Развитие детей с нарушением интеллекта. Дети с нарушениями речи

Нарушенное развитие характеризуется отклонениями в

физическом и (или) психическом развититии. Дети с подобными отклонениями нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения.

В настоящее время выделяют следующие категории детей с отклонениями в развитии (нарушениями развития, детей со специальными образовательными потребностями, с проблемами в развитии):

Дети с нарушением слуха. Это дети, у которых вследствие поражения слухового анализатора нарушены слуховые функции, и вследствие этого отмечается либо отсутствие речи, либо ее грубое недоразвитие. В зависимости от степени тяжести дефекта выделяют две группы: неслышащие (глухие) дети и частично (слабо) слышащие.

Дети с нарушением зрения. Это дети, у которых вследствие поражения зрительного анализатора нарушены функции зрительного восприятия. В зависимости от степени тяжести выделяют две группы: незрячие (слепые) и частично видящие (слабовидящие).

Дети с нарушением речи. Существует две классификации речевых нарушений: клиническая (медицинская) и психолого-педагогическая.

По клинической классификации выделяют такие речевые нарушения, как: дисфония (нарушения голоса), брадилалия (замедленный темп речи), тахилалия (ускоренный темп речи), заикание (нарушение ритмической организации речи), дислалия (косноязычие), ринолалия (гнусавость), дизартрия (нарушение произносительной стороны речи), алалия (отсутствие речи), афазия (утрата речи), дислексия (нарушение процесса чтения), дисграфия (нарушение процесса письма).

По психолого-педагогической классификации выделяют: общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), заикание. На основе психолого-педагогической классификации дети принимаются в специальные образовательные учреждения.

Дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Это дети, у которых вследствие поражения двигательных центров головного мозга возникают различные двигательные расстройства, детский церебральный паралич (ДЦП). К этой категориитакже можно отнести детей с различными заболеваниями костно-мышечной системы.

Дети с задержкой психического развития. Это самая многочисленная категория детей. Их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций и эмоционально-личностная незрелость вследствие микроорганического поражения центральной нервной системы или ее функциональной незрелости.

Дети с нарушением интеллекта или умственно отсталые дети. Характеризуются стойким недоразвитием познавательной деятельности вследствие грубого органического поражения центральной нервной системы. В зависимости от сроков поражения мозга выделяют две формы: олигофрению (раннее поражение мозга) и деменцию (более поздние сроки поражения центральной нервной системы, приводящее к распаду интеллекта).

Дети со сложными дефектами, с комплексными нарушениями . Это дети, имеющие более одного первичного дефекта. Дети с сенсорными дефектами (слепоглухие), с сенсорными и двигательными расстройствами (слепоглухой с ДЦП), с интеллектуальными и сенсорными дефектами (глухой умственно отсталый), с интеллектуальными и двигательными расстройствами (умственно отсталый с ДЦП) и т.д.

Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы. В эту категорию входят дети с ранним детским аутизмом (РДА). Ранний детский аутизм – это тяжелое нарушение психического развития, его механизмы до конца не раскрыты. У таких детей грубо нарушена эмоциональная сфера, вследствие чего затрудняется взаимодействие с окружающими людьми и предметным миром.

Дети с нарушением поведения (девиантным поведением). У этих детей отклонения в поведении и проблемы адаптации возникают на фоне психопатий или психопатоподобных расстройств.

Лекция 2. Основные категории специальной психологии и педагогики.

2.1. Дети с нарушениями в развитии.

2.2. Системы помощи лицам с ОВЗ.

Дети с нарушениями в развитии.

Развитие психики детей с нарушениями в развитии подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка:

♦ цикличность психического развития;

♦ неравномерность психического развития;

♦ развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее;

♦ пластичность нервной системы;

♦ соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития.

Зная их, можно продуктивно искать пути, факторы и направления развития различных категорий детей с отклонениями.

Надо различать и общие закономерности отклоняющегося развития:

♦ снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;

♦ трудность словесного опосредования;

♦ замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности;

♦ риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности (по В. И. Лубовскому).

В. В. Лебединский на основе представлений отечественных и зарубежных ученых (Л. С. Выготский, Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев, Л. Каннер и др.) предложил свою классификацию видов психического дизонтогенеза (разных форм нарушения нормального онтогенеза):

1. Психическое недоразвитие. Примером служит умственная отсталость. Характерно раннее поражение мозговых структур. Недоразвитие, под которым понимается общее стойкое отставание в развитии всех функций вследствие раннего органического поражения мозга (прежде всего – коры больших полушарий). Поражение может иметь наследственную природу (эндогенную) или быть результатом внешних (экзогенных) факторов, действующих во внутриутробный, натальный периоды или в раннем детстве. При недоразвитии имеется диффузное (повсеместное) поражение мозга. Все мозговые структуры недоразвиты, но наиболее пострадавшими поврежденного оказываются мышление и речь. Наиболее характерным примером недоразвития является олигофрения. В основе патогенеза недоразвития лежит механизм ретардации функций.

2. Задержанное психическое развитие (ретардация) . Характеризуется замедленным темпом формирования познавательной и эмоциональной сфер. Задержанное развитие – замедление темпа всего психического развития, возникающее чаще всего в результате слабо выраженных органических поражений коры головного мозга (обычно парциального характера) или длительных и тяжелых соматических заболеваний. При задержанном развитии имеется «мозаичное» поражение мозга, когда наряду с поврежденными структурами имеются и сохранные. Большая сохранность мозговых структур обеспечивает лучшую компенсацию нарушенных функций. В основе патогенеза задержанного развития лежит механизм ретардации функций.

3. Повреждённое психическое развитие. Локальное поражение какого-либо анализатора или структур головного мозга. Патологическое воздействие на мозг произошло в период, когда их морфологическое и функциональное созревание было практически завершено. Поврежденное психическое развитие, представленное органической деменцией – нарушением психического развития в конце раннего возраста или уже после трех лет вследствие массивных травм мозга, нейроинфекций, наследственных дегенеративных заболеваний. Во многих случаях органическая деменция имеет прогрессирующий характер. В основе патогенеза поврежденного развития лежит механизм ретардации функций.

4. Искажённое развитие (асинхрония). Характерно патологически ускоренное асинхронное развитие отдельных психических функций. Искаженное психическое развитие – разные варианты сложных сочетаний общего недоразвития, задержанного, ускоренного и поврежденного развития. Причинами искаженного развития являются некоторые процессуальные наследственные заболевания, например шизофрения, врожденная недостаточность обменных процессов. Ранний детский аутизм – наиболее яркий пример этого типа нарушенного психического развития. В основе патогенеза искаженного развития чаще лежит механизм акселерации (ускоренного развития функции). Когда одна или несколько психических функций (как правило, мышление, или речь) резко вырываются вперед, опережая онтогенетические сроки и при этом не подтягивая все остальные. При искаженном развитии также возможно сочетание механизмов акселерации и ретардации.

5. Дисгармоническое развитие это форма нарушения развития, при которой отмечается недостаточность развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, при относительной сохранности остальных структур. Примером служат психопатии и случаи патологического развития личности.

6. Дефицитарное развитие . Характеризуется тяжёлым недоразвитием или повреждением отдельных анализаторных систем: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и др. Наиболее ярко его представляют нарушения психического развития при недостаточности анализаторных сенсорных систем – зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. Дефицитарному развитию подвержены также дети с тяжелыми нарушениями речи.

Среди представителей каждого типа нарушенного развития наблюдаются значительные индивидуально-групповые различия, которые зависят от причин нарушения, периода действия и интенсивности фактора, вызвавшего нарушение. Знание типов нарушенного развития дает возможность психологу более глубоко понять типологию данных нарушений и провести адекватную психокоррекцию.

На тип возникшей у ребенка дизонтогении влияют так называемые параметры дизонтогенеза. В соответствии с представлениями М. С. Певзнер, В. В. Лебединского, Э. Г. Симерницкой называют такие параметры, как:

♦ время и длительность воздействия повреждений (возрастная обусловленность дизонтогении). Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее является недоразвитие психических функций;

♦ этиология (причины и условия возникновения нарушений);

♦ локализация, интенсивность и распространенность патологического процесса. Локальные формы: дефекты отдельных анализаторных систем. Системные нарушения: интеллектуальные дефекты (УО, ЗПР);

♦ степень нарушения межфункциональных связей и иерархических координации. При общем повреждении нервной системы в первую очередь страдают те функции, которые находятся в сенситивном периоде развития.

Нарушения психического развития могут иметь частный и общий характер. Частные нарушения - это нарушения в деятельности анализаторов: зрения, слуха, речи, движений.

Общие нарушения функций головного мозга связаны с деятельностью регуляторных систем.

Поражения мозга на подкорковом уровне приводят к снижению уровня бодрствования, постоянному снижению работоспособности. На этом же уровне поражений встречаются нарушения элементарных эмоций - беспричинные вспышки ярости, чувство общей тоски, тревоги и т. д.

При поражениях головного мозга на уровне коры происходит специфическое нарушение интеллектуальной деятельности: недостаточность функций целеполагания, программирования и контроля. Поражение лобных отделов головного мозга приводит к нарушению произвольности целенаправленной деятельности. Ребенок испытывает трудности с планированием выполнения ряда заданий, отмечается неустойчивость произвольного внимания, теряется функция контроля и критического отношения к результатам деятельности.

Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее будут проявления недоразвития психики. При более поздних поражениях характерны повреждения и распад ранее сформированных функций. Каждая функция в ходе своего развития проходит сенситивный период с наибольшей интенсивностью развития, но в этот же период данная функция является наиболее уязвимой.

Так, периодом формирования фразовой речи является возраст от 2 до 3 лет: проходит бурное накопление словарного запаса, усвоение лексико-грамматических конструкций. В это же время психические травмы, соматические заболевания, перенесенные в этот период, могут привести к возникновению заикания. В возрасте от 5 до 7 лет происходит формирование основных морально-этических чувств. Ребенок в этот период развивает навык произвольной регуляции эмоций, и повреждающие воздействия в этот период могут способствовать возникновению органической психопатии. Поэтому в этом же возрасте часто возникают и проявляются психопатические особенности характера: злобность, раздражительность, склонность к внезапным колебаниям настроения. В младшем школьном возрасте происходит становление логического мышления. У ребенка формируются понятия о сохранении числа, массы, объема, автоматизируются навыки чтения и письма.

Недоразвитие какой-либо частной функции, не позволяющее освоить данный объем информации, социальная и педагогическая запущенность и т. д. могут привести к недостаточности либо задержке в формировании логического мышления.

В детском возрасте психические функции еще не стабилизировались. Недостаточная устойчивость психических функций может обусловить явления регресса - возврата функции на более ранний возрастной уровень. Различные события, вызывающие стресс и мобилизацию усилий организма на борьбу за выживание, приводят к явлениям временного регресса, т. е. временной утрате сформированных ранее навыков.

Например, при тяжелых соматических заболеваниях дети первых лет жизни могут утрачивать навыки ходьбы, опрятности, перестают произносить слова. У детей старшего возраста, школьников явления временного регресса затрагивают прежде всего интеллектуальную и мотивационную сферу личности. Так, у детей, переживших шоковые психические травмы (после землетрясений, железнодорожных катастроф), отмечался возврат к более примитивным формам рисунка, утрата потребностей и интересов, свойственных возрасту, и появление эмоциональных форм реагирования и потребностей, характерных для более младшего возраста: страх темноты, одиночества, потребность в физическом контакте и т. д. Стойкий регресс - это устойчивый возврат на более ранний возрастной уровень, связанный с существенным повреждением функции. Такое состояние чаще всего связано с тяжелым психическим заболеванием - ранней детской шизофренией. Чаще регрессу подвергаются менее зрелые, недавно возникшие функции. Так, более вероятна утрата навыков чтения и письма, чем навыка ходьбы и приема пищи.

Основными факторами, влияющими на продвижение в развитии ребенка с отклонениями, являются:

1) биологические: характер и выраженность нарушения в зависимости от времени его приобретения, состояния здоровья ребенка;

2) социальные: спонтанное обучение (воздействие социальной среды: семейное влияние, воздействие коллектива сверстников, отношения с взрослыми); организованное обучение неспециалистами - пребывание ребенка в детском саду или школе, систематические занятия с родителями, которые оказывают недостаточное влияние; специально организованное воспитание и обучение в домашних условиях, в закрытом учреждении, а также интеграция в среду нормально развивающихся сверстников, в результате которого происходит коррекция и компенсация нарушений развития ребенка; собственная психическая активность (интересы, склонности, эмоции, способность к волевому усилию, сформированность произвольных процессов).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

Физическое и психическое развитие человека всегда является результатом взаимодействия многих различных факторов. Одни из этих факторов наследуются, на другие влияет окружающая среда, процессы взросления и обучения. За свою жизнь человек проходит много разных ступеней развития, каждой из которых характерен определенный конкретный уровень.

Существует много факторов, способных вызвать нарушение развития ребенка. Частая причина - нарушение функции головного мозга, наследуемое или предопределенное травмой или болезнями. Нарушение гормонального обмена вызывает нарушение физического роста и психического развития. Социальные проблемы могут стать причиной нарушения развития человека. Дети, чье развитие нарушено, отличаются своей беспокойностью. Такое отклонение предопределяют факторы, которые могли быть обнаружены в период беременности, во время родов или в первый год жизни младенца.

Причины отклонений

Наиболее частые причины нарушения развития ребенка:

  • Наследственные болезни.
  • Нарушение гормонального равновесия.
  • Психическая травма беременной.
  • Инфекции.
  • Неправильное питание.
  • Социальные проблемы.
  • Окружающая среда.

Повреждения, способные нарушить развитие, случаются и во время родов, особенно большая опасность возникает при нехватке кислорода (гипоксии). Однако важным является и рост плода в период всей беременности. В зависимости от времени повреждения нарушения развития могут быть очень тяжелыми или при рождении даже не замеченными, а выявленными в процессе роста ребенка. Кроме того, развитие может нарушиться вследствие нарушения циркуляции и стока спинномозговой жидкости и мозгового кровотечения. Развитие ребенка 1-3 лет может нарушиться после черепно-мозговых травм, инфекций или психических травм.

Диагностика

Поведение ребенка может измениться: внимание его легко направлять; ему тяжело сконцентрироваться; он постоянно повторяет одни и те же действия. В школе такие дети беспокойны, движения их быстры с подергиванием, они постоянно гримасничают; пишут, сильно нажимая на карандаш. Интеллект таких деток может быть нормальным, однако некоторые познавательные компоненты занятий (например, кратковременная память, планирование действий) нарушены, замедлилось их развитие. Могут выявиться разные частичные нарушения: речи, движений и ориентации. Частое нарушение в этой области - это легастения (трудности в обучении навыкам письма и чтения).

Нарушения психического развития

Зачастую родители испытывают шок, если у них рождается ребенок с нарушением психического развития. Они не сразу могут осознать и смириться с тем, что их ребенок всегда будет не таким, как все. Умственно отсталый ребенок полностью зависит от родителей и других людей, его интеллект никогда не будет таким, как у здорового человека. Родители часто спрашивают себя, почему это случилось именно с ними. У них возникает много психологических, физических и финансовых трудностей. Однако, несмотря на все проблемы, они не должны забывать, что из-за своей немощи в большей степени страдает их ребенок. И он особенно нуждается в их любви и заботе. Однако родители, которые воспитывают такого ребенка, рассказывают, что со временем смиряются с судьбой, меняются их идеалы и критерии оценки. Родители, братья, сестры и близкие больного ребенка становятся более чуткими и заботливыми. Они испытывают радость даже при малейшем успехе ребенка.

Вследствие инфекции у 5-10% беременных женщин происходят выкидыши или повреждения плода. Негативное влияние на психику ребенка могут оказать цитомегалия, токсоплазмоз и особенно краснуха. По этой причине необходима вакцинация девочек в возрасте пятнадцати лет против краснухи.

Прежде всего, необходимо проконсультироваться с врачом, который установит степень нарушения психического развития и вместе с родителями примет решение о возможном стимулировании умственного развития ребенка. При тяжелых финансовых затруднениях необходимо обратиться в социальную службу и поинтересоваться наличием льгот, пособий или другой помощи.

Родители часто не знают, действительно ли их ребенок умственно отсталый или его естественное развитие замедлено. Сегодня имеется много литературы, предназначенной для родителей, в которой содержатся специальные таблицы, схемы, помогающие распознавать симптомы нарушения психического развития. К педиатру необходимо обратиться, если ребенок:

  • до 13-й недели не держит головку, когда его посадят;
  • до окончания 3-го месяца не пугается (не реагирует) громких звуков;
  • 4-5-месячный держит ладошки крепко сжатыми в кулачок и совсем не смеется;
  • на б-ом месяце внезапно перестает гукать;
  • с 6-го месяца у него проявляется косоглазие, его глаза начинают подергиваться, голова направлена в сторону.
  • 7-месячный еще не берет игрушку;
  • 9-месячный еще не может самостоятельно перевернуться со спины на живот;
  • 10-месячный еще не произносит простые слоги (мама, па-па);
  • 11-месячный еще твердо не сидит;
  • годовалый ребенок с помощью взрослых еще не сделал ни одного шага, не способен большим и указательным пальцем брать мелкие предметы или не отличает близких людей от чужих.

Лечение

Родители, заметив симптомы нарушения развития, прежде всего должны обратиться к своему педиатру. Врач основательно обследует ребенка, пригласив психолога, логопеда, кинезотерапевта, и подготовит программу коррекции. Обычно в лечебную программу включена и поведенческая терапия.

Незначительные нарушения функции головного мозга, которые явились причиной нарушения развития, детский организм способен преодолеть сам. Однако из-за неправильного поведения родителей или других людей эти нарушения могут зафиксироваться, а их последствия останутся на всю жизнь.

Психомоторное развитие представляет собой сложный диалектический процесс, который характеризуется определенной последовательностью и неравномерностью созревания отдельных функций, качественным их преобразованием на новом возрастном этапе. При этом каждая последующая стадия развития неразрывно связана с предыдущей.

В основе психомоторного развития лежит генетическая программа, которая реализуется под влиянием различных факторов окружающей среды. Поэтому если ребенок отстает в развитии, прежде всего необходимо учитывать роль наследственных факторов в этом отставании.

Различные неблагоприятные воздействия во внутриутробном периоде развития, во время родов (родовая травма, асфиксия), а также после рождения могут приводить к нарушениям психомоторного развития ребенка.

Для успешной лечебно-коррекционной и педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, важное значение имеет знание причин и характера нарушений развития.

Хорошо известно, что дети, страдающие одним и тем же заболеванием, по-разному отстают в развитии. Это связано с ге-нотипическими особенностями их центральной нервной системы, с различными влияниями окружающей среды, а также с тем, насколько своевременно поставлен правильный диагноз и начата лечебно-коррекционная и педагогическая работа.

Под причиной отклонения в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора, который определяет специфику поражения или нарушения развития психомоторных функций.

Известно, что почти любое более или менее длительное неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка может привести к отклонениям в психомоторном развитии. Их проявления будут различны в зависимости от времени неблагоприятного воздействия, т. е. от того, на каком этапе развития мозга оно имело место, его длительности, от наследственной структуры организма, и прежде всего центральной нервной системы, а также от тех социальных условий, в которых воспитывается ребенок. Все эти факторы в комплексе определяют ведущий дефект, который проявляется в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения. В ряде случаев может быть несколько нарушений, тогда говорят об осложненном или сложном дефекте.

Сложный дефект характеризуется сочетанием двух или более нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности обучения и воспитания ребенка. Например, сложный дефект имеет место у ребенка с одновременным поражением зрения и слуха или слуха и моторики и т. п.

При осложненном дефекте возможно выделение ведущего, или главного, нарушения и осложняющих его расстройств. Например, у ребенка с нарушениями умственного развития могут наблюдаться нерезко выраженные дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоциональные и поведенческие расстройства.

Как ведущий, так и осложняющий дефект могут иметь характер как повреждения, так и недоразвития.
Нередко наблюдается их сочетание.

Особенностью детского мозга является то, что даже его небольшое поражение не остается частичным, локальным, как это имеет место у взрослых больных, а отрицательно сказывается на всем процессе созревания центральной нервной системы. Поэтому ребенок с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата при отсутствии ранних коррекционных мероприятий будет отставать в психическом развитии.

Описанные выше нарушения развития являются первичными. Однако наряду с первичными часто имеют место так называемые вторичные нарушения, структура которых зависит от характера ведущего дефекта. Так, отставание психического развития у детей с общим системным недоразвитием речи прежде всего будет проявляться в слабости словесной (вербальной) памяти и мышления, а у детей с церебральным параличом - в недостаточности пространственных представлений и конструктивной деятельности.

У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируются активный словарь и связная речь. При дефектах зрения ребенок испытывает затруднения при соотнесении слова с обозначаемым предметом, он может повторять многие слова, недостаточно понимая их значение, что задерживает развитие смысловой стороны речи и мышления.

Вторичные нарушения в развитии затрагивают прежде всего те психические функции, которые наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. К ним относятся речь, тонкая дифференцированная моторика, пространственные представления, произвольная регуляция деятельности.

Большую роль в возникновении вторичных отклонений в развитии играет недостаточность или отсутствие ранних ле-чебно-коррекционных и педагогических мероприятий и особенно психическая депривация. Например, обездвиженный ребенок с детским церебральным параличом, не имеющий опыта общения со сверстниками, отличается личностной и эмоционально-волевой незрелостью, инфантильностью, повышенной зависимостью от окружающих.

Невыявленные отклонения в развитии, например слабо выраженные дефекты зрения и слуха, прежде всего задерживают темп психического развития ребенка, а также могут способствовать формированию вторичных эмоциональных и личностных отклонений у детей. Находясь в массовых дошкольных учреждениях, не имея к себе дифференцированного подхода и не получая лечебно-коррекционной помощи, эти дети длительное время могут пребывать в ситуации неуспеха. В таких условиях у них часто формируется заниженная самооценка, низкий уровень притязаний; они начинают избегать общения со сверстниками, и постепенно вторичные нарушения все более усугубляют их социальную дезадаптацию.

Таким образом, ранняя диагностика, медицинская и психолого-педагогическая коррекция позволяют добиться значительных успехов в формировании личности детей с отклонениями в развитии.

Умственную отсталость, негативно влияющую на психическое развитие маленького человека, диагностируют как в детском, так и в подростковом возрасте, если степень поражения мозга незначительная.

В особенно тяжелых случаях поставить диагноз становится возможным уже в первые месяцы после появления ребенка на свет. Но чаще всего взрослые замечают проблему после того, как малыш попадает в детский сад или школу.

Около 85% детей с нарушением интеллекта страдают умственной отсталостью в легкой степени. Специалисты ставят диагноз только после того, как ребенок поступит в первый класс.

Обычно нарушение интеллекта у учеников младших классов проявляется невозможностью усваивать материал и отличным от сверстников поведением.

Виды умственной отсталости

Выделяют несколько видов умственной отсталости, каждый из которых имеет свои признаки и особенности поведения:

  • легкая умственная отсталость;
  • умеренная;
  • тяжелая;
  • глубокая.

Дети с умственной отсталостью в легкой степени находят контакт с одногодками, справляются со школьной программой, хотя и имеют некоторые проблемы с усваиванием информации. Вырастая, такие люди могут стать полноценным членами общества, способными занимать определенные должности и обеспечивать себя и свою семью, но это возможно только после получения необходимой им помощи.

Ребята с умеренной умственной отсталостью (а это около 10% от общего количества) должны получить необходимую помощь в раннем дошкольном возрасте. При адекватном воспитании и лечении их общее развитие будет протекать гармонично, хотя и с отставанием от здоровых детей на 3-4 года. Обычно умеренная умственная отсталость проявляется у ребят, которым поставили диагноз «синдром Дауна». В целом такие дети способны освоить основные навыки коммуникации и самообслуживания, но только если кто-то будет их постоянно контролировать и направлять. Как правило, эти дети усваивают программу первых двух классов, не более. В подростковом возрасте они сталкиваются с проблемами в общении с одногодками из-за неспособности понять и усвоить основные социальные нормы.

Дети с диагнозом «тяжелая умственная отсталость» (это не более 4% от общего количества детей с нарушением интеллекта) попадают под наблюдение медиков уже в первые недели жизни. Физическое развитие их имеет свои, несвойственные здоровым детям особенности, в некоторых случаях проявляются аномалии. Как правило, дети с таким диагнозом значительно позже сверстников начинают сидеть, стоять, ходить и говорить. Физическое развитие протекает замедленно, проявляются хронические заболевания разной степени тяжести. Только к 10-12 годам их уровень развития начнет соответствовать уровню развития малышей 2-3 лет, а к подростковому возрасту - уровню старшего дошкольника или ученика первого класса.

И последняя категория, к которой относится не более 2% детей с нарушением интеллекта, - дети, которые страдают умственной отсталостью в глубокой степени. О проблеме родителям сообщают еще в родильном доме, отмечая у новорожденного четко выраженную асимметрию лица и другие признаки отставания в развитии.

С такими детьми работать сложнее всего, так как для них проблемой будет научиться даже обслуживать себя самостоятельно и потреблять пищу.

Причины развития заболевания

Нарушение интеллекта, которое повлечет за собой замедленное развитие, связано с:

  • унаследованными заболеваниями;
  • генетикой;
  • внутриутробными нарушениями;
  • возрастом женщены, превышающим допустимые нормы (более 45 лет);
  • тяжелой беременностью;
  • травмами во время родов;
  • воспалением мозговых оболочек;
  • черепно-мозговыми травмами.

Развитие детей с нарушением интеллекта происходит по своему графику и имеет свои особенности. Обычно такие дети познают окружающий мир через прикосновения и через рот. Именно так они получают возможность узнать максимум о предметах и объектах, которые их окружают.

Если речь идет о детях с легким нарушением интеллекта, то речевые навыки у них развиваются в том же возрасте, что и у здоровых детей, - около двух лет. У некоторых из них поэтапное развитие несколько замедляется, но к более позднему возрасту они почти догоняют сверстников.

Положительное обращение с такими ребятами и признание их среди сверстников может помочь им выработать уверенность в себе и даже проявлять лидерские качества.

Сложности детей с нарушением интеллекта

Нарушение интеллекта ведет за собой определенные сложности и трудности для детей в освоении окружающего мира и развития в целом. Как правило, это:

  • несоответствующие развитию речевые навыки: дети часто пользуются жестами для того, чтобы донести до собеседника информацию, что, в свою очередь, усложняет вербальную коммуникацию;
  • неспособность заводить друзей: развитие детей не позволяет им понять сверстников, что делает для них сложным участие в играх из-за неспособности усваивать правила;
  • проблемы в освоении школьной программы.

Сложности в общении

Подавляющее большинство детей с нарушением интеллекта к трем годам страдают нарушениями речи, то есть практически не говорят, даже если речевые навыки у них относительно развиты. Таких ребят можно легко отличить по поведению: они остаются в стороне от играющих сверстников, отмалчиваются, не играют игрушками.

Очень важно начинать работать с такими малышами в раннем возрасте, развивая речевые навыки, так как именно они станут базой для дальнейшего психологического развития. Специалисты считают, что на развитие общения у детей с нарушением интеллекта в старшем дошкольном возрасте влияют:

  • незрелость возрастных форм общения на фоне общей несформированности структурных компонентов общения;
  • дефицит внимания родителей, негативно влияющий на развитие социально-коммуникативных навыков;
  • авторитарный стиль общения, что в случае с детьми с нарушением интеллекта просто непозволительно.

Осознавая некоторую неполноценность, такие ребята стараются лишний раз не говорить с окружающими. Если диалог возникает, то в большинстве случаев он сводится к нескольким коротким фразам. Это связано:

  • с быстрым прекращением потребности высказываться, что самой собой сводит беседу на нет;
  • с нехваткой у ребенка сведений, необходимых для построения правильного ответа;
  • со скудностью словарного запаса;
  • с неспособностью понять собеседника, что приводит к не всегда адекватным высказываниям в ответ на встречную реплику.

Окончательный диагноз «нарушение интеллекта» может быть поставлен только после многочисленных комплексных обследований у ряда специалистов. Это необходимо для того, чтобы исключить из группы таких детей с низким коэффициентом интеллекта, но при этом вполне способных стать полноценными членами общества.

Трудности с обучением

Дети с нарушением интеллекта не только сложно находят контакт с окружающими, в особенности со сверстниками, но у них отмечаются и определенные сложности в обучении. В зависимости от степени поражений мозга некоторые из них могут учиться в обычной средней школе, осваивая, хоть и с трудом, общеобразовательную программу. Физическое развитие таких детей не отличается от нормы, и визуально они выглядят вполне здоровыми. Другие же ребята с более тяжелыми нарушениями интеллекта могут не суметь освоить программу средней школы, поэтому обучаются в специализированных учреждениях. Малыш с легким нарушением интеллекта может учиться в обычной школе при должном участии в его школьной жизни родителей и учителей.

Если умственные способности сильно нарушены, то обучение в обычной школе может быть сопряжено с изоляцией, неуспеваемостью, разочарованием.

Детям с серьезным нарушением интеллекта правильно будет проходить курс обучения в школах, где с ними будут работать подготовленные специалисты по корректирующим методикам.

Самооценка

У детей со сбоем функционирования интеллекта отмечаются недостаточно сформированные мыслительные операции, что выливается в проявление одной существенной особенности: они не умеют адекватно оценивать себя и свои возможности. Как правило, эти дети всегда довольны тем, что они делают, и не осознают неудач.

Чтобы ускорить социализацию таких детей, с ними нужно заниматься трудотерапией. Речь идет о простых работах на даче, на ферме, в гончарной мастерской, например, или в конюшне по уходу за лошадьми. Контакт с животными, как с лошадьми, так и с домашними питомцами, положительно влияет на развитие малышей, которые начинают чувствовать свою важность и необходимость, полностью перенимая манеру поведения взрослых.

Считается, что дети с таким диагнозом быстрее социализируются, много времени проводя на даче или в деревне, где у них будут постоянные обязанности и задания, выполнять которые нужно будет под контролем взрослого. В ходе таких работ дети смогут улучшить развитие моторики, научатся выстраивать связи с окружающими, смогут развиться как личности и стать частью общества.

Можно ли вылечить нарушения интеллекта?

К сожалению, болезнь останется с ребенком на всю жизнь. Вместе с тем нужно отметить, что это стабильное состояние, которое может измениться лишь в подростковом и взрослом возрасте в зависимости от степени нарушений.

Если обеспечить детям специализированное обучение с корректирующим воспитанием, то в случаях с легкой степенью умственной отсталости они смогут достаточно уверенно себя чувствовать, влившись в социальную жизнь.

Роль игровой деятельности

Детям с нарушением интеллекта с ранних лет нужно прививать интерес к играм, пытаясь через них влиять на психическое развитие. Лучше всего это получается делать у воспитателей специализированных учреждений. Очень важно, чтобы ребенок как можно лучше овладел игрой, так как это благоприятно скажется на дальнейшем его умственном и речевом развитии.

Известно, что в дошкольном возрасте основными являются сюжетно-ролевые игры, в ходе которых ребята придумывают для себя роли, диалоги, используют игрушки и предметы-заместители, таким образом создавая свой мини-мир, где действуют по своим правилам.

Очень важно, что, играя в сюжетно-ролевые игры, дети копируют манеру поведения, отношения взрослых. Таким образом они знакомятся с разными видами человеческой деятельности, налаживают контакты друг с другом.

Чтобы дети с задержками в интеллектуальном развитии смогли играть в такие игры, необходимо их подготовить. Этим и занимаются родители и педагоги в специализированных учреждениях. Со временем в жизнь ребенка можно будет ввести подвижные и дидактические игры.