности и т.д. Насилие может выступать в замаскированной форме, когда создаются определенные условия, ограничивающие права людей или создающие препятствия для утверждения их законных интересов. Эта форма получила название структурного насилия. Невыплата зарплаты в срок, невозможность пойти в отпуск хотя бы раз в год, отсутствие возможности опубликовать в центральной газете критическую заметку на государственного чиновника - все это примеры структурного насилия.

Насилие как высшая стадия эскалации конфликта проявляется не только в различных формах, но и видах. Оно может охватывать самые различные сферы человеческой деятельности (экономическую, политическую, бытовую и т.д.) и уровни организации социальной системы (индивида, группу, общность, общество).

В связи с этим отметим, что одним из наиболее распространенных видов насилия сегодня является домашнее (семейное) насилие.

Тенденция к расширению и углублению конфликта

Это еще один этап эскалации конфликта. Конфликт не существует в постоянных рамках и в одном состоянии. Начавшись в одном месте, он начинает «расползаться», охватывать новые сферы, территории, социальные уровни и даже страны. Возникнув, например, как сугубо производственный деловой конфликт между двумя членами организации, он в дальнейшем может охватывать социально-психологическую и идеологическую сферу, с межличностного уровня перейти на межгрупповой уровень и т.д.

Первая мировая война, начавшись как война между двумя коалициями держав (германо-австрийский блок и Антанта), переросла в войну, в которую было вовлечено 38 государств. Во Второй мировой войне участвовало 72 государства, хотя начиналась она также как война между двумя коалициями держав, объединяющих всего несколько стран.

Завершение конфликта

Завершение конфликта - это прекращение действий всех противоборствующих сторон, независимо от причин, по которым это произошло. Все конфликты изменчивы, не похожи друг на друга, поэтому нет единой системы их завершения.

Конфликт может быть:

1. Исчерпан и разрешен примирением сторон.

2. Прекращен ввиду выхода из него одной из сторон, либо ее уничтожением.

3. Развитие конфликта может быть пресечено, либо конфликт может быть прекращен в результате вмешательства третьей стороны.

Способы завершения конфликта могут быть также весьма разнообразны. Наиболее типичные из них следующие:

1) устранение (уничтожение) оппонента или обоих оппонентов противоборства;

2) устранение (уничтожение) объекта конфликта;

3) изменение позиций обеих или одной из сторон конфликта;

4) участие в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения;

5) обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его при посредстве третейского судьи;

6) переговоры как один из наиболее эффективных и часто встречающихся способов разрешения конфликта.

По своему характеру завершение конфликта может быть:

1) с точки зрения реализации целей противоборства:

* победоносным,

* компромиссным,

* пораженческим;

2) с точки зрения формы разрешения конфликта:

· мирным,

· насильственным;

3) с точки зрения функций конфликта:

* конструктивным,

* деструктивным;

4) с точки зрения эффективности и полноты разрешения:

* полностью и коренным образом завершенным,

* отложенным на какое-либо (или неопределенное) время.

Формами завершения конфликта могут быть:

* затухание (угасание) конфликта,

* устранение конфликта,

* перерастание конфликта в другой конфликт.

Следует отметить, что понятия завершение и разрешение конфликта не тождественно равны. Разрешение конфликта-то или иное положительное действие участников, прекращающее противоборство мирными или силовыми методами.

В целом для этой ситуации характерны следующие события:

1. Намечаются тенденции к нормализации конфликта и его ликвидации (победа одной из сторон, истощение ресурсов и т.п.).

2. Имеют место эпизодические вспышки противостояния. Агрессивные настроения подогреваются воспоминаниями о причиненных друг другу бедах и зле.

3. Постепенно вызревает решение предметной проблемы. Нормализуется эмоционально-волевая сфера взаимодействия.